Слово «тысяча» какая часть речи?

В языке русском есть лексемы, по поводу принадлежности которых к определённой части речи спорят учёные, не в силах прийти к единому мнению. Такими лексемами являются и слова

Слово

Давайте повнимательнее всмотримся в эти слова и попробуем выявить в их семантике и категориях грамматических то общее, что роднит их с двумя частями речи:

  • числительными (количественными),
  • существительными.

Сразу отметим, что, подобно всем числительным количественным, лексемы эти:

  • имеют значение числовое и обозначают как числа отвлечённые (не привязанные к предметам: от миллиарда отнять миллион и прибавить к разности тысячу); так и количество предметов (тысяча учеников, миллион рублей, миллиард жителей Земли);
  • являются частью числительных составных: семь миллионов восемьсот тысяч, пятнадцать миллиардов четыреста сорок миллионов пятьсот тридцать две тысячи;
  • от них образуются числительные порядковые (тысячный покупатель, миллионный экземпляр), которые могут переходить в прилагательные относительные: тысячный отряд (из тысячи бойцов); миллионный тираж; пятимиллиардное население планеты.

К сторонникам отнесения вышеназванных лексем к числительным относятся известные в постсоветских странах учёные А. Н. Тихонов и Н. М. Шанский.

Но эти слова, как отмечено выше, имеют и признаки существительных, к коим отнесём следующие:

  • наличие рода как постоянного (несловоизменительного) признака морфологического: женского у слова тысяча, мужского у слов миллион, миллиард;
  • наличие числа как непостоянного (словоизменительного) признака морфологического: тысячи, миллионы, миллиарды;
  • изменение лексемы тысяча по I типу склонения существительных (с окончанием -ЕЙ в падеже творительном, как и у лексемы тётя – тётей; кстати, в сём падеже тысяча также имеет на конце -ЬЮ, как и некоторые числительные: шестью, пятьюдесятью), а лексем миллион, миллиард по II типу склонения;
  • сочетаемость с прилагательными и словами, на них похожими: первая тысяча, мои миллионы, ротшильдовские миллиарды.

К существительным эти слова относят авторы-составители «Грамматики-80», так кратко называют

Слово

среди которых такие известные личности, как Н. Ю. Шведова, В. В. Лопатин, Ф. П. Филин.

Любопытно, что Л. Д. Чеснокова и В. В. Бабайцева нашли компромиссное решение: рассматривая эти лексемы в теме «Имя числительное», учёные дамы называют их просто словами – без отнесения к какой бы то ни было части речи.

Я, кстати, тоже пошла бы на компромисс, причём непременно учла бы семантику этих лексем:

  • при значении лексическом отвлечённого числа, количества предметов – это числительные;
  • лексема тысяча в значении «денежная купюра», «военное ополчение» (устар.) – существительное;
  • лексемы миллион и миллиард в значении «неопределённое множество кого-, чего-либо» – тоже существительные.
  • Отмечу: роль синтаксическая слов, интересующих Вас, никакого значения в определении их частеречной принадлежности не имеет, ибо обе названные части речи универсальны и в предложениях могут быть любым членом.
  • Подытожим сказанное с помощью слайда из Интернета.

Слово

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1651576-kakimi-chastjami-rechi-javljajutsja-slova-tysjacha-million-milliard.html

Имя числительное

Н.А. ЕСЬКОВА

Перед нами ряд слов: три, пять, дюжина, тысяча, единица, миллион, двенадцать, десяток, шестьдесят, тридцать, сорок, триллион, пятьсот, семерка, девяносто. Есть ли что-нибудь, их объединяющее? Несомненно, есть: все они так или иначе называют число или количество. Но можно ли считать, что все эти слова принадлежат к одной и той же части речи?

Попробуем предположить, что эти слова – существительные. Каждый легко может убедиться, что все пятнадцать слов обладают важным свойством существительных – они склоняются, то есть изменяются по падежам.

Но склонение существительных – это изменение по падежам в единственном и во множественном числе. Посмотрим, как обстоит дело с изменением наших пятнадцати слов по числам.

От семи из них мы легко образуем формы падежей множественного числа: дюжин, тысяч, единицам, миллионы, десятков, триллионами, о семерках и т.п. Эти слова ведут себя как существительные. А как обстоит дело с остальными?

Слова пять, двенадцать, тридцать имеют такие же падежные окончания, как существительные кровать, копоть, нежность. Однако образовать от них множественное число никак не удается!

Впрочем, у слов копоть и нежность тоже нет множественного числа. Существительные, обозначающие вещества и абстрактные свойства, принадлежат к категории, которую принято называть латинским выражением singularia tantum (только единственное).

Это связано с их значением: то, что они обозначают, «не мыслится» во множестве. В то же время образовать формы копоти, нежности вполне возможно. И если первая из этих форм не встречается, то вторая известна в ироническом выражении телячьи нежности.

Со словами пять, двенадцать, тридцать дело обстоит в принципе иначе: нельзя сказать, что у них есть только единственное число (пяти, пятью, двенадцати, двенадцатью, тридцати, тридцатью). У этих слов вообще нет числа, изменение этих слов по числам невозможно представить.

Падежные формы некоторых других слов из нашего списка (еще не прошедших «проверку» на число) оказываются «похожими» на формы множественного числа существительных: трем, тремя, о трех, пятистам, пятьюстами, о пятистах (как домам, домами, о домах). Можно ли сказать, что у этих слов нет единственного числа, а они употреблены в форме множественного? Конечно, нет. К ним тоже неприменимо понятие числа в грамматическом смысле.

Нетрудно удостовериться, что слова шестьдесят, сорок, девяносто тоже не имеют форм числа.

Но слова, у которых нет категории числа, не могут считаться существительными. В нашем небольшом списке такими оказались слова три, пять, двенадцать, шестьдесят, тридцать, сорок, пятьсот, девяносто.

А есть ли другие особенности?

Присмотримся к словосочетаниям: пять городов, двенадцать государств, шестьдесят стран.

Здесь слова пять, двенадцать, шестьдесят выполняют роль главного слова в словосочетании синтаксического «хозяина», требующего от подчиненного слова формы родительного падежа множественного числа.

Можно вспомнить совершенно аналогичные сочетания тысяча городов, множество государств и др., в которых «хозяевами» выступают существительные.

А если мы возьмем сочетания с косвенными падежами: пяти городов, пяти городам, пятью городами, о пяти городах и тысячи городов, тысяче городов, тысячей городов, о тысяче городов? В первом случае картина изменилась: слово пять перестало быть «хозяином», оно уже не управляет существительным город, а согласуется с ним в падеже. (Так же ведут себя другие два слова: двенадцати государствам, шестьюдесятью странами). А слово тысяча во всех падежах по-прежнему требует постановки слова город в родительном падеже множественного числа – то есть подтверждает свою «репутацию» существительного.

Мы убедились, что в именительном (а также в совпадающем с ним винительном) слова пять, двенадцать, шестьдесят ведут себя как существительные. А в косвенных падежах их формы оказываются согласуемыми, как у прилагательных (ср.

: пяти городов – больших городов, пяти городам – большим городам, пятью городами – большими городами).

Двоякое синтаксическое поведение (то – как существительное, то – как прилагательное) и составляет вторую грамматическую особенность этих слов.

Слова тридцать, сорок, пятьсот, девяносто из нашего списка тоже в именительном-винительном управляют родительным множественного существительных, а в других падежах с ними согласуются.

Несколько иначе ведет себя слово три: в именительном-винительном падеже оно требует постановки существительного в родительном падеже единственного (а не множественного) числа: три города, три государства, три страны.

Но в косвенных падежах оно тоже согласуется с формами множественного числа существительных: трех городов, государств, стран, трем городам, государствам, странам и т.д.

Значит, оно тоже обладает признаком «двоякости» синтаксического поведения.

Вот эти две особенности – морфологическая (отсутствие категории числа) и синтаксическая (совмещение свойств существительного и прилагательного) – и служат основанием для выделения особой части речи – имени числительного.

Числительные не во всем одинаковы.

Это очень своеобразная часть речи. Внутри нее есть слова и группы слов, которые ведут себя «на свой лад». Мы уже обнаружили отличие слова три от остальных. Такими же свойствами обладает слово четыре (ср.

: четыре города, четырех городов, четырем городам), а еще три слова имеют и дополнительные особенности: управляя в именительном-винительном падеже родительным единственного, они могут согласовываться с существительными в роде (у остальных числительных категории рода нет): два, полтора, оба города (государства), две, полторы, обе страны.

Нет и общего для всех числительных типа склонения, их изменение по падежам представляет собой очень пеструю картину. Падежные окончания некоторых числительных схожи с окончаниями форм единственного числа существительных типа кровать. У числительных три, пятьсот окончания похожи на окончания существительных множественного числа.

А у числительных сорок, девяносто, сто вообще всего одна форма для всех падежей, кроме именительного-винительного (сорока, девяноста, ста).

Есть и так называемые сложные числительные, состоящие из двух самостоятельно склоняющихся частей (пятисот, пятистам, пятьюстами, о пятистах; а также: семьюде-сятью, двухсот, четыремстам, девятьюстами).

Такая разнородная система падежных форм числительных доставляет немало неприятностей тем, кто изучает русский язык, а иногда приводит к ошибкам даже его носителей.

Числительные можно перечислить, а количество чисел неограниченно.

Уникальная особенность числительных состоит в том, что все они могут быть перечислены (их пятьдесят с небольшим). Можно ли перечислить все существительные, все прилагательные, все глаголы? Конечно же, нет.

Мы хорошо знаем, что новые слова, относящиеся к этим трем частям речи, все время возникают, что ни один словарь русского языка никак нельзя назвать «полным».

А числительные в любом толковом словаре приведены полностью, и новые числительные не могут появиться.

Как же это может быть? Ведь чисел гораздо больше, чем слов в самом богатом языке, и любое из них мы можем назвать! Нетрудно сообразить, в чем дело: количество слов ограниченно, но эти слова могут образовать неограниченное число сочетаний для обозначения любого числа или количества.

Такие сочетания часто называют составными числительными, но лучше говорить о составных числовых обозначениях, поскольку в них участвуют и слова, обладающие, как выше мы видели, всеми признаками существительных (тысяча, миллион, миллиард и т.д.). Можно поупражняться в образовании «цепочки» любой длины.

Хотя бы такой: четырнадцать триллионов двести пятьдесят шесть миллиардов триста восемьдесят семь миллионов шестьсот девяносто восемь тысяч девятьсот тридцать два. Увидеть такую цепочку слов «в жизни» – большая редкость. Легче представить себе ряд цифр: 14 256 387 698 932.

Но длинные ряды цифр порой приходится «озвучивать» (например, с экрана телевизора), иначе говоря, превращать ряды цифр в цепочки слов.

Хорошо, если все эти слова должны стоять в именительном падеже, а если в косвенном? Ведь от каждого члена цепочки должна быть образована соответствующая падежная форма! Мало кто с этим хорошо справляется. Четырнадцатью триллионами двумястами пятьюдесятью шестью миллиардами… Желающие могут продолжить цепочку до конца.

Разряды числительных.

Большинство числительных составляют так называемые количественные. Все до сих пор упомянутые слова относятся к этому разряду, значение которого хорошо обозначается самим этим названием.

Другой разряд числительных – собирательные – состоит из следующих слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро (дальше этот ряд не продолжается).

Эти числительные не только называют количество предметов, но и выражают значение совокупности, показывают, что предметы воспринимаются все вместе.

Эти числительные сочетаются главным образом с одушевленными существительными мужского рода.

Задача № 1 Вот ряд предложений с числительными двое, трое, четверо. 1. Трое мальчиков отделились от группы. 2. Дождь лил не переставая двое суток. 3. Четверо участников обсуждения выразили свое особое мнение. 4. Зачем тебе четверо ножниц? Наверное, и у Онегина столько не было! 5. С этими двоими хулиганами не может сладить целый коллектив. 6. Все трое ворот на замке, как же они ускользнули? 7. Четверым мальчикам из этого класса вручены награды за участие в выставке рисунков.Что получится, если заменить в этих предложениях собирательные числительные количественными два, три, четыре? Ответ Такая замена возможна лишь в случаях 1, 3, 5, 7: три мальчика, четыре участника, с двумя хулиганами, четырем мальчикам. При этом значение слегка изменяется: теряется значение “совокупности”, вносимое собирательными числительными. В предложениях 2, 4, 6, как вы наверняка уже убедились, замена невозможна. Объяснение лежит на поверхности: числительные два, три, четыре в именительном-винительном падеже требуют форм родительного единственного, а у существительных pluralia tantum (помните, что означает этот термин?) сутки, ножницы, ворота этих форм нет. Вот и приходится с такими существительными употреблять числительные двое, трое, четверо, после которых выступают формы родительного множественного. И никакого оттенка “собирательности” эти числительные в таких случаях не имеют, а выступают как замена количественных.

Грамматическими свойствами числительных обладают еще слова сколько, столько и несколько (ср.

: сколько городов ты посетил?; со сколькими городами ты знаком?; столько фильмов посмотрел, но о стольких фильмах еще не имею понятия!; посмотрел несколько спектаклей в нескольких театрах).

По значению это – местоименные слова, т.е. перед нами местоименные числительные. К ним примыкают оба – обе – уникальные слова, заслуживающие отдельного разговора.

Задача № 2 Вот ряд предложений: 1. У нее пять сестер, но, к сожалению, все они живут не в Москве. 2. А братьев у нее только два, зато все, как и она, живут в Москве. 3. Коля, Петя и Вася в первый раз переступили порог школы. У всех трех – одинаковые новенькие ранцы. 4. Маша и Катя пришли нарядные, все две с красивыми бантиками.Все ли здесь в порядке? Если обнаружите ошибки, исправьте их. Ответ Исправить нужно предложения 2 и 4. Правильные предложения: 2. А братьев у нее только два, зато оба, как и она, живут в Москве. 4. Маша и Катя пришли нарядные, обе с красивыми бантиками. Что можно сказать о значении числительных оба, обе, осмысливая эти примеры? Почему нельзя сказать все две? Почему нельзя употребить слово все даже не в сочетании два, а по отношению к двум лицам? Ответ очень простой: числительные оба, обе сами по себе обозначают «все два», «все две». Можно сказать: все три, все сорок, все двести, все девятьсот, т.е. сочетать все с любым числительным, кроме два, две, потому что существуют оба, обе. Место этих двух слов в системе русских числительных уникально. В некоторых грамматиках их относят к собирательным числительным (не объясняя, как же они соотносятся с «несомненным» собирательным числительным двое). Есть основания отнести их к местоименным числительным, но своеобразным: их значение не такое абстрактное, как, например, у вопросительного местоименного числительного сколько, в котором абстрагировано любое количество. А оба, обе сочетают местоименное значение («все») со значением «два», «две» (своеобразное значение «всеохватности», выражаемое особым словом только для количества «два»).

 

О нечислительных и не совсем числительных.

А как же слова первый, второй, третий и т.д.? В школьной грамматике их называют порядковыми числительными.

Но для признания их числительными с грамматической точки зрения нет оснований – эти слова ничем не отличаются от прилагательных: они и склоняются так же, и согласуются с существительным в роде, числе и падеже. Поэтому в научных курсах грамматики их называют порядковыми прилагательными.

Однако кое о чем надо сказать и здесь. Наряду с составными количественными обозначениями существуют составные порядковые обозначения, последний член которых – порядковое прилагательное, а предшествующие компоненты – числительные или существительные типа тысяча (тысяча девятьсот девяносто седьмой год).

В таких сочетаниях полагается склонять только прилагательное: после двести пятьдесят шестой встречи, на триста пятьдесят второй странице, в тысяча девятьсот девяносто седьмом году, в две тысячи двести тридцать первом году и т.п.

Но в речи нередко возникают ошибки; говорят, например: к ста восьмидесяти пятой годовщине, трехсот четвертая встреча, четырехсот пятидесятую страницу и т.п.

Это происходит потому, что на такие сочетания распространяют правило, относящееся к составным количественным числительным («склонять каждую часть»), которое, как известно, часто нарушается в речи. Вот и получается, что, с одной стороны, склоняют там, где не нужно!

В заключение вернемся еще раз к началу нашего разговора о числительных. Мы привели ряд слов с количественным значением и обнаружили среди них такие, которые обладают особыми грамматическими свойствами. Они и выделяются в особую часть речи — числительные.

Прочие же слова оказались обычными существительными, и среди них — слово тысяча. Однако это слово иногда ведет себя как числительное.

Задача № 3

Вот примеры со словом тысяча.

  • Если б милые девицы Так могли летать, как птицы, И садились на сучках, Я желал бы быть сучочком, Чтобы тысячам девочкам
  • На моих сидеть ветвях.

(Державин. Шуточное желание)

Пылает тысячью огней Обширный зал…

(Баратынский. Бал)

…Ней, с своим десятитысячным корпусом, прибежал в Оршу к Наполеону только с тысячью человеками, побросав и всех людей, и все пушки…

(Л.Толстой. Война и мир)

Как можно объяснить сочетания тысячам девочкам, тысячью человеками и саму форму тысячью?

Ответ

Эти примеры показывают «стремление» существительного тысяча стать числительным. Творительный падеж тысячью возник по образцу числительных пять – тридцать (пятью, двенадцатью, двадцатью).

Во втором примере синтаксически эта форма сохраняет свойства существительного (управляет формой родительного падежа огней), а в третьем примере оказы-вается согласованной с творительным падежом человеками (ср.: с пятью человеками).

В первом примере дательный падеж тысячам тоже оказывается согласованным с существительным девочкам (ср.: двум девочкам); существительное тысяча требует родительного падежа (тысячам девочек).

Но не надо думать, что слову тысяча когда-нибудь удастся превратиться в числительное. Первый пример очень старый, и с тех пор тысяча «не двинулась» дальше по этому пути…

Источник: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=199900301

1. Какой частью речи

1

2

3 1. Какой частью речи — числительным или существительным – являются слова ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД? Почему? ОТВЕТ: Эти слова – числительные, т.к называют число предметов, отвечают на вопрос СКОЛЬКО? и могут быть заменены цифрами. 2.Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? ОТВЕТ : ТВОЁ ИМЯ.

4 3. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? ОТВЕТ: НЕТ, т.к. насмешливый – «любящий насмехаться», а смешливый – «такой, которого легко рассмешить» 4. Какой раздел о языке изучает его звуковую сторону? ОТВЕТ: ФОНЕТИКА. 5. В каких словах по сто согласных? ОТВЕТ : СТОЛ, СТОГ, СТОН, СТОП, СТОК, СТОЙ 6. Какую часть слова можно найти в земле ? ОТВЕТ: КОРЕНЬ.

5 7. Можно ли у существительных неряха, соня, плакса, подлиза определить род? ОТВЕТ: это существительные ОБЩЕГО РОДА. 8. С помощью какого суффикса ножи и ноги превратить в одно слово? ОТВЕТ: СУФФИКС -ИЩ- НОЖИЩИ 9.

Назовите слова, в которых звук обозначался бы двумя буквами, а буква – двумя звуками? ОТВЕТ: 2 БУКВЫ= 1 ЗВУК КОНЬ, ДЕНЬ, КОНЬКИ; 1 БУКВА= 2 ЗВУКА МОЯ, Я, ПОЁТ, ЕСЛИ. 10.

Какой БОР никогда не имеет листвы и хвои? ОТВЕТ: БОР – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле.

6 11. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогом? ОТВЕТ: ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ падеж. 12.Как превратить слова АЙ и НО в местоимения? ОТВЕТ: Прочитать справа налево: Я, ОН. 13.

Из названия каких двух букв можно приготовить вкусную пищу? ОТВЕТ: К – «ка», Ш – «ша» КАША; У – «у», Х – «ха» УХА. 14.

Есть ли среди существительных среднего рода одушевлённые имена, если есть, то назовите? ОТВЕТ: ДИТЯ, ЧУДОВИЩЕ, НАСЕКОМОЕ, ЖИВОТНОЕ И Т.Д.

7 15. Почему в словах ДОСУХА и ДОСРОЧНО на конце пишутся разные буквы, хотя они оба имеют приставку ДО-? ОТВЕТ: ДОСУХА СУХОЙ (приставочно- суффиксальный); ДОСРОЧНО ДОСРОЧНЫЙ (суффиксальный)

8 1. Составьте слова из — морфем: ГРУС Т ГРУЗ -А БЕЛ -ЧИК- ВАГОН -ЫЙ -ИЙ -К- ЛЁТ ИЗБ -Н- НА- ПЕРЕ- К- ПО- -А РАН -УШК- — Н- -А

9 грустный нагрузка перелет избушка вагончик побелка ранний

10 2. Прочитайте зашифрованную фразу.

  • 11 ОТВЕТ:
  • 12 3. Подпишите устаревшие названия частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии
  • 13 ЧЕЛО, ЛАНИТЫ, УСТА, ОЧИ, ПЕРСИ, ВЫЯ, РАМИНА, ДЕСНИЦА, ПЕРСТ
  • 14 ОТВЕТ:

15 4. Расставьте знаки препинания. ПАЛЬЦЕВ У НЕГО ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ НА КАЖДОЙ РУКЕ ДЕСЯТЬ НА НОГАХ

16 4. ОТВЕТ: ПАЛЬЦЕВ У НЕГО ДВАДЦАТЬ, ПЯТЬ НА КАЖДОЙ РУКЕ, ДЕСЯТЬ НА НОГАХ.

17 1. Какое слово можно получить, если в слове ТОРТ заменить первую букву? СОРТ, ПОРТ, ФОРТ, БОРТ, КОРТ 2. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его наименовании? (СТО – 100). 3.

Какое небесное тело имеет два названия: одно – мужского рода, другое – женского рода? (ЛУНА и МЕСЯЦ) 4. Какое восточное государство получится, если к низкорослой породе шотландской лошади приписать два личных местоимения. (ЯпониЯ) 5.

Какой болезнью никто на земле не болел? (морской)

18 6. Из какого полотна не сошьёшь рубашки? (из железнодорожного) 7. Как написать «мышеловка» пятью буквами? (КОШКА) 8. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают. Что это? (УШИ) 9.

Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое употребляется в роли существительного. (русский) 10. Что нужно сделать с кратким прилагательными ЗВОНОК и МЕЛОК, чтобы он превратились в существительные.

(Перенести ударение)

19 11. Какое числительное приказывает? (ТРИ) 12. Какое местоимение приказывает? (МОЙ) 13. Какое оружие превратить в шар, если в его названии сменить Е на Я? (МЕЧ, МЯЧ) 14. Какова форма множественного числа существительного ЧЕЛОВЕК? (ЛЮДИ) 15. Как называют человека, который переезжает на новое место жительства? (НОВОСЁЛ).

20

21 1. Одинаковые ли суффиксы в словах УЧИТЕЛЬСТВО и СТРОИТЕЛЬСТВО?

22 ОТВЕТ: — ТЕЛЬ- — 1) «лицо, профессия» 2) «предмет, орудие, машина» -СТВ- — 1) «объединение лиц» 2) «учреждение» 3) «отвлеченный признак (лукавство, изящество)» 4) «лицо, наделенное признаком (высочество, ничтожество)»

23 1. Когда говорят грамотный человек, то всегда ли речь идет о человеке, умеющем читать и писать? Как тогда понять грамотный инженер, грамотный строитель, грамотный ученик?

24 ОТВЕТ: Слово грамотный многозначно: в сочетаниях грамотный инженер и грамотный строитель оно имеет значение «обладающий необходимыми знаниями в такой-то области», а грамотным учеником мы называем такого, который умеет писать и говорить без ошибок.

25 1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Покраше…ый пол; краш….ый пол; краше….ый охрой пол, неокраше…ые стены, пр….быть (во)время, о…дыхатъ (во)время каникул, смотреть (в)далъ, уходить (в)далъ моря, (н..)где (не)найти, (н..)когда (не)опоздыватъ, я обессил…л (сам), заботы меня обессил..ли, выйти (по)утру, прогуливаться (по)утрам, труже…ик.

26 ОТВЕТ: Покрашенный пол, крашеный пол, крашенный охрой пол, неокрашенные стены, прибыть вовремя, отдыхать во время каникул, смотреть вдаль, уходить в даль моря, нигде не найти, никогда не опаздывать, я обессилел (сам), заботы меня обессилили, выйти поутру, прогуливаться по утрам, труженик.

27

28 2. Поставьте эти существительные в родительном падеже множественного числа. БЛЮДЦЕ, ГАБАРИТ, ГЕКТАР, ДЕЦИБЕЛ, ДЖИНСЫ, КАРАТ, ПОДМОСТКИ

29 ОТВЕТ: БЛЮДЦЕ — БЛЮДЕЦ; ГАБАРИТ — ГАБАРИТОВ; ГЕКТАР — ГЕКТАРОВ; ДЕЦИБЕЛ — ДЕЦИБЕЛОВ; ДЖИНСЫ — ДЖИНСОВ; КАРАТ – КАРАТОВ И КАРАТ; ПОДМОСТКИ — ПОДМОСТКОВ И ПОДМОСТОК.

30 2. Какое местоимение может быть суффиксом? ОТВЕТ: Местоимение то: — омоним (омоформ) суффикса –то: как-то, где-то.

31 2. Являются ли этимологически родственными слова ЦАПЛЯ и ЦАПАТЬ? ОТВЕТ: Слово «ЦАПЛЯ» производное от глагола ЦАПАТЬ со значением «хватать».

32

33 3. Объясните лексическое значение слов: пилигрим, оранжерея, интенсивный, гуманный, оптимист.

34 ОТВЕТ: ПИЛИГРИМ – паломник, странник, путник. ОРАНЖЕРЕЯ – тёплое застекленное помещение для выращивания и содержания зимой теплолюбивых растений. ИНТЕНСИВНЫЙ – 1) напряжённый, усиленный, дающий наибольшую производительность.

2) яркий, густой (о цвете) ГУМАННЫЙ – человеколюбивый, человечный в поступках и отношениях. ОПТИМИСТ – бодрое и жизнерадостное мироощущение, исполненное веры в будущее; склонность видеть во всём видеть хорошие, светлые стороны.

35 3. Объясните смысл крылатых слов и выражений: Вавилонское столпотворение, ахиллесова пята, дамоклов меч.

36 ОТВЕТ: Вавилонское столпотворение – полная неразбериха, крайний беспорядок, сутолока (синоним СОДОМ И ГОМОРРА) Ахиллесова пята – уязвимое место, слабая сторона.(место, которого не коснулись воды реки Стикс).

Дамоклов меч – постоянно угрожающая опасность(древнегреческий тиран Дионисий, чтобы проучить завистника ДАМОКЛА, посадил его на свое место, повесив над его головой на конском волосе меч как символ опасностей, которые подстерегают тирана).

37 3. Исправьте лексические ошибки. А) Солдаты князя Игоря были храбрыми. Б) Лиза была домработницей у Фамусова. В) В повести Н.В.Гоголя «Шинель» изображается мелкий чиновник, который получал небольшую зарплату.

38 ОТВЕТ: Воины князя Игоря были храбрыми. Лиза была служанкой у Фамусова. В повести Н.В.Гоголя «Шинель» изображается мелкий чиновник, который получал небольшое жалование.

39

40 4. В книге Ю. В. Откупщикова «К истокам слова» приводится такой случай. Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Ленинграду.

Остановившись перед Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что это здание построил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали, что такое зодчий.

И тогда экскурсовод объяснил им: «Зодчий по-русски значит «архитектор»» Верны ли были пояснения экскурсовода?

41 ОТВЕТ: Экскурсовод был неправ: именно слово архитектор по своему происхождению является иноязычным. Оно заимствовано русским языком через средневековую латынь из греческого языка, в котором слово архитектор означает строитель. Но заимствованное слово архитектор нам понятнее теперь, нежели устаревшее, хотя и исконно русское, слово зодчий.

42 4. Расставьте ударения в словах: торты, комбайнер, начал, начала, звонит, звонят, баловать, баловаться, красивее, мельком, черпая.

43 ОТВЕТ: торты, комбайнер, начал, начала, звонит, звонят, баловать, баловаться, красивее, мельком, черпая.

44

45 5. Какое различие в значении между прилагательными языковОй и языкОвый?

46 ОТВЕТ: ЯзыковОй – относящийся к словесному выражению мыслей человека. ЯзыкОвый – относящийся к языку – органу в полости рта.

47

48

Источник: http://www.myshared.ru/slide/351181/

Синтаксические особенности количественных числительных — урок. Русский язык, 10 класс

Числительное один (одна, одно) согласуется с существительным в роде, числе и падеже.

Пример:

один день, одним днём, в одну неделю…

Числительные два, три, четыре в форме именительного/винительного падежа управляют формой родительного падежа единственного числа существительных неодушевлённых и согласуются с формой родительного падежа множественного числа существительных одушевлённых.

Пример:

потерял два дня — потерял двух товарищей;

в остальных падежах эти числительные согласуются с существительными во множественном числе.

Пример:

двух столов, двумя столами, на двух столах.

Составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре, имеют всегда форму винительного падежа, совпадающую с формой именительного падежа.

Пример:

надо избрать двадцать два/три/четыре представителя.

Названные составные числительные не сочетаются с существительными, употребляемыми только во множественном числе; в подобных случаях используются синонимические выражения.

Пример:

двадцать две штуки саней.

Субстантивированные прилагательные мужского и среднего рода в сочетании с числительными два, три, четыре употребляются в форме родительного падежа множественного числа.

Пример:

два дежурных, три насекомых;

а субстантивированные прилагательные женского рода — в форме родительного или именительного/винительного падежа множественного числа.

Пример:

две запятых — две запятые.

Числительные, начиная от пяти и далее, в именительном/винительном падеже сочетаются с существительными по способу управления, а в остальных падежах — по способу согласования, причём существительные в таких сочетаниях имеют форму множественного числа.

Пример:

пять учеников, сто шагов, пятью учениками, ста шагами.

Слово тысяча в косвенных падежах может сочетаться с существительными.

Пример:

к тысяче рублей — к тысяче рублям.

Слова миллион, миллиард во всех падежах управляют существительными в родительном падеже множественного числа.

Пример:

миллион, миллиона, миллионам жителей.

При употреблении во множественном числе слова тысяча, миллион, миллиард имеют значение счётных существительных и потому во всех падежах управляют родительным падежом множественного числа.

Пример:

о тысячах, миллионах жителей.

Прилагательное-определение к существительному в сочетаниях с числительными два, три, четыре употребляется в форме родительного падежа множественного числа при именах существительных мужского и среднего рода.

Пример:

«Два красных фонаря… становятся ярче» (М. Г.); «Родион увидел два светлых окошка (Мальцев)».

Определения, выраженные словами последний, первый, второй, каждый, другой в сочетаниях указанного типа, употребляются в форме именительного/винительного падежа множественного числа и обычно стоят перед числительным.

Пример:

последние два экзамена, первые два шага, каждые два часа и т. п.

При именах существительных женского рода прилагательные-определения могут употребляться как в форме именительного/винительного, так и в форме родительного падежа множественного числа.

Пример:

«Три бодрые клячки щёлкали подковами по мелкому щебню» (Кат.); «Наконец в опустошённой миске остались всего четыре лиловых мармеладки» (Кат.). Более употребительна первая форма.

Числительные один, тысяча, миллион, миллиард в количественно-именном сочетании, как правило, препозитивны.

Пример:

один день, тысяча килограммов, миллион рублей и т. п.;

прочие числительные при постпозитивном употреблении обозначают не точное, а приблизительное количество.

Пример:

десять километров — километров десять.

Сочетания  количественных числительных с предлогом по в распределительном значении имеют варианты:

а) с предлогом по в дательном падеже употребляются: числительные один, тысяча, миллион, миллиард (по одному слову, по тысяче, по миллиону рублей); числительные от пяти до двадцати и обозначения десятков (по тридцати, по шестидесяти, по семидесяти, по восьмидесяти); неопределённо-количественные слова (по многу лет, по немногу средств, по нескольку лет) и, наконец, существительные с первой частью полу– (по полубуханке, по полумиле и т. п.);

б) с предлогом по в винительном падеже употребляются числительные два, три, четыре, сто, двести, триста, четыреста, двое — десятеро (по два (две), по три, четыре листа; по двести, триста, четыреста листов; по двое — десятеро учеников); существительные с первой частью пол– (по полдюжины, по полсотни, по полмили, по полбуханки);

в) с предлогом по особо сочетаются числительные, оканчивающиеся на –сот (по пятисот, по девятисот патронов).

Источник: https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/10-klass/morfologiia-samostoiatelnye-chasti-rechi-10908/imia-chislitelnoe-kak-chast-rechi-10921/re-d706be70-14d1-4b31-9cab-cb3a4db62465

Укажите, к каким частям речи следует отнести слова тысяча, миллион, миллиард в данных примерах

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

I План:

1. Категориальная семантика числительных.

2. Отличия числительных от других слов с количественной семантикой.

3. Классификация и грамматические признаки разрядов имен числительных.

4. Особенности употребления собирательных числительных.

  • 5. Речевые ошибки при использовании числительных
  • II Основные понятия имя числительное, разряды числительных.
  • III Цель: расширить и углубить знания об имени числительном; получить представление о системе лексико-грамматических разрядах и грамматических категориях числительных.
  • Знать: семантические, структурные, словообразовательные и грамматические признаки каждого из разрядов,
  • Уметь: характеризовать имя числительное как часть речи в современном русском языке, выявлять средства и способы выражения грамматических значений, правильно образовывать формы имен числительных, употреблять числительные в речи.
  • IV Литература
  1. Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Современный русский язык. – М., 1995 (и др. издания), с..264-270
  2. Валгиной Н.С,.. Розенталя Д. Э, И.,Фоминой .М.И. Современный русский язык|/ http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html

Черняк В. Д. Русский язык и культура речи, с. 205-238

V Домашнее задание (теоретическая часть)

1. Охарактеризуйте особенности семантики и сферу употребления числительных.

2. Назовите грамматические категории числительных. Отметьте особенности их проявления у разных разрядов. Почему числительные относятся к именам?

  1. 3. Охарактеризуйте синтаксические связи с существительными и синтаксическую роль в предложении:
  2. а) собственно количественных числительных
  3. б) дробных числительных; образуйте и просклоняйте словосочетания, определите синтаксическую связь: 5 6/8 (центнер), 40,1 (метр);
  4. в) дробных по смыслу; выполните то же задание, что и в пункте б: 100994 с половиной (килограмм), 19 с четвертью (километр);
  5. г) собирательных числительных; просклоняйте: 4 (ножницы), 2 (юноша, брюки).

4. Какими признаками обладают так называемые порядковые числительные? Чем они отличаются от прилагательных?

— Каковы особенности слов тысяча, миллион, миллиард?

VI Домашнее задание (практическая часть)

1. Признаками каких частей речи обладают следующие слова? Оба, обе, столько, сколько, несколько, много, мало, немного, немало, полтора, полторы, треть, половина, уйма, тьма, дюжина, сотня.

При выполнении этого задания обратитесь к данным этимологических и толковых словарей русского языка.

а) «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» — так начинаются многие русские сказки. А что значит тридевятый, тридесятый? Какое число называют слова тридевять, тридесять?

б) Пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят… Почему числа 40 и 90 в современном русском языке обозначаются словами, имеющими иную структуру? Какова история появления имен числительных сорок и девяносто в русском языке?

в) В именах числительных полтора, полтораста пол— — это «половина», а что значит —тора, —тораста?

VI Аудиторные задания

Каковы основные семантические и грамматические признаки имен числительных? Какие имена числительные имеют грамматические категории рода и числа? Определите, какие из выделенных слов в данных примерах не являются именами числительными. К каким частям речи они относятся?

1) В одиннадцать часов вечера вы в знакомой избушке, где вас приветливо встречает шестидесятилетний старик, который всегда участвует в ваших грибных походах (М.Пришвин).

2) Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа, с орловским рысаком в корню, четвертая – собственно Николая, с его низеньким, вороным, косматым коренником (Л.Толстой).

3) В Грузии от восьми— или десятилетнего эвкалипта получают столько же древесины, сколько от обычной лиственницы к восьмидесяти – ста годам (М.Ильин). 4) И я дал мальчишке пятачок и не жалел уж ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных (А.Пушкин).

5) В четырнадцати каретах четвернями шведское посольство выехало с Посольского двора (А.Н.Толстой). 6) Землю, с которой вдвоем голодал, вовек разлюбить нельзя (В.Маяковский).

7) Всего до девятисот видов растений (десятки их древесные) составляют редкое в мире богатство Беловежской пущи (А.Кожин). 8) Отечество славлю, которое есть, но трижды, – которое будет (В.Маяковский).

9) Бывший фронтовик Федор Иванович Крапивин за четыре осени целый парк создал километра на полтора, который начал цвести и благоухать. Поставил несколько скамеек у берега, и сюда из города даже на отдых стали приезжать (Ю.Грибов).

10) Как ни жмешься, ни хитришь, ни сердишься, чтобы хоть еще на четверть часа продлить сладкий утренний сон, по решительному лицу Василия видишь, что он неумолим и готов еще двадцать раз сдернуть одеяло, вскакиваешь и бежишь на двор умываться (Л.Толстой).

11) Сотни и тысячи часов кропотливой, напряженной работы предшествовали этому буйному пиршеству артиллерийского огня (В.Гроссман). 12) Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой, но, во-первых, работы было мало, и, во-вторых, много времени отнимали неотложные дела (В.Катаев). 13) Сколько рук у матери? Две? Бессчетное число их, заботливых, вездесущих, неутомимых. Их столько, сколько детей на земле. Их столько, сколько стебельков на хлебном поле…(Е.Гучок).

Слова, обозначающие порядок предметов при счете (первый, второй, третий и др.) одни лингвисты относят к именам числительным, другие – к именам прилагательным. Попробуйте найти аргументы в защиту каждой из этих точек зрения.

Простыми или сложными по структуре являются имена числительные одиннадцать – девятнадцать, двадцать, тридцать в современном русском языке? Каково их происхождение? В случае необходимости используйте этимологический словарь.

По каким грамматическим признакам слова тысяча, миллион, миллиард сходны с именами существительными? Почему многие лингвисты считают их количественными именами числительными?

Укажите, к каким частям речи следует отнести слова тысяча, миллион, миллиард в данных примерах.

1) Тысячи и тысячи памятников, словно часовые, несут вечную, бессмертную Вахту памяти (Г.Алифанов, М.Борисенко). 2) Ты жизнь и надежду несешь миллионам, несешь негасимое пламя восхода, несешь непреложную правду народам, великое русское слово! (М.Танк).

3) На осуществление этого проекта потребуются миллиарды рублей. 4) И миллионом черных глаз // Смотрела ночи темнота… (М.Лермонтов). 5) Шла весна тысяча девятьсот сорок четвертого года (А.Вороненко). 6) Вчера я истратил последнюю тысячу (Н. Шанский).

7) Подсчитано, что только один гектар леса в течение года очищает 18 миллионов кубических метров воздуха («Знамя юности»).

6. Определите разряды имен числительных по значению и структуре.

1) В избе было четверо дверей, из которых только одна вела наружу (В.Короленко). 2) Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком (А.Пушкин). 3) Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад (Л.Толстой).

4) Весною тысяча восемьсот девятого года князь Андрей поехал в рязанские имения своего сына, которого он был опекуном (Л.Толстой). 5) Отъехав шагов триста, он остановил слегка запыхавшуюся лошадь и стал прислушиваться (Л.Толстой).

6) Вес златника – самой первой русской золотой монеты конца десятого – начала одиннадцатого века – около четырех целых и двух десятых грамма (И.Шпадарук). 7) Оба они были счастливы настоящим и мало думали о будущем (А.Пушкин).

8) В два часа ровно коляска домашней работы, запряженная шестью лошадьми, въехала на двор и покатилась около густозеленого дернового круга (А.Пушкин).

7. Определите синтаксическую роль слова один в данных предложениях. В значении каких частей речи оно выступает в указанных примерах?

1) Как ноги весело носили по сосняку, по пихтачу! Одно лишь легкое усилие, одно мгновение – и взлечу! (В.Казанцев). 2) Одни огоньки тихонько потрескивали (И.Тургенев). 3) Ни одной мысли, ни одного замечательного слова в течение трех часов (А.Пушкин).

4) Один, под финским небосклоном, он бродит, и душа его не слышит горя моего (А.Пушкин). 5) В картинах я не знаток, но одна привлекла мое внимание (А.Пушкин). 6) Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным (А.Пушкин). 7) Один охотник сумел справиться с медведем без оружия.

8) На один миг он как бы повис в пустоте неба (В.Катаев).

8. Соответствуют ли нормам литературного употребления выражения:по обоим сторонам, шестеро суток, восьмеро друзей, семеро медведей, в течение двоих суток, трое человек, пятеро детей, четверо студенток, с троими ножницами, двое котят ?

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s41049t1.html

Имя числительное как часть речи

Имя числительное как часть речи

Источник: http://lik-bez.com/board/morfologija/chislitelnoe/imja_chislitelnoe_kak_chast_rechi/33-1-0-80

Ссылка на основную публикацию
25.01.2010, 02:06
Имя числительное — самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?:Школьники посадили двадцать яблонь, одиннадцать вишен, тридцать пять кустов смородины;Дважды два четыре;24 мая — День славянской письменности и культуры.
Отличие числительных от других частей речи Количественное значение могут иметь и другие части речи, но они имеют
другие грамматические признаки и отвечают на другие вопросы. Числительные могут быть записаны цифрами, другие части речи — только словами.

Другие части речи Имя числительное
Имя существительное кто? что? тройка (лошадей) семёрка (великолепная) сотня (казаков) (3) три (лошади) (7) семь (человек) (100) сто (казаков)
Имя прилагательное какой? какая? какое? какие? двойная (порция) тройной (одеколон) пятилетний (план) семидневный (поход) сторублёвая (купюра) (2-я) вторая (порция) (3-й) третий (одеколон) (5-й) пятый (план) (7-й) седьмой (поход) (100-й) сотый (рубль)
Глагол что сделать? что делать? удвоить (усилия) утроить (энергию) удесятерить (силы) в (2) два раза в (3) три раза в (10) десять раз

Неоднозначно решается вопрос о том, к какой части речи относить слова тысяча, миллион, миллиард, триллион, биллион, так как они имеют признаки как числительных, так и существительных.

Неоднозначно решается вопрос об отнесении к числительным слов оба, обе, так как они имеют признаки указательных местоимений.

Не являются числительными неопределенно-количественные слова:

мало, немало, много, немного — наречия;сколько, несколько, столько — местоимения;тьма, уйма, бездна, масса, море, океан и подобные — существительные.Эти слова, во-первых, имеют грамматические признаки своих частей речи, во-вторых, не обладают основным свойством числительных: они не способны выражать точное количество предметов, не имеют счётно-числового значения.Классификация имён числительныхПо значению и грамматическим признакам имена числительные делятся на

  • количественные:
    • целые,
    • дробные,
    • собирательные;
  • порядковые*.

*Некоторые лингвисты рассматривают порядковые числительные как относительные прилагательные.

По структуре и особенностям словообразования

имена числительные делятся на

  • простые,
  • сложные,
  • составные.

Изменение имён числительных

Имена числительные изменяются по падежам.

Порядковые числительные изменяются изменяются по падежам, родам и числам.

Начальная форма имени прилагательного — именительный падеж.

Начальная форма порядковых числительных — именительный падеж единственного числа мужского рода.Синтаксическая роль имён числительныхИмена числительные в предложениях могут быть любыми членами предложения.

Сорок делится на четыре — сорок — подлежащее, четыре — дополнение;Семью семь — сорок девять — сорок девять — именная часть сказуемого;Вышел пятый номер газеты — пятый — определение;Я приду в шесть — в шесть — обстоятельство.

Сочетание количественного числительного с существительным

в именительном и винительном

падежах является одним членом предложения:Пять учениц поступили в университет;Занятия начинаются в восемь часов;в остальных падежах — разные члены предложения:В группе не хватает трёх человек;Пожелаем удачи нашим двум командам.Порядковые числительные в сочетании с существительным — разные члены предложения:Засверкали первые звёзды;Говорю тебе в десятый раз.


Яндекс.Метрика