Парцелляция — это… примеры из художественной литературы

15.12.2016 Категория: Образование и наука Подкатегория: Русский язык Популярность

Парцелляция - это... Примеры из художественной литературы

Термин «парцелляция» образован от французского «parcelle», что означает «частица». В литературе парцелляция – это стилистический прием, заключающийся в разделении одной синтаксической конструкции на части для расстановки в ней акцентов, деление на мелкие интонационные и смысловые единицы.

Описание парцелляции.

Смысл любого предложения передается в базовой фразе. Парцеллят передается зависимой частью конструкции. Все вместе создает парцеллированную конструкцию.

Иначе парцелляцию в русском языке можно назвать средством выделения, постановки акцента. Таким образом в конструкции появляется дополнительный смысл.

Пример: «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, не глицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя» – «Сегодняшняя газета», 16 авг. 1997 г.

В примере базовой частью является фраза «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих», все остальные короткие предложения – это парцелляты. По сути своей они являются «оторванными» от глагола деепричастными оборотами.

Примеры парцелляции из художественной литературы

  • Парцелляцией, как стилистическим приемом, богаты художественные тексты, не только публицистические, как показано выше.
  • Обычно на письме между частями такой парцеллированной конструкции ставится точка или иной знак завершающий предложение.
  • Примеры:

«Что за страсть к пустой болтовне! К пересудам! Сплетням!» – Б. Рахманин;

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин» – Ю. Бондарев;

«Но всё бросаю, всё… Сейчас будем пить чай… С конфетами!» – А. Приставкин.

Оформление парцелляции.

На письме парцеллированная конструкция может оформляться по-разному:

  • через точку или иной знак конца предложения,
  • через точку с запятой,
  • через тире,
  • с помощью скобок.

Примеры:

«Но тянулись друг к другу – да, тянулись, что говорить; оба, взаимно» – А. Курчаткин;

«Пора сказать, что Ван Гог – это Евгений Миронов. (Без сближающегося с персонажем грима. Без какого-либо внешнего преображения.) Он играет так, как, казалось бы, сегодня уже невозможно играть» – «Труд», 12 февр. 1998 г.

Выделение парцеллята скобками и тире – скорее авторские знаки, чем общепринятые.

После многоточия парцеллят может быть написан как с прописной, так и со строчной буквы. После иных знаков это встречается реже: «Ныряй в эту рыночную стихию. В одиночку. Головой. Головой о камушек. Может, повезет. Если! голова! крепче! камушка!» – «Южно-Сибирский вестник», 15 окт. 1994 г.

Иногда на письме база отделяется от парцеллята абзацным отступом:

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город.

Ни вся земля наша

» – А. Солженицын.

Помимо вышеуказанных примеров, парцелляция встречается и в сложных предложениях, когда конструкция делится на два простых. Например: «Кошка может стать бешеной. И она так же опасна, как и бешеная собака» – «Комсомольская правда», 4–9 янв. 1998 г.

Поделиться в соцсетях:

Случайная статья

Источник: http://infoogle.ru/chto_takoe_parcellyaciya.html

Парцелляция

Парцелляция - это... Примеры из художественной литературы

Термин
«парцелляция» образован от французского «parcelle», что означает
«частица». В литературе парцелляция – это стилистический прием,
заключающийся в разделении одной синтаксической конструкции на части для расстановки
в ней акцентов, деление на мелкие интонационные и смысловые единицы.

Смысл любого предложения передается в базовой фразе. Парцеллят передается
зависимой частью конструкции. Все вместе создает парцеллированную конструкцию.

Иначе парцелляцию в русском языке можно назвать средством выделения,
постановки акцента. Таким образом, в конструкции появляется дополнительный
смысл.

Пример: «Она действительно отличается от большинства современных актрис,
равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе.
Плача настоящими слезами, не глицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому
не подражая. Ничего не имитируя» – «Сегодняшняя газета», 16 авг. 1997 г.

В примере базовой частью является фраза «Она действительно отличается от
большинства современных актрис, равно хороших или плохих», все остальные
короткие предложения – это парцелляты. По сути своей они являются «оторванными»
от глагола деепричастными оборотами.

  • Примеры парцелляции из художественной литературы.
  • Парцелляцией, как стилистическим приемом, богаты художественные тексты, не
    только публицистические, как показано выше.
  • Обычно на письме между частями такой парцеллированной конструкции ставится
    точка или иной знак завершающий предложение.
  • Примеры:

«Что за страсть к пустой болтовне! К пересудам! Сплетням!» – Б. Рахманин;

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин» – Ю.
Бондарев;

«Но всё бросаю, всё… Сейчас будем пить чай… С конфетами!» – А. Приставкин.

  1. Оформление
    парцелляции.
  2. На письме парцеллированная конструкция может оформляться по-разному:
  3. через точку или иной знак конца предложения,
  4. через точку с запятой,
  5. через тире,
  6. с помощью скобок.
  7. Примеры:
  8. «Но тянулись друг к другу – да, тянулись, что говорить; оба, взаимно» – А.
    Курчаткин;

«Пора сказать, что Ван Гог – это Евгений Миронов. (Без сближающегося с
персонажем грима. Без какого-либо внешнего преображения.) Он играет так, как,
казалось бы, сегодня уже невозможно играть» – «Труд», 12 февр. 1998 г.

Выделение парцеллята скобками и тире – скорее авторские знаки, чем
общепринятые.

После многоточия парцеллят может быть написан как с прописной, так и со
строчной буквы. После иных знаков это встречается реже: «Ныряй в эту рыночную
стихию. В одиночку. Головой. Головой о камушек. Может, повезет. Если! голова!
крепче! камушка!» – «Южно-Сибирский вестник», 15 окт. 1994 г.

Иногда на письме база отделяется от парцеллята абзацным отступом:

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без
которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.

Ни вся земля наша » – А. Солженицын.

Помимо вышеуказанных примеров, парцелляция встречается и в сложных
предложениях, когда конструкция делится на два простых. Например: «Кошка может
стать бешеной. И она так же опасна, как и бешеная собака» – «Комсомольская
правда», 4–9 янв. 1998 г.

Источник: http://gimnazia9-gro.blogspot.com/2017/10/blog-post_16.html

Что такое парцелляция в русской литературе: примеры, виды, приёмы

Термин «» образован от французского «parcelle», что означает «частица». В литературе парцелляция
– это стилистический прием, заключающийся в разделении одной синтаксической конструкции на части для расстановки в ней акцентов, деление на мелкие интонационные и смысловые единицы.

Описание парцелляции

Смысл любого предложения передается в базовой фразе. Парцеллят передается зависимой частью конструкции. Все вместе создает парцеллированную конструкцию.

Иначе парцелляцию в русском языке можно назвать средством выделения, постановки акцента. Таким образом в конструкции появляется дополнительный смысл.

Пример: «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, не глицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя
» – «Сегодняшняя газета», 16 авг. 1997 г.

В примере базовой частью является фраза «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих», все остальные короткие предложения – это парцелляты. По сути своей они являются «оторванными» от глагола деепричастными оборотами.

Примеры парцелляции из художественной литературы

  • Парцелляцией, как стилистическим приемом, богаты художественные тексты, не только публицистические, как показано выше.
  • Обычно на письме между частями такой парцеллированной конструкции ставится точка или иной знак завершающий предложение.
  • Примеры
    :

«Что за страсть к пустой болтовне! К пересудам! Сплетням!
» – Б. Рахманин;

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин
» – Ю. Бондарев;

«Но всё бросаю, всё… Сейчас будем пить чай… С конфетами!
» – А. Приставкин.

Оформление парцелляции

На письме
парцеллированная конструкция может оформляться по-разному:

  • через точку или иной знак конца предложения,
  • через точку с запятой,
  • через тире,
  • с помощью скобок.

Примеры
:

«Но тянулись друг к другу – да, тянулись, что говорить; оба, взаимно
» – А. Курчаткин;

«Пора сказать, что Ван Гог – это Евгений Миронов. (Без сближающегося с персонажем грима. Без какого-либо внешнего преображения.) Он играет так, как, казалось бы, сегодня уже невозможно играть
» – «Труд», 12 февр. 1998 г.

Выделение парцеллята скобками и тире – скорее авторские знаки, чем общепринятые.

После многоточия парцеллят может быть написан как с прописной, так и со строчной буквы. После иных знаков это встречается реже: «Ныряй в эту рыночную стихию. В одиночку. Головой. Головой о камушек. Может, повезет. Если! голова! крепче! камушка!
» – «Южно-Сибирский вестник», 15 окт. 1994 г.

Иногда на письме база отделяется от парцеллята абзацным отступом:

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.


Ни вся земля наша

» – А. Солженицын.

Помимо вышеуказанных примеров, парцелляция встречается и в сложных предложениях, когда конструкция делится на два простых. Например: «Кошка может стать бешеной. И она так же опасна, как и бешеная собака
» – «Комсомольская правда», 4–9 янв. 1998 г.

    Парцелляция — это слово произошло от лат. Cella — ячейка и лат. Par — равный.
    1. В лингвистике парцелляция означает: разбиение одной фразы на части для повышения экспрессии.
    2. В экономике сельского хозяйства парцелляция означает — разделение цельного земельного участка на части, например при дележке наследства.
    3. Парцелла — это очень маленькая единица чего-либо.

    А потому парцелляция — суть дробление большего на мелкие части. Либо искусственное распадение предложения на отдельные слова и словосочетания, становящиеся новыми предложениями. Либо распад крупной земельной собственности на мельчайшие наделы, которые совершенно нерентабельны, и владеющие ими вынуждены становиться намными работниками.Парцелляция — это специальное расчленение какой-либо фразы на отдельные фрагменты. Использование этого прима способствует улучшению читаемости текста, а также придат высказыванию бОльшую выразительность.
    Например,
    Я проснулся. Посмотрел на часы. Понял, что опаздываю! И очень быстро начал собираться!
    Под таким понятием как quot;парцеляцияquot; подразумевается расчленение какого-либо всказывания на более мелкие фрагменты. Такой прим призван улучшать восприятие текста, ведь все мы знаем, что длинные предложения воспринимаются куда хуже коротких.
    Парцелляция означает разделение целого высказывания на части для того чтобы предложения стали выразительными, очень часто используют в стихах.
    А так же используется в сельском хозяйстве, и тоже означает раздробленные территории.
    Мне ближе языковедческое и литературоведческое понимание понятия quot;парцелляцияquot;. С него и начнм. Лингвисты (специалисты по синтаксису, в частности) называют парцелляцией дробление одного достаточно распространнного предложения на две или несколько самостоятельных синтаксических единиц. То есть, отдельных предложений.
    Парцелляция применяется:

    1. Для лучшей читаемости текста.
    2. Для усиления экспрессивности текста.
    3. Для создания так называемого quot;рваного текстаquot;, когда длинные предложения

    чередуются с короткими, привлекая внимание читателей.
    Например
    :
    quot;Вот такой термин. Лингвистический. Парцелляцияquot;.
    Что касается других значений, то в сельском хозяйстве парцелляцией называют дробление хозяйств.
    Так как в этом вопросе стоит тег — образование, то quot;парцелляцияquot; тут имелась ввиду русского языка. Парцелляция — это дробление одного большого предложения на более мелкие (чаще даже предложение — одно слово). Для чего это необходимо? Для придания тексту оживленности, эмоциональности.
    Как видите, тут можно было построить куда более красивое и правильное предложение, но для придания герою живых черт, автор написал так.
    Парцеллярным в аграрной сфере называют такое национальное сельское хозяйство, в котором преобладают мелкие и мельчайшие предприятия, часто семейные или индивидуальные, с самой примитивной технологией из возможных. Соответственно, тут парцелляция будет означать процесс дробления относительно развитого сельского хозяйства на такие единицы.
    А в лингвистике парцелляция подразумевает несколько иное. Искусственное разбиение единого предложения на отдельные фразы. Когда оно делится на части для усиления эмоциональности высказывания. Иное название — синтаксический разрыв.
    По сути, термин парцелляция значит дробление, а вот используется он, как в сельском хозяйстве, так и в лингвистике.
    Например, дробление может быть какой-либо территории земли на небольшие участки (парцеллы).
    Парцелляция в литературе означает разделение цельного высказывания на небольшие отрезки для достижения эффекта большей интонационной выразительности. Пунктуационно каждый такой участок текста выделяется как самостоятельное предложение, то есть, в конце его ставится точка.
    Не знаю, как в сельском хозяйстве, я не агроном, а в языкознании термин quot;парцелляцияquot; означает разделение одного цельного предложения на несколько самостоятельных отрезков и используется этот термин в синтаксисе. Например, На витрине висело платье. Белое. Воздушное. Шелковое. Как раз моего размера…
    Парцелляция придает сказанному воодушевления, большую эмоциональность. Часто используется в диалогах или при передаче прямой речи, потому что этот вид связи близок к разговорному.

    • Куда идешь?
    • В библиотеку. За книгой. За Пушкиным.

    В литературном тексте может передавать чрезвычайное возбуждение, волнение, когда мысли текут одна за другой: Надо. Надо сходить. Сегодня же. Завтра будет поздно.

    По одной из версий слово парцелляция произошло от латинского слова Cella, то есть ячейка, по другой версии от французского слова parcelle то есть частица, но суть этого термина от этого не меняется. Парцелляция — это буквально разбиение одного предложения на несколько коротких фраз. То есть разбитие синтаксической единицы на более мелкие составляющие.

    Прием этот часто используется в литературе и соответственно его часто можно услышать в театре, когда герою требуется предать своим словам большую убедительность и эмоциональность, либо напротив продемонстрировать невозмутимость. В реальной разговорной речи этот способ воздействия используется редко, и скорее с шуточным подтекстом. Пример: quot;Он ушел. Домой. Один.

    quot; или quot;Он ушел домой одинquot;.

Русский язык – это стройная система. Она проходит определенные этапы развития и подчиняется своим внутренним законам. Особенно ярко развитие системы языка заметно в грамматике.

Это связано с тем, что современный язык призван решать коммуникативные задачи, так как коммуникативная функция стоит во главе угла.

Чтобы выполнить это предназначение в полной мере, в синтаксисе русского языка начинают превалировать короткие конструкции. Одной из таких конструкций является парцелляция.

Это действительно важно, потому что в современном мире живое общение уступает виртуальному. Люди разучились логично и грамотно излагать свои мысли не только устно, но и письменно.

Что такое парцелляция в русском языке? Прием является составляющей синтаксической системы русского языка. Он входит в область русской стилистики. Нужен для того, чтобы усилить эмоциональность речи.

Парцелляция заключается в том, что предложение делится на короткие смысловые отрезки.
На письме они обозначены как полноценные, но короткие предложения.

Особенность приема заключается в том, что предложения могут состоять из одного, реже двух-трех слов.

Знаками конца предложения при парцелляции могут быть не только точка, но и многоточие, подчеркивающее эффект недосказанности, вопросительный или восклицательный знаки.

Примеры парцелляции в литературе:

В русском языке синтаксический прием прочно вошел в раздел стилистики. В курсе школьной программы на парцелляцию обращается достаточное внимание в старших классах. Этот прием вынесен в задания единого государственного экзамена по русскому языку в 11 классе.

Для чего парцелляция нужна

Однозначного ответа на поставленный вопрос нет.

Важно!
Синтаксический прием в устной и письменной речи – это совершенно разные вещи в плане функционала.

В устной речи парцелляция употребляется спонтанно на бессознательном уровне. Действительно, когда мы говорим, то не задумываемся, произнося фразы. Причем произносим мы их в контексте той или иной речевой ситуации.

В письменной же речи парцелляция – это прерогатива автора. И в тексте прием неразрывно связан с понятием темы и ремы в предложении, то есть известной и новой информации.

Парцелляция - это... Примеры из художественной литературы

Ниже перечислим основные случаи, когда без парцелляции не обойтись:

  1. Автор текста намеренно старается обратить внимание читателя на детали. В этом случае создается впечатление, что действие застыло. Подсознательно, прочитывая предложения, человек акцентирует внимание на деталях. Причем начиная от деталей одежды или интерьера, заканчивая деталями происходящего в указанном эпизоде.
  2. Писатель намерен акцентировать внимание на характере персонажа, а именно его душевном состоянии. Особенно хорошо это проявляется в драматическом произведении, когда герой произносит внутренние монологи. Или же в объемных прозаических текстах.
  3. Автор желает выделить определенный эмоциональный фон персонажа. Этим достигается эффект достоверности. Читателю кажется, что литературный герой не вымышлен, а реальный человек.
  4. Писатель старается не нарушать целостности текста. Другими словами он следует правилам заданной в тексте речевой ситуации.

Источник: https://atlantictime.ru/bones-in-the-legs/chto-takoe-parcellyaciya-v-russkoi-literature-primery-vidy-pri-my/

Парцелляция — для чего используется в русском языке и литературе

Средства выразительности языка делают нашу речь ярче, богаче, усиливают ее эмоциональное воздействие. Среди многообразия стилистических фигур и троп, которыми пользуются авторы для создания образности и выразительности, особое место занимает парцелляция. Этот прием нередко можно встретить как в произведениях классиков, так и у современных авторов.

Определение

  • Термин «парцелляция» образован от французского «parcelle», что означает «частица».
  • Парцелляция — это фигура речи, которая представляет собой процесс разделения высказывания на две и более самостоятельные фразы (на письме разделение осуществляется при помощи знаков препинания, а в устной речи — интонационно, используются паузы).
  • Пример:

Ну что? Не видишь ты, что он с ума сошел?
Скажи сурьезно:
Безумный! что он тут за чепуху молол!
Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!

А.С.Грибоедов

Структура парцелляции

Парцелляция является одним из интереснейших явлений современного синтаксиса. В любой парцеллированной конструкции есть базовая часть и парцеллят.

Фраза, в которой реализуется главенствующая часть предложения, называется (базовой); а та часть синтаксической конструкции, где выделяется структурно зависимая часть предложения, называется парцеллятом. (Парцеллятов в высказывании может быть несколько)

Пример:

Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, неглицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя (Сегодняшняя газета, 16 авг. 1997).

  1. В приведенной синтаксической конструкции базовой частью будет фраза: «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих».
  2. Все остальные предложения — парцелляты: «Играя по своей собственной первоочередной системе», «Плача настоящими слезами, не глицериновыми», «Истекая неклюквенным соком», «Никому не подражая», «Ничего не имитируя».
  3. Цель парцелляции — придать речи интонационную экспрессию путем ее прерывистого произнесения.

Функции

Основные функции парцелляции:

  • характерологическая: заключается в том, чтобы сымитировать воспроизведение монолога персонажа, его внутреннее состояние;
    «Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку»
  • изобразительная: используется для того, чтобы выделить главное, акцентировать внимание на определенных деталях;
    «Вы? Мне? Что-то должны? Быть не может!» – сказал он, пожимая плечами
  • эмоционально-выделительная: реализуется тогда, когда при помощи парцелляции автор пытается добиться усиления эмоций ;
    «Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку»
  • экспрессивно-грамматическая: основана на изменении связей между членами предложения.

Оформление парцелляции

Парцелляция придает речи разговорный характер и усиливает концентрацию внимания аудитории на предлагаемой информации, поэтому на письме разделение парцеллируемых слов и фраз друг от друга производится через:

  • точку, многоточие;
  • восклицательный, вопросительный знаки;
  • точку с запятой;
  • тире;
  • скобки.

Примеры в русском языке

Парцеллированные конструкции часто можно встретить в стихотворной речи:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.

А. Блок

Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись.

Павел Антокольский. Гулливер

Во всем мне хочется дойти до самой сути.
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
До сущности протекших дней, до их причины.
До оснований, до корней, до сердцевины.

Б. Пастернак

Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.

Е. Винокуров

К парцелляции также относится разбивка стиха на короткие строки. Такой прием встречается в творчестве у В. Маяковского, С. Кирсанова, Р. Рождественского и других.

Пример:

Утром, ярким, как лубок, Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном.
(Р. Рождественский)

Примеры в литературе

В художественной литературе парцелляция пользуется популярностью, и многие авторы широко используют этот прием, так как он позволяет усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.

Людьми пустыми дорожил! … об детях забывал! Обманывал жену! Играл! Проигрывал! В опеку взят указом!
(А. Грибоедов)

Прошу на стол мою трудовую книжку. Без бюрократства. Без этих, знаете, штучек.
(В. Шукшин)

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша

(А. Солженицын)

Флеров — все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
(М. Горький)

Наш сборник работает на голом энтузиазме его создателей. Мы благодарны любой помощи.

Помочь проекту

Хотите опубликоваться в нашем сборнике? Добро пожаловать! Мы всегда рады новым авторам и интересным материалам.

Добавить стихотворение Когда Маяковский ввёл в употребление свою знаменитую стихотворную «лесенку», коллеги-поэты обвиняли его в жульничестве — ведь поэтам тогда платили за количество строк, и Маяковский получал в 2-3 раза больше за стихи аналогичной длины.Из биографии В. В. Маяковского Русские поэты обогатили родной язык многими новыми словами, которые мы сегодня считаем обиходными. Благодаря стихам Игоря Северянина в наш лексикон вошло слово «бездарь», Велимир Хлебников придумал слово «изможденный» и дал название профессии летчика – до этого летчиков называли авиаторами.Из архивов русской поэзии Марья Гавриловна из «Метели» Пушкина А. С. была уже немолода: «Ей шел 20-й год». Из творчества Пушкина А. С. Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у него была 16-летняя дочь на выданье).

Источник: https://liricon.ru/partsellyatsiya-dlya-chego-ispolzuetsya-v-russkom-yazyke-literature.html

Парцелляция – что это такое: ее примеры в литературе и русском языке и для чего она нужна

Русский язык – это стройная система. Она проходит определенные этапы развития и подчиняется своим внутренним законам. Особенно ярко развитие системы языка заметно в грамматике.

Это связано с тем, что современный язык призван решать коммуникативные задачи, так как коммуникативная функция стоит во главе угла.

Чтобы выполнить это предназначение в полной мере, в синтаксисе русского языка начинают превалировать короткие конструкции. Одной из таких конструкций является парцелляция.

Это действительно важно, потому что в современном мире живое общение уступает виртуальному. Люди разучились логично и грамотно излагать свои мысли не только устно, но и письменно.

Понятие

Что такое парцелляция в русском языке? Прием является составляющей синтаксической системы русского языка. Он входит в область русской стилистики. Нужен для того, чтобы усилить эмоциональность речи.

Парцелляция заключается в том, что предложение делится на короткие смысловые отрезки. На письме они обозначены как полноценные, но короткие предложения.

Особенность приема заключается в том, что предложения могут состоять из одного, реже двух-трех слов.

Знаками конца предложения при парцелляции могут быть не только точка, но и многоточие, подчеркивающее эффект недосказанности, вопросительный или восклицательный знаки.

Это интересно! Где применяется и что это такое синекдоха: конкретные примеры

Примеры парцелляции в литературе:

№ п./п. Предложение Автор
1 Но все бросаю, все…Сейчас будем пить чай…С конфетами! Приставкин Анатолий
2 Что за страсть к пустой болтовне! К пересудам! Сплетням! Борис Рахманин
3 Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! Юрий Бондарев
4 Ни город. Ни вся земля наша… Александр Солженицын
5 Он жил. И жил. И опять жил. И опять не так… Павел Антокольский
6 И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. Павел Антокольский
7 Он тоже пошел. В магазин. Купить сигарет. Василий Шукшин

В русском языке синтаксический прием прочно вошел в раздел стилистики. В курсе школьной программы на парцелляцию обращается достаточное внимание в старших классах. Этот прием вынесен в задания единого государственного экзамена по русскому языку в 11 классе.

Это интересно! Для чего нужна антитеза и что это такое

Для чего парцелляция нужна

Однозначного ответа на поставленный вопрос нет.

Важно! Синтаксический прием в устной и письменной речи – это совершенно разные вещи в плане функционала.

В устной речи парцелляция употребляется спонтанно на бессознательном уровне. Действительно, когда мы говорим, то не задумываемся, произнося фразы. Причем произносим мы их в контексте той или иной речевой ситуации.

В письменной же речи парцелляция – это прерогатива автора. И в тексте прием неразрывно связан с понятием темы и ремы в предложении, то есть известной и новой информации.

Ниже перечислим основные случаи, когда без парцелляции не обойтись:

  1. Автор текста намеренно старается обратить внимание читателя на детали. В этом случае создается впечатление, что действие застыло. Подсознательно, прочитывая предложения, человек акцентирует внимание на деталях. Причем начиная от деталей одежды или интерьера, заканчивая деталями происходящего в указанном эпизоде.
  2. Писатель намерен акцентировать внимание на характере персонажа, а именно его душевном состоянии. Особенно хорошо это проявляется в драматическом произведении, когда герой произносит внутренние монологи. Или же в объемных прозаических текстах.
  3. Автор желает выделить определенный эмоциональный фон персонажа. Этим достигается эффект достоверности. Читателю кажется, что литературный герой не вымышлен, а реальный человек.
  4. Писатель старается не нарушать целостности текста. Другими словами он следует правилам заданной в тексте речевой ситуации.

Это интересно! Что такое перифраза: виды и примеры из художественной литературы

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/partsellyatsiya-chto-takoe.html

Парцелляция

Посвящаю школьникам, готовящимся к ЕГЭ по русскому и литературе Парцелляция (от фр. «parceller», «делить, дробить на части») – неудачный из-за своей многозначности лингвистический термин.

Если объединить противоречивые высказывания лингвистов, то под парцелляцией следует, скорее всего, понимать так называемый «телеграфный стиль».В эпоху, когда ничтоже сумняшеся руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки путает художественную литературу с военной историей (http://www.rg.ru/2007/10/09/literatyra.html), а в  МГУ отменяется вступительный экзамен по литературе и сочинение (это при поступлении на филологический факультет!), термин парцелляция, который не входит  ни в один школьный учебник, принимается на вооружение составителями ЕГЭ по русскому языку и литературе.Парцелляция в качестве литературоведческого термина встречается только у литературоведа-любителя А.Квятковского, который дает этому «термину» такое определение:ПАРЦЕЛЛЯ́ЦИЯ (итал. parcella — частица, от лат. particula) — стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова; цель П. — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении всех остальных синтаксических и грамматических правил.Во-первых, к членению фразы чаще прибегают в прозе, нежели в поэзии.Во-вторых, обратите внимание на количество точек и восклицательных знаков, постулируемых А.Квятковским,  в следующем примере, приведенном им для иллюстрации парцелляции:

А вы знаете, что у,

А вы знаете, что па,А вы знаете, что пы,Что у папы моегоБыло сорок сыновей.(Д. Хармс)

В-третьих, для интонационной экспрессии в поэзии и художественной прозе используются стилистические фигуры, которые в научном литературоведении называются Бессоюзие и Многосоюзие.

Бессоюзие (или асиндентон) – стилистическая фигура, при применении которой в художественной речи опускаются (как это явствует из названия) союзы, что придает описываемому  событию  стремительность –

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,Гром пушек, топот, ржанье, стон,И смерть и ад со всех сторон.(А.Пушкин)

Многосоюзие (или полисидентон) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов, что ведет к подчеркиванию каждой отдельной детали, а потому замедляет художественную речь –

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…Срок настанет — Господь сына блудного спросит:«Был ли счастлив ты в жизни земной?»(И.Бунин)

Все приведенные иллюстрации А.Квятковского не имеют отношения к поэзии.

Строки Грибоедова взяты из пьесы, а приведенные строки Г.Шенгели, В. Инбер, В. Винокурова, П. Антокольского, А.Твардовского, как и строки Д.Хармса, не являются поэтической удачей этих авторов.

  Так называемая парцелляция присутствует, например, у Мандельштама –

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,Что над Элладою когда-то поднялся.

Эти чудесные стихи   нельзя читать «путем их отрывистого произнесения», как указывает А.Квятковский.

Более того, если в прозаическом тексте точка требует паузу длительнее, чем запятая, то в поэзии (если точка стоит не в конце стиха) паузы между точкой и запятой почти равны, иначе при произнесении стихов будет нарушено самое главное: поэтическая интонация и ритм.

Итак, запомните для сдачи ЕГЭ. Парцелляция – это «расчленка», это порубленная на мелкие фрагменты фраза.

После удачной сдачи ЕГЭ забудьте о парцелляции как литературоведческом термине. Такого литературоведческого термина нет.

Репетитор по русскому языку

Другие термины на сайте

Метонимия — это замена предмета или явления другими предметами или явлениями. Метонимия столь же древний троп, что и метафора. Ее возникновение, ви­димо, связано с религиозным запретом, табу.

Олицетворение, согласно значению греческого слова προσωποποια,  — это персонификация, то есть наделение любого существа, явления или предмета человеческими чертами. Между тем  в литературных словарях олицетворение трактуется  как одушевление, что является искажением  этого литературоведческого термина.

Сравнение — В качестве поэтического тропа сравнение выступает в чистом виде лишь тогда, когда в речи присутствуют обе сопоставляемые стороны. Сравнение не изменяет значения сопоставляемых понятий, чем и отличает­ся от метафоры.

Источник: http://www.pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/133-2017-08-30-21-10-37.html

Парцелляция

Несмотря на тенденцию к сокращению времени на произношение слов, даже в повседневном общении мы стараемся делать более-менее развёрнутые высказывания. Редко можно услышать что-то подобное:

«Я проснулся. Почистил зубы. Заварил кофе. Пошёл. На работу».

Чаще мы связываем такие отрывистые предложения воедино:

«Я проснулся и почистил зубы, потом заварил кофе и пошёл на работу».

Две этих длинных фразы звучат мягче и благозвучнее, однако это не значит, что первый вариант недопустим. Более того, такие краткие резкие предложения, следующие друг за другом, широко применяются в литературе. Этот приём называется парцелляция. Рассмотрим подробнее, что это такое и для чего применяется.

Термин «парцелляция» восходит к латинскому слову «particula», что означает «частица». Под ним в литературоведении понимают стилистический приём членения одной синтаксической конструкции на несколько отдельных отрезков. Каждая единица оформляется как самостоятельное предложение и в речи выражается соответственно с помощью пауз.

В структуре парцеллированной конструкции исследователи выделяют такие компоненты, как базовая часть (основа) и парцеллят. К последнему относят образованные в результате деления сложного предложения элементы. Их может быть несколько, и они грамматически и по смыслу связаны с основной частью, хотя и имеют свои особенности.

Российский лингвист А. П. Сковородников, исследуя это явление, выделял следующие функции:

  • Изобразительная. Она применяется для создания эффекта замедления действия, акцентирования внимания на отдельных деталях, усиления контраста между ними, создания пауз и выделения важных образов.
  • Эмоционально-выразительная. С её помощью передаются оттенки переживаний лирических героев.
  • Характерологическая. Эта функция реализуется при имитации внутреннего монолога персонажа, подражании отрывистой разговорной речи, изображении неуверенного поведения героя и т. д.
  • Экспрессивно-грамматическая, выражающаяся в изменении синтаксических отношений между составными частями предложения.

Парцелляция на письме может оформляться с помощью точек, запятых, тире и других знаков препинания.

Думается, что чаще парцелляцию можно встретить в прозаическом произведении. Структура такого текста больше располагает для формирования парцеллированных конструкций, поскольку не ограничена продолжительностью стиха или размером. Привёдем несколько примеров.

— Прошу на стол мою трудовую книжку. Без бюрократства. Без этих, знаете, штучек.

«Ноль-ноль целых», В. М. Шукшин.

В этом отрывке с помощью парцелляции выражается решительность персонажа.

Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет.

«Генерал Малафейкин», В. М. Шукшин.

«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса».

«Рубашка», Е. В. Гришковец.

Здесь посредством парцелляции проиллюстрировано трепетное отношение лирического героя к любимой вещи. То же самое можно сказать и о следующем отрывке.

Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по нёбу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.

«Лолита», В. В. Набоков.

Пожалуй, самым известным примером парцелляции в поэзии является стихотворение А. А. Блока:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

  • Умрёшь — начнёшь опять сначала
    И повторится всё, как встарь:
    Ночь, ледяная рябь канала,
  • Аптека, улица, фонарь.

Здесь благодаря этому приёму внимание читателя по очереди выхватывает из общей картины отдельные образы. Кроме того, с помощью парцелляции создаётся впечатление замедления времени.

Вот ещё несколько примеров употребления парцелляции в стихотворной речи:

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,

До сердцевины.

«Во всём мне хочется дойти…», Б. Л. Пастернак.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», О. Э. Мандельштам.

Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом!
Танцовщицу держал! и не одну:
Трёх разом!
Пил мёртвую! не спал ночей по девяти!

Все отвергал: законы! совесть! веру!

«Горе от ума», А. С. Грибоедов.

Здесь парцелляция призвана передать нервное напряжение, возбуждённое состояние персонажа.

Как видим, парцелляция – многофункциональный приём, который помогает не только усиливать эмоциональность и выразительность речи, но и придавать характерам персонажей особые черты, перемещать внимание читателя к важным образам, замедлять или, наоборот, ускорять, ход времени в произведении.

Источник: https://pishi-stihi.ru/parcellyaciya.html

Что такое парцелляция в русском языке, примеры

Парцелляция (с лат. «particula» — частица) — прием в литературе, состоящий в разделении одного сложного высказывания на несколько простых. Это придает конкретному фрагменту текста необходимую экспрессию. Волнующий читателя синтаксический трюк полюбился как прозаикам, так и поэтам.

Характеристика парцелляции

Понятие парцелляции было введено в лингвистику Ю. В. Ванниковым и определено им как «набор самостоятельных фраз, которые совместно с основной частью высказывания могут составлять одно предложение».

Широкую известность обрели разделенные на короткие строки стихи В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой и Р. И. Рождественского. Встречаются они и в прозе А. И. Солженицына и В. М. Шукшина. Кроме художественной литературы, подобное оформление текста характерно и для газетных заметок, журнальных статей и другой публицистики.

Прием применяется писателями с целью присвоения высказыванию дополнительного смысла. Изменение интонации способно в корне изменять контекст ситуации и отношение к ней читателя.

Высказывание разбивается на основу и определенное количество дополнительных фрагментов, именуемых парцеллятами. Это всегда взвешенное решение автора, за которым стоят конкретные ожидания.

Основные функции парцелляции

В зависимости от оформления, парцелляция может исполнять множество функций. Из них можно выделить пять главных.

Акцентирование внимание на нужном. Отбрасывание всего ненужного упрощает восприятие текста. Акцент делается только на значимых для высказывания вещах.

Ради повышения информативности автор отказывается от связующих элементов и самой конструкции сложного предложения. Это первая по значимости функция данного стилистического оборота. В той или иной степени, под неё подпадают все последующие.

Конкретизация описываемого. Парцелляты вводятся для расширенного описания предметов и окружения. Идёт перечисление характеристик, свойственных объекту.

Увеличение экспрессивности фрагмента. Путем смещения или развития акцентов, текст вызывает у читателя нарастающее волнение.

Вызов нужных писателю эмоций. Вместо налета тревожности, манипуляции с интонацией вызывают одну или несколько конкретных эмоций. Это способствует тому, что читатель начинает разделять отношение автора к описываемому.

Отображение особенностей персонажа. Парцелляты представляют прямую речь героя (в публицистике и официальном стиле) или её имитацию (в художественных произведениях). Таким образом автор более точно может раскрыть личность или образ.

Примеры из литературы

Писатели высоко ценят художественные приемы, усиливающие эмоциональное влияние на читателя. К парцелляции в своих произведениях неоднократно прибегали и классики русской литературы:

  • «Прошу на стол мою трудовую книжку. Без бюрократства. Без этих, знаете, штучек»

(Василий Шукшин);

  • «Людьми пустыми дорожил!…об детях забывал! Обманывал жену! Играл! Проигрывал! В опеку взят указом!»

(Александр Грибоедов);

  • «Утром, ярким, как лубок, Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном»

(Роберт Рождественский);

  • «Флеров — все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже»

(Максим Горький).

Как оформляется парцелляция

Пунктуация при использовании писателем парцелляции — во многом авторское решение. Не имея строгой регламентации, литераторы вправе выбирать такой вариант, который, по их мнению, точнее передает суть описываемого и лучше подходит к контексту.

Существует шесть основных способов оформления этого стилистического приема в тексте.

Разделение парцеллята и основы с помощью знаков препинания, ставящихся в конце предложений

Анетта любила не только живопись, но и литературу. И оперу. И балет. И скульптуру. Да и кинематограф, пожалуй.

Стоять на месте! Не двигаться! Я сказал! Сейчас же!

Ты что? Ты в своем уме? А? Собираешься отвечать?

Соколовский все сидел на лавочке и ждал её… ждал… весь вечер… смиренно…

Использование скобок для отделения

Пора сказать, что Ван Гог – это Евгений Миронов. (Без сближающегося с персонажем грима. Без какого-либо внешнего преображения.)

Постановка тире

«Оди – накового

моря — рыбы! Взмах!

… Мертвой раковиной

Губы на губах» (М. И. Цветаева)

Использование точки с запятой

Но тянулись друг к другу — да, тянулись, что говорить; оба, взаимно.

Перенос каждого отдельного парцеллята на новый абзац

  • Полтора часа мы ходили по театру.
  • Как потерянные…
  • Что делать?
  • Мы ругались…

Раздел сложного предложения на два равнозначных простых

Хотя награду заслуживали многие ученики, она не была вручена никому. А Евгений, сын учительницы музыки, получил.

Источник: https://webglobus.ru/chto-takoe-partsellyatsiya-v-russkom-yazyke-primery/

Парцеллированные конструкции в произведениях Б. Акунина и Л. Улицкой

Введение

Изучение языка литературно-художественных произведений определяется, с одной стороны, как учение о композиционных типах речи в сфере литературного творчества и об их лингвистических отличиях, о приемах построения разных композиционно-языковых форм, об основных лексических слоях в них и о принципах их сочетания, об их семантике; с другой стороны, как учение о типах словесного оформления замкнутых в себе произведений как особого рода целостных структур.

Речь художественных произведений складывается из разных типов монолога и диалога, из смешения многообразных форм устной и письменной речи.

Даже в пределах социально-речевых «соответствий» быту она вбирает в себя эти конструктивные типы «высказываний» не как естественную данность бытового языка, но подвергая их деформации в плане известных композиционных устремлений, транспонируя их в контекст литературы.

В речи художественных произведений выступают формы сложного смешения конструкций, где пересекаются принципы «устного» и письменного речеведения, с одной стороны, монологических объединений и диалогических сцеплений, с другой стороны, приемов стихового или прозаического построения, с третьей.

Разнообразие взаимодействий, которое осуществляется в скрещении этих принципов, направленных — каждый в особую сферу речевого пользования, ведет к богатству и разнообразию форм языковой композиции.

Та структура социально-языковых систем, которая определяет состав и содержание понятий письменной и разговорной речи, нарушается в контексте литературы, изменяясь в соответствии со свойственными данной эпохе общими формами литературно-художественной организации и стилистическими тенденциями литературной школы, к которой принадлежит писатель.

Стиль художественной литературы по своей природе отличается от стилей языка и речи, являясь более узкой, но не менее интересной областью изучения. Стиль писателя неразрывно связан с его мировоззрением, духовной и творческой индивидуальностью.

Академик В.В. Виноградов так формулирует понятие индивидуального стиля писателя: «Это система индивидуально-эстетического использования свойственных данному периоду развития художественной литературы средств художественно-словесного выражения, а также система эстетически-творческого подбора, осмысления и расположения различных речевых элементов» [1, с. 167].

Индивидуальности стиля способствует явление парцелляции. Под парцелляцией В.А. Белошапкова понимает «разрыв единой структуры сложного предложения на две или несколько коммуникативных единиц» [2, с. 160-162].

Несмотря на довольно долгий период изучения парцелляции, только недавно это языковое явление стало исследоваться как особое синтактико-стилистическое лингвистическое явление.

Среди определений парцелляции до сих пор существует терминологическая разнородность, которая в известной степени затрудняет описание этого синтаксического явления. В британской и американской лингвистике, например, данный термин вообще не используется.

Для наименования явления парцелляции применяется собственная терминология. Далеко не все лингвисты (в том числе, и зарубежные) рассматривают прием парцеллирования текста как положительный в отношения развития языка.

Независимо от качественной оценки приема парцелляции (положительной или негативной) неоспорим факт существования этого явления экспрессивного синтаксиса и его активного применения в различных функциональных стилях языка.

Изучение парцелляции ведется по нескольким направлениям: она рассматривается как экспрессивный синтаксический прием (Г.Н. Акимова, Н.Н. Барулина, В. Н. Ярцева и др.); как коммуникативно-синтаксический процесс (Ю.В. Ванников, Т.Г. Винокур, Е.А. Иванчикова, А.П. Сковородников и др.

); описываются составляющие парцеллированных конструкций (Л.Ю. Максимов, В. Фусян и др.). Чаще всего парцелляция исследуется в ряду смежных структур, таких как неполные (эллиптические) предложения и присоединительные конструкции (В.Т. Гневко, Е.А. Земская, М.В. Панов, А.П. Сковородников, Н.И.

Формановская и др.).

О парцелляции как показателе расчленения текста имеются наблюдения у В.В. Виноградова, Е.А. Иванчиковой, Р.П. Лисиченко, Е.А. Покровской, Г.Е. Щербань, С.Г. Фоменко и др.

Лингвисты обращают внимание на то, что расчлененная посредством парцелляции синтаксическая конструкция не просто выразительна, а приспособлена для передачи спонтанности (Е.А. Иванчикова).

Она является сильным средством выделения отдельных частей высказывания (Р.П. Лисиченко) и самой яркой конструкцией расчленения (Е.А. Покровская).

Неоднократно было замечено, что парцеллированные конструкции, наряду с другими формами расчленения, такими как именительный представления, вопросительные конструкции в монологе и др. (Н.А. Акимова, М.В. Панов), вставными конструкциями, сегментацией и др. (Е.А. Покровская, Г.Е. Щербань, С.Г. Фоменко), выполняют в синтаксическом построении текста экспрессивную функцию.

Целью исследования является изучение роли парцеллированных конструкций в произведениях Б. Акунина и Л. Улицкой.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

)изучение явления парцелляции в современном русском языке;

2)выявление парцеллированных конструкций в произведенияхЛ. Улицкой и Б. Акунина;

)определение функций, выполняемых парцеллированными конструкциями в произведениях Л. Улицкой и Б. Акунина.

В данной работе внимание сосредоточено на функции парцеллированных конструкций в художественных текстах, созданных на рубеже ХХ-ХХI веков. С одной стороны, основанием для исследования послужила недостаточная изученность роли данных предложений в художественных текстах вообще и текстах 1980-2000-х годов, в частности.

С другой стороны, анализ базового компонента и парцеллята вводит в сферу внимания новый аспект изучения — рассмотрение текста с позиции расчлененных конструкций, что позволяет открыть новые грани в изучении авторского повествования, речевой характеристики героев, выяснить ситуативные особенности использования парцелляции в тексте и т. д.

1. Понятие о парцелляции

Глобальное реформирование норм современного русского литературного языка, свидетелями которого мы становимся, затронуло практически все явления языка. Не представляет собой исключения и синтаксис, претерпевающий в последнее время значительные изменения. Изучение новых явлений и тенденций в развитии структуры предложения ведется с 50-60-х гг. XX века.

Современный синтаксис характеризует максимальная раскрепощенность и внутренняя свобода, которая проявляется в некотором нарушении правил, в известном отказе от норм.

Все элементы внешней речевой формы выполняют не столько коммуникативную, сколько автокоммуникативную роль, непосредственно обусловленную повышенной субъективностью авторской позиции. Говорящий «разворачивает» объективный фактор в свою сторону и заставляет посмотреть на него со своей точки зрения.

И это стремление вызвано отнюдь не произволом, а теми изменениями, которые произошли в окружающем мире, а, следовательно, и в человеческом сознании, повлекшими за собой некоторые трансформации языковых форм.

В развитии структуры предложения действуют тенденции, которые порождаются всё более настойчивым проникновением норм разговорной речи в речь литературную. Последняя в настоящее время всё чаще ассимилирует характерные для «говорения» (термин Н.

Ю.Шведовой) приёмы, рассчитанные на слуховое восприятие и восходящие к членениям, опирающимся на непосредственное общение между говорящим и слушающим, когда наиболее значимые и актуализированные компоненты высказывания выделяются интонационно.

Тенденция к уменьшению предложения в объеме очевидна. Текстовый фрагмент между большой буквой и точкой становится менее информативно насыщенным, стремится к монопредикативности и становится вполне самодостаточным. Синтагма отделяется от предложения.

При этом в отчленяемой части происходит актуализация наиболее важного компонента информации.

На первый план зачастую выходит тот компонент, который играет незначительную структурную роль, а главный член предложения остается в тени, вплоть до того, что он может и опускаться.

Такой способ экспрессивно значимого членения, повышающий субъективную информативность предложений, известен ещё с XIX в. и в современной лингвистике получил название «парцелляции».

Проблема парцелляции неоднократно обсуждалась в русской лингвистике. Однако несмотря на значительную работу по исследованию этого явления речевого синтаксиса, остаются определенные разногласия терминологического порядка.

До сих пор отсутствует единство в определении сущности явления парцелляции.

Но разнородные толкования рассматриваемого нами явления, еще не решенная проблема разграничения парцелляции и смежных с ней явлений лишь свидетельствуют об актуальности дальнейшего исследования в этом направлении и его перспективности.

Понятие и термин «парцелляция» достаточно часто используются в литературе, посвященной синтаксису и стилистике речи. При этом сам термин трактуется по-разному. В ряде исследований он употребляется как синоним слова «членение» и, следовательно, служит обозначением для разнообразных способов сегментации потока речи на единицы (слова, предложения).

В то же время многие исследователи понимают под парцелляцией отдельное, особое явление. Под парцелляцией понимается «разрыв единой структуры сложного предложения на две или несколько коммуникативных единиц» [2, с. 160-162].

В энциклопедических словарях можно встретить следующие трактовки: «Парцелляция — экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения» [3, с. 206].

«Парцелляция — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры — предложения — на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз для того чтобы усиливать изобразительность, передать авторское отношение, выделить ту или иную часть сообщения.

В первую очередь используется как игровой прием, создавая эффект обманутого ожидания» [4, с. 509]. По материалам Википедии, парцелляция — фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.

Парцелляция относится к языковым универсалиям. Термин «парцелляция» заимствован из французского языкознания. Само содержание термина «парцелляция» (фр. parceller — «делить, дробить на части») допускает использование этого термина для обозначения разнообразных явлений, связанных с неплавностью человеческой речи.

Несмотря на отсутствие единого определения парцелляции, практически все ученые едины во мнении о том, что, будучи синтаксическим процессом, парцелляция получает все больше распространения, а, следовательно, ее изучение представляет собой актуальную проблему в современных лингвистических исследованиях. Авторы едины также в том, что парцелляция относится к области экспрессивного синтаксиса. Парцелляция, в основном, изучается как процесс или преобразование синтагматического синтаксиса, как специализированное средство распространения состава предложения. Наряду с этим, в современной лингвистической литературе, существует мнение о том, что столь широкий охват всех составляющих частей предложения парцеллированием, носит нерегулярный характер, несмотря на то, что парцелляция затрагивает обязательные валентные связи.

При анализе сложноподчиненного предложения Е. В. Гулыга объясняет сепаратизацию придаточного предложения присутствием в нем своего собственного семантического ядра. Такой факт вполне может допускать самостоятельное функционирование придаточного предложения, которое, однако, при этом в самостоятельное все-таки полностью не превращается.

Исследователи парцелляции сложного предложения единогласно признают тот факт, что на перераспределение функциональной нагрузки высказывания большое влияние оказывает именно парцелляция. Также необходимо отметить, что смысловая нагрузка придаточного предложения при парцелляции усиливается за счет добавления семантических акцентов.

Такое предложение получает самостоятельность и смысловой вес.

Парцелляция, или расчленение на части структуры предложения — это сугубо речевой способ представления единого синтаксического целого несколькими коммуникативно-самостоятельными единицами. Е. В.

Гулыга считает, что это: «стилистический прием, состоящий в расчленении одного предложения на самостоятельные высказывания, которые образуют новое сверхфразовое единство — парцеллированную конструкцию».

Парцеллят основывается на передаче мысли, оформленной пунктуационно и интонационно, и имеет результат информационной компрессии для четкого выделения языковой структуры, на которую автор делает смысловое ударение, определяя ее как гравитационный центр мысли, который не является при этом синтаксически законченной конструкцией. Парцелляция является одним из интереснейших, но еще мало изученных синтаксических явлений современного синтаксиса речи. Многие языковеды отмечают, что парцелляция — явление живое, активное, преуспевающее, особенно в языке художественной литературы и публицистики. Ряд исследований в современной науке дают достаточные основания считать, что явление парцелляции свойственно не только английскому и русскому языкам, но и немецкому, французскому, испанскому, итальянскому и языкам в целом. Очевидно, что факт широкой употребительности парцелляции свидетельствует не только об универсальности парцелляции, но и о парцелляции как универсалии.

Впервые термин «парцелляция» в современном значении был использован профессором А. Ф. Ефремовым в работе «Язык Н. Г. Чернышевского», а первым серьезным исследованием проблемы парцелляции стала диссертационная работа Ю. В. Ванникова «Явление парцелляции в современном русском языке», в которой автор дал общий теоретический анализ этого явления.

Приоритет изучения парцелляции принадлежит российским исследователям, которые первыми отметили особый характер парцеллированных конструкций. За последние десятилетия появился ряд работ, чаще всего в виде диссертаций и статей, посвященных изучению парцелляции на материале языков бывшего Советского Союза и европейских языков.

Однако прием парцелляции широко распространенный во многих языках, имеет свои индивидуальные черты в каждом конкретном языке.

Возможности разных языков в образовании парцеллированных конструкций не одинаковы, так как они обусловлены особенностями синтаксиса каждого отдельного языка, но, надо полагать, строй некоторых языков специфическим образом ограничивает употребление парцеллированных конструкций.

По-видимому, причина столь широкого распространения парцеллированных конструкций вызвана необходимостью подчеркнутого выражения какого-то определенного значения, концентрируемого в логическом стержне темы и дешифрируемого соответственно логическом стержне ремы. Парцеллят как бы возвращает внимание слушателя на какую-то логически значимую деталь и содержательно определяет ее.

При этом грамматическая прерывистость связи, наблюдаемая в теме и реме, выступает как особое грамматически узаконенное средство смысловой ориентации: здесь выделяется именно тот элемент, для смыслового раскрытия которого создается само высказывание и структурно подтянутый к нему каркас словосочетания, находящийся под перемежающимся влиянием не только предложения, но и всего высказывания.

Задолго до появления термина парцелляция это явление неоднократно подвергалось научному рассмотрению в кругу явлений, обозначаемых термином присоединение.

Как объект специального исследования присоединение определилось в начале XX вв. Само введение в научный обиход терминов присоединение и присоединительная связь связывается с именем академика Л.В.

Щербы, который обратил внимание на некоторые соединительные и противительные союзы, использующиеся в функции присоединения. Он же сформулировал психологический признак присоединительных конструкций — признак непреднамеренности.

Присоединительная связь определялась им как такая, при которой «второй элемент появляется в сознании лишь после первого или во время его высказывания» [5, с. 23].

Его категория присоединительных союзов несколько напоминает категорию сочинительных и подчинительных союзов после разделительной паузы, выделенную A.M. Пешковским. Предложенное Л.В. Щербой толкование присоединительных союзов и присоединения как типа синтаксической связи было теоретически развито В.В. Виноградовым и С.Е. Крючковым.

В.В. Виноградов выделил экспрессивно-семантический признак присоединительных конструкций, части которых логически не объединяются в целостное, хотя сложное представление, образуют ассоциативную цепь присоединения.

Он писал: «Присоединительным можно назвать такие конструкции где части не умещаются в одну смысловую плоскость, логически не объединяются в целостное, хотя сложное представление, но образуют цепь последовательных присоединений, смысловое соотношение которых не усматривается из союзов, выводится из намеков, подразумеваний или из сопоставления предметных значений синтагм» [6, с. 576-577]. Естественно, что используемые при построении текста такие алогичные конструкции «не только меняют и разрушают привычную логикусинтаксического движения», но предоставляют широкие возможности автору или рассказчику (или автору по поводу рассказчика) выражать (именно выражать имплицитно), а не высказывать эксплицитно различные оценки.

Источник: http://diplomba.ru/work/77422

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика