Глагольное словосочетание — это.. (70 примеров)

Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров)Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров)
Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров)

Отличительные признаки

Словосочетания с главным словом-глаголом носят название глагольных. Однако это не единственный тип сочетаний в русском языке. Также эти синтаксические единицы могут быть именными и наречными.

Отличить их друг от друга несложно, достаточно выявить главный компонент, от него задать вопрос зависимому и посмотреть на его часть речи.

Например, «светлый плащ» — именное сочетание, поскольку главный компонент «плащ» — имя существительное, от него задается вопрос зависимому прилагательному: плащ (какой?) светлый.

Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров)

  • А «бежать быстро» — пример глагольного сочетания, ведь слово «бежать» в нем является главным, от него задают вопрос «как», на который и отвечает зависимое наречие.
  • Также можно выделить следующие признаки данных конструкций:
  • Главное слово — глагол или его особые формы (причастие, деепричастие). Глагол может иметь любое спряжение, время и число, может быть представлен инфинитивом.
  • Форма синтаксической связи — управление или примыкание.
  • Зависимый компонент чаще всего выражен наречием. Однако может быть выражен и другими частями речи.

Если способ связи — согласование, то сочетание не может являться глагольным.

Выявление в предложении

Очень важно научиться находить такие конструкции в предложении или тексте. Есть определенные правила, которые помогут это сделать.

Первый шаг — найти грамматическую основу, подлежащее и сказуемое, которые относятся к главным членам и не являются словосочетаниями.

Например: «белый пушистый зайчик ловко уходил от ловушек, расставленных в спешке охотником». Грамматическая основа в этом случае «зайчик уходил».

Следующий шаг — выписать все словосочетания, которые встречаются в предложении.

Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров)

Важно отделять словосочетания от сочетаний слов, которые не имеют между собой логической связи. Например, «зайчик ловко» — это две лексемы, между которыми нет семантической связи, поэтому словосочетанием такая конструкция не является.

Далее необходимо выявить из списка непосредственно глагольные конструкции и переписать их отдельно. К их числу относятся три последних примера. Еще одно выявленное сочетание «белый пушистый зайчик» именное, поскольку главный компонент — имя существительное.

Проведение анализа

Разбор глагольных словосочетаний предполагает использование определенной схемы, конкретного порядка действий, первым шагом в котором является обнаружение главного и зависимого компонентов. От главного к зависимому задается вопрос. Например, «уходил (как?) ловко», «расставленных (кем?) охотником», «расставленных (как?) в спешке».

Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров)

Следующий шаг — определение частей речи, которыми выражены компоненты: уходил (глагол) ловко (наречие); расставленных (причастие) охотником (существительное), в спешке (наречие).

Определить тип сочетаний становится несложно — все они относятся к глагольным. Наконец, необходимо определить способ связи элементов конструкции, это управление, выраженное по смыслу, интонационно и грамматически.

Смысловые отношения между главным и зависимым компонентами обстоятельственные и объектные.

Типология и примеры

Форма глагола в такого рода синтаксических единицах может быть любой. Например: «смотреть косо», «лежал удобно», «бежала быстро», «будет выступать под аплодисменты», «смогу победить уверенно», «ешь немедленно!». Все эти конструкции называются глагольными словосочетаниями, от которых следует отличать составные глагольные сказуемые.

В них имеются две глагольные формы: «умеет работать» — оба глагола, представляют собой сложную форму главного члена предложения, к словосочетаниям не относятся. А «умеет работать хорошо» — это пример сочетания составного глагольного сказуемого с наречием, то есть сочетание, в котором главный компонент выражен двумя лексемами, а зависимый — одной.

Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров)

Примеры сочетаний, в которых главным словом является причастие: «уснувший быстро», «подъехавшие к городу», «встречающие гостей», «общающийся с начальником», «уставший от работы», «понимавший его».

Схема таких конструкция проста: причастие плюс существительное, местоимение или наречие.

Составить их можно так: подобрать причастие, задать от него вопрос и придумать подходящее по смыслу зависимое слово, которое будет нести в себе дополнительную информацию о действии.

Например, необходимо описать бег. Причастие «бежавший», от него задается вопрос (как? где? когда? и другие) и подбираются зависимые слова: бежавший (как?) быстро, медленно, галопом, рысью; бежавший (где?) в лесу, по полю, в тренажерном зале, на стадионе; бежавший (когда?) утром, в дождь, весной, в 1991 году; бежавший (куда) в лес, к другу; бежавший (откуда?) из парка, от бабушки.

Следующая форма глагольных словосочетаний — в которых главный элемент выражен деепричастием: «читая книгу», «прося защиты», «опасаясь змей».

А примеры словосочетаний глагол и деепричастие (смотреть, играя; плакать, проигравши) — это глагольные сочетания, в которых основной элемент выражен глаголом. От него можно задать вопрос деепричастию, которое в данном случае будет выступать зависимым словом.

Значение конструкций

Глагольные словосочетания очень важны для носителя языка, поскольку помогают передать более подробную информацию, чем это можно было бы сделать одним словом. Например, «править» — это глагол, который не дает представления о том, как именно происходит действие. А если включить его в словосочетание, то читатель или слушатель получит более подробные данные:

  • Править королевством (узнает место действия).
  • Править строго (особенность действия, характеристику).
  • Править временно (время действия).

Таким образом, данные глагольные словосочетания дают возможность информативнее передать сведения. Они являются важнейшей частью предложения или текста, делают его полезным, интересным, распространенным. Автору с их помощью гораздо проще излагать свои мысли, а читателю — понимать, о чем идет речь.

Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров)

Особенности преподавания

В школе, особенно в начальных классах, детям сложно разобраться, что такое глагольное словосочетание, поэтому изучать их начинают в среднем звене, после знакомства с причастием и деепричастием.

Но это не значит, что младшие школьники совсем не используют такие обороты.

В речи, как устной, так и письменной, они встречаются, даже при синтаксическом разборе предложений можно задать от главного слова-глагола вопрос и выявить зависимое.

«Кошка медленно идет»: идет (как?) медленно. Дети интуитивно понимают, что наречие помогает более детально охарактеризовать способ действия, но пока не могут сказать, какая именно единица синтаксиса перед ними.

В средней школе ученики уже знакомятся со словосочетаниями, учатся вычленять их в тексте, анализировать. И чтобы они быстрее разобрались в теме, следует научить их таким хитростям:

Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров)

  1. Способ связи согласование — сигнал того, что словосочетание не может быть глагольным.
  2. От глагола вопросы задаются чаще всего наречиям, существительным и местоимениям. Например, «нарушить умышленно»: нарушить (как?) умышленно, или «соответствовать идеалу»: соответствовать (чему?) идеалу. Вопрос следует задавать каждый раз, когда нужно вычленить и проанализировать конструкцию.
  3. В одном предложении может быть несколько таких конструкций, важно найти их все.
  4. Сначала выявить грамматическую основу, посмотреть, возможно, имеется составное глагольное или именное сказуемое, которые не относятся к рассматриваемым единицам синтаксиса.
  5. Содействие окажет и анализ смысловых отношений. Это могут быть объектные отношения — действие и его предмет, например, «приказать подчиненному», «копать траншею», «читая книгу», «тереть на терке» «бывать на море». А также обстоятельственные — указание на признак действия: «читать медленно», «бежать галопом», «сидеть прямо». Слова в данном случае могут сочетаться между собой по смыслу и грамматически.

Глагольные словосочетания — важнейшие синтаксические единицы, которые делают нашу речь богаче и образнее, помогают передать более детальную информацию о действии, поэтому их необходимо использовать и уметь анализировать.

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/glagolnye-slovosochetaniya.html

Глагольные словосочетания: примеры и характеристики

Образование 11 июня 2016

Словосочетания изучает раздел русского языка под названием синтаксис. Они отличаются структурой и видом главного слова. В статье описываются глагольные словосочетания, примеры даются с опорой на контекст.

Классификация словосочетаний

В русском языке словосочетанием называется совокупность двух или более слов, где одно слово главное, другие — зависимые. Существует несколько классификаций словосочетаний.

По характеру подчинительной связи выделяют сочетания слов на основе согласования (зависимое слово уподоблено главному в числе роде и падеже: свежий ветер), управления (главное слово управляет именной частью речи, стоящей в косвенном падеже: дружить с сестрой) и примыкания (слова связаны только по смыслу: красиво рисовать). Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров)

Исходя из того, какой частью речи является главное слово, выделяют именные, глагольные, наречные словосочетания.

В именных главное слово представлено существительным, прилагательным, местоимением или числительным: высокий дом, некто веселый, упрямый по-хорошему, десятеро в машине. Если главное слово представлено глаголом — это глагольные словосочетания.

Примеры: вырваться вперед, держать слово, вести переговоры. Наречных словосочетаний в русском языке меньше. В них главное слово — наречие: еще нескоро, очень спокойно, сильно больно.

Ниже более подробно будут рассмотрены глагольные и именные словосочетания.

Отношения между членами словосочетаний

В неодинаковых по структуре словосочетаниях возникают разные отношения. Там, где согласование — связь определительная, управление — объектная, примыкание — обстоятельственная. Глагольные и именные словосочетания в русском языке составляют подавляющее большинство. Подчинительная связь при этом может быть различной.

Именное обычно строится на согласовании (воздушный змей) и управлении (платье в цветочек), редко на примыкании (кафе в Сочи). Глагольные словосочетания в русском языке базируются на управлении (говорить с артистом) и примыкании (сложить быстро).

Таким образом, все три типа отношений в словосочетаниях одинаково распространены. При выполнении разбора словосочетаний с точки зрения синтаксиса следует указать его тип по главному слову, по характеру связи и по особенностям отношений.

Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров)

Управление в глагольных словосочетаниях

Глагол, который связан с именем существительным в косвенном падеже, иллюстрирует такой характер подчинительной связи, как управление.

То есть те сочетания слов, которые построены на управлении, где главное слово представлено глаголом — это глагольные словосочетания. Примеры: привезти из города, зайти за другом, увидеть закат, ехать мимо площади.

Читайте также:  Падеж существительного в составном именном сказуемом

Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров)

Нормы управления

С такими словосочетаниями связаны некоторые грамматические нормы управления.

Так, глагол оплатить требует после себя имя существительное без предлога в винительном падеже (оплатить ремонт), тогда как глагол заплатить связывается с таким же существительным, но с предлогом (заплатить за ремонт).

Иногда допускаются ошибки при употреблении глаголов со значением визуального восприятия. Если слово смотреть часто используется с предлогом на (смотреть на закат), то слову любоваться предлог не требуется (любоваться закатом — ошибочно, правильно любоваться на закат).

Особенным является глагол скучать, который управляет предложным падежом, поэтому правильно говорить скучать по семье, по тебе, по вас.

Некоторые глаголы после себя требуют существительное в родительном падеже, тогда как нередко ошибочно употребляются с винительным: бояться, достигать, избегать и другие.

Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров)

Примыкание в глагольных словосочетаниях

Весьма распространены словосочетания на основе примыкания, где главное слово представлено глаголом, то есть глагольные словосочетания.

Примеры: стоять, размышляя, смотреть сосредоточенно, приехал поговорить, выпить какао. В примыкании зависимые слова выражены неизменяемым словом.

Это могут быть инфинитив, деепричастие, существительное, наречие, которые соединяются с главным словом только по смыслу.

Глагольные словосочетания и составные сказуемые

Словосочетание, где главное слово — глагол и зависимое — глагол-инфинитив, бывает сложно отличить от составного глагольного сказуемого.

Дело в том, что такое сказуемое имеет похожую с глагольным словосочетанием структуру.

К примеру, позвонил уточнить — это словосочетание (в предложении подчеркиваются как разные члены), а хотел уточнить — составное сказуемое (подчеркивается как один член предложения).

Отличить такие конструкции нетрудно. В составном глагольном сказуемом перед инфинитивом стоит неполнозначный глагол, который сам не несет смысловой нагрузки: начал делать, желал поделиться, решил приехать.

В глагольном словосочетании с зависимым словом инфинитивом оба глагола полнозначные: прилег отдохнуть, договорилась прогуляться, приказал наступать. Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров)

Примеры глагольных словосочетаний из литературы

Встречаются такие задания по русскому языку, в которых требуется привести примеры того или иного языкового явления из художественной литературы. Ниже даны предложения с глагольными словосочетаниями, взятые из текстов русских писателей. «Слышится опять ровный… голос унтера». «Сам себя веди аккуратно». «Служил хорошо…

с полным усердием» (Короленко В.Г. «Чудная»). «Сруб ледника мало подается вперед». «В ясную погоду он высох совершенно». «Посреди… хлопот август и сентябрь промчались незаметно» (Фет А.А. «Осенние хлопоты»). «…зеленоватые волны скользили мимо». «…город чувствовал… взгляд и стоял чутко и мирно». «…луна… пристально глядела…

с чистого неба» (Тургенев И.С. «Ася»).

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/181707/

Словосочетание

  • Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
  • Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
  • Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (сравните: домик — деревянный домик).

От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом).

Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов. Сравните: фразеологизм водить за нос (обманывать) — свободное словосочетание водить за руку.

От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает), а словосочетание — нет.

Существует и другое понимание словосочетания — как соединения слов, связанных любым типом связи.

При таком понимании говорят о сочинительных словосочетаниях (трудный, но интересный) и о главных членах предложения как о словосочетании (Он спит.

) Такое понимание размывает противопоставление словосочетания и предложения и не является общепринятым, но находит отражение в комплексе В.В. Бабайцевой.

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:

определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку);- объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия (стучать молотком) и т. п.;- обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно).

В некоторых словосочетаниях может наблюдаться совмещение значений. Например: поездка в город — какая? И куда? (определительные и обстоятельственные отношения).

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро.

  1. По характеру главного слова словосочетания делятся на:
  2. именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным),
  3. глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием),
  4. наречные и местоименные.
  5. К именным относятся, например, словосочетания новый дом, книга с картинками, участник встречи, черный от загара, очень полезный, пятый с краю, двух учеников; к глагольным — совершить подвиг, поехал отдохнуть, работать добросовестно, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь; к наречным — совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло; к местоименным — мы с тобой, каждый из нас.

Среди словосочетаний выделяются синтаксически неделимые, которые выступают в роли одного члена предложения: трое друзей, один из них, несколько книг и др. Например: Ночью в двенадцать часов два приятеля шли по Тверскому бульвару (Чехов).

  • Связь слов в словосочетании
  • Компоненты словосочетания связаны друг с другом подчинительной связью, которая бывает трех видов: согласование, управление, примыкание.
  • Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.

Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).

  1. Зависимое слово при согласовании может быть выражено
  2. 1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать;2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу; 3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу; 4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу; 5) существительным — согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем; 6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде: обеих девочек, обоих мальчиков.
  3. Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.
  4. Главное слово при управлении выражается
  5. 1) глаголом в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу; 2) существительным: чтение книги; 3) прилагательным: довольный успехом; 4) количественным числительным в именительном (винительном) падеже: три стула, пять стульев.
  6. Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего.

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.

  • Главное слово при примыкании:
  • 1) глагол: бежать быстро,2) прилагательное: очень быстрый,3) наречие: очень быстро,4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше.
  • Зависимое слово при примыкании выражается
  • 1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее,2) деепричастием: говорил заикаясь,3) инфинитивом: просил написать,4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки,6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно,7) существительным— несогласованным приложением: в газете «Известия».
  • Следует различать словосочетания и сочетания слов:

1. сочетание самостоятельного слова со служебным (предлогом, частицей): около леса, рядом с домом; пусть пишет, хотел бы.2. фразеологические сочетания: бить баклуши; сломя голову; ни жив, ни мертв;3.

сочетание подлежащего и сказуемого: Октябрь наступил;4. обособленные, уточняющие и присоединительные члены предложения: Онегин, добрый мой приятель, родился на берегах Невы (А.

Пушкин) (Онегин, добрый — не словосочетание).

Свободные и несвободные словосочетания

В свободных словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль разных членов преджложения (каждое слово — свою). Например: Прозрачный воздух был теплым и нежным (свободное словосочетание прозрачный воздух).

В несвободных (цельных) словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль одного члена предложения. Например: Обещанного три года (как долго?) ждут (Пословица).Среди цельных словосочетаний наиболее употребительными являются следующие:

— с главным словом существительным, например: большинство (меньшинство, часть, группа, сотня и т. д.) жителей, машин и т. д.;- с главным словом числительным, например: кто-то (кто-нибудь, каждый, никто) из нас, что-то сказанное, все хорошее, мы с друзьями и т. д.

Читайте также:  Приставочный способ образования слов (70 примеров)

;- с главным словом числительным, например: три тополя, трое друзей, один из нас, десять лет и т. д.

;- с главным словом много, мало, столько, сколько, несколько, более (больше), менее (меньше): много песен, более ста человек, столько впечатлений, несколько вариантов и т. д.

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора

I. Выделить словосочетание из предложения.II. Охарактеризовать строение словосочетания:а) указать главное и зависимое слова;б) назвать части речи, которыми они выражены;в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).III. Определить грамматическое значение словосочетания.

Образец разбора

Язык есть вековой труд целого поколения (Даль).Какой? Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи— согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.

Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров)

  1. ОБРАЗЕЦ СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
  2. Мальчик с восторгом говорил о своей школе.
  3. Устный разбор
  4. В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.

 1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно. 2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе.

О школе — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено). 3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоимение + существительное», связь — согласование.

Грамматическое значение определительное (признак предмета).

Письменный разбор 

Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров)

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/172

Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные

  • Класс _______________
  • Предмет_____________
  • Дата:
  • Тема: Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные.
  • Цель: повторить синтаксис, виды словосочетаний.
  • Задачи:

1.Повторить синтаксис, что такое словосочетание его основные виды.2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста.3.

Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.

  1. Оборудование: учебник, раздаточный материал
  2. Методы работы: устная, письменная
  3. Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
  4. Ход урока.
  5. Проверить готовность учащихся к уроку.
  6. Проверочный тест
  7. 1. Укажите именные словосочетания:
  8. А) устный счет;Б) участие в соревновании;В) участвовать в игре;Г) чествовать победителя;
  9. Д) шел по дороге.
  10. 2. Укажите глагольные словосочетания:
  11. А) гигантский завод;Б) сверкнуть на солнце;В) доблестный воин;Г) неприятный запах;
  12. Д) работать на поле.
  13. 3. Найдите глагольные словосочетания:
  14. А) ужасный ветер;Б) расстилаться по равнине;В) искусный мастер;Г) вершина ели;
  15. Д) собирать крыжовник.
  16. Ответ:1 – а, б; 2 – б, д; 3 – б, д.
  17. — Словосочетание – это …(единица синтаксиса);
  18. — Словосочетание состоит … ( из двух и более самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически);
  19. — Словосочетание служит …(для более точного и конкретного называния предметов, действий и признаков);
  20. — Смысловая  связь устанавливается … (по вопросам);
  21. — Не являются словосочетаниями… (подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, сочетание предлога и самостоятельной части речи);
  22. — Грамматическая связь слов в словосочетании выражается … (с помощью  окончаний и предлогов);
  23. — По характеру главного слова словосочетания делятся на … (глагольные, именные, наречные);
  24. _ Какие грамматические значения могут выражаться в словосочетании? (предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано, действие и его признак, признак и его степень);
  25. — Согласование – это такая связь, …(при которой главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже);
  26. — Управление – это такая связь, … (при котором главное слово требует от зависимого определенного падежа);
  27. — Примыкание – это такая связь,… (при которой главное и зависимое слово связываются только по смыслу).
  28. Определите тип связи:
  29. артиллерист (опытный) – согласование
  30.            коммуникативный (в общении) – управление
  31.            интеллигентный (довольно) – примыкание
  32.            аккордеон (слышен) – управление
  33.            олицетворять (собой) – управление
  1. Изучение нового материала.

В зависимости от того, какое слово является главным, все словосочетания делятся на глагольные(главное слово – глагол), субстантивные (главное слово – имя существительное), адъективные (главное слово – имяприлагательное), наречные (главное слово – наречие)

Учитель.Как изменится схема «Виды словосочетаний по главному слову» с учетом новой информации.

Учащиеся отмечают, что вместо именных словосочетаний в схеме появятся субстантивные и адъективные словосочетания по главному слову.

Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров)

Учитель. Ребята, вы сейчас самостоятельно можете сформулировать тему нашего урока?

Виды словосочетаний по главному слову.

Учитель. Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке?

Подробно разобраться с каждым видом СС по главному слову.

Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки (именные, глагольные, наречные).

Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар, довольно крепкий, очень быстро, интересный малышам, весело прыгая, весело прыгающий.

Замените словосочетание «существительное + существительное» синонимичным словосочетанием «прилагательное + существительное» и наоборот.

Образец. Дом из дерева — деревянный дом.

  • Ограда из камня, занятия музыкой, человек дела, боль в голове, неопределённость в ответе, сад при школе; каменный забор, шёлковое платье, железная крышка, садовые цветы, кожаная обувь.
  • *** Творческая работа.
  • Запишите предложения, вставляя недостающие слова.
  • В синтаксисе изучаются словосочетания и … Правильно употреблять знаки препинания учит … Мы начали изучать … и …
  • Диктант с грамматическим заданием.
  • Запишите текст, устанавливая нужные связи слов.

Писатель И. С. Соколов-Микитов хорошо знал (русская природа). Он написал много рассказов о (лес, его обитатели, цветы и травы). Наблюдал, как живут (дерево), изучал повадки (звери и птицы) в пору (весеннее цветение и осенний листопад), в (зимняя стужа) и летний зной.

Для чего нам нужны словосочетания?

Какие виды словосочетаний вы знаете? Охарактеризуйте их.

Какие типы вам известны? Охарактеризуйте их.

  1. Домашняя работа____________________
  2. ***
  3. ***
  4. 2 упр.***

Источник: https://infourok.ru/vidy_slovosochetaniy_po_harakteru_glavnogo_slova_imennye_glagolnye_narechnye.-340863.htm

Словосочетание: примеры из ЕГЭ

Словосочетание представляет собой синтаксическую единицу, которая состоит из двух или нескольких самостоятельных слов, которые связываются между собой грамматической связью, выражающие единое понятие. Например: хорошая профессия, прочитать журнал, лекция по литературе, загадочная девушка.  

Структура словосочетания – главное и зависимое слово. Главным словом называется слово, которое является основным в словосочетании, то есть, предопределяет логическую связь и выстраивает всю модель словосочетания.

Зависимое слово — слово, которое реализовывает логическую связь, заданную главным словом. От главного слова к зависимому слову можно без затруднений поставить вопрос.

Например: тропинка (какая?) лесная, думать (о чем?) об экзамене, бежать (куда?) домой.

Из приведенных примеров мы видим, что главными словами в этих словосочетаниях являются слова: тропинка, думать, лесная. От них мы задаем логический вопрос зависимому слову.

Виды словосочетаний

В зависимости от структуры словосочетания бывают простыми и сложными. В структуру простого словосочетания входят два простых слова.

  • Например: слушать маму, красивые глаза, надежная подруга.
  • Сложные словосочетания – это три или больше слов, которые объединены грамматической связью.
  • Например: популярность молодого певца, внимательно читать книжку, хорошо устроенный сад.
  • Зависимо от того, к какой части речи относиться главное слово, все словосочетания делятся на три вида: именные, наречные и глагольные.
  • Примеры глагольных словосочетаний: приходить без опоздания, просить подождать, бежать без оглядки.
  • Примеры именных словосочетаний: любовь к музыке, каждый из нас, защита курсовой.
  • Примеры наречных словосочетаний: обидно до слез, очень хорошо, вдали от дома.

Виды связи в словосочетаниях

Между зависимыми и главными словами в словосочетаниях устанавливается два вида связи: смысловая и грамматическая.

Смысловая связь устанавливается наличием вопроса, который можно поставить от главного слова к зависимому. Грамматическая связь выражается с помощью окончания и предлога.

Например: рассказать о поездке, рабочее место. 

По характеру зависимого слова в словосочетании выделяют такие способы связи: согласование, примыкание и управление.

При согласовании, от главного к зависимому слову можно поставить вопрос Какой? Какая? Какое? Например: главная (какая?) улица.

При управлении от главного к зависимому слову ставиться вопрос Что? Из чего? Например: читать (что?) письмо, изделие (из чего?) из дерева. При управлении ставиться вопрос Как? Например: шептать (как?) тихо.

Не следует забывать, что словосочетание нельзя назвать подлежащее и сказуемое, они представляют собой самостоятельное предложение.

Например: пришла зима, листья кружатся, Маша заболела. Не являются словосочетаниями устойчивые выражения, фразеологизмы, служебная часть речи и существительное, а также однородные члены предложения.

Нужна помощь в учебе?

Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров) Предыдущая тема: Средства научного стиля речи: характеристика, подстили
Следующая тема:   Простое осложненное предложение: понятие и его компоненты

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/slovosochetanie-k-ege

Интернет-лицей ТПУ

Рейтинг:

Виды словосочетаний по составу

По составу различают три вида словосочетаний: глагольные, именные и наречные

Глагольные Именные Наречные
Главное слово выражено глаголом или его формами: причастием и деепричастием  Главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением  Главное слово – наречие 
  • смотреть фильм
  • гуляющий в парке
  • работая усердно
  1. книги брата
  2. синее небо
  3. первый слева
  4. мы с тобой
впереди всех абсолютно верно

Виды словосочетаний по значению

Словосочетания бывают двух видов: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные словосочетания Подчинительные словосочетания
Это словосочетания, в которых объединяются равноправные слова. Они обычно относятся к одной части речи и выполняют роль одного члена предложения. Это словосочетания, в которых объединяются главное и зависимое слово. Они выполняют роль отдельных членов предложения.
(День был) солнечный, но морозный. (союз но связывает равноправные слова солнечный, морозный) зимнее солнце (главное слово — солнце, зависимое – зимнее; они являются разными членами предложения)
Читайте также:  Нужна ли запятая в предложении?

Цельные словосочетания

Цельными называют словосочетания, в которых основную смысловую нагрузку несет не главное, а зависимое слово.

В предложении цельное словосочетание полностью является одним членом предложения. Например, четыре танкиста, много друзей.

Виды цельных словосочетаний

Словосочетание с главным словом числительным восемь дел, несколько яблок
Словосочетание с предлогом из и общим значением избирательности Трое из ребят, любой из нас, кто-нибудь из них
Словосочетание с предлогом с и общим значением совместности Мы с Тамарой, брат с сестрой, пестик с тычинкой, хлеб с икрой
Словосочетание, состоящее из существительного типа с глазами…, лицами… роста… и определяющего их прилагательного К ней подошел мужчина среднего роста.

Время на изучение: 15 минут

  Определение

  Видео

01 Словосочетание Главное и зависимое слова в словосочетании

Посмотреть

Источник: https://il.tpu.ru/obuchenie-article?key=527f2fb20784d1dd71d31401d0591523

Классификация словосочетаний

  • Словосочетания классифицируют по следующим признакам (по этим признакам и характеризуют словосочетания при синтаксическом разборе).
  • 1) По членимости – свободные (членимые) и несвободные (нечленимые);
  • 2) По структуре — простые (двучленные) и сложные (многочленные);
  • 3) По способу выражения (морфологической природе) главного слова;при более подробной характеристике учитывается способ выражения зависимого слова;

4) По характеру смысловых отношений между компонентами(т.е. по значению);

5) По характеру синтаксической связи между компонентами.

По членимости(а значит, и по соотношению с членами предложения) словосочетания делятся на свободные (членимые) и несвободные (нечленимые). В свободных словосочетаниях сохраняются самостоятельные лексические значения входящих в их состав слов. Каждый компонент словосочетания в предложении является отдельным членом.

Например: Ученик быстро решил трудную задачу. Словосочетания (свободные): быстро решил, решил задачу, трудную задачу. Несвободные словосочетания – это синтаксически неразложимые, цельные словосочетания, выполняющие роль одного члена предложения. Например: Три девицы под окном пряли поздно вечерком (П.

)

Основная роль главного слова в нечленимых словосочетаниях – это роль грамматически опорного компонента. Зависимое слово обычно выражает основное смысловое значение словосочетания.

Другие примеры: Он человек хороший; Вошел человек высокого роста; В её улыбке было что-то заученное; Случилось нечто необычное; У нас мало времени.

По структуресловосочетания делятся на простые и сложные. Лингвисты расходятся в понимании простых и сложных словосочетаний. Например, по-разному определяют простые и сложные словосочетания Н.Н. Прокопович и Н.Ю. Шведова.

При делении словосочетаний на простые и сложные Н.Н. Прокопович исходит из количества компонентов словосочетания (см.: Н.Н. Прокопович. Словосочетание в современном русском языке. М.,1966).

Простые словосочетания – это двучленные, сложные — многочленные. Двучленные словосочетания чаще всего состоят из двух знаменательных слов.

Это основной вид словосочетаний, например: интересная книга, читать книгу, интересно рассказывать.

Сложные словосочетания состоят из трёх и более компонентов. Эти словосочетания обычно образуются в результате распространения простых словосочетаний. Третий компонент сложного словосочетания может относиться:

  1. 1) К главному слову: купить игрушку сыну, смотреть фильм по телевизору, оклеить комнату обоями;
  2. 2) К зависимому слову: сок молодой берёзы, Ручка моего товарища, купить книгу по истории;
  3. 3) Ко всему словосочетанию в целом: удобный письменный стол, старая соломенная шляпа, наш близкий друг.

Простые словосочетания всегда двучленные, но они не всегда двусловные. Они могут состоять из трёх и более элементов, пишущихся отдельно. Один компонент простого словосочетания может быть представлен:

  • а) фразеологическим оборотом, терминологическим сочетанием: работать спустя рукава, бежать сломя голову, сшить на живую нитку; посолили белые грибы;
  • б) синтаксически неразложимым словосочетанием: мужчина средних лет, мальчик высокого рост;
  • в) аналитической формой слова: самая интересная книга, буду читать книгу.

Точка зрения Н.Н. Прокоповича вполне может быть принята в учебной практике вуза и школы.

С точки зрения Н.Ю. Шведовой можно познакомиться в академической « Русской грамматике» и в энциклопедии « Русский язык».

По способу выражения главного слова выделяются следую­щие разновидности словосочетаний:

1) Глагольные, в которых главным словом является глагол. Гла­гольные словосочетания образуются всеми глагольными форма­ми, в том числе причастиями и деепричастиями. Например: чи­тать книгу, читающий, книгу, читая книгу (ср.: чтение книги).

Гла­голы как главные слова сочетаются с существительными в кос­венных падежах: верить другу, слушать из вежливости; с наречи­ями разных значений: идти быстро, сказать нарочно, разругаться сгоряча, очень верить; могут сочетаться с инфинитивом в роли обстоятельства или дополнения: предложить выучить — дополнение, звать обедать — обстоятельство цели.

2) Именные словосочетания,в которых главное слово выраже­но именем существительным, именем прилагательным или име­нем числительным. Наиболее распространены именные словосоче­тания с главным словом — существительным.

Существительные в качестве главного слова сочетаются с определяющими их прила­гательными, причастиями, местоимениями-прилагательными (хо­рошая книга, открытая книга, моя книга), с другими существи­тельными в косвенных падежах без предлогов или с предлогами (книга сестры, пальто без пуговицы).

Могут сочетаться (гораздо реже) с наречиями и инфинитивами (прогулка пешком, желание учиться). Дня качественных прилагательныхособенно характерна сочетаемость с наречиями степени: совсем седой, очень интерес­ный, чрезвычайно остроумный.

Прилагательные могут выступать в качестве главных слов по отношению к существительным: чуж­дый страха, полный ягод, добрый сердцем, смелый в бою. Из числи­тельных особый вид словосочетаний образуют только количественные числительные.

В роли главного слова они выступают только в именительном и сходном винительном падеже, например: три товарища, пятеро ребят, пять тетрадей. Зависимое существитель­ное стоит всегда в родительном падеже без предлога (подробнее см. в разделе о числительном). В косвенных падежах числительного при сочетании его с существительным в качестве главного слова выступает существительное (меняется направление и характер зависимости): среди трёх товарищей, с пятью тетрадями.

3) Наречные словосочетания,в которых главное слово — наре­чие. Наречия, образованные от прилагательных, сохраняют от них способность сочетаться со словами со значением степени. Ср.

: очень громкий — очень громко, слишком высокий — слишком высоко. Иногда наречия управляют существительным (с предлогом или без предлога): вдали от дороги, незадолго до встречи, высоко в небе.

  1. Значение словосочетаний связано со способами выражения и (часто) лексическим значением главного и зависимого слова.
  2. Словосочетанием свойственны следующие виды смысловых отношений:
  3. 1) Атрибутивные(определительные), свойственные субстантивным словосочетаниям: полезная робота, решенная задача, первый дом, с тремя товарищами; книги в переплетах, езда шагом, желание учиться, умение одеваться;

2) Объектные отношения.При объектных отношениях зависимый компонент обозначает предмет, на который направлено действие, или обозначает предмет приложения признака. В предложении слово с объектным значением обычно является дополнением и отвечает на вопросы косвенных падежей существительных.

Объектные отношения характерны для глагольных словосочетаний: пригласить товарища, много друзей, опросить учащихся. Возможны в словосочетаниях с зависимым инфинитивом (инфинитив в этом случае объектный): отецпопросил сына купитьгазеты.

Объектное значение могут иметь существительные, относящиеся к отглагольным существительным и прилагательным. Именные словосочетания в этом случае чаще всего соотносительны с глагольными.

Сравните: чтение книги — читать книгу, покорение космоса — покорить космос, известие о приезде — известить о приезде, достойный награды – удостоиться награды.

3) Субъектные отношения. При субъектных отношениях зависимый компонент обозначает производителя действия или носителя признака.

Субъектные отношения наблюдаются в глагольных словосочетаниях, когда спрягаемая форма глагола или причастие имеет страдательный залог: данный людьми, избалованный родителями; Смета составляется бухгалтером.

Значение субъекта действия или носителя признака может быть свойственно родительному падежу существительного, относящемуся к существительному, образованному от глагола или прилагательного: появление автомобиля (ср.: автомобиль появился), прилет грачей; храбрость воина (ср.: воин храбрый).

4) Орудийные отношения. Орудийное (инструментальное) значение – это значение орудия (или средства) действия, с помощью которого совершается действие: писать мелом, чернилами, рубить топором, идти на лыжах, лететь на самолёте.

5) Обстоятельственные отношения. Эти отношения свойственны глагольным и адъективным словосочетаниям. Они имеют разновидности, соответствующие разновидностям обстоятельственных значений, описанных в разделе « Второстепенные члены предложения».

Примеры: грамотно писать, быстро бежать, ехать верхом – обстоятельства образа действия (их называют ещё определительно – обстоятельственными значениями); много читать, чрезвычайно остроумный – обстоятельства меры и степени (количественно – обстоятельственные значения); находиться неподалёку, ехать навстречу, вернуться из города, въехать в село — обстоятельства места (пространственные отношения); закончить к лету, приехать вечером, знакомый с детства – обстоятельства времени (в словосочетаниях временные отношения); сделать сгоряча, из ревности, сказать по ошибке – обстоятельства причины; упасть нарочно, стрелять в целях самообороны, приехать учиться, выйти прогуляться — целевые отношения (зависимый компонент является обстоятельством цели);

6) Комплетивные (восполняющие) отношения.Комплетивные отношения наблюдаются в синтаксически неразложимых, нечленимых словосочетаниях.

В таких словосочетаниях главное слово обычно информативно недостаточно и зависимое слово выполняет его смысловую недостаточность.

Примеры словосочетаний с комплетивными отношениями: три товарища, пропасть дел, кусок мыла, обломок карандаша, назвался гостем (см. также наши примеры в разделе « Свободные и несвободные словосочетания»).

Значение словосочетаний может быть синкретичным (совмещённым, комплексным), например: поездка за город (какая? куда?) – определительно – обстоятельственные (определительно – пространственные) отношения; работа по вечерам (какая? когда?) – определительно – обстоятельственные (определительно – временные) отношения; сидеть на скамье (на чём? где?) – объектно — обстоятельственные отношения.

Виды грамматической связи слов:



Источник: https://infopedia.su/14xf430.html

Ссылка на основную публикацию