Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров)

Содержание:

§ 1  Чередование гласных Е/И в корне

Мы изучаем чередование гласных и согласных в корне слова. В этом уроке попробуем освоить две подтемы: чередование гласных Е/И в корне и чередование гласных О, Е с нулём звука.

Рассмотрим 4 предложения: есть ли в них слова с чередующейся Е и с чередующейся И.

Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров)

Сопоставим корни с чередованием Е/И:

Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров)

Данные слова являются однокоренными. В словах правого столбика в корне слов безударная гласная.

Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров)

Можно ли однокоренные слова из левого столбика использовать как проверочные слова для слов правого столбика?

Нет. Правописание Е/И подчиняется правилу.

Попробуем его сформулировать.

Для этого понаблюдаем за гласными в корне слова в парах:

Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров)

Выделим корни. Подчеркнём гласную в корне одной чертой, а гласную после корня – двумя. Замечаем, что если после корня следует суффикс -А-, в корне пишется И.

Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров)

Сформулируем правило:

Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров)

Бл..стает, раст..лается – в обоих случаях напишем И, потому что, согласно правилу, после корня следует суффикс -А-.

  • Рифмованное упражнение.
  • -Тер-, -тир-, -пер-, -пир-, -мер-, -мир-, -дер-, -дир-,
  • У них есть суффикс-командир:
  • Когда за корнем -А- встаёт,
  • То в корне буква И живёт!

§ 2  Чередование гласных О, Е с нулём звука

Рассмотрим следующую подтему.

Попробуем изменить формы слов день, лоб, сон, ветер.

Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров)

В корнях слов появились беглые гласные О, Е. В этих случаях звуки О, Е чередуются с нулём звука. Почему это происходит? Это происходит потому, что звуки О и Е находятся в слабой позиции (перед ударением или после него) и звучат очень кратко, неясно, как будто убегают и вновь появляются в сильной позиции. Такие гласные называются беглыми.

Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров)

  1. По этим двум подтемам важно запомнить:
  2. •правило: в корнях с чередованием Е/И (-бер-//-бир, -пер-//-пир-,
  3. -мер-//-мир-, -дер-//-дир-, -тер-//-тир-, -стел-//-стил-, -блист-//-блест-//-блещ) пишется буква И, если после корня следует суффикс -А-.
  4. •правописание корней -бер- // -бир, пер // -пир-, -мер-//-мир-, -дер-//-дир-, -тер-//-тир-, -стел-//-стил-, -блист- // -блест- //-блещ нельзя проверять ударением!

•в некоторых словах в корне, в суффиксе, в приставке гласные О и Е могут чередоваться с нулём звука. Такие гласные называются беглыми.

Список использованной литературы:

  1. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Е.А. Быстровой / Бабкина М.В. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011. — 152 с.
  2. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык V класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  4. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. — 2-е изд. — М.: Линка-Пресс, 1994. — 196с.
  5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  7. Комиссарова Л.Ю. Начальная школа. Русский язык. 4 класс. Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьников: 4 кл. / М.: АСТ: Астрель, 2012. – 64 с.
  8. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. — М., 1988. — 240 с.
  9. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. — М.: 2010. — 192 с.
  10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М. , 1992.
  11. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 64 с.
  12. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
  13. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы — составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. — М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  14. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. — М.: Просвещение ,1993. — 287 с.
  15. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка. Фонетика. Графика и орфографи
  16. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 280 с. — ФГОС.

Список рекомендованной литературы:

  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. — М.: Просвещение, 1988.
  2. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Пер. с польского Д.С. Гальпериной. – 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1980. – 190 с.
  3. Дорохов А. Как себя вести. Беседы о вежливости и правилах поведения. — Изд-во Педагогика, 1970.
  4. К. С. Горбачевич, Е. П. Хабло. Словарь эпитетов русского литературного языка.- Наука. Ленинградское отделение, 1979.

Источник: https://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Cheredovanie-E-I-v-korne.-Cheredovanie-glasnykh-O-E-s-nulem-zvuka

Чередование гласных в корнях слов — правила и онлайн тренажеры — Kid-mama

Чередование гласных в корне — это такое явление, когда в различных однокоренных словах в корне могут писаться разные буквы, например, вырос — вырасти, собирать — соберёт и др.

При написании таких слов обычно возникают трудности, так как в безударном положении как правило вместо о слышится а, а вместо и часто слышится е.

Таких корней с чередующимися гласными достаточно много:

-рос-/-раст-/-ращ, -лаг-/-лож, -кос-/-кас-, -бер-/-бир-, -скак-/-скоч-, -гор-/-гар, -мок-/-мак-, -зор-/-зар-,-клан-/-клон-, -твор-/-твар, -плов-/-плав-, -ровн-/-равн-, -блист-/блест, -дир-/-дер-, -жиг-/-жечь-, -мир-/-мер-, -стил-/-стел-, -тир-/-тер-

Рассмотрим правила для этих корней. Обратите внимание, что правила написания чередующихся гласных в корнях слов касаются не только безударных гласных, но в некоторых случаях и ударных тоже.

в безударном положении

  • перед ст и щ пишется а ,
  • в остальных случаях пишется о

Например: растение, подросли
Исключения: отрасль, росток, на вырост, ростовщик, Ростов, Ростислав

  • Пишется лаг, если после корня стоит суффикс а.
  • Пишется лож , если суффикса а нет.

Например: приложение, полагаться

  • пишется а , если после корня стоит суффикс а,
  • пишется о , если суффикса а нет.

Например: прикоснулся, касается

  • Без ударения пишется о
  • Под ударением пишется а

Например: загорелый, загар

  • Без ударения пишется а
  • Под ударением пишется то, что слышится

Например: зарница, зоркий, зарево

  • Без ударения пишется о
  • Под ударением пишется то, что слышится

Например: поклониться, поклон, кланяться, творить, творение
Исключение: утварь

В безударном положении

  • перед ч пишется о,
  • перед к пишется а

Например: скакалка, выскочил
Исключение: скачок, скачу, скачи

Пишется всегда а, кроме слов пловец, пловчиха. плывун.
Например: плавник, выплавлять
  • Пишется а, если слово имеет значение «погружать в жидкость»,
  • Пишется о, если слово имеет значение «пропускать, впитывать жидкость».

Например: зарница, зоркий, зарево

  • Пишется а, если слово имеет значение «равный, одинаковый»,
  • Пишется о, если слово имеет значение «прямой, гладкий, ровный».

Например: равномерный, подровнять
Исключение: равнина, равнение, равняться

Пишется им, ин, если есть суффикс а,
Например: снять — снимать, начать — начинать
  • Если после корня стоит суффикс а, в корне пишем букву и,
  • Если суффиксаа нет, пишем букву е.

Например:
собирать — соберем, расстелить — расстилать, выжечь — выжигать.

Предлагаем вам закрепить эти правила с нашими онлайн тренажерами по русскому языку:

Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров) Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров)
Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров) Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров)

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте здесь.

Источник: http://kid-mama.ru/cheredovanie-glasnyx-v-kornyax-slov-pravila-i-onlajn-trenazhery/

Чередование гласных в корне слова

Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров)

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Впишите правильную букву.

    • выр (о)сли, зар (а)стать, зар (о)сло, р (о)сток, недор (о)сль, подр (а)сти, возр (а)ст, подр (а)стать, р (а)стения, р (а)стущий, выр (а)щенный, отр (а)сль, водор (о)сли
  2. Впишите правильную букву.

    • зам (и)рать, зам (е)реть, соб (и)рать, расст (и)латься, выт (е)реть, бл (е)снуть, прид (и)раться, выж (и)гать, бл (и)стательный, зан (и)мать, пон (и)мать
  3. Впишите правильную букву.

    • г (о)реть, заг (о)релый, заг (а)р, г (о)релый, уг (о)реть, разг (о)раться, подг (о)рать, дог (о)реть, уг (а)рный газ, заг (о)реть, выг (о)реть, перег (о)реть, наг (а)р
  4. Впишите правильную букву.

    • ср (а)внить числа, р (а)вносторонний, всё р (а)вно, р (о)вняйтесь, р (а)внина, р (о)внять грядки, ур (о)вень, р (о)весник, пор (о)вну, подр (о)внять волосы, ур (а)внять условия, ср (а)внение

Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров)

By Александр Пронин
|
03/05/2016
|
Онлайн тесты по русскому|тест на грамотность, тест на чередование гласных в корне, тест по русскому онлайн

Источник: https://freedom-language.com/onlajn-test-po-russkomu-cheredovanie-glasnyx-v-korne-slova/

Таблица " Чередующиеся гласные в корне слова"

6А класс!
Предлагаю вашему вниманию таблицу, в  которой
сведены все правила
о правописании корней с чередованием

Чередующиеся гласные.
Условия выбора гласной. Корень. Примеры
1.Выбор зависит от конечной согласной корня. — раст- ращ- рос— расти, выращенный, заросли

Исключение:  росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль

— лаг – лож- слагаемое, сложение
— скак – скоч- скакать, выскочить

Исключение: скачок, скачу

2.От наличия суффикса –А – после корня.
  • -бер – бир—
  • -дер – дир—
  • -мер – мир—
  • -пер – пир—
  • -тер – тир—
  • -блест – блист-
  • -жег – жиг —
  • -стел – стил-
  • -чет – чит
  1. выберешь – выбираешь
  2. выдернуть – выдираешь
  3. замер – замирать
  4. запер – запирать
  5. вытер – вытирать
  6. блестящий – блистательный выжег – выжигать
  7. постелить – постилать
  8. вычет – вычитать
  9. Исключениясочетать, сочетание, чета
-кос – кас- Коснулся-касался
-а(я) – им-

-а(я) – ин —

нанять=нанимать

снять —  снимать

3. От ударения. — гор – гар-

без ударения  О

угар —  угореть
-зор – зар-

без ударения а

зорька – заря
НО! зоревать, зорянка(птица)
-твор-твар-

без ударения  о

Творец, сотворить
  • Плав- плов
  • под ударением и  без     ударения
  • пишется  а
плавательный, поплавок
Исключения: пловец, пловчиха,                           плывуны
4.От лексического значения.
  1. -мак – мок-
  2. мак- (погружать в жидкость)
  3. мок-(пропускать жидкость)
обмакнуть перо
непромокаемый плащ
  • равн – ровн-
  • равн (одинаковый)
  • овн-  (прямой, гладкий)
  1. уравнение
  2. заровнять
  3. Исключенияуровень, ровесник
    равнина, равняйсь, равнение направо.

Источник: http://svetlana2312.blogspot.com/2012/09/blog-post.html

Правописание корней с чередованием гласных

6-й класс

Дидактический материал

  • Предлагаем познакомиться с системой заданий на одну из трудных тем русской орфографии, учитывающей разный уровень подготовки учеников.
  • На наших уроках широко применяются различные схемы, таблицы, графическое комментирование – они помогают осознанно овладеть грамматическим материалом.
  • В тренировочных упражнениях задания располагаются по степени нарастания трудностей.
  • Данные задания можно использовать для закрепления в 6-м классе, а также для подготовки к письменному и устному экзаменам по русскому языку в 9-х и 11-х классах.

I. ПОВТОРЕНИЕ.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Безударные гласные корня,
проверяемые ударением чередующиеся не проверяемые ударением
глота'ть – гло'тка убирать кастрюля

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  1. На этапе объяснения нового материала также используется мультимедийная система.
  2. На экране – таблица с чередующимися гласными в корне слова, с рисунками, помогающими лучше воспринять материал.
  3. ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы.

  • 1-я группа
  • Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный – по-разному: так, как слышится):
-гор-и -клон- только о: гореть и склонить; -зар-и -плав- только а: заря и поплавок. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

Обратите внимание: правило распространяется только на слова, которые являются однокоренными, имеющими одно значение. Посмотрите на рисунок:

Заря. В небе разгораются зарницы. На берегу горит костер. Ивы наклонились над озаренной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплавок.

  1. 2-я группа
  2. Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные:
лаГ— – а, -лоЖ— – о: излагать – изложить; -роС— – о, -раСТ-, -раЩ— – а: вырос – расту, выращу. Исключения:росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

рос

  • ращ
  • росли
  • растение
  • выращены

Внимание! Не путайте корень -рос- с приставкой рас-!

  1. 3-я группа
  2. Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-:
о-/-а: кос – кас: коснуться – касаться. Фея коснулась тыквы. Палочка касается тыквы.
  • Внимание! У девушки кос-а – здесь после корня не суффикс -а-, а окончание;
  • кроме того, корни с чередованием кос-/-кас- имеют значение «дотрагиваться».
  1. -е-/-и-:
  2. -бер- – -бира-: уберу – убираю
  3. -дер- – -дира-: удеру – удираю
  4. -мер- – мира-: умереть – умирать
  5. -пер- – -пира-: запереть – запирать
  6. -тер- – -тира-: утереть – утирать
  7. -блест- – -блиста-: блестеть – блистать
  8. -стел- – -стила-: стелить – застилать
  9. -жег- – -жига-: зажег – зажигать
  10. -чет- – -чита-: счет – считать

Исключения: сочетать, сочетание.

В сочетаниях букв -има-, -ина- пишется -и-: снимать (снять), пожинать (пожать)

4-я группа

Написание гласной в корне зависит от значения слова

-равн- – -ровн-

-равн- – пишется в словах, означающих равенство: Реши уравнение. -ровн- – в словах, означающих что-то ровное, т.е. гладкое: Разровняй складочки.
2 x2 + 5 y = 0
  • Исключения:
  • равнина (это ровное, а не равное чему-то место, но пишется -а-).
  • Равняйсь! (Команда в строю – встать ровно),
  • уровень (отметка, равная какому-то значению),
  • поровну (на равные доли).
  • -мак- – -мок-
-мак- – погружение в жидкость: обмакни кисточку -мок- – все остальное: непромокаемый плащ; намокает под дождем
  1. -скак- – -скоч-
-скак- – много раз или долго: скакать на лошади -скоч- – один раз или быстро: проскочить через обруч
  • Исключение: скачок.
  • Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак- – с -а-,скоч- – с -о-; тогда исключений будет два: скачок, скачу.
  • Новый материал объединен в таблице.
  • (На парте у каждого ученика есть такая таблица-подсказка.)

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Задание 1. Объясните написание чередующихся гласных в корне. Порядок действий следующий:

  1. 1) В слове поставьте ударение;
  2. 2) выделите корень;
  3. 3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;
  4. 4) подчеркните гласную в корне.
излага'ть – изложи'ть запира'ть – запереть загора'ть непромокаемый (плащ)
  • собирательный образ
  • соберутся компанией
  • блестеть на солнце
  • блистать в обществе
  • касаться проблем
  • коснуться вопроса
  • выращенный росток
  • выросли в деревне
  • предполагаемые планы
  • предположить худшее
  1. (чуть) пригоре'ть
  2. озаренный радостью
  3. отворить ворота
  4. юные пловцы
  5. хорошая плавучесть
  6. непромокаемая обувь
  7. обмакнуть в чернила
  8. уровень знаний
  9. равноценные работники
  10. поклониться знакомому

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания.

  • Прил_гаемые усилия
  • легкое прик_сновение
  • бл_стающий на балу
  • вым_кший под дождем
  • ур_внять в правах
  • соч_тание звуков
  1. непром_каемый тент
  2. р_весник века
  3. вьющееся р_стение
  4. заг_реться от искры
  5. зам_реть от восторга
  6. разж_гать вражду
  • отп_рать замок
  • приб_ру в квартире
  • уд_рать от хулигана
  • бл_снула молния
  • обг_ревшее дерево
  • заж_гать огонь
  1. зам_рать от страха
  2. бл_стеть на солнце
  3. прин_мать присягу
  4. прил_гать документ
  5. соб_раться с друзьями
  6. зап_реть дверь
  • ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ
  • Вариант I (для слабых учеников): неосложненное списывание

Задание 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.

Вариант II: осложненное списывание

Задание 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 5. Спишите, объясните графически орфограмму.

Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.

Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.

Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит
от согласной в корне от наличия/отсутствия ударения от суффикса -а- после корня от лексического значения
Зам_рать
Ср_внить
Заг_р
Р_внина
Прод_раться
Ср_внять
Р_стительность
Непром_каемый
З_ря
Обм_кнуть
Прик_сновение
Зап_реть
Заг_релый
Бл_стеть
Отр_сль
Подл_жить
Выр_щенный
Р_сток
К_сание

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Lamoda.ru. Воспользовавшись предложением интернет магазина Lamoda.

ru, Вы сможете по выгодной цене и не покидая кресла за Вашим компьютером купить брендовую одежду, обувь и аксессуары. Богатый ассортимент магазина включает в себя обувь Богнер, Boss, Baldinini, Lamania, Fendi и многих других известных брендов.

Удобный рубрикатор сайта Lamoda.ru поможет быстро найти одежду и обувь нужного типа, размера и производителя.

IV. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Вариант I

1. В каком слове пишется буква а?

а) Заг_реть;

б) обг_ревший;

г) выг_рки.

2. В каком слове пишется буква о?

  1. а) З_рница;
  2. б) з_ревать;
  3. в) з_ря;
  4. г) з_рево.

3. В каких словах пишется буква о?

  • а) Накл_ниться;
  • б) кл_няться;
  • в) покл_няться;
  • г) скл_нение.

4. В каких словах пишется буква а?

  1. а) Пл_вчиха;
  2. б) попл_вок;
  3. в) пл_вец;
  4. г) пл_вуны;
  5. д) жук-пл_вунец.

5. В каких словах пишется буква о?

  • а) Вым_кнуть под дождем;
  • б) вым_кать в воде;
  • в) пром_кательная бумага;
  • г) вым_кать все чернила;
  • д) м_кать вареник в сметану.

6. В каких словах пишется буква а?

  1. а) Подр_внять;
  2. б) р_внение;
  3. в) р_внять (дорожки);
  4. г) р_вномерный;
  5. д) р_вновесие.

7. В каких словах пишется буква а?

  • б) пл_вучий;
  • в) покл_ниться;
  • г) приг_реть;
  • д) подр_внять.

8. В каком ряду буква о пишется во всех словах?

  1. а) Оз_рение, з_ря, местопол_жение, скл_нить;
  2. б) соприк_сновение, сотв_рить, накл_нение, предл_жить:
  3. в) безотл_гательный, пл_вление, натв_рить, укл_няться;
  4. г) пог_рячиться, р_сток, раств_рение, выг_рки;
  5. д) зар_сли, предл_гаемый, обг_реть, приск_кать.

9. В каких предложениях буква а пишется во всех словах на месте пропуска?

  • а) Заг_релый пастух на з_ре гнал корову Зорьку.
  • б) Р_внина, оз_ренная лучами солнца, предстала перед нами во всем величии.
  • в) Молодой олень, сделав огромный ск_чок, быстро уск_кал в чащу.
  • г) Провода не должны были соприк_саться, но от ветра они к_снулись друг друга.

10. В каких словах пишется буква е?

  1. а) Поч_тать книгу;
  2. б) подн_маться;
  3. в) бл_стать;
  4. г) подст_лить;
  5. д) обж_г.
  6. Вариант II (для старшеклассников)

1. В каких словах пишется буква а?

  • а) Подр_стковый;
  • б) р_сток;
  • в) Р_стислав;
  • г) выр_стить;
  • д) нар_щение.

2. В каких словах пишется буква о?

  1. а) ск_кать;
  2. б) выск_чка;
  3. в) ск_чок;
  4. г) ск_чу;
  5. д) подск_чить.

3. В каких словах пишется буква а?

  • а) Предл_гать;
  • б) пол_жение;
  • в) прил_гательное;
  • г) предл_жение;
  • д) пол_г.

4. В каких словах пишется буква о?

  1. а) Прик_сновение;
  2. б) к_са;
  3. в) к_сательная;
  4. г) к_сание;
  5. д) к_саться.

5. В каком слове пишется буква е?

  • а) Соб_раться (в экспедицию);
  • б) ст_ральный порошок;
  • в) душеразд_рающий (крик);
  • г) ум_ротв_рение;
  • д) прот_реть (глаза).

6. В каком слове пишется буква е?

  1. а) Бл_стательный (дебют);
  2. б) п_рующие (студенты);
  3. в) зап_раться на ключ;
  4. г) расст_лающийся туман;
  5. д) бракосоч_тание.

7. В каких словах пишется буква о?

  • а) Водор_сли;
  • б) выр_щенный;
  • в) к_снуться;
  • г) подск_чить;
  • д) распол_гаться.

8. В каких словах пишется буква и?

  1. а) Прод_рется (сквозь заросли);
  2. б) выб_рите корень;
  3. в) заж_гательная (речь);
  4. г) (устойчивое) словосоч_тание;
  5. д) прим_ряющий костюм.

9. В каком ряду буква а пишется во всех словах?

  • а) Оз_рять, пор_сль, выр_внять, м_кать;
  • б) к_сательная, попл_вок, обм_кнуть, отр_сль;
  • в) изл_гать, зар_стать, ур_внение, прекл_няться;
  • г) к_сание, г_рючие (материалы), распол_гать, пор_вняться;
  • д) покл_ниться, уг_релый, з_рница, утв_рь.

10. В каком ряду буква и пишется во всех словах?

  1. а) Оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет;
  2. б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть;
  3. в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться;
  4. г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться;

11. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?

  • а) Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась.
  • б) Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и обскакал бегущих собак.
  • в) Он долго выбирал поплавок и блисну.
  • г) Заря запылала пожаром и охватила полнеба.
  • д) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.

Т.В. РЕБЯЗИНА, М.В. МИХЕЕВА,школа № 171, г. Москва

Источник: https://rus.1sept.ru/view_article.php?ID=200901208

Справочник по русскому языку

Чередование безударных гласных в корне — страшное место русской орфографии. В то время, как большинство корней решено было писать одинаково во всех однокоренных словах, некоторые корни (неясно, почему именно они) остались на привилегированном положении. Они не подчинились общему правилу и пишутся по традиции.

А что такое традиция языка? Это нормы правописания, которые стихийно сложились в те времена, когда правил орфографии ещё не было. Т.е., не имея правил, люди писали, кому как нравится, сложилась традиция написания одних слов с такой буквой, других слов с этим же корнем — с другой буквой.

А когда правила начали составлять, слова эти решили оставить в том виде, к которому народ уж и привык. И теперь каждое поколение школьников расплачивается за то, что предыдущие поколения не пришлось переучивать. И это ещё не всё. Корней с чередованием становится всё больше и больше. Точнее, всё время обнаруживаются неучтённые корни.

Коллекция постоянно пополняется, окончательных списков исключений и слов с чередованием нет, реформировать правило никто не собирается. Крепитесь, товарищи! Это всё вам придётся выучить. 

Чередование в корне

Одна и та же морфема (например, корень или приставка) может иметь варианты с разными буквами. Такое явление получило название чередование. Чередоваться могут как гласные, так и согласные буквы. В корне очень часто чередуются Е и Ё, Г и Ж, К и Ч: шёл — шедший, бег, бежать, скакал — скачок. Подробнее о чередовании рекомендуем почитать статью Елены Колесниковой.

Правило

Чередование А и О

Буква зависит от суффикса А

Чередуются: касаос, лага/лож. Если после корней кос/кас, лаг/лож есть суффикс А, в корне пишется буква А: прикасаться — прикоснуться, положить — полагать. Запоминайте, как заклинание: каса-лага.

Буква зависит от соседней согласной

Корень лаг/лож попадает и в эту группу правил. А всегда пишется перед Г, О — перед Ж. Исключение: полог. Это слово можно не считать исключением, т.к. значение корня уже сильно далеко от лаг/лож. В слове полог, скорее, действует уже полногласие.

В корне скак/скоч— перед К пишется А, перед Ч – О: скакáть – выскочúтьИсключения: скачóк, скачý.

В корне рас(т)/ращ/рос— пишется А перед СТ и Щ; в остальных случаях пишется О: растение, наращение – выросший, заросли, поросль. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов. 

Это самая трудная часть правила. Потому что надо не запутаться, в каких корнях без ударения писать О, в каких — А.

  • Итак, во всех корнях под ударением пишем ту букву, какую слышим
  • Без ударения А пишется в корнях зар, плав, пай (чередование зар/зор, плав/плов/плыв, пай/пой): зарево — зори — заря, припой — паяльник.
  • Без ударения О пишется в корнях гор, клон, твор (чередования гор/гар, клон/кклан, твор/твар): гарь — выгореть, склон — кланяться.

Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (маловероятно, что вы употребите где-либо эти слова, но они могут встретиться на экзамене), утварь, зоревать, пловец, пловчиха. В разных пособиях по-разному пишут название птички: «зорянка» и «зарянка». По последним данным это слово всё-таки не является исключением.

Здесь мы имеем самую немотивированную часть правила. Существует множество омонимичных или созвучных пар слов, имеющих похожие корни с разным значением и с разными буквами: флаг развевается, ребёнок развивается, залезать на дерево, зализать рану и т.д.

Но почему-то только две пары таких слов названы корнями с чередующейся гласной. Если у корней разные значения (пусть даже в чём-то близкие), значит, корни разные. А раз корни разные, при чём тут чередование? Но приведём эти правила в формулировке Розенталя.

«Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне).

Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным).

» Исключения: равняйсь! равнение, равняться, равнина.

«Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождём, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.»

Скачать таблицу Чередование гласных А и О в корне слова

Эти корни, к счастью, подчиняются одному принципу: если есть суффикс А — пишется И, иначе — пишется Е. Главное — запомнить корни, в которых существует такое чередование. Итак, запоминаем: бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел- – стил-, чет- – чит- 

Исключения: сочетать, сочетание, протирка, задира. Последние два исключения можно и не запоминать, т.к. буква в них находится под ударением, ошибиться невозможно.

Вот как выглядит это правило в своде 1956 года:

«Чередование и и е находим в следующих глаголах:

  • сжигать — сжечьвыжигать — выжечь и т. п.;
  • постилать — постелюрасстилать — расстелю и т. п.;
  • раздирать — раздеруудирать — удеру и т. п.;
  • отпирать — отперетьзапирать — запереть и т. п.;
  • стирать — стеретьрастирать — растереть и т. п.;
  • умирать — умеретьпомирать — померетьзамирать — замереть и т. п.;
  • избирать — изберуприбирать — приберу и т. п.;
  • вычитать — вычестьпрочитать — прочесть и т. п.;
  • сидеть — сесть;
  • блистать — блестеть

Чередование Я и И

В чередованиях ня/ним тот же принцип: И пишется после суффикса А: унять — унимать, обнять — обнимать.

  1. Прикасаться — прикосновение
  2. Положить — полагать
  3. Тварь — вытворять
  4. Заря — зори
  5. Скакать — выскочить
  6. Растение — росток
  7. Пригорать — гарь
  8. Вымирать — умереть
  9. Отдирать — отдерёшь
  10. Блистать — блестеть
  11. Вытирать — вытереть
  12. Упомянуть — упоминать

История правила

  • Первое правило, похожее на современные правила о чередованиях гласных, возникло у Грота и касалось правописания слов с корнем РОС/РАСТ/РАЩ
  • В своде 1956 года имеются пять правил, которые касаются чередования А и О в корне (рос/раст, зар/зор, равн/ровн, гор/гар, плав/плов.
  • У Розенталя таких корней уже 11. 
  • Некоторые современные учебники выделили ещё не менее пяти корней с чередованием (например крап/кроп, пай/пой). 
  • Процесс описания всех корней с чередующимися гласными ещё не завершён.

На что обратить внимание

1. К счастью, слов с безударными чередующимися гласными, в которых часто допускаются ошибки, сравнительно немного: не более трёх десятков. Эти слова проще выучить как словарные, чем запоминать все пункты правила.

2. Очень важно! Не путайте корни с чередованием с похожими корнями, имеющими другое значение.

Примерять платье — корень со значением «мерка», гласная проверяется ударением, примирять друзей — корень со значением «мир», гласная проверяется ударением, умирать, умереть — чередование в корне мер/мир, значение «смерть».

 Корни слов горевать, клонировать, искоса не имеют ничего общего с корнями, имеющими чередование гор/гар, кос/кас, клон/клан. Подобных слов в языке около сотни.

3. Существуют пары слов с полногласием и неполногласием: злато — золото и т.п. Это тоже чередование букв в корнях, но такие корни не описаны в правилах о чередовании гласных, хотя гласные во многих таких парах безударны.

4. Существуют пары глаголов с различными гласными в аналогичных корнях. Топтать — вытаптывать, молчать — умалчивать.

Таких пар десятки, если не сотни, но правилом о чередовании гласных они не описаны.

Однако есть правило 1956 года, касающееся проверяемых гласных: «При установлении написания о или а в неударяемых корнях глаголов не следует принимать в расчёт формы несовершенного вида на -ывать (-ивать) с ударяемым а».

Мы сделали все, чтобы помочь ученикам освоить правило в полной мере и довести выбор букв при чередовании до автоматизма, а также не путать корни с чередованием с похожими корнями. Приобретайте курс Орфография по правиламили отдельно тему Чередование гласных в корне

Источник: https://mogu-pisat.ru/spravochnik/?wiki_name=%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8F%D1%85

Чередование гласных и согласных в корне слова

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку у многих выпускников вызывают проблемы задания, связанные с корнями с чередованием гласных е‒и, а‒о.

С подобными упражнениями можно легко справиться, если уделить им немного больше времени и повторить правила написания.

Особое внимание стоит обратить на чередование корней раст‒ращ, бер‒бир, гор‒гар, лаг‒лож и кас‒кос. Они наиболее часто встречаются в тестах ЕГЭ.

Чередование и‒е

В данном случае в корнях слов буква и пишется только перед суффиксом а. Например, забирать‒заберут, умирать‒умереть, растирать‒растереть.

Этим же правилом следует руководствоваться при чередовании в корнях а‒я и им‒ин. Например, снять‒снимать, сжать‒сжимать, начать‒начинать. Исключением является сочетать‒сочетание.

Чередование а‒о

В корнях плав‒плов буква а пишется во всех случаях, кроме слов пловец и пловчиха, плывуны.

Чередование корней лаг‒лож и кас‒кос происходит с учетом суффикса: если в нем есть буква а, то в корне также пишется а. Например, полагать‒положить, касаться‒коснуться.

Корни с чередованием клан‒клон, твар‒твор, зар‒зор пишутся по следующему правилу: если есть ударение, то ставятся а/о, если нет — только о. Например, кланяться‒поклон‒наклонение, тварь‒творчество‒творение, загар‒загорать. Исключения: утварь, выгарки.

В корнях зар‒зор под ударением пишутся а/о, без ударения ― только а. Например, зори‒зарево‒заря.

Корни с чередованием раст‒рост пишутся следующим образом: без ударения перед ст‒щ пишется а, перед с ― о. Например, возраст‒наращение‒росла.

В корнях сказ‒скоч в безударном положении ставятся: перед к ― а, перед ч ― о. Например, сказать‒подскочить. Исключения: скачок, скачу, скачи.

Корни с чередованием мак‒мок пишутся по правилу: если говорится о погружении чего-либо в жидкость, то ставится а, если что-то пропускает жидкость, то о. Например, макать‒промокашка.

Чередование корней равн-ровн подчиняется правилу: если слово имеет значение «равный, одинаковый», то пишется а. Если «гладкий, прямой» ― о. Например, равняйсь‒подровнять.

Подготовка к экзаменационному испытанию вместе со «Школково» ― залог вашего успеха!

Чтобы чередование гласных и согласных в корне слова не вызывало особых проблем, рекомендуем регулярно обращаться к нашему онлайн-сервису. На нашем сайте собраны и сгруппированы все необходимые для подготовки к ЕГЭ по русскому языку материалы. Наши преподаватели изложили их в самой простой и понятной форме и подобрали множество примеров для лучшего восприятия информации.

Благодаря совершенно новому подходу к подготовке к итоговому тестированию выпускники смогут наиболее эффективно выполнять упражнения на правописание.

Рекомендуем начать занятие с правил, размещенных в разделе «Теоретическая справка». После их повторения переходите в «Каталоги», где вы найдете множество заданий на определенные тематики различного уровня.

Начните с самых простых и постепенно переходите к более сложным.

Если какое-либо задание вызывает особые затруднения, его можно добавить в «Избранное», чтобы вернуться к нему позднее и решить самостоятельно либо заручившись помощью преподавателя.

Посвящая занятиям на нашем образовательном портале хотя бы 1 час в день в течение пары недель, вы гарантированно начнете выполнять даже те упражнения, с которыми раньше даже не мечтали справиться.

База заданий «Школково» постоянно обновляется и дополняется. Благодаря этому выпускники могут каждый день получать новые индивидуальные бланки, соответствующие их уровню подготовки. Система отслеживает достижения учеников и каждый раз предлагает более сложные задания. Такой подход позволяет быстрее развиваться и эффективнее готовиться к ЕГЭ по русскому языку.

Источник: https://russkij.shkolkovo.net/catalog/koren_slova/cheredovaniya

Ссылка на основную публикацию