Какая часть речи слово «первый»?

Образование 5 августа 2014

Части речи – это группы слов, имеющие определенные характеристики – лексические, морфологические и синтаксические. К каждой группе можно задать определенные, свойственные только ей, вопросы.

Главные и обслуживающие части речи

Какая часть речи слово

Все части речи делятся на две большие группы – самостоятельные (знаменательные) и служебные. Главное отличие между ними заключается в том, что первые обладают способностью называть объекты и действия, а вторые лишь указывают на отношения между ними. Самостоятельные слова могут образовывать словосочетания и предложения, а служебные обеспечивают их связи в синтаксических конструкциях. Если без самостоятельных слов не может быть текста, то без служебных этот текст не будет связным. К знаменательным (самостоятельным) частям речи относят существительные, прилагательные, числительные, глаголы, причастия, деепричастия, наречия, местоимения. Группа служебных слов – это союз, предлог, частица, междометие.

Как определить часть речи?

Обычно в этом помогает вопрос, который мы задаем к слову. К примеру, возьмем слова «космос» и «человек». Что? – космос, кто? – человек. Это вопросы, которые задают к имени существительному.

Эта часть речи называет предмет, имеет несколько характерных морфологических признаков, таких как одушевленность, нарицательность, род, склонение, падеж, число.

В предложениях существительное чаще всего играет роль подлежащего и дополнения, но может быть и именной частью составного сказуемого.

Какая часть речи слово

Какой частью речи является категория слов, к которым задают вопросы действия – что делать (сделать)? В предложении «Человек осваивает космос» первое слово является существительным и выполняет миссию подлежащего.

Ко второму слову мы задаем вопрос: человек что делает? – осваивает. Это глагол, который в предложении выполняет задачу сказуемого.

Глагол в русском языке описывает действие объекта, имеет характерные морфологические свойства: время, залог, вид, род, наклонение, лицо, спряжение, переходность.

Дальше рассмотрим, какая часть речи отвечает на вопрос «какой?». Это имя прилагательное, смыслом которого является описание признака предмета или лица. Приведем пример: «Человек осваивает необъятный космос». В этом предложении признак предмета характеризует слово «необъятный», отвечающее на вопрос «какой?». Это прилагательное в данном предложении играет роль определения.

У прилагательного тоже есть свои морфологические характеристики, это степени сравнения, краткая и полная формы, склонение, число, род, падеж, разряды по значению.

Однако имя прилагательное не единственная часть речи, отвечающая на вопрос «какой?». В русском языке существуют еще три категории слов, к которым задают этот же вопрос. Познакомимся с ними поближе.

Причастие

Эту самостоятельную часть речи одни языковеды называют особой формой глагола, другие именуют отглагольным прилагательным, а третьи называют смешанной частью речи. Причастие совмещает в себе свойства и прилагательного, и глагола. Оно характеризует признак предмета в действии (процессуальный признак), выражая его как не постоянный, а изменяющийся во времени.

Проверим: котенок (какой?) играющий, энциклопедия (какая?) ходячая, сторож (какой?) задремавший, лето (каково?) насыщено событиями и т. д.

Какая часть речи отвечает на вопрос «какой?» в данных примерах? Конечно, это причастие, позаимствовавшее грамматические признаки у имени прилагательного (род, падеж, число, полную и краткую формы) и у глагола (вид, время, залог, переходность, возвратность).

Какая часть речи слово

Синтаксическая роль причастий обычно сводится к определению, в краткой форме причастие бывает частью составного сказуемого, а в составе причастного оборота эта часть речи может исполнять роль любого второстепенного члена.

Местоимение

Какая часть речи слово

Указательные местоимения

Они выделяют среди других конкретный признак, количество или предмет. Примеры:

  • «Вот (какой?) этот дом, где я провел детские годы».
  • «Повернув налево, вы увидите (какой?) тот самый сквер».
  • «Именно (какой?) тот вечер запомнился мне ярче других».

Определительные местоимения

Они указывают на обобщенный признак лиц и предметов. Примеры:

  • «Думаю, (какой?) всякий человек желает лучшего».
  • «Выбери (какой?) любой инструмент».

Относительные местоимения

Эта группа выступает в качестве союзных слов, привязывая придаточное предложение к главному. Примеры:

  • «Сад, (какой?) который разбили около дома, был чудесным».
  • «Волшебные сны, (какие?) что снились мне на чужбине, дарили иллюзорную радость встречи с родиной».

В предложении данные местоимения выступают как определения.

Имя числительное

Какая часть речи слово

Также имеют отношение к тому, какая часть речи отвечает на вопрос «какой?», порядковые числительные. К словам «первый, третий, десятый, сотый» и т. п. задают вопросы «который?» или «какой?». Примеры:

  • «К моему (какому?) второму ремеслу собеседники проявили особый интерес».
  • «Каждая (которая?) десятая партия товара оказалась бракованной».

В заключение

Подытожим сказанное и выделим главное. Какая часть речи характеризует объект с точки зрения его постоянного признака и качеств? Только имя прилагательное. Однако вопросы «какой?», «каков?», «который?» задают и к другим знаменательным частям речи: причастию, к некоторым местоимениям, к порядковому числительному.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/188423/

Сколько частей речи в русском языке

В русском языке выделяют самостоятельные и служебные части речи. К первым относятся имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения, наречия и глаголы. Ко вторым – предлоги, союзы и частицы. К особому разряду слов относят междометия. Таким образом, всего различают 10 частей речи.

Какая часть речи слово

Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что? кого? чего? и т.д. Существительные бывают нарицательными и собственными (река и Москва), одушевленными и неодушевленными (стол и человек), конкретными (носок), отвлеченными (смех), собирательными (молодежь) и вещественными (молоко). Род и склонение также относятся к постоянным признакам этой части речи, а число и падеж – к непостоянным. В предложениях имена существительные могут выступать в функции любого члена: подлежащего, сказуемого, дополнения, определения и других.

Имя прилагательное обозначает признак или качество предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей? Прилагательное изменяется по числам, родам и падежам, но эти грамматические категории зависят от существительного, с которым оно согласуется, и потому являются несамостоятельными. По разряду прилагательные бывают качественными (красный), относительными (железная, золотой, институтское) и притяжательными (бабушкин, лисий). В предложениях эта часть речи чаще всего выступает в роли определения.

Имя числительное называет число, количество предметов или порядковый номер того или иного предмета. Оно отвечает на вопросы: сколько? который? (какой?). По словообразовательной структуре числительные делят на простые, сложные и составные (три, пятьдесят, двадцать пять). По лексико-грамматическим свойствам – на количественные (десять), порядковые (первый) и собирательные (двое, десятеро).

Местоимение – это часть речи, не называющая предмет, количество, признак, но указывающая на него.

По функциональным особенностям и характеру связей с другими частями речи выделяют личные (я, ты), возвратное (себя), притяжательные (мой, твой, наш), указательные (этот, то, такой), определительные (сам, самый, всякий, каждый, весь), вопросительные (кто? что?), относительные (кто, что), неопределенные (некто, нечто) и отрицательные (никто, ничто) местоимения.

Глагол обозначает действие. Значение действия находит отражение в вопросах: что делать? что сделать? что делает? и т.д. Основные грамматические признаки глагола – это вид, залог, переходность/непереходность, а также время, наклонение и число. Изменение по числам и лицам называется спряжением. Наклонение глагола может быть изъявительным, сослагательным и повелительным.

Глагол обычно является организующим центром предложения.Особыми формами глагола являются причастия и деепричастия (иногда их выделяют как отдельные части речи). Причастие сочетает в себе признаки глагола и прилагательного, деепричастие – глагола и наречия.

К неизменяемым частям речи, обозначающим признак действия, состояния, качества или предмета, относят наречие. Оно может отвечать на вопросы: как? каким образом? где? в какой степени? когда? и другие.

По значению наречия делятся на обстоятельственные (слева, сгоряча) и определительные (тихо, блестяще, вплавь).

Как особую группу наречий рассматривают слова категории состояния. Они выражают состояние или оценку действий и являются сказуемыми в безличных предложениях.

Служебные части речи

Служебные части речи не выполняют какой-либо самостоятельной синтаксической функции и не имеют самостоятельного значения, в отличие от знаменательных частей речи. Они включают в себя три группы слов: это предлоги, союзы и частицы.Предлог выражает отношения между словами в словосочетании.

Союз связывает однородные члены предложения и части сложного предложения, а также выражает смысловые отношения между этими синтаксическими единицами. Частицы нужны для придания дополнительных смысловых оттенков словам и предложениям или для образования форм слова.

К особому разряду слов в русском языке относят междометия и звукоподражательные слова. Междометия служат для выражения эмоций: например, удивления (ах), восторга (вау), разочарования (увы), боли и других чувств.

При помощи звукоподражательных слов воспроизводятся различные звуки, издаваемые животными, людьми, предметами и т.д.: кря-кря, тук-тук, мяу-мяу, ку-ку.

  • Войти на сайт
  • или

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-829392-skolko-chastey-rechi-v-russkom-yazyke

Какая часть речи слово «первый»?

Слово «пер­вый» — это само­сто­я­тель­ная часть речи поряд­ко­вое чис­ли­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние или суще­стви­тель­ное в фор­ме сред­не­го рода («пер­вое»).

Чтобы опре­де­лить, какая часть речи сло­во «пер­вый» в рус­ском язы­ке, выяс­ним общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки и син­так­си­че­скую роль в пред­ло­же­нии. Совокупность этих при­зна­ков в опре­де­лен­ном кон­тек­сте ука­жет, что это сло­во при­над­ле­жит к раз­ным частям речи.

«Первый» — это имя числительное

Рассмотрим, что обо­зна­ча­ет это сло­во и какие име­ет харак­тер­ные мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки в выска­зы­ва­нии:

В сре­ду вышел пер­вый номер это­го жур­на­ла.

Эта лек­се­ма обо­зна­ча­ет поря­док пред­ме­тов при сче­те и отве­ча­ет на вопрос:

На этот вопрос дадим ответ: «Первый, а не вто­рой»или тре­тий». В кон­тек­сте идет речь о сче­те пред­ме­тов по поряд­ку, как и в ана­ло­гич­ных слу­ча­ях:

  • пер­вый абзац;
  • пер­вый класс;
  • пер­вый дом.

По грам­ма­ти­че­ской фор­ме это сло­во напо­ми­на­ет имя при­ла­га­тель­ное и точ­но так же изме­ня­ет­ся по родам, чис­лам и паде­жам:

  • пер­вый чем­пи­о­нат;
  • пер­вая дочь;
  • пер­вое место.

Это сло­во опре­де­ля­ет име­на суще­стви­тель­ные, обо­зна­чая поря­док сче­та. Оно соот­но­сит­ся с коли­че­ствен­ным чис­ли­тель­ным «один».

Слово «пер­вый» — это поряд­ко­вое чис­ли­тель­ное.

Исследуемое сло­во явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния опре­де­ле­ни­ем.

Владислав зачис­лен на пер­вый курс уни­вер­си­те­та.

«Первый» — это имя прилагательное

  • В кон­тек­сте это сло­во может не иметь отно­ше­ния к сче­ту, а обо­зна­ча­ет каче­ство, при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопрос какой?
  • Тогда оно име­ет сле­ду­ю­щие зна­че­ния:
  • 1. началь­ный, ран­ний, насту­пив­ший рань­ше дру­гих:
  •  пер­вый посе­ле­нец;
  • пер­вый  вело­си­пед;
  • пер­вый огу­рец.

2. луч­ший, отлич­ный:

  • пер­вый сорт;
  • пер­вый сту­дент;
  • пер­вая кра­са­ви­ца;

3. веду­щий, глав­ный:

  • пер­вый голос;
  • пер­вая скрип­ка;
  • пер­вое лицо в госу­дар­стве.

Слово «пер­вый», обо­зна­ча­ю­щее при­знак пред­ме­та, — это имя при­ла­га­тель­ное.

Слово «первый» — местоимение

Реже в раз­го­вор­ной речи это сло­во толь­ко ука­зы­ва­ет на при­знак пред­ме­та, если высту­па­ет в зна­че­нии «любой, какой-то».

Ранним утром пер­вая жен­щи­на, кото­рая нам встре­ти­лась на без­люд­ных ули­цах город­ка, ука­за­ла корот­кий путь к авто­стан­ции.

Женщина какая? пер­вая, то есть какая-то, любая, дру­гая.

Тогда отне­сем это слово-указатель к само­сто­я­тель­ной части речи место­име­нию.

«Первое» — это существительное

Это сло­во в фор­ме сред­не­го рода при­об­ре­та­ет веще­ствен­ность и отве­ча­ет на вопрос что? Оно обо­зна­ча­ет блю­до, кото­рое пода­ют пер­вым на обе­де.

На стол пода­ли (что?) пер­вое.

Горячее пер­вое ока­за­лось вкус­ным.

На пер­вое мы зака­за­ли укра­ин­ский борщ.

В такой рече­вой ситу­а­ции сло­во «пер­вое» — это имя суще­стви­тель­ное, обра­зо­ван­ное спо­со­бом пере­хо­да одной части речи в дру­гую, как и ана­ло­гич­ные сло­ва:

  • воен­ный чело­век — моло­дой воен­ный;
  • набе­реж­ная ули­ца — кра­си­вая набе­реж­ная;
  • про­хо­жий чело­век — торо­пя­щий­ся про­хо­жий.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/kakaya-chast-rechi/pervyi.html

Внеклассный урок — Морфология. Части речи

  • Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.
  • Части речи делятся на две группы – самостоятельные и служебные.
  • Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, количество, действия предметов и являются самостоятельными членами предложения.
  • Служебные части речи не называют предметы, признаки, количество, действия предметов, служат для связи слов в предложении и не являются самостоятельными членами предложения.
  • Самостоятельные части речи:
Имя существительное Называет предметы.Отвечает на вопросы Кто? Что?Примеры: стол, человек
Имя прилагательное Называет признаки предметов.Отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?Примеры: хороший, добрая, красное, красивые, мамин
Имя числительное Называет число, количество, порядок предметов при счёте.Отвечает на вопросы Сколько? Какой?Примеры: два, первый
Местоимение Указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.Примеры: он, твой.
Глагол Обозначает действие предмета.Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?Примеры: играть, выучить
  1. Причастие
  2. (особая форма глагола).
  3. Имеет признаки глагола и прилагательного.
Обозначает признак предмета по действию.Отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший?Примеры: прочитанный, читающий, прочитавший.
  • Деепричастие
  • (особая форма глагола).
  • Имеет признаки глагола и наречия.
Обозначает добавочное действие; называет, как совершается действие, названное глаголом-сказуемым.Отвечает на вопросы Что делая? Что сделав? Как? и др.Примеры: читая, прочитав.
Наречие Обозначает признак признака или признак действия.Отвечает на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?Примеры: справа, вчера, вперед, издалека, быстро.
Слова категории состояния Обозначают состояние живых существ, природы, окружающей среды.Отвечают на вопросы Как? Каково?Примеры: грустно, весело, больно, можно, нельзя.

Служебные части речи:

Предлог Служит для связи слов в словосочетаниях.Предлоги: в, на, над, перед, под, от, у, из-под, из-за
Союз Служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.Союзы: и, а, но, зато, что, как
Частица Служит для внесения дополнительных оттенков в предложения.Частицы: не, ни, бы, ли

Источник: http://raal100.narod.ru/index/0-74

Части речи русского языка и таблица морфологического разбора

Часть речи — это категория слов языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками.

В языках мира прежде всего противопоставляются имя (далее делящееся на существительное, прилагательное и т. п.) и глагол. Общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные.

На основании этих признаков в морфологической системе русского языка можно выделить следующие части речи:

Самостоятельные части речи

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Имя числительное
  • Местоимение
  • Глагол
  • Наречие
  • Предикатив
  • Причастие
  • Деепричастие

Служебные части речи

  • Предлог
  • Союз
  • Частица
  • модальные слова
  • междометия (и звукоподражательные слова)

Частями речи называют группы слов, имеющие:

  1. одно и то же обобщённое лексическое значение;
  2. одно и то же обобщённое грамматическое значение, или одинаковый набор морфологических признаков;
  3. одни и те же синтаксические функции.
  • В школе ученик должен
  • 1 ) Уметь распознавать части речи
  • 2 ) Анализировать и определять:

Морфологические признаки

  • Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
  • Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение. У глаголов: вид, возвратность, переходность, спряжение
  • Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

Синтаксическую роль в предложении

Части речи в школе изучаются с первого класса. С каждым годом каждая часть речи для ребенка раскрывается все больше и больше, и уже к концу четвертого класса дети могут делать фактически полный морфологический разбор.

Однако, не все так просто и радужно.

Дело в том, что последовательное углубление в материал по каждой части речи имеет один минус. Ребенок не успевает вникать и понимать, а так же видеть полную картину.

В четвертом классе дети знакомятся с новой частью речи — наречие.

В пятом-шестом классах с причастием и деепричастием. Только к окончанию школы у ребенка формируется полная картина.

Часть информации забывается, и ребенок не успевает сделать обобщение и видеть все части речи русского языка целиком.

Дети путают что нужно в какой части речи определять, забывают постоянные и непостоянные признаки, путают виды разборов. Не знают, какие части речи служебные, а какие самостоятельные и чем они отличаются.

И если взрослому человеку кажется, что это возможно, не важно и не мешает жить и писать грамотно, то для учащихся — это критично.

Из-за незнания частей речи и непонимая принципов организации структуры языка, дети ошибаются в контрольных и экзаменах. Имеют низкие оценки.

Многие выпускники к моменту ЕГЭ не знают, чем причастие отличается от деепричастия и не могут правильно ответить на вопросы теста.

Есть два пути:

Первый — выучить таблицу признаков и использовать ее

Части речи Постоянные признаки Непостоянные признаки
Имя существительное 1)одушевлённое – неодушевлённое

  1. 2)собственное – нарицательное
  2. 3)род
  3. 4)склонение
1)число
2)падеж
Имя прилагательное 1)разряд: качественное, относительное, притяжательное
2)полное или краткое (у качественных)
3)степень сравнения (у качественных)
1)число
2)род
3)падеж
Имя числительное 1)простое, составное или сложное
2)количественное или порядковое
3)обозначает целое, дробное число или собирательное (у количественных)
1)падеж
2)род (у порядковых)
3)число (у порядковых)
Местоимение 1)разряд по значению: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное
2)лицо (у личных)
1)падеж
1)число, род (имеют не все местоимения)
Глагол 1)вид

  • 2)спряжение
  • 3) возвратность
  • 4) переходность
1)наклонение: изъявительное, условное, повелительное
2) время (в изъявительном наклонении)
3) лицо (в наст. / буд. времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении)
4) род (в ед. числе прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения)
5)число
Причастие 1)действительное или страдательное

  1. 2)время
  2. 3)вид
  3. 4)возвратность
1)полная или краткая форма (у страдательных)

  • 2)число
  • 3)род
  • 4)падеж
Деепричастие 1)неизменяемость
2)вид
3)возвратность
Наречие 1)неизменяемость
2)значение: образа действия, места, времени, условия, цели, меры и степени, причины)
3) степень сравнения

Второй — понять принцип и научиться «видеть» части речи целиком

Сегодня мы получаем столько информации в неделю, сколько двести лет назад человек получал за всю свою жизнь.

Потому что запомнить большой поток информации так же, как это делали люди раньше невозможно. Старые методы не работают.

Используйте техники эффективного обучения. Можно «разложить» части речи в интеллект-карту, объединив их и визуализируя признаки.

Используя склонность мозга функционировать в духе гештальта, т. е. целостного восприятия, можно попросту пририсовывать пустые ветви к ключевым словам, и рано или поздно мозг найдет способ заполнить зияющие пустоты.

Ребенок услышит в классе новую информацию про существительное — и она сразу же «запишется» к уже имеющейся, а не просто так где-то «просядет».

Такой подход позволяет добиться главного — понимания и полного запоминания информации для ее дальнейшего использования.

  1. Так как не все из нас учителя русского языка и не каждый умеет составлять интеллект-карты правильно, в это воскресенье мы проведем тренинг, на котором разберем всю морфологию русского языка за один день и запомним ее!
  2. Пройти программу могут как взрослые для повышения своей эрудиции и помощи детям, так и учащиеся старших классов для успешной подготовки и сдачи экзаменов.
  3. Программа будет полезна преподавателям и репетиторам для повышения эффективности своей работы.
  4. Для занятия вам понадобятся листы А4 и фломастеры.

Немного чувства юмора и отличное настроение. Занятие будет носить практический характер.

Записывайтесь на однодневный тренинг, который пройдет 9 апреля в 12:00 «Речьландия. Все части речи русского языка за день»

  • Раз и навсгда запомните части речи, вопросы, основные признаки, определения
  • Запомините деление частей речи на самостоятельные, служебные, особенные
  • Создадите свою персональную карту частей речи (все части речи на одной карте!)
  • Определите «место части речи» на карте
  • Навсегда запоминте признаки частей речи:
  • глагола, прилагательного, существительного, причастия и деепричастия. наречия, союза, частиц, предлога, междометия
  • Сможете эффективным способом показать ребенку как определить признаки частей речи и синтаксическую роль
  • Получите карту примеров частей речи и конечно, вопросов, на которые она отвечает
  • Алгоритм морфологических разборов, который требуют от учащися начальной и средней школы
  • По данному материалу выпускники школы могут освежить свои знания и систематизировать их для подготовки экзаменов и вступительных испытаний
  • Учителя русского языка и литературы, а так же репетиторы получат уникальную технику, благодаря которой все дети класса будут разбираться в частях речи на «отлично»
  • Сделайте инвестицию в обучение Ваших детей и она уже до конца этого учебного года окупиться хорошими оценками и сокращением времени на уроки
  • Разобрать все части речи за 1 день>>
  • Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Источник: http://gladtolearn.ru/blog/chasti-rechi-russkogo-yazyka-i-tablitsa-morfologicheskogo-razbora/

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика