Запятые в предложении «некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы»

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель: найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

  • Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
  • Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
  • Условные обозначения:
  • ОЧ — однородные члены.
  • ССП  — сложносочинённое предложение.
  • Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние, и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.

Обратите внимание: в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов

  1. Общая схема: О, О, О.
  2. Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
  3. Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

  • Общая схема: О и/да/либо/или О.
  • Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
  • Пример 1: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.
  • Пример 2: Везде её встречали весело и дружелюбно.
  • Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.
  • Пример 4: Я приготовлю рис с овощами либо плов.

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

  1. Общая схема: О, О и О.
  2. Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.
  3. Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

  • Общая схема: О, и О, и О.
  • или
  • Общая схема: и О, и О, иО.
  • Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
  • Пример 2: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
  • Более сложные примеры:
  • Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4: Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе, и на тем­нев­шем небе, и в вагоне. Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

  1. Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой, ибо это не между ОЧ, а после него.
  2. Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
  3. Обратите внимание: данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
  4. Рассмотрим примеры.

Пример 1: По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

  • Схема: О, а/но/да О
  • Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.
  • Пример 1: Ученик пишет быстро, но неаккуратно.
  • Пример 2: Малыш уже не хныкал, а плакал навзрыд.
  • Пример 3: Мал золотник, да дорог.

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

  1. Схема: О, илиО, или О
  2. Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:
  3. Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

  4. Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.

4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как… так и; не только… но и; не столько… сколько; насколько… настолько; хотя и… но; если не… то; не то что… но; не то чтобы… а; не толь­ко не, а, скорее… чем и другие.

  • Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи, так равно и от всех наших знакомых.
  • Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом.
  • Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна.
  • Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день, то через день непременно.
  • Он был не столько расстроен, сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.
  • Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

  1. Общая схема: Схема: О и О , О и О
  2. Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):
  3. Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами, вязами и тополями, вели к де­ре­вян­ной эстраде.
  4. Пример 2: Песни были разные: про радость и горе, день прошедший и день грядущий.
  5. Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники, друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

  • Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок — это не од­но­род­ные члены.
  • А снег шёл и шёл.
  • Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными
  • Сказал так сказал, пойду проверю.
  • Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми
  • Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
  • Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения, ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.
  • Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни …, ни; тоже; также; не толь­ко …, но и; как …, так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то …, то; не то …, не то; или; либо; то ли …, то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях, ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью, со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении. Например: Много труда предстоит ему, и он это знал.

  1. Схема: [предстоит], и [он знал ].
  2. В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
  3. Схема: [позвонили], и [никто не сдвинулся ].
  4. б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился, уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился, уви­дев незнакомое ему лицо. [ОСказ и ОСказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе.

За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал.

Схема пред­ло­же­ния : [Листья падали], и [ветер ОСказ и ОСказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена.

Самое слож­ное для уча­щих­ся —это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения, ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет.

Общий— значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть —запятая между ча­стя­ми ССП не ставится.

Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена, он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год. И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения, а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2: К вечеру ветер утих и начало подмораживать. Что произошло к вечеру? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1: На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина. В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого— своё.

Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена. Общего второстепенного члена нет.

Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится.

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения.

К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных.

Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Источник: https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=935

11 класс Контрольная карточка по пунктуации (задания 15,16,17,18,19 ЕГЭ)

Контрольная работа по разделу «Синтаксис. Пунктуация»

Вариант №1

1. Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1.1). Скрипичная мелодия звенела в сумраке ночи и постепенно растворялись в шуме прибоя её нежные отзвуки.

  • 2) Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.
  • 3) Долгими осенними вечерами мы читали вслух и просто сидели у камина.
  • 4) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам
  • 5) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.

2. 1)Листья в поле и кружатся и летят.

  1. 2)Вьюги стужа темнота не помешали сильным и отважным полярникам высадиться на льдины.
  2. 3) Они пошли по узкой и глубокой рытвине между стенами высокой золотой ржи.
  3. 4) Что-то страшное происходит с матерью: то вдруг задрожит и заплачет то неожиданно засмеётся то начинает что-то напевать себе под нос.
  4. 5) Слово выражает мысли и оно может служить для соединения и разделения людей.

2. Задание 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  • 1)Базаров (1)вставший было навстречу (2)вошедшему в комнату (3)Павлу Петровичу (4)присел на край стола и скрестил на груди руки.
  • 2)В числе чудаков (1)живших в Москве в грибоедовские времена (2)был человек (3)описанный в комедии Горе от ума» под именем (4) Максим Петрович.
  • 3)Перед нами лежала Койшаурская долина (1)пересекаемая Арагвой и другой речкой (2)и (3) убегая в соседние теснины от теплых лучей солнца (4)скользил по ней голубой туман.
  • 4) Иван Яковлевич бросил перо (1)и (2)откинувшись на спинку стула (3) стал смотреть за окно на поляну (4)залитую (5) лунным светом.

3. Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1) Писательство (1)вероятно(2) возникает в человеке как душевное состояние гораздо раньше, чем он начинает (3)например(4) исписывать стопы бумаг.

2) Мучительная искренность Л. Толстого и недовольство собой (1)конечно(2) часть его живой души, но важнее всего для нас (3) пожалуй(4) то, как побеги духовного развития писателя прорастают в его творчестве.

3) Яркие иллюстрации в книге (1)конечно (2) привлекают внимание читателя. Мнение известного критика (3)казалось(4) убедительным.

4) Иногда придет мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3)может быть (4) и странная, на самом деле самая простая истина.

4. Задание 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  1. 1) Люди (1)благодаря доброте и отзывчивости (2) которых (3)удалось собрать средства на строительство в поселке новой школы (4)были приглашены на её торжественное открытие.
  2. 2)Зимой домашнее растение (1)листья (2)которого (3)плохо переносят сухой воздух помещений (4)необходимо ежедневно опрыскивать.
  3. 3) Для лечения самых разных болезней в медицине широко используется (1)пчелиный яд (2) потребность (3)в котором (4)постоянно растет.
  4. 4) Дочь Фамусова Софья (1)влюблена в Молчалина (2)все достоинства (3)которого (4)сводятся к «умеренности и аккуратности».

5. Задание 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  • 1) В родительском доме все было по-прежнему (1)и (2)если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3)то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.
  • 2) Я имел несчастье представить вам барона (1) и (2)если вы немедленно не отдалите его от себя (3) то я вынужден буду вызвать его на дуэль (4)чтоб разрешить наш спор.
  • 3)Не помню (1)как я добрался до места (2)но (3)когда я очнулся (4)то друзья уже стояли подле меня.
  • 4) Пора было уезжать (1)и (2)когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.
  • Контрольная работа по разделу «Синтаксис. Пунктуация»
  • Вариант №2

1. Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1.1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.

  1. 2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.
  2. 3) Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом и обстановка в нем и одежда персонажей.
  3. 4) С особенной энергией и увлеченностью действовал Стасов в качестве как художественного так и музыкального критика.
  4. 5) Звуки скрипки изредка раздваивались в сумраке ночи и постепенно растворялись в шуме прибоя.
  5. 2. 1)Я равно люблю и патриархальную Москву и строгий Петербург и древний Новгород
  6. 2) Вы или вызовете такси или поедете домой на автобусе?
  7. 3) Вчера она обнаружила на столе букет роз и конверт с запиской и тут же рассказала об этом своей матери.
  8. 4) На день рождения Сашка получил не только давно обещанный ему свитер но и теплую вязаную шапку.

5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные города.

2. Задание 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  • 1)Воссозданные (1) на портретах современники Карла Брюллова — люди(2)проникнутые (3)благородными устремлениями, жаждой жизни.
  • 2)Старушка в старом плащике и сапогах не по ноге (1)прихватив для надежности дворового пса Жучка (2)заспешила с дачницей к лесу (3)с опаской поглядывая (4)на зятянувшееся облаками небо.
  • 3)По скользкому мокрому илу (1)положенному на «шпалы» (2) древнеегипетские матросы втаскивали суда на берег (3)огибая (4) коварные нильские пороги.
  • 4) Нарушая тишину утра (1) гул моря (2)изредка (3)прерываемый криком чаек (4)доносился в открытые окна.

3. Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1)При обоюдном согласии владельцев земельных участков в качестве ограждения (1)может быть (2) предусмотрено декоративное озеленение. Высота такой «живой» изгороди (3)разумеется(4) не должна быть менее полутора метров.

2) Профессора интересовало (1)буквально(2) все, что касалось бабочек. За время экспедиции (3) к великому счастью для себя (4) он обнаружил несколько редких видов и даже один до сих пор неизвестный науке.

3) А.С. Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов (1)как известно (2) старался применить на практике. Так (3)например (4) он создал мозаику «Полтавская битва», разработав методы шлифовки и отливки смальты.

4)Случалось ли вам бродить в Михайловском в сентябре, когда природа (1)точно (2) последний подарок уходящего года?

Она (3)кажется (4) преподносит взору «цветы последние», воспетые Пушкиным.

4. Задание 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  1. 1)Знаменитое «Плато динозавров» (1)на котором (2)обнаружено около полутора сотен (3)следов этих доисторических животных (4)расположено в туркменском заповеднике Кутигант.
  2. 2) Свидание с сыном (1) в глазах (2) которого (3)он прочел только стыд и укор (4) стало для солдата тяжелым испытанием.
  3. 3) Идея единого европейского пространства (1)поклонником (2)которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4)обрела множество сторонников.
  4. 4) Гринёв подробно излагает (1)только те события (2)свидетелем (3)которых (4)он был сам (5) и кратко пересказывает остальное со слов других персонажей.

5. Задание 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1). По ночам к реке подвозили лес (1)и (2)когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4)на обломки моста.

  • 2)В районе объявлено штормовое предупреждение (1)и (2) если ураган не пройдет стороной (3)то есть опасность разрушения плотины (4)что может привести к серьезному наводнению
  • 3) В этом месте камней на берегу в реке было много (1) и (2)если перепрыгивать с камня на камень (3)то можно было перебраться на другой берег (4) где виднелся дым костра.
  • 4) После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4)стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.
  • Контрольная работа по разделу «Синтаксис. Пунктуация»
  • Ключи
  • Вариант 1
  • Вариант 2
  • Задание 15.
  • 1.
  • 1,5
  • 1,3
  • 2.
  • 1,5
  • 2,4
  • Задание 16.
  • 1.
  • 1,4
  • 2
  • 2.
  • 1,2,3
  • 1,2,3
  • 3.
  • 1,2,3,4
  • 1,2,3
  • 4.
  • 2,3,4
  • 1,2,4
  • Задание 17.
  • 1.
  • 1,2,3,4
  • 3,4
  • 2.
  • 1,2,3,4
  • 3,4
  • 3.
  • 1,2
  • 1,2,3,4
  • 4.
  • 3,4
  • 3,4
  • Задание 18.
  • 1.
  • 1,4
  • 1,4
  • 2.
  • 1,4
  • 1,4
  • 3.
  • 2
  • 1,4
  • 4.
  • 2
  • 2,5
  • Задание 19.
  • 1.
  • 1,3,4
  • 1,2,3
  • 2.
  • 1,3,4
  • 1,3,4
  • 3.
  • 1,2,4
  • 1,3,4
  • 4.
  • 1,2,3,4
  • 1,2,3,4

Источник: https://infourok.ru/klass-kontrolnaya-kartochka-po-punktuacii-zadaniya-ege-787706.html

000.11.11.001

Источник: http://lik-bez.com/load/2011/000_11_11_001/48-1-0-418

. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении- Молодые великанысосны

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

  • Практическая работа № 4 Пунктуационные нормы
  • Упражнение 1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
  • Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо () и от этого еще шире  кажутся просторы золотой нивы.
  • 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И запятая не нужна.
  • 2) Сложносочиненное предложение, перед союзом  И нужна запятая.
  • 3) Сложносочиненное предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
  • 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  • Музыкант выводил трогающие душу мелодии на подаренной ему флейте ( ) и чистый голос ее летел над речным простором до самого синего неба.
  • 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  • 2) Сложносочиненное предложение, перед союзом  И нужна запятая.
  • 3) Сложносочиненное предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
  • 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  • Морские волны вздымаются огромной водяной горой ( ) и рассыпаются несчетными брызгами в пропитанном солнцем воздухе.
  • 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  • 2) Сложносочиненное предложение, перед союзом  И нужна запятая.
  • 3) Сложносочиненное предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
  • 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Упражнение 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении нужны запятые?

  1. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2)  и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды теплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.
  2. 1) 1, 2, 3       2) 1, 3    3) 1, 3, 4       4) 2, 4
  3. Амбра (1) долго пробывшая в морской воде (2) или специально очищенная (3) имеет едва уловимый запах жасмина.
  4. 1) 1, 2, 3   2) 1, 3   3) 1, 3, 4   4) 2, 4
  5. В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремленными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.
  6. 1) 1, 2   2) 1,2, 3 3) 1, 2, 3, 4   4) 3,4

Упражнение 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении нужны запятые?

Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) все-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье.

1) 1, 2    2) 1, 2, 3, 4     3) 1, 3     4) 3, 4

А.И. Куинджи (1) наверное (2) особенно дорого было недоумение Д.И. Менделеева, пытавшегося постичь тайну его «светящихся» красок. Великий химик (3) конечно (4) понимал, что секрет «лунных» и «солнечных» красок заключается прежде всего в неповторимом искусстве художника.

1) 1, 2   2) 1, 3   3) 1, 2, 3, 4   4) 3,4

Это музыкальное произведение (1) конечно) привлекает внимание слушателя. Но в его звучании (3) пожалуй (4) недостает собственного чувства исполнителя, его любви и страсти, тихой нежности и светлой грусти.

1) 1, 2   2) 1, 3    3) 1, 2, 3, 4  4) 3,4

Упражнение 4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  • 1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.
  • 2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.
  • 3) Со вниманием и любовью написаны художником  и сам дом и обстановка в нем и одежда персонажей.
  • 4) С особенной энергией и увлеченностью действовал Стасов в качестве художественного и музыкального критика. 
  • 1) По  поведению некоторых животных люди могут определять приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.
  • 2) В солнечный день сквозь прозрачную воду теплых тропических морей хорошо видны заросли одиночных и колониальных коралловых полипов.
  • 3) Легкокрылыми стрекозами можно любоваться около озер или прудов.
  • 4) На портрете художники стремятся не только верно запечатлеть внешний блик человека но и передать его внутренний мир.
  • 1) Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях.
  • 2) В середине 50-х годов XX века появилась необходимость выращивать не только жемчужины в моллюсках но и самих моллюсков.
  • 3) Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться по красоте и яркости с коралловыми полипами.
  • 4) Поэзия окружающей природы и жизни привлекала молодого писателя гораздо сильнее поэзии памятников старины и древних руин.

Упражнение 5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

  1. Словарный состав русского языка постоянно меняется: какие-то слова исчезают, какие-то появляются.
  2. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
  3. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  4. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
  5. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чем говорится в первой части.
  6. Но среди манящей глаз природы Крыма сердце Васильева тосковало по родным местам: по зеленым лугам, по разбитым проселочным дорогам, по рыжим осенним перелескам.
  7. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
  8. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  9. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
  10. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чем говорится в первой части.
  11. Все в этом необычном человеке привлекало взгляд: печальные и мудрые глаза, большой лоб, душевная сила, проявлявшаяся и в лице его, и в спокойных сдержанных движениях.
  12. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
  13. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  14. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
  15. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чем говорится в первой части.

На полотнах А.Г. Васнецова обрели долгую жизнь многие юные жители села Сафоновка: девочка с теленком и девочка с кошкой, уснувший на пригорке пастушок и мальчики, мастерящие воздушного змея.

  • 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
  • 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  • 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
  • 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чем говорится в первой части.

Упражнение 6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении нужны запятые?

  1. Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан (1) с помощью  (2) которого (3) издаются звуки (4) падающих дождевых капель.
  2. 1) 1   2) 2   3) 1, 3  4) 2, 4
  3. У некоторых видов тропических и субтропических рыб на голове имеется присоска (1)  с помощью (2) которой (3) они прикрепляются (4) к самым различным животным.
  4. 1) 1   2) 2    3) 1, 3   4) 2,4
  5. Тренер распределил участников соревнований в команды (1) каждая (2) из которых (3) включала пять человек (4) и еще раз напомнил правила игры.
  6. 1) 1      2) 2     3) 1, 4      4) 2, 4
  7. Природа была важной частью той «живой правды жизни» (1) запечатлевать (2) которую (3) поставили своей целью (4) пейзажисты- передвижники.
  8. 1) 1    2) 1, 4     3) 2, 3      4) 2,4

Упражнение 7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении нужны запятые?

Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясен талантом (4) крепостных людей.

1) 1, 2, 3   2) 1, 3   3) 1, 4   4) 2, 3

Некоторые из современников А.С. Пушкина говорили о том (1) что (2) когда они смотрят  на его портрет кисти О.А. Кипренского (3) то видят отразившиеся на лице поэта (4) «печали жизни».

1) 1, 2, 3     2) 1,3     3) 1, 3    4) 2, 3

И. Е. Репин признался (1) что (2) пока он работает над портретом (3) в его душе живет влюбленность в этого человека (4) чей портрет он пишет.

1) 1, 2, 3     2) 1, 4     3) 2, 3, 4     4) 1, 2, 3, 4 

Алексей Павлович вставал с ранней зарей (1) и (2) когда он вдыхал напоенный влажным запахом росы прохладный воздух (3) на душе у него становилось (4) легко и просторно.

  1.  1, 2    2) 1, 3    3) 1, 2, 3     4) 2, 3, 4

Источник: http://samzan.ru/58770

Ссылка на основную публикацию
[ Скачать с сервера (97.5 Kb) · Скачать удаленно () ] 10.01.2011, 13:41
Часть 1А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?1) позвОним2) бантЫ    3) завИдно    4) рвАлаА2. В каком предложении вместо слова ДЕЛЬНЫЙ нужно употребить ДЕЛОВИТЫЙ?1) После непродолжительного раздумья бригадир выдвинул ДЕЛЬНОЕ предложение.2) Вожатый ДЕЛЬНОЙ походкой направился в сторону оживлённо обсуждавших результаты конкурса ребят.3) Нельзя было не согласиться с доводами Петра, его советы всем показались ДЕЛЬНЫМИ.4) Старый чердак был буквально завален разными вещами, но ДЕЛЬНЫХ предметов будущие путешественники нашли совсем немного.А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) двухстами предметами    2) серьёзнейшее замечание3) килограмм помидоров    4) поезжайте в городА4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.Создавая роман-трилогию,1) привлекались документально подтверждённые данные.2) писатель использовал подлинные документы эпохи.3) были использованы подлинные документы эпохи. 4) документы эпохи подтверждали достоверность событий.А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).1) Мир животных, изучаемый зоологией и некоторыми другими науками, отличается огромным разнообразием.2) Те, кто настойчиво стремится к достижению своей цели, достойны уважения.3) Вопреки прогноза установилась ясная погода.4) В.М. Васнецов вырос в северном селе, отгороженном вековыми лесами от больших городов и сохранившем старинные обычаи и обряды, поверья и сказания.Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.(1) … (2) Нам прежде всего заметно её гравитационное поле, объединяющее вещество, придающее ей шарообразную форму и удерживающее предметы на поверхности. (3) Земля и ряд планет Солнечной системы имеют магнитное поле, которое мы обычно замечаем по движению стрелки компаса, стремящейся указать на один из магнитных полюсов. (4) Есть у Земли и электрическое поле, положительный заряд которого сосредоточен в нижних слоях атмосферы, а отрицательный — в верхней части земной коры. (5) Разогретые распадом радиоактивных элементов недра испускают энергию вовне в виде так называемого теплового потока — это главное проявление теплового поля Земли. (6) … Земля обладает сейсмическим и радиационным физическими полями.А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?1) До сих пор о глубинных слоях Земли мы знаем меньше, чем о космосе, и шансов когда-либо проникнуть в подземный мир не так уж и много.2) Нашу планету покрывает каменная оболочка — земная кора, которую М.В. Ломоносов образно называл «черепом Земли».3) Как космический объект Земля обладает различными физическими полями.4) Учёные предполагают, что внешнее ядро Земли находится в жидком состоянии, а её внутреннее ядро представляет собой твёрдое тело.А7. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?1) Например,2) Наоборот, 3) Кроме того,4) ЗатоА8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одной из частей третьего (3) предложения текста?1) имеют поле2) которое замечаем3) мы замечаем4) указатьА9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.1) простое осложнённое2) сложносочинённое3) сложноподчинённое4) бессоюзное сложноеА10. Укажите верную морфологическую характеристику слова СОСРЕДОТОЧЕН (предложение 4).1) краткое прилагательное2) страдательное причастие3) наречие4) деепричастиеА11. Укажите значение слова АТМОСФЕРА (предложение 4).1) воздушная оболочка, окружающая Землю2) окружающие условия, обстановка3) единица измерения давления газов4) безвоздушное пространствоА12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?В силу своего неопределё(1)ого положения Арсений не мог заниматься только музыкой: ему приходилось выполнять ещё и хозяйстве(2)ые обяза(3)ости.1) 1, 22) 1, 33) 1, 2, 34) 2, 3А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?1) д_лголетие, п_йзаж, рассм_треть2) р_систый, разб_влять, д_ление3) г_лосование, п_норама, разб_раться4) б_снословный, к_ридор, осв_щатьА14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?1) пр_увеличивать, пр_школьный, пр_подавать2) и_черпать, ра_пределить, бе_цельный3) пре_писание, по_клеить, о_давать4) дез_нфекция, под_тожить, небез_звестныйА15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?1) раздел_шь, колебл_мый2) бор_шься, выключ_вший3) откус_шь, раскраш_нный4) подкле_шь, слыш_мыйА16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?А. причудл_вый Б. оцен_ватьВ. глянц_выйГ. ослаб_вать1) А, Б, Г2) А, Б3) А, В, Г4) В, ГА17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?1) Стая гусей, услышавших крик раненой птицы, какое-то мгновение (не)подвижно висела в воздухе, а затем начала быстро снижаться.2) По вечерам ярко горели лампы и всё пел и пел свою (не)хитрую песенку старый самовар.3) Роман с наслаждением думал о том, что ему предстоит продолжить (не)оконченную вчера работу.4) Во всех движениях молодого механика чувствовалась какая-то (не)уверенность.А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?1) (В)ТЕЧЕНИЕ полёта шасси создаёт лишнее сопротивление, (ПО)ЭТОМУ все современные самолёты строят с убирающимся шасси.2) Методы зондовой микроскопии позволяют не только видеть атомы и молекулы, но и воздействовать на них, (ПРИ)ЭТОМ объекты могут изучаться ДА(ЖЕ) в газах и жидкостях.3) Осипу хотелось думать, что лёгкие облака плывут в ТАКИЕ(ЖЕ) счастливые земли, как и его любимый край, в который он вернулся (НА)КОНЕЦ после долгих скитаний.4) ЧТО(БЫ) прогноз погоды был точным, данные о состоянии атмосферы, океана и суши получают на метеорологических, аэрологических и радиолокационных станциях, а ТАК(ЖЕ) со спутников.А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо ( ) и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.1) 1, 2, 32) 1, 3    3) 1, 3, 4    4) 2, 4А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье.1) 1, 22) 1, 2, 3, 4    3) 1, 3    4) 3, 4А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.3) Со вниманием и любовью написаны художником и обстановка дома и одежда персонажей картины и каждый предмет.4) С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве художественного и музыкального критика.А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?В середине XVIII столетия взоры русских художников обратились в прошлое: в России появилась и стала привлекать всё большее внимание мастеров историческая живопись.1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан (1) с помощью (2) которого (3) издаются звуки (4) падающих дождевых капель.1) 12) 23) 1, 34) 2, 4А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.1) 1, 2, 32) 1, 3    3) 1, 4    4) 2, 3А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?1) Каждый год летом открывалась знаменитая Нижегородская ярмарка, которая принимала людей со всей России.2) Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.3) Из пчелиного яда вырабатывают препараты, которые применяют в медицине для нормализации работы суставов, мышц, кровеносных сосудот, периферической нервной системы.4) Ведущий программы представил зрителям игроков, которые пожелали принять участие в нелёгкой борьбе за звание знатоков отечественной истории.А27. Прочитайте текст.Случается, что отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают, и происходит это в одних и тех же местах. Долгое время учёные не могли объяснить такое явление, но впоследствии было выяснено, что киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие. В случае, когда дно повышается к берегу постепенно, по правилам физики (угол падения всегда равен углу отражения) звуковые волны, посылаемые животным, ударяясь о пологое дно, не возвращаются к нему, а уходят в воздух, и, не получая «эха», киты и дельфины плывут вперёд и оказываются на мели.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?1) Киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие.2) Учёные выяснили, что целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают в одних и тех же местах, потому что звуковые волны уходят в воздух.3) Когда дно повышается к берегу постепенно, посылаемые китом или дельфинами звуковые волны, ударяясь о пологое дно, уходят в воздух, поэтому животные, не улавливая их отражения, плывут вперёд, оказываются на мели и погибают.4) Согласно правилу физики, угол падения всегда равен углу отражения, поэтому отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают в одних и тех же местах.Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.(1) В мартовском и апрельском номерах журнала «Урал» за 2004 год опубликована повесть Марины Голубицкой «Вот и вся любовь». (2) Она посвящена пермской учительнице литературы, знаменитой в 70-80-х годах Елене Николаевне (фамилия в повести изменена, а имя и отчество — нет).(3) А я хорошо знала Елену Николаевну. (4) При советской власти её выжили из элитной школы: не любили тогда, чтоб личность выделялась умом и искренностью — ох, как не любили! (5) И она ушла работать в школу рабочей молодежи, где я как раз служила библиотекарем.(6) На самом деле мне только казалось, что я хорошо знала Елену Николаевну! (7) 3нала, да не знала! (8) В повести приведены письма Елены Николаевны, много её прекрасных писем. (9) Глубоких, ярких писем, в которых её любовь к ученикам, её память о каждом из них так поразили меня!(10) Я долго плакала, когда закончила читать повесть, и это были просветлённые, благодарные слёзы. (11) Я чувствовала себя счастливой и потому, что Марина Голубицкая написала эту прекрасную повесть о чудесном человеке, и потому, что жил этот человек — Елена Николаевна — в Перми, моём городе! (12) А более всего меня радовала мысль, что на самом деле «время — честный человек». (13) Как любила учительница своих учеников! (14) И они отплатили ей взаимностью! (15) Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали.(16) Я помню, как мы однажды в школе рабочей молодёжи вели с Еленой Николаевной долгий разговор о «Вишневом саде». (17) Она говорила: «У Лопахина есть умение жить, но нет культуры, а у Раневской есть культура, но совершенно нет умения жить».— (18) Будет ли в России время, когда всё это уместится в одном человеке? — спросила я.(19) Помню, как иронично она на меня посмотрела в ответ.(20) Но как она тосковала по этой России! (21) Перечитывала любимых авторов, писала прекрасные письма ученикам, оставшимся на родине. (22) Есть такое знаменитое изречение: «Терпение красиво». (23) Её терпение было красиво.(24) И всё же, когда она заболела и оказалась в доме для престарелых, вдруг отказалась принимать лекарства и через месяц умерла. (25) Как Гоголь. (26) Но это я так думаю. (27) Мы же никогда не узнаем, почему произошло то, что произошло в конце.(28) Но остались ученики — много учеников. (29) И все помнят её уроки, её мысли, её доброту и широту её взглядов. (30) И та же Марина Голубицкая мечтает когда-нибудь — там — снова встретиться с Еленой Николаевной и посидеть с нею на скамейке, как бывало, чтоб наговориться всласть.*Нина Викторовна Горланова (род. в 1947) — российская писательница, публикуется с 1980 года.А28. Какое из перечисленных утверждений является верным?1) Воспоминания автора текста Нины Горлановой нашли отражение в её повести «Вот и вся любовь».2) Руководители и учителя элитной школы, в которой преподавала Елена Николаевна, ценили этого человека как неординарную личность.3) Автор текста гордится тем, что училась в классе, где преподавала Елена Николаевна.4) Чувствуя искреннюю любовь учителя, ученики отвечают взаимностью.А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 1) 15 предложение подтверждает суждение, высказанное в 14 предложении текста.2) Предложения 8—9 текста содержат описательный фрагмент.3) В предложениях 11—13 представлено повествование.4) В предложении 24 перечислены происходящие друг за другом события.А30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.1) 62) 10    3) 15    4) 21Часть 2В1. Укажите способ образования слова ИЗРЕЧЕНИЕ (предложение 22). В2. Из предложений 3-5 выпишите все предлоги.В3. Определите тип подчинительной связи в словосочетании СНОВА ПИСАЛИ (предложение 15).В4. Среди предложений 12—21 найдите сложное, в состав которого входит односоставное определённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.В5. Среди предложений 15—22 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.В6. Среди предложений 10—17 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.В7. Среди предложений 10—15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и двух личных местоимений. Напишите номер этого предложения.В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.Создавая образ замечательного учителя, автор использует такие синтаксические средства, как ____ (в предложениях 15, 29) и ____ (например, предложения 13, 20), а также такой приём, как ____ (в предложениях 17, 22). Искренность и глубина чувства, испытанного Н. Горлановой, когда она читала книгу о Елене Николаевне, показана с помощью такого тропа, как _____ (просветлённые, благодарные слезы в предложении 10).Список терминов:1) сравнительный оборот2) термин3) восклицательные предложения4) цитирование5) риторический вопрос6) эпитет7) парцелляция8) ряды однородных членов9) гиперболаЧасть 3С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).Объём сочинения — не менее 150 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.