Здравствуйте, друзья! Как я рад видеть вас!
Я так скучал. И всё думал: «Когда же мы снова встретимся?» А вы не скучали?
Сегодня мы с вами поговорим о видах предложений по интонации.
Но сначала вспомним о том, что существует три вида предложений по цели высказывания. Это повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
В повествовательных предложениях содержится информация, в вопросительных – вопрос, а побудительные предложения побуждают к какому-либо действию.
Но послушайте, как по-разному могут звучать одни ите же предложения.
Вот перед вами мальчик Вася. О чём он говорит?
«Завтра у нас контрольная работа».
А вот это отличница Катя. Она любую контрольную выполняет быстро и без ошибок. Она тоже произнесла это предложение. Но с какой интонацией!
«Завтра у нас контрольная работа!»
Теперь послушаем Толю. Он совсем не готов к предстоящей контрольной. С какой же интонацией он произнесёт это же предложение?
«Завтра у нас контрольная работа!»
Это предложение содержит информацию о предстоящей контрольной работе, значит, оно повествовательное. Но Вася произнёс его спокойным голосом. В конце такого предложения ставится точка. Катя обрадовалась тому, что получит, как обычно, отличную отметку.
Произнесла она это предложение громко и весело. Для того, чтобы передать это настроение, в конце предложения вместо точки стоит восклицательный знак. Толя тожевыразил сильное чувство, но отнюдь не радость, а злость.
Правда, на кого ему злиться-то, кроме как на самого себя…
В конце предложения, которое произнёс Толя, тоже стоит восклицательный знак.
Обычно мы с вами разговариваем спокойным голосом. Если такую спокойную речь записать, то в конце каждого предложения, кроме вопросов, конечно, можно поставить точку.
Но если мы рассказываем о чём-то, и нас переполняют сильные чувства – радость, счастье, гнев или возмущение, то в конце таких предложений ставится восклицательный знак. И эти предложения называют восклицательными.
Те же предложения, которые произносятся спокойным голосом, называются невосклицательными.
Как вы, я надеюсь, уже поняли, восклицательными и невосклицательными по интонации могут быть повествовательные предложения. А как вы думаете, побудительные и вопросительные предложения могут быть восклицательными по интонации?
Вот перед нами мальчик Петя. Он постоянно сидит, уткнувшись в мобильный телефон. Мама ему говорит: «Петя, возьмись за уроки». Петя и головы не повернул. Мама повторяет: «Петя, возьмись за уроки». Но Петя продолжает смотреть в телефон.
Тогда мама не выдержала, громко и сердито прикрикнула в третий раз: «Петя, возьмись за уроки!» Как видите, на этот раз в предложении выражено более сильное чувство, спокойная интонация сменилась на гневную, и вместо точки в предложении появился восклицательный знак.
А теперь подумайте, ребята, какимпо цели высказывания является это предложение?
Так как в нём побуждение к действию, то, конечно, это предложение – побудительное. Как видите, побудительные предложения так же, как и повествовательные, могут быть невосклицательными и восклицательными.
Некоторые из вас сейчас подумали. Ну уж вопросительные-то предложения точно не могут быть восклицательными. Давайте проверим.
Узнаёте? Это Винни-Пух И Пятачок. Перед медвежонком стоит банка. Пятачок спрашивает: «Винни, ты ел мёд?» Но потом, увидев, что банка пуста, задаёт ещё один вопрос: «Винни, неужели ты сразу съел целую банку мёда?!».
С какой интонацией задан этотвопрос? В нём не только вопросительная интонация, но и удивление, даже изумление. Значит, этот вопрос задан с особым, сильным чувством. Поэтому и это предложение тоже является восклицательным. Но вопросительный знак при этом сохраняется, а восклицательный ставится после него.
- Итак, ребята, теперь вы убедились, что любое предложение, если в нём выражены сильные чувства – радость, гнев, удивление – является восклицательным?
- Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией.
- В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
- Там, где гнев и страданье,
- Радость и горе,
- Он стоит, как маяк В бушующем море!
- Всюду, где счастье, всюду, где жизнь,
- Без него вам, ребята, не обойтись!
Так о восклицательном знаке сказал поэт Султан Джура.
- Если предложение произносится спокойно, без восклицательной интонации, то оно – невосклицательное.
- Ну что же, друзья мои, подведём итоги и повторим то, что надо запомнить.
- Предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные.
- Восклицательными и невосклицательными могут быть как повествовательные, так и вопросительные, и побудительные предложения.
Восклицательные предложения служат для выражения сильных чувств – восторга, гнева, удивления. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Невосклицательное предложение не выражает сильных эмоций. Произносится спокойным тоном. Невосклицательное предложение может иметь повествовательную или вопросительную интонацию. В зависимости от интонации, в конце невосклицательного предложения можно поставить точку или вопросительный знак.
Источник: https://videouroki.net/video/05-vidy-predlozhenij-po-intonacii.html
Виды предложений
- Виды предложений по цели высказывания
- Виды предложений по интонации
Каждое предложение произносится или пишется с какой-то целью: что-то рассказать, о чём-то спросить, попросить или приказать что-то сделать. По цели высказывания и интонации предложения делятся на виды:
Виды предложений по цели высказывания
Цель высказывания – это цель, с которой предложение произносится или пишется. Целью высказывания может быть сообщение, вопрос или просьба (приказ, побуждение к действию, совет).
Предложения с точки зрения выраженного в них содержания, то есть по цели высказывания, бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.
-
Повествовательное предложение – это предложение, в котором что-либо сообщается, что-либо утверждается или что-либо отрицается:
- На улице плохая погода.
- Дельфин – млекопитающее.
- Дельфин – не рыба.
- Нам пора домой.
- Мы идём в кино!
В конце повествовательного предложения ставится точка, восклицательный знак или многоточие:
А вот и рассвет…
Повествовательные предложения произносятся с повествовательной интонацией – повышение голоса на одном из членов предложения и понижение его к концу предложения.
-
Вопросительное предложение – это предложение, которое содержит вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак:
- Что ты делаешь?
- Какой это цвет?
- Где ты сегодня был?
Вопросительное предложение может содержать вопросительные слова: Иногда вопрос выражается с помощью вопросительных частиц ли, ль, разве и др.:
- Не хочешь ли тоже поехать?
- Тебе ль не знать?
- Разве тебе уже можно?
- Поедешь с нами на дачу?
- Вы Иванова ждёте?
Вопрос может выражаться только вопросительной интонацией, в этом случае вопросительных слов и частиц предложение содержать не будет. Повышение голоса будет падать на главное по смыслу слово в предложении: Вопросительные предложения произносятся с вопросительной интонацией – повышение тона голоса на слове, с которым связан смысл вопроса, и к концу предложения:
- Вам нравится читать?
- Вам нравится читать?
- Вам нравится читать?
-
Побудительное предложение – это предложение, которое содержит повеление, просьбу или запрет. В конце повелительного предложения, в зависимости от того, произносится оно спокойным или повышенным тоном, ставится точка или восклицательный знак:
- Закройте дверь.
- Не входить!
- Оля, закрой окно.
Побудительные предложения часто содержат обращения: Примечание: побудительные предложения часто имеют только один главный член – сказуемое, выраженное глаголом в повелительном наклонении:
Не ходите по мокрому полу.
Побудительные предложения произносятся с побудительной интонацией – с повышением голоса, напряжённо.
Виды предложений по интонации
По эмоциональной окраске (интонации) предложения делятся на восклицательные и невосклицательные:
- Восклицательное предложение – это предложение, в котором высказываемая мысль сопровождается сильным чувством (удивлением, восторгом, восхищением, радостью и т. п.). Восклицательное предложение произносится с особой восклицательной интонацией. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак: Сегодня отличная погода! Восклицательными могут быть повествовательные, вопросительные и побудительные предложения: Отличный фильм! – предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске – восклицательное. Что делать будем?! – предложение по цели высказывания вопросительное, по эмоциональной окраске – восклицательное. Собирайся скорей! – предложение по цели высказывания побудительное, по эмоциональной окраске – восклицательное.
- Невосклицательное предложение – это предложение, произносимое спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций (чувств). На конце невосклицательных предложений ставится точка: Как быстро прошло лето.
О сайте: | конспекты по математике, русскому языку и химии |
Связь: | contact@izamorfix.ru |
Новое на сайте | © 2018 – 2019 |
Источник: https://izamorfix.ru/rus/sint_punkt/vidy_predlozheniy.html
Типы предложений по цели высказывания. Видеоурок. Русский язык 3 Класс
Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».
Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью. Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.
Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»
А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».
Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.
Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.
-Мама!.. Мама!.. – что было сил завопил я.
-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» — будто передразнил меня кто-то вдали.
-Что ты кричишь? Что случилось?
-Я думал, ты далеко! – сразу успокоившись, ответил я. –Там в лесу кто-то дразнится.
-Кто дразнится?
-Не знаю. Я кричу – и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!
-«Ау! Ау! Ау!» — отозвалось из лесной дали.
-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)
Мама задаёт сыну вопросы:
-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?
Это вопросительные предложения.
Мальчик сообщает ей:
— Я думал, ты далеко! Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу – и он тоже. Да ведь это эхо!
- Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то – это повествовательные предложения.
- Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.
- — Вот послушай…
- Это побудительное предложение.
Объясню термин «побудительное предложение». Будить — помогать проснуться (отсюда слово будильник), а значит, начать действовать; побуждение – подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.
- Побудительные предложения могут выражать совет, просьбу, предложение, пожелание, требование.
- Расположите предложения в данном порядке: 1) совет, 2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.
- Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)
- Не барабань пальцами по столу! (Требование)
- Будьте добрыми! (Пожелание)
- Давайте играть в прятки. (Предложение)
- Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)
Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу. Слово пожалуйста выделяется запятыми.
Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?
Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией.
Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией. Их так и называют: восклицательные.
- Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные.
- В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
- Хотите – запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.
Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.
1. Хороший снеговик получился.
Хороший снеговик получился!
2. Что тут у вас происходит?
Что тут у вас происходит?!
3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!
1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, в нём выражена радость.
Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)
Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)
2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, произносится с особым чувством.
Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)
Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)
3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное.
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)
- В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.
- Кто живёт в капле речной воды?
- Почему летом жарко, а зимой холодно?
- Что будет, если исчезнут насекомые?
- Какой зверь самый хищный на свете?
- Где и как рождается снег?
- Откуда берётся роса на траве?
- Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.
- Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?
- Что каждый из знаков говорит об интонации?
- По интонации первое предложение — невосклицательное, а второе и третье – восклицательные.
- Что каждый из знаков говорит о цели?
Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение – вопросительное.
- Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.
- Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.
- — Какой шум!
— Не бойся меня, заяц. Я ёжик.
— Что ты такой шум поднял?!
— Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)
- — Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)
- — Не бойся меня, заяц. (1 схема: побудительное, невосклицательное)
- Я ёжик. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)
— Что ты такой шум поднял?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)
— Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)
Это листья под лапами шуршат. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)
Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.
Вы знаете, кто я? Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.
Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)
Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?
Повествовательные: Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.
Побудительные: Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.
- Теперь вы знаете, что предложение бывает
- 1)по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;
- 2) по интонации: восклицательное или невосклицательное.
- Повествовательное – это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.
- Вопросительное предложение задаёт вопрос.
- Побудительное предложение побуждает к действию.
- Список рекомендованной литературы
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
- Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- School-collection.edu.ru (Источник).
- School-collection.edu.ru (Источник).
- Социальная сеть работников образования Nsportal.ru (Источник).
Рекомендованное домашнее задание.
- Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения: «Дети, читать, интересный, книги, библиотека, в».
- Прочитайте. Какие знаки поставите в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
- Носорог.
- Хотите узнать любопытную вещь Нет у носорога рогов Вы удивились А что же тогда у него на носу Волосы Они очень сильно срослись и образовали на носу жёсткий хохолок
- (По В.Волиной)
- Найдите в тексте побудительные предложения. Выполните задания, которые даны в побудительных предложениях.
Скоро зима. Выпадет снег. Знаешь ли ты «снежные» слова: наст, пороша, позёмка? Можешь ли ты объяснить их значение? Составь словарик «снежных» слов. Объясни значение слов наст и пороша. Составь предложение со словом позёмка.
(По Н. Надеждиной)
Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/predlozhenie/tipy-predlozheniy-po-tseli-vyskazyvaniya
Урок русского языка в 3 классе "Виды предложений по цели высказывания и по интонации"
11.09.2017 Русский язык 3-Б Кастырина И.В.
- Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.
- Цель: формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность.
- Оборудование: карточки, таблица, иллюстрации.
- Тип урока: урок закрепления знаний.
- Ход урока
- 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
- 2. МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ
- Пп пр ре ед дл ло ож же ен ни ие
- Соберите слово из буквосочетаний.
Что получилось? (Предложение).
— Запишите посередине строки.
— Сколько слогов в этом слове? Почему?
- — Какой слог ударный?
- — Назовите гласные звуки; согласные.
- — Сколько букв в этом слове?
- — Сколько звуков?
- — Почему звуков больше, чем букв?
- Прочитайте пословицу:
- Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
- — Как вы понимаете эту пословицу?
- — Сколько в ней слов?
- — Связаны ли слова между собой?
— Можно ли это высказывание назвать предложением? Почему?
- — Что такое предложение?
- — Предложение выражает ….
- — По цели высказывания предложения бывают …
- — По интонации предложения бывают …
- — В конце повествовательного предложения ставим …
- — В конце вопросительного предложения ставим …
- — В конце побудительного предложения ставим …
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.
- -Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.
- -Запишите тему сегодняшнего урока.
- Мы сегодня должны вспомнить:
- — Какими бывают предложения по цели высказывания.
- — Какими бывают предложения по интонации.
- Мы сегодня должны закрепить умения :
- Находить в тексте предложения разных видов.
- Самостоятельно составлять такие предложения.
- 4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
— Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.
- Мой брат живёт в Донецке.
- Когда он приедет?
- Принеси мне воды.
- — Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.
- — Найдите предложение, в котором содержится просьба.
- — Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.
-Какое это предложение по цели высказывания? Почему это повествовательное предложение?
- — Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
- — Какое основное назначение вопросительных предложений?
- Вопросительные предложения служат для выражения вопроса.
— Приведите свои примеры вопросительных предложений. …..
- — Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?
- — Какое основное назначение побудительных предложений?
- Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь.
— Приведите свои примеры побудительных предложений. …..
- — Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?
- Сделайте вывод:
- — Какие же бывают предложения по цели высказывания?
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут быть эмоционально окрашены, т.е. выражать отношение говорящего к сообщению или передавать его переживания. Такие предложения называются восклицательными.
Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное.
2. Работа у доски.
— Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)
Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)
Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Работа по карточкам.
— А теперь давайте потренируемся.
Прочитайте предложения, определите их вид.
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
— Читайте предложение и называйте, какое оно по цели высказывания и интонации.
2.Индивидуальная работа
предложения | По цели | По интонации |
Какой сегодня чудесный день! | ||
Ты записал домашнее задание? | ||
Будьте старательны и внимательны! | ||
Я сегодня на уроке старался. | ||
Как чудесен русский лес! | ||
Не разоряйте птичьих гнёзд. | ||
В нашей школе три этажа. | ||
Какие книги вы прочитали летом ? |
3. Работа с учебником. Упражнение 33 с. 23.
- Записать текст, обозначая начало и конец предложения.
- Восстановить деформированный текст, расставить знаки препинания, определить вид предложения по цели высказывания и интонации.
- ИТОГ
— Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.
- — Предложение – это…
- — Предложение выражает ….
- — По цели высказывания предложения бывают …
- — По интонации предложения бывают …
- — В конце повествовательного предложения ставим …
- — В конце вопросительного предложения ставим …
- — В конце побудительного предложения ставим …
- 8. Д/З
- Выписать из художественной литературы по одному предложению разных видов.
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
предложения | По цели | По интонации |
Какой сегодня чудесный день! | ||
Ты записал домашнее задание? | ||
Будьте старательны и внимательны! | ||
Я сегодня на уроке старался. | ||
Как чудесен русский лес! | ||
Не разоряйте птичьих гнёзд. | ||
В нашей школе три этажа. | ||
Какие книги вы прочитали летом ? |
предложения | По цели | По интонации |
Какой сегодня чудесный день! | ||
Ты записал домашнее задание? | ||
Будьте старательны и внимательны! | ||
Я сегодня на уроке старался. | ||
Как чудесен русский лес! | ||
Не разоряйте птичьих гнёзд. | ||
В нашей школе три этажа. | ||
Какие книги вы прочитали летом ? |
предложения | По цели | По интонации |
Какой сегодня чудесный день! | ||
Ты записал домашнее задание? | ||
Будьте старательны и внимательны! | ||
Я сегодня на уроке старался. | ||
Как чудесен русский лес! | ||
Не разоряйте птичьих гнёзд. | ||
В нашей школе три этажа. | ||
Какие книги вы прочитали летом ? |
предложения | По цели | По интонации |
Какой сегодня чудесный день! | ||
Ты записал домашнее задание? | ||
Будьте старательны и внимательны! | ||
Я сегодня на уроке старался. | ||
Как чудесен русский лес! | ||
Не разоряйте птичьих гнёзд. | ||
В нашей школе три этажа. | ||
Какие книги вы прочитали летом ? |
- 1. Предложения, в которых о чём-то сообщаем, повествуем, называются______________
- 2. Предложения, в которых спрашиваем, называются____________
- 3. Предложения, в которых просим, советуем, называются_______________
- 6.Индивидуальная работа
предложения | По цели | По интонации |
Какой сегодня чудесный день! | ||
Ты записал домашнее задание? | ||
Будьте старательны и внимательны! | ||
Я сегодня на уроке старался. | ||
Как чудесен русский лес! | ||
Не разоряйте птичьих гнёзд. | ||
В нашей школе три этажа. | ||
Какие книги вы прочитали летом ? |
Источник: https://multiurok.ru/files/urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-vidy-priedlozhie.html
Дидактический материал на тему" Виды предложений по цели высказывания и интонации" ( 3 класс)
Фамилия _____________________________________________
-
Определить, какой знак нужно поставить в конце предложений, опираясь на данную в скобках характеристику этих предложений.
В тёмный лес дремучий
Заглянула осень _____ (повест., невоскл.)
Сколько свежих шишек
У зелёных сосен ___ (повест., воскл.)
Сколько алых ягод
У лесной рябинки ___ (повест., воскл.)
Выросли волнушки
Прямо на тропинке ____ (повест., невоскл.)
А под ёлкой грузди
Замостили мостик _____ (повест., невоскл.)
До свиданья, лето!
Приходи к нам в гости______ (побуд., воскл.)
2.Определить вид предложений по цели высказывания интонации, поставить знаки в конце предложений.
- Хорошо гулять в осеннем лесу ( ., )
- Как тебя зовут ( ., )
- Пришла дождливая осень ( ., )
- Самостоятельная работа 1вариант
1. Как же я люблю осень ( ., )
2.Разбудите меня в шесть часов утра( ., )
3.Девочка, почему ты плачешь( ., )
4.Ох, как медленно тянулось время( ., )
5.Давай помолчим( ., )
6.Дайте мне, пожалуйста, мороженое ( ., )
Фамилия __________________________________________
1.Определить, какой знак нужно поставить в конце предложений, опираясь на данную в скобках характеристику этих предложений.
В тёмный лес дремучий
Заглянула осень ____ (повест., невоскл.)
Сколько свежих шишек
У зелёных сосен ___ (повест., воскл.)
Сколько алых ягод
У лесной рябинки ___ (повест., воскл.)
Выросли волнушки
Прямо на тропинке ____ (повест., невоскл.)
А под ёлкой грузди
Замостили мостик _____ (повест., невоскл.)
До свиданья, лето!
Приходи к нам в гости______ (побуд., воскл.)
2.Определить вид предложений по цели высказывания интонации, поставить знаки в конце предложений.
- Хорошо гулять в осеннем лесу ( ., )
- Как тебя зовут ( ., )
- Пришла дождливая осень ( ., )
- Самостоятельная работа 2 вариант
1.Что за славный дождик ( ., )
2.Не смей оглядываться ( ., )
3.Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами ( ., )
4.Пить хочешь ( ., )
5.Это что ещё за новости ( ., )
6.Погаси-ка свет ( ., )
Источник: https://infourok.ru/didakticheskiy-material-na-temupredlozheniya-po-celi-viskazivaniya-i-intonacii-klass-477348.html
Тест по русскому языку (3 класс) на тему: Виды предложения по цели высказывания и интонации | Социальная сеть работников образования
1 вариант
- Определи, какие это предложения по цели высказывания.Кто там ходит у ворот?______________________________Божья коровка паслась на листочке._______________________
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай.___________
- Прочитай.
Кусты трещат, ломаются,И шуму – на весь лес!За ягодой пытается
Медведь в малинник влезть.
Он сел на лапы задниеИ вот, не торопясь,Бросает сладку ягоду
В свою большую пасть.
А ягод летом нынешнимБогатый урожай.Ты ешь малину, Мишенька,
Но веток не ломай.
Выпиши из стихотворения предложения.1) Побудительное, невосклицательное __________________________________________________________________2) Повествовательное, восклицательное
__________________________________________________________________
- Определи, какие это предложения по цели высказывания.Кто там ходит у ворот?______________________________Божья коровка паслась на листочке._______________________
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай.___________
- Прочитай.
Кусты трещат, ломаются,И шуму – на весь лес!За ягодой пытается
Медведь в малинник влезть.
Он сел на лапы задниеИ вот, не торопясь,Бросает сладку ягоду
В свою большую пасть.
А ягод летом нынешнимБогатый урожай.Ты ешь малину, Мишенька,
Но веток не ломай.
Выпиши из стихотворения предложения.1) Побудительное, невосклицательное __________________________________________________________________2) Повествовательное, восклицательное
__________________________________________________________________
2 вариант
- Определи, какие это предложения по цели высказывания.Очень чисто мойте руки, шею, уши и лицо. _____________________А зачем он ходит здесь?___________________________________
Мимо листочка случайно я шёл._____________________________
- Прочитай.
У коляски нет колёс,У ежа отклеен нос.Стали чёрными цыплята,
А из мишки лезет вата.
- Были новыми игрушки,А сейчас они старушки!
Так давайте поскорейВзяли кисточки и клей.Нитки, катушки
И вылечим игрушки!
Выпиши из стихотворения предложения.1) Побудительное, невосклицательное __________________________________________________________________2) Повествовательное, восклицательное
__________________________________________________________________
2 вариант
- Определи, какие это предложения по цели высказывания.Очень чисто мойте руки, шею, уши и лицо. _____________________А зачем он ходит здесь?___________________________________
Мимо листочка случайно я шёл._____________________________
- Прочитай.
У коляски нет колёс,У ежа отклеен нос.Стали чёрными цыплята,
А из мишки лезет вата.
- Были новыми игрушки,А сейчас они старушки!
Так давайте поскорейВзяли кисточки и клей.Нитки, катушки
И вылечим игрушки!
Выпиши из стихотворения предложения.1) Побудительное, невосклицательное __________________________________________________________________2) Повествовательное, восклицательное
__________________________________________________________________
Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/04/11/vidy-predlozheniya-po-tseli-vyskazyvaniya-i-intonatsii
Виды предложения по цели высказывания
Каждое предложение произносится или пишется с определенной целью — люди рассказывают что-то, спрашивают, советуют или просят что-то сделать. Цель высказывания — это сообщение, вопрос или просьба.
По цели высказывания предложения делятся на:
- повествовательные
- вопросительные
- побудительные
Повествовательное предложение — это предложение, в котором содержится сообщение о чем-то в виде утверждения или отрицания.
Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.
В конце повествовательного предложения может стоять точка (.), восклицательный знак (!) или многоточие (…).
Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер…
В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.
Вопросительное предложение — это предложение, в котором о чём-то спрашивают.
Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?). Когда предложение произносится с очень сильным чувством, в конце могут стоять сразу два знака — вопросительный и восклицательный (?!).
Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!
Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.
Например: Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?
Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация. Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении.
- Побудительное предложение — это предложение, содержащее просьбу, совет, приказ, требование или призыв к действию.
- Например:
- Подай мне книгу, пожалуйста. (просьба)
- Позанимайся дополнительно. (совет)
- Не отставай! (приказ, требование)
- Берегите природу! (призыв)
В конце побудительного предложения ставится точка (.) или восклицательный знак (!).
Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.
В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.
Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!
Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.
Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
- Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
- Предложение с обращением
- Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
- Второстепенные члены предложения
- Предложения распространенные и нераспространенные
- Однородные члены предложения
- Простое и сложное предложения
- Предложения с прямой речью
- Словосочетание
- Предложение
- Синтаксис и синтаксический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
- 1 класс
- Упражнение 3, Климанова, Рабочая тетрадь
- Упражнение 128, Полякова, Учебник
- Упражнение 130, Полякова, Учебник
- Упражнение 133, Полякова, Учебник
- Упражнение 72, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
- 2 класс
- Упражнение 32, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
- Упражнение 123, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
- Упражнение 21, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
- Упражнение 168, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
- Упражнение 189, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
- Упражнение 2, Полякова, Учебник, 1 часть
- Упражнение 197, Полякова, Учебник, 1 часть
- Упражнение 202, Полякова, Учебник, 1 часть
- Упражнение 203, Полякова, Учебник, 1 часть
- Упражнение 24, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
- 3 класс
- Упражнение 30, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
- Упражнение 35, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
- Упражнение 226, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
- Упражнение 148, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
- Упражнение 2, Полякова, Учебник, 1 часть
- Упражнение 219, Полякова, Учебник, 1 часть
- Упражнение 394, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
- Упражнение 399, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
- Упражнение 457, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
- Упражнение 458, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
- 4 класс
- Упражнение 17, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
- Упражнение 18, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
- Упражнение 24, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
- Упражнение 43, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
- Упражнение 243, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
- Упражнение 271, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
- Упражнение 14, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
- Упражнение 76, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
- Упражнение 80, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
- Упражнение 7, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
- 6 класс
- Упражнение 355, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
- Упражнение 90, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
- 7 класс
- Упражнение 250, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
- Упражнение 507, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
- © budu5.com, 2019
- Пользовательское соглашение
- Copyright
- Нашли ошибку?
- Связаться с нами
Источник: https://budu5.com/manual/chapter/72
Какие бывают предложения по интонации: примеры повествовательных и восклицательных по цели высказывания
Предложение – это речевая единица, представляющая собой совокупность взаимосвязанных слов. Оно содержит некий информационный посыл, вопрос или побуждает к каким-либо действиям. 3 класс – время, с которого в школе начинается изучение данного раздела. Рассмотрим, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания в нашем языке, приведем примеры.
Виды предложений по интонации
Выделяют следующие виды предложений по интонации. По эмоциональной окраске высказывания бывают восклицательными и невосклицательными. Выбор того или иного типа зависит от эмоционального состояния говорящего. Самые распространенные – невосклицательные. Они произносятся умеренно, в спокойном состоянии. Чаще всего это повествование.
Виды предложений по интонации
Невосклицательное высказывание может выглядеть так:
- Слишком долго сидеть за компьютером вредно для вашего здоровья: старайтесь чаще вставать из-за стола и выполнять физические упражнения.
- Уставший щенок после продолжительных игр уснул прямо на коленях ребенка.
- Вчерашний ураган был настолько страшным, что повалил высокое соседнее дерево, которое при падении сломало окно.
Невосклицательное предложение, примеры которого приведены выше, в редких случаях может иметь вопросительную или даже побудительную интонацию (пример: Пусть дети укладываются спать, а я пока посижу).
Это интересно! Что такое сложносочиненное предложение: примеры
Восклицательные предложения (примеры представлены ниже) передают эмоциональность и чувства говорящего. Обычно восклицательные высказывания представляют собой побуждение.
Примеры:
- Наконец-то вы добрались!
- Будьте осторожны!
- Какую интересную новость я вам сейчас расскажу!
Восклицательные фразы произносятся по-особенному. Говорящий повышает голос, выделяет слова, которые выражают его чувства и эмоции.
Группы по цели высказывания
Выделяют три типа фраз по цели высказывания, у каждого из которых есть свои особенности и характеристики:
- повествовательное;
- побуждение;
- вопрос.
Виды предложений по цели высказывания
Повествовательные
Цель сообщения – проинформировать об определенном событии, явлении. Говорящий посредством выбора таких речевых средств передает собеседнику некие сведения. Констатация факта – это и есть повествовательное предложение.
Примеры:
- По статистике, результаты ЕГЭ по стране ежегодно улучшаются, что можно сказать и о качестве образования по каждому предмету.
- Погода в некоторых регионах России остается ветреной и дождливой на протяжении всех летних месяцев.
- В нашем городе построили две новые больницы, а также одну ветеринарную клинику.
Это интересно! Уроки русского: синтаксис — что изучает данная наука
В устной речи такое высказывание произносится ровно, спокойно. На одном из его членов голос повышается, а к окончанию – понижается. В конце ставится точка или восклицательный знак.
Обратите внимание! Все тексты основываются именно на повествовательных высказываниях. В связи с этим последние встречаются намного чаще, чем побуждения и вопросы.
У повествовательных фраз есть несколько особенностей.
- Они бывают нераспространенными (только главные члены) и распространенными (главные члены плюс второстепенные). Примеры: Вернулся отец. Он принес с собой маленького щенка.
- Структура может быть двусоставной или односоставной. В двусоставных есть два главных члена, в односоставных – только один. Примеры: Кот лениво открыл глаза и потянулся. В дверь постучали.
- Рассматриваемые фразы делятся на простые и сложные. Простые состоят из одной грамматической основы, сложные – из двух и более. Пример: Ребенок грустно склонился над учебником. На улице палящее солнце, слышны голоса ребятишек, играющих в футбол.
Это интересно! Что такое определенно личные предложения: конкретные примеры
Что такое повествовательные предложения
Побудительное высказывание
Побуждение выражает в себе некое волеизъявление говорящего. Оно произносится для того, чтобы адресат (тот, к кому обращаются) выполнил некоторое действие, которое от него требует адресант (тот, кто произносит речь). Побуждение используется в тех случаях, когда говорящий высказывает свои пожелания относительно чего-либо, приказывает или просит.
Также задачи побуждения в некоторых случаях достигаются посредством использования особых частиц «давай», «пускай» и форм повелительного наклонения сказуемых.
Примеры:
- Срочно собирайся и выходи, иначе мы опоздаем в аэропорт!
- Встреть меня вечером, пожалуйста, я сегодня допоздна задержусь на работе.
- Чтобы я больше таких слов от тебя никогда не слышал!
Это интересно! Как определить однородные члены предложения и что это такое
Примеры побудительных предложений
Вопрос
Посредством вопросительных предложений говорящий желает получить какие-либо сведения, которыми он не обладает.
Есть две разновидности рассматриваемых конструкций.
- Общий вопрос: задается для того, чтобы получить подтверждение некоторой информации или ее отрицание. На такой вопрос может быть дан односложный ответ: «да», «нет». Примеры: Ты выполнил домашнее задание? Ты видела вчера соседку? Когда ты возвращался вчера вечером домой, было еще светло?
- Частный вопрос: задается для того, чтобы получить сведения о явлении, событии, лице. Односложный ответ на такой вопрос дать не получится. Примеры: Почему ты сегодня так сильно опоздал? Чем вы кормите своего питомца? По какой причине он не хочет со мной разговаривать?
Характеристика вопроса в устной речи – особая интонация, на письме – вопросительный знак после окончания фразы.
Это интересно! Как составить предложения с обращением: конкретные примеры
Знаки препинания в конце предложения
Построение вопроса выглядит так: первым идет вопросительное слово, а затем – остальные слова, относящиеся к теме речи.
Интересные факты:
- На конце вопроса могут быть два знака препинания – вопросительный и восклицательный (пример: Как можно было быть таким невнимательным?!);
- Три восклицательных знака подряд ставятся, если степень эмоциональности особенно высокая (Пример: Тормози, впереди пешеход!!!).
Полезный совет! Используя знаки препинания, соблюдайте чувство меры, особенно в интернет-общении. Письменные фразы с большим количеством восклицательных знаков вызывают раздражение, и пользователи стараются их игнорировать.
Мы рассмотрели, какие бывают предложения по интонации и на какие группы они делятся по цели высказывания.
По эмоциональной окраске предложения подразделяются на восклицательные и невосклицательные, что зависит от душевного состояния и эмоций говорящего. Невосклицательные фразы чаще всего представляют собой повествование, но в исключительных случаях представляют собой побуждения.
Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/vidy-predlozhenij.html