Сегодня, я расскажу вам о таком понятие как «Второстепенные члены в предложении». Начну я с второстепенных членов под названием «Дополнение».
Дополнение в русском языке
Дополнение является второстепенным членом предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей, а так же обозначающий предмет на который направлено или с которым связано то или иное действие. Иногда обозначает действие или состояние объекта.
- Дополнения которые обозначают объект действие, употребляются при глаголах или от образованных ими существительными.
- Дополнения которые называют объект используются при прилагательных или при существительных образованных от них.
- Прямые дополнения это дополнения которые зависят от переходного глагола и употребляются в значении существительного или местоимения (и любые другие части речи которые выражаются существительным) в винительном падеже не имеющий предлог.
- Например:
- Построить (что?) здание
- Починить (что?) компьютер
- Поцеловать (кого?) маму
- Прямое дополнение так же можно образовать при помощи родительного падежа в двух случаях:
- 1.Когда есть отрицательная частица «не» перед переходным глаголом
- А.Съесть суп не съесть суп
- В.Заработать не заработать
- 2.Или когда действие переходит не на весь предмет, а лишь на его часть
- Например
- А.Купить хлеб купить хлеба
- Б.Выпить молоко выпить молока
- В.Отсыпать рис отсыпать риса
- Прямое дополнение обозначает предмет на которое направлено действие, которое может создавать, возникать или исчезать в процессе действия.
Обстоятельство в русском языке: 7 видов
- Обстоятельство это второстепенный член предложения который обозначает, как и при каких обстоятельствах происходит действие.
- Существует 7 видов обстоятельств:
- 1.Обстоятельство времени (указывает на время и дату действия)
- А.Работать с утра до вечера
- В.Уйти поздно
- 2.
Обстоятельство места (указывает на место или направление происходящего)
- А.Двигаться влево
- В.Жить в лесу
- 3.Обстоятельство меры и степени (обозначает вес, меру и степень происходящего)
- А.Дважды выстрелить
- В.Триста тридцать два килограмма
- 3.
Обстоятельство образа действия (указывает на образ совершения действия)
- А.Отвечать чётко
- В.Жить спокойно
- 4.Обстоятельство причины (указывает на причину действия)
- А.Не прийти из за болезни
- В.Проспать из за кино
- 5.Обстоятельство цели (указывает на цель)
- А.
Ехать отдыхать
- В.Прийти учиться
- 6.Обстоятельство условия (указывает на условие действия)
- А.Не приехать из-за снегопада
- В.Не плавать из-за холода
- 7.Обстоятельство уступки (указывает на условие вопреки которому действие совершается)
- А.Ехать вопреки воли
- В.
Несмотря не на что прибежать первым
Определение: согласованные и несогласованные
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Есть 2 вида определений согласованные и несогласованные:
1.Согласованные определения — согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе — и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным.
Признака или служащий его орудием.
Различаются прямое и косвенное дополнение. Прямое
дополнение
обозначает объект, непосредственно охваченный действием. Критерии его
выделения в разных языках различны.
В выражается винительным без , сочетается только с глаголами. В зависимости от характера
действия такой объект может быть внешним (неизменным): «купить дом»,
«бросить камень», и внутренним (результативным): «строить дом»,
«раздробить камень».
Разновидность внутреннего объекта — объект
содержания («родственное дополнение», figura
etymologica
), т. е. объект, как бы извлекаемый из самого
действия: «думать думу», «кликать клич», «горе горевать».
Объект,
обозначающий предмет речи, мысли, восприятия («сообщать известие»,
«замышлять преступление», «видеть корабль»), называется
делиберативным.
Косвенное
дополнение выражается существительным в косвенных
падежах с предлогами и без предлогов. С понятием косвенного дополнения
связано представление об объекте, затронутом действием не прямо (ср.
«сообщить новости» и «…о новостях») и не полностью, а частично (ср.
«выпить воду» и «…воды»).
С косвенным дополнением может быть связано
также представление о меньшей
объекта (ср.: «ждать поезда» в отличие от «ждать поезд») и о его
своеобразной активности (ср.: «испугаться собаки», «радоваться за сына»,
где объект определённым образом стимулирует деятельность субъекта).
В классической лингвистике понятием косвенного дополнения охватываются
разнообразные виды объектных значений.
В частности, различаются объекты,
на которые нацелено действие («просить хлеба», «добиваться успеха») и
от которых оно отправляется или уклоняется («лишиться наследства»,
«избежать ссоры»); объекты-адресаты («улыбнуться ребёнку», «помочь
соседу»); объекты-орудия («жать серпом», «покорить красотой»).
В структуре высказывания все виды объектов в принципе совместимы и
иерархически упорядочены: «рассказать друзьям (О — адресат) правду
(делиберативный прямой О) о войне (делиберативный косвенный О) словами
очевидца (орудийный косвенный О)», причём одни объекты связаны с
глаголом как ядром сообщения более обязательной, другие — менее
обязательной связью.
Разновидностью дополнения иногда считается член предложения,
выраженный и обозначающий
зависимый глагольный признак («надеяться отдохнуть», «обещать помочь»,
«бояться ошибиться», «убедить остаться»).
При ещё более широком
понимании дополнения под него подводятся также разнообразные виды
придаточных предложений, связанных с главными изъяснительными
отношениями («Хочу, чтобы мне помогли», «Знаю, что мне помогут», «Боюсь,
как бы не ошибиться»).
В школьных грамматиках наряду с глагольными
дополнениями выделяются приименные дополнения, которые в большинстве
случаев являются производными от глагольных, ср.: «читать книгу» и
«чтение книги», «любить родину» и «любовь к родине», «жаждать славы» и
«жажда славы», «наполнить содержанием» и «наполненный содержанием».
- Шахматов
А. А., Синтаксис русского языка, 2 изд., Л.,
1941; - Грамматика русского языка, т. 2, ч. 1, М., 1954; М., 1960;
- Пешковский
А. М., Русский синтаксис в научном освещении,
7 изд., М., 1956; - Есперсен
О., Философия грамматики, пер. с англ., М.,
1958; - Габучан
К. В., Дополнение, в кн.: Русский язык.
Энциклопедия, М., 1979.
И. Н. Кручинина.
Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия
. Гл. ред. В. Н. Ярцева
. 1990
.
Синонимы
:
Антонимы
:
Смотреть что такое «Дополнение» в других словарях:
-
ДОПОЛНЕНИЕ
— ДОПОЛНЕНИЕ, дополнения, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. дополнять дополнить. Он занимался дополнением и исправлением старых статей для сборника. || Часть, присоединенная для разъяснения или исправления прежде написанного. В новом циркуляре… … Толковый словарь Ушакова
дополнение
— См. добавление, прибавление в дополнение… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. дополнение аугментация, пополнение, прибавление, добавление, добавка, надбавка, прирост,… … Словарь синонимов
ДОПОЛНЕНИЕ
— второстепенный член предложения, выражающий отношение одного предмета мысли к другому, названному глаголом (приглагольное дополнение) или именем (приименное дополнение). В функции дополнения преимущественно выступает косвенный падеж имени (с… … Большой Энциклопедический словарь
ДОПОЛНЕНИЕ
— ДОПОЛНЕНИЕ, я, ср. 1. см. дополнить. 2. То, чем что н. дополнено, прибавление. Д. к резолюции. В д. (сверх, помимо чего н. другого). Дополнения к одежде (галстуки, пояса, шарфы, сумки, украшения). 3. В грамматике: второстепенный член предложения… … Толковый словарь Ожегова
дополнение до 1
— обратный код поразрядное дополнение — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы обратный кодпоразрядное дополнение EN one s complement …
ДОПОЛНЕНИЕ
— (поправка к документу) (rider) Американский термин, означающий пункт или условие, внесенные в дополнение к важному законопроекту, но не имеющие прямой связи с его содержанием. В большинстве случаев такие дополнительные пункты не вошли бы в… … Политология. Словарь.
Дополнение
— 1. То же, что адденда, добавочный текст с уточнениями, изменениями или новыми соображениями, помещенный автором после произведения или его части (раздела), когда вводить новый материал в ранее написанный текст либо нецелесообразно (потребовалась… … Издательский словарь-справочник
ДОПОЛНЕНИЕ
— (Suplement), Польша, 2001, 108 мин. Фильм о выборе жизненного призвания и отношения к вере. Главный герой мечется в поиске своего призвания между монастырем и обыденной жизнью, в которой у него есть девушка и брат. В ролях: Павел Окраска, Моника… … Энциклопедия кино
Дополнение
— ДОПОЛНЕНИЕ. Грамматический термин, обозначающий существительное в косвенном падеже, как часть предложения. В некоторых традиционных грамматиках термин Д. употребляется в более узком смысле для обозначения существительного в косвенном падеже,… … Словарь литературных терминов
ДОПОЛНЕНИЕ
— (complement) Товар, спрос на который изменяется в том же направлении, что и спрос на некоторые другие товары, цены на которые изменились. Например, рост цены на хлеб может привести к падению спроса на него; если одновременно упадет спрос на… … Словарь бизнес-терминов
дополнение
— Структурная часть основного текста, составленная из материалов, выделенных автором для размещения в конце произведения или его раздела. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины части и элементы текста… … Справочник технического переводчика
Второстепенные члены играют в предложении важную роль, обогащая его, внося ясность, поясняя подлежащее и сказуемое. Среди них выделяется и дополнение.
Ошибка в выделении данного второстепенного члена заключается в том, что его часто путают с подлежащим, особенно когда оно стоит в винительном падеже.
Чтобы не допускать неточностей, необходимо знать, на какие вопросы отвечает дополнение. Об этом мы и расскажем в статье.
Общие сведения
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. К ним относятся все, кроме именительного (на него отвечает подлежащее).
Обычно к дополнению задается вопрос от членов предложения (второстепенных и главных), которые выражены либо глаголами, либо близкими по значению к ним (причастиями, деепричастиями).
Значение
Значения дополнения могут быть совершенно различными. Разберем подобные отношения со сказуемым в предложении и посмотрим, каким образом дополнение отвечает на вопросы. Примеры ниже.
Ольга делает (что?) укол.
Ольга делает укол (кому?) маме.
Ольга делает укол (чем?) шприцем.
Иногда встречаются дополнения, зависящие от отглагольных существительных и прилагательных: покорение вершины, движение в конец строя, пожаренная на сковороде рыба.
Если систематизировать значения, принимая во внимание то, на что отвечает дополнение, получится следующее:
- Этот второстепенный член определяет предмет, испытывающий на себе действие: выбрать (что?) профессию, стирка (чего?) белья.
- Предмет, в интересах которого действие исполняется: написать брату, подойти к сестре, приехать к родителям.
- Средство исполнения действия или орудие труда: писать ручкой, плыть брассом, рисовать кистью и красками.
Чем бывает выражено дополнение?
Дополнение, как и подлежащее, выражается следующими частями речи:
- Существительным, стоящим в форме косвенного падежа или местоимением-существительным в такой же форме. Предлог при этом вариативен: пошла (к кому?) к маме; довольна (чем?) работой; размышляю (о ком?) о нем; приведи (кого?) его.
- Любой субстантивной частью речи (наделенной функцией существительного). Все были заинтересованы (кем?) читающим.
- Инфинитивом. Зрители просили труппу (о чем?) станцевать еще раз.
- Именем числительным. Я умножу (что?) пятнадцать (на что?) на десять.
- Фразеологизмом. Я прошу сестру (о чем?) не вешать нос.
К чему относится дополнение?
Так как дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, то чаще всего оно относится к глаголу-сказуемому. Таким образом оно вносит ясность в основное действие, о котором сообщается в предложении. Мы гуляем (с кем?) с дочкой по магазину. В данном случае дополнение «с дочкой» распространяет глагол-сказуемое «гуляем».
Однако этот второстепенный член может относиться и к существительному, которое имеет в своем значении какое-либо действие. К примеру, «Он водитель (чего?) большегрузного автомобиля». Дополнение «автомобиля» относится к существительному «водитель».
Краткие прилагательные близки по форме и значению к глаголу-сказуемому, поэтому к ним также может относиться этот второстепенный член: Я зла (на кого?) на своего соседа. Дополнение с предлогом «на соседа» относится к краткому прилагательному «зла». Реже оно относится к полному прилагательному: Похожий (на кого?) на отца.
Нередко дополнение поясняет наречие либо прилагательное в сравнительной степени. К примеру: Она выглядит моложе (чего?) своих лет. Жасмин ароматнее (чего?) розы.
Прямое
В зависимости от того, на какие вопросы отвечает дополнение, оно бывает либо прямым, либо косвенным. Первое требует постановки в винительный падеж, также при нем не может быть предлога.
Такое дополнение определяет объект действия. Относится оно к переходному глаголу либо наречию. Например: ненавидеть врага — прямое, стоит в винительном падеже, а глагол «ненавидеть» переходный. Еще пример: Мне жаль твоего друга. Дополнение «друга» относится к наречию «жаль», выполняющему роль сказуемого в данном предложении.
На какие вопросы отвечает дополнение прямое? Только вопросы родительного или винительного падежа. Разберем варианты:
- Самый распространенный — форма винительного падежа с отсутствующим предлогом: Мы наряжали елку всей семьей. Дополнение «елку» — прямое, употреблено в форме винительного падежа, предлога нет.
- Форма родительного падежа при обозначении части чего-либо целого: Я налила в чашку заварки, а после разбавила кипятком и положила лимон. Дополнение «заварки» — прямое, стоит в родительном падеже. Также родительный падеж может указывать на какой-либо результат действия, совмещенный со значением количества: Мне нужно сходить купить муки и хлеба.
- В безличных предложениях, когда в роли сказуемого выступает наречие: Как жаль потраченных лет.
Косвенное
На какие вопросы отвечает дополнение косвенное? На все остальные: винительный с предлогом, дательный, творительный и предложный. Последние три могут употребляться как с предлогом, так и без него.
- В наших детских мечтах были яркие путешествия и беззаботные будни (косвенные дополнения — мечты, будни).
- Мы прикинулись взрослыми, чтобы прокатиться на этом аттракционе (косвенное дополнение — взрослыми).
- Разговоры о предстоящем торжестве занимали все свободное время (косвенное дополнение — о торжестве).
Дополнение
Дополнение
— это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект (предмет), на который направлено или с которым связано действие или (реже) по отношению к которому проявляется качественный признак. Иногда дополнение
обозначает субъект действия или состояния (см. бюро переводов). Например: Старик ловил неводом рыбу (А. Пушкин); К смирению и кротости он был совершенно не склонен (К. Чуковский); Мне не спится, нет огня… (А. Пушкин).
- Дополнения
, выражающие объект действия, употребляются при глаголах, а также при образованных от них существительных: доставить грузы
— доставка грузов; работать над статьёй
— работа над статьёй. - Дополнения
, называющие объект, по отношению к которому проявляется качественный признак, употребляются при прилагательных и образованных от них существительных: верный долгу
— верность долгу; скуп в движениях
— скупость в движениях. - Дополнения
делятся на прямые
и косвенные. - Прямое дополнение
— это дополнение
, которое зависит от переходного глагола и выражается именем существительным или местоимением (а также любой частью речи, употреблённой в значении существительного) в винительном падеже без предлога: увидеть картину,
спеть песню, чинить утюг,
написать письмо,
решать задачу,
увидеть
его,
встретить знакомого.
Прямое дополнение
может быть также выражено существительным в родительном падеже без предлога. Родительный падеж вместо винительного употребляется в двух случаях: 1) если есть отрицательная частица не
перед переходным глаголом: чувствовал радость
— не чувствовал радости; слышал голоса
Источник: https://latinkvartal.ru/vidy-dopolnenii-pryamoe-i-kosvennoe-pryamoe-i-kosvennoe-dopolnenie.html
Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение
- Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение - «Средняя общеобразовательная
школа №14» - Способы выражения
дополнения - Прямое и косвенное
дополнение - конспект урока
- Выполнила: учитель высшей
категории - Пазова Марина Анатольевна
- г. Прокопьевск
- Тема: Способы выражения дополнения.
Прямое и косвенное дополнение - Цель урока: расширить и углубить
представление о дополнении как
второстепенном члене предложения; совершенствовать навыки выразительного
чтения. - Ход
урока.
-
Организационный этап.
-
Целеполагание и мотивация.
Сегодня
на уроке мы с вами будем изучать виды
дополнений. Наша задача — расширить и
углубить представление о дополнении
как второстепенном члене предложения.
Но начнем мы с проверки домашнего
задания.
-
Проверка домашнего задания.
Блиц-опрос
-
Что такое подлежащее?
-
Какие прилагательные и причастия называются субстантивированными?
-
Чем может быть выражено подлежащее?
-
Что такое сказуемое?
-
На какие виды делятся сказуемые по своему строению?
-
В каком случае простое глагольное сказуемое выражается при помощи одного слова?
-
Когда составное именное сказуемое выражается при помощи одного слова?
-
Какие члены предложения называются второстепенными?
-
Как определить, какой второстепенный член предложения перед вами?
-
Актуализация ранее изученного.
Записать
под диктовку. Разобрать по членам
предложения.
- Зеленая
машина, стоящая
возле подъезда – такси - Такси,
вызванное мною,
прибыло
вовремя. - Мы
с отцом решили
остановить такси
около здания
театра.
- Дайте определение дополнения.
-
Объяснение нового материала.
- Что обозначает дополнение?
- На какие вопросы отвечает дополнение?
- Какими частями речи может быть выражено дополнение?
У линии горизонта
можно было увидеть
паруса какого-то
корабля
- Какой частью речи выражено дополнение
- От какого члена предложения задается вопрос к дополнению
- Определите падеж существительных, которые являются дополнением
В
последнее время
старик часто
вспоминал о
былом.
- Как называются такие прилагательные / Что такое субстантивированное прилагательное?
- Завтра
не будет похоже
на сегодня. - Шестнадцать
не делится на
три без остатка. - Вечерами
мы часто
просили маму
спеть.
В
данном случае необходимо обратить
внимание на то, каким лицом выполняется
действие. ( Просили мы, петь будет мама).
Если оба действия выполняются одним
лицом – перед нами составное сказуемое.
Если разными – инфинитив будет
дополнением.
- Упр.
148 - За время
своей болезни
я прочитал
немало
интересных
книг. - Работа
с опорной таблицей. - Способы
выражения дополнения
Чем выражено | Примеры |
1. Существительное в косвенном падеже | Я могу переплыть реку |
2. Местоимение в косвенном падеже |
|
|
|
4. Инфинитив | Командир приказал нам узнать всё о происшествии. |
5. Синтаксически неделимое словосочетание или фразеологизм |
|
Запишите
в тетради для правил (справочнике)
опорную таблицу. Дома вам предстоит
дополнить эту таблицу своими примерами.
- или
- Закрепим
изученный материал, заполнив данную
таблицу своими примерами. - (на
доске)
Пример | Способ выражения |
Имя существительное | |
Субстантивированное прилагательное | |
Наречие | |
Имя числительное | |
Инфинитив | |
Неделимое словосочетание |
- Дополнения
бывают прямые и косвенные - Дополнение
- Прямое Косвенное
-
Имена существительные Все остальные дополнения
- в
винительном падеже - без
предлога - в
родительном падеже - без предлога (если действие
переходного глагола охватывает часть
предмета или при сказуемом есть частица
НЕ) - упр.
151, 152
-
Постановка домашнего задания. Самостоятельно придумать примеры / или упр.
-
Закрепление изученного
Задание.
Спишите.
Подчеркните все слова как члены
предложения.
-
Гр_мматика не дает таланта но дает таланту б_льшую силу. 2. С бер_га было х_рошо видно мой р_дной дом и здание школы. 3. Х_роший снеж_к урожай сбереж_т. 4. Он не в_лел нам даже бли_ко подх_дить к машине. 5. В маг_зине мы с Петькой купили три т_тради шесть карандашей.
Сегодня мы с вами рассмотрели
тему «Прямое и косвенное дополнение».
Что
вы поняли? Что вы не поняли? Над чем вам
необходимо поработать дома или ещё раз
остановиться на следующем уроке?
Источник: https://www.UchMet.ru/library/material/141092/
Прямое дополнение и косвенное дополнение. Дополнение в русском языке
Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий объект. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением. При разборе предложения дополнение подчеркивается штриховой линией.
Нарву (чего?) цветов и подарю (что?) букет (кому?) той девушке, которую люблю. (Н. Рубцов)
В этом предложении сразу три дополнения.
Обычно дополнение обозначает предмет или лицо — объект действия, выраженного сказуемым. Помимо сказуемого, дополнение может пояснять другие члены предложения.
Что может обозначать дополнение:
- Объект, на который распространяется действие:Пишу книгу.Сажаю картошку.
- Объект восприятия:Слушаю музыку.Вижу её.
- Адресата действия:Пишу вам.Говорю другу.
- Орудие или средство действия:Пилил пилой.Рисуем акварелью.
- Объект, на который распространяется состояние:Мне весело.Девушке неприятно.
- Объект сравнения:Быстрее ветра.Умнее него.
- Принадлежность, отношение к чему-либо:Кабинет начальника.Заведующий кафедрой.
Дополнение может относиться к различным членам предложения, выраженным разными частями речи.
- К глагольному сказуемому:Пишу письмо.Ищу друзей.
- К главному или второстепенному члену, выраженному существительным:Произошла утрата доверия.Надежда на счастье.
- К главному или второстепенному члену, выраженному прилагательным или причастием:Благожелательный к клиентам.Думающий о нас.
- К главному или второстепенному члену, выраженному наречием:Незаметно для наблюдателей.Быстро к нему!
Какими частями речи может быть выражено дополнение. Примеры
Дополнение может выражаться различными частями речи, такими как:
- Существительное:Рубить дрова.Звонить в звонок.
- Местоимением:Говорить нам.Понятно для всех.
- Неопределенной формой глагола — инфинитивом:Прошу пройти.Велел послушать.
- Другими частями речи в значении существительного:Сказанного не воротишь.Не могу слышать ваши «ахи».
- Словосочетанием:Съел дюжину устриц.Впечатлила многих коллег.
Прямое дополнение
Прямое дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, выраженное переходным глаголом или предикативным наречием:
Нарисовал (что?) портрет.
Жаль (кого?) бедняжку.
Все остальные дополнения являются косвенными.
Чаще всего прямое дополнение выражается именем существительным в винительном падеже без предлога:Ремонтировать автомобиль.Поздравить именинника.Сорвать цветок.
Также прямое дополнение может быть выражено существительным в родительном падеже без предлога:Купил груш. Налила воды. Отсыпать муки.
Форма родительного падежа используется при отрицании:Не услышал музыки.Не любил тишины.Не пил водки.
Примеры предложений с прямым дополнением
Я взял (что?) газету и прочел (что?) статью.
В воскресенье Вася собрал (кого?) друзей.
В мастерской (что?) машину быстро починили.
Никогда и никому не доверял своей (чего?) тайны. (А. П. Чехов)
Косвенное дополнение
Все дополнения, которые не относятся к прямым, называются косвенными. Они могут выражаться разными частями речи или словосочетаниями:
- Существительное или местоимение в косвенном падеже, с предлогом или без предлога:Стучать в дверь.Поговорили о проблемах.Позвонила детям.
- Инфинитив — неопределенная форма глагола:Мы просили (о чем?) выступить.Заставили (что?) выпить лекарство.
- Неделимые словосочетания:Он запряг четверку лошадей.Зашел за десятком яиц.
Примеры предложений с косвенным дополнением
Приятель вспоминал (о чем?) об этом постоянно.
Альпинисты поднялись (на что?) на гору.
Собеседник улыбнулся (кому?) ей.
Послали (за кем?) за врачом.
Дополнения в предложениях. Примеры из русской литературы
Я (кого?) вас любил… (А.С. Пушкин)
Герасим снова взялся (за что?) за ложку и продолжал хлебать (что?) щи (И. С. Тургенев).
Я послел (за кем?) за доктором. (А.П. Чехов)
Все просили ее (о чём?) спеть что-нибудь. (М. Ю. Лермонтов)
Люблю (что?) грозу в начале мая. (Ф.И. Тютчев)
Командир третьей роты (к кому?) к генералу! (Л.Н. Толстой)
Она заставила Ивана Ильича (что?) выпить несколько чашек кофе. (А. Толстой)
Я вспоминал (о чем?) об этом в самые страшные минуты боя. (К. Паустовский)
Ночью Захар Павлович проснулся и слушал (что?) дождь. (А. Платонов)
Источник: https://www.anews.com/p/111910636-dopolnenie-v-russkom-yazyke-pryamoe-i-kosvennoe-dopolnenie-primery-predlozhenij/
Дополнение
Дополнение — это второстепенный член предложения, указывающий на предмет, на который направлено действие или который является результатом действия. Дополнения выражают объектные отношения и отвечают на вопросы косвенных падежей.
- Дополнение выражается теми же частями речи, что и подлежащее:
- 1) существительным или местоимением-существительным в косвенных падежах с предлогом или без предлога.
- Например: Я читаю письмо и думаю о тебе.
- 2) любой частью речи в функции существительного.
- Например: Он посмотрел на вошедшего.
- 3) Инфинитивом.
- Например: Все просили ее спеть.
- 4) Числительным.
- Например: Разделите десять на два.
- 5) фразеологически свободным сочетанием числительного с существительным в родительном падеже.
- Например: Я купил пять книг.
- 6) фразеологически связанным словосочетанием.
- Например: Я прошу тебя не вешать нос.
- Дополнения поясняют
1) основное — глагол (примеры см. выше)2) существительное со значением действия или деятеля: Он руководитель кружка. Он осуществляет руководство кружком. 3) прилагательное в краткой или — редко — в полной форме: Я зол на друга. 4) сравнительную степень прилагательного или наречия: Роза ароматнее других цветов. Он прыгнул выше отца.
Если дополнение относится к переходному глаголу или к наречию, называя объект, на который направлено действие, и выражается формой винительного падежа без предлога, то такое дополнение называется прямым. Прямые дополнения выражаются существительным или местоимением, которое стоит:
— в винительном падеже без предлога: Ель рукавом мне тропинку завесила (Фет);- в родительном падеже при глаголе с отрицанием: На вашей родине вы никогда не увидите этой прелести (Паустовский);- в родительном падеже при выражении «частичного объекта», т.е.
для обозначения части целого: Он налил в стакан ландышевых капель и разбавил их кипяченой водой (Паустовский).
— в родительном падеже без предлога при переходных глаголах, совмещающих значение достижения результата с количественным значением: Пойду куплю хлеба;- в родительном падеже при некоторых наречиях — сказуемых безличного предложения: Мне жаль потраченного времени.
Все остальные дополнения — косвенные.
Косвенные дополнения — это дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе винительным падежом с предлогом.
Например: В этом утре уже было предчувствие длинного лета, теплых ливней… (Паустовский); Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне (Есенин).
Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/202-dopolnenie.html
Дополнение в английском языке
Чтобы не пропустить новые полезные материалы, подпишитесь на обновления сайта
Любое предложение и его структуру изучает раздел грамматики под названием «Синтаксис». В любом предложении, как нам известно, есть главные члены предложения, коими являются подлежащее и сказуемое, и второстепенные.
К второстепенным членам предложения относятся дополнение (object), определение (attribute), обстоятельство (adverbial modifier). О первом из второстепенных членов предложения – о дополнении – мы и поговорим в этой статье.
Чтобы не было трудностей в понимании информации, представленной ниже, я бы посоветовала перед изучением дополнения в английском языке повторить, какие глаголы называются переходными в английском, а какие непереходными.
Я лишь напомню, что глаголы могут иметь при себе прямое дополнение как в английском, так и в русском языках.
Другими словами, они могут выражать действие, которое непосредственно переходит на какое-нибудь лицо или предмет. Вот такие глаголы, обладающие прямым дополнением, будут называться переходными (transitive verbs).
А глаголы, у которых прямого дополнения быть не может, называются непереходными (intransitive verbs). Примеры:
I received an invitation two days ago. – Я получила приглашение два дня назад. (to receive – глагол переходный, так как он может иметь при себе прямое дополнение – to receive something. В данном случае этим дополнением является слово «invitation»)
I arrived two days ago. – Я приехала два дня назад. (to arrive – глагол непереходный, так как он не имеет прямого дополнения)
Что представляет собой дополнение в английском языке? Это член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы, которые в русском языке соответствуют вопросам косвенных падежей (остальных пяти падежей, кроме именительного: родительного, дательного, винительного, творительного, предложного). Это вопросы: whom? – кого?; what? – что?; to whom? – кому?; by whom? – кем?; about what? – о чем?. Какими бывают дополнения в английском языке?
Классификация дополнений такова: дополнение бывает прямым (direct object) и косвенным (indirect object). А косвенное в свою очередь имеет два варианта – косвенное беспредложное дополнение (indirect object) и косвенное предложное дополнение (prepositional object). Удобнее рассматривать каждые дополнения отдельно, поэтому начнем с самого первого – прямого дополнения.
Прямое дополнение в английском языке
Прямое дополнение представляет предмет или лицо, на которое переходит действие. А действие в данном случае будет выражено переходным глаголом в личной или неличной форме. Ставим мы прямое дополнение в английском языке после глагола. Прямое дополнение соответствует в русском языке дополнению в винительном падеже без предлога, потому что оно отвечает на вопросы whom? и what?. Например:
I received a new passport two days ago. – Я получила новый паспорт два дня назад.
Но прямое дополнение также может соответствовать в русском языке и дополнению в родительном падеже (особенно если действие касается только части предмета, а не всего предмета). Например:
My father gave me some wine. – Отец дал мне вина.
Какими частями речи может быть выражено прямое дополнение в английском языке? На первом месте имя существительное.
Buy me an ice-cream, please. — Купи мне мороженое, пожалуйста.
The secretary gave the mail to the boss. – Секретарь передала почту боссу.
На втором месте расположено местоимение.
I will never forget you. – Я никогда не забуду тебя.
I didn’t see him yesterday. – Я не видел его вчера.
Прямое дополнение может быть выражено и числительным.
How many tickets did you book? – I booked four. – Сколько билетов ты заказал? Я заказал четыре.
Источник: https://engblog.ru/object
Прямое и косвенное дополнение
В простом предложении различают прямое и косвенное дополнение. Укажем, как выражается прямое и косвенное дополнение, как их отличить в предложении.
Одним из второстепенных членов предложения является дополнение. В зависимости от части речи и падежной формы слова, управляемого сказуемым, выраженным переходным или непереходным глаголом, в предложении укажем прямое или косвенное дополнение.
Прямое дополнение обозначает непосредственный объект действия, чувства и выражается формой винительного падежа без предлога (написать что? письмо). Прямое дополнение зависит от:
- переходного глагола (написать что? письмо, любить что/кого? родину, сестру);
- некоторых наречий, выражающих чувство, состояние (жалко что/кого? сумку, девочку; больно что? руку).
Прямое дополнение может быть выражено формой родительного падежа в следующих случаях:
- если при переходных глаголах есть отрицание (не вижу чего? сумки, не знаю чего? правила);
- если дополнение после переходного глагола обозначает предмет, лишь частично подвергающийся действию (Съешь сыра – не весь, а часть);
- если дополнение после переходного глагола обозначает большое количество предметов, подвергающихся действию (наделать ошибок).
Встречаются прямые дополнения в форме родительного падежа и при некоторых наречиях (жалко чего? времени, денег).
Например:
Я сегодня поймал было рыбку (А. С. Пушкин).
Поймал кого? рыбку.
«Рыбку» — это прямое дополнение, выраженное одушевленным существительным в форме винительного падежа. Оно управляется переходным глаголом «поймал» (поймать кого? что?), то есть действие, обозначенное им, переходит на предмет.
Прямое дополнение может зависеть также от слов категории состояния (предикативных наречий):
Жалко (кого?) девочку, сиротку Феклушу (Н. Некрасов).
Мне жалко (чего?) радости былой и даже прошлых жаль (чего?) страданий (Н. Огарев).
Все другие дополнения, выраженные формами винительного падежа с предлогом (влюбиться в одноклассницу) и других падежей, с предлогами и без них (звонить брату, прийти к врачу, накрыться плащом, встретиться с другом и т. п.), называются косвенными.
Прямое дополнение обычно выражается:
1. существительным в форме винительного падежа без предлога:
- помою (что?) миску;
- накормила (кого?) котёнка;
- напишем (что?) сообщение;
2. существительным в форме родительного падежа без предлога:
а) действие направлено на часть или неопределенное количество предмета:
- выпью чего? воды;
- поем чего? блинов;
- отрежу чего? колбасы;
- насобирал (чего?) грибов;
б) при отрицательном сказуемом с частицей «не»:
- не видел фильма;
- не услышал ответа;
3. несвободным словосочетанием:
- купила (что?) пару перчаток;
- приобрел (что?) музыкальный центр.
Косвенное дополнение
Косвенное дополнение так называется, из-за того что оно выражается формами косвенных падежей существительных, местоимений без предлогов и с предлогами, в том числе формой винительного падежа с предлогом.
Способы выражения косвенных дополнений
1. Существительное и местоимение в форме косвенных падежей:
- увлекаемся (чем?) спортом;
- веришь (во что?) в победу;
- ходите (на чём?) на лыжах;
- сочувствовали (кому?) приятелю;
- жать (чем?) серпом;
- зайду (к кому?) к нему.
2. Косвенное дополнение может выражаться также словами других частей речи и словосочетаниями:
- количественным или собирательным числительным в падежной форме;
- неопределенной формой глагола (инфинитивом);
- нечленимым словосочетанием;
- фразеологизмом.
Это число делится (на сколько?) на четыре.
Добавим эти кисти (к чему?) к пяти карандашам.
Все стали просить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.
Учитель рассказал (кому?) нам (о ком?) о Михаиле Ломоносове.
Мама пригласила в дом (кого?) мастера на все руки — Степана.
Источник: http://rus-learn.com/punktuaciya/pryamoe-i-kosvennoe-dopolnenie
конспект урока " Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение" план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение.
- Цель: активизировать полученные ранее знания о дополнении, расширить понятие о способах выражения дополнения (инфинитивом, цельным словосочетанием); формирование умения определять способы выражения дополнений в письменной речи, развить умение видеть и выделять прямые и косвенные дополнения.
- Задачи:
- образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять каким членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения: (отличать именительный падеж от винительного, инфинитив -дополнение от инфинитива сказуемого);
- воспитательная: формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;
- развивающая: развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.
- Методы и формы обучения: частично- поисковый, самостоятельная работа с применением ИКТ, индивидуальный, работа в парах.
- Тип урока: изучение нового материала.
- Оборудование: карточки с заданием и текстом, презентация, видеопроектор
- Ход урока:
1этап Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
- Вопросы косвенных падежей
- Вы безошибочно знаете уже.
- Если задаешь их без промедленья,
- Тут же отыщется… ДОПОЛНЕНИЕ.
- Действительно, сегодня на уроке мы будем повторять дополнение.
- Но начнем урок с проверки домашнего задания.
- 2 зтап Актуализация знаний и пробное учебное действие.
1.Проверка дом. зад. ( у доски 3 человека –инд. работа по карточкам)
2. упр.160 ; синтаксический разбор СС. – комментирование
Класс записывает сочетания слов: назвать СС с подчинительной связью. Работа в парах.
Слово и дело, бить баклуши, продолжали учиться, около крепости, луг росист, принять резолюцию.
— Что можете сказать о других сочетаниях?
3.Лингвистическая разминка. (3 слайд) Указать способ подчинительной связи.
Записать ответ загадки.
По вар.(загадки чередуем)
-Какое изобразительное средство лежит в основе загадок? 3-ий слайд.
Костяная спинка, жесткая щетинка, с мягкой пастой дружит, нам усердно служит.(Зубная щетка)(прил.+сущ)
Падают с ветки золотые монетки.(Желтые листья) (прил.+сущ.)
У двух матерей по пяти сыновей.(Пальцы на руках)(сущ.+сущ.с пред.)
Широко, а не море, золото, а не деньги,Сегодня на земле, а завтра на столе.(Поле пшеницы) (сущ.+сущ.)
Зачитать сс по вар. и назвать способы подчинительной связи. (2 слайд)
1в -зубная щетка, пальцы на руках; 2в.-желтые листья, поле пшеницы)
4.Проверка инд. работы у доски.
1- я карточка. Написать по памяти словарные слова из рамочек.(стр. 57-77 – из дом. работы) Дать лексическое значение слову РЕЗОЛЮЦИЯ( постановление, решение), составить СС с этим словом по схеме: гл(гл. слово).+ сущ В.п. (принять резолюцию)
2-я карточка. Синтаксический разбор предложения: Притча — образный рассказ, часто употребляемый в Библии и Евангелии для изложения поучительных истин. Расставить знаки препинания.
3-я карточка. Матушка, знавшая наизусть… обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу подалее. Синтаксический разбор предложения. Выписать СС с подчинительной связью управление.
5. Фронтальный опрос: (проверка опережающего дом. задания — параграф 16)
- — Какие члены предложения называются второстепенными?
- — Перечислить второстепенные члены предложения (примеры из предложения на доске)
- -Какими способами связи соединяются второстепенные члены с другими в предложении?
— Что называется дополнением? Назвать СС по схеме гл. +сущ. В.п из словарного диктанта (принять резолюцию)- запись сс.
2 этап. Постановка учебной задачи.
1.Итак, определите цели и задачи урока…
Наша задача – ..расширить и углубить представление о второстепенном члене предложения – дополнении.
- Обобщить имеющиеся знания и обратить внимание на новые факты,
- научиться определять:
- -дополнения прямые и косвенные;
-способы выражения дополнений. Сформулируем тему урока. Запишем формулировку темы.
(1-ый слайд)
3 этап. Совместное исследование проблемы.
Теория: параграф 16,стр. 75 — по плану.
— Какую новую информацию о дополнении вы узнали из 16 параграфа? Что у вас вызвало затруднение?
— Какие дополнения называются прямыми?
— Каким падежом, кроме В., может быть выражено прямое дополнение?
-В каких случаях? Какие дополнения косвенные?
-Прямые и косвенные дополнения. Чтение абзаца параграфа. Сопоставление с таблицей.
Слайд 4
Прямые дополненияВыражено формой В. П без предлога: варю (что?) суп, пишу(что?) письмо;Форма Р.п. без предлога, если- обозначает часть предмета: налил чаю, купил хлеба;Переходный глагол с отрицанием не: не надел куртки, не принес книг, не забыл задания. |
|
4 этап. Реализация построенного проекта.
— Иногда бывают затруднения в определении форм имён существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего. ( Проверка задания на доске–корректоры)
Порядок слов прямой, подлежащее стоит на первом месте. А теперь изменим порядок слов на обратный.
- Задание «Корректоры»: 3 карточки – проверяет класс.
- 1.Исправить орфографические ошибки, подчеркнуть дополнения в следующих предложениях и указать падеж:
- Экспидиция пересикла долину.- 1-ый ряд
- Буря мглою небо кроит. -2-ой ряд
- Березы заплитают солнце ( в косы) -3-ий ряд
-Что надо делать, чтобы определить дополнение в тексте? (выделить грамматическую основу.)- Хорошо, дальше что вы делали? (Вычленяли словосочетания и задавали вопрос от главного слова к зависимому)
— И последнее, что вы делали или должны были сделать? (Если вопрос косвенных падежей, то это дополнение, если нет, то это другой второстепенный член предложения).
2.Учитель показывает слайд 5.
- -Выделить грамматическую основу предложения.
- -Найти словосочетания.
- -Задать вопрос от главного слова к зависимому.
- Если вопрос косвенного падежа, то – это дополнение, подчеркиваем его пунктиром, над словом пишем падеж; если другие вопросы, то — это другой второстепенный член предложения.
4этап. Совместное исследование проблемы.
Трудные случаи определения форм падежей имён существительных.
Как отличить форму И.п. и В .п?
- Задание «Корректоры»
- Порядок слов прямой: подлежащее стоит на первом месте.
- А теперь изменим порядок слов на обратный. (3-е предложение)
- Солнце заплетает березы.
- Вывод:
- Иногда бывают затруднения в определении форм имён существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего. (Задание «Корректоры»)
5 этап. Первичное закрепление.
- — упр.166 1в – 3-4; 2в -6-7 (по образцу) алгоритм рассуждения
- 2. Слайд 6
- 1вар.- задание: обозначить грамматические основы и дополнения
- (читается Евангелие от Матфея 7; 21-27)
«Всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое».
- Давайте теперь с вами подумаем, а что Иисус Христос подразумевал под «домом», что для каждого из нас является «домом»?
- — Наша жизнь.
- Всякий, кто видел, как строится дом, знает, что чем глубже и тверже основание его, тем он будет прочнее, тем лучше он устоит против бури, ветра и наводнения.
- А что же для человека в его повседневной жизни подразумевается «под дождем, ветрами, бурями»?
- — Беды, несчастья, горе, болезни, бедность…
Да. Человеку в жизни приходится бороться с бедствиями и опасностями, и только тогда он устоит против них, если утвердит жизнь свою на твердом непоколебимом основании. А что же должно стать основанием нашего дома – нашей жизни, согласно учению Иисуса Христа?
— Вера, любовь.
2 вар. – зад.: в каждом предложении (простом и сложном) найти грамматическую основу (основы) и дополнение.
Слайд 6. «Всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое».
- 3.Физминутка- слайд 7
- А теперь все ровно сели,
- К потолку глаза подняли,
- Руки вверх, вперед, назад –
- Вот разминка для ребят!(в бок)по 2раза
- 6 ЭТАП. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
- -Какими частями речи может быть выражено дополнение?
- (любая часть речи в значении сущ.)
- примеры из учебника (параграф 16)
- Слайд 8
Заполните таблицу, определив, какими частями речи выражены дополнения — выписать СС (сказ.+ доп.)
работа в парах ( слайд 9)
— Большим все можно. 1 Прил.
— Восемь не делится на пять без остатка. 2 Числ.
— Помним погибших… 3 прич.
— Кто пел» о прекрасном далеко»? 4 нар.
— Он попросил Мери спеть. 5 Инф.
— Безродного пригрел и ввел в свое семейство. 6 Прил.
-Собака отлично поняла мое «фу!». 7 Межд.
-На море я увидел несколько рыбаков. 8 Цельное наименование.
Я увидел девушку со слепым.
Вывод: кроме сущ. и мест. Дополнение может быть выражено другими частями речи в значении сущ.: прилагательным, числ., прич., наречием, междометием, н. ф. глагола. А также неделимым сочетанием.
Инфинитив- дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей:
Попросил ( о чем?) сесть
7 этап. Конструирование нового способа действия.
Проблемный вопрос: как различить роли инфинитива?
слайд 10
— Н.Ф. можно заменить существительным:Условился встретиться – условился о встрече |
Инфинитив относится к тому субъекту действия, что и глагол. В предложении является частью сгс. |
- 8 ЭТАП. Переход к этапу решения частных задач
- Слайд 11
- — Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в употреблении предлога и падежа существительного, исправьте её:
а) скучаю по вамб) не откликнулся к зовув) вдуматься над вопросом
г) оплатить за проезд
— Из сочинений! Исправь ошибки..Работа у доски по карточке.
Она начала сторониться от сверстниц. Петр переживал о болезни Маши. Пугачев привлекал к себе симпатии в окружающих.Серьезностью, любовью к книге Татьяна резко отличалась среди девочек.
Слайд12 Класс работает по таблице устно. Вариативные конструкции
Подобрать существительные к данным словам. Обозначить прямые дополнения.1в.Вера (во что?)Одеть (кого? что?)
|
|
Зачитать сс. Эти вариативные конструкции запомнить, чтобы предупредить речевые ошибки.
9 этап. Рефлексия деятельности
Подведение итогов.
— Ребята, мы достигли нашей цели?- А какая была цель урока?
— Что вам на уроке особенно запомнилось?- Молодцы, вы прекрасно сегодня поработали!
Домашнее задание упражнение 167 , 169 ( по выбору письм.), упр.164
Список литературы.
С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. — М.:Просвещение,2010.
Тростенцова Л.А., Запорожец А. И.. Русский язык. Поурочные разработки.-М.: Просвещение, 2009.
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8 — 9 классы. CD. М.,2004.
http://russkiyyazik.ru
http://festival.1september.ru
Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/08/konspekt-uroka-sposoby-vyrazheniya-dopolneniya-pryamoe-i