Словообразовательная пара — это… (30 примеров)

Словообразование – одна из самых сложных, но вместе с тем и интересных тем русского языка.

При объяснении этого раздела лингвистики часто всплывают такие термины, как словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательная пара, и далеко не всегда так очевидно, что же они обозначают.

Попробуем вместе постичь основы словообразования и разобраться, что из этих названий что обозначает и как же понимание этого поможет в словообразовании.

Что это такое?

Начнём с того, что словообразовательная цепочка слова – это последовательная цепочка однокоренных слов, которая применяется в морфемном и словообразовательном разборе. Каждая лексема отличается от предыдущей лишь одной морфемой, например: вода — водный — подводный. Составление этой цепочки позволяет узнать истоки слова и, следовательно, максимально полно понять его значение.

Первые попытки

Попробуем теперь, чтобы лучше понять теоретическое объяснение, составить словообразовательную цепочку слова. Возьмём слово «белый». От прилагательного можно образовать глагол: белый — белеть (мы добавили два суффикса).

Дальше из глагола создаём следующий глагол путем добавки приставки: белеть — побелеть, далее добавляем суффикс причастия и получаем: побелеть — побелевший.

Кстати говоря, на предыдущем этапе добавлением также суффикса причастия можно получить такой вариант: белеть — белеющий.

Словообразовательная пара - это... (30 примеров)

  • Если же на первом этапе мы добавляем другой суффикс, то есть белый — белить, а потом добавим ту же приставку белить — побелить, то с помощью суффикса можно образовать существительное: побелить — побелка. Получается, что у нас есть две параллельные словообразовательные цепочки, отходящие от одного слова, и одна дополнительная, ответвляющая от одной из них:
  • белый — белеть — побелеть — побелевший; белый — белеть — белеющий; белый — белить — побелить — побелка.

Дополнительная теория

Теперь, когда у нас уже есть пример того, что собой представляет словообразовательная цепочка, стоит добавить ещё немного теории.

Самое первое слово, которое существует в языке само по себе, называется непроизводным, а те, которые ответвляются от него с помощью добавления морфем, — производными. Каждое слово, от которого образовываются новые слова, считается производящим.

То есть в словообразовательной цепочке вода — водный — подводный именно слово «вода» является непроизводным, а все остальные – производными, кроме того, «вода» и «водный» являются ещё и производящими.

Упражнение 1: производящее и производное

Чтобы лучше понять разницу между производящим и непроизводным словами, восстановите словообразовательную цепочку: вар — … — заварка, в которой пропущено несколько производных и производящих слов.

Целая цепочка должна иметь следующий вид: вар — варить — заварить — заварка.

Словообразовательная пара

Перейдём к следующему термину, который постоянно употребляется в словообразовании.

Словообразовательная пара – это элементарнейшая словообразовательная цепочка, состоящая из непроизводного и слова, произведённого из него: хлеб — хлебушек, бегать — бег.

Порой от производящего слова возможно образование только одного производного, в таком случае говорят о наличии словообразовательной пары. С другой стороны, любые два соседних слова словообразовательной цепочки можно считать такой парой.

Словообразовательная пара - это... (30 примеров)

  1. Попробуйте найти все словообразовательные пары в цепочке: весёлый — веселить — повеселить — повеселиться.
  2. Правильный ответ: весёлый — веселить, веселить — повеселить, повеселить — повеселиться.

Способы словообразования

Ни в коем случае нельзя говорить о словообразовательных цепочках, не зная основных способов словообразования. Их существует четыре:

  • морфологический (включающий приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, постфиксальный и бессуфиксный способы),
  • сложение (сочетание основ, аббревиатур (основанных как на начальных буквах, так и на начальных звуках) или соединение слогов),
  • слияние (образование нового слова из целого сочетания),
  • переход одной части речи в другую.

Словообразовательная пара - это... (30 примеров)

Начнём с морфологического способа. При приставочном способе словообразования к производящему слову добавляется только приставка: хворать — захворать. Что касается суффиксального, то здесь нужен новый суффикс: хворый — хворенький.

Приставочно-суффиксальный способ объединяет в себе два предыдущих, правда, он является довольно спорным: ведь между производящим и производительным словом могут быть другие словообразовательные пары, уже включающие суффикс или приставку производного слова, например: хворать — (захворать) — захворавший.

Постфиксальный способ заключается в добавлении постфикса к производящему слову: хворать — хвораться (стоит отметить, что в данном конкретном случае производное слово, скорее, авторское, то есть оно не является литературным).

Самый сложный способ – бессуфиксный, его сложность в том, что работает он только с глаголом и прилагательным в качестве производящего слова и образовывает лишь отвлечённые существительные, например: хворать — хворь.

Именно при морфологическом способе словообразования наиболее чётко прослеживаются звенья словообразовательных цепочек – в остальных способах преобразования производящего слова не всегда так очевидны.

Сложение

Обращаемся к сложению. Здесь мы работаем сначала с производящим словом, образовывая его слиянием основ или же слиянием целых слов: пароход, газопровод, завуч. В этом случае словообразовательная пара будет иметь вид пар, ходпароход.

Один из видов сложения – это аббревиация, то есть использование первых букв или звуков слов для создания нового названия, то есть: центральный универсальный магазин — ЦУМ, электронно-вычислительная машинаЭВМ. Здесь последовательность словообразовательной цепочки будет выглядеть так: театр, юный, зритель — ТЮЗ.

Последний способ сложения – это сочетание начальных слогов слов: исполком — исполнительный комитет, завхоз — заведующий хозяйством. К образованным таким способом словам легко можно добавлять дополнительные морфемы, создавая новые словообразовательные цепочки: пар, возить — паровоз — паровозный.

Слияние

Слияние – это способ словообразования, который использовался в ходе создания огромного количества слов, уже давно ставших частью языка. Для него мы соединяем в одно несколько слов словосочетания: сей+час — сейчас, с+ума+сшедший — сумасшедший.

Словообразовательная пара - это... (30 примеров)

В этом способе, к сожалению, возможно лишь создание словообразовательных пар без дальнейшего развития цепочек. То есть мало+доступный — малодоступный, трудно+произносимый — труднопроизносимый. При этом способе словообразования не используются дополнительные соединительные гласные, и сливаемые слова никак не изменяются.

Переход одной части речи в другую

Последний способ – переход одной части речи в другую – чаще всего касается прилагательных, которые со временем становятся существительными. Например: столовая (вилка) — столовая (помещение); учащиеся (причастие) — учащиеся (существительное).

Интересно и то, что при этом способе наречия и причастия могут становиться предлогами: посмотреть вокруг (наречие)вокруг театра (предлог). Также превращаются в предлоги существительные с предлогами: верить в продолжение (существительное с предлогом) – в продолжение разговора (предлог).

Этот способ словообразования, особенно его часть, связанная с созданием предлогов, наиболее сложен для идентификации, ведь не всегда так очевидно, что стоит за производным словом.

Упражнение 2: построение цепочек

Теперь, когда у нас уже есть определённое представление о том, как же образовываются слова в словообразовательных цепочках, попробуем попрактиковаться. Постройте словообразовательные цепочки, выделите в них морфемы, с помощью которых были образованы новые слова, и назовите способы словообразования:

1. Лес-> … ->пролеска.

2. Малый-> … ->малодоступность.

3. Пыль-> … ->пылесосящий.

Правильные цепочки:

1. Лес — лесок (суффиксальный) — пролесок (приставочно-суффиксальный) — пролеска (бессуфиксный).

2. Малый — мало (суффиксальный) — малодоступный (слияние) — малодоступность (суффиксальный).

3. Пыль, сосать — пылесос (сложение) — пылесосящий (суффиксальный).

Словообразовательное гнездо

Теперь перейдём к последнему из трёх упомянутых в самом начале терминов – словообразовательным гнёздам.

Словообразовательным гнездом называют совокупность всех возможных словообразовательных цепочек от одного производящего слова. Возьмём, например, лексему «весёлый».

Для начала постройте словообразовательные цепочки, которые приведут к словам «невесело», «развеселиться» и «повеселиться».

Словообразовательная пара - это... (30 примеров)

Начнём проверять (в цепочках указаны способы словообразования):

1. Весёлый — весело (суффиксальный) — невесело (приставочный) или же весёлый — невесёлый (приставочный) — невесело (суффиксальный).

2. Весёлый — веселить (суффиксальный) — развеселить (приставочный) — развеселиться (постфиксальный).

3. Весёлый — веселеть (суффиксальный) — повеселеть (приставочный) — повеселиться (постфиксальный).

Все эти цепочки вместе образуют огромное словообразовательное гнездо для слова «весёлый». То есть каждое непроизводное слово – это и есть самый центр гнезда, вокруг которого начинают обвиваться цепочки образованных слов.

Упражнение 3: восстановление цепочек

  • Сейчас, когда нам уже ясна и основная терминология, и способы словообразования, пришло время поупражняться. Начнём с самого простого: восстановите промежуточное слово в словообразовательной цепочке, указав при этом все способы словообразования в данной цепочке:
  • 1) тайна-> … -> … ->затаиться;
  • 2) скорый-> … ->скоростной;
  • 3) город-> … ->пригородный.
  • Правильные ответы:
  • 1) тайна — таить (суффиксальный) — затаить (приставочный) — затаиться (постфиксальный);
  • 2) скорый — скорость (суффиксальный) — скоростной (суффиксальный);
  • 3) город — пригород (приставочный) — пригородный (суффиксальный).

Упражнение 4: восстановление последовательности

Кстати говоря, в предыдущем задании есть одна небольшая ошибка. Попробуйте определить, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность.

Словообразовательная пара - это... (30 примеров)

Да, это самая первая цепочка. Слово «тайна» является производным, а не производящим по отношению к слову «таить». Дело в том, что непроизводными словами чаще всего являются прилагательные и глаголы, тогда как все остальные части речи образуются уже от них. Давайте восстановим правильный порядок слов в словообразовательной цепочке:

  1. 1) приют, ютиться, приютить;
  2. 2) кулинар, кулинария, кулинарный;
  3. 3) белый, побелка, белеть.
  4. Правильные цепочки выглядят следующим образом:
  5. 1) ютиться — приютить — приют;
  6. 2) кулинарный — кулинария — кулинар;
  7. 3) белый — белеть — побелка.

Упражнение 5: поиск лишнего слова

Очень важно уметь определять однокоренные слова и не добавлять в словообразовательную цепочку схожие по звучанию, но всё же совершенно отличные по своему смыслу слова. В какой словообразовательной цепочке встречаются лишние слова?

  • 1) смех, смешить, смешенный;
  • 2) барсучий, барсовый, барсук;
  • 3) бассейн, басенный, басня.
  • Итак, в каждой из представленных выше цепочек есть одно слово, которое к ней не относится. Давайте найдём его и составим правильные цепочки:
  • 1) лишнее «смешенный» (от слова «мешать»), правильная цепочка: смешной — смешить (приставочный) — смех (бессуфиксный);
  • 2) лишнее «барсовый» (от слова «барс»), правильная цепочка: барсук — барсучий (суффиксальный).
  • 3) лишнее слово «бассейн» (непроизводное), правильная цепочка: басня — басенный (суффиксальный).

Упражнение 6: игра с морфемами

  1. Итак, словообразовательная цепочка слова содержит некоторое количество однокоренных слов, связанных общим корнем и изменяемыми морфемами.

    Теперь немного усложним задачу: попробуем создать словообразовательную цепочку, зная лишь непроизводное слово и способы образования последующих звеньев:

  2. 1) граница — (приставочный) — (суффиксальный);
  3. 2) ржавый — (суффиксальный) — (суффиксальный);
  4. 3) гнутый — (суффиксальный) — (приставочный) — (постфиксальный).

  5. Возможные варианты цепочек:
  6. 1) граница — заграница — заграничный;
  7. 2) ржавый — ржаветь — ржавчина;
  8. 3) гнутый — гнуть — прогнуть — прогнуться.
  9. Конечно, в этом задании нет универсально правильных ответов, всё зависит от конкретно использованных вами приставок.

Упражнение 7: использование морфем

А сейчас попробуем понять, как же выглядела первоначально словообразовательная цепочка. Вам даётся непроизводное слово, а потом морфемы, которые использовались при создании производных слов. Восстановите цепочку:

1) румяный — …ить — …ся — за;

2) пустой — …еть — о… — …ение;

3) кривой — …ить — ис… — …ённ.

Словообразовательная пара - это... (30 примеров)

  • Правильные цепочки выглядят так:
  • 1) румяный — румянить — румяниться — зарумяниться;
  • 2) пустой — пустеть — опустеть — опустение;
  • 3) кривой — кривить — искривить — искривлённый.
  • Сложность этого задания в том, что не указано, какая именно морфема (приставка, суффикс или постфикс) использована в процессе словообразования, так что здесь придётся хорошенько подумать, восстанавливая опущенные слова.

Упражнение 8: словообразовательные гнёзда

В качестве закрепления попробуем построить словообразовательное гнездо для следующих слов: зелёный; дом; вода.

Итак. Зелёный — зеленеть (суффиксальный) — зазеленеть (приставочный) — зазеленеться (постфиксальный); здесь же возможен вариант: зазеленеть — зазеленев (суффиксальный) — зазеленевший (суффиксальный).

  1. Другая цепочка выглядит так: зелёный — зеленеть (суффиксальный) — зелень (бессуфиксный) — зелёнка (суффиксальный) или зелень — прозелень (приставочный).
  2. И третья цепочка этого гнезда: зелёный — зелёноватый или зелёный — зелёненький – в обоих случаях используется суффиксальный способ.
  3. Дальше «дом».

Дом — домовой (суффиксальный) — домовитый (суффиксальный). А можно дом — домашний (суффиксальный) — одомашненный (приставочно-суффиксальный) — одомашнить (суффиксальный). Дом — домик или дом — домишко, а можно и дом — домина и дом — домище – в этих словообразовательных парах используется суффиксальный способ.

И третье гнездо: вода — водный (суффиксальный) — подводный (приставочный) — подводник (суффиксальный). Вода — водяной (суффиксальный) — водянистый (суффиксальный). Третья цепочка: вода — наводнить (приставочно-суффиксальный) — наводнение (суффиксальный).

Конечно, это далеко не все цепочки этих гнёзд, но всё же такая игра с различными морфемами поможет гораздо лучше понять принципы словообразования.

Заключение

Итак, мы знаем, что по итогам словообразования слова можно объединять в цепочки, умеем определять, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность звеньев, умеем сами составлять эти цепочки. Словообразование – отнюдь не каторга, а настоящее удовольствие. И теперь вы сами можете в этом убедиться.

Источник: https://www.syl.ru/article/290423/chto-takoe-slovoobrazovatelnaya-tsepochka

Словообразовательное значение. Словообразовательный тип. Словообразовательная модель. Словообразовательные пара, цепь, парадигма, гнездо

Словообразовательное значение. Словообразовательный тип. Словообразовательная модель. Словообразовательные пара, цепь, парадигма, гнездо

Словообразовательное значение – это значение словообразовательного ряда, выражаемое тем или иным формантом при наличии словообразовательных связей между производящим и производным словом.

Словообразовательное значение – это значение, выраженное группой слов одинаковой структуры, общего строения, характерного для класса слов. Ех: название лица по действию.

Словообразовательное значение отличается от лексического, которое определяется соотнесенностью слова с соответствующим понятием и индивидуально для каждого слова.

Словообразовательное значение, подобно грамматическому, не является принадлежностью одного слова. Оно имеет специальные показатели – форманты, которые выделяются при сопоставлении производной и производящей основ.

Непроизводные слова словообразовательных значений не имеют.

Словообразовательное значение может формально совпадать с лексическим или грамматическим, но при этом оно, как правило, уточняет, корректирует, дополняет и то, и другое значение, ех: железный – сделанный из железа. При определении наиболее общих типов словообразовательного значения учитывается и характер мотивирующих основ, и их лексическое и грамматическое значения.

При мотивации названий предметов или признаков формируются значения:

  1. — Предмет или признак по отношению к другому предмету или признаку. Название носителя признака (юнец)
  2. модификационное словообразовательное значение. Суть – в добавлении к значению мотивирующего слова небольшого семантического компонента – уменьшительность, женскость, начинательность.
  3. — Транспозиционное словообразовательное значение. Мотивированное слово наделяется грамматической семантикой части речи, отличной от семантики мотивирующего слова без изменения других компонентов его значения. Ходить – ходьба, желтизна, смел.

Словообразовательный тип

Словообразовательный тип – совокупность производных слов, характеризующихся одинаковыми словообразовательными связями,  единым словообразовательным значением и словообразовательным средством: доброта, краснота, дурнота, прямота.

Словообразовательный тип представляет собой единство 3х словообразовательных признаков производных слов:

  1. соотнесенность с прилагательным (красота)
  2. глаголы с приставкой со (соболезновать)
  3. прилагательные с прист над – надбровный.

Нарушение этого единства ведет к образованию на базе одного словообразовательного типа омонимичных словообразовательных типов: обеззубеть – беззубый, зубы.

Словообразовательная модель

Словообразовательная модель – формально – семантический образец порождения новообразований. В ее основе лежит схема строения производных слов, относящаяся к одному словообразовательному типу. Бывают продуктивные и непродуктивные.

Словообразовательные пара, цепь, парадигма, гнездо

Простейшая из комплексных единиц — словообразовательная пара: соотношение производной и производящей основ: белый — белить, регулировать — регулировщик, пионер — пионерка, чернила — чернильница, писать — переписать, красавица — раскрасавица. Словообразовательные пары, между которыми имеются тождественные формальные и семантические отношения, входят в один словообразовательный тип.

Совокупность производных, упорядоченная так, что каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для последующей, называется словообразовательной цепью (или цепочкой).

Эта комплексная единица выявляет ступенчатый характер русского словообразования. Она демонстрирует синтагматические отношения между однокоренными словами.

Слова в цепи связаны отношениями последовательной производности.

Совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства, называют словообразовательной парадигмой (СП).

Словообразовательные цепи и парадигмы являются. составными частями наиболее сложной и многочленной единицы словообразования-словообразовательного гнезда. Они взаимодополняют друг друга и реализуют парадигматические и синтагматические связи слов в гнезде.

В своей совокупности цепи и парадигмы и являются тем строительным мате риалом гнезда, который позволяет вскрыть его сложную иерархическую организацию. Словообразовательное гнездо — это иерархически организованная, упорядочу ченная совокупность всех производных базового слова.

Дадим в качестве примера гнездо прилагательного готовый (с некоторыми сокращениями), отчетливо показывающее ступенчатый характер русского словообразования и сложную иерархическую организацию гнезда.

Источник: https://myfilology.ru/russkiiyazyk/morfemika-i-slovoobrazovanie/slovoobrazovatelnoe-znachenie-slovoobrazovatelnyj-tip-slovoobrazovatelnaya-model-slovoobrazovatelnye-para-czep-paradigma-gnezdo/

Что такое словообразовательная пара?

Словообразование (главные понятия)

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено эмблемойΟ (по техническим причинам); нулевой суффикс обозначен Ø (в согласовании с принятыми обозначениями).

1. В языке повсевременно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка есть возможность поделить на производные и непроизводные.

Производные слова — это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (либо сочетаний слов). К примеру: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.

Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-нибудь другого однокоренного слова, имеющегося в языке. База подобных слов — непроизводная: ночь, стол.

К примеру, стол Ο — слово непроизводное, другими словами в современном российском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное.

База слова стол— также непроизводная (она включает только корень стол-).

2. Непроизводная база обычно включает только корень, хотя время от времени непроизводная база может включать, кроме корня, суффикс, пореже — префикс: брат Ο , ночь Ο , стен-а, окн-о.

К примеру, база глагола читать (чита-) включает корень чит— и глагольный суффикс —а-. Однако данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова.

Потому слово и его база являются непроизводными.

Примечания.

1) Когда речь идёт о непроизводных либо производных основах, то рассматриваются только базы слов, другими словами базы исходной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются.

К примеру, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени —л, но в словообразовании не учитывается этот суффикс. База слова определяется по инфинитиву чита-ть.

2) Большая часть бесприставочных непроизводных глаголов имеют базы, которые включают, кроме корня, особые глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Конкретно по этим суффиксам определяется спряжение глагола: пис-а-ть, беж-а-ть, вел-е-ть, реш-и-ть.

Бесприставочных глаголов в отсутствие особых глагольных суффиксов (когда корень прямо связан с окончанием инфитива —ть) в российском языке очень чуть-чуть: бы-ть, пи-ть, мы-ть, би-ть.

Для того чтоб найти, заходит ли конечный гласный базы глагола в состав корня либо это суффикс, есть возможность поставить слово в форму реального времени.

Часть корня сохраняется (хотя при всем этом могут наблюдаться чередования): пи-ть пьj-ю (чередования в корне пи-/пj-), мы-ть моj-ю (чередования в корне мы-/моj-).

Глагольный же суффикс нередко (однако не всегда!) теряется: пис-а-ть пиш-у, беж-а-ть бег-у.

3) Постфикс -ся (обучаться, умываться) не является формообразующим, потому непременно включается в словообразовательную базу слова (учить и обучаться — это различные слова, а не различные формы 1-го слова).

3. Слово, от которого образовано производное слово, именуется производящим (либо мотивирующим). К примеру, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать — производящее слово для существительного читатель.

Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару: ночь — ночной; читать — читатель.

4. База производного слова именуется производной основой, база производящего (мотивирующего) слова именуется производящей (мотивирующей) основой: ночьΟ (производящая база ноч-) — ночн-ой (производная база ночн-); чита-ть (производящая база чита-) — читательΟ (производная база читатель-).

Сложные слова имеют две и поболее производящие базы: семь лет — сем-и-лет-н-ий; носΟ, рогΟ — нос-о-рогΟ.

5. Производящая база может включаться в производную как в полном виде (к примеру: за-жиг-а-ть — за-жиг-а-лк-а), так и в усечённом виде (к примеру: рез-а-ть — рез-к-а — усекается глагольный суффикс —а-).

При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем: однообразные части конца производящей базы и начала суффикса накладываются друг на друга, в итоге устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.

К примеру, в паре: берёз-а — берез-някΟ — наложения морфем нет (конечные звуки производящей базы берёз— и суффикса —ник не совпадают), а в паре: сосн-а — сос-някΟ — конечный согласный производящей базы н (сосн-) и исходный согласный суффикса н (-няк) совпадают и накладываются друг на друга.

6. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным.

К примеру, в словообразовательных парах: ночьночной; читатьчитатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивыйправдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правдаправдивый.

7. Совокупа всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, именуют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо начальное слово, либо вершина словообразовательного гнезда.

Это непроизводное слово, с которым прямо либо опосредованно связаны все другие однокоренные слова. К примеру, верхушкой словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др.

— является существительное соль; верхушкой словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, условиться, контракт и др. — является глагол говорить.

Словообразовательная пара (производящее слово — производное слово) — это малая единица словообразовательного гнезда.

Кроме пары в словообразовательном гнезде есть возможность выделить словообразовательную цепь (либо цепочку) — это ряд однокоренных слов, связанных меж собой отношениями конкретной производности: соль — солить — засолить — засолка; соль — соляной — солянка — соляночка; соль — солить — пересолить — пересаливать — пересаливание.

Примечание. Обычной ошибкой при словообразовательном анализе является неверный выбор производящего (мотивирующего слова).

Очень нередко, составляя словообразовательную пару, учащиеся в качестве производящего слова избирают верхушку всего словообразовательного гнезда либо один из членов словообразовательной вереницы.

При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно прямо связано с другим словообразовательными отношениями.

К примеру, для производного слова пересолить нельзя в качестве производящего подвергать рассмотрению существительное соль либо прилагательное солёный, так как данные существительное и прилагательное не связаны прямо с производным глаголом. Производящим для глагола пересолить является бесприставочный глагол солить (солить — пересолить).

8. Члены словообразовательной пары — производные слова (производные базы) и производящие слова (производящие базы) — связаны по значению и формально:

  • производная база, чаше всего, труднее по форме, чем соответственная производящая, к примеру, в паре: ночьΟ (производящая база ноч-) — ночн-ой (производная база ночн-) производящая база включает одну морфему — корень; в производном слове ноч-н-ой база состоит из корня (ноч-) и суффикса (-н-);

  • производное слово, чаше всего, труднее по значению соответственного производящего. При всем этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово есть возможность найти при помощи производящего: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»);

  • из этого правила есть исключения: наречия с приставкой по-, которые пишутся через дефис (по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы прямо от прилагательных (по-летнему ← летний, по-товарищески ← товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)).

    • Примечания.
    • 1) В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и дамского пола, производящим является существительное мужского пола, производным — существительное дамского рода: учитель — учительница; лифтёр — лифтёрша; шахматист — шахматистка.
    • 2) В парах: глагол — существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное — существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол либо прилагательное, а существительное — производным: пе-ть — пе-ни[j]-е (действие по глаголу), береж-лив-ый — береж-лив-остьΟ (отвлечённый признак).
    • 3) Большая часть возвратимых глаголов образовано от безвозвратных: защищать — защищать-ся; умыть — умыть-ся.
    • 4) При словообразовании глаголов более обычной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол неидеального вида — приставочный глагол совершенного вида — приставочный глагол с новым суффиксом неидеального вида: пис-а-ть — за-пис-а-ть — за-пис-ыва-ть; чит-а-ть — про-чит-а-ть — про-чит-ыва-ть.
    • 5) Наречия с суффиксом , чаше всего, образованы от прилагательных: неплохой — отлично; весёлый — забавно.

    9. В российском языке вероятны случаи, когда производящая и производные базы равны по трудности. В этом случае на 1-ый план выходит мотивированность по значению.

    К примеру, в паре: агит-ирова-ть — агит-аторΟ — базы равны по трудности (включают корень и суффикс). Однако по значению существительное труднее глагола (значение существительного мотивировано значением глагола).

    Потому глагол признаётся производящим, а существительное — производным: агитироватьагитатор («лицо, которое агитирует»).

    Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и[j]-я — истор-ик. Базы равны по трудности (включают корень и суффикс). Однако по значению 2-ое существительное (историк) труднее первого (история) и мотивировано первым: историяисторик («тот, кто занимается историей»).

    Время от времени производная база может быть даже проще производящей. К примеру, существительное вход образовано от глагола заходить: в-ход-и-ть — в-ходØ.

    При всем этом производная база существительного включает две морфемы — приставку и корень, а производящая база глагола включает три морфемы — приставку, корень и глагольный суффикс.

    Однако значение существительного мотивировано значением глагола (вход — «место, через которое входят куда-либо»).

    1. Примечания.
    2. 1) При схожей трудности в паре: лицо мужского пола — лицо дамского пола — производящим является существительное мужского пола: худож-ник — худож-ниц-а («женщина-художник».
    3. 2) При схожей трудности в паре: бесприставочный глагол неидеального вида — бесприставочный глагол совершенного вида — производящим признается глагол неидеального вида: реш-а-ть — реш-и-ть.
    4. 3) При схожей трудности в паре: приставочный глагол совершенного вида — приставочный глагол неидеального вида — производящим обычно является глагол совершенного вида: за-пис-а-ть — за-пис-ыва-ть.

    4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными: бег, торг, выход, осада.

    Они, чаше всего, образованы от однокоренных глаголов, хотя такие существительные равны по трудности либо проще производящих глаголов: беж-а-ть — бегØ, торг-ова-ть — торгØ, вы-ход-и-ть — вы-ходØ, осад-и-ть — осадØ-а.

    5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными: синь, тишина, рань. Они, чаше всего, образованы от однокоренных прилагательных, хотя равны по трудности либо проще производящих прилагательных: син-ий — синьØ, тих-ий — тишинаØ, ран-н-ий — раньØ. Однако: золот-о — золотØ-ой.

    • Упражнение к теме «Словообразование. Словообразовательные вереницы»
    • Задание: разбейте члены словообразовательных гнёзд на словообразовательные вереницы и словообразовательные пары, укажите направление производности.
    • 1) Голубий, синенький, синий, синь, синева, синяк, синячок, синеть, посинеть, посинение, синить, синька, синеглазый, синеглазка.
    • 2) Сипеть, сипение, сип, сиплый, сипловатый, сипло, сиплость, сипловатость, сипнуть, осипнуть, хриплый, осиплость.
    • 3) Сказать, сказание, дать подсказку, давать подсказку, подсказка, подсказчик, подсказчица, поведать, говорить, рассказчик, рассказчица, рассказывание, рассказ, рассказик, пересказать, пересказ, пересказывать, пересказываться, пересказанный, предсказать, предвещать, пророчество, предсказатель, предсказательный.
    • Источники:
  • Глава «Словообразование. Главные понятия» в пособии Л.В.Балашовой, В.В. Дементьева «Русский язык»
  • Упражнения к теме «Словообразование. Главные понятия» в пособии Л.В.Балашовой, В.В. Дементьева «Русский язык»
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Как разобрать слово по составу?
  • Как отыскать корень в слове?
  • Что такое связанные корешки в лингвистике?
  • Как отыскать базу слова?
  • Как отыскать окончание в слове?
  • Что такое беглая гласная?
  • Что такое морфема?
  • Какие есть виды морфем?
  • Где отыскать список формообразующих морфем?
  • Где отыскать словари деления слов на морфемы?
  • Что такое аффикс?
  • Какие есть виды аффиксов?
  • Что такое чередование звуков?
  • Какие слова именуются однокоренными?
  • Что такое флексия?
  • Что такое префикс?
  • Что такое постфикс?
  • Что такое интерфикс?
  • Источник: https://kakskolko.ru/chto-takoe-slovoobrazovatelnaya-para/

    Словообразование

    Продолжение. См. № 16/2002

    Дидактический материал к учебнику М.В. Панова

    6 класс

    § 2. Производное и исходное слово

    Задание 17. Проверьте, верно ли утверждение, что все данные слова – производные. Для этого разъясните каждое слово через более простое однокоренное. Но не забывайте, что более простое слово должно отличаться от производного минимальным количеством морфем. Крылышко, законность, скворчонок, крикун, законный, сиреневый, обеспокоить, подражатель, разложиться, бесприютный, подтаять, иссушить, несчастный, беспринципный, пренеприятный, прогнозирование, наследственный, подсолить, преподаватель. Получившиеся у вас пары слов – производное («сделанное») + исходное (из которого «сделали») – назовем словообразовательными парами*. Важно понять следующее: все, что касается образования слов, связано именно с отношениями исходного и производного слова. Сравните два таких слова, например, лес и лесник. То, чем они различаются, и будет тем строительным материалом, с помощью которого язык создал новое производное – слово. Сделаем выводы:

    • Какое слово называется исходным?
    • Всегда ли исходное слово является непроизводным?
    • Чем отличается производное слово от непроизводного?

    Задание 18. Запишите к перечисленным исходным словам производные, чтобы получились словообразовательные пары. а) Образуйте производный глагол с помощью приставки на-: резать – нарезать; пилить, рубить, колоть, строить, гореть, расти, калить, рассказывать, давать, плодить, печь, таскать. Какое значение придает приставка на- этим глаголам? Переставьте ударение в глаголе нарезать. Сохранилось ли в глаголе нарезать то же значение? б) Образуйте производное прилагательное с помощью одновременного присоединения приставки без-(бес-) и суффикса. Что общего в значении всех производных слов? Сердце – бессердечный; конец, смысл, граница, край, цель, грамота, лошадь, авария, инициатива, след, забота, контроль, совесть, жалость, страх, интерес. в) Образуйте производное прилагательное с помощью суффикса -ист-. Что обозначают производные прилагательные? Мгла – мглистый; камень, холм, гора, болото, лес, игла, жила, плечо, железо, заноза, куст, голос, мох. Нет ли здесь пары с переносным значением? Объясните значение производного прилагательного занозистый. Задание 19. Как вы, наверное, заметили, производные слова с одинаковым аффиксом имеют общее значение (с приставкой на- – «сделать чего-то много»; с приставкой бес-(без-) – «отсутствие чего-либо» и т.д.). А в чем их отличие от исходных? Кто самостоятельно ответил на этот вопрос, может следующее задание не выполнять. Но вместо этого придумайте несколько производных слов и сравните их с исходными. Выводы сделайте сами. Остальным же предлагаю понаблюдать: бороздка = борозд-а + суффикс -к- + ‘маленький’; пребогатый = богатый + приставка пре- + ‘очень’; загрохотать = грохотать + приставка за- + ‘начало’; киоскерша = киоскер + суффикс -ш- + ‘женщина’; кисленький = кисл-ый + суффикс -еньк- + ‘немного, чуть-чуть’; наконечник = конец (ц/ч) + приставка на- + суффикс -ник- + ‘назначение’; верблюжонок = верблюд (д/ж) + суффикс -онок- + ‘детеныш’; талантливый = талант + суффикс -лив- + ‘имеющий, содержащий’; свистнуть = свист-еть + суффикс -ну- + ‘однократное действие’; каменщик = камень + суффикс -щик- + ‘профессия’; всмотреться = смотреть + приставка вс- + суффикс -ся- + ‘законченное действие’; разоружение = разоруж-ить + суффикс -ений- + ‘название действия’; пристанционный = станций-а + приставка при- + суффикс -онн- + ‘близость’; тараканище = таракан + суффикс -ищ- + ‘большой’; сверхлегкий = легкий + приставка сверх- + ‘высшая степень признака’; сдержанность = сдержанн-ый + суффикс -ость- + ‘отвлеченное название’; перечница = перец (ц/ч) + суффикс -ниц- + ‘для…’; предъявитель = предъяви-ть + суффикс -тель- + ‘лицо по действию’. Слева – производное слово. А что в правой части равенства? Нетрудно догадаться, что в ней три составляющих: а) исходное слово (с окончанием или без); б) словообразовательный аффикс (приставка; суффикс; приставка и суффикс одновременно);в) дополнительный компонент значения.

    И это характерно для любого производного слова! Его основа всегда делится на две части: исходную основу и словообразовательный аффикс (аффиксы) с определенным значением. Более подробно о словообразовательном значении мы поговорим немного позднее. А пока потренируемся.

    Задание 20. Вернемся к заданию 19. Подберите свои примеры производных слов, образованных с помощью тех же словообразовательных аффиксов и с тем же значением. Например:

    льдинка = льдин-а + суффикс -к- + ‘маленький’.

    Задание 21. Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список ошибочно. Найдите их и устно объясните суть ошибки.

    Гора – гореть; табун – табунщик; созерцать – созерцательность; скакать – подскочить; воодушевлять – воодушевление; брошюра – брошюровать; мороз – лед; возмездие – безвозмездный; важный – заважничать; бисквит – расквитаться; копейка – рубль; валять – валюта; великий – величина; вера – зверь; баян – баянист; аттракцион – аттракционный; бойкот – бойкотировать;

    болт – болтун.

    «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательное средство. Вернитесь к ошибочным парам. Может быть, некоторые из них вы сможете исправить? Например, важный ® важн-ича-ть.

    Задание 22. При изучении морфемики мы часто пользовались критерием Г.О. Винокура. Выдающийся лингвист сформулировал его и для соотношения производного и исходного слов. Познакомьтесь с ним на стр. 10 учебника.

    А теперь, опираясь на критерий Винокура, попробуйте с одного взгляда определить, являются ли производными следующие слова.

    Учтите: в толковании слова обязательно должно присутствовать исходное! Например: синеть – да (‘быть или становиться синим’).

    больной свалить второй гадать приставка гигиенарева железка ириска концертный платок суффикс смирныйгорностай рулить синяк зрелый диалектный окончание дешеветьо’кей

    Задание 23. Восстановите словообразовательные пары, используя материалы двух колонок, выделите словообразовательные аффиксы. (Подсказка: одно и то же слово может служить исходным не для одной пары!)

    а) Для мальчиков

    исходные производные
    скоростной ускорить скорость скоренькийскорый ускориться скоренький ускорить сверхскоростной ускорение скоренько скоростной вскорескорость

    б) Для девочек

    исходные производные
    сладость сласть сладкий слащавый сластитьсладковатый пересластить слащавость насластить слащавый сластена сластить несладкий сладко сладостный сладковатыйсладковато

    Образец:

    Для проверки можно заглянуть в словообразовательный словарь.

    Задание 24. Словообразовательные рисунки. Задание для любящих и умеющих рисовать. Даны словообразовательные пары; попробуйте передать смысл каждой пары в рисунках. Одинаково ли вы изобразите исходное и производное слово?

    Стриж – стрижонок; чемодан – чемоданчик; опрокинуть – опрокинуться; динамит – динамитчик; ковырять – расковырять; мыло – мыльница; красивый – некрасивый; картофель – картофелина; крыса – крысища;

    колоть – наколоть.

    Кто не умеет рисовать, не огорчайтесь: о различии слов в парах вы можете рассказать в миниатюре. Желательно с юмором.

    Задание 25. Спишите текст, заполняя орфографические и пунктуационные пропуски.

    ШАРИК ДЕЛАЕТ БУДКУ

    Шарик сразу за дело взялся. Достал кис_ть м_лярную из сарая св_рил из кр_хмала ведро клея к_сельного типа и нач_л ящики клеем мазать и друг к другу пр_сл_нять. Ящики легкие веселые яркие. И работа легкая веселая яркая. Если делать ее а(к,кк)уратно.

    А Шарик делал все тяп-ляп. Сначала _делал картонно-ящичный пол потом картонно-ящичные стены потом из реек которые Матроскин пр_г_товил для ремонта забора _делал обреш_тку для крыши и тоже о_клеил ящиками.

    Дом вышел сикось-накось но очень яркий и симпатичненький.

    Тут уж и вечер наступил звезды высыпали на небо, как веснушки. Вым_танный Шарик как стоял на картонном полу, так и спать св_лился а клеевую кисть под голову подл_жил.

    (Э.Успенский)

    Найдите в этом тексте предложение, в котором все слова – непроизводные. Используя их в качестве исходных, переделайте предложение так, чтобы оно состояло только из производных слов. Как изменится смысл предложения?

    Задание 26. Прочитайте текст.

    СЕНТЯБРИТ…

    Осенью начинает «сентябрить». Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца, с густой синевой небес, с летучей паутиной и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды.

    Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках.

    «Унылая пора! очей очарованье!» Потом – ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.

    Так вот и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземкой, снегопадами, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях, серым снеговым небом.

    (К.Паустовский)

    Толковый словарик

    ВЕШКА (ВЕХА) – шест в поле для указания пути, границ земельных участков, а также шест на поплавке для указания пути по воде. РОЗВАЛЬНИ – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком.

    Помогло ли вам знание словообразовательных законов понять значение слов стынь, стылость, поземка? В какие словообразовательные пары они входят?

    Что значит слово сентябрить? Является ли оно общеупотребительным? Как оно образовано? Запишите словообразовательную пару. Напишите миниатюры «Заапрелило…».

    Задание 27. Придумайте два небольших текста: а) первый – состоящий только из непроизводных слов. Второй текст – только из производных слов. С каким заданием справиться легче?

    Задание 28. Восстановите нужную последовательность приведенных ниже формулировок, чтобы получилось связное высказывание. К каждому пункту подберите примеры. Восполните пропущенное звено.

    1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом (аффиксами) и дополнительным компонентом значения.

    2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.

    3. …

    4. Непроизводное слово – это готовое слово, а производное – сделанное.

    5. Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.

    6. Исходное слово – это слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного.

    7. Производное слово образуется от исходного.

    Задание 29. Этимологическая страничка.

    Веротно, вы задумывались над тем, почему числительное сорок непохоже на другие числительные. Но можно ли объяснить его значение исходя только из внутренней его формы? Прочитайте рассказ о происхождении этого слова.

    Л.В. Успенский

    ИЗ ИСТОРИИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО СОРОК

    Давайте приглядимся к тем русским словам, которые обозначают у нас числа, кратные десяти, от первого десятка до сотни:

    • два + дцать, три + дцать, сорок,
    • пять + десят,
    1. шесть + десят, семь + десят, восемь + десят,
    2. девя + но + сто.

    Очень легко понять, как построено большинство этих числительных. В первое, второе, четвертое, пятое, шестое и седьмое из них обязательно входит измененное слово десять:

    двадцать = два + десять, шестьдесят = шесть + десять и т.д.

    Резко отличается от них девяносто. Но и в его строении можно при некотором усилии разобраться. И вдруг среди всех этих близких «родичей» странным чужаком встает совершенно ни на кого из них не похожее сорок.

    Как ни вслушивайся в это слово, ничего похожего на четыре или десять не найдешь. А в то же время значит-то оно, безусловно, четыре десятка.

    Как же оно возникло? Откуда взялось? С какими другими русскими словами связано? Начнем с того, что заглянем в словари родственных нам славянских языков. Как те же числительные построены у них?

    По-болгарски20 двадесэт 30 тридесэт40 четиридесэт По-чешскидвацет тршицетчтуржицет По-польскидвадзесця тршидзесцичтэрдзесци

    Что же получается? Все эти слова похожи и между собою, и на наши числительные 20, 30, 50, 60, 70, 80. Но на наше сорок не похоже ни одно из них. Очевидно, слово сорок является не общеславянским, происходит не от общего для всех этих языков корня, а создалось только у нас на Руси и только в русском языке.

    Мало того, судя по сходству остальных числительных во всех славянских языках, кроме русского, правильно будет допустить, что и у нас когда-то существовало для числа 40 слово, также похожее на них, что-то вроде четырьдесят или четыредцать.

    Но затем по причинам, сейчас уже неясным, его вытеснило слово совсем другого происхождения – таинственное сорок. Что же могло означать это слово и почему оно получило именно такое числовое значение? Прежде всего мы часто сталкиваемся в древнерусских письменных документах с несколько особым значением его.

    Некогда оно было не числительным, а существительным мужского рода и означало особую меру счета дорогих мехов.

    Читая древние грамоты и летописи, то и дело встречаешься с тогдашними сороками:

    «…Да пять сороков соболя…», «Да еще двадцать семь сороков бобра…». Это было особое существительное, применявшееся, однако, только при счете. Естественно, что до превращения его в имя числительное путь был уже недалек.

    Сколько же шкурок-единиц входило в сорок?

    Этого мы в полной точности не знаем. Но нам известно, что из сорока драгоценных шкурок можно было как раз сшить одно из тогдашних мужских меховых платьев, по-видимому, длинный кафтан. Можно думать, что и такой кафтан носил тоже название сорок. Это тем более вероятно, что мы и сейчас знаем один из видов одежды, обозначаемый этим названием. Это длинная ночная рубаха – сорочка. Вероятно, в ее покрое или мерке сохранилось что-то от покроя той меховой одежды, на которую когда-то шел сорок соболей или куниц (шел, а не шло и не шли – заметьте!). Весьма возможно, что на пошивку старинного мехового сорока шло примерно 40 собольих или куньих шкурок. И вот постепенно слово оторвалось от первого своего значения и приобрело второе: сорок стало значить уже не «кафтан из 40 шкур», а простое число: 40 шкурок. А затем – не 40 собольих шкурок, а 40 любых предметов вообще. Вот всмотритесь в эту примерную схему. Были слова, которые значили:

    Сначала:

    Слово сорок – кафтан из «четыредцати» шкур и слово четыредцать – 40 любых предметов, кроме шкур. Потом: Слово сорок – 40 всяких, например, собольих, шкурок и слово четыредцать – 40 любых предметов. Наконец: слово сорок – 40 любых предметов, в том числе и шкурок. Слово четыредцать ничего не значит. Оно исчезло.

    * В учебниках под редакцией М.В. Панова нет термина «cловообразовательная пара». Использовать его уместно лишь в рабочем порядке. – Ред.

    Продолжение следует

    Источник: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200202005

    Ссылка на основную публикацию