Гроза прошла? (вопросительное, простое, восклицательное, нераспространенное)?

Для того чтобы правильно прочесть предложение, верно понять его смысл и грамотно расставить знаки препинания, нужно понимать, какими бывают предложения по цели высказывания.

Также очень важно уметь определить их видовую принадлежность.

Какие же бывают предложения по цели высказывания? В русском языке существует несколько классификаций данных синтаксических единиц, в том числе и относительно цели высказывания, а также специфики произношения.

Виды предложений по цели высказывания и интонации

Уточним, что интонация подразумевает эмоциональное оформление предложения. По цели высказывания предложения бывают:

  • Повествовательные.
  • Вопросительные.
  • Побудительные.

В свою очередь, любое из них может быть как восклицательным, так и невосклицательным – в зависимости от того, с какой интонацией его произносит оратор (со спокойной или эмоциональной).

Гроза прошла? (вопросительное, простое, восклицательное, нераспространенное)?

Повествовательные предложения

Самые распространенные предложения по цели высказывания – это, конечно же, повествовательные. Их задачей является сообщение информации, которая может либо утверждаться, либо отрицаться.

Повествовательное предложение выражает законченую мысль, передающуюся при помощи специальной интонации: главное с логической точки зрения слово выделяется голосом, а в конце фразы тон понижается, становится более спокойным.

За примерами повествовательных предложений ходить далеко не нужно – они на каждом шагу: «Мама купила хлеба», «Весна пришла и принесла с собой тепло», «У Мити – лучшая оценка в классе!».

Гроза прошла? (вопросительное, простое, восклицательное, нераспространенное)?

Вопросительные предложения

Предложения по цели высказывания также бывают вопросительными. Их смысловая задача – передать какой-либо вопрос. Вопросы могут быть разными, от чего зависят подвиды данного типа предложений. В зависимости от цели вопроса и характера предполагаемого ответа выделяют:

  • Общевопросительные предложения – их задача получить подтверждение или отрицание какой-либо информации. Ответом на такого типа вопрос могут быть только «да» или «нет». Например: «Василий сегодня был в институте?». Или: «В том саду цветут хризантемы?».
  • Частновопросительные – направлены на получение новой информации о действующем лице, обстоятельствах действия, характеристики объектов и субъектов и т. д. Примеров множество: «В котором часу нам нужно выйти из дома?», «Кто сегодня дежурный?», «Когда начнется настоящая зима?».Гроза прошла? (вопросительное, простое, восклицательное, нераспространенное)?

Вопросительные предложения бывают разных видов еще и по своему характеру. Это:

  • Собственно вопросительные – предполагают ответ в обязательном порядке. Целью вопрошающего является выяснение совершенно неизвестной для него информации. Например: «Сколько лет твоей бабушке?», «Куда идет этот трамвай?».
  • Вопросительно-утвердительные – требуют подтверждения информации, которая уже и так есть в вопросе. Например: «Ты что ли не знал этого?», «Он ведь не хотел сделать ей больно?».
  • Вопросительно-отрицательные – выражают отрицание мысли, заключенной в вопросе. Например: «Разве можно уснуть, когда такая ночь?!», «Вот зачем я ввязался в эту историю?».
  • Вопросительно-побудительные – содержат побуждение к какому-либо действию, заключенное в форму вопроса. Например: «Ты закончишь когда-нибудь эту работу?!», «Может, перекусим перед сном?».
  • Вопросительно-риторические – могут быть утвердительными или отрицательными и не требуют ответа, поскольку он уже есть в самом вопросе. Используются лишь в качестве средства выразительности речи. Например: «Кто же не захочет попасть в Париж в разгаре весны?!», «Как же мне тебя не любить, край родной?!».Гроза прошла? (вопросительное, простое, восклицательное, нераспространенное)?

Средствами достижения цели вопросительных предложений служат специальная интонация в устной речи, вопросительный знак на письме, а также вопросительные слова (что, как, зачем и т. д.), частицы (разве, неужели) и определенный порядок слов: («Взрослые ходят на работу?», «Кто ходит на работу?», «Куда ходят взрослые?»).

Побудительные предложения

Виды предложений по цели высказыванияимеют еще один, третий, тип – побудительные. Это предложения, которые содержат определенное волеизъявление автора фразы. Их основная задача – побудить адресата к какому-либо действию, и побуждение может быть выражено в разных формах.

  • Мольбы: «Умоляю, позволь взглянуть на сына хоть разок!!!».
  • Просьбы: «Подай мне, пожалуйста, карандаш».
  • Приказа: «Замолчи немедленно!».
  • Пожелания: «Выздоравливай поскорее, будь добр».

Побуждение к действию в предложениях данного типа выражается при помощи специальной (побудительной) интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц типа «пускай», «давай», «ну-ка» и т. д.

Гроза прошла? (вопросительное, простое, восклицательное, нераспространенное)?

Предложения невосклицательного типа

Таким образом, какие бывают предложения по цели высказывания, теперь ясно. Что же касается интонационной окраски, то подавляющее их большинство являются невосклицательными. Они произносятся спокойно, без эмоционального надрыва и особого чувства. Чаще всего представляют собой повествовательное сообщение или вопрос, реже – побуждение.

Примеры: «От горячего чая тепло разлилось по всему телу», «Откуда к нам приехал этот мальчик?», «Возьми, пожалуйста, маму за руку».

Восклицательные предложения

Предложения, произнесенные особым тоном и с особым чувством, называются восклицательными. Чаще всего в такой интонации нуждаются фразы, содержащие побуждение, но иметь восклицательный окрас может и любой другой вид.

Предложения по цели высказывания и по интонации бывают:

  • Повествовательные восклицательные: «Лето пришло — как же здорово!».
  • Вопросительные восклицательные: «Неужели ты никогда не примешь правду?!».
  • Побудительные восклицательные: «Отдай мне мою игрушку немедленно!».

Выделение на письме

От того, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, зависят знаки препинания в них.

Гроза прошла? (вопросительное, простое, восклицательное, нераспространенное)?

  • Конец невосклицательного повествовательного предложения обозначается точкой: «Вот так и закончилась эта странная история».
  • Невосклицательное вопросительное предложение завершается знаком вопроса: «Уехал уже отец?».
  • Невосклицательное побудительное предложение тоже в конце имеет точку: «Бросай ты это грязное дело».
  • В конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения с восклицательной интонацией ставится соответствующий (восклицательный) знак (в последнем случае – после вопросительного). Если эмоции накалены особенно, то таких знаков может быть три. «И отправился он восвояси!», «Глупый, уйди от края!», «А ты меня отпустишь?!», «Берегись!!!».
  • При наличии оттенка незавершенности в конце любого типа предложений может быть троеточие. Например: «Печаль…», «Ну ты вернулся, а дальше?..», «Беги, беги скорее!..».

По цели высказывания предложения бывают, как мы выяснили, трех видов. Русский язык богат и многообразен. В данной статье изложена информация о том, какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русском языке. Изучить и усвоить ее обязательно каждому, кто хочет говорить и писать грамотно.

Источник: https://www.syl.ru/article/196192/new_kakie-byivayut-predlojeniya-po-tseli-vyiskazyivaniya-i-po-intonatsii-vidyi-predlojeniy-po-tseli-vyiskazyivaniya

Видеоурок «Предложения распространенные и нераспространенные»

Содержание:

§ 1  Распространенные и нераспространенные предложения

Грамматическую основу предложения составляют подлежащее и сказуемое. Это главные члены предложения. Все остальные слова в предложении являются второстепенными членами.

Для выражения наших мыслей мы используем разные предложения: одни предложения состоят только из главных членов, в других есть и главные, и второстепенные.

Давайте сравним два текста.

Наступила осень. Небо хмурится. Дует ветер. Падают листья. Кричат птицы.

Наступила холодная осень. Небо всё чаще хмурится. С севера дует резкий ветер. 

На землю падают разноцветные листья. Тревожно кричат улетающие птицы.

Гроза прошла? (вопросительное, простое, восклицательное, нераспространенное)?

Чем они отличаются?

Предложения первого текста состоят только из главных членов – подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.

Второй текст состоит из предложений, в которых кроме главных членовесть и второстепенные. Такие предложения называются распространёнными.

§ 2  Как распространить предложение, состоящее из грамматической основы

Предложение, состоящее только из грамматической основы, легко распространить, для этого нужно в него добавить второстепенные члены. При этом второстепенные члены придают предложению разную эмоциональную окраску.

Гроза прошла? (вопросительное, простое, восклицательное, нераспространенное)?

Рассмотрим пример.

Гроза прошла? (вопросительное, простое, восклицательное, нераспространенное)?

Распространить его можно по-разному:

Из примеров видно, как сильно могут отличаться по эмоциональной окраске и содержанию предложения с одинаковой грамматической основой.

§ 3  Как определить распространенным или нераспространенным является предложение

  • Чтобы определить, какое предложение перед нами – распространённое или нераспространённое,
  • rнужно найти в нём грамматическую основу
  • rи посмотреть, есть ли в этом предложении второстепенные члены.

Казалось бы, подлежащее и сказуемое – это два слова, поэтому, если в предложении больше двух слов, то оно распространённое. Такое мнение ошибочное. Мы можем встретить нераспространённое предложение, в котором несколько подлежащих или сказуемых:

Гроза прошла? (вопросительное, простое, восклицательное, нераспространенное)?

И наоборот, бывают распространённые предложения из двух слов, в которых нет подлежащего или сказуемого:

Понаблюдайте над своей речью и речью окружающих. Какие предложения мы используем чаще? Конечно, распространённые. Они помогают нам более точно и подробно передать информацию. С их помощью мы можем узнать, где происходило событие, когда и как. Наша речь становится богаче и ярче.

§ 4  Краткие итоги урока

Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены, называются распространёнными. Распространённое предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. — М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. — М.: Баласс, 2014. – 208с.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301с.
  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
  5. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.

Источник: https://znaika.ru/catalog/3-klass/russian/predlozheniya-rasprostranennye-i-nerasprostranennye

Типы предложений по цели высказывания. Видеоурок. Русский язык 3 Класс

Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».

Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью. Иногда мы хотим  сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.

Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»

А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».

Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.

Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.

-Мама!.. Мама!.. – что было сил завопил я.

-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» — будто передразнил меня кто-то вдали.

-Что ты кричишь? Что случилось?

-Я думал, ты далеко! – сразу успокоившись, ответил я. –Там в лесу кто-то дразнится.

-Кто дразнится?

-Не знаю. Я кричу – и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!

-«Ау! Ау! Ау!» — отозвалось из лесной дали.

-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)

Мама задаёт сыну вопросы:

-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?

 Это вопросительные предложения.

Мальчик сообщает ей:

— Я думал, ты далеко!  Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу – и он тоже. Да ведь это эхо!

  • Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то – это повествовательные предложения.
  • Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.
  • — Вот послушай…
  • Это побудительное предложение.

 Объясню термин «побудительное предложение». Будить — помогать  проснуться (отсюда слово будильник), а значит, начать действовать; побуждение – подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.

  1. Побудительные предложения могут выражать совет,  просьбу, предложение, пожелание, требование.
  2. Расположите предложения в данном порядке: 1) совет,  2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.
  3. Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)
  4. Не барабань пальцами по столу! (Требование)
  5. Будьте добрыми! (Пожелание)
  6. Давайте играть в прятки. (Предложение)
  7. Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)

Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу.  Слово пожалуйста выделяется запятыми.

Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?

Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью  мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией.

Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией.  Их так и называют: восклицательные.

  • Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные.
  • В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
  • Хотите – запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.

Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные  по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.

1. Хороший снеговик получился.

Хороший снеговик получился!

2. Что тут у вас происходит?

Что тут у вас происходит?!

3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!

1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, в нём выражена радость.

Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)

Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)

2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, произносится с особым чувством.

Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)

Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)

3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)

  1. В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.
  2. Кто живёт в капле речной воды?
  3. Почему летом жарко, а зимой холодно?
  4. Что будет, если исчезнут насекомые?
  5. Какой зверь самый хищный на свете?
  6. Где и как рождается снег?
  7. Откуда берётся роса на траве?
  8. Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.
  9. Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?

Гроза прошла? (вопросительное, простое, восклицательное, нераспространенное)?

  • Что каждый из знаков говорит об интонации?
  • По интонации первое предложение — невосклицательное, а второе и третье – восклицательные.
  • Что каждый из знаков говорит о цели?

Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение – вопросительное.

  1. Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.
  2. Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.
  3.  — Какой шум!

 — Не бойся меня, заяц. Я ёжик.

— Что ты такой шум поднял?!

 — Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)

  •  — Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)
  •  — Не бойся меня, заяц. (1 схема:  побудительное, невосклицательное)
  • Я ёжик. (1 схема:  повествовательное, невосклицательное)

— Что ты такой шум поднял?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

 — Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

Это листья под лапами шуршат. (1 схема:  повествовательное, невосклицательное)

Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.

Вы знаете, кто я? Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.

Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)

Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?

Повествовательные: Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.

Побудительные: Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.

  1. Теперь вы знаете, что предложение бывает
  2. 1)по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;
  3. 2) по интонации: восклицательное или невосклицательное.
  4. Повествовательное – это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.
  5. Вопросительное предложение задаёт вопрос.
  6. Побудительное предложение побуждает к действию.
  7. Список рекомендованной литературы
  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School-collection.edu.ru (Источник).      
  2. School-collection.edu.ru (Источник).  
  3. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru (Источник). 

Рекомендованное домашнее задание.

  • Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения: «Дети, читать, интересный, книги, библиотека, в».
  • Прочитайте. Какие знаки поставите в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
  • Носорог.
  • Хотите узнать любопытную вещь Нет у носорога рогов Вы удивились А что же тогда у него на носу Волосы Они очень сильно срослись и образовали на носу жёсткий хохолок
  • (По В.Волиной) 
  • Найдите в тексте побудительные предложения. Выполните  задания, которые даны в побудительных предложениях.

Скоро зима. Выпадет снег. Знаешь ли ты «снежные» слова: наст, пороша, позёмка? Можешь ли ты объяснить их значение? Составь словарик «снежных» слов. Объясни значение слов наст и пороша. Составь предложение со словом позёмка.

(По Н. Надеждиной)

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/predlozhenie/tipy-predlozheniy-po-tseli-vyskazyvaniya

Виды предложения по цели высказывания

Каждое предложение произносится или пишется с определенной целью — люди рассказывают что-то, спрашивают, советуют или просят что-то сделать. Цель высказывания — это сообщение, вопрос или просьба.

По цели высказывания предложения делятся на:

  • повествовательные
  • вопросительные
  • побудительные

Повествовательное предложение — это предложение, в котором содержится сообщение о чем-то в виде утверждения или отрицания.

Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.

В конце повествовательного предложения может стоять точка (.), восклицательный знак (!) или многоточие ().

Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер

В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.

Вопросительное предложение — это предложение, в котором о чём-то спрашивают.

Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?). Когда предложение произносится с очень сильным чувством, в конце могут стоять сразу два знака — вопросительный и восклицательный (?!).

Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!

Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.

Например: Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?

Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация. Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении.

  • Побудительное предложение — это предложение, содержащее просьбу, совет, приказ, требование или призыв к действию.
  • Например:
  • Подай мне книгу, пожалуйста. (просьба)
  • Позанимайся дополнительно. (совет)
  • Не отставай! (приказ, требование)
  • Берегите природу! (призыв)

В конце побудительного предложения ставится точка (.) или восклицательный знак (!).

Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.

В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.

Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!

Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.

Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

  1. Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
  2. Предложение с обращением
  3. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
  4. Второстепенные члены предложения
  5. Предложения распространенные и нераспространенные
  6. Однородные члены предложения
  7. Простое и сложное предложения
  8. Предложения с прямой речью
  9. Словосочетание
  10. Предложение
  11. Синтаксис и синтаксический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

  • 1 класс
  • Упражнение 3, Климанова, Рабочая тетрадь
  • Упражнение 128, Полякова, Учебник
  • Упражнение 130, Полякова, Учебник
  • Упражнение 133, Полякова, Учебник
  • Упражнение 72, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
  • 2 класс
  • Упражнение 15, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 16, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 18, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 19, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 20, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 22, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 168, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 189, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  • Упражнение 196, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 197, Полякова, Учебник, 1 часть
  • 3 класс
  • Упражнение 26, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 147, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 9, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 22, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 119, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 3, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 5, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
  • Упражнение 399, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 2, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 457, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
  • 4 класс
  • Упражнение 15, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 17, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 18, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 20, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 43, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 271, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 10, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 14, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 76, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 80, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • 6 класс
  • Упражнение 355, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 90, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  • 7 класс
  • Упражнение 250, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  • Упражнение 507, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  1. © budu5.com, 2019
  2. Пользовательское соглашение
  3. Copyright
  4. Нашли ошибку?
  5. Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/72

Предложение

Предложение — это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью. В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные. Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.

Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам.

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:

а) собственно вопросительные: Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров); б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин).

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.

Например: А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова — вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.

Сравните: Он приедет. Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?

  • Пусть он приедет.
  • По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные.
  • Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.

Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

 Невосклицательное  Восклицательное
 Повествовательное  Мама,Петя приехал.  Мама, Петя приехал!
 Вопросительное  Вы уже уходите?  Как, вы уже уходите?!
 Побудительное  Возвращайся поскорее.  Возвращайся же поскорее!
  1.   По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные, когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,
  2. например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные, когда грамматическую основу предложений образует один главный член,
  3. например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).
  4. По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).

Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные. В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л.

Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации.

Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? — Мне полчашечки.

Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные.

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/uchenikam/teoriya/178-predlogenie.html

Орфограммка

§ 1. Точка

§ 1.1

Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения: Навстречу солнцу ползёт тёмная свинцовая громада. На ней то там, то сям красными зигзагами мелькает молния. Слышны далёкие раскаты грома. Тёплый ветер гуляет по траве, гнёт деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнётся настоящая гроза. (Ч.) .

↑ Cодержание ↑

§ 1.2

Точка ставится после коротких предложений, рисующих единую картину, для придания изложению большей выразительности: Поздно. Ветер стал холодный. Темно в долине. Роща спит над отуманенной рекою. Луна сокрылась за горою. (П.)

↑ Cодержание ↑

§ 1.3

Точка ставится в конце номинативных (назывных) предложений, не заключающих в себе ни вопроса, ни восклицания: Поле. Огороды. Пасека. Молочная ферма. Птичник. Плодовый сад. Лес. Два трактора. Мастерские. И всё это в блестящем состоянии. (Кат.)

↑ Cодержание ↑

§ 1.4

Точка ставится после первой части так называемых сегментированных конструкций, или конструкций с «двойным обозначением», состоящих из двух частей. Первая часть (сегмент, т. е.

отрезок), находящаяся в начале предложения или текста и выраженная, как правило, формой именительного падежа существительного либо словосочетанием во главе с этой формой (именительный темы, или именительный представления), называет лицо, предмет, явление, которое во второй части (в последующем тексте) получает другое обозначение в форме местоимения: Земля. На ней никто не тронет… Лишь крепче прижимайся к ней. (Сим.); Производительность труда. Как её повысить? (газ.)

↑ Cодержание ↑

§ 1.5

Точка ставится после разделительной паузы перед присоединительными конструкциями, которые при другой пунктуации играли бы роль членов предложения (так называемая парцелляция, т. е. членение): В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту.

 (Чак.); Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н.И.); Три молодые работницы часового завода прибежали после работы в редакцию. Взволнованные. Встревоженные. (Нар.); Мир стал иным. На год старше. (газ.);Программа грандиозная. И вполне реальная. (газ.

)

↑ Cодержание ↑

§ 1.6

Точка ставится в конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания: Вам бы полечиться. (М.Г.); Позвольте мне прочесть в другой раз. (Бл.); Ты меня не учи. (Добр.)

↑ Cодержание ↑

§ 1.7

Точка ставится перед союзами и, а, но, однако и др., если они начинают собой новое предложение: На всех углах стоят фонари и горят полным накалом. И окна освещены. (Сим.); Заблудился, видно, человек. А плутать сейчас в тайге — гиблое дело: не видно ни месяца, ни звёзд. (Марк.); Мне было бы легче, если бы он стал ругать меня. Но он молчал и молчал. (Кав.)

↑ Cодержание ↑

§ 1.8

Точка ставится в конце рубрик перечисления, если у цифр или литер, которыми рубрики обозначены, стоит точка:

§ 83. Пишутся слитно:

1. Наречия, образованные соединением предлогов с наречиями…  навряд ли, задаром.

2. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными…  натрое, но: по двое, по трое.

3. Наречия, образованные соединением предлогов с краткими прилагательными…  потихоньку, сгоряча. (Правила русской орфографии и пунктуации.)

↑ Cодержание ↑

§ 1.9

Точка  ставится в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение:  Вот этот рассказ.  (Пауст.) [дальше следует рассказ];  Представьте себе следующее.  [дальше — подробное повествование];  Новый станок имеет такое устройство.  [дальше — пространное описание].

↑ Cодержание ↑

§ 2. Вопросительный знак

§ 2.1

Вопросительный знак ставится в конце простого предложения, заключающего в себе прямой вопрос: Ты откуда же взялся, Андрей? (Горб.); Любишь апельсины? (Сим.)

↑ Cодержание ↑

§ 2.2

Вопросительными  могут быть и номинативные (назывные) предложения:  Пожар? (Кож.)

↑ Cодержание ↑

§ 2.3

Вопросительный знак ставится в конце сложно сочиненного предложения, если все части, входящие в его состав, или только последняя заключают в себе вопрос: В ней сердце долго ли страдало, иль скоро слёз прошла пора? (П.); Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? (Гр.)

↑ Cодержание ↑

§ 2.4

Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если вопрос содержится и в главной, и в придаточной частях предложения или только в главной либо придаточной: Вы знаете, что такое сестры милосердия?(Остр.); Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? (Ч.)

↑ Cодержание ↑

§ 2.5

Вопросительный знак  ставится в конце бессоюзного сложного предложения, если образующие его части являются вопросительными предложениями (между ними ставятся  запятые ) или только последняя часть содержит прямой вопрос (перед ней ставится  двоеточие  либо  тире,  в зависимости от смысловых отношений между частями предложения):  Кто скачет, кто мнится под хладною мглой?  (Жук.);  А я ехала сейчас, говорила с вами и всё думала: почему они не стреляют?  (Сим.); Хвалы приманчивы — как их не пожелать?  (Кр.)

↑ Cодержание ↑

§ 2.6

Вопросительный знак в скобках ставится для выражения сомнения или недоумения пишущего, чаще всего внутри цитируемого текста: «…Уже весёлые и шумные вином, уже певучие (?) и светлые (!) кругами сидели у стола». Что за странный набор слов! (Бел.)

↑ Cодержание ↑

§ 2.7

О сочетании вопросительного и восклицательного знаков см. § 3, п. 7.

↑ Cодержание ↑

§ 3. Восклицательный знак

§ 3.1

Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения: Э, да это гроза! (Т.); Счастливый путь! (Кож.)

↑ Cодержание ↑

§ 3.2

Всегда являются восклицательными предложения, имеющие в своем составе слова что за, как, какой и т. п.: Что за чудесный человек мой друг! (Т.); Как вы побледнели! (П.); Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике! (Ф.)

↑ Cодержание ↑

§ 3.3

Восклицательный знак ставится в конце побудительных предложений, в которых приказание, требование, выраженное формой повелительного наклонения глагола, эмоционально окрашено: Встань! Ступай отсюда! (Ч.); «Держи!» — стонал старик, отпихивая баркас от берега (Ш.).

↑ Cодержание ↑

§ 3.4

Восклицательный знак ставится в конце побудительных предложений, выраженных не формой повелительного наклонения глагола: Телефоны! Быстро! (Сим.); Офицер бросил бумагу на стол. «Подписать!» (М.Г.); Чтобы я больше не слышал таких разговоров!

↑ Cодержание ↑

§ 3.5

Восклицательный знак ставится в конце номинативного (назывного) предложения, если оно произносится с восклицательной интонацией: Чрезвычайное происшествие! (Г.); Вот венец мой, венец позора! (П.)

↑ Cодержание ↑

§ 3.6

Восклицательный знак ставится в конце слова-обращения, междометного предложения или предложения-обращения, если оно произносится с восклицательной интонацией: Ещё бы! (Т.); Верно! Верно! (Вс. Ив.); Нет, нет! (Крым.);«Шабаш!» — крикнул кто-то злым и надорванным голосом (М.Г.); Соня (тоном упрека): Дядя! (Ч.)

↑ Cодержание ↑

§ 3.7

Восклицательный знак в скобках ставится для выражения отношения автора к чужому тексту (согласия, одобрения или иронии, возмущения): «Наши наблюдения проводились на протяжении ряда лет, выводы подтверждены многочисленными экспериментами (!), основные положения обсуждались на разных совещаниях» — с этими словами автора нового исследования можно полностью согласиться. (См.

также § 2, п. 6.) Для усиления функции восклицательного (вопросительного) знака при выражении отношения пишущего к чужому тексту встречается сочетание в скобках обоих знаков: …Небезызвестный… Уильям Бакли, которого «Нью-Йорк таймс» назвала «яростным сторонником консервативных позиций», опубликовал… панегирик под лихим заголовком: «Нейтронная бомба — уникальное антивоенное (?!) оружие» (газ.).

↑ Cодержание ↑

§ 4. Многоточие

§ 4.1

Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами (волнением говорящего, внешними помехами и т. д.): А, так ты… — Я без души лето целое всё пела (Кр.); «И вы не боитесь…» — «Чего не боюсь?» — «…Ошибиться?»; «И кроме того… — подумалось мне, — и кроме того…»

↑ Cодержание ↑

§ 4.2

Многоточие ставится для указания на перерывы в речи, на заминки: В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте (Г.); «А… а… а, как же иначе», — заикался он (ср.: «А-а-а», — протяжно и понимающе произнёс он).

↑ Cодержание ↑

§ 4.3

Многоточие ставится в конце предложения для указания на то, что приводимое перечисление могло бы быть продолжено: На выставке в зале Музея искусств Грузии представлено свыше 50 произведений Пикассо, Ренуара, Гогена, Дега, Бернара, Модильяни, Сезанна, Моне… (газ.)

↑ Cодержание ↑

§ 4.4

Многоточие ставится для указания на неожиданный переход от одной мысли к другой: Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря… (П.)

↑ Cодержание ↑

§ 4.5

Многоточие в начале текста указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени: …А теперь вернёмся к началу этой истории, продолжавшейся двадцать лет.

↑ Cодержание ↑

§ 4.6

Многоточие ставится при перечислении слов с не раскрытым содержанием: Фестивали… Конкурсы… Концерты… (название рубрики в газете).

↑ Cодержание ↑

§ 4.7

О постановке многоточия в цитатах см. § 55.

↑ Cодержание ↑

§ 4.8

О сочетании многоточия с вопросительным или восклицательным знаком см. § 68, п. 1.

↑ Cодержание ↑

Источник: https://orfogrammka.ru/OGL05/71827463.html

Знаки препинания в конце предложения | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

Точка ставится:

  • в конце законченного повествовательного предложения: Стоял солнечный день.

Точка может ставиться:

  • в конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания (Ну что ж, иди.); 
  • перед союзами и, а, но, однако и др., если они начинают собой новое предложение, т. е. предыдущее предложение интонационно закончено (сравните: Ливень продолжался несколько часов. Но  вот солнце опять заблестело. – Ливень продолжался несколько часов, но вот солнце опять заблестело); 
  • в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение, например: Вот что произошло вчера утром (дальше следует развернутое повествование). 

Вопросительный знак ставится:

  • в конце простого вопросительного предложения (Разве тебе не стыдно?); 
  • в конце сложносочинённого предложения, если вопрос содержится в обеих его частях (Ты идешь или мне идти одному?) или в одной (Сам пришел, а Наташа-то где?); 
  • в конце сложноподчинённого предложения, если вопрос содержится в главном предложении (Неужели не ясно, что задача решена правильно?); 
  • в конце бессоюзного предложения, если последняя часть его содержит прямой вопрос (сравните: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? – Как она могла тебя укусить – я не понимаю). 

Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (Ах, какая это была девушка!).

Так как восклицательными становятся предложения, произносимые с усиленной эмоциональностью, то в зависимости от 

оттенка значения и от интонации возможна двоякая пунктуация (Что за человек? — Что за человек!).

При равноправии вопроса и восклицания встречается сочетание двух знаков – вопросительного и восклицательного (Да что же это такое?!).

Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами, для указания на перерывы в речи, на неожиданный переход от одной мысли к другой и т. д. (Слушай, отпусти ты меня…). Многоточие ставится и в конце цитаты, когда цитируемое предложение приводится не до конца, например: “Первоэлементом литературы, – указывал Горький, — является язык…”.

В конце законченного повествовательного предложения ставится точка.

  • С середины неба глядит месяц.
  • Ветер стал холодный.
  • Навстречу солнцу ползет свинцовая туча.
  • Слышны далекие раскаты грома.
  • Теплый ветер гуляет по траве.
  • В комнате совершенно темно.
  • Луна скрылась за лесом.
  • Роща спит над темной рекой.
  • Мы отправились в лес и долго бродили там.
  • Кругом сверкала вода, по которой едва заметно шла рябь.
  • Рассвет был сырой, холодный.
  • В небе грозно сверкает молния, гремит гром.
  • Дети пили чай на кухне, взрослые о чем-то спорили, сидя за столом в гостиной.
  • В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
  • Накануне выпал небольшой снежок, подморозило.
  • Что написано пером, не вырубишь и топором.
  • Что мне неприятно, то его всегда радует.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Что ты не виноват, мне давно и хорошо известно.
  • Наступила осень, и журавли потянулись на юг.
  • Небо снова покрылось тучами, и посыпался дождь.
  • Воздух дышит осенним светом, и вся природа оживляется.
  • Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.
  • Ни я не послал ему письма, ни он мне не написал.
  • Мать решила никуда не ездить, да и мне не хотелось.

В конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания, может ставится точка.

  • Дедушка, тебе бы полечиться.
  • Позвольте мне прийти еще раз.
  • Ты меня не учи.
  • По пути в окна не высовываться.
  • К этой двери не прислоняться.
  • Тебе бы на юг поехать, например, в Сочи.
  • Ох, отдохнуть бы часа два.
  • Отправить этого лодыря с глаз долой, в деревню к бабушке.
  • Ровно к часу ребятам всем быть на пустыре позади школы, в зарослях.
  • Так, а теперь идти быстро и тихо, не оглядываясь по сторонам.
  • Короче, дети, к вечеру переодеться, причесаться, умыться и сидеть чинно, как в гостях.
  • Пусть колдунам не удается морочить правоверных.
  • Лишь бы лета нам дождаться.
  • Улететь бы вольною птицей от всех вас, от ваших сонных физиономий, от разговоров.
  • Перебраться бы скорее на новую квартиру.
  • Всем бы прочитать эту книгу.
  • Конечно, мне бы сказать ему сразу: «На меня не надейся».

Точка ставится перед союзами, если они начинают собой новое предложение.

  • Программа грандиозная. И вполне реальная.
  • На всех углах стоят фонари и горят полным накалом. И окна освещены.
  • Заблудился, видно, человек. А плутать сейчас в тайге – гиблое дело…
  • Мне было бы легче, если бы он стал ругать меня. Но он молчал и молчал.
  • Ждали малоснежную зиму. И не угадали.
  • Осип надеялся на добросердечие барина. Однако просчитался.
  • У обоих было любимое место в саду: скамья под старым широким кленом. И теперь сели на эту скамью.
  • Гроза бушевала над опустевшим городом. Но вот раскаты грома стали стихать.
  • Для такой работы нужно предельное внимание. И терпение.
  • Мама твердо решила соблюдать диету. Однако выдержала только два дня.
  • Девочка неожиданно рассмеялась. И мальчик улыбнулся.
  • Мы договорились встретиться днем. Но встретились только поздним вечером.
  • Он меня не слышит. И я его не слышу.
  • Раздался чей-то голос. Или мне так только показалось?

Точка ставится в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение.

  • Отец рассказал следующее. На дорогу перед машиной внезапно выскочила маленькая собачонка, мокрая и жалкая. Шофёр резко нажал на тормоз, машина завертелась на мокром асфальте и едва не свалилась в кювет. К счастью, всё обошлось.
  • Вот как это случилось. Пёс погнался за котёнком и опрокинул шаткий столик. Бабушкины очки, которые лежали на столике, упали на пол, одно стекло треснуло, дужка отломилась.
  • Я, пожалуй, сделаю вот как. Аккуратно выкопаю этот розовый куст и пересажу его под самое окно. И тогда в спальне по утрам будет пахнуть розами.
  • Немного отдышавшись, Петя рассказал вот что. Лодка с ребятами опрокинулась на самой середине речки. До берега дети добрались вплавь, а лодку унесло течением.
  • Представьте себе такую картину. В комнату вбегает Антон в сопровождении огромного лохматого барбоса. Тот вертится и подпрыгивает, пытаясь лизнуть мальчика в лицо. Антон отталкивает собаку, падает на пол и разражается громким рёвом.
  • Вот что у нас случилось сегодня утром. В открытую форточку влетела синица, заметалась по комнате, а потом стала биться об оконное стекло. Петя бросился ее спасать, споткнулся и разбил коленку.

В конце простого предложения, заключающего в себе вопрос, ставится вопросительный знак.

  • Это кто стучал?
  • Что это вы пишете?
  • Хотят ли русские войны?
  • Как ваше здоровье?
  • Что может краткое свиданье мне в утешенье принести?
  • Может с Тёркиным беда?
  • Знаете ли вы украинскую ночь?
  • Случалось ли вам хоть однажды заблудиться в лесу?
  • Куда же мне теперь деваться?
  • Как бы мне повидаться с Петром Петровичем?
  • Который теперь час?
  • Во сколько ты приедешь?
  • Какое сегодня число?
  • Сколько стоит эта книга?
  • Ты откуда взялся, Фёдор?

Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, если вопрос содержится в одной или в обеих его частях. При этом следует помнить, что, если оба предложения содержат вопрос и соединены соединительными или разделительными союзами,  запятая между ними не ставится.

  • В ней сердце долго ли страдало, иль скоро слез прошла пора?
  • Где ты была и кто разрешил тебе так поздно приходить домой?
  • Куда он едет и когда вернется сюда?
  • Во сколько мы встретимся и где ты меня будешь ждать?
  • Как собака попала сюда и почему дверь не была закрыта?
  • Зачем ты это сказал и что нам теперь делать?
  • Он сможет разобраться с этим или нам сделать самим?
  • Маша приедет к нам или нам поехать к ней?
  • Ты позвонишь в магазин или мне заехать туда?
  • Антон вымоет посуду или мне попросить Катю?
  • Вы купите хлеб или послать в магазин Диму?
  • Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
  • Книга такая толстая, а сколько ты уже прочитал?
  • Вот раздались чьи-то шаги, или мне только показалось?
  • Я виноват перед тобой, но ты когда-нибудь простишь меня?
  • На дворе уже апрель, но когда же наконец станет тепло?
  • Комната очень большая, но понравится ли она Вашему мужу?

Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если вопрос содержится в главном предложении.

  • Разве кто-нибудь из вас понял, о чем они спорили?
  • Неужели ты не представляешь, сколько времени потребуется для выполнения этой работы?
  • Разве кто-то может знать, как сложится дальше его жизнь?
  • Неужели ты не помнишь, как он оказался на чердаке?
  • Разве трудно понять, что детям не следует слушать подобные разговоры?
  • Кто-нибудь из вас знает, какой дорогой лучше пройти к церкви?
  • Разве дети не знали, чьи книги лежали на столе?
  • А за кого же я могу вас принимать после того, как вы отказались помочь мне уничтожить предателя?
  • Тебе не было страшно, когда из окна повалил дым?
  • Не было ли тебе обидно, что работу твою не оценили?
  • Разве не странно то, что ты совсем не помнишь меня?
  • Не удивительно ли то, как Олег отреагировал на мою просьбу?

Вопросительный знак ставится в конце бессоюзного сложного предложения, если его последняя часть содержит прямой вопрос.

  • Хвалы приманчивы – как их не пожелать?
  • Я шел и думал: что бы всё это значило?
  • Он постоянно спрашивал себя: за что, за что такие мучения?
  • А я ехала сейчас, говорила с вами и все думала: почему они не стреляют?
  • С изумлением глядел он на старый дом: неужели он жил тут когда-то?
  • Иногда мне думается: нужно ли было так упорно настаивать на своем?
  • Вот чего я никак не могу понять: как такое могло произойти?
  • Лежу и думаю: как мы выберемся из этой передряги?
  • А боюсь я вот чего: ну как зверь подкрадется незаметно?
  • Печален я: где мой друг любезный?
  • Он заволновался: как можно стрелять в безоружного человека?
  • Мне совсем не хочется спать: неужели уже без четверти два?
  • Сережка промолчал: к чему словесные клятвы и заверения?
  • Саша боялся подойти к обрыву: а вдруг поскользнешься?
  • Никто и не помышлял идти спать: как пропустить такое зрелище?

Восклицательный знак ставится в конце восклицательного (произносимого с усиленной эмоциональностью) предложения.

  • О, вы не знаете украинской ночи!
  • Божественная ночь!
  • Очаровательная ночь!
  • И какая сверкающая даль!
  • Какая красивая и умная собака!
  • Да, вот это гроза так гроза!
  • Что за чудесный человек мой отец!
  • Ах, как вы побледнели!
  • Встань! Ступай в свою комнату!
  • – Держи! – стонал старик, отпихивая баркас от берега.
  • Чтобы я больше не слушал таких разговоров!
  • Слушайте все! Чрезвычайное происшествие!
  • Вот венец мой, венец позора!
  • Как ярко светит солнце и как поют птицы!
  • Какой красивый кот и какая у него белая грудка!
  • Какой красивый лес и как тихо все вокруг!
  • Как приятно гулять в саду вечером и как удивительно пахнет жасмин!
  • Какое лето было тогда и как мы любили друг друга!
  • Как вечер тих и как тиха река!
  • Чего не знаю, того и не хочу знать!
  • Что было между нами, того уж не вернешь!

Многоточие ставится в конце предложения для обозначения незаконченности высказывания.

  • А, так ты… – Я без души лето целое все пела.
  • – И кроме того… – подумалось мне, – и кроме того…
  • В департаменте… Но лучше не называть, в каком департаменте.
  • Пожалуй я… Да нет, лучше мне промолчать.
  • На выставке представлены свыше 50 произведений Ренуара, Гогена, Дега, Сезанна, Моне…
  • Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову…
  • Фестивали… Конкурсы… Концерты…
  • Горы, леса, ширь – конца-краю нет…
  • Не бывал я в таких делах…
  • Пропаду ведь я…
  • Какое чудесное утро: и роса, и грибы, и птицы…
  • Луна спокойно с высоты над Белой Церковью сияет…
  • Стоять я не могу… мои колени слабеют… душно…
  • Жена его… Впрочем, они были совершенно довольны друг другом.
  • Друг Моцарт, эти слезы…
  • Вечером мы с охотником Ермолаем отправились на «тягу»… 

Многоточие ставится в конце цитаты, когда цитируемое предложение приводится не до конца. 

  • Горький писал, что «Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев…»
  • О Пушкине Гоголь писал так: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте…»
  • «Нет сомнений, – говорил Тургенев о Пушкине, – что он создал наш поэтический, наш литературный язык…»
  • И.С. Тургенев говорил: «Нет счастья вне родины…»
  • Чернышевский писал, что «искусство только напоминает нам своими произведениями о том, что интересно для нас в жизни…»
  • «В «Онегине» все части органически сочленены…» – писал Белинский.
  • Выступая в защиту устной речи, А.П. Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»
  • М.В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг…»
  • «Надо уметь употреблять слова, которые наиболее тонко выражали бы мысли…» – написал А.А. Фадеев.
  • «…Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа…» – писал Н.Г. Чернышевский

Лекция добавлена 09.04.2012 в 03:38:58

Источник: http://uclg.ru/education/russkiy_yazik/5_klass/sintaksis_i_punktuatsiya/lecture_znaki_prepinaniya_v_kontse_predlojeniya.html

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика