Знаки препинания при прямой речи

Если в повествование включены высказывания других лиц, то они образуют так называемую «чужую речь» (рис. 1).

Знаки препинания при прямой речи

Рис. 1. Способы передачи чужой речи (Источник)

Петров сказал: «Отыскать клад – это отличная идея!» – прямая речь

или

Петров сказал, что отыскать клад – это отличная идея. – косвенная речь.

  • Чужой речью называют также собственное высказывание автора, которое он произнес ранее или собирается произнести, а также мысли автора или других людей:
  • Вот подойду к нему завтра и скажу «Не буду я с вами клад искать, я сам, один найду!»
  • или с косвенной речью:
  • Вот подойду к нему завтра и скажу, что не буду я с ними клад искать, а сам, один найду.

Прямая речь – это дословное воспроизведение чужого высказывания. Для ее передачи используются специальные синтаксические конструкции, которые состоят из двух компонентов: слов автора и собственно прямой речи.

Диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев (рис. 2).

Знаки препинания при прямой речи

Рис. 2. Диалог (Источник)

Прямая речь в таких конструкциях – это обязательный компонент, а вот слова автора могут отсутствовать.         

Косвенная речь – это пересказ чужого высказывания. Для ее оформления используется один из типов придаточного предложения – конструкция с придаточным изъяснительным.

Главная часть таких предложений строится от имени автора текста и соответствует словам автора при прямой речи, а придаточная часть передает содержание высказывания и соответствует прямой речи.

Косвенная речь

Цель высказывания Способ присоединения Примеры
Повествовательное предложение Союзы будто, что Он сказал, что прилетит утром.
Вопросительное предложение Местоимения и наречия кто, что, какой, где, почему, когда; частица ли в значении союза Мама спросила, когда прилетит самолет.
Побудительное предложение Союз чтобы Начальник приказал, чтобы все вышли на улицу.

Петров сказал: «Я хочу найти клад сам». – Прямая речь.

Петров сказал, что хочет найти клад сам. – Косвенная речь.

  1. Высказывание, переданное с помощью косвенной речи, изменилось.
  2. Петров сказал о своем желании найти клад самостоятельно
  3. (содержание высказывания Петрова передано дополнением с зависимыми словами);
  4. Петров, если верить его словам, хочет найти клад сам
  5. (само предложение передает содержание высказывания Петрова, а вводное сочетание указывает на автора высказывания).
  6. Такие способы передачи чужой речи не относятся ни к прямой речи, ни к косвенной.

Прямая речь может стоять после, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон. Расстановка знаков препинания зависит от взаимного расположения компонентов конструкции – прямой речи и слов автора, от места, в котором слова автора разрывают прямую речь или, наоборот, прямая речь разрывает слова автора, от количества вводящих прямую речь глаголов.

  • Если прямая речь следует за авторскими словами, то после слов автора ставится двоеточие, прямая речь выделяется кавычками, первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие в прямой речи ставятся перед кавычками, а точка – всегда после кавычек:
  • Слова автора: «Прямая речь».
  • Слова автора: «Прямая речь!»
  • Слова автора: «Прямая речь?»
  • Слова автора: «Прямая речь…»
  • Петров подумал и сказал: «Я буду искать клад один».
  • Петров подумал и сказал: «Я буду искать клад один!»
  • Петров подумал и сказал: «Можно я буду искать клад один?»
  • Петров подумал и сказал: «Я, пожалуй, буду искать клад один…»   

Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то она также выделяется кавычками. После прямой речи вместо точки ставится запятая (после кавычек) или вопросительный, восклицательный знак, многоточие (перед кавычками). После одного из этих знаков ставится тире. Слова автора начинаются со строчной буквы:

«Прямая речь», – слова автора.

«Прямая речь!» – слова автора.

«Прямая речь?» – слова автора.

«Прямая речь…» – слова автора.

«Я буду искать клад один», – подумав, сказал Петров.

«Я буду искать клад один!» – подумав, сказал Петров.

«Можно я буду искать клад один?» – подумав, сказал Петров.

  1. «Я, пожалуй, буду искать клад один…» – подумав, сказал Петров.
  2. Если авторские слова находятся внутри прямой речи, то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами.
  3. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно быть никакого знака или должны стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы:
  4. «Прямая речь, – авторские слова, – прямая речь».
  5. «Я решил, – сказал Петров, – искать клад один».
  6. Исходная фраза: Я решил искать клад один.
  7.  «Я решил,– сказал Петров, – что буду искать клад один».
  8. Если на месте разрыва прямой речи должна стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:

«Прямая речь, – авторские слова. – Прямая речь».

«Я хочу вам кое-что сообщить, — подумав, сказал Петров. – Я решил искать клад один».   

Если на месте разрыва прямой речи должен стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами, после знака ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:

«Прямая речь! – слова автора. – Прямая речь».

«Прямая речь? – слова автора. – Прямая речь».

«Все-таки буду искать клад один! – решительно сказал Петров. – И вам так проще будет».

«Может быть, мне одному пойти? – спросил Петров. – А то я вам мешать буду».        

Если на месте разрыва прямой речи должно стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире. Если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения, после слов автора ставится запятая и тире, вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы:

«Прямая речь… – слова автора, – прямая речь».

«Даже не знаю, может быть, все-таки… – протянул Петров, – пойти за кладом с вами».

Если вторая часть прямой речи представляет собой новое предложение, после слов автора ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:

«Прямая речь… – слова автора. – Прямая речь».

«Даже не знаю… – протянул Петров. – Наверное, все-таки с вами за кладом пойду».

«Прямая речь… – слова автора, – прямая речь».

«Даже не знаю, может быть, все-таки… – протянул Петров, – пойти за кладом с вами».

Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а второй – ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, причем первое слово второй части прямой речи пишется с прописной буквы:

«Прямая речь, – слова автора + слова автора: – Прямая речь».

«Даже не знаю, как поступить… – протянул Петров и, помолчав, добавил: – Все-таки, наверное, один пойду за кладом».

  • Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее – запятая или тире (исходя из контекста).
  •  Слова автора: «Прямая речь», слова автора.
  • Или
  • Слова автора: «Прямая речь» – слова автора.
  • Петров помолчал, вздохнул: «Не знаю, что и делать», потом опять задумался.
  • – запятая разделяет однородные сказуемые вздохнул и задумался, между которыми находится прямая речь.
  • Или:
  • Петров помолчал, потом, пробормотав: «Не знаю, что и делать», развернулся
  •  и вышел из комнаты.
  • – запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь.
  • Если прямая речь заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, перед второй частью авторских слова ставится тире:
  • Петров помолчал, потом решительно сказал: «Один за кладом пойду!» – и решительно
  • вышел из комнаты.

На вопрос Петрова: «Может, мне одному за кладом пойти?» – никто не ответил.

Знаки препинания при прямой речи

Рис. 3. Знаки препинания в предложениях с прямой речью (Источник) 

  1. Дополнительно
  2. Стилистические особенности прямой речи.
  3. В художественном тексте стилистические функции прямой речи заключаются в изображении речевого поведения персонажа.

В художественной литературе и публицистических произведениях, близких к ней по стилю (очерках, фельетонах), используются экспрессивные формы передачи чужой речи, оживляющие художественное произведение. Отражаются особые характерологические черты участников диалога (речевая манера и профессиональный опыт) в интервью, беседах, круглых столах.

Список литературы

  1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И. Русский язык.
  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык.
  3. Справочник по русскому языку «Русский язык в таблицах и схемах» (Источник). 
  4. Чужая речь (собрание материала) (Источник).

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина (Источник). 
  2. Презентация. «Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» (Источник). 

Домашнее задание

Посмотрите презентацию на тему: « Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» и выполните 1. задания, 2. тесты (Источник).  

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/8-klass/pryamaya-i-kosvennaya-rech/pryamaya-i-kosvennaya-rech-znaki-prepinaniya-v-predlozheniyah-s-pryamoy-rechyu

Двоеточие и другие знаки препинания при прямой речи

Знаки препинания при прямой речи

Русский язык характерен сложностью своего синтаксиса при применении прямой речи. Поэтому роль знаков препинания в нем очень велика. Они должны обеспечить читателю правильное понимание написанного.

Часто для наглядности этого факта приводят знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать». Если запятую переместить, смысл фразы изменится на противоположный.

Знаки препинания и прямая речь

Прямая речь в этом отношении отличается сложной комбинацией выделяющих и отделяющих знаков препинания, выполняя функцию передачи чужого высказывания. Особую роль здесь играет двоеточие.

Рассмотрим несколько вариантов изложения прямой речи с правильной расстановкой знаков препинания. При письменном отображении прямой речи используются следующие знаки препинания:

  • двоеточие;
  • точка;
  • запятая;
  • тире;
  • вопросительный знак;
  • восклицательный знак;
  • кавычки.

Прямая речь после слов автора

После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется с большой буквы. Сама прямая речь заключается в кавычки, если идет в строку.

Он кинулся к нему с вопросом: «Зачем ты пришел? Что тебе здесь нужно?».

Посреди многолюдной улицы он демонстративно толкнул его плечом и сказал: «Парень, я тебя где-то видел».

Однако двоеточие не ставится, если прямая речь заключается между двумя предложениями, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь.

Он быстро написал несколько строчек на листке бумаги  и вручил его мне.

— Зайдете к профессору Сергееву и  поговорите с ним на эту тему, — произнес он командирским голосом.

Прямая речь перед авторскими словами

1 Когда прямая речь приводится внутри повествовательного текста, то она заключается в кавычки, а перед авторскими словами ставится запятая и тире.

«Сейчас, Антон, сейчас», — растроганно отвечает Галина Федоровна.

2 Если речь идет о диалоге, то прямая речь выделяется тире с одной стороны и запятой с тире — с другой.

— Сейчас, Антон, сейчас, — растроганно отвечает Галина Федоровна.

Подробнее об этом читайте ниже в разделе «Знаки препинания при диалоге»

3 Когда после прямой речи идет авторская ремарка, которая начинается словами:

  • «так рассказывают»,
  • «так говорит»,
  • «так следует»,
  • «вот как видится»,

то после кавычек ставится только тире.

«Они честно сложили свои головы» — так говорят о погибших на войне.

То же правило действует в случае присоединительной конструкции в конце предложения.

«Каждый сверчок знай свой шесток» — этому правилу следуют слабые люди.

Прямая речь внутри авторских слов

1 Когда прямая речь стоит внутри авторских слов, перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (факультативно). Обычно, если в конце прямой речи есть вопросительный или восклицательный знаки, то ставится тире. В иных случаях — запятая.

Галина ласково предупредила мужа: «Смотри, недолго там ходи», и ушла опять на кухню возиться с обедом.

Он долго бродил по городу, прежде чем решиться спросить: «Где здесь можно поесть дешево?» — но никто не знал.

2 Между двумя репликами разных лиц, находящихся внутри авторского текста, ставятся запятая и тире.

Иван часто говорил: «Не мешало бы прогуляться», — «Да, прогуляйся, проветри мозги», — отвечала Антонина.

3 Авторы любят использовать отдельные подлинные выражения своих героев в повествовательном тексте. В таких случаях двоеточие не ставится.

С криком «Убью, паразит!» мужик бросился на соседа.

Громкое «Да здравствует революция!» неслось по улицам.

Важно! И опять все не так просто. Когда перед подлинным выражением стоят слова «предложение», «надпись», «мысль» и так далее, то в таких случаях двоеточие все же ставится.

Он  остановился перед небрежно написанной вывеской: «Скобяные и прочие хозяйственные товары».

Куравин вечно носился с мыслью: «А как бы чего поесть».

Авторские слова внутри прямой речи

В предложениях, где слова автора стоят внутри прямой речи, наблюдается особенно большое разнообразие знаков препинания и нюансов в их применении:

1 Кавычки ставятся только в начале и конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами.

«Сколько стоит номер в этой гостинице? — неуверенно спросил Бобров, —  У меня туго с финансами».

2 Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должно стоять двоеточие, то слова автора выделяются  с одной стороны тире, а с другой — запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы.

«Будем стоять до последнего патрона: — доложил капитан, — нам бы день простоять да ночь продержаться. Другого не дано».

Если слова автора переместить, то получится:

Капитан доложил: «Будем стоять до последнего патрона: нам бы день простоять да ночь продержаться. Другого не дано».

3 При наличии двух глаголов со значением высказывания внутри авторского текста, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие, при этом вторая часть прямой речи пишется с большой буквы.

«Ты где был? — строго спросил отец, потом как-то осел голосом и уже почти страдальчески добавил: Как я ни бился, ничего путного из тебя не вышло».

«Ну ты собирай на стол, а я пройдусь немного, — мягко сказал Бойчук, надел пальто, взял палку и, уже открывая входную дверь, сообщил: Буду через час».

Абзацы при прямой речи

Прямая речь может идти в строку (это называется в подбор)  или оформляться абзацем.

Первое чаще применялось писателями прошлого.  В современной литературе написание прямой речи в строку применяется лишь в случае короткой, небольшой фразы или  когда излагается внутренний монолог персонажа.

«Он шел и горячечно думал: «Сейчас я его найду, и пусть попробует мне не ответить откровенно. Если начнет юлить, то я его уничтожу без всякого сожаления. Пусть неповадно будет другим измываться над слабым человеком».

Абзацы при прямой речи придают повествованию более быстрый темп, большую экспрессию, большую занимательность, прерывают нудное, долгое повествование.

В  случае абзаца после слов автора ставится двоеточие, а перед прямой речью — тире.

Саша проговорила еле слышным шепотом:

— Мне нехорошо. Очень.

Абзацы широко применяются при активном диалоге.

Знаки препинания при диалоге

Диалог в современной литературе оформляется в виде отдельных абзацев, перед каждым из которых ставится тире.

— А вот и дядя наш приехал. Мы думали — совсем нас позабыл.

Виктор осторожно приоткрыл краешек одеяльца, глянул на сморщенное личико:

— Сколько… ему?

— Ей уже два месяца. А дядя даже открытку не прислал.

— Вы тоже хороши. Могли бы дать телеграмму — я бы сразу приехал.

— Как на грех, потеряла твой адрес, — виновато пояснила мать.

Если реплики идут все же в подбор, без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от следующей тире.

«Ты долго еще будешь у нас?» — Сам не знаю, все будет зависеть от обстоятельств» — Ох уж эти обстоятельства. Плюнь ты на них да порадуй нас хотя бы недельку».

Источник: https://PishuGramotno.ru/punktuacia/punktuacija-pri-prjamoj-rechi

Прямая речь: схемы оформления с примерами

Чтобы не пересказывать содержание справочников Розенталя и Лопатина, где прямой речи посвящены целые разделы (!), в которых эта тема рассмотрена подробно, прибегнем к упрощению — схемам. Представим наглядные образцы оформления разных случаев со знаками препинания.

На схемах А и а — слова автора, П — прямая речь, !?… — восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие — любой из этих знаков.

Прямая речь после слов автора

  • А: «П». Учитель сказал: «Вспомните правила».
  • А: «П!?…» Учитель спросил: «Помните правила?» Учитель призвал: «Вспомните правила!» Учитель решил: «Не помнят они правила…»

Прямая речь перед словами автора

  • «П», — а. «Пишем диктант», — предупредил учитель.
  • «П!?…» — а. «Помните правила?» — спросил учитель.

Прямая речь внутри слов автора

  • А: «П», а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
  • А: «П» — а. Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
  • А: «П!?…» — а. Учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — и обвел всех взглядом.

Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора.

Мысленно выбрасываем прямую речь:

  1. Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило: запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.
  2. Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило: тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.

В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:
тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.

Слова автора внутри прямой речи

  • «П, — а. — П». «Сегодня пишем диктант, — сказал учитель. — Открывайте тетради».
  • «П!?… — а. — П». «Готовы? — спросил учитель. — Тогда начинаем».
  • «П, — а, — п». «Ребята, — обратился учитель, — сегодня пишем диктант».

Схемы оформления цитат

Цитаты чаще всего оформляются по правилам для прямой речи ↑.

Читайте по теме: — Четыре случая, когда кавычки при прямой речи не нужны — Знаки препинания перед прямой речью, начинающейся с абзаца (например, при оформлении диалога) — Нестандартное оформление прямой речи: точка вместо запятой и слова автора с большой буквы — Сочетаем знаки конца предложения с кавычками

Проверим ваш текст

Проверить грамотность вашего текста? Закажите оценку стоимости корректуры или редактуры.

Источник: https://PoPravilam.com/blog/152-pryamaya-rech-skhemy.html

7.10 Знаки препинания при прямой речи, цитировании

Видеоурок 1: Знаки препинания в предложениях с прямой речью

  • Видеоурок 2: Знаки препинания при цитатах
  • Лекция: Знаки препинания при прямой речи, цитировании
  • Знаки препинания при прямой речи

Чужая речь – речь третьего лица или говорящего, произнесённая ранее. Её можно оформить на письме по-разному.

Прямая речь (ПР) – точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто произносил.

Пример:«Прелестные горы!» – воскликнула Наташа.

«Прелестные горы!» – собственно ПР, воскликнула Наташа – слова автора.

  • ПР в кавычках стоит перед словами автора, следовательно, ставим соответствующий цели высказывания знак препинания и тире, а слова автора пишем с маленькой буквы.

Примеры:«Горы красивы», – продолжала размышлять Наташа. «ПР», — а.«Горы красивы!» – воскликнула Наташа. «ПР!» — а.«Горы красивы?» – удивилась Наташа. «ПР?» — а.«Горы красивы, но…» – вдруг Наташа замолчала. «ПР…» — а.

  • Слова автора стоят перед ПР, следовательно, ставим двоеточие и ПР пишем с большой буквы в кавычках.

Примеры:

Наташа воскликнула: «Прелестные горы!». А: «ПР!».Наташа устало промолвила: «Горы прелестны». А: «ПР».Наташа поинтересовалась: «Горы красивы?». А: «ПР?».Наташа устало продолжила: «Горы прелестны, но….»?».

А: «ПР…».

  • ПР стоит внутри слов автора, тогдапосле слов автора ставится двоеточие;затем в повествовательном предложении: кавычки, прямая речь с большой буквы, кавычки, запятая, тире, слова автора с маленькой буквы.

Пример: Валера промолвил: «Закрой за мной дверь», – и вышел.А: «ПР», -а.

  • ? ! и многоточие ставятся перед закрывающими кавычками.

Примеры:

Валера спросил: «Закроешь за мной дверь?» – и вышел. А: «ПР?» — а.Валера воскликнул: «Закройте за мной дверь быстрее!» – и вышел. А: «ПР!» — а.

Валера сказал: «Закрыли бы вовремя за мной дверь, ничего не случилось бы…» – и вышел. А: «ПР…» — а.

  • ПР прерывается словами автора, следовательно, слова автора с обеих сторон выделяем запятыми и тире. В зависимости от знака препинания на конце ПР могут быть такие случаи.

Примеры:«Закроешь за мной дверь? – спросил Валера, – я выйду». «ПР? — а, — пр».«Закройте за мной дверь! – воскликнул Валера, – я выйду». «ПР! — а, — пр».«Вы закройте за мной дверь, – продолжал Валера, – а я выйду». «ПР, — а, — пр».«Закройте за мной дверь! – воскликнул Валера. – Я выйду». «ПР! — а. — ПР».«Закроете за мной дверь? – спросил Валера. – Я бы вышел». «ПР? — а. — ПР».

  • Часть слов автора относятся к первой половине ПР, а другая часть – ко второй, следовательно, после слов автора ставим двоеточие и тире.

Пример: «Как красивы горы! – воскликнула Наташа и спросила: – А какова их высота?». «ПР! — а: -ПР?».

  • Эту же информацию можно передать косвенной речью (КР), которая передаёт чужую речь от лица автора, а не того, кто это произнёс.

Примеры:

Наташа воскликнула, что вид на горы прелестен.Наташа попросила сына, чтобы он принёс ей стул.Наташа спросила, принесёт ли он/она стул.

NB! В КР не бывает М. 1 и 2 лица, вопросительных и восклицательных знаков, обращений, междометий.

Знаки препинания при цитировании

Цитата – это дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-то слова.

Цитаты могут быть оформлены в виде ПР, КР или предложения с вводными словами:

1) Её оформляют как ПР. Примеры: «Краткость – сестра таланта» – писал А.П.Чехов. А.П.Чехов писал: «Краткость – сестра таланта».

2) Её оформляют как КР. Пример: Чехов писал, что «краткость – сестра таланта».

3) Её привели не полностью, значит, место пропуска обозначим многоточием:

  • Перед цитатой для указания, что цитата приводится не с начала предложения. Пример: И.Гёте писал: «…смешение реального и идеального никогда не проходит безнаказанно».
  • В середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри нее. Пример: М.Дитрих говорила: «Мужчина охотнее видит дома неубранную постель и счастливую жену… Заправляй постель и будь счастливой!».
  • После цитаты, если её  приводим  не до конца. Пример:По словам И.Канта, «война дурна тем, что создаёт больше дурных людей…» (Это случай цитаты, представленной в виде предложения с вводными словами).

4) После цитаты, заканчивающейся многоточием, ставим точку, если она не является самостоятельным предложением. Пример: По мнению Конрада Аденауэра, «все человеческие органы устают…».

5) Если цитата с пропущенным началом предложения стоит перед авторскими словами, первое слово надо писать с большой буквы. Примеры: «…Повторила бы те же ошибки. Однако немного раньше, чтобы дольше пользоваться их последствиями», – считала Марлен Дитрих. Марлен Дитрих считала: «…повторила бы те же  ошибки. Однако немного раньше, чтобы дольше пользоваться их последствиями».

6) За цитатой идёт указание на автора, берём его в скобки, а после них ставим точку. Пример:«О вкусе вишен и клубники нужно спрашивать у детей и воробьёв»(И.Гёте).

Предыдущий урок Следующий урок

Источник: https://cknow.ru/knowbase/366-710-znaki-prepinaniya-pri-pryamoy-rechi-citirovanii.html

Способы передачи чужой речи

 Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.

  • Способы передачи чужой речи
  •  Для передачи чужой речи существуют следующие способы:
  • 1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.
  • Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».
  • 2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.
  • Например:  Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.
  • 3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.

Например:  И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)

4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.

Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)

  1. Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.
  2. Предложения с прямой речью
  3. Прямая речь — это дословно воспроизведенное высказывание какого-либо лица или группы лиц, включенное в авторский текст.
  4. В прямой речи сохраняются особенности чужой речи, поэтому в ней могут быть глаголы в форме 1-го и 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, местоимения 1-го и 2-го лица, обращения, неполные предложения, междометия и частицы.
  5. Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.

Грамматическая связь авторского высказывания и прямой речи выражается при этом интонацией. Кроме того, эта связь осуществляется с помощью глаголов, вводящих прямую речь: говорил, заметил, закричал и др.

Это глаголы с лексическим значением говорения и мысли.

Вот некоторые из них: говорить, сказать, промолвить, повторить, приказать, заметить, просить, шептать, спросить, ответить, воскликнуть, кричать, думать, предполагать, решить, мечтать.

Нередко работу слов, вводящих прямую речь, выполняют глаголы, обозначающие способ передачи сообщения или чувства, сопровождающие речь.

Например: телеграфировать, сигналить, обидеться, радоваться, смеяться, получить телеграмму: На берегу мигал костер: «Сюда плывите!» (Мигал сопровождает действие звал).

Глаголы, вводящие прямую речь, в составе авторской речи могут находиться перед прямой речью, или после нее, или в середине нее.

Например: Вода в ручьях запела: «Весна идет!» «Скоро тронется лед на реке?» — спросил Вова. «Надо готовить, — решили ребята, — скворечники к прилету скворцов».

Иногда глаголы, вводящие прямую речь, могут отсутствовать.

Например: Но Грибоедов легок, он машет беспечно рукой: — Не будем об этом заботиться чрезмерно. Время само о себе позаботится. (Ю. Тынянов.)

  • Прямая речь разнообразна. Ею может быть:
  • 1. Речь людей:
  • а) высказывания людей — обычный состав прямой речи.

Например: «Ну, ребята, — сказал комендант, — теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! Вперед, на вылазку, за мною!  (А. Пушкин.)

Было холодно, я три ночи не спал, измучиляя и начал сердиться. «Веди меня куда-нибудь, разбойник! Хоть к черту, только к месту!» — закричал я. (М. Лермонтов.)

А мама всплеснула руками и говорит: «Не расстраивайся, Денис, из-за мышей. Нету и не надо! Пойдем купим тебе рыбку! Ты какую хочешь, а?» (В. Драгунский.)

Владелец зверя вытер ладонью мокрое лицо и предложил хозяину глухим и грозным голосом: — Купи шкуру, заведующий. (К. Паустовский.)

б) дословная передача в составе прямой речи высказывания другого лица.

Например: …Любочка сама хотела писать тебе, но изорвала уже третий лист бумаги и говорит: «Я знаю, какой папа насмешник: если сделать хоть одну ошибочку, он всем покажет». Катенька все так же мила, Мими все так же добра и скучна. (Л. Толстой.)

2. Внутренняя речь, то есть мысли людей.

Например: Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь: «Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать свою гидростатику, — а каково мне?» (Л. Толстой.

) Господи, сколько я ожидал себе от этого путешествия! «Пусть не разгляжу ничего подробно, — думал я, — зато я все видел, везде побывал; зато из всего виденного составится что-нибудь целое, какая-нибудь общая панорама…» (Ф.

Достоевский.)

3. Различные надписи, цитирование чужого текста.

Например: «Милый мой старик, — читала Татьяна Петровна, — вот уже месяц, как я лежу в госпитале. Рана не очень тяжелая — и вообще она заживает. Ради бога, не волнуйся и не кури папиросу за папиросой. Умоляю!» (К. Паустовский.) К. Чуковский пишет: «Образность поэзии Некрасова была ее величайшею силою».

4. Высказывания различных существ, предметов, которых фантазия человека наделяет способностью мыслить и говорить: высказывания животных и их внутренняя речь, высказывания мифических существ, растений, предметов неживой природы.

Например: Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!» (А. Чехов.)

  1. Заходил Садко в палату белокаменну:        Сидит в палате царь морской,        Голова у царя как куча сенная.        Говорит царь таковы слова:
  2.         — Ай же ты, Садко-купец, богатый гость!        Век ты, Садко, по морю езживал,
  3.         Мне, царю, дани не плачивал.
  4.                                     (Былина «Садко».)

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

  •  В тексте прямая речь выделяется с помощью кавычек или тире.
  • Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку, без абзаца (она может стоять после слов автора, перед ними или внутри их).
  • Знаки препинания в предложениях с прямой речью представим в таблице:
 Схема предложен я с прямой речью Пример
 I. Прямая речь перед словами автора: Если прямая речь стоит перед словами автора, после нее ставится запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы.
 «П», — а. «П?» — а. «П!» — а. «П…» — а.     «Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася.    «Не пишешь ли ты стихов?» — вдруг спросил Петр Иванович.    «Ой, да тут глубоко!» — со смехом сказала она.     «А ты меня не пугай…» — равнодушно попросила она.
 II. Прямая речь после слов автора:Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней (после слов автора) ставится двоеточие, первое слово прямой речи пишется с прописной буквы, прямая речь заключается в кавычки (со знаками препинания конца предложения).
  1.  А: «П».
  2.  А: «П?»
  3.  А: «П!»

 А: «П…»

    Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую».

  •       Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт?» 
  •       Мишка кричит: «Здорово получается!»
  •    Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли…».
  1.  III. Прямая речь разрывается словами автора:
  2.       Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то ставятся следующие знаки препинания:
  3.        — если на месте разрыва нет никакого знака или стоит запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы;
  4.          — если на месте разрыва должна быть точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, после них — точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы;

    — если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, или многоточие, то эти знаки сохраняются перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире. После слов автора ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.        При наличии в составе авторских слов двух глаголов речи или мысли, один из которых относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире и она начинается с прописной буквы. 

  «П, — а, — п». «П, — а. — П». «П? — а. — П». «П! — а. — П». «П… — а. — П».        «Сегодня, — сказала сестра, — нам нужно уезжать».    «Нам придется здесь ночевать, — сказал он. — В такую метель через горы не переедешь».  «Что вы говорите? — воскликнула Марья  Гавриловна.— Как это странно!»   «Здравствуйте, товарищи! — крикнул он им.— Здорово».      «Не надо…  — сказал Вершинин. — Не надо, парень».   «Идем, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?»      «Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами».
 IV. Прямая речь внутри слов автора: Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (по условиям контекста).
 А: «П», — а. А: «П?» — а.А: «П!» — а.     Он бросил через плечо: «Иди за мной», — и не оглядываясь зашагал по коридору.    На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне вразумительного ответа.     Ему приказывают: «Стреляй!» — и он стреляет.
  • ДИАЛОГ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ДИАЛОГЕ
  • Передача чужой мысли с сохранением её формы и содержания характерна и для диалога
  • Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.

Диалог (от греч. dialogos — «разговор, беседа») — это естественная форма непосредственного общения.

Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, или они могут отсутствовать. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся.

Диалог состоит из нескольких реплик (из нескольких, но не менее двух). Вот диалог детей, переданный М. Пришвиным:

Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля, но в болотах всегда бывает много теплее: там в это время снега уже не было вовсе. Узнав об этом от людей, Митраша и Настя стали собираться за клюквой.

Настя, начиная собираться, повесила себе через плечо на полотенце большую корзину.

— Зачем тебе полотенце? — спросил Митраша.

— А как же? — ответила Настя. — Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?

— За грибами? Много ты понимаешь: грибов бывает много, так что плечо режет.

— А клюквы, может быть, у нас еще больше будет.

Вы видите, как построен диалог: на каждое высказывание, заключенное в реплике одного лица, обязательно есть ответ в реплике другого лица. Реплики связаны друг с другом по содержанию: они как бы цепляются друг за друга. И каждая из реплик построена как предложение прямой речи. Знаки препинания ставятся в них по общепринятым правилам.

Диалог оформляется двумя способами:

1. Реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире.

  1. Например:
  2. — Ты придешь?
  3. — Не знаю.

2. Реплики следуют в строку.

Например:

«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).

Если между репликами диалога при передаче его на письме нет авторских слов, а сами реплики заключены в кавычки, то между этими репликами ставится тире.

Например: Приказчик не мог опомниться. «Ну что же, — продолжил генерал, — рассказывай: где ты встретился с Дубровским?» — «У двух сосен, батюшка, у двух сосен».

— «Что же сказал он тебе?» — «Он спросил у меня, чей ты, куда идешь и зачем?» — «Ну, а после?» — «А после потребовал он письмо и деньги». — «Ну». — «Я и отдал ему письмо и деньги». — «А он?.. Ну — а он?» — «Батюшка, виноват». — «Ну, что же он сделал?..

» — «Он возвратил мне деньги и письмо да сказал: ступай себе с Богом, отдай это на почту». (А. Пушкин.)

В тексте по соседству могут оказаться предложения прямой речи в кавычках и предложения – реплики диалога, выделенные тире.

Например:

Настала весна… Вот проснулись пчелки от своего зимнего сна…

Полетели пчелки к вишне: «Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок?» — Наведайтесь, милочка, завтра, — отвечает им вишня. — Сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка. (К. Ушинский.)

В этом тексте два предложения прямой речи. Первое идет сразу после предложения авторской речи, примыкает к нему. Перед вторым предложением прямой речи ставится тире, так как это предложение начинает абзац.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов.

Например: Мне сказали, что это был брат мой… (А. Пушкин.) Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. (А. Чехов.) Говорили о том, как живут наловленные мною птицы. (М. Горький.)

Прямую речь можно заменить косвенной.

Косвенная речь с союзами что, будто выражает содержание повествовательных предложений чужой речи.

Например: Охотник сказал, что он видел на озере лебедей. Охотник сказал, будто он видел на озере лебедей. Гидрологи сообщили, что в поисках новых источников пресной воды они исследовали сотни озер в степях.

Сравните: «Я буду ждать тебя где-нибудь тут поблизости»,— сказала Валя. (А. Фадеев.) — Валя сказала, что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости.

Косвенная речь с союзом чтобы выражает содержание побудительных предложений чужой речи.

Например: Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду. Щука едва дышит и просит Ивана-царевича, чтобы он пожалел ее, бросил в синее море.

Сравните: Иван Фёдорович… попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них». (А. Фадеев.) — Иван Фёдорович попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них.

Косвенная речь с местоимениями и наречиями что, кто, какой, как, где, куда, когда, почему и др. или частицей ли выражает содержание вопросительных предложений чужой речи.

Например: Я спросил, который час. Мы спросили встречных, куда они едут. Я спросил товарища, решил ли он эту задачу.

Сравните: «Уж не думаешь ли со мной в прятки играть?» — сказал Ваня с досадой. (А. Фадеев.) — Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени. Важно также понимать, что не все особенности чужой речи могут быть переданы в косвенной.

Например, в косвенной речи не может быть обращений, междометий, форм повелительного наклонения и многих других форм, характерных для устной речи. Такие слова и формы при переводе прямой речи в косвенную или вообще опускаются, или заменяются другими.

Например: Учитель сказал: «Алеша, сходи за мелом». — Учитель сказал Алеше, чтобы он сходил за мелом.

Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой. 

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/311-sp

знаки препинания при прямой речи — Школьные Знания.com

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Условные обозначения:

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы; п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы; А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы; а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

 Схема 1«П», – а.»П!» – а.»П?» – а.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин). 

Схема 2

А: «П».А: «П!»А: «П?»

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин).

Схема 3

«П, – а, – п».»П, – а. – П».

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Схема 4

А: «П» – а.А: «П!» – а.А: «П?» – а.Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире.

Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали.

Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку.

Сравните:

«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».

Рассмотрите схемы этих предложений.

«П, – а, – п. П».»П, – а. – П». 2. Предложения с косвенной речью

Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например:Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте. В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос (верить ЧЕМУ?), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.

Батюшка не хотел верить,что я мог быть замешан в гнусном бунте.Главная частьПридаточная часть Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой.

Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Источник: https://znanija.com/task/10090677

Правила русского языка

  1. предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи — знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например: Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил» (Лермонтов). Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?» (Лермонтов).

    Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!» (Лермонтов).

  2. следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком тире, например: «А что Казбич?» — спросил я нетерпеливо у штабс-капитана (Лермонтов).

    — А что Казбич? — спросил я нетерпеливо у штабс-капитана. «Как это скучно!» — воскликнул я невольно (Лермонтов). — Как это скучно! — воскликнул я невольно. «Умерла…» — эхом откликнулась Аксинья (Шолохов). — Умерла… — эхом откликнулась Аксинья.

    «Вон окружной атаман», — шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория (Шолохов). — Вон окружной атаман, — шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

  3. разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

    перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них тире;

    после слов автора — точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая — если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце её, например:

    — Не хотите ли подбавить рому? — сказал я моему собеседнику. — У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно (Лермонтов). — Ну, полно, полно! — сказал Печорин, обняв его дружески. — Неужели я не тот же? (Лермонтов). — Выслушайте меня… — сказала Надя, — когда-нибудь до конца (Чехов). — Меня зовут Фомой, — отвечал он, — а по прозвищу Бирюк (Тургенев). — Дождь пойдёт, — возразил Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет (Тургенев).

Примечание 1. Если в словах автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например:

— Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь? (М. Горький).

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

Источник: https://therules.ru/195/

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика