Каков правильный падеж

  • Склоне́ние – это изменение слова по падежам.
  • В русском языке есть шесть падежей.
  • Информация по падежам и окончаниям существительных разного склонения – в таблице:
Падеж Вопросы Возможные предлоги Окончание
Ед. число Множ. число
I склонение II склонение III склонение
Имени́тельный (есть) кто? что? -а, -я –, -о, -е -ы, и, -а, -я
Роди́тельный (нет) кого́? чего́? без, у, до, от, с, о́коло, из, во́зле, по́сле, для, вокру́г -ы, -и -а, -я –, -ов, ев, -ей
Да́тельный (даю́) кому́? чему́? к, по -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Вини́тельный (виню́, ви́жу) кого́? что? в, за, на, про, че́рез -у, -ю -о, -е –, -ы, -и, а, -я, -ей
Твори́тельный (творю́, горжу́сь) кем? чем? за, над, под, пе́ред, с -ой (-ою), ей (-ею) -ом, -ем -ами, -ями
Предло́жный (ду́маю) о ком? о чём? в, на, о, об, о́бо, при -е, -и -е, -и -ах, -ях

В русском языке три типа склонения существительного.

Пе́рвое склоне́ние Второ́е склоне́ние Тре́тье склоне́ние
все слова мужского и женского рода на -а, -я все остальные слова мужского и среднего рода все остальные слова женского рода
в ед. числе -а, -я в муж. роде – согласный и -ь в ср. роде -о, -е
во множ. числе -ы, -и -а, -я, -ы, -и
примеры слов ма́ма па́па стена́ ли́ния тётя дя́дя роя́ль нож окно́ мо́ре ночь дочь пасте́ль

I склонение:

Падеж Окончание
Ед. число Множ. число
Имени́тельный -а, -я -ы, и
Роди́тельный -ы, -и –, -ей
Да́тельный -е, -и -ам, -ям
Вини́тельный -у, -ю –, -ы, -и, -ей
Твори́тельный -ой (-ою), ей (-ею) -ами, -ями
Предло́жный -е, -и -ах, -ях
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? па́па па́пы что? ра́на ра́ны
Р. кого? па́пы пап чего? ра́ны ран
Д. кому? папе па́пам чему? ра́не ра́нам
В. кого? па́пу пап что? ра́ну ра́ны
Т. кем? па́пой па́пами чем? ра́нами ра́ны
П. о ком? о па́пе о па́пах о чём? о ра́не о ра́нах
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? дя́дя дя́ди что? ви́шня ви́шни
Р. кого? дя́ди дя́дей чего? ви́шни ви́шен
Д. кому? дя́де дя́дям чему? ви́шне ви́шням
В. кого? дя́дю дя́дей что? ви́шню ви́шни
Т. кем? дя́дей дя́дями чем? ви́шней ви́шнями
П. о ком? о дя́де о дя́дях о чём? о ви́шне о ви́шнях

Обрати внимание!

Если существительное I склонения оканчивается на -ия, то в дательном и предложном падежах пишется окончание -и. Это касается и имён собственных на -ия:

ед. число множ. число
И. кто? Мари́я что? ли́ния
Д. кому? Мари́и чему? ли́нии
П. о ком? о Мари́и о чём? о ли́нии
И. кто? Фра́нция что? исто́рия
Д. кому? Фра́нции чему? исто́рии
П. о ком? о Фра́нции о чём? об исто́рии

II склонение:

Падеж Окончание
Ед. число Множ. число
Муж. род Ср. род
Имени́тельный -о, -е -а, -я, -ы, -и
Роди́тельный -а, -я –, -ов, -ев, -ей
Да́тельный -у, -ю -ам, -ям
Вини́тельный -о, -е -а, -я, -ы, -и
Твори́тельный -ом, -ем -ами, -ями
Предло́жный -е, -и -ах, -ях
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? конь ко́ни что? дива́н дива́ны
Р. кого? коня́ коне́й чего? дива́на дива́нов
Д. кому? коню́ коня́м чему? дива́ну дива́нам
В. кого? коня́ коне́й что? дива́н дива́ны
Т. кем? конём коня́ми чем? дива́ном дива́нами
П. о ком? о коне́ о коня́х о чём? о дива́не о дива́нах
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? о́блако облака́ что? мо́ре моря́
Р. кого? о́блака облако́в чего? мо́ря море́й
Д. кому? о́блаку облака́м чему? мо́рю моря́м
В. кого? о́блако облака́ что? мо́ре моря́
Т. кем? о́блаком облака́ми чем? мо́рем моря́ми
П. о ком? об обла́ке об облака́х о чём? о мо́ре о моря́х
ед. число множ. число
И. что? музе́й музе́и
Р. чего? музе́я музе́ев
Д. чему? музе́ю музе́ям
В. что? музе́я музе́и
Т. чем? музе́ем музе́ем
П. о чём? о музе́е о музе́ях

Обрати внимание!

Если существительное II склонения оканчивается на -ий или -ие, то в предложном падеже единственного числа пишется окончание -и:

ед. число ед. число ед. число
И. кто? Васи́лий что? жре́бий И. что? дове́рие
П. о ком? о Васи́лии о чём? о жре́бии П. о чём? о дове́рии

III склонение:

Падеж Окончание
Ед. число Множ. число
Имени́тельный
Роди́тельный -ей
Да́тельный -ам, -ям
Вини́тельный
Твори́тельный -ами, ями
Предло́жный -ах, -ях
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? мышь мы́ши что? ткань тка́ни
Р. кого? мы́ши мыше́й чего? тка́ни тка́ней
Д. кому? мы́ши мыша́м чему? тка́ни тка́ням
В. кого? мышь мыше́й что? ткань тка́ни
Т. кем? мы́шью мыша́ми чем? тка́нью тка́нями
П. о ком? о мы́ши о мыша́х о чём? о тка́ни о тка́нях

Осторожно, орфография!

В именительном падеже единственного числа после шипящих (ж, ш, ч, щ) у существительных женского рода III склонения на конце пишется -ь, а у существительных мужского рода II склонения -ь не ставится:

III скл. III скл. II скл. II скл.
И. кто? дочь что? ночь И. кто? грач_ И. что? нож_

Также не ставится -ь после шипящих на конце существительных женского рода I склонения в родительном падеже множественного числа:

ед. число множ.число ед. число множ.число
И. что? да́ча да́чи И. что? ро́ща ро́щи
Р. чего? да́чи дач_ Р. чего? ро́щи рощ

В русском языке есть существительные, которые сохраняют одну форму во всех падежах и числах. Это неизменяемые существительные. Почти все они пришли из других языков.

ед. число множ. число
Каков правильный падеж е́вро е́вро
Каков правильный падеж кафе́ кафе́
Каков правильный падеж ко́фе ко́фе (= «напиток в ёмкости»: Дайте два кофе, пожалуйста!)
Каков правильный падеж метро́ метро́
Каков правильный падеж пальто́ пальто́
Каков правильный падеж пиани́но пиани́но
Каков правильный падеж рагу́ рагу́
Каков правильный падеж такси́ такси́
Каков правильный падеж фортепиа́но фортепиа́но
Каков правильный падеж какаду́ какаду́
шимпанзе́ шимпанзе́
Мона́ко
То́кио
ха́ки (цвет)

Источник: https://www.ruspeach.com/learning/2159/

Падежи русского языка. Таблица с вопросами

Падеж — это изменяемая характеристика слова, которая присуща лишь именам существительным, именам прилагательным, именам числительным или местоимениям. Учитывая вышесказанное, можно определить значение термина “падеж”.

  • Падеж — это характеристика, обозначающая вид, в котором находится имя существительное, обозначающая его соотношение с другим объектом или лицом, определяющая его действие, состояние или признак. 
  • Более сложное понятие падежа звучит так:
  • Падеж — меняющаяся характеристика грамматики русского языка, которая соответствует она существительному, местоимению, числительному или прилагательному, а также их гибридам, определяющая их значение в предложении относительно семантического или синтаксического положения.

Падежи помогают связывать части речи между собой, наделяя предложение или словосочетание определённой мыслью. Визуально она и выражается при помощи текста посредством трансформации формы слова. Для наглядности можно сравнить:

  • месяц, овины, жёлтый, лик, солнце, ясное;

Прячет месяц за овинами жёлтый лик от солнца ярого.

В первом случае употреблён набор слов, которые ничем не связаны и потому представляют собой бессмысленное перечисление. Во втором — части речи изменены, мысль изложена чётко и ясно, этому способствовали падежи.

Всего существует 6 падежей, которые характеризуются определённым окончанием. Тот или иной падеж можно определить, задав соответствующий вопрос, или распознать по присутствию определённых предлогов. В представленной таблице указаны все существующие падежи, определяющие их вопросы и соответствующие предлоги, если таковые должны быть.

Таблица падежей

ПАДЕЖВОПРОСПРЕДЛОГИ
Именительный (есть) кто? что?
Родительный (нет) кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме
Дательный (дать) кому? чему? к, по, благодаря, вопреки, согласно
Винительный (вижу) кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный (доволен) кем? чем? с, со, за, над, под, между, перед
Предложный (думать) о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Падежи в русском языке (таблица с вопросами и окончаниями)

Каков правильный падеж

  1. Перед тем, как разобрать отдельно каждый падеж на примере конкретных слов, ещё раз вспомним терминологию этого слова и соотнесём её с существительным.
  2. Падеж — это форма существительного, которая изменяет его и выявляет отношение его к другому предмету, человеку, действию или событию, создавая смысловую связь в предложении или словосочетании.

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж является базовой или начальной формой названия предмета. Применяется для обозначения объекта, в именительном падеже слово всегда будет выражать ответ на вопрос кто? или что?

  • Кто? мам-а, заяц_, врач_;
  • Что? ручк-а, солнц-е, пруд_, тиш-ь.
Читайте также:  Какие фонетические ошибки допущены в именах оля-яло, друг-гурд, попугай -ягупоп?

Каков правильный падеж

Предлоги при употреблении слова в именительном падеже не используются. Он относится к категории прямого падежа (остальные называются косвенными). В предложении существительное, находящееся в именительном падеже является подлежащим или частью сказуемого.

  • Эта книга мне очень понравилась. («книга» в именительном падеже, является подлежащим)
  • Собака — лучший друг человека. («друг» — часть сказуемого)

Родительный падеж

Обозначает притяжение или принадлежность предмета к другому предмету или лицу, отвечает на вопросы кого? чего?

  • (нет) кого? мам-ы, зайц-а, врач-а;
  • (нет) чего? ручк-и, солнц-а, пруд-а, тиш-и.

Каков правильный падеж

Этот падеж относится к категории косвенных и может употребляться и с предлогами и без них. Пример:

  • (нет чего?) ручки — отломился у (чего?) ручки.

Чтобы более точно связать по смыслу существительное с другим словом, используются предлоги. Если существительное находится в родительном падеже, то ему будут соответствовать предлоги без, из, вокруг, с, около, у, после, от, для, до.

Примеры:

  • ходить без шляпы;
  • узнать из книги;
  • шагать вокруг здания;
  • спросить у прохожего;
  • отойти от подъезда;
  • дотянуться до плеча.

Дательный падеж

Используется в сочетании с глаголами, которые обозначают действие по отношению к данному предмету, ему соответствуют вопросы: кому? или чему?

  • Даю (кому?) мам-е, зайц-у, врач-у;
  • Даю (чему?) ручк-е, солнц-у, пруд-у, тиш-и.

Каков правильный падеж

Этому падежу (который является также косвенным) соответствуют предлоги к (ко), по, согласно, вопреки, вслед, подобно.

  • Подбежать к сестре;
  • действовать согласно убеждению;
  • поехать навстречу поезду;
  • сделать вопреки совету.

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже указывает на объект действия, употребляется в сочетании с глаголом, ему соответствуют вопросы: кого? или что?

  • Виню (кого?) мам-у, зайц-а, врач-а;
  • виню (что?) ручк-у, солнц-е, пру-д, тиш-ь.

Каков правильный падеж

Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в винительном падеже: с (со), через, в (во), о (об), на, сквозь, под, про, через, по, за.

  • Пронести через года;
  • говорить про себя;
  • подсматривать сквозь стекло;
  • танцевать под музыку;
  • отомстил за отца.

Некоторые из этих предлогов (на, под, за, в) уточняют направление совершаемого на предмет действия:

  • спрятал (во что?) в коробку;
  • положил (на что?) на коробку;
  • поставил (за что?) за коробку;
  • подогнал (под что?) под коробку.

Творительный падеж

Существительное, находящееся в творительном падеже, обозначает объект, которым производят действие на другой предмет, он определяется вопросами: кем? или чем?

  • Доволен (кем?) мам-ой, зайц-ем, врач-ом;
  • доволен (чем?) ручк-ой, солнц-ем, пруд-ом, тишь-ю.

Каков правильный падеж

Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в творительном падеже: за, с (со), между, под, над, перед, вместе с, в связи с, согласно с.

  • Говорить с гордостью;
  • летать над землёй;
  • задуматься перед покупкой;
  • приглядывать за ребёнком;
  • смеяться вместе с бабушкой;
  • стоять между деревьями;
  • остановиться в связи с правилами.

Предложный падеж

Стоящее в предложном падеже, имя существительное отвечает на вопросы о ком? о чём?

  • Думаю (о ком?) о мам-е, зайц-е, врач-е;
  • Думаю (о чём?) о ручк-е, о солнц-е, о пруд-е, о тиш-и.

Каков правильный падеж

Употребляемые предлоги, если существительное стоит в предложном падеже: по, на, о (об), в, при.

  • Основать при кафедре;
  • ходить в музее;
  • сидеть на скамейке;
  • рассказать о фильме;
  • плавать на катере.

Склонять по падежам можно, как неодушевлённые существительные, так и одушевлённые. В первом случае, они будут отвечать на вопрос Что? и соответствующие ему. Одушевлённым же соответствуют вопрос Кто?  и соответствующие.

Определение падежа существительного

Каков правильный падеж

Падеж имени существительного можно обозначить, если следовать по следующей схеме:

  1. сначала находится связанное слово с определяемым существительным;
  2. затем от найденного слова (оно может быть выражено любой частью речи) к определяемому существительному задаётся вопрос.

Окончание и предлог также помогут правильно выявить падеж.

Гулять (во что?) в сквер — в.п.

  • На небе давно нет солнца.

Давно нет (чего?) солнца — р.п.

Прикоснуться (к чему?) ко лбу — д.п.

  • За окном поднимается солнце.

(Что?) солнце (что делает?) поднимается — и.п.

  • Удивлён происходящими событиями.

Удивлён (чем?) событиями — т.п.

  • Увлечённо рассказывать о походе.

Рассказывать (о чём?) о походе — п.п.

Падежи соответствуют склонениям именных частей речи. Типы склонений, правила их определения узнать можно здесь.

Кроме основных шести падежей, существуют ещё, многим неизвестные, девять падежей русского языка.

Источник: http://koreniz.ru/spravochnik/98_chto-takoje-padezh-tablica-padezhej/

Как объяснить ребенку падежи быстро и понятно ?

Школа сегодня объясняет детям падежи, начиная со второго-третьего класса. Хотя раньше понятие падежей вводилось только в пятом классе. И не случайно — ребенку 10 лет обяснить падежи гораздо проще, чем ребенку 8-9 лет.

Поэтому в классе большинство детей не понимают смысла падежей, и не могут склонять слова по падежам. И часто просят объяснить понятие падежей своих родителей.

Надо подойти к вопросу творчески и объяснить падежи на понятных ребенку примерах.

Казалось бы такие простые понятия — и падежей всего 6, но дети запоминают падежи с трудом. Предлагаем несколько нехитрых способов объяснения падежей.

Как объяснить ребенку падежи легко и просто

Что будет если падежей не станет?

Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже. Например: «Мама ест каша» или «Папа читает газета». Ребенок уточнит — почему маму ест каша? Или «почему газета читает папу?» Так не может быть. Тогда вы объясните ребенку, почему так важно — какое окончание у слова.

Каков правильный падеж

А окончание слова обозначает определенный падеж. То есть фактически падежи нужны для управления окончаниями слов и помогают нам в речи подчинять одно слово другому. Отсюда и название — падеж! Падать вниз перед главным словом.

Самый главный — именительный падеж

А самым главным словом в предложении является слово в именительном падеже. Главное, именительное слово. Оно отвечает на вопрос «кто?» или «что?». Обычно к этому слову есть действие. Например, «Мама ест.» Мама — это слово (существительное) в именительном падеже.

Все шесть падежей подробно

  • Далее быстро перечисляем остальные падежи:
  • Родительный,
  • Дательный,
  • Винительный,
  • Творительный,
  • Предложный.

Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.

Родительный — родил, родитель. И вопрос можно поставить такой «нет кого? чего?» Сейчас пока нет — но «родим, и будет«. Родительный падеж.

Например, «Сегодня у нас будет репетиция оркестра». Слово «оркестр» здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова «Репетиция» мы можем задать к этому слову вопрос «чего?»

Следующий падеж «Дательный«. От слова «Давать». От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос «дать кому?» «дать чему?» (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)

Пример: «Ребенку надо объяснить падежи». Здесь слово «ребенку» находится в дательном падеже «кому?». Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении «Туман».

Падеж «Винительный» — самый проблемный падеж для объяснения детям. Дети очень часто путают винительный падеж с именительным падежом или с родительным падежом. Ведь слово в винительном падеже отвечает на вопрос «кого?» или «что?«. Однако есть важная деталь — окончание слов и их иерархия в предложениях. Рассмотрим ее на примерах.

«Курица снесла яйцо» — «яйцо» не главное слово в предложении, хотя и отвечает на вопрос «что?» Значит, слово «яйцо» стоит в винительном падеже.

«Мама ест кашу» — «что?» кашу — винительный падеж. Это слово имеет окончание «у«, отличное от окончания этого слова в именительном падеже «а«.

«Мама положила ложку каши» — а вот тут мы имеем дело с родительным падежом. Потому что можем задать вопрос «чего». «Ложку чего?» — «каши».

«Мама увидела девочку» — слово «девочка» стоит в винительном падеже. Винить «кого?» девочку. А вот если бы можно было бы задать вопрос «нет кого?» — характерный для родительного падежа, то и окончание слова «девочка» поменялось бы на «девочки«.

Итак, объясняем ребенку значение винительного падежавинить. Поэтому вспомогательный вопрос «винить кого?» «винить что?«. В родительном падеже вспомогательный вопрос «Нет кого?» «нет чего?«.

Соответственно, вот слово «мышь» в винительном и в родительном падежах:

«мыши» — родительный падеж (нет кого? мыши)

«мышь» — винительный падеж (винить кого? мышь).

Слово «яблоко» в винительном и в родительном падежах:

«яблока» — родительный падеж (нет чего? — яблока)

«яблоко» — винительный падеж (винить что? — яблоко).

Творительный падеж. Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий «сделано кем?» «сделано чем?«. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа «сотворено кем?» «сотворено чем?»

Читайте также:  7 правил переноса слов в русском языке (примеры)

Примеры:

Слово «мама» в творительном падеже «мамой». Отвечает на вопрос «сделано кем?» мамой.

Слово «собака» в творительном падеже «собакой». Можно задать вопрос «сделано кем?» собакой.

Слово «груша» в творительном падеже «грушей». Можно задать вопрос «сделано чем?» грушей.

И самый последний падеж «Предложный«. Если объяснить ребенку этот падеж с точки зрения «предложения» — станет понятным. То есть «предложный» — предлагать и «договариваться о ком? о чем?»

Пример

Мы весело болтали, сидя на бревнах («договариваться о чем?» о бревнах)

Маша рассказала в классе о папе. — слово «папе» в предложном падеже: «о ком?» о папе.

Каков правильный падеж

Как правило, предложный падеж легко распознать по предлогу перед ним.

Еще и поэтому он имеет название «предложный» Например, если мы скажем «Маша рассказала сказку папе» — то слово папе тут будет в дательном падеже, а вот если мы скажем «Маша рассказала сказку о папе» — то тут есть предлог и слово папе стоит в предложном падеже. Очень важно обратить внимание ребенка на это обстоятельство, так как и в дательном, и в предложном падежах окончание слов одинаковое.

Все зависит от контекста. Вот почему мы обращаем внимание детей, что падежи — подчиняют слова в предложении, они не существуют сами по себе. В этом и смысл. Однако, мы вполне может просклонять любое существительное по падежам, но тут мы сразу задаем соответствующие вопросы.

  1. Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.
  2. Например:
  3. мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.
  4. Определили падеж?
  5. А вот так, когда мы задаем вопрос:
  6. кто? — мышь — именительный падеж
  7. кого? мыши — родительный падеж
  8. кому? мыши — дательный падеж
  9. кого? мышь — винительный падеж
  10. кем? мышью — творительный падеж
  11. о ком? о мыши — предложный падеж

Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.

Порядок падежей при склонении

  • Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.
  • И — Имя
  • Р- Рождения
  • Д- Дали
  • В — Винили
  • Т — Творили
  • П — Предлоги давали.
  • Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.

Повторим вопросы к падежам — чтобы ребенок легко запомнил

Еще раз перечислим характерные вопросы для падежа.

Именительный — кто? что?

Родительный — нет кого? нет чего?

Дательный — «дать кому?» «дать чему?»

Винительный — «винить кого?» «винить что?»

Творительный — «сделано кем?» «сделано чем?»

Предложный — «о ком?» «о чем?» — перед существительным есть предлог.

Источник: https://skvorushka.ru/kak-obyasnit-rebenku-padezhi-byistro-i-ponyatno/

Как отличить дательный падеж от предложного падежа? Какие окончания и предлоги дательного и предложного падежа в русском языке? «Кому-чему» — какой падеж и окончание?

Не знаете как отличить дательный падеж от предложного, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы, читайте статью. Информация в ней поможет во всем разобраться.

Ученики 3-го и 4-го класса начинают уже знакомиться с синтаксической и семантической ролью слов в предложении. Учитель на занятиях объясняет все правила и рассказывает их наглядно на примерах.

  • Но не у всех детей получается все понять и запомнить с первого раза, а родители также часто не могут помочь, так как уже забыли школьную программу.
  • Что делать в этом случае, если нужно рассказать ребенку, в чем отличие дательного падежа от предложного.
  • Читайте статью, в ней вся подробная информация по правилам русского языка.

Какие окончания и предлоги дательного и предложного падежа в русском языке?

Падежи

Падеж — это признак имени существительного, который непостоянный, так как имена существительные имеют свою синтаксическую и семантическую роль в предложении, то есть склоняются по падежам. Такое склонение означает изменение структуры слова согласно поставленным вопросам. Выше на картинке вы увидите, сколько существует падежей и какие.

Теперь давайте изучим таблицу падежей в русском языке. В ней вы найдете слова-подсказки и вопросы, которые нужно задавать к слову, чтобы узнать, какой у него падеж.

Падежи — Запомните правила!

Часто в предложении бывает так, что к двум словам ставится один и тот же вопрос и у него одинаковые окончания. Вроде понятно, что у этих слов должен быть один падеж, но по смыслу получается, что нет. Как это проверить и как правильно поставить падеж, читайте далее. Например, вам нужно отличить дательный и предложный падеж.

Как отличить дательный падеж от предложного падежа?

Безошибочно определить падеж слова можно. Для этого нужно найти иную словоформу в тексте, с которой соотносится имя существительное, и задать от нее вопрос. По этому вопросному словосочетанию и предлогу, стоящим перед словом, просто узнать роль той или иной словоформы в предложении.

Ниже вы увидите таблицу с падежами и падежными окончаниями существительных 1, 2, 3 склонения. Она поможет вам быстрее запомнить правило по падежам и объяснить ребенку, чтобы он усвоил материал.

Таблица с падежами, предлогами и окончаниями

Итак, в чем отличие дательного и предложного падежей, если у них одинаковые смысловые вопросительные значения и одни и те же окончания? Вот ответ на этот вопрос:

  • Найдите предлоги, стоящие перед именем существительным. У этих падежей они разные и это видно из вышеуказанной таблицы.
  • Дательный падеж: идет (где?) по дороге — предлог «по».
  • Предложный падеж: находится (где?) в дороге (то есть в пути) — предлог «в». 

Как видите все просто: необходимо найти предлог и придумать вопросительное словосочетание, а ответом и будет падеж.

 «Кому-чему» — какой падеж и окончание?

Выше по тексту вы найдете таблицу, о которой уже рассказывалось в предыдущем разделе. В ней найдите вопрос «кому-чему» и посмотрите, к словам какого падежа можно поставить такой вопрос. Как видно, это дательный падеж. Слова в этом падеже будут стоять с предлогами «к, по». Окончания в словах зависят от склонений.

Теперь вы все знаете о дательном и предложном падеже и сможете правильно их определить. Посмотрите видео, которое поможет научиться быстро и просто определять падежи имени существительного.

Видео: Как легко и просто определить падеж существительного и прилагательного? Для начальной школы

Источник: https://heaclub.ru/kak-otlichit-datelnyj-padezh-ot-predlozhnogo-padezha-kakie-okonchaniya-i-predlogi-datelnogo-i-predlozhnogo-padezha-v-russkom-yazyke-komu-chemu-kakoj-padezh-i-okonchanie

Как отличить родительный падеж от винительного в существительных? Хитрости, советы и правила

Знакомятся с падежами в начальной школе, в этом возрасте упор следует делать на вопросы, вспомогательные слова и предлоги. А сложность в определении винительного и родительного падеже иногда совпадают, поэтому в их определении не следует пользоваться только этим принципом.

Признаки падежей

Имеют значение окончания. Так, существительные в родительном падеже (Р. п.) имеют следующие окончания:

  • -и, -ы — в 1-ом склонении;
  • -а, -я — во 2-ом склонении;
  • -и — в 3-ем склонении.

Окончание существительных в винительном падеже (В. п.):

  • у, -ю — в 1-ом склонении;
  • а, -я — во 2-ом склонении;
  • в 3-ем склонении.

Определить падеж помогут вопросы. В родительном падеже — кого? и чего?  В винительном — кого? и что? Чтобы было легче определить, добавляют вспомогательные слова:

  • в родительном падеже — нет (кого? чего?) компьютера;
  • в винительном падеже — вижу (кого? что?) компьютер.

Сравнительная таблица родительного и винительного падежей

Родительный падеж Винительный падеж
вопрос кого? чего? кого? что?
вспомогательное слово нет… вижу…
окончания
  • и, -ы (1-ое скл.)
  • а, -я (2-ое скл.);
  • и (3-е скл.)
  • у, -ю (1-ое скл.)
  • а, -я (2-ое скл.)
  •  (3-е скл.)
предлоги от, до, из, без, у, для, около, с в, на, за, через, про.
примеры блокнот (кого?) учителя ножка (чего?) стола посещать (кого?) друга проверять (что?) работу

Как определить падеж

Следует пользоваться поэтапной памяткой для определения падежа:

  • Определить одушевленность/неодушевленность.
  • Задать соответствующие вопросы (при постановке вопросов проще использовать вопросы в паре — кого? чего? и кого? что? так как для одушевленных существительных они одинаковые).
  • Определить сочетаемость со вспомогательными словами (нет, вижу).
  • Если необходимо заменить слова и по аналогии определить падеж.

Так, замена необходима в нескольких случаях. Одушевленные существительные мужского рода 2-го склонения имеют одинаковые формы в Р. п. и В. п. (портфель ученика и знаю ученика).

Хитрость: чтобы не ошибиться, следует заменить его на любое слово 1-го склонения (портфель ученицы и знаю ученицу). В данном случае «ученицы» — Р. п., а «ученицу» — В. п. Аналогично будет и со словом «ученика».  

Во множественном числе формы одушевленных существительных также совпадают (книги учеников и знаю учеников). Для этого следует их заменить на неодушевленное существительное во множественном числе (книги библиотек и знаю библиотеки). «Библиотек» — Р. п., а «библиотеки» — В. п.). Аналогично и со словом «учеников».     

Читайте также:  "поздний" - проверочное слово к букве "д" (непроизносимый согласный)

Значение падежей

Правило гласит, что родительный падеж обозначает:

  • принадлежность кому-либо или чему-либо (например, машина мужчины);
  • соотношение целого и отдельной части (класс школы);
  • отображение признака предмета по отношению к другому признаку (результат анкетирования);
  • объект воздействия, если есть глагол с отрицанием (не пьет молока);
  • объект воздействия, если присутствует глагол желания, удаления или намерения (избежать наказания);
  • сравнение (быстрее реки);
  • объект измерения, даты либо счета (стакан сока).

Винительный падеж обозначает:

  • переход действия на предмет (например, читать книгу);
  • передачу временных и пространственных отношений (учиться целый день, пробежать километр);
  • зависимость от наречия (жалко птичку).

Существует ряд заданий для закрепления материала: упражнения на сравнение, трансформацию, распределение и другие.  

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/rus/6789_kak_otlichit_roditelny_i_vinitelny_padezh

Как объяснить ребенку падежи

В третьем классе дети знакомятся с понятием «падежи» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам.

Не смотря на то, что падежей всего 6, для детей эта тема — одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе.

Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, определять падеж существительного в тексте. А в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.

Конечно, тему объясняют в школе. Но часто бывает, что ребенок приходит из школы и говорит, что ничего не понял.
Кроме того, все больше родителей и детей проходят школьную программу дома, на семейном обучении.

И в том и другом случае  сложную тему надо объяснять родителям.

О том, как изучить и объяснить ребенку падежи в нашей статье.

1. Используйте грамматическую сказку для знакомства ребенка с темой

Например, сказку, которую написала Валентина Волина, автор книги “Веселая грамматика”

Жил был Падеж. (можно предложить ребенку нарисовать маленький падеж)

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
Родился- стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь предложным.

Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.

2. Рассуждайте, что будет если слова не будут менять свои окончания и какой тогда станет наша речь

  • Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже.
  • Вместо “Никита съел макароны с сосисками” — Никита съел макароны с сосиска
  • Поиграйте с ребенком, и предложите исправить предложения, поменяв окончания слов
  • Мы магазин купили еда (мы в магазине купили еду)
    Маша ест каша (Маша ест кашу)
  • Люда купила юбка (Люда купила юбку)

Спросите, в предложении «Собака играет ребенок» — понятно кто с кем играет? Ребенок с собакой или собака с ребенком?

Как составить предложение, чтобы было понятно?

3.   Познакомьте ребенка с падежами и со вспомогательными словами

Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?
Родительный — нет (кого? чего?)
Дательный — дам (кому? чему?)
Винительный — вижу, виню (кого? что?)
Творительный — творю (кем? чем?)

Предложный — думаю о ком?, о чем?

Напишите сразу все падежи и падежные вопросы. Напишите слова-подсказки (нет, дам, вижу)

Поиграйте: Вы называете падеж и вопрос, ребенок ответ определенное слов.
Например,
Именительный это кто? что?- машинка.
Родительный — нет кого? чего? — машинки

и т.д.

4. Послушайте песню про падежи с капитаном Крабом

Спойте с ребенком, угадывайте падежи из песни

5. Поставьте перед ребенком задачу выучить падежи и вспомогательные слова с вопросом

  1. На этом этапе можно оставить ребенка с табличкой падежей и предложить запомнить.

    Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово

  2. Родительный — родил
    Дательный — дал
    Винительный — вижу, виню
  3. Творительный — творю
  4. Когда ребенок выучит, проверьте его.

  5. Лучше это сделать так:
    Вы называете падеж (по порядку), а ребенок называет вспомогательное слово и вопрос
  6. Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:
  7. Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку

6. Следующий шаг — научить ребенка изменять слова

Тренировка просто необходима, и задача данной практики — почувствовать изменение окончаний слов и научиться менять слова.

Учебники предлагают изменять слова
окно, лиса, береза и т.д.

Но обращаем внимание, что ребенку может быть не интересно, скучно. Поэтому (особенно на семейном обучении) можно предложить изменить по падежам смешные или плохие слова

Например, мы меняли слова «таракан» и даже «попа»
Ребенок включился и с радостью тренировался.

7. Тренировка «крестики-нолики»

Ребенку читается предложение, где одно слово употреблено в разных падежах. Вы можете составить историю про лису, про машинку, или про что-то другое.

Первый раз я рассказала такую историю:

Я на улице увидела лису. Ребенок задал вопрос (вижу кого? что? лису) и записал слово в нужную ячейку.

Когда я пришла домой, то всем рассказала о лисе (о ком? о чем?) Предложный падеж
В ту же минуту Никита выбежал на улицу и сказал, что там нет никакой лисы.

(кого? чего?)
На самом деле лиса спряталась от Никиты. (кто? что? Именительный)
Никита был очень расстроен хитрой лисой (кем? чем? Творительный)

А потом придумал и вынес лисе немного еды. (кому? чему?)

Вы читаете или придумываете историю медленно, а ребенок пишет в табличку только одно слово. Рассуждать о падеже можно вместе.

Таких тренировок надо делать несколько.

Чтобы ребенку было интересно, я применила хитрость, и говорила вторую историю и предложения со словом “жопа”

Один мальчик очень плохо себя вел, и тогда мама решила дать ему по жопе. (по кому? чему)
Она так и сказала! Иди сюда, дай мне свою жопу! (кого? что?)
Мама! Я не хочу. Сказал мальчик.
Тогда мама спросила, а почему тогда ты иногда думаешь жопой?

Наверное потому, что жопа вместо головы?

Мои дети смеялись и до слез и с удовольствием определяли, куда записать слово и какой падеж у текущей «жопы»

8. Тренировка при которой ребенок определяет падеж имен существительных в тексте

  • Ребенку дают предложение, и ему надо подписать падежи
  • В зависимости от интересности историй и текста, будет формироваться интерес ребенка.
  • В этом возрасте детям интересны темы компьютерных игр, интересны истории о них или о каких-нибудь других детях, им нравятся предложения со словами «дурак», «какашка»
    Если ребенок увлекается футболом -придумывайте тексты о футболе.
    Играет в шахматы — о шахматах
  • Нравятся куклы — расскажите историю о принцессе
  • Вам необязательно использовать «плохие» слова, но обязательно заинтересуйте ребенка темой.
  • Тогда обучение будет простым и увлекательным.

9. Создать паук-карту «падежи»

Нарисуйте паучка, а в его лапках шпаргалку падежей и вопросов. Пусть паучок будет с ребенком.
Кроме вопросов и слов подсказок (которые лучше всего закодировать пиктограммой), вы можете добавить паучку один-два слова примера.

  1. Данная статья — это отличный пример того, как много существует способов объяснить ребенку что-то эффективно.
  2. К сожалению, современная система образования не нацелена на то, чтобы помочь детям эффективно учиться.
  3. Именно поэтому мы создали свою школу — Школу умных детей, в которой помогаем родителям учить детей легче, быстрее и онлайн.
  4. Пару дней назад мы обновили 48 уроков в школе по математике с 1 по 3 класс и в итоге сейчас в школе доступно уже более 500 уроков по эффективному изучению школьной программы в начальной школе.
  5. Если Вы хотите получить простое и понятное объяснение сложных школьных тем в начальной школе — присоединяйтесь к школе умных детей сейчас.
  6. До 14 февраля мы объявляем акцию.
  7. Всем, кто уже присоединился или только присоединится к Школе умных детей мы дадим доступ к базе знаний (видеоурокам и заданиям) навсегда сразу ко всей начальной школе.
  8. Это значит, что Вы сможете получать все уроки и все обновления уроков, которые будут появляться в школе в дальнейшем бесплатно.
  9. Присоединяйтесь к школе прямо сейчас и получить доступ к базе знаний школы навсегда.
  10. Экономьте на репетиторах и помогите ребенку пройти школьную программу проще и интереснее.
  11. Получить  пожизненный доступ к урокам Школы умных детей>>>
  12. Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Источник: http://gladtolearn.ru/blog/kak-obyasnit-rebenku-padezhi/

Ссылка на основную публикацию