Наречия образованные от местоимений (примеры)

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация по русскому языку на тему «Правописание наречий, образованных от существительных и от местоимений» (7 клас)

Наречия образованные от местоимений (примеры)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Наречия образованные от местоимений (примеры) Описание слайда:

Правописание наречий, образованных от существительных и от местоимений Тема урока Агеносова Ирина Ивановна_ учитель русского языка и литературы МАОУ лицей №12 г. Екатеринбург

2 слайд Наречия образованные от местоимений (примеры) Описание слайда:

Словарно-орфографическая работа НЕВДОМЕК НАИЗУСТЬ НАСМАРКУ НАБЕКРЕНЬ НЕВЗНАЧАЙ ВДРЕБЕЗГИ ВПРОСАК С ПАНТАЛЫКУ С КОНДАЧКА

3 слайд Наречия образованные от местоимений (примеры) Описание слайда:

Лексическая работа СБИТЬ С ПАНТАЛЫКУ 1. Приводить в замешательство, в растерянность, в заблуждение кого-либо. — На что надеялись? Следствие с панталыку сбить вам не удалось, как вы ни старались.

4 слайд Наречия образованные от местоимений (примеры) Описание слайда:

С КОНДАЧКА нареч. качеств. 1. Не вникнув в суть дела. отт. перен. Легкомысленно, несерьезно. Сами понимаете, такие дела с кондачка не делаются. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …

5 слайд Наречия образованные от местоимений (примеры) Описание слайда:

Работа с учебником Фронтальный опрос Как пишутся наречия, образованные от имен существительных? С какими предлогами наречия чаще пишутся раздельно? Какие существуют приемы, позволяющие различить наречие и существительное с предлогом? Какие существуют приемы, позволяющие различить наречие и местоимение с предлогом?

6 слайд Наречия образованные от местоимений (примеры) Описание слайда:

УЧИСЬ РАЗЛИЧАТЬ! НАРЕЧИЯ ВМИГ ВДАЛЬ ВВЕРХ ВГЛУБЬ СНАЧАЛА ВОВРЕМЯ НАЛИЦО НАСИЛУ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ПРЕДЛОГОМ В_МИГ В_ДАЛЬ В_ВЕРХ В_ГЛУБЬ С_НАЧАЛА ВО_ВРЕМЯ НА_ЛИЦО НА_СИЛУ

7 слайд Наречия образованные от местоимений (примеры) Описание слайда:

УЧИСЬ РАЗЛИЧАТЬ! НАРЕЧИЯ ПОНЯТЬ ВМИГ СМОТРЕТЬ ВДАЛЬ УЛЕТЕТЬ НАВЕРХ ОПУСТИТЬСЯ ВГЛУБЬ РЕШИТЬ СНАЧАЛА ПРИЕХАТЬ ВОВРЕМЯ ОШИБКА НАЛИЦО СПРАВИТЬСЯ НАСИЛУ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ПРЕДЛОГОМ В нужный МИГ В необозримую ДАЛЬ НА самый ВЕРХ В ледяную ГЛУБЬ С самого НАЧАЛА ВО ВРЕМЯ урока НА твое ЛИЦО друга НА мою СИЛУ отца

8 слайд Наречия образованные от местоимений (примеры) Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОТЛИЧИЙ У наречий нет зависимых слов. После приставки невозможно вставить другое слово. Не изменятся по родам, числам, падежам. Есть зависимое слово После предлога можно вставить прилагательное или местоимение. Изменяется по родам, числам, падежам.

9 слайд Наречия образованные от местоимений (примеры) Описание слайда:

УЧИСЬ РАЗЛИЧАТЬ! НАРЕЧИЯ ПОТОМУ ОТТОГО ЗАТЕМ ЗАЧЕМ ПО-МОЕМУ ПО-ТВОЕМУ ПО-ДРУГОМУ МЕСТОИМЕНИЯ С ПРЕДЛОГОМ ПО_ТОМУ ОТ_ТОГО ЗА_ТЕМ ЗА_ЧЕМ ПО_ МОЕМУ ПО_ТВОЕМУ ПО_ДРУГОМУ

10 слайд Описание слайда:

УЧИСЬ РАЗЛИЧАТЬ! НАРЕЧИЯ РЕШИЛИ ПОТОМУ УСТАЛИ ОТТОГО ЗАТЕМ УБЕЖАЛИ ЗАЧЕМ ТОРОПИТЬСЯ БУДЕТ ПО-МОЕМУ БУДЕТ ПО-ТВОЕМУ СДЕЛАТЬ ПО-ДРУГОМУ МЕСТОИМЕНИЯ С ПРЕДЛОГОМ ПО_ТОМУ (ЭТОМУ)ПУТИ ОТ_ТОГО (ЭТОГО) ДОМА ЗА_ТЕМ (ЭТИМ) ДОМОМ ЗА_ЧЕМ (КНИГОЙ) ПО_ МОЕМУ (ТВОЕМУ) ПЛАНУ ПО_ТВОЕМУ (МОЕМУ) ПЛАНУ ПО_ДРУГОМУ (НОВОМУ)ПУТИ

11 слайд Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОТЛИЧИЙ После приставки невозможно вставить другое слово. Наречие можно заменить наречием После предлога можно вставить прилагательное или местоимение. Местоимение можно заменить другим местоимением или прилагательным.

12 слайд Описание слайда:

ПОТРЕНИРУЕМСЯ! Выбери номера предложений, в которых употреблены наречия. Как они пишутся?

13 слайд Описание слайда:

ТЕСТ Все ребята решили сесть, как в прошлом году, по _ этому я оказался за партой один. По _ этому предмету у меня только отличные оценки. От _ того и не понимаешь, что не хочешь соображать. От _ того села совсем недалеко до станции.

14 слайд Описание слайда:

От _ чего же ему не поговорить с тобой? От _ чего следует отталкиваться? За _ чем мне свисток? За _ чем можно спрятаться? Так вот по _ чему у тебя не хватает времени заниматься По _ чему мы будем заниматься в следующем году?

15 слайд Описание слайда:

В _ начале путешествия Остап веселился от души.   И радостно было с крыльца глядеть, как трепещут листвою, как тянутся в _ высь деревца.   Тропинка, ведущая на Большое седло, в _ начале петляла среди невысоких холмов, затем прямо и сильно тянула в _ верх.   Война на _ век связала нас.   Маленькая рыбка пошла в _ глубь реки.

16 слайд Описание слайда:

Дым выходит в отверстие, сделанное в _верху кибитки. Мальков так много в воде, что от удара вёсел впереди часто выскакивает на _верх целая стайка. 3. Ночью развели огромный костёр на _верху горы, и все ходили по берегу с огнём. 4. Крепко не полюбилось Герасиму с _начала его новое житьё. 5. Раз, в _начале осени, Кирила Петрович собирался в отъезжее поле.

17 слайд Описание слайда:

По улицам слона водили, как видно, на _показ. Эшелон разгружался в _потьмах, без единого окрика или стона. От шутки с этой подоплёкой я б отказался на _отрез. В _миг всё стадо с шумом и фырканьем бросилось в сторону. Делано на _спех и сделано на _смех.

18 слайд Описание слайда:

КЛЮЧИ 1 – 1, 3 2 – 1, 3, 5 3 – 2, 3, 4 4 – 2, 4 5 – 1, 2, 3, 4, 5

19 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Параграф 17 (учебник М.Разумовской) – стр. 104, 106 Упражнение261.

Общая информация

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.

); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

  • Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
  • Подать заявку

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-narechiy-obrazovannih-ot-suschestvitelnih-i-ot-mestoimeniy-klas-1526889.html

Зачёт по теме "Наречие"

Наречия образованные от местоимений (примеры)

Материал для подготовки к зачёту для учащихся 7 класса по теме «Наречие»

1. Какая часть речи
называется наречием?

Наречие – это
самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (бежать быстро)
или признак признака (очень весело), отвечает на вопросы: Где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как. Главный морфологический
признак наречия – неизменяемость. В пр предложении является обстоятельством.

2. Назвать разряды
наречий. Привести примеры.

образа действия как? каким образом? хорошо, плохо, быстро, медленно, тихо, громко, пешком, верхом и т.п.
времени когда? с каких пор?

до каких пор? как долго?

вчера, сегодня, скоро, летом, давно, вечером, теперь и т.п.
места где? куда? откуда? слева, везде, вверху, позади, издали, вблизи и т.п.
причины почему? отчего? поневоле, поэтому, со зла, сгоряча, сослепу и т.п.
цели зачем? с какой целью? для чего? назло, затем, нарочно, специально и т.п.
меры и степени сколько? во сколько? насколько?

в какой степени? в какой мере?

досыта, весьма, очень, вполне, почти, едва-едва, дважды и т.п.

3.Как
 образуется простая и составная сравнительная степень наречия?
Приведите  примеры.

Наречия на -о, -е, образованные от качественных
прилагательных,  имеют степени сравнения: сравнительную (простую и
составную) и  превосходную (составную).

 
        Простая
сравнительная степень наречий
образуется при помощи  суффиксов —ее (-ей), -е, -ше:   быстро –
быстрее, быстрей;   сухо – суше (х/ш);   далеко – дальше
.

 
        Составная
сравнительная степень наречий
образуется прибавлением  к исходной
форме слов более, менееболее
интересно, менее глубоко

4. Как образуется
 составная превосходная степень наречия? Приведите  примеры.

Составная
превосходная степень наречий
образуется прибавлением к исходной форме
слов наиболее,
наименее
  или к форме простой сравнительной степени слов всего
(всех):
   наиболее полно, раньше всех. 
 

5.Когда
 пишется  О, а когда Ё после  шипящих. Приведите  примеры.

После шипящих на конце наречий пишется О, если падает
ударение — горячо (но жгуче). Исключение – ещё.

6. Когда в наречиях
на конце пишется суффикс О, а когда – А?

Если приставка ИЗ, ДО, С, то суффикс А (издалека, досыта,
слева). Если приставка В, НА, ЗА, то суффикс О (вправо, налево, засветло)

7. Расскажите о
правописании Н – НН в наречиях.

 В наречиях на -о (-е) пишется
столько же н, сколько в прилагательных и причастиях, от
которых они образованы:  удобный
— удобно, неожиданный — неожиданно, взволнованный — взволнованно. 

8.Когда  наречия пишутся через дефис?

 1)
наречия, образованные от полных прилагательных и местоимений-прилагательных
приставочно-суффиксальным способом, с приставкой по- и суффиксами
-ому, -ему, -и.
Например: другой — по-другому, настоящий —
по-настоящему, человечий — по-человечьи, английский — по-английски, лисий —
по-лисьи.

По аналогии
со словами по-английски, по-французски, по-немецки, по-русски через
дефис пишется наречие по-латыни;

2) наречия,
образованные от порядковых числительных приставочно-суффиксальным способом, с
приставкой в- (во-)
и суффиксом -их (-ых); например: первый
? во-первых, второй ? во-вторых.

  • 3) термин на-гора;
  • 4) наречия с приставкой
    кое-
    и постфиксами -то, -либо, -нибудь, -таки;
    например: кое-как, зачем-то, хорошо-то, когда-нибудь, где-либо, всё-таки.
  • 5) наречия,
    образованные повторением:
  • —   того же слова; например: еле-еле,
    чуть-чуть, вот-вот
    ;
  • —   того же корня, осложнённого
    приставками и суффиксами; например: видимо-невидимо, мало-помалу,
    всего-навсего, как-никак, давным-давно, волей-неволей;
  • — 
    синонимов; например: с бухты-барахты, подобру-поздорову, худо-бедно,
    нежданно-негаданно.
  • а) Пишутся слитно наречия с приставкой по-, образованные:
  • —   от
    притяжательных местоимений с конечным -му; например: потому, почему,
    посему, поэтому.

— 
приставочно-суффиксальным способом от полных прилагательных с суффиксом
-о. Например: месячный — помесячно, декадный — подекадно, строчный —
построчно
.

б) Пишутся раздельно:

— 
наречные сочетания, составленные из повторяющихся существительных с
предлогом между ними. Например: бок о бок, с боку на бок, честь по чести.

Исключение:
точь-в-точь, крест-накрест;


беспредложные сочетания, состоящие из повторяющихся существительных
(второе – в творительном падеже). Например: чин чином, честь честью;


сочетания с однокоренными словами (наречие + глагол), в которых первое –
наречие на -мя. Например: кишмя кишеть, ревмя реветь.

в) Не путайте наречия
(пишутся через дефис) с омонимичными сочетаниями предлогов с прилагательными и
местоимениями-прилагательными (пишутся раздельно).
Для того чтобы их
разграничить, используйте следующее правило: прилагательное и
местоимение-прилагательное можно изъять из предложения; с наречием эта операция
невозможна.

Например:
Поезда ходят по прежнему расписанию (Поезда ходят по расписанию). –
У нас всё по-прежнему (
прежнему изъять нельзя); События развивались по
другому варианту (События развивались по варианту). – Он всё сделал по-другому
(
другому изъять нельзя).

9. Правописание Не и
НИ в отрицательных наречиях.

Не пишется, если на нее падает ударение (НЕКУДА, НЕЗАЧЕМ),
НИ если ударение не падает (нигде, ниоткуда)

10. Правописание Ь в
наречиях.

Ь всегда пишется в наречиях после шипящих (прочь, наотмашь,
настежь). Исключения — уж, замуж, невтерпеж

11. Порядок
 морфологического  разбора  наречия. Приведите  примеры.

Схема морфологического разбора наречия.

I. Часть речи.

  1. II. Морфологические при­знаки:
  2. 1) разряд по значению;
  3. 2) степень сравнения (если есть);
  4. 3)  неизменяемое слово.

III. Синтаксическая функция.

Образец морфологического разбора наречия.

I. Высоко — наречие, так как
обозначает признак действия.

  • II.Морфологические при­знаки:
  • 1) места;
  • 2) выше;
  • 3) неизменяемое слово.
  • III.Обстоятельство

12.
Правописание НЕ с наречиями.

Не с наречиями на -о (-е) пишется
слитно: 
              если слово не
употребляется без не:  негодующе, неистово, нелепо; 
              если наречие с не можно заменить синонимом: пел негромко (тихо), говорил неискренне
(фальшиво); 
              в отрицательных
наречиях:  незачем,
некуда, негде, неоткуда.   

Не с наречиями на -о, (-е) пишется
раздельно: 
              если есть
противопоставление с союзом а: говорил не громко, а шёпотом; 
              если к наречию относятся слова
  далеко не,
  отнюдь не, вовсе не, ничуть не,   нисколько не,   никогда
не:
 вовсе
не тяжело, ничуть не страшно;
 
              с наречиями в сравнительной
степени: не хуже,
не лучше, не больше;
 
              с местоименными наречиями и с
наречиями меры и степени: не туда, не там, не вполне, не совсем, не здесь, не полностью, не
очень. 
              с обстоятельственными
наречиями: не сегодня,
не весной, не иначе

Источник: http://jannagl.blogspot.com/2015/02/blog-post_1.html

Наречие / Грамматика

К содержанию

Наречие – это часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета и другого признака.

  • Ве́чером мы пойдё́м в теа́тр. (= Вечером мы пойдём в театр.)

Наречие может относиться к глаголу и показывает как (= как?) , где (= где?) , когда́ (= когда?) , заче́м (= зачем?) , куда́ (= куда?) , с како́й це́лью (= с какой целью?) , по како́й причи́не (= по какой причине?) , в како́й ме́ре (= в какой мере?) происходит действие:

  • Он живёт (как?) ве́село. (= Он живёт (как?) весело.)
  • (Где?) Везде́ бы́ло мно́го цвето́в. (= (Где?) Везде было много цветов.)
  • Он э́то сде́лал мне (с како́й це́лью?) назло́. (= Он это сделал мне (с какой целью?) назло.)
  • Мы (когда́?) сего́дня верну́лись из о́тпуска. (= Мы (когда?) сегодня вернулись из отпуска.)

Наречие может относиться также к особым формам глагола – причастию и деепричастию, а также к имени существительному, имени прилагательному и другому наречию и указывать на их признаки:

  • Учи́тесь (как?) хорошо́, живи́те (как?) дру́жно. (= Учитесь (как?) хорошо, живите (как?) дружно.)
  • Э́тот студе́нт (в како́й ме́ре?) о́чень стара́тельный. (= Этот студент (в какой мере?) очень старательный.)
  • Она́ рабо́тает (как?) весьма́ охо́тно. (= Она работает (как?) весьма охотно.)
  • Здесь происхо́дит движе́ние (куда́?) вперё́д. (= Здесь происходит движение (куда?) вперёд.)
  • Он (когда́?) всегда́ приве́тлив. (= Он (когда?) всегда приветлив.)

Наречие не изменяется, т. е. не склоняется и не спрягается, и в предложении обычно бывает обстоятельством.

Наречия, которые относятся к глаголу и его формам, могут обозначать образ действия, причину, цель, меру и степень.

Наречия, которые относятся к имени прилагательному или другому наречию, могут обозначать меру и степень признака.

По значению наречия делятся на следующие основные разряды:

Значение наречий Вопросы, на которые отвечают Примеры наречий
1. Наречия образа действия Как? (= Как?) , Каки́м о́бразом? (= Каким образом?) бы́стро (= быстро) , хорошо́ (= хорошо) , ме́дленно (= медленно) , по-но́вому (= по-новому) , по-дру́жески (= по-дружески) , по-ру́сски (= по-русски) , внима́тельно (= внимательно) , вдруг (= вдруг) , на́бело (= набело) , так (= так) , е́ле-е́ле (= еле-еле) , ника́к (= никак)
2. Наречия времени Когда́? (= Когда?) , С каки́х пор? (= С каких пор?) , До каки́х пор? (= До каких пор?) , Как до́лго? (= Как долго?) сего́дня (= сегодня) , за́втра (= завтра) , вчера́ (= вчера) , у́тром (= утром) , днём (= днём) , ве́чером (= вечером) , но́чью (= ночью) , сейча́с (= сейчас) , ра́но (= рано) , тогда́ (= тогда) , тепе́рь (= теперь) , накану́не (= накануне)
3. Наречия места Где? (= Где?) , Куда́? (= Куда?) , Отку́да? (= Откуда?) здесь (= здесь) , там (= там) , вблизи́ (= вблизи) , вдали́ (= вдали) , сюда́ (= сюда) , туда́ (= туда) , отту́да (= оттуда) , везде́ (= везде) , напра́во (= направо) , нале́во (= налево) , и́здали (= издали) , вниз (= вниз) , вверх (= вверх) , нигде́ (= нигде) , никуда́ (= никуда)
4. Наречия причины Почему́? (= Почему?) , Отчего́? (= Отчего?) , По како́й причи́не? (= По какой причине?) oттого́ (= oттого) , потому́ (= потому) , сгоряча́ (= сгоряча) , понево́ле (= поневоле) , со́слепу (= сослепу) , спросо́нья (= спросонья)
5. Наречия цели Заче́м? (= Зачем?) , С како́й це́лью? (= С какой целью?) , Для чего́? (= Для чего?) назло́ (= назло) , наро́чно (= нарочно) , не́зачем (= незачем) , специа́льно (= специально) , напереко́р (= наперекор) , в шу́тку (= в шутку) , умы́шленно (= умышленно) , неумы́шленно (= неумышленно) , неча́янно (= нечаянно)
6. Наречия меры и степени Ско́лько? (= Сколько?) , Во ско́лько (= Во сколько?) , Наско́лько? (= Насколько?) , С како́й сте́пени? (= С какой степени?) , В како́й ме́ре? (= В какой мере?) о́чень (= очень) , мно́го (= много) , весьма́ (= весьма) , совсе́м (= совсем) , попола́м (= пополам) , два́жды (= дважды) , три́жды (= трижды) , вдвоём (= вдвоём) , втроём (= втроём) , сли́шком (= слишком) , вполне́ (= вполне) , дово́льно (= довольно) , соверше́нно (= совершенно)

Наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют сравнительную и превосходную степени сравнения.

Образование сравнительной степени

Простая форма

Начальная форма наречия Средство образования Пример
Прилагательные типа Суффикс
о́стро (= остро) -ее- остре́е (= острее)
бы́стро (= быстро) -ей- быстре́й (= быстрей)
интере́сно (= интересно) -ей- интере́сней (= интересней)
су́хо (= сухо) -ше- су́ше (= суше)
далеко́ (= далеко) -ше- да́льше (= дальше)
бли́зко (= близко) -же- бли́же (= ближе)

Некоторые наречия, как и прилагательные, имеют супплетивную (то есть образованную от другой основы) форму сравнительной степени:

  • хорошо́ (= хорошо) – лу́чше (= лучше)
  • пло́хо (= плохо) – ху́же (= хуже)

Образование превосходной степени

Превосходная степень наречий имеет как правило составную форму, которая представляет собой сочетание двух слов: сравнительной степени наречия и местоимения всех (= всех) или всего́ (= всего) :

Составная форма

Простая форма сравнительной степени + местоимение всех (= всех) (для одуш. предметов) или всего́ (= всего) (для неодуш. предметов)

остре́е (= острее) остре́е всex (= острее всex)
быстре́й (= быстрей) быстре́й всего́ (= быстрей всего)
интере́сней (= интересней) интере́сней всего́ (= интересней всего)
су́ше (= суше) су́ше всего́ (= суше всего)
да́льше (= дальше) да́льше всex (= дальше всex)

Особую группу составляют предикативные наречия, которые обозначают состояние и выполняют функцию сказуемого (предиката) в безличном предложении. Это может быть:

  • состояние живых существ ( ве́село (= весело) , гру́стно (= грустно) , смешно́ (= смешно) , оби́дно (= обидно) , сты́дно (= стыдно) ):
    • Без вас мне ску́чно, – я зева́ю; при вас мне гру́стно, – я терплю́… (Пушкин) (= Без вас мне скучно, – я зеваю; при вас мне грустно, – я терплю… (Пушкин))
  • состояние окружающей среды, обстановки ( хо́лодно (= холодно) , ве́трено (= ветрено) , жа́рко (= жарко) , чи́сто (= чисто) , ую́тно (= уютно) , просто́рно (= просторно) ):
    • На дворе́ ещё хо́лодно, но со́лнце све́тит уже́ по-весе́ннему. (Горький) (= На дворе ещё холодно, но солнце светит уже по-весеннему. (Горький)

Некоторые наречия (их называют собственно-предикативные) могут выступать только в роли сказуемого. Это наречия мо́жно (= можно) , ну́жно (= нужно) , необходи́мо (= необходимо) , нельзя́ (= нельзя) , жаль (= жаль) , пора́ (= пора) , не́когда (= некогда) , бо́язно (= боязно) , со́вестно (= совестно) , сты́дно (= стыдно) и др.:

  • В э́то невозмо́жно пове́рить. (= В это невозможно поверить.)

Невозмо́жно пове́рить – составное глагольное сказуемое. Невозмо́жно – предикативное наречие.

Наречия делятся на знаменательные и местоимённые. Знаменательные наречия называют признак, а местоименные – только указывают на него.

Местоименные наречия, в свою очередь, делятся на несколько групп. Эти группы похожи на разряды местоимений.

Наречие На что указывают Примеры
Указательные Указывают на определённое место, время, причину и т. д.Указательные местоимения часто используются для связи предложений в тексте. здесь (= здесь) , тут (= тут) , там (= там) , туда́ (= туда) , отту́да (= оттуда) , тогда́ (= тогда) , зате́м (= затем) , поэ́тому (= поэтому) , так (= так)
Вопросительные Употребляются в вопросительных предложениях. где? (= где?) , когда́? (= когда?) , куда́? (= куда?) , отку́да? (= откуда?) , почему́? (= почему?) , заче́м? (= зачем?) , как? (= как?)
Относительные По форме совпадают с вопросительными местоимёнными наречиями, выступают в роли союзных слов и служат для связи частей в составе сложноподчинённого предложения. где (= где) , когда́ (= когда) , куда́ (= куда) , отку́да (= откуда) , почему́ (= почему) , заче́м (= зачем) , как (= как)
Неопределенные Указывают на неизвестные или неточно известные место, время, причину и т. д. Они образуются от вопросительных местоимённых наречий с помощью суффиксов -то, -либо, -нибудь и приставок кое- и реже не-. где́-то (= где-то) , когда́-то (= когда-то) , ка́к-то (= как-то) , где́-нибудь (= где-нибудь) , где́-либо (= где-либо) , кое-где́ (= кое-где) , кое-ка́к (= кое-как) , не́когда (= некогда)
Отрицательные Образуются от вопросительных местоимённых наречий с помощью приставок ни- и не-.
Не- всегда стоит под ударением, а слог ни- всегда безударный.
никогда́ (= никогда) , нигде́ (= нигде) , никуда́ (= никуда) , не́где (= негде) , не́зачем (= незачем)

Наверх

Источник: https://russky.info/ru/grammar/adverbs

Местоименные наречия в русском языке

Местоименные наречия – группа наречий, которые не называют признак (как знаменательные наречия), а только указывают на него. Они совмещают в себе признаки наречий и местоимений, в предложении употребляются в качестве обстоятельства или для выражения вопроса. Местоименные наречия, как и знаменательные, отвечают на вопросы Как?

Где? Куда? Когда? Почему? Зачем?, а также имеют разряды по значению (времени, места, причины, цели, образа действия).

  • Примеры местоименных наречий:
  • кое-где зеленела трава, уйти отсюда, везде побывать, отчего похолодало, незачем торопиться.
  • Основные группы местоименных наречий, которые выделяют в русском языке, представлены в таблице.
Группы наречий Примеры
Указательные местоименные наречия указывают на признак, не называя его там, так, здесь, туда, оттуда, тогда, этак

Вопросительные местоименные наречия
используются для выражения вопроса как, когда, где, почему, куда, откуда, зачем
Относительные местоименные наречия используются для связи придаточного предложения с главным (те же наречия, что и вопросительные, но с функцией союза) где, как, почему, когда, отчего, откуда
Неопределенные местоименные наречия указывают на неопределенность признака где-то, когда-то, куда-то, где-либо, как-нибудь, как-то
Отрицательные местоименные наречия отрицают признак нигде, никогда, негде, некуда, незачем
Определительные местоименные наречия указывают на обобщенный признак всюду, по-всякому, по-иному, много, по-другому, всегда

Кроме того, некоторые авторы учебников выделяют седьмую группу – притяжательные местоименные наречия (примеры: по-моему, по-твоему, по-вашему).

Местоименные наречия с частицами НЕ и НИ всегда пишутся слитно:

  • Если отрицательная частица находится под ударением, пишется НЕ (неоткуда взять, некогда ответить).
  • Если отрицательная частица находится в безударной позиции, пишется НИ (никак не решить, никуда не спешить).

Наиболее древние по образованию наречия, которые, подобно местоимениям, не обозначают признак действия (обстоятельство), а только указывают на него, исходя из данной ситуации, из обстановки речи.

Семантически они входят в общие разряды наречий, выражая значение времени (иногда, навсегда, никогда), места (здесь, отсюда, там, туда), образа действия (как), причины (почему, потому), цели (зачем, затем).

По соотношению с местоимениями выделяются местоименные наречия вопросительно-относительные (где, как, когда, откуда), неопределенные (где-либо, как-то, когда-нибудь, некогда), определительные (всегда, всюду), отрицательные (нигде, никак, никогда, ниоткуда), притяжательные (по-моему, по-вашему), указательные (так, этак).

Источник: http://rus-learn.com/opredeleniya-i-terminy/chasti-rechi/mestoimennye-narechiya-v-russkom-yazyke

Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку

 Распечатать запись

Местоимение — самостоятельная часть речи,  объединяющая слова, которые указывают на лица,   предметы, признаки, события,  количества, но не называют их.

Приводится список местоимений и их классификация  по значению и по грамматическим признакам.

Разряды по грамматическим признакам

Грамматические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи замещает местоимение в тексте.

В предложении местоимения обычно бывают подлежащими и дополнениями (как существительные), определениями (как прилагательные), обстоятельствами (как наречия).

  1. Местоимения-существительные(местоименные существительные):

    я, ты; мы, вы; он, она, оно, они (личные); себя (возвратное); кто, что  (вопросительно-относительные); никто, ничто (отрицательные);  некто,  нечто,  кто-то, что-то, кто-нибудь (неопределенные).

    • Указывают на лицо, предмет, событие  и выполняют в предложении функции существительных.
    • Изменяются по падежам (есть особенности).
    • Связываются с другими словами в предложении как существительные.
    • В предложении бывают подлежащим, дополнением, именной частью сказуемого.
  2. Местоимения-прилагательные (местоименные прилагательные):

    мой, твой, свой, наш, ваш,  его, её, их (притяжательные);  сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяческий, всяк  (определительные) ; тот, этот, такой, таков, сей, оный (указательные); какой, который, чей; неопределенные  никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то (вопросительно-относительные) и т.д.

    • Указывают на признак  предмета, выполняют в предложении функции прилагательных.
    • Изменяются по  родам, числам и падежам, в которых согласуются с существительным, к которому они относятся.
    • Склоняются как прилагательные.
    • В предложении обычно являются определениями,  могут быть подлежащими и дополнениями, если они заменяют существительные, редко именной частью сказуемого.
  3. Местоимения-числительные (местоименные числительные):

    столько, сколько  и  образованные от них несколько, сколько-нибудь.

    • Указывают на количество предметов.
    • Обычно изменяются по падежам.
    • В предложении связываются с существительными как количественные числительные.
  4. *** В русском языке имеются  местоимения-наречия (местоименные наречия), которые в  некоторых источниках   относятся к местоимениям, т.к. не называют признаков, обстоятельств, а указывают на них. Но, чаще их относят к наречиям,т.к.  местоименные слова употребляются «вместо имени», т.е . вместо имени существительного, имени прилагательного и им. числительного. Их также называют наречиями местоименного происхождения, т.к. они не изменяются и образовались от местоименных корней.
    • Указывают на признак действий.
    • Ведут себя как наречия: не изменяются по родам, числам, падежам.
    • В предложении связываются с глаголами.
      • везде, всегда — определительные;
      • так, туда, там, тут, тогда, сюда, отсюда, здесь, везде — указательные;
      • где, куда, когда,  зачем, почему , как  — вопросительно-относительные;
      • где-то, когда-то, некогда  — неопределенные,
      • нигде, никогда, никуда — отрицательные.

Разряды по значению

  1. Личные  (местоимения-существительные):
    • 1-е лицо: я, мы — указывают на говорящего участника диалога. Отвечают на вопрос кто?;
    • 2-е лицо: ты, вы — указывают на собеседника. Отвечают на вопрос кто?;
    • 3-е лицо: он, она, оно, они — указывают на того, о ком говорят, или на то, о чем говорят. Отвечают на вопрос кто?, что? в зависимости от значения.
      • Имеют признак лица: 1-е, 2-е и 3-е.
      • Бывают ед.  (я, ты, он, она, оно)  и мн. числа (мы, вы, они).
      • Местоимение 3-го лица ед.ч. изменяется по родам.
      • Изменяются по падежам; изменяется все слово, а не только окончание.
      • В предложении обычно являются подлежащими  и дополнениями.
  2. Возвратное (местоимения-существительные): себя.
      • Показывает, что действие «возвращается» к действующему лицу. Указывает на одно или несколько лиц.
      • Не имеет рода, относится к любому лицу ( не указывается при морфологическом разборе).
      • Изменяется по падежам, но не имеет формы именительного падежа.
      • В предложении играет роль дополнения.
  3. Вопросительные (употребляются в вопросе (вопросительные слова), указывают на лиц, предметы, признаки и количество):
    • кто?, что?  — мест.-существительные, изменяются по падежам;
    • какой?, чей?, который?, каков? — мест.-прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам;
    • сколько? — мест.-числительное, изменяется по падежам.
    • где?, куда?, откуда?, когда?, почему?, зачем?, как?, отчего? — мест.-наречия, не изменяются.
  4. Относительные: те же, что и вопросительные, но употребляемые для связи предложений  в качестве союзных слов в сложноподчиненных предложениях:
    • кто, что    — мест.-существительные;
    • какой, чей, который, каков — мест.-прилагательные;
    • сколько — мест.-числительное;
    • где, куда, откуда, когда, почему, зачем, как, отчего — мест.-наречия, не изменяются.
      • Что, как, когда могут быть не только союзными словами, но и союзами.
        Союз можно опустить, союзное слово — нет; союз можно заменить другим союзом, союзное слово — только тем словом из главного предложения, которое оно заменяет в придаточном:  В кустах, где (союзное слово, обстоятельство, заменяет слово в кустах) собрались воробьи было шумно.
      • Надо различать вопросительно-относительное местоимение и предлог+местоимение.
  5. Притяжательные:

      мой, твой, наш, ваш, свой;  его, ее, их.

      • Указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету.
      • Соотносятся с прилагательными.
      • Отвечают на вопросы чей?, чья?, чьё?, чьи?.
      • Изменяются по родам, числам и падежам.
      • Его, её, их  — личные местоимения он, оно, она, они в Р.п. используются   в значении притяжательных местоимений. Не склоняются.
      • В предложении обычно являются определениями.
  6. Указательные:
    •  тот (та, то, те), этот (эта, это, эти), таков (такова, таково, таковы), такой (такая, такое, такие); сей, оный  —   м.-прилагательные, изменяются по родам, числам,  падежам;
    • столько — м.-числительное,  изменяется по падежам;
    • там, туда, тут, сюда, тогда, потому, поэтому, оттуда, отсюда, здесь — м.-наречия, не  изменяются.

    Указывают на признак  или количество предметов.

  7. Определительныеуказывают на признак предмета:
    • весь, всякий, каждый, любой, иной, другой, сам, самый — м.-прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам, в предложении — определение;
    • всюду, всегда, везде  — м.-наречие, не изменяются, в предложении — обстоятельства.
  8. Неопределенные:
    • некто, нечто — м.-существительные, некто имеет форму только Им.падежа, нечто- Им. и В.падежей;
    •  кое-кто, кое-что,  кто-то, что-то, кто-либо, что-либо, кто-нибудь, что-нибудь — м.-существительные, изменяются по падежам;
    • некий, некоторый; кое-какой; какой-то, чей-то; какой-либо, чей-либо, какой-нибудь, чей-нибудь — м.-прилаг. ,  изменяются по родам, числам, падежам;
    • несколько; сколько-нибудь, сколько-то — м.-числительные, изменяются по падежам.
    • где-то, где-либо, куда-то, куда-либо, когда-то, когда-либо, как-то, как-либо, зачем-то, зачем-либо, почему-то, почему-либо, кое-где, кое-куда, кое-как  и др. — м.-наречия, не изменяются.
      • В разряд входят все местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью частицы не, которая превращается в приставку (приставка не- всегда ударная!) , приставки кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.
      • Изменяются так же, как вопросительные местоимения (кроме  некто, нечто)
      • М.-существительные  в предложении являются подлежащим или дополнением.
      • М.-прилагательные  в предложении обычно бывают определениями.
      • М.-наречия  в предложении обычно бывают обстоятельствами.
      • Частицы кое-, -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.  Если между частицей кое- и местоимением стоит предлог, то все словосочетание пишется раздельно: у+ кое-кого -> кое у кого, с+ кое-чем-> кое  с чем.
  9. Отрицательные:
    • никто, ничто, некого, нечего ( некем, не о чем, ни о чем) — м.-существительные; никто, ничто изменяются по падежам; некого, нечего  не имеют формы Им.п.
    • никакой, ничей. — м.-прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам.
    • нигдЕ, нЕгде, никудА, нЕкуда, никогдА, нисколько  — м.-наречия, не изменяются.
      • Выражают отсутствие лиц, предметов, признаков, количества.
      • Образуются от вопросительных местоимений прибавлением частиц не и ни, которые превращаются в приставки.
      • М.-существительные  в предложении являются подлежащим (никто, ничто) или дополнением.
      • М.-прилагательные  в предложении обычно бывают определениями.
      • М.-наречия в предложении  являются обстоятельствами.
      • Под ударением — не, без ударения — ни.
      • Не и ни  (как приставки) пишутся с местоимениями слитно, но при наличии предлога не и ни  (как отрицательные частицы) пишутся раздельно: с+нечем -> не с  чем,  у+ некого-> не  у кого.
    Список использованной литературы.

  • Арбатова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. — СПб.: Изд.Дом «Литера», 2012, ISBN 978-5-94455-713-1
  • Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x.
  • Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. — М.: — ООО «Издательство Астрель», 2004.-462 с.
  • Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. – М.: Просвещение,2009.- 192с -ISBN 978-5-09-017011-6.
  • Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011 — ISBN 978-5-94776-742-1.

© 2011 — 2019 Учим русский язык Карта сайта

Источник: http://tutrus.com/morpholog/razryadyi-mestoimeniy

Ссылка на основную публикацию