Виды обстоятельств в русском языке — таблица с примерами

Обстоятельство в русском языке играет важную роль, так как является связывающим и дополняющим Обстоятельства «обладают» широкими возможностями и могут уточнять и дополнять разные действия или признаки.

Обстоятельство: русский язык и иностранные языки.

Итак, какое же место занимают обстоятельства в предложении? Всем известно, что это второстепенные члены. Их задача уточнять что-либо, давать характеристику или просто связывать некоторые части.

Обстоятельство в английском языке играет точно такую же роль, только у него есть одно отличие: если в русском языке эти члены предложения могут находиться как в начале, так и в любой другой части предложения, то в английском языке только после подлежащего и сказуемого. Такая строгая форма построения фразы иногда затрудняет перевод.

Обстоятельство в русском языке имеет свою структуру, зная которую можно не только без труда узнать разряд, но также и определить тип Итак, ниже будет представлена информация по каждому разряду.

Виды обстоятельств в русском языке - таблица с примерами

Обстоятельство в русском языке имеет 8 разрядов. Все эти разряды нужно обязательно знать наизусть. Первый разряд — обстоятельства места: они отвечают на вопросы, которые указывают местность или нахождение чего-либо (где?, откуда?, куда?). Например, ветер дул с юга («с юга» — обстоятельство), утром здесь темно («здесь» — обстоятельство).

Второй разряд — «временной»: такие обстоятельства поясняют и уточняют временное пространство (когда?/как долго?). Например, вчера был дождь (когда?- «вчера»), он трудился от зари до зари (трудился как долго? — от зари до зари).

Третий разряд — обстоятельства причины: чаще всего, эти второстепенные действия отвечают на вопрос почему? Например, было мокро из-за утренней росы (было мокро почему? — из-за утренней росы). Четвертый разряд обстоятельственных второстепенных членов предложения — образ действия/степень.

Здесь слова будут отвечать на вопросы как?/в какой мере/степени? Например, нам стало немного грустно (стало грустно в какой степени? — немного), время текло слишком быстро (время текло как? — слишком быстро).

Виды обстоятельств в русском языке - таблица с примерами

Пятый разряд — сравнительные обстоятельства. Как можно догадаться, здесь все вопросы будут направлены на сравнение — как? Например, он был красив, как будто вышел с обложки журнала. Шестой разряд — обстоятельства уступки.

Такой вид, как правило, вызывают большие проблемы у школьников, однако в нем нет ничего страшного. Уступка — это вопрос «несмотря на что?». Например, на улице было очень тепло, несмотря на вчерашнюю метель (на улице было тепло несмотря на что? — на вчерашнюю метель). Седьмой разряд — цель.

Обстоятельства в русском языке имеющие вопросы цели, являются одним из сложноузнаваемых разрядов. Например, я спустился на первый этаж узнать расписание (я спустился я зачем? — узнать расписание).Последний разряд — условие.

Вопросы: при каком условии? Например, на улице чисто при отсутствии дождя (на улице чисто при каком условии? — при отсутствии дождя).

Обстоятельство в русском языке помогает делать нашу речь более яркой и насыщенной. Поэтому нужно уметь правильно согласовать слова в предложении. Именно для этого следует знать разряды обстоятельств.

1. Обстоятельство
– второстепенный член предложения, который обозначает время, место, причину, образ действия и. т.д и отвечает на вопросы когда? где? почему? как? и.т.д

Например: Моя сестра потащила его куда то.2. Обстоятельства чаще всего выражены:

Существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога;

Жил (где?) в горах; творил (как?) с воодушевлением. наречием;

Жил (как?) убого.

местоимением-наречием;

Поехал (куда?) в Киев. деепричастием;

Сидел (как?) подбоченившись. инфинитивом.

Вышел (с какой целью?) искупаться.

3. Обстоятельство обычно поясняет:

Идти на работу. прилагательное;

Крайне замученный, усталый до потери пульса. наречие.

Слишком медленно.

4. Обстоятельства могут быть разнообразны по значению. Данные значения можно определить по вопросам.

Виды обстоятельств 1) места. Отвечает на вопросы: где? куда? откуда? Например: Хорошо (где?) тут. Я уезжаю (куда?) в город. Я приехал (откуда?) издалека. 2) Времени. Отвечает на вопросы: когда? с каких пор? до каких пор? как долго? Например: Он встал (когда?) вечером. С весны (с каких пор?) от мамы нет писем.

До завтрашнего дня (до каких пор?) не управимся. Пять лет (как долго?) от матери писем не было. 3) Образа действия, меры и степени. Отвечает на вопросы: как? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько? Например: Она смотрела (как?) недружелюбно. Они решили идти (как? каким образом? каким способом?) лесом.

Платье (как? в какой степени?) сильно выгорело. Он (в какой степени? насколько?) совершенно забыл правила русского языка. 4) Сравнения. Отвечает на вопросы: как? подобно кому? подобно чему? Например: Кошка (как? подобно чему?) клубочком свернулась на краешке. За печкой тикал (как? подобно чему?), как ходики, сверчок. 5) Причины.

Отвечает на вопросы:почему? отчего? по какой причине? Я молчал (почему?) из вежливости. Он умер (отчего? по какой причине?) от страха. Он повеселел (почему? по какой причине?) от вина. 6) Цели. Отвечает на вопросы: зачем? для чего? с какой целью? Например: Она сделала это (зачем? с какой целью?) специально.

Они остановились (для чего? с какой целью?) отдохнуть. Она пошла (с какой целью?) навестить больного. 7) Условия. Отвечает на вопросы:при каком условии? Например: Она просила позвать ее (при каком условии?) в случае необходимости. Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде. Обратите внимание! 8) Уступки.

Отвечает на вопросы: вопреки чему? несмотря на что? Например: Она вернулась (вопреки чему?) вопреки всем ожиданиям.

Мы, (несмотря на что?) несмотря на усталость, решили продолжать работать

1) Обстоятельства очень часто выражаются существительными в косвенном падеже с предлогом или без предлога. К любому существительному (как части речи) можно задать падежный вопрос. Однако синтаксический вопрос и морфологический вопрос могут не совпадать.

Например: Я восхищаюсь их (чем?) добротой. – Он пошёл (как?) быстрым шагом; Я (как? подобно кому?) волком бы выгрыз бюрократизм;

2) иногда обстоятельство может совмещать несколько значений или характеризовать обстановку, ситуацию в целом (в этом случае обстоятельство обычно обозначает состояние природы, погоды, окружающей среды и т.п.).

Например: Речка весело блестит на солнце. К обстоятельству на солнце очень трудно задать один из названных выше вопросов (где? когда? при каком условии?). Наиболее точным будет вопрос в какой ситуации? в какой обстановке?

Такие обстоятельства часто называют обстоятельствами обстановки (ситуации). Наиболее регулярно такое значение выражают формы: в тишине, при свете, во мгле,в тумане,на солнышке, среди тишины и т.п.

План разбора обстоятельства

Указать разряд обстоятельства по значению. Указать, какой морфологической формой выражено обстоятельство.

  • Образец разбора
  • Здесь даже ели с горя поседели.
  • Здесь – обстоятельство места, выраженное наречием.
  • С горя – обстоятельство причины, выраженное существительным в родительном падеже с предлогом с.
  • Сравните предложения:

1. Дети вернулись домой.

2. Дети вернулись домой из похода.

3. Дети вернулись домой из похода вечером.

Можно ли сказать, что в третьем предложении содержится самая полная и точная информация: куда и когда вернулись дети, где они были?

(Да, можно. Есть уточнение — вернулись ИЗ ПОХОДА ВЕЧЕРОМ.)

Прочитаем текст. Заменим вопросами, подходящими по смыслу словами.

Слова для справок: неподвижно, с охоты, по алее, из гнезда, медленно, на дорожку.

1. Я возвращался (откуда?) и шёл(где?)сада.

2. Собака бежала (где?)

3. Я взглянул (куда?) и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

4. Он упал (откуда?) и сидел (как?).

5. Моя собака (как?) приближалась к нему.

Правильный ответ:

1. Я возвращался(откуда?) с охоты и шёл(где?)по аллее сада.

2. Собака бежала впереди меня.

3. Я взглянул(куда?) на дорожку и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

4. Он упал (откуда?) из гнезда и сидел (как?) неподвижно.

5. Моя собака (как?) медленно приближалась к нему.

Виды обстоятельств в русском языке - таблица с примерами

Обстоятельство
— это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, цель, способ, меру, степень действия (признака) и отвечает на вопросы где? когда? зачем? почему? как? и др. Например: Дни поздней осени бранят обыкновенно
(А. Пушкин). Обстоятельства чаще относятся к сказуемому, реже — к другим членам предложения. Способы выражения обстоятельств:

1. наречие:

Глядишь вокруг — и на душе легко, И зреет мысль так вольно, широко, И сладко песнь в честь Родины поется.
(И. Никитин)

2. существительное в косвенном падеже с предлогом и без него: Ночью над рекой опустился туман
(К. Паустовский);

3. инфинитив (со значением цели): Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей
(А. Чехов);

4. сравнительный оборот: Что ж так имя твое звенит, словно августовская прохлада?
(С. Есенин);

5. деепричастие (деепричастный оборот): Ручей, бурля, бежит к ручью
(А. Фет);

6. цельное словосочетание: Семь раз отмерь, один раз отрежь
(Пословица);

7. фразеологический оборот: …спешу к вам голову сломя
(А. Грибоедов).

Основные виды обстоятельств

По значению обстоятельства делятся на следующие группы:

1. Обстоятельства места
. Обозначают место, путь движения и т. д. Отвечают на вопросы где? куда? откуда?
и др. Примеры: Повсюду зеленели травы
(И. Тургенев); И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам…
(А. Грибоедов).

2. Обстоятельства времени
. Обозначают время действия. Отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор?
и др. Примеры: С утра дом Лариных гостями весь полон
(А. Пушкин).

3. Обстоятельства образа действия и степени
. Обозначают качество или способ совершения действия, меру, степень действия (признака). Отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом? в какой мере? насколько? в какую цену?
и др.

Примеры: Печально склоняется ива у братских солдатских могил (М. Дудин). Как-то Сережа упал во дворе, ссадил колени в кровь и пришел домой плача
(В. Панова). До станции оставалось с версту
(М. Лермонтов). Каждый такой кусок весит сотни пудов
(В. Гаршин).

Дерзок он был до сумасбродства
(И. Тургенев).

4. Обстоятельства причины
. Обозначают причину совершения действия или возникновения признака. Отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?
и др.

Примеры: Отчего волна морская так мне дорога?
(А. Жаров); Нескошенные травы так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова
(К.

Читайте также:  Звукоподражания не относятся к...

Паустовский); Ему стало стыдно из-за его сомнений
(И. Тургенев).

5. Обстоятельства условия
. Обозначают условие, при котором может совершиться действие. Отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае?
Примеры: Что было бы с ней в случае моей болезни!
(А. Чехов); Не посеяв, не жди урожая
(Пословица); Не увидевши горького, не узнаешь и сладкого
(Пословица).

6. Обстоятельства уступки
. Указывают на то, что действие совершается, несмотря на препятствия. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
Примеры: Вопреки моему желанию они познакомились
(В. Гаршин); Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на преданность друзей
(И. Тургенев); Работа, несмотря на ранний час, уже шла вовсю
(В. Набоков).

7. Обстоятельства цели
. Обозначают цель совершения действия. Отвечают на вопросы зачем? для чего? для какой цели?
Примеры: Мария Трофимовна делает все, что в ее силах, для украшения и обогащения земли
(К. Паустовский); Ради его спасения было отдано все: счастье, любовь, была отдана жизнь
(К. Паустовский).

8. Обстоятельства сравнения
. Обозначают сравнение. Отвечают на вопрос подобно чему?
Примеры: Как очарованное, дремлет на возвышении село
(Н.

Гоголь); Снег лежал волнами и блестел как сахар
(Л. Толстой); Мой спутник мурлычет, точно кот, какую-то песню
(М.

Горький); Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень
(М. Горький).

Обстоятельство в предложение обозначается пунктиром с точкой. Чтобы легко запомнить вопросы обстоятельств, можно выучить считалочку: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

1. Прочитаем записанные парами вопросы и ответы. Определим, к какому члену предложения они заданы. Найдём лишнюю пару. Объясним, почему она лишняя.

1. Проливной дождь шёл (когда?) Проливной дождь шёл ночью.

Виды обстоятельств в русском языке - таблица с примерами

2. (Где?) набухли почки? На тополях набухли почки.

3. Дети поедут (когда? куда?) Дети поедут завтра за город.

4. Сухой камыш шуршит (почему? по какой причине?) Сухой камыш шуршит от ветра.

5. Дорожка шла к аллее (откуда?) Дорожка шла к аллее от беседки.

6. Вера любит (какое?) мороженое? Вера любит шоколадное мороженое.

7. Охотники грелись (где?) Охотники грелись у костра.

Виды обстоятельств в русском языке - таблица с примерами

8. Мальчик читает (как?) Мальчик читает выразительно.

Вопросы: где? когда? по какой причине? как? откуда? заданы к обстоятельствам.

А лишняя пара — это предложение про Веру, потому что шоколадное отвечает на вопрос какое? (является определением).

2. Давайте сделаем разбор предложений:

1. Вечером у озера громко квакали лягушки.

(Кто?) лягушки — это подлежащие.

(Что делали?) квакали — это сказуемое.

Квакали (где?) у озера — это обстоятельство места.

Квакали (как?) громко — это обстоятельство образа действия.

Квакали (когда?) вечером — это обстоятельство времени.

2. Сова вылетает на охоту ночью.

(Кто?) сова — это подлежащие.

Сова (что делает?) вылетает — это сказуемое.

Вылетает (куда?) на охоту — это обстоятельство места.

Вылетает (когда?) ночью — это обстоятельство времени.

3. Громко барабанит дятел в лесной тишине.

(Кто?) Дятел — это подлежащие.

Дятел (что делает?) барабанит — это сказуемое.

Барабанит (как?) громко — это обстоятельство образа действия.

Барабанит (где?) в тиши — это обстоятельство места.

В тиши (какой?) лесной — это определение.

Раздавались (где?) за рекой — это обстоятельства места.

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

1. Институт открытого образования ().

  1. Найдите и подчеркните в предложениях обстоятельства.
  2. 1) Она ушла в лес.
  3. 2) Гроза прекрасна ночью.
  4. 3) Он сидел, сложа руки.
  5. 4) Я не ходила в школу из-за болезни.
  6. 5) Я пришла в школы учиться.

Поставьте правильно вопрос к обстоятельствам. Определите, какого они вида.

  • 1) Мы въехали в город.
  • 2) Мы прождали их около восьми часов.
  • 3) От усталости я не мог говорить.
  • 4) В санатории все приготовлено для лечения отдыхающих.
  • 5) При старании можно добиться успеха.
  • 6) На улице, несмотря на мороз, было многолюдно.
  • 7) Голова у нее острижена, как у мальчишки.
  • Добавьте в предложения обстоятельства по смыслу, определите их вид.
  • 1) Капитан приказал продолжить движение, несмотря на (что?)
  • 2) Петр пришел в библиотеку (для?)
  • 3) Мокрые ступени оказались мокрые, как (что?)
  • 4) Они готовы на все ради (чего?)
  • 5) Порт будет закрыт в случае (чего?)
  • *Напишите по два предложения на каждый вид обстоятельств.

Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в занимает обстоятельство: связывает части текста

Источник: https://zooplay.ru/chto-takoe-obstoyatelstvo-osnovnye-vidy-obstoyatelstv-v-russkom/

Обстоятельство в русском языке – виды в таблице (тема 6 класса) — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Второстепенные члены предложения играют в нем очень важную роль, поэтому изучать данную тему на уроках русского языка нужно очень внимательно. Взять, к примеру, обстоятельство – зачем оно нужно, чем выражается, как подчеркивается? Все это ученик 6 класса должен знать очень хорошо и использовать на практике при разборе предложения.

Виды обстоятельств в русском языке - таблица с примерами

Обстоятельство в русском языке: роль и особенности второстепенного члена предложения

Итак, этот второстепенный член необходим в предложении, чтобы обозначить время или место действия, его причину и обстоятельства и так далее. Очевидно, что существуют разные виды обстоятельства, а разобраться в том, какие именно, и закрепить знания с помощью примеров поможет таблица:

Вид обстоятельства Вопросы, которые к нему ставятся Примеры
Места
  • где?
  • куда?
  • откуда?
Хорошо (где?) в деревне.
Я уезжаю (куда?) в отпуск.
Я приехал (откуда?) из города.
Времени
  1. когда?
  2. с каких пор?
  3. до каких пор?
  4. как долго?
(Когда?) Вчера шел дождь
Они дружили (с каких пор?) с прошлого лета
Образа действия, меры и степени
  • как?
  • каким образом?
  • каким способом?
  • в какой мере?
  • в какой степени?
  • насколько?
Платье сидит на ней (как?) отлично
Сравнения
  1. как?
  2. подобно кому?
  3. подобно чему?
Кошка (как?) клубочком свернулась на диване
Причины
  • почему?
  • отчего?
  • по какой причине?
Путешественник страдал (по какой причине?) от голода
Цели
  1. зачем?
  2. для чего?
  3. с какой целью?
Он сделал это (для чего?) назло
Условия при каком условии? Озеро прекрасно (при каком условии) под зимним снегом
Уступки вопреки чему?
несмотря на что?
(несмотря на что?) Несмотря на ветер, дети вышли погулять

Значения определяются по вопросам, но очень часто сложно определить, к какому конкретному виду относится обстоятельство, потому что они могут характеризовать обстановку в целом или сочетать в себе сразу несколько значений. Такие обстоятельства не выделяются в особую группу, но их в общем называют обстоятельствами ситуации, обстановки. Например: Травка зеленеет на солнце. Они сидели в тишине и так далее.

Чем выражается обстоятельство и схема его разбора

  • Чаще всего этот второстепенный член предложения выражается наречием, существительным с предлогом или без, обязательно в косвенном падеже), а также местоимением, деепричастием и глаголом в неопределенной форме.
  • Если обстоятельство выражается существительным в косвенном падеже, то к нему можно поставить падежный вопрос, однако он не будет в то же время и синтаксическим вопросом, то есть по падежному вопросу нельзя будет определить, к какому виду относится обстоятельство.
  • Обычно обстоятельство поясняет три части речи (хотя это правило не без исключений) – это глагол, прилагательное или наречие.
  • Чтобы разобрать обстоятельство, нужно сначала указать его вид по значению, а также указать, чем оно выражено и в какой морфологической форме стоит слово, если оно изменяемое.

Что мы узнали?

Обстоятельство – это такой второстепенный член предложения, который указывает на время происходящего, его место, причину и так далее. По этому признаку он делится на несколько разных видов, которые можно установить, задав к обстоятельству вопрос.

Однако этот второстепенный член предложения может характеризовать ситуацию в целом или указывать сразу на несколько моментов происходящего – тогда это будет обстоятельство ситуации. Выражаться оно чаще всего может существительным в косвенном падеже (при этом морфологический вопрос не будет совпадать с вопросом синтаксическим), глаголом или наречием.

Для того, чтобы разобрать обстоятельство, нужно указать его значение и то, чем оно выражается.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/8316-obstoiatelstvo-v-rysskom-iazyke-vidy-v-tablice-tema-6-klassa.html

Урок по теме «Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот в роли обстоятельства»

Конспект урока
Обстоятельство.

Виды обстоятельств по значению

Класс: 8
Вид урока: изучение новой темы.
Тип урока: комбинированный.
Место урока в системе уроков: 1-й урок по теме «Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот в роли обстоятельства»

  • Использованная технология: «Развитие критического  мышления через чтение и письмо».

Использованные приемы:

  1. — «Корзина идей»;
  2. — «Верно-неверно»;    
  3. — «Кластер»;
  4. — инсерт;
  5. — акетирование.

Цели урока

  • образовательные:
  •  — систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Второстепенные члены предложения»;
  • — формирование знаний о видах обстоятельств в русском языке, формирование умений определять виды обстоятельств в русском языке;
  • -формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • цели развивающие:
  • — развитие навыков групповой работы;
  • -развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
  • -формирование умений анализировать полученную информацию;
  • -формирование умения слушать и вступать в диалог;
  • цели воспитательные:
  • — воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
  • -формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
  •  Оборудование:

-компьютерная презентация, рабочий лист, таблица«Виды обстоятельств в русском языке».
Ход урока
I. Организационный момент.
— Ребята, на прошлых уроках вы начали знакомство с второстепенными членами предложения.

Цель нашей работы сегодня – продолжить знакомство обстоятельством как членом предложения. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом.

При этом договоримся, что сегодня каждый  может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов.

В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.

Начнем урок с проверки знаний.

II. Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Приём «Корзина идей»

Читайте также:  Проверочное слово к слову "домашняя"

— Что вам известно об обстоятельстве?

Возможные варианты ответов: обстоятельство — второстепенный член предложения. Обстоятельство присоединяется к сказуемому. Обстоятельство отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? и др. Обстоятельство может быть выражено наречием и именем существительным в косвенном падеже. Подчёркиваются штрихпунктирной линией. Нам известны обстоятельства места, времени, образа действия.
-Откуда у вас сведения об обстоятельстве?
Ответы учащихся:

  1. -Прочитал в учебнике.
  2. -Слышал раньше от учителя.
  3. -Узнал от одноклассника и др.

Предлагаю проверить каждому из вас известные сведения об обстоятельстве с помощью таблицы «Верите ли вы, что…» . Поставьте любой значок в той колонке, где, по вашему мнению, находится правильный ответ.

Верите ли вы, что… да нет
1 Обстоятельство — второстепенный член предложения +
2 Обстоятельство присоединяется к сказуемому +
3 Обстоятельство относится к подлежащему +
4 Обстоятельство может отвечать на вопрос: какой? +
5 Обстоятельство отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? +
6 Обстоятельства бывают места, времени и образа действия
7 Обстоятельство может быть выражено глаголом +
8 Обстоятельство может быть выражено причастным оборотом +
9 Деепричастный оборот может быть обстоятельством +
10 Обстоятельство может быть выражено наречием и именем существительным +
11 Подчеркивается волнистой линией +

— Какие неверные утверждения вы обнаружили? (Учащиеся называют неверные утверждения, затем учитель показывает слайд с верными вариантами ответов).

Составьте кластер «Виды обстоятельств». Какие три известные вам с 5-го класса три вида обстоятельств вы занесёте в схему. (рабочий лист стр.1)

(Обучающиеся называют обстоятельства места, времени и образа действия)

III. Стадия осмысления. Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

Наша задача сегодня – выяснить, какие виды обстоятельств существуют в русском языке, на какие вопросы отвечают, сколько видов обстоятельств выделяют.

ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).
Прочитайте материал на стр.174.
Сделайте пометки на полях:

  • «+» — если считаете, что это вам известно;
  • «-» — если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;
  • «v» — если то, что прочитали, является новым;

«?» — если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Вопросы к классу:
1.Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?
(Обстоятельство — второстепенный член предложения. Обстоятельство присоединяется к сказуемому. Обстоятельство отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? и др. Обстоятельство может быть выражено наречием и именем существительным в косвенном падеже)
2.Какую новую информацию вы получили?
(Обстоятельства могут быть выражены сравнительным оборотом. По значению выделяют обстоятельства образа действия, места, времени, меры и степени, причины, цели, условия, уступки).

Рассмотрите таблицу «Виды обстоятельств»

Подумайте, что нам нужно уметь делать, чтобы правильно определить вид обстоятельства?

Виды обстоятельств Вопросы Примеры
Места где? куда? откуда? докуда? появились вдали  
проводил до станции
Времени когда? с каких пор? до каких пор? приехали накануне  
остался до утра
Причины почему? отчего? задержался из-за непогоды
Цели зачем? для чего? сделать назло
Образа действия как? каким образом? приплыли быстро
Меры сколько раз? как много? как долго? звонил дважды
Степени в какой мере? в какой степени? весьма удивлен
Условия при каком условии? при желании научитесь
Уступки вопреки чему? вопреки желанию не успел

-Что нам нужно знать, чтобы правильно определить вид обстоятельства?

(Знать, на какие вопросы отвечают, к какому слову в предложении относятся (к сказуемому)).
Пустой слайд – «Виды обстоятельств»
Учитель:

  1. — Давайте проверим, насколько развита у вас память.
  2. — Сколько видов обстоятельств мы назвали? (9)
  3. — Хочу вас успокоить. Человек с хорошей памятью назовёт максимум 7

Учитель
А теперь предлагаю вам закрепить полученные знания с помощью следующих упражнений.

Задание 1. (рабочий лист стр.1-2)

Найдите и выпишите из данного текста обстоятельства, со словами, к которым они относятся (5 примеров). Определите вид обстоятельств.

Для работы я вам предлагаю текст Ольги Берггольц. В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер, и Ольга Федоровна осталась в городе. (…) Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось «это мило, славно, приятно — не больше», Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда.» В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу «Говорит Ленинград».

  • О да — и н а ч е н е м о г л и
  • ни те бойцы, ни те шоферы,
  • когда грузовики вели
  • по озеру в голодный город.
  • Холодный ровный свет луны,
  • снега сияют исступленно,
  • и со стеклянной вышины
  • врагу отчетливо видны
  • внизу идущие колонны.
  • И воет, воет небосвод,
  • и свищет воздух, и скрежещет,
  • под бомбами ломаясь, лед,
  • и озеро в воронки плещет.
  • Но вражеской бомбежки хуже,
  • еще мучительней и злей —
  • сорокаградусная стужа,
  • владычащая на земле.
  • Казалось — солнце не взойдет.
  • Навеки ночь в застывших звездах,
  • навеки лунный снег, и лед,
  • и голубой свистящий воздух.

Казалось, что конец земли…

Но сквозь остывшую планету

на Ленинград машины шли:

он жив еще. Он рядом где-то.

  1. На Ленинград, на Ленинград!
  2. Там на два дня осталось хлеба,
  3. там матери под темным небом
  4. толпой у булочной стоят,
  5. и дрогнут, и молчат, и ждут,
  6. прислушиваются тревожно:

К заре, сказали, привезут…

— Гражданочки, держаться можно…—

  • И было так: на всем ходу
  • машина задняя осела.
  • Шофер вскочил, шофер на льду.
  • — Ну, так и есть — мотор заело.
  • Ремонт на пять минут, пустяк.
  • Поломка эта — не угроза,
  • да рук не разогнуть никак:
  • их на руле свело морозом.
  • Чуть разогнешь — опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

  1. А хлеб — две тонны? Он спасет
  2. шестнадцать тысяч ленинградцев.—
  3. И вот — в бензине руки он
  4. смочил, поджег их от мотора,
  5. и быстро двинулся ремонт
  6. в пылающих руках шофера.
  7. Вперед! Как ноют волдыри,
  8. примерзли к варежкам ладони.
  9. Но он доставит хлеб, пригонит
  10. к хлебопекарне до зари.
  11. Шестнадцать тысяч матерей
  12. пайки получат на заре
  13. сто двадцать пять блокадных грамм
  14. с огнем и кровью пополам.

…О, мы познали в декабре

  • не зря «священным даром» назван
  • обычный хлеб, и тяжкий грех —
  • хотя бы крошку бросить наземь:
  • таким людским страданьем он,
  • такой большой любовью братской
  • для нас отныне освящен,
  • наш хлеб насущный, ленинградский.
  • Ольга Берггольц

Ленинградская поэма
Задание 2. (рабочий лист стр. 3)
27 января 1944 года — что это за дата?

27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.

Гитлер решил стереть с лица земли город Ленинград… Было предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия… Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Сильные морозы царили в городе зимой.

В первую зиму блокады многие ленинградцы умерли от холода, особенно после того, как в декабре 1941 г. из-за нехватки топлива было отключено отопление. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в домах, которые не отапливались.

За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Смерть входила во все дома. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня – завтра такая участь ожидала каждого. Когда утром выходили из дому, натыкались на трупы, лежащие в подворотне, на улице.

По Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. От нее зависело спасение жителей города. Скольких людей спасла эта дорога!

Длилась блокада с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (871 день).

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1 млн человек.

Задание то же: определить вид выделенных обстоятельств. Предложения, с которыми вы будете работать, содержат некоторые сведения о блокаде Ленинграда.
1.Для осуществления этого варварского замысла(ЦЕЛИ) гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы — более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов.
2.Люди от голода (ПРИЧИНЫ) настолько ослабели, что не сопротивляются смерти.

3.Под постоянной бомбежкой и артобстрелами водители, несмотря на огромные потери, (УСТУПКИ) доставляли по «дороге жизни» лишь небольшое количество необходимых продуктов.

4.В конце декабря (ВРЕМЕНИ) хлебная пайка стала вдвое больше — к этому времени значительная часть населения погибла.
5.С наступлением зимы (ВРЕМЕНИ) в городе практически кончились запасы топлива.

Совместная проверка задания. Правильные ответы выводятся на экран.

Задание 3. (рабочий лист стр.3)

Посмотрите на фотоснимки из блокадного Ленинграда.

Составьте 2-3 предложения на тему «Блокадный Ленинрад», используя различные виды обстоятельств. Определите вид обстоятельств.
VI. Стадия рефлексии. Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.


Вспомним этапы работы над темой урока:
1)Что вспомнили? Что узнали?
вспомнили, что известно об обстоятельстве; узнали, какие виды обстоятельств есть ещё в русском языке; 2) Что делали?
— сами формулировали вопросы, требующие решения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на поставленные вопросы;
— закрепляли знания через применение их на практике.

ПРИЁМ «Кластер» (рабочий лист стр.1)

Вернёмся к нашему кластеру.

  1. Предлагаю кластер дополнить полученными новыми сведениями.
  2. Домашнее задание

Упр.241.

Вам предстоит работать с отрывком из повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Данный текст необходимо списать, найти обстоятельства, указать их вид, подчеркнуть как член предложения.

Читайте также:  Наречия времени (примеры)

Учитель:

Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету

ПРИЁМ «Анкетирование» (стр.4 на рабочем листе)
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

  • 6.Материал урока мне был понятен / не понятен
    полезен / бесполезен
  • интересен / скучен
  • Достарыңызбен бөлісу:

Источник: https://tilimen.org/urok-po-teme-obstoyatelestvo-vidi-obstoyatelestv-po-znacheniyu.html

Виды обстоятельств

  • Учитель: Досжан Айгүл Н.
  • Класс: 8 кл.
  • Предмет: русский язык.

Тема: «Обстоятельство. Основные виды обстоятельств».

  1. Цель: дать понятие об обстоятельстве и его основных видах.
  2. Задачи:
  3. углубить знания учащихся об обстоятельстве как второстепенном члене предложения; научить различать виды обстоятельств по значению и определять способы их выражения;
  4. 2) развивающие: активизировать познавательную деятельность учеников, стимулировать и развивать мыслительные процессы, развивать память, внимание, быстроту реакции;
  5. 3) воспитывающие: способствовать становлению интеллектуально развитой личности; воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к языку.
  6. Средства обеспечения: флипчарты, тестирующее устройство, фонограмма, костюмы, реквизиты.
  1. Орг.момент, сообщение темы, цели урока.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение новой темы.

IY. Закрепление.

Y. Подведение итогов.

YI. Выставление оценок.

I. Орг.момент, сообщение темы, цели урока. Слайд №1.

II. Актуализация знаний.

Сегодня очень важный урок. Соберитесь, работаем быстро, четко, слаженно.

Скажите, какую часть речи я сейчас употребила, чтобы сказать – как будем работать? (Наречия). Знания о наречиях сегодня пригодятся нам на уроке.

Слайд №2.

1) В предложении найдите определение, возьмите у него приставку.

Фильм был с бесконечными погонями и стрельбой. (бесконечными).

  • Слайд №3
  • 2) У сказуемого возьмите корень.
  • Нам не страшны трудности. (страшны)
  • Слайд №4
  • 3) Добавьте суффикс определения.

Полный месяц начинал показываться из-за горизонта домов. (полный).

  1. Слайд №5
  2. 4) Добавьте суффикс обстоятельства.
  3. Спешу засветло вернуться домой. (засветло)

Какое слово получилось? Составьте предложение с полученным наречием. Каким членом предложения оно является?

А теперь попробуем вместе составить «Корзину идей» по обстоятельству. Слайд №6

Учащиеся предлагают свои идеи, составляют правило по теме «Обстоятельство». Все идеи принимаются учителем, даже самые нелепые, повторяющиеся. Здесь важно, чтобы каждый ученик высказался, был соучастником учебного процесса.

Ребята, откройте учебники и прочитайте правила. Подумайте, какие ваши мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить внимание.

  • По значению выделяются несколько видов обстоятельств.
  • Слайд №7
  • ВИДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Виды обстоятельств Вопросы Примеры
Места Где? Куда? Откуда? С горы бежит поток проворный.
Времени Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
Причины Почему? Отчего? По какой причине? Сенокос запоздал из-за дождей.
Образа действия Как? Каким образом? Они работали увлеченно.
Степени В какой степени? Мне немного грустно.
Сравнения Как? За печкой тикал, как ходики, сверчок.
Цели Зачем? Для чего? С какой целью? Пчела за данью полевой летит из кельи восковой.
Условия При каком условии? При желании можно добиться многого.
Уступки Несмотря на что? В домах, несмотря на ранний час, горели лампы.

Слайд №8

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Виды обстоятельств Способ выражения Примеры
Места Наречие, существительное в косвенных падежах Мы остановились (где?) перед воротами. (Где?) В лесу раздавался топор дровосека.
Времени Наречие, существительное в косвенных падежах, деепричастный оборот Три девицы под окном пряли (когда?) поздно вечерком. (Когда?) К вечеру луг опять зазеленел.
Причины Наречие, существительное в косвенных падежах, деепричастный оборот Онсделал ошибку (почему?) сгоряча. (Отчего?) От радости девочка запрыгала на месте.
Образа действия Наречие, существительное в косвенных падежах, деепричастие, деепричастный оборот, фразеологизм Люди работали (как?) спокойно, споро, молчаливо. Давыдов (как?) с любопытством оглядывал дом. Она работает не покладая рук.
Цели Наречие, существительное в косвенных падежах, неопределенная форма глагола Здесь будет город заложен (зачем?) назло надменному соседу. На этой станции остановился я (с какой целью?) для перемены лошадей.
Условия Существительное в косвенных падежах, деепричастный оборот (При каком условии?) При сильной засухе урожай может погибнуть.
Уступки Существительное с предлогом, деепричастный оборот (Вопреки чему?) Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась.

Прочитав и проанализировав предложения, сделайте, пожалуйста, вывод о том, чем может быть выражено обстоятельство.

Вывод: обстоятельство может быть выражено наречием, существительным в косвенных падежах, деепричастием, деепричастным оборотом, неопределенной формой глагола, фразеологизмом.

IY. Закрепление.

1). Выполнение упражнения 152 учебника (стр. 74)

Заполнить таблицу. Слайд №9.

Вид обстоят. образ действия место время причина уступка
№ предл. 1, 2, 7, 10, 11, 13 1, 2, 4, 6,7, 10, 11, 12, 14 5,6 3, 8, 9, 13, 14 5
  1. Синтаксический разбор. Слайд №10.

На доске записаны предложения. Разобрать их по членам.

Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. Особенно удачны были в его исполнении женские роли.

  1. Добавьте в данные предложения обстоятельства. Слайд №11.

1. (Обстоятельство времени) машина ехала (обстоятельство места).2. Ребята поспешили на речку (обстоятельство цели).3. Мы (обстоятельство степени) устали.4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство места) куковала.5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов.

6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобождён от занятий физкультурой.

  1. Задания по культуре речи. (Устно). Слайд №12.

Продолжите предложение. Найти обстоятельства, определить их вид.

  1. Выбрав пьесу,
  2. а) оказалось, что там слишком много ролей.
  3. б) началось распределение ролей.
  4. в) была назначена первая репетиция.
  5. г) мы немедленно начали репетировать.
  6. Слайд №13.
  7. Читая стихи,
  8. а) все слушали с интересом.
  9. б) мне вспомнилось прошедшее лето.
  10. в) обращайте внимание на ритм.
  11. г) создаётся впечатление, что всё было на самом деле.
  12. Слайд №14.
  13. Работая над рецензией,
  14. а) не подменяйте оценку текста простым пересказом содержания.
  15. б) главная мысль определяется не сразу.
  16. в) анализируется художественное своеобразие текста.
  17. г) учеником была дана оценка прочитанного.
  18. 5) Замените фразеологизмы наречиями. Слайд №15

1. Мальчик бежал во все лопатки.(быстро)2. Он сказал не в бровь, а в глаз.(точно)3. Она пришла ни свет ни заря. (рано)5. Работу он знал как свои пять пальцев.(хорошо)

6. До деревни рукой подать.(близко)

Ребята, вы являетесь участниками 14 смены, которая называется «Театральная феерия «Театр! Театр! Театр!» Слово «феерия» означает «волшебство». Сегодня на уроке тоже будет волшебство. У нас в гостях Парнаса жительницы. Девы несравненны! Встречаем их! Слайд №17 «ПАРНАСА ЖИТЕЛЬНИЦЫ, ДЕВЫ НЕСРАВНЕННЫ»

  • (под музыку входят Музы)
  • Клио: Я Клио – муза истории, записываю все великие и героические поступки, а также имена тех, кто совершил их, и потому изображаюсь с лавровым венком на голове и с книгой и пером в руке, что говорит о моей готовности зафиксировать все важное, что происходило в жизни смертных людей или бессмертных богов.
  • Эвтерпа: Я Эвтерпа – муза пения, изображаюсь с флейтой и с гирляндами благоухающих цветов в руках.
  • Талия: Я Талия – муза пасторальной поэзии, у меня в руках посох пастуха и маска.
  • Мельпомена: Я Мельпомена – муза трагедии, я ношу на голове золотую корону, а в руках держу скипетр.

Терпсихора: А я Терпсихора – муза танца, у меня в руках флейта. Звуки этой флейты слышат только талантливые танцоры.

Эрато: А я всем другим видам поэзии предпочитаю лирическую. Я – Эрато, муза лирической поэзии.

Полигимния: Я – Полигимния, муза риторики. Я знаю, что перед властью красноречия не может устоять никто.

  1. Каллиопа: А я – Каллиопа, муза героической поэзии.
  2. Урания: А я – Урания, муза астрономии, у меня в руках математические инструменты — свидетельство моей любви к точным наукам.
  3. (под музыку Музы уходят)

7) Работа с текстом. Слайд № 18. Выразительно прочитать текст. Найти обстоятельства.

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ СОРОКИ

Однажды с музами решили посоревноваться девять дочерей македонского царя. Ведь числом их было столько же, сколько муз, и считали они себя очень талантливыми. В третейские судьи избрали нимф. Расселись нимфы кружком, а дочери царя стали петь песни, в которых насмехались над богами.

Муз очень обидели эти песни. Встала Каллиопа и пропела гимн богам. Нимфы единогласно признали ее победительницей. Но дочери царя посчитали это решение неправильным и бросились на муз, чтобы побить их и прогнать. Кара была быстрой. Дочери царя превратились в сорок.

С тех пор сороки оглашают рощи и поля своей болтовней. Так что лавры победителей всегда достаются истинным служителям муз. Правда, и сороки не сдаются. Они по-прежнему считают себя обиженными музами и ищут по всему свету поклонников своих песен.

Кое-кому крики сорок нравятся больше, чем пение муз…

8). Тестирование. (Использование тестирующего устройства.)

  • На какие виды по значению делятся обстоятельства?
  • A) Места, времени, условия, причины.
  • B) Образа действия или степени, места, времени, условия.
  • C) Образа действия или степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки.
  • Каким членом предложения является выделенное слово?
  • В полях за туманами затерялось лето.
  • A) дополнение;
  • B) обстоятельство;
  • C) приложение.
  • В каком предложении есть обстоятельство?
  • A) Дождь начался, когда рассвело.
  • B) Проходя над косогором, тучи отяжелели и обессилели.
  • C) Волны стали ниже и ровнее.
  • В каком предложении есть обстоятельство степени?
  • A)При желании можно всего добиться.
  • B) Ленивые крупные хлопья снега бесшумно скользили мимо окна.
  • C) До вечера оставалось не более получаса, а заря едва-едва зажигалась.
  • В каком предложении есть обстоятельство времени?
  • A) Голубым хрусталём загорается на заре Венера.
  • B) В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло.
  • C) Жадно пили они обильную росу с пушистого мохового ковра.
  • В каком предложении есть обстоятельство цели?
  • A) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.
  • B) В лесу раздавалось пение птиц.
  • C) Жаворонки, трепеща, поднимались ввысь.
  • Найдите предложение, в котором есть обстоятельство причины.
  • A) Мы вышли из душной комнаты освежиться.
  • B) Из-за шума дождя ничего не было слышно.
  • C) На ночлег мы расположились у озера.
  • Обстоятельством какого вида является выделенное слово?
  • Она приехала на отдых.
  • A) цели;
  • B) степени;
  • C) причины.

V.Подведение итогов.

VI. Выставление и комментирование оценок.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/vidy-obstoiatiel-stv

Ссылка на основную публикацию