Аллитерация. примеры из художественной литературы в стихах

Природа любого таланта, в том числе писательского, необъяснима. Она божественна, талант дается свыше. Трудно понять, почему в каждой строчке настоящего писателя пульсирует жизнь, каждое его слово вызывает у читателя и слушателя ответное чувство. Но, оказывается, придать дополнительную выразительность тексту могут особые способы использования фонетических возможностей языка.

Аллитерация. Примеры из художественной литературы в стихахОдин из самых общеупотребительных инструментов поэта и прозаика — аллитерация. Примеры повторяющихся звуков, придающих тексту особые фонетические эффекты, можно встретить не только в поэзии, но и в прозаических произведениях.

Определение

Формы фонетического украшения речи присутствуют в каждом языке. Эти способы повышения выразительности языка с использованием звукового состава слова по-другому называют звукописью, или фоникой.

Среди них известны аллитерация и ассонанс: в первом случае – организованное повторение согласных звуков, во втором – ассонанс гласных.

От других стилистических приёмов, основанных на звуковых повторах (рифмы, диссонанса), аллитерация отличается нерегулярностью расположения используемых однородных согласных звуков.

Их нагнетание на небольшом участке текста имеет целью усиление эмоционального воздействия, иногда с видоизменением смыслового содержания. Они могут располагаться в начале стиха, фразы, строфы, в начале каждого слова или совершенно произвольно.

Фольклорные корни

Живые языки не могут существовать без подпитки из недр народа. Неизвестные сказители издавна украшали устную речь интонационными усилениями и смысловыми акцентами.

Естественно, что среди способов сделать былину, сказку увлекательней и выразительней была и аллитерация. Примеры использования звуковых повторов содержатся во всем многообразии народного словотворчества.

В пословицах и поговорках, например, они создают особенный ритм, звуковые пометки, улучшающие произношение и запоминаемость:

  • — Шила в мешке не утаишь.
  • — Тише едешь – дальше будешь.
  • — Мели, Емеля – твоя неделя.
  • В скороговорках проявляется дополнительная – игровая функция аллитерации. Особый порядок в расположении согласных, выбор их по сходному звучанию затрудняет произношение, вносит момент соревнования (кто быстрее и четче произнесет):
  • — Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • — На дворе трава, на траве дрова.
  • — Купи кипу пик.

Функции аллитерации

Высказывать свои идеи с предельной ясностью, привлечь внимание к ним с максимальной экспрессивностью, наполнить каждый звук эмоциями – главная цель настоящего писателя. Этому служит и аллитерация. Примеры её в русской поэзии и в прозе говорят о различных способах, с помощью которых решается эта задача.

В поэзии очень важно, как звучит слово, его воздействие на слушателя имеет природу, сходную с музыкальной, а звуковая суть гласных и согласных звуков многими поэтами воспринимается подобной нотам. Использование организованного упорядоченного повтора согласных различного звучания – звонких, глухих, шипящих и т.д. – имеет ритмическую функцию:

— Из года в год / Негодная погода (Л. Мартынов).

— Вот дыра у ребра – это след от ядра (В. Высоцкий).

В этом смысле поэзия тех, кого называют бардами (кто исполняет стихи, положенные на музыку, под сопровождение гитары), особенно показательна.

Аллитерация. Примеры из художественной литературы в стихахВоздействие песен Владимира Семеновича Высоцкого во многом основано на его характерном использовании согласных звуков, редко кто так протяжно пропевал их. Его стихи-песни полны выразительнейших аллитераций.

Иногда, особенно в стихах, аллитерация – способ соединения, интеграции слов в единый монолит, получения цельности – формальной, но удивительно впечатляющей:

— Леса – лысы. / Леса обезлосели / Леса обезлисели. (В.Хлебников).

— Говорила им горилла, приговаривала (Корней Чуковский).

Языковая живопись

Впечатляет изобразительная функция, которую имеет аллитерация. Примеры её такого использования часто основаны на звукоподражании. Например, стук колес железнодорожного вагона:

— Перестукивали стыки: на восток, восток, восток (П. Антокольский).

Звук «п» и шипящие помогают услышать и увидеть, как лопаются пузырьки в шипучем вине:

— Шипенье пенистых бокалов / И пунша пламень золотой (А. Пушкин).

В лучших образцах высокой поэзии аллитерация похожа на способ нанесения красочных мазков для создания впечатляющего живописного полотна:

— Мело, мело по всей Земле… (Б. Пастернак).

Аллитерация. Примеры из художественной литературы в стихахПадающие туфельки и капающий воск реальны до физических ощущений:

И падали два башмачка Со стуком на пол, И воск слезами с ночника

На платье капал (Б. Пастернак).

Аллитерация. Примеры из художественной литературы в стихах

Тавтограмма, или инициальная аллитерация

Звуковые повторы, когда в стихотворной строфе или в прозаическом тексте используются слова, начинающиеся с одинаковой буквы, это тоже аллитерация. Примеры из литературы, показывающие такое использование данного стилистического приёма, часто носят характер нарочитости, словесной эквилибристики, языкового фокуса:

— Чуждый чарам черный челн (К. Бальмонт).

Особенно впечатляют прозаические тавтограммы. Еще в Средние века были написаны многостраничные тексты, содержащие слова, начинающиеся с одной буквы. И всем известны детские считалки – тавтограммы:

— Петр Первый пошел погулять, поймал перепёлку – понес продавать, просил полтинник – получил подзатыльник.

Вершины поэзии

Подбирать слова, исходя только из красоты звучания, удобства произнесения, нельзя, главное – смысловое содержание, идеи, доносимые до слушателя или читателя. И все-таки у великих писателей речь особенно выразительна и благозвучна, чему и служит аллитерация. Примеры в стихах Есенина – признак высочайшего поэтического мастерства.

Аллитерация. Примеры из художественной литературы в стихах

С помощью точного выбора преобладающего звука достигается необходимый акустический эффект: здесь и свист ветра, и вой метели. Тонкие ассоциации, навеянные примененными в тексте звукосочетаниями, имеют нужную поэту визуальную и эмоциональную окраску: звонкий блеск поверхности озера и светлую грусть птичьей песни.

Обоюдоострый инструмент

Увлечение аллитерацией может стать самоцелью – здесь чаще всего вспоминают поэтов-футуристов начала XX века: И Северянина, К. Бальмонта и др. Иногда смысл прячется за частоколом звуковых повторов, а текст становится интересен как пример поэтической эквилибристики:

— Наполнен молоком опал / Залиловел и пал бесславно (М. Кузьмин).

— Ластятся волны к веслу, / Ластится к влаге лилея. (К. Бальмонт)

Самые знаменитые литераторы и филологи выступали за сдержанность и умеренность в применении стилистических изысков, к которым относятся аллитерация и ассонанс. Примеры мастерского применения звуковых повторов гласных и согласных звуков говорят о высоком писательском мастерстве и вкусе. Это можно встретить у того же И. Северянина:

Элегантная коляска, в электрическом биеньи,

Эластично шелестела по шоссейному песку.

Аллитерация в прозе, примеры

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Аллитерация. Примеры из художественной литературы в стихахКому не известна эта фраза из булгаковского романа? Разве можно не услышать в этих строках ритм походки – величественной и старческой одновременно, не услышать эхо от шагов прокуратора, раздающихся в зале с высокой колоннадой?

Звукопись свойственна лучшим образцам прозаических текстов, обладающих не меньшей силой воздействия, чем поэтические строки. Даже в выборе имени героя может быть использован повтор звуков. Есть подобная аллитерация у Достоевского. Пример – в «Преступлении и наказании».

Аллитерация. Примеры из художественной литературы в стихахОстрота встающих перед главным героем проблем, его решимость идти на крайние меры обозначается выразительностью будоражащих сочетаний звука «р» – Родион Романович Раскольников, а противостоящий ему Порфирий Петрович – суть неотвратимость правосудия. Здесь Достоевский выступает как прямой последователь методов великого Гоголя. Как не вспомнить Акакия Акакиевича (Башмачкина) или Чичикова – удвоенные звуки придают именам дополнительную выразительность.

Вне времени

Использование методов звукоповторов актуально для любого вида словотворчества. Присутствуя в классических поэтических и прозаических текстах, служащих примером для сегодняшних писателей и копирайтеров, аллитерация остается актуальной.

Созданию запоминающихся объявлений, призывов и даже отдельных названий продуктов служит аллитерация в рекламе. Примеры высокоэффективной работы копирайтеров встречаются на каждом шагу.

Не отдавая себе отчета, почему так происходит, мы запоминаем бренды и слоган.

Мастерски использованные звуковые повторы делают названия и девизы легкопроизносимыми, оседающими в памяти, наделяют их прочными ассоциациями, что и является целью писателей от рекламы, к примеру:

  1. — «Крошка-картошка», «Чупа-Чупс», «Наши-мамаши», «Елки-Палки».
  2. — «Брук-Бонд» – Будь на высоте!
  3. — Пора пить пиво!
  4. А как не вспомнить классический слоган, вышедший из-под пера великого пролетарского поэта:
  5. — Нам остались от старого мира только папиросы «Ира»!
  6. Для прохладительного напитка грех не использовать смысловой намек на жажду:
  7. — Жаропонижающий жаждоутолитель.
  8. Имитация звука чистки посуды логично достигается повторением особых шипящих:

— Comet. Очищать и защищать!

Аллитерация. Примеры из художественной литературы в стихах

Безграничные возможности

Звуковые повторы согласных и гласных звуков, певучих и отрывистых, звонких и глухих, в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.

Подсчитано, что из согласных звуков наиболее часто употребляется «с», а для аллитерации чаще применяются более звучные и ясные – «л», «м», «н», «р».

Но главное, что русский – это язык, предоставляющий огромные, безграничные возможности для использования ассонанса и аллитерации, что настоящего автора, пишущего на русском, отличает отчетливая связь между значительностью мысли, доносимой им до слушателя или читателя, и языковыми средствами её выражения.

Источник: https://www.syl.ru/article/203223/new_alliteratsiya-primeryi-v-literature

Аллитерация и ассонанс в русском языке и литературе

  • Звукопись иначе называют инструментовкой и понимают этот стилистический прием как: звуковые повторы в литературном языке, усиливающие его мелодичность и смысловую выразительность.
  • Часто, в художественных произведениях, а в частности в поэзии, авторы используют различные приемы, чтобы усилить фонетическую выразительность речи.
  • Принцип, на котором основывается усиление фонетической выразительности речи, прост.

Его суть заключается в том, что нужно подбирать слова определенной звуковой окраски. В зависимости от того, какие звуки (гласные или согласные) повторяются, выделяют аллитерацию и ассонанс.

Что такое аллитерация

Аллитерация. Примеры из художественной литературы в стихах

Примеры:

Шурша вновь на шоссе Петровича машина.
(аллитерация на [ш])

Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальний свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.

(А. С. Пушкин)

  1. В этих стихах Пушкина четко прослеживается аллитерация на [н, д, с, в].
  2. В художественной литературе аллитерация не несет в себе какой-либо смысловой нагрузки, она делает текст более наглядным и звучным, усиливает его образность и позволяет читателю максимально представлять поэтическую картину автора.
  3. Пример:

Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.

(С. Есенин)

Повторяющийся согласный звук [с] в первой строке имитирует свист холодного ветра. Во второй строке часто встречается звук [ш], который создает у читателя ощущение шелеста снега.

Примеры аллитерации в литературе

Прием аллитерации можно встретить в стихах многих поэтов.

Например, в творчестве знаменитого классика А. С. Пушкина, аллитерация заостряет внимание на звучании отдельных слов. Поэт намеренно использует слова с одинаковыми согласными, тем самым самым создавая особый эффект:

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…

Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук…

Часто этим художественным средством выразительности пользовался В. В. Маяковский, придавая своим текстам особенную выразительность:

Бей, барабан!
Барабан, барабань!..
Барбей!
Барбань!

Барабан!

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня

косые скулы океана.

В стихах Марины Цветаевой также имеются строки с использованием аллитерации:

Город во мгле засыпает,
Серп серебристый возник,
Звездами снег осыпает

Твой воротник.

Как известно, в системе русского языка большинство звуков — согласных. Каждый из них играет свою роль и несет смысловую нагрузку. Используя такую «игру звуков» можно максимально наполнить текст образностью и выразительностью. В связи с этим, аллитерация — наиболее распространенный тип звукового повтора.

Аллитерация в английском языке

Аллитерация достаточно широко распространена и в английском языке.
Этот прием встречается в поэзии:

The fair breeze blew, — Дул ровный бриз
The white foam flew, — Текла белая пена

The furrow followed free – Свободно шла борозда

Также аллитерация часто можно встретить в английских пословицах, заголовках, фразеологизмах, девизах:

last but not least – последний по очереди, но не по значению
Pride and Prejudice – Гордость и предубеждение
Live with Lightning – Живи с молнией

Workers of the World Unite – Рабочие мира присоединяйтесь

Что такое ассонанс

Аллитерация. Примеры из художественной литературы в стихах

Пример:

Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух

(А. С. Пушкин)

  • В приведенном примере используется ассонанс на [а] и [о].
  • Безусловно, ассонанс, является средством языка, которое, усиливает выразительность речи.
  • Пример:

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!

(А. А. Блок)

Ассонанс на звук [а].

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе:
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.

(А. Л. Барто)

В данном примере повторяется гласная [ю].

Зачастую ассонансы можно наблюдать в фольклоре и белых авторских стихах. Таким образом, авторы компенсируют отсутствие рифмы.

Пример:

По лужкам трава расстилается.
Что за травушка, за муравушка!

Народную стилистику умело воссоздал Лермонтов в речи безымянного героя Бородинской битвы:

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Иногда, ассонансы у читателей могут вызывать определенные ассоциации. Так, например, в стихах Маршака:

А зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь

Слух выделяет «а-у»: ой, не заплутать бы в лесной глуши.

Как видно, в приведенных примерах ассонансы играют не самостоятельную роль, они зависят от того, какие чувства и эмоции переживает автор.

Ассонанс в литературе

Ассонанс — явление нередкое не только в стихотворной форме, но и в прозаической.

Так, например, в повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильев, используя ассонанс на [о], нагнетает ощущение тревожности и трагичности:

«Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?»

Ассонансы также встречаются в сказках, пословицах и народных песнях:

Мели, Емеля, — твоя неделя.

В этой пословице присутствует ассонанс — повторяется гласная [е].

Наш сборник работает на голом энтузиазме его создателей. Мы благодарны любой помощи.

Помочь проекту

Хотите опубликоваться в нашем сборнике? Добро пожаловать! Мы всегда рады новым авторам и интересным материалам.

Добавить стихотворение Согласно распространённой версии, Пушкин А. С. посвятил написанное в 1825 году стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» Анне Керн. Через пятнадцать лет композитор Глинка положил эти строчки на музыку и посвятил романс её дочери — Екатерине Керн, в которую был долго влюблён.Из архивов русской поэзии А. С. Пушкин помнил себя с 4 лет. Он несколько раз рассказывал о том, как однажды на прогулке заметил как колышется земля и дрожат колонны, а последнее землетрясение в Москве было зафиксировано как раз в 1803 году. И, кстати, примерно, в то же время произошла первая встреча с Пушкина с императором — маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Александра I, который тоже выехал на прогулку. Слава богу, Александр успел придержать коня, ребенок не пострадал, и единственный, кто перепугался не на шутку — это няня.Из биографии А. С. Пушкина А в знаменитый лицей Пушкин А. С., оказывается, поступил по блату. Лицей основал сам министр Сперанский, набор был невелик — всего 30 человек, но у Пушкина был дядя — весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, который был лично знаком со Сперанским. Уж не знаю как чувствовал себя дядя впоследствии, но в списке успевающих учеников, который подготовили к выпускному вечеру, Пушкин был вторым с конца.Из биографии А. С. Пушкина Первая дуэль А. С. Пушкина случилась в лицее, а вообще его вызывали на дуэль больше 90 раз. Сам Пушкин предлагал стреляться больше полутора сотен раз. Причина могла не стоить выеденного яйца — например, в обычном споре о пустяках Пушкин мог неожиданно обозвать кого-нибудь подлецом, и, конечно, это заканчивалось стрельбой.Из биографии А. С. Пушкина

Источник: https://liricon.ru/alliteratsiya-assonans-v-russkom-yazyke-literature.html

Аллитерация — это художественное повторение звуков

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о таком термине в русском языке как АЛЛИТЕРАЦИЯ. Слово это имеет латинские корни, и «litera» переводится как «буква».

Но это мало о чем говорит, поэтому рассмотрим на примерах, что такое аллитерация и где она чаще всего применяется.

Аллитерация — что это на примерах

Аллитерация – это повторение одинаковых или созвучных согласных. Может использоваться как на протяжении всего текста, так и в какой-то отдельной строке. Служит для придания выразительности.

Самый простой и понятный пример аллитерации можно встретить в скороговорках. Это специальные фразы, в которых буквы специально повторяются, чтобы улучшить дикцию.Например,

  1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  2. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
  3. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Подобных скороговорок существует несколько сотен. Но все они строятся на едином принципе – повторе определенных букв. Так, в первом предложении это «С» и «Ш». Во втором – «Ч», «Р» и немного «Н». Ну а в третьем целая россыпь таких согласных – «К», «Р», «Л» и «В».

Немало примеров аллитерации можно встретить в народных поговорках:

Проще пареной репы.Мели, Емеля, твоя неделя.От горшка два вершка.

Тише едешь – дальше будешь.

Для чего это делается? Во-первых, так поговорки проще запоминаются и ими проще оперировать в своей речи. А во-вторых, повторение согласных делает фразы более весомыми. Они звучат гораздо выразительнее.

Конечно, можно было в этих поговорках заменить, например, Емелю на Добрыню, а репу на картошку. Смысл бы не слишком изменился, но звучали бы фразы уже не столь убедительно, и они могли бы уже не пойти так в народ.

Аллитерация в поэзии

Именно в поэзии аллитерацию можно встретить чаще всего. Причем этот прием использовали еще при написании очень древних произведений. Вот пример из «Слово о полку Игореве», которое было создано так давно, что даже автор его неизвестен.

Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле.

С помощью повторяющихся звуков «Т» и «С» автор усиливает ощущение тревоги. И действительно момент особый, ведь русские князья узнают о войне. А в строчках

В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя.

постоянное построение звуков «П», «Ш», «Т» и «К» автор наглядно рисует перед взором читателя, как движется тяжелое войско половцев.

Активно использовали аллитерацию в своих произведениях и самые известные русские поэты. Вот, например, у Александра Пушкина есть следующие строчки:

Нева вздувалась и ревела,Котлом клокоча и клубясь.

За счет повторяющегося звука «К», усиливается ощущение неспокойности реки.

А в строчках Сергея Есенина

Свищет ветер, серебряный ветерВ шёлковом шелесте снежного шума.

за счет звуков «С» и «Ш» мы действительно слышим свист, о котором пишет поэт.

А вот знакомые всем строчки из стихотворения Федора Тютчева:

  • Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,Как бы резвяся и играя,
  • Грохочет в небе голубом.

И за счет повторений звука «Г» автор очень ярко передает, как грохочет гром.

Но еще явственней аллитерация читается в стихотворениях Владимира Маяковского. Ну, например:

Бей, барабан!Барабан, барабань!..Барбей!Барбань!

Барабан!

Здесь даже особо ничего додумывать не надо. В стихотворении речь про барабан, и благодаря постоянному звуку «Б» читатель действительно и представляет, и что главное – слышит этот музыкальный инструмент.

Кстати, если вы внимательно изучили эти примеры, то могли заметить интересную особенность. А именно то, что при аллитерации идет повторение чаще всего той согласной буквы, с которой начинается слово, которое и хочет выделить автор.

Так, у Пушкина – это буква «К», так как речь идет о клубнях волн. У Есенина звук «С» говорит о свисте. У Тютчева звук «Г» — это гроза и гром. И наконец, буква «Б» и барабан у Маяковского.

Аллитерация в прозе

В прозе аллитерация встречается гораздо реже, чем в поэзии. Тут дело в том, что использование одинаковых букв и буквенных сочетаний может быть тяжеловато для читателя. Тем не менее можно привести несколько примеров очень удачного использования этого литературного приема.

Так, у Владимира Набокова в рассказе «Слово» есть такая строчка

Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал.

Но еще интересней отрывок из знаменитого романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова:

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

В первую очередь здесь очень часто повторяется звук «Р», что придает тексту резкость, тревогу и напряжение самому моменту. А также говорит о том, что Понтий Пилат обладает неограниченной властью и его действительно стоит бояться.

Аллитерация в рекламе

Этот литературный прием (как и другие в русском языке) с удовольствием используют в своих целях представители рекламных кампаний.

Дело в том, что повторение одинаковых букв и звуков более запоминающееся. А соответственно, название продукта или слоган с использованием аллитерации будет лучше откладываться в голове потенциального потребителя.

Вот пример таких названий:

  1. Сникерс
  2. Киткат
  3. Вискас
  4. Китекет
  5. Чупа-чупс

И слоганы у этих товаров соответствующие. «Ваша киска купила бы вискас», «Не тормози – сникерсни».

Вместо заключения

А есть в русском языке другой прием, когда повторяются не согласные буквы, а, наоборот, гласные. Он также широко используется в поэзии. Например, отрывок из известного «Бородино» Михаила Лермонтова, где почти в каждом слове есть звук «У»:

  1. У наших ушки на макушке!Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушки —
  2. Французы тут как тут.

Называется такой прием АССОНАНС. Но подробнее об этом мы расскажем в другой статье. До скорых встреч на страницах нашего блога.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Аллитерация. Примеры из художественной литературы в стихах

  • * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/alliteraciya-chto-ehto-takoe-literature-primery.html

Аллитерация: когда согласие в согласных есть

Аллитерация – это повторение одной или нескольких согласных для придания тексту большей музыкальности и выразительности. Обычно аллитерация используется в какой-то одной, особо значимой фразе, но иногда она может распространяться и на весь текст. Например, на целое стихотворение.

Термин образован от латинского ad – «при», litera – «буква».

Аллитерация. Примеры из художественной литературы в стихах

Примеры

Повторяются согласные «т», «р» и «с»:

Тревожиться Тарас не перестал, несмотря на успокаивающий треск костра.

Повторяются согласные «т» и «п»:

Потапов потоптался у постамента: «А не отправиться ли мне на покой?»

Пример из литературы

Для создания сильных и выразительных образов в художественных произведениях часто используется аллитерация. Примеры можно найти в рассказе Владимира Набокова «Слово»:

«Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал»

Для создания сильных и выразительных образов в художественных произведениях часто используется аллитерация. Примеры можно найти в рассказе Владимира Набокова «Слово»:

«Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал»

В поэзии этот литературный приём проявляется ещё чаще. Например, аллитерация в стихотворении Александра Пушкина «Пир Петра Первого», содержится даже в названии – повторяются согласные «п» и «р».

В стихотворении Агнии Барто «Барабан» аллитерация создается за счет повторения буквы «р»:

На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад.

Использование аллитерации

Реклама и бизнес

Повторяющиеся согласные привлекают внимание и хорошо запоминаются, поэтому бизнесмены охотно используют аллитерации, чтобы придумать эффектные названия для своих фирм. Шоколад «Киткат», кошачий корм «Китекет», леденцы «Чупа-чупс» и другие бренды доказывают, что даже у литературного приёма может быть коммерческий потенциал.

Аллитерация делает более привлекательными и запоминающиеся не только названия компаний или торговых марок, но и рекламные слоганы.

Ваша киска купила бы «Вискас».
Велла. Вы великолепны.

Дикция

Иногда согласные в аллитерации образуют труднопроизносимые сочетания. Если регулярно практиковаться в их произношении, можно хорошо развить дикцию. Популярные скороговорки про тридцать три лавировавших да не вылавировавших корабля или укравшего кораллы Карла основаны на аллитерации.

Фольклор

В народном творчестве часто встречается аллитерация. Примеры можно найти в пословицах, поговорках, присказках, песнях.

Тише едешь – дальше будешь.

Важно!

  • Аллитерация делает текст более благозвучным, эмоционально окрашенным и лёгким для запоминания.
  • Слишком частое использование аллитераций действует раздражающе и отвлекает от сути текста.
  • Неблагозвучные сочетания – особенно, когда подряд следует более трёх согласных делают текст сложным для восприятия. Например:

Проезд Дзержинского

Близкие по смыслу термины

Тавтограмма – это литературный приём, при котором все слова в тексте или отдельном его фрагменте начинаются с одной и той же буквы. Тавтограмма может быть представлена как коротким стихотворением, так и многостраничным романом. Тавтограмма рассматривается как частный случай аллитерации.

Липограмма – это литературный приём, при котором в произведении умышленно не используется какая-либо буква. Липограмма не несёт смысловой нагрузки, а заранее непредупреждённый читатель вряд ли её заметит. Чаще всего липограмму используют для того, чтобы развить литературные способности и расширить словарный запас.

Аллитерация и aссонанс – это литературный приём, который состоит в повторении гласных звуков. Ассонанс характерен преимущественно для поэзии. Аллитерация и ассонанс иногда могут дополнять друг друга. Например, в лермонтовской строчке:

«У наших ушки на макушке!»

есть и повтор гласной «у», и согласной «ш».

Источник: https://www.avtoram.com/alliteracia

Аллитерация: что это такое, примеры из литературы

Аллитерация (от лат. аl — при, к и littera— буква). Говоря об аллитерации, мы нередко забываем, что в языке много слов и мало звуков. В Швеции прибегли даже к помощи компьютера, который при наличии двух одинаковых букв в стихотворной строке зажигает сигнал аллитерации. Произнесите любую фразу. Самую простую.

И в ней обязательно встретятся одинаковые звуки, но это еще не свидетельство аллитерации. Ведь многие из повторов мы не замечаем, потому что они создают обычный для нашего слуха звуковой фон. Но аллитерация — это ощутимые на слух повторы согласных звуков речи, служащие одним из стилистических средств эстетической выразительности.

Она присуща преимущественно художественной речи (и в ней зачастую и различима). Но не только. Так, ею блестяще пользовались знаменитые юристы и ораторы. Не пренебрегают ею и авторы статей, рецензий, заметок. Когда К. Ваншенкин пишет: «Есть поэты, попадающие под чужую интонацию — как под поезд», мы замечаем, что удачные созвучия придают фразе оттенок легко запоминающегося афоризма.

Эта особенность аллитерации прекрасно реализуется в пословицах, поговорках, загадках. «Старость — не радость, а смерть — не корысть».

Аллитерация существует в арсенале средств художественной литературы с древнейших времён, причём она всегда осмыслялась скорее приёмом стихотворной, чем прозаической речи.

Насыщение созвучиями прозы расценивается как злоупотребление и чаще всего проявляется у представителей литературных направлений, исповедовавших культ формы.

При эмоциональных высказываниях аллитерация в прозе, бесспорно, уместна: «Человек создан для счастья, как птица для полёта» (В. Короленко).

В поэзии аллитерация, как и любое другое средство художественной выразительности, — это скрытый, внутренний её рычаг, потайной колокольчик, который может и оглушить, если им увлечься чрезмерно. Как-то в собрании поэтов К. Бальмонт читал свои стихи:

Берег, буря, в берег бьется 
Чуждый чарам черный чёлн…

Как вспоминает И.

Бунин, в мертвой тишине вместо восторгов прозвучал лишь вопрос: «Что это за чёлн и каким таким чарам он чужд?» Любопытно, что поэтическая фразеология того времени знала много словесных образов, символизирующих свободу от житейского, смерть.

Тот же Бунин в великолепном стихотворении «Берег» для обозначения гроба употребил свой эвфемизм — «белая ладья», которая тоже, естественно, была безразлична к очарованию жизни. «Черный челн» не лучше и не хуже, но самоцельная аллитерация потопила его.

Существует мнение, что аллитерация оттеняет только наиболее важные слова. Это не всегда так. В стихотворной речи каждое слово стремится к созвучию:

Провода электрички чертили 
В небесах невесомые кубы.
(Д. Самойлов)

Однако требование нормы правомерно. «Я, — делился своим опытом Маяковский, — прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».
В подобных случаях поэты достигают впечатляющей выразительности:

Люблю твой бледный лик, печальная Селена,
Твой безнадёжный взор, сопутствующий мне…

Эта бунинская аллитерация на «ль» создает как бы музыкальный курсив наиболее эмоционально окрашенного слова — Селена, что сразу подчёркивает соседняя строка, в которой нет этого звука.
С помощью аллитерации невозможно выразить иные чувства и мысли, помимо тех, что выражены словесно, но благодаря ей мы более остро воспринимаем слова.

Сразу радугу вскинув,
Сбавив солнечный жар,
Дружный дождь за машиной 

Три версты пробежал…

  • читаем у Твардовского, и нам кажется, что мы слышим шум дождя и шуршание шин.
  • Аллитерация сцепляет ажурной вязью слова в стихе или в смежных стихах, реже в строфе, а в отдельных случаях и в целом стихотворении, стилистически цементируя его в монолит чувства и мысли:
  • Аллитерация. Примеры из художественной литературы в стихах

Всё стихотворение Н. Заболоцкого пронизано повторами «л», «р», «б» и другими причудливыми сочетаниями звуков.

Подчинённые высокому мастерству поэта, они порождают у нас совершенно определённые ассоциации, оттеняющие чувство тихой, нежной любви к родному краю.

В строках о милой душе поэта московской природе, которая «скромнее и проще» пышной природы Аджарии, аллитерация тоже «скромнее и проще», без буйных, бешеных звуков прибоя и медного грохота труб и литавр.

Правил аллитерирования нет, потому что это искусство. И поэтому относятся к нему очень ревностно. Наблюдения Л. И. Тимофеева (см.: Вопросы литературы. 1977.

№ 6) над вариантами стихов Пушкина, Блока и Маяковского показали, что в одном из пяти случаев поэты заменяли слова в поисках наиболее благозвучного варианта, но…

но делалось это не в ущерб жизненной правде слова, которая была для них превыше всего и вела при необходимости к отказу от аллитерации.

Источник: Поэтический словарь. — М.: ЛУч, 2008 

Источник: https://classlit.ru/publ/teoria_literatury_i_dr/teoria_literatury/alliteracija_chto_ehto_takoe_primery_iz_literatury/87-1-0-883

Тайны звукописи. Ассонанс и аллитерация

Аллитерация. Примеры из художественной литературы в стихах

В художественных произведениях, и главным образом в поэзии,
используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи.
Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую
эмоционально-экспрессивную окраску. В этом — одна из причин того, почему
содержание стихов не допускает «пересказа в прозе». 

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи
состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке
звуков.

Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно
только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую
роль.

Главным способом усиления фонетической выразительности художественной
речи является звуковая инструментовка — стилистический прием, состоящий в
подборе слов близкого звучания, например:

  • Пирует Петр. И горд, и ясен,
  • И славы полон взор его.
  • И царский пир его прекрасен.

Здесь повторяются гласные (о, а) и согласные (п, р, т). Это
делает стих музыкальным и ярким; в богатстве звуковых повторов словно
отражается широта размаха воспеваемого победного торжества. Звучание речи
подчеркивает основные, доминирующие в тексте слова «пирует Петр».

Обычно стих бывает инструментован (как в нашем примере)
повторением сразу нескольких звуков. И чем больше их вовлекается в такую
«перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение
приносит звучание текста.

Такова звуковая инструментовка пушкинских строк: «Взгляни:
под отдаленным сводом гуляет вольная луна»; «Взлелеяны в восточной неге, на
северном, печальном снеге вы не оставили следов»; «Ей рано нравились романы»; «Чья
благородная рука потреплет лавры старика!»; «И дам обдуманный наряд»; «Кровать,
покрытая ковром»; «Наследников сердитый хор заводит непристойный спор» и т. д.

Вместо термина «звуковая инструментовка» иногда употребляют
другие: говорят «инструментовка согласных» и «гармония гласных». Теоретики
стиха описывают разнообразные типы звуковой инструментовки. Назовем лишь самые
главные из них.

  1. В зависимости от качества повторяющихся звуков различают
    аллитерацию и ассонанс.
  2. Аллитерацией называется повторение согласных. Например:
  3. Настанет ночь; луна обходит
  4. Дозором дальний свод небес,
  5. И соловей во мгле древес
  6. Напевы звучные заводит.
  7. В этих пушкинских строчках заметны аллитерации на н, д, с, в.

С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение
согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова.
Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому-то признаку
согласных. Так, возможна аллитерация на д — т или з — с и т. д. Например:

  •  Марш!
  •  Чтоб время
  •  сзади
  •  ядрами рвалось.
  •  К старым дням
  •  Чтоб ветром
  •  относило
  •  Только
  •  путаницу волос.
  • (Маяковский)

Аллитерации на «р» в первой части этого отрывка, чеканный ритм,
отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи,
которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления
трудностей…

В иных случаях образная символика звукописи более
отвлеченна. Так, только воображение поможет нам почувствовать в аллитерациях на
ж — з леденящий холодок металла в отрывке из стихотворения Н. Заболоцкого
«Журавли»:

  1. А вожак в рубашке из металла
  2. Погружался медленно на дно,
  3. И заря над ним образовала
  4. Золотого зарева пятно.

Звуковой символизм до сих пор оценивается исследователями
неоднозначно. Однако современная наука не отрицает того, что звуки речи,
произносимые даже отдельно, вне слов, способны вызывать у нас незвуковые
представления. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями
языка интуитивно, и поэтому носят довольно общий, расплывчатый характер.

Как утверждают специалисты, фонетическая значимость создает
вокруг слов некий «расплывчатый ореол» ассоциаций. Этот неопределенный аспект
знания вами почти не осознается и лишь в некоторых словах проясняется,
например: репей, хрыч, мямля, балалайка, арфа, лилия. Звучание таких слов
заметно влияет на их восприятие.

В художественной речи и, прежде всего, в поэтической,
сложилась традиция деления звуков на «красивые и некрасивые», «грубые и нежные»,
«громкие и тихие». Употребление слов, в которых преобладают те или иные звуки,
может стать в поэтической речи средством достижения определенного
стилистического эффекта.

  • Органическая связь звукописи с содержанием, единство слова и
    образа придает звуковой инструментовке яркую изобразительность, но восприятие
    ее не исключает субъективности. Вот пример из стихотворения Асеева «Заплыв»:
  • Легши на бок,
  • напрягши плечо,
  • Я вперед уплываю
  • еще,—
  • постепенно
  • волной овладев,
  • по веселой
  • и светлой воде.
  • И за мной,
  • не оставив следа,
  • Завивает
  • воронки вода.

Нам представляется, что аллитерации на ш — п передают
скольжение по волнам; настойчивое повторение «в»  в последних строчках вызывает представление о
замкнутой линии, круге, что ассоциируется с воронками на воде. Вы можете с этим
не согласиться. Восприятие всегда субъективно, хотя и базируется на неких общих
представлениях.

  1. Установление такого «звукосмыслового подобия» может
    опираться на довольно сложные ассоциации. Например, в строчках Пастернака:
  2. Свой сон записывал Шопен
  3. На черной выпилке пюпитра —
  4. можно увидеть
    фантастические очертания сна в прихотливом рисунке звуковых повторов и в
    необычном для русской фоники сочетании звуков в слове «пюпитр».

В стихотворении Маршака «Словарь» изобразительна такая
строка: «В его столбцах мерцают искры чувства». 
Здесь дважды повторенное сочетание «ца» 
как бы изображает «мерцание».

Независимо от образного осмысления звукописи, ее
использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость
стиха, создавая красоту его звучания.

Аллитерация — самый распространенный тип звукового повтора.
Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского
языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль.
Действительно, каждый звук несет определенную информацию.

Шесть гласных в этом
отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних
и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных.

Вряд ли
можно угадать за сочетаниями «еаи, аюо, уи, еао»  какие-либо слова, но стоит передать те же
слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: « Држвн,
Бтшкв, Пшкн, Нкрсв».

  Такая «весомость»
согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых
ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень
значительны.

Другим, также распространенным, видом звукового повтора
является ассонанс.

Ассонансом называется повторение гласных. Например: «Пора,
пора, рога трубят…» (Пушкин). В основе ассонанса обычно оказываются только
ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому
иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных
безударных гласных.

Так, в строках из «Полтавы» Пушкина ассонансы на «а» и на «о»  создают лишь выделенные гласные: «Тиха
украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не
хочет воздух…».  И хотя во многих
безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их
звучание не влияет на ассонанс.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются
изменениям, они могут усиливать ассонанс.

Например, в другой строфе из
«Полтавы» звучание речи определяет ассонанс на «у»; поскольку качество этого
звука не меняется, и в безударном положении «у» подчеркивает фонетическое
сходство выделяемых слов: «Но в искушеньях долгой кары, перетерпев судеб удары,
окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат» (в последних двух строках
ассонанс на «у» соединяется с ассонансом на «а»).

В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто
используются параллельно. Например: «Мело, мело по всей земле во все пределы.
Свеча горела на столе, свеча горела» 
(Пастернак). Здесь и ассонанс на «е» , и аллитерации на «м, л, с, в»;
повторяются сочетания согласных: «мл, вс – св». Все это создает особую
музыкальность поэтических строк.

И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь, «Секреты хорошей речи», М.:
Междунар. отношения, 1993г.

Другие определения понятия ассонанс и аллитерация

Ассонанс (франц. assonance — «созвучие»; лат.
as-sonare — «откликаться, отзываться», as-sensus —
«согласие») — явление восприятия и прием композиции, создающий повтор
отдельных элементов.

В отличие от полного тождества, абсолютного согласования,
называемого консонансом, означает лишь частичное совпадение форм. Например,
неполная симметрия элементов орнамента, следующая не метрической, а ритмической
схеме.

Такой ассонанс производит впечатление ритмического сдвига, зрительного
движения, даже сбоя, что вносит особое напряжение в композицию.

В более сложных
изображениях ассонансная гармония позволяет выстраивать «зрительные
рифмы», уподобления форм или отдельных частей изображения формату, отклики
одной части изображения в другой, хотя они могут не совпадать по характеру и смыслу.
Противоположное значение — диссонанс.

Яндекс.Словари › Словарь изобразительного искусства,
2004-2009

Ассонанс — повторение гласных звуков в высказывании. В
поэзии имеет другие употребления — для описания поэтической фонетики. Так
называется рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки, а также
повторение в стихе однородных гласных звуков.

  • У наших ушки на макушке!
  •  Чуть утро осветило
    пушки
  •  И леса синие верхушки
  •  Французы тут как тут.

(М.Ю.Лермонтов)

  1. По небу голубому
  2. Проехал грохот грома.
  3. В последнем примере встречается как и ассонанс, так и
    аллитерация.
  4. Образцом ассонанса
    является палиндромная строфа Айдына Ханмагомедова с единственной гласной
    буквой, задействованной тридцатикратно:
  5. Вол около коков, оков, колов,
  6. но около мокко
  7. молоко он волок в
    око,
  8. в око колоколов.

(О палиндромах можно подробнее прочесть в статье «Стих. Виды стиха. Экзотические (экспериментальные) стихи».)

В конце XIX — начале XX века на страницах Энциклопедического
словаря Брокгауза и Ефрона
это понятие описывалось следующим образом:

Ассонанс (франц., созвучие) — так называется в стихосложении
род неполной рифмы, в которой рифмуют одни гласные, но не согласные. Особенно
часто прибегают к ассонансу испанские и португальские поэты. Немецкие — лишь
при переводах и подражаниях этим поэтам, и лишь немногие в оригинальных
произведениях, например Шлегель в своем «Аларкосе».

В народной поэзии
славян с появления рифмы ассонанс часто встречается, но обыкновенно уже рядом с
созвучием согласных в двух соседних строках стиха, таким образом является
полная более или менее выработанная рифма, т. е. созвучие гласных и согласных.

Примеры ассонанса в русской народной поэзии являются часто, например, у
Бессонова в его сборнике «Калеки перехожие», где, между прочим, можно
заметить следующие ассонансы: винограды — кудрявы, сиротки — безродны , убоги —
безродны и т. д.

Надо заметить, что здесь вообще ассонанс не имеет строго
выработанных правил: иногда он основывается на более или менее точном созвучии
гласных, иногда, наоборот, согласные играют большую роль, например, власти —
гости, причем только последний гласный звук совпадает; иногда сближение весьма
неопределенно, напр.: сказати — золотыя, виноградов — кудрявых, подавати —
обуты и т. д.

, но чаще всего является рифма и притом в двух видах: I) тождество
только последнего слога — а) согласною и гласною, напр. власти — гости, б)
тождество только последней гласной, напр. небеса — братья, и, наконец, II)
самый обыкновенный случай, это более или менее выработанная рифма двух
последних слогов: питаться — обуваться, золотую — медовую, молили — просили и
т. д.

Ассонанс

I — повторение в стихе однородных гласных звуков, напр.
«ночами без улыбки вырос сын»;           

II — рифма, где совпадают только ударные гласные, а
согласные совпадают частично или совсем не совпадают, напр. «море» и «много». В
развитии романской средневековой поэзии ассонанс играет особо важную роль.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство
Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.
Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

Ассона́нс (франц. assonance – созвучие), приём звукописи;
повтор ударного гласного в разных словах одного речевого отрезка. Поэты
применяют его в силлаботонических и тонических стихах для подчёркивания ритма:
«Счастлив, кто посетил сей мир…» (Ф. И. Тютчев, «Цицерон), «В соседнем доме
окна жолты…» (А. А. Блок, «Фабрика»).

Литература и язык. Современная иллюстрированная
энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

  • Примером замечательного употребления ассонанса служит
    следующий, отмеченный Вячеславом Ивановым, в ряду других отрывков из «Цыган»
    Пушкина — отрывок:
  • Ах, быстро молодость моя
  • Звездой падучею мелькнула.
  • Но ты, пора любви минула
  • Еще быстрее; только год
  • Меня любила Мариула, —
  • Однажды, близ Кагульских вод

Мы чуждый табор повстречали…

Во всем этом отрывке звучит «у», придавая стиху унылую
напевность.

Но гармонизацией, конечно, не исчерпывается значение
ассонанса. Умелое расположение ассонансов, подобно аллитерации, выдвигает и
объединяет отдельные слова или их группы.

И с этой стороны ассонанс еще более,
чем аллитерация, может усилить смысловое или чисто звучальное значение слова. С
другой стороны ассонанс становится порой важным ритмическим моментом.

Так, в
силлабическом стихосложении, где число гласных имеет основное значение,
ассонансы подчеркивают ритм, закрепляя его рисунок.

При характеристике ассонансов следует принимать во внимание
различную долготу разных гласных, от которых ассонансы получают своеобразную
окраску. Надо иметь в виду, что чисто эмоциональное воздействие известного
звука не является чем-то постоянно присущим ему, а зависит от его окружения.
Так, ассонанс на «у» не всегда будет иметь унылую напевность, как в приведенном
примере из «Цыган».

Встречаясь в краесозвучии, ассонанс представляет разновидность
приблизительной рифмы, например, сочетания: «поезд» и «пояс» или (вместе с
аллитерацией) «синими» и «имени» — в этом примере ассонирует «и», аллитерируют
«н» и «м». 

Такого рода приблизительные созвучия весьма распространены в
современной поэзии и вытесняют точную рифму. Этот процесс внешне ознаменовывает
ту настроенность, которая царит в разорванной душе современных поэтов и которая
мешает им пользоваться таким средством полной гармонизации стиха, как рифма.

Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь
литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э.
Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.:
Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

Надеюсь, информация была вам полезна. ПОДДЕРЖАТЬ

Источник: https://svetagonch.blogspot.com/2016/08/blog-post.html

Что такое аллитерация: для чего она используется в русском языке и литературе

Для выражения авторской мысли, изображения жизни в языке употребляются средства художественной выразительности. Они служат созданию картины жизни людей, помогают читателям почувствовать и представить то, что изображено с помощью слов.

Средства выразительности передают авторское отношение к изображаемому. Главной сферой их употребления являются язык художественных произведений. В произведениях художественной литературы средства выразительности основаны на особых приемах употребления слова.

Это метафоры и эпитеты, метонимия и синекдоха, сравнение и олицетворение, которые относятся к тропам. Предлагаем разобраться, что такое аллитерация, для чего она нужна, ведь этот прием довольно часто используется авторами.

Звуковая организация литературного текста

Средствами художественной выразительности помимо тропов выступают приемы звуковой организации литературного текста в прозе и в поэзии.

В свое время мэтр символизма В. Брюсов писал: «Верь в звук слов: смысл тайн в них».

Фонетической системе русского языка характерна гибкость с особой выразительностью. Смысл любой сказанной мысли воспринимается в звуковом составе. Поэтому даже звучание слова приобретает особый смысл.

В художественной речи и писатели используют прием звукописи, при которой искусно организуется звуковое строение речи: подбираются слова, близкие по звучанию, эти звуки, виртуозно сочетаясь, при озвучивании напоминают изображаемые явления.

Известно, что в русском языке согласных звуков намного больше: 37 согласных против 6 гласных фонем. Выходит так, что согласные несут в языке основную функцию для различения смысла сказанного. Звуковые повторы согласных и гласных звуков в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.

Русский язык предоставляет широкие возможности для использования звукописи авторам, творящим на родном русском языке.

Сравнение аллитерации и ассонанса

Повторение одинаковых или похожих по звучанию согласных звуков называется в литературе аллитерацией. Почему же аллитерация является распространенным типом повтора звуков?

Что такое аллитерация, Википедия объясняет и дает определение, что это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Она применялась еще в произведениях древних писателей: «Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле» («Слово о полку Игореве»).

Это интересно! Для чего нужна антитеза и что это такое

Путем повторения согласных [т] и [с] выразительность усиливается, неизвестный автор доводит до читателя тревогу.

Вот еще примеры из «Слова…»:

«В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя» – в этом отрывке множество глухих согласных [п], [т], [к], [ш]. Их повторением передается в тексте картина движения тяжело вооруженных войск половцев.

В другом примере «Сабли изъострени, сами скачутъ аки серыи влъци». Свистящие согласные [ч], [ц] помогают ясно представить быстро скачущих воинов.

Примеры аллитерации

  • Русская система звуков дает возможность для применения аллитерации в поэтической речи.
  • Русскими поэтами широко используются тонкие колебания звуков, чтобы донести до читателя смысл сказанного.
  • Вот строки с аллитерацией у Пушкина:
  • Шипенье пенистых бокалов
  • И пунша пламень голубой.
  • Повторение одинаковых глухих согласных [п] с шипящим [ш] дает картину бокалов с шипением шампанского, усиливается выразительность и музыкальное звучание стихотворных строк.

Возьмем известное стихотворение Пушкина «Зимний вечер».

В строке «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя» доминируют [ж], [з], [в], [р], читатели как будто слышат завывание снежной бури зимним вечером, ощущается напряжение с тревогой.

Такое же звучание слышим в «Полтаве» А. Пушкина.

  1. Бросая груды тел на груду, (р, р, р д, д)
  2. Шары чугунные повсюду (ш, р, ч, ф, с)
  3. Меж ними прыгают, разят, (ж, р, п, з)
  4. Прах роют и в крови шипят. ( п, х, р, т, р, к, р, ш)

Доминирует здесь взрывной [р], особенно в первой строке, во второй строке обилие шипящих с глухими звуками. В последующих строках настойчиво повторяются шипящие с доминирующим звуком [р].

  • Чередование рычащих [р] с глухими и шипящими воссоздает картину человеческой бойни, когда кругом шипят пушечные ядра, гремит канонада из пушек.
  • Мастерски владел звукописью Ф. Тютчев:
  • Восток белел…Ладья катилась,
  • Ветрило весело звучало!
  • Как опрокинутое небо,
  • Под нами небо трепетало,
  • Восток алел…Она молилась.
  • С кудрей откинув покрывало…

Это интересно! Для чего нужна парцелляция, что это такое: конкретные примеры

В данном стихотворении Ф. Тютчева повторяется [л], речь идет о небе, лодке с ветрилом. В звуке [л] слышится что-то ласковое, лепет волны, отражение на воде трепещущего неба.

  1. Такое же повторение [л] находим в другом поэтическом произведении Тютчева, которое передает летнее буйство природы с ласковым теплым дождем:
  2. Лил теплый летний дождь – его струи
  3. По листьям весело звучали.
  4. В «Весенней грозе» Тютчева чувствуется, как «гремят» согласные фонемы [г], [р], [б].

Важно! Аллитерация широко использовалась в фольклоре, повторы одинаковых согласных можно наблюдать в русских пословицах и поговорках.

Звукопись у поэтов Серебряного века

Широко применяли явление аллитерации поэты, творившие в начале 20 века в России. Этот художественный прием легко найти в произведениях многих авторов этого периода:

  • Брюсов;
  • Блок;
  • Цветаева;
  • Бальмонт.
  • Поэты Серебряного века считали стихотворный язык волшебством, магическим заклинанием.
  • Их стихи завораживают музыкой стиха, заставляют проникнуть в таинственную загадку сказанного поэтического слова, хотя оно не всегда понятно читателю.
  • Возьмем отрывок из Ф. Сологуба:
  • И два глубокие бокала
  • Из тельно алого стекла
  • Ты к светлой чаше подставляла
  • И пену сладкую лила.
  • Лила, лила, лила, качала,
  • Два тельно алые стекла,
  • Белей лилей, алее лала
  • Бела была ты и ала.

Здесь поэт использовал звуковой повтор согласной фонемы [л]. Хотя смысл непонятен, но оно притягивает, завораживает, заставляет слушать. Ассоциацией на [л] можно представить картины ласки, любви, лобзанья с нежными оттенками цвета алый и белый.

Поэты Серебряного века считали, что главным в русском языке и в поэтической речи является звук, старались заколдовать читателя звучанием, его мелодичностью.

Это интересно! Что это такое инверсия: точное определение

В стихотворении К. Бальмонта «Камыши» повторение шипящего [ш] помогает представить ночное шуршание и шелест камышей, чуть слышный шепот.

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

Пример повтора согласных звуков в стихотворении

Вспомним строки из стихотворения М. Цветаевой о Блоке «щелканье ночных копыт». Героический мотив подкрепляется наличием шипящих и взрывных в данной строке, они помогают читателю представить движение, цокот копыт по мостовой.

Сразу в следующей строке продолжается сочетание [гр]: «…громкое имя твое гремит…», которое представляет образ поэта – победителя человеческих душ своим властным и мощным творчеством. Звук [р] взрывной, резкий, властный, ассоциируется с дробью барабана, грозой, вихрем.

Вот примеры из творчества А. Ахматовой. Чтобы раскрыть душевное состояние героини, А. Ахматовой в стихотворении «Слаб голос мой» используется звукопись как выразительное средство.

Применением звонких согласных [л], [н] с ассонансом на [е] передается легкость, спокойствие, чувства, которые испытывает героиня после разлуки с любимым.

В «Песне последнего вечера» Ахматовой описывается расставание в осенний вечер. Обычно осенью появляется чувство утраты перед зимними морозами, природа как бы засыпает до следующей весны. Героиня тоже прощается с любимым. Применением шипящих фонем передается атмосфера осеннего прощального вечера.

  1. В творчестве В. Маяковского много примеров аллитерации:
  2. Марш! Чтоб время
  3. Сзади
  4. Ядрами рвалось.
  5. К старым дням
  6. Чтоб ветром
  7. Относило
  8. Только путаницу волос.
  9. Аллитерация в данном отрывке на [р] дает читателю представить чеканный ритм марша, динамику революционной борьбы.

«Ужас из железа выжал стон…»: специальным набором согласных поэт В. Маяковский передает ужас потери великого вождя революции В. Ленина. Вот что значит аллитерация для Маяковского.

Звукопись в прозе

Звуковые повторы как средство выразительности используются и в прозаических произведениях.

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Это строки из известного булгаковского романа. Здесь читатель слышит ритм величественной походки прокуратора, эхо от его шаркающих шагов, раздающихся в зале с высокой колоннадой.

Усиливают выразительность описания сочетание звонких согласных с глухими согласными. 14 раз повторяется звук [р], звук резкий, взрывной, передающий властность, тревогу и напряжение. Даже в имени автор использовал аллитерацию на [п] – Прокуратор Понтий Пилат.

  • В произведениях современных поэтов можно найти звуковые повторы для усиления выразительности:
  • Дождь шумел негромко, нараспев,
  • Поливая двор и крышу дома…

В этом отрывке С. Маршака с помощью звукописи рисуется картина природы во время дождя. Повторение шипящих в сочетании звонких согласных четко воссоздает шум дождя, поливающего крышу дома.

  1. Читаем «Заповедник» В. Высоцкого:
  2. Сколько их в кущах – столько их в чащах,
  3. Ревом ревущих, рыком рычащих,
  4. Сколько бегущих – столько лежащих
  5. В дебрях и кущах, в рощах и чащах…
  6. Из отрывка стихотворения видно, что оно пронизано повтором шипящих согласных, усиливается выразительность, создается страшная картина истребления зверей.

Важно! Аллитерацией пользуются создатели рекламных текстов, поскольку фразы с повторением одинаковых фонем привлекают внимание и лучше запоминаются.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/chto-takoe-alliteratsiya.html

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика