Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

Здравствуйте, друзья! Как я рад видеть вас!

Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

Я так скучал. И всё думал: «Когда же мы снова встретимся?» А вы не скучали?

Сегодня мы с вами поговорим о видах предложений по интонации.

Но сначала вспомним о том, что существует три вида предложений по цели высказывания. Это повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

В повествовательных предложениях содержится информация, в вопросительных – вопрос, а побудительные предложения побуждают к какому-либо действию.

Но послушайте, как по-разному могут звучать одни ите же предложения.

Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

Вот перед вами мальчик Вася. О чём он говорит?

«Завтра у нас контрольная работа».

А вот это отличница Катя. Она любую контрольную выполняет быстро и без ошибок. Она тоже произнесла это предложение. Но с какой интонацией!

«Завтра у нас контрольная работа!»

Теперь послушаем Толю. Он совсем не готов к предстоящей контрольной. С какой же интонацией он произнесёт это же предложение?

«Завтра у нас контрольная работа!»

Это предложение содержит информацию о предстоящей контрольной работе, значит, оно повествовательное. Но Вася произнёс его спокойным голосом. В конце такого предложения ставится точка. Катя обрадовалась тому, что получит, как обычно, отличную отметку.

Произнесла она это предложение громко и весело. Для того, чтобы передать это настроение, в конце предложения вместо точки стоит восклицательный знак. Толя тожевыразил сильное чувство, но отнюдь не радость, а злость.

Правда, на кого ему злиться-то, кроме как на самого себя…

В конце предложения, которое произнёс Толя, тоже стоит восклицательный знак.

Обычно мы с вами разговариваем спокойным голосом. Если такую спокойную речь записать, то в конце каждого предложения, кроме вопросов, конечно, можно поставить точку.

Но если мы рассказываем о чём-то, и нас переполняют сильные чувства – радость, счастье, гнев или возмущение, то в конце таких предложений ставится восклицательный знак. И эти предложения называют восклицательными.

Те же предложения, которые произносятся спокойным голосом, называются невосклицательными.

Как вы, я надеюсь, уже поняли, восклицательными и невосклицательными по интонации могут быть повествовательные предложения. А как вы думаете, побудительные и вопросительные предложения могут быть восклицательными по интонации?

Вот перед нами мальчик Петя. Он постоянно сидит, уткнувшись в мобильный телефон. Мама ему говорит: «Петя, возьмись за уроки». Петя и головы не повернул. Мама повторяет: «Петя, возьмись за уроки». Но Петя продолжает смотреть в телефон.

Тогда мама не выдержала, громко и сердито прикрикнула в третий раз: «Петя, возьмись за уроки!» Как видите, на этот раз в предложении выражено более сильное чувство, спокойная интонация сменилась на гневную, и вместо точки в предложении появился восклицательный знак.

Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

А теперь подумайте, ребята, какимпо цели высказывания является это предложение?

Так как в нём побуждение к действию, то, конечно, это предложение – побудительное. Как видите, побудительные предложения так же, как и повествовательные, могут быть невосклицательными и восклицательными.

Некоторые из вас сейчас подумали. Ну уж вопросительные-то предложения точно не могут быть восклицательными. Давайте проверим.

Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

Узнаёте? Это Винни-Пух И Пятачок. Перед медвежонком стоит банка. Пятачок спрашивает: «Винни, ты ел мёд?» Но потом, увидев, что банка пуста, задаёт ещё один вопрос: «Винни, неужели ты сразу съел целую банку мёда?!».

С какой интонацией задан этотвопрос? В нём не только вопросительная интонация, но и удивление, даже изумление. Значит, этот вопрос задан с особым, сильным чувством. Поэтому и это предложение тоже является восклицательным. Но вопросительный знак при этом сохраняется, а восклицательный ставится после него.

  • Итак, ребята, теперь вы убедились, что любое предложение, если в нём выражены сильные чувства – радость, гнев, удивление – является восклицательным?
  • Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией.
  • В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
  • Там, где гнев и страданье,
  • Радость и горе,
  • Он стоит, как маяк В бушующем море!
  • Всюду, где счастье, всюду, где жизнь,
  • Без него вам, ребята, не обойтись!

Так о восклицательном знаке сказал поэт Султан Джура. Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

  1. Если предложение произносится спокойно, без восклицательной интонации, то оно – невосклицательное.
  2. Ну что же, друзья мои, подведём итоги и повторим то, что надо запомнить.
  3. Предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные.
  4. Восклицательными и невосклицательными могут быть как повествовательные, так и вопросительные, и побудительные предложения.

Восклицательные предложения служат для выражения сильных чувств – восторга, гнева, удивления. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

Невосклицательное предложение не выражает сильных эмоций. Произносится спокойным тоном. Невосклицательное предложение может иметь повествовательную или вопросительную интонацию. В зависимости от интонации, в конце невосклицательного предложения можно поставить точку или вопросительный знак.

Источник: https://videouroki.net/video/05-vidy-predlozhenij-po-intonacii.html

Виды предложений

  • Виды предложений по цели высказывания
  • Виды предложений по интонации

Каждое предложение произносится или пишется с какой-то целью: что-то рассказать, о чём-то спросить, попросить или приказать что-то сделать. По цели высказывания и интонации предложения делятся на виды:

Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

Виды предложений по цели высказывания

Цель высказывания – это цель, с которой предложение произносится или пишется. Целью высказывания может быть сообщение, вопрос или просьба (приказ, побуждение к действию, совет).

Предложения с точки зрения выраженного в них содержания, то есть по цели высказывания, бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

  • Повествовательное предложение – это предложение, в котором что-либо сообщается, что-либо утверждается или что-либо отрицается:
    • На улице плохая погода.
    • Дельфин – млекопитающее.
    • Дельфин – не рыба.
    • Нам пора домой.
    • Мы идём в кино!

    В конце повествовательного предложения ставится точка, восклицательный знак или многоточие:

    А вот и рассвет

    Повествовательные предложения произносятся с повествовательной интонацией – повышение голоса на одном из членов предложения и понижение его к концу предложения.

  • Вопросительное предложение – это предложение, которое содержит вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак:
    1. Что ты делаешь?
    2. Какой это цвет?
    3. Где ты сегодня был?

    Вопросительное предложение может содержать вопросительные слова: Иногда вопрос выражается с помощью вопросительных частиц  ли, ль, разве  и др.:

    • Не хочешь ли тоже поехать?
    • Тебе ль не знать?
    • Разве тебе уже можно?
    • Поедешь с нами на дачу?
    • Вы Иванова ждёте?

    Вопрос может выражаться только вопросительной интонацией, в этом случае вопросительных слов и частиц предложение содержать не будет. Повышение голоса будет падать на главное по смыслу слово в предложении: Вопросительные предложения произносятся с вопросительной интонацией – повышение тона голоса на слове, с которым связан смысл вопроса, и к концу предложения:

    1. Вам нравится читать?
    2. Вам нравится читать?
    3. Вам нравится читать?
  • Побудительное предложение – это предложение, которое содержит повеление, просьбу или запрет. В конце повелительного предложения, в зависимости от того, произносится оно спокойным или повышенным тоном, ставится точка или восклицательный знак:
    • Закройте дверь.
    • Не входить!
    • Оля, закрой окно.

    Побудительные предложения часто содержат обращения: Примечание: побудительные предложения часто имеют только один главный член – сказуемое, выраженное глаголом в повелительном наклонении:

    Не ходите по мокрому полу.

    Побудительные предложения произносятся с побудительной интонацией – с повышением голоса, напряжённо.

Виды предложений по интонации

По эмоциональной окраске (интонации) предложения делятся на восклицательные и невосклицательные:

  • Восклицательное предложение – это предложение, в котором высказываемая мысль сопровождается сильным чувством (удивлением, восторгом, восхищением, радостью и т. п.). Восклицательное предложение произносится с особой восклицательной интонацией. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак: Сегодня отличная погода! Восклицательными могут быть повествовательные, вопросительные и побудительные предложения: Отличный фильм! – предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске – восклицательное. Что делать будем?! – предложение по цели высказывания вопросительное, по эмоциональной окраске – восклицательное. Собирайся скорей! – предложение по цели высказывания побудительное, по эмоциональной окраске – восклицательное.
  • Невосклицательное предложение – это предложение, произносимое спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций (чувств). На конце невосклицательных предложений ставится точка: Как быстро прошло лето.
О сайте:   конспекты по математике, русскому языку и химии
Связь:   contact@izamorfix.ru
Новое на сайте | © 2018 – 2019

Источник: https://izamorfix.ru/rus/sint_punkt/vidy_predlozheniy.html

Типы предложений по цели высказывания. Видеоурок. Русский язык 3 Класс

Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».

Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью. Иногда мы хотим  сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.

Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»

А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».

Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.

Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.

-Мама!.. Мама!.. – что было сил завопил я.

-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» — будто передразнил меня кто-то вдали.

-Что ты кричишь? Что случилось?

-Я думал, ты далеко! – сразу успокоившись, ответил я. –Там в лесу кто-то дразнится.

-Кто дразнится?

-Не знаю. Я кричу – и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!

-«Ау! Ау! Ау!» — отозвалось из лесной дали.

-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)

Мама задаёт сыну вопросы:

-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?

 Это вопросительные предложения.

Мальчик сообщает ей:

— Я думал, ты далеко!  Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу – и он тоже. Да ведь это эхо!

  • Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то – это повествовательные предложения.
  • Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.
  • — Вот послушай…
  • Это побудительное предложение.

 Объясню термин «побудительное предложение». Будить — помогать  проснуться (отсюда слово будильник), а значит, начать действовать; побуждение – подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.

  1. Побудительные предложения могут выражать совет,  просьбу, предложение, пожелание, требование.
  2. Расположите предложения в данном порядке: 1) совет,  2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.
  3. Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)
  4. Не барабань пальцами по столу! (Требование)
  5. Будьте добрыми! (Пожелание)
  6. Давайте играть в прятки. (Предложение)
  7. Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)

Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу.  Слово пожалуйста выделяется запятыми.

Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?

Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью  мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией.

Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией.  Их так и называют: восклицательные.

  • Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные.
  • В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
  • Хотите – запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.

Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные  по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.

1. Хороший снеговик получился.

Хороший снеговик получился!

2. Что тут у вас происходит?

Что тут у вас происходит?!

3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!

1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, в нём выражена радость.

Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)

Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)

2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, произносится с особым чувством.

Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)

Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)

3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)

  1. В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.
  2. Кто живёт в капле речной воды?
  3. Почему летом жарко, а зимой холодно?
  4. Что будет, если исчезнут насекомые?
  5. Какой зверь самый хищный на свете?
  6. Где и как рождается снег?
  7. Откуда берётся роса на траве?
  8. Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.
  9. Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?

Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

  • Что каждый из знаков говорит об интонации?
  • По интонации первое предложение — невосклицательное, а второе и третье – восклицательные.
  • Что каждый из знаков говорит о цели?

Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение – вопросительное.

  1. Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.
  2. Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.
  3.  — Какой шум!

 — Не бойся меня, заяц. Я ёжик.

— Что ты такой шум поднял?!

 — Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)

  •  — Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)
  •  — Не бойся меня, заяц. (1 схема:  побудительное, невосклицательное)
  • Я ёжик. (1 схема:  повествовательное, невосклицательное)

— Что ты такой шум поднял?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

 — Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

Это листья под лапами шуршат. (1 схема:  повествовательное, невосклицательное)

Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.

Вы знаете, кто я? Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.

Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)

Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?

Повествовательные: Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.

Побудительные: Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.

  1. Теперь вы знаете, что предложение бывает
  2. 1)по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;
  3. 2) по интонации: восклицательное или невосклицательное.
  4. Повествовательное – это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.
  5. Вопросительное предложение задаёт вопрос.
  6. Побудительное предложение побуждает к действию.
  7. Список рекомендованной литературы
  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School-collection.edu.ru (Источник).      
  2. School-collection.edu.ru (Источник).  
  3. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru (Источник). 

Рекомендованное домашнее задание.

  • Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения: «Дети, читать, интересный, книги, библиотека, в».
  • Прочитайте. Какие знаки поставите в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
  • Носорог.
  • Хотите узнать любопытную вещь Нет у носорога рогов Вы удивились А что же тогда у него на носу Волосы Они очень сильно срослись и образовали на носу жёсткий хохолок
  • (По В.Волиной) 
  • Найдите в тексте побудительные предложения. Выполните  задания, которые даны в побудительных предложениях.

Скоро зима. Выпадет снег. Знаешь ли ты «снежные» слова: наст, пороша, позёмка? Можешь ли ты объяснить их значение? Составь словарик «снежных» слов. Объясни значение слов наст и пороша. Составь предложение со словом позёмка.

(По Н. Надеждиной)

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/predlozhenie/tipy-predlozheniy-po-tseli-vyskazyvaniya

Урок русского языка в 3 классе "Виды предложений по цели высказывания и по интонации"

11.09.2017 Русский язык 3-Б Кастырина И.В.

  • Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.
  • Цель: формировать понятие о видах предложений по цели высказывания  (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение  находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность.
  • Оборудование: карточки, таблица, иллюстрации.
  • Тип урока: урок закрепления знаний.
  • Ход урока
  • 1.     ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА  
  • 2. МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ
  • Пп  пр ре ед дл ло  ож же ен ни ие
  •             Соберите слово из буквосочетаний.

            Что получилось? (Предложение).

            — Запишите посередине строки.

            — Сколько слогов в этом слове? Почему?

  1.             — Какой слог ударный?
  2.             — Назовите гласные звуки; согласные.
  3.             — Сколько букв в этом слове?
  4.             — Сколько звуков?
  5.             — Почему звуков больше, чем букв?
  6.  Прочитайте пословицу:
  7.   Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
  8. — Как вы понимаете эту пословицу?
  9. — Сколько в ней слов?
  10. — Связаны ли  слова между собой?

— Можно ли это высказывание назвать предложением? Почему?

  • — Что такое предложение?      
  •      — Предложение выражает ….
  •      — По цели высказывания предложения бывают …
  •      — По интонации предложения бывают …
  •      — В конце повествовательного предложения ставим …
  •      — В конце вопросительного предложения ставим …
  •                — В конце побудительного предложения ставим  …

3. СООБЩЕНИЕ  ТЕМЫ  И  ЗАДАЧ  УРОКА.

  1. -Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.
  2.  -Запишите тему сегодняшнего урока.
  3. Мы сегодня должны вспомнить:
  4. — Какими бывают предложения по цели высказывания.
  5. — Какими бывают предложения по интонации.
  6. Мы сегодня должны закрепить умения :
  7.    Находить в тексте предложения разных видов.
  8.    Самостоятельно составлять такие предложения.
  9. 4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

— Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь  разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.

  • Мой брат живёт в Донецке.
  • Когда он приедет?
  • Принеси мне воды.
  • — Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.
  • — Найдите предложение, в котором содержится просьба.
  • — Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.

 -Какое это предложение по цели высказывания? Почему это повествовательное предложение?

  1. — Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
  2.  — Какое основное назначение вопросительных предложений?
  3. Вопросительные предложения служат для выражения вопроса. 

— Приведите свои примеры вопросительных предложений.   …..

  • — Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?
  • — Какое основное назначение побудительных предложений?
  •  Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь. 

— Приведите свои примеры побудительных предложений.   ….. 

  1. — Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?
  2.  Сделайте вывод:
  3. — Какие же бывают предложения по цели высказывания?

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут быть эмоционально окрашены, т.е. выражать отношение говорящего к сообщению или передавать его переживания. Такие предложения называются восклицательными.

Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное.

 2. Работа у доски.

— Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Работа по карточкам.

— А теперь давайте потренируемся.

Прочитайте предложения, определите их вид.

 Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

— Читайте предложение и называйте, какое оно по цели высказывания и интонации.

 2.Индивидуальная работа

предложения По цели По интонации
Какой сегодня чудесный день!
Ты записал домашнее задание?
Будьте старательны и внимательны!
Я сегодня на уроке старался.
Как чудесен русский лес!
Не разоряйте птичьих гнёзд.
В нашей школе три этажа.
Какие книги вы прочитали летом ?

3. Работа с учебником. Упражнение 33 с. 23.

  • Записать текст, обозначая начало и конец предложения.
  • Восстановить деформированный текст, расставить знаки препинания, определить вид предложения по цели высказывания и интонации.
  • ИТОГ

— Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только  вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.

  1.      — Предложение – это…
  2.      — Предложение выражает ….
  3.      — По цели высказывания предложения бывают …
  4.      — По интонации предложения бывают …
  5.      — В конце повествовательного предложения ставим …
  6.      — В конце вопросительного предложения ставим …
  7.                — В конце побудительного предложения ставим  …
  8.             8. Д/З
  9.                Выписать из художественной литературы по одному предложению разных видов.

 Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

предложения По цели По интонации
Какой сегодня чудесный день!
Ты записал домашнее задание?
Будьте старательны и внимательны!
Я сегодня на уроке старался.
Как чудесен русский лес!
Не разоряйте птичьих гнёзд.
В нашей школе три этажа.
Какие книги вы прочитали летом ?
предложения По цели По интонации
Какой сегодня чудесный день!
Ты записал домашнее задание?
Будьте старательны и внимательны!
Я сегодня на уроке старался.
Как чудесен русский лес!
Не разоряйте птичьих гнёзд.
В нашей школе три этажа.
Какие книги вы прочитали летом ?
предложения По цели По интонации
Какой сегодня чудесный день!
Ты записал домашнее задание?
Будьте старательны и внимательны!
Я сегодня на уроке старался.
Как чудесен русский лес!
Не разоряйте птичьих гнёзд.
В нашей школе три этажа.
Какие книги вы прочитали летом ?
предложения По цели По интонации
Какой сегодня чудесный день!
Ты записал домашнее задание?
Будьте старательны и внимательны!
Я сегодня на уроке старался.
Как чудесен русский лес!
Не разоряйте птичьих гнёзд.
В нашей школе три этажа.
Какие книги вы прочитали летом ?
  • 1. Предложения, в которых о чём-то сообщаем, повествуем, называются______________
  • 2. Предложения, в которых спрашиваем, называются____________
  • 3. Предложения, в которых просим, советуем, называются_______________
  • 6.Индивидуальная работа
предложения По цели По интонации
Какой сегодня чудесный день!
Ты записал домашнее задание?
Будьте старательны и внимательны!
Я сегодня на уроке старался.
Как чудесен русский лес!
Не разоряйте птичьих гнёзд.
В нашей школе три этажа.
Какие книги вы прочитали летом ?

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-vidy-priedlozhie.html

Дидактический материал на тему" Виды предложений по цели высказывания и интонации" ( 3 класс)

Фамилия _____________________________________________

  1. Определить, какой знак нужно поставить в конце предложений, опираясь на данную в скобках характеристику этих предложений.

В тёмный лес дремучий

Заглянула осень _____ (повест., невоскл.)

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен ___ (повест., воскл.)

Сколько алых ягод

У лесной рябинки ___ (повест., воскл.)

Выросли волнушки

Прямо на тропинке ____ (повест., невоскл.)

А под ёлкой грузди

Замостили мостик _____ (повест., невоскл.)

До свиданья, лето!

Приходи к нам в гости______ (побуд., воскл.)

2.Определить вид предложений по цели высказывания интонации, поставить знаки в конце предложений.

  • Хорошо гулять в осеннем лесу ( ., )
  • Как тебя зовут ( ., )
  • Пришла дождливая осень ( ., )
  • Самостоятельная работа 1вариант

1. Как же я люблю осень ( ., )

2.Разбудите меня в шесть часов утра( ., )

3.Девочка, почему ты плачешь( ., )

4.Ох, как медленно тянулось время( ., )

5.Давай помолчим( ., )

6.Дайте мне, пожалуйста, мороженое ( ., )

Фамилия __________________________________________

1.Определить, какой знак нужно поставить в конце предложений, опираясь на данную в скобках характеристику этих предложений.

В тёмный лес дремучий

Заглянула осень ____ (повест., невоскл.)

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен ___ (повест., воскл.)

Сколько алых ягод

У лесной рябинки ___ (повест., воскл.)

Выросли волнушки

Прямо на тропинке ____ (повест., невоскл.)

А под ёлкой грузди

Замостили мостик _____ (повест., невоскл.)

До свиданья, лето!

Приходи к нам в гости______ (побуд., воскл.)

2.Определить вид предложений по цели высказывания интонации, поставить знаки в конце предложений.

  1. Хорошо гулять в осеннем лесу ( ., )
  2. Как тебя зовут ( ., )
  3. Пришла дождливая осень ( ., )
  4. Самостоятельная работа 2 вариант

1.Что за славный дождик ( ., )

2.Не смей оглядываться ( ., )

3.Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами ( ., )

4.Пить хочешь ( ., )

5.Это что ещё за новости ( ., )

6.Погаси-ка свет ( ., )

Источник: https://infourok.ru/didakticheskiy-material-na-temupredlozheniya-po-celi-viskazivaniya-i-intonacii-klass-477348.html

Тест по русскому языку (3 класс) на тему: Виды предложения по цели высказывания и интонации | Социальная сеть работников образования

1 вариант

  1. Определи, какие это предложения по цели высказывания.Кто там ходит у ворот?______________________________Божья коровка паслась на листочке._______________________

    Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай.___________

  2. Прочитай.

Кусты трещат, ломаются,И шуму – на весь лес!За ягодой пытается

Медведь в малинник влезть.

Он сел на лапы задниеИ вот, не торопясь,Бросает сладку ягоду

В свою большую пасть.

А ягод летом нынешнимБогатый урожай.Ты ешь малину, Мишенька,

Но веток не ломай.

Выпиши из стихотворения предложения.1) Побудительное, невосклицательное __________________________________________________________________2) Повествовательное, восклицательное

__________________________________________________________________

  1. Определи, какие это предложения по цели высказывания.Кто там ходит у ворот?______________________________Божья коровка паслась на листочке._______________________

    Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай.___________

  2. Прочитай.

Кусты трещат, ломаются,И шуму – на весь лес!За ягодой пытается

Медведь в малинник влезть.

Он сел на лапы задниеИ вот, не торопясь,Бросает сладку ягоду

В свою большую пасть.

А ягод летом нынешнимБогатый урожай.Ты ешь малину, Мишенька,

Но веток не ломай.

Выпиши из стихотворения предложения.1) Побудительное, невосклицательное __________________________________________________________________2) Повествовательное, восклицательное

__________________________________________________________________

2 вариант

  1. Определи, какие это предложения по цели высказывания.Очень чисто мойте руки, шею, уши и лицо. _____________________А зачем он ходит здесь?___________________________________

    Мимо листочка случайно я шёл._____________________________

  2. Прочитай.

У коляски нет колёс,У ежа отклеен нос.Стали чёрными цыплята,

А из мишки лезет вата.

  • Были новыми игрушки,А сейчас они старушки!  

 Так давайте поскорейВзяли кисточки и клей.Нитки, катушки

И вылечим игрушки!

Выпиши из стихотворения предложения.1) Побудительное, невосклицательное __________________________________________________________________2) Повествовательное, восклицательное

__________________________________________________________________

2 вариант

  1. Определи, какие это предложения по цели высказывания.Очень чисто мойте руки, шею, уши и лицо. _____________________А зачем он ходит здесь?___________________________________

    Мимо листочка случайно я шёл._____________________________

  2. Прочитай.

У коляски нет колёс,У ежа отклеен нос.Стали чёрными цыплята,

А из мишки лезет вата.

  1. Были новыми игрушки,А сейчас они старушки!  

 Так давайте поскорейВзяли кисточки и клей.Нитки, катушки

И вылечим игрушки!

Выпиши из стихотворения предложения.1) Побудительное, невосклицательное __________________________________________________________________2) Повествовательное, восклицательное

__________________________________________________________________

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/04/11/vidy-predlozheniya-po-tseli-vyskazyvaniya-i-intonatsii

Виды предложения по цели высказывания

Каждое предложение произносится или пишется с определенной целью — люди рассказывают что-то, спрашивают, советуют или просят что-то сделать. Цель высказывания — это сообщение, вопрос или просьба.

По цели высказывания предложения делятся на:

  • повествовательные
  • вопросительные
  • побудительные

Повествовательное предложение — это предложение, в котором содержится сообщение о чем-то в виде утверждения или отрицания.

Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.

В конце повествовательного предложения может стоять точка (.), восклицательный знак (!) или многоточие ().

Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер

В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.

Вопросительное предложение — это предложение, в котором о чём-то спрашивают.

Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?). Когда предложение произносится с очень сильным чувством, в конце могут стоять сразу два знака — вопросительный и восклицательный (?!).

Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!

Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.

Например: Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?

Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация. Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении.

  • Побудительное предложение — это предложение, содержащее просьбу, совет, приказ, требование или призыв к действию.
  • Например:
  • Подай мне книгу, пожалуйста. (просьба)
  • Позанимайся дополнительно. (совет)
  • Не отставай! (приказ, требование)
  • Берегите природу! (призыв)

В конце побудительного предложения ставится точка (.) или восклицательный знак (!).

Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.

В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.

Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!

Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.

Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

  1. Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
  2. Предложение с обращением
  3. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
  4. Второстепенные члены предложения
  5. Предложения распространенные и нераспространенные
  6. Однородные члены предложения
  7. Простое и сложное предложения
  8. Предложения с прямой речью
  9. Словосочетание
  10. Предложение
  11. Синтаксис и синтаксический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

  • 1 класс
  • Упражнение 3, Климанова, Рабочая тетрадь
  • Упражнение 128, Полякова, Учебник
  • Упражнение 130, Полякова, Учебник
  • Упражнение 133, Полякова, Учебник
  • Упражнение 72, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
  • 2 класс
  • Упражнение 32, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 123, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  • Упражнение 21, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 168, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 189, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  • Упражнение 2, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 197, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 202, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 203, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 24, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
  • 3 класс
  • Упражнение 30, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 35, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 226, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 148, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  • Упражнение 2, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 219, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 394, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 399, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 457, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 458, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
  • 4 класс
  • Упражнение 17, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 18, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 24, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 43, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 243, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 271, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 14, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 76, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 80, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 7, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • 6 класс
  • Упражнение 355, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 90, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  • 7 класс
  • Упражнение 250, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  • Упражнение 507, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  1. © budu5.com, 2019
  2. Пользовательское соглашение
  3. Copyright
  4. Нашли ошибку?
  5. Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/72

Какие бывают предложения по интонации: примеры повествовательных и восклицательных по цели высказывания

Предложение – это речевая единица, представляющая собой совокупность взаимосвязанных слов. Оно содержит некий информационный посыл, вопрос или побуждает к каким-либо действиям. 3 класс – время, с которого в школе начинается изучение данного раздела. Рассмотрим, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания в нашем языке, приведем примеры.

Виды предложений по интонации

Выделяют следующие виды предложений по интонации. По эмоциональной окраске высказывания бывают восклицательными и невосклицательными. Выбор того или иного типа зависит от эмоционального состояния говорящего. Самые распространенные – невосклицательные. Они произносятся умеренно, в спокойном состоянии. Чаще всего это повествование.

Виды предложений по интонации

Невосклицательное высказывание может выглядеть так:

  1. Слишком долго сидеть за компьютером вредно для вашего здоровья: старайтесь чаще вставать из-за стола и выполнять физические упражнения.
  2. Уставший щенок после продолжительных игр уснул прямо на коленях ребенка.
  3. Вчерашний ураган был настолько страшным, что повалил высокое соседнее дерево, которое при падении сломало окно.

Невосклицательное предложение, примеры которого приведены выше, в редких случаях может иметь вопросительную или даже побудительную интонацию (пример: Пусть дети укладываются спать, а я пока посижу).

Это интересно! Что такое сложносочиненное предложение: примеры

Восклицательные предложения (примеры представлены ниже) передают эмоциональность и чувства говорящего. Обычно восклицательные высказывания представляют собой побуждение.

Примеры:

  1. Наконец-то вы добрались!
  2. Будьте осторожны!
  3. Какую интересную новость я вам сейчас расскажу!

Восклицательные фразы произносятся по-особенному. Говорящий повышает голос, выделяет слова, которые выражают его чувства и эмоции.

Группы по цели высказывания

Выделяют три типа фраз по цели высказывания, у каждого из которых есть свои особенности и характеристики:

  • повествовательное;
  • побуждение;
  • вопрос.

Виды предложений по цели высказывания

Повествовательные

Цель сообщения – проинформировать об определенном событии, явлении. Говорящий посредством выбора таких речевых средств передает собеседнику некие сведения. Констатация факта – это и есть повествовательное предложение.

Примеры:

  1. По статистике, результаты ЕГЭ по стране ежегодно улучшаются, что можно сказать и о качестве образования по каждому предмету.
  2. Погода в некоторых регионах России остается ветреной и дождливой на протяжении всех летних месяцев.
  3. В нашем городе построили две новые больницы, а также одну ветеринарную клинику.

Это интересно! Уроки русского: синтаксис — что изучает данная наука

В устной речи такое высказывание произносится ровно, спокойно. На одном из его членов голос повышается, а к окончанию – понижается. В конце ставится точка или восклицательный знак.

Обратите внимание! Все тексты основываются именно на повествовательных высказываниях. В связи с этим последние встречаются намного чаще, чем побуждения и вопросы.

У повествовательных фраз есть несколько особенностей.

  1. Они бывают нераспространенными (только главные члены) и распространенными (главные члены плюс второстепенные). Примеры: Вернулся отец. Он принес с собой маленького щенка.
  2. Структура может быть двусоставной или односоставной. В двусоставных есть два главных члена, в односоставных – только один. Примеры: Кот лениво открыл глаза и потянулся. В дверь постучали.
  3. Рассматриваемые фразы делятся на простые и сложные. Простые состоят из одной грамматической основы, сложные – из двух и более. Пример: Ребенок грустно склонился над учебником. На улице палящее солнце, слышны голоса ребятишек, играющих в футбол.

Это интересно! Что такое определенно личные предложения: конкретные примеры

Что такое повествовательные предложения

Побудительное высказывание

Побуждение выражает в себе некое волеизъявление говорящего. Оно произносится для того, чтобы адресат (тот, к кому обращаются) выполнил некоторое действие, которое от него требует адресант (тот, кто произносит речь). Побуждение используется в тех случаях, когда говорящий высказывает свои пожелания относительно чего-либо, приказывает или просит.

Также задачи побуждения в некоторых случаях достигаются посредством использования особых частиц «давай», «пускай» и форм повелительного наклонения сказуемых.

Примеры:

  1. Срочно собирайся и выходи, иначе мы опоздаем в аэропорт!
  2. Встреть меня вечером, пожалуйста, я сегодня допоздна задержусь на работе.
  3. Чтобы я больше таких слов от тебя никогда не слышал!

Это интересно! Как определить однородные члены предложения и что это такое

Примеры побудительных предложений

Вопрос

Посредством вопросительных предложений говорящий желает получить какие-либо сведения, которыми он не обладает.

Есть две разновидности рассматриваемых конструкций.

  1. Общий вопрос: задается для того, чтобы получить подтверждение некоторой информации или ее отрицание. На такой вопрос может быть дан односложный ответ: «да», «нет». Примеры: Ты выполнил домашнее задание? Ты видела вчера соседку? Когда ты возвращался вчера вечером домой, было еще светло?
  2. Частный вопрос: задается для того, чтобы получить сведения о явлении, событии, лице. Односложный ответ на такой вопрос дать не получится. Примеры: Почему ты сегодня так сильно опоздал? Чем вы кормите своего питомца? По какой причине он не хочет со мной разговаривать?

Характеристика вопроса в устной речи – особая интонация, на письме – вопросительный знак после окончания фразы.

Это интересно! Как составить предложения с обращением: конкретные примеры

Знаки препинания в конце предложения

Построение вопроса выглядит так: первым идет вопросительное слово, а затем – остальные слова, относящиеся к теме речи.

Интересные факты:

  1. На конце вопроса могут быть два знака препинания – вопросительный и восклицательный (пример: Как можно было быть таким невнимательным?!);
  2. Три восклицательных знака подряд ставятся, если степень эмоциональности особенно высокая (Пример: Тормози, впереди пешеход!!!).

Полезный совет! Используя знаки препинания, соблюдайте чувство меры, особенно в интернет-общении. Письменные фразы с большим количеством восклицательных знаков вызывают раздражение, и пользователи стараются их игнорировать.

Мы рассмотрели, какие бывают предложения по интонации и на какие группы они делятся по цели высказывания.

По эмоциональной окраске предложения подразделяются на восклицательные и невосклицательные, что зависит от душевного состояния и эмоций говорящего. Невосклицательные фразы чаще всего представляют собой повествование, но в исключительных случаях представляют собой побуждения.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/vidy-predlozhenij.html

Ссылка на основную публикацию