Для того чтобы правильно прочесть предложение, верно понять его смысл и грамотно расставить знаки препинания, нужно понимать, какими бывают предложения по цели высказывания.
Также очень важно уметь определить их видовую принадлежность.
Какие же бывают предложения по цели высказывания? В русском языке существует несколько классификаций данных синтаксических единиц, в том числе и относительно цели высказывания, а также специфики произношения.
Виды предложений по цели высказывания и интонации
Уточним, что интонация подразумевает эмоциональное оформление предложения. По цели высказывания предложения бывают:
- Повествовательные.
- Вопросительные.
- Побудительные.
В свою очередь, любое из них может быть как восклицательным, так и невосклицательным – в зависимости от того, с какой интонацией его произносит оратор (со спокойной или эмоциональной).
Повествовательные предложения
Самые распространенные предложения по цели высказывания – это, конечно же, повествовательные. Их задачей является сообщение информации, которая может либо утверждаться, либо отрицаться.
Повествовательное предложение выражает законченую мысль, передающуюся при помощи специальной интонации: главное с логической точки зрения слово выделяется голосом, а в конце фразы тон понижается, становится более спокойным.
За примерами повествовательных предложений ходить далеко не нужно – они на каждом шагу: «Мама купила хлеба», «Весна пришла и принесла с собой тепло», «У Мити – лучшая оценка в классе!».
Вопросительные предложения
Предложения по цели высказывания также бывают вопросительными. Их смысловая задача – передать какой-либо вопрос. Вопросы могут быть разными, от чего зависят подвиды данного типа предложений. В зависимости от цели вопроса и характера предполагаемого ответа выделяют:
- Общевопросительные предложения – их задача получить подтверждение или отрицание какой-либо информации. Ответом на такого типа вопрос могут быть только «да» или «нет». Например: «Василий сегодня был в институте?». Или: «В том саду цветут хризантемы?».
- Частновопросительные – направлены на получение новой информации о действующем лице, обстоятельствах действия, характеристики объектов и субъектов и т. д. Примеров множество: «В котором часу нам нужно выйти из дома?», «Кто сегодня дежурный?», «Когда начнется настоящая зима?».
Вопросительные предложения бывают разных видов еще и по своему характеру. Это:
- Собственно вопросительные – предполагают ответ в обязательном порядке. Целью вопрошающего является выяснение совершенно неизвестной для него информации. Например: «Сколько лет твоей бабушке?», «Куда идет этот трамвай?».
- Вопросительно-утвердительные – требуют подтверждения информации, которая уже и так есть в вопросе. Например: «Ты что ли не знал этого?», «Он ведь не хотел сделать ей больно?».
- Вопросительно-отрицательные – выражают отрицание мысли, заключенной в вопросе. Например: «Разве можно уснуть, когда такая ночь?!», «Вот зачем я ввязался в эту историю?».
- Вопросительно-побудительные – содержат побуждение к какому-либо действию, заключенное в форму вопроса. Например: «Ты закончишь когда-нибудь эту работу?!», «Может, перекусим перед сном?».
- Вопросительно-риторические – могут быть утвердительными или отрицательными и не требуют ответа, поскольку он уже есть в самом вопросе. Используются лишь в качестве средства выразительности речи. Например: «Кто же не захочет попасть в Париж в разгаре весны?!», «Как же мне тебя не любить, край родной?!».
Средствами достижения цели вопросительных предложений служат специальная интонация в устной речи, вопросительный знак на письме, а также вопросительные слова (что, как, зачем и т. д.), частицы (разве, неужели) и определенный порядок слов: («Взрослые ходят на работу?», «Кто ходит на работу?», «Куда ходят взрослые?»).
Побудительные предложения
Виды предложений по цели высказыванияимеют еще один, третий, тип – побудительные. Это предложения, которые содержат определенное волеизъявление автора фразы. Их основная задача – побудить адресата к какому-либо действию, и побуждение может быть выражено в разных формах.
- Мольбы: «Умоляю, позволь взглянуть на сына хоть разок!!!».
- Просьбы: «Подай мне, пожалуйста, карандаш».
- Приказа: «Замолчи немедленно!».
- Пожелания: «Выздоравливай поскорее, будь добр».
Побуждение к действию в предложениях данного типа выражается при помощи специальной (побудительной) интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц типа «пускай», «давай», «ну-ка» и т. д.
Предложения невосклицательного типа
Таким образом, какие бывают предложения по цели высказывания, теперь ясно. Что же касается интонационной окраски, то подавляющее их большинство являются невосклицательными. Они произносятся спокойно, без эмоционального надрыва и особого чувства. Чаще всего представляют собой повествовательное сообщение или вопрос, реже – побуждение.
Примеры: «От горячего чая тепло разлилось по всему телу», «Откуда к нам приехал этот мальчик?», «Возьми, пожалуйста, маму за руку».
Восклицательные предложения
Предложения, произнесенные особым тоном и с особым чувством, называются восклицательными. Чаще всего в такой интонации нуждаются фразы, содержащие побуждение, но иметь восклицательный окрас может и любой другой вид.
Предложения по цели высказывания и по интонации бывают:
- Повествовательные восклицательные: «Лето пришло — как же здорово!».
- Вопросительные восклицательные: «Неужели ты никогда не примешь правду?!».
- Побудительные восклицательные: «Отдай мне мою игрушку немедленно!».
Выделение на письме
От того, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, зависят знаки препинания в них.
- Конец невосклицательного повествовательного предложения обозначается точкой: «Вот так и закончилась эта странная история».
- Невосклицательное вопросительное предложение завершается знаком вопроса: «Уехал уже отец?».
- Невосклицательное побудительное предложение тоже в конце имеет точку: «Бросай ты это грязное дело».
- В конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения с восклицательной интонацией ставится соответствующий (восклицательный) знак (в последнем случае – после вопросительного). Если эмоции накалены особенно, то таких знаков может быть три. «И отправился он восвояси!», «Глупый, уйди от края!», «А ты меня отпустишь?!», «Берегись!!!».
- При наличии оттенка незавершенности в конце любого типа предложений может быть троеточие. Например: «Печаль…», «Ну ты вернулся, а дальше?..», «Беги, беги скорее!..».
По цели высказывания предложения бывают, как мы выяснили, трех видов. Русский язык богат и многообразен. В данной статье изложена информация о том, какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русском языке. Изучить и усвоить ее обязательно каждому, кто хочет говорить и писать грамотно.
Источник: https://www.syl.ru/article/196192/new_kakie-byivayut-predlojeniya-po-tseli-vyiskazyivaniya-i-po-intonatsii-vidyi-predlojeniy-po-tseli-vyiskazyivaniya
Видеоурок «Предложения распространенные и нераспространенные»
Содержание:
§ 1 Распространенные и нераспространенные предложения
Грамматическую основу предложения составляют подлежащее и сказуемое. Это главные члены предложения. Все остальные слова в предложении являются второстепенными членами.
Для выражения наших мыслей мы используем разные предложения: одни предложения состоят только из главных членов, в других есть и главные, и второстепенные.
Давайте сравним два текста.
Наступила осень. Небо хмурится. Дует ветер. Падают листья. Кричат птицы.
Наступила холодная осень. Небо всё чаще хмурится. С севера дует резкий ветер.
На землю падают разноцветные листья. Тревожно кричат улетающие птицы.
Чем они отличаются?
Предложения первого текста состоят только из главных членов – подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.
Второй текст состоит из предложений, в которых кроме главных членовесть и второстепенные. Такие предложения называются распространёнными.
§ 2 Как распространить предложение, состоящее из грамматической основы
Предложение, состоящее только из грамматической основы, легко распространить, для этого нужно в него добавить второстепенные члены. При этом второстепенные члены придают предложению разную эмоциональную окраску.
Рассмотрим пример.
Распространить его можно по-разному:
Из примеров видно, как сильно могут отличаться по эмоциональной окраске и содержанию предложения с одинаковой грамматической основой.
§ 3 Как определить распространенным или нераспространенным является предложение
- Чтобы определить, какое предложение перед нами – распространённое или нераспространённое,
- rнужно найти в нём грамматическую основу
- rи посмотреть, есть ли в этом предложении второстепенные члены.
Казалось бы, подлежащее и сказуемое – это два слова, поэтому, если в предложении больше двух слов, то оно распространённое. Такое мнение ошибочное. Мы можем встретить нераспространённое предложение, в котором несколько подлежащих или сказуемых:
И наоборот, бывают распространённые предложения из двух слов, в которых нет подлежащего или сказуемого:
Понаблюдайте над своей речью и речью окружающих. Какие предложения мы используем чаще? Конечно, распространённые. Они помогают нам более точно и подробно передать информацию. С их помощью мы можем узнать, где происходило событие, когда и как. Наша речь становится богаче и ярче.
§ 4 Краткие итоги урока
Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены, называются распространёнными. Распространённое предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.
Список использованной литературы:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. — М.: Баласс, 2012.
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. — М.: Баласс, 2014. – 208с.
- Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301с.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
- Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.
Источник: https://znaika.ru/catalog/3-klass/russian/predlozheniya-rasprostranennye-i-nerasprostranennye
Типы предложений по цели высказывания. Видеоурок. Русский язык 3 Класс
Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».
Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью. Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.
Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»
А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».
Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.
Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.
-Мама!.. Мама!.. – что было сил завопил я.
-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» — будто передразнил меня кто-то вдали.
-Что ты кричишь? Что случилось?
-Я думал, ты далеко! – сразу успокоившись, ответил я. –Там в лесу кто-то дразнится.
-Кто дразнится?
-Не знаю. Я кричу – и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!
-«Ау! Ау! Ау!» — отозвалось из лесной дали.
-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)
Мама задаёт сыну вопросы:
-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?
Это вопросительные предложения.
Мальчик сообщает ей:
— Я думал, ты далеко! Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу – и он тоже. Да ведь это эхо!
- Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то – это повествовательные предложения.
- Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.
- — Вот послушай…
- Это побудительное предложение.
Объясню термин «побудительное предложение». Будить — помогать проснуться (отсюда слово будильник), а значит, начать действовать; побуждение – подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.
- Побудительные предложения могут выражать совет, просьбу, предложение, пожелание, требование.
- Расположите предложения в данном порядке: 1) совет, 2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.
- Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)
- Не барабань пальцами по столу! (Требование)
- Будьте добрыми! (Пожелание)
- Давайте играть в прятки. (Предложение)
- Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)
Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу. Слово пожалуйста выделяется запятыми.
Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?
Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией.
Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией. Их так и называют: восклицательные.
- Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные.
- В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
- Хотите – запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.
Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.
1. Хороший снеговик получился.
Хороший снеговик получился!
2. Что тут у вас происходит?
Что тут у вас происходит?!
3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!
1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, в нём выражена радость.
Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)
Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)
2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, произносится с особым чувством.
Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)
Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)
3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное.
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)
- В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.
- Кто живёт в капле речной воды?
- Почему летом жарко, а зимой холодно?
- Что будет, если исчезнут насекомые?
- Какой зверь самый хищный на свете?
- Где и как рождается снег?
- Откуда берётся роса на траве?
- Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.
- Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?
- Что каждый из знаков говорит об интонации?
- По интонации первое предложение — невосклицательное, а второе и третье – восклицательные.
- Что каждый из знаков говорит о цели?
Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение – вопросительное.
- Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.
- Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.
- — Какой шум!
— Не бойся меня, заяц. Я ёжик.
— Что ты такой шум поднял?!
— Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)
- — Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)
- — Не бойся меня, заяц. (1 схема: побудительное, невосклицательное)
- Я ёжик. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)
— Что ты такой шум поднял?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)
— Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)
Это листья под лапами шуршат. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)
Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.
Вы знаете, кто я? Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.
Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)
Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?
Повествовательные: Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.
Побудительные: Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.
- Теперь вы знаете, что предложение бывает
- 1)по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;
- 2) по интонации: восклицательное или невосклицательное.
- Повествовательное – это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.
- Вопросительное предложение задаёт вопрос.
- Побудительное предложение побуждает к действию.
- Список рекомендованной литературы
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
- Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- School-collection.edu.ru (Источник).
- School-collection.edu.ru (Источник).
- Социальная сеть работников образования Nsportal.ru (Источник).
Рекомендованное домашнее задание.
- Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения: «Дети, читать, интересный, книги, библиотека, в».
- Прочитайте. Какие знаки поставите в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
- Носорог.
- Хотите узнать любопытную вещь Нет у носорога рогов Вы удивились А что же тогда у него на носу Волосы Они очень сильно срослись и образовали на носу жёсткий хохолок
- (По В.Волиной)
- Найдите в тексте побудительные предложения. Выполните задания, которые даны в побудительных предложениях.
Скоро зима. Выпадет снег. Знаешь ли ты «снежные» слова: наст, пороша, позёмка? Можешь ли ты объяснить их значение? Составь словарик «снежных» слов. Объясни значение слов наст и пороша. Составь предложение со словом позёмка.
(По Н. Надеждиной)
Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/predlozhenie/tipy-predlozheniy-po-tseli-vyskazyvaniya
Виды предложения по цели высказывания
Каждое предложение произносится или пишется с определенной целью — люди рассказывают что-то, спрашивают, советуют или просят что-то сделать. Цель высказывания — это сообщение, вопрос или просьба.
По цели высказывания предложения делятся на:
- повествовательные
- вопросительные
- побудительные
Повествовательное предложение — это предложение, в котором содержится сообщение о чем-то в виде утверждения или отрицания.
Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.
В конце повествовательного предложения может стоять точка (.), восклицательный знак (!) или многоточие (…).
Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер…
В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.
Вопросительное предложение — это предложение, в котором о чём-то спрашивают.
Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?). Когда предложение произносится с очень сильным чувством, в конце могут стоять сразу два знака — вопросительный и восклицательный (?!).
Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!
Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.
Например: Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?
Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация. Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении.
- Побудительное предложение — это предложение, содержащее просьбу, совет, приказ, требование или призыв к действию.
- Например:
- Подай мне книгу, пожалуйста. (просьба)
- Позанимайся дополнительно. (совет)
- Не отставай! (приказ, требование)
- Берегите природу! (призыв)
В конце побудительного предложения ставится точка (.) или восклицательный знак (!).
Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.
В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.
Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!
Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.
Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
- Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
- Предложение с обращением
- Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
- Второстепенные члены предложения
- Предложения распространенные и нераспространенные
- Однородные члены предложения
- Простое и сложное предложения
- Предложения с прямой речью
- Словосочетание
- Предложение
- Синтаксис и синтаксический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
- 1 класс
- Упражнение 3, Климанова, Рабочая тетрадь
- Упражнение 128, Полякова, Учебник
- Упражнение 130, Полякова, Учебник
- Упражнение 133, Полякова, Учебник
- Упражнение 72, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
- 2 класс
- Упражнение 15, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
- Упражнение 16, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
- Упражнение 18, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
- Упражнение 19, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
- Упражнение 20, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
- Упражнение 22, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
- Упражнение 168, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
- Упражнение 189, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
- Упражнение 196, Полякова, Учебник, 1 часть
- Упражнение 197, Полякова, Учебник, 1 часть
- 3 класс
- Упражнение 26, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
- Упражнение 147, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
- Упражнение 9, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
- Упражнение 22, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
- Упражнение 119, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
- Упражнение 3, Полякова, Учебник, 1 часть
- Упражнение 5, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
- Упражнение 399, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
- Упражнение 2, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
- Упражнение 457, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
- 4 класс
- Упражнение 15, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
- Упражнение 17, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
- Упражнение 18, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
- Упражнение 20, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
- Упражнение 43, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
- Упражнение 271, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
- Упражнение 10, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
- Упражнение 14, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
- Упражнение 76, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
- Упражнение 80, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
- 6 класс
- Упражнение 355, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
- Упражнение 90, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
- 7 класс
- Упражнение 250, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
- Упражнение 507, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
- © budu5.com, 2019
- Пользовательское соглашение
- Copyright
- Нашли ошибку?
- Связаться с нами
Источник: https://budu5.com/manual/chapter/72
Предложение
Предложение — это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них.
Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью. В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные. Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).
Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.
В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.
Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам.
Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:
а) собственно вопросительные: Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров); б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин).
Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.
Например: А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).
Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова — вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.
Сравните: Он приедет. Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
- Пусть он приедет.
- По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные.
- Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.
Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Невосклицательное | Восклицательное | |
Повествовательное | Мама,Петя приехал. | Мама, Петя приехал! |
Вопросительное | Вы уже уходите? | Как, вы уже уходите?! |
Побудительное | Возвращайся поскорее. | Возвращайся же поскорее! |
- По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные, когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,
- например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные, когда грамматическую основу предложений образует один главный член,
- например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).
- По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).
Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).
В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные. В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л.
Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации.
Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? — Мне полчашечки.
Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные.
Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/uchenikam/teoriya/178-predlogenie.html
Орфограммка
§ 1. Точка
§ 1.1
Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения: Навстречу солнцу ползёт тёмная свинцовая громада. На ней то там, то сям красными зигзагами мелькает молния. Слышны далёкие раскаты грома. Тёплый ветер гуляет по траве, гнёт деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнётся настоящая гроза. (Ч.) .
↑ Cодержание ↑
§ 1.2
Точка ставится после коротких предложений, рисующих единую картину, для придания изложению большей выразительности: Поздно. Ветер стал холодный. Темно в долине. Роща спит над отуманенной рекою. Луна сокрылась за горою. (П.)
↑ Cодержание ↑
§ 1.3
Точка ставится в конце номинативных (назывных) предложений, не заключающих в себе ни вопроса, ни восклицания: Поле. Огороды. Пасека. Молочная ферма. Птичник. Плодовый сад. Лес. Два трактора. Мастерские. И всё это в блестящем состоянии. (Кат.)
↑ Cодержание ↑
§ 1.4
Точка ставится после первой части так называемых сегментированных конструкций, или конструкций с «двойным обозначением», состоящих из двух частей. Первая часть (сегмент, т. е.
отрезок), находящаяся в начале предложения или текста и выраженная, как правило, формой именительного падежа существительного либо словосочетанием во главе с этой формой (именительный темы, или именительный представления), называет лицо, предмет, явление, которое во второй части (в последующем тексте) получает другое обозначение в форме местоимения: Земля. На ней никто не тронет… Лишь крепче прижимайся к ней. (Сим.); Производительность труда. Как её повысить? (газ.)
↑ Cодержание ↑
§ 1.5
Точка ставится после разделительной паузы перед присоединительными конструкциями, которые при другой пунктуации играли бы роль членов предложения (так называемая парцелляция, т. е. членение): В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту.
(Чак.); Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н.И.); Три молодые работницы часового завода прибежали после работы в редакцию. Взволнованные. Встревоженные. (Нар.); Мир стал иным. На год старше. (газ.);Программа грандиозная. И вполне реальная. (газ.
)
↑ Cодержание ↑
§ 1.6
Точка ставится в конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания: Вам бы полечиться. (М.Г.); Позвольте мне прочесть в другой раз. (Бл.); Ты меня не учи. (Добр.)
↑ Cодержание ↑
§ 1.7
Точка ставится перед союзами и, а, но, однако и др., если они начинают собой новое предложение: На всех углах стоят фонари и горят полным накалом. И окна освещены. (Сим.); Заблудился, видно, человек. А плутать сейчас в тайге — гиблое дело: не видно ни месяца, ни звёзд. (Марк.); Мне было бы легче, если бы он стал ругать меня. Но он молчал и молчал. (Кав.)
↑ Cодержание ↑
§ 1.8
Точка ставится в конце рубрик перечисления, если у цифр или литер, которыми рубрики обозначены, стоит точка:
§ 83. Пишутся слитно:
1. Наречия, образованные соединением предлогов с наречиями… навряд ли, задаром.
2. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными… натрое, но: по двое, по трое.
3. Наречия, образованные соединением предлогов с краткими прилагательными… потихоньку, сгоряча. (Правила русской орфографии и пунктуации.)
↑ Cодержание ↑
§ 1.9
Точка ставится в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение: Вот этот рассказ. (Пауст.) [дальше следует рассказ]; Представьте себе следующее. [дальше — подробное повествование]; Новый станок имеет такое устройство. [дальше — пространное описание].
↑ Cодержание ↑
§ 2. Вопросительный знак
§ 2.1
Вопросительный знак ставится в конце простого предложения, заключающего в себе прямой вопрос: Ты откуда же взялся, Андрей? (Горб.); Любишь апельсины? (Сим.)
↑ Cодержание ↑
§ 2.2
Вопросительными могут быть и номинативные (назывные) предложения: Пожар? (Кож.)
↑ Cодержание ↑
§ 2.3
Вопросительный знак ставится в конце сложно сочиненного предложения, если все части, входящие в его состав, или только последняя заключают в себе вопрос: В ней сердце долго ли страдало, иль скоро слёз прошла пора? (П.); Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? (Гр.)
↑ Cодержание ↑
§ 2.4
Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если вопрос содержится и в главной, и в придаточной частях предложения или только в главной либо придаточной: Вы знаете, что такое сестры милосердия?(Остр.); Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? (Ч.)
↑ Cодержание ↑
§ 2.5
Вопросительный знак ставится в конце бессоюзного сложного предложения, если образующие его части являются вопросительными предложениями (между ними ставятся запятые ) или только последняя часть содержит прямой вопрос (перед ней ставится двоеточие либо тире, в зависимости от смысловых отношений между частями предложения): Кто скачет, кто мнится под хладною мглой? (Жук.); А я ехала сейчас, говорила с вами и всё думала: почему они не стреляют? (Сим.); Хвалы приманчивы — как их не пожелать? (Кр.)
↑ Cодержание ↑
§ 2.6
Вопросительный знак в скобках ставится для выражения сомнения или недоумения пишущего, чаще всего внутри цитируемого текста: «…Уже весёлые и шумные вином, уже певучие (?) и светлые (!) кругами сидели у стола». Что за странный набор слов! (Бел.)
↑ Cодержание ↑
§ 2.7
О сочетании вопросительного и восклицательного знаков см. § 3, п. 7.
↑ Cодержание ↑
§ 3. Восклицательный знак
§ 3.1
Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения: Э, да это гроза! (Т.); Счастливый путь! (Кож.)
↑ Cодержание ↑
§ 3.2
Всегда являются восклицательными предложения, имеющие в своем составе слова что за, как, какой и т. п.: Что за чудесный человек мой друг! (Т.); Как вы побледнели! (П.); Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике! (Ф.)
↑ Cодержание ↑
§ 3.3
Восклицательный знак ставится в конце побудительных предложений, в которых приказание, требование, выраженное формой повелительного наклонения глагола, эмоционально окрашено: Встань! Ступай отсюда! (Ч.); «Держи!» — стонал старик, отпихивая баркас от берега (Ш.).
↑ Cодержание ↑
§ 3.4
Восклицательный знак ставится в конце побудительных предложений, выраженных не формой повелительного наклонения глагола: Телефоны! Быстро! (Сим.); Офицер бросил бумагу на стол. «Подписать!» (М.Г.); Чтобы я больше не слышал таких разговоров!
↑ Cодержание ↑
§ 3.5
Восклицательный знак ставится в конце номинативного (назывного) предложения, если оно произносится с восклицательной интонацией: Чрезвычайное происшествие! (Г.); Вот венец мой, венец позора! (П.)
↑ Cодержание ↑
§ 3.6
Восклицательный знак ставится в конце слова-обращения, междометного предложения или предложения-обращения, если оно произносится с восклицательной интонацией: Ещё бы! (Т.); Верно! Верно! (Вс. Ив.); Нет, нет! (Крым.);«Шабаш!» — крикнул кто-то злым и надорванным голосом (М.Г.); Соня (тоном упрека): Дядя! (Ч.)
↑ Cодержание ↑
§ 3.7
Восклицательный знак в скобках ставится для выражения отношения автора к чужому тексту (согласия, одобрения или иронии, возмущения): «Наши наблюдения проводились на протяжении ряда лет, выводы подтверждены многочисленными экспериментами (!), основные положения обсуждались на разных совещаниях» — с этими словами автора нового исследования можно полностью согласиться. (См.
также § 2, п. 6.) Для усиления функции восклицательного (вопросительного) знака при выражении отношения пишущего к чужому тексту встречается сочетание в скобках обоих знаков: …Небезызвестный… Уильям Бакли, которого «Нью-Йорк таймс» назвала «яростным сторонником консервативных позиций», опубликовал… панегирик под лихим заголовком: «Нейтронная бомба — уникальное антивоенное (?!) оружие» (газ.).
↑ Cодержание ↑
§ 4. Многоточие
§ 4.1
Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами (волнением говорящего, внешними помехами и т. д.): А, так ты… — Я без души лето целое всё пела (Кр.); «И вы не боитесь…» — «Чего не боюсь?» — «…Ошибиться?»; «И кроме того… — подумалось мне, — и кроме того…»
↑ Cодержание ↑
§ 4.2
Многоточие ставится для указания на перерывы в речи, на заминки: В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте (Г.); «А… а… а, как же иначе», — заикался он (ср.: «А-а-а», — протяжно и понимающе произнёс он).
↑ Cодержание ↑
§ 4.3
Многоточие ставится в конце предложения для указания на то, что приводимое перечисление могло бы быть продолжено: На выставке в зале Музея искусств Грузии представлено свыше 50 произведений Пикассо, Ренуара, Гогена, Дега, Бернара, Модильяни, Сезанна, Моне… (газ.)
↑ Cодержание ↑
§ 4.4
Многоточие ставится для указания на неожиданный переход от одной мысли к другой: Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря… (П.)
↑ Cодержание ↑
§ 4.5
Многоточие в начале текста указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени: …А теперь вернёмся к началу этой истории, продолжавшейся двадцать лет.
↑ Cодержание ↑
§ 4.6
Многоточие ставится при перечислении слов с не раскрытым содержанием: Фестивали… Конкурсы… Концерты… (название рубрики в газете).
↑ Cодержание ↑
§ 4.7
О постановке многоточия в цитатах см. § 55.
↑ Cодержание ↑
§ 4.8
О сочетании многоточия с вопросительным или восклицательным знаком см. § 68, п. 1.
↑ Cодержание ↑
Источник: https://orfogrammka.ru/OGL05/71827463.html
Знаки препинания в конце предложения | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе
Точка ставится:
- в конце законченного повествовательного предложения: Стоял солнечный день.
Точка может ставиться:
- в конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания (Ну что ж, иди.);
- перед союзами и, а, но, однако и др., если они начинают собой новое предложение, т. е. предыдущее предложение интонационно закончено (сравните: Ливень продолжался несколько часов. Но вот солнце опять заблестело. – Ливень продолжался несколько часов, но вот солнце опять заблестело);
- в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение, например: Вот что произошло вчера утром (дальше следует развернутое повествование).
Вопросительный знак ставится:
- в конце простого вопросительного предложения (Разве тебе не стыдно?);
- в конце сложносочинённого предложения, если вопрос содержится в обеих его частях (Ты идешь или мне идти одному?) или в одной (Сам пришел, а Наташа-то где?);
- в конце сложноподчинённого предложения, если вопрос содержится в главном предложении (Неужели не ясно, что задача решена правильно?);
- в конце бессоюзного предложения, если последняя часть его содержит прямой вопрос (сравните: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? – Как она могла тебя укусить – я не понимаю).
Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (Ах, какая это была девушка!).
Так как восклицательными становятся предложения, произносимые с усиленной эмоциональностью, то в зависимости от
оттенка значения и от интонации возможна двоякая пунктуация (Что за человек? — Что за человек!).
При равноправии вопроса и восклицания встречается сочетание двух знаков – вопросительного и восклицательного (Да что же это такое?!).
Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами, для указания на перерывы в речи, на неожиданный переход от одной мысли к другой и т. д. (Слушай, отпусти ты меня…). Многоточие ставится и в конце цитаты, когда цитируемое предложение приводится не до конца, например: “Первоэлементом литературы, – указывал Горький, — является язык…”.
В конце законченного повествовательного предложения ставится точка.
- С середины неба глядит месяц.
- Ветер стал холодный.
- Навстречу солнцу ползет свинцовая туча.
- Слышны далекие раскаты грома.
- Теплый ветер гуляет по траве.
- В комнате совершенно темно.
- Луна скрылась за лесом.
- Роща спит над темной рекой.
- Мы отправились в лес и долго бродили там.
- Кругом сверкала вода, по которой едва заметно шла рябь.
- Рассвет был сырой, холодный.
- В небе грозно сверкает молния, гремит гром.
- Дети пили чай на кухне, взрослые о чем-то спорили, сидя за столом в гостиной.
- В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
- Накануне выпал небольшой снежок, подморозило.
- Что написано пером, не вырубишь и топором.
- Что мне неприятно, то его всегда радует.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Что ты не виноват, мне давно и хорошо известно.
- Наступила осень, и журавли потянулись на юг.
- Небо снова покрылось тучами, и посыпался дождь.
- Воздух дышит осенним светом, и вся природа оживляется.
- Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.
- Ни я не послал ему письма, ни он мне не написал.
- Мать решила никуда не ездить, да и мне не хотелось.
В конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания, может ставится точка.
- Дедушка, тебе бы полечиться.
- Позвольте мне прийти еще раз.
- Ты меня не учи.
- По пути в окна не высовываться.
- К этой двери не прислоняться.
- Тебе бы на юг поехать, например, в Сочи.
- Ох, отдохнуть бы часа два.
- Отправить этого лодыря с глаз долой, в деревню к бабушке.
- Ровно к часу ребятам всем быть на пустыре позади школы, в зарослях.
- Так, а теперь идти быстро и тихо, не оглядываясь по сторонам.
- Короче, дети, к вечеру переодеться, причесаться, умыться и сидеть чинно, как в гостях.
- Пусть колдунам не удается морочить правоверных.
- Лишь бы лета нам дождаться.
- Улететь бы вольною птицей от всех вас, от ваших сонных физиономий, от разговоров.
- Перебраться бы скорее на новую квартиру.
- Всем бы прочитать эту книгу.
- Конечно, мне бы сказать ему сразу: «На меня не надейся».
Точка ставится перед союзами, если они начинают собой новое предложение.
- Программа грандиозная. И вполне реальная.
- На всех углах стоят фонари и горят полным накалом. И окна освещены.
- Заблудился, видно, человек. А плутать сейчас в тайге – гиблое дело…
- Мне было бы легче, если бы он стал ругать меня. Но он молчал и молчал.
- Ждали малоснежную зиму. И не угадали.
- Осип надеялся на добросердечие барина. Однако просчитался.
- У обоих было любимое место в саду: скамья под старым широким кленом. И теперь сели на эту скамью.
- Гроза бушевала над опустевшим городом. Но вот раскаты грома стали стихать.
- Для такой работы нужно предельное внимание. И терпение.
- Мама твердо решила соблюдать диету. Однако выдержала только два дня.
- Девочка неожиданно рассмеялась. И мальчик улыбнулся.
- Мы договорились встретиться днем. Но встретились только поздним вечером.
- Он меня не слышит. И я его не слышу.
- Раздался чей-то голос. Или мне так только показалось?
Точка ставится в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение.
- Отец рассказал следующее. На дорогу перед машиной внезапно выскочила маленькая собачонка, мокрая и жалкая. Шофёр резко нажал на тормоз, машина завертелась на мокром асфальте и едва не свалилась в кювет. К счастью, всё обошлось.
- Вот как это случилось. Пёс погнался за котёнком и опрокинул шаткий столик. Бабушкины очки, которые лежали на столике, упали на пол, одно стекло треснуло, дужка отломилась.
- Я, пожалуй, сделаю вот как. Аккуратно выкопаю этот розовый куст и пересажу его под самое окно. И тогда в спальне по утрам будет пахнуть розами.
- Немного отдышавшись, Петя рассказал вот что. Лодка с ребятами опрокинулась на самой середине речки. До берега дети добрались вплавь, а лодку унесло течением.
- Представьте себе такую картину. В комнату вбегает Антон в сопровождении огромного лохматого барбоса. Тот вертится и подпрыгивает, пытаясь лизнуть мальчика в лицо. Антон отталкивает собаку, падает на пол и разражается громким рёвом.
- Вот что у нас случилось сегодня утром. В открытую форточку влетела синица, заметалась по комнате, а потом стала биться об оконное стекло. Петя бросился ее спасать, споткнулся и разбил коленку.
В конце простого предложения, заключающего в себе вопрос, ставится вопросительный знак.
- Это кто стучал?
- Что это вы пишете?
- Хотят ли русские войны?
- Как ваше здоровье?
- Что может краткое свиданье мне в утешенье принести?
- Может с Тёркиным беда?
- Знаете ли вы украинскую ночь?
- Случалось ли вам хоть однажды заблудиться в лесу?
- Куда же мне теперь деваться?
- Как бы мне повидаться с Петром Петровичем?
- Который теперь час?
- Во сколько ты приедешь?
- Какое сегодня число?
- Сколько стоит эта книга?
- Ты откуда взялся, Фёдор?
Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, если вопрос содержится в одной или в обеих его частях. При этом следует помнить, что, если оба предложения содержат вопрос и соединены соединительными или разделительными союзами, запятая между ними не ставится.
- В ней сердце долго ли страдало, иль скоро слез прошла пора?
- Где ты была и кто разрешил тебе так поздно приходить домой?
- Куда он едет и когда вернется сюда?
- Во сколько мы встретимся и где ты меня будешь ждать?
- Как собака попала сюда и почему дверь не была закрыта?
- Зачем ты это сказал и что нам теперь делать?
- Он сможет разобраться с этим или нам сделать самим?
- Маша приедет к нам или нам поехать к ней?
- Ты позвонишь в магазин или мне заехать туда?
- Антон вымоет посуду или мне попросить Катю?
- Вы купите хлеб или послать в магазин Диму?
- Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
- Книга такая толстая, а сколько ты уже прочитал?
- Вот раздались чьи-то шаги, или мне только показалось?
- Я виноват перед тобой, но ты когда-нибудь простишь меня?
- На дворе уже апрель, но когда же наконец станет тепло?
- Комната очень большая, но понравится ли она Вашему мужу?
Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если вопрос содержится в главном предложении.
- Разве кто-нибудь из вас понял, о чем они спорили?
- Неужели ты не представляешь, сколько времени потребуется для выполнения этой работы?
- Разве кто-то может знать, как сложится дальше его жизнь?
- Неужели ты не помнишь, как он оказался на чердаке?
- Разве трудно понять, что детям не следует слушать подобные разговоры?
- Кто-нибудь из вас знает, какой дорогой лучше пройти к церкви?
- Разве дети не знали, чьи книги лежали на столе?
- А за кого же я могу вас принимать после того, как вы отказались помочь мне уничтожить предателя?
- Тебе не было страшно, когда из окна повалил дым?
- Не было ли тебе обидно, что работу твою не оценили?
- Разве не странно то, что ты совсем не помнишь меня?
- Не удивительно ли то, как Олег отреагировал на мою просьбу?
Вопросительный знак ставится в конце бессоюзного сложного предложения, если его последняя часть содержит прямой вопрос.
- Хвалы приманчивы – как их не пожелать?
- Я шел и думал: что бы всё это значило?
- Он постоянно спрашивал себя: за что, за что такие мучения?
- А я ехала сейчас, говорила с вами и все думала: почему они не стреляют?
- С изумлением глядел он на старый дом: неужели он жил тут когда-то?
- Иногда мне думается: нужно ли было так упорно настаивать на своем?
- Вот чего я никак не могу понять: как такое могло произойти?
- Лежу и думаю: как мы выберемся из этой передряги?
- А боюсь я вот чего: ну как зверь подкрадется незаметно?
- Печален я: где мой друг любезный?
- Он заволновался: как можно стрелять в безоружного человека?
- Мне совсем не хочется спать: неужели уже без четверти два?
- Сережка промолчал: к чему словесные клятвы и заверения?
- Саша боялся подойти к обрыву: а вдруг поскользнешься?
- Никто и не помышлял идти спать: как пропустить такое зрелище?
Восклицательный знак ставится в конце восклицательного (произносимого с усиленной эмоциональностью) предложения.
- О, вы не знаете украинской ночи!
- Божественная ночь!
- Очаровательная ночь!
- И какая сверкающая даль!
- Какая красивая и умная собака!
- Да, вот это гроза так гроза!
- Что за чудесный человек мой отец!
- Ах, как вы побледнели!
- Встань! Ступай в свою комнату!
- – Держи! – стонал старик, отпихивая баркас от берега.
- Чтобы я больше не слушал таких разговоров!
- Слушайте все! Чрезвычайное происшествие!
- Вот венец мой, венец позора!
- Как ярко светит солнце и как поют птицы!
- Какой красивый кот и какая у него белая грудка!
- Какой красивый лес и как тихо все вокруг!
- Как приятно гулять в саду вечером и как удивительно пахнет жасмин!
- Какое лето было тогда и как мы любили друг друга!
- Как вечер тих и как тиха река!
- Чего не знаю, того и не хочу знать!
- Что было между нами, того уж не вернешь!
Многоточие ставится в конце предложения для обозначения незаконченности высказывания.
- А, так ты… – Я без души лето целое все пела.
- – И кроме того… – подумалось мне, – и кроме того…
- В департаменте… Но лучше не называть, в каком департаменте.
- Пожалуй я… Да нет, лучше мне промолчать.
- На выставке представлены свыше 50 произведений Ренуара, Гогена, Дега, Сезанна, Моне…
- Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову…
- Фестивали… Конкурсы… Концерты…
- Горы, леса, ширь – конца-краю нет…
- Не бывал я в таких делах…
- Пропаду ведь я…
- Какое чудесное утро: и роса, и грибы, и птицы…
- Луна спокойно с высоты над Белой Церковью сияет…
- Стоять я не могу… мои колени слабеют… душно…
- Жена его… Впрочем, они были совершенно довольны друг другом.
- Друг Моцарт, эти слезы…
- Вечером мы с охотником Ермолаем отправились на «тягу»…
Многоточие ставится в конце цитаты, когда цитируемое предложение приводится не до конца.
- Горький писал, что «Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев…»
- О Пушкине Гоголь писал так: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте…»
- «Нет сомнений, – говорил Тургенев о Пушкине, – что он создал наш поэтический, наш литературный язык…»
- И.С. Тургенев говорил: «Нет счастья вне родины…»
- Чернышевский писал, что «искусство только напоминает нам своими произведениями о том, что интересно для нас в жизни…»
- «В «Онегине» все части органически сочленены…» – писал Белинский.
- Выступая в защиту устной речи, А.П. Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»
- М.В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг…»
- «Надо уметь употреблять слова, которые наиболее тонко выражали бы мысли…» – написал А.А. Фадеев.
- «…Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа…» – писал Н.Г. Чернышевский
Лекция добавлена 09.04.2012 в 03:38:58
Источник: http://uclg.ru/education/russkiy_yazik/5_klass/sintaksis_i_punktuatsiya/lecture_znaki_prepinaniya_v_kontse_predlojeniya.html