Прямое и косвенное дополнение — это… (45 примеров)

Сегодня, я расскажу вам о таком понятие как «Второстепенные члены в предложении». Начну я с второстепенных членов под названием «Дополнение».

Дополнение в русском языке

Дополнение является второстепенным членом предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей, а так же обозначающий предмет на который направлено или с которым связано то или иное действие. Иногда обозначает действие или состояние объекта.

  • Дополнения которые обозначают объект действие, употребляются при глаголах или от образованных ими существительными.
  • Дополнения которые называют объект используются при прилагательных или при существительных образованных от них.
  • Прямые дополнения это дополнения которые зависят от переходного глагола и употребляются в значении существительного или местоимения (и любые другие части речи которые выражаются существительным) в винительном падеже не имеющий предлог.
  • Например:
  • Построить (что?) здание
  • Починить (что?) компьютер
  • Поцеловать (кого?) маму
  • Прямое дополнение так же можно образовать при помощи родительного падежа в двух случаях:
  • 1.Когда есть отрицательная частица «не» перед переходным глаголом
  • А.Съесть суп не съесть суп
  • В.Заработать не заработать
  • 2.Или когда действие переходит не на весь предмет, а лишь на его часть
  • Например
  • А.Купить хлеб купить хлеба
  • Б.Выпить молоко выпить молока
  • В.Отсыпать рис отсыпать риса
  • Прямое дополнение обозначает предмет на которое направлено действие, которое может создавать, возникать или исчезать в процессе действия.

Обстоятельство в русском языке: 7 видов

  1. Обстоятельство это второстепенный член предложения который обозначает, как и при каких обстоятельствах происходит действие.
  2. Существует 7 видов обстоятельств:
  3. 1.Обстоятельство времени (указывает на время и дату действия)
  4. А.Работать с утра до вечера
  5. В.Уйти поздно
  6. 2.

    Обстоятельство места (указывает на место или направление происходящего)

  7. А.Двигаться влево
  8. В.Жить в лесу
  9. 3.Обстоятельство меры и степени (обозначает вес, меру и степень происходящего)
  10. А.Дважды выстрелить
  11. В.Триста тридцать два килограмма
  12. 3.

    Обстоятельство образа действия (указывает на образ совершения действия)

  13. А.Отвечать чётко
  14. В.Жить спокойно
  15. 4.Обстоятельство причины (указывает на причину действия)
  16. А.Не прийти из за болезни
  17. В.Проспать из за кино
  18. 5.Обстоятельство цели (указывает на цель)
  19. А.

    Ехать отдыхать

  20. В.Прийти учиться
  21. 6.Обстоятельство условия (указывает на условие действия)
  22. А.Не приехать из-за снегопада
  23. В.Не плавать из-за холода
  24. 7.Обстоятельство уступки (указывает на условие вопреки которому действие совершается)
  25. А.Ехать вопреки воли
  26. В.

    Несмотря не на что прибежать первым

Определение: согласованные и несогласованные

Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Есть 2 вида определений согласованные и несогласованные:

1.Согласованные определения — согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе — и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным.

Признака или служащий его орудием.
Различаются прямое и косвенное дополнение. Прямое
дополнение
обозначает объект, непосредственно охваченный действием. Критерии его
выделения в разных языках различны.

В выражается винительным без , сочетается только с глаголами. В зависимости от характера
действия такой объект может быть внешним (неизменным): «купить дом»,
«бросить камень», и внутренним (результативным): «строить дом»,
«раздробить камень».

Разновидность внутреннего объекта — объект
содержания («родственное дополнение», figura
etymologica
), т. е. объект, как бы извлекаемый из самого
действия: «думать думу», «кликать клич», «горе горевать».

Объект,
обозначающий предмет речи, мысли, восприятия («сообщать известие»,
«замышлять преступление», «видеть корабль»), называется
делиберативным.

Косвенное
дополнение выражается существительным в косвенных
падежах с предлогами и без предлогов. С понятием косвенного дополнения
связано представление об объекте, затронутом действием не прямо (ср.
«сообщить новости» и «…о новостях») и не полностью, а частично (ср.
«выпить воду» и «…воды»).

С косвенным дополнением может быть связано
также представление о меньшей
объекта (ср.: «ждать поезда» в отличие от «ждать поезд») и о его
своеобразной активности (ср.: «испугаться собаки», «радоваться за сына»,
где объект определённым образом стимулирует деятельность субъекта).

В классической лингвистике понятием косвенного дополнения охватываются
разнообразные виды объектных значений.

В частности, различаются объекты,
на которые нацелено действие («просить хлеба», «добиваться успеха») и
от которых оно отправляется или уклоняется («лишиться наследства»,
«избежать ссоры»); объекты-адресаты («улыбнуться ребёнку», «помочь
соседу»); объекты-орудия («жать серпом», «покорить красотой»).

В структуре высказывания все виды объектов в принципе совместимы и
иерархически упорядочены: «рассказать друзьям (О — адресат) правду
(делиберативный прямой О) о войне (делиберативный косвенный О) словами
очевидца (орудийный косвенный О)», причём одни объекты связаны с
глаголом как ядром сообщения более обязательной, другие — менее
обязательной связью.

Разновидностью дополнения иногда считается член предложения,
выраженный и обозначающий
зависимый глагольный признак («надеяться отдохнуть», «обещать помочь»,
«бояться ошибиться», «убедить остаться»).

При ещё более широком
понимании дополнения под него подводятся также разнообразные виды
придаточных предложений, связанных с главными изъяснительными
отношениями («Хочу, чтобы мне помогли», «Знаю, что мне помогут», «Боюсь,
как бы не ошибиться»).

В школьных грамматиках наряду с глагольными
дополнениями выделяются приименные дополнения, которые в большинстве
случаев являются производными от глагольных, ср.: «читать книгу» и
«чтение книги», «любить родину» и «любовь к родине», «жаждать славы» и
«жажда славы», «наполнить содержанием» и «наполненный содержанием».

  • Шахматов
    А. А., Синтаксис русского языка, 2 изд., Л.,
    1941;
  • Грамматика русского языка, т. 2, ч. 1, М., 1954; М., 1960;
  • Пешковский
    А. М., Русский синтаксис в научном освещении,
    7 изд., М., 1956;
  • Есперсен
    О., Философия грамматики, пер. с англ., М.,
    1958;
  • Габучан
    К. В., Дополнение, в кн.: Русский язык.
    Энциклопедия, М., 1979.

И. Н. Кручинина.

Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия
. Гл. ред. В. Н. Ярцева
. 1990
.

Синонимы
:

Антонимы
:

Смотреть что такое «Дополнение» в других словарях:

    ДОПОЛНЕНИЕ
    — ДОПОЛНЕНИЕ, дополнения, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. дополнять дополнить. Он занимался дополнением и исправлением старых статей для сборника. || Часть, присоединенная для разъяснения или исправления прежде написанного. В новом циркуляре… … Толковый словарь Ушакова

    дополнение
    — См. добавление, прибавление в дополнение… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. дополнение аугментация, пополнение, прибавление, добавление, добавка, надбавка, прирост,… … Словарь синонимов

    ДОПОЛНЕНИЕ
    — второстепенный член предложения, выражающий отношение одного предмета мысли к другому, названному глаголом (приглагольное дополнение) или именем (приименное дополнение). В функции дополнения преимущественно выступает косвенный падеж имени (с… … Большой Энциклопедический словарь

    ДОПОЛНЕНИЕ
    — ДОПОЛНЕНИЕ, я, ср. 1. см. дополнить. 2. То, чем что н. дополнено, прибавление. Д. к резолюции. В д. (сверх, помимо чего н. другого). Дополнения к одежде (галстуки, пояса, шарфы, сумки, украшения). 3. В грамматике: второстепенный член предложения… … Толковый словарь Ожегова

    дополнение до 1
    — обратный код поразрядное дополнение — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы обратный кодпоразрядное дополнение EN one s complement …
    ДОПОЛНЕНИЕ
    — (поправка к документу) (rider) Американский термин, означающий пункт или условие, внесенные в дополнение к важному законопроекту, но не имеющие прямой связи с его содержанием. В большинстве случаев такие дополнительные пункты не вошли бы в… … Политология. Словарь.

    Дополнение
    — 1. То же, что адденда, добавочный текст с уточнениями, изменениями или новыми соображениями, помещенный автором после произведения или его части (раздела), когда вводить новый материал в ранее написанный текст либо нецелесообразно (потребовалась… … Издательский словарь-справочник

    ДОПОЛНЕНИЕ
    — (Suplement), Польша, 2001, 108 мин. Фильм о выборе жизненного призвания и отношения к вере. Главный герой мечется в поиске своего призвания между монастырем и обыденной жизнью, в которой у него есть девушка и брат. В ролях: Павел Окраска, Моника… … Энциклопедия кино

    Дополнение
    — ДОПОЛНЕНИЕ. Грамматический термин, обозначающий существительное в косвенном падеже, как часть предложения. В некоторых традиционных грамматиках термин Д. употребляется в более узком смысле для обозначения существительного в косвенном падеже,… … Словарь литературных терминов

    ДОПОЛНЕНИЕ
    — (complement) Товар, спрос на который изменяется в том же направлении, что и спрос на некоторые другие товары, цены на которые изменились. Например, рост цены на хлеб может привести к падению спроса на него; если одновременно упадет спрос на… … Словарь бизнес-терминов

    дополнение
    — Структурная часть основного текста, составленная из материалов, выделенных автором для размещения в конце произведения или его раздела. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины части и элементы текста… … Справочник технического переводчика

Второстепенные члены играют в предложении важную роль, обогащая его, внося ясность, поясняя подлежащее и сказуемое. Среди них выделяется и дополнение.

Ошибка в выделении данного второстепенного члена заключается в том, что его часто путают с подлежащим, особенно когда оно стоит в винительном падеже.

Чтобы не допускать неточностей, необходимо знать, на какие вопросы отвечает дополнение. Об этом мы и расскажем в статье.

Общие сведения

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. К ним относятся все, кроме именительного (на него отвечает подлежащее).

Обычно к дополнению задается вопрос от членов предложения (второстепенных и главных), которые выражены либо глаголами, либо близкими по значению к ним (причастиями, деепричастиями).

Значение

Значения дополнения могут быть совершенно различными. Разберем подобные отношения со сказуемым в предложении и посмотрим, каким образом дополнение отвечает на вопросы. Примеры ниже.

Ольга делает (что?) укол.

Ольга делает укол (кому?) маме.

Ольга делает укол (чем?) шприцем.

Иногда встречаются дополнения, зависящие от отглагольных существительных и прилагательных: покорение вершины, движение в конец строя, пожаренная на сковороде рыба.

Если систематизировать значения, принимая во внимание то, на что отвечает дополнение, получится следующее:

  1. Этот второстепенный член определяет предмет, испытывающий на себе действие: выбрать (что?) профессию, стирка (чего?) белья.
  2. Предмет, в интересах которого действие исполняется: написать брату, подойти к сестре, приехать к родителям.
  3. Средство исполнения действия или орудие труда: писать ручкой, плыть брассом, рисовать кистью и красками.

Чем бывает выражено дополнение?

Дополнение, как и подлежащее, выражается следующими частями речи:

  1. Существительным, стоящим в форме косвенного падежа или местоимением-существительным в такой же форме. Предлог при этом вариативен: пошла (к кому?) к маме; довольна (чем?) работой; размышляю (о ком?) о нем; приведи (кого?) его.
  2. Любой субстантивной частью речи (наделенной функцией существительного). Все были заинтересованы (кем?) читающим.
  3. Инфинитивом. Зрители просили труппу (о чем?) станцевать еще раз.
  4. Именем числительным. Я умножу (что?) пятнадцать (на что?) на десять.
  5. Фразеологизмом. Я прошу сестру (о чем?) не вешать нос.

Прямое и косвенное дополнение - это... (45 примеров)

К чему относится дополнение?

Так как дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, то чаще всего оно относится к глаголу-сказуемому. Таким образом оно вносит ясность в основное действие, о котором сообщается в предложении. Мы гуляем (с кем?) с дочкой по магазину. В данном случае дополнение «с дочкой» распространяет глагол-сказуемое «гуляем».

Прямое и косвенное дополнение - это... (45 примеров)

Однако этот второстепенный член может относиться и к существительному, которое имеет в своем значении какое-либо действие. К примеру, «Он водитель (чего?) большегрузного автомобиля». Дополнение «автомобиля» относится к существительному «водитель».

Краткие прилагательные близки по форме и значению к глаголу-сказуемому, поэтому к ним также может относиться этот второстепенный член: Я зла (на кого?) на своего соседа. Дополнение с предлогом «на соседа» относится к краткому прилагательному «зла». Реже оно относится к полному прилагательному: Похожий (на кого?) на отца.

Нередко дополнение поясняет наречие либо прилагательное в сравнительной степени. К примеру: Она выглядит моложе (чего?) своих лет. Жасмин ароматнее (чего?) розы.

Прямое

В зависимости от того, на какие вопросы отвечает дополнение, оно бывает либо прямым, либо косвенным. Первое требует постановки в винительный падеж, также при нем не может быть предлога.

Такое дополнение определяет объект действия. Относится оно к переходному глаголу либо наречию. Например: ненавидеть врага — прямое, стоит в винительном падеже, а глагол «ненавидеть» переходный. Еще пример: Мне жаль твоего друга. Дополнение «друга» относится к наречию «жаль», выполняющему роль сказуемого в данном предложении.

Прямое и косвенное дополнение - это... (45 примеров)

На какие вопросы отвечает дополнение прямое? Только вопросы родительного или винительного падежа. Разберем варианты:

  1. Самый распространенный — форма винительного падежа с отсутствующим предлогом: Мы наряжали елку всей семьей. Дополнение «елку» — прямое, употреблено в форме винительного падежа, предлога нет.
  2. Форма родительного падежа при обозначении части чего-либо целого: Я налила в чашку заварки, а после разбавила кипятком и положила лимон. Дополнение «заварки» — прямое, стоит в родительном падеже. Также родительный падеж может указывать на какой-либо результат действия, совмещенный со значением количества: Мне нужно сходить купить муки и хлеба.
  3. В безличных предложениях, когда в роли сказуемого выступает наречие: Как жаль потраченных лет.

Косвенное

На какие вопросы отвечает дополнение косвенное? На все остальные: винительный с предлогом, дательный, творительный и предложный. Последние три могут употребляться как с предлогом, так и без него.

  • В наших детских мечтах были яркие путешествия и беззаботные будни (косвенные дополнения — мечты, будни).
  • Мы прикинулись взрослыми, чтобы прокатиться на этом аттракционе (косвенное дополнение — взрослыми).
  • Разговоры о предстоящем торжестве занимали все свободное время (косвенное дополнение — о торжестве).

Дополнение

Дополнение

— это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект (предмет), на который направлено или с которым связано действие или (реже) по отношению к которому проявляется качественный признак. Иногда дополнение
обозначает субъект действия или состояния (см. бюро переводов). Например: Старик ловил неводом рыбу (А. Пушкин); К смирению и кротости он был совершенно не склонен (К. Чуковский); Мне не спится, нет огня… (А. Пушкин).

  • Дополнения
    , выражающие объект действия, употребля­ются при глаголах, а также при образованных от них существительных: доставить грузы
    доставка грузов; ра­ботать над статьёй
    работа над статьёй.
  • Дополнения
    , называющие объект, по отношению к которому проявляется качественный признак, употребляются при прилагательных и образованных от них существительных: верный долгу
    верность долгу; скуп в движениях
    скупость в движениях.
  • Дополнения
    делятся на прямые
    и косвенные.
  • Прямое дополнение

    — это дополнение
    , которое зависит от переходного глагола и выражается именем существительным или местоимением (а также любой частью речи, употреблённой в значении существительного) в винительном падеже без предлога: увидеть картину,
    спеть песню, чи­нить утюг,
    написать письмо,
    решать задачу,
    увидеть
    его,
    встретить знакомого.

Прямое дополнение
может быть также выражено существительным в родительном падеже без предлога. Родительный падеж вместо винительного употребляется в двух случаях: 1) если есть отрицательная частица не
перед переходным глаголом: чувствовал радость
не чувствовал радости; слышал голоса

Источник: https://latinkvartal.ru/vidy-dopolnenii-pryamoe-i-kosvennoe-pryamoe-i-kosvennoe-dopolnenie.html

Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение

Прямое и косвенное дополнение - это... (45 примеров)Прямое и косвенное дополнение - это... (45 примеров)

  • Муниципальное бюджетное
    общеобразовательное учреждение
  • «Средняя общеобразовательная
    школа №14»
  • Способы выражения
    дополнения
  • Прямое и косвенное
    дополнение
  • конспект урока
  • Выполнила: учитель высшей
    категории
  • Пазова Марина Анатольевна
  • г. Прокопьевск
  • Тема: Способы выражения дополнения.
    Прямое и косвенное дополнение
  • Цель урока: расширить и углубить
    представление о дополнении как
    второстепенном члене предложения; совершенствовать навыки выразительного
    чтения.
  • Ход
    урока.
  1. Организационный этап.

  2. Целеполагание и мотивация.

Сегодня
на уроке мы с вами будем изучать виды
дополнений. Наша задача — расширить и
углубить представление о дополнении
как второстепенном члене предложения.
Но начнем мы с проверки домашнего
задания.

  1. Проверка домашнего задания.

Блиц-опрос

  1. Что такое подлежащее?

  2. Какие прилагательные и причастия называются субстантивированными?

  3. Чем может быть выражено подлежащее?

  4. Что такое сказуемое?

  5. На какие виды делятся сказуемые по своему строению?

  6. В каком случае простое глагольное сказуемое выражается при помощи одного слова?

  7. Когда составное именное сказуемое выражается при помощи одного слова?

  8. Какие члены предложения называются второстепенными?

  9. Как определить, какой второстепенный член предложения перед вами?

  1. Актуализация ранее изученного.

Записать
под диктовку. Разобрать по членам
предложения.

  1. Зеленая
    машина, стоящая
    возле подъезда – такси
  2. Такси,
    вызванное мною,
    прибыло
    вовремя.
  3. Мы
    с отцом решили
    остановить такси
    около здания
    театра.
  • Дайте определение дополнения.
  1. Объяснение нового материала.

  • Что обозначает дополнение?
  • На какие вопросы отвечает дополнение?
  • Какими частями речи может быть выражено дополнение?

У линии горизонта
можно было увидеть
паруса какого-то
корабля

  • Какой частью речи выражено дополнение
  • От какого члена предложения задается вопрос к дополнению
  • Определите падеж существительных, которые являются дополнением

В
последнее время
старик часто
вспоминал о
былом.

  • Как называются такие прилагательные / Что такое субстантивированное прилагательное?
  • Завтра
    не будет похоже
    на сегодня.
  • Шестнадцать
    не делится на
    три без остатка.
  • Вечерами
    мы часто
    просили маму
    спеть.

В
данном случае необходимо обратить
внимание на то, каким лицом выполняется
действие. ( Просили мы, петь будет мама).
Если оба действия выполняются одним
лицом – перед нами составное сказуемое.
Если разными – инфинитив будет
дополнением.

  1. Упр.
    148
  2. За время
    своей болезни
    я прочитал
    немало
    интересных
    книг.
  3. Работа
    с опорной таблицей.
  4. Способы
    выражения дополнения
Чем выражено Примеры
1. Существительное в косвенном падеже Я могу переплыть реку
2. Местоимение в косвенном падеже
  • Думай обо мне(личное).
  • Расскажи о себе (возвратное).
  • Я хорошо вижу это (указательное).
  • Слушателям очень понравился романс, который (относительное)исполнил певец.
  • Кого (вопросительное)вы хотите увидеть сегодня?
  • Всем (определительное)хотелось участвовать в празднике.
  • Кого-то(неопределённое) попросили позвонить.
  • Некому (отрицательное)было отвечать.
  1. 3. Любая часть речи в значении существительного:
  2. а) прилагательное в значении сущ.
  3. б) причастие в значении сущ.
  4. в) числительное в значении сущ.
  5. г) наречие в значении сущ.
  6. д) междометие в значении сущ.
  • а) Большим всё можно.
  • б) О присутствующих говорить не будем.
  • в) Разделите сорок на восемь.
  • г)О нашем завтра можно только мечтать.
  • д) Я слышу «ау» вдалеке.
4. Инфинитив Командир приказал нам узнать всё о происшествии.
5. Синтаксически неделимое словосочетание или фразеологизм
  1. Я увидел деда с бабушкой.
  2. Поговорим о нас с тобой.
  3. Давай купим пять тетрадей.
  4. Я нашёл его больное место.

Запишите
в тетради для правил (справочнике)
опорную таблицу. Дома вам предстоит
дополнить эту таблицу своими примерами.

  • или
  • Закрепим
    изученный материал, заполнив данную
    таблицу своими примерами.
  • (на
    доске)
Пример Способ выражения
Имя существительное
Субстантивированное прилагательное
Наречие
Имя числительное
Инфинитив
Неделимое словосочетание
  1. Дополнения
    бывают прямые и косвенные
  2. Дополнение
  3. Прямое Косвенное
  1. Имена существительные Все остальные дополнения

  • в
    винительном падеже
  • без
    предлога
  • в
    родительном падеже
  • без предлога (если действие
    переходного глагола охватывает часть
    предмета или при сказуемом есть частица
    НЕ)
  • упр.
    151, 152
  1. Постановка домашнего задания. Самостоятельно придумать примеры / или упр.

  2. Закрепление изученного

Задание.

Спишите.
Подчеркните все слова как члены
предложения.

  1. Гр_мматика не дает таланта но дает таланту б_льшую силу. 2. С бер_га было х_рошо видно мой р_дной дом и здание школы. 3. Х_роший снеж_к урожай сбереж_т. 4. Он не в_лел нам даже бли_ко подх_дить к машине. 5. В маг_зине мы с Петькой купили три т_тради шесть карандашей.

Сегодня мы с вами рассмотрели
тему «Прямое и косвенное дополнение».

Что
вы поняли? Что вы не поняли? Над чем вам
необходимо поработать дома или ещё раз
остановиться на следующем уроке?

Источник: https://www.UchMet.ru/library/material/141092/

Прямое дополнение и косвенное дополнение. Дополнение в русском языке

Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий объект. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением. При разборе предложения дополнение подчеркивается штриховой линией.

Нарву (чего?) цветов и подарю (что?) букет (кому?) той девушке, которую люблю. (Н. Рубцов)

В этом предложении сразу три дополнения.

Обычно дополнение обозначает предмет или лицо — объект действия, выраженного сказуемым. Помимо сказуемого, дополнение может пояснять другие члены предложения.

Что может обозначать дополнение:

  • Объект, на который распространяется действие:Пишу книгу.Сажаю картошку.
  • Объект восприятия:Слушаю музыку.Вижу её.
  • Адресата действия:Пишу вам.Говорю другу.
  • Орудие или средство действия:Пилил пилой.Рисуем акварелью.
  • Объект, на который распространяется состояние:Мне весело.Девушке неприятно.
  • Объект сравнения:Быстрее ветра.Умнее него.
  • Принадлежность, отношение к чему-либо:Кабинет начальника.Заведующий кафедрой.

Дополнение может относиться к различным членам предложения, выраженным разными частями речи.

  • К глагольному сказуемому:Пишу письмо.Ищу друзей.
  • К главному или второстепенному члену, выраженному существительным:Произошла утрата доверия.Надежда на счастье.
  • К главному или второстепенному члену, выраженному прилагательным или причастием:Благожелательный к клиентам.Думающий о нас.
  • К главному или второстепенному члену, выраженному наречием:Незаметно для наблюдателей.Быстро к нему!

Какими частями речи может быть выражено дополнение. Примеры

Дополнение может выражаться различными частями речи, такими как:

  • Существительное:Рубить дрова.Звонить в звонок.
  • Местоимением:Говорить нам.Понятно для всех.
  • Неопределенной формой глагола — инфинитивом:Прошу пройти.Велел послушать.
  • Другими частями речи в значении существительного:Сказанного не воротишь.Не могу слышать ваши «ахи».
  • Словосочетанием:Съел дюжину устриц.Впечатлила многих коллег.

Прямое дополнение

Прямое дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, выраженное переходным глаголом или предикативным наречием:

Нарисовал (что?) портрет.

Жаль (кого?) бедняжку.

Все остальные дополнения являются косвенными.

Чаще всего прямое дополнение выражается именем существительным в винительном падеже без предлога:Ремонтировать автомобиль.Поздравить именинника.Сорвать цветок.

Также прямое дополнение может быть выражено существительным в родительном падеже без предлога:Купил груш. Налила воды. Отсыпать муки.

Форма родительного падежа используется при отрицании:Не услышал музыки.Не любил тишины.Не пил водки.

Примеры предложений с прямым дополнением

Я взял (что?) газету и прочел (что?) статью.

В воскресенье Вася собрал (кого?) друзей.

В мастерской (что?) машину быстро починили.

Никогда и никому не доверял своей (чего?) тайны. (А. П. Чехов)

Косвенное дополнение

Все дополнения, которые не относятся к прямым, называются косвенными. Они могут выражаться разными частями речи или словосочетаниями:

  • Существительное или местоимение в косвенном падеже, с предлогом или без предлога:Стучать в дверь.Поговорили о проблемах.Позвонила детям.
  • Инфинитив — неопределенная форма глагола:Мы просили (о чем?) выступить.Заставили (что?) выпить лекарство.
  • Неделимые словосочетания:Он запряг четверку лошадей.Зашел за десятком яиц.

Примеры предложений с косвенным дополнением

Приятель вспоминал (о чем?) об этом постоянно.

Альпинисты поднялись (на что?) на гору.

Собеседник улыбнулся (кому?) ей.

Послали (за кем?) за врачом.

Дополнения в предложениях. Примеры из русской литературы

Я (кого?) вас любил… (А.С. Пушкин)

Герасим снова взялся (за что?) за ложку и продолжал хлебать (что?) щи (И. С. Тургенев).

Я послел (за кем?) за доктором. (А.П. Чехов)

Все просили ее (о чём?) спеть что-нибудь. (М. Ю. Лермонтов)

Люблю (что?) грозу в начале мая. (Ф.И. Тютчев)

Командир третьей роты (к кому?) к генералу! (Л.Н. Толстой)

Она заставила Ивана Ильича (что?) выпить несколько чашек кофе. (А. Толстой)

Я вспоминал (о чем?) об этом в самые страшные минуты боя. (К. Паустовский)

Ночью Захар Павлович проснулся и слушал (что?) дождь. (А. Платонов)

Источник: https://www.anews.com/p/111910636-dopolnenie-v-russkom-yazyke-pryamoe-i-kosvennoe-dopolnenie-primery-predlozhenij/

Дополнение

Дополнение — это второстепенный член предложения, указывающий на предмет, на который направлено действие или который является результатом действия. Дополнения выражают объектные отношения и отвечают на вопросы косвенных падежей.

  • Дополнение выражается теми же частями речи, что и подлежащее:
  • 1) существительным или местоимением-существительным в косвенных падежах с предлогом или без предлога.
  • Например: Я читаю письмо и думаю о тебе.
  • 2) любой частью речи в функции существительного.
  • Например: Он посмотрел на вошедшего.
  • 3) Инфинитивом.
  • Например: Все просили ее спеть.
  • 4) Числительным.
  • Например: Разделите десять на два.
  • 5) фразеологически свободным сочетанием числительного с существительным в родительном падеже.
  • Например: Я купил пять книг.
  • 6) фразеологически связанным словосочетанием.
  • Например: Я прошу тебя не вешать нос.
  • Дополнения поясняют

1) основное — глагол (примеры см. выше)2) существительное со значением действия или деятеля: Он руководитель кружка. Он осуществляет руководство кружком. 3) прилагательное в краткой или — редко — в полной форме: Я зол на друга. 4) сравнительную степень прилагательного или наречия: Роза ароматнее других цветов. Он прыгнул выше отца.

Если дополнение относится к переходному глаголу или к наречию, называя объект, на который направлено действие, и выражается формой винительного падежа без предлога, то такое дополнение называется прямым. Прямые дополнения выражаются существительным или местоимением, которое стоит:

— в винительном падеже без предлога: Ель рукавом мне тропинку завесила (Фет);- в родительном падеже при глаголе с отрицанием: На вашей родине вы никогда не увидите этой прелести (Паустовский);- в родительном падеже при выражении «частичного объекта», т.е.

для обозначения части целого: Он налил в стакан ландышевых капель и разбавил их кипяченой водой (Паустовский).

— в родительном падеже без предлога при переходных глаголах, совмещающих значение достижения результата с количественным значением: Пойду куплю хлеба;- в родительном падеже при некоторых наречиях — сказуемых безличного предложения: Мне жаль потраченного времени.

Все остальные дополнения — косвенные.

Косвенные дополнения — это дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе винительным падежом с предлогом.

Например: В этом утре уже было предчувствие длинного лета, теплых ливней… (Паустовский); Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне (Есенин).

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/202-dopolnenie.html

Дополнение в английском языке

Чтобы не пропустить новые полезные материалы, подпишитесь на обновления сайта

Любое предложение и его структуру изучает раздел грамматики под названием «Синтаксис». В любом предложении, как нам известно, есть главные члены предложения, коими являются подлежащее и сказуемое, и второстепенные.

К второстепенным членам предложения относятся дополнение (object), определение (attribute), обстоятельство (adverbial modifier). О первом из второстепенных членов предложения – о дополнении – мы и поговорим в этой статье.

Чтобы не было трудностей в понимании информации, представленной ниже, я бы посоветовала перед изучением дополнения в английском языке повторить, какие глаголы называются переходными в английском, а какие непереходными.

Я лишь напомню, что глаголы могут иметь при себе прямое дополнение как в английском, так и в русском языках.

Другими словами, они могут выражать действие, которое непосредственно переходит на какое-нибудь лицо или предмет. Вот такие глаголы, обладающие прямым дополнением, будут называться переходными (transitive verbs).

А глаголы, у которых прямого дополнения быть не может, называются непереходными (intransitive verbs). Примеры:

I received an invitation two days ago. – Я получила приглашение два дня назад. (to receive – глагол переходный, так как он может иметь при себе прямое дополнение – to receive something. В данном случае этим дополнением является слово «invitation»)

I arrived two days ago. – Я приехала два дня назад. (to arrive – глагол непереходный, так как он не имеет прямого дополнения)

Что представляет собой дополнение в английском языке? Это член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы, которые в русском языке соответствуют вопросам косвенных падежей (остальных пяти падежей, кроме именительного: родительного, дательного, винительного, творительного, предложного). Это вопросы: whom? – кого?; what? – что?; to whom? – кому?; by whom? – кем?; about what? – о чем?. Какими бывают дополнения в английском языке?

Классификация дополнений такова: дополнение бывает прямым (direct object) и косвенным (indirect object). А косвенное в свою очередь имеет два варианта – косвенное беспредложное дополнение (indirect object) и косвенное предложное дополнение (prepositional object). Удобнее рассматривать каждые дополнения отдельно, поэтому начнем с самого первого – прямого дополнения.

Прямое дополнение в английском языке

Прямое дополнение представляет предмет или лицо, на которое переходит действие. А действие в данном случае будет выражено переходным глаголом в личной или неличной форме. Ставим мы прямое дополнение в английском языке после глагола. Прямое дополнение соответствует в русском языке дополнению в винительном падеже без предлога, потому что оно отвечает на вопросы whom? и what?. Например:

I received a new passport two days ago. – Я получила новый паспорт два дня назад.

Но прямое дополнение также может соответствовать в русском языке и дополнению в родительном падеже (особенно если действие касается только части предмета, а не всего предмета). Например:

My father gave me some wine. – Отец дал мне вина.

Какими частями речи может быть выражено прямое дополнение в английском языке? На первом месте имя существительное.

Buy me an ice-cream, please. — Купи мне мороженое, пожалуйста.

The secretary gave the mail to the boss. – Секретарь передала почту боссу.

На втором месте расположено местоимение.

I will never forget you. – Я никогда не забуду тебя.

I didn’t see him yesterday. – Я не видел его вчера.

Прямое дополнение может быть выражено и числительным.

How many tickets did you book? – I booked four. – Сколько билетов ты заказал? Я заказал четыре.

Источник: https://engblog.ru/object

Прямое и косвенное дополнение

В простом предложении различают прямое и косвенное дополнение. Укажем, как выражается прямое и косвенное дополнение, как их отличить в предложении.

Одним из второстепенных членов предложения является дополнение. В зависимости от части речи и падежной формы слова, управляемого сказуемым, выраженным переходным или непереходным глаголом, в предложении укажем прямое или косвенное дополнение.

Прямое дополнение обозначает непосредственный объект действия, чувства и выражается формой винительного падежа без предлога (написать что? письмо). Прямое дополнение зависит от:

  • переходного глагола (написать что? письмо, любить что/кого? родину, сестру);
  • некоторых наречий, выражающих чувство, состояние (жалко что/кого? сумку, девочку; больно что? руку).

Прямое дополнение может быть выражено формой родительного падежа в следующих случаях:

  • если при переходных глаголах есть отрицание (не вижу чего? сумки, не знаю чего? правила);
  • если дополнение после переходного глагола обозначает предмет, лишь частично подвергающийся действию (Съешь сыра – не весь, а часть);
  • если дополнение после переходного глагола обозначает большое количество предметов, подвергающихся действию (наделать ошибок).

Встречаются прямые дополнения в форме родительного падежа и при некоторых наречиях (жалко чего? времени, денег).

Например:

Я сегодня поймал было рыбку (А. С. Пушкин).

Поймал кого? рыбку.

«Рыбку» — это прямое дополнение, выраженное одушевленным существительным в форме винительного падежа. Оно управляется переходным глаголом «поймал» (поймать кого? что?), то есть действие, обозначенное им, переходит на предмет.

Прямое дополнение может зависеть также от слов категории состояния (предикативных наречий):

Жалко (кого?) девочку, сиротку Феклушу (Н. Некрасов).

Мне жалко (чего?) радости былой и даже прошлых жаль (чего?) страданий (Н. Огарев).

Все другие дополнения, выраженные формами винительного падежа с предлогом (влюбиться в одноклассницу) и других падежей, с предлогами и без них (звонить брату, прийти к врачу, накрыться плащом, встретиться с другом и т. п.), называются косвенными.

Прямое дополнение обычно выражается:

1. существительным в форме винительного падежа без предлога:

  • помою (что?) миску;
  • накормила (кого?) котёнка;
  • напишем (что?) сообщение;

2. существительным в форме родительного падежа без предлога:

а) действие направлено на часть или неопределенное количество предмета:

  • выпью чего? воды;
  • поем чего? блинов;
  • отрежу чего? колбасы;
  • насобирал (чего?) грибов;

б) при отрицательном сказуемом с частицей «не»:

  • не видел фильма;
  • не услышал ответа;

3. несвободным словосочетанием:

  • купила (что?) пару перчаток;
  • приобрел (что?) музыкальный центр.

Косвенное дополнение

Косвенное дополнение так называется, из-за того что оно выражается формами косвенных падежей существительных, местоимений без предлогов и с предлогами, в том числе формой винительного падежа с предлогом.

Способы выражения косвенных дополнений

1. Существительное и местоимение в форме косвенных падежей:

  • увлекаемся (чем?) спортом;
  • веришь (во что?) в победу;
  • ходите (на чём?) на лыжах;
  • сочувствовали (кому?) приятелю;
  • жать (чем?) серпом;
  • зайду (к кому?) к нему.

2. Косвенное дополнение может выражаться также словами других частей речи и словосочетаниями:

  • количественным или собирательным числительным в падежной форме;
  • неопределенной формой глагола (инфинитивом);
  • нечленимым словосочетанием;
  • фразеологизмом.

Это число делится (на сколько?) на четыре.

Добавим эти кисти (к чему?) к пяти карандашам.

Все стали просить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.

Учитель рассказал (кому?) нам (о ком?) о Михаиле Ломоносове.

Мама пригласила в дом (кого?) мастера на все руки — Степана.

Источник: http://rus-learn.com/punktuaciya/pryamoe-i-kosvennoe-dopolnenie

конспект урока " Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение" план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Способы выражения дополнения.  Прямое и косвенное дополнение.

  • Цель: активизировать  полученные ранее знания о дополнении, расширить понятие о способах выражения дополнения (инфинитивом, цельным словосочетанием); формирование умения определять способы выражения дополнений в письменной речи, развить умение видеть и выделять прямые и косвенные дополнения.
  • Задачи:
  • образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять каким членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения: (отличать именительный падеж от винительного, инфинитив -дополнение от инфинитива сказуемого);
  • воспитательная: формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;
  • развивающая: развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.
  •  Методы и формы обучения: частично- поисковый, самостоятельная работа с применением ИКТ, индивидуальный, работа в парах.
  • Тип урока: изучение нового материала.
  • Оборудование:  карточки  с заданием и текстом, презентация, видеопроектор
  • Ход урока:

 1этап   Организационный момент.  Мотивация учебной деятельности.

  1. Вопросы косвенных падежей
  2. Вы безошибочно знаете уже.
  3. Если задаешь их без промедленья,
  4. Тут же отыщется… ДОПОЛНЕНИЕ.
  5.  Действительно, сегодня на уроке мы будем  повторять дополнение.
  6. Но начнем урок с проверки домашнего задания.
  7. 2  зтап  Актуализация знаний и пробное учебное действие.

 1.Проверка дом. зад. ( у доски 3 человека –инд. работа по карточкам)

2. упр.160 ; синтаксический разбор СС. –  комментирование

 Класс записывает сочетания слов: назвать СС с подчинительной связью. Работа в парах.

Слово и дело, бить баклуши, продолжали учиться, около крепости, луг росист, принять резолюцию.

—  Что можете сказать о других  сочетаниях?

3.Лингвистическая разминка. (3 слайд) Указать способ подчинительной связи.

 Записать ответ загадки.

  По вар.(загадки чередуем)

-Какое изобразительное средство лежит в основе загадок? 3-ий слайд.

 Костяная спинка, жесткая щетинка, с мягкой пастой дружит, нам усердно служит.(Зубная щетка)(прил.+сущ)

 Падают с ветки золотые монетки.(Желтые листья) (прил.+сущ.)

У двух матерей по пяти сыновей.(Пальцы на руках)(сущ.+сущ.с пред.)

Широко, а не море, золото, а не деньги,Сегодня на земле, а завтра на столе.(Поле пшеницы) (сущ.+сущ.)

Зачитать сс по вар.  и назвать способы подчинительной связи.   (2 слайд)

1в -зубная щетка, пальцы на руках;  2в.-желтые листья, поле пшеницы)

 4.Проверка инд. работы у доски.  

 1- я карточка. Написать  по памяти словарные слова из рамочек.(стр. 57-77 – из дом. работы) Дать лексическое значение слову РЕЗОЛЮЦИЯ( постановление, решение), составить СС с этим словом по схеме: гл(гл. слово).+ сущ В.п. (принять резолюцию)

 2-я карточка. Синтаксический разбор предложения: Притча —  образный рассказ, часто употребляемый в Библии и Евангелии для  изложения поучительных истин. Расставить знаки препинания.

3-я карточка. Матушка, знавшая наизусть… обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу  подалее. Синтаксический разбор предложения. Выписать СС с подчинительной связью управление.  

   5.  Фронтальный опрос: (проверка опережающего  дом. задания — параграф 16)

  • — Какие члены предложения называются второстепенными?
  • — Перечислить второстепенные члены предложения  (примеры из предложения на доске)
  • -Какими способами связи соединяются второстепенные члены с другими в предложении?

— Что называется дополнением? Назвать СС по схеме гл. +сущ. В.п  из  словарного диктанта (принять резолюцию)- запись сс.

2 этап.  Постановка учебной задачи.

1.Итак, определите цели и задачи урока…

  Наша задача –  ..расширить и углубить представление о второстепенном члене предложения – дополнении.

  1.  Обобщить имеющиеся знания  и обратить внимание на новые факты,
  2. научиться определять:    
  3. -дополнения прямые и косвенные;

-способы выражения дополнений. Сформулируем тему урока. Запишем формулировку темы.

(1-ый слайд)

  3 этап. Совместное исследование проблемы.

 Теория:   параграф 16,стр. 75 — по плану.

— Какую новую информацию о дополнении вы узнали из 16 параграфа? Что у вас вызвало затруднение?

— Какие дополнения называются прямыми?

— Каким падежом, кроме В., может быть выражено прямое дополнение?

-В каких случаях? Какие дополнения косвенные?

-Прямые и косвенные дополнения.  Чтение абзаца  параграфа. Сопоставление с таблицей.

Слайд 4

Прямые дополненияВыражено формой В. П без предлога: варю (что?) суп, пишу(что?) письмо;Форма Р.п. без предлога, если- обозначает часть предмета: налил чаю, купил хлеба;Переходный глагол с отрицанием не: не надел куртки, не принес книг, не забыл задания.
  • Косвенные дополнения
  • Все остальные дополнения, если есть
  • предлоги:  Я к вам пишу.
  • —  возвратный суффикс  -ся-;
  • Косвенные падежи
  • Играть в пьесе, улыбаться ему.

4 этап. Реализация построенного проекта.

— Иногда бывают затруднения в определении форм имён существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего. ( Проверка задания  на доске–корректоры)

Порядок слов прямой, подлежащее стоит на первом месте. А теперь изменим порядок слов на обратный.                

  1.  Задание  «Корректоры»:   3 карточки – проверяет класс.
  2. 1.Исправить орфографические ошибки, подчеркнуть  дополнения в следующих предложениях и указать падеж:
  3. Экспидиция пересикла долину.- 1-ый ряд
  4. Буря мглою небо кроит. -2-ой ряд
  5. Березы  заплитают солнце ( в косы) -3-ий ряд

-Что надо делать, чтобы определить дополнение в тексте? (выделить грамматическую основу.)- Хорошо, дальше что вы делали? (Вычленяли словосочетания и задавали вопрос от главного слова к зависимому)

— И последнее, что вы делали или должны были сделать? (Если вопрос косвенных падежей, то это дополнение, если нет, то это другой второстепенный член предложения).

2.Учитель показывает  слайд 5.

  • -Выделить грамматическую основу предложения.
  • -Найти словосочетания.
  • -Задать вопрос от главного слова к зависимому.
  • Если вопрос косвенного падежа, то – это дополнение, подчеркиваем его пунктиром, над словом пишем падеж; если другие вопросы, то — это другой второстепенный член предложения.

 4этап. Совместное исследование проблемы.

Трудные случаи определения форм падежей имён существительных.

  Как отличить форму И.п. и В .п?

  1. Задание «Корректоры»
  2.       Порядок слов прямой: подлежащее стоит на первом месте.
  3.  А теперь изменим порядок слов на обратный. (3-е предложение)
  4.   Солнце заплетает березы.
  5. Вывод:
  6.  Иногда бывают затруднения в определении форм имён существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего. (Задание «Корректоры»)

5 этап.  Первичное закрепление.

  • —  упр.166 1в – 3-4;   2в -6-7 (по образцу)  алгоритм рассуждения
  • 2.  Слайд 6
  • 1вар.-  задание: обозначить грамматические основы и дополнения
  •  (читается Евангелие от Матфея 7; 21-27)

«Всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

 А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое».

  1. Давайте теперь с вами подумаем, а что Иисус Христос подразумевал под «домом», что для каждого из нас является «домом»?
  2. — Наша жизнь.
  3. Всякий, кто видел, как строится дом, знает, что чем глубже и тверже основание его, тем он будет прочнее, тем лучше он устоит против бури, ветра и наводнения.
  4.  А что же для человека в его повседневной жизни подразумевается «под дождем, ветрами, бурями»?
  5. — Беды, несчастья, горе, болезни, бедность…

Да. Человеку в жизни приходится бороться с бедствиями и опасностями, и только тогда он устоит против них, если утвердит жизнь свою на твердом непоколебимом основании. А что же должно стать основанием нашего дома – нашей жизни, согласно учению Иисуса Христа?

— Вера, любовь.

2 вар. – зад.:  в  каждом предложении (простом и сложном) найти грамматическую основу (основы) и дополнение.

  Слайд 6. «Всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

 А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое».

  • 3.Физминутка- слайд 7
  • А теперь все ровно сели,
  • К потолку глаза подняли,
  • Руки вверх, вперед, назад –
  • Вот разминка для ребят!(в бок)по 2раза
  • 6 ЭТАП.  Самостоятельная работа с проверкой по эталону
  •   -Какими частями речи может быть  выражено дополнение?
  •   (любая часть речи в значении сущ.)
  •   примеры из учебника  (параграф 16)
  •  Слайд 8

  Заполните таблицу, определив, какими частями речи  выражены дополнения  — выписать СС (сказ.+ доп.)

работа в парах ( слайд 9)

— Большим все можно. 1 Прил.

— Восемь не делится на пять без остатка. 2 Числ.

— Помним погибших… 3 прич.

— Кто пел» о прекрасном далеко»?    4 нар.

— Он попросил Мери спеть. 5 Инф.

— Безродного пригрел и ввел в свое семейство. 6  Прил.

-Собака отлично поняла мое «фу!». 7 Межд.

-На море я увидел несколько рыбаков. 8  Цельное наименование.

 Я увидел девушку со слепым.

Вывод: кроме сущ. и мест. Дополнение может быть выражено другими частями речи в значении сущ.: прилагательным, числ.,  прич., наречием, междометием, н. ф. глагола. А также неделимым сочетанием.

Инфинитив- дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей:

Попросил ( о чем?) сесть

7 этап. Конструирование нового способа действия.

 Проблемный вопрос: как различить роли инфинитива?

слайд 10

  1. — Инфинитив –дополнение
  2.  и глагол в
  3.  личной форме обозначают действия разных лиц Пугачев  приказал (что?) казнить
  4. Пояснение: Пугачев приказал, а казнить будут другие
  5. Я велел ямщику ехать – велел я, а ехать должен ямщик. Я прошу вас подождать ( прошу я ,а подождать должны вы)
  6. — Инфинитив – дополнение зависит от сказуемого

— Н.Ф. можно заменить существительным:Условился встретиться – условился о встрече

  •  СГС
  • Владимир начинал беспокоиться.
  • Он перестал улыбаться.
  • Лиза решила помочь сестре.

Инфинитив относится к тому субъекту действия, что и глагол. В предложении является частью сгс.

  1.  8 ЭТАП. Переход к этапу решения частных задач
  2. Слайд 11
  3. — Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в употреблении предлога и падежа существительного, исправьте её: 

а) скучаю по вамб) не откликнулся к зовув) вдуматься над вопросом

г) оплатить за проезд

— Из сочинений! Исправь ошибки..Работа у  доски по карточке.

Она начала сторониться от сверстниц. Петр переживал о болезни Маши. Пугачев  привлекал к себе симпатии в окружающих.Серьезностью, любовью к книге Татьяна резко отличалась среди девочек.

 Слайд12  Класс работает по таблице устно. Вариативные конструкции

Подобрать существительные к данным словам. Обозначить прямые дополнения.1в.Вера (во что?)Одеть (кого? что?)

  • Рецензия ( на что- либо)
  • Заплатить (за что?) за
  • Прийти в школу
  1. комментировать
  2. 2в.
  3. Уверенность (в чем?) в
  4. Надеть ( что- нибудь, кого-нибудь)
  5. Отзыв (о чем- либо)
  6. Оплатить (что?)
  7. Уйти из школы

 Зачитать сс. Эти вариативные конструкции запомнить, чтобы предупредить речевые ошибки.

9  этап. Рефлексия деятельности 

 Подведение итогов.

— Ребята, мы достигли нашей цели?- А какая была цель урока?

— Что вам на уроке особенно запомнилось?- Молодцы, вы прекрасно сегодня поработали!

Домашнее задание упражнение 167 , 169 ( по выбору письм.), упр.164

Список литературы.

С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. — М.:Просвещение,2010.

Тростенцова Л.А., Запорожец А. И.. Русский язык. Поурочные разработки.-М.: Просвещение, 2009.

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8 — 9 классы.  CD. М.,2004. 

http://russkiyyazik.ru 

http://festival.1september.ru

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/08/konspekt-uroka-sposoby-vyrazheniya-dopolneniya-pryamoe-i

Ссылка на основную публикацию