Синтаксис сложного предложения

Сложное предложение – это единица синтаксиса.

Сложными называются предложения, состоящие из двух и более грамматических основ, связанных в единое целое по смыслу, грамматически и интонационно.

От простого предложения сложное отличает то, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном – более одной.

Сложное предложение, таким образом, состоит из частей, каждая из которых оформлена как простое предложение.

Но сложное предложение – это не случайный набор простых предложений. В сложном предложении части связаны между собой по смыслу и синтаксически, с помощью синтаксических связей. Каждая часть, будучи оформлена как предложение, не обладает смысловой и интонационной завершённостью. Эти признаки характерны для всего сложного предложения в целом.

Сложные предложения, как и простые, характеризуются по цели высказывания. Они могут быть невосклицательными и восклицательными.

В отличие от простого предложения сложное требует определения, из скольких частей оно состоит и какой связью соединены его части.

Синтаксис сложного предложения 

§2. Виды синтаксической связи частей сложного предложения

  • Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть:
  • Союзная связь – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.
  • Союзная связь может быть:
  • сочинительной
  • подчинительной

Сочинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей.

Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: сочинительных союзов.

Гроза прошла, и выглянуло солнце.

Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с неравноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.

Мы не пошли гулять, потому что началась гроза.

(Мы не пошли гулять – главное предложение, а потому что началась гроза – придаточное предложение.)

Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:

Тренер заболел, занятие перенесено на следующую неделю.

Характер синтаксической связи между частями сложного предложения – это важнейший классификационный признак сложных предложений.

§3. Классификация сложных предложений

  1. Классификация сложных предложений – это классификация по синтаксической связи между его частями.

    Сложные предложения делятся:

  2. на 1) союзные и 2) бессоюзные, а союзные, в свою очередь — на 1) сложносочинённые и 2) сложноподчинённые.

  3. Следовательно, выделяются три типа сложных предложений:
  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные

Каждый из этих типов подлежит дальнейшей классификации по значению.

Проба сил 

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест

    • по смыслу
    • по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)
    • да, каждая часть — это отдельное самостоятельное предложение
    • нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением
    • главной
    • придаточной
    • сочинительной и подчинительной
    • равноправное отношение характеризует подчинительную связь
    • равноправное отношение характеризует сочинительную связь
    • неравноправное отношение характеризует подчинительную связь
    • неравноправное отношение характеризует сочинительную связь

Правильные ответы:

  1. две и более
  2. по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)
  3. нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением
  4. да
  5. да
  6. нет
  7. сочинительной и подчинительной
  8. да
  9. равноправное отношение характеризует сочинительную связь
  10. неравноправное отношение характеризует подчинительную связь

Смотрите также

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/450

Синтаксис сложного предложения

Упражнение 1 Спишите, графически обоснуйте постановку/отсутствие запятой перед союзом и. Образец: («Снежная королева») 1. Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок. («Дюймовочка») 2. В тот же миг Снежная королева подхватила его, и они взвились на черное облако. («Снежная королева») 3. Утенок узнал этих прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть. («Гадкий утенок») 4. Наконец настал день свадьбы, и крот пришел за невестой. («Дюймовочка») 5. Напротив императорского трона поставили золотой шест, и на самой верхушке его сидел соловей. («Соловей») 6. Рано утром она отправилась дальше и вдруг встретила старушку с корзинкой ягод. («Дикие лебеди») Упражнение 2 Спишите, расставьте знаки препинания. Угадайте сказки Андерсена. 1. Среди комнаты стоял золотой сундук а на сундуке сидело настоящее страшилище. 2. Лебедь положил свою голову ей на колени и она гладила и перебирала его перышки. 3. Всю зиму прожила ласточка в подземелье а Дюймовочка ухаживала за ней. 4. Бедное животное забрыкалось а девочка захохотала и потащила Герду к постели. 5. Он объехал весь свет но так и не нашел себе невесты. Ответы: 1. «Огниво»; 2. «Дикие лебеди»; 3. «Дюймовочка»; 4. «Снежная королева»;5. «Принцесса на горошине».

Упражнение 3 Из данных предложений образуйте сложное предложение, используя союзы и, а, но.

1. В скорлупке она спала ночью. Днем играла на столе. («Дюймовочка») 2. Пальба стихла только к вечеру. Утенок долго еще боялся пошевельнуться. («Гадкий утенок») 3. Она отерла слезы Герде. Потом спрятала обе руки в ее хорошенькую мягкую теплую муфточку. («Снежная королева») 4. До заката солнца было еще далеко. Элиза уже сидела на скале перед глубокой пещерой. («Дикие лебеди»)

5. Собака бежала быстро. Крупа сыпалась из мешочка по всей дороге от медного замка до дома солдата. («Огниво»)

Упражнение 4 Продолжите предложения так, чтобы союз и соединял: а) однородные члены и б) простые предложения. Выделите главные члены. Образец:

1. Королева бросила жаб в прозрачную воду и… 2. Лебеди захлопали своими большими белыми крыльями и… 3. Фата-Моргана коснулась руки Элизы жгучей крапивой и… 4. Епископ продолжал нашептывать королю злые речи и…

5. На кладбище Элиза нарвала крапивы и…

(«Дикие лебеди»)

Сложноподчиненные предложения

Упражнение 5 Запишите под диктовку учителя следующие предложения, выделите союзы. Потренируйтесь в постановке вопросов от главной части к придаточной.

1. Бедная Дюймовочка очень испугалась, когда жук схватил ее. («Дюймовочка») 2. Понял теперь солдат, что за чудесное было у него огниво. («Огниво») 3. Сердце ее сжималось от страха, когда она пробиралась лунной ночью на кладбище по длинным аллеям сада.

(«Дикие лебеди») 4. И вот все отправились в лес, где обыкновенно распевал соловей. («Соловей») 5. Лебеди летели так стремительно, как летят стрелы. («Дикие лебеди») 6. Они высунули из воды свои головы, чтобы поглядеть на крошку невесту.

(«Дюймовочка»)

Упражнение 6 Обоснуйте постановку запятой, определив границы главного и придаточного предложений. Устно перестройте данные предложения таким образом, чтобы союз оказался не в начале синтаксической конструкции, а в середине.

1. Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей. («Дикие лебеди») 2. Когда ласточка подлетела к цветку, эльф совсем перепугался. («Дюймовочка) 3.

Чтобы лучи солнца не разбудили ее, одиннадцатый лебедь летел над ее головой. («Дикие лебеди») 4. Если ты сложишь это слово, то будешь сам себе господин. («Снежная королева») 5.

Когда император проснулся, в окна уже светило солнце. (Соловей»)

Упражнение 7 Постройте схемы следующих предложений.

1. Элиза знала, что она может найти такую крапиву на кладбище. («Дикие лебеди») 2. Наконец на кухне нашли одну бедную девочку, которая слышала пение соловья. («Соловей») 3. Когда солнце поднялось выше, Элиза вдруг увидела вдали огромный замок. («Дикие лебеди») 4.

Утенок должен был плавать по воде без отдыха, чтобы не дать ей замерзнуть совсем. («Гадкий утенок») 5. Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в темной холодной яме. («Дюймовочка») 6. Они увидели, как Элиза скрылась за кладбищенской оградой.

(«Дикие лебеди»)

Упражнение 8 Определите границы придаточного предложения, находящегося внутри главного. Постройте линейные схемы данных предложений.

1. Маленькие рыбки, которые плавали под водой, видели жабу и ее сына. («Дюймовочка») 2. И вот на том месте, где хотели сжечь Элизу, вырос высокий зеленый куст с розами. («Дикие лебеди») 3. Лесной ворон, который уже успел жениться, провожал девочку первые мили.

(«Снежная королева») 4. В той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. («Дикие лебеди») 5. Посреди огромной залы, где сидел император, возвышался золотой шест для соловья. («Соловей») 6. Ласточки, которых она часто кормила крошками, прощебетали ей свою песню.

(«Дюймовочка»)

Упражнение 9 Спишите, раскройте скобки, поставив союзное слово который в соответствующей грамматической форме (используйте при необходимости предлоги).

1. Она пила росу, (который) каждое утро она находила на листьях. Большой лопух, (который) жила Дюймовочка, пожелтел. За лесом, (который) жила Дюймовочка, было большое поле. («Дюймовочка) 2. Она все думала о братьях, (который) злая мачеха тоже выгнала из родного дома. Первое же слово, (который) сорвется у тебя с языка, пронзит сердца твоих братьев. («Дикие лебеди»)

Упражнение 10 Закончите данные предложения.

1. Соловей запел так дивно, что… 2. Лебеди видели с высоты, как… 3. Когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, …

4. Если бы маленькой разбойнице Герда не понравилась, то…

Упражнение 11 Запишите под диктовку учителя данные предложения. Установите границы каждого простого предложения в составе сложноподчиненного. Укажите союзы. Потренируйтесь в постановке вопросов от главной части к придаточной. Постройте линейные схемы предложений.

1. Было раннее утро, когда одиннадцать лебедей пролетали мимо хижины, где спала еще крепким сном их сестрица Элиза. («Дикие лебеди») 2.

В ее глазах светилась горячая любовь к доброму королю, который делал все, чтобы только порадовать ее. («Дикие лебеди») 3. Мальчики рассказали, что видели только, как он привязал свои санки к большим великолепным саням.

(«Снежная королева») 4. Я сама слышала, как сапоги скрипели, когда Кай приходил к бабушке. («Снежная королева»)

Упражнение 12 Спишите, расставив знаки препинания. С помощью аббревиатур «ССП» (сложносочиненное предложение) и «СПП» (сложноподчиненное предложение) укажите тип сложных предложений. Постройте схемы предложений.

1. Король увидел только как над дворцом взвились одиннадцать диких лебедей. («Дикие лебеди») 2. Утенок узнал этих прекрасных птиц и его охватила какая-то непонятная грусть. («Гадкий утенок») 3.

Император сказал что жалует соловью свою золотую туфлю на шею. («Соловей») 4. Потом к ним пришли другие майские жуки которые жили на том же дереве. («Дюймовочка») 5.

Посадил он собаку на ведьмин передник а сам открыл сундук. («Огниво»)

Бессоюзные сложные предложения

Упражнение 13 Выпишите из данных пар предложений только бессоюзные сложные предложения. Выделите грамматические основы.

1. Открыл солдат первую дверь и вошел в комнату. Посреди комнаты сундук стоит, на сундуке сидит собака.

(«Огниво»)

2. В реке росло много кувшинок; их широкие зеленые листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега.

(«Дюймовочка»)

3. Ночь Элиза провела за своей работой; об отдыхе она и не думала. Она думала только о том, как бы поскорее освободить своих милых братьев.

(«Дикие лебеди»)

4. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой и взяли друг друга за руки.

(«Снежная королева»)

Упражнение 14 Преобразуйте данные простые предложения в бессоюзные сложные.

1. Маленькая разбойница вытащила острый сверкающий нож… 2. Своими нежными руками Элиза рвала злую, жгучую крапиву…

3. Дюймовочка сплела себе из травы колыбельку…

Упражнение 15 Даны следующие пары слов: Дюймовочка и жаба, солдат и огниво, осколок и Кай. Используйте их в качестве подлежащих для сочинения собственных бессоюзных сложных предложений по мотивам сказок Андерсена.

Предложения для синтаксического разбора

1. Руки свои Элиза спрятала под передник, чтобы король не увидел волдырей и царапин. 2. Когда зашло солнце, в пещеру вернулись братья. 3. Ей бросили охапку крапивы, которую она нарвала на кладбище.

4. Лебеди ступили на камни утеса в ту самую минуту, когда погас в воздухе последний луч солнца.

(«Дикие лебеди»)

5. Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно в комнату влезла большущая жаба. 6. Она заглянула в скорлупку, где спала под лепестком розы Дюймовочка.

7. Она повесила эту колыбельку под большой лист лопуха, чтобы ее не замочил дождик.

(«Дюймовочка»)

8. Невеста моя знает, как пройти в спальню принцессы с черного хода. 9. Герда въехала в темный лес, в котором жили разбойники.

10. Утром Герда рассказала ей, что слышала от лесных голубей.

(«Снежная королева)

11. Ученые описывали столицу Китая, дворец и сад императора; поэты слагали в честь крылатого певца чудесные стихи. 12. Книги расходились по всему свету, и вот одна толстая книга дошла и до китайского императора.

(«Соловей»)

Предложения из сказок Андерсена цитируются в переводе А.Ганзен.

 ТЕКСТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ВЫБОРУ УЧИТЕЛЯ

Контрольная работа № 1

Диктант

И вот лист кувшинки поплыл по течению. Течение было сильное, и лист с девочкой плыл очень быстро. Теперь жаба не могла догнать Дюймовочку. А Дюймовочка плыла все дальше. Маленькие птички пели ей вслед: «Какая хорошенькая девочка».

Вдруг мимо пролетел майский жук. Он увидел Дюймовочку, схватил ее и унес на дерево. Бедная Дюймовочка очень испугалась, когда жук схватил ее.

Он уселся высоко на дереве, покормил ее сладким цветочным соком и сказал ей, что она ему очень нравится.

Потом к ним пришли в гости другие майские жуки, которые жили на этом дереве. Дюймовочка им не понравилась.

(84 слова) (По сказке Х.К. Андерсена «Дюймовочка»)

Грамматические задания*

1. Постройте схемы следующих предложений: Группа 1. 7-го и 9-го предложений. Группа 2. 2-го и 5-го предложений. Группа 3. 8-го и 10-го предложений.

2. Выполните полный синтаксический разбор предложений: Группа 1. Из каждого цветка вылетели эльфы и принесли Дюймовочке подарки. Группа 2. Дюймовочка принесла ласточке воды в цветочном лепестке. Группа 3. Ласточка пела эльфам веселые песни.

3. Группа 1 Восстановите по памяти диалог привередливых майских жуков по поводу невесты своего насекомоядного собрата. Ответ: Они разглядывали Дюймовочку с головы до ног, а жучки-барышни пожимали щупальцами. – У нее только две ножки! – говорили одни. – У нее даже нет щупальцев! – сказали другие. – Какая она тонкая! Она совсем как человек! – сказали третьи.

– Она очень некрасивая! – решили наконец жуки.

Группа 2 Восстановите данные предложения из сказки Андерсена: Наконец настал день свадьбы, и… (крот пришел за своей невестой). Теперь Дюймовочке придется переселиться в… (кротовую нору), жить глубоко… (под землей), и никогда она не увидит… (солнца): крот ни за что не позволит ей выходить… (из норы).

Группа 3 Запишите под диктовку учителя данные предложения и постройте схемы: «Спасибо тебе, милая крошка!» – сказала больная ласточка.

Дюймовочка печально ответила: «Я не могу улететь с тобой».

Придумайте собственное предложение с прямой речью по одной из построенных схем, используя одну из известных вам сказок Андерсена.

Контрольная работа № 2

Диктант

Олень остановился только тогда, когда увидел в снегу куст с красными ягодами. Тут он опустил девочку на землю, поцеловал ее, и на глазах у него заблестели крупные прозрачные слезы. Потом он повернулся и стрелой пустился назад. Бедная девочка осталась одна. Она побежала вперед.

А навстречу ей двинулись целые полчища снежных хлопьев. Это было очень странно, потому что небо было совсем чистое. «Откуда падает снег?» – спрашивала Герда у себя. Но снег не падал, он несся прямо по земле. Это было войско Снежной королевы. Одни снежинки были похожи на больших белых ежей. Другие напоминали медвежат.

Третьи снежинки – змеи с множеством голов. И все они были живые!

Но Герда смело шла вперед и вперед.

(111 слов) (По сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева», перевод Т.Граббе)

Грамматические задания

1. Выполните полный синтаксический разбор предложений: Группа 1. («5») Метели возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери. Группа 2. («4») Кай перебирал ровные льдинки и выкладывал из них различные фигуры. Группа 3. («3») Кай и Герда вышли из ледяных чертогов.

2. Постройте схемы следующих предложений: Группа 1. Когда все розы исчезли, старушка повела девочку в свой цветник. «А почему в саду нет роз?» – воскликнула Герда. Лесной ворон, который уже успел отпраздновать свою свадьбу, провожал девочку первые три мили.

Группа 2. Только волны покачивались и как будто кивали Герде пенистыми гребешками.

Горячие слезы ее упали на то место, где цвел раньше один из розовых кустов. «Герда, возьми назад свои меховые сапожки», – смилостивилась маленькая разбойница.

Группа 3. Буря выла и стонала.

Радость была такая, что даже льдины пустились в пляс.

«Теперь я полечу в теплые края», – сказала Снежная королева.

3. Группа 1. Опишите снежное войско с помощью предложения с обобщающим словом. Группа 2. Ответьте письменно на вопрос «Почему Герду не остановили полчища снежных хлопьев?» с помощью сложноподчиненного предложения. Группа 3. Обратитесь к снежинкам от своего имени с просьбой пощадить Герду.

* Задания в группах распределены по уровням: 1-я группа – для сильных учеников, 2-я – для средних, 3-я – для более слабых.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «ИТАКА+». Посетив сайт компании, который располагается по адресу http://itakaplus.ru/company/kvartiry-posutochno-v-severodvinske, Вы сможете легко снять квартиру посуточно в Северодвинске, не отходя от экрана компьютера. Услуги компании придутся по душе не только тем, кто отправляется в Северодвинск в командировку, но и родственникам и близким военнослужащих, которые хотели бы присутствовать на присяге или просто навестить любимого человека. «ИТАКА+» гарантирует большой выбор квартир на любой вкус, оперативный отклик на Ваш запрос, внимательное отношение к клиенту, а также оптимальное соотношение цены и качества.

Источник: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200200502

Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение (стр. 1 из 7)

Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненное предлое. Сложноподчиненное предложение

Николенкова Н. В.

§ 1. Сложное предложение как единица синтаксиса.

Сложное предложение (далее СП) – это предложение, в котором соединены несколько предикативных основ ( = частей), образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое.

Таковым, например, будет предложение Лиса Алиса была якобы хромая1, кот Базилио притворялся слепым2, хотя зрение у него было совсем как у кошки3, но неопытный Буратино сразу поверил мошенникам и пожалел их4.

Предложение состоит из четырех частей, каждая из них имеет свою грамматическую структуру, свою группу подлежащего и сказуемого.

Было бы неверно характеризовать каждую из частей сложного предложения как простое предложение. Предложение как единица синтаксиса (и простое, и сложное) должно обладать такими признаками, как относительная смысловая законченность и интонационное единство.

Части же сложного предложения этими свойствами не обладают, поэтому и характеризуются лишь как «части», формально равные простому предложению, но не являющиеся им. Поэтому было бы неверно дать определение *Сложное предложение – это несколько простых, объединенных в единое целое.

Кроме того, если простое предложение входит в сложное, становясь его частью, оно может изменить свою структуру. Чаще всего это связано с изменением структуры части, которая становится зависимой: Буратино не смог решить предложенную Мальвиной задачу. Он ни разу не был в школе.

– Буратино не смог решить предложенную Мальвиной задачу, так как ни разу не был в школе (зависимая часть стала неполным предложением). Мальвина решила поселиться в затерянном в глухом лесу домике. Она больше не хотела играть в театре Барабаса.

— Мальвина решила поселиться в затерянном в глухом лесу домике, чтобы больше не играть в театре Барабаса (зависимая часть стала односоставным безличным предложением). Есть также типы сложного предложения, в которых строго определен порядок следования частей, и, входя в такие СП, отдельные предложения подчиняются этому правилу. Поесть Буратино не мог. У него в кармане не было ни гроша. — В кармане у Буратино не было ни гроша, так что поесть он не мог.

Сложные предложения делят на типы. Первое разделение – по характеру формальной связи между частями. Если части связаны только интонацией, то предложение называется бессоюзным (БСП). Если для связи используются союзы и союзные слова , то предложение относится к союзным.

Союзные в свою очередь делятся на два разряда по характеру используемого в них союзного средства. Если для связей частей используется сочинительный союз, то предложение относится к сложносочиненным (ССП).

Если для связи частей использованы подчинительные союзы или союзные слова, то предложение характеризуется как сложноподчиненное (СПП).

  • сложные предложения
  • союзные бессоюзные
  • сложносочиненные сложноподчиненные

При этом смысл, выражаемый разными типами сложного предложения, может быть одинаковый, сравни: 1. Наступила ночь, Буратино направился на Поле чудес. 2. Наступила ночь, и Буратино направился на Поле чудес. 3.

Едва наступила ночь, как Буратино направился на Поле чудес.

Первое предложение бессоюзное, второе относится к сложносочиненным с соединительными отношениями между частями, третье – сложноподчиненное с придаточным времени.

Практически любое сложное предложение может быть преобразовано в предложение иного типа: Если положить в ямку деньги, то вырастет дерево с кучей червонцев (СПП) – Положишь в ямку деньги – вырастет дерево червонцев (БСП).

§ 2. Сложносочиненное предложение, его типы.

Сложносочиненным предложением (ССП) называют такой тип СП, в котором части соединены при помощи сочинительных союзов.

При соединении частей с помощью сочинительных союзов части остаются относительно нзависимы друг от друга, между ними устанавливаются равноправные отношения. Более конкретные смысловые отношения выявляются из значения союзов, стоящих между частями.

Структурно сочинительные союзы не входят ни в одну из частей, стоят между ними, что отражается в схемах: Не то чтобы Буратино не хотел идти в школу, но театр привлекал его больше. Схема линейная, предлагаемая в школьных учебниках: Не то чтобы […], но […] . При построении вертикальной схемы союзы также расположены между частями.

ССП делят на шесть типов:

1. ССП с соединительными отношениями ( = с использованием соединительных союзов).

К союзам этой группы относят И (одиночный и повторяющийся), ДА (=и), НИ (повторяющийся), КАК…ТАК И.

Общим значением этих предложений будет указание на связь явлений, которые либо происходят одновременно, либо следуют одно за другим. Например: Папе Карло надоело жить одному, и он решил сделать себе из полена куклу.

И птицы помогали Буратино в битве с Карабасом, и насекомые стремились оказать посильную помощь, и даже медведь вышел из берлоги и зарычал на хозяина театра.

Как лиса Алиса не умела и не любила работать, так и её спутник Базилио был типичным лодырем и бедельником.

Всегда на одновременность указывает союз КАК…ТАК И, чаще всего одновременность событий выражается повторяющимися союзами: Ни Карабас не знал тайны золотого ключика, ни Дуремар не мог её раскрыть. При этом использование И…И связано с утвердительным смыслом предложения, тогда как НИ…НИ используется при отрицании.

Союз И является широким по своему значению и указывает как на одновременность, так и на последовательность событий: Буратино сидел за нарядно накрытым столом, и его длинный нос был погружен в кофейник. Но: Буратино увидел чернильницу впервые в жизни, и от любопытства он сразу же сунул в нее свой длинный нос.

После союза И могут располагаться слова, помогающие сузить широкое значение предложения.

К примеру, использование наречия «тогда» дополнительно придает значение временной последовательности, а указание на одновременность может быть конкретизировано при использовании «в то же время»: Кот Базилио ненавидел лису Алису, и и в то же время он жить без нее не мог.

Присоединительный оттенок приобретает предложение с наречием «вдобавок»: Папу Карло не привлекал роскошный образ жизни, и вдобавок у него не было средств. Наречие «поэтому» придает оттенок следствия: Буратино выглядел очень наивным, и поэтому кот и лиса решили его обмануть.

(ВНИМАНИЕ!!! Последнее предложение не становится сложноподчиненным, оно все равно остается ССП. Объединение «и поэтому» в один причинный союз является одной из самых распространенных ошибок при синтаксическом анализе текста. «Поэтому» — это указательное местоименное наречие, которое не относится к союзным средствам).

2. ССП с разделительными отношениями ( = с использованием разделительных союзов).

К союзам этой группы относят ИЛИ и ЛИБО (одиночные и повторяющиеся), ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ (повторяющиеся).

Основное значение таких предложений – взаимоисключение и чередование. Оба этих значения могут быть выражены при помощи союзов ИЛИ и ЛИБО.

К примеру, значение чередования выражено в предложении Дуремар или ловил пиявок в болоте, или его тянуло собирать червяков на тропинках.

А значение взаимоисключения выражено в предложении «Либо я сошел с ума, либо эта кукла ожила», — подумал папа Карло. Заметим, что одиночное употребление рассматриваемых союзов также выражает эти значения.

Только значение чередования выражает союз ТО…ТО: То Буратино верил словам лисы и кота, то он считал их мошенниками. Оставшиеся два союза НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ выражают значение взаимоисключения: То ли Карабас вообще не любил детей, то ли он не умел с ними обращаться.

Для СПП первых двух типов важен еще такой структурный момент: предложения с соединительными и с противительными союзами относятся к предложениям открытого типа, в их состав может входить практически неограниченное количество частей, присоединяемых с помощью одного и того же сочинительного союза. Для остальных типов ССП это невозможно, предложения могут состоять только из двух предикативных единиц (можете сами продолжить составленные нами предложения).

3. ССП с противительными отношениями ( = с использованием противительных союзов).

К союзам этой группы относятся НО, ДА (=но), ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, А, В ТО ВРЕМЯ КАК, ТОГДА КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ЕСЛИ…ТО.

Предложения, относящиеся к этому типу, могут указывать на противопоставление или на сопоставление двух явлений.

Противопоставление выражают союзы НО, ДА, ЗАТО, ОДНАКО и ЖЕ: Буратино не хотел продавать азбуку, но он не мог справиться с желанием пойти в театр.

Дуремар не смог разузнать тайну золотого ключика, зато ему удалось поймать много толстых и дорогих пиявок (союз ЗАТО имеет дополнительный оттенок возмещения, компенсации).

Буратино хотел ускользнуть из харчевни, не заплатив, однако хозяин «Трех пескарей» внимательно следил за посетителями (в этом предложении ОДНАКО аналогично НО, но следует иметь в виду, что ОДНАКО бывает еще и вводным словом).

Мальвина очень хотела воспитывать Буратино, он же хотел только бездельничать (союз ЖЕ совмещает значение противительного союза и усилительной частицы, поэтому стоит внутри второй части, после первого слова. Часто этот союз забывают при составлении схемы, поэтому предложение по схеме оказывается бессоюзным).

Союз А чаще выражает сопоставительные отношения, их же выражают книжные аналоги союза А – В ТО ВРЕМЯ КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ТОГДА КАК и ЕСЛИ…ТО.

Например: Пьеро очень хотел найти Мальвину, а Буратино издевался и не хотел назвать адреса его прекрасной возлюбленной.

Если Буратино был похож на папу Карло, то Пьеро был вылитым Джузеппе (вторая часть союза является обязательной, при возможности убрать ТО союз рассматривается как подчинительный).

Перечисленные книжные аналоги А очень часто вызывают путаницу при синтаксическом анализе предложения, многие рассматривают предложение как сложноподчиненное. В определенной степени эта ошибка связана с тем, что в правилах пунктуации эти союзы перечисляются в одном ряду с подчинительными . Мы бы рекомендовали для практики самим составить 10 предложений с этими союзами и подумать о значении.

Источник: https://mirznanii.com/a/270048/sintaksis-slozhnoe-predlozhenie-slozhnosochinennoe-predlozhenie-slozhnopodchinennoe-predlozhenie

По теме: «Синтаксис сложного предложения»

Тема 15. Синтаксис сложного предложения. Информационное письмо

Употребление сложных предложений в деловой речи вызвано требованием соблюдения точности, объективности, логичности высказывания.

В деловой письменной речи преобладают простые предложения. Однако сложные предложения также важны для организации текста. Сложное предложение передает сложную мысль, отражая сложные отношения тех или иных социально-правовых ситуаций.

Точно определить те или иные смысловые отношения помогают союзы и союзные слова. Особенно это относится к составным союзам и к союзам, использующимся с указательными словами: не только…, но и…; как…, так…; если…, то…; несмотря на то, что…; в силу того, что…; о том, что…; благодаря тому, что…; ввиду того, что… и др.

Иногда в текстах происходит смешение составного союза, нарушающее логические связи в структуре сложного предложения. Например: Не только проблемы строительства, а также бытовые и соци­альные проблемы строителей были включены в повестку дня собрания. (Нужно: не только…, но и…).

Встречается неправильное использование составного союза (или части составного союза) в предложении. Например: При отказе подрядчика от составления и подписания протокола при обнаружении дефектов, то для их подтверждения заказчик вправе назна­чить квалифицированную экспертизу (использована часть союза «если …, то»).

  • Нередко составители документов неоправданно усложняют текст однотипными придаточными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами и конструкциями, обособленными дополнениями и обстоятельствами. Например:
  • Охрана освобождается от ответственности за кражу имущества, если установлено, что охрана была лишена возможности вскрыть и осматривать объект для выяснения причин срабатывания сигнализации, если посторонние лица задержаны охраной при совершении кражи и в других случаях, если охрана докажет отсутствие своей вины.
  • Подобные предложения легко делятся на составные части графически (при помощи тире или цифрового обозначения). Например:
  • Охрана освобождается от ответственности, если установлено:
  • — что охрана была лишена возможности вскрыть и осмотреть помещение для выяснения причин срабатывания сигнализации:
  • что посторонние лица задержаны охраной при совершении кражи;
  • что охрана невиновна.
  • Это облегчает усвоение информации.
  • При составлении документов следует помнить, что определительное придаточное предложение должно стоять сразу же за определяемым существительным, иначе создается двусмысленность в высказывании;
  1. неправильное употребление союзов придает деловой речи просторечную окраску.
  2. Среди ошибок и недочетов наиболее распространенными являются:
  3. 1) усложнение придаточными предложениями, например: Заявление представителей иностранных кругов, игнорирующее тот факт, что торговые отношения, которые в последнее время неуклонно развивались и проявляют тенденцию к дальнейшему росту, свидетельствуют о том, что кто-то по-прежнему заинтересован в сохранении атмосферы «холодной войны» и ликвидации массового стремления к дружбе, которое охватило народы Европы и Африки, а это не может не отразиться на действия нашего государства, которое продолжает рассчитывать на успех переговоров;
  4. 2) использование разнотипных частей сложного предложения, например: Представитель нашей делегации выдвинул два предложения: 1) без России Совет Европы не может полноценно функционировать; 2) необходимость стабилизации положения на Кавказе. В данном бессоюзном предложении при пояснении в первом случае используется двусоставное предложение (Совет не может функционировать); во втором – назывное предложение с одним главным членом – подлежащим (необходимость) или как словосочетание, а не предложение;

3) смещение конструкции, например: Последнее, о чем я скажу, это о перерасходе средств. В данном случае в главном предложении (Последнее…

это перерасходе средств) произошло смещение конструкции под влиянием придаточного предложения (о чем я скажу).

Грамматически корректной бы была бы конструкция: Последнее, о чем я скажу, это перерасход средств;

4) неправильное употребление союзов и союзных слов: использование одновременно несколько союзов, союзных слов, лишней частицы бы при союзе чтобы; неуместная вставка или неправомерное опущение указательных слов: то, тот, такой и др.;

  • 5) неуместное использование одного союзного слова вместо другого или использование одновременно союза и союзного слова при однородном подчинении.
  • ПРАКТИКУМ
  • по теме: «Синтаксис сложного предложения»

Упражнение 1.Замените повторяющийся или одиночный союз и союзом как…,так и или не только… но и. Запишите предложения.

  1. 1)Брачный договор может быть заключен и до государственной регистрации брака, и во время брака.
  2. 2)Завод достиг больших успехов и в увеличении выпуска продукции, и в снижении себестоимости.
  3. 3)Выступавшие подробно останавливались и на положительных сторонах мероприятия, и на недостатках.
  4. 4)Оперативных действий по замене оборудования требует и цех №3, и помещение заводской лаборатории.
  5. 5)Претендент на вакантную должность обязан предоставить и трудовую книжку, и заявление.

Упражнение 2 . Замените фрагменты сложных предложений на соответствующие им фрагменты простых предложений, используя конструкции: ввиду (чего?); в связи с (чем?); в силу (чего?); вследствие (чего?); согласно (чему?); в соответствии (с чем?).

Пример: В связи с тем, что я должен срочно уехать в командировку. — В связи со срочным отъездом в командировку.

  • 1) В связи с тем, что я должен срочно завершить проект.
  • 2) Согласно тому, что директор завода распорядился.
  • 3) Ввиду того, что погодные условия изменились.
  • 4) В силу того, что денежных средств для завершения монтажных работ не хватает.
  • 5) Отдел исправил все недостатки в оформлении документов, как было указано вышестоящими организациями.
  • 6) Из-за того, что произошло сокращение штата министерства, многим сотрудникам пришлось искать новое место работы.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s43363t9.html

Синтаксис сложного предложения

Слайд 1

Синтаксис сложных предложений.

Слайд 2

Сложное предложение. Сложное предложение — это предложение, имеющее две или более грамматических основ.

  • Слайд 3
  • Сложное предложение . сложносочинённое предложение сложноподчинённое предложение бессоюзное сложное предложение
  • Слайд 5

Сложносочинённое предложение. Сложносочинённое предложение (ССП) —сложное предложение с сочинительной связью между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны.

Слайд 6

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Запятая ставится между частями сложного предложения, соединенными союзами: и, да (=и), ни…ни; а, но, да (=но), однако, …; или, либо, ли…ли, …; да, да и, тоже, также; то есть, а именно. Сверкнула молния, и послышался удар грома.

Запятая не ставится: Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член: Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза . Если есть общее придаточное предложение: Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились на прогулку. Между двумя назывными предложениями: Регулярные свидания и объяснения в любви.

Между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемого: Нужно собираться и необходимо предупредить отца о нашем отъезде.

Слайд 7

Сложноподчинённое предложение. Сложноподчинённое предложение (СПП) — это вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную.

Слайд 8

Виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными делятся на следующие виды: С последовательным подчинением — первая придаточная часть подчиняется главной, а каждая последующая — к предыдущей придаточной части.

С однородным подчинением — придаточные относятся к одному слову в главной части или ко всей главной части. С параллельным подчинением (или неоднородным) — различные типы придаточных подчиняются либо всей главной, либо различным частям главного.

С комбинированным подчинением — в предложении сочетаются различные виды связей(последовательная, однородная,неоднородная)

Слайд 9

Бессоюзное сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение — сложное предложение, предикативные части кото­рого взаимосвязаны по смыслу и строению, а также соединены без помощи союзов или относительных слов ритмомелодическими средствами, порядком следования частей.

Слайд 10

Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. Между частями бессоюзного сложного предложения может ставиться запятая, точка с запятой, двоеточие или тире.

Бессоюзное предложение — особый класс сложных предложений, разнообразных по семантике и структуре, иногда сопоставимых с союзными сложными предложениями. Для сравнения: « Она спит так, что разбудить невозможно »; « Чувствую, что устала »; « Делу — время, а потехе — час ».

В некоторых случаях, например в предложениях присоединительного типа (« Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь » —А.С.Пушкин), подстановка союза невозможна.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/03/20/sintaksis-slozhnogo-predlozheniya

Контент / Синтаксис и пунктуация / Сложные предложения. Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение — Я знаю!

  • Сложные предложения
  • Сложное предложение — это предложение с двумя или несколькими предикативными основами, причем простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.
  • Основные виды сложных предложений.
  • Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
  • Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.
  • Таким образом, существует три основных вида сложных предложений:
  • сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.
  1. Сложносочиненное предложение (ССП)
  2. простые предложения связаны между собой сочинительными союзами и интонацией.
  3. В ССП простые предложения равноправны.
Наступила ночь, и в домах зажглись огни.
  • Сложноподчиненное предложение (СПП)
  • простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.
  • В СПП одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного).
Когда наступила ночь, в домах зажглись огни.
Бессоюзное предложение (БСП) простые предложения связываются без союзов, интонацией. Наступила ночь, в домах зажглись огни.

Сложносочиненное предложение.

Сложносочиненные предложения бывают:

с соединительными союзами И, ДА, ДА И, А(=И), ТОЖЕ, ТАКЖЕ с противительными союзами НО, А, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО
  1. с разделительными союзами
  2. ИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО,
  3. ТО ЛИ…ТО ЛИ
Зазвучала музыка, и праздник начался. Музыка стихла, но праздник продолжался. То ли музыканты устали, то ли праздник закончился.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая. Самолет остановился, и пассажиры пошли к выходу.
  • Запятая не ставится в трех случаях:
  • 1) если части ССП имеют общий второстепенный член;
  • 2) если части ССП имеют общее придаточное предложение;
  • 3) если все части ССП являются вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями.
  • 1) Потом самолет остановился и пассажиры пошли к выходу.
  • 2) Самолет уже остановился и пассажиры пошли к выходу, когда зазвонил телефон Димы.
  • 3) Самолет остановился и пассажиры пошли к выходу?

Примечание: Иногда между частями сложносочиненного предложения перед союзом И ставится тире, если в предложении есть резкое противопоставление или быстрая смена событий.

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима (А.С.Пушкин).

Сложноподчиненное предложение.

Особенности СПП:

  1. — Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложений.
  2. — Главное и придаточное предложения соединяются с помощью подчинительных союзов и союзных слов.
  3. — В предложении может быть один, два и более придаточных предложений.
  4. — Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
  5. — Придаточные предложения отделяются от главного запятыми.

Строение СПП:

Придаточное предложение может стоять после главного: Придаточное предложение может стоять в середине главного: Придаточное предложение может стоять перед главным:
Надо много знать, чтобы много уметь. [=], (чтобы =). Даша достала ключи и, когда вышел брат, заперла дверь. [– = и, (когда = –), =]. Пока шел дождь, мальчики стояли под навесом. (Пока = –), [– =].

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:

Подчинительные союзы                простые                              составные Союзные слова
  • что
  • чтобы
  • ибо
  • когда
  • пока
  • как
  • словно
  • если
  • и др.
  1. потому что
  2. оттого что
  3. так как
  4. лишь только
  5. как будто
  6. с тех пор как
  7. в связи с тем что
  8. и др.
  • который
  • какой
  • кто
  • что
  • как
  • где
  • куда
  • когда
  • и др.
Не являются членами предложения. Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному. Являются членами предложения. Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному.
  1. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
  2. По характеру подчинения нескольких придаточных предложений они разделяются на три типа:
  3. — придаточные предложения с однородным подчинением;
  4. — придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:
  5. — придаточные предложения с последовательным подчинением.
  • Придаточные предложения с однородным подчинением.
  • Особенности:

1) относятся к одному и тому же главному предложению; 2) отвечают на один и тот же вопрос;3) между собой связаны сочинительными союзами либо бессоюзно.

  1. Это однотипные придаточные предложения.  
  2. Пример: Он радовался, что праздник удался, что гости довольны, что они веселятся вовсю.  
  3. Пояснение:
  4. 1) все три придаточных предложения относятся к главному предложению Он радовался:

Он радовался (чему?), что праздник удался. Он радовался (чему?), что гости довольны. Он радовался (чему?), что они веселятся вовсю. 2) все придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос чему? 3) они связаны с главным предложением одним и тем же союзом что. Это однотипные придаточные предложения.

  • Придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением
  • Особенности:
  • 1) относятся к одному и тому же главному предложению; НО!
  • 2) отвечают на разные вопросы – то есть являются придаточными разного типа.  
  • Пример:
  • Если посмотреть на луну в телескоп, то можно увидеть, что у нее весьма своеобразная поверхность.
  • Пояснение:
  • 1) оба придаточных предложения относятся к одному и тому же главному предложению можно увидеть;
  • НО!

2) первое придаточное отвечает на вопрос при каком условии? Второе – на вопрос что? То есть отвечают на разные вопросы.Это разнотипные придаточные предложения, хотя и относятся к одному и тому же главному предложению.

  1. Придаточные предложения с последовательным подчинением
  2. Особенности:
  3. 1) главному предложению подчинено одно придаточное;
  4. 2) этому придаточному предложению, в свою очередь, подчинено следующее придаточное предложение – таким образом, первое придаточное предложение является главным для следующего.
  5. Пример:
  6. Мальчик стоял под навесом и смотрел, как бегут ручейки к луже, которая росла на глазах.
  7. Пояснение:

1) к главному предложению Мальчик стоял под навесом и смотрел относится только одно придаточное: как бегут ручейки к луже. А следующее придаточное предложение (которая росла на глазах) уже никак не связано с главным, относится к предыдущему придаточному, которое и является для него главным предложением: Бегут ручейки к луже (какой?), которая росла на глазах.

ПРИМЕЧАНИЕ: нередко встречаются сложноподчиненные предложения с комбинированным подчинением: однородное + параллельное, однородное + последовательное, последовательное + параллельное и т.д. Поэтому при разборе предложения будьте внимательны.

Знаки препинания в СПП.

  • Между главным и придаточным предложениями ставится запятая.
  • Если придаточное предложение находится в середине, то оно с обеих сторон выделяется запятыми.
  • Придаточные предложения также отделяются друг от друга запятыми.
  • Дед сказал, что весна будет теплая.
  • Дед сказал, что весна будет теплая, и улыбнулся.
  • Дед сказал, что весна будет такая же теплая, как и в прошлом году, когда посевы взошли раньше, чем ожидали сельчане.
  1. Исключение.
  2.  Если однородные придаточные предложения соединены неповторяющимися союзами И, ИЛИ, то запятая между ними не ставится:
  3. Дед сказал, что весна будет теплая и что урожай уродится богатый.

Источник: http://test1.czl23.ru/plugins/content/content.php?content.163

Ссылка на основную публикацию