22 примера сложносочиненных предложений с соединительными союзами

 Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.

В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:

1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни …, ни; тоже; также; не только …, но и; как …, так и);

2) ССП с разделительными союзами (то …, то; не то …, не то; или; либо; то ли …, то ли);

  • 3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
  • Смысловая связь простых предложений, объединенных в сложное, различна. Они могут передавать:
  • — явления, происходящие одновременно.
  • Например: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (в таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла);
  • — явления, происходящие последовательно.
  • Например: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (в этом случае перестановка предложений невозможна).

1. ССП с соединительными союзами (и, да /=и/, ни — ни, как — так и, не только — но и, тоже, также, да и).

  1. В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами могут выражаться:
  2. временные отношения.
  3. Например: Наступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани (сравните: Когда наступило утро, наш пароход подошел к Астрахани);
  4. Союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися:

Например: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А.С. Пушкин) — описываемые явления происходят одновременно, что подчеркнуто использованием в каждой части повторяющихся союзов.

  • В саду раздавались голоса и был слышен смех — события происходят одновременно.
  • Я крикнул, и мне ответило эхо — второе явление следует за первым.
  • — действие и его результат.
  • Например: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.
  • — причинно-следственные отношения.
  • Например: Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться;Мне нездоровилось, и потому я не стал дожидаться ужина — второе явление является следствием первого, вызвано им, на что указывает конкретизатор — наречие потому.

Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет (И. А. Крылов).

Рассказчик замер на полуслове, мне тоже послышался странный звук — союзы тоже и также имеют ту особенность, что они стоят не в начале части.

Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления. Например: И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки. Союзы тоже и также стоят всегда внутри второй части сложносочиненного предложения. Союз тоже, как правило, употребляется в разговорной речи, союз также — в книжной.

Разговорный характер имеет также и союз да в значении и.

Например: Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.

2. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же, зато).

В сложносочиненных предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому.

Например: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.

С помощью союза однако передается оговорка к ранее сказанному. Например: Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть свое торжество, однако ей удалось довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид.

  1. Предложения данной группы всегда состоят из двух частей и, обладая общим противительным значением, могут выражать следующие значения:
  2. Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой — второе явление противопоставляется первому.
  3. Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы — второе явление не противопоставлено первому, а сопоставлено с ним (замена союза а на но невозможна).
  4. Союзы зато, но зато указывают на возмещение того, о чем говорилось в первом предложении.
  5. Например: Лось ушел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом; Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнет.
  6. В значении противительных союзов употребляются частицы же, только.
  7. Например: Голова еще болела, сознание же было ясное, отчетливое; Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне.
  8. Союз же, как и союзы тоже и также, всегда стоит не в начале второй части предложения, а непосредственно за словом, которое противопоставляется слову первой части.
  9. Например: Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока еще стоит без листьев.

3. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то — не то, то ли — то ли, то — то).

  • В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое.
  • Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек; То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега – союз то — то указывает на чередование явлений.
  • На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна — союз не то — не то указывает на взаимоисключение явлений.
  • Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель — союз или указывает на взаимоисключение явлений.
  • То ли скрипит калитка, то ли потрескивают половицы — союз то ли — то ли указывает на взаимоисключение явлений.
  • Разделительные союзы или и либо могут быть одиночными и повторяющимися.
  • При более подробном описании типов ССП выделяют еще три разновидности ССП: ССП с присоединительными, пояснительными и градационными союзами.
  • Присоединительными являются союзы да и, тоже, также, помещенные в нашей классификации в группу соединительных союзов.
  • Пояснительными являются союзы то есть, а именно:
  • Например: Его выгнали из гимназии, то есть свершилось самое для него неприятное.

Градационные союзы — не только… но и, не то чтобы… но.

Например: Не то чтобы он не доверял своему напарнику, но кое-какие сомнения на его счёт у него оставались.

Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

  Сложносочиненные предложения   Простые предложения с однородными членами предложения
 Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.22 примера сложносочиненных предложений с соединительными союзами  И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне. 22 примера сложносочиненных предложений с соединительными союзами
 Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.22 примера сложносочиненных предложений с соединительными союзами  Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу. 22 примера сложносочиненных предложений с соединительными союзами
 Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод.22 примера сложносочиненных предложений с соединительными союзами  В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подернутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь. 22 примера сложносочиненных предложений с соединительными союзами
Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи.22 примера сложносочиненных предложений с соединительными союзами Приходилось стоять, закрыв глаза, прислонившись спиной к стволу дерева, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах.22 примера сложносочиненных предложений с соединительными союзами

 

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/284

Сложносочинённые предложения в русском языке: примеры и правила

22 примера сложносочиненных предложений с соединительными союзамиВ русском языке принято подразделять предложения на простые, в состав которых входит одна грамматическая основа, и сложные, включающие в себя несколько подлежащих и сказуемых, не являющихся однородными членами. В 9 классе программа подразумевает изучение различных типов сложных предложений. К ним относятся сложносочинённые предложения (примеры которых будут приведены далее), а также сложноподчинённые и бессоюзные. В начале курса подробно изучается, что такое ССП в русском языке (Сложносочинённое Предложение).

Классификация ССП

Как следует из названия термина, сложносочинённым предложением называется сложное предложение с сочинительной связью, которая может быть выражена при помощи сочинительных союзов или некоторых частиц.

В отличие от фраз, где применяется подчинительная связь и одна часть предложения является зависимой (т. е. не может употребляться отдельно от главной), в ССП обе части равноправны.

Ниже приведена таблица с примерами сложносочинённых и сложноподчинённых предложений из произведений.

Сочинительная связь в предложении может принимать следующие значения:

  1. Соединительные отношения используют в тех случаях, когда нужно показать последовательность двух действий или подчеркнуть их одновременность: Часы показали полночь, и в доме наконец наступила тишина. Связь оформляется при помощи союзов и, да, также, тоже и некоторых частиц: ни… ни.
  2. Отношения между частями предложения могут быть разделительными, когда необходимо указать на смену событий, их чередование или сопоставление: Не то померещилось ему, не то и в самом деле в небе промелькнуло что-то яркое. В этом случае используется союз или, а также различные повторяющиеся частицы: то ли… то ли, не то… не то и другие.
  3. Сопоставительные отношения используют, чтобы обратить внимание на тождественность двух частей ССП при помощи а именно или то есть: Я очень боюсь высоты, а именно пугают меня крыши многоэтажных строений и бесконечно длинные лестничные пролёты.
  4. К пояснительным отношениям относят различного рода конкретизацию, уточнения, выражаемые словами а, но, а значит, а также и т. д.: В загородном доме всё было прекрасно, но немного протекала крыша.
  5. Градационными называют такие отношения в ССП, которые предполагают дальнейшее развитие: Если не получится до конца недели закончить постройку, то по крайней мере вами уже будет сделана половина работы. Для связи используются союзы мало того что… ещё и, не только… но и, не сказать чтобы… но и другие.

Кроме того, сопоставительные отношения иногда подразделяют ещё на 3 небольших категории, куда входят собственно сопоставительные (сюда включают фразы с союзами а, да), противительные (для выражения несоответствия при помощи а, но) и уступительные (с использованием только).

Читайте также:  "во сколько" или "восколько" как пишется, слитно или раздельно?

Виды сочинительных союзов

Для связи между грамматическими основами используются служебные части речи — союзы и в некоторых случаях частицы. Союзы в ССП принято разделять на три категории:

  • соединительные: и, да и, тоже;
  • разделительные: либо, не то… не то, или;
  • противительные: однако, зато, а, но.
  • Кроме того, сложносочинённые союзы отличаются по своему составу. Большинство из них состоит из одного или двух слов (да, также, но, или, зато) и употребляется только в одной части ССП:
  • Не справились бы мы до заката, да товарищи пришли на помощь.
  • Однако также выделяют двойные союзы, которые используются в обеих частях фразы (не только… но и, либо… либо, или… или):
  • Или завтра грянет гроза с проливным дождём, или будет весь день стоять жара.
  • 22 примера сложносочиненных предложений с соединительными союзамиСоюзы в ССП обычно находятся в начале второй части предложения (или в начале обеих частей, если речь идёт о двойном союзе). Исключениями являются тоже, также и частица же, которые могут располагаться в середине фразы:
  • Январь выдался на редкость тёплым, февраль тоже не спешил обрадовать ребят снегом.
  • Местоположение союза во фразе и тип, к которому он относится, необходимо знать, чтобы верно расставить знаки препинания (при их необходимости).

Основные правила пунктуации

  1. Как и во всех других типах сложного предложения, чаще всего в ССП необходимо отделять одну часть от другой при помощи запятой перед сочинительным союзом или частицей.
  2. Мы могли бы приехать уже сегодня, но неожиданные обстоятельства помешали нашим планам.

  3. Либо Павел не получил её сообщение, либо на линии опять возникли проблемы.
  4. Однако важно помнить, что сочинительные союзы могут соединять не только части сложного предложения, но и однородные члены.

    В таких случаях необходимо выделить грамматические основы и понять, не являются ли подлежащие и сказуемые однородными, как в следующем простом предложении:

  5. Пчёлы или осы летом часто залетают в квартиру и могут кого-нибудь ужалить.

Кроме того, пунктуация в ССП не ограничивается только запятыми. В некоторых фразах используются знаки препинания, скорее свойственные бессоюзной связи.

Точка с запятой и тире

  • В некоторых случаях вместо запятой следует использовать другие знаки препинания. Если предложение сильно распространено (в нём есть причастные или деепричастные обороты, вводные слова, большое количество однородных членов) и внутри уже есть запятые, следует отделять одну часть фразы от другой при помощи точки с запятой:
  • Ребята сходили на пруд, несмотря на начинающийся дождь, проведали соседку, прошли по заброшенной лесной тропе; но лишь к вечеру им разрешили зайти домой.
  • В ситуациях, когда одна часть ССП резко противопоставлена другой или когда вторая часть является следствием первой, между ними необходимо ставить тире:
  • Удар — и он упал.

Кроме того, пунктуационные ошибки во фразах с сочинительной связью возникают не только при определении верного знака препинания. Иногда встречаются сложные предложения, в которых отсутствуют и запятые, и тире.

22 примера сложносочиненных предложений с соединительными союзами

Когда знаки препинания не ставятся

Следует помнить о некоторых случаях, когда запятая не требуется. Например, если два простых предложения в составе сложного соединены одиночными союзами и, да, или, либо и имеют какой-либо общий элемент, то знак препинания между ними не нужен. В качестве общего элемента могут выступать:

  1. Общий второстепенный член (обычно — дополнение или обстоятельство): У его родителей на ферме живут коровы и растут груши.
  2. Общая придаточная часть (в том случае, если в предложении наравне с сочинением используется подчинение): Пока брат гулял, мама сходила в магазин и сестра начала печь пирог.
  3. Общая часть предложения, связанная бессоюзной связью (только тогда, когда обе части ССП более подробно раскрывают содержание фразы): Девушку охватило отчаяние: ушёл последний трамвай и отъехал последний автобус.
  4. Общее вводное слово: Как известно, наша планета имеет форму шара и Луна вращается вокруг неё.

Помимо указанных случаев, запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если их объединяет интонация:

Сколько осталось времени до экзаменов и когда следует начинать к ним готовиться? — вопросительная интонация.

Пусть завершится старый год и начнётся новый! — побудительное предложение.

Как чарующе играет опытный музыкант и как удивительно тонко настроен его слух! — обе части объединены восклицанием.

22 примера сложносочиненных предложений с соединительными союзамиЗнак препинания не требуется и в назывных предложениях (не имеющих сказуемого), если союз не является двойным:

Удивительная красота и совершенно необъяснимое зрелище.

Однако это правило не относится к названиям книг, фильмов и т. д.:

  1. Ирония судьбы, или С лёгким паром!
  2. Запятая не нужна в неопределённо-личных предложениях, но лишь тогда, когда подразумевается один и тот же исполнитель действия:
  3. Больным принесли обед и затем забрали грязную посуду.

Запомнить все перечисленные правила и частные случаи нелегко. Проще всего освоить полученную информацию, выполнив несколько заданий на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задание 1. Составить схемы для сложносочинённых предложений из художественной литературы (М. Е. Салтыков-Щедрин). Объяснить расстановку знаков препинания.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след.

Сначала нужно определить подлежащие и сказуемые: они бродили и запах навёл. Таким образом, в предложении 2 грамматических основы, и они соединяются между собой союзом но.

Для составления схемы ССП каждая часть обозначается квадратными скобками, между которыми указывается сочинительный союз: […], но […].

Знаки препинания объясняются следующим образом: запятая перед союзом но разделяет 2 части ССП; наконец обособлено с обеих сторон, так как это вводное слово.

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

Нужно выделить грамматические основы: смотрели генералы и сердца играли. Связь между частями предложения обеспечена при помощи соединительного союза и. Схема ССП имеет вид: […], и […].

Единственная запятая разделяет две простые части сложного предложения.

Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

22 примера сложносочиненных предложений с соединительными союзамиПервое предложение в составе сложного является неполным: в нём опущено подлежащее, сказуемое — хотел дать. Второе предложение — обычные, двусоставное; его грамматическая основа — они закоченели. Связь производится при помощи противительного союза но. Схема выглядит так: […], но […].

Запятая перед союзом разделяет сложное предложение на две части; вторая запятая указывает на деепричастный оборот.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру верёвка была готова.

В первой части наблюдаются однородные сказуемые — набрал, размочил, поколотил, помял, относящиеся к подлежащему мужичина. Вторая часть ничем не осложнена: верёвка была готова. Схема имеет вид: […] — и […].

Запятые ставятся, поскольку присутствует несколько однородных членов. Тире необходимо, так как вторая часть фразы является результатом первой.

Задание 2. Определить, какие из предложений являются сложносочинёнными.

(1) Шестиклассники дружной толпой вышли из здания школы и, поглядывая на беззаботное солнечное небо, зашагали к остановке.

(2) Там уже стоял вместительный автобус, который должен был отвезти их в Выборг. (3) Ребята уже были полностью готовы к путешествию, но учительница ещё не приехала.

(4) Либо задерживался её троллейбус, либо непослушная дочка не хотела отпускать её в другой город на целый день.

(5) Из автобуса вышел пожилой водитель и задумчиво поглядел на слегка растерянных школьников. (6) Не только ребята с нетерпением ждали экскурсии, но и он сам мечтал наконец вырваться из тесного душного города.

Чтобы найти ССП, необходимо определить, какие фразы содержат по 2 и более грамматические основы. Под это условие подходят 2, 3, 4 и 6 предложения. Фразы под номерами 1 и 5 — простые с однородными сказуемыми.

ССП и СПП (сложноподчинённые предложения) различаются методами связи: в ССП используются сочинительные союзы, в СПП — подчинительные союзы и союзные слова. Определим, при помощи каких средств осуществляется связь между простыми частями.

За исключением 2 предложения, где было использовано союзное слово который, все остальные фразы связаны при помощи двойных (либо… либо, не только… но и) и одинарных сочинительных союзов (но). Следовательно, к ССП относятся 3, 4 и 6 фразы.

  • Задание 3. Выполнить синтаксический разбор:
  • Начались летние каникулы, и мы, конечно, уехали отдыхать загород.
  • Синтаксический разбор производится поэтапно. В некоторых случаях часть шагов опускается (например, определение типа союза), ниже приведён наиболее полный вариант разбора:
  • Охарактеризовать его по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательное (не содержит побуждения к действию или вопроса) и невосклицательное.
  • Определить количество грамматических основ: начались каникулы и мы уехали отдыхать. Следовательно, предложение сложное.
  • Связь между основами обеспечена при помощи сочинительного соединительного союза и. Это значит, что предложение является сложносочинённым.
  • Выполнить отдельный разбор первого простого предложения. Так как оно имеет и подлежащее, и сказуемое, оно является двусоставным. Наличие второстепенного члена (определения летние) говорит о распространённости. Предложение ничем не осложнено. Подлежащее выражено существительным, сказуемое — глаголом, определение — прилагательным.
  • Вторая часть также является двусоставной. Она распространена при помощи обстоятельства загород. В качестве осложнения выступает вводное слово конечно. Подлежащее выражено личным местоимением, составное сказуемое — двумя глаголами, один из которых находится в форме инфинитива, обстоятельство — именем существительным.
  • Схема имеет вид: […], и […].

Аналогичным образом выполняется синтаксический разбор любого другого предложения, в котором присутствует сочинительная связь.

Источник: https://1001student.ru/russkij-yazyk/slozhnosochinyonnye-predlozheniya-primery-i-pravila.html

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

  • ·                   Сегодня мы продолжим знакомство со сложносочинённым предложением.
  • ·                   Поговорим о сложносочинённых предложениях с соединительными союзами.
  • ·                   И подробнее рассмотрим смысловые отношения в таких предложениях.
  • Сложносочинённое предложение – предложение, части которого связаны сочинительными союзами и интонацией.

Части сложносочинённых предложений равноправны. Союз не входит ни в одну из предикативных частей.

Смысловые отношения между частями таких предложений выражаются при помощи союзов.

Как мы помним, сочинительные союзы бывают соединительными, противительными и разделительными. И сегодня нас интересуют предложения с соединительными союзами.

К соединительным союзам относятся и, да в значении и, ни… ни, тоже, также. Соединительные союзы не зря так называются. Они призваны показать взаимообусловленность действий, подчеркнуть, что действия происходят параллельно.

Между частями сложносочиненного предложения, связанными соединительными союзами, возникают отношения одновременности, последовательности, причины.

22 примера сложносочиненных предложений с соединительными союзами

Рассмотрим подробнее союз и и те отношения, которые он выражает в частях сложносочиненных предложений.

Наступил сентябрь, и каникулы кончились. Действия происходят в одно время. Выражается одновременность.

Учитель дал задание, и ученики начали его выполнять. Выражается последовательность.

Ученик не выучил урок, и ему поставили плохую отметку. А здесь, конечно, выражаются причинные отношения.

Обратимся теперь к союзу да в значении и.

Скреблись мыши, да под печкою стрекотал сверчок. Выражается одновременность.

Журчала вода, да тихо шуршал в камышах ветер. И здесь все происходит одновременно.

Ефим завернул только на базар, да еще не утерпел – поглазел на витрины магазинов.

А здесь выражается последовательность действий.

Мы видим, что союз да может выражать меньшую палитру значений, чем союз и. В основном он помогает выразить одновременность.

Внимание! Не путайте два значения этого союза.

22 примера сложносочиненных предложений с соединительными союзами

К соединительным относится также союз ни… ни.

Ни былинка не качнется, ни мышь не прошуршит. Выражается одновременность.

Меня ни по плечу не погладят, ни словами не утешат. И вновь одновременность.

Здесь ни джип не проедет, ни танк не пройдет. Конечно же, все – одновременно.

Союз ни… ни может соединять не только части сложносочиненного предложения, но и однородные члены. Возьмем строки из стихотворения Иосифа Бродского.

  1. Ни тоски, ни любви, ни печали,
  2. Ни тревоги, ни боли в груди,
  3. Будто целая жизнь за плечами
  4. И всего полчаса впереди.

Здесь союз ни… ни соединяет однородные члены. Любопытно при этом, что это – главные части односоставного предложения.

Поговорим теперь о соединительных союзах тоже и также.

Мальчик вдруг бросился бежать, остальные дети побежали за ним тоже. В данном случае между частями возникают отношения последовательности.

  • Но чаще при помощи этих союзов передается одновременность.
  • Брат ест конфету, я тоже хочу.
  • Команда по футболу выступила замечательно, мы уверены также в своих пловцах.
  • Обратите внимание, во всех предложениях союзы стоят не между частями, а во второй части сложносочиненного предложения.

Внимание! Союзы тоже и также пишутся слитно, их не следует путать с похожими на них сочетаниями.

Михаил сел на то же место, Мария подумала и тоже села.

То же мы напишем раздельно, потому что частицу же можно удалить. Перед нами сочетание местоимения и частицы.

Тоже – слитно. Можно заменить на «также». В этом случае перед нами соединительный союз, который выражает одновременность.

  1. В некоторых сложносочиненных предложениях с соединительными союзами части можно поменять местами.
  2. Журчала вода, да тихо шуршал в камышах ветер.
  3. Тихо шуршал в камышах ветер, да журчала вода.
  4. Ни былинка не качнётся, ни мышь не прошуршит.
  5. Ни мышь не прошуршит, ни былинка не качнется.
  6. Обычно между частями таких предложений возникают отношения одновременности.
  7. Ученик не выучил урок, и ему поставили плохую отметку.

Ему поставили плохую отметку, и ученик не выучил урок. Значение меняется.

  • Что же нам требуется запомнить?
  • В сложносочинённом предложении части могут соединяться при помощи соединительных союзов: и, да в значении и, ни… ни, тоже, также.
  • При этом между частями возникают отношения одновременности, последовательности или причины.

Источник: https://videouroki.net/video/11-slozhnosochiniennyie-priedlozhieniia-s-soiedinitiel-nymi-soiuzami.html

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

  • Тема: Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
  • Цель: расширить знания учеников о сложносочиненном предложении;
  • совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.
  • Оборудование: раздаточный материал, электронный учебник «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия».
  • Ход урока
  • Приветствие
  • — Ознакомление с темой и целью урока:
  • Сегодня мы с вами немного повторим о видах сложных предложений, о сочинительных союзах и познакомимся с ССП с соединительными союзами (слайд №1)
  1. Проверка домашнего задания.

  1. А)Вопросы по теории сложного предложения:
  2. — Назовите основные виды сложного предложения.
  3. — В чем сходство и различие между видами сложных предложений?
  4. — Какими способами соединяются простые предложения в составе сложного?
  5. (слайд №2)
  6. Б) Практическое задание
  7. — Прочитайте стихотворение Анны Ахматовой, расставьте знаки препинания.
  8. Перед весной бывают дни такие:
  9. Под плотным снегом отдыхает луг,
  10. Шумят деревья весело – сухие,
  11. И теплый ветер нежен и упруг.
  12. И легкости своей дивится тело,
  13. И дома своего не узнаешь,
  14. А песню ту, что прежде надоела,
  15. Как новую, с волнением поешь (слайд №3)
  16. Какие виды связи вы заметили в стихотворении?
  17. ( В 1-ом сложном предложении двоеточием и первой запятой обозначена бессоюзная связь; второй запятой отделяется предложение с союзом И, связь сочинительная.
  18. Во 2-ом предложении первые два предложения связаны сочинительной связью с сочинительным союзом И, третье простое предложение связано со вторым сочинительной связью с сочинительным союзом А, четвертое предложение встроено в третье с помощью подчинительной связи с подчинительным союзом ЧТО)
  19. 3. Работа над новым материалом
  20. А) Вводная беседа
  21. -Какие предложения называются сложносочиненными?( сложное предложение, в котором два или более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией)
  22. -Какие сочинительные союзы вы знаете?
  23. -На какие группы делятся сочинительные союзы? (соединительные, разделительные и противительные)
  24. Б) Объяснение нового материала.
  25. По аналогии с сочинительными союзами ССП делятся на 3 группы (слайд №4 )
  26. Каждая группа предложений отличается значениями, которые может передавать.
  27. Какой вывод вы можете сделать, посмотрев на экран?
  28. — Какие союзы относятся к соединительным? (и, да (=и), ни…ни, тоже, также)
  29. — Какое значение имеют ССП с соединительными предложениями? (ССП с соединительными союзами выражают одновременность и последовательность, а также причинно-следственные отношения)
  30. В) Внимательно прочитайте и определите значения предложений (слайд №5)

Только иволги нарушают тишину, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые года. (М.А. Шолохов) (одновременность)

В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога. (А.С. Пушкин) (последовательность)

Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора. (А.С. Пушкин) (Причинно-следственная связь)

  • У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и щука оторвала удочку.
  • Ночью долго бушевала гроза и лил дождь как из ведра. ( одновременность)
  • — Сделайте синтаксический анализ этого предложения, определите главные и второстепенные члены предложения.
  • -Почему между двумя предложениями нет никакого знака препинания?

— Когда бушевала гроза? Когда лил дождь?

-Какой вывод мы можем сделать? ( Если предложения, входящие в ССП с одиночными соединительным или разделительным союзом, имеют общий второстепенный член, запятая между ними не ставится.) (Слайд №6)

  1. Приведите свои примеры по каждому значению
  2. 4. Закрепление нового материала (слайд №7)
  3. А) внимательно послушайте стихотворение А.С Пушкина «К***» в чтении
  4. Г. Бортникова
  5. Я помню чудное мгновенье:
  6. Передо мной явилась ты,
  7. Как мимолетное виденье,
  8. Как гений чистой красоты.
  9. В томленьях грусти безнадежной,
  10. В тревогах шумной суеты,
  11. Звучал мне долго голос нежный
  12. И снились милые черты.
  13. .( одновременность)
  14. Шли годы. Бурь порыв мятежный
  15. Рассеял прежние мечты,
  16. И я забыл твой голос нежный,
  17. Твои небесные черты.
  18. ( последовательность)
  19. В глуши, во мраке заточенья
  20. Тянулись тихо дни мои
  21. Без божества, без вдохновенья,
  22. Без слез, без жизни, без любви.
  23. Душе настало пробужденье:
  24. И вот опять явилась ты,
  25. Как мимолетное виденье,
  26. Как гений чистой красоты.
  27. ( причинно-следственная связь)
  28. И сердце бьется в упоенье,
  29. И для него воскресли вновь
  30. И божество, и вдохновенье,
  31. И жизнь, и слезы, и любовь.
  32. ( одновременность)
  33. 1825г.
  • Выпишите из стихотворения ССП с соединительными союзами, определите их значения.
  • Б) Работа с учебником
  • -Выполнить упражнение 63 на странице 38: записать ССП, подчеркивая грамматические основы и ставя пропущенные знаки препинания.
  • В) Работа с картиной Виктора Васнецова « Три богатыря» (Слайд № 8)

В 1881 -1898 годах Виктор Васнецов создает свое знаменитое полотно «Три богатыря» по мотивам русских былин. Костюм богатырей и упряжь коней изобилует археологически точными деталями: там и бронзовые бляшки на кожаных подпругах, и кольчуги, шлемы – точные реконструкции останков реальных предметов.

Размеренность и величавость ритма повествования, чутко уловленная художником, передана им в неподвижных, мощных фигурах богатырей. Ясность и полнота смысла, наполняющего слова былин, раскрыта художником в точной постановке фигур лицом к зрителям.

Три разных героя, разных характера, предстают перед зрителем. Они индивидуальны, их отличает все – взгляды, украшения платья, даже норов коней. И все они объединены одной целью – стоя на рубежах Русской земли, охранять ее от врагов.

За ними расстилается широкая панорама лесов, степь, среди которой стоят то ли межевые камни, то ли древние памятные плиты – знак предков, которые тоже находятся под защитой богатырей и помогают им своей магической силой.

Маленькие сосенки создают трогательный контраст фигурам героев.

Взгляды героев создают напряженное диагональное развитие движения внутри композиции, поддержанное и направлением копья. Но головы коней, как противовес, возвращают движение слева направо, гасят его диалогизм.

Так что и жесты героев, и постановка их поз напоминают парадные портреты, но не реальных исторических персонажей, как это было в искусстве прошлых эпох, но портреты персонажей истории, чье существование утверждается горячей верой в их реальность.

  1. Внимательно посмотрите на картину и попробуйте описать ее:
  2. — Что вы видите на картине?
  3. — Что изображено на переднем плане?
  4. — Какими изображены богатыри?
  5. — Что можете сказать о костюмах героев?
  6. — О чем говорит взгляд каждого богатыря?

— Как изображены кони? Соответствуют ли они героям?

— Что изображено на втором плане?

— Что хотел сказать этой картиной художник?

Запишите описание картины в тетрадях. При этом постарайтесь как можно больше использовать ССП с соединительными союзами.

Г) Работа с раздаточным материалом.

Из данных ниже простых предложений сделайте сложносочиненные предложения с соединительными союзами.

1. Дохнул мороз. Рады мы проказам матушки – зимы.

2. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища. Ветер волнует хлебана нивах.

3. Глядел мальчик очень умно и прямо. В голосе у него звучала сила.

4. Раздался легкий свист. Дубровский умолк.

5. Вскоре после восхода набежала туча. Брызнул короткий дождь.

6. Губы Кати не улыбались. Темные глаза выражали недоумение.

7. В сенях пахло свежими яблоками. Висели волчьи и лисьи шкуры.

8. В селе не переводилась лихорадка. Была топкая грязь.

9. Ночь уже ложилась на горы. Туман начинал бродить по ущельям.

10. Сон одолел меня. Я заснул в каком-то блаженном упоении.

5. Домашнее задание: упражнение 64 (выписать ССП, подчеркнуть главные члены предложения, расставить знаки препинания)

6. Подведение итогов урока.

  • — Что нового узнали на уроке?
  • — Какие союзы встречаются в ССП?
  • — Какие соединительные союзы вы знаете?
  • — Какие значения могут иметь сложносочиненные предложения?
  • — В каком случае запятая между предложениями в ССП не ставится?

22 примера сложносочиненных предложений с соединительными союзами

Источник: https://infourok.ru/slozhnosochinennie-predlozheniya-s-soedinitelnimi-soyuzami-3339769.html

Сложносочиненное предложение

В русском языке найдется немало вариантов для решения самых разных коммуникативных задач. Один из способов выразить свои мысли предлагает сложносочиненное предложение.
22 примера сложносочиненных предложений с соединительными союзами

Сложносочиненное – один из видов сложного союзного предложения. В нем, как и в любом сложном предложении, более одной грамматической основы, соответственно, несколько частей, которые соединены сочинительными союзами. Именно сочинительная связь (с помощью сочинительного союза) является главной особенностью таких предложений, на этом построено определение сложносочинённых предложений.

Сочинительными бывают только союзные предложения, а бессоюзные – нет.

Классификацию сложных предложений кратко – смотрите в таблице ниже.

Союзные предложения Бессоюзные предложения
сложносочиненные сложноподчиненные Осень наступила, листья пожелтели и опали.
Осень наступила, и листья пожелтели и опали. Когда наступила осень, листья пожелтели и опали.

Союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Их надо просто запомнить.

Сочинительные союзы могут связывать и части сложного предложения, и однородные члены, в отличие от подчинительных, которые связывают только части сложного или присоединяют сравнительный оборот.

Части сложносочиненного предложения самостоятельны, между ними можно поставить точку. Во многих случаях части можно поменять местами. Исключение составляют предложения с причинно-следственным оттенком значения или те, в которых описывается последовательность действий.

Рассмотрим примеры.

  • Листья с тихим шорохом сыпались деревьев, а в лесу негромко стучал по дереву упорный трудяга дятел.
  • Листья с тихим шорохом сыпались деревьев. А в лесу негромко стучал по дереву упорный трудяга дятел.
  • В лесу негромко стучал по дереву упорный трудяга дятел, а листья с тихим шорохом сыпались с деревьев.

В сложносочиненном предложении части связаны по смыслу, но не подчинены одна другой: нельзя поставить вопрос от одной к другой части.

Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая перед союзом.

Запятая перед союзом разделяет части сложного; но это не значит, что не может получиться также запятой после союза, только выделяет она что-то другое: причастный оборот, например.

Из общего правила есть исключения.

Запятой перед союзом И, соединяющим части сложного, может не быть в ряде случаев:

  • если есть общие второстепенные члены или вводные слова;
  • если это вопрос;
  • если это предложение с разными видами связи и есть общее придаточное предложение.

Приведем примеры сложносочиненных предложений на это правило.

Позже туман рассеивается и роса высыхает. (и то, и другое происходит «позже» – это общий второстепенный член.

Во-первых, класс уже сформирован и ученики приступили к занятиям. (общее вводное слово “во- первых”).

Кто он такой и как его зовут? (вопрос)

Когда пошел дождь, резко похолодало и стало темно. (общее придаточное предложение)

Сложносочинённое предложение состоит из двух и более частей со своими грамматическими основами. Части равноправны и связаны сочинительными союзами. Перед союзом требуется запятая. Но есть случаи, когда запятая перед И не ставится: если есть общие второстепенные члены, вводные слова, придаточное предложение или если это вопрос.

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 171.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/slozhnosochinennoe-predlozhenie-primery.html

Сложносочинённое предложение с соединительными отношениями — урок. Русский язык, 9 класс

Части сложносочинённого предложения с соединительными отношениями могут быть связаны:

— союзом и, имеющим общее соединительное значение, которое может дополняться оттенками результата, следствия;— союзом ни – ни, который употребляется при отрицании, усиливает его;— градационными союзами как – так и, не только – но (и), которые подчёркивают обязательный характер соединения, усиливают значение сходства, аналогичности;— союзом да, по значению аналогичным союзу и, но отличающимся сниженной стилистической окраской;— союзами тоже, также, которые кроме основного значения соединения вносят оттенки отождествления и присоединения.

В сложносочинённых предложениях с соединительными союзами: и, да ((=) и), ни – ни — может говориться…

…об одновременности событий и явлений:

[В углу за печкой трещал сверчок], да [издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика];

…следовании событий друг за другом:

[Гости попрощались], и [каждый отправился в свою комнату];

…о причинно-следственных отношениях:

[Пробило одиннадцать], и [пора было уходить].

Знаки препинания в сложносочинённом предложении с соединительными отношениями

Запятыми разделяются части сложносочинённого предложения, между которыми стоят союзы: и, да ((=) и), ни – ни.

Пример:

[Все лица нахмурились], и [в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливание Кутузова] (Л. Толстой);

[Ни калина не растёт между ними [крестами], ни [трава не зеленеет]… (Гоголь).

да, да и, тоже, также.

Пример:

[Решение Лизы сняло с его сердца камень], да и [весь дом сразу ожил, точно от ниспосланного мира] (Федин);

[Она мне нравилась всё больше и больше], [я тоже, по-видимому, был симпатичен ей] (Чехов).

Запятая перед союзами и, да (в значении «и») не ставится, если части сложносочинённого предложения:

а. имеют общий второстепенный член или общее вводное слово.

Пример:

[По улицам шли прохожие] и [неслись машины];

[К счастью, пожар был замечен вовремя] и [средства для тушения были исправны].б. Имеют общее придаточное предложение.

Пример:

(Когда Аню провожали домой), [то уже светало] и [кухарки шли на рынок] (Чехов).

в. Выражены двумя назывными (номинативными) предложениями.

Пример:

[Хриплый стон] и [скрежет ярый]! (Пушкин).

г. Выражены двумя вопросительными, или двумя восклицательными, или двумя побудительными предложениями.

Пример:

[Неужели впереди болото] и [путь к отступлению отрезан]?

[Как часто мы встречались вместе] и [какие вели интересные беседы]! (Фурманов).

д. Выражены двумя неопределённо-личными предложениями, если имеется в виду один и тот же производитель действия.

Пример:

…[Постояли, потолковали] и [пошли назад] (Лермонтов);

[Подсудимых тоже куда-то выводили] и [только что ввели назад] (Л. Толстой).

Тире в сложносочинённом предложении ставится, если во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится перед союзом тире.

Пример:

[Ещё несколько слов, несколько ласк от матери] — и [крепкий сон овладел мною] (Аксаков). [Ещё одна минута объяснения] — и [давнишняя вражда готова была погаснуть] (Гоголь).

Источники:

Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект, 1997. — 384 с.

Жеребило Т. В. Термины и понятия общей морфологии: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим», 2011. — 44 с.

Источник: https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/9-klass/slozhnosochinennoe-predlozhenie-11380/slozhnosochinennye-predlozheniia-s-soedinitelnymi-otnosheniiami-12468/re-6a2b3283-9ff8-434d-b05e-1cc0eb2380e7

Глава 36. Синтаксис. Сложносочинённые предложения

Сложносочинёнными называются предложения, части которых независимы, равноправны и соединены сочинительной синтаксической связью, выраженной сочинительными союзами.

Пример:

Тебе нравится демонстрировать свои преимущества, но люди этого не любят.

Схема: (…), но (…).

Сложносочинённые предложения обычно обозначаются так: ССП.

Сочинительная связь выражена сочинительными союзами. Они определяют характер смысловых отношений в ССП.

Тренер заболел, и занятия перенесли.

(соединительный союз и, в предложении выражена последовательность действий, обусловленная как причина и следствие)

Разлука с любимыми тяжела, но она легче жизни с нелюбимыми.

(противительный союз но, в предложении выражено противопоставление)

Не то он заболел, не то мать оставила его дома помочь по хозяйству.

(разделительный союз не то… не то, в предложении выражено взаимоисключение)

§2. Классификация сложносочинённых предложений

Классификация ССП строится на использовании в них союзов и их значении.

ССП делятся на следующие виды:

  1. ССП с соединительными союзами и, да (в значении и), ни… ни, как, так и выражают или одновременность событий, о которых говорится в частях ССП, либо отношения причины или следствия:

    Анна не отвечала, и пауза затянулась.

    (одновременность действий)

  2. ССП с противительными союзами а, но, да (в значении но),однако, зато, же, в то время как, между тем как, тогда как выражают сопоставление или противопоставление:

    Анна не отвечала, однако я её не торопил.

    (сопоставление)

  3. ССП с разделительными союзами или(иль), либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то выражают чередование или взаимоисключение:

    Возможно, мы соберёмся к вам, или лучше вы приезжайте к нам на дачу.

    (взаимоисключение)

  4. ССП с присоединительными союзами да и, причём, тоже, также указывают на дополнительную информацию:

    Она выражала свои чувства прямо, я также был прост и прям в обращении.

  5. ССП с пояснительными союзами то есть, а именно содержат пояснение:

    Ваша статья нас не заинтересовала, то есть мы не будем её публиковать.

  6. ССП с градационными союзами не только… но и, не то чтобы… но и выражают соотношение по значимости:

    Мне не то чтобы всё надоело, но и мириться дальше с происходящим я не собиралась.

Схемы ССП:

Анна не отвечала, и пауза затянулась.

[…], и […].

Мне не то чтобы всё надоело, но и мириться дальше с происходящим я не собиралась.

[…не то чтобы…], но и […]

Пунктуация в сложносочинённом предложении.

Проба сил 

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест

    • один
    • два
    • три
    • четыре
    • пять
    • шесть
    • ССП с пояснительным союзом
    • ССП с присоединительным союзом
    • ССП с соединительным союзом
    • ССП с соединительным союзом
    • ССП с противительным союзом
    • ССП с градационным союзом
    • ССП с противительным союзом
    • ССП с разделительным союзом
    • ССП с пояснительным союзом
    • ССП с присоединительным союзом
    • ССП с соединительным союзом
    • ССП с противительным союзом
    • ССП с присоединительным союзом
    • ССП с пояснительным союзом
    • ССП с градационным союзом
    • ССП с разделительным союзом
    • ССП с противительным союзом
    • СПП с градационным союзом

Правильные ответы:

  1. нет
  2. нет
  3. да
  4. шесть
  5. ССП с соединительным союзом
  6. ССП с противительным союзом
  7. ССП с разделительным союзом
  8. ССП с присоединительным союзом
  9. ССП с пояснительным союзом
  10. СПП с градационным союзом

Смотрите также

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/451

Ссылка на основную публикацию