Почему казахстанцы, латвийцы, узбекистанцы, а не казахи, латыши, узбеки?

Почему казахстанцы, латвийцы, узбекистанцы, а не казахи, латыши, узбеки?

О переезде

В 1888 году наш прадед был выслан из Башкирии в Казахстан, с тех пор наша семья живет здесь. Я и мои родители родились в Казахстане.

Папа работает в шахте, мама —хранительница очага. Я оканчиваю университет и планирую работать по специальности в нефтегазовой отрасли.

О Казахстане

Последние шесть лет я прожила в России. Каждый раз, когда приезжала в Казахстан, меня переполняли чувства, я понимала, что я дома. Мне здесь спокойно и по-домашнему уютно.

Я люблю Казахстан за его менталитет, за то, что люди здесь готовы помогать ближним. Важно, чтобы у людей были подобные качества, и я рада, что у казахстанцев это есть.

Я люблю Казахстан за его менталитет, за то, что люди здесь готовы помогать ближним

Мы живем в Астане. Город красивый, не стоит на месте, постоянно развивается. Астанчане — вежливые и гостеприимные люди. У меня нет любимых мест в городе, так как считаю, что все его части прекрасные. Для меня важно выбираться со своей семьей на прогулки или собираться за праздничным столом.

Башкир в Казахстане немного. В Астане есть небольшое сообщество башкир — «Акбузат», где мы встречаемся, знакомимся, а преподаватели дают уроки башкирского языка и обучают молодых ребят традициям и обычаям.

Почему казахстанцы, латвийцы, узбекистанцы, а не казахи, латыши, узбеки?

О сходствах и различиях

И в Казахстане, и в Башкортостане я встречала простых людей. Это те качества, которые объединяют наши народы.

Отличительная черта казахстанцев — они всегда придут на помощь, встретят и плотно накормят.

Также башкирский и казахский язык довольно созвучны, так как вышли из одной языковой семьи — тюркской.

Самым главным отличием между культурой казахов и башкир являются традиции. Например, у казахов есть поверье — мушель жас, где каждые 12 лет у человека наступает тяжелый жизненный период. У башкир нет подобной традиции, она присуща только казахскому народу.

О планах

В ближайших планах найти работу по своей специальности и внести вклад в развитие нашей страны.

Роберт Зайнуллин, 43 года, Дуанский район, поселок Аяз, предприниматель

Почему казахстанцы, латвийцы, узбекистанцы, а не казахи, латыши, узбеки?

О переезде

Мы с семьей переехали в Казахстан в 1986 году. Причиной переезда послужила болезнь моего деда, влажный климат Башкирии вредил его здоровью. А в Казахстане из-за сухого и теплого климата Алматы у моего деда прошли все боли.

Сложностей во время переезда не было. Нам все помогали, даже незнакомцы предлагали помощь в разгрузке вещей.

О Казахстане

Я живу в Астане, так как тут живет мой сын, а моя работа связана с этим городом. Астана — молодой, быстроразвивающийся город. В нем виден потенциал, который с каждым годом все больше дает о себе знать.

Мне нравится климат Астаны, сильные ветра, холодные зимы. Так как я родом из Башкирии, а там достаточно холодно, мне комфортно именно в Астане.

Я прожил достаточно времени в Алматы и могу сказать, что это тоже прекрасный город с отличным расположением. Рядом горы, БАО, Чарынский каньон, в относительной близости озеро Балхаш. Я, как охотник и рыбак, вижу в этом только плюсы.

Почему казахстанцы, латвийцы, узбекистанцы, а не казахи, латыши, узбеки?

Казахстан — многонациональная страна, где каждый человек, вне зависимости от своей национальности, чувствует себя комфортно. Я не раз слышал замечание своих друзей из других стран, которые сразу отмечали гостеприимство и доброту казахстанцев. Казахстан должен продвигать и популяризировать это и сделать из казахстанского гостеприимства уникальный бренд.

О сходствах и различиях

Все тюркские народы связаны между собой, и многие элементы культуры находят сходства в традициях и обычаях. Например, кочевой образ жизни, который вели мои предки и предки казахского народа. Мы также когда-то жили в юртах, у нас была примерно одинаковая еда. Есть некоторые исключения, но они связаны лишь с географическим положением стран.

Все тюркские народы связаны между собой, и многие элементы культуры находят сходства в традициях и обычаях

Самым главным сходством башкир и казахов является язык. Моя бабушка могла спокойно разговаривать с казахами, узбеками, киргизами и турками, при этом не зная их языка. Она разговаривала на башкирском, а казахи на казахском, но все друг друга понимали.

О планах

С недавних пор я стал участником башкирского сообщества «Акбузат», где начал изучать башкирский язык и заниматься стрельбой из лука. С возрастом приходит осознание важности семейной истории. В будущем планирую исследовать и восстановить родословную, так как семья — это главное.

Гиззатуллин Ринат, 29 лет, родной город — Карагай, инженер-электрик

Почему казахстанцы, латвийцы, узбекистанцы, а не казахи, латыши, узбеки?

О переезде

В 50-х годах мои бабушка и дедушка переехали в Казахстан. Старшая сестра мамы переехала в Казахстан, а бабушка с дедушкой решили не оставлять ее одну и поехали за ней.

О Казахстане

Я живу в Казахстане с двух лет. Именно тут я нашел своих друзей, впитал в себя казахскую культуру и менталитет. Казахстан — моя Родина.

В 2008 году я переехал в Астану, сразу после выпуска из техникума. Жить в Астане мне не совсем комфортно, так как ритм жизни здесь совсем другой.

Моей душе ближе Кокшетау, так как там тихая и спокойная жизнь, больше зелени, чувствуется связь с природой.

Наверное, это оттого, что я занимаюсь сельским хозяйством, а точнее птицеводством, а такой город, как Астана, не совсем подходит для любителя природы.

Казахстанцы — веселый, простой и добрый народ

Казахстанцы — веселый, простой и добрый народ. Когда-то сюда приезжали энтузиасты со всего Советского Союза, которые хотели построить что-то новое и инновационное. Этот дух живет в казахстанцах и по сей день. Когда я езжу в Россию, то замечаю, что люди там грустные по сравнению с нами.

О сходствах и различиях

Казахи и башкиры похожи. Башкиры, как и казахи, едят бешпармак, пьют кумыс, и основные традиционные блюда состоят из мясных и молочных продуктов. Башкиры тоже когда-то жили в юртах, а также составляли и составляют шежире.

О планах

Четыре года назад я посетил Башкортостан и с тех пор езжу туда каждое лето. В будущем хочется построить дом в Башкортостане, где-нибудь на берегу реки, в деревне, чтобы чувствовать полное единение с природой.

Источник: https://weproject.media/articles/detail/bashkiry-v-kazakhstane-o-tom-pochemu-bashkiry-kazakhi-i-uzbeki-ponimayut-drug-druga-ne-znaya-yazyka-/

Братские народы — узбеки и казахи · Новости · Портал «История Казахстана»

На сегодняшний день узбекская диаспора относится к одному из 7-ми крупных этносов, проживающих в нашей Республике.

С давних времен и до
образования Казахского ханства казахи и узбеки,
находясь  в составе тюркоязычных народов,
имели одну судьбу, одну историю. В средние века единый тюркский народ, населявший Среднюю Азию, стал делиться на различные улусы, а в конце концов и
вовсе образовались отдельные государства.

Казахи и узбеки, имеющие
одинаковый менталитет, религию, язык, во второй половине XV века окончательно отделились друг от друга
и основали собственные государства.

История показывает, что
имя Узбек-хана (1312–1342) – одного из правителей Золотой Орды, было причиной
появления слова «узбек». Есть сведения, что «Когда распалась Золотая Орда, то из-за того что
кочевые племена в составе левого крыла улуса Джучи в свое время были улусом
Узбек-хана, они называли себя «өзбекпіз» («мы узбеки»).

А в 1428 году на этой необъятной территории
появился улус Абылхайыр хана, который вошел в историю как «Государство кочевых
узбеков». Позже, в конце правления Абылхаир хана (1469 г.) из государства кочевых узбеков
отделились узбекский, казахский, ногайский улусы, которые
превратились либо в отдельные государства, либо в отдельные национальности».

Но, несмотря на это
разделение, узбеки и казахи продолжали тесно общаться, вели совместную кочевку. На это повлияли и различные исторические периоды, политические
события.

Опираясь
на сведения известного социолога М.Ертаева, можно отметить, что на сегодня в
Узбекистане проживает 1,5 миллиона казахов, а в Казахстане по
официальным источникам – 375
тысячи узбеков. Есть предположение, что в будущем число узбеков, проживающих в
Казахстане, может достигнуть 2–2,5
миллионов.

Марат Шибутов, Председатель «Ассоциации приграничного сотрудничества», политолог в одном из своих
интервью, говоря о результатах проведенной в 2009 году переписи населения,
отметил: «Численность официально зарегистрированных в Казахстане узбеков
составляет около 500 тысяч человек.
Вместе с тем, здесь находится и около 500 тысяч незарегистрированных узбеков. Если мы учтем, что горизонт единого экономического пространства расширяется, то они
имеют полноценную возможность уже завтра стать гражданами Казахстана. Если данная тенденция будет продолжаться, то численность узбеков может превысить
численность русских. Подытоживая, нужно отметить, что узбекский этнос,
численность которого составляет 2–2,5 миллионов человек, к 2020 году может выйти на второе место после казахов», — сказал политолог в одном из своих интервью.

В основном узбеки
населяют Южную область Казахстана. Издревле казахский народ имел склонность к
разведению крупного рогатого скота, а трудолюбивые узбеки – к земледелию. Занимаясь
садоводством, выращиванием зерновых культур, они вносят весомый вклад в
процветание экономики страны.

Гульжанат АБДИМОМЫНОВА

Почему казахстанцы, латвийцы, узбекистанцы, а не казахи, латыши, узбеки?Почему казахстанцы, латвийцы, узбекистанцы, а не казахи, латыши, узбеки?Почему казахстанцы, латвийцы, узбекистанцы, а не казахи, латыши, узбеки?Почему казахстанцы, латвийцы, узбекистанцы, а не казахи, латыши, узбеки?

На фотографиях: национальная
одежда узбекского народа, предметы быта, сервированный стол с угощениями.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Источник: https://e-history.kz/ru/publications/view/1093

Почему узбеки едут из России в Казахстан?

Наш обозреватель беседует с сотрудником Института востоковедения РАН, ведущим научным сотрудником Центра Истории и этнологии Южно-Казахстанского государственного университета, антропологом и этнографом Игорем САВИНЫМ.

Почему казахстанцы, латвийцы, узбекистанцы, а не казахи, латыши, узбеки?

***

— Игорь Сергеевич, недавно вы участвовали в подготовке крайне любопытной «полевой оценки» по миграции в Центральной Азии. Эта работа содержит большое количество интересной статистики. Например, оказывается, сотни тысяч узбеков, которые раньше ехали на заработки в Россию, теперь едут в Казахстан.

Почему казахстанцы, латвийцы, узбекистанцы, а не казахи, латыши, узбеки?

— Я должен пояснить, что эти цифры отражают лишь количество пересечений границы. Люди в приграничных районах могут по своим делам пересекать её хоть ежедневно, «накручивая» таким образом статистику.

— Они и раньше могли пересекать границу ежедневно. Но в 2011 году в Казахстане «накручивалось» 404 тысяч граждан Узбекистана, а сейчас накручивается почти 800 тысяч.

— Разумеется, количество узбекистанских гастарбайтеров в Казахстане тоже увеличилось. Это произошло после того, как Российская Федерация ужесточила своё миграционное законодательство.

Запретила повторный въезд в страну тем мигрантам, которые были уличены в нарушении правил и сроков регистрации в РФ, а также тем, кто имел различные непогашенные административные нарушения в период предшествующего пребывания.

Кроме того, из-за экономического кризиса и девальвации рубля гражданам Узбекистана стало менее выгодна работа в России. Все перечисленные обстоятельства и обусловили перенаправление миграционных потоков в Центральной Азии.

Почему казахстанцы, латвийцы, узбекистанцы, а не казахи, латыши, узбеки?

— Для 17-миллионного Казахстана прибавка в 300 тысяч узбекских визитов очень немалая. Даже если не все эти люди едут на работу. Кстати, можно хотя бы приблизительно сказать, какая доля из теперешнего ежегодных 800 тысяч узбекских «посетителей» на самом деле гастарбайтеры? Четверть? Половина?

— Трудно сказать. Есть данные по количеству разрешений на работу в Казахстане, полученных узбекскими гражданами. Таких разрешений около 188 тысяч из общего числа трудовых мигрантов из всех стран в 200 тысяч.

А сколько узбекистанцев в действительности работает на казахстанских стройках, фермах и так далее, точно никто не знает. И даже примерно не знает. За последние два года количество узбекских гастарбайтеров в РК заметно увеличилось. Думаю, их сейчас тысяч 300 из примерно 400 тыс.

реальных, а не «накрученых» «визитёров». И это не одни и те же люди. Кто-то уезжает, ему на смену приезжают другие.

— Причём, узбеку ведь гораздо легче нелегально перебраться в Казахстан, чем в Россию. Можно просто перейти границу у реки. Можно спрятаться в багажнике автомобиля.

— Сейчас в этом практически нет необходимости. Многие граждане Узбекистана каждый день официально переходят казахстанскую границу. Вроде бы навещали родственников. А на самом деле, возможно, работали у фермера в казахском селе. Или особняк строили. Ночевать уходят к себе за границу. А утром они опять гастарбайтеры.

— И вот ещё любопытный момент по узбекским гастарбайтерам. В исследовании, о котором мы говорим, сказано, что они «не склонны к постоянному проживанию в Казахстане».

Тогда как в России люди из Средней Азии совсем не прочь остаться навсегда. Не все, но многие. Заработать денег на квартиру или на домик. Получить гражданство. И жить-поживать.

А в Казахстане у них такой «склонности» почему-то нет. Можете это прокомментировать?

— Прежде всего, дело, конечно, в географии. В Россию на заработки гражданину Узбекистана постоянно ездить накладно. И встаёт вопрос (если работа и зарплата устраивают) о переезде туда на ПМЖ. А с Казахстаном ситуация другая.

Узбекистанцы из многих приграничных территорий, как я уже объяснил, могут без всяких проблем ездить в Южный Казахстан и назад, оборачиваясь за день. У них нет никакой необходимости переезжать туда на ПМЖ. И даже из «глубинных» узбекских районов до Южного Казахстана можно добраться за один день.

Хотя большинство уезжает домой и возвращается примерно раз в 1-2 месяца.

— Это единственная причина? Или всё-таки для узбеков в Казахстане более жёсткая социальная среда и есть проблемы с интеграцией?

— Географический фактор главный, но не единственный. Действительно, есть и та проблема, о которой вы говорите. В данном исследовании она не отражена, но я в своё время, лет десять назад, писал работу на эту тему. Работа так и называлась: «Граждане Узбекистана в Казахстане и в России. Сравнительный анализ».

Читайте также:  Нужно ли выделять в данном случае фио запятыми?

Так вот, в Казахстане узбекам не то, чтобы «более жёстко», просто они там более прозрачны для местного населения.

Если в России они живут себе и живут как хотят внутри своих сообществ, потому что языка их никто не знает, традиций их не знает — я имею в виду, среднестатистический россиянин не знает — и узбеки могут жить в параллельных вселенных, условно говоря, с русскими соседями, то в Казахстане ситуация другая. Там узбеки более заметны.

У них возникает не так уж мало мелких конфликтов с местным населением. До жёсткого противостояния дело не доходит. Но два этих народа – казахи и узбеки – хорошо знают друг друга, у них высокий уровень взаимной нформированности…

В Москве или, например, в Оренбурге мне узбекские гастарбайтеры рассказывали, что до этого работали в Казахстане и оказалось, что там труднее. Именно с людьми труднее.

Там чаще «кидают», чаще сдают в полицию, там невозможно спрятаться в своей диаспоре. Там узбеков, условно говоря, не боятся. Но все эти разговоры велись довольно давно.

А сейчас в России ситуация по отношению к мигрантам ужесточилась, и узбеки снова потянулись в Казахстан.

— В России время от времени случаются резонансные преступления, связанные с узбекскими гастарбайтерами. Но вообще, говорить об агрессивности узбеков в России как о явлении нет оснований.

По этой части у нас другие братские народы. И, кстати, в отношении сплочённости, умения отстаивать свои права, узбекские гастарбайтеры сильно уступают, например, таджикам.

У таджиков есть такой бодрый мужчина Каромат Шарипов, бывший военный…

— Да, я с ним знаком.

— Он создал некое движение, которое отстаивает права таджикских гастарбайтеров в Москве. Борется с «кидалами», с нечестными посредниками – в основном, по словам Шарипова, эти посредники — люди с Кавказа.

— Верно. Дагестанцы, армяне часто всплывают в рассказах мигрантов.

— Шарипов мне рассказывал, как он с другими крепкими таджикскими парнями, не нарушая закона, восстанавливает справедливость, если работодатели или посредники обидели его земляков. А вот об узбекских активистах такого рода в Москве я никогда не слышал. Думаю, в Казахстане их тоже нет.

— Вы имеете в виду защиту прав гастарбайтеров силами диаспоры? Контрмеры против «кидал»?

— Да.

— В этом смысле узбеки действительно отличаются от таджиков меньшей активностью. Что интересно – самая сплочённая таджикская диаспора в Казахстане существует на севере республики, в Петропавловске. Уж не знаю, почему это получилось.

Так сложилось исторически. Там мне рассказывали, что часто приходится помогать землякам. Но помощь заключается обычно в том, что обманутому таджикскому гастарбайтеру дают денег на обратную дорогу.

О более решительных мерах, о выбивании долгов я не слышал.

— Вообще, гастарбайтеры и местные рабочие как-то расходятся на казахстанском рынке труда? Или есть напряжение?

— Да, напряжение есть, но оно носит повседневный бесконфликтный характер. Например, местные строительные бригады постоянно конкурируют с узбекскими. И пытаются как можно больше их дискредитировать.

Причём, сейчас, когда для многих узбеков «закрылась» Россия, казахстанские работодатели имеют возможность понизить им расценки. И не упускают такого случая. Сбивают цену до конца.

Получают большие прибыли, используя копеечный труд узбеков.

— Одной из главных задач той работы, на которую мы с вами постоянно ссылаемся, был замер — насколько ситуация с вытеснением части гастарбайтеров из России, ухудшение положения их семей на родине и не слишком счастливые обстоятельства трудовой жизни в Казахстане — способны подогреть экстремистские настроения. Грубо говоря – не задумается ли что-то из мигрантов, которых теперь не пускают в Россию и платят копейки в Казахстане: а не поехать ли мне в Сирию. И выводы в этой работе сделаны довольно оптимистические: нет, не задумается. По крайней мере, как явление это прослеживается.

— Да, следов таких настроений мы не обнаружили. Но это не значит, что можно расслабиться. Это значит лишь то, что общедоступными методами исследования через общедоступные источники тревожных данных получить не удалось.

Мы ведь просто подходили к представителям диаспоры, нас им представляли общие знакомые, потому что с людьми с улицы никто разговаривать не станет. Беседы велись вполне откровенные, какого-то лукавства в ответах я не замечал.

Возможно, нужны и другие методы, внедрение агентов и так далее. Но это уже не по нашей части.

— Пожалуй, опрос мигрантов учёными-этнологами действительно не самый тонкий инструмент для выявления экстремистских настроений.

— Тоже верно. Однако я думаю, что, если бы экстремистские настроения в среде мигрантов были массовыми, то их отголоски мы бы обязательно услышали и почувствовали.

Вообще, гастарбайтеры, лидеры мигрантских сообществ настроены на другие приоритеты. Эти лидеры говорят: никуда не лезь, работай, зарабатывай деньги для своей семьи и для меня.

Тогда как лидеры экстремистов наоборот говорят: не мирись с несправедливостью, протестуй, всё бросай, пойдём сражаться за правое дело.

— То есть работяги и потенциальные боевики это разные люди. Если человек не остался на нищей родине и не точит там кинжал, а поехал работать на стройку к русским или казахам, чтобы прокормить своих детей, то он уже сделал свой выбор.

— А если потенциальный экстремист ещё до конца не определился и поехал на заработки, то он со своими настроениями окажется белой вороной среди работяг. Будет подрывать трудовую дисциплину. Это не понравится ни его товарищам по бригаде, ни бригадиру, ни лидеру мигрантской общины.

— Очень хорошо, если этот так. В заключение прокомментируйте, пожалуйста, ещё один интересный момент из «полевого исследования» по миграции. Оказывается, казахстанцев приезжает в Россию больше, чем граждан Киргизии. Хотя о киргизах в Москве и в России много разговоров, а о казахах нет совсем.

Если я правильно понимаю, дело в том, что это совсем разные категории населения. Упрощая ситуацию, можно сказать, что киргиз едет в Россию на заработки, а казахстанец едет (в основном это славяне) на учёбу. Или просто человек переехал жить в Россию, а гражданство ещё не поменял. И не торопится менять.

— Картина всё-таки сложнее. Есть категория граждан Казахстана, которые приезжают в Россию именно на заработки. Таких людей меньше, чем киргизов, но не так уж мало. Правда, эти люди едут не подметать московские дворы.

Они, как правило, вахтовым методом работают на крупных российских предприятиях, на буровых, на строительстве газо- и нефтепроводов. Очень много таких людей из Северного Казахстана в Тюменской области. Там же близко.

И туда ездят именно гастарбайтеры, но в классическом смысле. Не дворники.

— Наверно тут нет разницы с внутрироссийской вахтовой «миграцией». Нефтяники и газовики набирают людей и в Оренбурге, и в Омске, и в Павлодаре, и в Петропавловске.

— Казахстанцы работают и в Подмосковье. И тоже на крупных предприятиях. Года полтора назад там на одном заводе была драка между киргизскими и казахскими гастарбайтерами. Причём, именно казахскими, а не казахстанскими.

— Да, я о ней слышал.

— Вообще, в России работает довольно много казахов. Но они, как правило, работают в офисах. Есть казахи среди специалистов среднего звена на производстве. Например, я знаю подмосковное предприятие, которым руководят армяне, большинство рядовых рабочих составляют таджики, а вот уровень мастеров, начальников участков – казахи из Тараза. Я их видел, общался с ними.

Южные казахи присутствуют в московской и подмосковной торговле фруктами. Кстати, узбекскими. Эти люди не стоят за прилавками. Они в роли организаторов поставок и в роли «решающих» на границах. Поставляют товар даже не фурами, а вагонами.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

Источник: https://yvision.kz/post/745959

О жизни казахов в латвии

«В Латвии проживают более 146 национальностей. Казахская диаспора не многочисленна, и по официальным данным, составляет 253 человека». Об этом в интервью рассказал Руслан ПАНКРАТОВ, один из лидеров правозащитного движения Латвии, экс-депутат Рижской Думы.

 «Нелатышское насе­ление — неотъемлемая составная часть народа Латвии на протяжении уже многих веков. В течение последних 100 с лиш­ним лет оно составляло от 1/3 до 1/2 части от об­щей численности всех жителей Латвии.

При этом в процессе длительного совместного проживания каждая на­ция впитывала в себя и синтезировала самые разнородные этнические элементы.

Представители всех национальностей своим трудом вносили вклад в создание материальных и ду­ховных богатств этого государства», — говорит эксперт.

Рассуждения о том, чьи именно предки дольше прожили на этой земле, и кто потому имеет больше прав — любопытный образец возрождения феодаль­ного мышления, считает собеседник: «Но такое мышление не имеет ничего об­щего с современным пониманием прав человека.

Этнических казахов в Латвии 253 человека, из них 84 являлись гражданами Латвии, 126 – неграждане, но еще около 500 находятся здесь временно, воспользовавшись программой на право получения ВНЖ по приобретению недвижимости.

По числу выданных разрешений их опережают только россияне и китайцы».

По словам собеседника, популярное место для покупки недвижимости в Латвии — это, конечно, Рига. «Граждане Казахстана занимают там третье место по объему покупок после россиян и украинцев.

Ну, вот что еще крайне примечательно: по официальным статистическим данным, получается, что латвийских казахов оказывается больше, чем французов (236 человек), американцев (348 человек), англичан (279 человек) и узбеков (370 человек). Студенческая община — это еще плюс 300 человек.

Области, в которых ребята получают знания — это в основном авиация, различные технические дисциплины и туризм

По его словам, если взять последние пять лет, то двустороннее сотрудничество между нашими странами конечно же значительно возросло. «На постоянной основе проводятся разнообразные встречи с деятелями культуры и науки, истории, членами парламента и правительства Латвии открыт прямой авиаперелет Рига-Астана.

В этом, конечно же громадная заслуга не только Посольства Казахстана, но и самой диаспоры. Думаю, что все эти мероприятия будут способствовать развитию не только двусторонних отношении между Латвией и Казахстана, но и популяризации в ЕС большой и древней истории вашей страны, богатства национальной кухни, красоту искусства и национальных традиций.

Латвия намеревается стать для Астаны своеобразным окном в Европейский союз», — заявил собеседник.

В тоже время, он отметил, что у казахов Латвии есть все те проблемы, свойственные представителям национальных меньшинств и негражданам. Это, к примеру, «облатышивание» оригинальных имён и фамилий. «Вот вы, например, если бы получали латвийский паспорт стали бы не Кундыз Касеновой, а Kundize Kasenova», — рассказал Панкратов.

По его словам, часть неграждан, отказывается от процедуры по идейным соображениям, в связи, с тем, что являются сторонниками нулевого варианта гражданства: «А власти Латвии не считают неграждан субъектами Конвенции о защите прав национальных меньшинств. У этой категории населения существуют и ограничения в социальных и экономических правах».

В целом, по словам собеседника, в Латвии огромная дискриминация нацменьшинств: «Все законы, необходимые, чтобы Латвия казалась цивилизованной страной Европы приняты, некоторые из них даже ратифицированы.

Именно данный факт позволяет правительству Латвии всегда красиво и грамотно отписываться от всех претензий или даже судебных исков. Не гнушаются официальные власти и откровенной фальсификации или подлогов.

К примеру, мое дело об искажении имен и фамилий в латвийских паспортах находилось в производстве Европейского суда по правам человека в Страсбурге 9 лет. Опустим, что первый иск просто пропал и это выяснилось лишь через год.

Все просто, дело принимает человек из той страны, откуда дело приходит. Ничего удивительного. Служебной проверки по факту пропажи так и не случилось, хотя это в принципе уголовно наказуемое деяние».

По словам Панкратова, в 2015 году, Латвия воспользовалась своим председательством в ЕС и через своего судью от Латвии – Инту Зиемеле вошла в сговор с коллегой из Люксембурга Дином Шпильманом, который, единолично, принимает решение о том, что его дело не приемлемо для рассмотрения.

«То есть 9 лет оно было приемлемо, а напомню, что только после прохождения всех латвийских судов, включая Конституционный, можно обращаться в ЕСПЧ в Страсбурге, и это еще не факт, что дело примут. Здесь оно тоже подвергается юридической экспертизе, проверке и принимается решение – есть ли повод для судебного разбирательства, есть ли действительно проблема или она высосана из пальца.

Таким образом, дело об «облатышивании» имен и фамилий становится явно политически ангажированным».

«Так вот, на бумаге в Латвии все просматривается достаточно правильно, но по факту ничего не исполняется, чиновники могут истолковывать законы, а не соблюдать их, в зависимости от собственного понимания, образованности или даже настроения, — говорит экс-депутат Рижской Думы. — Продолжает существовать позорный институт неграждан.

Это когда СССР развалился, все нелатыши стали оккупантами. Гражданство мог получить лишь человек, чьи родственники жили на территории Латвии до 40-го года. Это мистический год ознаменован тем, что тогда произошло присоединение республики к Советскому Союзу. Латвийские политики из США, Канады и Австралии решили, что вот именно тогда началась оккупация.

Читайте также:  "потому что" запятая где ставится - перед или после?

Есть поражение в правах между гражданами и негражданами по 82 пунктам».

Как рассказывает Панкратов чтобы сдать экзамен на гражданство, нужно, во-первых, иметь на это право, во-вторых, пройти проверку на знания языка, гимна и истории и, в-третьих, подписать бумагу о том, что обязуешься быть лояльным к ныне действующей власти.

«Как вы понимаете, слово лояльность не имеет никакой юридической поддержки, формулировок нет, а если они и есть, то весьма расплывчаты, и к ним больше вопросов.

В принципе это отказ от какой-либо критики власти, конституционному выражению своей гражданской и общественной позиции, то есть власти сразу вас деактивируют от любой деятельности по построению демократических процессов в обществе».

«Здравомыслящая часть населения Латвии считает процесс интеграции «по-латвийски» полностью провальным, так как он превратился в насильственную ассимиляцию. Фальсификацию истории о Великой Отечественной войны следует понимать именно как применение когнитивного оружия, направленное, прежде всего на полную трансформацию мировоззрения политиков.

Дезориентированные люди, программируются на ложные представления о важнейших парадигмах не только управления и развития своей страны, но и вообще нации или этноса в целом. Заменяется на подсознательном уровне само понятие патриотизма, национальной чести и достоинства.

Например, такие явления как интеграция, толерантность, политкорректность, терпимость ничего общего не имеют с воспитанием, культурой, разумным поведением. Ну и на финальном этапе полученные и внедренные смыслы теперь будут преобразованы в реальные действия.

Осуждение воинов-героев Великой Отечественной войны, как например, это было с делом легендарного партизана Василия Кононова, осужденного как военного преступника в Европейском Суде по правам человека в Страсбурге», — рассказывает Панкратов.

Возвращаясь к казахской диаспоре, собеседник отметил, что значительная часть казахов Латвии, прагматичны в делах и с завидным оптимизмом смотрят в будущее. «В подтверждении успеха созидания могу привести такие цифры.

 В Латвии — 36 совместных казахстанско-латвийских предприятий, а в самом Казахстане их 60. В основном латвийские бизнесмены в Казахстане занимаются финансами и развивают торговые связи, хорошо представлен и банковский бизнес.

Многие латвийцы ездят в Казахстан, по вопросам подготовки продуктов под евростандарт», — заявил Панкратов.

Кундыз Касенова

Источник: https://el.kz/ru/news/kul_tura/o__zhizni_kazahov_v_latvii

Иностранцы рассказали, чем отличаются казахи, кыргызы, таджики и узбеки

Иностранные туристы оставили отзывы о жителях и особенностях государств Центральной Азии.

«Открытая Азия онлайн» изучила самые популярные форумы путешественников и выбрала наиболее нестандартные, но очень интересные отзывы, которые понадобятся как иностранцам, так и жителям региона Центральной Азии.

Казахстан

«Казахстанцы редко улыбаются в общественных местах и не отличаются разговорчивостью.

Здесь вас не будут угощать или звать в гости, как в Узбекистане или Таджикистане, а люди на улицах, к сожалению, в массе своей неулыбчивые.

С другой стороны, в этом есть свои плюсы — например, вокруг вас не будут собираться толпы детей с криками «Hello!», как это происходит в городах и селах Таджикистана и Узбекистана».

«Если вам потребуются услуги такси, не обязательно выискивать автомобили с характерными »шашечками«. Желающие подзаработать, как правило, есть в каждом казахстанском городе.

Но будьте готовы к тому, что вы окажетесь не единственным клиентом предприимчивого водителя или он отклонится от маршрута, решив сначала довезти вашего попутчика, а если вы выразите негодование, то просто высадит вас на обочине дороги».

Таджикистан

«Музеев в Таджикистане немного, уровень оригинальности средний и ниже среднего. Многие просто раздражают своей банальностью, так что тратить на них время нет никакого смысла: в Таджикистан едут за красивой природой».

«Несмотря на знаменитое гостеприимство таджиков, в больших городах им лучше не соблазняться.

Люди могут улыбаться вам в лицо и демонстрировать высшую степень доброжелательности, однако позже вы поймете, что под этой маской вам просто проталкивали товар по завышенной стоимости или советовали гостиницу, которая не отличается комфортом, зато принадлежит родственнику вашего собеседника. Высоко в горах это правило можно забыть, чем дальше вы уходите от города, тем больше вероятности встретить кристально чистых людей».

«Стражи порядка в Таджикистане, а особенно в Душанбе — это люди, которые могут изрядно подпортить настроение любому туристу. Самое «ментоопасное» место в Душанбе — дворец президента.

Многие невинные туристы пали здесь жертвами милиционеров-вымогателей. Они на раз вычисляют туриста с фотоаппаратом и стремительно спешат в вашу сторону. Потом пойдет разводка на тему cтратегического объекта с последующим вымогательством денег.

А могут и сразу денег попросить, без лирического вступления».

Узбекистан

«Головная боль туриста в Узбекистане — это национальная валюта, сумы. В стране действуют два курса: официальный и неофициальный, и разница существенная. Судите сами: официально за 100 долларов вам дадут 350 тысяч сумов, неофициально — 850 тысяч.

Официальный курс действует в немногочисленных банках в городах Узбекистана; разумеется, здесь деньги можно поменять только в одну сторону, то есть иностранную валюту на сумы, но не наоборот.

Поэтому все приезжие, да и местные пользуются неофициальным обменом валюты, а это нарушение узбекского законодательства, и пусть стражи порядка смотрят на уличных менял сквозь пальцы, определенный риск все же есть. Лучше всего менять деньги в гостиницах или у таксистов.

Но с таксистами нужно быть аккуратнее — они серьезно занижают неофициальный курс, и все здесь очень не любят мелкие купюры долларов, даже достоинством в 50 у.е. За мелкие доллары вам дадут меньше сумов.

Кроме того, самая крупная купюра в Узбекистане — это пять тысяч сумов, но это нужно постараться, чтобы обменять свои доллары на пятитысячные купюры, чаще дают тысячные. Но, в любом случае, даже за пару сотен долларов вы получите на руки кипу денег, которая не влезет ни в один кошелек. И пересчитать полученные деньги тоже вряд ли получится, спасает то, что в пачки денег узбеки все-таки редко не докладывают».

«Нелегко придется туристу и на узбекской таможне. Любую имеющуюся у вас валюту, будь то рубли, доллары, узбекские сумы и любые другие деньги при въезде нужно декларировать, иначе при выезде из страны вы столкнетесь с большими неприятностями. Декларировать стоит всю сумму, вплоть до мелочи.

Причем в бланке декларации для указания валюты есть только три графы, выходите за них смело, но все деньги указывайте. Еще в этом же бланке нужно указать все имеющиеся ценности при въезде в Узбекистан — золото, серебро, оргтехнику и прочие ценные товары, желательно с указанием конкретной модели, а также примерной стоимости.

И упаси вас бог потерять тот бланк декларации, который выдают вам на руки при въезде, таможенники Узбекистана следят за этим очень строго».

Кыргызстан

«Туалет? Пожалуйте в кусты! В Кыргызстане практически негде справлять естественные надобности. Уборные не встретить в общедоступных местах, у дорог и вблизи многих природных достопримечательностей. К примеру, на высокогорном озере на юге страны — Сары-Челек. Там путешественникам местное население просто указывает в сторону кустов».

«Древних памятников в стране ровно два: маленькая башня Бурана под Токмаком и скромный архитектурный комплекс в Узгене. Есть еще, правда, несколько старинных мечетей, но они не очень выразительны и сильно подновлены реставраторами.

Большинство же кыргызских городов, в том числе Бишкек, Ош и Джалал-Абад — это обветшалые советские здания плюс частный сектор. После обретения независимости в стране не было построено ничего достойного внимания. Кыргызские музеи в массе своей стандартные и скучные, в большинстве из них экспозиция не менялась с советских времен.

Только музеи Бишкека чуть лучше выглядят на общем фоне, потому что там есть некоторое количество интересных экспонатов».

«Еда в Кыргызстане (если вы не в Оше) оставляет желать лучшего. Несмотря на относительно симпатичные заведения общепита в Бишкеке, высокой кухней они не отличаются. Готовят здесь плохо даже национальные блюда».

Источник: https://total.kz/ru/news/zhizn/inostrantsi_rasskazali_chem_otlichautsya_kazahi_kirgizi_tadzhiki_i_uzbeki

Латыши обещают помочь казахам сблизиться с Европой и освоить казахский язык

На минувшей неделе состоялся визит в Казахстан президента Латвии Валдиса Затлерса. В составе делегации Астану и Алматы посетили несколько министров и высокопоставленных чиновников, а также около 90 представителей бизнес-кругов балтийской страны.

Англоязычный сайт Baltic Course оценивает визит президента Латвии как успешный, отмечая, что все намеченные цели были достигнуты. «Ситуация в глобальной экономике заставляет нас искать новые подходы в бизнесе и новые рынки.

По-моему, теперь, после визита и бизнес-форума, который мы открыли вместе с президентом Казахстана, наши предприниматели смогут вести успешный бизнес в этой стране.

Казахстан – земля возможностей, и в будущем только от самих бизнесменов будет зависеть, смогут ли они использовать эти возможности», – заявил Валдис Затлерс по итогам визита.

В публикации отмечается, что помимо успешного диалога по вопросам экономического сотрудничества, состоялось конструктивное обсуждение будущего политических связей двух стран, в том числе взаимодействия в рамках председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Латвия намеревается стать для Астаны своеобразным окном в Европейский союз. «Европе следует искать возможности дальнейшего развития отношений с центральноазиатским регионом, который становится одним из ключевых игроков на энергетическом рынке», – подчеркнул президент Латвии Валдис Затлерс.

Материал под заголовком «Назарбаев преподал нам урок» публикует латвийский деловой сайт «Бизнес & Балтия». Здесь речь идет о поучительном тоне высказываний президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в ходе совместной пресс-конференции с главой Латвии Валдисом Затлерсом.

В публикации приводится один из ответов Нурсултана Назарбаева (орфография оригинала): «Вы меня спрашивали, что нужно делать, чтобы у Латвии были такие же отношения с Россией, как у Казахстана. Отношения с соседями строятся долгое время. Соседа не выбирают. Бог дает соседа. Я считаю, у Латвии есть ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ построить хорошие отношения с Россией, опираясь на исторические связи. Мостом является русская диаспора, которая живет в Латвии. В последние годы, получив независимость, мы вспоминали старую историю, обида была… вся история, конечно, плохая. Но мы не можем жить, глядя в историю… Поэтому, я думаю, Латвия МОЖЕТ сделать шаги для того, чтобы с Россией установились нормальные добрососедские отношения. Это будет помогать и нам, и ВАМ (многозначительный кивок в сторону президента Затлерса) использовать пути для транзита товаров». Автор репортажа дает такой комментарий: «…даже мои казахские коллеги были несколько удивлены прямотой своего президента. Обычно президент Назарбаев, как старейший и опытнейший политик евразийского континента, в своих выступлениях использует гораздо более обтекаемые формулировки».

Но большинство обозревателей сходятся в том, что руководители двух стран сумели найти общий язык. Причем как в прямом, так и в переносном смысле. «Сейчас мы с казахским бизнесом говорим по-русски. Наш президент тоже умеет говорить по-русски.

Мы знаем, что преимуществом Вайры Вике-Фрейберги были хорошие отношения с Западом. А у президента Затлерса есть другое преимущество – он умеет говорить по-русски.

Переводчики не нужны, два президента могут договориться по-русски», – эти слова министра транспорта Латвии Айнарса Шлесера цитирует латвийский сайт BizNews.

Языковая тема звучала в дни визита и в несколько ином аспекте. Уже упоминавшийся портал «Бизнес & Балтия» сообщает о том, что латыши помогут казахам выучить родной язык.

«Одной из проблем казахского государства является незнание государственного языка значительной частью населения. Как этническими русскими, так и этническими казахами.

Даже в казахском парламенте, к сожалению, большая часть выступлений происходит по-русски», – отмечается в публикации.

Помочь в изучении казахского языка намерена латвийская фирма Quick Teacher, специалисты которой разработали около двадцати версий мультимедийных программ по изучению различных языков. Владелец фирмы Александр Обулевич рассказал о том, что представители Казахстана сами инициировали сотрудничество: «Честно сказать, мы не искали казахских партнеров… Казахи вышли на нас сами. У них сейчас правительство профинансировало программу полного перевода всего делопроизводства на казахский язык и выделило деньги на передовые технологии обучения языкам».

В рамках визита президента Латвии в Казахстан был заключен договор о создании программы ускоренного изучения казахского языка. Партнерами со стороны Казахстана выступают государственная компания «КазМунайГаз» и президентский Фонд развития государственного языка. Объем заказа оценивается в пять миллионов евро.

Источник: https://rus.azattyq.org/a/Vizit_prezidenta_Latvii_v_Kazakhstan/1328505.html

Казахи уезжают из узбекистана

Безработица, падение уровня жизни и социальная несправедливость приводят к тому, что тысячи этнических казахов оставляют Узбекистан и отправляются на поиски лучшей доли в соседний Казахстан.

За годы независимости из Узбекистана уехало более 62 тысяч казахов, являвшихся исторически коренным населением республики. Казахи в Узбекистане составляют 6% от 25-миллионного населения Узбекистана. Это самая крупная по численности казахская диаспора в СНГ, вторая в мире после казахской диаспоры в Китае.

Казахи — потомки кочевых племен, осевших на территории Узбекистана задолго до наших дней. Элементы их кочевого быта, юрты и курганы можно встретить и сегодня в сельских районах Бухарской области Узбекистана и Республики Каракалпакистан, хотя в основном узбекские казахи перешли на оседлый образ жизни и занимаются земледелием.

Главную роль в формировании казахской диаспоры в Узбекистане сыграли события, связанные с установлением советской власти в Казахстане и последовавшее за этим территориальное разделение земель в Средней Азии в 1924 году, в результате чего часть казахского населения попала под юрисдикцию Узбекистана.

Казахская диаспора в Узбекистане еще более увеличилась за счет передачи Ташкенту Каракалпакской Республики, солидную долю населения которой составляли казахи. А в 1956 году Москва приняла решение о включении в состав Узбекской ССР Бостанлыкского района, половина жителей которого и сейчас — это казахи. Сегодня Бостанлыкский район входит в Ташкентскую область Узбекистана.

В наши дни казахи в Узбекистане чувствуют себя незащищенными перед лицом экономического кризиса, главными проявлениями которого остаются высокий уровень безработицы и низкий уровень заработной платы, составляющей в среднем 8-15 долларов США в месяц.

Читайте также:  Наклонение глаголов в предложении...

«К сожалению, экономические реформы, проводимые правительством Узбекистана, не дали положительных результатов. Уровень жизни людей становится все ниже с каждым годом, и естественно, что преимущество лучше устроиться в жизни имеют представители титульной, узбекской нации», — замечает житель Ташкента Сакен Оразалиев, казах по национальности.

Многие казахи считают, что хотя говорить об открытой дискриминации по национальному признаку в Узбекистане не приходится, все же в бюрократической системе при продвижении по службе предпочтение нередко отдается представителям узбекской национальности. Кроме того, требуется обязательное знание государственного — узбекского — языка.

В начале 90-х годов наблюдалась даже планомерная тенденция снятия с должностных постов казахов, в основном работавших председателями колхозов, где большинство населения составляли казахи.

На этом фоне ситуация в соседнем Казахстане выглядит более благополучной. Средняя заработная плата в Казахстане составляет около $90 США в месяц, и в условиях свободной конвертации национальной валюты легче заниматься предпринимательской деятельностью.

Неблагоприятный инвестиционный климат в Узбекистане, отмена конвертации национальной узбекской валюты в 1996 году резко сократили поток иностранных инвестиций. По данным Международного валютного фонда, в Казахстане на одного человека приходится 60 долларов иностранных инвестиций, а в Узбекистане всего 8 долларов США.

Одной из главных причин отъезда казахов из Узбекистана является также снижение качества образования.

Сегодня в школах Узбекистана ощущается дефицит учебников. По данным Министерства образования Узбекистана, обеспеченность школьников учебниками составляет около 60%. Эта ситуация возникла в связи с тем, что Узбекистан отказался от учебников, оставшихся от СССР, и пока не может обеспечить всех школьников новыми учебниками, для издания которых не хватает бумаги и типографской краски.

Неудивительно, что положение с учебниками на казахском языке еще сложнее — их практически нет. Шесть лет казахские преподаватели ведут переговоры с узбекским центральным издательством, но безрезультатно. Чтобы хоть немного уменьшить дефицит учебников, казахский культурный центр планирует закупить партию книг в Казахстане.

«Я боюсь, что мои дети не получат качественного образования в Узбекистане и в потом не смогут устроиться на хорошую работу, особенно в государственных структурах» — говорит учитель из Бухарской области Узбекистана Сабира Анарбаева.

Несмотря ни на что, казахи Узбекистана приложили много усилий к тому, чтобы сохранить свой язык и культуру. По данным Министерства народного образования, в настоящее время в Узбекистане действуют 595 казахских школ, в 4-х институтах Узбекистана есть отделения и факультеты, где обучение ведется на казахском языке.

В узбекской столице — Ташкенте выходит газета на казахском языке «Нурлы жол» («Светлый путь»), в Джизакской области Узбекистана действует казахская театральная труппа «Куктем».

Тем не менее многие казахи все больше склоняются к решению уехать из Узбекистана. Они не верят, что правительство Узбекистана заинтересовано в создании равных с титульной нацией условий для казахской диаспоры или, в принципе, для любого из национальных меньшинств в стране.

Отъезд казахов на их историческую родину официальный Узбекистан объясняет естественным желанием этнических казахов жить в Казахстане и считает вполне нормальным явлением. Но на самом деле эмиграция казахов указывает на то, что Узбекистан теряет свой имидж края «мира и дружбы», каким он считался в советский период.

Шавкат Алимов, специально для IWPR

Источник: https://iwpr.net/ru/global-voices/kazahi-uezzhayut-iz-uzbekistana

Народы Узбекистана (Казахи)

Само название — казах, устаревшее — киргизы, киргиз-казаки, киргиз-кайсаки. Народ, основное население Казахстана. Казахский язык относится к северно-западной, или кипчакской, подгруппе тюркской группы алтайской семьи. Верующие — мусульмане-сунниты. В прошлом у казахов большую роль играли шаманизм и культ предков.

  • Казахи в Узбекистане:
  • 1926 г. — 106 980
  • 1979 г. — 620 136
  • 1989 г. — 808 227
  • 2000 г. — 990 022  

Казахи — один из крупнейших тюркоязычных народов, занимающих по численности в Средней Азии третье место среди национальностей, не имеющих здесь своей автономии. Происхождение и точный смысл самоназвания «казахи» не установлены. Существует много гипотез.

Одни говорят, что это название объединения нескольких племен (каспии, саки, кеоги, хазары), другие (А. А. Семенов) связывают его происхождение с «xasaq tengen» (повозка на колесах); казахские легенды производят его от племенного тотема — «каз» (гусь), «ак» (белый), видоизмененного в имя девушки, легендарной родоначальницы казахского народа.

Дореволюционные этнографы производят слово «казах/к/» как «вольный человек», «свободный», «ушедший от своего рода».  

В Узбекистане сосредоточено подавляющее большинство проживающих в Средней Азии казахов (82,8% по переписи 1970 г.). Основная масса их (93,2% всего казахского населения республики) сосредоточена в Республике Каракалпакстан, Ташкентской, Бухарской и Сырдарьинской областях.  

По характеристике автора энциклопедического издания «Туркестанский край» В. И. Масальского, «киргизы (казахи — В. Г.

) одарены хорошими умственными способностями, и учение дается им нетрудно… Способность к восприятию внешних впечатлений, в особенности же к запоминанию событий, людей и природы, у киргизов весьма значительна, усвоение же отвлеченных понятий дается им гораздо труднее.

Киргиз отличается живым, общительным и веселым характером; он находчив, сообразителен и сравнительно честен, но лукав и хитер. Добродушие, гостеприимство и уважение к старшим принадлежат к числу коренных качеств киргиз.  

Отличительной чертой киргиза является любовь к поэзии и умение излагать свои мысли не только ясно и изящно, но и красноречиво. Отсюда высокое развитие устной народной литературы, отличающейся богатством и разнообразием.»  

Издавна казахи имели многочисленные политические, экономические и культурные связи с народами Средней Азии. Рассмотрим лишь те из них, которые подводят нас к вопросу о расселении казахов на территории нынешнего Узбекистана.  

В Казахстане уже в XVI в. наметилось деление на три обособленных кочевых района: Семиречье, Центральный и Западный Казахстан.

Эти районы у казахов назывались жузами: Улу Жуз (Старший Жуз), кочевавший в Семиречье (юг, юго-восток современного Казахстана); Орта Жуз (Средний Жуз), расселившийся на территории Центрального Казахстана (имели зимовки по среднему течению реки Сырдарьи, летовки — по притокам Тобола, Ишима, Сары-су, в степных районах Центрального Казахстана) и Киши Жуз (Младший Жуз), владевший Западным Казахстаном (его зимовки были в Приаралье, в низовьях Сырдарьи, на плато Устюрт, на полуострове Мангышлак, в низовьях Урала, а летовки — в верховьях Тобола, по Иргизу, в Мугоджарских горах).  

Границы жузов были весьма условными и приближались к границам среднеазиатских ханств — Бухарскому, Кокандскому и Хивинскому. Они могли изменяться под воздействием различных внешнеполитических факторов. В частности, вследствие агрессии со стороны Джунгарского ханства в начале XVIII в.

произошло вытеснение казахов Старшего Жуза с их кочевий в Семиречье.

Опасность, грозившая казахам с юго-востока, заставила, с одной стороны, часть их устремиться в Бухару, с другой стороны, казахи Старшего Жуза потеснили кочевья казахов Младшего и Среднего Жузов, в результате чего они прикочевали ближе к российским границам.  

В 1723 г. джунгары захватили всю территорию кочевий Старшего Жуза. Казахи пережили неслыханный погром, надолго оставшийся в памяти народа, как «год великих бедствий» (ак табан шубранды).

В поисках спасения часть казахов бежала к границам России, другая устремилась в Мавераннахр. Свыше 150 тыс.

семей казахов, обращенных в бегство в сторону Самарканда, так и остались здесь на жительство, расселившись в Ташкентском, Ферганском, Самаркандском, Хивинском и Бухарском владениях.  

Казахские ханы вели упорную борьбу с Бухарским ханством за города по Сырдарье и ее притокам, в частности за Ташкент. В 40-е гг. XVIII в. во владения Ташкента входила значительная часть южноказахстанских степей, а северная граница Ташкента проходила где-то за современным г. Джамбулом.  

В начале XIX в. между Ташкентом и Хивой нередко возникали вооруженные конфликты из-за некоторых казахских родов Среднего Жуза, которые кочевали по восточной стороне Аральского моря.

Сами они признавали себя подвластными Ташкенту, в то время как Хива считала их своими подданными. В начале 20-х гг. они активно расселяются в степном Канимехском районе Бухарской области, где в 1925 г.

был создан Казахско-Каракалпакский автономный район, в котором проживало 20268 казахов.  

По переписи 1920 г. в Туркестанской АССР проживало 1091925 казахов. После нацразмежевания в 1926 г. в Узбекистане осталось 107 тыс. казахов. По данным переписи населения 1939 г., число казахов, проживающих здесь, составляло уже 305,4 тыс. чел. Увеличение связано с тем, что в 1936 г.

в состав Узбекистана вошла Каракалпакская автономная республика, где проживало значительное количество казахского населения, а также с голодом в Казахстане в 1933 г., вызванным насильственной коллективизацией, что способствовало миграции казахов на территории соседних среднеазиатских республик. По переписи 1959 г.

в Узбекистане насчитывалось 335,3 тыс. казахов; в 1970 г. их здесь проживало 476,3 тыс.  

По сравнению с 1959 г., общее количество казахов в Узбекистане возросло в 1,4 раза.

Такой высокий прирост вызван тем, что за межпереписной период в состав Узбекистана была передана часть территории Чимкентской области Казахстана. По приблизительным подсчетам, это составило около 80 тыс.

казахов (теперь эти районы возвращены Казахстану). В 1989 г. в Узбекистане проживало 808987 казахов, в т. ч. в Ташкенте — 30166.

Традиционно казахи занимались кочевым животноводством.

Из ремесел — в первую очередь, обработкой шерсти, изготовлением войлока, из которого делались кошмы и ковры, покрытия для юрт, матрацы и подушки, сумки, одежда (шапки, плащи, кафтаны, чепраки и покрывала седел верховых лошадей).

С этим ремеслом тесно связана и обработка кожи, из которой делали колчаны для стрел, воинские пояса, обувь и сосуды, конскую упряжь и седла. Кожа художественно украшалась тиснением.  

Славились казахские резчики по дереву, продававшие свою продукцию в Сырдарьинскую, Бухарскую области и Приаралье. Сюда ходили большие караваны, нагруженные юртами, арбами, посудой и хозяйственной утварью, в которой нуждались сырдарьинские казахи-земледельцы.  

Резное дерево широко использовалось для колонн и дверей культовых зданий сырдарьинских городов, свидетельствуя о распространении у казахов художественной обработки дерева.  

Источники отмечают особое искусство казахских ювелиров — «зергеров», работавших с золотом, серебром, самоцветами и владевших мастерством холодной и горячей чеканки, ажурной техники.  

Эпизодические случаи перехода к оседлой жизни активизируются в конце 20-х — начале 30-х гг. XX в. в значительной степени благодаря принудительной системе, навязанной Советской властью. В 1929 г.

создаются первые земледельческо-скотоводческие объединения, преобразованные затем в колхозы и совхозы. Эта политика привела к кризису 1930 г., усиленному засухой, в результате чего от голода погибли сотни тысяч казахов.

Значительная их часть была вынуждена мигрировать в Китай.  

С переходом к оседлому образу жизни появились квалифицированные агрономы, трактористы и рабочие МТС. В 1932 г. на предприятиях республики насчитывалось 1 435 рабочих-казахов. В 1934 г.

только в Ташкенте из сельской местности на строительство привлекаются 643 чел. В эти годы казахи составляли основной потенциал рабочих из национальных меньшинств республики.

В отдельных районах создавались казахские сельсоветы, школы с казахским языком обучения, казахский детский дом.  

В последующие годы растет число казахов, живущих в городах, в первую очередь в Ташкенте. Они работают в промышленности, науке, культуре. В довоенном Ташкенте функционировал казахский театр.

В этот процесс активно включаются женщины-казашки, в первую очередь как врачи, артистки.

Одна из первых казашек-врачей — акушер-гинеколог Умми Гульсум Асфандиярова работала в Ташкенте, Папе, Хорезме; гинеколог Зайнаб Садыковна Абдурахманова — в Ханабаде.  

Сегодня в Узбекистане функционирует около 600 средних школ для детей казахов, а в Ташкентском педагогическом университете им. Низами открыт факультет казахской филологии.

В Сырдарьинском, Джизакском, Нукусском и Навоийском пединститутах действуют отделения, где обучение ведется на казахском языке.

Во многих вузах и техникумах республики прием вступительных экзаменов для казахской молодежи проводится на родном языке.  

На Ташкент и Ташкентскую область регулярно ведется трансляция программ Казахского телевидения, радиовещания на казахском языке, выходит газета «Нурлы жол». Организованы передачи Узбекского телевидения на Казахстан.  

Казахи вносят достойный вклад в науку и культурную жизнь республики. Известны научные труды историка В. А. Туленбаева, этнографа В. X. Шалекенова, работы архитектора М. Джандарбека, монументалиста-мозаичника А. А. Бухарбаева и его сына — миниатюриста Э. Бухарбаева.  

М. М. Мендикулов (1909—1986) — крупный ученый и общественный деятель, архитектор и педагог Казахстана, с 1930 по 1937 гг. учился и работал в Узбекистане. Совмещал преподавание с работой в проектных институтах.

В 1941 г. занял пост главного архитектора города Ташкента, но война прервала карьеру зодчего. После возвращения с фронта, с августа 1945 г. по май 1947 г.

, продолжал работать в столице Узбекистана до перевода в Казахстан.  

В Ташкентском университете получил образование один из первых казахских археологов Хасан Алпысбаев.  

В Узбекистане жил и творил народный художник республики казах Урал Тансыкбаев (1904—1974), уроженец Ташкента. На базе его художественной студии создан мемориальный Дом-музей У. Тансыкбаева. Большую известность в регионе получило творчество скульптора Ж. Куттымуратова.

Источник: https://turi-uzbekistana.ru/stati/kazaxi-uz.html

Ссылка на основную публикацию