Морфемный разбор слова «существуют»

В школе часто задают выполнить морфемный разбор слова: найти основу, корень, суффикс, окончание Существуют онлайн-сервисы для морфемного разбора.

Я проверила их корректность и выбрала лучший.

МорфемОнлайн

Самый лучший сервис, два следующих просто копируют результаты из него в сокращенном виде.

  • Красиво и полно представлены результаты разбора по составу.
  • Нет рекламы.
  • Есть шпаргалка по разбору слова по составу – теория описана кратко и просто.
  • Современный и полный словарь слов.

Морфемный разбор слова Результат работы МорфемОнлайн

По поводу полноты словаря: это единственный сайт, на котором слово «онлайн» представлено аж в трех лексических значениях, и все значения прояснены. И соответственно разобрано слово тоже в трех вариантах.

На большинстве сайтов этого слова либо нет, либо дано только одно значения. Не считая сайтов-копий, которые я поставила на 2-е и 3-е место соответственно.

Но если честно, нет ни единой причины предпочитать другие сайты этому.

Для того, чтобы выбрать ответ, надо только определить часть речи и лексическое значение. Ведь одно и то же слово может быть сразу несколькими частями речи в зависимости от контекста.

Существительное:

Наречие:

Морфемный разбор слова Есть шпаргалка по разбору слова по составу

СоставСлова

Урезанная копия morphemeonline, где не объясняется лексическое значение слова «онлайн». Кроме того, есть реклама. Как я уже сказала, ни единой причины использовать этот сайт по сравнению с предыдущим нет.

Морфемный разбор слова Результат работы сервиса СоставСлова

Но не пугайтесь, если не понимаете разницу, в школьных домашних заданиях слова для разбора обычно попроще. Этот пример приведен для того, чтоб вы поняли преимущества первого сайта.

Как видите, скриншот даже не вмещает все три разбора из-за наличия рекламы.

ВикиСлово

Тоже урезанная копия morphemeonline, где не объясняется лексическое значение. Кроме того, урезано описание морфем – только картинка.

Морфемный разбор слова ВикиСлово

Но в этом сервисе, как и во всех, кроме самого первого, больше минусов, чем плюсов. Один из них реклама.

УдарениеРу

Словарь не полностью представлен, найдено только одно значение слова «онлайн». Разбор слова по составу представлен некрасиво, описание с сокращениями, нет картинок.

Как видите, найдено только одно основное значение слова:

Морфемный разбор слова Результат работы сервиса Ударение

СловОнлайн

Очень ограниченный словарь, слово «онлайн» не найдено вообще. Разбор по составу представлен некрасиво. Есть реклама, интерфейс устаревший неудобный.

Морфемный разбор слова Ужасный интерфейс СловОнлайн

Трудно пользоваться, при поиске надо не забыть выбрать «Разбор по составу (Морфемный)» и потом щелкнуть найденное слово. Тут много словарей, но устаревших, так как наше слово в них все равно не найдено.

Разница между морфемный и морфологическим разбором

И напоследок разъясню разницу между морфемным и морфологическим разбором слова.

Морфемный разбор – это разбор по составу, тут ручкой отмечают корень, суффикс, окончание.

Морфемный разбор слова Что такое морфемный разбор слова

А при морфологическом разборе ручкой ничего не отмечают, это просто определение склонения, рода и других (зависит от слова) характеристик части речи.

Морфемный разбор слова Что такое морфологический разбор слова

Источник: https://itlang.ru/razbor-slova-po-sostavu-online/

Морфемный разбор слова

Лингвистические разборы необходимы для того, чтобы систематизировать информацию по конкретному разделу языкознания. Так, например, морфемный разбор позволяет вспомнить все изученное в разделе «Морфемика и словообразование» и применить часть знаний на практике.

Морфемный разбор слова

Морфемный разбор слова – это разбор по составу. В ходе этого разбора школьник должен обозначить все значимые части слова.

Существуют части слова (буквы, слоги) и значимые части (приставка, корень и т.д.): последние имеют какое-либо собственное значение и способны влиять на смысл всего слова: дом-ик – это маленький дом.

Такие разборы ребята делают в 5 классе, а по ряду программ – и раньше. Во многих случаях поиск частей слова не вызывает затруднений, но требует внимания.

Существуют устоявшийся порядок морфемного разбора. Не стоит его менять, даже если кажется, что можно сделать проще. Лучше следовать инструкции, тогда удастся избежать ошибок.

Итак, как сделать морфемный разбор?

Надо выделить окончание. Для этого надо изменить слово (имена или причастия – по падежам, глаголы – по лицам, родам (прошедшее время, условное наклонение) или числам (повелительное наклонение))

В сложных числительных бывает два окончания, в середине и на конце слова: сем-и-десят-и, семь-ю-десять-ю.

Обозначить основу (все слово без окончания; -ся входит в основу).

Надо найти корень. С этой целью мы подбираем однокоренные слова, то есть стараемся изменить приставки и суффиксы: можно подобрать слово другой части речи. При этом мы помним, что

  • в корнях может быть чередование (снег – снеж-ок; люб-и-ть – любл-ю);
  • корни могут быть омонимичными (одинаково выглядеть, но обозначать разные смыслы (гор-е и гор-а).

Обозначить аффиксы: суффиксы и приставки. Надо помнить, что в слове может быть более одной приставки и более одного суффикса.

Чтобы их различить, надо найти ближайшего предшественника этого слова в словообразовательной цепочке (от какого слова произошло).

Например, слово «кружочек» произошло не от слова «круг», а от слова «кружок» (а вот «кружок» – от «круг», но нам надо не «дедушку», а «папу» слова найти).

Приведем примеры морфемного разбора слов.

Чашечка.

  • Окончание –а (чашечк-и, чашечк-ой…)
  • Чашечк- – основа.
  • -Чаш- – корень (чаш-ка, чаш-а, чаш-елистики)
  • Приставок нет.
  • Суффикс –к- (чашк-а + -к-) и –еч- (чередование к/ч и е с нулем звука).

Предзимний

  1. Окончание –ий (предзимн-им, предзимн-его).
  2. Основа – предзимн-.
  3. Корень –зим- (зим-а, зим-ородок, зим-ушка).
  4. Приставка пред- (зимний – пред-зимний).
  5. Суффикс – -н- (зима – зим-н-ий).

Чтобы выполнить морфемный разбор, необходимо действовать по плану. Сначала изменяем форму слова и находим окончание. Затем обозначаем основу. Следующий этап – поиск корня (с помощью подбора однокоренных слов). В конце ищем приставки и суффиксы.

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 574.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/morfemnyy-razbor-slova-primery-5-klass.html

Части слова

Слово состоит из частей: приставки, корня, суффикса, окончания. Их также называют морфемами. Приставка, корень и суффикс составляют основу слова, они являются значимыми частями слова.

Говоря иначе: слово состоит из основы и окончания. Раздел науки, который изучает строение слов и способы их образования, называет словообразованием.

Следует разделять понятия морфемного и словообразовательного разбора.

Названия и обозначения

Каждая часть слова имеет название и визуальное обозначение (начертание). Обозначения — как бы «маркеры», которые пририсовывают к соответствующей части слова сверху, снизу или обводкой.

    — приставка (или префикс)
    — корень
    — суффикс и постфикс
— окончание
    — основа и соединительная гласная (или интерфикс)

Покажем обозначение морфем на примерах: авангардный, абзац, безвыходный

В тетрадных листах обычно слова пишут шариковой ручкой, а части слов выделяют карандашом или шариковой ручкой другого цвета. На школьных досках части слов выделяют мелком или маркером цветом, отличающимся от цвета слова. Наш сайт содержит краткий словарь морфемных разборов с наглядным обозначением морфем.

Группы морфем

Морфемы разделяются на три группы:

  • корневая морфема — корень;
  • словообразующие морфемы — приставка, словообразующий суффикс;
  • формообразующие морфемы — окончание, формообразующий суффикс.

В основу слова входят корень и словообразующие морфемы.

Морфемный разбор слова Рис 1. Схематическое представление частей слова

Вне рамок школьной программы используется иная терминология для некорневых морфем — аффиксы. Существуют и другие морфемы и их комбинации, но они не входят в школьную программу, поэтому мы их подробно не рассматриваем.

Любая из морфем может отсутствовать в слове, в том числе корень. Однако некоторые учёные считают, что отсутствие корня в действительности является наличием нулевого корня.

Видоизменение морфем

Части слова могут подвергаться выпадению звука либо замене одного звука другим.

Такие видоизменения могут возникнуть в однокоренных словах и в разных формах одного и того же слова:
• в приставках: отрезать — оторвать, разделить — расписать;
• в корнях: оросить — орошение, просит — упрашивает, беречь — берегу — бережный;
• в суффиксах: сучок — сучка — сучочек;
• в окончаниях: водой — водою, в лесу — о лесе.

Источник: http://morphemeonline.ru/morpheme.html

Морфемика

  • Морфемика — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
  • В морфемике решаются два основных вопроса:1) как классифицируются морфемы русского языка,
  • 2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.
  • Основная единица морфемики — морфема.
  • Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова.

Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру).

Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Существует множество слов, состоящих только из корня.

Это служебные слова (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие — для образования форм слова.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

  1. Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).
  2. Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).
  3. В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание

Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот- , диван -кровать- , диван-а-кроват-и.

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.

Нулевое окончание — это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово.

Читайте также:  Основа слова в русском языке - правило, примеры, таблица

Так, окончание —а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, —у в стол-у указывает на дательный падеж.

Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс — суффикс, служащий для образования форм слова.

В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм. Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.

  • У большинства глаголов — два разных вида основы: одна — основа настоящего / простого будущего, и другая — основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаjи чита, рисуj и рисова, бег и бежа, говор и говори.
  • Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид-ут, ид-ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш-л-а).
  • Есть глаголы, у которых все три основы различны: тереть, тер-л-а, тр-ут; мокну-ть, мок-л-а, мокн-ут.
  • Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес-ти, нес-л-а, нес-ут; вез-ти, вез-л-а, вез-ут.
  • Разные глагольные формы образуются от разных основ.
  • От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.
  • От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.
  • Это хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:
  • писа-ть — писа-л- (бы — писа-вш-ий

пиш-у — пиш-ущ-ий — пиш-и- .

  1. Основа
  2. Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова.

Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

У неизменяемых слов всё слово составляет основу, например: если, пальто, вчера. У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы, например: окн-о, лежа-ть, смел-ее, прочита-л-а, сдела-нн-ый.

Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами.

Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи-л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к-ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван-а-кроват-и) и сложных числительных (пят-и-десят-и). Такие основы называются прерывистыми.

Морфемный разбор (разбор слова по составу)

 Морфемный разбор проводится по следующему плану:1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание.2. Установить лексической значение слова и определить, как оно образовано ( от какого слова и с помощью каких морфем); указать приставки, суффиксы и корень слова.

  • Образец морфемного разбора
  • плотничал
  • Образец рассуждения:плотничал — форма глагола плотничать; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л-, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым кончанием (сравним: плотничал-и).
  • Основа — плотнича-.
  • Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать — ‘быть плотником’; разница между основой плотнича и плотник — суффикс -а-, в основах представлено чередование к / ч.

Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник / плотнич — корень.

 Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л- со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а- со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич. Основа слова плотнича-.

Образец письменного оформления:

Морфемный разбор слова

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/18-fanetika.html

Виды разборов

Разбор слова по составу (морфемный анализ, от слова морфема – значимая часть слова) – один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.

Например, при написании прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -aт, типа дощатый – брусчатый, важно определить, к какой морфеме относится буква кв производящем существительном: если к корню (доск-а), то в соответствующем прилагательном пишется щ, если к суффиксу (брус-ок), то – ч (после согласного корня).

Необходимо помнить, что разбор слова по составу следует производить в соответствии с нормами современного русского языка. Так, в современном русском языке слово богатый не имеет суффикса, который выделялся некогда и имел то же значение, что и в прилагательном полосатый, а именно: наличие соответствующего признака, предмета.

В настоящее время прилагательное полосатый имеет отношение к слову полоса, т. е. мотивировано им, и, следовательно, содержит суффикс -aт, прилагательное же богатый утратило отношения производности с существительным бог, поэтому его основа состоит лишь из корня.

При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения его частей, или морфем.

Никогда не следует начинать анализ слова с поиска корня, каким бы «прозрачным» он ни казался!

Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня).

Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение.

На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.

Окончание– это изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Значение окончания чисто грамматическое: оно указывает на число и падеж у существительных, числительных и личных местоимений; падеж, число и – только в единственном числе – род у прилагательных, причастий и некоторых местоимений; лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени; число и род у глаголов в прошедшем времени и условном наклонении.

В русском языке существует значительное число слов, которые не имеют окончания в силу того, что не изменяются. Это:

  1. наречия,
  2. деепричастия,
  3. сравнительная степень прилагательного,
  4. некоторые существительные (пальто, шоссе),
  5. некоторые прилагательные (беж, мини),
  6. некоторые притяжательные местоимения (его, ее, их).

Слова, не имеющие окончаний, не следует путать со словами, имеющими нулевое окончание. Нулевое окончание противопоставляется окончанию материально выраженному: дом – в дом. Следовательно, нулевое окончание – это такая значимая, материально не выраженная часть слова, которая выделяется в слове при сопоставлении его с другими формами, имеющими материально выраженные морфемы.

Основные формы и классы слов, в которых выделяются нулевые окончания:

  1. им.п. ед.ч. имен существительных м.р. – сад, снег;
  2. им.п. ед.ч. имен существительных ж.р. – радость, мышь; им.п. ед.ч. м.р. кратких прилагательных и причастий: грустен,  обижен, снят;
  3. им.п. некоторых числительных: двенадцать, шесть, один;
  4. род.п. мн.ч. некоторых существительных: чулок (чулк-и),  семей, (се[м ‘ й ]);
  5. им.п. ед.ч. м.р. притяжательных прилагательных: Зевсов (ср. Зевсов), сестрин (сестрин), рыбий (ры[б’ й ]).
  6. ед.ч. м.р. глаголов прош. вр. и условного наклонения: шел, разговаривал, находился, приходил бы, заблудился бы.

Следует обратить внимание на то, что мягкий знак, стоящий в конце слов, не входит в окончание, поскольку это буква, которая, не имея грамматического значения, присущего  окончанию, выступает лишь показателем мягкости предшествующего согласного (тень) или формальным идентификатором категории рода существительных (ср. нож и рожь).

Основа- часть слова без окончания. Следовательно, изменяемые слова состоят из основы и окончания (боль, бол[и]), а неизменяемые – только из основы (вчера, шоссе). В личных и причастных глагольных формах, имеющих возвратный суффикс -ся (-сь), основа прерывается окончанием: захотелсь.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов (исключением является суффикс -ся (-сь), который находится после окончания). Суффиксы, так же как и окончания, могут быть материально выраженными и нулевыми.

Понятие нулевого суффикса не используется в школьной программе, однако практически, при разборе слов, учащиеся сталкиваются с явлениями, которые трудно объяснить без данного понятия. Это важно и при интерпретации такого явления, как бессуфиксный способ образования слов.

Нулевой суффикс выделяется в следующих случаях:

  1. форма прош. вр. и условного наклонения глаголов: берег^ (ср. берег-л-а ), занес^бы (ср. занес-л-а бы);
  2. ж.р. им.п. ед.ч. существительных, образованных от соответствующих прилагательных: синь^ (ср. синий => синь, синий => син- ев-а);
  3. им.п. ед.ч. м.р. отглагольных существительных: бег^ (ср. бегать=> бег^, бегать => бег-отн-я).

Суффиксы разных частей речи имеют свои особенности.

У существительных они многочисленны, довольно конкретны и разнообразны по значению, которое вносят в слово: например, -тель- суффикс лица (читатель), -к- суффикс предмета (терка), -ость- суффикс отвлеченного признака (жизненность), -ний- суффикс действия (горение), -ушк- суффикс субъективной оценки (категория субъективной оценки – категория, выражающая отношение говорящего к предмету речи) (головушка).

Для суффиксов имен существительных характерно явление омонимии, например, суффикс -к- может иметь значение субъективной оценки (речка) и действия (пилка дров).

Суффиксы прилагательных по своей семантике более отвлеченны, чем суффиксы существительных.

Можно указать на свойство суффиксов определять тот или иной разряд  прилагательных, например, -лив- суффикс качественных прилагательных (терпеливый, надоедливый), -ск- суффикс относительных прилагательных (пушкинский (стиль), морской), -ое-, -ин-, -й- суффиксы притяжательных прилагательных: (отцов, Петин, бычий).

Глагольные суффиксы, как правило, лишены многозначности, они не создают разнородных семантических классов внутри категории глагола. В слове глагольные суффиксы легко узнаются и выделяются благодаря своему грамматическому значению, например:

  1. суффиксы временных форм: -л- (прошедшее время) – шел, пила; -й- (настоящее время) – чита[йу]т, летай;
  2. суффиксы основы инфинитива, или неопределенной формы глагола: -а-, -е-, -и-: гнать, темнеть, служить;
  3. видовые суффиксы -и-, -а-, -ну-, -ива-, -ива-, -ва-: украсить, украшать, крикнуть, сливать, прочитывать;
  4. суффиксы причастий -ущ-, -ащ-, -в-, -вш-, -н-, -ен-, -т, -ом-, -ем-, -им-: тонущий, купивший, забытый;
  5. суффиксы деепричастий -а-, -учи-, -в-, -вши-: спеша, летя, прочитав, пригнувшись.
Читайте также:  "вряд ли", "вряд ли" или "врят ли", как правильно пишется?

Приставка – значимая часть слова, находящаяся перед корнем и служащая для образования слов. Приставка вносит в слово дополнительное значение по сравнению с исходным (съехать, въехать, выехать, объехать – указание на направление движения). В слове может быть несколько приставок (пере-раз-ложение).

Корень– главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова, общее значение всех родственных (однокоренных) слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными, и их родственность устанавливается на основании значения, выражаемого корнем (ср.

омонимичный корень в двух группах слов: вода – подводник – водяной и водитель – подвода – водить). В корне можно наблюдать явление, носящее название чередования.

Чередоваться могут и гласные (собирать – соберу, гореть-гарь), и согласные (бегать – бежать, расти – выращивать), и те и другие одновременно (ращу -росток, проложить – пролагать).

Как уже говорилось, корень является последней морфемой, которая выделяется в слове. Этому правилу надо следовать неукоснительно, особенно если принять во внимание то, что один и тот же корень может выступать в словах в различных видах, например: веду, водить, вести; шла, шел, пришедший. Слово может иметь в своем составе один (вода, лес) и более корней (водовоз, лесоруб).

По материалам книги: Коньков В.И., Старовойтова О.А. Устный экзамен по русскому языку: Учебное пособие по русскому языку для поступающих в вузы.- СПб.: СПбГУ.-2001.

Порядок разбора

  1. Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.
  2. Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы
  3. Выделить основу.
  4. В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).
  • Образец разбора
  • Городской.
  • Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.
  • Окончание –ой.
  • Основа городск-.
  • Корень город-.
  • Словообразовательный суффикс –ск-.

Морфемный разбор слова

Источник: https://www.sinykova.ru/russkij-yazyk/vidy-razborov/

Морфемный разбор слов

Разобрать слово по составу или сделать его морфемный анализ означает указать, из каких морфем оно состоит. Под морфемой понимается минимально значимая часть слова.

В русском языке существуют следующие морфемы:

  • корень — самая главная часть слова, несущая его значение. У однокоренных слов — общий корень. Например, слова «лист», «листочек» и «листва» имеют общий корень —«лист». Бывают слова, которые состоят только из корня — «гриб», «метро», «остров». Бывает, что корня два — «теплоход», «водопад». Бывает, что корней три — не стоит пугаться — «водогрязелечебница». Повтори правило, которое касается соединительных гласных, чтобы не делать ошибки при их написании;
  • суффикс — значимая часть слова. Расположена обычно после корня. Используется для образования новых слов. Например, в слове «чайник» «чай» — это корень, «ник» — это суффикс. Суффиксов в слове может не быть. Иногда суффиксов бывает два — например, в слове «подберезовик»;
  • приставка — еще одна значимая часть слова. Расположена перед корнем. Назначение такое же, как и у суффикса — с ее помощью образовываются новые слова. В слове «подходит» «ход» — это корень, «под» — это приставка;
  • Окончание — изменяемая часть слова. Для чего она нужна? Чтобы связывать слова в предложении;
  • Основа — часть слова без окончания.

Каждая часть слова имеет графическое обозначение. Посмотреть, как обозначаются части слова, можно в учебнике по русскому языку, в морфемном словаре или в Интернете.

Правила и исключения при разборе по составу

Разбор слова по составу онлайн несложен, если знать правила, по которым он делается. На начальном этапе можно пользоваться морфемно-орфографическим словарем — он поможет не делать ошибок.

Обязательно в слове должен присутствовать только корень — один или несколько. Слов без корня не бывает. Не бывает слов и без основы. А вот слова без суффиксов, приставок или окончаний очень даже бывают. Этому не стоит удивляться.

Часто бывает, что все слово представляет собой основу. Так бывает, например, у наречий. Они относятся к неизменяемым частям речи. Слово «быстро» не имеет окончания («о» в слове — это суффикс), а потому все слово будет основой.

В проведении морфемного анализа ученику поможет словообразовательный словарь Тихонова. Этот учебник содержит информацию о составе 100 тыс. слов русского языка. Словарем удобно пользоваться, и в период обучения в начальной школе он должен стать твоей настольной книгой.

Тем же, кто обладает навыками работы в сети Интернет, будут полезными ресурсы, на которых можно сделать морфемный разбор слова онлайн. Тренируйся, если занятий в школе на уроках русского языка тебе недостаточно.

Краткая шпаргалка (план) по морфемному разбору слов

Морфемный разбор состоит из следующих этапов:

  1. Определяем к какой части речи относится слово. Для этого надо задать к нему вопрос. Возьмем для примера слово «поездка». Оно отвечает на вопрос «что?».
  2. Прежде всего надо найти в слове окончание. Для этого его нужно изменить несколько раз. Изменим его несколько раз — «перед поездкой», «в поездке». Видим, что изменяющаяся часть — «а». Это окончание.
  3. Разбор слова по составу продолжается определением корня. Подберем однокоренные слова — «поезд», «переезд». Сравним эти слова — не меняется часть «езд». Это и есть корень.
  4. Выясняем, какая в слове приставка. Для этого анализируем еще раз однокоренные слова — «поезд», «подъезд». Соответственно, в слове «поездка» приставка «по».
  5. Заключительный этап — это выяснение, где же в слове суффикс. Остается буква «к», которая стоит после корня и служит для образования слова. Это и есть суффикс.
  6. Обозначаем все части слова соответствующими символами.

Примеры морфемного разбора

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами разбора по составу: кляузничать, срываться, поозорничать, ссаживаться, малодушествовать, спрягаться, склоняться, интернационализироваться, срядиться, скопиться, для выполнения разбора других слов воспользуйтесь формой поиска.

Источник: http://wikislovo.ru/morphemic

Морфемный разбор

  • МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА (разбор под цифрой 2)
  • МОРФЕМЫ: Корень
    Словообразующие морфемы:    приставка, суффикс
    Формообразующие морфемы:    окончание, формообразующий суффикс
  • Начинаем  с  конца, находим  окончание.
  • Чтобы найти окончание существительного, числительного,  прилагательного, причастия и большинства местоимений, склоняем слово (меняем слово по числам и падежам)
пятерк-а скучн-ым расписаний- й (j) — не окончание, ачасть йотированной гласной
пятерк-и скучн-ому расписаниj-е
пятерк-ой скучн-ого расписаниj-я
пятерк-е скучн-ый

Чтобы найти окончание глагола спрягаем глагол (меняем род, число и лицо)

подраст-ешь нарисуй- умывал-а (сь)
подраст-у нарисуj-ю умывал-и (сь)
подраст-ет нарисуj-ем умывал-  (ся)
подраст-ем нарисуj-ешь умывал-о (сь)

Окончание обычно находится в конце слова. Исключения составляют:
окончания перед  -ся и –сь (у возвр.гл. и прич.: уч-ит-ся, учащ-ий-ся, уч-у-сь);
перед -те (во мн.ч. повелит. накл.: ид-ём-те);
перед -то, -либо, -нибудь (у неопред. мест.: кого-то);

  1. окончания в числительных с двумя корнями: в тр-ёх-стах, нет пят-и-десяти.
  2. Нет  окончаний  у  неизменяемых слов:
    -наречий (высоко)
    -слов категории состояния (знобит)
    -деепричастий (зная)
    -неизменяемых существительных  (кино)
    -неизменяемых прилагательных (беж)
  3. Примечание:
  1. У притяжательных прилагательных конечные  -ов (-ев), -ин (-ын), -ий являются суффиксами, а не окончаниями (лисий).
  2. У прилагательных в простой степени сравнения конечные  -ее- (-ей-), -е являются суффиксами, а не окончаниями (красивее)
  • — глаголов в неопределенной форме (не будет считаться ошибкой, если конечные -ть и -ти инфинитива назовете окончанием)
  • Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание и формообразующий суффикс
  • К формообразующим суффиксам относятся:
    — суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на -о, -е: -ее, -ей, -е, -ше, -ейш, -айш;
    — суффиксы глаголов прошедшего времени в изъявительном и условном наклонении -л- и нулевой;
    — суффиксы неопределённой формы глагола –ть, -ти (в школе рассматриваются как окончание);
    — суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т-;
  • — суффиксы деепричастий -а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-.
     дорож   высоч-айш-ий
        дела принес-ти
          пас-ти      игра-ющ -ий
организу-ем-ая      стёр-т-ое
      слыш     наду-вши -(сь) сь — словообразующий суффикс
  1. Алгоритм  морфемного  разбора  основы слов  со  свободным  корнем
  2. Строим словообразовательную цепочку, в каждом звене которой на исходную производящую основу «надевается» новая словообразующая морфема:
  3. под-сматр-ива-ни-е  ←  под-сматр-ива-ть  ← под-смотр-ю  ←  смотр
  4. под/сматр/ива/ни j/е
   теш/у    равн/ый основ/у
у/теш/и/ть с/равн/ю основ/а/ть
у/теш/и/тель/ с/равн/и/ть основ/а/тельн/ый
у/теш/и/тель/н/ый с/равн/и/тельн/ый(суффикс –тельн-, так как нет слова сравнитель)

В слове основательный суффикс -тельн-, хотя есть слово основатель, но слово основательный образовано не от него. Основательный — имеющий достаточные основания. Основатель — тот, кто основал.

  • Алгоритм  морфемного  разбора  основы слов  со  связанным  корнем (связанные корни не существуют самостоятельно без других морфем: пере/об/у/ть – нет слова  уть)
  • Разбор таких слов осуществляется через построение морфемных квадратов, в которых данный корень должен быть употреблен с другим суффиксом (приставкой), а суффикс (приставка) — с другим корнем
  • Разбор  слов с помощью построения морфемных квадратов
 об/у/ва/ть раз/луч/и/ть при/бавл/ени/е при/сутств/у/ем
раз/у/ва/ть  по/луч/и/ть  до/бавл/ени/е  от/сутств/у/ем
  пла/ва/ть   говор/и/ть   у/дивл/ени/е        дар/у/ем

Нулевые  словообразовательные морфемы: нулевое  окончание
Если слово изменяемое, а окончания нет, нужно указать  нулевое окончание: подъ/езд/ или подъ-езд- □

Нулевое окончание несет информацию
о падеже: Им. /Вин. п. (стол- □, ночь- □); Р.п. (стран- □, солдат- □);
о муж. роде: крас-ив–□,  дел-а-л–□, про-чит-ан–□;

  1. о числе: край- □
  2. Нулевые  словообразовательные морфемы: нулевой  суффикс
    Нулевой суффикс в слове свидетельствует о том, что оно образовано  бессуффиксальным способом.
  3. Существительные (со значением действия или признака):
  4. Прилагательные:  вхож-Ø-ий — от глагола входить, будн-Ø-ий  — от существительного будни.

бег-Ø-□ от слова бегать, выход-Ø-□ — от выходить, заплыв-Ø-□ от заплывать, синь-Ø-□ — от синий, глушь-Ø-□ от глухой.

Суффиксы обычно находится перед окончанием. Исключения составляют:
возвратный суффикс -ся (-сь)  учится, училась.
суффикс множественного числа в формах повелительного наклонения глаголов –те: уйдёмте.

суффиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь: какой-то, какой-либо, какой-нибудь.

Примеры письменного разбора:

воздух/ом
начальная форма воздух — существительное, вещественное;
окончание -ом указывает на тв.п. муж.р., ед.ч.;
основа воздух;

корень воздух- (воздух, воздушный), возможно чередование воздух-, воздуш-.

пере/им/ен/ова/ниj/ю
начальная форма переименование — отвлеченное отглагольное существительное;
окончание -ю  указывает на  Д.п. ср.р., ед.ч.;
основа  переименованиj;
пере/им/ен/ова/ть  ←   им/ен/ова/ть  ←   им/ен/а  ←   им/я
пере/им/ен/ова/ниj/е  ←   пере/им/ен/ова/ть;

корень -им-;

со/бр/а/л/□/ся
начальная форма  собраться — возвратный глагол СВ изъяв.накл.;
окончание  нулевое  указывает на  муж.р., пр.вр.;
основа  собра(л)ся прервана формообразующим суффиксом –л-,
обозначающим  муж.р., пр.вр.;
со/бр/а/л/ ся   ←  со/бр/а/ть/  ←     бр/а/ть ←    бер/у;
корень -бр-   (убирать, наберу) возможны чередования –бр-/-бир-/-бер-;

суффиксы: -ся- (возвр.суф.); -а- (суф. гл.).

не/к/ому
начальная форма  — отрицательное местоимение не имеет И.п;
окончание  -ому-  указывает на  Д.п., муж.р.;
основа  нек-;
не/к/ому   ←   не/к/ого   ←    к/ого;

корень -к-;

(в) сам/ую
начальная форма  — самый определительное местоимение;
окончание  -ую  указывает на  В.п., ж.р.;
основа  сам;

корень сам -.

(о) сам/ом
начальная форма  — сам определительное местоимение;
окончание  -ом  указывает на  П.п., муж.р.;
основа  сам;
корень сам -;

Читайте также:  В чем отличия родственных и однокоренных слов?

приставка не-.

под/окон/ник/
начальная форма  подоконник — существительное конкретное ;
окончание  нулевое  указывает на  И./В.п., муж.р.;
основа  подоконник;
одноструктурные слова:  окон/ц/е, под/локот/ник;
-окон- корень (варианты: окн-//-окон-);
Приставка под-;

суффикс –ник.

вернуться на главную, перейти на стр. «Значение приставок«, «Значение суффиксов«, «Родственные слова»
см. «Словообразовательный анализ«, «Морфемика в таблицах«, «Морфемика в песнях»

Источник: https://grammatika-rus.ru/glavnaya/morfemnyj-razbor/

Морфемный состав слов. Словообразование. Орфография — Материалы для подготовки к вступительным экзаменам в СГГА

Морфемный состав слова. Словообразование. Орфография

    Морфемика – это раздел русского языка, который изучает строение слова.

    Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.

    Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании.

Окончание выражает различные грамматические значения частей речи: 1) у имён существительных, имён числительных, личных местоимений – значение падежа и числа; 2) у имён прилагательных, причастий, местоимений – значение падежа, числа и рода; 3) у глаголов в настоящем и будущем времени – значение лица и числа; 4) у глаголов в прошедшем времени – значение рода и числа.

    Запомните: окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.

    Часть изменяемого слова без окончания называется основой слова. Основа может быть охарактеризована, как непроизводная, производная, производящая.

  •     Непроизводная основа – это основа слов, не образованных от каких-либо других слов, имеющих первичный характер.
  •     Производная основа – это основа слов, образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем (приставок, суффиксов).
  •    Производящая основа – это основа того слова, от которого данное слово образовано.
  •     Различайте слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).
  •     Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
  •     Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными (водный, подводный, вода, заводь, водянистый, подводник).
  •     Запомните: существуют слова, которые имеют один и тот же корень, но разные лексические значения (гора, горный, угореть, загореть, перегореть), они не являются однокоренными.
  •     Приставка – это значимая часть слова, которая сто¬ит перед корнем и служит для образования новых слов (вода, подводный).
  •     Запомните: кроме исконно русских приставок (О-, ОТ-, ПОД-, НАД-, ПЕРЕ-), существуют иноязычные (КОНТР-, СУБ-, АД-, ИН-, КОН-, ОБ-).
  •    Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (тонкость, тонковатый; водяной, водянистый).
  •     Постфикс – это часть слова, которая стоит после окончания; в русском языке их 2: -СЬ и -СЯ.
  • Упражнение № 1

    Выделите в данных словах окончания и основы. Укажите слова, которые не имеют окончаний.

    Серость, озером, навзничь, увлекся, запах, читаю, вперед, повернуть, направо, снова, догорал, слишком, прилежно, грустно, рекой, написан, шквал, оправдать, кормилец, морозец, моторист, ливень, издавна.

Упражнение № 2

    Выделите в данных словах корни. Выпишите ряды однокоренных слов.

  1.     Мороз, подморозить, правдивый, оправдать, оценивать, оценка, винный, повинность, кормежка, кормовой, пояснение, ясность, любить, возлюбленный, наслаждение, сладкий.
  2. Упражнение № 3
  3.     Выполните морфемный разбор слов.
  4.     Примечание: особое место в русском языке занимает морфема -ТЬ (-ТИ), которую некоторые лингвисты выделяют как суффикс (не входит в основу слова), другие – как окончание.
  5.     Просвещение, удивительный, примиряющий, очаро¬вание, поражать, написал, отдавать, выдающийся, вы¬разить, избежать, справа, удивительно, вырасти, опря¬тен, удачен, преломление, бедняга.

    В русском языке существуют следующие способы образования слов:

  • неморфологический – переход слов из одной части речи в другую: Дежурный учитель остановил нас на перемене (прилагательное). – Мы подошли к дежурному I существительное);
  • морфологический:
  • приставочный (развеселый – веселый);
  • суффиксальный (красноватый – красный);
  • приставочно-суффиксальный (втайне – тайна);
  • бессуффиксный (синь – синий);
  • сложение (газопровод).
  •     Сложными называются слова, имеющие в своем составе два корня. Они образуются:
  • сложением целых слов (диван-кровать);
  • сложением части слова и целого слова (турфирма);
  • сложением основ с помощью соединительных гласных -О (-Е) (пешеход, железобетон).
  1.     Среди сложных слов выделяются сложносокращенные – аббревиатуры, которые образуются:
  • сложением начальных звуков (вуз);
  • сложением начальных букв (МГУ);
  • сложением слогов или частей слов (полпред);
  • смешанным способом (главк).

Упражнение № 4

    Выполните словообразовательный разбор данных слов. Укажите способы образования слов.

  •     Изгнанник, коренастый, ТЮЗ планировать, пре¬лестный, пиротехник, присоединение, родственник, сосредоточенный, невнимательный.
  • Упражнение 5
  •     Составьте словообразовательные цепочки к данным словам.
  •     Живой – оживленный
  •     Карман – прикарманить
  •     Здоровый – выздороветь
  •     Народ – обнародовать
  •     Упрямый – заупрямиться
  •     Память – беспамятство
  •     Зависть – позавидовать
  •     Твердый – затвердеть
  •     Дым – продымленный
  •     Жестокий – ожесточение
  • Упражнение № 6
  •     Восстановите недостающие слова в словообразовательных цепочках.
  •     Брат – ___________ – братственный
  •     Боль – болеть – _____ – болезненный
  •     Медленный – __________ – медлительный
  •     Гнев – _____– разгневаться
  •     Говор – говорить – ________ – разговорчивость
  •     Единый – _____– единственно
  • Упражнение № 7

    Образуйте сложные слова из данных словосочетаний. Укажите способ сложения.

  1.     Жестокое сердце, железная дорога, древняя Русь, естественные науки, строительство машин, бледное лицо, плановый и экономический вопрос, длинные ноги, сорок граду сов, строить корабли, профессиональный союз, тысяча верст
  2.     Различайте слова, образованные путем сложения (морфологический способ, садовод) и слияния (неморфологический способ, малопригодный).
  3. Упражнение № 8
  4.     Распределите в два столбика слова образованные путем сложения и слияния.
  5.     Вечнозеленый, белоснежный, птицеферма, малопригодный, нижеподписавшийся, стенгазета, труднопроходимый, АТС.

Чередующиеся гласные в корне

    В русском языке существуют корни с чередованием гласных е//и (замереть – замирать, протереть – протирать и т. п.), а//о (излагать – изложить, кланяться – поклониться и т. п.), а(я)//им или а(я)//ин (снять – снимать, начать – начинать и т. п.).

  •     Выбор нужного в каждом конкретном случае варианта корня определяется четырьмя факторами: ударением; суффиксом, употребляемым после корня; качеством последнего согласного в корне; значением.
  •     1. Гласная выбирается в зависимости от ударения:
  •     ГОР – ГАР
  •     А пишется под ударением, О – в безударном положении
  •     загорелый – загар 
  •     исключение: выгарки
  •     (остатки сгоревшего)
  •     ЗОР – ЗАР 
  •     О пишется под ударением, А – в безударном положении
  •     зóри – заря
  •     исключение: зарево
  •     КЛОН – КЛАН 
  •     под ударением пишется и А, и О, в безударном положении только О
  •     поклон – кланяться 
  •     наклониться 
  •     ТВОР – ТВАР 
  •     под ударением пишется и А, и О, в безударном положении только О
  •     затвор – тварь,
  •     творить 
  •     исключение: утварь
  •     2. Гласная выбирается в зависимости от наличия или отсутствия суффикса А после корня: 
  •     КОС – КАС(а) коснуться – касаться 
  •     ЛОЖ – ЛАГ(а) положить – полагать 
  •     БЕР – БИР(а) соберу – собирать 
  •     БЛЕСТ – БЛИСТ(а) блестеть – блистать 
  •     ДЕР – ДИР(а) раздеру – раздирать 
  •     ПЕР – ПИР(а) запереть – запирать
  •     ТЕР – ТИР(а) стереть – стирать 
  •     МЕР – МИР(а) умереть – умирать 
  •     СТЕЛ – СТИЛ(а) расстелить – расстилать 
  •     ЖЕГ – ЖИГ(а) поджег – поджигать 
  •     НЯ – НИМ(а) принять – принимать 
  •     ЧА – ЧИН(а) начать – начинать 
  •     ЧЕТ – ЧИТ(а) прочесть – прочитать
  •     исключение: сочетание, сочетать
  •     3. Гласная выбирается в зависимости от последнего согласного в корне:
  •     РОС – РАСТ (РАЩ) 
  •     росли – растут – наращение 
  •     (исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, на вырост)
  •     СКОЧ – СКАК
  •     выскочить – скакать

    исключение: скачок; н. ф. скакать – скачу

  1.     4. Гласная выбирается в зависимости от значения:
  2.     МОК – МАК 
  3.     МАК – значение «погружать в жидкость»: макать хлеб в молоко; МОК – значение «пропускать жидкость, становиться                         влажным»: сапоги промокают; замочить белье
  4.     РАВН – РОВН
  5.     РАВН – значение «равный, одинаковый»: сравнить, уравнять в правах; РОВН – значение «ровный, гладкий»:     выровненный участок, уровень
  6.     исключение: равнина, равняться, равнение

    Запомните: в корнях -ПЛАВ- – -ПЛОВ- в безударном положении пишется А: плавать, поплавок, плавник (исключение: пловец, пловчиха). В слове плывун пишется Ы в соответствии с произношением.

Упражнение № 9

    Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

    Прик…снуться к двери, пол…жить на стол, зам…рать от восторга, несг…раемый ящик, свет з…рницы, точность изложения, оз…ренный молнией, широкая р…внина, выр…вненная дорога, бл…стеть на солнце, соб…раться в дорогу, откл…нение в сторону, изл…гать факты, выр…щенный плод, вск…чить на ходу, нар…

стающий шум, накл…ниться к земле, соприк…саться с огнем, высказанное предпол…жение, изб…рательная кампания, прятаться в зар…слях, выск…чить из кустов, прил…гать усилия, непром…каемый плащ, ур…внять в правах, бл…стящий оратор, борьба за р…вноправие, прекл…нение перед авторитетом, неук…

снительное исполнение.

Упражнение № 10

   Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы, в три колонки: а) слова с проверяемыми безударными гласными (укажите проверочные слова); б) слова с чередующимися гласными (подчеркните их); в) слова с непроверяемыми гласными (приведите в скобках одно родственное слово).

    Провозгл…шать, бл…стательный, бл…снуть, об…ятельный, насл…ждение, предпол…гать, предпол…жить, тр…диция, объед…нение, к…сается, прик…снувшийся, благосл…влять, тв…рец, претв…рить, утв…рь, просв…щать, накл…ниться, б…гряный, пл…нительный, несг…раемый, к…нфликт, оч…

рование, оз…ривший, ижд…венец, впеч…тляющий, выпл…вка, пл…вец, к…варство, сож…ление, нар…щение, р…стущий, выр…сший, выск…чка, на ск…ку, ск…чок, ар…мат, б…чевать, вым…кший, ав…нгард, погл…тить, ув…дание, р…вномерный, ур…вновешенный, р…весник, инт…лл…гентный, напр…

женность.

  • Проверь себя:
  •    В каком ряду все слова пишутся с Е?
  •     1) др…хлеющий, м…тодичный, обд…лить, обл…денеть, разм…жеваться
  •     2) разд…ление, зат…сать, объед…нение, разр…дить (грядки), землетр…сение
  •     3) сп…шить, прист…жной (воротник), поч…сти, п…хотинец, просв…щение
  •     4) прист…жные (лошади), разр…дить (ружье), ут…шение, разв…вается (флаг), дов…рительный (тон)
  • В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными? 
  •     1) р…стительность, выр…щивать, р…сист, р…стовчанин
  •     2) неприк…саемые, к…сательная, неук…снительно, пок…сился
  •     3) расч…т, сч…тывать, подсч…танный, расч…тливый
  •     4) обм…кнуть перо, бл…стательный, скл…ниться над ручьём, ум…рать
  •     В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется О?
  •     1) р…сточек, Р…стислав, разм…чить, з…ревать
  •     2) выр…вненный, отм…кать, ск…чок, предл…жение
  •     3) пл…вец, одухотв…ренный, отр…сль, проскл…нять
  •     4) г…рючий, возг…рание, приг…рь, к…снувшись 

Источник: https://www.sites.google.com/a/ssga.ru/ssga4school/rus/rus-teor/glava-3

Ссылка на основную публикацию