Значение словоформ с -ушк
Существуют в речи имена существительные, которые имеют суффикс -ушк. Значение этих словоформ заключается в том, что они служат для выражения своего отношения к чему-либо. Например, при бережном отношении к хлебу многие называют его хлебушек. Когда мама проявляет нежность к своему сыну, она называет его Иванушка, а не Иван.
В действительности же морфема -ушк- является только одной из его форм. Этот постфикс могут иметь имена существительные мужского и женского, а иногда и среднего рода. В таблице можно увидеть слова с суффиксом -ушк:
Примеры слов | ||
Мужской | Женский | Средний |
братушка | любушка | небушко |
прадедушка | матушка | чадушко |
скворушка | кадушка | сердечушко |
воробушек | травушка | |
зверушка | избушка | |
Степанушка | дубравушка |
Некоторые имена существительные при присоединении -ушк меняют свой род. Чаще всего из мужского рода образуются однокоренные существительные женского рода. Примеры: корм — кормушка, пир — пирушка, череп — черепушка.
Слова общего род свою категорию не меняют: сирота — сиротинушка, непоседа — непоседушка.
Формообразование существительных
Но есть случаи, когда -ушк не является уменьшительно-ласкательным. Отглагольные имена существительные с этой морфемой содержат в себе элемент действия и указывают на то, что могут делать эти предметы. Таких словоформ в лексике также много:
- играть — игрушка;
- греметь — погремушка;
- вертеть — вертушка;
- болтать — болтушка;
- колотить — колотушка;
- хохотать — хохотушка.
Среди существительных с суффиксом -ушк есть те, что указывают на признак (образованы от имён прилагательных). Примером являются следующие слова:
- дурной — дурнушка;
- гнилой — гнилушка;
- простой — простушка;
- зелёный — зеленушка.
- От имён числительных образуются такие существительное: два — двушка, четверть — четвертушка.
- В словаре можно подобрать только одно имя прилагательное с суффиксом -ушк (матушкин).
Правило правописания
Часто при написании уменьшительно-ласкательных морфем возникают трудности и в суффиксах -ушк, -юшк. Правило, которое необходимо запомнить, следующее:
- -Ушк пишется у имён существительных женского и мужского рода, если корень заканчивается на твёрдый согласный звук (лебёдушка, матушка, солдатушка).
- -Юшк необходимо писать там, где основа заканчивается на мягкий согласный (батюшка, Ванюшка, краюшка).
- В существительных среднего рода правильно будет образовать форму слова с суффиксом -ышк (солнышко, пёрышко, гнёздышко). Окончание должно быть -о.
- У слов среднего рода с основой на мягкий согласный нужно писать -юшк (горюшко, полюшко).
Эти нормы литературного языка можно преобразовать в таблицу. Так правила запоминаются намного быстрее и легче.
Суффиксы имён существительных | ||
-ышк | -ушк | -юшк |
в существительных среднего рода | в существительных мужского и женского рода | во всех трёх родах |
гнёздышко | голубушка | полюшко |
пёрышко | дедушка | Олюшка |
брёвнышко | батюшка | дядюшка |
Исключения, имеющие две формы: воробышек — воробушек, камешек — камушек, оладышки — оладушки. В этих случаях два варианта считаются правильными в устной и письменной речи. Но первый носит стилистически нейтральный характер, а второй имеет разговорный оттенок.
Морфема -яшк
Существуют в языке словоформы с суффиксом -яшк. Это имена существительные женского рода, которые образуются путём присоединения словообразовательной единицы в таких случаях:
- Когда от имени прилагательного образуется слово со значением предмета. Например, голый — голяшка, круглый — кругляшка, пухлый — пухляшка.
- От имени существительного получается слово той же части речи, но со значением частицы вещества. Примеры: стекло — стекляшка, медь — медяшка, дерево — деревяшка.
- При образовании слов общего рода, основа которых — глаголы. Например, обаять — обаяшка.
- Когда от слов мужского или среднего рода получается существительное женского рода. Примеры: тельник — тельняшка, лёд — ледяшка.
- При добавлении к имени числительному морфемы -яшк получаются слова женского или общего рода. Например, три — тройняшка.
Эти словоформы передают пренебрежительное, уничижительное, презрительное или ласкательное значение.
Суффикс -ишк
Чтобы выразить пренебрежительное отношение к чему-либо, добавляются суффиксы -ишк, -ишка, -ишко. Эти слова бывают во всех трёх родах в единственном и множественных числах:
- парень — парнишка;
- город — городишко;
- барахло — барахлишко;
- дом — домишко;
- земля — землишка;
- мысль — мыслишка;
- конспект — конспектишка;
- люди — людишки.
Одушевлённые имена существительные приобретают негативное значение с оттенком разочарования. Они употребляются чаще всего в разговорной речи и недопустимы в научном, публицистическом и официально-деловом стиле. Например, плутишка, мужичишка, хвастунишка.
Для того чтобы понять глубину характера героя, такие словоформы употребляют авторы многих художественных произведений. Также эта морфема понадобится, чтобы придать объекту уменьшительное значение: воришка, шалунишка.
Правильное написание окончаний
При образовании существительных с суффиксами -ишк, -ушк, -юшк, -ышк следует обращать внимание на окончание. На помощь приходит правило, которое необходимо запомнить.
Все неодушевлённые существительные в форме ед. ч. именительного падежа мужского рода имеют окончание -о. То же относится и ко всем словам среднего рода. Одушевлённые существительные мужского рода и все слова женского получают окончание -а.
В подтверждение этого можно привести следующие примеры.
Средний род | Неодушевлённые существительные мужского рода | Одушевлённые слова мужского род | Женский род |
полюшко | городишко | дядюшка | волюшка |
солнышко | рублишко | сынишка | думушка |
донышко | заборишко | батюшка | кумушка |
Неодушевлённые имена существительные в косвенных падежах получают такое же окончание, которое есть в словах без суффиксов. Например, заборишко — забор.
Тренировочные упражнения
Запомнить правописание этих слов помогут упражнения. Их можно использовать для закрепления материала в средней школе.
Задание 1. От приведённых имён существительных необходимо образовать новые формы с суффиксами -юшк, -ушк, -ишк, -ышк (например, зима — зимушка):
- дуб;
- Петя;
- дно;
- борода;
- туча;
- сова;
- коза;
- мысль;
- паровоз;
- Анна;
- горе;
- воробей.
Задание 2. Найти в предложениях имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выделить эти морфемы:
- И поведала мне Аринушка печаль свою.
- Эх, доля-долюшка нелёгкая.
- И заплакал вдруг Егорушка.
- Отправился Лёвушка на волю к родным местам и упал на землю русскую, на полюшко зелёное.
- Пёрышки кружатся, на землю падать не торопятся.
- И назвали малышку Олюшкой.
- В классе все мальчишки занимаются спортом.
- Саше нравилось собирать различные вещицы: камешки, стёклышки, железки, гвозди.
- Ветхий домишко покосился от времени и нужно было определить, сколько денег потребуется на его восстановление.
- Увеличительные стёклышки понадобились студентам-биологам, чтобы выполнить групповую работу.
Задание 3. Придумать к словам подходящие рифмы: соловушка, кумушка, горюшко, пёрышко, батюшка.
Задание 4. Выписать из текста слова с суффиксами -ышк, -ушк, -юшк.
На логопедическом занятии дети учились использовать в речи ласковые имена. Лучше всех с заданием справился Ванюша. Он назвал всех присутствующих так: Олюшка, Илюша, Витюша, Анечка, Светочка, Юляша, Игорёша и Викуша.
Изучив все правила, можно быть уверенным, что проблем в написании суффиксов больше возникать не будет.
Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/slova-s-suffiksom-ushk.html
Урок «Написание имен существительных с суффиксом –ищ-»
Тема урока: «Написание имен существительных с суффиксом –ищ-»
Цель:
-
Создать условия для формирования умений находить суффиксы в словах, наблюдать за ролью суффиксов в слове, учить образовывать слова с указанными суффиксами, писать окончания –а и –е после суффикса –ищ-.
-
Создавать условия для развития орфографической зоркости, наблюдательности, речи уч-ся.
-
Способствовать формированию умений работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Ход урока
I Организация класса
- II Игра «Ты мне, я тебе»
- Чтобы собрать наше внимание проведем разминку для ума, поиграем в игру «Ты мне, я тебе».
- -Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
- — Какие буквы не употребляются в начале русских слов? (ъ и ь)
- — Назовите слово противоположное слову «ВРАГ» (друг)
- — Как называются такие слова? (антонимы)
- — Во что превращается вода зимой? (лед)
- — Какая орфограмма в этом слове? (парная согласная)
— Как проверить такие слова? Проверьте.
— Часть слова, которая служит для связи слов в предложении…(окончание)
— Как называется второй месяц зимы? (январь)
— Какая орфограмма в этом слове? Как узнать о правильности написания таких слов? (словарь)
- — Общая часть родственных слов называется… (корень)
- — Часть слова без окончания называется… (основа)
- — Какая часть слова может рассказать о себе следующими словами: «В слове я стою справа от корня, с моей помощью совершаются превращения, придаю словам различные смысловые оттенки. В слове нас может быть несколько» (суффикс)
- III Введение в тему
Сегодня в очередной раз предлагаю отправиться в удивительную страну Суффиксов. Суффиксы хоть и маленькая часть слова, но имеют свое лицо и о многом могут рассказать.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- _____________________________________
- _____________________________________
- — Какой суффикс вы узнали в узорах? (-ищ-)
- — Кто может сформулировать тему урока?
- Тема: «Написание имен существительных с суффиксом –ищ-»
- — Почему мы легко узнаем своих друзей среди других людей? (потому, что мы дружим с ними, знаем все их привычки, достоинства, недостатки)
- — Что мы должны сделать, чтобы суффикс стал нашим лучшим другом? (побольше узнать о нем)
- — Как мы будем собирать информацию о новом знакомом? (определим что знаем, а что нет)
- Игра «Выбери верное выражение»
- — маленькое слово
- — часть слова
- 2. Суффикс служит…
- — для образования новых слов
- — для связи слов в предложении
- 3. Суффикс стоит…
- — после корня
- — перед корнем
- 4. Суффикс…
- — не имеет значение
- — имеет значение
- — Как нам могут помочь эти знания? (безошибочно найти в слове суффикс)
- IV Постановка проблемной ситуации
- — Сегодня мы побываем в гостях у суффикса –ищ-
— Рассмотрите дом этого суффикса и вспомните его рассказ о себе. Какие утверждения мы можем поставить под сомнения? Какие возникают вопросы?
- (-Действительно ли при помощи суффикса совершаются превращения?
- — Действительно ли суффикс придает словам различные смысловые оттенки?
- — Какие окончания будут писаться в именах существительных с суффиксом –ищ-?)
- — Мы сегодня докажем или опровергнем несколько гипотез (НА ДОСКЕ):
1. При помощи суффикса совершаются превращения.
2. Суффикс придает словам различные смысловые оттенки.
3. Правила написания окончаний –а и –е в именах существительных с суффиксом –ищ.
Итак, пожелаем друг другу удачи и отправимся за доказательствами.
V Изучение нового материала
Жил на свете паук. Это был не взрослый паук, а еще паучонок. Шел он по лесной дороге, а навстречу ему дрозд пролетает и кричит:
- — Какой вкусный паучишко!
- Вдруг бежит мышь.
- — Посмотрите, какой паучок!
Грустно стало паучку. Почему его не боятся?
- А ту навстречу ему муравей.
- — Ой, какой паучище!
- И спрятался за листочек.
— Найдите в этом тексте однокоренные слова. Запишите их в тетрадь. (Паук, паучонок, паучишко, паучок, паучище)
— Почему для дрозда – паучишко, для мыши – паучок, а для муравья – паучище? Произошли превращения?
— Какую гипотезу мы можем доказать своими наблюдениями? (что при помощи суффиксов совершаются превращения) Какие превращения?
— Какой корень в этих словах? Выделите.(паук, пауч) Что происходит в корне? (чередование согласных)
- Одновременно работать в тетради (выделять суффиксы) и записывать названия значений суффиксов в таблицу-карточку
- Назовите суффикс в слове паучонок (онок) Какое смысловое значение придает этот суффикс слову? (название детеныша) ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛ, КРОМЕ Ч –ЁНОК-;
- ПОСЛЕ ТЕРДЫХ СОГЛАСНЫХ И Ч –ОНОК-
- Приведите примеры таких слов.
— Назовите суффикс в слове паучишко (ишк). Что произошло с пауком? (мы над ним посмеялись). Какое значение суффикс –ишк- придает слову? (пренебрежительное)
ЗАПИСЫВАЕМ В ТАБЛИЦУ и выделяем суффикс в тетради
— Назовите суффикс в слове паучок (ок). Что произошло с пауком? (он стал маленьким) Какое значение этот суффикс придает слову? (уменьшительное)
ЗАПИСЫВАЕМ В ТАБЛИЦУ и выделяем суффикс в тетради
— Назовите суффикс в слове паучище (ищ). Что теперь случилось с пауком? (он стал огромным) Какое значение придает суффикс –ищ- слову? (увеличительное)
ЗАПИСЫВАЕМ В ТАБЛИЦУ и выделяем суффикс в тетради
— Какую гипотезу мы можем доказать. (суффиксы придают словам различные смысловые оттенки) Какие?
— А сейчас мы предложим нашим суффиксам потрудиться вместе с нами, потому что в совместной работе мы еще лучше узнаем своих друзей. И еще раз убедимся в правильности своей гипотезы.
- РАБОТА В ПАРАХ
- КАРТОЧКА (Будем работать в карточке)
- — Найдите в карточке слова. Распределите их по столбикам
Домик, слонёнок, стульчик, ручищ?, зонтик, зайчонок, ветрищ?, болотищ?, топоришко
— Давайте проверим (подтягиванием)
Детен. Пренебрежит. Уменьшит. Увеличит.
- слоненок топоришко домик ручищ?
- зайчонок зонтик ветрищ?
- болотищ?
- Запишите в тетрадь
- ФИЗМИНУТКА (для глаз)
-Что необычного заметили в предыдущей работе? В какой части слова они находятся? А у какой части речи?
— Итак, ваши предположения? Как будут писаться окончания после суффикса –ищ-?
— Давайте вернемся к дому нашего суффикса. В нем два этажа. Какие?
- -С чего начали рассуждать? (определили часть речи)
- — Какую характеристику мы даем имени существительному( число, склонение, род, падеж)
- — Как вы думаете, что нам может помочь в выборе окончания? (род)
- (существительные среднего и мужского рода имеют окончание –Е, а женского рода –А)
- — Составим алгоритм.
- —С чего мы начали свое рассуждение? (определили часть речи)
- — нашли суффикс –ищ-
- -определили род
— выбрали окончание (ср.р. и м.р. (Е), ж.р. (А))
- Найдите в карточке задание №3
- Вставьте пропущенные окончания, ПОЛЬЗУЯСЬ ПАМЯТКОЙ.
- Дворищ…, плечищ…, барабанищ…, лапищ…, журналищ…, днищ…, силищ….
- ПРОВЕРКА ПО ДОСКЕ (поставьте + на полях, кто выполнил задание правильно)
Какую гипотезу мы можем доказать? (когда пишется в окончании после суф. –ищ- А, когда Е)
- Как гостеприимный хозяин суффикс – ищ- приглашает поиграть в игру
- «Выбери свое место».
- На доске:
Дети выходят по очереди, вытягивают карточку со словом и доказывают вставленное окончание. Занимают место под выбранной буквой.
СЛОВА: хвостище, глазище, ножища, бычище, грязища, избища, письмо (измени слово с помощью суффикса –ищ- и докажи окончание, чтобы попасть в команду)
VI Закрепление
— Молодцы. А сейчас я предлагаю вам выполнить следующую работу. У вас у каждого на столе карточки разного цвета. (ЖЕЛТЫЕ- легкий уровень, СИНИЙ- средний, ЗЕЛЕНЫЙ – высокий уровень)
ЖЕЛТЫЙ
-
Распредели слова по значениям суффиксов
Лисенок, мячик, усишко, дождище
-
Допиши окончания используя алгоритм, ЗАСЕЛИ ЖИЛЬЦОВ ДОМА:
Котищ…, тучищ…, жилищ…
ОРАНЖЕВЫЙ
-
Распредели слова по группам
Столбище, котенок, городишко, садик.
-
От слов образуй однокоренные слова с помощью суффикса –ищ ЗАСЕЛИ ЖИЛЬЦОВ ДОМА :
- гвоздь –
- окно-
- кость-
- ГОЛУБОЙ
-
Заполни таблицу своими примерами (по одному)
Значение суффикса
Пример
-
Запиши слова с суффиксом –ищ- каждого рода. ЗАСЕЛИ ЖИЛЬЦОВ ДОМА
- РАБОТАЮТ В КАРТОЧКАХ
- ПРОВЕРКА
- Желтые – проверяют по готовым ответам (Оценивают себя)
- Оранжевые – проверка ответов по эталону, размещенному на доске (оценивают себя)
- Голубые – проверка с учителем, озвучивание ответов.(оценивают себя)
- — Давайте похвалим друг друга за хорошую работу, пожмите друг другу руку.
- VII Подведение итогов
Давайте вернемся к гипотезам. Все ли гипотезы мы доказали?
- Рефлексия
- Давайте проанализируем нашу работу, опираясь на данные предложения:
- -Я сегодня вспомнил (что такое суффикс)
- — Я сегодня узнал (какую смысловую окраску несут суффиксы)
- — Я сегодня доказал (при помощи суффикса совершаются превращения;
- суффикс придает словам различные смысловые оттенки;
- как правильно написать окончания имен существительных с
- суффиксом –ищ-
- — Я сегодня научился (правильно писать окончания имен существительных с суффиксом –ищ-)
— А каким алгоритмом мы пользовались? Восстановите последовательность.
- — Где нам могут пригодиться эти знания?
Хотите ли вы продолжить исследовательскую работу? ДЗ учебник стр. 87 упр. 87
Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=41086
Правописание суффиксов -ек, -ик (-ник, -чик) в суффиксах существительных
Разобраться с правописанием гласных е, и в суффиксах имен существительных -ек и -ик не получится, если не провести словообразовательный анализ слова. Ведь зачастую морфемы стоят в безударной позиции, значит, слышатся одинаково. А если в один ряд с такими словами поставить существительные, образованные с помощью аффиксов -чик, -ник, то ребенку легко запутаться:
- бараш..к, карандаш…к, кармаш..к, ковш..к
- пенальч..к, замоч..к, стаканч..к, внуч..к, стульч..к
- помощн..к, сантехн..к, работн..к
На слух пропущенную гласную в существительных определить невозможно – надо знать правило, регулирующее правописание суффиксов. Слова с суффиксами -ек и -ик пишутся по одному правилу, для морфем -чик, -ник действуют уже другие законы. Чтобы различать словообразовательные морфемы, анализируют состав слова и значение аффикса.
Значение суффиксов -ек, -ик (-ник, -чик)
Суффиксы -ек и -ик служат для образования существительных, обозначающих уменьшительно-ласкательные или пренебрежительные названия предметов, лиц, животных. У морфемы -чик то же значение:
- клубоч..к – маленький клубок (ек/ик);
- телефонч..к – маленький телефон (чик);
- локоточ..к – ласково про локоток (ек/ик);
- работнич..к – пренебрежительно о работнике (ек/ик);
- пальч..к – ласково про палец (ек/ик).
А морфема -ник по значению отличается: обозначает людей по их занятию, принадлежности к группе, сфере деятельности:
- колхозн..к – тот, кто работает в колхозе (ник);
- высотн..к – тот, кто работает на высоте (ник);
- дачн..к – тот, у кого есть дача (ник).
Правописание суффиксов -ек, -ик (-ник, -чик)
Анализируемые суффиксы имен существительных подчиняются следующим правилам:
- -ЧИК, -НИК всегда пишутся одинаково, только с гласной И;
- В морфемах -ек, -ик гласную проверяют на «беглость»: если при изменении падежа или числа имени существительного гласная пропадает, то это буква е.
Примеры:
- Комоч..к – нет комочка, комочков: буквы нет на месте, значит, это беглая е.
- Калач..к – нет калачИка, калачИков: буква остается на месте, значит, пишем и.
Алгоритм определения правильного суффикса
Прежде чем склонять слово, определяют, какая морфема стоит после корня. Ведь нет смысла изменять число и падеж, если в существительном -чик или -ник. Чтобы сберечь драгоценные секунды на контрольных работах или экзамене, выбирают гласную в аффиксах, четко следуя алгоритму:
- Находим корень, суффикс(ы).
- Если после корня стоит морфема -чик или -ник, пишем и.
- Если в слове –ек или –ик, ставим слово в Род. Падеж (нет, много кого? чего?).
- Если искомая гласная выпала, то пишем е.
- Если гласная сохранилась, пишем и.
Примеры применения алгоритма:
Крючоч..к
- Это маленький крючок – корень крюк-, суффиксы – ок (крючок) + -ек или -ик.
- Нет крючоЧКа, крючоЧКов – гласная выпадает.
- Правильное написание – крючочЕк.
Барабанч…к
- Это маленький барабан – корень барабан-, суффикс -чик.
- Пишем гласную и – барабанчИк.
Используя алгоритм, вставьте пропущенные буквы во все слова, где вместо гласной стоят точки. Выполнив это задание, вы уже не забудете, как правильно написать уменьшительно-ласкательные существительные.
Источник: https://KakPishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/pravopisanie-suffiksov-ek-ik-nik-chik-v-suffiksah-suschestvitelnyh.html
Слова с суффиксом -изн-, их значения и происхождение, примеры существительных
Главная > Русский язык > Значение суффикса -изн- у существительных и примеры слов
Среди всех суффиксов -изн- не является очень распространённым. Он выполняет словообразовательную функцию, когда из прилагательного получается существительное. Реже он образует слово из другого существительного, а в прилагательных почти отсутствует, за исключением нескольких лексем. Словами с суффиксом -изн- обычно характеризуют признак, который можно оценить.
Не желающий умирать
Читая документы и литературу на древнерусском языке, можно увидеть, что морфемы -изн- там практически не было. Точнее, она присутствовала в заимствованной лексике из церковнославянского, например, «главизна, туньбизна, худизна». Но никаких новых форм она не образовывала, и, хотя она и был славянской по происхождению, в русском утратила всякую продуктивность.
Это интересно: неопределённо личные предложения, примеры.
Значение суффикса
Анализ лексики русского языка показывает, что этот формант действительно образует абстрактные понятия, но вот относительно его единства есть большие сомнения. Учёные выделяют 2 группы лексем с этим суффиксом:
- Существительные, образованные от прилагательных с ударением на окончание -а.
- Образованные от глаголов и других существительных, ударение падает на морфему.
Эта классификация не является точной. К первой категории можно определенно отнести следующие существительные: голубизна́, белизна́, прямизна́, тупизна́, новизна́, крутизна́, желтизна́, кривизна́, голизна́, левизна́, редизна́, серизна́.
- Ко второй относятся слова отчи́зна, голови́зна, укори́зна и все производные от последнего — укори́зненный, безукори́зненный, безукори́зненно, укори́зненно, небезукори́зненно.
- А вот слова дешеви́зна и дорогови́зна лежат где-то посередине.
- При этом в севернорусских диалектах, где этот суффикс просуществовал дольше, чем в официальном языке, он абстрактным не являлся: он мог образовывать лексемы вроде «цели́зна» — непаханое поле, «матери́зна» — наследство от матери.
Это интересно: как то так — как пишется по правилам написания?
При этом можно заметить, что в южных группах и литературном языке было вполне современное слово «целина», а производные от существительных образовывались вообще другим способом:
- отец — отечество;
- бог — божество;
- купец — купечество.
Новые слова никакого абстрактного значения не имеют. Абстрактные понятия выражались посредством суффикса -ость-, -ин-, -от-, и вот с какого-то момента часть из них были заменены на единицы с описываемым в статье формантом.
Нужно знать! Что такое диалектизм?
Призрак Речи Посполитой
Словообразование на -izn- существовало в польском языке. Это в своё время объединяло его с северной группой диалектов Руси, которые могли бы выделиться в отдельный язык, не произойди события XV—XVI вв. еков.
Но случилось так, что слова с этим суффиксом стали входить в русский с XVII века, когда происходило поглощение западнорусских земель Московским государством.
Там полонизмы уже успели пустить корни, и постепенно стали проникать в русский язык.
Отчасти это было связано с тем, что выходцы из Киево-Могилянской академии заложили основы современного литературного русского языка как общего для всех жителей Руси.
Со временем число полонизмов в русском уменьшилось, но из лексем с описываемым суффиксом укоренилось одно важное — отчизна. А отвлечённые понятия стали образовываться по аналогии с польскими:
- седина — сивизна;
- барщина — панщизна.
Это интересно: слова с приставкой без-, правила и примеры написания.
Стали привычными среди русских слова белизна, голубизна, кривизна и другие, образованные от прилагательных. Окончательно они закрепились в языке в XIX века, как и понятия «дороговизна» и «дешевизна».
Во всяком случае, пушкинское «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» слуха никому не резало, как и «укоризна».
Это существительное с суффиксом -изн- единственное, которое образовалось от отглагольного: корить — укорить — укор — укоризна — укоризненный и т. д.
На сегодняшний день в литературном языке насчитывается всего 22 слова с этим суффиксом, которые можно отнести к четырём категориям:
- Обозначающие отвлечённый признак.
- Понятие (отчизна).
- Предмет (головизна).
- Характер действия (укоризна).
Морфологический разбор слова
Как ни странно, но буквосочетание «изн», может ввести в заблуждение при разборе некоторых слов. Когда речь доходит до выделения морфем, насторожить должно прежде всего то, что слово не является существительным. В этом случае такое буквосочетание может быть случайным, а каждая буква принадлежать разным морфемам. Чаще всего она делится между:
- корнем и суффиксом;
- приставкой и корнем.
Нужно знать: Морфология русского языка, что изучает наука.
Корень и суффикс
Это самая распространённая категория слов, отличная от тех, где -изн- — суффикс. Примеры:
- жизненный;
- слизняк;
- сервизный;
- близнец;
- капризный.
Здесь -из- относится к корню, а суффиксом является -н-. К таким словам можно отнести фамилию покойного лингвиста Зализняка. В древности сюда можно было бы отнести лексему «тризна», от «тризь», но на сегодня последнее непродуктивно, и все три буквы в этом случае целиком относятся к корню. То же самое можно сказать о слове «изнанка» и заимствовании «бизнес».
Приставка и корень
Таких слов мало, и все они связаны с приставками при- и из-. Сюда можно отнести:
- признак;
- признавать;
- признать;
- признание;
- износ;
- изнеженный;
- произнести.
Разбор этих лексем сложностей не вызывает, хотя тройка»признанный, жизненный, укоризненный» может сбить с толку. А вот «изначальный» делит -из-н- между двумя приставками.
Попытка предсказать будущее
Вряд ли с трудом вернувшийся к нам суффикс будет производить новые формы. Во всяком случае, их не фиксируют. Те лексемы, что сейчас существуют, вряд ли вымрут целиком, хотя такая участь может грозить тем, у которых есть более употребительные аналоги. Например:
- серизна — серость;
- голизна — нагота;
- редизна — редкость.
- Понятие «головизна» имеет узкоспециальное значение, в быту чаще используется «обрезь».
- Скорее всего, через какое-то время устареют слова «корить» и «укор», а суффикс сольётся с корнем, что неоднократно происходило и происходит в языке.
- В лексемах типа «голубизна, кривизна, новизна» суффикс никуда не денется, оставаясь реликтом.
Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/znachenie-suffiksa-izn-u-sushhestvitelnyh-i-primery-slov.html
Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)
§ 17. Следует различать суффиксы существительных -ик (-ник, -чик) и -ек. Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например: столик – столика, дворник – дворника, стаканчик – стаканчика, но: ножичек – ножичка, овражек – овражка, барашек – барашка.
- § 18. Следует различать суффиксы существительных -ец- и -иц-:
- в существительных мужского рода пишется -ец- (с беглым е), например: комсомолец – комсомольца, европеец – европейца;
- в существительных женского рода пишется -иц-, например: конница, лестница;
- в существительных среднего рода пишется -ец-, если ударение стоит после суффикса, и -иц-, если ударение предшествует суффиксу, например: nальтецо, но: платьице.
У существительных среднего рода известен также суффикс -ц- с беглым е, которое появляется в род. пад. множ. ч., например: блюдце (блюдец), щупальце (щупалец) .
Примечание. От написаний существительных мужского рода с суффиксом -ец- следует отличать написания слов заяц и месяц.
§ 19. Следует различать суффиксы -ечк- и -ичк-. Суффикс -ечк- пишется:
а) в существительных женского и среднего рода, которые образуются от слов, имеющих в род. пад. множ. ч.
суффикс -ек- с беглым е, например: нянечка (нянек – нянька), леечка (леек – лейка), печечка (печек – печкa), окошечко (окошек – окошко); также в ласкательных собственных именах мужского и женского рода, например: Ванечка, Олечка, Анечка;
- б) в существительных среднего рода, образованных от существительных на -мя, например: время – времечко, семя – семечко.
- Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц-, например: лестница – лестничка, пуговица – пуговичка, ножницы – ножнички.
- § 20. Следует различать правописание -инк- и -енк- в существительных:
- -инк- пишется в существительных, образованных от слов на -ина, например: проталина – проталинка, скважина – скважинка, соломина – соломинка;
-енк- пишется в существительных уменьшительных женского рода, образующихся от слов с основой на -н- и имеющих в род. пад. множ. ч. беглое е, например: башенка (башня – башен), песенка (песня – песен), вишенка (вишня – вишен), сосенка (сосна – сосен).
Пишется -енк- также в существительных женского рода, обозначающих лиц женского пола, например: нищенка, француженка, черкешенка, монашенка; так же пишется слово лесенка.
§ 21.
В ласкательных именах существительных на -нька может быть перед н только о или е, например: березонька, липонька, бабонька, Веронька, Лизонька, лисонька (но не «Лизанька», «лисанька»), полосонька (но не «полосынька»); Петенька, Оленька, Марфенька, Сереженька, Зоенька (но не «Петинька», «Зоинька»), душенька, ноченька; также волосоньки (но не «волосыньки»).
Однако в словах заинька, паинька, баиньки пишется -инька (-иньки), а в существительных, образованных от слов на -ыня, пишется -ынька, например: милостынька (от милостыня).
§ 22. Следует различать правописание уменьшительных (ласкательных) имен существительных с суффиксами -ушк-, -юшк- и -ышк-, -ишк- и др.:
- в существительных женского рода пишется -ушка (-юшка), например: бабушка, матушка, коровушка, Аннушка, волюшка;
- в существительных мужского рода у имен одушевленных пишется -ушка (-юшка), например: дедушкa, батюшка, соловушка, Ванюшка, Николушка;
- в существительных среднего рода пишется -ышко, например: перышко, солнышко, стеклышко, гнездышко.
Отдельные существительные мужского рода употребляются с суффиксами -ышек, -ушек, -ешек, например: колышек, воробышек и воробушек, xлебушек (также хлебушко), камешек и камушек, краешек. Отдельные существительные среднего рода употребляются с суффиксом -юшк-, например: горюшко, полюшко, морюшко.
Кроме того, в существительных мужского, среднего и женского рода может употребляться суффикс -ишк- (-ишка, -ишко), вносящий уменьшительно-пренебрежительное значение, например: фанфаронишка, сараишко, платьишко, именьишко, шинелишка (ср. плутишка, воришка, дворишко, пальтишко). О различении -ишка и -ишко см. § 39.
§ 23. Следует отличать существительные с суффиксом -атай, склоняющиеся как имена существительные мужского рода, от существительных с суффиксом -aт- и окончанием -ый, склоняющихся как полные прилагательные, например: ходатай – ходатая, ходатаи, ходатаев, но: вожатый – вожатого, вожатые, вожатых.
§ 24. От суффикса прилагательных -ев- (соевый, краевой, ключевой; ср. рублёвый) следует отличать суффикс -ив- (милостивый, ср. ленивый) с его производными -лив- и -чив-, например: придирчивый, заносчивый, заботливый, словоохотливый.
§ 25. В прилагательных, образованных от существительных, пишется суффикс -ян- (после шипящих -ан-), если ударение стоит после суффикса, например: земляной, травяной, жестяной, костяной, нефтяной, вощаной, платяной, дровяной.
Если же ударение стоит перед суффиксом, то в одних прилагательных пишется -ян- (после шипящих -ан-), в других – -енн- (что устанавливается в словарном порядке), например: глиняный, кожаный, серебряный, ветряный (ветряная оспа, мельница), масляный (масляная краска) при клюквенный, соломенный.
В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от основ на -мен- (им. пад. ед. ч. на -мя), пишется -енн-, например: временный (время, времени), пламенный, племенной, семенной, стременной. (В качестве существительного известна в литературе также форма стремянный.)
§ 26.
В страдательных причастиях прошедшего времени, а также в прилагательных и существительных, образовавшихся из этих причастий, пишется суффикс -ан(н)-, -ян(н)-, если соответствующий глагол оканчивается на -ать (-ять) , и суффикс -ен(н)-, если соответствующий глагол оканчивается на -еть, -ить, на -ти (-ть) после согласных, на -чь, например: привязанный, вязанный (причастие), вязаный (прилаг.), увиденный, израненный, раненный (причастие), раненый (прилаг.), намасленный, выведенный, отстриженный, настоянный, расковырянный, расстрелянный (от расстрелять), застреленный (от застрелить), навешанный (от навешать, например: навешано много белья), навешенный (от навесить, например: дверь навешена), мешаный, мешанина (от мешать), вымешенный (от вымесить), веяный, веяние, крашеный, крашенина (ткань), замороженный (причастие), мороженое (сущ.), валяный (но: валенки).
Страдательные причастия от глаголов равнять и ровнять с приставками оканчиваются на -енный: выравненный («сделанный равным») и выровненный («сделанный pовным») и т. п.; от мерять, мучать страдательные причастия оканчиваются, как и от мерить, мучить, на -енный: меренный, мученный (ср. измеренный, измученный и т. п.).
§ 27. В причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:
1) -ущ- (-ющ-) (действ.), -ем- (страд.), если глаголы, от которых они образованы, – I спряжения (см. § 44), например: пишущий, борющийся, читающий, читаемый;
2) -ащ- (-ящ-) (действ.), -им- (страд.), если глаголы, от которых они образованы, – II спряжения (см. § 44), например: значащий, дышащий, видящий, стоящий, видимый.
Примечание 1. Причастие движимый пишется с суффиксом -им-.
Примечание 2. Oт глаголa брезжить действительное причастие пишется брезжущий.
§ 28. Прилагательные, оканчивающиеся на -йный, пишутся в краткой форме мужского рода с е перед н, например: спокойный – спокоен, знойный – зноен, буйный – буен, прямолинейный – прямолинеен. Но от достойный краткая форма – достоин (достоинство), однако причастие – удостоенный, удостоен (от удостоить, по § 26).
- § 29. Прилагательные, оканчивающиеся на неударяемые -инский или -енский, группируются по написанию следующим образом:
- 1. Прилагательные оканчиваются на -инский:
- а) если от соответствующих существительных употребительно притяжательное прилагательное на -ин, например: сестринский (сестра – cecтрин), Mapиинский (Мария – Мариин), Аннинский (Анна – Аннин), Саввинский (Савва – Саввин);
- 6) если они образованы от географических названий (склоняемых и несклоняемых), оканчивающихся на -и (-ы), например: грязинский (Грязи), мытищинский (Мытищи), химкинский (Химки), сочинский (Сочи), топкинский (Топки), талсинский (Талсы);
- в) если они образованы от географических названий, оканчивающихся на -а (-я), например: жиздринский (Жиздра), ялтинский (Ялта), охтинский (Охта), ронгинский (Ронга), балашихинский (Балашиха), ельнинский (Ельня).
Примечание. Некоторые прилагательные, образованные от существительных на -а (-я), в соответствии с прочно установившейся традицией coxpаняют написание с -енский, например: пресненский (Пресня), пензенский (Пенза).
2.
Прилагательные оканчиваются на -енский, если они принадлежат к другим словообразовательным типам, например: грозненский (Грозный), городищенский (Городище), зареченский (Заречье), Фрунзенский (Фрунзе), коломенский (Коломна), песоченский (Песочня), горшеченский (Горшечное). (В последних трех примерах прилагательные содержат в своем составе беглое е и суффикс -ск-.)
§ 30. В прилагательных на -чий, образованных от существительных на -шка, перед ч пишется е в положении не под ударением, например: старушечий, кукушечий, кошечий, лягушечий, индюшечий; но известны и образования на -ачий с ударяемым а, например: кошачий, лягушачий, индюшачий.
§ 31. В числительных собирательных четверо, пятеро и т. д., а также в образованных от них прилагательных четверичный, пятеричный и т. д. перед р пишется е.
§ 32. В суффиксах степеней сравнения в неударяемом положении всегда пишется е, например: громче, старше, красивее (красивей), красивейший.
§ 33. В глаголах, оканчивающихся в неопределенной форме на -вать, необходимо для правильного написания неударяемого гласного перед в различать следующие типы:
1) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на -ую (-юю) , а в неопределенной форме на -овать (-евать), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, горюю – горевать;
2) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на неударяемые -ываю, -иваю, а в неопределенной форме на неударяемые -ывать, -ивать, например: развертываю – развертывать, закручиваю – закручивать;
3) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на ударяемое -ваю, а в неопределенной форме на ударяемое -вать; в этих глаголах перед в пишется та же гласная, что и в неопределенной форме соответствующих глаголов без суффикса -ва- (т. е.
непосред-ственно перед -ть), например: одолеваю – одолевать (одолеть), запиваю – запивать (запить), застываю – застывать (застыть).
Сюда же относятся глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице на -ю (без -ва-): заставать – застаю (застать), доставать – достаю (достать).
Кроме того, необходимо иметь в виду следующие глаголы, оканчивающиеся на -евать- – -еваю (с ударением на -ва-): затмеваю – затмевать, застреваю – застревать, намереваюсь – намереваться, обуревает – обуревать, продлеваю – продлевать, растлеваю – растлевать, увещеваю – увещевать.
§ 34. В суффиксах однократных глаголов на -ануть пишется а, например: долбануть, стегануть, садануть.
В глаголах колонуть (ср. колоть), захолонуть (ср. холод), полосонуть пишется о.
§ 35. В глаголах, означающих изменение какого-либо состояния, пишется -енеть, например: леденеть, костенеть, деревенеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть; переходные глаголы этого типа оканчиваются соответственно на -енить, например: леденить, окровенить и др.
§ 36.
Следует отличать глаголы непереходные с основой на -е, например: обессилеть, обессилею (стать бессильным, лишиться силы), опостылеть, опостылею (стать постылым), выздороветь, выздоровею (стать здоровым), от соответствующих им переходных глаголов с основой на -и, например: обессилить, обессилю (сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы), ослабить, ослаблю.
Источник: http://new.gramota.ru/spravka/rules/121-gl-19-8
Суффикс -КА для образования укороченных слов
Привет, мои дорогие Друзья!
Сегодня я хочу поговорить с вами об укороченных словах. «Что такое укороченные слова?» – спросите вы. Укороченные слова– это слова, которые стали короткими. Другими словами, люди взяли длинное слово или словосочетание и укоротили. Например:
наличные деньги (cash) – согласитесь, это очень длинное словосочетание. Поэтому люди образовали укороченное слово – наличка.
Так вот, чтобы сделать укороченное слово, нужно добавить суффикс -ка. Посмотрите на примеры, чтобы понять, как это работает:
- Ленинградское шоссе = Ленинградка (Leningradskoye highway);
- Гречневая крупа = гречка (buckweat);
- Газированная вода = газировка (soda);
- Подземная железная дорога = подземка (underground railway = subway);
- многоэтажный дом = многоэтажка (a building with many floors);
- парковочное место = парковка (parking lot).
Часто люди используют этот суффикс даже, когда называют друг друга по имени. Конечно, это работает только в том случае, если имя заканчивается на -а или -я.
- Саша – Сашка
- Маша – Машка
- Ирина – Иринка
- Дима – Димка
- Оля — Олька
Но, будьте осторожны, когда вы называете так людей. Это очень неформальный стиль общения.
Словарь:
- укороченные слова — short-cut words;
- другими словами — in other words;
- люди укоротили длинное слово — people made a long word shorter;
- укоротить — to shorten;
- словосочетание — word-combination;
- согласиться — to agree
- образовать — to form, to make
- образование — formation;
- добавить суффикс — to add suffix;
- называть друг друга по имени — to call each other by names;
- только в том случае — only in case;
- имя заканчивается на -а/-я — the name is ending in -а or -я;
- будьте осторожны — be careful;
- неформальный стиль общения — informal communication style;
Как всегда, буква выделенная жирным, показывает ударение.
Источник: http://www.russian-blog.com/short-cut/