Почему деепричастие имеет наречный признак, и в предложении является обстоятельством?

Почему деепричастие имеет наречный признак, и в предложении является обстоятельством?

 Деепричастие
— особая форма глагола в русском языке,
обозначающая добавочное действие при основном действии. 

-обозначает
добавочное действие,

-отвечает
на вопросы:  что делая? что сделав? как? почему? каким образом?
когда? и др.

  •  Объединяет
    в себе свойства глагола и наречия
  •  Деепричастия образуются
    от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:
  • -вид,
    переходность, возвратность.   

    Деепричастия
имеют следующие признаки
наречий:           

  1. -не
    изменяется,
  2. -показывает,
    каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым

  3. предложении является обстоятельством
  4. Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным
    оборотом.
  5. Образование деепричастий.
  6. Образуются
    деепричастия от глаголов с помощью специальных суффиксов
  7.  -а, -я, -в, -вши, -ши:
  8. деепричастия несовершенного
    вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов
    -а, -я:
  9. молчать:
    молч-ат → молча;
  10. решать:
    реша-ют → решая;
  11. деепричастия совершенного
    вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов
    -в, -вши, -ши:
  12. замолчать:
    замолча-ть → замолчав;
  13. решить:
    реши-ть → решив;
  14. заняться:
    заня-ть-ся → занявшись;
  15. принести:
    принес-ти → принесши.
  16. При
    образовании форм деепричастий необходимо учитывать следующие моменты.
  17. Деепричастия
    несовершенного вида
  18. Ряд
    глаголов несовершенного вида образует  деепричастия с помощью суффикса
    -учи/-ючи:
  19. будучи,
    едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.

Однако
сколько-нибудь широкого распространения в литературном языке они не получили.
Обычно формы на -учи/-ючи воспринимаются либо как устаревшие, либо как средство
стилизации народной и старинной речи.

  • Обратите внимание на формы
    деепричастия от следующих глаголов
    :
  • лазать
    – лазая,
  •  плыть
    – плывя,
  • щипать
    – щипля,
  • махать
    – маха (допустимо – маша),
  • страдать
    – страдая (в художественной речи можно встретить – страждя),
  • сыпать
    – сыпля (допустимо – сыпя),
  •  внимать
    – внимая и внемля (устаревшее).

Не все глаголы несовершенного
вида способны образовывать деепричастия
. Как правило, не образуют деепричастий
глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных (ср.: ткать –
ткут): бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь,
лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить.

Отсутствуют или не
употребляются деепричастия от глаголов с чередованием в основах инфинитива и
настоящего времени согласных з–ж, с–ш (ср.: вязать – вяжут, плясать – пляшут):
весить, вязать, казаться, косить, лизать, плясать, резать, чесать.

  1. Не образуют деепричастий глаголы
    несовершенного вида на -чь, на -нуть: беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь,
    стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть,
    пахнуть, тонуть, тянуть.
  2. Не употребляются деепричастия
    несовершенного вида от глаголов: арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать,
    петь, родиться, стыть, хотеть.
  3. Деепричастие совершенного вида

От
ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса
-а/-я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши
(обидевшись, огорчившись и др.).

Чаще всего употребляются
формы с суффиксом -в: они более кратки и более благозвучны. Неблагозвучность
форм типа написавши особенно подчёркивал М. Горький.

Но следует иметь
в виду, что у возвратных глаголов обычно существует только одна форма –
засмеявшись, закутавшись.

Использование суффикса -ши вместо суффикса -в
характерно и для многих глаголов с основой на согласную: вырасти – выросши;
спасти – спасши.

Употребление
суффикса -а/-я при образовании деепричастий совершенного вида (ср.: положив –
положа, услышав – услыша, заметив – заметя) было достаточно распространённым
явлением в ХIX–начале XX в.

Например,
такие формы широко использовались М. Горьким: наклоня, подойдя, сойдя и др. В настоящее время
многие из этих форм вышли из употребления.

  •  Основной
    ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса
    вместо другого.
  • Например,
    в предложении: Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма
    деепричастия с суффиксом -а.
  •  От
    глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются
    с помощью суффикса -а, но нормативным вариантом будет форма с суффиксом -в
    (положив трубку).

Достаточно
частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов. Во
многих из них встречаются устаревшие формы деепричастий (положа руку на сердце,
очертя голову). Произвольная замена таких форм на современные формы в некоторых
идиоматических выражениях (бросился вон очертив голову) является ошибкой!

Переход деепричастий в
наречия.

 Одиночные
деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в
разряд наречий.

 В этом случае бывшие деепричастия перестают
обозначать второстепенное, добавочное  действие (их нельзя заменить
глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что
сделав?), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос
как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.

Например:
Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов).

Закрывая
– деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной
формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза).

Молча
– наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один
вопрос как?; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя
сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало
единственное действие – слушала).

 (По материалам справочного пособия Д.Э.Розенталя)

Источник: http://gimnazia9-gro.blogspot.com/2016/12/blog-post_11.html

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 17. Обособленные обстоятельства

Почему деепричастие имеет наречный признак, и в предложении является обстоятельством?

Обособленные обстоятельства бывают выражены:

  • Одиночными деепричастиями
  • Деепричастными оборотами
  • Существительными с предлогами:
  • несмотря на
  • невзирая на
  • благодаря
  • вопреки
  • в силу
  • при условии
  • по причине
  • вследствие
  • за неимением и др.

Правило обособления обстоятельств довольно простое. Обстоятельства, выраженные деепричастиями, деепричастными оборами, сочетаниями вышеперечисленных предлогов с существительными – всегда обособляются.

  1. Например:
  2. Он говорил, улыбаясь.
  3. Он решил поступать в выбранный вуз, невзирая на несогласие родителей.
  4. Путники, собрав остаток сил, продолжили путь.

Трудные случаи:

  • Не путайте одиночное деепричастие с наречием, образованным путём перехода из деепричастия в наречие.

Отличия деепричастия от наречия

деепричастие наречие
Одиночное деепричастие легко заменяется глаголом, так как обозначает добавочное действие:Поспорив, они разошлись (поспорили и разошлись) Наречие обозначает признак действия, поэтому его нельзя заменить глаголом, а только другим наречием или словом другой части речи:Они сидели молча (тихо)
  • Деепричастие обычно стоит перед глаголом — сказуемым и может быть совершенного и несовершенного вида:
  • Играючи, они забыли о времени (деепричастие несовершенного вида)
  • Пуля, взвизгнув, отскочила от стены
  • (деепричастие совершенного вида).
  1. В наречия переходят только деепричастия несовершенного вида. Находятся такие наречия обычно после глагола — сказуемого:
  2. Он отвечал на вопросы не думая.
  3. Он обиделся не шутя.
  4. Катерина в родительском доме жила припеваючи.

Запомните деепричастия, перешедшие в наречия:

Сидя, стоя, лёжа, захлёбываясь, не думая, не спеша, подбоченясь, вытянувшись, нехотя, играючи, не торопясь, не смолкая, любя.

НО! если данные слова в ходят в деепричастный оборот, то являются деепричастиями .

Например: Он говорил, не думая о последствиях.

  • Не обособляются обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами:

Он работал спустя рукава.

  • Закрепились в разговорной речи в качестве устойчивых сочетаний деепричастия в следующих наречных сочетаниях:
  • немного погодя
  • откровенно говоря
  • судя по всему
  • не считая нужным.
  • собственно говоря
  • попутно отмечая
  • полагая важным
  • Все они не обособляются.
  • Деепричастие или деепричастный оборот, стоящие после союза А, не отделяется от него запятой, если же они стоят после любого другого союза, то отделяются. Исключение: если сказуемые противопоставлены друг другу.
  1. Например:
  2. Я заподозрил что-то нехорошее, а войдя в класс, просто был удивлён поведением одноклассников.
  3. Мы не просто читали стихи, а, желая их запомнить, учили наизусть (сказуемые противопоставлены по значению)
  4. Он как будто испугался, но, не смутившись, поприветствовал меня.
  5. Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

E-mail

Powered by Warp Theme Framework

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/ege-teoriya/zadanie-16/141-zadanie-16-obosoblennye-obstoyatelstva

Контент / Деепричастие / Деепричастие. Признаки, правописание, синтаксическая роль — Я знаю!

Деепричастие

Деепричастие – самостоятельная часть речи, особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом,  и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? и др.

Морфологические признаки деепричастия.

Деепричастие имеет признаки глагола и наречия:

Признаки глагола Признаки наречия
Могут быть возвратными и невозвратными вытирая – вытираясь Деепричастие, как и наречие, неизменяемое слово
Могут быть совершенного и несовершенного вида читая  – прочитав Деепричастие зависит от глагола-сказуемого. Тип подчинительной связи – примыкание.
Распространяются, как глаголы читать книгу – читая книгу
Постоянные признаки деепричастия Непостоянные признаки деепричастия
Вид совершенный, несовершенный Деепричастие не имеет непостоянных признаков, так как является неизменяемой частью речи
Возвратность возвратные, невозвратные

Вид

Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

Деепричастие совершенного вида Деепричастие несовершенного вида
  • Обозначает завершенное действие.
  • Отвечает на вопрос ч т о  с д е л а в?
  • Образуется при помощи суффиксов
  • -в-, -вши-, -ши-
  1. Обозначает незавершенное действие
  2. Отвечает на вопрос ч т о  д е л а я?
  3. Образуется при помощи суффиксов
  4. -а-, -я-
Примеры: выучив, наигравшись, испёкши Примеры: играя, спеша

Возвратность

Деепричастия бывают возвратные и невозвратные.

Возвратные Невозвратные
Имеет постфиксы -ся, -сь Не имеет постфиксов
Примеры: поскользнувшись, решившись Примеры: упав, решив
  • Написание НЕ с деепричастиями.
  • НЕ с деепричастиями обычно пишется раздельно.
  • Например: не читая, не решив.

НЕ с деепричастиями пишется слитно, если деепричастие образовано: 1) от глаголов, которые без НЕ не употребляются;

2) от глаголов с приставкой НЕДО-.

Например: Недоумевая, негодуя.

Недоглядев, недосыпая.

Почему деепричастие имеет наречный признак, и в предложении является обстоятельством?

Источник: http://test1.czl23.ru/plugins/content/content.php?content.281

Деепричастие как часть речи. Наречные признаки деепричастия

Конспект урока по русскому языку в 7 «В» классе на тему:Наречные признаки деепричастия

Выполнил: Пивоварова О.Н., студент ИФФ 4 курса группы «А»

Проверил:Калинина О.Г., учитель русского языка и литературы,Быкова Г.В., методист по русскому языку.

Базовый учебник: Русский язык.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. Ч.1. – М.: Мнемозина, 2013.

  • Тип урока: урок-рефлексия.
  • Цели и задачи урока:
  • А) Образовательная:закрепить наречные признаки деепричастий.
  • Б) Развивающая:формировать умение находить деепричастия в тексте,продолжать развивать навык свободной и правильной устной речи учащихся.
  • В) Воспитательная:развивать познавательный интерес учащихся, воспитывать внимательное отношение к слову.
  • Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, частично – поисковая, дифференцированная.
  • Оборудование: школьная доска, раздаточный материал.
  • План урока
  1. Орг.момент (0,5 мин.).

  2. Актуализация ранее полученных знаний. Проверка домашнего задания (3 мин.).

  3. Мотивация к учебной деятельности(5 мин.).

  4. Практическая работа по теме урока (20мин.).

  5. Диагностика уровня освоения учащимися изученного материала (8мин.).

  6. Задание на дом (1 мин.).

  7. Итоги урока, рефлексия, выставление отметок (2,5 мин.).

Читайте также:  "в первую очередь" выделяется запятыми или нет?

Ход урока

  1. Орг.момент (0,5 мин.).

  2. Актуализация ранее полученных знаний. Проверка домашнего задания(3 мин.).

Фронтальный опрос проверки ДЗ.

  1. Мотивация к учебной деятельности (5 мин.)

Работа в тетрадях.

Из предложений выпишите деепричастия и укажите, от какого глагола они образованы и их вид (Раздаточный материал №1, часть А).

  1. Вера пела по утрам, умываясь в ручье, днем, работая в поле, вечером, возвращаясь к домику лесника(умываясь – умываться, НСВ; работая – работать, НСВ; возвращаясь – возвращаться, НСВ).

  2. Женька сидел, подняв колени к подбородку и охватив их, узкие штаны его вздёрнулись, открывая тощие ноги (подняв – поднять, СВ; охватив – охватить, СВ; открывая – открыть, НСВ).

  3. Марья Павловна стояла подле него, прислонясь к березе и заложив назад руки (прислонясь – прислониться, СВ; заложив – заложить, СВ).

  • От каких глаголов и какого вида образованы данные деепричастия?

Ответы учащихся.

  • Признаки каких частей речи объединены в деепричастии?

Признаки глагола и наречия.

  • Что объединяет деепричастие и глагол?

Как и глаголы, деепричастия имеют следующие постоянные признаки: вид (совершенный или несовершенный), переходность или непереходность, возвратность и невозвратность. Кроме того, деепричастия образованы от глагола, означают добавочное действие к действию основного глагола-сказуемого и относятся к одному и тому же лицу или предмету в предложении.

  • А что объединяет деепричастие и наречие?

Деепричастие, как и наречие, является неизменяемой частью речи, у них нет окончаний и они выполняют роль обстоятельства в предложении.

Тема нашего урока – «Наречные признаки деепричастия». Запишите в тетради число, классную работу, тему. На первом уроке изучения новой части речи, мы с вами затронули некоторые наречные признаки, поэтому целью сегодняшнего урока будет закрепление и обобщение данных признаков у деепричастий.

  1. Практическая работа по теме урока (20 мин.).

Запись в тетрадь.

К наречным признакам деепричастия относятся:

  • неизменяемость,
  • роль обстоятельства в предложении,
  • связь примыкание.
  1. Как и наречие, деепричастие зависит от основного глагола-сказуемого и вступает с ним в связь примыкание.
  2. Вспомним, что такое примыкание.
  3. Примыкание – это такой вид подчинительной связи в словосочетании, где зависимое слово – неизменяемая часть речи.
  4. Какие неизменяемые части речи вы знаете?
  5. Безличная форма глагола (инфинитив), наречие, деепричастие.
  6. Приведите примеры.

Мечта (какая?) учиться (инфинитив), писать (как?) красиво (наречие), говорил (что делая? как?), улыбаясь (деепричастие).

Например: читать, представляя (ср. читать вслух).

Двойная роль деепричастия сказалась и на его синтаксической роли в предложении.

С одной стороны, деепричастие выражает добавочное действие того или иного лица или предмета, которое обозначается подлежащим.

А с другой стороны, деепричастие относится к глаголу-сказуемому и поясняет, как, почему, когда, с какой целью выполняется основное действие, т.е. деепричастие является обстоятельством.

Как вы помните, к деепричастию всегда задаётся два вопроса: что делая? или что сделав? и поясняющие вопросы наречия – как? почему? когда?

Запись предложений в тетради.

Ребята, радуясь, собирались на каток.

Собирались (что делая? как?) радуясь.

Испугавшись, кошка отскочила в сторону.

Отскочила (что сделав? почему?) испугавшись.

Графически выделите деепричастия в предложениях.

При знакомстве с деепричастием, мы с вами назвали его особой формой глагола. Почему?

Так как деепричастие образовано от глагола, у него есть глагольные морфологические признаки: вид, переходность, возвратность. Также в предложении деепричастие является добавочным действием к действию основного глагола-сказуемого и одновременно обстоятельством.

Однако есть и другая точка зрения некоторых учёных-лингвистов. Они считают, что деепричастие – самостоятельная часть речи, которая имеет признаки двух частей речи: глагола и наречия.

Вы, наверное, поняли, что разногласия между учёными возникают тогда, когда в языке мы встречаемся со смешанными, гибридными формами.

Поэтому, если вам придётся отвечать на вопрос, что такое деепричастие –особая форма глагола или самостоятельная часть речи, вы можете в доказательство привести две точки зрения, обосновывая принятую вами.

Работа в тетрадях. Выполним упражнение 224 (с. 13).

Задание: Вам нужно угадать слово по его грамматическим признакам. Приведите примеры. Помните, что может быть несколько вариантов ответа.

  1. Слово обозначает действие и оканчивается на -а.

Глагол или деепричастие (кричала, крича).

  1. Слово оканчивается на -ая.

Прилагательное ж. р. (кривая), числительное (первая), местоимение (любая), деепричастие (закрывая).

Обратите внимание, что слово именно заканчивается на -ая, речь идёт не об окончании.

  1. Слово обозначает признак предмета.

Прилагательное (яркий).

  1. Слово обозначает добавочное действие и оканчивается на -в.

Деепричастие (увидев)

  1. Слово отвечает на вопросы как? каким образом?

Наречие.

Деепричастие всегда отвечает на два вопроса.

Обратите внимание на информацию после упражнения. Прочитайте.

Запомните, что от некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются. Нельзя сказать «печа» или «пекя», «жгя», «берягя» или «бережа».

Работа у доски. У учащихся на столах раздаточный материал №2, часть Б. У доски работает ученик, остальные в тетради.

Задание: Выпишите деепричастия и глаголы, к которым они относятся, обозначьте связь примыкания между ними.

1. Часы, шипя, двенадцать раз пробили в соседнем зале.

Пробили (что делая? как?) шипя.

2. Медлительная, важная луна, опутав звёзды сетью золотой, загадочно повисла над водой.

Повисла (что сделав? как?) опутав звёзды сетью золотой.

3. Одевшись, он потребовал от денщика лекарства.

Потребовал (что сделав? как?) одевшись.

4. Села в кресло, вытянув ноги, накинула на них плед.

Села (что сделав? как?) вытянув ноги.

5. Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.

Вошла (что делая? как?) ворча и оглядываясь.

Работа в тетрадях. Выполним упражнение 225 (с. 13).

Задание: От глаголов, представленных в списке, образуйте деепричастия совершенного и несовершенного вида. Не забудьте, что не от всякого глагола можно образовать деепричастие.

  • Расстилать – расстилая (НСВ), расстилав, расстилавши (СВ).
  • Расстелить – расстелив, расстеливши (СВ).
  • Поссориться – поссорившись (СВ).
  • Прикасаться – прикасаясь (НСВ), прикасавшись (СВ).
  • Бежать – бежав, бежавши (СВ).
  • Дрессировать – дрессируя (НСВ), дрессировав, дрессировавши (СВ).
  • Блестеть – блестя (НСВ), блестев, блестевши (СВ).
  • Блистать – блистая (НСВ), блистав, блиставши (СВ).
  • Рассчитываться – рассчитываясь (НСВ), рассчитывавшись (СВ).
  • Держать – держа (НСВ), держав, державши (СВ).
  • Встречать – встречая (НСВ), встречав, встречавши (СВ).
  • Встретить – встретив, встретивши (СВ).
  • Вязать – вяжа (НСВ, устаревшая форма), вязав, вязавши (СВ).
  • Жечь – жёгши (СВ, устаревшая форма).
  • Увядать – увядая (НСВ), увядав, увядавши (СВ).
  • Печь – пекши (СВ, устаревшая форма).
  • Испечь – испёкши (СВ).
  • Тренироваться – тренируясь (НСВ), тренировавшись (СВ).
  • Проехать – проехав, проехавши (СВ).
  • Предлагать – предлагая (НСВ), предлагав, предлагавши (СВ).
  • Предложить – предложив, предложивши (СВ).
  1. Диагностика уровня освоения учащимися нового материала (8 мин.).

Работа в тетради.

Выполнения упражнения 226 (с. 14) по вариантам.

Задания: От указанной основы глагола образуйте различные глагольные формы, используя суффиксы и окончания. Разберите образованные вами глагольные формы по составу.

1 вариант:

От основы крич-: а) изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., мн.ч. (кричат),

б) деепричастие несов. вида (крича).

2 вариант:

От основы закрича-: а) изъяв. накл., прош. вр., ед. ч. ж. р. (закричала),

б) деепричастие сов. вида (закричав, закричавши).

3 вариант:

От основы крикну-: а) сосл. накл., ед. ч., м. р. (крикнул бы),

б) деепричастие сов. вида (крикнув, крикнувши).

Учащиеся, быстро выполнившие свой вариант, получают дополнительное задание:

От основы крикн-: а) пов. накл., 2-е л., мн.ч. (крикните),

б) изъяв.накл., буд. вр., 2-е л., мн. ч. (крикнете).

Запишите: повторить теоретический материал на с. 12-13, упражнение 227 на с.14. В упражнении вам необходимо будет узнать слово по его грамматическим признакам.

  1. Итоги урока, рефлексия, выставление отметок (2,5 мин.).

Что вы сегодня узнали? Достигли ли мы цели урока?

Что вызвало у вас наибольшую трудность?

Оценка работы учащихся на уроке, выставление отметок в дневник.

Источник: https://infourok.ru/deeprichastie-kak-chast-rechi-narechnie-priznaki-deeprichastiya-3527675.html

Русский язык (7 класс)_248

Морфологические признаки деепричастия

Деепричастие –  это часть речи, которая обладает следующими
признаками:

· обозначает добавочное действие,
отвечает на вопросы что делая? или что сделав?

· имеет грамматические признаки глагола
и наречия.

Глагольные
признаки деепричастия.

Какие же признаки деепричастие заимствовало у
глагола? Внимательно прочитай два предложения.

  • 1) Проходя
    по старому городу, обращайте внимание на старинные вывески.
  • 2) Пройдя
    мимо меня, он вдруг оглянулся.
  • В первом предложении деепричастие образовано от
    глагола несовершенного вида проходить,
    обозначает
    добавочное действие, которое не завершилось к моменту речи
    , и отвечает
    на вопрос что делая?
  • Во втором предложении деепричастие образовано от
    глагола совершенного вида пройти, обозначает
    добавочное действие, завершившееся к моменту речи,
    и отвечает на вопрос
    что сделав?

Следовательно, один из глагольных признаков деепричастия – это вид.

Деепричастия несовершенного вида обозначают
добавочное действие, которое происходит одновременно с основным, иотвечают на
вопрос что делая? Причастия
совершенного вида обозначают добавочное действие, которое произошло перед
основным, и отвечают на вопрос что
сделав?
Действительно, обращать внимание на старинные вывески нужно
именно тогда, когда проходишь по старому городу, т.е. основное и добавочное
действия происходят одновременно, а вот оглянулся некто уже после того, как
прошел мимо, т.е. добавочное действие предшествовало основному.

Еще один глагольный признак у деепричастия – переходность. Если деепричастие образовано от переходного глагола, оно является
переходным. Если деепричастие образовано от непереходного глагола, оно является
непереходным.

Читайте также:  "дочь-то" или "дочь то", как правильно?

Сравни:

1) дарить (что?) цветы => даря (что?)
цветы – переходное деепричастие;

2) поверить (чему?) обещаниям =>
поверив (чему?) обещаниям – непереходное причастие.

Сохраняет причастие и такой признак глагола, как возвратность. От возвратных глаголов образуются возвратные деепричастия, от
невозвратных глаголов – невозвратные.

  1. Сравни:
  2. 1) поднимать=> поднимая – невозвратное
    деепричастие;
  3. 2) подниматься => поднимаясь –
    возвратное деепричастие с суффиксом -сь на конце.

Деепричастию свойственно такое же управление, как
и глаголам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.
Обрати внимание: и разные формы глагола (личная и неопределенная), и
деепричастие, и причастие требуют от управляемого существительного одного и
того же падежа (винительного), а отглагольное существительное – родительного.

Признаки
наречия у деепричастия.

К наречным признакам деепричастия относится неизменяемость.

От наречия и синтаксическая
роль деепричастия: в предложении оно является обстоятельством, зависит от
глагола.
К деепричастию можно задать и вопросы что делая? что сделав? и вопросыкак?
почему? когда?

Прочитай предложение.

Он шел
медленно, никуда не спеша.

К деепричастию несовершенного вида (не) спеша можно задать вопрос что делая? Оно в предложении является
обстоятельством, как и наречие медленно.
К таким обстоятельствам мы обычно задаем вопросыкак? каким образом? Они характеризуют действие, поясняя, как, каким
образом оно происходит.

Такие обстоятельства называются обстоятельствами образа действия. Обрати внимание, что в этом
предложении наречие и деепричастие отвечают на один и тот же вопрос, являются
однородными обстоятельствами. Кстати, деепричастия не всегда бывают
обстоятельствами образа действия.

Реже они выступают в роли обстоятельств
времени или причины.

Внимательно прочитай примеры.

Дожидаясь
выхода на сцену, я очень волновался.

В этом предложении деепричастие является
обстоятельством, обозначающим время, в которое происходило основное действие: волновался когда? – дожидаясь выхода на
сцену
. Значит, в этом предложении деепричастие является обстоятельством
времени.

Волнуясь, он
бурно краснел.

Здесь деепричастие является обстоятельством,
которое обозначает причину основного действия: почему он краснел? – потому что
волновался. В этом предложении деепричастие является обстоятельством причины.

Источник: http://do2.rcokoit.ru/mod/page/view.php?id=386196

Внеклассный урок — Деепричастие. Признаки, правописание, синтаксическая роль

Деепричастие – особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом,  и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? и др.

Морфологические признаки деепричастия.

Деепричастие имеет признаки глагола и наречия:

Признаки глагола Признаки наречия
Могут быть возвратными и невозвратнымивытирая – вытираясь Деепричастие, как и наречие, неизменяемое слово
Могут быть совершенного и несовершенного видачитая  – прочитав Деепричастие зависит от глагола-сказуемого.Тип подчинительной связи – примыкание.
Распространяются, как глаголычитать книгу – читая книгу
Постоянные признаки деепричастия Непостоянные признаки деепричастия
Видсовершенный, несовершенный Деепричастие не имеет непостоянных признаков, так как является неизменяемой частью речи
Возвратностьвозвратные, невозвратные

Вид

Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

Деепричастие совершенного вида Деепричастие несовершенного вида
  • Обозначает завершенное действие.
  • Отвечает на вопрос ч т о  с д е л а в?
  • Образуется при помощи суффиксов
  • -в-, -вши-, -ши-
  1. Обозначает незавершенное действие
  2. Отвечает на вопрос ч т о  д е л а я?
  3. Образуется при помощи суффиксов
  4. -а-, -я-
Примеры: выучив, наигравшись, испёкши Примеры: играя, спеша

Возвратность

Деепричастия бывают возвратные и невозвратные.

Возвратные Невозвратные
Имеет постфиксы -ся, -сь Не имеет постфиксов
Примеры: поскользнувшись, решившись Примеры: упав, решив
  • Написание НЕ с деепричастиями.
  • НЕ с деепричастиями обычно пишется раздельно.
  • Например: не читая, не решив.
  • НЕ с деепричастиями пишется слитно, если деепричастие образовано:1) от глаголов, которые без НЕ не употребляются;2) от глаголов с приставкой НЕДО-.
  • Например:негодуя
  • недоглядев, недосыпая
  • Синтаксическая роль деепричастия.
  • Деепричастие в предложении всегда является обстоятельством.
  • Мальчик, наигравшись, пошел домой.
  • Он открыл дверь, разговаривая по телефону.

Источник: http://raal100.narod.ru/index/0-160

Место причастия и деепричастия в системе частей речи

Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, например: города (к а к о г о?) засыпающего.

Как форма глагола причастие имеет грамматические значения глагола: переходность или непереходность: строящий — увлекшийся, совершенный или несовершенный вид: оклеена — гонимые, время (настоящее, прошедшее): засыпающий — заснувший. Причастие совмещает в себе, кроме признаков глагола, признаки прилагательного: изменяется по родам, числам и падежам, имеет полную и краткую форму.

В предложении причастие чаще бывает определением или частью составного именного сказуемого. Причастия могут быть действительными и страдательными. Действительные причастия обозначают признак, который создается действием самого предмета: любящая мать. Страдательные причастия обозначают признак, который создается у одного предмета действием другого предмета: решенная школьником задача.

Деепричастие — это особая форма глагола, которая совмещает в себе грамматические свойства глагола и наречия и отвечает на вопросы что делая? что сделав?, например: любя природу, сверкнув кинжалом. Деепричастие обозначает добавочное действие, основное же действие выражается глаголом-сказуемым. Как и наречие, деепричастие не изменяется.

Как форма глагола, деепричастие обладает некоторыми его грамматическими значениями: бывает совершенного и несовершенного вида: залив — заливая, переходным и непереходным: опустив (ч т о?) глаза — переходное, стараясь — непереходное. В предложении деепричастие бывает обстоятельством.

Причастия и деепричастия чаще употребляются в письменной речи, чем в устной. Место причастий и деепричастий в современном русском языке до конца не определено. Так, некоторые ученые — авторы учебников (В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова) считают причастие и деепричастие самостоятельными частями речи.

13 Неизменяемые самостоятельные части речи. Их морфологические и синтаксические признаки.

Наречие — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая) или признак другого признака (крайне холодный, весело смеющийся, очень ярко).

В предложении наречие обычно является обстоятельством и отвечает на вопросы как? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? Чаще всего наречие относится к глаголу (грамотно писать), реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию (по-зимнему холодный день, недолго цветущий кустарник, идти радостно подпрыгивая, объяснять удивительно просто). По значению наречия делятся на группы: 1) наречия образа действия (отвечают на вопросы как? каким образом?): дружно, тихо, втроем; 2) наречия меры и степени (отвечают на вопросы в какой степени? насколько? в какой мер е?): очень, чересчур, втрое, совсем; 3) наречия места (отвечают на вопросы где? ку-д а? о т к у д а?): близко, слева, вверху, вперед, издали, f. невдалеке; 4) наречия времени (отвечают на вопросы когда? как долг о?): поздно, вчера, осенью, издавна, допоздна; 5) наречия причины (отвечают на вопросы п о ч е-i-му? отчего?): потому, сгоряча, сослепу, поневоле, случайно; 6) наречия цели (отвечают на вопросы зачем? | для чего?): нарочно, назло, умышленно, затем, зачем, напоказ. Наречие — неизменяемая часть речи, она не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами. I У наречия нет и не может быть окончания. В предложении наречие является обстоятельством: Осень. Над головой исподволь начинает желтеть, I краснеть, буреть лист на деревьях. (По В. Бианки.) Ученые отмечают, что наречий образа действия, меры и степени примерно б тысяч, число их активно пополняется. Крайне мало наречий причины и цели. Некоторые ученые относят к неизменяемым самостоятельным частям речи также деепричастия и слова категории состояния. В учебнике «Русский язык. Теория. 5—9 классы» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой деепричастие характеризуется как самостоятельная часть речи на основе обозначения деепричастием добавочного действия, признака действия, подобно наречию, специфических вопросов что сделав? что дела я?, морфологических признаков, объединяющих признаки глагола и наречия, типичных морфемных показателей (суффиксы -а, -я, -в, -вши, -ши), синтаксической функции обстоятельства: глядя, крича, сделав, улыбнувшись, присевши. Деепричастие образуется от глагола, связано с ним грамматическим значением вида, обладая еще и признаками наречия. Вследствие этого многие ученые все же считают деепричастие особой формой глагола, а не самостоятельной неизменяемой частью речи.

Слова категории состояния ученые характеризуют по-разному, относя их и к особой части речи, и к предикативным наречиям (наречиям в роли сказуемого). Слова категории состояния выделил Л. В. Щерба в 1928 г.

, включив в эту особую, как он считал, часть речи слора, которые обозначают состояние человека и окружающей среды. Грамматическими признаками слов категории состояния Л. В. Щерба считал неизменяемость и способность употребляться со связкой.

К этой части речи он относил слова радостно, можно, нельзя, душно, нужно, темно. Слова категории состояния внешне совпадают с наречиями, но синтаксические функции у них различны.

Слова категории состояния являются сказуемыми в односоставном предложении, наречия — обстоятельствами: Она хрлрдно_ взглянула на меня. Мне холодно. Единообразия в трактовке этих слов до сих пор нет, однако многие ученые считают слова категории состояния самостоятельной частью речи.



Источник: https://infopedia.su/14x99ef.html

Часть речи деепричастие

Как форма глагола, деепричастие имеет некоторые его грамматические признаки. Деепричастия бывают:

  • совершенного вида — отвечают на вопрос что сделав? (отменив, постригшись, задумавшись), несовершенного вида — отвечают на вопрос что делая? (постригая, держа, любуясь);
  • переходные — сочетаются с другим словом без предлога (прочитав книгу, посмотрев фильм), непереходные — сочетаются с другим словом через предлог (доехав до границы, доплыв до берега);
  • возвратными — оканчиваются на суффикс –сь (умываясь, стараясь), невозвратными — без суффикса –сь на конце (рисуя, мечтая, опустив).

Деепричастие, как особая форма глагола, схожа с причастиями и наречиями. Деепричастия и причастия имеют одинаковые глагольные признаки — вид, переходность, возвратность, способность управлять падежом существительных.

Деепричастия и наречия могут быть близки, даже если не имеют общих глагольных признаков. Они могут писаться одинаково в предложениях и тем самым вызывать затруднение в определении части речи.

Читайте также:  "на первый взгляд" выделяется запятыми или нет?

Главное отличие деепричастия от наречия заключается в том, что деепричастие может быть заменено глаголом, наречие не может. Сравните два предложения. 1. Лёжа на диване, он мечтал о будущей поездке. 2. Лёжа хлеба не добудешь.

В первом предложении лёжа — деепричастие, имеет зависимое слово диване, можно заменить глаголов: мечтал, когда лежал. Во втором предложении лёжа — наречие, выражает обстоятельство и не имеет глагольных признаков, его нельзя заменить глаголом.

Примеры деепричастий

Виды

Совершенный вид: Грушницкий стоял передо мною, опустив глаза, в сильном волнении. Я до вечера просидел дома, запёршись в своей комнате. Несовершенный вид: Цепляясь за кусты, мы стали карабкаться. Перечитывая эту страницу, я замечаю, что далеко отвлёкся от своего предмета.

Возвратность

Колыхаясь и сверкая, движутся полки (М. Ю. Лермонтов).

Колыхаясь — возвратное деепричастие, сверкая — невозвратное.

Переходность

Мери сидела на своей постели, скрестив на коленях руки. Дойдя до середины комнаты, она пошатнулась (М. Ю. Лермонтов).

Скрестив — переходное деепричастие, дойдя — неперехоное.

Переход в наречия

Примеры словосочетаний, в которых деепричастия стали наречиями: пишет сидя, читает лёжа, рассказывать не спеша, говорить не смолкая, отвечать не думая и другие.

Синтаксическая роль

В предложении деепричастие является обстоятельством.
Войдя в залу, я спрятался в толе мужчин и начал свои наблюдения. В этом предложении деепричастие войдя — обстоятельство времени.
В груди, дымясь, чернела рана (М. Ю. Лермонтов).

Деепричастие дымясь — обстоятельство образа действия.
Вот присел я у забора и стал прислушиваться, стараясь не пропустить ни одного слова. Деепричастие стараясь — обстоятельство цели.
Я расхохотался, увидев эту маленькую фигурку под огромной косматой шапкой.

Деепричастие увидев — обстоятельство причины.

Морфологический анализ

В морфологическом разборе ставят вопрос деепричастия, указывают начальную форму, отмечают постоянные морфологические признаки. Смотрите план и пример морфологического разбора деепричастий.

Подробные описания частей речи русского языка:

morphologyonline.ru — морфологический разбор слов

Источник: http://morphologyonline.ru/deeprichastie.html

Деепричастие

Деепричастие — особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы: что делая? что сделав? как? когда? почему? и др.

Грамматическое значение деепричастия, его морфологические признаки, синтаксическая роль обусловлены главной особенностью этой части речи — соединять значения и признаки глагола и наречия.

Признаки глагола Признаки наречия
  • обозначает добавочное к основному действие;
  • образуется от глагола, сохраняя его признаки
  • вид (совершенный и несовершенный)
  • Мери сидела на своей постели,скрестив руки Цепляясь за кусты, мы стали карабкаться (М. Лермонтов) Скрестить, скрестив — глагол и деепричастие сое. в. (что сделать? что сделав?). Цепляться, цепляясь — глагол и деепричастие несов. в (что делать? что делая?)
  • -возвратность (цепляясь — возвр. цепляя — невозвр.);

  • деепричастие распространяется существительными, наречиями. местоимениями (блестя (как?) ослепительно, цепляясь (за что?) за кусты, увидев (кого?) его)
  • Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот
  • Таким образом, деепричастие образует словосочетания:
    • дееприч. + сущ
    • дееприч. + мест
    • дееприч. + нареч
  • одновременно характеризует основное действие, показывая как? когда? почему? и т. д. оно происходит;
  • не изменяется;
  • деепричастие относится к глаголу-сказуемому (сидела (что сделав? как?), сцепив);
  • в предложении бывает только обстоятельством:
  • Возвратясь, я нашел у себя доктора.(обстоятельство времени). Не зная броду, не суйся в воду (обстоятельство УСЛОВИЯ)

Как найти деепричастие (деепричастный оборот)

  • Образовано от глагола.
  • Имеет суффиксы -а, -я, -в, -ши, -вши
  • Обозначает добавочное действие.
  • Относится к глаголу-сказуемому
  • Отвечает на вопросы что делая? что сделав? и вопросы обстоятельств.
  • Имеет зависимые слова, к которым от деепричастия можно задать вопрос

Морфологический разбор деепричастия

План разбора

  1. Часть речи. Общее грамматическое значение
  2. Морфологические признаки:
    1. начальная форма (неопределенная форма глагола)
    2. вид, возвратность
    3. неизменяемость
  3. Синтаксическая роль

Образец разбора

Письменный разбор(в скобках указаны варианты ответа — В).

Журча, еще бежит за мельницу ручей (А. С. Пушкин). I. Журча — особая форма глагола — деепричастие (В: деепричастие), бежит (что делая? как?) — журча — обозначает добавочное действие. II. Н. ф. — журчать (В: не указывается). Несов. вид, неизм. ф. (не изменяется).

III. бежит (как?)-журча (обстоятельство образа действия).

Устный разбор

Журча — особая форма глагола — деепричастие. Во-первых, оно обозначает добавочное к основному действие (бежит и журчит), образуется от глагола журчать. Начальная форма — журчать (В: не указ.) Во-вторых, имеет морфологические признаки: несовершенный вид, не изменяется. В-третьих, в предложении является обстоятельством образа действия.

Образование деепричастий

Несовершенного вида Совершенного вида
  1. Обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, выраженным глаголом.
  2. Образуются от основы настоящего времени глагола с помощью суффикса -а (-я):
    • читая — читают
    • летя — летят
    • будучи — будут
    • узнавая — узнавать (от глаголов с суффиксом -ва- деепричастие образуется от основы инфинитива)
  3. От некоторых глаголов [бьют, рвут, берегут, текут и др.) деепричастия не образуются.
  1. )Обозначают законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала действия, выраженного глаголом.
  2. Образуются от основы неопределенной формы (прошедшего времени) с помощью суффиксов -в, -ши, -вши:
    • загрустив — загрустить
    • принесши — принести
    • обманувшись — обмануться

    К суффиксу -в возвратный суффикс -ся

  3. От некоторых глаголов возможно образование двойных форм (от основы инфинитива и основы прошедшего времени):
    • просохнув — просохнуть
    • просохши — просох
    • отперев — отпереть
    • отперши — отпер

    От некоторых глаголов деепричастия образуются с помощью суффиксов -а, (-я) (от основы будущего времени):

    • придя — придут
    • прочтя — прочтут

Не выделяются запятыми (не обособляются)

  • Одиночные деепричастия, перешедшие в разряд наречий (стоя, сидя, шутя, молча, лежа, не спеша и др.). Такое деепричастие не обозначает добавочного действия: Лежа читать вредно, нужно читать сидя. Примеры:
    • Нужно читать, сидя за столом при хорошем освещении (здесь деепричастие сохранило значение добавочного действия: читать и сидеть)
    • Они шли не торопясь (то есть медленно).
    • Он говорил волнуясь (то есть взволнованно).

    Деепричастие не обозначает добавочного действия, а обозначает только признак действия;

  • Устойчивые выражения, фразеологические обороты, в состав которых входит деепричастие (бежать сломя голову, работать не покладая рук, заговорить скрепя сердце, кричать не помня себя и др.).Такой оборот заменяется одним словом.
    • Он бежал сломя голову (то есть быстро)

Рекомендуем почитать:

Таблица Различия причастия и деепричастия

Поделись с друзьями:

Источник: https://psylandiya.ru/kopilka/russkii-jazyk/chasti-rechi/deeprichastie.html

Деепричастие

Деепричастие — это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2—3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

К признакам глагола относятся вид (читая — НСВ, прочитав — СВ), переходность (читая книгу — переходн., сидя на стуле — непереходн.) и возвратность (умывая — невозвратн., умываясь — возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление, как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.

К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия — обстоятельство; в предложении деепричастие зависит от глагола.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса —а(-я).

У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи. Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я — игра-ючи.

  • Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:
  • — от глаголов на —чь: печь — *пекя(печа);
  • — от глаголов на —нуть: вянуть — *вяня,;
  • — от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать, пишут — *пиша, лижут — *лижа (но наречие лёжа);
  • — от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить, пьют (пj-ут) —*пья.
  • У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).

Деепричастия совершённого вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

—в от глаголов с основой на гласный: сдела-в,

—вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д.): умы-вши-сь,

  1. —ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши.
  2. У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое — прибавлением суффикса -а(-я)к основе будущего времени: нахмури-вши-сь — нахмур-я-сь.
  3. Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я, образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.
  4. Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:
  5. обещать : обеща-я — НСВ, обеща-в — СВ,
  6. женить : жен-я — НСВ, жени-в — СВ.
  7. Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причём этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий — названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа
  8. *Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).
  9. *Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).

Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

Источник: https://ibrain.kz/russkiy-yazyk/deeprichastie

Ссылка на основную публикацию