«в мозгу» или «в мозге», как правильно?

Рискну начать со смелого заявления и сказать, что вы – это ваш мозг. Всё, что вы думаете, чувствуете и переживаете, случается в мозге, и, возможно, исключительно из-за мозга. Ваше сознание возникает в нём, ваша любовь живёт там, ваше раздражение лающей по ночам соседской собакой также расположено там (хотя многие философы, изучающие сознание, поспорили бы с таким редукционизмом). Поэтому мне не кажется очень плохой идея изучить основные работы нашего Лорда-командующего Мозгового Дозора (извините).

1. Нейроны и как они беседуют друг с другом

Во-первых, мозг – это не каша из одинаковых клеток, загадочным образом содержащих ваше сознание (хотя, нельзя отрицать некую загадочность сознания). Это смесь тысяч нервных клеток различных типов, работающих над конкретными функциями.

Некоторые передают ощущения из глаз, ушей, пальцев, жабр, крыльев, или чего там ещё, в мозг и потому зовутся рецепторными нейронами. Некоторые передают ваше намерение двинуть мускулом и называются двигательными нейронами. Некоторые работают со всем остальным и называются промежуточными нейронами. Небольшой набор того, что на самом деле есть у вас в голове И моё любимое: клетка Пуркинье, удостоверяющаяся в точности координации вашей моторики. Ну не симпампушечка ли? Связь между этими штучечками очень важна для вашего, ну… в общем, всего, так что давайте разберёмся, как она происходит. По сути, они отправляют электрические сигналы, используя химические вещества (это уже звучит фантастично, а мы ещё не начали). После активации нейрона электрический сигнал (биоэлектрический потенциал) идёт до тех пор, пока не достигнет синапса: небольшого промежутка между двумя нейронами, где и происходит обмен информацией. Этот сигнал заставляет активный нейрон выпускать нейротрансмиттеры, сообщающие принимающему нейрону, что делать дальше (либо также активироваться, либо оставаться пассивным) в синапс. Допустим, клетка замечает, что перед вами лежит симпатичный бутерброд. Она активируется и отправляет допамин в другую клетку, которая знает, что допамин означает ожидание награды. Вычислительный процесс в мозгу наполняет рот слюной в радостном предвкушении. Некоторые числа мне сложно представить, точно так же, как сложно представить, как может нравиться Канье Уэст: например, в мозгу содержится примерно сто миллиардов нейронов. И эти электрохимические процессы, которые я описала, происходят за доли секунды. Более того, средний нейрон связан с тысячами других, что означает наличие сотни триллионов синаптических связей. Тем не менее, несмотря на такие астрономические числа, не надо вестись на заявления насчёт того, что «синапсов больше, чем звёзд во Вселенной», так как это неправда (хотя, их количество превышает количество звёзд в нашей галактике. Выкуси, Млечный путь!).

2. Из чего только сделан наш мозг?

Поскольку мозг развивался изнутри наружу, самые старые его части находятся глубже всего. Старые – значит, реально старые: эти части общие у нас и наших дальних родственников, завоевавших сушу 320 миллионов лет назад. Основные их функции довольно просты (но всё равно они позволили нашим предкам выжить, а нам – появиться).

Они отвечают за биение сердца, дыхание лёгких, регулирование температуры тела и т.п. Эта часть зовётся стволовой. Если я брошу камень, а вы пригнётесь, не думая об этом – это вам помогли древние рефлексы. Вам не приходиться напоминать себе о дыхании (если только вы не беседуете с Бейонсе) ваша проводка возрастом в миллион лет отвечает и за это.

Рядом со стволовой частью находится другая древняя структура – мозжечок, что буквально значит «маленький мозг» (он действительно похож на мелкий мозг). Он отвечает за координацию движений и благодаря ему вы не двигаетесь, как робот со сгоревшей электроникой.

Он постоянно сравнивает то, какое движение вы хотели сделать с тем, чем реально занимаются ваши конечности и вмешивается, если замечает несоответствие. Мозжечок также помогает вам в аккуратности движений и освоении моторики – например, при игре в дартс вы должны благодарить именно его за происходящие улучшения. С каждым броском он подправляет ваши движения, пока не находит нужную позицию.

Оранжевым отмечены стволовая часть и мозжечок Через несколько миллионов лет вокруг стволовой части развились новые структуры (они похожи на ещё одну порцию мороженого, добавленную на стволовую часть). Эти части обеспечивали наших предков простыми эмоциями и мотивацией («эта еда была хорошая. Мне нравится эта еда. В следующий раз я приближусь, когда её увижу. А этот хищник был плохой. Я его буду избегать»). Также они обеспечивали реакцию «дерись или беги» и давали возможность обучаться с опытом и предсказывать возможные события, а не просто реагировать на них. Взгляните на крокодила, у которого эта часть мозга отсутствует. Богата ли его эмоциональная жизнь? То-то же. Единственная эмоция, приходящая на ум, это «Я сейчас, блин, тебя проглочу» Эти отделы мозга называются краевой, или лимбической системой (хотя многие учёные утверждают, что это обманчивый термин и эта система не является независимой). Также вам нужно знать названия (и притвориться, что вы понимаете, что они означают) мозжечковая миндалина и гиппокамп. Миндалина – небольшая вещичка, связываемая обычно с обработкой страха, агрессии и связью памяти с эмоциями. Если удалить миндалину у мыши (или человека), они становятся очень кроткими и перестают реагировать на то, что обычно вызывало ярость или страх. Гиппокамп выглядит, как морской конёк и обеспечивает работу долговременной памяти. Один из самых известных пациентов в истории нейрологии, у которого с обеих сторон был удалён гиппокамп, мог вспомнить то, что происходило с ним в прошлом, но был совершенно неспособен к формированию новых воспоминаний (страдал антретроградной амнезией). Через час после ссоры с медсестрой он мог дружески поприветствовать её и спросить, кто она такая. При этом повреждение влияло только на работу его сознательной памяти, но не влияло на выучивание двигательных навыков. Он мог выучить сложную двигательную задачу и не помнить об этом. Светлым отмечены регионы, принадлежащие к лимбической системе Последней появилась та часть, о которой вы обычно думаете, услышав слово «мозг». Кора головного мозга, с её морщинками и углублениями. Это последняя порция мороженого, покрывающая глубинные структуры мозга, которые мы только что обсудили. В общем нужно знать, что кора разделена на два полушария, каждое из которых состоит из четырёх регионов (или «долей»). Самая мелкая из них расположена в задней части головы, называется затылочной долей и отвечает за зрение. Зрительные сигналы проходят туда от глаз через весь мозг, чтобы затем их наделили смыслом и пережили сознательно. Если повредить этот регион, это может привести к различным нарушениям зрения: можно перестать видеть цвета или движение, перестать распознавать объекты – допустим, вы понимаете, что видите металлическую штучку, обычно используемую для еды, но не знаете, как, чёрт возьми, она называется (это называется визуальной агнозией). Доля, находящаяся за ушами, называется височной. Самой известной её функцией является обработка слуха и распознавание языка. Также у неё множество дополнительных свойств – обработка ритма, высоты звука и других функций обработки музыки, что позволяет вам наслаждаться Тейлор Свифт (или какая там у сегодняшних детишек крутая музыка) и сохранять понятия и смысл слов. Повредив эту долю, вы будете испытывать очень неприятные вещи. Существует слуховая агнозия, когда вы слышите звуки, но не понимаете их – например, услышав полицейскую сирену, вы не поймёте, что она значит. Есть сенсорная афазия, когда вы не понимаете речь и испытываете трудности с выражением своих мыслей.

Третья доля находится над височными и называется теменной. Там расположена соматосенсорная система, связанная со всеми чувствами и ощущениями снаружи и изнутри вашего тела. Эта доля позволяет вам чувствовать прикосновение меха котёнка, боль от удара головой и стонущие после вчерашних упражнений мускулы. Уверена, что вы будете удивлены, если я скажу, что этот симпатичный молодой человек находится в непосредственной связи с вашим регионом, отвечающим за ощущения. Его зовут «сенсорный гомункул» и он символизирует то, как ваше тело представлено в мозге. В соматосенсорной коре существуют отдельные части, связанные с частями тела, обрабатывающие ощущения, приходящие от них. Как вы могли заметить, ваши губы гораздо чувствительнее лодыжек; соответственно, часть мозга, ответственная за губы, занимает больше места (и нарисована у гомункула большего размера). Кроме этого, теменная доля играет важную роль в обеспечении внимания (особенно в правом полушарии). Если правая теменная доля поражается инсультом или другим недугом, может проявиться состояние, называемое «пренебрежением». Именно так оно и проявляется – вы игнорируете одну из частей вашего мира (левую). Вы не причёсываете, не бреете и не наносите косметику на левую часть лица, вы игнорируете левую часть тела и можете даже не распознавать вашу левую конечность, как свою собственную.

Последний, но не менее важный регион – лобная доля. Она чрезвычайно важна для того, что вы называете личностью, или осознанием себя.

Эти регионы не занимаются такими низшими занятиями, как сортировка сенсорной информации; они отвечают за то, что называется исполнительными функциями: планирование, принятие решений, контроль над эмоциями, концентрация внимания на нужных вещах и решение задач.

Повреждение этих частей не приведёт к немедленному проявлению таких явных нарушений, как пренебрежение или агнозия, но всё равно незаметно сыграет с вами злую шутку. Рассмотрим дело Финеаса Гейджа, человека, череп которого был пронзён железным штырём, уничтожившим почти всю левую часть лобной доли.

До несчастного случая это был дружелюбный и работящий человек. После этого Финеас превратился в импульсивного человека, не мог следовать своим планам и соблюдать баланс между «интеллектуальными способностями и животными наклонностями». Но его уровень интеллекта, память и общее функционирование не пострадали (он даже сам дошёл до доктора сразу после происшествия, описывая его в деталях и чихая частичками своего мозга). В результате в происшествии пострадала лишь его личность. Лобные доли очень многогранны: у пациентов, страдающих беспокойством, связь лобных долей с мозжечковой миндалиной более слабая (и следовательно, более слабый контроль эмоций). Также они отвечают за то, какой опыт будет перенесён в долговременную память, а какой – забыт и прочее. Кроме того, в лобной доле находится двигательная область коры головного мозга, отправляющая сигналы мускулам и обеспечивающая возможность двигаться. А работы у неё много: даже такая простая на вид задача, как схватить бутерброд, требует множества подсчётов – какие мускулы в каком порядке использовать и т.д. и т.п. Интересно, что когда-то люди думали, что научить робота играть в шахматы будет сложнее, чем научить его бегать. Но Deep Blue уже победила Каспарова, а попытки заставить роботов двигаться выглядят примерно так (прям как я на физкультуре в старших классах школы):

Так что, если вы спросите меня, то вопрос о том, как этот склизкий сгусток жира позволяет нам разбираться в загадках Вселенной и задавать вопросы и о смысле жизни, остаётся одним из самых сложных.

Источник: https://habr.com/post/396415/

Принятие решений: как мозг это делает

Наука

Новое исследование демонстрирует, как человек принимает решения. Птицы выбирают между ягодными кустарниками, и инвесторы сталкиваются с той же фундаментальной проблемой оптимального выбора с учетом затрат и выгод. Нейроэкономическое исследование, проведенное Монреальским неврологическим институтом, показало, что мозг использует два отдельных региона и два отдельных процесса при оценке выбора: речь идет о самих благах (к примеру, ягодные кустарники) и о действиях, необходимых для получения выбранного варианта (например, траектория полета к кустарникам).

Читайте также:  Знаки препинания при прямой речи

Выводы, опубликованные в последнем номере Journal of Neuroscience имеют жизненно важное значение не только для усовершенствования знаний о деятельности мозга, но и для понимания его функционирования вследствие повреждений фронтальной доли, что, как правило, сопровождает неврологические заболевания, начиная от инсульта и заканчивая слабоумием.

Принятие решения требует качественного сравнения, однако, всегда существовали спорные мнения относительно того, как эти сравнения происходят в мозгу: оценивается сам объект, или все же действие, необходимое для его получения.

Выбираем ли мы между вещами, которые нам нужны или между действиями, которые нужно предпринять, чтобы получить желаемое? «В данном исследовании мы хотели понять, как мозг использует ценную информацию для того, чтобы сделать выбор между различными действиями и различными объектами», — говорит ведущий специалист исследования невролог Лесли Фелоус (Lesley Fellows).

«Удивительно, но мы обнаружили, что на самом деле эти два механизма существуют абсолютно независимо друг от друга. В мозге происходят два разных процесса, с помощью которых решения принимаются в зависимости от того, между чем стоит выбор – между объектами или между действиями«.

Доктор Фелоус часто сталкивается с пациентами, у которых повреждена лобная доля мозга, а это именно та область, где расположены механизмы принятия решений. «Данное открытие дает нам больше понимания того, что происходит с мозгом пациентов, и может привести к новым методам лечения».

«Несмотря на повсеместность и важность процесса принятия решений, у нас до сих пор было ограниченное понимание того, как это происходит в нашем мозге».

Психологи, экономисты и экологи на протяжении десятилетий изучали процесс принятия решений, однако вопрос лишь относительно недавно заинтересовал неврологов, это своего рода пренебрежении к данному вопросу несколько удивляет.

Неврологи и психиатры, при этом, уже давно определили, что неспособность принимать решения является последствием серьезного количества расстройств, начиная от деменции и заканчивая различного рода зависимостями.

«Плохие» решения, принимаемые такими пациентами, могут привести к катастрофическим несоответствиям с общепринятыми нормами поведения в обществе и с правовой системой. «Данная область исследования помогает нам лучше понять функционирование мозга с поврежденной лобной долей.

В течение длительного периода времени нам было известно, что пациенты с поврежденной лобной долей крайне тяжело достигают каких-либо поставленных целей, однако, новое исследование показало, что таким пациентам, помимо прочего, очень трудно выбрать саму цель и следовать ей.

Это и объясняет их порой импульсивное, ненадлежащее поведение, которому они следуют».

В проведенном эксперименте оценивалось, как пациенты с поврежденной лобной долей реагируют на выбор между действиями и между объектами.

«Исследование поврежденной области мозга предоставляет четкие доказательства ее необходимости при реализации конкретных функций», — говорит Фелоус.

Две группы пациентов, у которых разные части лобных долей были повреждены, играли в игры, где они учились выбирать между объектами (колоды карт) или между действиями (движения джойстика). Они выигрывали или проигрывали условные деньги, тем самым учась какой выбор лучше.

Люди с поврежденной орбитофронтальной корой не были в состоянии сделать правильный выбор между объектами, зато они отлично справлялись с заданием, когда нужно было выбирать между действиями.

С другой стороны, люди с поврежденной частью лобной доли, известной как спинная передняя поясная кора, показывали противоположные результаты.

Они не так хорошо выбирали между действиями, однако, показали отличные результаты, когда выбор стоял между объектами.

Эти результаты говорят о том, что орбифронтальная кора играет важную роль в выборе цели, а спинная передняя поясная коры — в выборе действий для ее достижения. Судя по всему, мозг обладает двумя различными системами, ответственными за принятие решений.

Источник: https://www.infoniac.ru/news/Prinyatie-reshenii-kak-mozg-eto-delaet.html

как правильно в мозгу или в мозге

Вы когда-нибудь задумывались, как правильно в мозгу или в мозге? Недавно споткнулась на этом слове. Что вы делаете, когда не знаете, как правильно? Я склоняю на автомате.

Получается, в ком, в чём – в мозге. Откуда тогда «в мозгу?» Дательный падеж? Как так задать вопрос? Ведь нас же по вопросам учили определять падежи. Получить в дательном падеже «в мозгу» — не получается.

Поиски ответов на этот вопрос привели к интересному открытию: оказывается, в нашем языке не 6 падежей, как нас уверяли в школе, а 13 или 15, а может, и больше!

Большинство слов в других падежах имеют ту же форму, что и в каком-то из 6 известных. Поэтому взрослые решили облегчить нам или себе жизнь, и не объяснять, почему отдельные формы некоторых слов не подходят под 6 падежей, просто назвав это исключением.

И теперь, склоняя слова, мы приходим к выводу, что «в мозгу» – неправильно, ведь нет же такого падежа, что правильно – «в мозге». А заодно и: «в лесе», «в снеге», «в рае», «на крае». В шкафе.

А правильные, изначальные формы: в мозгу, в лесу, в снегу, в раю, на краю, на шкафу, в шкафу – скоро станут архаизмами, устареют и исчезнут из речи вовсе.

На самом деле, это не предложный падеж, а отдельный, самостоятельный, и называется он местный.

Местный падеж

Он отвечает на вопрос: Где? Часто совпадает с предложным падежом:

предложный падеж (о чем?)  о комнате
местный падеж (где?)            в комнате

Есть слова, у которых в местном падеже своя форма.

Иногда меняется только ударение, например:

предложный падеж (о чем?)  о тЕни
местный падеж (где?)            в тенИ

Вот поэтому если все дело (в чем?) в мозге, то это предложный падеж, а если извилины есть, то они (где?) в мозгу – местный падеж, а никакое не исключение. Теперь вы знаете, как правильно: в мозгу или в мозге.

Некоторые называют 9 падежей утраченными. Но как же утраченные, если мы так говорим, пользуемся ими, даже не зная о их существовании? На сайте грамота.ру уже говорят, что верны оба варианта: и в мозгу, и в мозге. Есть мнение, что в мозге – это когда речь об анатомическом органе, а если мозг в значении ума, сознания – то в мозгу: мысли вертятся в мозгу, а нейроны находятся в мозге.

Но вот Ожегов говорит лишь об одной форме: «в мозгу», думаю, потому что он знал, что есть такой падеж – местный. А мы забыли, не знаем, вот и начинаем придумывать.

Есть еще интересные падежи.

Они объясняют, почему ждать надо письма, у моря погоды, но маму и папу; почему задать жару, а не жара; выпить чаю, а не чая; почему знаем мы правду, а не знаем правды и еще много чего интересного.

Хотите об это узнать читайте статью «Сколько падежей в русском языке«. Кстати, определять падеж по вопросу не всегда получается, и лингвисты-филологи разрабатывали другие системы определения падежа.

 

Источник: https://blogginglife.club/kak-pravilno-v-mozgu-ili-v-mozge/

Может ли ваш мозг на самом деле «заполниться»?

Мозг — настоящее чудо. Кажущаяся бесконечной библиотека, полки которой хранят наши самые драгоценные воспоминания и знания нашей жизни. Есть ли момент, когда она достигает своего предела? Другими словами, может ли наш мозг быть «заполненным»?

Ответ будет звучать как «нет», но его объяснение потребует времени, потому что мозг — немного сложнее, чем просто копилка. Исследование, опубликованное в Nature Neuroscience, показало, что вместо того, чтобы просто накапливаться, старая информация иногда выталкивается из мозга, освобождая место для новых воспоминаний.

Предыдущие поведенческие исследования показали, что изучение новой информации может приводить к забыванию. Однако в этом исследовании ученые использовали новые методы нейровизуализации, чтобы впервые продемонстрировать, как этот эффект проявляется в мозге.

Эксперимент

Авторы работы поставили перед собой задачу выяснить, что происходит в мозгу, когда мы пытаемся запомнить информацию, похожую на то, что мы уже знаем. Это важно, потому что похожая информация, скорее всего, будет смешиваться с существующими знаниями и вытеснять подобное.

Чтобы сделать это, ученые исследовали, как меняется активность головного мозга, когда мы пытаемся вспомнить «целевую» информацию, то есть пытаемся припомнить что-то конкретное, пытаясь одновременно с этим усвоить что-то похожее («конкурирующая» память). Участников учили ассоциировать одно слово (скажем, слово «песок») с двумя различными изображениями — Мэрилин Монро и шляпы.

Выяснилось, что по мере того, как целевая информация вспоминалась чаще, мозговая активность для нее росла. Между тем активность мозга для конкурирующей информации одновременно с этим понижалась.

Это изменение было особенно заметно для областей возле фронтальной части мозга вроде префронтальной коры, по сравнению с ключевыми структурами памяти в середине мозга вроде гиппокампа, которые обычно связывают с потерей памяти.

Префронтальная кора участвует в ряде сложных познавательных процессов вроде планирования, принятия решений и выборочного извлечения воспоминаний. Обширные исследования показывают, что эта часть мозга работает в сочетании с гиппокампом, чтобы получить конкретные воспоминания.

Если гиппокамп — это поисковой движок, префронтальная кора — это фильтр, определяющий, какая память будет более релевантной. Это говорит о том, одного только хранения информации недостаточно для хорошей памяти. Мозг также должен уметь получать доступ к релевантной информации, не отвлекаясь на похожие конкурирующие части информации.

Лучше забыть

В повседневной жизни забывание имеет очевидные преимущества. Представьте, к примеру, что вы потеряли банковскую карту. Новая карта, которую вы получите, будет идти с новым PIN-кодом. Исследования показывают, что всякий раз, когда вы запоминаете новый PIN, вы постепенно забываете старый. Этот процесс улучшает доступ к релевантной информации, и старая информация не мешает.

И большинство из нас знакомо с этим чувством, когда старые воспоминания мешаются с новыми, релевантными. Допустим, вы пытаетесь вспомнить, где припарковали свой автомобиль в том же автопарке, где были неделю назад. Этот тип памяти (когда вы пытаетесь вспомнить новую, но похожу информацию) особенно восприимчив к помехам.

Когда мы получаем новую информацию, мозг автоматически пытается включить ее в существующую информацию, образуя ассоциации. И когда мы получаем информацию, одновременно с этим всплывает ассоциативная, но неактуальная информация.

Большинство предыдущих исследований были сосредоточены на том, как мы узнаем и запоминаем новую информацию. Но современные исследования начинают уделять больше внимания условиям, при которых мы забываем, их важность начинает расти.

Проклятие памяти

Очень немногие люди в состоянии вспомнить почти каждую деталь своей жизни в мельчайших подробностях; у них гипертиместический синдром. Назовите дату, и они скажут вам, где были и что делали в тот день. И хотя это может звучать как благо для многих людей, одаренные этой способностью часто находят ее обременительной.

Некоторые сообщают о неспособности думать о настоящем или будущем, поскольку словно постоянно живут прошлым, пойманные своими же воспоминаниями. Мы все, в принципе, могли бы страдать от этого, если бы у наших мозгов не было механизма обновления информации, которая больше не отвечает актуальности и считается ненужной.

На другом конце спектра находится явление, которое называют «ускоренной долговременной забывчивостью», оно часто наблюдается при эпилепсии и инсультах. Как следует из названия, люди забывают только что полученную информацию гораздо более быстрыми темпами, иногда в течение нескольких часов; это ненормально.

Считается, что в ее основе лежит отказ «консолидировать» или передавать новые воспоминания в долговременную память. Но процессы и влияние этой формы забывчивости остаются по большей части неизученными.

Исследования в этой области демонстрируют, что запоминание и забывание являются двумя сторонами одной медали. В некотором смысле забывание — это механизм сортировки воспоминаний нашего мозга, чтобы под рукой оставались наиболее релевантные воспоминания. Нормальная забывчивость может быть механизмом безопасности, который следит, чтобы наш мозг не переполнялся.

Читайте также:  Двусоставное предложение или нет?

Источник: https://Hi-News.ru/research-development/mozhet-li-vash-mozg-na-samom-dele-zapolnitsya.html

Строение центральной нервной системы

Головной и спинной мозг состоят из клеток, чьи названия и характеристики определяются их функциями. Клетки, характерные только для нервной системы, – это нейроныи нейроглия.

Нейроны это «рабочие лошадки» нервной системы.

Они посылают и принимают сигналы от головного мозга и к нему через сеть взаимосвязей, столь многочисленных и сложных, что их совершенно невозможно подсчитать или составить их полную схему.

В лучшем случае можно приблизительно сказать, что в мозгу находятся сотни миллиардов нейронов и во много раз больше связей между ними.

Рисунок 1. Нейроны

К опухолям головного мозга, возникающим из нейронов или их предшественников, относятся эмбриональные опухоли (ранее их называли примитивные нейроэктодермальные опухоли — ПНЭО), такие как медуллобластомы и пинеобластомы.

Мозговые клетки второго типа носят название нейроглии. В буквальном смысле это слово означает «клей, скрепляющий нервы» – таким образом, уже из самого названия видна вспомогательная роль этих клеток.

Другая часть нейроглии содействует работе нейронов, окружая их, питая и удаляя продукты их распада.

Нейроглиальных клеток в головном мозге гораздо больше, чем нейронов, и более половины опухолей головного мозга развивается именно из нейроглии.

Опухоли, возникающие из нейроглиальных (глиальных) клеток, в общем случае называют глиомами.

Однако в зависимости от конкретного типа глиальных клеток, вовлеченных в опухоль, она может иметь то или иное специфическое название.

Самые распространeнные глиальные опухоли у детей – мозжечковые и полушарные астроцитомы, глиомы ствола мозга, глиомы зрительныйх путей, эпендимомы и ганглиоглиомы. Виды опухолей подробнее описаны в этой статье.

Строение головного мозга

Головной мозг имеет очень сложное строение. Различают несколько больших его отделов: большие полушария; ствол головного мозга: средний мозг, мост, продолговатый мозг; мозжечок.

Рисунок 2. Строение головного мозга

Если посмотреть на головной мозг сверху и сбоку, то мы увидим правое и левое полушария, между которыми располагается разделяющая их большая борозда — межполушарная, или продольная щель.

В глубине мозга находится мозолистое тело пучок нервных волокон, соединяющий две половины мозга и позволяющих передавать информацию от одного полушария к другому и обратно.

Поверхность полушарий изрезана более или менее глубоко проникающими щелями и бороздами, между которыми расположены извилины.

https://www.youtube.com/watch?v=AOyxr4ibiyg

Складчатую поверхность головного мозга называют корой. Ее образуют тела миллиардов нервных клеток, из-за их темного цвета вещество коры получило название «серое вещество». Кору можно рассматривать как карту, где разные участки отвечают за различные функции головного мозга. Кора покрывает правое и левое полушария головного мозга.

Именно полушария головного мозга отвечают за обработку информации, поступающей от органов чувств, а также за мышление, логику, обучение и память, то есть за те функции, которые мы называем разумом.

Рисунок 3. Строение полушария головного мозга

Несколько больших углублений (борозд) делят каждое полушарие на четыре доли:

  • лобную (фронтальную);
  • височную;
  • теменную (париетальную);
  • затылочную.

Лобные доли обеспечивают «творческое», или абстрактное, мышление, выражение эмоций, выразительность речи, контролируют произвольные движения. В значительной мере отвечают за интеллект и социальное поведение человека.

В числе их функций – планирование действий, расстановка приоритетов, концентрация внимания, воспоминания и контроль над поведением. Повреждение передней части лобной доли может привести к агрессивному асоциальному поведению.

В задней части лобных долей находится моторная(двигательная) зона, где определенные области управляют разными видами двигательной активности: глотанием, жеванием, артикуляцией, движениями рук, ног, пальцев и т.д.

Иногда перед операцией на головном мозге делают стимуляцию коры, чтобы получить точную картину моторной зоны с указанием функций каждого участка: иначе существует опасность повреждения или удаления фрагментов ткани, важных для этих функций.

Теменные доли ответственны за чувство осязания, восприятие давления, боли, тепла и холода, а также за вычислительные и речевые навыки, ориентацию тела в пространстве.

В передней части теменной доли располагается так называемая сенсорная (чувствительная) зона, куда сходится информация о влиянии окружающего мира на наше тело от болевых, температурных и других рецепторов.

Височные доли в значительной мере отвечает за память, слух и способность воспринимать устную или письменную информацию. В них также есть и дополнительные сложные объекты.

Так, миндалевидные тела (миндалины) играют важную роль в возникновении таких состояний, как волнение, агрессия, страх или гнев.

В свою очередь, миндалины связаны с гиппокампом, который содействует формированию воспоминаний из пережитых событий.

Затылочные доли – зрительный центр мозга, анализирующий информацию, которая поступает от глаз. Левая затылочная доля получает информацию из правого поля зрения, а правая – из левого.

Хотя все доли больших полушарий отвечают за определенные функции, они не действуют в одиночку, и ни один процесс не связан только с одной определенной долей.

Благодаря огромной сети взаимосвязей в головном мозге всегда существует коммуникация между разными полушариями и долями, а также между подкорковыми структурами. Мозг функционирует как единое целое.

Мозжечок –структура меньшего размера, которая располагается в нижней задней части мозга, под большими полушариями, и отделен от них отростком твердой мозговой оболочки – так называемым наметом мозжечкаили палаткой мозжечка (тенториумом). По размеру он приблизительно в восемь раз меньше переднего мозга. Мозжечок непрерывно и автоматически осуществляет тонкое регулирование координации движений и равновесия тела.

Если в мозжечке вырастает опухоль, у больного могут возникнуть нарушения походки (атактическая походка) или движений (резкие рывкообразные движения). Могут появиться также проблемы с работой рук и глазомером.

Ствол мозга отходит вниз от центра головного мозга и проходит перед мозжечком, после чего сливается с верхней частью спинного мозга.

Ствол мозга отвечает за базовые функции организма, многие из которых осуществляются автоматически, вне нашего сознательного контроля, такие как сердцебиение и дыхание. В ствол входят следующие части:

  • Продолговатый мозг, который управляет дыханием, глотанием, артериальным давлением и частотой сердечных сокращений.
  • Варолиев мост(или просто мост), который соединяет мозжечок с большим мозгом.
  • Средний мозг, который участвует в осуществлении функций зрения и слуха.

Вдоль всего ствола мозга проходит ретикулярная формация(или ретикулярная субстанция) – структура, которая отвечает за пробуждение от сна и за реакции возбуждения, а также играет важную роль в регуляции мышечного тонуса, дыхания и сердечных сокращений.

Промежуточный мозг располагается над средним мозгом. В его состав входят, в частности, таламус и гипоталамус.

Гипоталамус это регуляторный центр, участвующий во многих важных функциях организма: в регуляции секреции гормонов (включая гормоны расположенного поблизости гипофиза), в работе автономной нервной системы, процессах пищеварения и сна, а также в контроле температуры тела, эмоций, сексуальности и т.п. Над гипоталамусом расположен таламус, который обрабатывает значительную часть информации, поступающей к головного мозгу и идущей от него.

12 пар черепно-мозговых нервов в медицинской практике нумеруются римскими цифрами от I до XII, при этом в каждой из этих пар один нерв отвечает левой стороне тела, а другой – правой.

ЧМН отходит от ствола мозга. Они контролируют такие важные функции, как глотание, движения мышц лица, плеч и шеи, а также ощущения (зрение, вкус, слух).

Главные нервы, передающие информацию к остальным частям тела, проходят через ствол мозга.

Нервные окончания перекрещиваются в продолговатом мозге так, что левая сторона головного мозга управляет правой стороной тела – и наоборот.

Поэтому опухоли, образовавшиеся в левой или правой части мозга, могут влиять на подвижность и чувствительность противоположной стороны тела (исключением здесь является мозжечок, где левая сторона посылает сигналы к левой руке и левой ноге, а правая – к правым конечностям).

Мозговые оболочки питают, защищают головной и спинной мозг.

Располагаются тремя слоями друг под другом: сразу под черепом находится твердая оболочка (dura mater), имеющая наибольшее количество болевых рецепторов в организме (в мозге их нет), под ней паутинная (arachnoidea), и ниже – ближайшая к мозгу сосудистая, или мягкая оболочка (pia mater).

Спинномозговая (или цереброспинальная) жидкость – это прозрачная водянистая жидкость, которая формирует еще один защитный слой вокруг головного и спинного мозга, смягчая удары и сотрясения, питая мозг и выводя ненужные продукты его жизнедеятельности.

В обычной ситуации ликвор важен и полезен, но он может играть и вредную для организма роль, если опухоль головного мозга блокирует отток ликвора из желудочка или если ликвор вырабатывается в избыточном количестве. Тогда жидкость скапливается в головном мозге. Такое состояние называют гидроцефалией, или водянкой головного мозга.

Поскольку внутри черепной коробки свободного места для лишней жидкости практически нет, возникает повышенное внутричерепное давление (ВЧД).

У ребёнка могут возникнуть головные боли, рвота, нарушения координации движений, сонливость. Нередко именно эти симптомы и становятся первыми наблюдаемыми признаками опухоли головного мозга.

Строение спинного мозга

Спинной мозг – это фактически продолжение головного мозга, окруженное теми же оболочками и спинномозговой жидкостью. Он составляет две трети ЦНС и является своего рода проводящей системой для нервных импульсов.

Рисунок 4. Строение позвонка и расположение спинного мозга в нем

Спинной мозг составляет две трети ЦНС и является своего рода проводящей системой для нервных импульсов. Сенсорная информация (ощущения от прикосновения, температура, давление, боль) идет через него к головному мозгу, а двигательные команды (моторная функция) и рефлексы проходят от головного мозга через спинной ко всем частям тела.

Гибкий, состоящий из костей позвоночный столбзащищает спинной мозг от внешних воздействий. Кости, составляющие позвоночник, называют позвонками;их выступающие части можно прощупать вдоль спины и задней части шеи.

Различные части позвоночника называют отделами (уровнями), всего их пять: шейный (С), грудной (Th), поясничный (L), крестцовый (S) и копчиковый[1].

[1] Отделы позвоночника обозначаются латинскими символами по начальным буквам соответствующих латинских названий.

Внутри каждого отдела позвонки пронумерованы.

Рисунок 5. Отделы позвоночника

Опухоль спинного мозга может образоваться в любом отделе –например, говорят, что опухоль обнаружена на уровне С1-С3 или на уровне L5. Вдоль всего позвоночного столба от спинного мозга отходят спинномозговые нервы в количестве 31 пары. Они связаны со спинным мозгом через нервные корешки и проходят через отверстия в позвонках к различным частям тела.

Опухоли могут развиваться внутри спинного мозга (интрамедуллярные опухоли) или с его внешней стороны (экстрамедуллярные опухоли). Так как внутри позвоночника для роста опухоли очень мало места, она начинает сдавливать спинной мозг, и именно с этим связаны наблюдаемые симптомы.

При опухолях спинного мозга возникают нарушения двух видов. Локальные (очаговые) симптомы – боль, слабость или расстройства чувствительности – связаны с ростом опухоли в конкретной области, когда этот рост затрагивает кость и/или корешки спинномозговых нервов.

Читайте также:  "потому что" запятая где ставится - перед или после?

Более общие нарушения связаны с нарушением передачи нервных импульсов через затронутую опухолью часть спинного мозга. Может возникнуть слабость, потеря чувствительности или управления мышцами в той области тела, которая управляется спинным мозгом ниже уровня опухоли (паралич или парез).

Возможны нарушения мочеиспускания и дефекации (опорожнения кишечника).

Во время операции по удалению опухоли хирургу иногда приходится удалять фрагмент внешней костной ткани (пластинку дуги позвонка, или дужку), чтобы добраться до опухоли.

Это может впоследствии спровоцировать искривление позвоночника, поэтому такой ребенок должен наблюдаться у ортопеда.

Локализация опухоли в ЦНС

Первичная опухоль головного мозга (то есть та, которая изначально родилась в данном месте и не является метастазом опухоли, возникшей в другом месте тела человека) может быть либо доброкачественной, либо злокачественной.

Доброкачественная опухоль не прорастает в соседние органы и ткани, а растет, как бы отодвигая, смещая их. Злокачественное новообразование быстро растет, прорастая в соседние ткани и органы, и часто дает метастазы, распространяясь по организму.

Первичные опухоли головного мозга, диагностируемые у взрослых, как правило, не распространяются за пределы ЦНС.

Деление опухолей ЦНС на доброкачественные и злокачественные является условным, с точки зрения как пациента, так и врача.

Дело в том, что доброкачественная опухоль, развивающаяся в другой части тела, может расти годами, не вызывая нарушения функции и не представляя угрозы для жизни и здоровья пациента.

Рост же доброкачественной опухоли в полости черепа или спинномозговом канале, где мало места, быстро вызывает смещение структур мозга и появление угрожающих жизни симптомов.

Удаление доброкачественной опухоли ЦНС также сопряжено с большим риском и не всегда возможно в полном объеме, учитывая количество и характер структур мозга, прилежащих к ней.

Первичные опухоли делят на низко- и высокозлокачественные. Для первых, как и для доброкачественных, характерен медленный рост и, в целом, благоприятный прогноз. Но иногда они могут перерождаться в агрессивный (высокозлокачественный) рак. Подробнее о видах опухолей мозга в статье.

Источник: https://oncobrain.ru/brain_tumors/the_structure_of_the_central_nervous_system.html

Поиск ответа

Всего найдено: 10

Скажите, как правильно: операция на мозг или операция на мозгЕ? Контекст такой: Мозг не имеет нервных окончаний, поэтому хирург может делать операцию на мозге человека, находящегося в сознании. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Верно: операция на мозге.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, корректен ли заголовок: «Интересные факты о мужчинах и их мозге»?

Ответ справочной службы русского языка

Трудность с ед. ч. слова мозг? Такое употребление вполне корректно.

Как склонять название села Новый Сад без родового слова: в Новом Саде или В Новом Саду? Почему?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: в Новом Саде. «Словарь грамматических вариантов русского языка» Л. К. Граудиной, В. А. Ицковича, Л. П. Катлинской (М., 2008) указывает, что если существительное употреблено в сочетании с прилагательным, то в нейтральном стиле письменной и устной речи выбирается форма на -е, ср.: в Хабаровском крае, в телевизионном мосте, в головном мозге, в длительном отпуске.

подскажите пожалуйста, как правильно: в мозгу или в мозге? спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта правильны.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста. Есть известная цитата: «величайшие события в мире — это те, которые происходят в мозгу у человека».

Но ведь правильно: «в мозге». Или нет?

Подскажите и объясните, пожалуйста.

Ответ справочной службы русского языка

Возможны варианты.

Орфографический словарь

мозг, -а, предл. в мозге и в мозгу, мн. -и, -ов

Скажите, пожалуйста, как правильно: «изменения в мозге» или «изменения в мозгу»? Спасибо. Joseph

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны. Как правильно: «в мозге» или «в мозгу»?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны. Подскажите:1)В головном мозгЕ или в головном мозгУ, т. е. влияет ли наличие прилагательного на окончание? 2) «по новой» в значении еще раз — нужен дефис?

Ответ справочной службы русского языка

1. Корректны оба варианта. 2. Правильно раздельное написание: _по новой_. как правльно в мозгУ или в мозгЕ??? если употребимы оба варанта, то есть ли все же между ними какая-нибедь разница??

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта употребляются как равноправные. Какое окончание является правильным: B-субъединицы, представленной в мозгЕ? Или …в мозгУ? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Это равноправные варианты .

Источник: http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%B5

В мозге или в мозгу? — как правильно говорить

В лифте двое сотрудников обсуждают общую проблему. Один говорит:

— Постой, кажется, у меня сейчас одна здравая мысль мелькнула в мозге… то есть в мозгу… или в мозге?

Разные источники отвечают на этот вопрос по-разному. Так, справочная служба интернет-портала «Русский язык» (gramota.ru) считает оба варианта равноправными: по ее мнению, в любой ситуации вы можете выбирать то, что вам больше нравится, — или «в мозге», или «в мозгу». Толковый словарь Ожегова-Шведовой, со своей стороны, предлагает нам только один вариант предложного падежа: в мозгу.

Не знаю, как вам, а мне ближе и понятнее всего рекомендации Орфоэпического словаря под редакцией Аванесова. Там действует четкое разделение по смыслу.

Если речь идет о мозге как органе или веществе, используется форма «В МОЗГЕ» (врачи заметили изменения в мозге). Если же «мозг» — это сознание, ум, говорите «В МОЗГУ». Мысль промелькнула в мозгу.

Разграничение, конечно, тонкое — но запоминается хорошо.

Раж и кураж

Мне недавно попался на глаза гороскоп на предстоящую неделю. Ко мне там были обращены следующие слова: «Вы не должны впадать в раж, а только в хороший кураж«…

Ну, допустим, я согласна с тем, что впадать в раж — то есть в неистовство, сильное возбуждение, — никому не полезно, мне в том числе. Но что такое «хороший кураж», в который я, по предписанию астролога, могу впадать без опасений?.. Кроме того, слова «раж» и «кураж» подозрительно похожи, они замечательно рифмуются. Может быть, это вообще однокоренные слова?

Начнем с куражА. Кстати, именно такое ударение в косвенных падежах — на окончании. Кураж, куражА, куражУ… и т.д. Кураж — слово иностранное, французское. Там оно так и звучит — «courage» (отвага). Но французская «отвага» — не совсем наш «кураж».

Так уж получилось, что в русском языке слово «кураж» стало означать показную смелость, некое непринужденно-развязное состояние. Мало того, что в словарях рядом со словом «кураж» помета «устарелое», так в нем еще и явно слышится некий негативный оттенок. Кстати, во времена Даля «кураж» значило «хмель».

Он под куражом, у него кураж в голове — он навеселе, он выпил, проще говоря.

Честно говоря, я по-прежнему не очень хорошо понимаю, что имели в виду авторы гороскопа, когда говорили о «хорошем кураже». Для русского языка «хороший кураж» — нечто плохо определимое. Вот во французском языке — да…

Теперь — «раж». Тоже, между прочим, французское слово. «Rage» — бешенство, ярость (от латинского rabies — бешенство). В русском языке «раж» — это сильное возбуждение, неистовство. Очень близко к французской «ярости».

Что же у нас получается? Получается, что несмотря на внешнее сходство и даже — в чем-то — смысловую близость, слова «раж» и «кураж» в русском языке никак между собой не связаны.

Так же, как не связаны они и с исконно русским словом «ражий»: коренастый, сильный, крепкий, дородный, здоровый. «Ражий» — это прилагательное от славянского «razъ» — то есть раз!

Источник: https://rg.ru/2007/04/13/koroleva.html

Как правильно говорить: в мозге или в мозгу?

Как правильно говорить: в мозге или в мозгу?

  • А мне так кажется, что если по смыслу слово связано с органом человека (например, quot;врачом замечены изменения в мозгеquot;), лучше звучит именно quot;в мозгеquot;. А если в смысле слова quot;умquot; (например, quot;у меня в мозгу промелькнула мысльquot;), то благозвучнее, по крайней мере для меня, употребить словосочетание quot;в мозгуquot;. Но, по-моему, Грамота.ру разрешает говорить и так, и так.
  • Если речь именно о месте нахождения чего-либо в мозгу, то тогда правильно говорить и писать именно в мозгУ, т.к. для единственного числа слова мозг существует т.н. местный падеж, форма слова в котором отличается от формы предложного падежа о мозге.
  • Наверное абсолютно правильно – в мозгах.ИМХО.
  • Я думаю так в твоих глазах – в твоих рукахт.е. сыСля)полушария 2 – т.е в мозгаху и е как то мозг подрезает -ибо в моих мозгах куках ногах и глазах и ГОловах – полный аХ
    • Смотря в каком контексте…
    • Если не знаете как сказать, скажите просто в голове!
    • Выход ведь есть всегда)))
  • Честно говоря, правильного ответа я не знаю. Поэтому я quot;обошелquot; бы эти фразы, применив аналогичные по смыслу. Русский язык – Велик и Могуч. Это сказано недаром.

    К примеру: как правильно сказать – льщу или льстю? Допустим, я не знаю. Предложение quot;Возможно, я льщу/льстю ему.quot; можно перефразировать так: quot;Возможно, в моих словах была лесть в его адрес.quot; Во втором случае вряд ли кто усомнится в невежестве или неуважении, а в первом сложнее – еще выяснить надо, как там правильно…

  • Кстати, непростой и очень интересный вопрос. В русском языке сколько имеется падежей существительного? Шесть? Не совсем правильно. Перечислим, как нас учили в школе: 1.именительный, 2.родитетельный, 3.дательный, 4.винительный, 5.творительный, 6.предложный. В вопросе речь идет о предложном падеже.

    Но в школе не говорят, что существует еще местный падеж – его используют для обозначения места пребывания. В большинстве случаев форма существительного в местном падеже совпадает с формой в предложным падеже, поэтому местный падеж часто (например, в школе) не считается отдельным падежом. Однако, слово мозг имеет местный падеж.

    В единственном числе – quot;в мозгуquot;, а во множественном числе местный падеж совпадает с предложным.

    1. Анатомическое: в мозге;
    2. Про ум, когда одна извилина: в мозгу;
    3. То же, когда побольше извилин: в мозгах
  • Разные источники отвечают на этот каверзный вопрос по-разному.

    Так, справочная служба портала quot;Русский языкquot; (адрес gramota.ru) считает оба этих варианта равноправными. Но толковый словарь Ожегова-Шведовой предлагает нам только вариант предложного падежа: в мозгу.

    Но есть еще рекомендации Орфоэпического словаря под ред. Аванесова. Рекомендуется: если речь идет о мозге как об органе или же веществе, то тогда используется форма падежа quot;В МОЗГЕquot; . Если же quot;мозгquot; употребляется в значении – сознание или ум, то говорите quot;В МОЗГУquot;.

  • В толковом словаре Ожегова написано, что правильно говорить quot;в мозгуquot; или уже quot;в мозгахquot; (их же все-таки много, по крайней мере, у умных людей). Однако нашла в правилах информацию, что если речь идет о мозге как об органе, то правильно будет quot;в мозгеquot; с ударением на первый слог. Поэтому считаю оба варианта верными.

  • Смотря что вы имеете ввиду, когда связываете какое-то действие с мозгом.

    Если говорить о мозге абстрактно, то говориться в мозгЕ. Например: У тебя в мозге нет никаких знаний.

    А если говорить, например, о нахождении какого-либо предмета, то в мозгУ. Например: У моего дедушки в мозгу нашли осколок снаряда.

Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/kak-pravilno-govorit-v-mozge-ili-v-mozgu/

Ссылка на основную публикацию