170 примеров сложных слов с двумя корнями

Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. «О» и «е» в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.

Определение

Если слово состоит из двух и более основ — оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).

Сложные слова в русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.

Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.

Образование и варианты написания

Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:

  • Сложение полных основ: диван-книжка, кресло-качалка, левобережный, железобетонный, быстрорастворимый. Образовываться эти слова могут при помощи сочинительных и подчинительных связей. О различиях в правописании таких конструкций поговорим позже. 170 примеров сложных слов с двумя корнями
  • Сложение усеченных основ: спецкор, драмкружок, юннат. Усекаться могут как обе основы (юннат — юный натуралист), так и какая-либо одна: турфирма (туристическая фирма — урезана первая основа, а вторая неизменна).
  • Можно образовать сложное слово, используя соединительные гласные. В русском языке их всего две — «о», «е». Слова птицеферма, древнерусский, домосед, водопад, атомоход образованы именно таким способом.
  • К сложным словам относят и аббревиатуры, кстати, самый молодой способ образования слов. К примеру, РАН (Российская академия наук), ВУЗ (высшее учебное заведение), АЭС (атомная электростанция).
  • Пишут сложные слова в русском языке слитно либо через дефис: сенокос, железнодорожный, вечнозеленый, школа-интернат, динамо-машина, плащ-палатка. Употребление того или иного способа зависит от образования конкретного слова.

    Слова с соединительной «о»

    170 примеров сложных слов с двумя корнями

    Разберем, когда употребляются соединительные «о», «е» в сложных словах. Примеры, когда необходимо писать «о» следующие:

    • железнодорожный;
    • фабрично-заводской;
    • лесостепь;
    • народно-освободительный;
    • железобетон.

    Во всех этих словах первая основа оканчивается на твердый согласный, поэтому и требуется употребление соединительной «о».

    Слова с соединительной «е»

    Теперь следует разобрать сложные слова с соединительной гласной е. Примеры такие:

    • древнерусский;
    • пешеход;
    • овощехранилище;
    • птицелов;
    • кожедел;
    • кашевар;
    • общежитие;
    • путешественник;
    • бурелом;
    • дождемер.

    Все эти слова объединяет тот факт, что первая основа оканчивается на мягкий согласный (дождемер, древнерусский), на шипящий (общежитие, пешеход, кашевар) или на «ц» (птицелов). Следовательно, в таких словах следует писать соединительную «е».

    Варианты основ

    170 примеров сложных слов с двумя корнями

  • Слово образовано из сочетания наречия с именем прилагательным: малоисследованный, вечнозеленый, сугубоотрицательный, зловеще-гордый. Здесь «о» и «е» — не соединительные гласные, а суффиксы.
  • Первая часть — глагол в повелительном наклонении: вертихвостка, перекати-поле.
  • Слово-оттенок цвета. Соответственно, для связи основ используется суффикс -а-/-я-: изжелта-красный, иссиня-черный.
  • Когда соединительная гласная не нужна

    170 примеров сложных слов с двумя корнями

    В русском языке немало случаев, когда соединительные «о» и «е» в сложных словах совершенно не нужны. Это происходит в следующих случаях:

  • Если первая производящая основа — имя числительное в форме родительного падежа: двухспальный, пятидневка, двудонка. В данном случае имеют место суффиксы, омонимичные окончаниям формы родительного падежа.
  • В ряде случаев слово образовано без данных гласных просто с помощью сложения основ. К примеру, сравним слова «психотерапия» и «психастения». В первом случае слово имеет соединительную «о», а во втором буква «а» — начальная в слове «астения».
  • Иногда первая производящая основа — начальная форма имени существительного: семяножка (но: семенохранилище), пламяизвергающий (но: пламеносец).
  • Также первая производящая основа может иметь форму какого-либо падежа. Так, все слова с первой частью сума- и ума- будут писаться без соединительных гласных: умалишенный, сумасшедший.
  • Многие части — слова иноязычного происхождения: авиа-, авто-, мото, фото-, электро-, квази- и другие. Здесь вне зависимости от твердости/мягкости предшествующего согласного остается первоначальный гласный: квазиинтересный, электродвигатель, авиамоделирование, мотоклуб.
  • Следует отличать сложные слова от простых. Так, в слове «электрификация» всего один корень электри-. Все, стоящее за ним — это суффикс и окончание. Другое дело слова «электроноситель», «электромонтер», «электродвигатель». В них уже две основы, одна из которых — электро-.
  • Правописание сложных слов

    Соединительные «о» и «е» в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.

    Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз «и».

    Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать — диван-кровать; научный и технический — научно-технический; русский и английский — русско-английский; фабрика и завод — фабрично-заводской; мясо и молоко — мясо-молочный; военно-медицинский — военный и медицинский и другие.

    170 примеров сложных слов с двумя корнями

    Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.

    Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки — великолукский, Сергиев Посад — сегриевопосадский, Старая Русь — старорусский.

    • Слова — научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.
    • Слова — обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.
    • Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.
    • Если первая производящая основа — обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.
    • Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).
    • Сегодня мы найдём ответы на такие
      вопросы:
    • ·
      Что такое сложные слова?
    • ·
      Когда в сложных словах пишется соединительная о?
    • ·
      Когда в сложных словах пишется соединительная е?
    • Недавно мы говорили о способах
      образования новых слов в русском языке.
    • Итак, иногда мы образуем слова при
      помощи сложения основ или слов.

    Например, мы хотим нарисовать лес
    .
    Но одновременно нам хочется нарисовать степь
    . Что же делать? Можно
    нарисовать лесостепь
    .

    170 примеров сложных слов с двумя корнями

    В нашем слове два корня – лес
    и
    степь
    . Слово образовалось при помощи сложения двух основ.

    Значит, это слово – сложное. В
    результате сложения основ или слов у нас получаются сложные слова.

    Вот, например, мы решили придать
    рисунку серый цвет. А потом передумали и решили прибавить немного бурого. Но и
    это нас не устроило, и мы добавили малиновый оттенок. Получившийся цвет можно
    назвать серо-буро-малиновым.

    170 примеров сложных слов с двумя корнями

    В этом слове целых три корня. Это –
    сложное слово.

    Дадим определение сложным словам. Сложные
    слова – это слова, которые состоят из двух или более корней.

    Но как же соединить слова или их
    основы?

    Мы можем просто взять несколько слов и
    присоединить их друг к другу. Буквально положить их друг на друга, как кирпичи.

    Например: плащ-палатка, царь-колокол,
    Ленинград, выставка-продажа, школа-интернат
    . Во всех случаях мы просто
    присоединяли друг к другу слова или основы.

    Но бывает так, что нам хочется
    скрепить основы слов. Нужно что-то наподобие цемента – только языкового
    цемента, конечно. Чтобы получилось более прочное строение.

    В качестве такого цемента мы
    используем соединительные гласные
    .

    Лесостепь, паровоз, синеглазый,
    пылесос, жёлто-красный
    .
    Во всех этих примерах основы слов соединяются друг с другом при помощи соединительных
    гласных.

    Значит, при создании сложных слов
    основы могут соединяться

    · во-первых, без помощи соединительной гласной. Например: плащ-палатка.

    ·
    во-вторых, при помощи соединительной гласной. Например:
    паровоз
    .

    Иногда без соединительных гласных
    обойтись сложно.

    Представим, что мы собираемся
    соединить основы слов мусор
    и проводить
    . Получается мусорпрово
    д

    . Очень неудобно
    выговаривать такое слово. Может быть, добавить гласную после первой основы?

    Мусоропрово
    д
    звучит гораздо лучше, и связь между
    основами стала теснее.

    Но у нас может возникнуть проблема.
    Рано или поздно мы непременно зададимся вопросом: какие соединительные гласные
    писать? Посмотрим на слова вод…воз, сам…лёт
    . Неясно, а или о пишется
    между основами. А вот слова стал…вар, мор…ход
    . В них нужно писать е или
    и?

    Сколько вариантов! А на самом деле –
    не так много, как может показаться.

    Обычно выбирать приходится только
    между гласными о
    и е
    .

    Ведь именно при помощи этих гласных
    обычно соединяются основы в сложных словах.

    И получается, что определить
    правописание сложных слов довольно просто. Ведь в словах водовоз
    и самолёт

    мы точно слышим о
    , а не е.
    А в словах сталевар
    и мореход

    нам точно слышится е
    , а не о
    .

    Но всё-таки, от чего зависит такое
    написание?

    Написание соединительных гласных о или
    е зависит от основы, после которой стоит соединительная гласная
    . Точнее,
    от согласного, на который заканчивается основа
    .

    Посмотрим на слово трудолюбие
    .
    Это слово произошло от двух слов – труд
    и любить
    . Первая основа труд

    заканчивается звуком [д] – это твёрдый согласный. После него так и хочется
    поставить о. Трудолюбие
    мы пишем через о.

    А вот слово жизнелюбие
    . Оно произошло
    от слов жизнь
    и любить
    . Основа жизнь заканчивается звуком [нʼ] – это мягкий согласный. После него должна стоять
    какая-то буква, которая придавала бы ему мягкость. Конечно же, это буква е.

    Слово жизнелюбие мы пишем через е.

    И получается, что после твёрдых
    согласных пишется о.

    170 примеров сложных слов с двумя корнями

    Ледоход
    . О пишется, потому что основа
    заканчивается на твёрдый согласный. Молоковоз
    . [к] – твёрдый согласный,
    поэтому мы пишем о.

    Миноносец. Сенокос. Черно-белый
    . Во всех этих словах о пишется
    потому, что основа заканчивается на твёрдый согласный.

    А после мягких согласных пишется е.

    Оленевод
    . Слово олень
    заканчивается на
    мягкий согласный, поэтому мы напишем е. Общежитие
    . Основа заканчивается
    на мягкий согласный, поэтому напишем е.

    Бурелом. Путешественник. Сине-зелёный
    . Во всех этих случаях е пишется после
    мягких согласных.

    170 примеров сложных слов с двумя корнями

    Так как мы действуем?

    Мы смотрим на основу, после которой
    пишется соединительная гласная.

    Если основа заканчивается на твёрдый
    согласный, мы пишем о. Например, языковед
    – от
    слова язык. Язык
    заканчивается на твёрдый согласный.

    Если основа заканчивается на мягкий
    согласный, мы пишем е. Например, землекоп
    – от
    слова земля
    . Основа земль- заканчивается на
    мягкий согласный.

    Значит, мы безошибочно подпишем вот
    этот портрет русского царя-самозванца. Лжо-дмитрий…
    но почему это соединительная гласная сменилась на е?

    Ведь звук [ж] – всегда твёрдый, разве
    не так?

    Дело в том, что после шипящих и ц
    всегда пишется соединительная е
    .

    Например, пешеход, кашевар,
    лежебока, рыжеусый, птицелов
    и так далее. Буквы же, ша
    и це – всегда вместе с е!

    А теперь немного дополнительной
    информации! Иногда о может писаться и после мягких согласных.

    170 примеров сложных слов с двумя корнями

    Таких слов не так уж и мало. Это,
    например, слова зверолов, честолюбие, песнопение, баснописец.
    Как и в
    случаях с другими исключениями, такие слова приходится запоминать.

    Нужно помнить и то, что бывают и
    другие соединительные гласные. Например, в слове сорокалетний

    соединительная гласная – а. Как и в слове сумасшедший
    . В слове пятилетний

    основы соединяются гласной и. В слове двухэтажный
    не просто гласная, а
    две буквы – -ух.

    1. Но таких случаев не так много, и
      обычно они не вызывают сложностей.
    2. Что же нам требуется сегодня
      запомнить?
    3. Сложные слова – это слова, которые
      состоят из двух или более корней.
    4. Часто основы в сложных словах
      соединяются при помощи соединительных гласных.
    5. Чаще всего соединительными бывают о
      или е.

    В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются буквы о

    и е

    . Сложные слова, образованные при помощи соединительных гласных о

    и е

    или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: нефтегазодобыча, пятидесятилетие, двухмиллиметровый
    .

    Соединительная гласная О

    После основ на твердый согласный (кроме ж

    , ш

    и ц

    ) пишется буква о

    , например: миро
    воззрение, вольно
    любивый
    .

    В немногих сложных словах согласный звук первой основы отвердевает, поэтому пишется соединительная гласная о

    , например: басно
    писец, крово
    обращение
    .

    Соединительная гласная Е

    После основ на мягкий согласный, на й

    , на шипящий звук и ц

    пишется соединительная гласная е

    , например: море
    плаватель, крае
    ведение, пеше
    ход, птице
    водство, сине
    глазый, больше
    крылый
    .

    В отдельных случаях в первом слове сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяпрепровождение, времяпровождение, времяисчисление
    .

    Читайте также:  Перед оборотом "по результатам" нужна запятая?

    Слова на -ификация

    (электрификация, газификация, классификация
    и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификаци-я

    , поэтому пишутся с буквой и

    .

    Сложные слова с числительными

    • Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: пяти
      летка
      (пяти лет), одиннадцати
      метровый
      (одиннадцати метров), сорока
      минутный
      (сорока минут).
    • Числительные сто
      и девяносто
      , входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие
      , девяностолетие
      .
    • С буквой о

      пишется и слово сороко
      ножка
      .
    • Числительное тысяча
      , входя в состав сложного слова, имеет соединительную гласную е

      , например: тысяче
      летие
      .
    • (6

    Источник: https://erlin.ru/slozhnye-slova-s-soedinitelnoi-glasnoi-i-suffiksom-primery.html

    "Правописание слов с двумя корнями"

    • Предмет: Русский язык как неродной (3 класс)
    • Педагог: Алхасова Сельминаз Халидовна
    • Тема занятия: «Правописание слов с двумя корнями»
    • Цели занятия:
    • Образовательная: закрепить понятие «сложные слова», и способ их образования (сложением двух корней с помощью соединительных гласных).
    • Развивающая: развивать умения различать, образовывать и правильно писать слова с двумя корнями; обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
    • Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.
    • Тип занятия: занятие закрепления изученного материала.
    • Программноеобеcпечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word
    • Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

    Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (1 часть) под редакцией С.И.

    Иванова и др; мультимедиа система, презентация урока; рабочие тетради, сигнальные карточки красного, зелёного, жёлтого и синего цветов, рисунок солнышка и тучки прикреплены на доске.

    1. Ход занятия
    2. Организационный момент.
    3. а) Создание позитивной мотивации.

    Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью.

    Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

    Всё ваше хорошее настроение я обозначу солнышком, а не очень хорошее тучкой. (Рисунок солнышка и тучки на доске) Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.

    • — Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях дату. (Слайд 2)
    • б) Минутка чистописания. (Слайд 2)
    • а, о, е, и, я
    • кривой, прямой

    Для чего проводим минутку чистописания? Правописание каких букв закрепляем на первой строчке? Что общего у этих букв? (Буквы гласные, они могут быть в слове безударными).

    -Запишите гласные в тетрадь близко к моему образцу.

    -Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов? (Это прилагательные. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета).

    -Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой? (Да. Они связаны одной орфограммой — безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

    — Подберите проверочные слова (устно)

    (Педагог кликает мышкой на слайде, после чего в каждом слове появляется ударение и подчёркивается безударная гласная)

    Рефлексия. Что будем контролировать? (правильность написания букв и их соединений)

    -Как будем контролировать? (Будем сравнивать свою запись с моим образцом)

    — У кого получилось написать близко к образцу моему, поднимите красный сигнальный цвет карточки. (Учащиеся поднимают нужный цвет сигнальной карточки)

    в) Словарная работа (слайд 3), 2-е обуч. у доски по карточкам.

    -С какой целью каждый урок проводим работу со словами из словаря? (Закрепляем правописание словарных слов и повторяем изученные орфограммы.)

    1). В..сток, в..гон, б..лет, б..седа;(о, а, и, е)

    2). Инж…нер, г..гант, г…зета, з..бота;(и, и, а, а)

    3). Б…тинки, б…лото, б…гаж, зап…д. (о, о, а, а)

    1. — Запишите по строчкам только пропущенные безударные гласные через запятую.
    2. Проверка.
    3. — Что будем проверять? (Будем проверять правильность написания безударных гласных)

    Как будем проверять? (Буду сравнивать свою запись с образцом. Если нужно исправлю)

    Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно написали безударные гласные, поставьте на полях -! Если вы сомневаетесь в правильности, поставьте на полях -?

    • Проверка (слайд 4)
    • После проверки.
    • У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок:

    !! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно.

    !?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе буквы.

    ?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно.

    ?? – Сомневался в правильности и на самом деле написал гласные неверно.

    Рефлексия.

    Насколько хорошо вы усвоили правописание словарных слов? (Ребята поднимают сигнальные карточки)

    Словарная работа. (2 ученика выполняют работу у доски.)

    – Запишите слово, поставьте ударение. Подберите родственные слова и отметьте части слова.

    I вариант – к слову осина.

    II вариант – к слову яблоко.

    170 примеров сложных слов с двумя корнями

    г) Составляем предложения. Слайд 5

    — Составьте предложения, употребив, в них слова из словаря. (Учащиеся устно составляют предложения).

    1. Слайд 5. (Педагог кликает мышкой на слайде появляются слова)
    2. Ветер, подул, снегопада, после, холодный
    3. — Слова на слайде образуют предложение? (Нет, они не связаны по смыслу, и не выражают законченную мысль)
    4. — Составьте предложение из этих слов, найдите главные и второстепенные члены.
    5. После снегопада подул холодный ветер.

    II. Изучение нового материала.

    а) Актуализация знаний.

    Найдите в предложении сложное слово. (Сложное слово «снегопад», т.к. оно образовано сложением двух корней).

    • — Как вы думаете, о каких словах будем говорить на занятии? (Будем говорить о словах, образованных сложением двух корней)
    • б) Постановка учебной задачи.
    • — Прочитайте тему занятия. (Правописание слов с двумя корнями) Слайд 6
    • Это занятие изучения нового материала или закрепления изученного?

    — Что хотите закрепить о словах с двумя корнями? Чему будете учиться на занятии? Слайд 7

    Корзина идей. Слайд 8

    (Используется приём технологии развития критического мышления ТРКМ. После сбора идей кликнуть мышкой на слайде. Появляются цели занятия) Слайд 9

    Закрепим, как образуются слова с двумя корнями?

    Будем учиться находить и образовывать сложные слова, правильно писать слова с двумя корнями)

    -(Педагог обобщает ответы детей.) На уроке закрепим, какие слова называются сложными. Будем учиться различать сложные слова, правильно их писать и образовывать.

    — А что вам поможет на уроке научиться правильно, писать слова с двумя корнями? (Правило, учебник, слайды, алгоритм, ЗУН, доска, учитель…)

    На доске записаны слова:

    170 примеров сложных слов с двумя корнями

    Назовите слова, в которых два корня.

    Выделите в словах корни и назовите букву, которая соединяет эти корни. Кто помнит, как она называется?

    Коллективное выведение правила.

    в) Повторение правил. Слайд 10

    – Обращаемся к нашему первому помощнику – правилу. Опираясь на примеры слов в тетрадях и в упражнении __ (учебник), сформулируйте правило о том, какие соединительные гласные пишутся в сложных словах.

    1. Как называются слова, у которых два корня? (Педагог кликает мышкой на слайде и появляются ответы)
    2. — Как образуются сложные слова? (Слова образуются сложением двух корней с помощью гласных –О-, -Е-)
    3. — Как называются гласные, которые соединяют корни в сложных словах? ((Гласные, которые соединяют корни в сложных словах, называются соединительными)
    4. -Какие соединительные гласные знаете? (только –О-, -Е-)

    III. Освоение новых знаний.

    а) Тренировка в составлении слов с двумя корнями Слайд 11

    — Замените словосочетание одним сложным словом. Запишите, обозначьте корень в словах и подчеркните соединительные гласные.

    • Ходит пешком – пешеход Лес рубит — лесоруб
    • Сам летает – (самолёт) Лазит по скалам — Скалолаз
    • Сам варит — самовар
    • -Чему учились, выполняя это задание?
    • Как образовали новое слово? (Два корня соединили гласными –О-,-Е-)

    — Кому было легко образовывать сложные слова? (поднимают сиг. карточки)

    1. IV. Физминутка
    2. А теперь, ребята, встали.
    3. Быстро руки вверх подняли,
    4. В стороны, вперёд, назад,
    5. Повернулись вправо, влево.
    6. Тихо сели, вновь за дело.
    7. Гимнастика для глаз «Филин»
    8. Закрыть глазки на 3-4 секунды, затем широко раскрыть и смотреть вдаль, и не моргать)

    V. Самостоятельная работа. (Слайд 12)

    Отработка умений образовывать слова с двумя корнями.

    – Как же можно построить новые слова? Вспомним алгоритм.

    • Найти корни двух слов; 2) Выбрать соединительную гласную; 3) Соединить два корня с помощью букв –о- или –е-.)
    • море катает
    • рыба ходит
    • вода ловит
    • сам падает
    • каша варит
    • — Попробуйте построить новые слова с корнями слов первого и второго столбика, при помощи соединительных гласных –о-, -е-.
    • Проверка.
    • — Что будем проверять? (Будем проверять, правильно ли составили сложные слова)

    Как будем проверять? (Буду слушать ответ товарища, и сравнивать свою запись с образцом. Если нужно исправлю)

    Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно построили сложное слово, поставьте на полях -! Если вы сомневаетесь в правильности, поставьте на полях -?

    1. Проверка Слайд 13
    2. После проверки.
    3. У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок:

    !! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно.

    !?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку

    ?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно.

    ?? – Сомневался в правильности и на самом деле выполнил неверно

    Рефлексия.

    -Насколько хорошо вы усвоили, как можно образовать слово с двумя корнями? (Ребята поднимают сигнальные карточки)

    VI. Закрепление изученного материала.

    а) Поиск слов с соединительными гласными

    (Работа в паре)

    Работа по учебнику стр. 101 упр.2.

    -Прочитайте стихотворения. Подумайте в паре и найдите слова с двумя корнями.

    • Шёл Егор Листопад, И шумит,
    • Через бор. Листопад — Как водопад,
    • Видит: Пенится Каждая

    Вырос мухомор. Тропинка, Осинка!

    Проверка.

    -Какие слова в стихотворении имеют два корня? (Мухомор, листопад, водопад)

    170 примеров сложных слов с двумя корнями

    1. б) Игра-соревнование по вариантам.
    2. Описание. Обучающиеся за определённое время должны составить сложные слова с заданными корнями:
    3. I вариант – сам —
    4. Водолаз, водовоз, водонос, водопад, водопровод.
    5. II вариант – вод —
    6. Самолет, самосвал, самокат, самовар, самоход.
    7. в) Выборочный диктант. (Резерв)
    8. Продолжаем учиться находить слова с двумя корнями.

    — Я диктую по два слова. Вы записываете только слова, у которых два корня. Выделить корни и подчеркнуть соединительную гласную.

    • Снежинка, снегопад;
    • Водичка, водолаз;
    • Звездопад, звёздочка.

    Проверка. (Самооценка перед проверкой : !, ?)

    После проверки. (У ребят после проверки на полях появляется рисунок: !!, !?, ?!, ??)

    1. Рефлексия:
    2. Насколько хорошо я научился находить слова с двумя корнями и правильно их писать? (поднимают сигнальные карточки)
    3. в) Итог занятия. Слайд 14
    4. -Чему научились сегодня на занятии? (Учились находить и образовывать слова с двумя корнями)

    -Как можно составить сложное слово? (Нужно соединить два корня с помощью гласных –О-, -Е-.)

    г) Рефлексия. Слайд 15

    — Поднимите красный сигнальный цвет карточки, если вы считаете, что занятие прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить слова с двумя корнями, правильно их писать и можете помочь другим.

    — Поднимите жёлтый сигнальный цвет, если вы считаете, что научились находить слова с двумя корнями, но вам ещё нужна помощь.

    — Поднимите зелёный сигнальный цвет, если вы считаете , что было трудно на занятии.

    — С каким настроением заканчиваете занятие? Что мне оставить на доске солнышко или тучку? (Учащиеся поднимают сигнальные карточки)

    2. История слова благодарить — подготовить по желанию.

    Слайд 16. Молодцы! Спасибо за занятие

    Используемая литература:

    Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Ч – 1, (С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.), 3-е издание, переработанное. — М: Вентана-Граф, 2013 г.-160 с.: ил.

    Русский язык: 3 класс: поурочные планы / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. -М: Вентана-Граф, 2013.-464 с.- (Начальная школа 21 века).

    7

    Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/pravopisaniie-slov-s-dvumia-korniami

    Слова с двумя корнями: образование, правописание, примеры :

    Слова с двумя корнями – тема, вызывающая трудности, особенно у учеников начальной школы. Это объясняется тем, что ребята, скорее всего, еще не до конца понимают способы образования слов, не могут грамотно выделить в них морфемы и увидеть способ их соединения. Рассмотрим сложные слова с двумя корнями, особое внимание уделив их правописанию.

    Образование сложных слов путем сложения основ

    Образование новых слов может идти разными путями, один из них – сложение основ. Таким образом и получаются слова с двумя корнями. Они могут иметь различное происхождение.

    Так, слова школа-интернат, диван-кровать, стол-книжка образовались путем простого сложения основ.

    Лексемы землеройка, древнерусский, железнодорожный, пароход образовались не только с помощью объединения своих основных морфем, но между ними также используется соединительная гласная.

    Читайте также:  "ветеринария" - правильное ударение в слове на какой слог?

    170 примеров сложных слов с двумя корнямиВообще, в русском языке этих гласных все две – о и е. Используются они в зависимости от того, на какой согласный оканчивается основа первого из слов: если на мягкий – пишется е, при твердом согласном – о.

    Другие способы образования сложных слов

    Есть слова, в образовании которых участвует не полная, а сокращенная основа. Как правило, это первая часть слова: стенгазета, драмкружок. Сложные слова могут образовываться и из словосочетаний, соединенных подчинительной связью. Об этом поговорим ниже.

    Слитное написание

    Если слова с двумя корнями образованы при помощи соединительной гласной, их следует писать слитно. Следует помнить, что кроме о или е никаких других соединительных гласных в русском языке нет. Разберем примеры:

    • Землеустройство. Слово образовано с помощью основ слов земля и устраивать. Первое слово оканчивается на мягкий согласный [л‘], поэтому следует использовать соединтельную е.
    • Языковед. В образовании участвуют основы язык и ведать. Первое слово оканчивается на твердый [к], поэтому части соединяет гласный о.

    Сложные слова, образованные от словосочетаний

    Также слитно следует писать слова с двумя корнями, образованные из словосочетаний с подчинительной связью между элементами:

    • Сельскохозяйственный – от сельское хозяйство.
    • Машиностроительный – строить машины.
    • Древнерусский – Древняя Русь.
    • Левобережный – левый берег.
    • Праворукий – правая рука.

    Сложные слова с основой-числительным

    Особое внимание следует уделять сложным словам, где первая часть – имя числительное. Они также пишутся слитно:

    • Четверостишье.
    • Пятидневный.
    • Однокурсник.
    • Тысячелистник.
    • Трехголовый.

    Правописание через дефис

    Дефисное написание сложных лексем определяется следующими правилами:

    1. Если они образованы из двух слов, соединенных сочинительной связью: мясо-молочный (производящий мясо и молоко), русско-китайский, шахматно-шашечный, рабоче-крестьянский, садово-огородный. 170 примеров сложных слов с двумя корнями
    2. Слово обозначает какую-либо сторону света: северо-запад (северо-западный), юго-восточный.
    3. Значение слова – оттенок цвета: серебристо-малиновый, ярко-зеленый, блистательно-золотой.
    4. Образованные путем повтора: еле-еле, мало-мальский, крепко-накрепко, видимо-невидимо.

    Особо сложные случаи

    В русском языке имеют место и иноязычные слова с двумя корнями. Примеры таких лексем и разберем ниже. Стоит сказать, что их написание вызывает наибольшие трудности.

    • Первая часть слов кинопленка, авиаперевозки, мотопробег – иноязычная, и подобная лексема будет писаться в одно слово. 170 примеров сложных слов с двумя корнямиСледует обратить особое внимание, что здесь речь не идет о соединительной гласной, а имеет место сложение основ: авиаконструкторский, автобаза, мультипликационный.
    • Также небольшая группа сложных слов русского языка имеет первой частью слово в своей начальной форме, соответственно, соединительных гласных нет: времяпрепровождение, семяложе. С другой стороны, эти же части могут образовывать и вполне обычные сложные слова: семеноводство.
    • От слов с двумя корнями нужно отличать просто длинные слова. Например, газификация – лексема с одним корнем, просто с достаточно большим суффиксом. А вот слово газопровод – уже сложное слово.

    Источник: https://www.syl.ru/article/233085/mod_slova-s-dvumya-kornyami-obrazovanie-pravopisanie-primeryi

    Слова с двумя корнями (сложные слова) с разделительной е, о. Список слов

    170 примеров сложных слов с двумя корнями

    Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после  нахождения значения слова. К примеру,  желтоватый — не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват — это суффикс. Или величайший — это не великий чай, а просто очень великий. 

    Поработаем с определением значения слов с двумя корнями

    • Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.
    • Носорог: Крупное  млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.
    • Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом. 
    • Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.
    • Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.
    • Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.
    • Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.
    • (Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

    Иначе, пылесос — то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.Носорог — животное с рогом на носу. Корни нос, рог.Самосвал — машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем — это приставка.Самокат — устройство, которое само катится. Корни сам, кат.

    Вертолёт — транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.

    Самолёт — устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.

    Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е

    Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад,  водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар,  снегопад,  стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.

    Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

    Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

    1. кашЕвар (каша + варить)
    2. птицЕлов (птица + ловить)
    3. пешЕход (пеший + ходить)
    4. дождЕмер (дождь + мерить)
    5. пылЕсос (пыль + всасывать)
    6. птицЕфабрика (птица + фабрика)
    7. нефтЕпровод (нефть + проводить)
    8. овощЕхранилище (овощ + хранить)
    9. путЕшествие (путь + шествовать)
    10. мышЕловка
    11. морЕплаватель
    12. грязЕлечение
    13. сталЕвар
    14. кораблЕкрушение
    15. землЕмер
    16. пулЕмет
    17. свежЕмороженый
    18. морЕход
    19. вездЕход
    20. вездЕсущий
    21. солнцЕстояние

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

    • самОвар (сам + варить)
    • водОпад (вода + падать)
    • ледОкол (лёд + колоть)
    • языкОвед (язык + ведать)
    • снегОпад (снег + падать)
    • вертОлёт (вертикально + летать)
    • стеклОрез (стекло + резать)
    • бетонОмешалка (бетон + мешать)
    • зверОлов (зверь + ловить)
    • домОсед (дома + сидеть)
    • самОлет
    • фотОаппарат
    • автОколонна
    • рыбОлов
    • светОдиод
    • электрОпила
    • тестОмешалка

    Еще список сложных слов с двумя корнями и даже с тремя

    170 примеров сложных слов с двумя корнями

    Телефотограф.

    Рейтинг:  4 / 5

    Источник: https://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/968-slova-s-dvumya-kornyami-slozhnye-slova-s-razdelitelnoj-e-o-i.html

    Соединительные е о в корне. Примеры сложных слов (с двумя корнями) с соединительными гласными е, о

    Понаблюдаем, как образовано слово самолёт
    . Сам летает. В слове два корня сам-, лёт-. Слова, имеющие два корня, называются сложными
    .

    • Что общего в этих сложных словах: самолёт, самовар, самокат, самоделка, самолюбие?
    • Самовар сам варит, второй корень вар-.
    • Самокат сам катает, катит, второй корень кат-.
    • Самоделка — сам делает, дело, второй корень дел-.
    • Самолюбие — чувство собственного достоинства — сам, любит, корень люб-.
    • Сам — первая часть сложных слов.
    • Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах.
    • мореход (ходит в море, корни мор-, ход-),
    • пар
      оход (ходит на пару, корни пар-, ход-)
    • камн
      епад (падают камни, корни камн-, пад-),
    • звезд
      опад (падают звёзды, корни звезд-, пад-)
    • В словах мореход и камнепад
      первый корень оканчивается на мягкий согласный звук р» и н» , корни соединяет буква Е.
    • В словах пароход и звездопад
      первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук р и д, корни соединяет буква О.

    Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называют буквами соединительных гласных.

    Как нужно действовать, чтобы правильно написать букву соединительной гласной в
    сложных словах?

    1. Убедись, что слово сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.

    2. Если слово сложное, послушай, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый — надо писать О, если на мягкий — Е.

    1. Буква Е бывает после непарных твёрдых: ж, ш, ц.
    2. Определите, какую букву надо писать на месте пропуска.
    3. Многолетний
      — много лет, корни мног-, лет-, буква соединительной гласной О,
    4. путеводитель
      — путь, водить, корни пут-, вод-, буква соединительной гласной Е,
    5. древнерусский
      -древний, Русь, корни древн-, рус-, буква соединительной гласной Е,
    6. водоплавающие
      — вода, плавать, корни вод-, плав-, буква соединительной гласной О.
    7. Образовываем сложные слова
    8. Какими сложными словами можно заменить эти предложения?
    9. 1) Поток воды, который падает с большой высоты.
    10. 2) Человек, который пашет землю.
    11. 3) Зверьки, похожие на мышей, которые роют землю.
    12. 4) Жук, который ест кору.
    13. 5) Человек, идущий пешком.
    14. Проверь себя: водопад (корни вод-, пад-), землепашец (корни земл-, паш-), землеройка (корни земл-, рой-), короед (корни кор-, ед-), пешеход (корни пеш-, ход-).
    15. Как называются эти сказочные предметы?
    16. Сапоги
      — самоходы, скатерть — самобранка, гусли — самогуды.

    Какой общий корень есть в этих словах? Корень сам-.

    Почему так называются именно сказочные волшебные предметы? Сапоги сами ходят. Скатерть сама собирает еду (брать в значении доставать еду). Гусли сами играют, гудят.

    • Находим сложные слова в стихотворных строках:
    • Спозаранок скачут птицы
    • По заснеженным ветвям —
    • Желтогрудые синицы
    • Прилетели в гости к нам.
    • (Ю. Синицын)
    • Пришла весна! Весна-красна
    • С зелёной травкой у окна.
    • Повесила серёжки
    • Берёзе-белоножке.
    • (Е. Трутнева)
    • По оврагам, по обрывам,
    • Через пальцы ивняка
    • Льётся тихо и пугливо
    • Желтолистая река.
    • Школьный дом одноэтажный
    • Улыбается окном.
    • Грач по нивам бродит важно,
    • Словно сельский агроном.
    • (М. Исаковский)

    Листопад! Листопад!

    1. Лес осенний конопат.
    2. Налетели конопушки,
    3. Стали рыжими опушки.
    4. (Н. Егоров)
    5. Сложные слова:
    6. желтогрудые
      — с жёлтыми грудками, корни желт-, груд-;
    7. белоножка
      — с белой ножкой, ногой, корни бел-, нож-;
    8. листопад
      — падают листья, корни лист-, пад-;
    9. желтолистая
      — с жёлтыми листьями, корни желт-, лист-;
    10. одноэтажный
      — с одним этажом, корни одн-, этаж-.
    11. О каком человеке можно так сказать?
    12. Лежебока
      — любит лежать на боку, корни леж-, бок-, первый корень оканчивается на ж, пишем букву е;
    13. сладкоежка
      — в качестве еды любит сладости, корни слад-, еж-;
    14. пустослов
      — говорит пустые слова, корни пуст-, слов-.

    Эти слова называют черты характера человека. Объясним значение слов.

    • Трудолюбивый
      — любит труд, корни труд-, люб-;
    • слабовольный
      — слабая воля, корни слаб-, вол-;
    • милосердный
      — милое сердце, корни мил-, серд-;
    • добродушный
      — добрая душа, корни добр-, душ-;
    • благородный
      — благо роду, корни благ-, род-.
    • Как ты назовёшь человека, у которого великая душа, острый ум, ясные глаза, тёмные волосы?
    • Великая душа — великодушный
      (корни велик-, душ-),
    • острый ум — остроумный
      (корни остр-, ум-),
    • ясные глаза — ясноглазый
      (корни ясн-, глаз-),
    • тёмные волосы — темноволосый
      (корни темн-, волос-).
    • Прочитаем фамилии, подумаем, сложные ли это слова.

    Добролюбов
    — любить добро, корни добр-, люб-. Николай Добролюбов — русский писатель.

    Добронравов
    — добрый нрав, корни добр-, нрав-. Николай Добронравов — поэт-песенник.

    1. Боголюбов
      — любящий бога, корни бог-, люб-.
    2. Краснощёкова
      — красные щёки, корни красн-, щёк-.
    3. Сложные слова называют людей по профессии.
    4. Полководец
      — водит за собой полки, корни полк-, вод-,
    5. баснописец
      — пишет басни, корни басн-, пис-,
    6. пчеловод
      — разводит пчёл, корни пчел-, вод-,
    7. водопроводчик
      — проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,
    8. сталевар
      — варит сталь, корни стал-, вар-,
    9. птицелов
      — ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц
      , пишем е
      .
    10. Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

    Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена — белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар — одна из старых улиц в центре Москвы.

    • Долгорукий
      — долгие руки, корни долг-, рук-,
    • частокол
      — забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,
    • белокаменная
      — построена из белого камня, корни бел-, камен-,
    • златоглавая
      — с золотыми головами, корни злат-, глав-,
    • Чистопрудный
      — чистые пруды, корни чист-, пруд-.

    Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову)

    Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож.

    Водомерка
    — так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние.

    Горихвостка
    — сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

    Краснопёрка
    — сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

    Читайте также:  Как правильно: освящать или освещать?

    Лисохвост
    — корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

    Водомерка
    — корни вод-, мер-. Вода, измерить.

    Из двух и даже трех слов можно образовать новое слово. Такой способ образования новых слов называют сложение, а сами слова — сложными. Чтобы понять, где в сложном слове корни, нужно сначала правильно определить его значение. К примеру, пароход — это не тот, кто ходит парами, а судно, которое ходит на пару. Или мышеловка — это не ловкая мышь, а ловушка для мышей.

    Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после нахождения значения слова. К примеру, желтоватый — не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват — это суффикс. Или величайший — это не великий чай, а просто очень великий.

    Поработаем с определением значения слов с двумя корнями

    1. Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.
    2. Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.
    3. Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.
    4. Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

    5. Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.
    6. Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.
    7. Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

    8. (Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

    Иначе, пылесос — то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.Носорог — животное с рогом на носу. Корни нос, рог.Самосвал — машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем — это приставка.Самокат — устройство, которое само катится. Корни сам, кат.

    Вертолёт — транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.

    Самолёт — устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.

    Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е

    Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад, водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар, снегопад, стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.

    Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

    Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

    • кашЕвар (каша + варить)
    • птицЕлов (птица + ловить)
    • пешЕход (пеший + ходить)
    • дождЕмер (дождь + мерить)
    • пылЕсос (пыль + всасывать)
    • птицЕфабрика (птица + фабрика)
    • нефтЕпровод (нефть + проводить)
    • овощЕхранилище (овощ + хранить)
    • путЕшествие (путь + шествовать)
    • мышЕловка
    • морЕплаватель
    • грязЕлечение
    • сталЕвар
    • кораблЕкрушение
    • землЕмер
    • свежЕмороженый
    • вездЕход
    • вездЕсущий
    • солнцЕстояние

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

    1. самОвар (сам + варить)
    2. водОпад (вода + падать)
    3. ледОкол (лёд + колоть)
    4. языкОвед (язык + ведать)
    5. снегОпад (снег + падать)
    6. вертОлёт (вертикально + летать)
    7. стеклОрез (стекло + резать)
    8. бетонОмешалка (бетон + мешать)
    9. зверОлов (зверь + ловить)
    10. домОсед (дома + сидеть)
    11. фотОаппарат
    12. автОколонна
    13. светОдиод
    14. электрОпила
    15. тестОмешалка

    Еще список сложных слов с двумя корнями и даже с тремя

    170 примеров сложных слов с двумя корнями

    В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются буквы о

    и е

    . Сложные слова, образованные при помощи соединительных гласных о

    и е

    или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: нефтегазодобыча, пятидесятилетие, двухмиллиметровый
    .

    Соединительная гласная О

    После основ на твердый согласный (кроме ж

    , ш

    и ц

    ) пишется буква о

    , например: миро
    воззрение, вольно
    любивый
    .

    В немногих сложных словах согласный звук первой основы отвердевает, поэтому пишется соединительная гласная о

    , например: басно
    писец, крово
    обращение
    .

    Соединительная гласная Е

    После основ на мягкий согласный, на й

    , на шипящий звук и ц

    пишется соединительная гласная е

    , например: море
    плаватель, крае
    ведение, пеше
    ход, птице
    водство, сине
    глазый, больше
    крылый
    .

    В отдельных случаях в первом слове сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяпрепровождение, времяпровождение, времяисчисление
    .

    Слова на -ификация

    (электрификация, газификация, классификация
    и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификаци-я

    , поэтому пишутся с буквой и

    .

    Сложные слова с числительными

    • Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: пяти
      летка
      (пяти лет), одиннадцати
      метровый
      (одиннадцати метров), сорока
      минутный
      (сорока минут).
    • Числительные сто
      и девяносто
      , входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие
      , девяностолетие
      .
    • С буквой о

      пишется и слово сороко
      ножка
      .
    • Числительное тысяча
      , входя в состав сложного слова, имеет соединительную гласную е

      , например: тысяче
      летие
      .
    • (6

    Источник: https://hookahday.ru/soedinitelnye-e-o-v-korne-primery-slozhnyh-slov-s-dvumya-kornyami-s/

    Сложные существительные

    Сложные существительные – это такие слова, которые имеют два (редко больше) корня. Они могут образовываться разными способами и писаться не только слитно, но и через дефис. От чего зависит написание и какие есть правила на этот счет? Об этом ученики 6 класса могут узнать на уроках русского языка.
    170 примеров сложных слов с двумя корнями

    Итак, слитно пишутся такие существительные, между основами которых стоит соединительная гласная о или е: пешЕход, мусорОвоз. Кроме того, есть список первых основ, слитное написание слов с которыми обязательно. Это такие основы, как аэро, электро, авто, зоо и другие: зоопарк, аэроптруба.

    Имена собственные также могут быть сложными и также могут писаться слитно. Например, если речь идет о названиях городов, второй частью которых является слово город или град – Ленинград, Ужгород.

    Слитное написание также характерно для тех сложных существительных, первая часть которых оканчивается на и. При этом сами эти существительные должны быть склоняемыми: скопидом, вертихвостка.

    Сложные имена существительные достаточно часто пишутся через дефис, так что правил в данном случае довольно много.

    Если сложное существительное состоит из двух равноправных слов, между которыми не стоит соединительная гласная, то соединяться такие существительные будут с помощью дефиса: диван-кровать, жар-птица.

    При склонении таких слов может изменяться только второе или они оба, написание в любом случае будет дефисным.

    Также дефис ставится в тех сложных существительных, которые означают названия политических партий или движений (социал-демократ) или сложные единицы измерения (киловатт-час). В последнем случае написанию через дефис не препятствует даже наличие соединительной гласной: человеко-день.

    • Слова с убер-, контр-, экс- и вице-, которые выступают в качестве первой части, всегда пишутся через дефис: вице-председатель.
    • В названиях промежуточных сторон света также ставится дефис, вне зависимости от того, русские у них основы или иноязычные: норд-ост, северо-запад.
    • Если сочетание слов имеет значение существительного, то они будут писаться через дефис, даже имея в своем составе глагол (не-тронь0мены), союз (иван-да-марья) или предлог (Ростов-на-Дону).
    • Названия городов и других географических точек, которые состоят из двух слов, обычно также пишутся через дефис: Орехово-Зуево, Нью-Йорк.

    Такие слова также относятся к именам существительным, поэтому их правописание и рассматривается. Так, через дефис пишутся русские фамилии, которые образованы из двух фамилий, например, Римский-Корсаков.

    Не менее интересны примеры сложных существительных этого типа иноязычного происхождения – они также имеют дефисное написание: Сент-Экзюпери, Сен-Симон. Если начальная и конечная составляющая имени собственного – это тюрское слово, обозначающее родственные отношения, также требуется дефисное написание: Урюк-оглы, Осман-Паша.

    При этом имена собственные, которые имеют артикли, пишутся раздельно: Отто фон Бисмарк, Арман де Ля Фер.

    В русском языке много сложных существительных (то есть таких, которые имеют два корня, иногда больше). Они могут писаться слитно или через дефис, в любом случае их написание регулируется рядом правил. Эти правила основаны как на принципах связи между корнями, так и на том, какие именно слова входят в состав сложного существительного (часто написание зависит от первой или второй основы).

    Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 218.

    Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/slozhnye-suschestvitelnye-primery-slov-6-klass.html

    Слова с двумя корнями

    Слова с двумя корнями являются сложными словами. Они образуются из значимых частей или слов с добавлением суффиксов, приставок и соединительных гласных.

    Слова с двумя корнями с соединительными гласными

    Гласные «о» и «е» соединяют две основы в одно сложное слово.

    Пример: слово паровоз состоит из основ слов «пар» и «возить».

    1. Буква «о» пишется, когда первый корень заканчивается на твердую согласную (самолёт, лесовоз, пароход).
    2. Буква «е» пишется, когда корень заканчивается на мягкую согласную, шипящую или «ц» (кашевар, синеглазый, сердцеед).

    Слова с использованием соединительных гласных пишутся слитно.

    Важно запомнить, что иногда в правописании между основами слова можно встретить гласные «а», «и», «я». Такие гласные используются в следующих случаях:

    • первый корень слова — это начальная форма слова (времяпровождение);
    • слова, образованны из словосочетаний (сумасшедшие, умалишённые);
    • при слиянии с числительным (в родительном падеже). Пример: сорокалетие, семидневка, пятиметровый.
    • Но если числительное стоит в именительном падеже, пишется слово согласно вышеуказанному правилу, с гласными «о» и «е» (столетие, тысячелетие, сорокоуст).
    • глагол в повелительном наклонении вначале слова (горицвет, вертишейка).
    • необходимо запомнить написание слов: электрификация, центрифуга.

    Слова с иноязычным элементом

    Таким, как библио-, радио-, электро-, мото-, космо-,авто-, вело- и другие, пишутся слитно (библиоман, велотрек, велотренажёр, радиостанция, электропитание).

    Исключением являются слова, в которых второй корень — это имя собственное. Тогда данное слово пишется через дефис (Нью-Йорк). Также следует запомнить, что дефис используется в словах: контр-адмирал, экстра-класс.

    Сложносокращённые слова

    Это слова с 2 корнями, в которых первый корень является частью слова, а второй — целым словом. Пример: канцтовары — канцелярские товары.

    Такие слова пишутся слитно.

    Слово, состоящее из двух отдельных слов

    Пишется через дефис (диван-кровать, театр-студия).

    Другие случаи

    Если первая часть слова «пол» или «полу» сохраняется слитное написание (полумесяц, полуправда, полкласса, полбанки).

    Но в случае с «полу» есть исключения, в которых используется дефис. А именно, когда второй корень начинается на:

    • согласную «л» (пол-лимона);
    • на гласную (пол-арбуза);
    • на большую (прописную) букву (пол-Германии).

    Название географических объектов и сторон света пишутся через дефис (северо-запад, юго-восток).

    Слова, начинающиеся с корня, в котором присутствует оценка второй составляющей пишутся через дефис (жар-птица, чудо-печка, горе-работник).

    Склонение слов с двумя корнями

    Склоняется вторая часть слова, когда первая:

    • неизменна (кафе-закусочная, какао-бобы);
    • взято из иностранного языка (прайс-лист);
    • название буквы (икс-лучи);
    • схожа по значению с прилагательным (штаб-квартира, товар-вагон);
    • единица измерения (вольт-ампер, киловатт-час).

    Склоняется первая часть слова:

    если вторая часть слова не изменяется. Такие слова встречаются очень редко (программа-максимум, комедия-буфф).

    Склоняются две части слова с двойным корнем в случаях:

    • обозначают профессии (летчик-космонавт, токарь-расточник);
    • являются склоняемыми частями (из письма-ответа, от фирмы-партнера);
    • если слово состоит из двух отдельных слов (диван-кровать), и главным является первая часть, то склоняются обе части. Но при главенствующей второй части (плащ-палатка) изменяться будет только вторая часть (плащ-палатку, плащ-палатке).

    Источник: https://russkyaz.ru/chasti-slova/pravopisanie-kornej/slova-s-dvumya-kornyami.html

    Карточки по теме "Сложные слова" 3 класс учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

    Вставьте  пропущенные  буквы. Выдели корень, подчеркни соединительную гласную.

    Л…с…воз, л…ст…пад, сам…лёт, пар…воз, пар…ход, семил…тний, дал…н…восточ…ный, ч…рн…глазый, з…лен…глазый, светл…русый, сен..кос, , в…д…провод, груз…воз.

    Вставьте  пропущенные  буквы. Выдели корень, подчеркни соединительную гласную.

    Пул…мётчик, пыл…сос,з…мл…мер,з…мл…тр…сение, огн…туш…тель, в…д…пад, снег…зад…ржание, круг…светное, пут…шествие, ж…лезн…д…рожный, пеш…ход, к…рабл…стр…ение, камн…др…билка, сам…воспитание.

    Вставьте  пропущенную  букву.

    • сен…уборка
    • др…в…сек
    • птиц…вод
    • мяс…рубка
    • тел…передача
    • хлеб…пекарня
    1. дом…хозяйка
    2. мыш…ловка
    3. тепло…воз
    4. коф…варка
    5. масл…завод
    6. пеш…ход
    • камн…дробилка
    • сад…вод
    • змее…лов
    • земл…копалка
    • ради…передача
    • стал…вар
    1. бетон…мешалка
    2. пыл…сос
    3. сам…вар
    4. коф…молка
    5. хлеб…завод
    6. лед…кол

    Напиши сложные слова. Выдели корень, подчеркни соединительные гласные

    скоро + варить ……………………………….тело + греть…………………………………….броня + жилет…………………………………..мухи + ловить …………………………………..мухи + морить…………………………………..пешком + ходить …………………………………

    белый + город ……………………………………….

    лёд + колоть……………………………………..пчёлы + водить …………………………………

    пар + ходить ……………………………………….

    • Напиши слова, выдели корень, подчеркни соединительную гласную.

    скоро + варить -………………………………………тело + греть-………………………………………броня + жилет-…………………………………….пешком + ходить- ……………………………….лёд + колоть-……………………………………….пчёлы + водить- ……………………………………….пар + ходить- ……………………………………снег + ходить- …………………………………..хор + водить -…………………………………

    верх + лазить -……………………………………

    1. Напиши слова, выдели корень, подчеркни соединительную гласную.

    пуля + метать- ……………………………………………лежать + бок -……………………………………………..Луна + ходить -…………….. ……………………..книги +любить-……………………………………………молния + отводить-…………………………………….кофе + варить.-………………………………………

    сено + косить -……………………………………………

    вертеть + шея -………………………………………..лист + падать- ……………………………………………..

    Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/11/13/kartochki-po-teme-slozhnye-slova-3-klass

    Ссылка на основную публикацию