Написание «не» с наречием «достаточно»

Написание Написание
Написание

Часть речи

Чтобы понять, как пишется слово «непросто» — вместе или раздельно, необходимо для начала определить часть речи, в роли которой оно выступает.

Для этого будет проще всего провести синтаксический разбор конструкции и посмотреть на то, какое значение несет слово.

В качестве примера можно взять вот такое предложение: «Мне было непросто расставаться с человеком, который был мне отнюдь не безразличен, однако это был самый легкий путь».

Для начала необходимо определить главные члены предложения. Несложно догадаться, что в составе конструкции имеется сразу два простых предложения, однако писателя должна интересовать лишь первая часть, поскольку именно в ней находится слово непросто.

Подлежащее «мне» выражено местоимением, стоящим в дательном падеже. Это наталкивает на мысль, что сказуемое может быть составным именным.

Так и есть — сразу после «мне» стоит глагол-связка «быть», а после него — именная часть составного сказуемого — «непросто расставаться».

Написание

Отличительная черта составных именных сказуемых заключается в том, что они могут быть выражены в роли самых различных членов предложения, например: прилагательных, наречий и даже числительных.

Чтобы определить это, можно задать подходящий вопрос от главного слова «было» к зависимому «непросто» — было как? — непросто. Этот вопрос часто характерен для наречий, которые выступают в роли обстоятельств места, времени и так далее.

Однако в данном случае оно является составным именным сказуемым.

Также определить, какой частью речи является слово, можно по значению, которое оно несет в предложении. К примеру, глагол обозначает действие предмета, прилагательное — его признак, ну а наречие обозначает признак действия.

То есть оно будет всегда неразрывно связано с глаголом, а также будет нести для него дополнительное значение, как для существительного прилагательное: ехал быстро — быстрый ездок; строил медленно — медленный строитель; повернулся резко — резкий поворот — и тому подобное.

Рано или поздно любой писатель научится безошибочно определять часть речи, даже не проводя при этом морфемного разбора.

Правила употребления «не» с наречиями

Чтобы понять, как пишется «не просто» — раздельно или слитно, важно вспомнить правила правописания из русского языка. Эту тему изучали в далеком 6-м классе, поэтому неудивительно, что большинство людей просто забыли о том, как правильно писать эти слова. Однако достаточно лишь взглянуть на выписку из правил, после чего былые знания вернутся.

Итак, слитно «не» с наречиями пишется в дух случаях:

Написание

  1. Если наречие не употребляется без частицы «не». Ярким примером служит слово «нелепо», поскольку в русском языке конструкции «лепо» попросту не существует. Даже если остальные пункты из правил будут говорить о раздельном правописании, писатель все равно должен употребить это слово слитно.
  2. Если можно подобрать какой-нибудь синоним, в котором отсутствует отрицательная частица «не». Особое внимание стоит обратить на тот факт, что синонимы должны быть выражены одной и той же частью речи, а также иметь близкое лексическое значение: нехорошо — плохо, некрасиво — ужасно, нестандартно — уникально.

Теперь несколько слов о том, в каких случаях наречие должно писаться раздельно с частицей «не».

  • Так же как и в предыдущем случае, в правиле существует два пункта по этому поводу:

Написание

  • Если в предложении есть противопоставление или же оно подразумевается — «В данной ситуации я ехал не быстро, а медленно, поскольку время играло на нашей стороне». Стоит отметить, что далеко не во всех случаях наличие союза «а» в предложении говорит о противопоставлении: «Мой друг неосознанно совершил непростительный поступок, а мне удалось избежать проблем в трудный час» — в данном случае противопоставление идет между подлежащими «друг» и «мне».
  • Если перед наречием есть «особые слова» — «отнюдь», «вовсе», «далеко», «ничуть» — их необходимо просто запомнить. Вот небольшой пример употребления такого слова в предложении: «Эта задача вовсе не сложная, почему же она так трудно дается ученикам начальных классов? Особое внимание следует обратить на слово «совсем», которое не относится к этой группе: «Мне было совсем непросто оказаться в малознакомом месте, да еще и умудриться построить там жилище».

Как показывает практика, к большинству наречий можно подобрать синоним без «не», поэтому если в предложении отсутствует противопоставлении и нет «особых слов», то можно не ломать голову над синонимом, а сразу же написать конструкцию слитно. Иногда это позволит сэкономить значительную часть времени, а также не сбиться с верного пути сомнениями.

Хотя все же опытный писатель должен уметь подобрать синонимы к тем или иным словам.

Сходство с прилагательными

Очень многие ученики путают наречия с прилагательными, поскольку они обладают не только крайне похожей ролью в предложении, но и имеют практически идентичные правила написания.

Кроме того, не стоит забывать о том, что большинство наречий образованы от имен прилагательных: непростой — непросто, несложный — несложно; неряшливый — неряшливо.

Поэтому если ученик помнит правила правописания «не» с наречиями, то достаточно просто вспомнить, в каких случаях прилагательное пишется раздельно, а в каких — слитно. Даже «особые слова» выглядят одинаково в обоих правилах.

Написание

Однако, говоря о сходстве с прилагательными, нельзя не упомянуть об одном важном нюансе. Многие люди путают краткие прилагательные с наречиями, в результате чего ошибочно выполняют задание.

В качестве примера можно разобрать три слова: «нестабильный», «нестабильно», «нестабилен» — в третьем случае сперва может показаться, что перед писателем находится еще одна форма наречия, однако на самом деле это краткое прилагательное, которое отвечает на вопрос «каков?» и обозначает признак предмета, то есть относится к существительному.

Стоит помнить об этой части речи, чтобы не ошибиться в будущем.

Нюанс с противопоставлением

Говоря о том, как пишется «непросто», необходимо упомянуть о еще одном крайне важном нюансе — противопоставлении.

Большинство учеников привыкло полагать, что в этом случае в предложении должен в обязательном порядке присутствовать союз «а», однако в некоторых случаях он может заменяться на другой, например, на «но», или «да» в значении «но», или вовсе отсутствовать.

Поэтому важно уметь определить наличие противопоставления по смысловой нагрузке, которую несет предложение. Вот несколько примеров для тренировки:

Написание

  1. «Для решения этой важной работы необходимо было не просто посовещаться с опытным специалистом, но и создать тщательный план действий — только так я смог бы справиться».
  2. «Я всегда мог запросто разобраться с любой неприятностью, которую мне предоставляет мир, но сейчас это было крайне непросто»
  3. Мне всего-навсего нужно было правильно проставить запятые, вот только сделать это было не просто, а весьма затруднительно.

Лишь во втором примере противопоставление отсутствует, поэтому наречие пишется слитно с частицей «не», несмотря на то, что в конструкции присутствует противопоставительный союз «но».

Однако важно понимать, что противопоставление должно быть явным, а не уступительным: «Мне было непросто разобраться самому, но легче стало в том случае, когда я позвал друга» — казалось бы, что в данном случае также имеется противопоставление, однако оно имеет лишь уступительный характер. Для раздельного написания частицы «не» должен присутствовать признак явного противопоставления.

Алгоритм для самопроверки

Чтобы не ошибиться в том, как правильно писать «не» с прилагательными или наречиями, важно разобрать как можно больше примеров на практике. Однако очень многие ученики совершают одну и ту же распространенную ошибку — совершенно неправильно выполняют задания, забывая о тех или иных нюансах и допуская грубейшие ошибки в тексте.

Написание

  1. Чтобы этого не произошло, важно помнить о каждом из пунктов, а также всегда держать перед глазами определенной алгоритм действий, согласно которому необходимо проводить проверку написания слов.
  2. Вот инструкция, которая подарит простоту в проверке любому писателю:

Написание

  1. Провести синтаксический разбор предложения. Важно определить главные члены, а также задать вопрос от главного слова к зависимому. Также это позволит не забыть правильно расставить знаки препинания в конструкции.
  2. Посмотреть на вопрос и ту роль, которую исполняет то слово, в правописании которого писатель сомневается. К примеру, существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы: «кто?» и «что?».
  3. Взглянуть на то, возможно ли раздельное написание «не» с наречием, ведь некоторые конструкции никогда не будут писаться раздельно с «не», например, слово неряшливо. Также важно подобрать синоним.
  4. Посмотреть на наличие противопоставления в предложении. Важно помнить, что союз «а» может быть опущен или заменен на другой. Кроме того, противопоставление должно быть явным, а не относительным.
  5. Взглянуть на наличие «особых слов». Запомнить их будет нетрудно, поскольку они присутствуют сразу в двух правилах по русскому языку.
  6. Сделать выводы и написать слово так, как этого требуют правила.

Однако чтобы как следует закрепить знания на практике, рекомендуется разобрать определенный пример, используя этот алгоритм: «Мне было совсем непросто рассказывать о случившимся на войне — настолько свежей оставалась душевная рана, но я сумел себя пересилить».

Важно в точности следовать инструкции, чтобы не упустить ни одного момента:

  1. Конструкция является сложной, а слово «непросто» входит в состав составного именного сказуемого — «было совсем непросто рассказывать».
  2. Задав вопрос от главного слова «было» (было как? — непросто), можно практически с уверенностью утверждать, что это наречие, ведь оно обозначает признак действия.
  3. «Непросто» употребляется без не — «просто», поэтому дальнейшие пункты должны быть соблюдены. Также можно подобрать синоним, в котором частица «не» отсутствует — «сложно».
  4. В предложении отсутствуют противопоставления, а союз «но» лишь соединяет две конструкции, которые входят в состав сложной.
  5. Слово «совсем» не входит в группу «особых», поэтому оно никак не отражается на правописании наречия с частицей «не».
  6. Вывод: «непросто» пишется слитно, поскольку можно подобрать синоним, а в конструкции нет противопоставления и «особых слов».

Если разобрать побольше таких примеров, то алгоритм со временем отложится в голове. Точно такую же инструкцию можно использовать и для прилагательных.

Интуитивное написание

Несмотря на то что большинство опытных писателей окончили школу уже несколько лет назад и позабыли все правила, они все равно продолжают правильно употреблять те или иные конструкции на письме.

Весь секрет в том, что когда приходится часто иметь дело с одними и теми же конструкциями, то вырабатывается интуиция. Мозг человека помнит, что он уже сталкивался с похожим словосочетанием ранее, поэтому подсказывает, как правильно его написать в данном случае, хоть писатель и не помнит правил. Разработать такое умение может каждый.

Слова «непросто» и «не просто» могут быть весьма коварными. Их написание зависит от контекста, а также наличия определенных нюансов в предложении. Однако если как следует выучить правила и проявлять внимательность, то вероятность сделать ошибку будет сведена к минимуму.

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/neprosto-ili-ne-prosto.html

Как "не" пишется с наречиями? Правила слитного и раздельного написания :

Наречия в русском языке незаменимы. Они значительно обогащают и украшают нашу жизнь. Без наречий не обходились великие писатели и поэты. В наши дни люди все так же часто употребляют эту часть речи.

Но если правила написания наречий достаточно просты, то употребление вместе с отрицательной частицей «не» может вызвать некоторые трудности.

Так как все же правильно писать: слитно или раздельно? Как пишется «не» с наречиями? Правила написания с «не» достаточно легки и могут помочь разобраться в этом.

Написание

В каких случаях «не» с наречиями пишется слитно?

  • Есть слова, которые раздельно с «не» не употребляются. Например, неряшливо, нелепо, неизбежно. Это достаточно легко проверить: если убрать «не», то слово теряет свое значение и смысл.
  • Также «не» пишется слитно с наречием, если оно образовано от местоимения: негде, неоткуда, некуда, нечем, незачем.
  • Вместе с отыменными наречиями (невзначай, некстати, нехотя невтерпеж, невдалеке). К примеру, невдалеке виднелись облака; говорить невпопад.

Когда «не» пишется раздельно?Написание

  • Если есть противопоставление с союзом а. К примеру, не жарко, а холодно; не красиво, а просто ужасно; не много, а очень мало. Стоит учесть, что не всегда для противопоставления требуется союз «а», оно часто может подразумеваться и выражаться другими союзами или не выражаться вовсе.
  • Если есть пояснительное слово с «не» перед наречием, служащее для усиления отрицания (совсем не близко осталось пройти). Пояснительными словами являются: «ничуть не», «совсем не», «далеко не», «нисколько не» и так далее.
  • Если вы видите наречие, которое пишется через дефис, то отрицательную частицу следует писать отдельно. Например, на улице погода не по-зимнему разыгралась.
  • Если наречие стоит в сравнительной степени. (он не слабее других; она говорит не хуже остальных)
  • Раздельно со словами: не здесь, не совсем, не так, не сегодня, не иначе, не надо, не жалко и так далее. То есть с предикативными, обстоятельственными наречиями «не» пишется раздельно.
  • «Не» пишется раздельно еще с наречными выражениями, такими как не в меру, не к добру, не к месту.
Читайте также:  Наречия времени (примеры)

Как пишется «не» с наречиями, оканчивающимися на -о и -е?

Пишется слитно в том случае, если эта часть речи не служит для отрицания, а выражает определение понятия. Например, жить неплохо (хорошо), вспомнить неожиданно (резко, вдруг).

Проверить слитное написание можно так же, как с прилагательными, которые пишутся вместе с «не», подобрав к словам синонимичное слово. Однако не стоит забывать, что эти же наречия пишутся уже раздельно с «не», если есть противопоставление.

Если синонимичное слово подобрать нельзя, то «не» с наречием пишется раздельно (например, не наивно).

Написание не с наречиями на -о и -е. Примеры

Слитно Раздельно
Он немного не в себе Она прошла не много, а всего пол-остановки.
Недолго подождать Ходить не долго, а мало
Недалеко идти Идти оставалось не далеко, а совсем близко

Как пишется «не» с наречиями в зависимости от контекста

Написание Не во всех случаях отрицательная частица пишется с наречием на -о или -е слитно, если можно подобрать синоним и нет противопоставления. Тут еще играет роль контекст. Акцент делается либо на отрицание, либо на утверждение. Можно сказать «было недалеко» (близко) или же «было не далеко» (отрицание того, что было далеко). В первом случае акцент ставится на утверждении, а во втором — на отрицании. Это как раз тот случай, когда вы решаете, слитно или раздельно употребить «не» с наречиями. Как писать? Решить можно только по контексту или в зависимости от того, какой оттенок вы хотите придать своему предложению.

Проверим себя

Как не пишется с наречиями, данными в предложениях?

  1. Очень (не) ясно, будут ли в скором времени результаты.
  2. Мне (не) втерпеж захотелось уйти отсюда.
  3. (Не) зачем тебе смотреть на этот фильм.
  4. Вчера было (не) прохладно, а скорее просто тепло и безветренно.
  5. Совсем (не) забыто все то, через что мы прошли.
  6. (Не) совсем легко далось мне приготовление пирога.
  7. Мне было (не) жалко прощаться со всеми картинами.
  8. Мне (не) легче от полученных знаний.
  9. Все еще (не) понятно, как «не» пишется с наречиями.
  10. (Не) к добру был тот сон.
  11. Встретили они нас (не) по-товарищески.
  12. Давай закончим (не) сегодня.
  13. (Не) вмоготу сидеть на одном месте на уроке.
  14. (Не) надо мне помогать.
  15. (Не) вероятно интересно было гулять по парку.
  16. Сказанное (не) громко слышится громче всего.
  17. (Не) по-старому я наконец-то оделась.
  18. Ничуть (не) ужасно.
  19. (Не) взначай задела бокал.
  20. (Не) случайно вы начали вдруг себя так вести.

Написание Проверка:

  1. Неясно.
  2. Невтерпеж.
  3. Незачем.
  4. Не прохладно.
  5. Не забыто.
  6. Не совсем.
  7. Не жалко.
  8. Не легче.
  9. Непонятно.
  10. Не к добру.
  11. Не по-товарищески.
  12. Не сегодня.
  13. Невмоготу.
  14. Не надо.
  15. Невероятно.
  16. Негромко.
  17. Не по-старому.
  18. Не ужасно.
  19. Невзначай.
  20. Не случайно.

Источник: https://www.syl.ru/article/317209/kak-ne-pishetsya-s-narechiyami-pravila-slitnogo-i-razdelnogo-napisaniya

Не с разными частями речи — правописание -не-



Одной из самых трудных тем в орфографии русского языка является слитное и раздельное правописание НЕ с частями речи. Эта тема очень важна, так как она входит в Единый Государственный Экзамен в задании 12.

Поэтому так важно не просто выучить правила правописания наизусть, но понимать их, чтобы в будущем свободно владеть и применять их в повседневной жизни. Однако сложно выучить большое количество правил правописания НЕ и, к тому же, к этому способу довольно неприветливо относятся школьники и даже взрослые.

Наиболее подходящий способ для изучения – классификация, иначе объединение некоторых частей речи со схожим правописанием частицы НЕ.

Случаи для всех частей речи, при которых НЕ пишется слитно и раздельно

Для начала необходимо рассмотреть общие правила, при которых НЕ пишется слитно и раздельно для любых частей речи. Необходимо запомнить, что если слово не употребляется без НЕ, то есть если откинуть неизменяемую частицу (НЕ) слово потеряет смысл и получится что-то не существующее, то в таких случаях НЕ нужно писать слитно.

Иначе получится совершенно другое слово, не имеющее никакого отношения к русскому языку. К примеру, «неуклюжий».

В этом случае слово не может употребляться без частицы НЕ. Чтобы лучше понять это правило, можно рассмотреть ещё пару слов, например: нелепо, негодовать, ненавидеть, нездоровится, ненасытный. Можно заметить, что частица НЕ в данных примерах употребляется с разными частями речи, однако для всех правило одинаково.

Также, НЕ пишется слитно со всеми частями речи, если слово можно заменить синонимом. Например, «недруг» — «враг», «нездоровый» — «больной».

Неизменяемая частица НЕ пишется раздельно:

  • если в предложении имеется противопоставление с союзом «а». К примеру: «Не любовь нас свела, а ненависть», «Не друзьями были мы, а лютыми врагами»;
  • в случае, если между частицей НЕ и словом стоит предлог: не с кем, не за что, не в духе, не для тебя и т.д.

Теперь можно рассмотреть правописание НЕ с разными частями речи.

Не с именами существительными

Для правильного изучения этой темы достаточно рассмотреть несколько примеров, чтобы изучить суть материала. Частица НЕ с существительными пишется слитно в таких случаях, если:

  • в слове имеется соединение префикса недо-. Например, «недовес», «недочёт», «недоработка», «недогляд», «недоимок» и т.д.;
  • существительное, образующее качественный оттенок или определённое лицо, чаще всего связанное с профессией, в слове с НЕ обозначает противопоставление: неврач, неписатель, непереводчик, невраг, нехристианин.

Для более лучшего восприятия этой темы, можно рассмотреть словосочетания в предложениях. К примеру: «Если ты непрофессионал в этом деле, то тебе лучше не стоит браться за него».

  • перед именем существительным с неизменяемой частицей стоит определение или предлог НЕ. Например, «Люка вынужден отказаться от вашего предложения из-за его неграмотности» или «Его должны наказать за невоспитанность»;
  • существительное относится к определённому термину: нестроевик (военнослужащий нестроевой части), неметалл (химический элемент).

Случаи, при которых частица НЕ пишется раздельно:

  • если в предложении имеются словосочетания «вовсе не…», «далеко не…», «ничуть не…», и после них следует существительное, например: «Этот ребёнок далеко не ангел», «Твоё поведение мне абсолютно не нравится».

Также, если встречаются предложения с отрицательными словами, такими как «нисколько не», «никому не», «ничего не», «никем не» и т.д., то в таких случаях НЕ пишется раздельно. К примеру: «Он мне нисколько не приятель».

  • когда частица НЕ является отрицательной: «Он тебе не друг, он тебе не враг».

Не с глаголами, деепричастиями, числительными и производными предлогами

В этом случае всё намного просто, ведь для этих частей речи существует только одно единственное правило, которое очень легко запоминается.

Неизменяемая частица НЕ с глаголами и деепричастиями всегда пишется раздельно и без исключения. Например, «Я не хочу выполнять это задание, потому что оно очень скучное» или «Не увидев его сегодня, ты рискуешь больше не встретиться с ним».

Не с именами прилагательными

В этом случае, НЕ пишется слитно, если:

  • в предложении имеются слова, усиливающие степень значения или определения признака, такие как «абсолютно», «очень», «крайне», «довольно» и др.

Например, «Это было очень нелепо одеть такой наряд на праздник», «Задания были довольно не сложные, поэтому Сэм решил на отлично».

  • слова, которые в сочетании с частицей НЕ приобретают противоположный характер. Обычно их можно заменить синонимами: недруг – враг, неженатый – холостой, невзрослый – детский.

Частица НЕ пишется раздельно, если:

  • краткое или притяжательное прилагательное: ожерелье не мамино, не красив, не папина машина, не удивительна;
  • в предложении встречаются слова с отрицательной частицей, такие как «далеко не», «вовсе не» и т.д. Например, «Этот человек далеко не идеальный»;
  • прилагательное обозначает цвет или оттенок: не зелёная, не оранжевая, не серая.

Частица НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными

Неизменяемая частица пишется слитно, при таких условиях, как:

  • если отглагольные прилагательные употребляются без зависимых слов: незаконченная работа, неиспользованная гипотеза, невыученный урок;
  • если в причастии имеется приставка недо- : недоделанная, недоказанная, недовыученная.

НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными пишется раздельно, если: в предложении или в словосочетании имеются причастия и отглагольные прилагательные с поясняющим словом: не изученная космонавтами планета, ещё не любимая профессия и т.д.

Правописание частицы НЕ с наречиями

Для того, чтобы определить слитное/раздельное правописание необходимо для начала определить его разряд по значению, а также выделить суффикс. Рассмотрим правила на основе примеров.

Неизменяемая частица пишется раздельно, когда:

  • наречие, которое оканчивается на -о (-е), употребляется со словами «чуть не», «далеко не», «совсем не», «никогда не» и т.д. К примеру: далеко не идеально, ничуть не страшно, совсем не интересно;
  • наречие употребляется в сравнительной степени: не проще, не теплее, не адекватнее, не впечатлительнее и т.д.

НЕ с наречиями пишется слитно, если:

  • наречие употребляется с указывающими на степень словами, такими как «очень», «крайне», «почти», «весьма», «совершенно». Например: весьма не совершенно, очень не тактично, крайне не приветливо;
  • в отрицательных частицах НЕ находится под ударением: некогда, некуда, нечего, несколько и т.д.

Правописание НЕ с местоимениями

В этом случае всё намного проще.
Если между частицей НЕ и местоимением стоит предлогом, то в таких случаях необходимо писать раздельно.

Например: не с кем, не к чему, не за чем, не для тебя и т.д.

С отрицательными и неопределёнными местоимениями НЕ всегда пишется слитно: некоторый, некто, несколько.

В остальных случаях частица НЕ с местоимениями пишется раздельно.

Написание

Источник: https://logoprav.ru/russkij-yazyk/ne-s-raznymi-chastyami-rechi

Урок "Не с наречиями на -о ,- е . Их правописание

  • Михайлов Андрей Юлианович –
  • учитель русского языка МБОУ «Емелькинская СОШ»
  • Аксубаевского района Республики Татарстан
  • Тема: НЕ с наречиями на –о/-е. Их правописание
  • Тип урока: обобщение и систематизация знаний
  • Цели:
  • формирование:
  • а) представления о правильном написании НЕ с наречиями на –о/-е
  • б) способности к написанию наречий;
  • — развитие орфографической зоркости;
  • -мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.
  • Раздаточный материал: тесты
  • Необходимое оборудование: учебник, компьютер, видеопроектор, экран
  • Демонстративный материал: таблица правописания НЕ с наречиями на –о/-е
  • Ход урока:

I.Мотивация к учебной деятельности.

  1. 1)Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).
  2. 2)Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).
  3. 3)Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

— Здравствуйте, ребята! Дежурный, кто у нас сегодня отсутствует?

— Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфология)

— На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные)

— Назовите самостоятельные части речи. (Существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, причастие, деепричастие, наречие).

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Слитное и раздельное написание наречий).

— Как пищутся наречия? (Слитно, раздельно, через дефис).

— Вы хотите расширить свои знания о правописаниях наречий ? (Да.)

— Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)

— Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-И всё? (Нет).

  • -Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
  • — Затем постараемся выполнить задание на новое знание.
  • — Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.
  • — Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

— Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 

— В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

— задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

— Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?). 

— С чего начнём наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Слитное и раздельное написание наречий»).

-Работаем по таблице. Понаблюдать правописание НЕ с наречиями на –о/-е (слайд №1)

Раздельно:

  1. 1. Без НЕ
  2. не употребляется (неряшливо)
  3. 1. Если есть или подразумевается противопоставление ( не легко, а трудно)
  4. 2. Замена синонимом (нелегко-трудно)
  5. 2. При наличии усиливающих слов: далеко, вовсе, совсем, отнюдь, ничуть, нисколько, никогда (нисколько не весело)
  6. 3. При наличии наречий меры и степени: очень, весьма, крайне, совершенно (совершенно непонятно)
  7. На экране слайд №2 с упражнениями:
  8. Обозначьте орфограмму «Не с наречиями на -о/-е», работу выполняем по вариантам:

1 вариант

  • 2 вариант
  • Поступил (не)лепо
  • Спросил (не)вежливо
  • Написал (не)брежно
  • Ответил (не) верно
  • Остановился (не)ожиданно
  • Прибил (не)крепко
  • Говорил (не)быстро, а медленно
  • Объяснил (не)понятно
  • Выглядел отнюдь (не)красиво
  • Ничуть (не)интересно
  • Закончив работу, они рассказывают, как пишутся с Не наречия на –о/-е
  • Слайд№3.
  • 1 ВАРИАНТ
  • — ПОСТУПИЛ НЕЛЕПО (без Не не употребляется);
  • — НАПИСАЛ НЕБРЕЖНО(без Не не употребляется);
  • — ОСТАНОВИЛСЯ НЕОЖИДАННО(без Не не употребляется);

— ГОВОРИЛ НЕ БЫСТРО, А МЕДЛЕННО (пишется раздельно, т.к.есть противопоставление);

— ВЫГЛЯДЕЛ ОТНЮДЬ НЕ КРАСИВО (пишется раздельно, т.к.есть усиливающее слово)

  1. 2 ВАРИАНТ
  2. СПРОСИЛ НЕВЕЖЛИВО (можно заменить синонимом ГРУБО);
  3. ОТВЕТИЛ НЕВЕРНО (можно заменить синонимом ОШИБОЧНО);
  4. ПРИБИЛ НЕКРЕПКО (можно заменить синонимом СЛАБО);
Читайте также:  170 примеров сложных слов с двумя корнями

ДАЛЕКО НЕ ВЕСЕЛО (пишется раздельно, т.к. имеется усиливающее слово);

НИЧУТЬ НЕ ИНТЕРЕСНО (пишется раздельно, т.к. имеется усиливающее слово)

Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по этой теме? (Материал усвоен на достаточном уровне)

— Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

— Все ли названные правила вам знакомы? ( Да. Но допускаем ошибки)

— В чём заключается затруднение? (Отсутствие недостаточных знаний о правописании с НЕ наречий с усиливающими словами и с наречиями меры и степени) 

III. Выявление места и причины затруднения. 

Организация восстановления выполненных операций. 

— Как пишутся НЕ с наречиями на –О/-Е ? (Слитно, раздельно).

-Какова же проблема? (не всегда понятно правописание наречий при наличии усиливающих слов и наречий меры и степени). 

VI. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство). 

Организация построения проекта выхода из затруднения:

— Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить способы правописания наречий).

— Как сформулируем тему нашего урока? (Слитное, раздельное написание НЕ с наречиями на –о/-е).

— Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

— Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).

V. Реализация построения проекта.

Спишем наречия с синонимами (синоним – наречие с не )

Мелко (неглубоко), внезапно (неожиданно), тихо (неслышно), близко (недалеко), далеко (неблизко), тяжело(нелегко), много раз (неоднократно), срочно (немедленно), свободно (непринуждённо), спокойно (невозмутимо), встревоженно (неспокойно), легкомысленно (несерьёзно).

— Какие наблюдения вы провели? (наречия пишутся слитно, т.к. их можно заменить синонимом) слайд №4

  • -Напишем графический диктант. Я читаю предложения, а вы ставите знаки +, — в соответствии с правописанием Не с наречиями (слитно +, раздельно — )
  • 1) И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые…
  • 2) …То вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно.
  • 3) Жадно и неторопливо, желая хватить и сжать в своих объятиях всё видимое, девушка посмотрела на ясное небо.
  • 4) Кусака убежала на край сада и оттуда неотступно глядела на видимый ей уголок террасы.
  • 5) Новые знакомства в лесу происходят не редко, а довольно часто.
  • 6) Справа от нас, не далеко, а где-то близко, журчал ручеёк.
  • 7) Идти по знакомой дороге было ничуть не страшно.
  • -На экране слайд №5
  • Проверочный код: 1+, 2+, 3+, 4+, 5-, 6-,7-
  • — Как пишутся данные наречия? (слитно, раздельно) Слайд №6

— Молодцы! Вы очень наблюдательны.

— Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

Раздельно:

  1. 1. Без Не не употребляется (неряшливо)
  2. 1. Если есть или подразумевается противопоставление ( не легко, а трудно)
  3. 2. Замена синонимом (нелегко-трудно)
  4. 2. При наличии усиливающих слов: далеко, вовсе, совсем, отнюдь, ничуть, нисколько, никогда (нисколько не весело)
  5. 3. При наличии наречий меры и степени: очень, весьма, крайне, совершенно (совершенно непонятно)

— Теперь мы можем объяснить слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о/-е, которые вызывали в начале урока затруднение?(Да.) Слайд №1

VI. Первичное закрепление во внешней речи. 

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Решим тест и проверим по образцу: (работаем в парах)

Тестовые задания.

1.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Ничуть (не)интересно с вами общаться.

  2. Мальчик ответил (не)верно.

  3. Он ответил (не)торопливо.

2. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

  1. Природа (не)слышно уходит от нас.

  2. Отец говорил (не)громко, а тихо.

  3. Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, показался лесник.

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного теста? (Нет, мы с ним легко справились). Слайд №7

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

1- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

— Выполните упражнение 197 и объясните правописание наречий. На работу 5-7 минут.

— 7 минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

Эталон: слайд №1

Раздельно:

  • 1. Без Не не употребляется (неряшливо)
  • 1. Если есть или подразумевается противопоставление ( не легко, а трудно)
  • 2. Замена синонимом (нелегко-трудно)
  • 2. При наличии усиливающих слов: далеко, вовсе, совсем, отнюдь, ничуть, нисколько, никогда (нисколько не весело)
  • 3. При наличии наречий меры и степени: очень, весьма, крайне, совершенно (совершенно непонятно)

— Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

— Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок. 

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

1- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить выбор слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –о/-е).

— Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).

— Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).

IХ. Рефлексия учебной деятельности.

  1.  —  Чему был посвящен урок? (Правописанию Не с наречиями на –о/-е)
  2. — Как пишутся наречия? (слитно, раздельно)
  3. — Легко ли писать НЕ с наречиями на –о/-е? ( Слова с НЕ писать не легко, а трудно)
  4. — Как напишем (не) легко? (Раздельно, потому что есть противопоставление)
  5. -А какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно пишем наречия)
  6. — Что помогло нам их преодолеть? (эталон и самостоятельная работа на уроке)
  7. -Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
  8.  слайд №8
  9. ?

Научился писать наречия, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!

Научился писать наречия, но не уверен, что самостоятельно смогуих написать. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !

Научился писать наречия и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

— Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился писать наречия, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 199 из параграфа 38.

2 Кто научился правильно писать наречия, но не уверен, что все правильно напишет, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 201.

3. Кто научился правильно писать наречия и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и напишите сочинение-описание комнаты неряхи, используя слова с НЕ.

-Оцените учебную деятельность класса.

-Спасибо, я вами доволен.

Источник: https://infourok.ru/urok-ne-s-narechiyami-na-o-e-ih-pravopisanie-1172881.html

Правила написания не

Правописанию частицы не в школе уделяется достаточно много внимания, но когда приходит пора сдавать ЕГЭ, перед многими встает вопрос систематизации этих правил. Часто из-за широты и разбросанности правил по учебнику школьники не могут систематизировать свои знания. Итак, какие правила написания не существуют в современном русском языке?

Общие правила написания частицы не

В русском языке отсутствует единое правило написания частицы не, но можно выделить основные правила, по которым не всегда употребляется раздельно:

  • с деепричастиями и глаголами: не ходил, не торопясь;
  • с числительными: не третий, не седьмой;
  • с местоимениями (кроме отрицательных и неопределенных): не каждый, не мой;
  • со служебными словами (кроме предлогов «несмотря на», «невзирая на»): не только;
  • со словами, употребляющимися через дефис: не по-человечески;
  • со сравнительной степенью наречий и прилагательных (кроме случаев, где приставка не- была в начальной форме): не ближе, не умнее;
  • с прилагательными относительными и со значением цвета: не каменный, не синий;
  • с наречиями, у которых нет сравнительной степени: не назло, не влево;
  • с наречиями на –о(-е): не сразу, не всегда.

Некоторые существительные, качественные прилагательные и наречия на -о(-е) принято писать с не всегда раздельно, когда можно подобрать синоним без не. Надо знать, может ли вообще это слово писаться с не слитно: неправда (не ложь), невысокий (не низкий), немедленно (не скоро).

Всегда слитно пишется не в составе приставки недо- (со значением «ниже нормы»): недобор, недополученный, недовыполнить.

Не с наречиями на –о(-е), прилагательными и существительными

Правила написания не с существительными в старших классах принято группировать с качественными прилагательными и наречиями на –о(-е) по общности самих правил. Итак, частица не пишется раздельно:

  • при противопоставлении: не добро, а зло; не черный, а белый; не громко, а тихо;
  • при словах «далеко», «ли», «отнюдь», «вовсе»: вовсе не ложь, далеко не умный, никому не нужный, едва ли не глуп;
  • при отрицании без утверждения противоположного: она не далеко и не близко;
  • при подчеркнутом отрицании в восклицательных и вопросительных предложениях: разве это не понятно?;
  • со следующими наречиями и краткими прилагательными в роли сказуемого: не надо, не должно, не нужно, не жалко, не жаль, не готов, не нужен, не обязан, не горазд, не склонен, не способен, не рад, не годен, не должен, не намерен.

С наречиями на –о(-е), прилагательными и существительными частица не пишется слитно:

  • когда слово без не не употребляется: нелепый, неистово, неизбежно;
  • при союзе но, выражающем сочетание разных понятий: невеселое, но интересное;
  • после слов «почти», «весьма», «очень», «крайне», «совершенно»: Он сказал, что магазин очень близко, но это совершенно неправда;
  • если слово можно заменить синонимом без не-: неглуп (умен), ненужный (лишний), недалеко (близко).

Источник: https://elhow.ru/ucheba/russkij-jazyk/orfografija/ne-so-slovami/pravila-napisanija-ne

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е

  • Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е
  • Цели: показать условия слитного и раздельного написания не с наречиями; сопоставить данное правило с правилами написания не с другими частями речи; употреблять наречия для более точного выражения мыслей, обогащать активный словарь учащихся.
  • Планируемые результаты: умение применять правило написания не с наречиями на –о, -е; объяснять языковые явления и процессы
  • Ход урока
  • I Оргмомент
  • II Актуализация знаний по теме «Наречие»
  1. Текст на партах. Текст на партах. Найдите в предложениях наречия и укажите их смысловую группу.

    Подчеркните наречия, с помощью которых связываются предложения, укажите их значение.

Тропинка спускалась вниз. Здесь начинался старинный парк. (На­речие здесь, замещая наречие вниз первого предложения, присоединяет к нему второе.) 2) База находится в Крыму. Сюда приезжают ребята из разных уголков страны.

(Наречие сюда, замещая существительное в Кры­му, являющееся обстоятельством места первого предложения, присоединя­ет к нему первое.) 3) Вечером школа удивительно изменилась. Какой-то дерзкий веселый волшебник совершил здесь самый настоящий переворот. (Ю. Яковлев).

(Предложения связываются наречием вечером, являющим­ся обстоятельством времени для этих предложений. Пространственное на­речие здесь, замещая существительное — подлежащее школа — первого предложения, также связывает их.)

2. Образуйте от данных слов сова с не. Подберите к ним синонимы. низко, плохо, тихо, медленно, мало, решительно, торопливо, горячо, дорого, верно, достаточно, богато, жарко.

  • От слов низко, плохо, тихо, мало Образуйте сравнительную. Превосходную степени наречий.
  • Составьте распространённое предложение с одним наречием
  1. Объяснительный диктант
  2. Нелепое обвинение, проявление невоспитанности, негромкая музыка, непростительная оплошность, неясная цель, вовсе не занимательный, неуклюжая походка, отвергнуть с негодованием
  3. 3.
  • 2 ученика выполняют разборы у доски

УПР 247. Заполните по образцу таблицу «Не с существительными, прилагательными и наречиями на и -е» своими примерами, обозначая в них условия выбора слитного или раздельного написания не. •Составьте два сложных предложения.

Способ написания Части речи
существительные прилагательные наречия на
Слитно
Раздельно
  • 4. Игровое задание
  • Игра «Третий лишний».
  • I
  • 1. Написал (не)брежно
  • 2. Спросил (не)вежливо
  • 3. Поступил (не)лепо
  • II
  • 1. Ответил (не)верно
  • 2. Прибил (не)крепко
  • 3. Остановился (не)ожиданно
  • III
  • 1. Говорил (не)быстро, а медленно
  • 2. Выглядел отнюдь (не)красиво
  • 3. Где-то (не)далеко прошумел

5. Запись предложений с объяснением слитного и раздельного написания не с наречиями.

1) Комбайны работали непрерывно. 2) Не оживленно, а вяло и тихо разговаривали уставшие путники. 3) Он рассказывал об этом вовсе не ин­тересно.

4) Прокричала испуганно птица, и стало невыносимо жутко в на­ступившей тишине. (Н. Дубов.) 5) Однажды, возвращаясь домой, я нечаян­но забрел в незнакомую усадьбу. (А. Чехов.

) 6) Белая чайка на неподвиж­но раскрытых крыльях бесшумно скользила над самой шаландой. (В. Катаев.)

  1. III. Проверочная работа : тест
  2. I Вариант.
  3. 1,Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.
  4. 2,Солнце грело (не)жарко, а ласково.
  5. 3,Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней.
  6. 4,(Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии.
  7. 5,Ученик выглядел (не)хуже всех.
  8. II Вариант.
  9. 1,Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо.
  10. 2,Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.
  11. 3,День выдался (не)по-зимнему теплый.
  12. 4,Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.
  13. 5,Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.
  14. IV Подведение итогов урока . Выставление отметок
  15. VIII Домашнее задание упр 249

Источник: https://multiurok.ru/files/slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-narechiiami-na.html

Трудные случаи НЕ с частями речи (теория)

Размещено 5.05.16 в рубрике 10 класс

Читайте также:  Как различать однокоренные слова от формы одного и того же слова?

В составе приставок недо- и небез- (небес-):

• недо- со значением неполноты, недостаточности по сравнению с нормой, например: недовес, недоделка, недомерок, недооценка, недочёт; недоспелый, недоразвитый; недовыполнить, недодать, недоедать, недополучить, недосказать, недосмотреть, недосолить, недоспать, недосчитаться;

От глаголов с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до- и предшествующей частицей не (такие глаголы с частицей не обозначают не доведенное до конца действие). Сравните: Недосмотрел за ребёнком и Не досмотрел до конца пьесу; Они хронически недоедают и Он обычно не доедает свою порцию.

  • • небез- (небес-) со значением умеренной, но достаточно значительной степени признака, например: небезызвестный (‘довольно известный’), небезосновательный, небесполезный (‘довольно полезный’), небесплодно (‘довольно результативно’).
  • Раздельное написание НЕ
  • Отрицание не пишется раздельно в следующих случаях.
  • 1. Со всеми формами глаголов:
  • а) с инфинитивом и спрягаемыми формами, например: не знать, не знаю, не знаете, не знал, не знали, не торопишься, не торопимся, не торопись, не нравится, не повезло;
  • б) с краткими формами причастий, например: не использован, не накрахмалено, не откупорена, не разработаны, не закрыто, не занят, не выпито;
  • в) с деепричастиями, например: не желая, не отвлекаясь, не спеша, не шутя, не успев, не встретившись.
  • От деепричастий с частицей не следует отличать:
  • а) наречие немедля (‘сразу, тотчас’), сравните: Немедля приступил к делу и Не медля с ответом, он сел за письмо;
  • б) сложные предлоги несмотря на, невзирая на, сравните: Пришел, несмотря на трудности и Шел, не смотря по сторонам; в) союз несмотря на то, что.

2. С числительными и счетными существительными, например: не один, не два, не пять, не оба, не шестой, не сто, не тысяча, не миллион.

3. С местоименными словами, например: не я, не мне, не ты, не тебя, не он, не тот, не мой, не наше, не их, не кто-нибудь, не такой, не каждый, не всякий, не столько, не так, не всегда, не везде, не своим голосом, сам не свой.

4.

С прилагательными, употребляющимися только в краткой форме: не рад, не должен, не горазд.

5.

С наречиями (кроме образованных от прилагательных с помощью суффикса -о), а также с неизменяемыми словами, употребляющимися в роли сказуемого, например: не вблизи, не вовремя, не вполне, не вправе, не впрок, не всерьёз, не вскользь, не вчера, не досыта, не завтра, не зря, не иначе, не навек, не навсегда, не нарочно, не очень, не позади, не полностью, не сегодня, не слишком, не сверху, не сразу; не жаль, не замужем, не зазорно, не надо.

Есть немногочисленные исключения из этого правила: наречия невдалеке, некстати, незадолго, ненадолго, ненамного могут писаться и слитно, и раздельно.

6. С любыми словами, пишущимися через дефис, например: не торгово-промышленный, не научно-исследовательский, не конференц-зал, не социал-демократ, не по-товарищески, не по-русски, не по-нашему.

7. С любыми сочетаниями слов:

а) с сочетаниями, состоящими из знаменательных слов (в этих случаях отрицание относится не к тому слову, которое следует за не, а к целому словосочетанию), например: не кандидат наук, не гражданин России, не научный сотрудник, не специалист в области филологии, не прямо пропорциональный;

б) с предложнопадежными сочетаниями, напр.: не для детей, не ради славы, не у них, не по пути, не без основания, не под властью, не по совести, не из робких, не о войне, не в духе, не в состоянии, не в своем уме, не к лицу, не под силу.

  1. Слитное/раздельное написание НЕ
  2. С существительными, прилагательными (полными и краткими формами и формами сравнительной степени), с наречиями на -о, полными формами причастий не может писаться как слитно, так и раздельно.
  3. С существительными, прилагательными, наречиями на -о отрицание не пишется раздельно в следующих случаях.
  4. 1. В составе конструкций с противопоставлением: не… а, не… но, …а не… В таких конструкциях не может быть только отрицательной частицей, например:
  5. Не счастье, а просто везенье; Сказал не правду, а полуправду (сравните: Сказал неправду); Не любовь, а увлечение (сравните: Его нелюбовь к животным );
  6. Не хороший человек, а скорее дурной (сравните: Нехороший он человек); Заглавие причудливое, а не оригинальное (сравните: Неоригинальное заглавие); Не простое яичко, а золотое (сравните: Непростой вопрос); Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Он находчив, а не хитёр; Новый приговор не справедливее, а лишь суровее ;
  7. Ты поступил не плохо, а ужасно; Разобраться в этом не просто, а очень просто.
  8. Так же пишется частица не в конструкциях с противопоставлением и при отсутствии союза а, например: Это не развлечение, это урок; Не приятное – захватывающее зрелище; Не дорог подарок – дорога любовь; Он действует не энергичнее – суетливее.

Следует отличать подобные конструкции от противопоставления иного рода, при котором союзы а и но близки по значению к хотя, все-таки, тем не менее, например: Река была неширокая, но полноводная; Он некрасивый, но умный; Она невысока, но стройна; Недорогой подарок, но приятный; Некрасивый, а симпатичный; Неглупый, а скучный. Здесь не отрицается, что река была широкая, что он красивый и т.д., а утверждается, что река неширокая, что он некрасивый и т.д.

2. В составе конструкций, усиливающих отрицание:

а) со словами вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не, например: Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;

б) с отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т.п.

, например: Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;

  • в) с союзом ни… ни, например: Ни хозяевам, ни гостям не известный мужчина; Не нужный ни мне ни тебе.
  • Конструкции, усиливающие отрицание, следует отличать от конструкций, подчеркивающих утвердительное значение.
  • 3. В сочетаниях едва ли не…, чуть ли не…, разве не…, не далее как…, не позже чем…, не раньше чем…

С существительными, прилагательными, наречиями на -о отрицание НЕ пишется слитно в следующих случаях

1. Если слово с не можно заменить близким по значению словом без не.

Такая возможность говорит о том, что не – приставка, образующая особое слово, например: невмешательство (нейтралитет), неправда (ложь); несерьёзный (легкомысленный), нездоровый (болезненный), неглубокие знания (поверхностные), недружелюбный (враждебный); негромко (тихо), нередко (часто), нелегко (трудно), неблизко (далеко), немало (много).

2.

Если существительные и прилагательные в сочетании с не обозначают непринадлежность к какому-либо разряду лиц или явлений, например: неврачи, нефраниузы, немарксисты, нехристиане, неспециалисты, немосквичи, нерусские, недемократы, непоэты, нетермины, неметаллы, нестихи; Нерусский взглянет без любви / На эту бледную, в крови, / Кнутом иссеченную музу (Некр.); Неврач не разберётся в этом; Неспециалистам доклад понравился; Неегиптолог его не поймёт; Нематематику не решить этой задачи; Нелингвист не напишет такой диктант; неакадемические институты, непищевые добавки, невоенные отрасли .

3. Если перед существительным с не имеется определение или предлог.

Наличие этих слов является признаком того, что не с данным существительным образует единое слово, например: Уволен за невыход на работу; Во всём виновато вечное моё невезение; К нерасчётливости прибавилась и всегдашняя его нерешительностъ; Все знают о её невоспитанности; Дремлю на балах я, / До них смертельный неохотник (Гр.).

4.

Если при прилагательном, а также при наречии на -о имеются слова очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольнотаки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени – слова со значением степени проявления признака, подчеркивающие утверждение, например: очень недобросовестная работа, спал очень неспокойно, стал крайне неактивен и нерасторопен, отвечал крайне невразумительно и неудовлетворительно, весьма незаурядный, весьма необдуманно, чрезвычайно неотзывчивый человек, чрезвычайно неприятно, явно нецелесообразная затея, довольно неудачный финал, достаточно непротиворечиво, вопиюще неграмотный, исключительно неблагоприятные обстоятельства, в высшей степени неприлично.

Однако такие слова, как абсолютно, совершенно, могут употребляться и в сочетаниях этого типа (подчеркивая утверждение), и при словах, пишущихся с не раздельно. Сравните, например: абсолютно (совершенно) неудачное выступление и он человек абсолютно (совершенно) не старый (возможно синонимичное сочетание вовсе не старый).

5.

Если при форме сравнительной степени прилагательных и наречий имеются уточняющие наречия, например: ещё неинтереснее, гораздо некрасивее, намного неприятнее, всё недоступнее, чуточку непонятнее, а также если форма сравнительной степени употребляется в отрицательных конструкциях типа: нет ничего неудачнее, чем… или в конструкции с союзами чем… тем, например: чем незамысловатее, тем лучше; чем дальше, тем неутешительнее.

От ряда прилагательных с приставкой не- и соответствующих наречий формы сравнительной степени не образуются.

К ним относятся образования с не- от слов, имеющих формы с суффиксом -е и -ше (например: небогатый, непростой, негромкий, нетонкий, недалеко), с ударным суффиксом -ее (например: несильный, неясный, несложный, невесело). Поэтому обычны написания не богаче, не проще, не громче, не дальше, не сильнее, неяснее, не веселее.

Однако очень редко формы сравнительной степени от таких образований с не- встречаются, например: Плывучий призрак сделался ещё неяснее (П.); Непроще, скрытнее его не было малого во всех Извалах (Бун.).

Во всех прочих случаях при отсутствии в контексте слов, помогающих распознать отрицание или утверждение и, следовательно, отличить частицу не от приставки не-, пишущий должен проверить, какие слова – усиливающие отрицание или подчеркивающие утверждение – возможны по смыслу в данном контексте.

При возможности подстановки слов, выражающих противопоставление или усиливающих отрицание (вовсе, отнюдь и др.

), не пишется раздельно, например: Путь туда (отнюдь) не далёкий; Погода была (нисколько) не жаркая; Он (далеко) не спокоен; Они (ничуть) не виновны; Живут они (вовсе) не богато; Признаться в своей ошибке (вовсе) не унизительно; Уехал, но (отнюдь) не надолго; Может быть, (вовсе) и не плохо, что он туда не попал; Разобраться в этих правилах (ничуть) не легко.

При возможности подстановки слов, подчеркивающих утверждение (очень, достаточно и др.

), не пишется слитно, например: Путь туда (очень) недалёкий; Живут они (весьма) небогато; Погода была (достаточно) нежаркая; Он (очень) неспокоен; Они (явно) невиновны; Уехал, но (очень) ненадолго; Может быть, (очень) и неплохо, что он туда не попал; Разобраться в этих правилах (весьма) нелегко.

В отличие от причастий, при любых зависимых словах (кроме слов, усиливающих отрицание) написание таких прилагательных с не остается слитным, например: несвойственная ей роль, незнакомый мне человек, неизвестные ранее стихи, непохожий на сестру мальчик, несклонный к хвастовству, в недоступных для детей местах, остров давно необитаем.

Таким образом, пишущий должен отдавать себе отчет в том, что он хочет выразить: отрицание признака – и тогда написать не отдельно от следующего слова (например: он не здоров, не важно, не редки случаи, не случайно, не существенно, не удивительно, не демократическим путём ) или утверждение признака – и тогда написать не слитно (сравните: он нездоров, нередки случаи, неважно, неслучайно, несущественно, неудивительно, недемократическим путем). От выбора написания будет зависеть и понимание написанного читающими.

  1. С полными формами причастий отрицание не пишется раздельно:
  2. а) если при них имеются зависимые слова, например:человек, не гнушающийся никакими средствами; не ведающий, что творит; не заботящийся о пропитании; друзья, не видевшиеся много лет; не подтверждаемая фактами версия; не признанный современниками гений; не опознанный наземными службами объект; не связанный обязательствами; не обязанный подчиняться; не растроганный её слезами; давно не стиранное платье; с весны не крашенная крыша;
  3. б) в составе конструкций с противопоставлением или конструкций, усиливающих отрицание, например: это не законченная работа, а какие-то наброски; не знающий, а лишь догадывающийся; не воюющие, а мирно соседствующие страны; не уважаемый – любимый; отнюдь не успокоенный, нимало не смущённая, нисколько не обрадованный, никем не замеченный, никогда не унывающий, никем не любимый.
  4. С полными формами причастий отрицание не пишется слитно:
  5. а) при отсутствии зависимых слов, например: невооружённые солдаты, нераспечатанное письмо, невозвращённые ценности, неработающие пенсионеры, невоюющие стороны, нераспустившийся цветок, нереализованное преимущество, недоказанная теорема, незавершённый роман, непризнанный гений, неопознанный объект, незакрытая дверь, неполитые растения;
  6. б) в составе конструкций, подчеркивающих утверждение, например: крайне незаслуженное порицание, весьма необдуманный поступок, явно необоснованные требования.

Постоянная ссылка 2

Источник: https://rusq.ru/?p=8024

Ссылка на основную публикацию