Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

В русском языке существует несколько видов сложноподчиненных предложений. Поэтому примеры СПП из литературы будет удобнее разделить на группы.

Предложения с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными я взял из повести Максима Горького «Детство».

1) Примеры СПП с придаточными определительными:

Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

Садом (каким?) — который опускался в овраг…

Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

Ночи (какие?) — когда вдруг в поле вскипал пьяный крик…

2) Примеры СПП с придаточными изъяснительными:

Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

Дядья считали (что?) — что это приданное должно быть поделено между ними.

Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

Прикажу ей (что?) — чтобы не смела она говорить с тобой…

3) Примеры СПП с придаточными обстоятельственными:­

Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

Я кричу (почему?) — потому что я нездоровый…

Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

Спрятался (зачем?) (с какой целью?) — чтобы нянька не увела…

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными в художественной литературе встречаются гораздо реже.

Ниже приведён пример из роман И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок».

4) Примеры СПП с придаточными определительными:

Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

  • Также не стоит забывать о сложноподчиненных предложениях, которые имеют сразу несколько придаточных.
  • Эти предложения возьмём из рассказа Валентина Распутина «Уроки французского».
  • 5) Примеры СПП с несколькими придаточными:

Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

Боялся (чего?) — что Лидия Михайловна за игру на деньги потащит меня к директору.

Просит (о чём?) — чтобы я не выдавал ее.

Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

Сказали (о чём) — что внизу, в раздевалке, для меня лежит посылка…

Посылка (какая?) — которую занес в школу какой-то мужик.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2691589-primery-slozhnopodchinennyh-predlozhenij-iz-hudozhestvennoj-literatury.html

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными: примеры из литературы, таблица

В русском языке предложения разделяются на простые и сложные. Их отличие состоит в том, что простые имеют одну грамматическую основу, в сложных их может быть две и более.

В синтаксических конструкциях, состоящих из нескольких частей, может быть использован один из трех видов связи: сочинительная, бессоюзная или подчинительная.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (9 класс) – самая обширная тема из-за количества значений зависимой части от главной.

Понятие сложноподчиненного предложения

Синтаксическая конструкция, в которой одна часть находится в зависимости от другой, называется сложноподчиненной. В ней всегда есть главная (от которой ставится вопрос) и придаточная часть. Предложения, входящие в состав подобной структуры, соединяются подчинительными союзами или союзными словами, например:

В зависимости от того, с помощью чего соединяются части сложноподчиненного предложения, они делятся на 4 типа:

  • с изъяснительным придаточным с помощью союзов чтобы, что, как, ли (Мне было слышно, как скрипнула калитка);
  • с определительными придаточными, присоединяемые союзными словами какой, который, чей, что, где и другие (Я купил машину, о которой давно мечтал);
  • с присоединительным придаточным с использованием союзных слов зачем, отчего, почему и что (По вечерам мама купала сына, после чего обязательно читала ему сказку);
  • сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (Мы поднялись на смотровую площадку, откуда город был максимально виден).

Последний тип синтаксических конструкций делятся на виды по своему значению.

Виды придаточных обстоятельственных

В сложноподчиненных предложениях зависимая часть, отвечающая на вопросы, свойственные обстоятельствам, так и называется. Ниже представлены сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Таблица передает кратко все их виды:

времени как только занавес поднялся, заиграл оркестр (когда?)
места они пришли домой, где их уже ждал горячий ужин и согревающий грог (куда?)
причины дети засмеялись (по какой причине?), потому что собака встала на задние лапы и завиляла куцым хвостом
условия в случае если окажитесь неподалеку, просим заехать к нам (при каком условии?)
цели я зашел в магазин (с какой целью?), чтобы купить к ужину хлеба
уступки он смолчал (вопреки чему?), не смотря на то, что обида на друга была сильной
сравнения за окном что-то громыхнуло (как что?), будто далекая гроза
образа действия мы все сделали так (каким образом?), как было указано в записке
меры и степени девочка была настолько застенчивой (в какой степени?), что никогда бы не заговорила с незнакомцем первой
следствия за лето Егор подрос, так что теперь занимал второе место в строю (в следствии чего?)

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными соединяются союзами и союзными словами, в зависимости от значения, которое они определяют.

Придаточные образа и степени действия

Данный вид сложноподчиненных предложений в зависимой его части дает пояснение того, каким образом совершено действие или указывает степень качества признака предмета, о котором ведется речь в главной.

В подобных синтаксических конструкциях к подчинительному предложению ставятся вопросы: «каким образом?», «как?», «насколько?», «в какой степени?» и другие. Зависимая часть соотносится:

  • с глаголом со словом «так» в главном предложении (Северное сияние переливалось так (каким образом?), будто кто-то зажег тысячи цветных свечей в небе);Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы
  • с полным прилагательным со словом «такой» (Вечер был такой чудесный (в какой степени?), что никто не хотел возвращаться в душные комнаты);
  • с полным прилагательным с существительным и словом «такой» (Создалось такое странное впечатление (в какой степени?), будто они были знакомы много лет).

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным образа действия всегда строится так, что главная часть стоит перед зависимой. Если поменять их местами, то образуется другое значение. Например:

  1. Снег был таким ярким (в какой степени?), что глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице.
  2. Глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице (по какой причине?), потому что снег был таким ярким.

Придаточное времени

Когда зависимая часть в сложной синтаксической конструкции указывает на то, когда совершалось событие, то это сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным времени. При этом зависимая часть относится не к отдельному понятию, а ко всей главной, и дает ответы на вопросы «когда?», «как долго?», «до каких пор?», «с каких пор?»

Они соединяются с помощью временных союзов «когда», «как только», «едва», «пока», «до тех пор пока», «с тех пор как» и другими. При этом в основном предложении могут находиться слова, имеющие значение времени, например «тогда», «после того», «до тех пор» и др. Например, сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными из литературы:

  1. В тот день (когда именно?), когда я принял это решение, в баре Критерион кто-то ударил меня по плечу (А. Конан Дойл).
  2. А теперь немного посидите здесь (как долго?), пока я сбегаю перекусить (Ж. Сименон).

В подобных синтаксических конструкциях могут употребляться сложные союзы, которые разделяются запятой на две части. При этом одна из них находится в главном предложении в качестве указательного слова, а вторая – в придаточном в виде союза (Уже минуло 30 лет с тех пор, как он покинул родной город).

В том случае, если указательное слово отсутствует, зависимая часть может находиться как до, так и после главной, но в двух случаях она фиксируется:

  1. Если сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными используют союзы «как», «как вдруг», то они находятся после главного (Обед уже шел к концу, как вдруг приехал еще один гость).
  2. Если используются двойные союзы, такие, как «когда… тогда», «лишь только… как», «когда…. то». В данном случае придаточное находится перед главной частью, а второй фрагмент двойного союза при этом может быть опущена (Когда выпадет первый снег, то стая двинется на юг).

Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

В остальных случаях место придаточного может меняться, не влияя на смысл предложения.

Придаточные места

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже) может указывать на место действия или его направление. Оно отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?» и относится к конкретному слову в главной части, которое может быть выражено наречием (там, туда, оттуда, всюду, везде и другими).

  1. Всюду (где именно?), куда ни кинь взгляд, была вода.
  2. Я родом оттуда (откуда?), где никогда не знали бедности.

Связывают сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным места союзные слова «куда?», «где?», «откуда?» Зависимая часть в подобных синтаксических конструкциях стоит после определяемого слова.

Придаточное условия

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия дают ответ на вопросы «при каком условии?», «в каком случае?» Подобные синтаксические конструкции обозначают условия, при которых совершаются действия, названные в главной части. В них зависимое предложение может относиться как к главной части, так и к отдельному сказуемому, и присоединяться с помощью союзов «если», «как» (в определении «если»), «коли», «коль» и «когда» (в роли «если»).

Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже это подтверждают) условия могут находиться, как до главного, так и после него:

  1. Коль ты так хочешь, быть по сему (на каком условии?).
  2. Можно получить шанс выиграть в лотерею (в каком случае?), если покупать билеты регулярно.
  3. Если покупать билеты регулярно, можно выиграть в лотерею (от перестановки содержание предложения не изменилось).

Часто подобные синтаксические конструкции используют союзы, состоящие из двух частей: «если…то», «если…. так», «если…. тогда» (Если завтра будет дождь, то мы не пойдем за грибами).

Придаточное цели

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели указывают на то, с какой целью совершается действие, указанное в основной его части. Они дают ответы на вопросы «зачем?», «с какой целью?», «для чего?»

Части подобной синтаксической конструкции присоединяются союзами «чтобы», «для того чтобы», «с тем чтобы», «лишь бы», «затем чтобы» и другими, например:

Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

  1. Чтобы дойти быстрее, он ускорил шаги (с какой целью?).
  2. Для того чтобы быть полезным людям, нужно много работать над собой (для чего?).
  3. Я сказал это для того (зачем?), чтобы позлить отца.

Сложные союзы могут быть разделены, тогда между ними стоит запятая. Одна часть остается в главном предложении, а союз «чтобы» — в зависимом.

Придаточное причины

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины указывают на основание того, о чем говорится в главной части. Зависимое предложение полностью относится к главному и отвечает на вопросы «по какой причине?», «почему?», «отчего?» и присоединяется союзами «потому что», «благо», «так как», «ибо», «оттого что» и другими, например:

Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

  1. Благодаря тому, что мы сплотились, соперники не смогли победить нас (по какой причине?).
  2. Она была печальна (отчего?), оттого что осень принесла дожди и холод.
  3. Мы решили сделать привал (почему?), потому что шли шесть часов подряд.
Читайте также:  Составное глагольное сказуемое - это... примеры предложений

Придаточное предложение в подобных синтаксических конструкциях обычно стоит после главного.

Придаточное следствия

В сложноподчиненных предложениях с подобными придаточными указывается на вывод, который сделан по содержанию основной части. Оно отвечает на вопрос «что случилось из-за этого?» Зависимый фрагмент присоединяется к главному союзом «так что» и всегда идет после него, например:

  1. Жара усилилась (что произошло из-за этого?), так что пришлось искать укрытия.
  2. Девочка заплакала (что произошло из-за этого?), так что пришлось уступить ее просьбе.

Не следует путать этот вид конструкций с придаточными степени и меры, в которых используют наречие «так» и союз «что» (За лето он так загорел, что его волосы казались белыми).

Придаточное уступки

Сложноподчиненные предложения с этими придаточными дают объяснения событиям, которые произошли вопреки тому, о чем шла речь в основной части.

Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

Они отвечают на вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?» и присоединяются к основной части:

  • союзами «хотя», «хоть… но», «не смотря на то что», «пусть», «пускай» (На улице были большие лужи, хотя дождь шел вчера);
  • союзными словами с частицей «ни» — «как ни», «сколько ни» «чтобы ни» (Сколько ни мастерил дед кресло – качалку, оно у него выходило кривобоким).

Таким образом, придаточные уступки указывают, почему действие не сработало.

Источник: https://autogear.ru/article/242/355/slojnopodchinennyie-predlojeniya-s-pridatochnyimi-obstoyatelstvennyimi-primeryi-iz-literaturyi-tablitsa/

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчинённым называется предложение, части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами.

Часть сложноподчинённого предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главным предложением. Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, называется придаточным предложением. Главное и придаточное предложения взаимосвязаны: они объединены смыслом и построением.

Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним.

Например: Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков. (М. Горький.) Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели первым зелёным шумом. (Г. Скребницкий.) Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова — поэзии. (С. Маршак.)

  • Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически:
  • [=], (которые =).
  • [—= и, (когда ——), =].
  • (Если — =), [=]

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то они могут пояснять не только главное предложение, но и друг друга.

Например: 1) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.) 2) Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. (К. Паустовский.)

В первом сложноподчинённом предложении главное предложение поясняется двумя придаточными. Во втором сложноподчинённом предложении главное предложение — Живопись важна ещё и тем; первое придаточное — что художник часто замечает то — поясняет главное, а само поясняется вторым придаточным — чего мы совсем не видим.

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях

 Придаточные предложения присоединяются к главному (или к другому придаточному) подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами (относительными местоимениями), которые представлены в таблице:

Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному.

Например: Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин.)

Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений.

Например: Осенью птицы улетают в такие края, где всегда тепло. Не знаю, зачем он это сделал.

В данных предложениях союзные слова где и зачем являются обстоятельствами.

Особого требует союзное слово который. Оно может выступать в роли разных членов предложения: подлежащего, сказуемого, несогласованного определения, обстоятельства и дополнения.

Чтобы определить синтаксическую функцию союзного слова который, нужно выяснить, какое слово главного предложения оно заменяет, подставить его вместо союзного слова и определить, каким членом придаточного предложения оно является.

Например: Деревня, которая расположена на берегу реки, очень красива. В данном предложении союзное слово которая относится к существительному деревня.

Если подставить слово деревня в придаточное предложение, то получится: Деревня расположена на берегу.

В этом предложении слово деревня выполняет функцию подлежащего, следовательно, в придаточной части исходного предложения союзное слово которая тоже является подлежащим.

Сравните: Озеро, к которому мы подошли, оказалось чистым и глубоким.— Я встретился с человеком, которого давно не видел.

Некоторые из союзных слов оказываются омонимичными союзам, т. е. в одних случаях они выступают как союзы, а в других — как союзные слова.

Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:

1) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет:

Например: Таня говорит, что трава по ночам растёт. (В. Белов.) — Таня говорит: «Трава по ночам растёт»;

2) союз можно заменить только другим союзом.

Например:  Когда ( — если) труд — удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький.)

3) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное,

Например: Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин.)

  1. Слово что является союзным словом, так как его нельзя опустить, но можно заменить союзным словом которые (Вспомни песни, которые пел соловей) и словом песни (Вспомни песни: эти песни пел соловей).
  2. Умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
  3. Что, как и когда могут быть как союзами, так и союзными словами
  4. Чтобы отличать данные союзные слова и союзы, следует помнить, что:
  5. 1) на союзные слова что и как обычно падает логическое ударение;
  6. 2) к ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются;
  7. 3) их нельзя изъять из предложения без нарушения смысла, зато можно заменить синонимичными союзными словами.

Сравните: Я знал, что наш дом требует ремонта. — Я знал: наш дом требует ремонта.

Дом, что стоит напротив, требует ремонта. — Дом, который стоит напротив, требует ремонта.

При различении союзного слова и союза когда следует опираться на значение придаточных частей. В придаточных определительных и зачастую в придаточных изъяснительных когда является союзным словом, во всех остальных случаях когда — союз:

Например: Я хорошо помню день, когда мы встретились. Никто не знал, когда он появился в нашем городе. Когда закончится метель, можно будет пойти погулять.

Роль указательных слов в подчинении предложений

  • В главной части сложноподчинённого предложения иногда могут использоваться указательные слова тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др.
  • Роль указательных слов в организации сложноподчинённого предложения неодинакова.
  • Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено).
  • Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения соотносительных слов обязательно для структурной схемы таких СПП:

Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

Во-вторых, соотносительные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (соотносительные слова можно опустить без потери смысла):

Он запомнил того человека, который был в гостях у Петрова. 

Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

  1. Указательные слова являются членами главного предложения.
  2. Особенности присоединения придаточных предложений к главному
  3. Придаточное присоединяется союзами и союзными словами ко всему главному предложению, но по смыслу придаточное поясняет:
  4. — одно слово (один член главного предложения);

Например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.) Я давно угадал, что мы сердцем родня. (А. Фет.) Зарядив винтовку, Андрей вновь поднялся над грудой камней, соображая, куда надо стрелять. (М. Бубеннов.);

— словосочетание;

Например: Стояла та сказочная тишина, которая приходит с морозами. (П. Павленко.) И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал… (А. Пушкин.) Эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что, кажется, тут бы и остался жить навеки. (М. Лермонтов.);

— всё главное предложение: Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли. (С. Аксаков.) Чем глуше становилась ночь, тем ярче разгоралось небо. (К. Паустовский.)  

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/289

Что такое сложноподчиненное предложение, примеры

Сложноподчиненное предложение требует внимательного отношения и вдумчивого подхода. Для тех, кто сумеет относиться к этим предложениям так, они становятся понятнее и проще. Но не всем школьникам удается самостоятельно разобраться в трудных конструкциях. Своевременная помощь близких окажется как нельзя кстати.

Необходимые знания при изучении предложений с придаточными

Прежде всего вспомним понятия, без которых не разобраться в данной теме. Лучше всего — предложите ребенку разъяснить вам эти понятия и проверьте правильность его объяснений.

Предложения, в которых есть одна основа (подлежащее и сказуемое), — простые. В языке есть также сложные предложения, которые состоят из нескольких простых, поэтому и основ в сложных предложений несколько.

Особенности сложноподчиненных конструкций

Сложноподчиненные предложения — это конструкции, когда одна часть «подчиняется» другой по типу подчинительной связи.

Мы будем гулять,  когда установится теплая погода.

В этом предложении две основы: (кто?) мы (что будем делать?) будем гулять — первая основа. Ищем все второстепенные члены, которые относятся к этой основе. От подлежащего мы не зависит никаких слов, от сказуемого будем гулять задаем вопрос сколько? В течение какого времени? И отвечаем — долго. Наше первое простое предложение — мы будем гулять долго.

Разберем вторую часть. Основа — погода установится. Второе простое предложение полностью — установится теплая погода. Предложения связаны союзом когда. Для отделения предложений использованы знаки препинания.

Читайте также:  Антитеза - это... определение и примеры из литературы

От главной части к придаточной задаются вопросы.

Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

Что такое сложноподчиненное предложение

Что нужно знать о придаточном

Ученикам приходится определять вид придаточного. Для этого задают вопросы.
Выделяются изъяснительные, определительные, обстоятельственные придаточные.

Рассмотрим виды сложноподчиненных предложений.

  • с придаточным изъяснительным (падежные вопросы): Я часто мечтала, как мы будем отдыхать на море.
  • с придаточным определительным (какой? Чей?): Я попросила маму рассказать сказку, которую она слышала от своей бабушки.
  • с придаточным обстоятельственным.
    Это самая большая и разнообразная группа. Вспомним, какие виды предложений входят в нее.

Виды придаточных обстоятельственных

  • Места (где? Откуда? Куда?): Мы вернулись туда, откуда наша семья переехала в прошлом году.
  • Времени (когда? Как долго? С какого времени? До какого времени?): Я играл с ребятами во дворе, пока мама не позвала меня домой.
  • Причины (почему? Отчего?): Из-за того что ночное небо плотно затянуто облаками, на улице было совершенно темно.
  • Условия (при каком условии?): Если правильно выделять грамматическую основу, расставлять запятые будет легче.
  • Уступки (несмотря на что? Вопреки чему?): Несмотря на то что погода улучшилась, поход решили отложить.
  • Сравнения (как кто? Как что? Чем кто? Чем что?): Ученики болеют за футбольную команду своего класса, как настоящие футбольные фанаты переживают успехи и неудачи своего клуба.
  • Цели (зачем? С какой целью?): Чтобы лучше подготовиться к экзамену, мы повторили весь материал на консультации.
  • Следствия (вследствие чего произошло действие? Что из этого следует?): В гололед скользко, так что передвигаться приходится медленно и осторожно.
  • Образа действия (как? Каким образом?): Мы выполняли упражнения так, как показывал учитель.
  • Меры и степени (насколько? В какой мере? В какой степени?): Малыш рос настолько подвижным, что на прогулке его сопровождали двое взрослых.

Когда придаточных несколько

Разбирая конструкции с несколькими придаточными, следует быть внимательным и действовать по следующему алгоритму:

  1. Выделить составные части.
  2. Задать вопросы ко всем придаточным.

Рассмотрим примеры предложений, виды и типы подчинительной связи, узнаем, в каких предложениях не нужно ставить запятую.

С однородным подчинением

Для всех придаточных подходит один вопрос, все взаимодействуют с одним словом в главной части.

Школьникам известно, как важно соблюдать режим и как трудно приходить на занятия вовремя.

Выделяем 3 части. Главная — первая, а 2-я и 3-я — придаточные изъяснительные. Оба имеют отношение к слову известно, отвечают на вопрос — что? Соединяются части сложноподчиненного предложения союзом как.

Значит, перед нами однородное подчинение.

С параллельным подчинением

В этом случае все придаточные также зависят от главного. Но это разные виды придаточных, к ним задают не одинаковые вопросы, для связи пользуются разными союзами.

Когда на улице рассвело, мы вышли из дома, хозяева которого приютили нас на ночлег.

Выделяем 3 простых. Главная — 2-я часть, 1-я и 3-я — придаточные. От сказуемого задаем вопрос к первой части: вышли когда? Имеем дело с придаточным времени. Ко второй части вопрос задается от обстоятельства: из дома какого? Вторая часть — придаточное определительное.

Разные типы придаточных, которые соотносятся с разными словами в главной части, разные союзы — все это показатели параллельного подчинения.

Последовательное подчинение

Последовательность подчинения можно увидеть, если в предложении с главной частью соединяется только одна придаточная часть, а другие зависят от этой части.

Учитель заметил, что на уроке хорошо и уверенно работали ученики, которые вчера были на консультации.

Рассмотрим построение конструкции. Перед нами сложноподчиненное предложение, в котором 3 простых. Главным является первое простое. От него зависит второе простое: заметил что? К третьему простому предложению задаем вопрос от слова, находящегося во второй части: ученики какие?

Перед нами конструкция с последовательным подчинением.

Сложноподчиненные предложения. 35 примеров из художественной литературы

Замена придаточного предложения деепричастным оборотом

Обычно ученикам трудно расставить знаки препинания. Вызывают затруднения и упражнения, в которых нужно изменить построение предложения.

Разбор задания «Замените в сложноподчиненных предложениях придаточные предложения деепричастным оборотом».

Выполняем действия:

  1. Выделяем в предложении части.
  2. Определяем главную и придаточные части.
  3. От глагола-сказуемого придаточного предложения образуем деепричастие.
  4. Составляем деепричастный оборот с полученным деепричастием.
  5. Записываем предложение в измененном виде, без союза. Вместо придаточного используем деепричастный оборот. Деепричастный оборот выделяем запятыми!

Например, Когда ребенок увидел мать, он весело рассмеялся.

Перед нами сложноподчиненное предложение, в котором выделяются два простых. Главным является второе простое, придаточным — первое, в нем находится союз когда. Сказуемое в придаточном предложении — увидел (что сделал?).

От этого глагола образуем деепричастие: что сделав? — увидев. Находим все слова, которые зависят от деепричастия, и составляем деепричастный оборот: увидев (кого?) мать. В главном предложении меняем в подлежащем местоимение на сказуемое.

В итоге получаем предложение: Увидев мать, ребенок весело рассмеялся.

Обратите внимание: произвести такую замену можно только тогда, когда действие, названные глаголами-сказуемыми в главном и придаточном предложениях, относятся к одному и тому же действующему лицу. В данном случае: увидел ребенок и рассмеялся ребенок.

Придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить, если подлежащие обозначают разных действующих лиц.

Например, Когда мать вошла в комнату, ребенок весело рассмеялся.

Если вы видите, что ваш ученик изменил предложение так: Войдя в комнату, ребенок весело рассмеялся, знайте — допущена ошибка. В измененном предложении оба действия совершает одно лицо — ребенок входит и смеется. В первоначальном варианте лиц было двое: входит мать, смеется ребенок.

Замена придаточного предложения причастным оборотом

Еще одно задание, вызывающее трудности, звучит так:

Замените части сложноподчиненного предложения причастными оборотами.

Такие замены можно выполнять с придаточными определительными. Порядок действия аналогичен уже рассмотренному, только в этом случае составляем причастный оборот. Рассмотрим выполнение замены на конкретном примере.

Мы вышли на улицу, которая была залита солнечным светом.

В сложноподчиненном предложении 2 простых. Главным является первое простое, придаточным — второе. Это придаточное определительное, оно зависит от слова улицу и отвечает на вопрос какую?
Образуем от глагола залита причастие так, чтобы оно отвечало на тот же вопрос: улицу (какую?) залитую.

Ищем все слова, которые относятся к причастию, и составляем причастный оборот: залитую солнечным светом.
Составляем новое предложение: Мы вышли на улицу, залитую солнечным светом. Так как у нас нет второго простого предложения, союзы не используем.

Запятую ставим, потому что причастный оборот стоит после слова, к которому относится.

Мы вспомнили основные сведения о сложноподчиненных предложениях.
Совместно с ребенком вы сможете правильно определить виды и типы предложений, точно расставлять необходимые запятые.

  • Эти знания помогут почувствовать себя увереннее при встрече с этими синтаксическими конструкциями, избежать ошибок при самостоятельном составлении предложений.
  • Видео «Что такое сложноподчиненное предложение»

Источник: http://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/russkij-yazyk-slozhnopodchinennoe-predlozhenie.html

Сложноподчинённое предложение

  1. Надо точно учитывать среду, /1 в которой развивается поэтическое произведение, /2 чтобы чуждое этой среде слово не попадалослучайно /3 (Маяковский).

    [   сущ.]1, (в которой – союз. сл.)2, (чтобы – союз)3.

    Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные.

    Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но первое придаточное (второе простое предложение) относится к одному слову – среду, выраженному существительным; второе придаточное (третье простое предложение) относится ко всему главному предложению.

    Придаточные предложения отвечают на разные вопросы (ср.: Надо точно учитывать среду [какую?], /1 в которой развивается поэтическоепроизведение, /2; Надо точно учитывать среду [зачем?], /1 чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно /3).

    Это разные типы придаточных: в которой развивается поэтическое произведение – придаточное определительное; чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно – придаточное цели.

    Вертикальная схема предложения будет следующей:

    [сущ.              ]1↓            ↓

    (в которой – союз. сл.)2   (чтобы – союз)3       

  2. Я спросил его, /1 почему он так далеко ушёл от фанзы, /2 и сказал, /1 что беспокоился о нём /3 (Арсеньев).

    [ гл., (почему – союз. сл.)2, гл.]1, (что – союз)3.

    Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные.

    Придаточные предложения относятся к одному главному предложению и отвечают на вопросы косвенных падежей (ср.: Я спросил его [о чём?], /1 почему онтак далеко ушёл от фанзы /2; Я спросил его и сказал [что?], /1 что беспокоился о нём /3). Это одинаковые типы придаточных – придаточные дополнительные. Но данные придаточные относятся к разным словам внутри главного предложения: первое придаточное (второе простое предложение) относится к сказуемому спросил, выраженному глаголом; второе придаточное (третье простое предложение) относится к сказуемому сказал, выраженному также глаголом.

    Поэтому эти придаточные неоднородные (параллельные).

    Вертикальная схема предложения будет следующей:

    [гл.            гл.]1↓            ↓

    (почему – союз. сл.)2   (что – союз)3      

Между придаточными предложениями с параллельным подчинением запятые ставятся на общем основании.

3. В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением главному предложению подчинено одно придаточное предложение (придаточное I степени), а этому придаточному предложению подчинено другое придаточное предложение (придаточное II степени) и т.д. Таким образом, придаточное предложение I степени является главным предложением для придаточного II степени и т.д.

    Я слышал, /1 как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, /2 что у того отвалилась ручка /3 (Паустовский).

    [  гл.]1, (как – союз    гл. + ук. сл.)2 , (что – союз)3.

    Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные.

    Придаточное I степени (второе простое предложение) относится к первому (главному) предложению, а именно – к сказуемому слышал, выраженному глаголом; придаточное II степени (третье простое предложение) относится к придаточному I степени (второе простое предложение), а именно – к сказуемомуругал, выраженному глаголом.

    Вертикальная схема предложения будет следующей:

    [  гл.]1↓

    (как – союз    гл. + ук. сл.)2

    (что – союз)3

Между придаточными предложениями с последовательным подчинением запятые ставятся на общем основании.

Обратите внимание!

При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке этих придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное слово.

Горничная была сирота, /1 которая, /2 чтобы кормиться, /3 должна была поступить в услужение /2 (Л. Толстой).

[   сущ.   ]1, (которая – союз. сл., 2 (чтобы – союз …),3 …)2.

[   сущ.   ]1↓

(которая – союз. сл.)2

(чтобы – союз)3

Рядом стоят союзное слово которая и союз чтобы. Относятся они к разным придаточным предложениям: придаточное I степени –которая должна была поступить в услужение; придаточное II степени – чтобы кормиться.

Придаточное II степени находится внутри придаточного I степени, причём придаточное II степени можно без ущерба изъять из сложного предложения или поставить после придаточного I степени, ср.

: Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение; Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение, чтобы кормиться. Между союзным словом которая и союзом чтобы, принадлежащим к разным придаточным, стоит запятая.

Таким образом, при встрече двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие второго придаточного не требует перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее не следует вторая часть двойного союза – то, так, но).

Запятая на стыке двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза – то, так, но).

Читайте также:  Может ли быть в предложении несколько простых глагольных сказуемых?

Держу пари, /1 что /2 если вы передадите это герцогу, /3 то он останется здесь ещё на три дня /2 (Лесков).

[   сущ.   ]1, (что – союз 2 (если – союз …),3 то…)2.

[   сущ.   ]1↓

(что – союз)2

(если… то – союз)3

В данном предложении можно выделить главное предложение: держу пари /1, а также два последовательно связанных придаточных предложения: придаточное I  степени: что… то он останется здесь ещё на три дня /2, внутри которого стоит придаточное II степени:если вы передадите это герцогу /3 (ср.: держу пари, что…

 то он останется здесь ещё на три дня; он останется здесь ещё на три дня, если вы передадите это герцогу). На стыке придаточных I степени и II степени находятся два подчинительных союза что и если. Однако запятая между ними не ставится, поскольку нельзя изъять придаточное II степени без изменения придаточного I степени, ср.

:Держу пари, /1 что то он останется здесь ещё на три дня /2. Этому препятствует вторая часть двойного условного союза если… то, которая находится в главном для условного придаточного предложении – придаточном I степени: он останется здесь ещё на три дня. Если же эту вторую часть (то) изъять, то на стыке союзов что и если необходимо будет поставить запятую, ср.

: Держу пари, /1 что, /2если вы передадите это герцогу, /3 он останется здесь ещё на три дня /2.

В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей: может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т.д. Поэтому при разборе и расстановке знаков препинания не следует стремиться сразу составить общую схему или сразу расставить знаки препинания.

Наиболее оптимальным представляется следующий алгоритм анализа:

  1. Установите общее количество простых предложений в составе сложного, выделив все грамматические основы.
  2. Выделите все подчинительные средства связи (подчинительные союзы и союзные слова); на основе этого установите главное предложение и придаточные предложения.
  3. Для каждого придаточного предложения установите главное предложение, то есть разбейте сложное предложение на пары: главное – придаточное.
  4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, и на этой основе определите характер подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное подчинение).
  5. Постройте горизонтальную схему, и на этой основе расставьте знаки препинания.

Пари заключается в том что если ваш повелитель останется здесь на три дня то вы без всяких отговорок должны исполнить то что я вам скажу а если он не останется то я исполню любое приказание какое вы мне дадите (Лесков).

  1. В данном сложноподчинённом предложении 7 простых предложений:

    Пари заключается в том /1 что /2 если ваш повелитель останется здесь на три дня /3 то вы без всяких отговорок должны исполнить то/2 что я вам скажу /4 а / если он не останется /5 то я исполню любое приказание /6 какое вы мне дадите /7 (Лесков).

    1) пари заключается в том;
    2) что… то вы без всяких отговорок должны исполнить то;
    3) если ваш повелитель останется здесь на три дня;
    4) что я вам скажу;
    5) если он не останется;
    6) то я исполню любое приказание;
    7) какое вы мне дадите.

  2. Первое предложение (пари заключается в том) – главное, остальные – придаточные. Вопрос вызывает лишь шестое простое предложение (то яисполню любое приказание).

  3. Данное сложноподчинённое предложение можно разбить на следующие пары сложноподчинённых предложений:

    1→2: пари заключается в том, что… то вы без всяких отговорок должны исполнить то;
    2→3: вы без всяких отговорок должны исполнить то, если ваш повелитель останется здесь на три дня;
    2→4: вы без всяких отговорок должны исполнить то, что я вам скажу;
    6→5: я исполню любое приказание, если он не останется;
    6→7: я исполню любое приказание, какое вы мне дадите.

    По-прежнему пока трудно определить, к какому типу предложений относится шестое предложение. В данном случае следует обратить внимание на сочинительный союз а. Сочинительный союз, в отличие от подчинительного союза, в сложном предложении, состоящем из трёх и более простых предложений, может стоять не перед тем предложением, к которому относится.

    Поэтому необходимо выяснить, какие простые предложения связаны этим противительным союзом. Для этого надо изъять все простые предложения, оставив только те, которые содержат противопоставление. Это предложения 2 и 6, ср.: вы без всяких отговорок должны исполнить то, а я исполню любое приказание. Но предложение 2 – придаточное.

    Следовательно, и предложение 6, связанное с предложением 2 сочинительным союзом, тоже должно быть придаточным. Это можно проверить, вставив тот же союз, что имеет предложение 2, и связав предложение 6 с тем же главным, от которого зависит предложение 2, ср.: пари заключается в том, что я исполню любое приказание.

    Значит, предложения 2 и 6 являются однородными придаточными, только союз что в предложении 6 опущен (1→6).

  4. На основании полученных данных можно построить вертикальную схему этого сложноподчинённого предложения:

    [гл. + ук. сл.]1↓

    (что – союз     гл. + ук. сл.)2, а (–     сущ. + ук. сл.)6

    ↓                            ↓            ↓                            ↓

    (если… то – союз)3  (что – союз. сл.)4  (если… то – союз)5  (какое – союз. сл.)7

    Таким образом, данное предложение сложноподчинённое, в котором придаточные связаны однородно (предложения 2 и 6), параллельно (предложения 3 и 4, предложения 5 и 7), также последовательно (предложения 2 и 3; 2 и 4, 6 и 5, 6 и 7).

  5. Для расстановки знаков препинания необходимо обозначить границы простых предложений, обратив особое внимание на возможное сочетание нескольких союзов на границе предложений, а также построить горизонтальную схему предложения.

    [гл. + ук. сл.]1, (что – союз (если – союз)3, то гл. + ук. сл.)2, (что – союз сл.)4, а (если – союз)5, (то сущ. + ук. сл.)6, (какое – союз. сл.)7.

    В данном предложении есть сочетание подчинительных союзов на стыке предложений 2 и 3 (что если). Кроме того, сочинительный союз а, который относится к предложению 6, стоит перед предложением 5, образуя сочетание союзов с подчинительным союзом если (а если).

    По общим правилам они должны разделяться запятыми, но далее следует вторая часть двойного союза если… то. Именно эта вторая часть союза не даёт возможности изъять условные придаточные без изменения структуры предложений в целом, ср.: Пари заключается в том, что… то вы без всяких отговорок должны исполнить то; а…

    то я исполню любое приказание. Именно поэтому запятая на стыке этих союзов не ставится.

    Итак, знаки препинания в предложении следует расставить следующим образом:

    Пари заключается в том, что если ваш повелитель останется здесь на три дня, то вы без всяких отговорок должны исполнить то, что я вам скажу, а если он не останется, то я исполню любое приказание, какое вы мне дадите (Лесков).

План разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

  1. Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  2. Назвать главное предложение и придаточные предложения (выделить грамматические основы).
  3. Указать, каким образом придаточные предложения связаны с главным предложением (последовательное, параллельное, однородное подчинение).
  4. Разобрать каждое придаточное предложение по плану.
  5. Построить вертикальную и горизонтальную схемы предложений.

Образец разбора

В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, /1 который, /2 чтобы не бегать очень быстро, /3 привязывает к ногам пудовые гири /2(Солоухин).

Предложение сложноподчинённое; состоит из трёх частей; предложение 1 – главное; предложения 2 и 3 – придаточные. Придаточные предложения связаны с главным последовательно.

Придаточное I степени (предложение 2) относится к главному (предложение 1). Это придаточное определительное; оно относится к подлежащему бегун, выраженному существительным, средство связи – союзное слово который; придаточное стоит после главного.

Придаточное II степени (предложение 3) относится к придаточному I степени (предложение 2). Это придаточное цели; оно относится ко всему главному, средство связи – союз чтобы; придаточное стоит в середине главного.

[сущ.]1опред. ↓

(который – союз. сл.)2

цели ↓

(чтобы – союз)3

[сущ.]1, (который – союз. сл., (чтобы – союз)3,   )2.
      опред.                              цели

Источник: http://litera865.blogspot.com/2014/11/blog-post_4.html

примеры сложноподчиненных предложений из художественной литературы



В разделе Домашние задания на вопрос 10 примеров сложноподчиненных предложений из художественный литературы. заданный автором Виктория=)) лучший ответ это 1) [Но грустно думать] , (что напрасно была нам мо­лодость дана) , (что изменяли ей всечасно) , (что обманула нас она)… (А. Пушкин) — [глагол] , (союз что) , (союз что) , (союз что )…

2) [Дерсу сказал] , (что это не тучи, а туман) и (что завтра будет день солнечный и даже жаркий) (В. Арсеньев) .3)(Если бы мне иметь сто жизней) , [они не насытили бы всей жажды познания] , (которая сжигает меня) (В. Брю­сов)4)[Она пришла в ужас'], (когда узнала) , (что письмо нёс отец) (Ф.

Достоевский)5) [Вода обрушилась так страшно] , (что, (когда солдаты бежали внизу) , им вдогонку уже летели бушующие пото­ки) (М. Булгаков)6)Мальчишки, притихшие, глядели вслед грузовику, /1 пока тот не отъехал за перекресток, /2 пока не рассеялась поднятая им пыль, /3 пока сам он не стал клубом пыли /4 (Жуховицкий) .[ ]1, (пока – союз) 2, (пока – союз) 3, (пока – союз4.

7)Отец мой говорил мне, /1 что он не видывал таких хлебов /2 и / что нынешний год урожай отличный /3 (Аксаков) .[ гл.] 1, (что – союз) 2 и (что – союз) 3.8)Когда он подъезжал к заднему двору, /1 Егорушка напряг своё зрение, /2 чтобы получше рассмотреть его /3 (Чехов) .

9)Надо точно учитывать среду, /1 в которой развивается поэтическое произведение, /2 чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно /3 (Маяковский) .10)Я спросил его, /1 почему он так далеко ушёл от фанзы, /2 и сказал, /1 что беспокоился о нём /3 (Арсеньев) .

[ гл. , (почему – союз. сл.) 2, гл.] 1, (что – союз)

Ответ от НАТАЛЬЯ[гуру]Открой «Войну и мир» Л. Толстого. Там их очень много.Ответ от Ёергей Рябчиков[новичек]Деревня (какая?) , где (в которой) скучал Евгений, была прелест­ный уголок… (А. Пушкин) — [сущ., ( где ),].Мне припомнилась нынче собака (какая?), что (которая) была моей юности друг (С. Есенин) — [сущ.], (что).

Ночной порой в пустыне городской есть час (какой) один, про­никнутый тоскою, когда (в который) на целый город ночь сошла… (Ф. Тютчев) — [ сущ.], (когда).В главном предложении часто бывают указательные слова (указательные местоимения и наречия) тот, такой, например:

Это был тот знаменитый артист, которого она виде­ла на сцене в прошлом году (Ю. Герман) — [ ук. сл.

тот — сущ.], (которого).

Ответ от Syrga Parhadova[новичек]Спп с союзами гдеОтвет от Дорофей[новичек]»Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. «(А. Пушкин). «Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы».(М. Пришвин).

«Стал Жилин оглядываться: маячит что-то в долине. «(Л. Толстой). «Задумаю-реки большие надолго упрячу под лед. «(Н. Некрасов) «Мы в трауре, так балу дать нельзя «(А.

Грибоедов ) «Под окноми в саду зашумели птицы, туман ушел из сада, все кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой. «(А. Чехов)

Нравится Пожаловаться

Ответ от сергей павлюк[новичек]крутоОтвет от Максим Переломов[новичек]=Ответ от Ахтем усеинов[новичек]+Ответ от Олег Стоюшко[новичек]мдаОтвет от Lololowka lol[новичек]нонОтвет от юлия шкандыбина[новичек]ы

Источник: https://2oa.ru/slozhnopodchinennye-predlozheniya-iz-khudozhestvennoy-literatury/

Ссылка на основную публикацию