Когда я могу употреблять краткую форму «каков» в вопросах, а когда нет?

  • Сегодня мы ответим на такие вопросы:
  • ·                   Что такое краткие прилагательные?
  • ·                   Чем отличаются краткие прилагательные от полных?
  • ·                   Какие признаки есть у кратких прилагательных?

Мы помним, что имя прилагательное – это такая часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

  1. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.
  2. В предложении прилагательные бывают определениями или сказуемыми.
  3. А теперь давайте послушаем одну школьную историю.
  4. Как–то раз Маша решила прочитать стихотворение Агнии Барто. И добралась до таких строк:
  5. Мальчик ростом невысок,
  6. Пьёт с утра томатный сок…

– Неправильно! – закричал тут Паша. – Нужно вот как:

  • Мальчик ростом невысокий,
  • Пьёт с утра, конечно, соки!
  • Когда я могу употреблять краткую форму

А почему это учитель так удивился? Ведь мой вариант правильнее звучит. Или что это за слово такое – невысок?

– Это слово – краткое прилагательное, – пояснил учитель.

В жизни мы часто встречаемся с сокращениями и привыкли к ним.

Когда я могу употреблять краткую форму

Мы привыкли к тому, что обычно сокращается какая-то второстепенная информация.

Но что, если нам вдруг захочется сократить прилагательное?

Когда я могу употреблять краткую форму

Например, слово высокий. Что проще всего отбросить от этого слова?

Мы можем отрезать у слова окончание.

Получилось «высок». Основной смысл слова не изменился. Но теперь это краткая форма прилагательного высокий.

  1. Слово «высок» будет отвечать на вопрос каков?
  2.  Значит, имена прилагательные могут быть полными и краткими.
  3. Или же мы можем выразиться так: у прилагательных есть краткая форма.
  4. Полные прилагательные отвечают на вопрос какой?
  5. Для кратких прилагательных основной вопрос – каков?

Например. Полное прилагательное невысокий, а краткое – невысок.

Красивая – полное прилагательное. Красива – его краткая форма.

Огромное – полное прилагательное. Огромно – краткое прилагательное.

– Поняла! – закричала Маша. – Достаточно отбрасывать окончания.

Значит, умный – умн. Сильный – сильн. Сладкий – сладк. Резкий – резк. А нужный – нужн. Ой, судя по лицу учителя, я что–то сделала неправильно.

– Ну и ну, – заметил Паша. – Здесь язык сломать можно! Давай подумаем.

Вот слово умный. Ты правильно убрала у него окончание. Получается умн. Но это слово неудобно произносить. Почему бы нам не добавить ещё одну гласную?

Вставим в суффикс слова гласную ё.

Умён. Слово стало мелодичным, красивым.

  • А теперь попробуем с остальными словами.
  • Сильный – силён,
  • Сладкий – сладок.
  • Резкий – резок.
  • Нужный – нужен.

– Так и есть, – подтвердил учитель. – В этих суффиксах проявляются беглые гласные – помните, мы о них говорили?

Конечно же, полные и краткие прилагательные отличаются окончаниями.

Что мы делаем, если хотим сократить прилагательное? Мы как будто откусываем окончание. Или часть окончания.

Когда я могу употреблять краткую форму

Проверим это.

Краткие прилагательные изменяются по числам. То есть, они могут быть единственного и множественного числа. Как и полные прилагательные.

Молодой – это полное прилагательное в единственном числе. Краткая форма – молод.

Поставим слово во множественное число. Какие? Молодые. И каковы? – молоды. И полные, и краткие прилагательные изменяются по числам.

Краткие прилагательные могут изменяться и по родам.

Они бывают мужского, женского и среднего рода. В этом они тоже похожи на полные прилагательные.

Белый – мужской род, полное прилагательное. Краткая форма – бел.

Белая – женский род. Бела.

Белое – средний род. Бело.

И полные, и краткие прилагательные изменяются по родам.

А вот по падежам краткие прилагательные изменяться не могут.

Когда я могу употреблять краткую форму

Краткие прилагательные не склоняются. Они изменяются только по родам и числам. Получается, что вместе с окончанием мы «откусили» от прилагательного ещё и падеж! И в современном русском языке мы не найдём краткое прилагательное, которое умеет склоняться.

А вот раньше краткие прилагательные склонялись, да ещё как!

Следы склонения кратких прилагательных можно ещё и сейчас встретить в некоторых устойчивых выражениях.

Например, на босу ногу. Среди бела дня. По белу свету. Добра молодца. И так далее.

В предложении краткое прилагательное является сказуемым.

Этот рассказ интересен.

Рассказ – подлежащее. Что говорится о рассказе? Что он каков? – интересен. Интересен – сказуемое.

Но ведь мы помним, что полное прилагательное в предложении может быть и определением!

Мы прочитали интересный рассказ. В этом предложении прилагательное рассказ является определением.

То есть, у полного прилагательного были две основные функции – сказуемое и определение. Но когда мы делаем прилагательное кратким – функцию определения мы тоже сокращаем. Остаётся только сказуемое.

И это понятно. У краткого прилагательного меньше признаков и меньше функций.

А почему краткое прилагательное обычно бывает сказуемым?

Сравним поведение в предложениях полного прилагательного и краткого.

Эти ученики талантливые. Что мы знаем об учениках? Что они талантливые. В этом предложении полное прилагательное является сказуемым.

  1. А если мы сделаем прилагательное кратким?
  2. Эти ученики талантливы.
  3. Прилагательное так и останется сказуемым, ничего не поменяется.

Талантливые ученики рисуют. Ученики – какие? – талантливые. Полное прилагательное является определением.

Можем ли мы из полного прилагательного сделать краткое в таком предложении?

Талантливы ученики рисуют. Звучит глупо. В такой функции краткое прилагательное нам не встречается.

  • На что ещё мы должны обратить внимание, если речь идёт о кратких прилагательных?
  • Прежде всего, краткую форму имеют не все прилагательные.
  • Железный, мамин, прошлый, оранжевый, братский…

Мы можем сделать краткими эти прилагательные? Нет, их нельзя сокращать. Они сразу же начнут звучать просто глупо!

А вот некоторые прилагательные могут быть только краткими. Это такие слова, как рад, должен, надобен, горазд. «Где же полная их форма?» – наверняка спросите вы. Осталась в глубине веков. В современном языке полная форма таких прилагательных исчезла.

Краткие прилагательные часто используются для формул вежливости. Что вы сказали бы, если бы увидели табличку: «Будьте внимательными и осторожными!»? А если бы вас попросили:

  1. – Будьте любезными, подскажите мне дорогу?
  2. А если вы чихнёте, и вам пожелают:
  3. – Будь здоровая!
  4. Или «будь здоровый».
  5. Это странно звучит, правда?

Мы привыкли к другим формулам: «Будьте внимательны и осторожны», «Будьте любезны», «Будь здорова» или «будь здоров». Повсюду здесь употребляются краткие прилагательные.

Нужно обратить внимание и на правописание кратких прилагательных. Например, после шипящих в кратких прилагательных мягкий знак не пишется.

Могуч, хорош, горяч, похож.

Во всех этих словах нет мягкого знака. В кратких прилагательных ему не рады.

  • Нужно внимательно следить и за ударениями в кратких прилагательных.
  • Посмотрите:
  • ПрАв – правА – прАвы,
  • тИх – тихА – тИхи,
  • бЫстр – быстрА – бЫстры
  • гОден – годнА – гОдны.
  • Можно заметить, что в прилагательных женского рода ударение падает на окончание.
  • Что же нам требуется запомнить?

Некоторые прилагательные могут иметь краткую форму. Прилагательное в краткой форме отвечает на вопрос каков?

  1. Краткие прилагательные изменяются по числам и родам.
  2. Краткие прилагательные не изменяются по падежам.
  3. Краткое прилагательное в предложении является сказуемым.

Источник: https://videouroki.net/video/75-prilagatelnye-polnye-i-kratkie.html

Как эффективно задавать вопросы?

Когда я могу употреблять краткую форму Задумывались ли вы, каким мощным оружием могут стать правильно заданные вопросы? Вопрос может направить мысли собеседника в нужное русло, или наоборот – увести от темы разговора. Вопросом можно сбить с толку или придать уверенности.  Искусство спрашивать и получать нужные ответы может стать тузом в рукаве у менеджера по продажам, но оно также может помочь и в обычных жизненных ситуациях. Разбираемся, как эффективно задавать вопросы.

Закрытые вопросы

Закрытые вопросы построены так, что выбор возможных ответов собеседника ограничен двумя словами: «Да» или «Нет». Они существенно сужают у него «пространство для маневра». Закрытые вопросы хороши во всех случаях, когда нам необходимо просто получить утвердительный ответ либо установить конкретные факты, чтобы скорректировать свои дальнейшие действия в процессе общения.

Примеры закрытых вопросов:

    • Вас устраивает (вам подходит, вам нравится) мое предложение?
    • Может быть, вам необходима дополнительная информация?
    • Могу я считать, что развеял ваши сомнения?

Закрытый вопрос можно задавать собеседнику, если:

    • ваш собеседник ведет себя сдержанно и сторонится активного общения;
    • вам необходимо получить от него короткий и однозначный ответ;
    • вы хотите быстро проверить его отношение к чему-либо;
    • вы уверены, что задав ряд закрытых вопросов, получите необходимую информацию;
    • вы хотите убедиться, что правильно поняли собеседника.

Закрытые вопросы также можно использовать и для стимулирования положительных ответов собеседника, апеллируя к общепризнанным ценностям.

Например: «Для вас является важным качество продукции?», «Вам нравится работать с надежным поставщиком?», «Вы хотели бы иметь надежные гарантии?».

Этот прием полезен, если собеседник негативно настроен, сомневается либо просто у него недостаточно информации для принятия решения.

Вам следует помнить, что в ряде случаев закрытые вопросы могут «напрягать» собеседника, так как накладывают на него дополнительные обязательства. А кому это понравится?

Ситуация, наверняка знакомая каждому, кто хоть раз прогуливался по торговому центру или магазину, когда уже при входе в торговый отдел улыбчивый и «обученный» продавец спрашивает: «Вам чем-нибудь помочь?» Вопрос из категории «запрещенных», ибо помощь следует предлагать исключительно больным людям, а мы все считаем себя здоровыми. И в подавляющем большинстве случае на этот вопрос задавший его услышит в ответ: «Нет».

Существует много «глупых» закрытых вопросов с прогнозируемыми вариантами ответов. Вот лишь некоторые из них:

    • Вас что-нибудь интересует? Вам помочь с выбором? Подсказать что-нибудь? Гарантированный ответ на эти и подобные им вопросы: «Нет». А еще можно услышать: «Помочь! Деньгами»; «Добрым словом»; «Сумки подержите».
    • У вас будет 5 минут, чтобы поговорить со мной? Вопрос, на который чаще всего в ответ мы услышим: «Нет»; «Не сейчас»; «Позже»; «Давай завтра»; «Извини, мне некогда»; «Не будет никогда» и т. п.
    • Ты сейчас занят? В большинстве случаев, конечно же: «Да».

Вопросы «с хвостиком» являются разновидностью закрытых вопросов. Эти вопросы гарантируют ответ «Да», так как они предполагают запрограммированный ответ собеседника в нужном вам направлении. В качестве «хвостика» могут быть словосочетания: «Не правда ли?»; «Не так ли?»; «Правда?»; «Согласны со мной?»; «Правильно?»; «Ведь так?». Примеры:

    • Все хотят жить долго и счастливо, согласны со мной?
    • Никто не хочет переплачивать, ведь так?
    • Вы же заинтересованы в том, чтобы приобрести качественный товар, не правда ли?

В заключение отмечу, что очень часто, помимо ответов «Да» и «Нет», на закрытые вопросы люди отвечают: «Может быть»; «Посмотрим»; «Надо подумать» и т. д. Психологически подобные ответы мы воспринимаем как положительные. Ведь в хорошее так хочется верить.

Читайте также:  "феномен" или "феномен" - правильное ударение на какой слог?

Будучи «молодым», я частенько попадался на эту удочку. Клиент лишь сказал, что он, «может быть», будет сотрудничать с нашей компанией. Фактически же, он ничего не пообещал, не взял на себя никаких обязательств.

Ему нужно было время на «подумать», и он с легкостью произнес: «Может быть». А ты уже начинаешь жить с ощущением, что все решено. Клиент — твой. Проходит день, неделя. Ты начинаешь потихоньку злиться на клиента за долгое отсутствие телефонного звонка.

А когда, наконец, перезваниваешь сам, то узнаешь, что на клиенте заработают деньги другие консультанты.

Альтернативные вопросы

Альтернативные вопросы предоставляют так называемый «выбор без выбора» и предполагают несколько (обычно два) возможных вариантов ответа собеседника, каждый из которых нас устраивает. Эти вопросы предполагают быстрое решение со стороны вашего собеседника. При этом союз «или» чаще всего является основным компонентом такого во-проса.

Примеры альтернативных вопросов:

    • Для вас является более интересной поездка в Таиланд или Египет?
    • Вам удобна доставка утром или вечером?
    • Мы с вами встретимся в понедельник или в четверг?

Задавая альтернативные вопросы, мы сосредотачиваем внимание собеседника на предлагаемых вариантах. Это упрощает принятие им решения и облегчает процесс выбора.

Альтернативный вопрос можно задавать собеседнику:

    • при подведении промежуточных и окончательных итогов;
    • при обсуждении планов последующего взаимодействия;
    • для мотивирования нерешительных собеседников к принятию решения;
    • для того, чтобы успокоить собеседника и дать ему выбрать «оптимальный» вариант дальнейших действий.

Следует помнить, что альтернативный вопрос уже сам по себе является манипуляцией. Поэтому в разговоре с собеседником используйте лишь один.

Череда подобных вопросов, например: «Мы встретимся в первой или второй половине недели?»; «А в четверг или в пятницу?»; «А в первой или второй половине среды?» и т. д.

Ничего, кроме нарастающего раздражения у вашего визави не вызовет и скорее всего будет ответ, что он вам сам как-нибудь перезвонит.

Когда вы задаете своему собеседнику альтернативные вопросы, у вас нет никаких гарантий, что он станет довольствоваться предоставленным выбором и не предложит в ответ «третий», не устраивающий уже вас вариант. Например:

    • Мне перезвонить вам в первой или второй половине дня? Ответ: «Ночью».
    • Мы с вами встретимся в четверг или пятницу? Ответ: «Ранним утром в воскресенье».
    • Вы будете оплачивать наличными или в кредит? Ответы: «Лучше за ваш счет. Приму в подарок».

Наводящие вопросы

Наводящие вопросы заведомо построены таким образом, чтобы ваш собеседник при ответе на них соглашался с озвучиваемым вами утверждением. Обычно предпринимаются попытки несколько его завуалировать, чтобы собеседник не понял, что на него давят.

Наводящие вопросы отличаются особой вопросительной интонацией и обычно включают в себя следующие слова: «конечно», «безусловно», «однозначно», «тоже», «также», «ведь», «наверняка» и т. п.

Примеры наводящих вопросов:

    • Вы, конечно, согласитесь, что…?
    • Вы, наверняка, хотите, чтобы…?
    • Вы, безусловно, стремитесь к…?

Наводящий вопрос рекомендуется использовать только в случае крайней необходимости:

    • при подведении итогов разговора, когда собеседник, наверняка, даст утвердительный ответ;
    • в случае, когда мы хотим вернуть словоохотливого собеседника к обсуждаемой теме;
    • если нашим собеседником является сомневающийся и нерешительный человек.

Задавая наводящие вопросы, обязательно обращайтесь к своему собеседнику по имени. Впрочем, и в других случаях это будет полезно. Собственное имя — одно из самых ласковых слов, которые каждый из нас слышит с раннего детства.

Наводящие вопросы звучат крайне навязчиво. Они почти заставляют собеседника признать вашу правоту. Поэтому применяйте вопросы данного типа очень осторожно. Помните, что задаваемый вами вопрос должен вызывать у собеседника положительную реакцию.

Уточняющие вопросы

Уточняющие, или, как их еще называют, полуоткрытые вопросы предполагают, что собеседник будет давать краткие и лаконичные ответы. Их следует задавать только в том случае, если вы упустили или недопоняли что-либо из сказанного собеседником или у вас возникли сомнения, понимает ли он вас.

Уточняющие вопросы помогают:

    • получить конкретную информацию;
    • уточнить желания и намерения собеседника;
    • побудить его к совершению определенного действия.

Уточняющие вопросы включают в себя следующие слова и выражения: «Правильно ли я понимаю…»; «Таким образом, вы хотите сказать…»; «Вы имеете в виду…»; «Вы считаете…»; «Иными словами, вы полагаете…» и т. п.

Примеры уточняющих (полуоткрытых) вопросов:

    • «Почему?» Один из универсальных уточняющих вопросов, с успехом применяемый детьми.
    • «Правильно ли я понимаю, что вас интересует уровень сервисного обслуживания?»
    • «Иными словами, вы предпочли бы поехать в Лапландию. Я вас правильно понял?»

Общаясь, перефразируйте высказывания своего собеседника и уточняйте, правильно ли мы его понимаем. Он подтвердит либо опровергнет наши сомнения и предоставит дополнительную информацию. Тем самым мы, скорее всего, произведем впечатление человека, стремящегося досконально разобраться в обсуждаемом вопросе и акцентировать внимание на важных моментах разговора.

Открытые вопросы

Открытые вопросы — это вопросы, на которые невозможно односложно ответить «Да», «Нет» или «Может быть». Они нацелены на получение от собеседника развернутой информации и, как правило, начинаются со слов: «Что?»; «Кто?»; «Как?»; «Когда?»; «Где?»; «Сколько?»; «Какой?».

Примеры открытых вопросов:

    • Какие впечатления вы ожидаете от предстоящего отпуска?
    • Что для вас наиболее важно при выборе нового поставщика?
    • Когда вы будете готовы представить результаты работы?

Преимущества открытых вопросов:

    • побуждают собеседника отвечать;
    • стимулируют думать, анализировать, выдвигать новые суждения и идеи;
    • дают возможность открыто высказывать собственное мнение.

Недостатки открытых вопросов:

    • могут спровоцировать развернутый и подробный ответ, что не всегда приемлемо в условиях ограниченного времени;
    • могут вызвать сбивчивый и сумбурный ответ, сложный для понимания;
    • способны смутить неуверенного в себе собеседника;
    • предполагают задавание уточняющих вопросов. Перебивание собеседника может его обидеть и привести к затруднениям в дальнейшем общении.

Наивно полагать, что, услышав открытые вопросы, наш собеседник обязательно включит все свое красноречие и даст на них полные и развернутые ответы. Да как бы не так. Каков вопрос, таков может быть и ответ.

Порой, услышав вопрос, который начинается с «как», хочется тут же в ответ срифмовать «никак». «Когда» подсказывает продолжение «никогда».

«Сколько» легко превращается и «нисколько», и в «столько», и во встречный вопрос: «А сколько надо?». «Где» отыскивается «в Караганде».

«Откуда», ну, конечно же, либо в никулинское «оттуда», либо «от верблюда». А на «почему» народная мудрость мгновенно предлагает «да по кочану».

Приведу еще некоторые варианты своих «вредных» ответов на открытые вопросы, которые с успехом позволяют сбивать собеседника с толку и перехватывать инициативу в разговоре:

    • «Что вас интересует?» Ответы: «Только вы»; «Ничего».
    • «Как вас представить?» Ответы: «Мужчина средних лет»; «В душе»; «Рядом с собой»; «На себе»; «С цветами»; «Как вам нравится, так меня и представьте» и т. д.
    • «Почему ты мне это говоришь?» Ответ: «По телефону».

Помните, что открытые вопросы дают собеседнику возможность уйти от конкретного ответа, предоставить только выгодную для него информацию, ввести вас в заблуждение и даже увести разговор в сторону от обсуждаемой темы.

Источник: https://donskih.ru/2017/07/kak-zadavat-voprosy/

Полные и краткие имена прилагательные — урок. Русский язык, 5 класс

Большинство качественных прилагательных имеет краткую и полную форму.

Полные формы прилагательных в именительном падеже имеют окончания:- прилагательные мужского рода — –ий/–ый/–ой.

Например: рыжий, быстрый, смешной.- Прилагательные женского рода — –ая/–яя.

Например: добрая, синяя.- Прилагательные среднего рода — –ое/–ее. 

Например: высокое, синее.- Прилагательные во множественном числе — –ые/–ие.

Например: милые, лихие. 

Полные прилагательные отвечают на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

Чтобы образовать краткую форму прилагательного, к основе слова (слово с отсечённым окончанием) нужно прибавить новые окончания:

— для прилагательных мужского рода — нулевое окончание.

Например: рыж, быстр, смешон.- Для прилагательных женского рода — –а/–я.

Например: добра, синя.- Для прилагательных среднего рода — –о/–и.

Например: высоко, сине.- Для прилагательных во множественном числе —  –ы/–и.

Например: светлы, мягки. У некоторых прилагательных при образовании краткой формы в корне появляется беглая гласная –о/–е.

Например: смешной — смешон, хороший — хорош, заметный — заметен.

Краткие прилагательные отвечают на вопросы: «Каков?», «Какова?», «Каково?», «Каковы?»

Напомним, что относительные прилагательные не имеют краткой формы. В основном качественные прилагательные имеют краткую форму, однако и среди них есть исключения. В краткой форме НЕ употребляются качественные прилагательные, которые обозначают:

— прилагательные с суффиксом: –ов–/–ев–.

Например: ключевой, гробовой, деловой, полевой.- Прилагательные с суффиксом –ск–/–еск–.

Например: божеский, адский.- Прилагательные, выражающие подчёркнуто субъективное суждение (часто используемые в разговорной речи).

Например: крохотный, обалденный, здоровенный.- Прилагательные, образованные от глаголов с суффиксом –л–.

Например: обнищалый, опустелый, прошлый.- Прилагательные, обозначающие масти животных.

Например: вороной, гнедой.- Прилагательные, обозначающие производные цвета.

Например: салатовый (от слова «салат»),  бирюзовый (от слова «бирюза»).

Существуют также прилагательные, которые употребляются только в краткой форме.

Например: рад (не путай с кратким прилагательным «радостен»!), горазд.

Краткие прилагательные (в отличие от полных прилагательных) не изменяются по падежам, но имеют формы рода и числа.

Например: «Она красива» / «Он красив» / «Они красивы».

В предложении краткие прилагательные чаще всего выступают в качестве именной части составного сказуемого.

Например: «Она (подлежащее) была искренна (составное сказуемое)».

Обычно одно и то же прилагательное в полной и в краткой форме имеет несколько разный смысл. Прилагательные в полной форме выражают вневременный признак предмета.

  • Например: весёлая девушка (девушка весёлая обычно).
  • Прилагательные в краткой форме выражают признак предмета в данный конкретный момент.
  • Например: девушка весела (девушка весела сейчас).

Обрати внимание!

Важно запомнить, что в кратких прилагательных, которые оканчиваются на шипящий согласный, не нужно писать мягкий знак в конце слова. Например: хорош, похож, горяч, могуч.

Источник: https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/imia-prilagatelnoe-15580/polnye-i-kratkie-prilagatelnye-12418/re-81bf4f28-0c6a-43ba-82fa-b9da8363fc18

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку на тему

Грамматические нормы: теория, практика

Имя   прилагательное:

КАКОЙ?   КАКОВ?    ЧЕЙ?  (признак предмета)

Постоянные признаки:

качественные
  • — образуют степень сравнения
  • — образуют краткую форму
  • — сочетается с «очень»
  • — имеет синоним
тяжелый – тяжелее, более тяжелый, очень тяжелый, тяжел, трудный
относительные нет признаков качественных прилагательных, но имеет синонимичные формы апрельский день – день апреля, деревянный дом – дом из дерева
притяжательные
  1. чей? суффиксы – ов, — ев
  2.                             — ын, — ин
  3.                             — ий,  — й
  • прометеев, отцов
  • папин, сестрицын
  • волчий
  1. Помни!
  2. Возможен переход:
  3. качественного  — относительное (легкая сумка – легкая промышленность)
  4. относительного – в качественное (золотое кольцо – золотой характер)
  5. притяжательного – в качественное (медвежья берлога – медвежья услуга)
  6. притяжательного – в относительное (заячий хвост – заячья шапка)
  7. Непостоянные признаки:
  8. Только у качественных:
  9. 1.
Читайте также:  "бесперспективный" или "безперспективный", как правильно пишется?
полная форма какой? (умный) — определение
краткая форма каков? (умен) – сказуемое – не изменяется по падежам (исключение — фразеологический  оборот: по чисту полю; за добра молодца)

2.

степень сравнения
  • сравнительная
  • (не изменяется:
  • нет окончания,
  • как у деепричастия, нареч.)
  1. 1. суффиксы  -ее, -ей,
  2.                         -е,
  3.                         -ше
  4.                       (+приставка по-)
  5. 2. более (менее) + начальная форма
  • милее, милей
  • легче
  • дальше
  • посветлее
  • более красивый
  • (Нельзя: более красивее)
превосходная 1. суффиксы -ейш, -айш, -ш, (+приставка наи-)2. наиболее (наименее), самый + начальная форма3. сравнит. степ. +всего (всех)
  1. мудрейший
  2. наимудрейший
  3. самый мудрый
  4. мудрее всех
  5. (Нельзя: самый мудрейший)

3. У всех прилагательных:

род (в ед.ч.) определять по главному слову – существительному(по скалистому берегу – м.р., ед.ч., Д.п.)
число
падеж

Урок — лекция 2.   Употребление   имен    прилагательных   в   речи.

  • А) Варианты полной и краткой форм прилагательных
  • Синонимы краткой и полной форм прилагательных возникают в тех случаях, когда эти формы употребляются в одной и той же синтаксической функции, например, в функции сказуемого:
  • • Полная форма обозначает постоянный признак, краткая – временный: девочка   красивая (вообще), девочка   красива   (в  данный момент).

• Полные и краткие формы могут составлять семантические варианты, т.е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой – мальчик глух (к просьбам).

• Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна. Выводы в  статье  оригинальны и доказательны.

• Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная. Выводы оригинальные и доказательные.

• Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: Мысли ясны. Девочка умна и добра.

• При образовании кратких форм с безударным -енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания: Искусственный – искусствен, искусственен. Воинственный – воинствен, воинственен и т. п.

В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительной является усеченная форма (на -ен).

  1. Б) Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга – книга мамы; каменная стена– стена из камня.
  2. Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика – стариковская походка (переносное значение), роспись стены – стенная роспись (терминологического значение)
  3. В) Варианты форм степеней сравнения

• Сложная форма сравнительной степени, в которой грамматический и семантический компоненты значения выражены разными словами, употребляется в основном в научном и в официально-деловом стилях: Этот минерал  более устойчив. Решение задачи более  оригинальное.

  • • Простая форма, в которой грамматический и семантический компоненты выражены в одном слове, более свойственна разговорной речи: Сын умнее, серьезнее и добросовестнее дочери.
  • • Простая  форма превосходной степени носит книжный характер: величайшие преобразования, строжайшие меры предосторожности; а сложная (аналитическая) свойственна всем стилям речи: самые великие люди, самые  строгие меры.
  • • Особая аналитическая форма превосходной степени, выраженная сочетанием со словом наиболее употребляется в научном стиле речи: наиболее сильное проявление признака, наиболее верно.
  • • Форма сравнительной степени на -ее (смелее, дружнее) употребляется в официальной и научной речи: Учеба сплотила нас, мы стали дружнее, стали серьёзнее.

• Форма на -ей (смелей, дружней) – в разговорной и стихотворной речи. Форма на -ей звучит энергично и кратко, употребляется в командах: действуйте оперативней, смелей; бегите быстрей.

• Не следует соединять в одной конструкции простую и сложную (синтетическую и аналитическую) степени сравнения прилагательных:

  1. *неправильно:
  2. *более лучшие
  3. *более худшие
  4. *самый интереснейший спектакль        I
  • Следует:
  • более хорошие или лучшие
  • более плохие или худшие
  • самый интересный или
  • наиболее интересный
  1. ПРАКТИКА
  2. Употребление имен прилагательных
  3. Употребление кратких форм
Только краткая форма прилагательного, употребляясь в роли сказуемого, может иметь зависимые слова. Употребление полной формы прилагательного в функции сказуемого при наличии зависимого слова ведет к ошибке: Мой ребенок больной ангиной. Следует употреблять: Мой ребенок болен ангиной.

Тест 1. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных.

1. Мы готовы к отъезду.

2. Мой ребенок склонный к простуде.

3. Наш край богатый талантами.

4. Мальчик способен к математике.

5. Она была слаба здоровьем.                                         Ответы: 23

Употребление степеней сравнения прилагательных и наречий

  • Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней сравнения приводит к ошибке: более худшее, менее дороже, самый наибольший.
  • Следует употреблять: более плохой или хуже; менее дорого или дешевле, самый большой или наибольший.
  • Запомните формы сравнительной степени:
  • звонче, слаще, хлестче.

Формы сравнительной степени можно употреблять в высказываниях, из содержания которых ясно, что с чем сравнивается. Ср. Гоголь создал более реалистические образы (по сравнению с кем?) и Гоголь создал более реалистические образы, чем Фонвизин.

Тест 2. Отметьте нарушения норм употребления форм степеней сравнения прилагательных и наречий.

  1. Нина бойчее Зои.
  2. На этом вопросе стоит остановиться несколько подробнее.
  3. Желаю всего самого хорошего.
  4. Фраза на этот раз звучит звонче.
  5. Указанный признак здесь более сильнее.                 Ответы: 5

Тест 3.  Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных и наречий.

  1. Этот дом более высок.
  2. Поступок имел самые тяжелейшие последствия.
  3. Отец  у Коли более строже.
  4. На темном фоне этот рисунок выглядит менее красивым.
  5. Чаще, чем прежде, встречаются здесь архаизмы.          Ответы: 1234

Обобщающие тесты

Тест 4. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных.

  1. Что может быть яснее и проще этого дела?
  2. Разработка морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее.
  3. Этот учитель более строгий.
  4. Комната низкая для такой мебели.
  5. Молодой фермер ожидает в этом году богатейший урожай гречихи.
  6. Этот удар оказался ловчее предыдущего: мяч достиг цели.
  7. У мамы характер мягче, чем у бабушки.                          Ответы: 234

Тест 5. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных.

  1. Показатели у первой группы более выше, чем у второй.
  2. Наиболее распространенной классификацией является классификация, разработанная чешскими учеными.
  3. Дипломная работа должна быть переплетенная.
  4. Поведение его было далеко не безупречно.
  5. По счастливой случайности потерпевшая тогда осталась жива.
  6. Любой объект частной собственности неприкосновенен.
  7. Не слишком ли велики материальные потери?
  8. Такие объяснения в корне ошибочны.                                      Ответы: 13

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/06/19/grammaticheskie-normy-teoriya-praktika-imya-prilagatelnoe

Полная и краткая форма прилагательных. Видеоурок. Русский язык 6 Класс

Самым красивым городом в стране Частей Речи считался город Прилагателенск. Жили-были в нем имена прилагательные. Были они очень недовольны своей фигурой: считали себя слишком полными и всячески хотели избавиться от лишнего веса. Какие только диеты не перепробовали, чтобы только похудеть и обрести фигуру своей мечты!

Наконец главный диетолог СШЛ (Соединенных Штатов Лексики) посоветовал им сесть на суперэффективную синтаксическую диету.

Процесс похудания полных имен прилагательных взял под свой личный контроль известный инструктор по фитнесу – атлет Имя существительное. Под его руководством изголодавшиеся имена прилагательные усиленно занимались на тренажерах, практически не слезали с беговой дорожки. «Спорт, спорт и еще раз спорт и никакого ужина», – повторяли они каждый день.

После изнурительной синтаксической диеты и многочасовых тренировок полные имена прилагательные худели на глазах. Их окончания становились на несколько букв короче. Например, прилагательное «хороший», потеряв несколько букв в окончании, превращалось в «хорош».

У суперэффективной синтаксической диеты был один побочный эффект. Когда имена прилагательные были полными, они отвечали на вопросы: какой? какая? какое? какие? Похудев, они стали откликаться только на вопросы: каков? какова? каково? каковы? Краткие прилагательные в предложении могли быть только сказуемыми. Эти слова не склонялись, но изменялись по числам, а в единственном числе – по родам.

Однако не все полные прилагательные смогли выдержать изнурительную диету и колоссальные физические нагрузки: некоторым не хватило силы воли, для того чтобы похудеть. Поэтому не все полные имена прилагательные в наши дни имеют краткую форму.

Понятие о краткой форме имени прилагательного

Переведём лингвистическую сказку на язык науки.

Эта сказочная история говорит о том, что только качественные имена прилагательные имеют краткую форму. Только им хватило силы воли, чтобы сесть на синтаксическую диету и похудеть.

  • Сравним полные и краткие имена прилагательные:
  • Сильный юноша – юноша силён
  • Полная корзина – корзина полна
  • Красивое платье – платье красиво
  • Низкие облака – облака низки

Отличие краткой формы от полной

Полные и краткие имена прилагательные отвечают на разные вопросы. К полным мы задаем вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, а к кратким – КАКОВ? КАКОВА? КАКОВО? КАКОВЫ?

(какой?) Сильный юноша – юноша (каков?) силён

(какая?) Полная корзина – корзина (какова?) полна

(какое?) Красивое платье – платье (каково?) красиво

(какие?) Низкие облака – облака (каковы?) низки

Полные и краткие имена прилагательные имеют разные окончания. Похудевшие полные имена прилагательные, становясь краткими, теряют в весе, приобретая в мужском роде нулевое окончание, в женском и среднем роде – однобуквенные окончания А, О, во множественном числе – окончание Ы.

  1. юноша силён
  2. корзина полна
  3. платье красиво
  4. облака низки

Полные имена прилагательные склоняются, то есть изменяются по числам и падежам, а в единственном числе – по родам. Краткие прилагательные изменяются только по числам, а в единственном числе – по родам. Изменяться по падежам они не могут. Однако когда-то в древности могли. Об этом свидетельствуют фразеологизмы на босу ногу, от мала до велика, средь бела дня, по белу свету.

Некоторые имена прилагательные употребляются только в краткой форме и полными быть не могут. Это прилагательные РАД, ГОРАЗД, ДОЛЖЕН, НАДОБЕН.

Синтаксическая роль полных и кратких прилагательных

Полные имена прилагательные могут быть определениями и иногда сказуемыми.

Я прочитал интересную книгу. У кенгуру задние ноги крепкие и сильные.

Краткие имена прилагательные в предложении служат только сказуемыми.

 Зайцы трусливы и пугливы.

Ударение в кратких прилагательных

  • Следует запомнить правильную постановку ударения в следующих кратких именах прилагательных.
  • Прав – мама правА – жюри прАво – родители прАвы
  • Добр – добрА –  дОбро – добрЫ
  • Глуп – глупА – глУпо – глУпы
  • Зелен – зеленА – зЕлено – зЕлены
  • Пуст – пустА– пУсто – пустЫ
  • Резок – резкА – рЕзко – РЕзки

Правописание кратких прилагательных

  1. На конце кратких имен прилагательных мужского рода после шипящих мягкий знак никогда не пишется: подарок хорош, напиток шипуч, щенок слишком тощ.
  2. О том, почему в кратких именах прилагательных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется, расскажет следующая лингвистическая сказка.

  3. Однажды краткое имя прилагательное мужского рода ХОРОШ пошло на базар, чтобы купить шапочку в виде мягкого знака для своей шипящей согласной, замыкающей основу слова.

Купив головной убор, краткое прилагательное ХОРОШ отправилось домой.

Оно бежало так быстро, чтобы не пропустить любимый сериал, что, пробегая мимо домика имен существительных третьего склонения, случайно обронило шапочку – мягкий знак.

На следующий день из домика существительных третьего склонения вышел привратник. Он увидел шапочку, подобрал ее и решил взять себе. Через неделю прилагательное ХОРОШ вспомнило о своей шапочке и, не найдя ее, решило пойти на базар купить новую.

Но, увы! Завод по производству шапочек в виде мягкого знака закрылся и перестал выпускать свою продукцию. Как краткое прилагательное ни старалось, оно нигде не могло купить себе такую шапочку.

 И до сих пор у кратких прилагательных мужского рода, оканчивающихся на шипящую, на конце мягкий знак не пишется. Вот такая сказочная история.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. О кратких прилагательных (Источник).
  2. Отличие полных и кратких прилагательных (Источник).
  • Домашнее задание
  • Задание №1
  • (Источник)

Выберите те прилагательные, которые имеют полные и краткие формы. Образуйте от этих прилагательных краткие формы.

  1. Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.
  2. Задание №2
  3. (Источник)

Прочитайтеначало стихотворения Д. Хармса. Выпишите из стихотворения краткие прилагательные.

●От выделенных полных прилагательных образуйте краткие формы единственного числа именительного падежа мужского рода.

Халдеев, Налдеев и Пепермалдеев Однажды гуляли в дремучем лесу: Халдеев в цилиндре, Налдеев в перчатках, А Пепермалдеев с ключом на носу. Над ними по воздуху сокол катался

В скрипучей тележке с высокой дугой.

Халдеев смеялся, Налдеев чесался,А Пепермалдеев лягался ногой. Но вдруг неожиданно воздух надулся И вылетел в небо, горяч и горюч. Халдеев подпрыгнул, Налдеев согнулся,

А Пепермалдеев схватился за ключ.

  • Задание №3
  • (Источник)

Определите синтаксическую роль кратких прилагательных.Утро было особенно прекрасно. Особенно тих и счастлив был розовый сад, медленно выходивший из голубого тумана, таявшего от солнца. Солнца луч промеж лип был жгуч и высок. Коренаст, крепок и могуч многолетний дуб.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/6-klass/tema/polnaya-i-kratkaya-forma-prilagatelnyh

Морфологические нормы. Употребление имён прилагательных (подготовка к заданию А3)

Изучение материала данной статьи поможет подготовиться к заданию А3 экзаменационного текста. 
Статья содержит теорию и 4 теста.

1. Употребление кратких форм

Только прилагательное в краткой форме (употребляясь в роли сказуемого!) может иметь зависимые слова.

Прилагательные в полной форме (в функции сказуемого!) не должно иметь зависимых слов. В противном случае это ведёт к ошибке.

Неправильно: Мой ребёнок больной ангиной.

Правильно: Мой ребёнок болен ангиной.

Напомню, что краткие прилагательные отвечают на вопросы КАКОВ? КАКОВА? КАКОВО? КАКОВЫ? (полные — КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и др.)и имеют следующие окончания:
в м.р. — нулевое (опасен)
в ж.р. — а, -я (опасна)
в ср.р. — о, -е (опасно)
во мн.ч. — и, -ы (опасны) 
То есть окончания кратких прилагательных могут состоять максимум из одной гласной, а окончания полных прилагательных — из двух или трёх букв (опасный, опасному).

Тест 67. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных.

1. Мы готовы к отъезду.

2. Мой ребёнок склонный к простуде.

3. Наш край богатый талантами.

4. Мальчик способен к математике.

5. Она была слаба здоровьем.

2. Употребление степеней сравнения прилагательных и наречий

Прилагательные и наречия имеют 2 степени сравнения: сравнительную и превосходную, которые, в свою очередь, имеют две формы — простую и составную.

Вспомним, как образуются эти формы.

а) Простая и составная формы сравнительной степени

Простая форма сравнительной степени образуется при помощи суффиксов -ЕЕ (-ЕЙ), -Е, -ШЕ: 

  • больной, больно — больнее, больней
  • жаркий, жарко — жарче
  • ранний, рано — раньше
  • Простая форма сравнительной степени некоторых прилагательных и наречий образуется от других основ:
  • плохой, плохо — хуже (нельзя: плохее)
  • хороший, хорошо — лучше (нельзя: хорошее)
  • Составная форма сравнительной степени образуется при помощи слов БОЛЕЕ (МЕНЕЕ), которые прибавляются к начальной форме прилагательного или наречия:

приветливый, приветливо — более приветливый, более приветливо

б) Простая и составная форма превосходной степени 

Простая форма превосходной степени прилагательных и наречий образуется при помощи суффиксов -ЕЙШ- (-АЙШ-), -ЕЙШЕ (-АЙШЕ):

справедливый, справедливо — справедливейший, справедливейше

глубокий, глубоко — глубочайший, глубочайше

Внимание: простая форма превосходной степени наречий в настоящее время устарела и употребляется крайне редко. 

Составная форма превосходной степени прилагательных  образуется при помощи слов САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ (НАИМЕНЕЕ), которые присоединяются к начальной форме прилагательного:

слабый — самый слабый, наиболее слабый

Составная форма превосходной степени наречий образуется при помощи слова ВСЕХ (ВСЕГО), которое присоединяется к сравнительной степени наречия:

близко — ближе всех

Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней сравнения приводит к следующим ошибкам: 

  • более дороже (надо: дороже или более дорогой)
  • самый наибольший (надо: наибольший или самый большой)
  1. Запомните следующие формы сравнительной степени: 
  2. звонкий, звонко — звонче 
  3. сухой, сухо — суше
  4. горький, горько — горше
  5. сладкий, сладко — слаще
  6. хлёсткий, хлёстко — хлёстче
  7. малый, мало — меньше
  8. плохой, плохо — хуже
  9. хороший, хорошо — лучше
  10. Формы сравнительной степени можно употреблять в высказываниях, из содержания которых ясно, что с чем сравнивается.

Сравните: 

Гоголь создал более реалистические образы (по сравнению с кем?)
и
Гоголь создал более реалистические образы, чем Фонвизин.

Тест 68. Отметьте нарушения норм употребления форм степеней сравнения имён прилагательных и наречий.

1. Нина бойчее Зои.

2. На этом вопросе стоит остановиться несколько подробнее.

3. Желаю всего самого хорошего.

4. Фраза на этот раз звучит звонче.

5. Указанный признак здесь более сильнее.

Тест 69. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных и наречий.

1. Этот дом более высок.

2. Поступок имел самые тяжелейшие последствия.

3. Отец у Коли более строже.

4. На тёмном фоне этот рисунок выглядит менее красивым.

5. Чаще, чем прежде, встречаются здесь архаизмы.

Тест 70. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных.

1. Что может быть яснее и проще этого дела?

2. Разработка морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее.

3. Этот учитель более строгий.

4. Комната низкая для такой мебели.

5. Молодой фермер ожидает в этом году богатейший урожай гречихи.

6. Этот удар оказался ловчее предыдущего: мяч достиг цели.

7. У мамы характер мягче, чем у бабушки.

Тест 71. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных.

1. Показатели у первой группы более выше, чем у второй.

2. Наиболее распространённой классификацией является классификация, разработанная чешскими учёными.

3. Дипломная работа должна быть переплетённая.

4. Поведение его было далеко не безупречно.

5. По счастливой случайности потерпевшая тогда осталась жива.

6. Любой объект частной собственности неприкосновенен.

7. Не слишком ли велики материальные потери?

8. Такие объяснения в корне ошибочны.

Источник:  Т.Б.Карпова, Е.А.Баженова, Л.Р.Дускаева «Нормы русского языка в таблицах и тестах» Пермь 2010

Источник: http://rusyazyege.blogspot.com/2011/11/3.html

Вопросительные предложения в английском языке

Добрый день, уважаемые читатели! Вопросительные предложения относятся к базовым структурам английского языка. Без знания этой элементарной структуры нам не обойтись.

При желании узнать что-либо нас интересующее или удостовериться в вероятном факте, мы можем оказаться бессильны, не владея искусством спрашивать.

Поэтому не следует пренебрегать этой грамматической темой при изучении английского языка.

Грамматические особенности вопросительных предложений

В сущности, что отличает вопросы от обычных предложений:

  1. порядок слов отличается в вопросительном предложении
  2. употребление вспомогательного глагола
  3. наличие вопросительного слова (не во всех видах предложений)

Если мы уж затронули вопросительные слова, наведем некоторые ориентиры на этот немаловажный подпункт. Предлагаю таблицу вопросительных слов:

Таблица вопросительных слов

Типология английских вопросов

В английском языке есть несколько типов вопросов, зависящих от того, какую информацию мы желаем узнать или имеем мы понятие, каков будет ответ (например, мы даем альтернативу ответа в самом вопросе)

Виды вопросов в английской грамматикеВопрос к подлежащему

Его задаем при помощи вопросов: Who?(Кто?) и What? (Что?). Если речь о живом (одушевленном) субъекте, применяем Who, все остальное — предметы, события и явления, требуют использования слова What.

На заметку: Неодушевлёнными в английском языке считаются и животные, однако, это не является строгим правилом, так как многие люди своих любимцев таковыми не считают и не говорят о них, как о предметах.

Так вот, вопросы к подлежащему, в них мы выражаем интерес к тому, кто выполняет действие.

  • — Who read this book? — Кто читал эту книгу?
  • — My sister read this book. — Моя сестра читала эту книгу.
  • -Who wathches the documentaries in your family?
  • -My father watches the documentaries.
  • -What is there on the wall? — Что находится там на стене?
  • -There is a beautiful photo. — Там (есть) прекрасное фото.
  • Общий вопрос
  • Он обычно не требует длинных ответов. На него зачастую бывает достаточно ответа: да/нет
  • -Do you read fiction (художественная литература)?
  • — Yes, I do. (Да)/ No, I didn’t. (Нет.)

На заметку: Полный ответ на подобные вопросы, состоит из двух мини-частей. Сам ответ: «да» или «нет», а во второй части ответа: лицо, которое совершает действие (I, you, they ect.) + глагол с помощью которого строим вопросительную структуру (в положительной или отрицательной форме). Допустим: «yes, I you do»/ «no, they don’t».

Однако, вас поймут, даже если вы просто ответите: «yes»/ «no»

Источник: https://EnglishFull.ru/grammatika/voprositelnie-predlozheniya.html

Ссылка на основную публикацию