Почему в словах «придорожный», «прибрежный» буква «г» меняется на «ж»?

Приставок в русском языке много.  Одни пишутся всегда одинаково, делать ошибки в их написании особенно обидно.  Некоторые приставки пишутся строго по правилу: пойми, как действовать, и не ошибёшься. 

  • А есть такие, которые требуют постоянного внимания, например приставки пре- и при-.
  • Почему в словах  

Узнай, как писать русские приставки.

Какие приставки пишутся всегда одинаково?

1. Приставки в-, об-, от-, над-, под-, у-, о-, вы-, на-, за-, до-, по-, пере-: войти — внести — вбежать — встать

Нет проблем! Пиши их всегда одинаково!

Многие приставки пишутся всегда одинаково, например: вбежать, встать. Слышишь разные звуки в начале этих слов? Звуки [в] и [ф] — это разные произношения одной приставки в-.

Почему произношение может быть разным? Это зависит от последующего звука. Работает закон оглушения звонких перед глухими.

Итак, произносить эти приставки мы можем по-разному, в зависимости от фонетической позиции в слове, но пишем их всегда одинаково.

  1. Запомни:
  2. Запомнить эти приставки поможет список примеров:
  3.  Надпись, подпись и увёртка,  окончание, отвёртка,  выход, вход и нападение, и доход, и объедение,а еще заход, поход
  4. и подземный переход.

2. Приставка с-: сдача 

Существует только приставка с-.  

Ошибочные написания этой маленькой приставки настолько распространены, что пришлось выделить особое правило. Дело еще и в том, что многие путают приставку с- с приставками, оканчивающимися на буквы с или з. О них речь пойдёт ниже. 

Пиши приставку с-  всегда одинаково: и перед гласными, и перед любыми согласными: сдача, сделать, смыть.   

Перед парными звонкими согласными приставка с- произносится как [з]:  cделать, сдать.

Не путай:

В словах здесь, здание, здоровье, (не видно) ни зги  и других подобных буква з относится к корню.

Какие приставки пишутся неодинаково?

1. Приставки, оканчивающиеся на буквы з и с: беспомощный – бездомный

Внимание на границу приставки и корня!

Приставки: раз-// рас-, из-//ис-, без-// бес-, воз-// вос-, вз-// вс-, низ-// нис-, через-// черес-, чрез-// чрес-  если корень слова

  • начинается на гласный или звонкий согласный, пиши с буквой з: бездомный, 
  • если корень начинается на глухой согласный, —  с буквой с: беспомощный.

2. Приставки пра-//про: правнук – прогульщик

Думай о значении:

Если выражены значения:

  • «давность, история, древность, отдаленность времен, явлений, отношений, лиц», пиши пра-: праславянский, прадед,
  • любые другие — пиши приставку  про-: простоять(долго), просмотреть(быстро, бегло), прописать (назначить лечение) и т.д.

3. Приставки  раз- (рас-)//ро´з- (ро´с): расписать –  ро´спись

Внимание на ударение:

В приставках  раз-, рас-//роз-, рос-

  • без ударения пиши а:  расска´з,
  • под ударением – о: ро´сказни.

4. Приставки пре-//при-: премилый, преграда – прийти, привязать, прикрыть, придорожный

Думай о значении:

Пиши пре-, если передаются значения:

  • «очень» —  премилый, престарый,
  • «пере» — преграда.

Пиши  при-, если передаются значения:

  • «приближение» — прийти, приехать,
  • «присоединение» — пришить, привязать,
  • «чуть-чуть» — прикрыть, приоткрыть,
  • «около, близко» —  прибрежный, придорожный

Внимание:

Многие слова не входят в перечисленные группы: привыкать, присутствовать, прислушаться  и другие. Их написание старайся запомнить.

Не путай: 

В ряде слов пре и при входят в состав корня: причина, привет, приказывать, превратить, презирать, препятствие и другие. Такие написания старайся запомнить.

И-Ы после приставок на согласный: играть-сыграть

Видишь приставку на согласный? Тогда после неё вместо и  пиши ы !

После приставок,

  • оканчивающихся на согласный, на месте и пиши ы: розыгрыш, безынициативный . Исключение: взимать налоги,  оплату, штраф
  •  меж- и сверх- пиши и: межинститутский, сверхинтересный. Почему? Потому что есть важный для русского языка запрет: нельзя писать ы после ж, ш , а также к, г, х,
  • после приставок-«иностранцев» пиши и: суперигра, постимпрессионизм. Почему? Потому что основное правило не относится к заимствованным иноязычным приставкам: дез-, контр-, транс-, пост-, суб-, супер-, пан-.

Внимание:

Не путай со сложносокращёнными словами: пединститут, политиздат, спортинвентарь. Никакого отношения к этому правилу они не имеют.

Внимание:

Для расширения языкового опыта обратись к рубрике СОС.СОС — это многоцелевой словарь-трансформер. Можно создать список слов, задав параметры по интересующей тебя теме, например, по А 14. Актуальный материал см. в Правильном словарике. Можно регулировать уровень сложности  по классам или по параметрам: «Лёгкие», «Трудные», «Важные», «Новые».

СОС — это эффективная помощь при подготовке к ЕГЭ. 

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/284

Словесные головоломки, как форма работы для пациентов с различными формами афазии легкой степени выраженности

Почему в словах Термин «афазия» происходит от греческого слова («а» обозначает отрицание, отсутствие, «фазис» — речь); впервые его ввел французский врач Труссо.

В основу современного выделения разных форм афазии А. Р. Лурия был положен «принцип анализа топически ограниченных поражений мозга», с одной стороны, и «выделение тех факторов, которые лежат в основе всего комплекса нарушений, возникающих при локальных поражениях мозга», — с другой.

Поскольку психофизиологической основой речи является совместная деятельность различных анализаторов и взаимодействие различных уровней нервной системы, то, естественно, что выпадение разных звеньев (или факторов) из строения речи будет сопровождаться и различными формами ее нарушений, т. е. разными формами афазии.

Все формы афазии существенно отличаются друг от друга по основному механизму, по клинической картине и по психологической структуре нарушения речи. Общим для всех форм афазии является системное нарушение речи, а не изолированное выпадение
какой-либо ее стороны.

Каждая форма афазии возникает при поражении определенного участка коры левого полушария мозга, так называемой «речевой зоны», и находится в зависимости от локализации очага поражения и фактора.

Восстановление речевой функции при афазии носит поэтапный характер. Естественно, что на ранних стадиях заболевания, независимо от конкретной формы афазии, ставится задача включения главным образом непроизвольных, автоматизированных уровней речевой деятельности.

В этот период наиболее эффективным оказывается использование автоматизированных речевых рядов, «оречевление» эмоционально значимых ситуаций, «оживление» речевых стереотипов, хорошо упроченных в прежней речевой практике.

На последующих этапах заболевания (резидуальная стадия) восстановительное обучение проводится с расчетом на все более активное, сознательное вовлечение больного в восстановительной процесс. Для этого применяются перестраивающие методики.

Их использование невозможно без перевода работы на произвольный, осознанный уровень.

Это не значит, что необходим полный отказ от опоры на речевые автоматизмы, однако основной акцент делается на сознательное усвоение тех или иных приемов компенсации дефекта.

Восстановление речевой функции при любой из форм афазии требует системного подхода, т.е. подразумевает нормализацию всех нарушенных языковых уровней. Однако при каждой из афазических форм имеются и специфические задачи, связанные с преодолением первичного речевого дефекта.

Работа по преодолению вторичных расстройств понимания речи, накоплению активного словаря, нормализации грамматической стороны речи, чтения, письма показана при всех формах афазии, поскольку в той или иной мере эти стороны речи страдают при каждой из них. Объем этой работы определяется степенью выраженности того или иного дефекта, его удельным весом в общей клинической картине данного случая афазии.

При очень легкой степени выраженности речевого дефекта, часто остаются фоновые нарушения психической деятельности, мешающие пациенту чувствовать свою состоятельность: более или менее выраженные нарушения активности, спонтанности и пластичности психических процессов.

Избирательность психических процессов обусловливает состояние функции внимания. Внимание, в свою очередь, обеспечивает активное, произвольное выделение существенных для психической деятельности в данный момент элементов, а также поддерживает контроль за ее нормативным протеканием.

В зависимости от степени и локализации очага поражения страдают такие психологические параметры внимания, как объем, устойчивость, переключаемость, перераспределение.

Поэтому всевозможные словесные головоломки — как нельзя лучше решают задачу включения произвольности, увеличения периода произвольного внимания, преодоление остающихся субъективно значимыми для пациентов речевых трудностей (в том числе, преодоление специфических ошибок на письме).

Словесные головоломки — это загадки, построенные на материале слов и предназначенные для индивидуального разгадывания.

Словесные головоломки бывают разных типов: анаграмма, метаграмма, логогриф, шарада, слово в словах, словесная пирамида, ребус, каламбур и т.п..

Каждая словесная головоломка из этих типов может самостоятельно решать ряд задач по восстановлению речи у пациентов с легкой степенью выраженности речевого дефекта. При этом в зависимости от структурного дефекта и первичного дефекта цель может изменяться и варьироваться для обеспечения полноценного логопедического восстановительного обучения.

Ниже представлено описание словесных головоломок и примеры стандартизированных заданий.

АНАГРАММА

Анаграмма (в переводе с греческого) — это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову. Например, луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон.

Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок, которые также называют анаграммами. В головоломках принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число).

Инструкция: Переставьте буквы в слове так, чтобы получилось новое слово.

воз вол гам
вес док икс
кит бар зал
год бук гул
кал вор

***

вывоз запор жирок
знамя выдох дилер
газон вобла зарок
канал замок выкат
капот маска капли
гамма врата дырка

***

кобура кварта ректон
умница костел погреб
коршун сотник лапоть
портик трепло кишлак
нищета маячок монета
чердак нектар корсет
Читайте также:  Корректно ли в русском языке использовать фразу "играть всем сердцем"?

***

мазанка двоечка лихость
истукан недовес ладанка
плодник ладошка плесень
ливанка каторга зарница
делянка петлица перелом
перфект вязанка лапочка

Инструкция: Перед вами слова. Выберите из них только те слова, анаграмма которых будет начинаться с буквы А:

салат Мария заруб
газон отара стропа
тропа выкат мольба
сосна нагар печатка
саван ручка спаниель
капли среда волчанка

Инструкция: Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

ААЛТЕРК —
КОЖАЛ —
ДМОНЧЕА —
ШКААЧ —
АТСЕН —
ТИВОНКР —
РАКЫШ —
КООН —
САИВЛ —
РЕОХ —
ШПАУК —
ШРАУГ —
УАКЩ —
СЬДЕЛЬ —
ТЯРПИЛЬЕ —
УЛААК —
ЗГЛА —
ААМГУБ —
НАМГЕРПЕТ —
АППРУИС –
НИАВД —
СЕОТТ —
СЛОТ —
ЛЕКСОР —
АЛСТЬ —
ЕДМЬ —
АНОРБЗ —
ИЯРИНО —
СНИРУКО —
ЕДУЛЖКО —
МНИСКО —
РТАНИКА —
ГАСПО —
КМААБШ —
ОЛААКШ —
ОТЛААКШ —
РОНТ —
СУЛТ —
ЛОРКЕС —
КОУРС —
ЖААРБ —
ТЯХА —
НУССК —
КОДАЛ —
ЫЙБЛЕ —
ЙОВУБЛ —
ИИЙСН —
ЫЛАЙ —
НОЗИБ —
ФЕЛЕТОН —
АБРЕЗ —
ГРИТ —
ААННБ —
ЛЯКООБ —
ОМНЛИ —
ИНААМШ —
КРУА —
ЯЫКЗ —
ДУЛЖЕКО -БАРЫ —
ВКЕО —
  • Инструкция: Переделать слово так, чтобы получилось новое:
  • старинное средство передвижения в самое современное;
    вкусную булочку – в лодку;
    грызуна – в породистую лошадь;
    еловый лес – в металл;
  • материю – в геометрическое тело

Инструкция: В стихотворении зашифрованы 2 слова. Найдите их.

  1. Я кусаюсь, я летаю,
    летом всем надоедаю.
    Буквы переставь – и я
  2. Стану частью корабля.
  3. Я река с известными мостами,
    Город есть на мне – музеев тьма.
    Стоит буквы поменять местами –
  4. В дивный город превращусь сама.
  5. Я дикий родственник свиньи.
    Но букв порядок измени –
    Консервы, джемы, маринад
  6. Во мне обычно все хранят.
  7. Вот вам — повозка, не телега,
    Но если в ней, взяв букву слева,
    Перенести на правый борт,
  8. То будет русских яблок сорт.
  9. Не раз в оркестре я звучала,
    Мой голос струнный так певуч!
    Но «Ф» мое поставь с начала,
  10. И я во тьму направлю луч.
  11. Инструкция: Образуйте новое слово при чтении первого справа налево.
  12. Превратите дерево в геометрическое тело;
    измерение времени — в породистую собаку;
    взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря;
    дорожку в сорт яблок;

Источник: http://logoportal.ru/statya-14529.html

Ипс орфографическое комментирование русского словаря

1. П р а в и л о. Приставка пре1 русская приставка, выступающая в словах со значениями:

а) высокого качества, интенсивности, близким к «очень», напр.: пребедный, превеселый, превкусный, премного, пребольно;

б) близким к значению слов с приставкой пере (перехода, передачи, превращения, преграды, деления надвое, взаимного действия), напр.

: превзойти, превозмочь, превысить, преобразовать, преобразить, преодолеть, преступить, претерпеть; превратить(ся), претворить; предание, предатель, преемник, препоручить, препроводить; преградить, прекратить, пресечь, препона, прервать, препятствие, препинание; преломить (ср. перекусить, перерубить); препираться (ср. перепихиваться, переглядываться).

в) с лексикализованным значением, напр.

: пребывать, превосходить, превратный, прегрешение, предержащий, презрение, преимущество, преисподняя, преклонить, преклонный, прельстить, не преминуть, прелюбодей, пренебрегать, преобладать, преосвященство, преподать, преподобие, пресловутый, преткновение.

Приставка пре-2 исторически выделяемая иноязычная приставка со значением предшествования, напр.: превалировать, превентивный, предикат, презумпция, прелюдия, препозиция, препринт.

П р и м е ч а н и е. Особо необходимо отметить слова преувеличить, преуменьшить приуменьшить, *преумножить приумножить. Слово преумножить не фиксируется последними орфографическими словарями, так как из синонимичной пары *преумножить приумножить было выбрано только слово приумножить.

П р и м е ч а н и е 2. Под ударением может выступать и приставка пре- (пре́рванный), и приставка при— (при́званный).

Считаем допустимой применение правила проверки только с помощью форм проверяемого слова или его производными, напр.

: предать кого-то пре́дал кого-то, пре́данный, придать форму при́данная форма.

2. П р а в и л о. Приставка при пишется в словах со значениями:

а) близости, непосредственного примыкания к чему-н., действия, нахождение при ком-то, чем-то, напр.

: приморье, Прибалтика, прибрежный, придорожный, приграничный, приуральский, приволжский, прикроватный, приглагольный; пригород, прилюдно, придворный, прибаутка, примыкать;

  • б) приближения, присоединения, прибавления, напр.: прибыль, прибавить, прибарахлиться, прибежать, прибиться, приблудный, прибывать, прибыток, привнести, привходящий, придвинуть, приделать, пристроить, приписать, прикупить; приохотиться, пристраститься, приравнять;
  • в) неполноты действия, напр.: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, приболеть, приглушить, пригубить, примолкнуть, принижать, присмиреть, притихнуть, притушить; припугнуть, припухнуть, притаиться, приударить (хотя ударить в этом значении нет);
  • г) сопутствующего действия, напр.: приговаривать, придыхание, припевать, припрыжка, присвистнуть, присловье, присюсюкивать, пританцовывать, прихлоп, причмокивать;

д) с лексикализованным значением, напр.

: прибабах, прибамбасы, привереда, привередливый, привестись, привет, приводиться, приволье, приглянуться, пригляд, приглядеться, пригодиться, пригожий, пригорок, придаваться, придираться, придумать, признать, призреть, призирать, беспризорник, прийтись, прикурить, приличие, пример, применить, приметить, примечать, примета, примочка, принадлежать, приниматься за что-то, кого-то, (саженец) принимается, припадок, приревновать, прискорбие, прискучить, прислуга, прислушаться к совету, присматриваться, присмотр, присмотреться, присниться, приспичить, пристальный, пристыдить, присутствовать, присущий, притеснять, приурочить, прихорашиваться, причинить.

  1. Среди слов с лексикализованной приставкой можно выделить несколько подгрупп:
  2. – со значением «прикинуть»: прибросить, прикинуть, примерить, прицениться;
  3. – со значением «приблизить каким-то способом»: привадить, приголубить, пригреть, призреть, приласкать, приманить, приручить, присватать, приютить;
  4. – со значением «совершить действие в собственных или чьих-либо интересах»: приберечь, прибрать, прижимистый, припасти, припрятать, прикарманить, присвоить, придержать, приискать;
  5. – со значением «убить»: прибить, придавить, пристукнуть, придушить, прикончить, пришлепнуть, пристрелить, пришить;
  6. – со значением «притворяться»: притворяться, придуриваться, прикидываться, прибедняться;
  7. – со значением «принудить»: приказать приговорить, приневолить, принудить, присудить, приструнить, прищучить;
  8. – со значением «показаться»: привидеться, пригрезиться, примниться, присниться, причудиться;
  9. – со значением «придать форму»: пригладить, прилизать, примять, причесать, притоптать;
  10. – со значением «привыкнуть» или «приспособиться»: привыкнуть, приладиться, приловчиться, примелькаться, примириться с чем-то, принюхаться, приспособиться, пристрелять, притереться.

Источник: http://ruslang-oross.ru/paragraph/38

Тренинг по русскому языку для 9 класса (задания ОГЭ №4 — правописание приставок)

  • Тренинг по русскому языку для 9 класса
  • Задания ОГЭ №4 – правописание приставки
  • Из словосочетаний выпишите:
  • а) слова, в которых есть неизменяемые на письме приставки;
  • б) слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «Приставка при- придаётслову значение неполноты действия».
  • в) слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «Приставка пре- имеетзначение, сходное со значением приставки пере-»;
  • г) слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «В отрицательныхместоимениях без ударения пишется приставка ни»;
  • д) слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «На конце приставкипишется -з, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный»;
  • е) слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «На конце приставкипишется -с, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный»;
  • ж) слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «В неопределённых иотрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишетсяприставка — не, без ударения — -ни».
  1. престарелый сторож

  2. въехать во двор

  3. несколько ребят

  4. присел на лавочку

  5. написать рассказ

  6. прервать разговор

  7. разжечь костёр

  8. превкусный хлеб

  9. сдать книгу

  10. бесхозяйственный помещик

  11. прилёг на минутку

  12. записать в тетрадь

  13. преградить путь

  14. раздать конфеты

  15. приморский город

  16. отремонтировать здание

  17. нигде не видно

Тест по теме «Правописание приставок»

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «пространственная близость».

  1. А) приехать
  2. Б) преграда
  3. В) пристанционный (сквер)
  4. Г) приоткрыть
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки не зависит от последующего согласного.

  • А) рассмотреть
  • Б) несделанный
  • В) разделить
  • Г) беззвучный
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «неполнота действия».

  1. А) привязать
  2. Б) присоединить
  3. В) приоткрыть
  4. Г) преградить
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки не зависит от последующего согласного.

  • А) использовать
  • Б) бездельничать
  • В) несговорчивый
  • Г) безграничный
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «присоединение».

  1. А) привокзальная (площадь)
  2. Б) приуменьшить
  3. В) приплыть
  4. Г) привинтить
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

  • А) сделать
  • Б) сбросить
  • В) воспользоваться
  • Г) сдержать
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «неполнота действия».

  1. А) приехать
  2. Б) приусадебный
  3. В) приглушить
  4. Г) преувеличить
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется -с, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный»

  • А) растопить
  • Б) слепить
  • В) известить
  • Г) возводить
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «присоединение».

  1. А) презабавный
  2. Б) приклеить
  3. В) прибрежный
  4. Г) пригореть
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

  • А) безыдейный
  • Б) сдержать
  • В) исправить
  • Г) разыскивать
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «приближение».

  1. А) придорожный
  2. Б) прибежать
  3. В) прикоснуться
  4. Г) приколоть
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется -з, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный»

  • А) безызвестный
  • Б) здоровье
  • В) бездельничать
  • Г) здание
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «сходно со значением слова очень».

  1. А) преградить
  2. Б) преувеличить
  3. В) прицепить
  4. Г) притронуться
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «пространственная близость».

  • А) прибыть
  • Б) приусадебный (участок)
  • В) приблизиться
  • Г) прицепить
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

  1. А) сверхинтересный
  2. Б) безынициативный
  3. В) слетать
  4. Г) бессонная
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «сходно со значением приставки

  • пере-».
  • А) преогромный
  • Б) презабавный
  • В) прервать
  • Г) преувеличить
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется -с, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный»

  1. А) сбежать
  2. Б) бессердечный
  3. В) сгореть
  4. Г) беззвучный
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «приближение».

  • А) прибавить
  • Б) прилететь
  • В) прицепить
  • Г) прижарить
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

  1. А) безызвестный
  2. Б) извещение
  3. В) сложить
  4. Г) заросли
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «сходно со значением слова очень».

  • А) сверхинтересный
  • Б) преинтересный
  • В) прервать
  • Г) притронуться
Читайте также:  "включит" или "включит" - правильное ударение в слове на какой слог?

Источник: https://infourok.ru/trening-po-russkomu-yaziku-dlya-klassa-zadaniya-oge-pravopisanie-pristavok-562370.html

Морфемный и словообразовательный разбор слов

Морфемный или разбор по составу – очень важный элемент в изучении русского языка. Точное знание частей слова необходимо для развития орфографической грамотности, так как классификация орфограмм напрямую связана с морфемами.

Правописание гласных и согласных в корнях слов, в приставках, суффиксах, окончаниях — так трактуются основные орфографические правила. Написание орфограмм зависит от того, в какой части слова они находятся.

В изменяемых словах выделяются основа и окончание, а в неизменяемых – только основа. Например: травушк –а, облак-о – изменяемые слова; завтра, кашне –

неизменяемые. В основу входят приставки, корни и суффиксы, от различных комбинаций которых зависит лексическое значение слов.

  • Окончание выражает различные грамматические значения: число, падеж, род.
  • Окончание может быть нулевым, то есть не обозначено звуками и буквами: орёл, соловей.
  • В этих словах в форме именительного падежа окончание нулевое, а при их изменении оно проявляется: орл-у, соловь-ю.
  • Общепринятый порядок морфемного разбора или разбора по составу таков:

1.Определить часть речи, к которой относится данное слово. Придорожный – прилагательное.

2.Выделить основу и окончание. Чтобы точно отделить основу от окончания в изменяемом слове, нужно его мысленно изменить, поставив в другую грамматическую форму: изменившаяся часть будет окончанием, а остальная – основой. Например: придорожный –придорожн —ая – придорожн –ой.

3.Выделить корень. Для более правильного определения корня нужно подобрать родственные слова и выяснить, какая их часть является общей для всех. Она и будет корнем в данном слове. Придорожный – дорога – дороженька – дорожка. (чередование ж и г)

4.Выделить приставку. Придорожный. Доказать, что такая приставка есть в других словах – прибрежный, пригородный, обозначает нахождение вблизи чего-то.

5.Выделить суффикс (если есть) придорожный, в данном слове суффикс словообразующий, он есть в других словах – прибрежный, пригородный

Словобразовательный разбор тесно связан с морфемным. Его цель – выяснить, от чего и с помощью чего образовано данное слово и устанавливается последовательность присоединения морфем в процессе образования слова.

Например: подводный – вода –– приставочно- суффиксальный способ.

План словообразовательного разбора

1.Определить лексическое значение слова. Крестьянство – имеет собирательное значение: много крестьян.

2.Подобрать однокоренные слова и сравнить состав данного с ними: крестьяне, крестьянин. Установить, что слово крестьянство образованоот слова крестьяне.

3.Выявить тот аффикс, с помощью которого образовалось оно: крестьянство –

крестьяне. Вывод: образовано с помощью суффикса —ств(о)

4.Определить способ словообразования – суффиксальный.

  1. Различия морфемного разбора и словообразовательного заключаются в том,
  2. что в первом случае указываются все части слова, а во втором – только словообразующие элементы в данном слове: суффиксы или приставки и исходное слово.
  3. Сравнить:
  4. вод-ян-ист-ый водян-ист-ый – водян-ой
  5. пре-не-прият-н-ый пре-неприятный – неприятн-ый
  6. по-осен-н-ему по-осенн-ему – осенн-ему
  7. ран-ен-ый раненый – прилагательное

Источник: https://distance-teacher.ru/mr/morfem

Шпаргалка: Шпаргалка по Русскому языку 4

Билет №1
1. Стили современного русского литературного языка.

Литературный язык – высшая форма национального языка и основа культуры речи. Он обслуживает различные сферы деятельности: политику, законодательство, культуру, словесное искусство и общение. Особенности литературного языка: 1)устойчивость.

2) обязательность для всех 3) обработанность 4) наличие устной и письменной формы 5) наличие функциональных стилей (научный, художественный, публицистический) 6) нормированность. Норма- это правило использования и употребления элементов языка в определенный период развития литературного языка. Различают нормы (синтаксические, орфографические).

Разновидности литературного языка: 1) книжный литературный язык (научные труды, художественная, учебная литература, деловая переписка, газеты) главное св-во книжного языка ,сохранить текст и усиливать способность литературного языка быть связью между поколениями. 2) Разговорный литературный язык (бытовые отношения людей при условии непринужденности общения.

Особенности: неподготовленность, непосредственность контакта. Функциональные стили речи.
Все стили речи характеризуются на основе одних и тех е принципов: 1. С какой целью говорим 2. В какой обстановке говорим 3. Какие используем средства 4. Какие стилистические приему используем. Научный стиль.

Образцами научного стиля являются доклады и лекции выступления на научных конференциях. Имеет большую связь между предложениями. Слова используют всех прямом значении. В научной речи выделяют: 1. Стилистически нейтральные слова 2. Общенаучные слова 3. Узкоспециальная лексика. Публицистический стиль. Цель – информирование, передача общественно значимой информации.

Жанры: статья в газете ,очерк, интервью. Для усиления воздействия на читателя в нем используется худ. Ср. характерно использования общественно политической лексики. Художественный стиль. Отличается образностью в нем используются средства всех других стилей. Предназначен для создания художественных образов. Разговорный стиль. Разговорный язык сложился в городской среде.

Лишен диалектных особенностей. Часто встречается в худ. Произведениях. Представлен в устной и письменной форме. Билет №1
2. Степени сравнения имен прилагательных, их употребление.
Качественные прилагательные имеют не постоянный морфологический признак степеней сравнения. Выделяют 2 степени сравнения сравнительная и превосходная.

Сравнительная – признак проявляется в большей или меньшей степени а) простая (суффиксы ее, же, е) б) составная (более + прилагательное, менее). Превосходная – самая большая или малая степень проявления признака а) простая суффиксы ейш, айш б) составная самый/наиболее/наименее + прилагательное.

Билет №2
1. Реферат: технология его подготовки, составные части, особенности оформления.

Реферат – это изложение основного содержания первичного документа, отличающееся экономной знаковой оформленостью, постоянством лингвистических характеристик и предназначенное для выполнения информационных функций.

Назначением реферата является распространение важной научно технической информации в максимально сжатом виде. Структура реферата совпадает со структурой статьи и включает след компоненты: цель, метод, результат, заключение. Билет №2
2. Порядковые и собирательные числительные, особенности употребления.

Числительные бывают количественные, собирательные, порядковые. По строение могут быть простыми, сложными, составными. Собирательные числительные сочетаются: 1) с сущ мужского и общего рода 2) с сущ дети, ребята 3) с личными местоимениями их, нас 4) с сущ. употребляющимися только во мн числе.

5) с сущ не имеющими форму ед числа употребляется слово полутора, необходимо прибегнуть к лексической замене: двадцать суток, двадцать два дня. Числительные два три четыре в И.п сочетаются сущ в форме Р.п ед ч. Числительные 5-9 согласуются с сущ в форме Р.п мне ч.

Слово человек во мн ч имеет форму люди, но в сочетании с числительными сохраняет форму человек.

Билет №3
1. Поиск информации.
(Где? Как?) Ищите сами, я не знаю))) Билет №3
2.Согласование сказуемого и подлежащего в текстах документов.
Виды односоставных предложений: 1) назывное (зима).

2) определенно-личное (Завтра пойдем гулять) 3) Неопределенно- личное (Повесили объявление) 4) Безличные (Вечерело) 5) Обобщенно-личное (Что посеешь, то и пожнешь). 1. Если подлежащее выражено сочетанием сущ. в им. П. с сущ. в Т.п., то сказуемое ставится в мн.ч. Через 5 минут остались только Давыдов с Алексеем. 2.

Если подлежащее выражено сочетанием числительного с сущ, то сказуемое стоит или во мн. Ч. Или в ед.ч. (если речь идет об общем кол-ве предметов) Шестеро гребцов сели в весла. Вокруг каждой чашки садилось 10 человек. 3. Если подлежащее выражено сочетанием слов несколько, сколько, много, мало, с сущ., то сказуемов ставится в ед. ч. Несколько людей приехало в гости. 4.

Если подлежащим является собирательное сущ. обозначающее кол-во (множество), то сказуемое в ед. ч. У князя собралось множество народу. 5. Если подлежащим является собирательное сущю не обозначающее кол-во, то сказуемое в ед.ч.

Читайте также:  "ничто иное", как пишется? с запятой?

Билет №4
1. Виды правки текста.

Правка текста нужна для того чтобы добиться ясности и четкости формулировок, проверить фактический материал, устранить шероховатость языка и стиля. Виды правки. 1) правка-вычитка. Задача: исправить ошибки, унифицировать обозначения, привести в единую систему все ссылки. 2) правка-сокращение.

Применяется когда необходимо уменьшить объем текста без ущерба для содержания (не нужны повторы, однотипные факты, мелкие подробности.). 3) правка-обработка. Используется весь комплекс операций: уточняются фактические данные, устраняются логические недочеты, совершенствуется языковая сторона текста. 4) правка-переделка.

Работа с текстом используется материал изложенный автором (необходимо сохранить стилевые особенности, соблюдать порты языка. При редактировании пользуются корректными знаками. Билет №4
2. Местоимения: особенности употребления.


Местоиме́ние — часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, имени числительного или наречия, не называющая предмет (явление и т. д.) или его характеристику, а лишь указывающая на них (на их отношение к иным предметам (явлениям и т. д.)). Употребление местоимений.

1) Местоимение 3-его лица указывает на ближайшее названное существительное. Девушка запела песню, и она всем понравилась. 2) Не следует заменять личным местоимением 3-его лица мн.ч. собирательные существительные (студенчество, большинство). Большинство уезжает в лагерь. Они
Ребята пробудут там 2 недели.

3) Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц которые производят действие. 4) Сочетания никто иной и ничто иное употребляются в предложениях где обычно уже есть отрицание, после них не бывает союза как. 5) К личным местоимениям 3-его лица в косвенных падежах прибавляется Н.

Билет №5
1. Комплексный вид правки.
Это использование нескольких видов правки одновременно (см. билет №4 (1)) Билет №5
2. Правописание н и нн в сущ., прил., причастиях и наречиях

.

«Н»
1)Прилагательное с суффиксамиан, ян, ин (исключения: оловянный, стеклянный, деревянный); 2) Краткие причастия; 3) причастия и отглагольные прилагательные без приставки при отсутствии зависимого слова; 4) наречия на ое если они образованы от слов с одним н. Запомнить: названый брат, приданое невесты.

«НН»
1) прилагательные образованные от существительных с основой на н и суффиксом н; 2) прилагательные с суффиксами онн, енн.

Исключение ветреный; 3) причастия и отглагольные прилагательные с приставками (кроме приставки не и с зависимым словом); 4) слова на ованный, еванный; 5) слова образованные от бесприставочных глаголов совершенного вида; 6) краткие прилагательные если в полной форме было нн; 7) наречия образованные от слов с нн, запомнить: невиданный, неслыханный, нечаянный, нежданный ,негаданный, нежеланный, нечитанный.

Билет №6
1. Терминология деловой речи.

Термин – это слово или устойчивое словосочетание которому приписано определенное понятие, употребляемое в различных областях специальной деятельности.

Термины используемые в деловой речи – это терминология, отражающая содержание той области которой посвящен документ, и специальные слова, сложившиеся в сфере документационного обеспечения. Употребляя термины в деловой документации необходимо предусмотреть чтобы термин был понятен и автору и адресату.

Юридическая терминология: кодекс ,правонарушение, попечительство, дееспособность, обжаловать. Термины финансовых документов: кредит, неустойка, штраф, лизинг, финансы. В языке документа имеется большая группа слов – терминов, которая обозначает людей по какому-либо признаку: истец, ответчик, госслужащий, заказчик, исполнитель, арендатор.

Синонимичные термины – слова различающиеся оттенками значений, лексической сочетаемостью или стилистической окраской. Договор – соглашение, контракт. Требование – приказ. Билет №6
2. Выбор падежной формы в официально-деловом стиле.

Составители служебных документов должны правильно употреблять падеж существительного и предлога после управляющих слов.

Управляющее слово – это слово которое диктует употребление определенной падежной формы следующего за ним слова: отличиться 9в чем?), сделать отчет (о чем?), различать (чего?), отличать (что от чего?), препятствовать (чему?), тормозить (что?), заслужить (что?), заслуживать (чего?), опираться (на что?), базироваться (на чем?), основываться (на чем?), обосновывать (чем?), заплатить (за что?), оплатить (что?). Производные предлоги чаще всего мотивируют какие-либо действие: в соответствии с решением, в связи с началом, в целях улучшения в отношении лиц и т.д. Типичные ошибки: вследствие предстоящих выборов (предлог вследствие обозначает причину события, которое свершилось) благодаря болезни (болезнь нельзя благодарить). В деловой документации для обозначения причины используется предлог по причине (по причине болезни), Предлог по употребляется в основном с существительными в форме Д.п. (гулять по площади), реже с сущ. в форме В.п. (сидеть по другую сторону стола), однако в книжной речи предлог по употребляется с сущ. в П.п. (по прибытии на совещание, по истечении срока, по предъявлении документа, по получении приглашения и т.д.). Предлог несмотря не следует отличать от деепричастия с частицей не, которая пишется раздельно: несмотря на обстоятельства, не смотря на присутствующих. Предлоги благодаря, согласно ,вопреки, употребляются с сущ. в форме Д.п. (согласно приказу). Предлог в преддверии образованный от сущ. в форме П.п. оканчивается на и. Предлоги в отличие, во избежание, тоже пишутся раздельно, но в конце е. Предлог ввиду употребляется с сущ. в форме Р.п. (ввиду плохих результатов), но (следует иметь в виду, что…). Предлоги в течение, в продолжение, в заключение, пишутся раздельно и в конце е. Конструкции с этими предлогами имеют значение времени. Предлог на протяжении образованный от сущ. в форме П.п. пишется с и на конце.

Билет №7
1. Официально-деловой стиль речи на примере заявления, доверенности, расписки.

Официально-деловой стиль — функциональный стиль речи, среда речевого общения в сфере официальных отношений: в сфере правовых отношений и управления.

Эта сфера охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственную деятельность. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт.

К ним относятся: 1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств; 2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.

), употребление присущих этому стилю клише; 3) широкое использование терминологии, номенклатурных наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.

), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур; 4) частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.

), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что и др.

), а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если …; на том основании, что …; по той причине, что …; с тем условием, что …; таким образом, что …; то обстоятельство, что …; тот факт, что … и т. п.); 5) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением; 6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования; 7) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим; 8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств; 9) слабая индивидуализация стиля. Заявление.

Прошу вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю письмо с сообщением о болезни моей матери. 10 января 1974 г.

(подпись)

Расписка.

Я, Елена Тихонова, ученица 9 класса «Б» школы № 65, получила в школьной библиотеке 5 (пять) экземпляров «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой для проведения урока русского языка. Книги обязуюсь вернуть в этот же день.

23 марта 2000 г. Е. Тихонова

Доверенность

Источник: http://www.yurii.ru/ref10/particle-275466.php

Ссылка на основную публикацию