Что такое жанрово-родовая принадлежность в литературе?

Роды литературы – это общность словесно-художественных произведений по типу отношения автора к художественному целому.

В литературе определяют три рода: драма, эпос, лирика.

Эпос – (в переводе с древне-греческого – слово, повествование) — объективное изображение действительности, рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего. Текст имеет в основном описательно-повествовательную структуру. Автор прямо выражает свое отношение к изображаемым событиям.

Драма — (от древне-греческого — действие) — изображение событий и отношений между героями на сцене в действиях, столкновениях, конфликтах; особенностями являются: выражение авторской позиции через ремарки (пояснения), характеры создаются за счёт реплик героев, монологической и диалогической речи.

Лирика (от древне-греческого «исполняемый под звуки лиры, чувствительный») переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием; внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя. Лирика имеет особую языковую организацию (ритм, рифма, размер).

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

Жанр — свойственный определённому роду. Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. Литературные жанры подразделяются на эпические, драматические и лирические.

Эпические жанры:

  • роман-эпопея – всестороннее изображение народной жизни в переломную историческую эпоху;
  • роман – изображение жизни во всей её полноте и многообразии;
  • повесть – изображение событий в их естественной последовательности;
  • очерк – документальное изображение событий жизни одного человека;
  • новелла – остросюжетный рассказ с неожиданным финалом;
  • рассказ – небольшое произведение с ограниченным количеством действующих лиц;
  • притча – нравственное поучение в аллегорической форме.

Драматические жанры:

  • трагедия – буквальный перевод – козлиная песнь, неразрешимый конфликт, вызывающий страдание и гибель героев в финале;
  • драма – соединяет трагическое и комическое. В основе лежит острый, но разрешимый конфликт.

Лирические жанры:

  • ода — (жанр классицизма) стихотворение, хвалебная песнь, воспевающая достижения, достоинства выдающегося человека, героя;
  • элегия – грустное, печальное стихотворение, содержащее философские размышления о смысле жизни;
  • сонет — лирическое стихотворение строгой формы (14 строк);
  • песня – стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева;
  • послание – стихотворное письмо, обращенное к одному лицу;
  • эпиграмма, эпиталама, мадригал, эпитафия и проч., — малые формы меткие короткие стихи, посвященные определённым целям сочинителя.

Лиро-эпические жанры: произведения, сочетающие в себе элементы лирики и эпоса:

  • баллада – сюжетное стихотворение на легендарную, историческую тему;
  • поэма – объёмное стихотворение с развёрнутым сюжетом, с большим количеством действующих лиц, имеющее лирические отступления;
  • роман в стихах – роман в стихотворной форме.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем «уходят» из «активного запаса» художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Источник: http://litera.su/learner/training/literature-ways-and-genres

1.7 Литературные роды. Жанры литературы

Видеоурок 1: Роды, жанры, литературные направления

  • Видеоурок 2: Литературные роды и жанры
  • Лекция: Литературные роды. Жанры литературы
  • Литературные роды

Эпос – рассказ, минувших событиях. Большие эпические произведения содержат описания, рассуждения, лирические отступления, диалоги. Эпос предполагает участие большого количества действующих лиц, множества событий, не ограниченных временем или пространством. В произведениях эпического характера значительная роль отводится  рассказчику или повествователю, не вмешивающемуся в ход событий, оценивающему происходящее отстраненно, объективно (романы И. Гончарова, рассказы А.Чехова). Часто повествователь рассказывает историю, услышанную от рассказчика.

Лирика объединяет массу стихотворных жанров: сонет, элегию, песню, романс.

Лирическое произведение легко отличить от двух других главных родов литературы – эпоса и драмы — по отсутствию событийности и присутствию изображения внутреннего мира человека, описанию смены его настроений, впечатлений. В лирике описание природы, события или предмета преподносятся с позиций личного переживания. 

Между этими основными родами литературы расположился промежуточный, лирико-эпический жанр. Лиро-эпос соединяет  в одно целое эпическое повествование и лирическую эмоциональность (А. Пушкин «Евгений Онегин»).

Драма – главный литературный род, пребывающий в двух ипостасях – рода сценического действия и жанра литературы. В драматическом произведении нет повествовательного развернутого описания, текст целиком состоит из диалогов, реплик, монологов действующих лиц.

Для того, чтобы у сценического действия появились признаки драмы, необходим конфликт (основной и единственный, либо несколько конфликтных ситуаций).

Некоторые драматурги виртуозно умеют показывать внутреннее действие, когда  герои только размышляют и переживают, тем самым «двигая» сюжет к развязке.

Итак, запоминаем, в чем разница между главными литературными родами:

  • Эпос – о событии рассказывается
  • Лирика – событие переживается
  • Драма – событие изображается

Жанры литературы

Роман – относится к эпическому роду литературы, отличается значительным временным периодом развития сюжета, наполнен множеством персонажей. Некоторые романы прослеживают судьбы нескольких поколений одной семьи («семейные саги»).

В романе, как правило, одновременно развиваются несколько сюжетных линий, показываются сложные и глубокие жизненные процессы.

Произведение, написанное в жанре романа, насыщенно конфликтами (внутренними, внешними), события не всегда сохраняют хронологию следования.

Тематика Структурные разновидности
автобиографический притча
исторический фельетон
авантюрный памфлет
сатирический роман в стихах
философский эпистолярный, и др
приключенческий, и др.

Роман — эпопея описывает широкие пласты народной жизни в кульминационные моменты,  на изломе исторических эпох. Другие признаки эпопеи схожи с особенностями романа, как эпического произведения. К жанру относятся «Тихий Дон» М. Шолохова, «Война и мир» Л. Толстого.

Повесть – прозаическое произведение среднего объема (меньше романа по количеству текста и по числу персонажей, но больше рассказа).

Композиционные особенности: повести присуще хроникальное развитие событий, автор не ставит перед читателем крупномасштабные исторические задачи. По сравнению с романом повесть – более «камерный» литературный жанр, где основное действие сосредоточено на характере и судьбе главного героя.

Рассказ представляет собой произведение малой прозаической формы. Характерные признаки:

  • кратковременность событий,
  • малое число действующих лиц (может быть только один или два персонажа),
  • одна проблема,
  • одно событие.

Очерк – литературное прозаическое произведение малой формы, разновидность рассказа. В очерке затрагиваются по большей части насущные социальные проблемы. В основу сюжета положены факты, документы, наблюдения автора.

Притча – небольшой прозаический рассказ поучительного характера, содержание передается при помощи аллегорий, в иносказательной манере. Притча очень близка к басне, однако в отличии от нее не заканчивает повествование готовой моралью, а предлагает читателю самому подумать  и сделать вывод.

Поэзия

Поэма – объемное стихотворное сюжетное произведение. Поэма объединяет в себе  черты лирики и эпоса: с одной стороны это развернутое, объемное содержание, с другой – внутренний мир героя раскрывается во всех подробностях, его переживания, движения души тщательно исследуются автором.

Баллада. Произведения, написанные в жанре баллады, не столь распространены в современной литературе, как стихи или песни, однако в прежние времена балладное творчество было весьма широко распространено и популярно.

В давние времена (предположительно, в средние века) баллада являла собой фольклорное  произведение ритуального характера, объединившее песню и танец. Баллада легко узнается по сюжетности повествования, подчиненности строгому ритму, повторам (рефренам) отдельных слов или целых строк.

Особенно любили балладу в эпоху романтизма: тематическое разнообразие жанра позволяло поэтам – романтикам создавать фантастические, сказочные, исторические, юмористические произведения. Достаточно часто за основу брались сюжеты из переводной литературы.

Второе рождение баллада пережила в начале XX века,  жанр получил свое развитие в годы развития идей революционной романтики.

Лирическое стихотворение. Самый любимый читателями и слушателями представитель поэтического жанра – лирическое стихотворение. Небольшое по объему, часто написанное от первого лица, стихотворение передает чувства, настроения, переживания лирического героя, или непосредственно автора стиха.

Песня. Небольшие по форме стихотворные произведения, содержащие строфы (куплет) и рефрен (припев). Как литературный жанр, песня есть в культуре каждого народа, это древнейшие образцы самодеятельного устного творчества – народные песни.

Песни сочиняются в самых различных жанрах: есть исторические, героические, народные, юмористические, и т.д. У песни может быть официальный автор — профессиональный поэт, песня может иметь коллективного автора (народные творчество), песни сочиняют профессионалы-любители (т.н.

«авторская», самодеятельная песня).

Элегия. О том, что представляет собой элегия, можно догадаться по переводу значения слова с греческого языка – «жалобная песня».

Действительно, элегии всегда несут отпечаток грустного настроения, печали, иногда даже скорби. В элегическую форму обращены некоторые философские переживания лирического героя.

Большой популярностью элегический стих пользовался у поэтов-романтиков и сентименталистов.

Послание. Письмо в стихах, обращенное к конкретному лицу или группе лиц, получило в поэзии название «послание».Содержание такого произведения могло быть дружеским, лирическим, насмешливым и т.д.

Эпиграмма. Это небольшое по объему стихотворение могло быть достаточно вместительным по содержанию: часто всего в  нескольких строках помещалась емкая, уничтожающая характеристика какого – нибудь лица или нескольких лиц.

Узнаваемость эпиграмме придавали два обстоятельства: остроумие и предельная краткость. Великолепными, подчас нелицеприятными эпиграммами славились А.Пушкин, П.Вяземский, И.Дмитриев, Н.Некрасов, Ф.Тютчев.

В современной поэзии  выдающимися мастерами «разящей строки» считаются А.Иванов, Л.Филатов, В.Гафт.

Ода сочинялась во славу какого-либо события или конкретного лица. Поэтическое произведение малой формы наполнялось торжественным содержанием, отличалось высокопарностью изложения («высоким штилем»), напыщенностью. Если Ода посвящалась царствующей особе, малая форма могла значительно «укрупниться», дабы поэт смог отметить стихом все превосходные качества адресата.

Сонет – стихотворение из 14 строк (4+4+3+3), имеет определенные правила построения:

                                                                                               Трехстрочник. Развязка

                                                                       Трехстрочник. Намечается развязка

                                                 Четверостишие. Развитие экспозиции

Четверостишие. Экспозиция

В заключительной строке развязки выражена суть стихотворения.

Комедия, трагедия, драма 

Очень сложно дать определение смешному. Что именно порождает смех? Почему смешно?

Комедия (греч. «веселая песня») с момента своего появления до наших дней является самым любимым видом сценического произведения и литературного творчества. В произведениях комедийного содержания авторы изображают человеческие типы и различные жизненные ситуации в комическом проявлении: уродство преподносится как красота, тупость выдается за проявление блестящего ума, ит.д.

Комедии бывают нескольких видов:

  • «Высокая» («Горе от ума») – серьезная жизненная ситуация преподносится на фоне действий комических персонажей.
  • Сатирическая («Ревизор») – выставляет характеры и действия в смешном, нелепом свете.
  • Лирическая («Вишневый сад») – нет деления героев на «хороших» и «плохих», нет действия, отсутствует видимый конфликт. Важное значение приобретают звуки, детали, символика.

Трагедия – особый драматургический жанр: в произведении нет, и не может быть счастливой развязки. Сюжет трагедийного произведения заключается в непримиримом столкновении героя с обществом, с Судьбой, с окружающим миром. Исход трагедии всегда печален – в финале герой обязательно гибнет.

Особенно трагичными были древнегреческие трагедии, создававшиеся по строго предписанным правилам. Позднее (в XVIII в.), трагедия стала постепенно утрачивать жанровую строгость, сближаясь с драмой. Образуются новые жанры — героическая историческая, трагическая драмы. В конце XIX в.

состоялось объединение трагедии и комедии, появилась новый жанр — трагикомедия.

Драма различается как жанр литературы и как род сценического представления.

Для понимания особенностей драмы можно сравнить особенности, характерные черты трагедии и драматического произведения.

Трагедия Драма
Непримиримый конфликт Острый конфликт
Высокие темы Приземленные, обыденные темы
Гибель героя – обязательное условие Герой находит выход из конфликта
Показаны тяжелые жизненные ситуации, лейтмотив – обреченность, ситуация не имеет выхода Конфликт всегда разрешим, утверждается новый герой, сумевший победить обстоятельства
Предыдущий урок Следующий урок

Источник: https://cknow.ru/knowbase/205-17-literaturnye-rody-zhanry-literatury.html

Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы -Литературоведение и теория литературы

Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы

Словесно–художественные произведения издавна принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, драма и лирика.

В 20 веке роды литературы неоднократно соотносились с различными явлениями психологии, лингвистики, а также с категорией времени.

Роды литературы как типы речевой организации литературных произведений – это неоспоримая надэпохальная реальность, достойная пристального внимания.

Эпос – величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости, широту взгляда на мир и его приятие как некой целостности. Эпичность как идейно-эмоциональная настроенность может иметь место во всех литературных рода.

В эпических произведениях повествование подключает к себе и как бы обволакивает высказывания действующих лиц – их диалоги и монологи, в том числе внутренние, с ними активно взаимодействуя или поясняя, дополняя или корректируя. И художественный текст оказывается сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей.

Используют арсенал художественных средств. Включает в себя как короткие рассказы, так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи и романы, охватывающие жизнь с необычайной широтой.

Эпическое произведение может «вобрать» в себя такое количество характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, которое недоступно ни другим родам литературы, ни какому-нибудь иному виду искусства. При этом повествовательная форма способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека.

Ей вполне доступны характеры сложные, обладающие множеством черт и свойств, незавершенные и противоречивые, находящиеся в движении, становлении, развитии. Большое значение придается присутствию повествователя. Она запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир.

Драма – умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой. Воссоздает событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует.

В драме есть основной текст – цепь высказываний персонажей, их реплики и монологи, и побочный текст – афишка, характеристики, обозначение времени и места действия, описания обстановки, ремарки. Характеры раскрываются с меньшей свободой и полнотой, чем в эпосе. Время изображаемого в драме действия должно уместиться в строгие рамки времени сценического.

Создается иллюзия настоящего времени, которое протекает перед слушателями. Драма может быть для постановки и для чтения. Но чаще – для сцены.

Лирика – возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей. На первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, внерациональные ощущения и устремления. Как правило, нет сюжета. Существует главным образом в малой форме. Виды лирики см. ниже. Много экспрессии.

Эпос, лирика и драма сформировались на самых ранних этапах существования общества, в первобытном синкретическом творчестве. Роды литературы не отделены друг от друга непроходимой стеной.

О понятии жанра

Литературные жанры – группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы, обладающие определенными признаками. Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации. Прежде всего потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны.

Жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными.

Слово «элегия» обозначает несколько жанровых образований. Элегии разных эпох культур обладают различными признаками.

Существующие жанровые обозначения фиксируют различные стороны произведений:

  • — трагедия – констатирует причастность данной группы драматических произведений определенному эмоционально-смысловому настрою (пафосу)
  • — повесть — констатирует причастность произведений эпическому роду литературы и о среднем объеме текста
  • — сонет – лирический жанр, который характеризуется определенным объемом и специфической системой рифм (см. выше)
  • — сказка – указывает на повествовательность, на активность вымысла и присутствие фантастики

Литературные жанры имеют свой строй, выработанный традиционный образ автора, писателя, «исполнителя».

Виды лирики:

  • —          описательная
  • —          повествовательная
  • —          ролевая
  • —          медитативная

Жанры бывают канонические и неканонические.

Канонические:

  •        —  нормы и правила, обязательные для автора
  •        — создаются по образцу
  •        —  имеют определенные границы
  •        —  имеют определенную форму бытования

Вид литературы – более мелкое и специфическое, чем жанр деление произведений.

Источник: https://myfilology.ru/137/rodovoe-i-zhanrovo-vidovoe-delenie-xudozhestvennoj-literatury/

«Литературные роды, виды, жанры»

  • .
  • Конспект лекции
  • «Литературные роды, виды, жанры»
  • Цель: рассмотреть эпос, лирику и драму как род художественного творчества.
  • План лекции
  1. Понятие «рода» в литературоведении.

  2. Эпос как род художественного творчества.

  3. Виды эпоса. Характеристика эпических жанров.

  4. Лирика как род художественного творчества.

  5. Драма как род художественного творчества.

Литература

  1. Борев Ю.Б. Эстетика. — М.: Политиздат, 1988.— 490 с.

  2. Волков И.Ф. Теория литературы. – М.: Просвещение, 1995. — 256 с.

  3. Гуляев Н.А. Теория литературы. — М.: Высшая школа, 1985. — 320 с.

  4. Новиков В.И., Шкловский Е.А. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика, 1988. — 416 с.

  5. Основы литературоведения / под ред. В.П. Мещерякова. – М.: Московский Лицей, 2000. – 372 с.

  6. Поспелов Г.Н. Теория литературы. — М.: Высшая школа, 1978. — 351 с.

  7. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. — М.: Просвещение, 1966. – 480 с.

  8. Утехин М.П. Жанры эпической прозы. – М.: Наука, 1982. – 185 с.

  9. Хализев В.Е. Теория литературы. — М.: Высшая школа, 1999. — 240 с.

  10. Чернец Л.В. Литературные жанры. — М.: Изд-во Московского Университета, 1982. — 194 с.

  1. 1. Понятие «рода» в литературоведении
  2. На сегодняшний день в литературоведении нет единого подхода к классификации родов художественного творчества.
  3. Существует традиционная точка зрения, идущая от Аристотеля и Гегеля, согласно которой существуют три рода художественного творчества: эпос, лирика, драма.
  4. Такое деление обусловлено необходимостью различного подхода к изображению основных форм проявления человеческой личности: объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями, во всей сложности жизненных процессов (эпос), субъективно в переживаниях и раздумьях (лирика) и, наконец, в действии, в конфликте (драма).
  5. 2. Эпос как род художественного творчества

Наиболее древним из данных родов художественного творчества является эпос.

 Ранние формы эпоса возникают еще в условиях первобытно-общинного строя и связаны с трудовой деятельностью человека, с покорением им природы, со столкновениями племен (например, сказания североамериканских индейцев о Гайовате).

В своем развитии эпос пережил большие изменения, расцвет и упадок; менялись его сюжеты, герои, жанры и стиль; в нем откладывались напластования различных исторических эпох.

Основная черта эпоса состоит в том, что он воспроизводит внешнюю по отношению к автору действительность, обычно без вмешательства автора, личность которого по большей части скрыта от читателей. Лишь в автобиографических жанрах и в литературе XX века это правило нарушается.

Повествование в эпосе ведется от имени реального или условного рассказчика, свидетеля, участника событий и, реже, героя событий.

Эпос пользуется разнообразными способами изложения (повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления), авторской речью и речью персонажей, в отличие от драмы, где употребляется один способ изложения (диалог) и одна форма речи (речь персонажей).

Эпос представляет большие возможности для многостороннего изображения действительности и обрисовки человека в развитии его характера, обстоятельств, мотивировки событий и поведения персонажей.

Повествование в эпосе ведется обычно в прошедшем времени, как уже о совершившихся событиях, и только в новой литературе в эпос входят и настоящее время, и соединение прошедшего, настоящего и будущего времен. Язык эпоса в значительной степени изобразительно-пластический, в отличие от лирики, где господствует эмоционально-экспрессивная речь.

3. Виды эпоса. Характеристика эпических жанров

Видовыми разновидностями эпоса являются эпопея, былина, сказка, роман, повесть, поэма, рассказ, очерк, басня, анекдот.

Эпопея – наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Значительно различаются между собой древняя героическая эпопея и эпопея современная.

Древние эпопеи уходят корнями в фольклор, мифологию, легендарную память о доисторических временах. Важнейшей чертой древних эпопей является то, что в них все чудесное и невероятное становится объектом непосредственной веры и единственно возможной формой освоения мира.

Древняя эпопея неизбежно отмирает вместе с окончанием «детства человеческого общества». Она художественно необходима лишь до тех пор, пока живет и определяет человеческое восприятие мира мифологическое сознание.

В основе эпопеи нового времени лежит либо реалистическое (как, например, в «Войне и мире», в «Братьях Карамазовых», «Тихом Доне»), либо романтическое осознание мира (как, например, в эпопее Пруста «В поисках утраченного времени»). Основной чертой современной эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс.

При классификации видовых форм в эпосе большое значение играют различия в объеме произведений.

Существует малая форма (рассказ), средняя (повесть) и большая эпическая форма – роман. В отличие от повести и романа рассказу не свойственны развернутая система персонажей, в нем нет сложной эволюции характеров и их подробной индивидуализации.

Рассказ с динамичным сюжетом, неожиданными, острыми сюжетными поворотами и развязкой обычно называют новеллой.

Описательно-повествовательный рассказ называется очерком. Сюжет в очерке играет меньшую роль, чем диалог, авторские отступления, описание обстановки. Характерная черта очерка – документальность. Часто очерки объединяются в циклы.

Ведущим эпическим видом является роман. Само слово «роман» обозначало вначале, в средневековой Европе, повествовательные произведения на романских языках.

В истории европейского романа мы можем выделить несколько этапов его развития.

Античный роман («Эфиопка» Гелиодора и др.). Такой роман был построен по определенной схеме: неожиданная разлука влюбленных, их злоключения и счастливое соединение в конце произведения.

Рыцарский роман – в нем также сочетались любовный и приключенческий элементы. Рыцарь изображался идеальным влюбленным, готовым на любые испытания ради дамы сердца.

К 18 веку оформляется плутовской роман. Его тема – восхождение инициативного человека из низших сословий по социальной лестнице.

Плутовской роман широко отсвечивает стихию жизни и интересен конкретным воссозданием обычных житейских ситуаций.

Подлинный расцвет романа пришелся на  XIX  век. В русской литературе роман получил свою специфическую окраску. Русские художники слова в своих проявлениях рисуют разлад между стремлениями личности к идеалу и невозможностью его достижения. Появляется так называемая галерея «лишних» людей.

В XX веке появляется декадентский роман – изображающий конфликт между личностью и средой, часто этот конфликт неразрешим. Примером такого романа может служить «Замок» Кафки.

4. Лирика как род художественного творчества

Другим родом художественного творчества является лирика. Она отличается от эпоса тем, что в ней на передний план выдвигаются внутренние переживания поэта.

В лирике перед нами живая взволнованная человеческая речь, художественно организованная в целостную выразительную систему языка – стихотворную речь.

В лирике отсутствует развернутый сюжет, в ней мы не встретим законченных характеров, поступков, описаний, занимающих существенное место в прозе.

Образ-переживание имеет в лирике самостоятельное эстетическое значение и называется лирическим героем. Понятие о лирическом герое впервые было употреблено Ю. Тыняновым применительно к творчеству А. Блока.

  • Видовыми разновидностями лирики являются эпиграмма, эпитафия, эпиталама, идиллия, эклога, песня, романс, послание, элегия, дума, гимн, дифирамба, ода, мадригал, канцона и др.
  • Виды лирики устанавливаются чаще всего в зависимости от выражаемого в лирическом произведении чувства.
  • Если в лирическом произведении выражается торжество, то данное произведение является гимном, если печаль – то элегией, если ирония – то эпиграммой.

Формы лирического жанра не имеют такого четкого различия, как в эпосе. Но и здесь они иногда выделяются. Например, песня как вид лирики может быть следующих жанровых форм: песня военная, песня застольная, песня-шутка, песня о любви, песня о дружбе и т.д.

5. Драма как род художественного творчества

Самобытным родом художественного творчества является драма.

Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она, как правило, предназначается для постановки на сцене. В драме речь может быть стихотворная (например, в «Горе от ума») и прозаическая (например, в «Бесприданнице»).

В драме отсутствует присущая эпосу авторская повествовательная речь, содержащая оценку внутреннего состояния героев, описывающая обстановку действия и т.п.

Единственным средством обрисовки действующих лиц в драме является их собственная речь (диалоги, монологи, реплики) и поступки, которые как бы вбирают в себя все то наиболее существенное, что могло бы быть рассказано о них в эпических произведениях.

Собственно авторский комментарий к пьесе ограничивается, как правило, ремарками, имеющими у некоторых драматургов (например, у Б. Шоу и Л. Леонова) весьма развернутый характер.

Различают следующие виды драмы – трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама.

Одним из самых популярных в прошлом и практически забытых сегодня видов драмы является трагедия. Интересна этимология этого понятия. В переводе с греческого трагос означает «козел». То есть в первоначальном значении трагедия – это действо козлов.

На празднике бога Вина Диониса плясали сатиры – косматые, бородатые существа. Отсюда и название – трагедия.

Конфликт в трагедии происходит между личными стремлениями и законами жизни в сознании главного героя, которым обычно является знатный человек и весь сюжет трагедии создается для разрешения этого конфликта. Герой трагедии прежде всего борется с самим собой, переживая глубокие страдания. Трагедия заканчивается обычно гибелью героя.

Расцвет трагедия знала в античный период, ее расцвет также связан с английским Возрождением, особенно с творчеством В. Шекспира.

Начиная со второй половины XVIII века, трагедия постепенно уступает ведущее место драме. В современной драматургии трагедия сравнительно редкое  явление.

Драма отличается от трагедии сущностью конфликта, на котором она всецело стоится.

Если трагический пафос вытекает из непреодолимого противоречия в душе героя, по пафос драматизма, которым пронизана драма, порождают столкновения персонажей с такими силами жизни, которые противостоят извне (например, «Бесприданница»).

 В этой драме переживания Ларисы Огудаловой  связаны, прежде всего, с ее  внешним столкновением с другими персонажами, и смерть героини в финале от выстрела Карандышева – это закономерный итог: богатство и обман побеждают бедность и душевную чистоту.

Теоретическое осознание драмы происходит во второй половине XVIII века. До этого времени среди основных видов драматургии различались лишь трагедия и комедия.

В современной драматургии драма – ведущий вид.

Комедия – это пьеса, исполненная юмористического или сатирического пафоса. В комедии нет развития характеров, обычного для трагедии и драмы. Чтобы раскрыть комизм характеров, автор комедий обычно прибегает к гиперболе и гротеску.

Комедия не придается и фарса и клоунады. Особенно часто эти элементы встречаются в водевилях; водевиль – это небольшая по объему пьеса «легкого» содержания, с танцами и пением.

Интермедия – среднее между комедией и трагедией.

В заключение отметим, что существуют произведения, которые сочетают в себе признаки многих жанров, видов, а иногда и родов художественного творчества. Например, лиро-эпическая поэма сочетает в себе признаки и эпоса, и лирики, драматическая поэма, сочетающая в себе признаки и лирики, и драмы  и т.п.

  1. Самостоятельная работа:
  2. — из многочисленных видов романа выберите один и охарактеризуйте его более подробно.
  3. Контрольный вопрос:
  4. перечислите существующие виды драмы и укажите их основные черты.

Источник: https://infourok.ru/literaturnie-rodi-vidi-zhanri-2922182.html

Литературные жанры в таблицах

Жанр – тип литературного произведения. Существуют эпические, лирические, драматические жанры. Выделяют и жанры лироэпические.

Жанры делят и по объему на крупные (включают рома и роман-эпопею), средние (литературные произведения «среднего размера» ‑ повести и поэмы), малые (рассказ, новелла, очерк).

Имеют жанры и тематическое деление: авантюрный роман, психологический роман, сентиментальный, философский и т.д. Основное же деление связано с родами литературы. Представляем вашему вниманию жанры литературы в таблице.

     Тематическое деление жанров довольно условно. Не существует строгой классификации жанров по темам. Например, если говорят о жанрово-тематическом разнообразии лирики, выделяют обычно любовную, философскую, пейзажную лирику. Но, как вы понимаете, этим набором многообразие лирики не исчерпывается.

     Если вы задались целью изучить теорию литературы, стоит освоить группы жанров:

  • эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
  • лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
  • драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
  • лироэпические (баллада, поэма).
  • Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.
  • Роман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.
  • Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.
  • Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.
  • Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».
  • Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.
  • Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.
  • Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.
  • Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.
  • Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.
  • Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета
  • Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).
  • Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».
  • Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.
  • Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя
  • Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского

Источник: https://pishi.pro/kak-stat-pisatelem/teoriya-literatury/90-literaturnye-zhanry-v-tabliczah.html

Понятие литературных родов и жанров

ПОНЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХРОДОВ ИЖАНРОВ

КРАТКОЕСОДЕРЖАНИЕРАЗДЕЛА (КОНСПЕКТ)

   Образовательным стандартом определена
необходимость для вы­пускника школы обладать некоторыми знаниями в области тео­рии литературы. Эти
знания не являются сугубо теоретическими. Знания по теории литературы помогают
понять смысл изучаемых произведений, закономерность их появления в кон­кретную историческую
эпоху, эстетическую основу. Среди основных понятий — роды и жанры литературы.

Роды — это три группы,
в которые принято объединять все литературные художественные произведения.
Существуют эпи­ческий, лирический и драматический роды литературы (эпос, лирика, драма).

Понятие литературных
родов и видов возникало вместе с рождением самой литературы, и уже в Древней
Греции Сократ, Платон и Аристотель охарактеризовали три способа донести мысль автора до
читателя. Можно рассказывать о событии как о чем-то отдельном от автора (эпос), или
говорить от собствен­ного лица (лирика), или представить всех изображаемых лиц
произведения действующими (драма).

Наблюдения древних
были обоснованы в XX веке теорией рече­вой деятельности
человека. По утверждению лингвистов (К.

Бюлер), высказывание человека включает в себя
сообщение о предмете речи (репрезентацию), чувства говорящего по отношению к
тому, о чем говорится (экспрессию), и обращение говорящего к кому-либо (апелляцию).

Эти три аспекта речевой
деятельности и прояв­ляются в высказываниях
различного типа, в том числе и художе­ственных.
При всем том, что все три аспекта речевой деятельнос­ти присутствуют во всяком выказывании, какой-то
из них домини­рует.

В лирическом произведении доминирует экспрессия, в драме слово
предстает как поступок героя, оно и произносится в момент развертывания деятельности, то есть доминирует
апелляция, в эпическом роде литературы
доминирует сообщение о чем-то внеш­нем
по отношению к говорящему.

Необходимо подчеркнуть, что деление
литературы на роды не совпадает с делением ее
на прозу и поэзию. Каждый из литературных родов включает в себя произведения, написанные как прозой, так и стихами («Евгений Онегин» А. С.
Пушкина при­надлежит эпическому
роду, комедия А. С. Грибоедова — драма­тическому,
«Стихотворения в прозе» И. С.

Тургенева — лириче­скому). Следует также иметь в виду, что абсолютно чистых при­знаков
рода в произведении не существует, в них присутствуют признаки всех трех родов, и это является причиной
полемики между специалистами в
определении родовой принадлежности произведения.

По каким же признакам определяется принад­лежность произведения тому или иному
роду литературы?

В эпических
произведениях (эпос — древнегреческое — «сло­во, речь») основой является
повествование о персонажах (действу­ющих лицах), их судьбах, поступках, событиях их жизни, их мировосприятии, системе взглядов на жизнь. Это
рассказ о собы­тиях, прошедших ранее
относительно момента высказывания. Автор
как будто наблюдает со стороны за изображаемыми событи­ями и, как правило, ведет повествование в
прошедшем времени.

Надо быть
внимательным к этому факту: если автор в ходе повествования меняет время, в котором
ведется изложение, или все произведение пишет в настоящем времени, то это
художест­венный
прием, призванный наполнить описываемое событие дополнительными смыслами или
оказать эмоциональное воз­действие на читателя. Умение заметить это и объяснить,
с ка­кой целью сделал это
автор, уже означает наличие умения ана­лизировать
художественное произведение.

Эпическое произведение включает в
себя повествование, то есть рассказ о том, что произошло однажды и имело протя­женность
во времени.

Повествование включает в себя также описание, то есть воссоздание
посредством слов пейзажа или интерьера, в которых развивалось действие, портретов дейст­вующих
лиц, рассказ об их душевном состоянии, в эпические произведения также
входят авторские рассуждения, то есть оценки, анализ, мысли автора по поводу
изображаемых собы­тий или действий. В эпических произведениях повествование, конечно же, включает
в себя и монологи, и диалоги действую­щих лиц — таким образом, в эпическое
произведение попада­ет
драматический элемент — художественное эпическое про­изведение становится сплавом повествовательной речи автора и
высказываний персонажей. В эпическом произведении мо­жет быть задействовано большое количество
персонажей, оно может вобрать в себя множество событий, действия могут
быть развернуты на большом пространстве,
протянуты во времени, однако
эпическое произведение может повествовать и о един­ственном герое и
единственном событии его жизни, быть узко ограниченным в пространстве и
времени. Во многом это зави­сит от
жанра эпического произведения — романа, повести, рассказа, басни.

Источник: http://vsedli.ucoz.ru/blog/ponjatie_literaturnykh_rodov_i_zhanrov/2013-08-30-693

Литература вид искусства, она создает эстетические ценности, и поэтому изучается с точки зрения разных наук

^ Словесно – художественные произведения издавна принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, драма и лирика.В 20 веке роды литературы неоднократно соотносились с различными явлениями психологии, лингвистики, а также с категорией времени.

Роды литературы как типы речевой организации литературных произведений – это неоспоримая надэпохальная реальность, достойная пристального внимания.

Эпос – величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости, широту взгляда на мир и его приятие как некой целостности.

Эпичность как идейно-эмоциональная настроенность может иметь место во всех литературных рода. В эпических произведениях повествование подключает к себе и как бы обволакивает высказывания действующих лиц – их диалоги и монологи, в том числе внутренние, с ними активно взаимодействуя или поясняя, дополняя или корректируя.

И художественный текст оказывается сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей. Используют арсенал художественных средств. Включает в себя как короткие рассказы, так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи и романы, охватывающие жизнь с необычайной широтой.

Эпическое произведение может «вобрать» в себя такое количество характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, которое недоступно ни другим родам литературы, ни какому-нибудь иному виду искусства. При этом повествовательная форма способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека.

Ей вполне доступны характеры сложные, обладающие множеством черт и свойств, незавершенные и противоречивые, находящиеся в движении, становлении, развитии. Большое значение придается присутствию повествователя. Она запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир.

Драма – умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой. Воссоздает событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует.

В драме есть основной текст – цепь высказываний персонажей, их реплики и монологи, и побочный текст – афишка, характеристики, обозначение времени и места действия, описания обстановки, ремарки. Характеры раскрываются с меньшей свободой и полнотой, чем в эпосе. Время изображаемого в драме действия должно уместиться в строгие рамки времени сценического.

Создается иллюзия настоящего времени, которое протекает перед слушателями. Драма может быть для постановки и для чтения. Но чаще – для сцены.

Лирика – возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей. На первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, внерациональные ощущения и устремления. Как правило, нет сюжета. Существует главным образом в малой форме. Виды лирики см. ниже. Много экспрессии.Эпос, лирика и драма сформировались на самых ранних этапах существования общества, в первобытном синкретическом творчестве. Роды литературы не отделены друг от друга непроходимой стеной.О понятии жанра.

^ – группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы, обладающие определенными признаками. Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации. Прежде всего потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны.

Жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными.Слово «элегия» обозначает несколько жанровых образований. Элегии разных эпох культур обладают различными признаками.

Существующие жанровые обозначения фиксируют различные стороны произведений:

  • трагедия – констатирует причастность данной группы драматических произведений определенному эмоционально-смысловому настрою (пафосу)
  • повесть — констатирует причастность произведений эпическому роду литературы и о среднем объеме текста
  • сонет – лирический жанр, который характеризуется определенным объемом и специфической системой рифм (см. выше)
  • сказка – указывает на повествовательность, на активность вымысла и присутствие фантастики

Литературные жанры имеют свой строй, выработанный традиционный образ автора, писателя, «исполнителя».Виды лирики:

  • описательная
  • повествовательная
  • ролевая
  • медитативная

Жанры бывают канонические и неканонические.Канонические:нормы и правила, обязательные для авторасоздаются по образцуимеют определенные границыимеют определенную форму бытования

^ – более мелкое и специфическое, чем жанр деление произведений.

Принцип разделения литературы на роды по Гегелю. Теории Гегеля является классической: эстетика Гегеля – вершина немецкой идеалистической эстетики. Суть: типология жанров художественной словесности, в основу которой положен содержательный критерий, доказательство исторической стадиальности возникновения жанровых типов.

В жанровой теории Гегеля ярко проявился принцип историзма. Данный принцип выполняет не столько роль описывающего фактора, сколько объясняющего жанровую дифференциацию, прослеживающего генезис важнейших жанров.Следует отличать гегелевскую теорию поэтических родов – эпос, лирика, драма, – которые выделяются по принципу разного соотношения объекта («мир в его предметном значении») и субъекта («внутреннего мира» человека) от его теории жанров.Для теории жанров Гегель вводит другую пару понятий – «субстанциальное» (эпос ) и «субъективное» (лирика). Но и эпос, и лирика, и драма способны выразить как субстанциальное, так и субъективное содержание.Для понимания гегелевской теории жанров необходимо уточнить значение понятий субстанциального и субъективного. Субстанциальное, по Гегелю, – это «вечные, управляющие миром силы», «круг всеобщих сил»; истинное, разумное содержание искусства; идеи, имеющие всеобщий интерес. Субстанциальному противостоит субъективное содержание как стремление отдельного индивида. Отсюда видно, что Гегель отрывает субстанциальное от действительности, т. е. субъективного.В противопоставлении субстанциального (истинного) субъективному (случайному) проявились сильные и слабые стороны философии Гегеля. Поскольку субстанциальное истолковывалось идеалистически, то оно отрывалось от субъективного, оценивавшегося негативно. Отсюда гегелевская недооценка активности самого художника – субъекта, который должен всецело погрузиться в материал и менее всего думать о выражении своего «я». Гегелевское субстанциальное понималось как всеобщее не только в значении божественного предначертания, но и как общественное. Отношения общества и индивида – другой важный критерий содержательной жанровой дифференциации у Гегеля. Историзм Гегеля заключается в том, что он рассматривает жанры прежде всего как художественную проекцию определенной стадии развития общества. Объясняя возникновение, расцвет, угасание родственных по содержанию групп жанров, Гегель исходит из стадиальности общественного развития.В характеристике жанров он последовательно рассматривает «общее состояние мира», являющееся почвой данного жанра; отношение автора к своему предмету; основную коллизию жанра; характеры. «Общее состояние мира» выступает почвой содержания жанра. Почвой эпопеи является «век героев» («дозаконный век»), почвой романа – эпоха развитого государства с установившимся законопорядком, сатиры и комедии – неразумный существующий порядок. Итак, эпопея, сатира (комедия), роман отражают в теории Гегеля три последовательные стадии в развитии общества.Из различных предпосылок эпопеи, романа и сатиры вытекают коллизии, типичные для этих жанров. Для эпопеи более всего подходит военный конфликт, «вражда чужеземных наций», имеющая всемирно-историческое оправдание. Соответственно, герой эпопеи ставит себе субстанциальные цели и борется за их осуществление. Герои и коллектив едины. В романе обычная коллизия заключается по Гегелю, «между поэзией сердца и противостоящей прозой отношений, а также случайностью внешних обстоятельств».Некоторые положения гегелевской теории жанров нуждаются в корректировках, как, например, недооценка философом поэтического значения сатиры; неправомерность отрицания Гегелем героических ситуаций за пределами «века героев», отсюда – отрицание возможности «истинных» эпопей в современную ему эпоху и др.Гегелевская теория жанров имела много последователей, в т. ч. В. Г. Белинский развивал ее. В статье ''Разделение поэзии на роды и жанры'' критик дал характеристику литературных жанров, связав их с задачами русского литературного и общественного развития. Важнейшие новаторские положения этой теории направлены на преодоление критиком гегелевского отношения к сатире, на признание романа и повести господствующими жанрами современной поэзии, свидетельствовавшее о чуткости В.Г. Белинского к процессу перестройки жанровой системы. .

Источник: http://exam-ans.ru/literatura/1203/index.html?page=12

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика