Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Слайд 1Действительные причастия настоящего и прошедшего времениОписание слайда:

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Слайд 2Действительные причастия настоящего и прошедшего времениОписание слайда:

Повторение Что такое причастие? Чем отличается от прилагательного? Что такое причастный оборот? Что такое зависимое слово? Как отличить действительное причастие от страдательного?

Слайд 3Действительные причастия настоящего и прошедшего времениОписание слайда:

Распредели по столбикам Действительные Страдательные проверенная учителем, плескавшиеся волны, опавшие листья, посаженное весной, освобожденный народ, играющий с котенком Какое из словосочетаний может стать причастным оборотом? Отметь ОС и ЗС; выдели суффиксы.

Слайд 4Действительные причастия настоящего и прошедшего времениОписание слайда:

Действительные причастия настоящего времени Что делающий? 1 спр. они пишут пишущий 2 спр. они любят любящий Окончания: ут-ют; ат-ят Суффиксы: ущ-ющ; ащ-ящ

Слайд 5Действительные причастия настоящего и прошедшего времениОписание слайда:

НФГ – спр. 3 л., мн.ч (они) прич. НФГ – спр. 3 л., мн.ч (они) прич. Верить 2 верят верящий Держать .. … … Ценить Полоть Смотреть Гнать Пахать Вертеть

Слайд 6Действительные причастия настоящего и прошедшего времениОписание слайда:

Действительные причастия прошедшего времени Что делавший? видеть – видевший нести – несший привыкнуть – привыкший мокнуть – мокнувший Правило с.93 суффикс НУ ?

Слайд 7Действительные причастия настоящего и прошедшего времениОписание слайда:

Глагольный суффикс сохраняется и в причастии. Слышавший шорох – слышать Обидевший ребенка — … Растаявший снег — … Лаявшая собака — … Рассеявший сомнения — … Оттаявшая земля — …

Слайд 8Действительные причастия настоящего и прошедшего времениОписание слайда:

Прочти, называя знаки препинания Чуть слышится ручей бегущий в сень дубравы. Но всех милей мне девушка-береза пришедшая из сказок и былин. Листья падающие с легким шелестом долго кружатся в воздухе. Белочка мелькающая среди деревьев отыскивает последние орехи. Туристы спустились к узенькой речке протекавшей между крутыми берегами.

Слайд 9Действительные причастия настоящего и прошедшего времениОписание слайда:

Перестрой предложения по образцу: Дети, которые отдыхают в Артеке, приехали из разных стран. – Дети, отдыхающие в Артеке, приехали из разных стран. Школьники, которые изучают литературу, должны много читать. Спортсмен, который завоевал золотую медаль, поднялся на высшую ступень пьедестала почета. Птицы, которые улетают на юг, весной вернутся в родные места.

Слайд 10Действительные причастия настоящего и прошедшего времениОписание слайда:

Отредактируй предложения Спортивный лагерь расположен в лесу, который находится недалеко от горы, по которой пролегли тропы туристов. Семиклассники, которые подбирали материал для литературного вечера, встретились с писателем, который когда-то учился в школе. Мы подошли к деревне, которая раскинулась на опушке леса, который тянулся далеко за озеро.

Слайд 11Описание слайда:

Домашнее задание Упр. № 135

Источник: https://presentacii.ru/presentation/dejstvitelnye-prichastiya-nastoyashhego-i-proshedshego-vremeni

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени

Дата: 12.10.2018

  • Класс: 7-А
  • Тема: Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени
  • Цель: научить писать суффиксы действительных причастий настоящего времени.
  • Задачи урока:
  • Повторить правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
  • Освоить алгоритм образования действительных причастий настоящего времени.
  • Научить выбирать суффикс для образования причастий.
  1. Ожидаемые результаты:
  2. Личностные умения
  3. Проявлять:
  4. — интерес к изучению темы;
  5. — желание изучать и знать русскую классику;
  6. — осознание собственной успешности при изучении темы.
  7. Метапредметные умения
  8. Познавательные умения:
  9. — раскрывать значение слова«причастие», «разряд причастий», «вид причастий», «причастный оборот», «определяемое слово», «время причастий» и использовать их в активном словаре;
  10. — определять различие причастий настоящего и прошедшего времени и обосновывать свое мнение;
  11. — находить причастия в тексте и обосновывать свое мнение;
  12. Регулятивные умения:
  13.  выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  14. — соотносить учебные действия с известным правилом;
  15. — выполнять учебное действие в соответствии с планом;
  16. — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
  17. Коммуникативные умения:
  18.  формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
  19. — согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
  20. — адекватно использовать речевые средства для представления результата.
  21. Предметные умения
  22. — определять время причастий;
  23. — выделять суффиксы причастий и обозначать их графически;
  24. — определять в тексте предложения с причастными оборотами;
  25. — писать предложение с причастными оборотами и расставлять знаки препинания в предложении причастными оборотами;
  26. Оборудование: учебники, тетради, карточки, записи на доске, тесты.
  27. Типу рока: получение новых знаний
  28. Ход урока
  29. 1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

= Приветствие. Эмоциональный настрой.

  • 2) АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
  • = Проверка ДЗ:
  • Перескажите текст из упр. 84 в прошедшем времени (5 человек читают изложения, класс оценивает)
  • = Орфографическая пятиминутка.
  • Стр. 44 учебника
  • + придумайте 2 предложения по схемам:
  • ОС, ПО,…
  • ПО ОС…
  • = Повторение изученного на предыдущих уроках.

На какие разряды делятся причастия? (Действительные и страдательные).

Дайте определения. От каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени? (Несовершенного вида).

3) ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

= Наблюдение над лингвистическим материалом

А сейчас попробуем образовать действительные причастия настоящего времени на основе картинки на слайде. Постарайтесь придумать целые словосочетания.

Вопрос классу: какие суффиксы вы использовали при образовании действительных причастий настоящего времени? (-ущ-ющ, -ащ-ящ).

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Примеры словосочетаний с причастиями:

Улыбающиеся мама и дочка; мама, причесывающая дочку; благоухающая роза; пасущаяся в поле лошадь и т.п.

  1. = Формулировка темы урока
  2. 4) ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП
  3. = Объяснение нового материала.
  4. А какой же суффикс выбрать, чтобы не сделать орфографической ошибки?

Попробуем догадаться, от чего зависят эти суффиксы. Перед вами 4 причастия на слайде. Чем будете руководствоваться, выбирая суффикс?

Открываем по щелчку:

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Сразу правильно написать трудно. Попробуем рассуждать. Для этого образуем сначала глаголы 3 лица множественного числа настоящего времени. Что для этого надо помнить? (От глаголов 1 спр. образуются глаголы наст. вр. с окончаниями –ут-ют, а от глаголов 2 спр. – с окончаниями -ат-ят).

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Рассуждаем так: от инфинитива образуем глагол 3 лица множественного числа настоящего времени, гласную букву из этого окончания переносим в причастие и получаем суффикс причастия настоящего времени: ущ-ющ или –ащ-ящ.

= Работа с теоретической информацией учебника.

Изучите таблицу на стр. 46. Составьте связное высказывание по теме

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

  • 5) АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
  • = Языковое конструирование (взаимопроверка по образцу)
  • Еще раз отрабатываем алгоритм выбора суффиксов действительного причастия настоящего времени: Колоть, греть, пылить, ставить, срывать, золотить.
  • Теперь проверяем:

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

  1. = Упр. 88 (1-2 человека у доски, 3 тетради на оценку)
  2. = Упр. 89 (у доски, по цепочке)
  3. + выделить графически причастные обороты
  4. = Выборочный диктант.

Выпишите причастный оборот с определяемым словом. Обозначьте суффикс причастий.

Перед нами картина художника В.Д. Поленова “Заросший пруд”

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Мы видим старый пруд, слабо освещающийся лучами солнца. Ярко цветущие на воде белые лилии, пестреющие на берегу лесные цветы делают это место живым и радостным.

Поверхность пруда, отражающая огромные деревья старого сада, кажется таинственной, загадочной. На мостике, выступающем в воду, стоит женщина. Она любуется красотой, очаровывающей и нас, зрителей.

От этого зарастающего водорослями пруда веет покоем и теплотой родного края.

В.Д. Поленов – художник, любящий свою родину и прославляющий ее красоту.

Проверка выполненной работы.

  • Пруд, слабо освещающийся лучами солнца; ярко цветущие на воде лилии;
  • Пестреющие на берегу цветы;
  • Поверхность пруда, отражающая огромные деревья старого сада;
  • На мостике, выступающем в воду;
  • Красотой, очаровывающей и нас, зрителей;
  • Зарастающего водорослями пруда;
  • Художник, любящий свою родину и прославляющий ее красоту.

= Творческая работа.

Я предлагаю вам рассмотреть еще одну картину замечательного нашего русского художника В.Д. Поленова.

Придумайте 3-4 предложения по картине “Золотая осень” или составьте текст-описание, используя действительные причастия настоящего времени или целые причастные обороты.

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Пример выполненной учащимися работы:

Перед нами медленно текущая, сверкающая в теплых лучах солнца река. Стоящие по ее берегам деревья будто замерли в ожидании перемен. Здесь и желтеющие березки, и краснеющие клены, и трепещущие на ветру осинки.

Красив издали меняющийся на глазах наряд осени. В торжествующем спокойствии замер дуб-великан: его одежды все еще остаются зелеными. Плывущие над рекой облака таят угрозу для засыпающего берега.

Скоро начнутся холодные моросящие дожди.

  • 6) ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
  • = Закончи предложение:
  • Причастие — …. Причастия отвечают на вопрос — …
  • Ярким морфемным признаком причастий является …
  • Причастия делятся на 2 разряда — …
  • Причастия могут быть … времени.
  • Причастия настоящего и прошедшего времени различаются …
  • 7) РЕФЛЕКСИЯ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
  • — Что нового узнали сегодня на уроке?
  • 8) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
  • Параграф 13 (выучить правила)

Источник: https://infourok.ru/obrazovanie-deystvitelnih-prichastiy-nastoyaschego-i-proshedshego-vremeni-3556003.html

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени

  • ·                   Сегодня мы узнаем, от каких глаголов образуются действительные причастия.
  • ·                   Выясним, какие суффиксы нужны для образования действительных причастий.
  • ·                   Проведём сеанс магического причастиеварения.

Как мы знаем, бывают причастия действительные и страдательные. Но у причастий есть еще и время. Поэтому бывают действительные причастия настоящего и прошедшего времени и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Нас сегодня интересуют действительные.

Давайте прослушаем небольшую историю. Жило-было действительное причастие. И как-то получило оно на свой день рождения от папы-глагола в подарок время. Точнее, в подарке оказалось даже два времени: настоящее и прошедшее.

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Настоящее время оказалось милым и понимающим. Больше всего на свете оно любило суффиксы ущ-, ющ- или, на худой конец, – -ащ, -ящ. Как только получит эти суффиксы – сразу становится бегающим, несущимся за какой-нибудь игрушкой, любящим всех вокруг и прямо-таки кричащим о своей любви.

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

А вот прошедшее время обладало на редкость плохим характером. Только его и видели лежавшим, увядшим, лениво на всех смотревшим и ничегошеньки делать не желавшим. А если его трогали – оно еще и шипело: суффиксами -вш- и -ш-.

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Так как же образуются причастия?

Они образуются по формуле «глагол + нужный суффикс = причастие».

Но мы не можем прибавить нужный суффикс прямо к глаголу. Сначала мы должны разлучить основу глагола с суффиксом.

Говоря об основе глагола, мы должны помнить, что глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Так вот, действительные причастия настоящего времени очень разборчивы. Они образуются только от глаголов несовершенного вида. А вот причастия прошедшего времени совсем неразборчивые, они образуются от каких угодно глаголов.

Нужные суффиксы тоже бывают разными: суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- подходят для действительных причастий настоящего времени. А суффиксы -вш- и -ш- подходят для действительных причастий прошедшего времени.

Давайте подробнее остановимся на настоящем времени действительных причастий. Чтобы образовать действительное причастие настоящего времени, нам нужна основа глагола несовершенного вида. Внимание! Мы берем основу настоящего времени! Еще нам нужны суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-. Например: работающий, берущий, творящий, держащий.

Но как же выяснить, какой именно суффикс нам нужен? Ведь перед щ может стоять у или ю, а или я.

Выбор суффиксов зависит от спряжения глагола. Если мы образуем причастие от глагола I спряжения – нам подойдут суффиксы -ущ-, -ющ-.

Глаголы II спряжения образуют причастия с суффиксами -ащ-, -ящ-.

Резать – это инфинитив. Поставим в форму настоящего времени третьего лица – они режут. Окончание -ут- – признак I спряжения. Мы отбрасываем его, остается основа реж-. И прибавляем суффикс —ущ-. Мы образовали причастие режущий.

Сидеть – инфинитив. В настоящем времени – они сидят. Окончание     —ят- – значит, это II спряжение. После отбрасывания окончания остается основа сид- + суффикс –ящ-. Получилось причастие сидящий.

 Попытаемся составить алгоритм. У нас есть инфинитив непереходного глагола. Нужно образовать от него причастие.

  1. ·        Сначала мы должны поставить инфинитив в 3-е лицо множественного числа настоящего времени (они).
  2. ·        Потом посмотреть на его окончание и определить: какое это спряжение.
  3. ·        Потом мы должны отбросить окончание и глагола и прибавить нужный суффикс.
  4. ·        Только после этого мы получим причастие.
  5. Как видите, этот алгоритм достаточно сложен.

  Но можно пойти и более простым путем.  Сравните: играЮт – играЮщий, боЯтся – боЯщийся, танцуЮт – танцуЮщая.

Получается, что гласная в окончании глагола настоящего времени 3-го лица мн. числа равна гласной в суффиксе прилагательного. То есть, что перед т, то и перед щ.

Теперь, если у нас есть инфинитив, мы всего лишь должны поставить его в форму 3-го лица множ. числа наст. времени, поменять т на щ и добавить нужное нам окончание.

 Вот у нас глагол петь. Они – что делают – поЮт – значит, поющий.

  • Любить – они любятлюбящий.
  •  кричат – кричащий.
  • плавают – плавающая
  • любопытствуют – любопытствующая.
  • А теперь посмотрим, как образуются действительные причастия прошедшего времени.
  • Чтобы образовать такое причастие, нам нужна основа любого глагола (смотрим при этом на инфинитив) и суффиксы -вш- или -ш-: сваривший, кипевший, принесший, улыбавшийся.

По сути, мы просто отбрасываем от инфинитива -ть или -ти, а на его место ставим -вш- или -ш- вместе с окончанием. И получается причастие.

Плакать – отнимаем -ть и прибавляем -вш-  – плакавший.

Вырасти – отнимаем -ть и прибавляем -вш – выросвший. Но посмотрите, как некрасиво у нас получилось. Здесь правильный суффикс – не -вш-, а -ш- – выросший. Теперь все верно.

Запомним! Если основа глагола заканчивается на гласный, мы используем суффикс -вш- для образования действительных причастий прошедшего времени. А если основа глагола заканчивается на гласный, то для образования таких причастий мы используем суффикс -ш-.

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Укрыться – укрывшиеся.

Прыгать – прыгавшая.

Испечь – испеквший? Нет, правильно испекший, потому что основа заканчивается на согласный.

 А теперь давайте попробуем сыграть в игру. Вообразите, что вы, например, в какой-нибудь чародейской лаборатории и вам нужно приготовить эликсир под названием «Действительное причастие».

У нас есть ингредиенты: неопределенная форма глагола и суффиксы -вш-, -ш-, -ащ- -ящ, -ущ-, -ющ-. Давайте попробуем с ними не ошибиться!

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Итак, у нас есть глагол читать. Мы помним, как легко образовать от него действительное причастие прошедшего времени. Нужно только отбросить суффикс -ть и сразу можно добавлять суффикс -вш! Получилось читавший.

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

А если попробовать образовать действительное причастие настоящего времени? Отбросим -ть, возьмем – -ащ или -ящ… Читаящий. Ой. Кажется, мы что-то сделали не так, а ведь нужно проявлять внимательность в таких случаях!

Мы забыли, что, если уж мы «варим» действительное причастие настоящего времени – нам нужен не инфинитив, а глагол в третьем лице множественного числа. То есть нам нужен такой ингредиент, как «они». Соединяем его с нашим инфинитивом и получаем «читают». Теперь мы видим, какой суффикс нам нужен. Добавляем его и получаем «читающий». Теперь все правильно.

Попробуем проделать те же операции с глаголом написать. Чтобы получить действительное причастие прошедшего времени, отбросим -ть и добавим суффикс -вш-. Получилось написавший. Все правильно.

Попробуем образовать причастие настоящего времени. Мы помним, что у нас добавляется компонент 3-го лица – Они. Добавляем его и получаем… написающий. Ошибка. Мы забыли, что написать – глагол совершенного вида, а действительное причастие настоящего времени от него не образуется.

Возьмем еще один глагол – везти. Попробуем образовать от него действительное причастие прошедшего времени: отбросим -ти, добавим суффикс -вш-… везвший. Снова ошибка! Основа глагола оканчивается на согласный. Нам нужен только суффикс -ш-. Получается – везший. Это правильная форма. Мы молодцы.

 Что же нам требуется запомнить?

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Источник: https://videouroki.net/video/5-obrazovaniie-dieistvitiel-nykh-prichastii-nastoiashchiegho-i-proshiedshiegho-vriemieni.html

Online Test Pad

Проверьте себя! Почти все ошибаются на 3, 4 и 10 вопросе. Насколько хорошо вы знаете приемы ландшафтного дизайна?

Пройти тест

Вы хотите узнать, исполнятся ли в ближайшее время ваши мечты?

Пройти тест

Тест проверяет умение определять часть речи, условия выбора Н / НН, умение правильно писать суффиксы различных частей речи

Пройти тест

Тест проверяет умение находить в простом предложении осложняющие конструкции.  
Ответы к заданиям   записываются в виде цифры или последовательности цифр в поле ответа.

Пройти тестДействительные причастия настоящего и прошедшего времениСтроение нервной сиситемы и ее отделы . Рефлекторная дуга и ее части. Функции нервной системыПройти тест

Тест позволит оценить ваши знания в области проетирования, так же позволит узнать что то новое. 

Пройти тест

Какой ты фанат футбола? Проверь, на сколько хорошо ты знаешь некоторые факты!

Пройти тест

При ознакомлении с демонстрационным вариантом КИМ 2014 г. следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2014 г.

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также об их уровне сложности.

Пройти тест

Тест для самопроверки знаний по теме «Воинская обязанность» 11 класс ОБЖ

Пройти тест

Тест по сериалу бессонница

Пройти тест

Айзенка личностный опросник (Eysenck Personality Inventory, или ЕРI) опубликован в 1963 г.

и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других — на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. нструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.И

Пройти тест

Тест создан для подготовки к аттестации учителей информатики на основе материалов сайта НИРО.

Пройти тест

В тесте проверяется знание основных понятий и законов математической логики.
Обязательные ответы на все вопросы.
Каждый новый тест содержит другие вопросы из банка вопросов.

Пройти тест

Тест по экономике для учеников 10-го класса по теме: «Потребитель в экономике».

Пройти тестДействительные причастия настоящего и прошедшего времениДанный тест проверит ваши знания по теме: «Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у детейПройти тест

Здесь представлены тесты по патологической анатомии для стоматологического факультета Одесского национального медицинского университета

Пройти тест

Тест создан для проверки знаний по технологии (индустриальные технологии) в 6 классе по разделу «Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов»  по учебнику Технология (индустриальные технологии) 6 класс; автор: А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко — М.: Вентана-Граф, 2014

Пройти тестДействительные причастия настоящего и прошедшего времениВашему вниманию будут предложены 4 теста по этой теме: два тренировочные (рекомендуем начинать выполнение именно с них), два другие теста — контрольные.ЭТОТ тест является КОНТРОЛЬНЫМ.В тренировочных тестах предусмотрены комментарии-подсказки, которые можно посмотреть ДО ответа на вопрос. В контрольных тестах подсказок нет.Пройти тест

Источник: https://onlinetestpad.com/ru/test/1680-dejstvitelnye-prichastiya-nastoyashhego-i-proshedshego-vremeni

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени Урок русского языка в 7 классе Подготовила Бут Наталья. Александровна, учитель русского языка. — презентация

  • 1 Действительные причастия настоящего и прошедшего времени Урок русского языка в 7 классе Подготовила Бут Наталья. Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
  • 2 Цели урока : познакомить со способами образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, с правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего и прошедшего времени ; формировать умение находить и применять изучаемую орфограмму
  • 3 Повторение пройденного материала Выписать причастия в два столбика : действительные / страдательные Ученик, выступающий на собрании ; школьники, помогающие убрать урожай ; модель, сделанная ребятами ; посаженное юннатами дерево ; борющиеся за первенство спортсмены ; ярко освещенный зал ; заполняемый сосуд ; сверкающий на солнце снег ; залитый пол ; падающий с небес ; растаявший снег ; растворившийся в стакане ; размытая дождем ; подписанные мастером ; унесённые ветром
  • 4 Действительные причастия Страдательные причастия Выступающий, помогающие, борющиеся, сверкающий, падающий, растаявший, растворившийся Сделанная, посаженное, освещенный, заполняемый, залитый, размытая, подписанные, унесенные

5 Синтаксическая пятиминутка Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Б… гря … ая л.. ства П… крытая м… розною р… сою Шуршит в а … ее под моей н… гою… ( И. Бунин.) — Устно переделайте предложение, заменив причастный оборот придаточным предложением. — Сравните, какое из предложений более яркое, динамичное ? За счет чего ? — ВЫВОД : способность причастий передавать признак предмета по действию является выразительным средством в художественном тексте

6 Повторение правописания безударных личных окончаний глагола, глагольных суффиксов Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая условия выбора орфограммы. Определите вид и переходность глаголов. Стро…т дом, бор…тся за мир, леч…т людей, се…т рожь, вид…т насквозь; тревож…л людей, ненавид…л ложь, стел…л постель, кле…л обои.

7 пестре ют -ЮЩ- пестреющий Настоящее вр., несов. вид 1 спряжение

8 вед ут-УЩ- ведущий Настоящее вр., несов. вид 1 спряжение

9 лет ят -ЯЩ- летящий Настоящее вр., несов. вид 2 спряжение

10 молч ат -АЩ- молчащий Настоящее вр., несов. вид 2 спряжение

11 Действ. прич. наст. вр. УЩ, ЮЩ от 1 спр. АЩ, ЯЩ от 2 спр.

  1. 12 клеящий клеюклеить 2 спр тающий таютаять 1 с пр
  2. 13 опа л-ВШ- опавший Прошедшее вр.
  3. 14 нес ла -Ш- несший Прошедшее вр.

15 Действ. прич. прош. вр. — ВШ -, — Ш —

  • 16 сеять-сеявший обидеть — обидевший мучить — мучивший
  • 17 Гласная + ТЬ = Гласная + ВШ
  • 18 Суффиксы действительных причастий

19 Комментированное письмо Кол.. щая лед, спе.. щая ягода, маш.. щая крыльями, бор.. щийся за первенство, стро.. щийся стадион, беспоко.. щаяся о здоровье сына мать, пиш.. щий письмо, дремл.. щий в тиши, кле.. щиеся обои, видне.. щиеся вдали, пен.. щиеся струи фонтана, та.. щие облака

20 От каких глаголов образуются действительные причастия? (От переходных и непереходных.) От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий настоящего времени? (От спряжения глагола)

21 Словарно — орфографическая работа Объяснить написание глагольных суффиксов в действительных причастиях прошедшего времени Слыш..вший шорох, прав..вший конями, обид..вший ребёнка, раста..вший снег, увид..вший паука, направ..вший пешехода, постро..вший дом, ла..вшей собаки, рассе..вший сомнения, отта..вшая земля, завис..вший от обстоятельств, ненавид..вший врагов.

22 От чего зависит выбор гласной перед суффиксом — вш — действительных причастий прошедшего времени ? ( от гласной перед – ть — в глаголе неопределённой формы )

23 Итог урока — Как образуются действительные причастия настоящего времени ? — При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени ? — Достигнуты ли нами цели урока ?

24 Домашнее задание Выучить записи (тетради по теории языка) Индивидуальные карточки Повторить словарные слова

25 Источники Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 7 классе. М. « Просвещение » 2003 г. Учебник для 7 класса под ред. С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова М. « Просвещение » 2009 г.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/865557

Причастие прошедшего времени

Что такое причастие прошедшего времени и как его понять?

Русский язык – это куча правил, которые нужно не просто знать, а понимать, чтобы грамотно писать и красиво говорить. Тема причастие — одна из важных тем, усвоив которую можно научиться немногословной, но выразительной речи.

Сравните предложения вялым и причастным оборотом: Первый вариант более лаконичный, красивый  и поэтичный, чем второе предложение.

С причастием Без причастия
Взгляд, проникающий в душу. Взгляд, который проникает в сердце.

Из курса школы известно, что причастие – это совсем не простая форма глагола потому, что она имеет свойства и глагола и прилагательного. От глагола эта часть речи имеет вид и время, а от прилагательного – род, число, падеж и полную/краткую форму. Также причастие делится на действительное и страдательное.

Например:

Идущий мальчик – это действительное причастие, т.к. это он сам делает это действие – он идет!

Стрекочущий кузнечик – само насекомое выполняет действие – стрекоче.

Платье, носимое девочкой – это страдательное причастие, потому что это не платье производит действие, а девочка: это же она носит платье.

Вымытая Таней посуда искрила блеском и чистотой. Действие производит, не посуда, а Таня.

  • Каковы главные условия правописания суффиксов у причастий в настоящем времени вроде не сложно: надо только запомнить, какой суффикс относится к определенному спряжению.
  • А как образуется причастие прошедшего времени?
  • Оно формируется с помощью  основы глагола любого времени и суффиксов, которые ему помогают:
  • Идет – идущий, поет – поющий, играет – играющий – это настоящее время; любил – любивший, хотел – хотевший, мечтал – мечтавший, кормить – кормивший — это прошедшее. Для действительного и страдательного времени есть свои специфичные суффиксы:
  • Действительное причастие прошедшего времени.

Образуется от основы глагола с помощью суффиксов: -вш-, -ш-. Вид и переходность значения не имеют.

Суффикс зависит от окончания основы глагола:

  • Если она оканчивается на гласный, то  – вш-. Рисовать – рисовавший, строить – строивший, смотреть – смотревший.
  • И если на согласный, то –ш-. Везти – везший.
  • Если причастие прошедшего времени составляется от глагола на  –ть, то суффикс –вш- будет писаться после той гласной, которая перед -ть.
  1. Например: мыть – мывший, хохотать – хохотавший, висеть – висевший.
  2. На примере таблицы можно подробно рассмотреть образование действительного причастия прошедшего времени в зависимости от глагольных признаков.
  3. Таким образом, действительные причастия прошедшего времени совсем не трудны в понимании.
  4. Чтобы легко проверять переходность причастия можно от слова поставить вопрос, если от него можно задать вопрос косвенного падежа, то это непереходный глагол. Например:

Глядеть (что?) фильм, печатать (что?) реферат;

Бежать (где?) по дороге. Здесь вопрос «что?» не подойдет, значит это непереходный глагол и причастие соответственно.

С видом проблем не должно возникнуть: если действие в процессе  — это несов. вид, если уже произошло – сов. вид.

Страдательное причастие в прошедшем времени.

Они образуются от переходного глагола соответствующего времени. Вид особо не имеет значения, но от глаголов несов. вида причастий совсем не много.

Какой основой оканчивается глагол От глагола с сов/несов. видом
-ать, -ять, -еть.
-оть, -нуть + односложные гл.
  • По таблице теперь возникает только один важный вопрос: когда суффиксы страдательных причастий прошедшего времени пишутся с одним н,  а когда с двумя?
  • Тут важно запомнить несколько немудреных правил:
  • Одна -Н будет у глаголов несовершенного вида если они:
  • не имеют зависимое слово, приставку, -ова-/ -ёва-; Например: жареный, вареный, копченый.
  • краткие причастия; Например: дети кормлены, товарищество образовано,  дело решено.

Две – НН имеют полные страдательные причастия прошедшего вида, образованные глаголами совершенного вида с наличием:

  • зависимых слов. Например: жареный в масле осетр. Вареный в бульоне горох.  
  • –ова-/-ёва-. Например: балованный мамой ребенок. Заколдованный ее чарующим взглядом принц.

Они  имеют ту же синтаксическую функцию, что и прилагательные, т.е. в предложении являются чаще всего определением.

Причастие прошедшего времени также  может иметь возвратный суффикс  -ся.  Например: спрятавшийся таракан, колотый орех, вывалившийся песок, рассмеявшаяся красавица, испугавшаяся муха.

Но всегда в русском языке есть свои исключения, которые могут быть не такими так все. Такие слова как «искать», «любить» и  «брать»  не способны образовывать страдательные причастия: им это абсолютно не под силу. Есть еще такая особенность у глаголов оканчивающихся на –сти: они могут перевоплотиться в страдательное причастие прошедшего времени.

Например:

  • Сплести. Сплетенные бабушкой варежки смотрятся совсем как магазинные.
  • Украсть. Украденные котом тапки мы долго не могли найти.
  • Обрести: Вновь обретенная Шариком кость долго его радовала, из-за чего  он долго вилял хвостом.
  • Найти: Когда найденные шпаргалки учитель обнаружил, Вася понял, что надо придумать способ схитрить лучше, но чем больше он хитрил, тем больше ему приходилось знать.

Подводя итоги важно вспомнить главное: суффиксы причастий прошедшего времени – это вш, ш у действительных причастий, и нн,т, енн у страдательных. Запомнив их и правила употребления одной и удвоенных н вопросов с причастиями прошедшего не будет.

Источник: https://multiurok.ru/blog/prichastiie-proshiedshiegho-vriemieni.html

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика