Строение словосочетание + пример

Строение Словосочетание + пример

На уроке мы познакомимся со словосочетанием, тремя видами подчинительной связи  в словосочетании, проанализируем  средства связи в них, какими бывают словосочетания в зависимости от того, какой частью речи выражается главное слово.

На уроке мы

Строение Словосочетание + пример

Словосочетание, как и предложение, является основной единицей синтаксиса.

Строение Словосочетание + пример

Слово синтаксис  произошло от греческого syntaxisсоставление, сочетание. Это раздел грамматики, изучающий строение и значение синтаксических единиц и принципы построения связной речи.

Строение Словосочетание + пример

Словосочетаниеэто синтаксическая единица, которая состоит из двух и более знаменательных слов, связанных подчинительной грамматической связью.

Строение Словосочетание + пример

Равноправны ли слова в словосочетании? Не совсем. Хотя слова и принадлежат к знаменательным частям речи, но в словосочетании одно из них непременно будет главным, стержневым, а другое – зависимым, определяющим

Рассмотрим словосочетания летний день, высоко над землёй, пролить воду. Главными словами будут день, высоко, пролить. А слова летний, над землёй, воду будут зависимыми. Связь словосочетания и предложения состоит в том, что словосочетание формируется в предложении и выделяется из него.

Схема словосочетания

Строение Словосочетание + пример

Какие же виды подчинительной связи существуют в словосочетании? Их всего три: согласование, управление и примыкание.

Виды подчинительной связи Строение Словосочетание + пример

1. Согласование – это вид связи, в котором главное и зависимое слово полностью во всем согласны, то есть совпадают в роде, числе и падеже.

Строение Словосочетание + пример

Главным словом при согласовании могут быть существительное, местоимение или субстантивированное слово.

Субстантивированное словоэто любая часть речи, которой стало свойственно понятие предметности.

Разберем  словосочетание учёный кот. Рассуждаем так: «Главное слово – кот, существительное в  именительном падеже. Ставим вопрос к зависимому слову: кот какой? Учёный. Зависимое слово – прилагательное».  

Рассуждаем так

Строение Словосочетание + пример

Зависимым словом при согласовании могут быть местоимения, прилагательные,  порядковые числительные и причастия.

Зависимые слова при согласовании:

Строение Словосочетание + пример

Разберем  словосочетание  мой чемодан. Рассуждаем так: «Что? Чемодан – существительное мужского рода, единственного числа, в именительном падеже.  Чемодан чей? Мой. Зависимое слово выражено притяжательным местоимением мужского рода, единственного числа, в именительном падеже». 

Рассуждаем так

Разберем словосочетание летящую стрекозу. Рассуждаем так: «Вижу кого? Стрекозу. Это главное слово, выраженное существительным женского рода единственного числа, в родительном падеже. Стрекозу какую? Летящую. Зависимое слово выражено причастием женского рода единственного числа, в родительном падеже».

Рассуждаем так

Вывод:  при согласовании оба слова,  главное и зависимое, совпадают в роде, числе, падеже, то есть согласуются. Оба слова в этом случае полностью совпадают во всех формах.

Вывод:

2. Управление. Само название вида управления говорит само за себя. Это такой вид подчинительной связи, где главное слово требует от зависимого слова определённой падежной формы, то есть управляет им.

  • Главным словом при управлении чаще всего бывает глагол, а зависимымсуществительное и местоимение.
  • Рассмотрим несколько примеров.

Помогать мне. Что делать? Помогать. Главное слово выражено инфинитивом несовершенного вида. Помогать кому? Мне. Зависимое слово выражено личным местоимением в дательном падеже, которого требует главное слово.

Рассуждаем так

Идти в парк. Что делать? Идти. Главное слово выражено инфинитивом несовершенного вида. Идти куда? В парк. Зависимое слово выражено существительным с предлогом в винительном падеже.

Рассуждаем так

Вывод:  управление может быть как предложным, так и беспредложным. При управлении главное слово управляет другим, и в подчинение попадают существительные и местоимения.

Вывод:

3. Примыкание. Слова в таком словосочетании сосуществуют благодаря порядку слов и интонации подчинения.

  1. Чаще всего главным словом бывает глагол, а вот зависимым могут быть только неизменяемые слова или формы слов, то есть инфинитив, деепричастие, наречие.
  2. Рассмотрим несколько примеров.  

Приехать издалека. Что сделать? Приехать. Главное слово выражено инфинитивом совершенного вида. Приехать откуда? Издалека. Зависимое слово выражено наречием.

Рассуждаем так

Готов помочь. Каков? Готов. Главное слово выражено краткой формой прилагательного. Готов к чему? Помочь.  Зависимое слово выражено инфинитивом совершенного вида.

Рассуждаем так

Работать не переставая. Что делать? Работать. Главное слово выражено инфинитивом несовершенного вида. Работать как? Не переставая. Зависимое слово выражено деепричастием.

  • Рассуждаем так
  • Вывод: при примыкании главное и зависимое слова сосуществуют по-соседски, не совпадая в формах и не требуя друг от друга никаких падежей.
  • Вывод:

Как связываются слова в словосочетаниях? Для этого существуют такие основные средства связи: окончания и предлоги.

В зависимости от того, какая часть речи является главной в словосочетании, они подразделяются на следующие виды:

1. Именные. Название говорит нам о том, что главными словами будут существительные, прилагательные, числительные, местоимения: пасмурный деньвялый по натуре, третий от края,  никто из нас, кто-то в

  1. плаще.
  2. Именные

2. Глагольные. В данном случае в качестве главного слова выступает глагол в различных формах: смотрю фильм, стучал в дверь, дать добро.

Глагольные

3. Наречные. В качестве главного слова выступает наречие: особенно приятно, больно до слёз.

  • Наречные
  • Не являются словосочетаниями:

Сочетание подлежащего и сказуемого. Библиотека закрыта. Поезд уезжает. День пасмурный.

Не являются словосочетаниями:

Ряд однородных членов предложения: цветы и травы; то дождь, то снег и т.д. (они связаны сочинительной связью).

  1. Не являются словосочетаниями:
  2. Форма сложного будущего времени: буду петь.
  3. Не являются словосочетаниями:
  4. Составная форма превосходной степени: самый надежный, наименее опасный.
  5. Не являются словосочетаниями:
  6. Фразеологические обороты, так как слова в них утратили свое первоначальное лексическое значение и их можно заменить одним словом: сесть в лужу – опростоволоситься, без царя в голове – дурак.
  7. Не являются словосочетаниями:
  8. Подведем итоги урока:
  9. ·        Словосочетание — это синтаксическая единица, которая состоит из двух и более знаменательных слов, связанных подчинительной грамматической связью.
  10. ·        Слова в словосочетании связаны тремя видами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.
  11. ·        В зависимости от того, какая часть речи главная в словосочетании, выделяют именные, глагольные и наречные словосочетания.
  12. ·        Словосочетание не имеет законченной мысли, а употребление словосочетаний позволяет говорящему точно выразить смысловые и стилистические оттенки высказываний.

Источник: https://videouroki.net/video/8-slovosochietaniie.html

Словосочетание Строение типы и виды словосочетаний по способу

Строение Словосочетание + пример Строение Словосочетание + пример Строение Словосочетание + пример Строение Словосочетание + пример Строение Словосочетание + пример Строение Словосочетание + пример Строение Словосочетание + пример Строение Словосочетание + пример Строение Словосочетание + пример Строение Словосочетание + пример

Проверяем именные Девять дней; глагольные выбрать Четвертый профессию; день; приехал Желание летом; учиться; видишь Чей-то знакомого; приятель Зеленая аллея; пошли купаться Шорох веток наречные вечно зелен; весьма посредственн о; довольно плохо

Наблюдаем Найдите в данных синтаксических конструкциях главное и зависимое слово: Ø Сын и отец; день и ночь; небо и земля; Ø Светила луна; льют дожди; белеет парус; Ø В школе; среди травы; около дома.

Делаем вывод Словосочетанием не является: ü Однородные члены предложения ( т. к. связаны сочинительной связью); ü Подлежащее и сказуемое ( полная грамматическая основа); ü Предлог и самостоятельная часть речи.

Изучаем Существует два вида связи: сочинение (ею связаны однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения) и подчинение (связь слов в словосочетании и частей сложноподчиненного предложения). Виды подчинительной связи: согласование, управление, подчинение.

При согласование зависимое слово во всем уподобляется новый дом главному: в новом доме в роде, новому дому числе, новые дома падеже.

управление встретил друга встречу друга встретить друга встретили друга При управлении зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово. Зависимое слово управляется главным, подчиняется ему.

примыкание Езда верхом Очень странно Желательно пригласить Примыкают только неизменяемые части речи: Наречия, инфинитив, деепричастие. Они тяготеют к главному слову по смыслу.

Выполним задание «Четвертое лишнее» . Найди лишнее словосочетание. По какому признаку отобраны словосочетания? 1. Новый район, к большим домам, проверять работу, синее небо; 2. Нарушение правил, слишком поздно, вернулись вечером, писал стихи; 3. Внимательно слушать, много работать, очень далеко, далекий остров. Проверь себя

Проверим 1. Проверять работу; 2. Слишком поздно; 3. Далекий остров. Словосочетания отобраны по виду подчинительной связи.

Наблюдаем Порядок синтаксического разбора словосочетания. 1) Выделить словосочетание из предложения. 2) Найти главное и зависимое слово. 3) Указать тип и вид словосочетания по способу выражения главного слова.

Наблюдаем Пример разбора словосочетания С неба плавно падали одинокие снежинки. Одинокие снежинки – словосочетание именное (главное слово выражено существительным); зависимое слово – прилагательное; согласование. Падали с неба – глагольное (главное слово выражено глаголом); зависимое слово – существительное; управление.

Работаем с текстом Утро. Со…нце поднялось выше, так что сразу пот…плело. Заг…ворили ручьи. И тут до моего слуха донес…я нежный пер…звон, словно кто(то) (не)видимой рукой трогал (не)видимые же струны. Я пр…слушался.

Таинствен…ая музыка нар…стала звучала все громче и продолжительн…е, как будто музыкант входил в темп импровизации. Чистые прозрач…ные хрустальные звуки постепен…о нар…стали и крепли. И тут я наконец понял, что вызвало их к жизни.

Талая вода нат…кла на лед (не)большого озерца, и он приседая от ее тяжести змеился трещинами. Каждая трещина во все стороны ра…бегаясь по льду р…ждала звук. Лед искрился на изломе малиновыми бликами, и сама музыка к…залась малиновой.

(Не)ведомая м…лодия ширилась ра…плывалась и ст…новилась сочнее. А мне казалось, что это само со…нце играет своими лучами на з…лотых гуслях весны. Проверь себя

Проверяем Утро. Солнце поднялось выше, так что сразу потеплело. Заговорили ручьи. И тут до моего уха донесся нежный перезвон, словно кто-то невидимой рукой трогал невидимые же струны. Я прислушался.

Таинственная музыка нарастала, звучала все громче и продолжительнее, как будто музыкант входил в темп импровизации. Чистые, прозрачные, хрустальные звуки постепенно нарастали и крепли. И тут я наконец понял, что вызвало их к жизни.

Талая вода натекла на лед небольшого озерца, и он, приседая от ее тяжести, змеился трещинами. Каждая трещина, во все стороны разбегаясь по льду, рождала звук. Лед искрился на изломе малиновыми бликами, и сама музыка казалась малиновой.

Неведомая мелодия ширилась, расплывалась и становилась сочнее. А мне казалось, что это само солнце играет своими лучами на золотых гуслях весны.

Задания по тексту 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Озаглавь высказывание. Определи его тему и основную мысль. Докажи, что данное высказывание – текст. Определи тип и стиль текста. Объясни орфограммы и постановку знаков препинания. Определи лексическое значение слова импровизация.

Составь с ним словосочетание. Найди в тексте устаревшее слово, определи его лексическое значение. Выпиши из предложения Талая вода натекла на лед небольшого озерца, и он, приседая от ее тяжести, змеился трещинами словосочетания. Выполни их разбор.

Составь небольшое высказывание на тему: «Мой любимый уголок природы» .

Закрепляем Ответь на вопросы: 1. Закончи предложения: Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения, называется … Пунктуация – раздел языкознания, изучающий … 2.

Укажи верные утверждения: ü Словосочетание выражает законченную мысль; ü Подлежащее и сказуемое не могут образовать словосочетание; ü По способу выражения главного слова словосочетания бывают именные, глагольные, наречные. 3.

Найди словосочетания, в которых неверно определено главное слово: ü Ясным днем; ü Заниматься с удовольствием; ü Возражать докладчику; ü Опасно для жизни.

Закрепляем 4. Слова в словосочетании объединены на основе сочинительной связи. Да Нет 5. Определи тип данных словосочетаний по способу выражения главного слова: Быстрее лани, смешно до слез, уходя вдаль ü Наречное; ü Глагольное; ü Именное. 6. Определи вид связи в приведенных ниже словосочетаниях: Веселые каникулы, первое сентября, первый встречный ü Согласование; ü Управление; ü Примыкание.

Закрепляем Заполни «кластер» (схему) строение синтаксис предложение тип управление наречное Проверь себя

Проверяем Главное слово Зависимое слово строение синтаксис словосочетание тип предложение вид именное примыкание глагольное управление наречное согласование

Домашнее задание 1. 2. 3. Раскрой скобки. С выделенными словосочетаниями составь предложения. В словосочетаниях обозначь главное и зависимое слово, в предложениях – основу. 4. 1 -е и 4 -е словосочетания сравни по строению и грамматическому значению.

Руководитель(секция); руководить (секция); протест (несправедливости); причина (это); ущерб (работа); гордость (успех); призыв (выступление); приказ (награждение); отклик (события); упрек (небрежность); итог (соревнование); заведующий (типография); заведовать (типография).

Источник: https://present5.com/slovosochetanie-stroenie-tipy-i-vidy-slovosochetanij-po-sposobu/

Что такое словосочетание в русском языке: примеры, что не является словосочетанием, виды в таблице с примерами

Синтаксис допускает две основные формы связи сочинительного типа и подчинительного. Предложение представляет собой такую единицу языка, в которой могут использоваться два вида связи.

Основные понятия

Связи первого типа нужны для объединения равноправных членов, простых предложений или их фрагментов.

Примеры равноправных слов:

  • мужчина, женщина,
  • чашка, стакан,
  • зима, холодная,
  • звезда, светить.

Примеры связей для этих слов соответственно:

  • мужчины и женщины,
  • чашки и стаканы,
  • зима будет холодной,
  • звезда начала светить ярче.

Ос­нов­ное сред­ство связи при со­чи­не­нии – со­чи­ни­тель­ные союзы.

Связи подчиняющего типа нужна для объединения главных слов и слов, зависящих от них. При подчинительной связи, как правило, является возможным задать вопрос от основного слова к тому, которое от него зависит.

Например, возьмем пример подчинительной взаимосвязи слышать мышь или трактат о социуме. Мы можем задать вопрос: слышать (кого) мышь, трактат (о чем) о социуме. Подчинительную зависимость одного слова от другого можно отобразить таким образом: слышать (кого?) мышь, трактат (о чем?) о социуме.

Строение Словосочетание + пример

Довольно часто подчинительный тип можно распознать по окончанию. Например: уважать профессора, услышать за деревом.

Для уточнения подчинительной связи часто используют предлоги. Например:

Повесть об Анне, лежать в укрытии, улететь в небо, стоять за деревом, бежать за преступником, бежать от преступника.

Что такое словосочетание в русском? Сло­во­со­че­та­ние это такая единица синтаксиса, которая состоит из двух (или больше) самостоятельных слов, которые соединены при помощи подчинительной связи.

Важно! В сло­во­со­че­та­ниях принято использовать исключительно связи подчинительного типа, в то время как в предложениях используют и сочинительную и подчинительную типы связей.

Что такое главное слово в словосочетании

Словосочетания состоят из главных слов и зависимых. Главное слово в словосочетании бывает следующего типа:

  1. Глагольное.Например: открыть дверь, скрыть правду, поймать рыбу.
  2. Именное.
  3. Субстантивное (когда главное слово существительное). Например: красота природная, стол деревянный, поход в горах.
  4. Адъективное (когда главное слово прилагательное). Например: красивая девушка, злой профессор, зеленая елка.
  5. Количественное (когда главное слово числительное). Например: три дерева, первый герой.
  6. Местоименное (главное слово местоимение). Например: где-то в лесу, некто новый.
  7. Наречное (главное слово наречие). Например: особо необходимо, вдалеке от города.

Строение Словосочетание + пример

Виды словосочетаний

Отличительной особенностью словосочетаний является наличие основных и второстепенных слов. От основного всегда возможным является задать вопрос. Приведем еще несколько примеров:

Пойти (куда?) домой, разрядились (что?) смартфоны, восемьдесят (чего?) лет, белый (что?) ноутбук, врать (как?) красиво.

Главная задача словосочетаний называть предметы и их действия. В отличии от единичного слова, сложное словосочетание обладает большей конкретикой. Проведем сравнение.

Таблица сравнений смысловой нагрузки слов и словосочетаний

Слово Словосочетание
Вечер Зимний вечер.
Разговаривать Медленно разговаривать.
Смеяться Красиво смеяться.
Завтрак Вкусный завтрак.
Дом Разрушенный дом.

Между основным словом и тем, которое зависит от него, существует три разновидности связей. Все они являются частным случаем подчиняющих взаимосвязей. Соединение слов между собой происходит тремя возможными способами:

  • согласованности,
  • управляемости,
  • примыкаемости.

Важно! Связь между подлежащим и сказуемым не относится к подчиняющим разновидностям связей.

Таблица: виды словосочетаний

Вид Примеры Части речи второстепенного слова слова Характеристика
Согласование Приятные моменты. Красивые люди.
Нужные строки.
Прилагательные. Со стороны основных слов диктуется род слов, числа, падежи. Слово которое зависит, стоит в таком же роде и числе, что и основное.
Крутящий момент. Светящий след.
Знающий гражданин.
Причастия.
Ваше лицо. Твоя тетрадь.
Моя жизнь.
Согласуемые местоимения.
Восьмой уровень. Девятнадцатый год. Порядковые числительные.
Красавец сын. Доктор Васильковский. Согласуемые существительные.
Управление Конец войны. Холодно у стенки.
Середина дня.
Существительными (чаще всего с предлогами). Основные слова определяют у зависимых только их падежи.
Раскрашивать его. Просить тебя.
Ненавидеть себя.
Местоимения, выполняющие функции существительных.
Примыкание Бежать босиком. Говорить красиво. Наречия. Главные слова никаким образом не влияют на формы зависимых, потому что зависимые слова неизменны.
Врать молча. Говорить улыбчиво. Деепричастия.
Умолял открыться. Желание врать.
Мечтал проснуться.
Неопределенные формы глаголов.
Знать больше. Бежать дольше.
Сидеть тише.
Сравнительные степени прилагательных.

Согласование

Со­гла­со­ва­ние в русском языке представляет собой такие типы, при которых со стороны основных слов диктуется род слов, числа, падежи. В связи с этим, слово которое зависит, стоит в таком же роде и числе, как и основное.

При согласовании, основные слова, как правило, выражаются:

  • при­ла­га­тель­ными (за­ни­ма­тель­ные книги, красивые люди, темные ночи, веселые улыбки),
  • при­тя­жа­тель­ными ме­сто­име­ниями (кроме них, красивее его, мои здания, твои мысли),
  • при­ча­стиями (проверенная контрольная, расстроенная гитара, сведенная таблица),
  • по­ряд­ко­выми чис­ли­тель­ными (вторую ручку, две тетради, четверо друзей).

Строение Словосочетание + примерСогласование в словосочетании Важно! В словосочетаниях с порядковыми числительными, слово оба является согласованным в числах и родах: обоих детей, обеих девушек.

Управление в словосочетаниях

Управление представляет собой такой вид словосочетания, в котором зависимое слово принято ставить возле основного в конкретных падежах.

Основными словами с управленческим видом подчинительной связи являются:

  • гла­голы (рисовать картину, бежать домой),
  • имена существительные (остановка грузовика, закон жизни, порядок законодательства),
  • имена прилагательные (ошарашенный новостями, одурманенный любовью, расшатанный работой),
  • на­ре­чия (наедине с собой, вкратце о главном, немного про жизнь).

Второстепенно слово, как правило, выражено именами существительными или словом, относящимся к любым частям речи. Например: сесть на скамейку, послушать говорящего, бежать за людьми, отговаривать друга, расставлять на места.

Важно! Правильным будет высказывание: за­пла­тить за учебу (за что?), освятить статую (освятить что?)

Во время управления падежная форма большого количества существительных (вещественного и собирательного типа) зависимы от значений:

  • при обо­зна­че­ниях частей целых меняется окончание на у (-ю) – килограмм меду,
  • при обо­зна­че­ниях це­лой вещи (не разделенной) меняется окончание на а (-я) – запах меда.

Тем не менее когда существительное с окончанием -у (-ю) определяется, его окончание остается -а (-я) – два килограмма французского меда.

Строение Словосочетание + пример

Примыкания в словосочетаниях

  • При­мы­ка­нием принято называть такие разновидности, при которых слова, которые зависят от основного, связаны с основными лишь в смысловом смысле.
  • Главные слова могут быть выражены глаголами, существительными, а зависимые слова могут быть выражены наречиями, деепричастиями.
  • Например:
  • Бежать не спеша, мало говорить, рассказ по-немецки, рвение считать, очень трудолюбивый, расчесанный небрежно, чрезмерно пусто, чересчур поздно, бежать голышом, плыл раздумывая, ожидал увидеть, цвет жизни, умение видеть, бежал предполагая.
  • Строение словосочетаний виды связи в словосочетаниях
  • Задание 6. Словосочетание

Источник: https://tvercult.ru/obrazovanie/chto-takoe-slovosochetanie-v-russkom-yazyike

Урок. Словосочетание. Строение словосочетаний

  • Технологическая карта
  • урока русского языка в 5 классе
  • в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: Словосочетание. Строение словосочетаний.

Класс: 5 класс

Предмет: русский язык (УМК Ладыженской Т.А.)

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока:

деятельностная: формирование у учащихся способностей к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д..

содержательная: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

; расширение понятийнойбазы за счет включения в нее новых элементов; формирование представления о словосочетании как единице синтаксиса; обобщение теоретических сведений и закрепление практических навыков по теме; развитие умений давать грамотно сформулированные ответы на вопросы; продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся.

Предметные результаты:

Знать: понятия синтаксис, пунк­туация, словосочетание; призна­ки и структуру словосочетания; виды и способы связи слов в сло­восочетании, порядок разбора словосочетания.

Уметь: определять главное и зависимое слово в словосочета­ниях; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетаниях; распознавать словосочетания, характерные для книжного стиля; заменять сло­восочетания «СУЩ. + СУЩ.» сино­нимичными словосочетаниями «прил. + суш.» и наоборот; со­ставлять словосочетания со сло­варными словами учебника

  1. Метапредметные результаты:Находить и исправлять грамматические ошибки в письменной речи; соблюдать в процессе создания текста с учётом замысла и ситуации основные нормы русского литературного языка.
  2. Личностные результаты:Интерес к созданию собственных текстов; потребность сохранить чистоту русского языка.
  3. УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
  4. УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
  5. УУД познавательные: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).
  6. УУД коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
  7. Оборудование:
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.
  • Деятельность учителя
  • Деятельность обучающихся
  • УУД
  • I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
  • Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности
  • — Добрый день, ребята! Слайд 1
  • — Разгадываем загадки Слайд 2
  • — Как они нам помогут на уроке?
  • Учащиеся разгадывают загадки
  • Самоопределение, смыслообразование (Л)
  • Целеполагание (П)
  • Планирование учебного сотрудничества (К)
  • II. Этап актуализации и пробного учебного действия
  • Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
  • — Посмотрите внимательно на запись в два столбика и ответьте: есть ли смысл в том, что записано в первом столбике? Слайд 3
  • Степь, глухой, над, путь, неизвестный, в, облака, цепью, бесконечный, плыть.
  • — Во втором столбике?
  • Над глухою степью в неизвестный путь бесконечной цепью облака плывут.
  • — Почему?
  • Вспомните, пожалуйста, что вы уже знаете о словосочетании?
  • Работа с учебником.
  • Слайды 4, 5, 6

Читают запись. Отвечают на вопросы. Делают вывод: если слово называет предмет, действие, признак, то предложение говорит о том, что происходит с предметом, какое действие в нем совершается, как; т.е. в предложении между словами устанавливается определенный смысл. Называют предмет.

Формулируют тему урока.

Работают в паре по заданию

п. 26 (читают теоретический материал, записывают вопросный конспект) Дополнительное задание.

  1. Рефлексия, вывод.
  2. Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
  3. Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
  4. Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
  5. III. Этап локализации индивидуальных затруднений
  6. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися.
  7. — Почему нельзя составить словосочетания из двух последних пар слов? Слайд 7
  8. — Рассмотрите схему и объясните название групп словосочетаний по характеру главного слова.
  9. Слайд 8
  10. Мини-исследование

Представьте, что наш класс – исследовательский центр. Вы ученые-лингвисты. Вам предстоит решить небольшую исследовательскую задачу: в стихотворениях разных поэтов найти необычные словосочетания. С какой целью используют их авторы? (Раздаточный материал)

  • — Перед вами 4 отрывка из стихотворений .
  • 1) ПОД МУЗЫКУ осеннего ДОЖДЯ
  • Иду во тьме… (К.Феофанов)
  • 2) КУСТЫ В серебряных СЕРЕЖКАХ
  • Стоят, глядят по сторонам,
  • Где РУСЫЙ ДОЖДЬ на тонких НОЖКАХ

Перебежал дорогу нам. (Н.Рыленков)

  1. 3) И весел ЗВУЧНЫЙ ЛЕС, и ветер меж берез
  2. Уж ВЕЕТ ЛАСКОВО, а белые березы
  3. Роняют тихий ДОЖДЬ своих АЛМАЗНЫХ СЛЕЗ

И улыбаются сквозь слезы. (И.Бунин)

  • 4) В небе дым поблеклый,
  • Снег на тротуаре,
  • На трамвайных стеклах –

ЛЕДЯНОЙ ГЕРБАРИЙ. (И.Кобзев)

Иногда поэты и писатели осознанно нарушают законы сочетаемости слов, используя непривычные для обиходной речи словосочетания. Такие словосочетания являются средствами выразительности речи.

Выполняют упражнение на обозначение главного и зависимого слова.

Пож..леть, друг; увл..каться, спорт; уд..вительный, зрелище; спуститься, г..рой;смелый, снег.

Делают вывод о том, что не все слова могут сочетаться друг с другом.

Словосочетанием могут быть слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности.

Кто такие лингвисты? Назовите синоним слова лингвистика.

  1. Дети работают в группе по 4 человека.
  2. Дают ответы на вопросы:
  3. — Подберите возможные для разговорной речи словосочетания с существительными МУЗЫКА, ЛЕС, КУСТЫ, СЛЕЗЫ, ГЕРБАРИЙ.
  4. — Как связываются слова в словосочетании?
  5. — Как обозначается смысловая связь между словами в словосочетании?
  6. — Как найти в словосочетании главное и зависимое слова?
  7. Делают вывод, что прилагательные способствуют созданию наиболее яркого описания.
  8. Восстановить определение.
  9. Эпитет – предмет, образный, определение.
  10. Метафора – употребление, слово, словосочетание, в, переносный, значение.
  11. Осуществление смыслового чтения художественных текстов; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
  12. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
  13. IV. Этап самостоятельной работы с самостоятельной проверкой по эталону
  14. Цель этапа: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

1.Какое из этих сочетаний слов не является словосочетанием?

  1. платье из ситца,

  2. гулял возле дома,

  3. сияли звезды,

  4. в осеннем лесу Слайд 10

2.Выпишите все возможные словосочетания, Определите их тип, объясните свое решение.

«Жили-были царь и царица, а у них был маленький царёныш». Слайд 11

Работают индивидуально с проговариванием. Упр.126

  • Проверяют по эталону и оценивают свою работу.
  • Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).
  • Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
  • Оценивание усваиваемого содержания (Л)
  • Контроль, коррекция, оценка (Р)

V. Этап включения в систему знаний и повторения.

  1. Цель этапа:включение в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
  2. Слова каких частей речи могут составлять словосочетание?
  3. Все ли слова в словосочетании сочетаются?
  4. 3.Составьте как можно больше словосочетаний со словом «облака»(по иллюстрациям) Слайд 12
  5. 4.Подсчитайте, сколько в данном предложении словосочетаний
  6. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море, Все деревья блистают
  7. В разноцветном уборе. Слайд 13
  8. Выполняют задание.
  9. Письмо с комментированием по упр. 126
  10. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме; структурирование знаний (П)
  11. Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач (К)
  12. Выполнение учебных действий в громкоречевой форме (Р)
  13. V1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
  14. Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
  15. Д: а)упражнение 136

б)**http://www.fcior.edu.ru/card/2104/slovosochetanie-p.html

  • Слайд 14
  • Анализируют работу на уроке через самооценку
  • Записывают домашнее задание
  • Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
  • Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
  • Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Источник: https://infourok.ru/urok-slovosochetanie-stroenie-slovosochetaniy-959893.html

Внеклассный урок — Словосочетание

  • Словосочетание – это сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.
  • Примеры:солнечный деньбегает быстро
  • Словосочетаниями не являются:
Сочетание слов, из которых одно является подлежащим, другое сказуемым он пришел наступило утро
Ряды однородных членов синие, красные, желтые
Обособленные члены предложения с определяемым словом отец, работающий в поле
Предлог+слово вокруг школы, на машине

Строение словосочетаний:

В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Смысловая связь в словосочетаниях устанавливается по вопросу, который ставится от главного слова к зависимому читать (как?) вслухвысокий потолок (какой?)

Грамматическая связь между главным и зависимым словами:

Грамматическая связь в словосочетаниях выражается с помощью окончания, окончания и предлога или по смыслу глубокое ущельеидти в горусмеется весело

Виды словосочетаний по степени слитности компонентов.

По степени слитности компонентов словосочетания делятся на синтаксически свободные и синтаксически несвободные:

Синтаксически свободные словосочетания Синтаксически несвободные словосочетанияявляются фразеологически неделимым целым и выступают как один член предложения
хорошее дело, гулять в парке бить челом, анютины глазки

Виды словосочетаний по составу.

По составу различают три вида словосочетаний: глагольные, именные и наречные

Глагольные Именные Наречные
Главное слово выражено глаголом или его формами: причастием и деепричастием Главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением Главное слово – наречие
  1. смотреть фильм
  2. гуляющий в парке
  3. работая усердно
  • книги брата
  • синее небо
  • первый слева
  • мы с тобой
впереди всехабсолютно верно

Виды словосочетаний по значению.

Словосочетания бывают двух видов: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные словосочетания Подчинительные словосочетания
Это словосочетания, в которых объединяются равноправные слова.Они обычно относятся к одной части речи и выполняют роль одного члена предложения. Это словосочетания, в которых объединяются главное и зависимое слово.Они выполняют роль отдельных членов предложения.
(День был) солнечный, но морозный.(союз но связывает равноправные слова солнечный, морозный) зимнее солнце(главное слово — солнце, зависимое – зимнее;они являются разными членами предложения)
  1. Цельные словосочетания.
  2. Цельными называют словосочетания, в которых основную смысловую нагрузку несет не главное, а зависимое слово.
  3. В предложении цельное словосочетание полностью является одним членом предложения.
  4. Четыре танкиста, много друзей.
  5. Виды цельных словосочетаний:
Словосочетание с главным словом числительным восемь дел, несколько яблок
Словосочетание с предлогом из и общим значением избирательности Трое из ребят, любой из нас, кто-нибудь из них
Словосочетание с предлогом с и общим значением совместности Мы с Тамарой, брат с сестрой, пестик с тычинкой, хлеб с икрой
Словосочетание, состоящее из существительного типас глазами…, лицами… роста… и определяющего их прилагательного К ней подошел мужчина среднего роста.

Источник: http://raal100.narod.ru/index/0-41

Глава 21. Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании

Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Примеры: любоваться озером, голубым озером, долго любоваться. 

Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня – предложений.

Словосочетание по своему лексико-грамматическому оформлению может быть омонимично предложению. Однако предложениям свойствен целый ряд признаков. Не обладая ими, словосочетание предложением не является. У словосочетания нет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости, грамматической основы.

Словосочетание не содержит законченной мысли и не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч.

Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово.

Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.

любоваться (чем?) озером – главное слово любоваться озером (каким?) голубым – главное слово озером любоваться (как?) долго — главное слово любоваться

В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи. Тип словосочетания определяют по характеру главного слова. Выделяются три типа словосочетаний:

  • именные
  • глагольные
  • наречные
  • любоваться озером: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
  • озером голубым: главное слово – имя существительное озером, значит, словосочетание именное
  • любоваться долго: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
  • три сына: главное слово – имя числительное три, значит, словосочетание именное
  • очень скоро: главное слово – наречие скоро, значит, словосочетание наречное

Схемы словосочетаний

Схемы включают словосочетания с выделенным главным членом, указание частей речи и грамматическую характеристику формы зависимого слова.

любоваться озером – глагол + существительное в Т.п. без предлога

озером голубым – существительное + прилагательное в ед.ч., ср. р., Т.п.

любоваться долго – глагол + наречие

§2. Виды синтаксической связи в словосочетании

В словосочетании слова соединяются на основе синтаксических связей. Синтаксические связи в словосочетании подчинительные.

Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов:

  • согласование
  • управление
  • примыкание
  1. Примеры:
  2. озером голубым – согласование,
  3. любоваться озером – управление,
  4. любоваться долго – примыкание.

Согласование – это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого. Например:

Душистая земляника – зависимое слово душистая стоит в форме ед.ч., ж.р., И.п . Если изменить форму главного слова, то соответственно изменится и форма зависимого слова: душистой земляникой – зависимое слово душистой стоит в форме ед.ч., ж.р., Т.п.

Управление – это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного. Например:

Обожаю землянику – зависимое слово землянику стоит в форме В.п. Если изменить форму главного слова, то форма зависимого слова не изменится: обожает землянику, обожал землянику и т.д.

Примыкание – это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет. Например:

Громко разговаривать, весело смеяться – зависимые слова – наречия громко, весело. Это неизменяемые слова и форм они не имеют. Примыкание – это синтаксическая связь по смыслу.

Проба сил 

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест

    • сочинительная
    • подчинительная
    • именное
    • глагольное
    • наречное
    • именное
    • глагольное
    • наречное
    • именное
    • глагольное
    • наречное

Правильные ответы:

  1. да
  2. нет
  3. подчинительная
  4. нет
  5. любить
  6. музыкой
  7. читать
  8. именное
  9. глагольное
  10. наречное

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/436

Виды связи слов в словосочетании — это… Что такое Виды связи слов в словосочетании?

  • ГОСТ 7.88-2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Правила сокращения заглавий и слов в заглавиях публикаций — Терминология ГОСТ 7.88 2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Правила сокращения заглавий и слов в заглавиях публикаций оригинал документа: 3.7 аббревиатура (сокращение) (abbreviation): Сложносокращенное слово …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
  • Подчинительное словосочетание — Словосочетание  это соединение двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества предмета, действия и др.). Словосочетание рассматривается как единица… …   Википедия
  • Части речи — Часть речи (калька с лат. pars orationis) категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п …   Википедия
  • Часть речи — У этого термина существуют и другие значения, см. Часть речи (значения). Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения …   Википедия
  • Предложение (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Предложение. Предложение (в языке)  это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной… …   Википедия
  • Неполное предложение — Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) …   Википедия
  • Полное предложение — Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) …   Википедия
  • Предложение (категория синтаксиса) — Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) …   Википедия
  • Подчинение (синтаксис) — Эта статья или раздел описывает некоторое лингвистическое явление применительно лишь к русскому языку. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию об этом явлении в других языках и в типологическом освещении …   Википедия
  • Подчинение (лингвистика) — Подчинение, или подчинительная связь  отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения. В такой связи один из компонентов (слов либо предложений)… …   Википедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/840225

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика