Род глагола — как определить?

Род глагола - как определить?

Современные ученые-лингвисты сходятся во мнении, что первым словом, произнесенным древними гоминидами на стадии перехода от обезьяны к человеку, был глагол. Питекантропу или Австралопитеку были чужды абстрактные понятия, не задумывался он о смысле жизни, не пытался в подробностях описать тонкие оттенки вечернего неба, возможно, даже до осознания себя, как личности, было еще далеко. Ему было важно крикнуть соплеменнику: «бежать!» — и тем спасти ему жизнь и повысить выживаемость рода. В большинстве языков главных глаголов 4: «быть», «иметь», «делать» и «ходить». Определенные признаки четко указывают, что если эти слова появились в языке и не первыми (хотя вероятность этого высока), то одними из первых – несомненно. В той или иной степени, они участвуют в грамматических структурах, образовывают сложные времена.

Все остальные глаголы также играют первостепенную роль в любом языке – именно эта часть речи несет основную смысловую нагрузку в предложении.

Например, в английском языке неполное предложение – без подлежащего и/или сказуемого — возможно только в разговорной речи; в официальных документах или художественной литературе оно категорически недопустимо.

В русском языке мы можем использовать безглагольные фразы в качестве, например, ответа на вопрос:

— Из чего сделан этот стул?- Из дерева.

Описательные структуры типа сочетаний «прилагательное + существительное» редко являются полноценными предложениями и также используются в качестве кратких реплик в неформальном общении.

Кстати, часто мы ошибочно думаем, что в нашей родной речи в настоящем времени глагол используется не всегда: «Мне 28 лет и несколько месяцев». На самом деле, это все тот же глагол «быть», который мы опускаем, но подразумеваем.

Стоит перевести фразу в прошедшее время – и он проявляется: «Мне было 28 лет и несколько месяцев, а теперь мне (есть) 29». В английском, французском и многих других языках этот номер не проходит, в буквальном переводе фразы так и звучат: «Я есть девочка. Я есть ученица.

Мне есть 15 лет, а в этой комнате есть кошка». Английское verb (глагол) происходит от латинского verbum (слово) – значит, изначально два эти понятия были идентичны, что доказывает уникальное положение этой части речи в любом языке.

В школе учат, что «глаголы изменяются по родам, лицам, числам и временам», однако оговоримся, что это правило безоговорочно справедливо только для русского языка. Например, жители туманного Альбиона обходятся без будущего времени – такой грамматической формы глагола у них нет, приходится довольствоваться уже устоявшимися структурами.

Разделение по лицам у них весьма условно и существует только в настоящем времени, а про рода в этом прекрасном королевстве уже много веков никто и не вспоминает. Но вернемся к славянским корням – у нас-то рода есть, правда, только в прошедшем времени и единственном числе.

В детстве мы запоминаем способ распознавания родов части речи по словосочетанию «он мой/она моя/оно моё» или вопросу «Что делал? Что делала?», но этот способ представляется малонадежным, а кроме того, он требует определенного языкового чутья. Кто помешает иностранцу сказать: «Стол – она моя» или «Что делал? Работала»? Требуется более верный признак.

Он есть.

Русский язык – флективный, то есть слова в нем изменяются при помощи аффиксов, а говоря проще – приставок, суффиксов и окончаний. Вот последние-то нас и интересуют больше всего. В нашей речи окончание выполняет сразу несколько грамматических функций. Например, в слове «красивый» по окончанию «-ый» мы понимаем, что речь идет о предмете мужского рода в единственном числе.

Вернемся к глаголам. Как уже было сказано, род проявляется только в глаголах прошедшего времени, значит, каждый из них приобретает суффикс «л». Нулевое окончание (читал_) свидетельствует о глаголе мужского рода, окончание «а» (читала) указывает на женский род, и «о» (светало) – на средний.

Некоторые учителя советуют проверить, с каким существительным соотносится глагол, так как их рода будут совпадать. Например: «Волк напал на овцу». «Волк» — он мой – существительное мужского рода, значит, этот признак можно смело переносить и на глагол.

Некоторую сложность могут представлять возвратные глаголы на «–ся», однако на самом деле все просто: окончание у этих слов стоит до возвратного суффикса: испугалась (женский род), не спалось (средний), резвился (нулевое окончание, мужской род).

На самом деле, носители языка делают это автоматически за десятые доли секунды, практический механизм определения рода может быть полезен только изучающим язык иностранцам. Для русского языка этот алгоритм предельно краток и прост.

Источник: http://kakimenno.ru/obrazovanie-i-nauka/srednee-obrazovanie/1848-kak-opredelit-rod-glagola.html

Времена глаголов

Как обозначить изменение глагола по временам? В русском языке для этих целей существует такой грамматический признак как время глагола. В статье описаны способы определения времени глагола, особенности спряжения глагола по временам, а также разновидности данного грамматического признака.

Род глагола - как определить?

Время глагола – это грамматический признак глагола, обозначающий изменение глаголов по временам. Категория времени представлена системой противопоставляемых друг другу глагольных форм прошлого (ходил, смеялся), будущего (запишу, буду читать) и настоящего времени (верю, стоите), и служит для определения времени, в которое осуществляется названное глаголом действие или процесс. Категория времени присуща только глагольным формам изъявительного наклонения.

Существует три времени глаголов в русском языке:

  • Прошедшее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи (вчера вы вернулись из отпуска, весь год он работал над проектом).
  • Настоящее время глагола показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи (я сейчас делаю уроки, они сейчас идут в кино). Также формы настоящего времени могут указывать на типичные или постоянные действия, которые не связаны непосредственно с моментом речи (она всегда обедает в кафе, газета выходит по четвергам).
  • Будущее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем (завтра я весь день буду работать, через неделю они посетят музей).

От вида глагола напрямую зависит то, какие времена имеет глагол: глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен, тогда как глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времен.

Формы времени глаголов образуются при помощи ряда словообразующих суффиксов и изменяются по числам, лицам и родам. По представленной таблице вы можете ознакомиться с особенностями спряжения глаголов по временам и понять, как определить время глагола по его спрягаемой форме.

Прошедшее время Настоящее время Будущее время
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
Муж. род смотрел,
нарисовал
смотрели,
нарисовали
1-е лицо смотрю,
мою
смотрим,
моем
буду смотреть,
нарисую
будем смотреть,
нарисуем
Жен. род смотрела,
нарисовала
2-е лицо смотришь,
моешь
смотрите,
моете
будешь смотреть,
нарисуешь
будете смотреть,
нарисуете
Ср. род смотрело,
нарисовало
3-е лицо смотрит,
моет
смотрят,
моют
будет смотреть,
нарисует
будут смотреть,
нарисуют

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 740.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/vremena-glagolov

Прошедшее время глаголов

Глагол имеет категорию времени. Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до того момента, как о нём стали говорить (т.е. до момента речи).

  • Например:
  • что делал? — рисовал
  • что сделал? — нарисовал
  • Прошедшее время глаголов образуется от неопределённой формы глагола при помощи суффикса -л- и родовых окончаний ,  или окончания во множественном числе.
  • клеить — клеила, клеили
  • При этом в глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и перед суффиксом -ть в глаголах неопределённой формы.
  • обидеть — обидело, обидела;
  • посеять — посеяли, посеяла.

Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по числам: рисовал (ед. ч.) — рисовали (мн. ч.)

  1. Глаголы в форме единственного числа прошедшего времени изменяются по родам. Род глагола передаётся с помощью окончаний:
  2. мужской род в прошедшем времени имеет нулевое окончание (рисовал )
  3. женский род в прошедшем времени имеет окончание (рисовала)
  4. средний род в прошедшем времени имеет окончание (рисовало)
  5. Глаголы в форме прошедшего времени по лицам не изменяются.
  6. Пример изменения глаголов в прошедшем времени:
Неопределённая форма Прошедшее время
единственное число множ. число
м.р. ж. р. ср. р.
рисовать рисовал  рисовала рисовало рисовали
везти вёз везла везло везли
печь пёк пекла пекло́ пекли

О настоящем и будущем времени глаголов смотри по ссылкам.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

  • Настоящее время глаголов
  • Будущее время глаголов
  • Неопределённая форма (инфинитив) глагола
  • Возвратные глаголы
  • Времена глагола
  • Лицо и число глагола
  • Спряжение глаголов
  • Вид глаголов
  • Морфологический разбор глагола
  • Части речи
  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Имя числительное
  • Местоимение
  • Глагол
  • Наречие
  • Частица
  • Союз
  • Предлог
  • Морфология и морфологический разбор
Читайте также:  Не и ни с глаголами

Правило встречается в следующих упражнениях:

  1. 2 класс
  2. Упражнение 148, Полякова, Учебник, 2 часть
  3. Упражнение 150, Полякова, Учебник, 2 часть
  4. Упражнение 151, Полякова, Учебник, 2 часть
  5. Упражнение 152, Полякова, Учебник, 2 часть
  6. Упражнение 153, Полякова, Учебник, 2 часть
  7. Упражнение 167, Полякова, Учебник, 2 часть
  8. Упражнение 184, Полякова, Учебник, 2 часть
  9. Упражнение 203, Полякова, Учебник, 2 часть
  10. Упражнение 204, Полякова, Учебник, 2 часть
  11. Упражнение 208, Полякова, Учебник, 2 часть
  12. 3 класс
  13. Упражнение 195, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  14. Упражнение 220, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  15. Упражнение 170, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  16. Упражнение 151, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
  17. Упражнение 155, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
  18. Упражнение 121, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  19. Упражнение 123, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  20. Упражнение 49, Полякова, Учебник, 1 часть
  21. Упражнение 201, Полякова, Учебник, 1 часть
  22. Упражнение 373, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
  23. 4 класс
  24. Упражнение 300, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  25. Упражнение 95, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  26. Упражнение 144, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  27. Упражнение 156, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  28. Упражнение 217, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
  29. Упражнение 144, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  30. Упражнение 81, Полякова, Учебник, 2 часть
  31. Упражнение 4, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
  32. Упражнение 654, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
  33. Упражнение 681, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
  34. 5 класс
  35. Упражнение 231, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  36. 6 класс
  37. Упражнение 317, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  38. Упражнение 328, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
  39. Упражнение 340, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
  40. Упражнение 385, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
  41. Упражнение 457, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
  42. Упражнение 474, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
  43. Упражнение 516, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
  44. Упражнение 545, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
  45. Упражнение 302, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  46. Упражнение 312, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  47. 7 класс
  48. Упражнение 484, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  49. Упражнение 501, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  50. 8 класс
  51. Упражнение 64, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
  52. Упражнение 111, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
  53. Упражнение 223, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
  54. Упражнение 235, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
  55. Упражнение 325, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
  56. Упражнение 363, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
  • © budu5.com, 2019
  • Пользовательское соглашение
  • Copyright
  • Нашли ошибку?
  • Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/61

Когда можно определять род у глагола. Как определить род глагола во множественном числе

22.09.2019

Как определить род глагола?

    Есть три рода глагола: мужской женский и средний. Определить их можно следующим образом:

    • мужской род — нулевое окончание (наприме, ходил);
    • женский род — окончание на quot;аquot; (ходилА);
    • средний род — окончание на quot;оquot; (ходилО).

    Окончание на quot;иquot; имеет множественное число, следовательно, род определить нельзя.

    Род глагола возможно определить только в случае, если глагол используется в прошедшем времени (и только в единственном числе). Для определения рода достаточно посмотреть на окончание: у мужского рода — нулевое, у женского — а, у среднего — о.

    Род глагола можно определить лишь в прошедшем времен
    и. У глаголов мужского рода окончание нулевое, женского рода — А, среднего — О. Во множественном числе категория рода не выделяется вовсе, окончание И:

    Почему у глаголов в прошедшем времени вообще есть род? Да потому что никакие это не глаголы с исторической точки зрения, а особые причастия.

    Точно так, как в английском языке существуют времена, состоящие из двух глагольных форм (have been, have decided и т. д.

    ), так и в древнерусском языке были свои сложные конструкции, доходящие до трх элементов! В древнерусском языке вообще было гораздо больше прошедших времн, чем могут себе представить те, кого пугает их изучение в европейских языках.

    Остатки форм плюсквамперфекта сохранились в зачине сказок — quot;жили-былиquot;. Поскольку причастия обладают некоторыми чертами прилагательных, среди которых и категория рода, то и у quot;нашихquot; особых причастий эта категория выделялась. Подробней о системе прошедших времн в древнерусском языке и о том, как она распадалась, можно прочитать здесь.

    • У любого глагола, как правило имеется три рода к которому он в разных формах относится, а именно:
    • Выявить их возможно достаточно легко, если знать базовые принципы их построения и морфемы, а особенно в виде флексии, которая отличает их друг от друга.
    • Мужской род как правило отличается теем, — имеет нулевое окончание, как например, едет, ездил.
    • Женский род как правило имеет флексию quot;аquot; , например — играла
      ;
    • Средний род выделяется тем, что в нем присутствует окончание о
      например — играло.
    • Если глагол находится во множественном числе, то он находится вне рамок рода, так как множественное число подходит под любой род.
    • Глагол имеет семь признаков, из них род, но род глагола можно определить только в прошедшем времени.
    • Род глагола совпадает с родом существительных, род может быть женский, мужской или средний и определяется легко, надо всего лишь посмотреть на окончание глагола.
    • Например

    Мама убежала на работу. Окончание в quot;убежалаquot; — quot;алаquot; и это женский род.

    Молоко убежало из кастрюли. Окончание в quot;убежалоquot; — quot;олоquot; и это средний род.

    Кот убежал под кровать. Окончание в quot;убежалquot; — quot;алquot; и это мужской род.

    1. Определять род глагола по существительному нельзя, ведь может быть вместо существительного стоять местоимение и тогда только окончание и прошедшее время помогут определить род глагола.
    2. Род глагола
      определяется только у словоформ прошедшего времени
      . В формах слов этой части речи настоящего и будущего времени существует лицо
      :
    3. Например, у глаголов единственного числа:
    4. 1 лицо — я гуляю, я буду гулять,
    5. 2 лицо -ты гуляешь ты будешь гулять,
    6. 3 лицо — он гуляет, он будет гулять;
    7. множественное число:
    8. 1 лицо — мы гуляем, мы будем гулять,
    9. 2 лицо — вы гуляете, вы будете гулять,
    10. 3 лицо — они гуляют, они будут гулять.

    В формах прошедшего времени, напротив, лицо не определяется, так как глагол не изменяется по лицам и числам, а можно выявить род
    мужской, женский
    и средний
    . Показателем рода являются окончания.

На уроке рассматриваются род, лицо и число глагола. Вы увидите, как глагол с помощью изменения по родам, лицам и числам выражает значение действия.

Тема: Глагол

Урок: Род, лицо, число глагола

1. Грамматическое значение глагола

Раскройте скобки, поставьте глаголы в нужную форму настоящего или будущего времени. Если в речи встречается несколько вариантов данной формы, выберите один из них. Обоснуйте выбор варианта. Если глагол не имеет нужной формы, измените предложение так, чтобы выразить данное содержание.

1. По улицам (бежать) какие-то люди. 2. Его (влечь) к людям с трудной судьбой. 3. Чтобы не замёрзнуть по дороге, он обычно (запрячь) лошадь, пустит её вскачь, а сам (бежать) рядом. 4. Я обязательно (выздороветь) к празднику. 5. Я обязательно (победить) на этих соревнованиях. 6. Я только (высыпать) сахар в банку, (завинтить) крышку и подойду к тебе. 7.

Вот так я (досадить) учителю! 8. Крапива очень сильно (жечься). 9. Щенок (лечь) под диван и урчит. 10. Я (заехать) за тобой к вечеру. 11. Мать (зажечь) все лампы и (накапать) лекарство дочери. 12. Ему не стоит поручать такое ответственное задание: он обязательно (заколебаться) в самый ответственный момент. 13. Я (замесить) тесто, а потом отдохну. 14.

Если кровь (запечься), трудно обрабатывать рану. 15. Если вода (затечь) под ванну, её будет трудно
собрать. 16. Когда мы (захотеть), тогда и (лечь) отдыхать! 17. Если вы сейчас же не сдадитесь, я (изрешетить) весь дом! 18. Он быстро (истрепать) новый костюм, если будет так небрежно обращаться с ним. 19. Я (крутиться, вертеться, куролесить), а всё без толку! 20.

Он (лезть) на самую верхушку дерева. 21. Он (лгать) вам! 22. Они никогда не (класть) портфели на парты. 23. Он (навлечь) на нас беду. 24. Наработаюсь за день, (натрудиться), иногда к вечеру так (обессилеть) — рукой двинуть не могу. 25. Я тебя не (обидеть). 26. Это (отвлечь) тебя от грустных мыслей. 27. Он (отречься) от нас при первой опасности. 28.

Я (победить) и этого противника! 29. Вода (течь) из крана уже третий день. 30. Они (хотеть) опозорить нас. 31. Лодки не стоят неподвижно, они чуть (колыхаться) на воде. 32. Дует ветер, дождь
(брызгать) мне в лицо. 33. Родители стоят на перроне и (махать) вслед уходящему поезду. 34. Текут ручьи, с крыш (капать). 35. Волк (рыскать) по лесу в поисках добычи. 36.

Женщины стоят на берегу и (полоскать) бельё.

1. Культура письменной речи ().

2. Современный русский язык ().

Читайте также:  Гроза прошла? (вопросительное, простое, восклицательное, нераспространенное)?

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. — М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова — М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта — М.: Дрофа, 2010.

На уроке рассматриваются род, лицо и число глагола. Вы увидите, как глагол с помощью изменения по родам, лицам и числам выражает значение действия.

Тема: Глагол

Урок: Род, лицо, число глагола

1. Грамматическое значение глагола

Раскройте скобки, поставьте глаголы в нужную форму настоящего или будущего времени. Если в речи встречается несколько вариантов данной формы, выберите один из них. Обоснуйте выбор варианта. Если глагол не имеет нужной формы, измените предложение так, чтобы выразить данное содержание.

1. По улицам (бежать) какие-то люди. 2. Его (влечь) к людям с трудной судьбой. 3. Чтобы не замёрзнуть по дороге, он обычно (запрячь) лошадь, пустит её вскачь, а сам (бежать) рядом. 4. Я обязательно (выздороветь) к празднику. 5. Я обязательно (победить) на этих соревнованиях. 6. Я только (высыпать) сахар в банку, (завинтить) крышку и подойду к тебе. 7.

Вот так я (досадить) учителю! 8. Крапива очень сильно (жечься). 9. Щенок (лечь) под диван и урчит. 10. Я (заехать) за тобой к вечеру. 11. Мать (зажечь) все лампы и (накапать) лекарство дочери. 12. Ему не стоит поручать такое ответственное задание: он обязательно (заколебаться) в самый ответственный момент. 13. Я (замесить) тесто, а потом отдохну. 14.

Если кровь (запечься), трудно обрабатывать рану. 15. Если вода (затечь) под ванну, её будет трудно
собрать. 16. Когда мы (захотеть), тогда и (лечь) отдыхать! 17. Если вы сейчас же не сдадитесь, я (изрешетить) весь дом! 18. Он быстро (истрепать) новый костюм, если будет так небрежно обращаться с ним. 19. Я (крутиться, вертеться, куролесить), а всё без толку! 20.

Он (лезть) на самую верхушку дерева. 21. Он (лгать) вам! 22. Они никогда не (класть) портфели на парты. 23. Он (навлечь) на нас беду. 24. Наработаюсь за день, (натрудиться), иногда к вечеру так (обессилеть) — рукой двинуть не могу. 25. Я тебя не (обидеть). 26. Это (отвлечь) тебя от грустных мыслей. 27. Он (отречься) от нас при первой опасности. 28.

Я (победить) и этого противника! 29. Вода (течь) из крана уже третий день. 30. Они (хотеть) опозорить нас. 31. Лодки не стоят неподвижно, они чуть (колыхаться) на воде. 32. Дует ветер, дождь
(брызгать) мне в лицо. 33. Родители стоят на перроне и (махать) вслед уходящему поезду. 34. Текут ручьи, с крыш (капать). 35. Волк (рыскать) по лесу в поисках добычи. 36.

Женщины стоят на берегу и (полоскать) бельё.

1. Культура письменной речи ().

2. Современный русский язык ().

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. — М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова — М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта — М.: Дрофа, 2010.

В разделе на вопрос Есть ли род у глагола множественного числа? заданный автором Ника
лучший ответ это Интересно, что в другом славянском языке, польском, род присутствует и во множественном числе: были (мужчины) , былы (женщины).

Ответ от электростанция
[мастер]нет!!!

Ответ от Firenze
[гуру]у глаголов рода нет есть род у существительных с которыми сказуемое согласуется

Ответ от Двутавровый
[эксперт]Уехали — это глагол прошедшего времени и он не имеет рода, но изменяется по родам. Уехала, уехал, уехало. Вы спрашиваете про глаголы будущего времени.

Они тоже, как и все глаголы не имеют рода и в отличие от глаголов прошедшего времени не изменяются по родам. Она уедет, он уедет, оно уедет. Как видите глагол не изменил свою форму.

Итак вывод: Глаголы не имеют рода как существительные, однако глаголы прошедшего времени могут изменяться по родам. То есть менять свою форму в зависимости от приставленного к нему местоимения.

Ответ от Обособить
[активный]Нет нельзя! И не вкоем случаи! Это ошибка!

Ответ от Наташа масленникова
[новичек]НЕТ!!!

  • Ответ от Scorpio
    [новичек]гремело как будет во множественном числе?
  • Ответ от Екатерина Поспелова
    [активный]нельзя определить род у глаголов мн ч
  • Ответ от 1111 111
    [новичек]нет

Ответ от Вячеслав трусов
[новичек]изменение по родам есть у глаголов в ед. числе прошедшего времени. Во множественном окончания одинаковы.

Интересно, что в другом славянском языке, польском, род присутствует и во множественном числе: были (мужчины) , былы (женщины).

Род — это словоизменительная грамматическая категория глагола, представленная в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения и выполняющая следующие три функции: 1) указание на грамматический род существительного, с которым глагол координируется (формы м.р., ж.р.

, ср.р.); 2) обозначение пола лица — носителя процессуального признака (формы м.р. и ж.р.); 3) представление процессуального признака как безличного (формы ср.р.). В спрягаемых формах средством выражения м.р. является нулевое окончание (замерз
, сел бы
), ж.р.

— окончание
(замерзла
, села бы
), ср.р. — окончание —о
(замерзло
, село бы
), во мн.ч.

глагольные формы не характеризуются по признаку рода (Мальчики
, девочки читали
; Дожди
, грозы прекратились бы

).

Родовая глагольная форма соответствует грамматическому роду наименования носителя процессуального признака, если этот носитель представляет собой предмет или явление (машина остановилась
, столб накренился
, солнце село бы
).

В том случае, если в наименовании носителя процессуального признака, представляющего собой живое существо, грамматический род и пол — мужской или женский — этого существа совпадают, родовая глагольная форма дублирует эти значения рода и пола (ученик прочитал
ученица повторила
, мать сказала
отец промолчал
). Если носитель процессуального признака — живое существо и обозначен именем существительным м.р. или личными местоимениями-существительными я, ты
, то форма глагола указывает на пол этого носителя (доктор пришел
доктор пришла
, я читал
— я читала
, ты спел бы
). В случаях типа доктор пришел
обозначение пола лица — носителя процессуального признака непоследовательно, эта конструкция может быть отнесена и к лицу женского пола. Указание на пол присуще, как правило, форме глагола и в случае обозначения носителя процессуального признака существительным общего рода (сирота заплакала
сирота заплакал
), но здесь возможны и колебания, особенно если существительное обладает качественно-характеризующим значением. Например, при употреблении формы глагола в ж.р. выражения типа Опять эта размазня пришла
могут быть в равной мере отнесены к лицу как мужского пола, так и женского. Однако если носитель процессуального признака обозначен наименованием лица ж.р. или ср.р., родовая глагольная форма координируется с грамматическим родом существительного (дитя плакало
, чудовище вернулось
, одно значительное лицо заявило
, одна влиятельная персона сказала
), хотя существительные лицо
, дитя
, чудовище
, персона
, фигура
могут обозначать существа и мужского пола, и женского.

Глагольная форма ср.р. используется при употреблении безличных глаголов, а также личных глаголов в значении безличных (Меня лихорадило; Над головой прошумело; Весной его тянуло на улииу; Скорее бы светало
).

Источник: https://www.uley-rus.ru/shower/kogda-mozhno-opredelyat-rod-u-glagola-kak-opredelit-rod-glagola-vo.html

Род глагола в русском языке и его определение

Род глагола в русском языке и его определение

Род глагола в форме прошедшего времени определяют по окончанию, задав один из вопросов к рассматриваемому слову: что сделал? что сделала? что сделало?

Род — это грамматическая категория, которой обладают слова многих частей речи. Например, у изменяемых существительных можно определить род, подобрав к ним определения в виде местоимений или прилагательных, например:

Летела синичка по синему небу.

Вопросы что сделал? что сделало? что сделало? помогут установить форму рода любого глагола прошедшего времени. Запомним, что в форме множественного числа глагола прошедшего времени (почернели) род не определяется, то есть слова этой части речи изменяются по родам только в форме единственного числа, например: составить — мальчик составил ; девочка составила; объединение составило. 

  • Ход урока
  • I. Организационный момент
  • II. Проверка домашнего задания
  • — Прочитайте предложения, которые вы составили.
  • — Назовите глаголы в неопределённой форме.
  • III. Актуализация знаний
  • 1. Индивидуальная работа

— Запишите глаголы в настоящем времени. Образец: писать — пишу.

Кричать, молчать, бить, ловить, вить. Образец: пить — пьёт. Лить, шить, греметь, дрожать.

— Запишите глаголы в прошедшем времени. Образец: что сделал ? — продрог.

Приползу, вылезу, сберегу, увязну, замёрзну, окрепну, запрягу, при­лягу, помогу, разгрызу, озябну, охрипну, ототру, запру.

— Спишите. Подчеркните глаголы двумя чертами, укажите их время.

…Море вздуется бурливо,

  1. Закипит, подымет вой,
  2. Хлынет на берег пустой,
  3. Разольётся в шумном беге,
  4. И очутятся на бреге,
  5. В чешуе, как жар горя,
  6. Тридцать три богатыря.
  7. А. Пушкин
  8. 2. Комментированное письмо

Ночью раздался страшный треск. К утру река вздулась. Около леса вода затопила дом лесника. Семья лесника спасалась на крыше.

Читайте также:  В выражениях "может(,) и так; может(,) и нет" ставится ли запятая?

— Слова с какими орфограммами встретились в этом тексте? Объясните их написание, подберите проверочные слова.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова. Светил, светила, светило.

— Что в них общего? (Это глаголы прошедшего времени.)

  • — Чем отличаются эти глаголы?
  • — Сформулируйте тему урока.
  • V. Работа по теме урока
  • 1. Наблюдения над изменением глаголов по родам

— Прочитайте предложения. Яблоко лежал…

Кошка лежал… Снег лежал…

— Определите время глаголов. (Прошедшее.)

— Как вы определили? (По вопросам и суффиксу -л-.)

— Какие окончания вы бы написали? Почему?

2. Работа по учебнику

Упр. 214 (с. 121).

— Прочитайте стихотворение.

— Найдите глаголы. Определите их время и число.

— Определите род каждого глагола.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Как определить род глагола? (По роду имени существитель­ного, с которым он связан.)

Упр. 215 (с. 121).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте глаголы, назовите их род и окончания.

— Прочитайте сведения о языке на с. 122.

  1. — Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
  2. — На какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в мужском, женском, среднем роде?
  3. — Приведите примеры.
  4. — От чего зависит род глагола?
  5. — Что можно сказать о глаголах прошедшего времени во мно­жественном числе?
  6. VI. Физкультминутка
  7. VII. Закрепление изученного материала

Упр. 217 (с. 122).

— Прочитайте стихотворение. О чём в нём говорится?

  • — Какое настроение оно вызывает?
  • — Обсудите и выполните задание в парах.
  • — Прочитайте глаголы, назовите их род, число и окончания.
  • 2. Комментированное письмо

Потемнел., небо. Налетел., первая гроза. Полил., землю тёплый ве­сенний дождь. Он сразу смыл., последний снег в лесу.

  1. По Г. Скребицкому
  2. (Следует обратить внимание учащихся на нулевое окончание в глаголах прошедшего времени мужского рода.)
  3. VIII. Рефлексия
  4. Игра «Не подведи свой ряд»
  5. (Первый ряд записывает глаголы женского рода, второй — мужского, третий — среднего.)
  6. Налетела, прибежал, унесло, настало, блестел, написал, рисовало, читала, мечтал, уехала, выбежало, снесла.
  7. — Как изменяются глаголы прошедшего времени в единствен­ном числе?
  8. — Оцените свою работу на уроке.
  9. IX. Подведение итогов урока
  10. — От чего зависит род глагола?
  11. Домашнее задание

Упр. 218 (с. 122).

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/rod-ghlaghola-v-russkom-iazykie-i-iegho-opriedielieniie.html

Часть речи глагол

Глагол — самостоятельная спрягаемая (изменяемая по числам и лицам) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Глаголы бывают:

  • несовершенного вида — отвечают на вопрос что делать? (строить, плыть, взбираться); совершенного вида — отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершённость действия или результат (построить, переплыть, взобраться);
  • переходные — сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога (читать газеты, строить дом);непереходные — сочетаться не могут (ходить по дороге, купаться в море);
  • 1-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать, -оть, -уть и другие кроме -ить (худеть, колоть); 2-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -ить (крутить, строить);
  • возвратными — с суффиксом -ся и -сь (встречаться, умываться, учиться); невозвратными (встречать, умывать, учить).

О спряжениях и глаголах-исключениях написано подробно ниже в пункте спряжения глаголов.

Некоторые глаголы не употребляются без суффикса -ся, то есть являются только возвратными: надеяться, кланяться, трудиться, смеяться, становиться, гордиться, оставаться и др.

Если глаголы обозначают действия, которые происходят сами по себе без действующего лица (предмета), то они называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, светает. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека.

Глаголы изменяются:

  • по трём наклонениям:
    • изъявительное наклонение (бегу, смотрел, пойду) — глаголы, отражающие действие, состояние объекта;
    • условное наклонение (бежал бы, посмотреть бы, пойти бы) — глагол + частица «б» или «бы», выражающие действие при выполнении какого-либо условия;
    • повелительное наклонение (беги, смотри, иди) — глаголы с выражением просьбы, приказа.
  • по трём временам:
    • прошедшее время — отражает действие, состояние объекта в прошлом (рисовал, смотрел, учился);
    • настоящее время — действие, состояние, которые происходят в настоящем (рисую, смотрю, учусь);
    • будущее время — действие, состояние, которое ещё не произошли, но произойдут в будущем (нарисую, посмотрю, буду учиться);
  • по лицам и числам в настоящем и будущем времени (бегу, бежит, побегут); по числам и родам (в единственном числе) в прошедшем времени (читал, читала, читали).

Постоянные морфологические признаки глаголов: спряжение, вид, переходность. Непостоянные: наклонение, число, время, род. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (я пишу, он пишет, она напишет/будет писать, они напишут/будут писать), в прошедшем времени — по числам и родам (я писал, она писала, они писали).

Неопределённая форма

Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами — с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать ? (совершенный вид).

-ть-ти-ь
возражать — возразить, реагировать — отреагировать ползи — приползти, расти — подрасти стричь — постричь, жечь — сжечь

Спряжения глаголов

Глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть и др. (вертеть, копать, колоть, дуть, ныть).

Ко второму спряжению относятся глаголы на -ить (носить, пилить, ходить).

Существует 11 глаголов-исключений (7 глаголов на -еть и 4 глагола на -ать), которые относятся ко второму спряжению, и 2 глагола-исключения на -ить, которые относятся к первому спряжению.

Глаголы-исключения

  • I спряжение:брить, стелить
  • (2 глагола)
  1. II спряжение:-еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;-ать: гнать, держать, слышать, дышать
  2. (11 глаголов)

При изменении глаголов по лицам и числам окончания образуются в соответствии со спряжением, к которому глагол относится. Обобщим случаи таблицей.

ЛицоI спряжениеII спряжениеЕд.ч.Мн.ч.Ед.ч.Мн.ч.
1-е -у/-ю -ем -у/-ю -им
2-е -ешь -ете -ишь -ите
3-е -ет -ут/-ют -ит -ат/-ят

Приведённые окончания называют личными окончаниями глагола. Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в неопределённую форму такого же вида, что и личная форма: выполняешь — выполнять (несов. вид), выполним — выполнить (сов. вид).

Примеры: читаю → читать → I спряжение построят → построить → II спряжение

При определении спряжения глагола учитывайте, что:

  1. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать — сделать, работать — поработать, учить — выучить, гнать — обогнать;
  2. Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: умываться — умывать, советоваться — советовать, учиться — учить, извиниться — извинить;
  3. Имеет место быть чередование согласных в настоящем времени: пеку — печёшь, берегу — беречь, хожу — ходишь, прошу — просишь, отвечу — ответишь и др.

От глаголов победить, пылесосить не образуется 1-е лицо единственного числа.

От глагола быть не образуется 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени, для 3-го лица единственного числа иногда вместо быть используется есть.

Глаголы хотеть и бежать изменяются по первому и частично по второму спряжению — разноспрягаемые глаголы. Глаголы есть (кушать) и дать спрягаются особым образом.

Примеры глаголов

Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

По родам

Род есть только в единственном числе прошедшего времени: Мужского рода (что делал?): плыл, висел. Женского рода (что делала?): плыла, висела.

Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

По временам

Прошедшее (что делал?): рисовал/нарисовал. Настоящее: (что делает?): рисует.

Будущее: (что будет делать? что сделает?) будет рисовать/нарисует.

В этом примере «рисовал» и «будет рисовать» — глаголы несовершенного вида, «нарисовал» и «нарисует» — совершенного.

По наклонениям

Изъявительное (что делаю?): мечтаю, поиграют, учил, выучил. Повелительное (что делай?): мечтай, поиграйте, учи, выучи.

Условное (что делал бы?): мечтал бы, поиграли бы, учил бы, выучил бы.

В этом примере мечтаю — глагол несовершенного вида единственного числа, поиграют — совершенного вида множественного числа, учил — несовершенного вида единственного числа в прошедшем времени, выучи — совершенного вида единственного числа в прошедшем времени.

Синтаксическая роль

В предложении глагол в начальной форме (инфинитив) может играть разную синтаксическую роль. Глагол личной формы в предложении является сказуемым.

Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов). (Составное сказуемое.)
Учиться — всегда пригодится (пословица). (Подлежащее.)
Прошу вас подождать. (Дополнение.)
Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов). (Определение.)
Ребята побежали прятаться. (Обстоятельство.)

Морфологический разбор

В морфологическом разборе глагола отмечают постоянные и непостоянные морфологические признаки, инфинитив, роль в предложении. Смотрите план и примеры морфологического разбора глагола.

Подробные описания частей речи русского языка:

Источник: http://morphologyonline.ru/glagol.html

Ссылка на основную публикацию