Чем метафора отличается от сравнения. примеры

Чем метафора отличается от сравнения. Примеры

В русском языке широко используются слова или выражения, позволяющие усиливать выразительность речи, сопоставлять между собой различные предметы и явления. К ним относятся понятия метафоры и сравнения. Понимание разницы между ними помогает лучше использовать богатство родной речи.

Что такое метафора

Авторство этого термина приписывают Аристотелю. Он понимал его как выражения или слова, употребляемые в переносном смысле. С их помощью некие предметы могут сравниваться по общему признаку.

Значение, содержащееся в одном слове, переносится на другое. Это может быть образное выражение, в котором используется сравнение.

Применяются также метафорические обороты, в иносказательном смысле указывающие на схожесть.

Особенность метафоры в ее воздействии на развитие культуры в целом, языка и речи. Ее формирование происходит в условиях влияния множества информационных источников, достижений науки, техники и культуры.

В результате она выходит за рамки литературного процесса, все шире используется в современных научно-технических описаниях. Иногда становится не только отражением реальности. Порой с ее помощью возникает неожиданный, до этого не появлявшийся смысл.

При этом она может выходить за традиционные рамки сравнения или гиперболы.

Первоначальное значение слова может вытесняться в результате создания метафоры как эстетической самоцели. Это было характерно для футуристов, которые таким образом максимально удалялись от исходного значения слова.

Примером может служить фраза «облако в штанах». В конце двадцатого века некоторые поэты возводили метафору в степень или называли ее мегаметафорой.

Создание неожиданного метафорического значения с новым содержанием становилось смыслом творчества.

Различают метафоры резкие и стертые, развернутые и реализованные. Первые представляют собой выражение, в котором сведены понятия из абсолютно различных сфер. Например, «сумасшедшая скорость».

В стертой метафоре используется общепринятое понятие, которое стало обыденным, такое как «ножка стола». Развернутый вариант предполагает метафорические выражения, которые применяются одно за другим в большом отрывке текста.

В реализованной используется формально неадекватное выражение. Например, «он сошел с ума».

Среди множества слов или оборотов, применяемых иносказательно для усиления образности речи, метафоре отводится главная роль.

Именно с ее помощью, используя неожиданные, запоминающиеся ассоциации, создаются рельефные литературные образы. Здесь могут сочетаться порой не схожие формы, цвета, назначения и другие качества предметов.

Порой сходства может и не быть, но метафора создает читателю основу для размышлений.

При сравнении определенное явление или предмет сопоставляется с другим. Это важное средство, которое помогает автору представлять свое видение окружающего мира и событий в нем.

Посредством сравнительных слов и оборотов делается детальное описание вещей, создаются их художественное раскрытие в деталях.

Чтобы показать существенные для описания новые качества, используется общий для сравниваемых предметов признак.

При этом различаются объекты сравнения, предметы с которыми эти объекты сопоставляются, а также отличия, являющиеся для них общими. Сравнение характерно тем, что здесь должны упоминаться оба предмета, которых сравнивают. Признаки сравнения могут игнорироваться. Наиболее широко распространены сравнения в фольклоре.

Они могут осуществляться с помощью различных приемов:

  • Отрицания: «жизнь прожить – не поле перейти».
  • При помощи существительного в творительном падеже: «она чувствует себя принцессой».
  • В качестве предложения с составными именными сказуемыми: «мои года — мое богатство».
  • Посредством таких слов как «подобен», «похож», «напоминает».
  • С использованием союзов будто, точно, словно для образного отражения различных предметных признаков и действий: «летят словно чайки».

Существуют сравнения, представляющие связанные по смыслу и по грамматике предложения. Они могут быть развернутыми, где исходный объект сравнивается с другими. Например: «Смеркалось, и в темноте засверкали сотни шустрых светлячков.

На небе как алмазы рассыпались любопытные звезды».  Если применен развернутый параллелизм, часть подобных сравнений может начинаться со слова «так». Например: «Раздался сильный грохот. Так происходит при взрыве 82-миллиметровой мины».

Метафора и сравнение представляют собой различные уровни сопоставления. К отличиям между ними можно отнести такие.

  1. Метафора предполагает завуалированное, иносказательное, образное сравнение. Сравниваемый предмет называется именем чем-то похожего на него предмета. При сравнении сопоставляются два объекта. Сравниваемый называется своим именем. Указывается, в чем его схожесть с другим.
  2. Метафора не сравнивает напрямую далекие предметы и явления с общим признаком. Сравнение обычно касается однородных или близких объектов.
  3. Допущение, в котором имеется метафора, нельзя воспринимать как истину. Смысл такого выражения переносный. Сравнение указывает на истинные объекты.
  4.  Метафора обычно широко интерпретирует действительность. Сравнение может являться элементом такой интерпретации.
  5.  Метафора, не указывая на наличие сходства, побуждает искать общие качества предметов. Сравнение прямо указывает на наличие такого сходства.
  6. Метафора зачастую объемнее по содержанию, чем сравнение и вводных слов не требует. В сравнении нередко применяются сравнительные союзы.

Источник: https://vchemraznica.ru/metafora-i-sravnenie-chem-otlichayutsya-eti-ponyatiya/

Метафора, аналогия, сравнение

Чем метафора отличается от сравнения. Примеры

Давно хотел разобраться с вопросом об отличиях между такими категориями, как метафора, аналогия, сравнение. Естественно, теоретические построения интересуют, в первую очередь, прицелом на их практическое применение. Литературный язык немыслим, с точки зрения образности, без метафор, сравнений и других всевозможных тропов, имеющихся в любом живом, в том числе, разговорном ответвлении языка.

Причем, возможно, читатели уже обращали внимание, что с человеком, не пользующимся средствами образности родного языка, общаться, как минимум, неинтересно.

Именно отсутствие образности, метафоричности, если хотите, так быстро отталкивает читателя научных текстов, хотя там не последнюю роль играет и обилие непонятных слов.

И, возможно, пытливые умы замечали, что научный текст, умело оперирующий аналогиями, гораздо лучше остается в голове, не говоря уже о том, что читать его намного интереснее, нежели сухую констатацию фактов вперемежку с зубодробительной, тяжеловесной научной терминологией.

Но чтобы действительно уметь применять тропы, необходимо хотя бы иметь представление о теоретической базе, лежащей в основе образности живого языка. И в данной статье попробуем в простой аналитической форме разобраться с непростой, кстати, теоретической основой пресловутой образности.

Метафора: что это

На тему метафоры будет обстоятельная статья на этом блоге.

Очевидная важность этой категории вполне обоснована, как с литературной точки зрения, так и в копирайтерском ремесле, которое, в силу специфики деятельности, соприкасается с литературным творчеством.

Поэтому будет основательный разбор метафоры, как языкового средства увеличения интереса конечного потребителя текста. А ведь именно такую цель, в конечном итоге, преследует как копирайтер, так и литератор.

Итак, метафора, перекочевав из греческого усилиями Аристотеля, на языке оригинала означала перенос, в частности, значения слова.

В контексте поисков различий между метафорой и остальными фигурами, означенными в заглавии статьи, нам будет достаточно дать самое простое определение метафоры.

Так вот, перенос означал лишь способность одного слова или сочетания нескольких, как определенного образа некоего объекта, выступать в качестве части, или целого, образа совершенно другого объекта. Объект тут подразумевается в самом широком смысле этого многозначительного словечка.

И дадим сразу пример метафоры, чтобы смазать шестеренки понимания сей категории. Если кто не заметил, то метафора, хоть и корявенькая, уже состоялась. Очевидно, в прямом смысле «смазывать шестеренки» понимания обычному человеку как-то не с руки.

А вот в тексте, граничащем с претензией на литературность, выглядит достаточно правомерно. Надеюсь, пример удовлетворил жаждущих познания глыб гранитной литературной теории. А теперь попробуйте посчитать, сколько метафор мелькнуло в предыдущем предложении.

Засим перебираемся к аналогии.

Читайте также:  "корзинка" и "корзинок" - это однокоренные слова или формы слов?

Аналогия: что это

Едем дальше. И снова незамутненный греческий, на сей раз в вольном переводе, аналогия означает равенство отношений. Опять, чувствуете, сухое определение не дает разбежаться быстрому уму метафорического мышления. Непонятно скажете, и будете совершенно правы.

А сейчас я добавлю само определение аналогии, и берегитесь, станет еще хуже. Главное, двигайтесь дальше, несколько примеров аналогии и пара метафор спокойно поднимут понимание аналогии на новый уровень. Итак, аналогия – это подобие предметов, явлений и т.д.

, можно опять добавить это всеобъемлющее слово «объектов», в каких-либо их свойствах, а кроме того, это познание посредством сравнения. Ну как, держим удар?

Долгожданный пример аналогии. Хотя нет, добавлю к определению, что аналогии, в отличие от метафор, имеют более конкретное применение: в познании, в науке и т.д.

Чтобы изучающий какую-либо достаточно серьезную дисциплину мог въехать, а я, кажется, об этом упоминал чуть выше, грамотный ученый просто обязан использовать аналогии с общедоступным материалом, дабы неофит имел возможность усвоить сложный научный текст. Ну и пример напоследок. Из истории.

Возможно, читатель уже знаком с одним из отцов-основателей кибернетики – Норбертом Винером. Так вот его аналогия широко известна в технических кругах. Он перенес в область саморегулирующихся технических систем аналогию из биологии.

Где, как известно, природой уже давным-давно спроектирована система обратной связи, когда организм перестраивается в соответствии с меняющимися внешними условиями.

Благополучно перенеся природную саморегуляцию в область технических систем, он заложил основы обратной связи в технику, что, вообще-то, является революцией в этой области. Вот так, господа!

Сравнение: что это

Добрались до последнего тропа, о котором речь в статье. Вот уж действительно, что похоже на метафору, так это сравнение.

Посудите, сравнение – это уподобление одного объекта, вспоминаем наиширочайшее его употребление, другому объекту по одному, или нескольким, общим для обоих признакам. По сути, как и для метафоры, для сравнения характерна игра образов.

Они перекликаются, добавляя обеим частям уравнения полноты смысла, что и требуется, согласно принципиальному определению тропа. А теперь, давайте покинем пустыню определений и рассмотрим примеры сравнения.

Упрям, как баран. Туп, как пробка. Тверд, как сталь. Стальная хватка… извиняюсь, а последнее – уже пример метафоры. Вот тут и начинается самое интересное. Анализ. Пытаемся отделить метафору от сравнения. Но уже в следующей части статьи.

Различия: метафора, аналогия, сравнение

Что касается первой пары – тут все достаточно прозрачно, и уже выявлена разница между метафорой и аналогией. Она огромна, хотя статью я начинал с тайной целью: выявить именно различие между метафорой и аналогией, именно эта разница была для меня не совсем очевидной.

Метафора – это троп, а вот аналогия – нет. Она, вообще, не является фигурой речи, хотя и используется в семантике. Но это уже совсем другой разговор.

Еще одно важное отличие касается употребления аналогий для упрощения процесса познания, в то время как, метафора процесс этот, скорее, усложняет.

Источник: https://mialex.ru/metafora-analogiya-sravnenie/

Метафора и сравнение -Литературоведение и теория литературы

Метафора и сравнение

Метафора (от др.-греч. μεταφορ — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля, в сущности, почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления.

Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.

Так, старость можно назвать вечером или осенью жизни, так как все эти трипонятия ассоциируются по общему их признаку приближения к концу: жизни, суток, года. Как и другие тропы(метонимия, синекдоха), метафора есть не только явление поэтического стиля, но и общеязыковое.

Множество слов в языке образованы метафорически или применяются метафорически, причем переносныйсмысл слова рано или поздно вытесняет смысл, слово понимается только в своем переносном значении,которое тем самым уже не сознается как переносное, так как первоначальный прямой его смысл ужепотускнел или даже совсем утратился.

Такого рода метафорическое происхождение вскрывается вотдельных, самостоятельных словах (коньки, окно, привязанность, пленительный, грозный, осоветь), но ещечаще в словосочетаниях (крылья мельницы, горный хребет, розовые мечты, висеть на волоске).

Напротив, ометафоре, как явлении стиля, следует говорить в тех случаях, когда в слове или в сочетании слов сознаетсяили ощущается и прямое, и переносное значение.

  1. Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение.
  2. Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.

В метафоре можно выделить 4 «элемента»:

  1. Категория или контекст,
  2. Объект внутри конкретной категории,
  3. Процесс, каким этот объект осуществляет функцию,
  4. Приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними.

Метафора часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. У Шекспира, например, часто важен не исходный житейский смысл высказывания, а его неожиданное метафорическое значение — новый смысл. Это приводило в недоумение Льва Толстого, воспитанного на принципах аристотелевского реализма.

Проще говоря, метафора не только отражает жизнь, но и творит её. Например, Нос майора Ковалёва в генеральском мундире у Гоголя — это не только олицетворение, гипербола или сравнение, но и новый смысл, которого раньше не было. Футуристы стремились не к правдоподобию метафоры, а к её максимальному удалению от изначального смысла.

Например, «облако в штанах». Исследователи отмечают сравнительно редкое употребление метафоры в советской художественной литературе, хотя об ее «изгнании» говорить не приходится (см., например: «Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто» (А. Гайдар, «Судьба барабанщика»).

В 1970-е годы появилась группа поэтов, начертавших на своём знамени «метафора в квадрате» или «метаметафора» (термин Константина Кедрова). Отличительной чертой метафоры является её постоянное участие в развитии языка, речи и культуры в целом.

Это связано с формированием метафоры под воздействием современных источников знаний и информации, использованием метафоры в определении объектов технических достижений человечества.

Виды метафор  

В современной теории метафоры принято различать диафору (резкую, контрастную метафору) и эпифору (привычную, стертую метафору).

  • Резкая метафора представляет собой метафору, сводящую далеко стоящие друг от друга понятия. Модель: начинка высказывания.
  • Стёртая метафора есть общепринятая метафора, фигуральный характер которой уже не ощущается. Модель: ножка стула.
  • Метафора-формула близка к стёртой метафоре, но отличается от неё ещё большей стереотипностью и иногда невозможностью преобразования в не фигуральную конструкцию. Модель: червь сомнения.
  • Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав.
  • Реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учёта его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. Результат реализации метафоры часто бывает комическим. Модель: Я вышел из себя и вошёл в автобус.

Теории

Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д.

Читайте также:  "на первый взгляд" выделяется запятыми или нет?

Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на

  1. номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии;
  2. образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка;
  3. когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию;
  4. генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.

Сравнение

Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания, свойства.

Сравнение всегда двучленно: в нем называется оба сопоставляемых предмета. 

В сравнении выделяют: сравниваемый предмет (объект сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения), и их общий признак (основание сравнения, сравнительный признак, лат.

 tertium comparationis). Одной из отличительных черт сравнения, является упоминание об обоих сравниваемых предметах, при этом общий признак упоминается далеко не всегда.

Сравнение следует отличать от метафоры.

Имеет формальный показатель: союзы (как, будто, словно, точно), предлоги (подобно,  вроде, наподобие), лексические средства (подобный, похожий, напоминать, смахивать, походить).

В сравнении употребляется творительный падеж имени существительного, так называемый творительный сравнения: Раненым медведем мороз дерет (Н. Асеев).

 Различают сравнения общеязыковые (белый, как снег) и индивидуально-авторские: Чай в стаканах жидкий, как декабрьская заря (А. Мариенгоф).

  • Наряду с простыми сравнениями, в которых два явления имеют один общий признак, используются развернутые сравнения, в которых основанием для сравнения служат несколько признаков.
  • Сравнения характерны для фольклора.
  • Виды сравнения:
  • Известны разные виды сравнений:
  • Сравнения в виде сравнительного оборота, образованного при помощи союзов как, будто, словно, точно: «Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт».
  • Бессоюзные сравнения — в виде предложения с составным именным сказуемым: «Мой дом — моя крепость».
  • Сравнения, образованные при помощи существительного в творительном падеже: «он ходит гоголем».
  • Отрицающие сравнения: «Попытка не пытка».

Источник: https://myfilology.ru/137/323/

Что такое сравнение в литературе? Приводим примеры. — База ответов на любые вопросы

В обыденной жизни мы постоянно вынуждены сравнивать различные объекты в количественном, качественном или ином аспекте. Сравнивать числа, определяя, какое из них больше, а какое меньше, обучают на уроках математики в начальных классах школы.

Однако, оказывается, сравнения используются и в литературе. Рассмотрим, что такое сравнение и в чем его отличие от других изобразительных приемов.

Что такое сравнение в литературе?
Что такое сравнение в русском языке?
Примеры использования сравнения
Чем сравнение отличается от метафоры?
Чем сравнение отличается от эпитета?

Что такое сравнение в литературе?

Сравнение – это широко распространенный художественный прием, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний. Он основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.

Автор либо передает свои собственные впечатления от увиденного, либо приписывает это своим героям. Как правило, сравнение включает три обязательных составляющих: сам предмет или явление, объект, с которым ведется сравнение, и некий общий для сравниваемых объектов признак.

Для человеческого мышления сравнение – самый используемый и эффективный прием: мы всегда выносим свое суждение о чем-то новом на основании сравнения с уже известными аналогичными объектами. Поэтому литературные сравнения всегда понятны и убедительны.

В процессе развития русской литературы было создано несколько типов сравнений: простые (союзные), бессоюзные, отрицательные, сравнения через творительный падеж, через наречие и через родительный падеж.

Что такое сравнение в русском языке?

Не менее широко используется сравнение в обычной разговорной речи. Мы ежедневно услащаем свои фразы десятками сравнений, даже не замечая этого и не задумываясь о том, как формулируется мысль.

В то же время филологи выделяют для прилагательных две степени сравнения сравнительную (больше, длиннее, более высокий и пр.) и превосходную (самый большой, самый широкий).

Как сравнительная, так и превосходная степени сравнения имеют простую сложную форму. Для сравнительной степени простая форма образуется с помощью суффиксов –ее или –ей (выше, быстрей), а сложная форма – с помощью частиц «более» или «менее» (более вкусный, менее распространенный).

Для превосходной степени простую форму прилагательного образуют с помощью суффиксов –айш и –ейш (редчайший, простейший). Сложную форму превосходной степени отличают частицы «наименее», «наиболее» и «самый» (наименее желательный, наиболее тяжелый, самый красивый).

  • Примеры использования сравнения:
  • Простое сравнение: быстрый как молния, легкий словно пух.
  • Бессоюзное сравнение: дом – полная чаша, язык твой – враг твой.
  • Отрицательное сравнение: не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка.
  • Сравнение через творительный падеж: всадник летит птицей.
  • Сравнение через наречие: с волками жить – по-волчьи выть.
  • Сравнение через родительный падеж: мчаться со скоростью ветра.
  • Чем сравнение отличается от метафоры?
  • Метафора основывается на переносе качеств одного явления или объекта на другой: закат пылал, град пуль, тихий шепот волн.
  • В то же время сравнение заключается в уподоблении одного объекта другому по определенным признакам: закат яркий, как пылающее пламя, пули летели градом, шум волн тихий, как шепот.
  • Чем сравнение отличается от эпитета?
  • По сути, эпитет является скрытым сравнением: в то время как сравнение призывает сопоставить какие-то качества двух объектов или явлений, эпитет делает это в скрытой художественной форме.

    Примеры:

  • серые как сталь глаза – сравнение, стальные глаза – эпитет;
  • оскалился по-волчьи – сравнение, волчий оскал рта – эпитет.

Источник: https://www.mnogo-otvetov.ru/literature/chto-takoe-sravnenie-v-literature-privodim-primery/

Сравнение и метафора. Сходства и различия

Сравнение — это образное иносказание, в котором устанавливается сходство между двумя явлениями жизни. Сравнение — это важное изобразительно-выразительное средство языка. Существуют два образа:

— основной, в котором заключён главный смысл высказывания и

— вспомогательный, присоединяемый к союзу «как» и прочих.

Сравнение широко используется в художественной речи. Выявляет сходство, параллели, соответствия между исходными явлениями. Сравнением закрепляют разные ассоциации, возникающие у писателя. Метафора — перенос наименования по сходству. Сходство может быть различным

— по форме — иголка (швейная) и иголка (хвойная).

— по расположению — рукава реки — рукава куртки.

— по функции — дворник (человек) и дворник (очистит. устройство).

— метафоры-названия (сросшиеся метафоры, или “мертвые”) — часы идут

Все это — простейшие виды метафор, существуюшие как в любом художественном произведении, так и в речи. Далее пойдут более сложные метафоры, художественные в основном только для художественных произведений.

Общепоэтические (фигуральные метафоры) — их переносной характер легко понять.

Метафоры авторские индивидуально-стилистические) — не закреплены ни в словарях, ни в языке. Примеры: “Костер рябины красной” — Есенин; “лезвие взгляда” — Шолохов“.

Метафоры комические — средство юмора и сатиры. Пример: “Да, — сказал председатель замороженным голосом” — Ильф и Петров.

Развернутая метафора (цепочка метафор, двучленная метафора) — на основе одной метафоры рождается другая. Пример: Блок называет глаза женщины звездами. А звезды могут гаснуть: “погасли звезды синих глаз”.

Можно также рассказать о поэзии 19 века (активно использовали метафору Жуковский, Карамзин и др.

поэты-романтики): “Страна, где я расцвел в тени уединенья”, “Последний луч зари на башнях умирает” и прочее такое.

X Сравнение.

Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете. Напр.:

  • И шел, колыхаясь, как в море челнок,
  • Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
  • Лермонтов

В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное. Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т.п.

  1. И погнувшись изба,
  2. Как старушка, стоит.
  3. Кольцов
  4. Словно как мать над сыновней могилой,

Стонет кулик над равниной унылой.

Некрасов

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Пушкин

Отрицательные сравнения. Особый вид сравнений представляют так называемые отрицательные сравнения, которые особенно часто встречаются в народных произведениях. В них сопоставляются два сходных между собою предмета, но в то же время указывается, что эти предметы не одно и то же (отрицается тождество сходных предметов).

  • Не белы снеги забелелись:
  • Забелелись каменны палаты.
  • Не былинушка в чистом поле зашаталася:

Зашаталася бесприютная головушка…

  1. Что не ласточки, не касаточки
  2. Вкруг гнезда увиваются:
  3. Увивается тут родная матушка;
  4. Она плачет — как речка льется.
  5. Отрицательные сравнения встречаются и в художественной литературе:
  6. Не серна под утес уходит,
  7. Орла заслышав тяжкий лет:
  8. Одна в сенях невеста бродит,
  9. Трепещет и решенья ждет.
  10. Пушкин
  11. И, конечно же, смотрите другие билеты.
  12. БИЛЕТ 21.
  13. Инверсия как одно из средств художественной выразительности.

Инверсия — (от лат. Inversio — переворачивание) — фигура слова: нарушение естественного порядка слов. Ставя то или иное слово, несущее основную смысловую нагрузку, на необычное для него место во фразе, писатель тем самым обращает на него особенное внимание.

Первый фактор определяет порядок главных членов предложения — подлежащего и сказуемого. Второй фактор применения обычного порядка слов – синтаксические нормы различных национальных языков. Это условие инверсии второстепенных членов предложения.

Дополнения и обстоятельства в форме существительных, стоящие перед управляемыми ими словами, воспринимаются в русском языке как инверсированные. Особенно распространённый вид инверсии — постановка эмоционального определения, эпитета в форме прилагательного или наречия после определяемого им слова.

Дальнейшее развитие инверсии заключается в том, что слова в предложении не только меняются местами, но и при этом разъединяются те из них, которые должны бы стоять рядом.

X Инверсия (от лат. inversio — переворачивание, перестановка), изменение обычного порядка слов в предложении. И., как правило, используется для выделения переставленного элемента предложения или для придания всему предложению особого смысла.

В языках с фиксированным порядком слов И. имеет грамматическую нагрузку, например для образования вопросительных предложений в русском, английском, французском языках. И. — один из способов реализации актуального членения предложения.

Например: русское «Видел я отца», немецкое Den Sohn liebt die Mutter — «Сына любит мать». Нередко формы И., не принятые в обычной речи, используются в поэзии; например, у А. С. Пушкина: «Минутных жизни впечатлений Не сохранит душа моя…

», или: «Под вечер, осенью ненастной, В далёких дева шла местах…».

X Актуальное членение предложения, функциональная перспектива предложения, лингвистический термин, означающий членение предложения, исходящее из выражения им конкретного смысла в контексте данной ситуации. При А. ч. п.

выделяются то, что считается известным или может быть легко понято (исходная точка, основа, тема), то, что сообщается об исходной точке высказывания (ядро, рема), и элементы перехода, например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)». А. ч. п.

противопоставляется формальному членению предложения на грамматические элементы. Если тема предшествует реме, порядок слов в предложении называется объективным, в противном случае — субъективным, например: «отец (тема) идёт (рема)» — если ждут отца; «отец (рема) идёт (тема)» — если услышали шаги. А. ч. п.

выражается порядком слов, интонацией и др. средствами. [Ну это уже для совсем извращенцев – это чтобы сразу автозачет поставили 😉 на все время обучения]

БИЛЕТ 22.

Источник: https://cyberpedia.su/12x7eb7.html

Сравнение и метафора: сходство и различие

Сравнение — это образное иносказание, РІ котором устанавливается сходство между РґРІСѓРјСЏ явлениями жизни. Сравнение — это важное изобразительно-выразительное средство языка. Существуют РґРІР° образа:

— РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№, РІ котором заключён главный смысл высказывания Рё

— вспомогательный, присоединяемый Рє СЃРѕСЋР·Сѓ «как» Рё прочих.

Сравнение широко используется в художественной речи. Выявляет сходство, параллели, соответствия между исходными явлениями.

Сравнением закрепляют разные ассоциации, возникающие Сѓ писателя. Метафора — перенос наименования РїРѕ сходству.

Сходство может быть различным

— РїРѕ форме — иголка (швейная) Рё иголка (хвойная).

— РїРѕ расположению — рукава реки — рукава куртки.

— РїРѕ функции — РґРІРѕСЂРЅРёРє (человек) Рё РґРІРѕСЂРЅРёРє (очистит. устройство).

— метафоры-названия (сросшиеся метафоры, или “мертвые”) — часы РёРґСѓС‚

Р’СЃРµ это — простейшие РІРёРґС‹ метафор, существуюшие как РІ любом художественном произведении, так Рё РІ речи. Далее РїРѕР№РґСѓС‚ более сложные метафоры, художественные РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј только для художественных произведений.

Общепоэтические (фигуральные метафоры) — РёС… переносной характер легко понять.

Метафоры авторские индивидуально-стилистические) — РЅРµ закреплены РЅРё РІ словарях, РЅРё РІ языке. Примеры: “Костер СЂСЏР±РёРЅС‹ красной” — Есенин; “лезвие взгляда” — Шолохов“.

Метафоры комические — средство СЋРјРѕСЂР° Рё сатиры. Пример: “Да, — сказал председатель замороженным голосом” — Р�льф Рё Петров.

Развернутая метафора (цепочка метафор, двучленная метафора) — РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ РѕРґРЅРѕР№ метафоры рождается другая. Пример: Блок называет глаза женщины звездами. Рђ звезды РјРѕРіСѓС‚ гаснуть: “погасли звезды СЃРёРЅРёС… глаз”.

Можно также рассказать о поэзии 19 века (активно использовали метафору Жуковский, Карамзин и др.

поэты-романтики): “Страна, где я расцвел в тени уединенья”, “Последний луч зари на башнях умирает” и прочее такое.

X Сравнение.

Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете. Напр.:

  • Р� шел, колыхаясь, как РІ РјРѕСЂРµ челнок,
  • Верблюд Р·Р° верблюдом, взрывая песок.
  • Лермонтов

В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное. Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т.п.

  1. � погнувшись изба,
  2. Как старушка, стоит.
  3. Кольцов
  4. Словно как мать над сыновней могилой,
  5. Стонет кулик над равниной унылой.
  6. Некрасов

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Пушкин

Отрицательные сравнения.

Особый вид сравнений представляют так называемые отрицательные сравнения, которые особенно часто встречаются в народных произведениях.

В них сопоставляются два сходных между собою предмета, но в то же время указывается, что эти предметы не одно и то же (отрицается тождество сходных предметов).

  • РќРµ белы снеги забелелись:
  • Забелелись каменны палаты.
  • РќРµ былинушка РІ чистом поле зашаталася:

Зашаталася бесприютная головушка…

  1. Что не ласточки, не касаточки
  2. Вкруг гнезда увиваются:
  3. Увивается тут родная матушка;
  4. РћРЅР° плачет — как речка льется.
  5. Отрицательные сравнения встречаются и в художественной литературе:
  6. Не серна под утес уходит,
  7. Орла заслышав тяжкий лет:
  8. Одна в сенях невеста бродит,
  9. Трепещет и решенья ждет.

Источник: https://mybiblioteka.su/tom2/6-46870.html

Ссылка на основную публикацию