Это сложноподчиненное предложение: не только в охранении их зданий и постройках новых…

Сложноподчинённым называется предложение, части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами.

Часть сложноподчинённого предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главным предложением. Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, называется придаточным предложением. Главное и придаточное предложения взаимосвязаны: они объединены смыслом и построением.

Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним.

Например: Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков. (М. Горький.) Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели первым зелёным шумом. (Г. Скребницкий.) Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова — поэзии. (С. Маршак.)

  • Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически:
  • [=], (которые =).
  • [—= и, (когда ——), =].
  • (Если — =), [=]

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то они могут пояснять не только главное предложение, но и друг друга.

Например: 1) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.) 2) Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. (К. Паустовский.)

В первом сложноподчинённом предложении главное предложение поясняется двумя придаточными. Во втором сложноподчинённом предложении главное предложение — Живопись важна ещё и тем; первое придаточное — что художник часто замечает то — поясняет главное, а само поясняется вторым придаточным — чего мы совсем не видим.

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях

 Придаточные предложения присоединяются к главному (или к другому придаточному) подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами (относительными местоимениями), которые представлены в таблице:

Это сложноподчиненное предложение: Не только в охранении их зданий и постройках новых...

Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному.

Например: Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин.)

Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений.

Например: Осенью птицы улетают в такие края, где всегда тепло. Не знаю, зачем он это сделал.

В данных предложениях союзные слова где и зачем являются обстоятельствами.

Особого требует союзное слово который. Оно может выступать в роли разных членов предложения: подлежащего, сказуемого, несогласованного определения, обстоятельства и дополнения.

Чтобы определить синтаксическую функцию союзного слова который, нужно выяснить, какое слово главного предложения оно заменяет, подставить его вместо союзного слова и определить, каким членом придаточного предложения оно является.

Например: Деревня, которая расположена на берегу реки, очень красива. В данном предложении союзное слово которая относится к существительному деревня.

Если подставить слово деревня в придаточное предложение, то получится: Деревня расположена на берегу.

В этом предложении слово деревня выполняет функцию подлежащего, следовательно, в придаточной части исходного предложения союзное слово которая тоже является подлежащим.

Сравните: Озеро, к которому мы подошли, оказалось чистым и глубоким.— Я встретился с человеком, которого давно не видел.

Некоторые из союзных слов оказываются омонимичными союзам, т. е. в одних случаях они выступают как союзы, а в других — как союзные слова.

Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:

1) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет:

Например: Таня говорит, что трава по ночам растёт. (В. Белов.) — Таня говорит: «Трава по ночам растёт»;

2) союз можно заменить только другим союзом.

Например:  Когда ( — если) труд — удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький.)

3) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное,

Например: Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин.)

  1. Слово что является союзным словом, так как его нельзя опустить, но можно заменить союзным словом которые (Вспомни песни, которые пел соловей) и словом песни (Вспомни песни: эти песни пел соловей).
  2. Умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
  3. Что, как и когда могут быть как союзами, так и союзными словами
  4. Чтобы отличать данные союзные слова и союзы, следует помнить, что:
  5. 1) на союзные слова что и как обычно падает логическое ударение;
  6. 2) к ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются;
  7. 3) их нельзя изъять из предложения без нарушения смысла, зато можно заменить синонимичными союзными словами.

Сравните: Я знал, что наш дом требует ремонта. — Я знал: наш дом требует ремонта.

Дом, что стоит напротив, требует ремонта. — Дом, который стоит напротив, требует ремонта.

При различении союзного слова и союза когда следует опираться на значение придаточных частей. В придаточных определительных и зачастую в придаточных изъяснительных когда является союзным словом, во всех остальных случаях когда — союз:

Например: Я хорошо помню день, когда мы встретились. Никто не знал, когда он появился в нашем городе. Когда закончится метель, можно будет пойти погулять.

Роль указательных слов в подчинении предложений

  • В главной части сложноподчинённого предложения иногда могут использоваться указательные слова тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др.
  • Роль указательных слов в организации сложноподчинённого предложения неодинакова.
  • Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено).
  • Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения соотносительных слов обязательно для структурной схемы таких СПП:

Это сложноподчиненное предложение: Не только в охранении их зданий и постройках новых...

Во-вторых, соотносительные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (соотносительные слова можно опустить без потери смысла):

Он запомнил того человека, который был в гостях у Петрова. 

Это сложноподчиненное предложение: Не только в охранении их зданий и постройках новых...

  1. Указательные слова являются членами главного предложения.
  2. Особенности присоединения придаточных предложений к главному
  3. Придаточное присоединяется союзами и союзными словами ко всему главному предложению, но по смыслу придаточное поясняет:
  4. — одно слово (один член главного предложения);

Например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.) Я давно угадал, что мы сердцем родня. (А. Фет.) Зарядив винтовку, Андрей вновь поднялся над грудой камней, соображая, куда надо стрелять. (М. Бубеннов.);

— словосочетание;

Например: Стояла та сказочная тишина, которая приходит с морозами. (П. Павленко.) И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал… (А. Пушкин.) Эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что, кажется, тут бы и остался жить навеки. (М. Лермонтов.);

— всё главное предложение: Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли. (С. Аксаков.) Чем глуше становилась ночь, тем ярче разгоралось небо. (К. Паустовский.)  

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/uchenikam/teoriya/289-slognopodchinennoepredlogenieiegogrammat

Егэ русский язык. экспресс-подготовка. задание № 8. синтаксические нормы. ошибки в построении сложного предложения

  • ЕГЭ Русский язык.
  • Экспресс-подготовка.
  • Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

 Это сложноподчиненное предложение: Не только в охранении их зданий и постройках новых...

Задание № 8. Синтаксические нормы.

  1.  Ошибки в построении сложного предложения.
  2. Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.
  3. Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:
  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.
  • В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.
  • Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение,  состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.
  • От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.
  • А теперь подходим к сути вопроса № 8.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

  1. Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).
  2. Ошибки в использовании подчинительных союзов.
  • Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

  • Пример.
  • Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.
  • Верно.
  • Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)
  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.
  1. Пример.
  2. Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.
  3. Верно.
  4. Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.
  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном
  • Пример.
  • Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.
  • Верно.
  • Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.
  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.
  1. Пример.
  2. Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.
  3. Верно.
  4. Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

  • Пропуск необходимого указательного слова.
  • Пример.
  • Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)
  • Верно.
  • Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.
  • ИЛИ
  • Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.
  • Неоправданное употребление указательного слова.
  1. Пример.
  2. У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.
  3. Верно.

  4. У меня есть предположение, что он просто не подготовился.
  • Использование указательного слова в неверном падеже.
  • Пример.
  • Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.
  • Верно.
  • Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.

  • Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

  1. Верно.
  2. В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.
  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.
  • Пример.
  • Контрольная работа, назначенная на понедельник
  •  и к которой я готовился, была вдруг отменена.
  • Верно.
  • Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.
  • Употребление неверной формы союзного слова «который».
  1. Пример.
  2. Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.
  3. (Героем каким?- который)
  4. Верно.
  5. Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.
  6. Алгоритм выполнения задания № 8.

Ошибки в сложном предложении.

  • Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
  • Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
  • Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

Приложение.

Таблица

 

Вид придаточных Вопросы Подчинительные союзы Союзные слова.
Определительные Какой? Который, какойкаков, чей, что, когда, где, куда, откуда.
Изъяснительные Вопросы косвенных падежей. Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что». Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.
                                               Обстоятельственные
Образа действия Как?Каким образом? Что, чтобы, словно, будто. Что.
Меры Сколько? Что, словно, будто. Сколько.
Степени Как?  В какой  степени? Что, словно, будто. Как, насколько.
Места Где? Куда? Откуда? Где, куда, откуда.
Времени Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.
Причины Почему?Отчего? По какой причине? Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.
Следствия Что из этого следует? Так что
Цели Зачем? С какой целью?
  • Чтобы,
  •  для того чтобы,
  •  с тем чтобы, дабы.
Условия При каком условии? Если,когда, раз.
Уступки Несмотря на что? Вопреки ему? Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай. Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)
Сравнения Как? В сравнении с чем? Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.
Сопоставительные. _______ В то время как, между тем как, тогда как, если – то.
Присоединительные ______ Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.
  1. Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.
  2. Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
  3. Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1204-ege-russkij-yazyk-ekspress-podgotovka-zadanie-7-

Презентация на тему: Сложноподчиненное предложение

Это сложноподчиненное предложение: Не только в охранении их зданий и постройках новых... Описание слайда:

Сложноподчиненное предложение

Описание слайда:

1. В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова?      а) Я знаю, что мужество вас не покинет.      б) Он не отвечал на звонки лишь потому, что не слышал их.      в) Если поезд опоздает, то я не смогу встретить друга.      г) Кто не видал Венеции в апреле, тому едва ли знакома вся несказанная прелесть этого волшебного города.

Описание слайда:

В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова?      а) Поразил тон, каким все это было сказано.      б) Он употребил все свое красноречие, дабы отвратить Акулину от ее намерения.      в) Теперь, по-видимому, никого нет дома, так как никто не выходит на лай собак.      г) Уж раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

Описание слайда:

 В каких случаях придаточное предложение соединяется с главным при помощи союза?      а) Какими бы фальшивыми идеями ни прикрывались хищные эгоисты, они для меня не люди.      б) Мы встретились в городе, где жили наши друзья.      в) Он сделал еще одно движение, чтобы остановить нарушителя.      г) Даже удивительно, откуда у Анфисы берутся такие мысли.

Описание слайда:

В каком случае слово что является союзным словом?      а) У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда.      б) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил.      в) И старый пес, ложась у ваших ног, вздохнет о том, что тоже одинок.      г) Ничего, голубка Эвридика, что у нас студеная зима.

Описание слайда:

 Какую функцию выполняет в предложении союзное слово который?      Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста.      а) дополнения      б) определения      в) обстоятельства      г) сказуемого

Описание слайда:

 В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное изъяснительное?      а) И тот, что был позади, беспокойно зашмыгал носом.      б) Книга, что мне подарили, оказалась очень интересной.      в) Отвлеченные науки потому и называются отвлеченными, что они отвлекают ваш ум от очевидности.      г) Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу.

Описание слайда:

В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное места?      а) Всюду, где живет человек, он оставляет самого себя.      б) Бакланов напряженно смотрел в ту сторону, откуда прозвучал залп.      в) Она спросила, откуда они, не из тех ли уж сторон.      г) На берегу Красильников советовался с товарищами, куда теперь идти.

Описание слайда:

 В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное условия?      а) Случаются такие благостные минуты, когда человеку хочется помолчать.      б) Маша уже совсем было пошла к двери, когда Шмелев остановил ее.      в) Удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа.      г) Для него наступило время, когда так легко портится характер.

Описание слайда:

 В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное образа действия?      а) Как только рассвело, мы отправились в путь.      б) Он обдумает и рассудит, как ему дальше жить.      в) И тихим медленным звоном, как звенят теплые удила усталых коней, отдают шаги уходящих.      г) Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.

Описание слайда:

В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное времени?      а) Муза! Ты видишь, как счастливы все.      б) Механик остался сидеть за столом так, как сидел в ожидании посетителя.      в) Никто не знал джунглей так хорошо, как знал он.      г) Как услышал царь-отец, в гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить.

Описание слайда:

Среди предложений 40-59 найдите сложные предложения, в состав которых входит придаточное изъяснительное. Напишите номера этих сложных предложений . (40)Я почему обманулся: думал, что она тоже двенадцатого века… (41)Я думал, кто-то самостоятельно — сам по себе, может быть, понаслышке, — повторил владимирцев. (42)Но чудес не бывает.

(43)Вас что, сельсовет послал?(44)Да нет, я сам… (45)Надо же! (46)Ну, допустим — копия! (47)Ну и что? (48)Кра-соты-то от этого не убавилось!(49)Ну, это уже не то… (50)А главное, денег никто не даст на ремонт.(51)Недадут?(52)Нет.(53)Домой Семён выехал в тот же день. (54)В райгородок прибыл ещё засветло, обидно было. (55)И досадно.

(56)С тех пор он про талицкую церковь не заикался, никогда не ходил к ней, а если случалось ехать талицкои дорогой, он у косогора поворачивался спиной к церкви, смотрел на речку, на луга за речкой, зло курил и молчал. (57)Люди заметили это, и никто не решался заговорить с ним в это время. (58)И зачем он ездил в область, и куда там ходил, тоже не спрашивали.

(59)Раз молчит, значит не хочет говорить об этом, значит, зачем же бередить душу расспросами.

Описание слайда:

Среди предложений 6-17 найдите сложные предложения, в состав которых входит придаточное изъяснительное.

Напишите номера этих сложных предложений (б)Помню, как герой одного популярного тогда романа, из учёных-физиков, подходя, как сейчас я, к этому скульптурно-монументальному и в то же время изящному и лёгкому дому на Котельнической набережной, назвал его почему-то «чванливым и плоским».

(7)В те годы мне однажды удалось проделать маленький эксперимент. (8)На плакатную фотопанораму Москвы я положил несколько бумажек и подвёл к ней москвичей-оппонентов:—(9)Что за город?(10)Они недоуменно рассматривали невыразительные ряды и скопления домов и не смогли увидеть никаких подробностей, сглаженных масштабом.

(11)Ну, знаешь! (12)Это может быть Пермью или Курском.(13)Или Марселем… (14)Плоский какой-то город.(15)Дунул я на бумажки, закрывавшие верх высотных зданий, и они ахнули.—(16)Москва!(17)Говорили тогда, что дороги эти здания, но разве дёшево обошлись Кремлевские башни, московское метро?

Описание слайда:

Среди предложений 39-43 найдите сложные предложения, в состав которых входит(-ят) придаточное(-ые) определительное(-ые). Напишите номера этих сложных предложений (39)Как говорить — это выбор, как думать и как жить. (40)Увы, мы никогда не будем говорить на языке Тургенева.

(41)Что Тургенева — на языке Трифонова никогда мы уже не будем говорить! (42)Так что живём мы сейчас в стрессовых условиях языкового разрыва поколений и многоязычия, и единственное, что можно посоветовать культурному люду, так это терпения и терпимости.

(43)Еще через десяток-другой лет наступит период стабилизации, и мы наконец без всяких законов обретём единый общий язык, без которого невозможна общая культура.

Описание слайда:

Среди предложений 14-19 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное цели. Напишите номер этого сложного предложения (14)Однако я тоже хотел бы знать, что станется с нашими правнуками через сто лет, только ошибка Белинского остерегает от оптимистических прогнозов.

(15)Чтоб хоть как-то понять будущее, я обращаюсь к прошлому, хочу уловить в нём особенности развития.(16)Ни одно время, если пристальней вглядеться, не счастливей нашего.

(17)Я так и не отыскал в истории мгновения, про которое можно бы сказать: остановись, ты прекрасно!(18)Однако жалкое же утешение: мы-де столь же несчастливы, как и наши прадеды, не добрей, не отзывчивей друг к другу.

(19)По самомнительности и недоразумению мы продолжаем относить себя к виду homo sapiens (человек разумный), но, право же, нам куда больше подходит название, которым мы наградили своих далеких предшественников, — homo habilis, человек умелый.

Описание слайда:

Синонимическая замена сложноподчинённого предложенияпростым предложением с причастным оборотом(А26) При выполнении задания следует обратить внимание на конструкции, включающие в главной части сложноподчинённого предложения указательное слово — тот, такой, та, таков и другие.

В этом случае синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом невозможна. (Голос отца… не имел ТОГО выражения доброты, которое…).

Невозможна также синонимическая замена придаточной части причастным оборотом в том случае, если в синтаксической конструкции сказуемое представлено формой глагола в сослагательном наклонении (…Телефон, факс, сканер, которые всегда НАХОДИЛИСЬ БЫ под рукой…).

Невозможна замена придаточной части причастным оборотом и в таких сложноподчинённых предложениях, где субъект (тому, кто действует) грамматического центра главного предложения не равен субъекту грамматического центра придаточной части (…Этюды Шишкина, над которыми он увлечённо трудился).

Описание слайда:

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.Люблю таких людей, с которыми легко общаться.

Это был известный артист, который запомнился по фильму «Поднятая целина».Туман, который закрыл всё вокруг, принёс с собой сырость и плохое настроение.

Особенно величественными кажутся мощные башни монастыря, который построили пять веков назад.

Описание слайда:

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.Фамилия — это особое, юридически значимое слово, которое служит для идентификации отдельных людей и целых семей.

Нас заинтересовал маленький домик, который стоял на опушке величественного леса.Артём, у которого дрожали руки, схватил тяжёлый молот и ударил им по заготовке.

Взаимодействие, которое наблюдается между традиционным, устным поэтическим творчеством и произведениями современной художественной культуры, можно представить как диалог двух культур.

Описание слайда:

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.Многочисленные факты, которые накоплены наукой, подтвердили правильность гипотезы молодого учёного.

Обозы стояли на большом мосту, который тянулся через широкую реку.Огромные волны, которые внезапно хлынули на берег, разрушили прибрежные постройки.

4) Известные лингвисты занимались исследованием языка автомобильной лексики, история изучения которого началась сравнительно недавно, около 25-30 лет назад.

Описание слайда:

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.Наступила и вторая кадриль, которую я танцевал с Сонечкой.

На девственном снегу пустынной лесной дороги вился нечёткий след, который оставлял зверь.Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком.

Туча, которая нависла над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком

Описание слайда:

Запятая не ставится в следующих случаях:             — если однородные придаточные предложения соединены одиночными соединительными или разделительными союзами и, да (=и), или, либо.

Например: Очевидно, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением (Пушкин);      — если перед подчинительным союзом (союзным словом) стоит отрицательная частица не: Я хочу знать не как это делается, а зачем делается;      — если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит повторяющийся сочинительный союз и, или, либо и т. п.: Ученик не мог вспомнить ни как называется произведение, ни кто его автор;      — если придаточное предложение состоит из одного слова: Меня упрекают, но не знаю в чем;      — при двух рядом стоящих подчинительных союзах что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть двойного союза то или так: Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться (Л. Толстой).      Внимание! Следует иметь в виду, что в некоторых случаях составные союзы (потому что, оттого что, в связи с тем что, для того чтобы, по мере того как и т. д.) в сложноподчиненном предложении могут расчленяться. При этом запятая ставится перед второй частью составного союза. Расчленение составного союза зависит от смысла и интонации предложения.      Сравните: Мы стали делать зарубки на деревьях, для того чтобы не заблудиться в лесу. — Мы стали делать зарубки на деревьях для того, чтобы не заблудиться в лесу.      Расчленение союза обязательно при наличии слов, примыкающих к первой части союза и логически выделяющих ее: при употреблении отрицания, усилительных, ограничительных и других частиц, вводных слов, наречий. Например: Неравнодушен я к ней только потому, что она ко мне равнодушна (Эренбург); Окна в доме были открыты, видимо, оттого, что было очень душно (Чехов).      Расчленяются союзы и в тех случаях, когда первая часть союзного сочетания в качестве соотносительного слова включается в однородный ряд членов предложения: Ромашов же краснел до настоящих слез от своего бессилия и растерянности, и от боли за оскорбленную Шурочку, и оттого

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?      Ровно в третий день после моего рождения (1) в который мне минуло десять лет (2) и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра, Карл Иванович разбудил меня (3) ударив над самой моей головой хлопушкой.       а) 1      б) 1, 2      в) 1, 2, 3      г) 1, 3

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?      Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались (4) очень высокими и пухлыми.       а) 1, 2, 3      б) 1, 2, 3, 4       в) 1, 3      г) 1, 3, 4

Описание слайда:

 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?      Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.      а) 2, 4       б) 1, 2, 3, 4      в) 1, 2, 3      г) 1, 3, 4

Описание слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?      Буду работать (1) пока у меня пальцы смогут держать перо (2) и пока не остановится сердце (3) переполненное ощущением жизни.      a) 1, 2, 3      б) 1, 2      в) 1, 3      г) 2, 3

Описание слайда:

 В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?      а) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.      б) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.      в) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка.      г) Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она от дороги.

Описание слайда:

В каком предложении пропущены две запятые (знаки препинания не расставлены)?      а) Неожиданно я увидел кабана так близко что пока я снимал ружье от него и след простыл.      б) Мы прекрасно понимали что если у нас было бы две жизни то их не хватило бы нам.      в) Егорушка оглядывался и не понимал откуда эта странная песня.      г) Не знаю успеем ли мы приехать на вокзал.

Источник: https://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/slozhnopodchinennoe-predlozhenie1.html

Контрольный тест по типам сложноподчинённых предложений

А1. Укажите верное утверждение.

1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.

3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

А2. В каком предложении ЧТО является союзным словом?

1) Спасибо, что не забываете старика.

2) Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.3) Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.А3. Определите тип подчинения придаточных предложений.

1) Однородное. 2) Неоднородное. 3) Последовательное.

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.

А4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

1) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».2) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

  • 3) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.
  • 4) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно теряет свое обаяние.

А5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места.

  1. 1) Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.
  2. 2) Капитан их не принял, хотя бойцы желали его видеть.
  3. 3) Он такие обиды чинит, что описать невозможно.
  4. 4) Они назвали залив, где мы стояли, именем известного полководца.

А6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

  • 1) Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка.
  • 2) Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.
  • 3) Где роскошь, там нет торговли.
  • 4) Хотя я отопру темницу, мне всё равно не расковать твоих цепей.

А7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

  1. 1) В ту минуту, когда готовился я пуститься в дорогу, вошёл Зурин.
  2. 2) Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.
  3. 3) Я сяду заниматься, чтобы не терять времени.
  4. 4) Я знаю, что он шутит.

А8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

  • 1) Когда бричка была уже на краю деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика.
  • 2) Он тоже был несколько смущён, хотя старался не показывать этого.
  • 3) Враг был вчетверо сильнее, если считать скопление его резервов.
  • 4) Вы поймёте это, когда поживёте здесь ещё какое-то время.

А9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

  1. 1) Я почувствовал, что состояние моего здоровья улучшилось.
  2. 2) Если хочешь быть счастливым, будь им.
  3. 3) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях.
  4. 4) Даша забыла, зачем пришла.

А10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

  • 1) Тому, что было, уже не бывать.
  • 2) Я не должна его любить, ибо я замужем.
  • 3) А вечером, когда стемнело и возница уже отправился запрягать лошадь, старик на прощанье сам спел нам несколько песен.
  • 4) Под полом, в том месте, где он сидел, что-то негромко щёлкнуло.

А11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.

  1. 1) Все толпились, суетились, неторопливо спрашивая, когда и куда пойдут поезда.
  2. 2) Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.
  3. 3) Я, как только вошёл, успел заметить сумрачное расположение Ерофея.
  4. 4) По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел.

А12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.

  • 1) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.
  • 2) В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца.
  • 3) Ученик обтачивал детали настолько старательно, что не делал брака.
  • 4) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.

А13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.

  1. 1) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.
  2. 2) Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.
  3. 3) Я не знаю, хочу ли я идти с ними.
  4. 4) Что он не придет, мне было ясно сразу.

А14. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.

  • 1) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.
  • 2) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.
  • 3) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.
  • 4) Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно.

А15. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

  1. 1) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие.
  2. 2) Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!
  3. 3) Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти.
  4. 4)Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду.

А16. Найдите лишнее предложение.

1) И через силу скачет конь туда, где светится огонь. 2) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен.

  • 3) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.
  • 4) Мы стояли там, где жила наша бабушка.

А17.

Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)? На местности показывал он молодым солдатам как надо переползать как войлоком обматывать сапоги чтобы шаг был бесшумен как по моховым наростам на дереве по годовым кольцам на пнях определять стороны света как с помощью поясного ремня лазить на самые высокие голые сосны как сбивать собак со следа как в снегу прятаться от холода.

1)8 2) 7 3) 4 4) 6

А18. Какая характеристика соответствует данному предложению?

  1. Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.
  2. 1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
  3. 2) сложносочиненное предложение
  4. 3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
  5. 4) сложное предложение с подчинительной связью

А19. Найдите предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).

  • 1) Понятно что зайдя в лес я то и дело натыкался на следы грибов.
  • 2) Ему хотелось сделать так как никто ещё не пробовал.
  • 3) Мы знали что завтра будет не сделано.
  • 4) Мы подошли к дому где располагалась бухгалтерия.

А20. Найдите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).

  1. 1) Я понимал что он только может верить мне в эти минуты.
  2. 2) В бараке куда затиснулся на ночь Сергей вытянулся желто-белый круг льда и снега.
  3. 3) Хотя моросил холодный дождь уборка картофеля продолжалась.
  4. 4) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны.

9 класс Вариант II

А1. Укажите неверное утверждение.

1) Союзные слова только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но не являются членами придаточного предложения.2) Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств.

3) Придаточные дополнительные отвечают на вопросы косвенных падежей.

А2. В каком предложении КОГДА является союзным словом?

1) Когда труд – удовольствие, жизнь хороша.2) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

3) Я сделаю это тогда, когда начнется праздник.

А3. Определите тип подчинения придаточных предложений.

1) Однородное. 2) Неоднородное. 3) Последовательное.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

А4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

  • 1) Мы заглянули в длинный деревянный сарай, где живут преступники.
  • 2) Я был бы в отчаянии, если бы вы не согласились.
  • 3) Англичанин этот, про которого я упомянул, ищет приключений.
  • 4) Когда наступил вечер, ему стало ещё тяжелее.

А5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

1) Я знаю, где ты был. 2) Мы любим дом, где любят нас.3) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.

4) Изредка осенью выдаются такие дни, когда над рекой стелется густой туман.

А6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

  1. 1) Несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветви распустившейся черемухи.
  2. 2) В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.
  3. 3) Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.
  4. 4) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно поднял его.

А7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо.

2) Плохо, что звонят раньше времени. 3) Куда иголка, туда и нитка.

4) Он заговорил так же внезапно, как и зашёл.

А8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

  • 1)Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город.
  • 2) «Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница.
  • 3) А какая операция, когда человеку перевалило за шестьдесят!
  • 4) Это произошло в то время, когда никого не было.

А9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

  1. 1) Везде, где только было местечко, росли подсолнечник и укроп.
  2. 2) Только косы, чтоб не мешали, подобраны на затылке.
  3. 3) Ров и стена, где торгуют разносчики, обращены к городу.
  4. 4) Теперь, когда всё решено, ты вздумала капризничать.

А10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

  • 1) Я не оставлю вас, пока не дадите мне ответа.
  • 2) Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было.
  • 3) Если бы не он, непременно вышла бы драка.
  • 4) Говори скорее, потому что я не люблю неизвестности.

А11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.

  1. 1) Скажи ему, что дома никого нет.
  2. 2) Снег всё становился белее, ярче, так что ломило глаза.
  3. 3) Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали.
  4. 4) Как ни малы реки Подмосковья, они питают влагой окрестные луга.

А12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.

  • 1) Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.
  • 2) Есть у России берёзоньки белые, кедры, забывшие, сколько им лет.
  • 3) Каков привет, таков и ответ.
  • 4) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю.

А13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.

  1. 1) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.
  2. 2) Служи народу так, чтобы за него в огонь и в воду.
  3. 3) Он так весело рассмеялся, словно услышал самую остроумную шутку в своей жизни.
  4. 4) Я сделал все так, как указывал Евсеич.

А14. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.

  • 1) Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться.
  • 2) Такой звон и пенье стояли на главной улице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вез не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту.
  • 3) Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.
  • 4) Писать надо так, чтобы читатель видел изображение словами.

А15. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

  1. 1) И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку.
  2. 2) Пришлось остановиться, чтобы навести порядок.
  3. 3) Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.
  4. 4)Едва я накинул бурку, как повалил снег.

А16. Найдите лишнее предложение.

1) Трава по берегу озера росла густая, так как здесь было много влаги.

2) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам. 3) Сирень зацвела рано потому, что установилась теплая погода.

4) А вора он затем не устерег, что хлебы печь собирался.

А17.

Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)? Но тут увидел Чичиков что это был скорее ключник чем ключница та по крайней мере не бреет бороды а этот напротив того брил и казалось довольно редко потому что весь подбородок с нижнею частью щеки подходил у него на скребницу из железной проволоки какою чистят на конюшне лошадей.

1)4 2) 3 3) 5 4) 6

А18. Какая характеристика соответствует данному предложению (знаки не расставлены)?

  • Хозяин предложил гостям окончить вист после завтрака и все пошли в ту комнату откуда несшийся запах давно начинал приятным образом щекотать ноздри гостей и куда уже Собакевич давно заглядывал в дверь.
  • 1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
  • 2) сложноподчиненное предложение
  • 3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
  • 4) сложное предложение с подчинительной связью

А19. Найдите предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).

  1. 1) И стало тогда в лесу так темно точно в нем собрались сразу все ночи.
  2. 2) Он уже знал что и как делать с собой в случае нового обстрела.
  3. 3) Простор в который я вышел был устрашающе широк.
  4. 4) Они вернулись только что оттуда где строился новый мост через речку.

А20. Найдите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).

  • 1) Он грозил сам прийти в село в случае если она не явится к нему.
  • 2) Всякое дело надо делать хорошо коли взялся за него.
  • 3) С нагорной высоты хорошо виделся мост через который все еще шли колонны отступающих солдат.
  • 4) Он мог бы спастись и убежать даже в том случае если эти трое поднимут запоздалую тревогу.
  • Ответы на тестовый контроль
  • 9 класс
  • «Сложноподчиненные предложения»
  • Ответы 1 варианта
  • Ответы 2 варианта
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 2
  • 3
  • 2
  • 3
  • 3
  • 1
  • 3
  • 2
  • 4
  • 2
  • 4
  • 4
  • 5
  • 1
  • 5
  • 3
  • 6
  • 4
  • 6
  • 1
  • 7
  • 4
  • 7
  • 2
  • 8
  • 3
  • 8
  • 1
  • 9
  • 3
  • 9
  • 3
  • 10
  • 2
  • 10
  • 4
  • 11
  • 2
  • 11
  • 2
  • 12
  • 3
  • 12
  • 4
  • 13
  • 2
  • 13
  • 3
  • 14
  • 4
  • 14
  • 4
  • 15
  • 1
  • 15
  • 2
  • 16
  • 3
  • 16
  • 2
  • 17
  • 1
  • 17
  • 4
  • 18
  • 4
  • 18
  • 1
  • 19
  • 1
  • 19
  • 1
  • 20
  • 2
  • 20
  • 3
  • Анализ теста
  • 9______ класс
  • «Сложноподчиненные предложения»
  • Дата проведения______________
  • Учитель___________________________
  1. Количество обучающихся
  2. «5»
  3. «4»
  4. «3»
  5. «2»
  6. Качество знаний
  7. Уровень обучен.

Выполнение теста

Ф.И.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • всего
  • Всего ошибок
  1. — отмечаются неверные ответы в таблице, по каждому столбцу ошибки суммируются, так выясняется задание, которое не сумели выполнить обучающиеся.
  2. Критерии отметок:
  3. 20 баллов – «5»
  4. 19-18 баллов – «4»
  5. 17-14 баллов – «3»
  6. 13 баллов и ниже – «2»
  7. ОШИБКИ
  8. Название ошибки
  9. Количество
  10. Определение союза
  11. Определение союзного слова
  12. Определение типа подчинения
  13. Определение лишнего предложения
  14. Определение частей в сложном предложении
  15. Характеристика предложения
  16. Определение вида придаточной части:
  17. Времени
  18. Места
  19. Уступки
  20. Изъяснительного
  21. Условия
  22. Определительного
  23. Причины
  24. Следствия
  25. Степени
  26. Сравнения
  27. Образа действия
  28. Цели

Источник: https://infourok.ru/kontrolniy-test-po-tipam-slozhnopodchinyonnih-predlozheniy-773185.html

Ссылка на основную публикацию