Указательные местоимения в русском языке

  • Тема:  Указательное местоимение
  • Цель урока:   дать понятие об указательных местоимениях, научить  вводить их в речь, находить в речи, определять их морфологические признаки.
  • Деятельность учителя
  • Деятельность обучающихся
  • наглядности
  • 3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Для создания психологической атмосферы проводит игру «Атом и молекулы», а также делятся на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель.  С помощью игры «Атом и молекулы» делятся на группы.

5 мин.

II. Проверка домашней работы.

На дом было задано найти как можно больше пословиц с притяжательными местоимениями. Прочитайте пословицы, найдите притяжательные местоимения. Определите род, число, падеж этих местоимений.

  1. Ученики демонстрируют свои знания.
  2. — И к нашему берегу приносит хорошее дерево.
  3. — На твою спесь пословица есть.
  4. — Своя ноша не тянет.
  5.  — За своею думкою и сам не поспеешь.
  6. — Твоими бы устами да мед пить.
  7. — За твоим языком не поспеешь босиком
  8. 3 мин.

III. Подготовка к восприятию новой темы. На интерактивной доске вы видите красивую картину. Составьте как можно больше предложений, используя местоимения.

— Какие местоимения вы использовали в своих предложениях?

Ученики внимательно слушают учителя.

В тетрадях записывают предложения. Представляют всему классу.

  • — это, эта, эти.
  • Тетрадь
  • Интерактивная доска
  • 19 мин.

IV. Актуализация знаний.

Учитель объясняет новую тему.

Указательные местоимения тот, этот, такой изменяются по родам, падежам и числам.

Местоимение таков изменяется по родам и числам. Оно не склоняется. Местоимение столько изменяется только по падежам.

Предлагает ученикам выполнить упражнение 605.

Какие местоимения указывают на более близкий предмет, а какие – отдаленный? Укажите род, число, падеж.

1) Та книга мне не нужна, я лучше возьму эту книгу. 2) Этот компьютерный стол мне подходит, а тот – не нравится. 3) Этого мальчика я знаю, а того – нет. 4) В этих горах мы были, поедем к тем холмам.

  1. По приему «Лови ошибку» предлагает ученикам устно выполнить задание.
  2. Задание: О или об? Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы
  3. (О, об) этой столиц…, (о, об) этом символ…, (о, об) той стран…, (о, об) том город…,  (о, об) том государств…, (о, об) этих традици…, (о, об) тех обыча…
  4. Предлагает ученикам составить постер.
  5. Проводит физминутку.

Ученики делают запись в своих тетрадях. Выполняют 605 упражнение.

Та – ж.р., ед.ч.

Этот – м.р., ед.ч.

Этого – м.р., ед.ч.

Этих – мн.ч., род не определяем.

Об этой столице, об этом символе, о той стране, о том городе, о том государстве, об этих традициях, о тех обычаях.

Ученики с закрытыми глазами представляют необитаемый остров. Затем на постерах, с помощью цветных бумаг, маркеров, показывают все, что увидели с закрытыми глазами. Затем каждая группа защищает свою работу. Ученики под музыку проводят физминутку.

  • Учебник
  • Интерактивная доска
  • Постер
  • маркеры
  • цветные бумаги
  • стикеры
  • 10 мин.

V. Закрепление урока. При закреплении урока проводит игру «Морской бой». Ученикам предлагает разноуровневые задания.

  1. «Звездочка» — практическое задание.
  2. разгадаем шараду:
  3. Мой первый слог найдёшь тогда,
  4. Когда  в котле кипит вода.
  5. Местоимение – слог второй.
  6. А в целом – столик школьный твой.
  7. народная мудрость: пословицы учат.
  8.  Восстановить пословицу, подчеркнуть местоимения, определить разряд.
  9. Какой привет — …
  10. Что посеешь, …
  11. «Стрелка» — вопрос на повторение
  12. — чем местоимения отличаются от другой части речи?                               
  13. — какое местоимение не имеет именительного падежа?

— назвать притяжательные местоимения? — почему они так называются?

  • «Открытая книга» — вопрос по теме урока.
  • — что вам известно об изменениях указательного местоимения таков?
  • — какое указательное местоимение склоняется, но не изменяется по родам и числам?
  •  Проводит игру «Веселые бусы».

Задание: из данных букв составить как можно больше слов. Составить с ними предложения, употребляя указательные местоимения.

Ученики демонстрируют свои знания. Сильные ученики выбирают практическое задание.

  1. — парты
  2. — такой ответ. (относительное, указательное)
  3. — то и пожнешь. (относительное, указательное)
  4. — возвратное местоимение себя.

— мой, твой, наш, свой, ваш и т.д.

  • — потому что притягивают к себе.
  • — изменяется по родам и числам.
  • — столько
  • Ученики из предложенных букв составляют слова, затем предложения, используя указательные местоимения.
  • — Это молоко очень полезное.
  • — Этот мост очень высокий.
  • — Моя мама столько всего наготовила.
  • Плакат
  • Интерактивная доска
  • 3 мин.

VI. Итог урока. Предлагает ученикам  оценить урок с помощью пушистиков. Посмотрите на пушистиков. У них разное настроение. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.

Ученики  оценивают урок. Каждый ученик раскрашивает «пушистиков».

  1. Оценка урока «Пушистик»
  2. Оценочный лист
  3.  2 мин.

VII. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Задание: составить «Ассоциативную карту»  по теме «Местоимение»

Записывают домашнюю работу в дневниках.

Дневник

Указательные местоимения в русском языке

План урока

I. Организационный момент .

Психологическая игра «Мне в тебе нравится»

II. Проверка домашней работы.

Пословицы русского народа

III . Подготовка к восприятию новой темы.

Составление предложений по картинкам

IV . Новая тема.

  • Работа по учебнику
  • Прием «Лови ошибку»
  • Составление постера

V . Закрепление.

Игра «Морской бой»

Игра «Веселые бусы»

VI. Стадия рефлексии.

VII . Домашнее задание .

Указательные местоимения в русском языке

  1. Проверка домашней работы
  2. — И к нашему берегу приносит хорошее дерево.
  3. — На твою спесь пословица есть.
  4. — Своя ноша не тянет.
  5. — За своею думкою и сам не поспеешь.
  6. — Твоими бы устами да мед пить.
  7. — За твоим языком не поспеешь босиком
  8. — Не за свое дело не берись, а за своим — не ленись.
  9. — Своей бедой всяк себе ума копит.

Указательные местоимения в русском языке Указательные местоимения в русском языке

Указательные местоимения тот, этот, такой изменяются по родам, падежам и числам.

Местоимение таков изменяется по родам и числам. Оно не склоняется. Местоимение столько изменяется только по падежам.

Указательные местоимения в русском языке

Упражнение 605

Какие местоимения указывают на более близкий предмет, а какие – отдаленный? Укажите род, число, падеж.

1) Та книга мне не нужна, я лучше возьму эту книгу. 2) Этот компьютерный стол мне подходит, а тот – не нравится. 3) Этого мальчика я знаю, а того – нет. 4) В этих горах мы были, поедем к тем холмам.

Указательные местоимения в русском языке

  • О или об ? Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы
  • (О, об) этой столиц…, (о, об) этом символ…,
  • (о, об) той стран…, (о, об) том город…,
  • (о, об) том государств…, (о, об) этих традици…, (о, об) тех обыча…

Указательные местоимения в русском языке Указательные местоимения в русском языке

  1. Русский народ с уважением и любовью говорил о весне, об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки.
  2. Если  в пословице услышите указательное местоимение, поднимите руки вверх, если их не услышите – вытяните руки перед собой:
  3. Кто в марте сеять не начинает,  тот  о своём добре забывает.
  4. Март морозом на нос садится.
  5. Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
  6. Кто весной не пролежит,  тот  весь год будет сыт.
  7. Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
  8. Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.
  9. Не велика птичка-синичка, и  та  свой праздник помнит.
  10. Одна ласточка весны не делает.
  11. Весна красна цветами, а осень снопами.

Указательные местоимения в русском языке

  • Игра «Морской бой»
  • «Звёздочка» — практическое задание
  • «Открытая книга»- вопрос по теме урока
  • «Стрелка» — вопрос на повторение

Указательные местоимения в русском языке

  1. Игра «Веселые бусы»
  2. к
  3. м
  4. о
  5. о
  6. С
  7. о
  8. о
  9. л
  10. т
  11. с
  12. о
  13. у
  14. л
  15. к
  16. ь
  17. к
  18. т
  19. и
  20. о

Домашнее задание

Составить «Ассоциативную карту» по пройденным темам.

  • Вопросы на повторение
  • (карточка «Стрелка»):
  • — чем местоимения отличаются от другой части речи?                               
  • — какое местоимение не имеет именительного падежа?

— назвать притяжательные местоимения? — почему они так называются?

  1. «Открытая книга»- вопрос по теме урока
  2. — что вам известно об изменениях указательного местоимения таков?
  3. — какое указательное местоимение склоняется, но не изменяется по родам и числам?
  • Практические задания:
  • разгадаем шараду:
  • Мой первый слог найдёшь тогда,
  • Когда  в котле кипит вода.
  • Местоимение – слог второй.
  • А в целом – столик школьный твой.
  • народная мудрость: пословицы учат.
  •   Восстановить пословицу, подчеркнуть местоимения, определить разряд.
  • Какой привет — …
  • Что посеешь, …

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/otkrytyi-urok-ukazatiel-nyie-miestoimieniia

Указательные местоимения

  • Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:
  • ·                   Что такое указательные местоимения?
  • ·                   Как изменяются указательные местоимения?
  • ·                   Что нужно знать об указательных местоимениях?

Мы познакомились почти со всеми разрядами местоимений. В том числе с притяжательными. Но у нас остались ещё указательные местоимения, о которых тоже стоит поговорить.

А чтобы нам не скучно было, послушаем вот такую историю.

Как-то раз Сеня зашёл в школьную библиотеку и встретил там Машу.

– Чем это ты занята? – поинтересовался он.

– Сегодня я помогаю библиотекарям с сортировкой книг, – отозвалась Маша.

– А я как раз хотел что-нибудь выбрать для чтения, – сказал Сеня. – Ты подскажешь мне?

И вот Сеня прошёл дальше, к большому стеллажу с книгами. Что бы выбрать?

– Обязательно возьми книгу о Шерлоке Холмсе! – донёсся до него голос Маши.

– Отлично, – пробормотал Сеня. – Только вот где мне взять Шерлока Холмса, чтобы отыскать здесь нужную мне книгу?

– Она в красной обложке! – крикнула Маша.

Сеня посмотрел – а на полках немало книг в красной, розовой и даже бордовой обложке! Что же делать?

Указательные местоимения в русском языке

– Смотри на второй полке сверху, на средней секции – третья книга, – подсказала Маша.

– Эх, и почему люди не носят с собой стрелочки, чтобы указывать на то, что нужно! – вздохнул Сеня.

К счастью, тут в библиотеку зашёл Вениамин.

Указательные местоимения в русском языке

– На самом деле, – ответил Вениамин, – мы всегда носим с собой невидимые стрелочки-указатели!

Ведь нам так часто нужно указать на что-нибудь!

Вот, например, бабушка просит выбрать пирожок. Как мы ответим, какой выбрали? Левый? Правый? Оба?

Проще всего сказать:

Указательные местоимения в русском языке

Не правда ли, своими словами мы, как стрелками, указываем на нужный нам предмет?

На помощь нам приходят указательные местоимения. Они помогают указывать на что-либо.

Читайте также:  Предлог - это... что такое предлоги в русском языке?

Кстати, указывать можно не только на предмет, но и на признак.

Указательные местоимения в русском языке

  1. Местоимение такой при этом указывает на размер подарка.
  2. Указывать можно и на количество.
  3. Конечно, какое-то неопределённое.
  4. Я посмотрела столько ужастиков, что не могу спать!
  5. Местоимение столько указывает явно на какое-то немалое число ужастиков.
  6. Итак, указательные местоимения указывают на предмет, признак, количество.
  7. Указательное местоимение – это такой вечный стрелочник, у которого есть указатели на каждый случай: это такие слова, как этот, тот, такой, таков, столько…

Указательные местоимения в русском языке

  • Указатели различаются по значению и свойствам.
  • Давайте рассмотрим их поподробнее.
  • И начнём мы с указательного местоимения этот.
  • Это местоимение указывает на какой-то близкий предмет.
  • Если мы говорим, что этот медведь опасен, значит, он стоит где-то неподалёку от нас.
  • А вот местоимение тот, наоборот, указывает на более отдалённый предмет.
  • Если мы говорим, что опасен не этот медведь, а тот, то тот медведь будет находиться от нас дальше.

Указательные местоимения в русском языке

Есть еще и местоимение сей. Но сейчас оно уже устарело. Это местоимение раньше употреблялось в значении «этот». Например, Пушкин мог бы спросить: «И где сей кровожадный зверь?»

Местоимения этот и тот отвечают на вопрос какой? Это вопрос прилагательного. Значит, и изменяться эти местоимения будут по родам, числам и падежам, как прилагательное.

  1. О кружке мы можем сказать – эта и та.
  2. О яблоке – это и то.
  3. О конфетах – эти и те.
  4. Вот и изменение по родам и числам.

А как же склонение? Просклоняем местоимение этот.

Указательные местоимения в русском языке

А теперь сравним эти формы с формами прилагательного красный. Окончания почти одни и те же.

  • Местоимения этот, тот склоняются как прилагательные.
  • К указательным местоимениям также относится слово такой.
  • Это местоимение указывает на какой-то признак.
  • Оно часто используется, чтобы что-то сравнивать.
  • Или может просто усиливать признак.

Указательные местоимения в русском языке

Есть и местоимение таков. По значению оно такое же, как такой. Но при этом считается устаревшим и употребляется редко, обычно в устойчивых сочетаниях. Например:

– Почему ты попал мячом в окно?

– Ну, такова судьба.

Вопросы у этих местоимений будут разные. Какой? и каков? Прямо как у полных и кратких прилагательных, правда? Значит, и остальные свойства у этих местоимений будут как у прилагательных.

  1. О кружке мы говорим – такая и такова.
  2. О яблоке – такое и таково.
  3. О конфетах – такие и таковы.
  4. То есть, прилагательные изменяются по родам и числам.

Но прилагательное такой будет склоняться как полное прилагательное. А таков не склоняется. Потому что краткие прилагательные тоже не склоняются.

  • Наконец, к указательным относится и местоимение столько.
  • Это местоимение указывает на какое-то количество.
  • У меня столько замечательных друзей!

Конечно же, это местоимение отвечает на вопрос сколько? Это вопрос числительного. А общего в числительных – только то, что большинство из них изменяется по падежам.

Рода и числа у местоимения столько не будет.

Просклоняем его.

Указательные местоимения в русском языке

Местоимения этот, тот, такой, таков изменяются по родам и числам.

А какими членами предложения бывают указательные местоимения? Самыми разными.

Это ужасно!

Местоимение это заменяет существительное. Поэтому выступает в роли подлежащего.

Убери от меня эту мышь.

Мышь какую? – эту. Здесь местоимение стало определением.

Ты не запугаешь нас этим.

Местоимение отвечает на вопрос чем? Значит, это дополнение.

  1. Что же нам требуется сегодня запомнить?
  2. Указательные местоимения указывают на предмет, признак, количество.
  3. Указательные местоимения обычно склоняются как прилагательные.
  4. Местоимения этот, тот, такой, таков изменяются по родам и числам.
  5. В предложениях указательные местоимения могут быть разными членами предложения.  

Источник: https://videouroki.net/video/70-ukazatelnye-mestoimeniya.html

Указательные местоимения — слова для выделения объекта из группы

07.02.2018 Категория: Образование и наука Подкатегория: Русский язык Популярность

Из курса русского языка мы помним, что местоимения в сочетании с существительными могут указывать на принадлежность того или иного предмета. Например — «мой стул», «ее дневник», «их участок». Такие местоимения называют притяжательными.

Но есть и другая группа местоимений, конкретизирующая некие предметы, не имеющие владельца, или предметы, владелец которых неизвестен.

Это указательные местоимения — как следует из названия, они указывают на некий объект, действие или понятие, выделяют его из большой группы, но не называют его уникальных признаков.

Разберемся на примерах, как это выглядит, и изучим правила для указательных местоимений.

Примеры указательных местоимений

Слова из этого разряда отвечают на вопросы «какой», «сколько» и «каков».

  • К указательным местоимениям относятся такие слова, как — «этот» и «это», «столько», «таков» и «такой».
  • Входят в группу и редко применяемый слова «эдакий», «экий» и «сей».
  • Косвенно в группу указательных местоимений можно отнести наречия местоименного типа — «тут», «там», «теперь», «тогда», «сюда» и так далее.

Суть легко понять на примере — представим, что мы видим перед собой рощу очень похожих деревьев. Они никому не принадлежат — соответственно, мы не можем выделить какое-то одно дерево, назвав владельца. Обычно мы используем указательное местоимение «это» — «это дерево выше остальных».

Можно привести и другие примеры:

  • «Такой цвет нравится мне больше других». Из множества цветов мы выделяем один — но не называем его признак, а используем указательное местоимение.
  • «Столько времени я ждал этой минуты». Говорящий имеет в виду вполне четкий временной отрезок — но не называет его, а использует обобщающее указательное местоимение.

Указательные местоимения в русском языке

Как склоняются указательные местоимения?

Правила склонения довольно легко запомнить.

  • Большинство слов группы изменяются по всем признакам — по числам, по родам и по падежам. Например — «это», «этот» и «эта», «это» и «эти», «этого», «этому» и так далее.
  • Слово «столько» является исключением — для него не существует ни родов, ни чисел, как легко убедиться на примерах. Склонять его можно только по падежам, причем в именительном и винительном оно будет употребляться вместе с неким существительным, стоящем в родительном падеже. Например — «столько времени». «Столько» — именительный падеж, «времени» — падеж родительный.
  • Слово «таков» по падежам не склоняется. Зато для него существуют числа и рода — «таков», «такова», «таково», «таков» и «таковы».

Поделиться в соцсетях:

Случайная статья

Источник: http://infoogle.ru/ukazatelnye_mestoimeniya_slova_dlya_vydeleniya_obekta_iz_gruppy.html

Указательные местоимения. Видеоурок. Русский язык 6 Класс

Как можно догадаться из названия, такие слова на что-то указывают.

А указывать они могут на определённое лицо, предмет, признак или количество. «Этот мяч мой!» – говорите вы, указывая на свой мяч, который при этом держите в руках. «Твой – вон тот!» – продолжаете вы, указывая на мяч, находящийся чуть дальше от вас. Слова этот и тот являются указательными местоимениями.

К разряду указательных местоимений относятся следующие слова: тот, такой, этот, таков, столько; а также устаревшие местоимения сей, оный, таковой, этакий.

Некоторые из них мы используем в устойчивых сочетаниях, например, местоимение сей: до сих пор, на сей раз. В целом же перечисленные устаревшие местоимения являются малоупотребительными, и сегодня мы уделим внимание указательным местоимениям этот, тот, такой, таков и столько.

2. Роль указательных местоимений

Перечисленные слова служат не только для непосредственного указания на предмет, признак или количество, как в случае с мячом (Этот мяч мой, а тот – твой.), но и для построения связной речи. В таких случаях местоимения указывают на то, о чём в предложении или тексте говорилось ранее или о чём будет сказано позже.

Рассмотрите примеры. Спросите Ваню Королёва. Этот мальчик всегда всё знает. Указательное местоимение этот указывает на лицо, о котором было сказано ранее, и служит для связи двух предложений.

Аналогичная ситуация в следующем предложении: Нужно оставить часть игрушек дома. Столько вещей в сумку не поместится. Здесь указательное местоимение столько указывает на количество вещей, упомянутых в предыдущем предложении, и помогает построить связный текст.

Следующий пример. У меня такие хорошие друзья, каких не отыскать на всём белом свете! Местоимение такие (н. ф. – такой) в первой части предложения указывает на признак, о котором говорится во второй, и помогает связать эти две части в одно целое.

…подарю букет той девушке, которую люблю (Н. Рубцов). Здесь указательное местоимение той (н. ф. – тот) указывает на признак, который назван далее: подарю букет какой «той» девушке? – любимой, или, иначе, «которую люблю».

3. Грамматические свойства указательных местоимений

Грамматические свойства указательных местоимений этот, тот, такой, таков напоминают грамматические свойства прилагательных. Все они изменяются по родам и числам. На примере слова этот рассмотрим все возможные формы родов и чисел этого местоимения. Прочитайте отрывок из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета.

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод…

А. Фет

В данном отрывке 8 раз используется указательное местоимение этот. В зависимости от числа и рода существительного, к которому оно относится, местоимение имеет разные формы: ед. ч. ср. р. это, ед. ч. ж. р. эта, ед. ч. м. р. этот и форма мн. ч. эти.

Аналогично изменяются указательные местоимения тот, такой, таков.

Помимо изменения по числам и родам, указательные местоимения этот, тот и такой изменяются по падежам, подобно прилагательным. Небольшую особенность употребления в предложном падеже имеет слово этот. С ним употребляется предлог об, а не о, как с другими указательными местоимениями, например:

Я ничего не знаю об этом писателе. Сравните это предложение со следующим:

Я ничего не знаю о таком писателе. Здесь употреблён предлог о.

Секрет заключается в том, что местоимение этот начинается с гласной, а в таких случаях на смену предлогу о всегда приходит его помощник – предлог об.

Указательное местоимение таков в современном русском языке употребляется нечасто и имеет форму именительного падежа. Приведём примеры.

  • Каков вопрос, таков ответ.
  • Такова жизнь.
  • Существует также устойчивое выражение и был таков в значении исчез, скрылся. Перед этим выражением обычно ставится тире:
  • Воришка мигом сунул яблоки в сумку, спрыгнул с забора – и был таков.
Читайте также:  Корень в словах "солнце" и "солнышко"

Теперь рассмотрим особенности склонения указательного местоимения столько, указывающего на количество. По своим морфологическим признакам оно похоже на количественное числительное. Данное местоимение не имеет форм рода и числа и изменяется только по падежам. Склонение его немного необычно, поэтому мы рассмотрим местоимение столько во всех возможных падежных формах.

И. п.: стόлько книг

Р. п.: стόльких книг

Д. п:. стόльким книгам

В. п.: стόлько книг

Т. п.: стόлькими книгами

П. п.: о стόльких книгах

4. Синтаксические функции указательных местоимений

Чаще всего указательные местоимения этот, тот, такой являются в предложении определениями, например: Вы знакомы с этим человеком? На таких людей, как он, можно положиться. В этих предложениях местоимения этот и такой в разных формах выполняют функцию определения.

Однако местоимения этот и тот могут выступать в роли подлежащего и дополнения.

Главный приз получит тот, кто ответит на все вопросы. Подумай об этом!

Местоимения такой и таков могут играть синтаксическую роль сказуемого, а именно части сказуемого. Для малоупотребительного слова таков функция сказуемого является единственной.

  1. Да, я такая!
  2. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  3. Местоимение столько обычно имеет ту же синтаксическую функцию, что и существительное, с которым оно употребляется, например, функцию дополнения:
  4. Я никогда не видел столько книг.
  5. Список литературы
  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Из истории указательных местоимений (Источник).
  2. Об указательных местоимениях (Источник).

Домашнее задание

Задание №1

Прочитайте устойчивые выражения с указательными местоимениями. Включите некоторые из них в предложения.

То да сё (разное); ни с того ни с сего (неизвестно почему, без каких-либо явных оснований, видимых причин); вставать не с той ноги (быть в мрачном, дурном настроении); не из той оперы (то, что не относится к делу, к теме данного разговора).  Задание №2

Вставьте необходимые по смыслу указательные местоимения. Каким жестом можно сопроводить высказывания с указательными местоимениями? Всегда ли эти жесты уместны?

1. Вот … дом. 2. Вот … Даша. 3. … улица будет справа. 4. … книга лежит слева на полке. 5. … вокзал будет через две остановки. 6. … троллейбус едет в сторону центра города. 7. … девочка — Катя, а … — Лариса (Н.Ф. Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык. 5 класс).

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/6-klass/bmestoimenieb/ukazatelnye-mestoimeniya

Указательные местоимения в русском языке

Указательные местоимения – это часть речи, указывающая на объект и его нахождение, относительно говорящего. Также оно может применяться для замещения ранее употребленного слова. Это дополнительная функция, основная же – выделить признак объекта или обозначить его расположение Пример: “Почему мы идем в этот театр?”.

Список указательных местоимений в русском языке:

  • тот,
  • этот,
  • таков,
  • такой,
  • столько,
  • сей (вышедшее из употребления).

Они имеют характерный ряд морфологических составляющих. Некоторые из них не изменяются по тем или иным составляющим. Основным морфологическим признаком указательного местоимения является разряд. Рассмотрим далее:

Тот, этот, такой – у этих местоимений может видоизменяться только род, число и падеж.

  1. Неужели ты не заметил, как та собака злобно на нас смотрела?
  2. Наташа намекнула ему, что нужно заканчивать прикрываться этими отговорками.
  3. Очередная задачка заставила Мишу занервничать, к такой трудности он был не готов.

Для определения морфологических признаков местоимения, необходимо найти существительное, от которого оно зависит. Род, число и падеж у них будут одинаковы.

На примере подобранных предложений явно можно увидеть, как изменяются данные местоимения. Склоняются по падежам, отличаются числовым параметром и родом. В редких случаях применяются устаревшие формы слов. В повседневной литературе они нечасто встречаются, а, как правило, в художественных произведениях: этакий, оный.

Слово “таков” видоизменяется только лишь по числу и роду. По падежному признаку склонять его не получится. Примеры:

  1. Пропал дурак, да и был таков.
  2. Если вы считаете, что можете купить нашу компанию, то наши условия таковы.

Столько – указательное местоимение, склоняющееся только по падежам:

Столько снега я никогда не видел.

Данное местоимение является спорным. Его можно отнести к числительным. В отличие от других указательных, оно не имеет признаков рода и числа. По некоторым данным, его можно поставить в категорию количественных числительных.

  • Роль местоимений в предложении
  • Несмотря на свою, казалось бы, незначительную роль в русском языке, местоимения практически незаменимы и вариативны:
  • 1. Главный член – подлежащее:
  • Это самое лучшее, о чем он может только представить.
  • 2. Сказуемое:
  • Монета упала на ребро – была такова удача.
  • 3. Второстепенный – дополнение:
  • Николай попал в сомнительное положение, но нисколько не смутился этим.
  • 4. Определение:
  • Такой подход в обучении обязательно приносит результат.
  • Как и любое определение, местоимение делает акцент на признак и обращает внимание читателя на его значение.
  • Местоимение столько в предложениях соединяется с существительным. Такое словосочетание является несвободным и образует член предложения:
  • “Столько подарков маленький Андрюша не получал никогда.”

В сложноподчиненных конструкциях указательные местоимения служат для соединения и образования единого предложения. Соответственно, их роль в основном предложении – указательные слова, а в зависимом – союзные.

Источник: https://russkyaz.ru/slova/mestoimeniya/ukazatelnye-mestoimeniya-v-russkom-yazyke.html

Указательные местоимения

  • Этот, тот, такой
  • Оба, обе
  • Столько

Указательные местоимения – это слова, указывающие на предмет, признак или количество, но не называющие их. К указательным местоимениям относятся:

этот, тот, такой, таков, таковой, этакий; столько; оба (обе); сей, оный.

Местоимение таковой является книжным. Сей, оный относятся к устаревшей лексике, этакий – к разговорной.

Местоимение таков изменяется по числам и родам, но не склоняется:

таков, такова, таково, таковы.

Этот, тот, такой

Указательные местоимения этот, тот, такой изменяются по родам, числам и падежам:

МестоимениеПадежиИ.Р.Д.В.Т.П.ЭтотМ. р.

Ж. р.

Ср. р.

Мн. ч.

ТотМ. р.

Ж. р.

Ср. р.

Мн. ч.

ТакойМ. р.

Ж. р.

Ср. р.

Мн. ч.

этот этого этому этот, этого этим об этом
эта этой этой эту этой об этой
это этого этому это, этого этим об этом
эти этих этим эти, этих этими об этих
тот того тому того тем о том
та той той ту той о той
то того тому того тем о том
те тех тем те, тех теми о тех
такой такого такому такой, такого таким о таком
такая такой такой такую такой о такой
такое такого такому такое, такого таким о таком
такие таких таким такие, таких такими о таких

Местоимения этот, тот указывают на предмет или признак, выделяя его среди других таких же предметов или признаков. Этот указывает на предмет, расположенный близко от кого-то или чего-то, а тот – на предмет, стоящий на расстоянии от другого такого же (обычно парного) предмета. Сравните:

  • Мост позволяет перейти с этого (на котором мы стоим) берега на тот (который находится на расстоянии от нас).
  • Местоимение тот часто сопровождается указательным жестом.
  • Местоимение такой обозначает предмет или признак, о котором уже говорилось ранее или скоро будет сказано, или про подобный ему:
  • У него был такой же костюм, как у меня.
  • При прилагательных и существительных обозначает высокую степень признака или оценки:

Она такая красивая. Он такой дурак!

  1. Местоимение оба (обе) обозначает и тот, и этот, и то, и другое:
  2. Держаться лучше обеими руками.
  3. Мы оба ходим в тот спортзал.
  4. Оба относится к мужскому и среднему роду предметов, о которых идёт речь, обе – к женскому. Местоимение оба (обе) не изменяются по числам, но изменяются по падежам:
И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

о́ба о́бе
обо́их обе́их
обо́им обе́им
о́ба, обо́их о́бе, обе́их
обо́ими обе́ими
об обо́их об обе́их

Столько

Местоимение столько изменяется только по падежам:

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

сто́лько
сто́льких
сто́льким
сто́лько
сто́лькими
о сто́льких
  • Оно обозначает количество, о котором говорилось ранее, или значение большо́го количества:
  • Взял два билета себе и столько же для родителей.
  • На поляне было столько цветов!

Источник: https://naobumium.info/russkiy/ukazatelnye_mestoim.php

Enjoy learning English online with Puzzle English for free

Указательные местоимения в английском служат для того, чтобы обозначить определенный объект. С их помощью мы описываем предмет и выделяем его из множества других. Кроме того, эти местоимения помогают избегать повторов в речи.

Указательные местоимения имеют различные формы: они изменяются по числу и по расположению предмета относительно говорящего: далеко или близко. Одни и те же формы употребляются как с одушевленными, так и с неодушевленными существительными.

Типичное использование указательных местоимений — в позиции прилагательного. Так они служат для определения предмета. Другой случай — самостоятельное употребление, когда указательное местоимение выступает в качестве самого объекта или ситуации, о которой идет речь.

Формы указательных местоимений

В английском языке указательные местоимения могут различаться по параметру удаленности от говорящего. То есть в английском существуют два местоимения, чтобы сказать, близко или далеко находится предмет. В русском языке тоже есть такая возможность: мы различаем местоимения «этот» / «тот».

Для обозначения предмета, находящегося вблизи от говорящего, используется this (этот). Если же речь идет о более удаленном предмете, употребляется форма that (тот).

This pen is yellow and that pen is green — Эта ручка желтая, а та зеленая.

Оба вида местоимений различаются также по числу: единственное и множественное. Число местоимения совпадает с числом того существительного, к которому оно относится. Множественное число от this — these (эти), а от that образуется форма those (те).

  • Look at these kids, they are so beautiful — Посмотри на этих детей, они такие красивые.
  • No, I’m talking about those pictures that we saw yesterday — Нет, я говорю о тех картинах, которые мы видели вчера.
  • Таким образом, существует 4 базовых указательных местоимения в английском языке: this (этот), these (эти), that (тот), those (те).
Читайте также:  Парцелляция - это... примеры из художественной литературы

Позиция указательных местоимений в предложении

Указательные местоимения могут употребляться в функции прилагательного: например, «этот стул» (this chair). Поэтому они стоят перед существительным, к которому относятся. Если в словосочетание добавляются определения, то указательное местоимение стоит на первом месте перед всей группой слов:

this wonderful blue chair — этот прекрасный синий стул

Словосочетания с указательным местоимением могут занимать различные позиции в предложении. Вне зависимости от этого любая форма this / these / that / those всегда стоит в начале группы слов.

  1. Указательное местоимение с существительным может стоять в позиции подлежащего:
  2. This / That beautiful postcard reminds me of my vacation in Spain — Эта / Та красивая открытка напоминает мне о моем отпуске в Испании.
  3. These / Those beautiful postcards remind me of my vacation in Spain — Эти / Те красивые открытки напоминают мне о моем отпуске в Испании.
  4. Также словосочетание с указательным местоимением в английском может стоять в позиции дополнения:
  5. Put this / that beautiful postcard in the box — Положи эту / ту красивую открытку в коробку.
  6. Put these / those beautiful postcards in the box — Положи эти /те красивые открытки в коробку.

В словосочетании может стоять только одно указательное местоимение. Кроме того, когда оно используется, употребление артикля становится невозможным. Наличие this / these / that / those обозначает определенный объект, поэтому в таких случаях подразумевается артикль the, и его употребление вместе с указательным местоимением излишне.

  • Неверно: Put the this postcard in the box.
  • Верно: Put the postcard in the box / Put this postcard in the box — Положи открытку в коробку / Положи эту открытку в коробку.
  • С неисчисляемыми существительными используются указательные местоимения единственного числа:
  • This / That furniture would look nice in the big room — Эта / Та мебель будет хорошо смотреться в большой комнате.

Последующее за местоимением существительное может заменяться на слово one (один): this one (это) / that one (то). Такие словосочетания часто используются, чтобы не повторять существительное.

  1. This seat is taken and that one is vacant — Это место занято, а то свободно.
  2. Во множественном числе используется слово ones:
  3. These seats are taken and those ones are vacant — Эти места заняты, а те свободны.

Самостоятельное употребление

В английском языке указательные местоимения используются также самостоятельно, без существительного, к которому они относятся.

Местоимения this / that могут употребляться в позиции безличного местоимения it. Так они определяют ситуацию, о которой собеседникам уже известно. В этом значении могут использоваться оба варианта местоимений: this и that.

  • I don’t want to talk about it / this / that — Я не хочу об этом говорить.
  • Местоимения this / that в таких предложениях часто можно переформулировать как словосочетания с существительными:
  • I don’t want to talk about this / that situation — Я не хочу говорить об этой ситуации.
  • Указательные местоимения в английском позволяют избежать повторов в предложении:

Do you know that Mr Smith bought a new car yesterday? Yes, I’ve heard about this — Ты знаешь, что мистер Смит купил вчера новую машину? Да, я слышал об этом (Yes, I’ve heard that Mr Smith bought a new car yesterday).

Самостоятельное употребление может встречаться не только для избежания повторов в предложении, но и как непосредственное указание на предмет:

This / that is my favourite picture — Это моя любимая картина.

Хотя местоимения it / this / that в подобных случаях могут заменять друг друга, небольшое смысловое отличие остается. This / that подчеркивают значение указания, а безличное местоимение it акцентирует внимание на самом объекте и выступает формальным подлежащим для обозначения объекта / ситуации. Сравните предложения:

  1. It is my picture — Это моя картина.
  2. This is my picture — Это моя картина / Вот моя картина.
  3. Местоимение those часто используется в конструкции those who, когда речь идет о некотором множестве людей:
  4. Those who are afraid can stay here — Те, кто боится, могут остаться здесь.

Удаленность во времени

Указательные местоимения в английском используются не только для обозначения физического расстояния. Они также могут указывать на удаленность во времени. Сравните словосочетания:

  • these days — эти дни
  • those days — те дни
  • Местоимения this / these употребляются со словосочетаниями, которые указывают на настоящее или будущее время, а that / those определяют прошедшее время:
  • This time I won’t do the same mistake — В этот раз я не совершу ту же ошибку.
  • They lived in New York at that moment — Они жили в Нью-Йорке на тот момент.
  • She is very busy these days — Она очень занята в последнее время (в эти дни, сейчас).
  • I remember those days when we used to see each other every weekend — Я помню те дни, когда мы виделись друг с другом каждые выходные.
  • Это различие между указательными местоимениями в английском языке сохраняется не только в словосочетаниях с показателями времени. Местоимения this / these ассоциируются с тем, что происходит сейчас, а that / those используются с прошедшим временем:

Источник: https://puzzle-english.com/directory/demonstrative-pronouns

Указательные местоимения в русском языке

Местоимения этот, тот, сей близки по смыслу. Различия между ними состоят в следующем.

Основное, традиционно отмечаемое различие между словами этот–тот – указание на соответственно близкое–далекое (в пространстве или во времени): «Дайте мне эту книгу» (т.е.

ту, которая рядом) – «Дайте мне ту книгу» (т.е. ту, которая находится дальше). «В этом году была сильная засуха» (т.е. в нынешнем году) – «В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе» (П.) (т.е.

в том году, о событиях которого рассказывает поэт).

У местоимения тот есть также значение (очень распространенное в современной речи): `такой, который нужен или должен быть`. В этом значении оно чаще всего употребляется с отрицанием не в сочетаниях фразеологизированного характера для выражения отрицательной оценки: «не из той оперы»; «встать не с той ноги»; «не на того напал». Или: «Четвертый раз идет этот телесериал.

И если первые две серии еще смотрели с интересом, вызванным ностальгией по потрясшему воображение зрителя семидесятых Штирлицу, то далее стало скучнее и скучнее. Не то время, не тот зритель» (Комс. пр. 1987. 1 апр.).

А вот в экспрессивных разговорных фразеологизмах «Еще тот тип!», «Еще та работа!» указательное местоимение имеет значение, антонимичное указанному выше, выражает резко отрицательную оценку лица, явления.

Местоимение этот также нередко совмещает в себе указание на признаке выражением авторской (обычно негативной) оценки. Например: «В ландо моторном, в ландо шикарном Я проезжаю по Островам, пьянея встречным лицом вульгарным Среди дам просто и «этих» дам» (И.Север.).

Местоимение сей является устаревшим и употребляется в поэтических произведениях возвышенного характера: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины. Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся» (Манд.).

2. Местоимения такой и таковой синонимичны и различаются стилистически: такой – нейтральное; таковой – книжное, устаревшее; «Похоже даже, что сейчас такая мода, быть сложней себя» (о современной поэзии Лит. газ. 1984. 31 окт. С.

4); «Сегодня мы исполним грусть его, Так, верно, встречи обо мне сказали, Таков был лавок сумрак. Таково окно с мечтой смятенною азалий» (Паст.).

Во фразеологизированной конструкции «Кто ты таков?» местоимение в краткой форме является устаревшим и просторечным: «Хоть взять Зотея: ну что он за человек таков?» (Мам.-Сиб.).

Кроме того, местоимение такой часто используется в сочетании с прилагательными, указывая на большую степень проявления качества: «Под майский марш, торжественный такой, отбила каблуки, танцуя, пара» (Б.Ок.).

Местоимение таковой в настоящее время употребительно лишь в официальных документах.

В текстах же неофициального характера ее использовать не рекомендуется, так как вообще большинство специфических официальных слов и словосочетаний вне основной сферы своего применения обычно создают не предполагаемый автором иронический эффект.

Неудачно поэтому: «Какие же сведения следует считать порочащими честь и достоинство? Таковыми являются сведения, которые чернят человека в общественном мнении, безосновательно ставят под сомнение его поведение как гражданина» (За коммунизм. 1987. 3 янв.).

В речи указательные местоимения выполняют следующие функции: 1) непосредственно указывают на предмет (см. приведенные выше примеры); 2) замещают названное прежде слово; 3) обеспечивают грамматическую связанность текста, соединяя последующее с предыдущим.

Последние две функции – те же, что и у личных местоимений 3-го лица. Поэтому указательные местоимения, вынесенные в начало текста или в заглавие произведения, как и личные местоимения 3-го лица, могут использоваться в качестве экспрессивного средства. Одна из лирических поэм В. Маяковского называется «Про это». Она начинается таким вступлением:

  • В этой теме, и личной и мелкой,
  • Перепетой не раз и не пять,
  • Я кружил поэтической белкой
  • И хочу кружиться опять.
  • Эта тема сейчас и молитвой у Будды,
  • И у негра вострит на хозяев нож,
  • Если Марс, и на нем хоть один сердцелюдый,
  • То и он сейчас скрипит про то ж.
  • Эта тема пришла, остальные оттерла
  • И одна безраздельно стала близка.

Эта тема ножом подступила к горлу.

Молотобоец! От сердца к вискам!

  1. Эта тема день истемнила в темень,
  2. Колотись – велела – строчками лбов.
  3. Имя этой теме:
  4. ……………!
  5. С одной стороны, лирический герой поэмы сразу раскрывается перед читателем, включает его в мир своих переживаний, как бы продолжая рассказ о том, о чем думает постоянно.

С другой стороны, то, о чем хочет рассказать автор, настолько сокровенно, настолько свято для него, что он не может произнести слово, прямо называющее это чувство (оно не названо даже в последней строфе и восстанавливается только благодаря рифме), и употребляет лишь указательное слово. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык.– М, 1997г.



Источник: https://infopedia.su/14x11ef6.html

Ссылка на основную публикацию