Почему окончание является значимой частью слова?

  • Значимые части слова
  • Окончание слова
  • Основа

Морфемика – это раздел науки о языке, изучающий состав слов и их деление на морфемы.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова. К морфемам относятся: приставки, корни, суффиксы, постфиксы и окончания.

Почему окончание является значимой частью слова?

Значимые части слова

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Корень в слове выделяется дугой – :

Слова, имеющие общий корень и образованные от какого-либо одного слова, называются родственными или однокоренными. Например, в родственных словах

Почему окончание является значимой частью слова?

корнем является -сол-, который содержит общий смысл родственных слов.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки обозначаются :

Почему окончание является значимой частью слова?

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы обозначаются :

Почему окончание является значимой частью слова?

Окончание – это изменяемая часть слова, окончание служит для связи слов в предложении и указывает на форму слова. Окончание обозначается    .

  • слон   , слоны, о слонах
  • Обратите внимание, что окончание может быть нулевым, в этом случае ставится просто пустая клетка.
  • Окончания имеют только изменяемые слова. У наречий и неизменяемых существительных не бывает окончаний, даже нулевых:
  • горячо, тепло, стыдно
  • метро, пальто, кофе

Основа

Основа – это всё слово без окончания. Основа выражает смысловое значение слова. В основу могут входить приставка, корень и суффикс. Основа обозначается :

Почему окончание является значимой частью слова?

  1. Основы бывают производные и непроизводные. Непроизводная основа – это основа, состоящая только из корня, например:
  2. Производная основа – это основа, образованная из непроизводной основы. Например:
  3. Непроизводная основа, от которой образовано новое слово, называется производящей. Например, для слова
  4. производящей основой будет слово , к которой присоединён суффикс -инк-.

Если основа содержит один корень, то она называется простой. Основа, содержащая несколько корней, называется сложной. Например:

Источник: https://naobumium.info/russkiy/sostav_slova.php

Понятие об окончании. Роль окончания и предлога в предложении. Формы слова. Видеоурок. Русский язык 3 Класс

На уроке вы познакомитесь с очень важным понятием – окончанием. Затем мы поговорим о роли окончания и предлога в предложении. Вы познакомитесь также с формами слов.

Прочитайте. Понятно ли вам, какая мысль выражена в этом предложении?

  • Дочк_  слуша_  мам_.
  • Добавим к словам части.
  • Дочка  слушает маму.
  • Дочку слушает мама.
  • Дочки слушают маму.
  • Мы добавили к словам -а, -у, -и, -ет, -ют.
  • Это часть слова, которая внесла своё значение, называется окончанием.
  • Чтобы в речи связывать слова друг с другом, мы изменяем их.
  • Часть слова, которая изменяется, – это окончание.

Окончание, как правило, находится в конце слова после корня или суффикса. Выделяется значком, похожим на прямоугольную рамочку. 

  1. Итак, окончание – это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.
  2. Так как окончание – это изменяемая часть слова, слово нужно изменить.
  3. Возьмём слово стол.

Его можно изменить по числам и по командам вопросов (падежам). Будем выделять часть слова, которая изменилась (см. Рис. 1).

Почему окончание является значимой частью слова?

Рис. 1. Образец

В слове стол окончание сначала «невидимка», а потом появляется; окончание-«невидимку» выделяй пустой рамкой. Его называют нулевым окончанием.

Итак, чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам или по команде одного-двух вопросов.

Найдём окончания в словах: дом, большой, красят. Для этого изменим слова по числам и по команде одного-двух вопросов (см. Рис. 2).

Почему окончание является значимой частью слова?

Рис. 2. Образец

Мы изменяли слова. В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы. О значении, которое передаётся окончанием, говорят: значение окончания.

Например, прочитаем слова со значением множественного числа. (Дома, домов, большие, красят, красим). На него указали окончания -а, — ов, -ие, -ят, -им.

Значение окончания учёные назвали грамматическим (от греческого «грамма» – «буква»)

Представь, что ты лепишь из пластилина. Можешь из одного кусочка сначала сделать одну фигурку, а потом смять его и слепить другую. В твоих руках кусочек пластилина каждый раз менял свою форму.

Так же мы поступаем и со словами, когда используем их в речи. Слово может изменяться, или, как говорят учёные, изменять свою форму.

Каждое изменение слова – это его форма. Формы одного слова чаще всего различаются окончаниями.

  • Понаблюдаем за словами: красишь, покрасишь, перекрасишь, выкрасишь.
  • Это изменения одного слова или разные слова?
  • Окончание у слов одинаковое – -ишь.

Эти слова различаются основами. Это разные слова.

Часть слова без окончания называется основой слова. Основа отделяется от окончания на письме значком 

Основа слов: крас-, покрас-, перекрас-, выкрас- (см. Рис. 3).

Почему окончание является значимой частью слова?

Рис. 3. Образец

Понять это название (основа) поможет слово основное.

У каждого слова есть свой смысл, своё значение. Оно хранится прежде всего в корне. Значение корня может дополняться значением приставок и суффиксов.

Смысл слова – это основное, что отличает его от других слов. Поэтому ту его часть, которая передаёт смысл, называют основой слова.

Значение слова, которое передаётся его основой, так и называют: значение основы слова. Значение основы учёные назвали лексическим (от греческого «лексис» – «слово, речь»).

Сравним слова. В каком столбике собраны разные слова, а в каком изменения, формы одного слова?

  1. берёза                          берёза
  2. на берёзе                     березняк
  3. под берёзой                 берёзка
  4. берёзы                         подберёзовик
  5. В первом столбике слова отличаются окончаниями.
  6. Основа слов одинаковая (берёз-).
  7. Когда различны окончания – это формы одного слова.
  8. Во втором столбике у слов различны основы (берёз-, березняк-, берёзк-, подберёзовик-).
  9. Когда у слов различны основы – это разные слова.
  10. Эти слова однокоренные, так как у них одинаковый корень (-берёз-) и слова близки по смыслу.
  11. Запишите слова в два столбика: в первый соберите разные слова, а во второй – формы одного слова.
  12. дорога, дорожный, дороги, придорожный, на дороге, у дороги, подорожник, над дорогой, дорожка, дороженька
  13. Формы слова
  14. дорога    
  15. дороги
  16. на дороге
  17. у дороги
  18. над дорогой
  19. Разные слова
  20. дорожный
  21. дорога
  22. придорожный
  23. подорожник
  24. дорожка
  25. дороженька
  26. В первом столбике  различны окончания (-а, -и, -е, -ой), это формы одного слова.
  27. Во втором столбике у слов различны основы (дорожн-, дорог-, придорожн-, подорожник-, дорожк-, дороженьк-), это разные слова.
Читайте также:  Почему в словах "придорожный", "прибрежный" буква "г" меняется на "ж"?

Вы заметили, что во многих формах имени существительного окончание одно не справляется со своей работой по связи слов. Ему помогают предлоги.

  • Если есть предлог, то он вместе с окончанием образует форму имени существительного.
  • Найдём предлоги в формах одного и того же слова.
  • Формы слова
  • дорога   
  • дороги
  • на дороге
  •  у дороги
  • над дорогой
  • Выделим предлоги на, у, над.
  • Итак, предлоги помогают связывать слова друг с другом.
  • Прочитайте текст и найдите формы одного слова.

Журавль – самая высокая птица. Ноги длинные, шея длинная. Нос и тот длинный. А голос зычный – за три километра слыхать. (По Н. Сладкову)

  1. длинные (какие?)
  2. длинная (какая?)
  3. длинный(какой?)
  4. Это формы одного слова, так как различны окончания.
  5. Одна их форм слова является начальной.

У каждого слова есть первая, начальная форма, с которой начинаются его изменения. По ней обычно слово и называют.

Начальная форма имени прилагательногоотвечает на вопрос какой?

Какой? – длинный, зычный. Эти прилагательные в начальной форме.

Начальная форма имени существительного – это форма ед. числа, которая отвечает на вопросы кто? или что? При ней никогда не бывает предлогов.

Кто? – журавль, птица, что? – шея, нос, голос (см. Рис. 4).

Почему окончание является значимой частью слова?

Рис. 4. Начальная форма

Начальная форма глагола отвечает на вопрос: что делать? или что сделать? Чтобы поставить глагол в начальную форму, нужно выполнить команду одного из этих вопросов.

Что делать? – слыхать.

Поставим слова в начальную форму. Сначала зададим вопрос и определим часть речи.

За крыльцом – за чем?, имя сущ., что? – крыльцо.

Синяя – какая?, имя прил., какой? – синий.

Придумывает – что делает?, глагол, что делать? – придумывать.

Придумает – что сделает?, глагол, что сделать? – придумать (см. Рис. 5).

Почему окончание является значимой частью слова?

Рис. 5. Образец

Вам, наверное, интересно узнать, что не все слова имеют окончания.

Например, не имеют окончаний существительные, которые не изменяются: метро, пальто, кино, пианино, шоссе и другие.

Не имеют окончаний глаголы в начальной форме. Что делать? прыгать, нести, печь. Что сделать? написать, принести, испечь.

И другие слова, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

На уроке вы узнали, что окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Часть слова без окончания называется основой слова.

У каждого слова есть первая, начальная форма, с которой начинаются его изменения.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Прочитай. В подчёркнутых словах выдели окончание. Расскажи, каких животных можно держать в доме.В детстве я дружил с собакой, с голубями. Дружить – значит жалеть. Нельзя поймать ёжика и принести его домой. Нельзя поймать белочку и посадить её в клетку. Ведь каждому в неволе плохо. (С. Образцов)
  2. Прочитай. В один столбик выпиши из текста примеры однокоренных слов, а в другой – форм слова.Когда мы говорим о погоде, нас интересует температура воздуха, сила ветра, возможность осадков. У слова погода есть однокоренные слова. Непогода – это плохая погода. Распогодилось – так говорят, когда плохая погода сменилась хорошей. Лётчиков всегда интересуют погодные условия.Как ты думаешь, слово погожий является однокоренным к слову погода? Что оно обозначает?
  3. Выпиши в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы слова.Стекло, стёклышко, без стекла, застеклить, стеклянный, к стеклу, стекляшка, о стекле.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал School-collection.edu (Источник).
  3. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru (Источник).

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/sostav-slova/ponyatie-ob-okonchanii-rol-okonchaniya-i-predloga-v-predlozhenii-formy-slova

Значимые части слова

Каждое слово имеет в своем составе значимые части (морфемы), которые обладают определенными особенностями:

  • Являются минимальной неделимой единицей слова;
  • Имеют значение: грамматическое (словообразующее и словоизменительное) или лексическое;
  • Выполняют свое значение только в составе слова (отдельно от слова сложно определить не только значение, но и даже к чему относится часть, например, к корню или к суффиксу: истец; ист-ец);
  • Имеют четкое местоположение, изменение которого приводит к потере смысла слова (кот-ик, но не ик-кот);
  • Воспроизводятся уже из созданных готовых единиц (не придумываются человеком).

К таким значимым частям слова относятся:

  1. Корень
  2. Приставка
  3. Суффикс
  4. Окончание
  5. Основа
  • Корень — самая важная часть, в которой содержится лексическое значение (можно узнать о каком предмете, качестве, признаке или свойстве идёт речь).
  • Примеры: Рыба, рыбный, рыбак («Рыб» — корень, который позволяет понять, что все слова связаны с позвоночным животным, живущим в воде.)
  • Корень может употребляться:
  • Вместе со словообразующими частями (франц-уз; нос-и-ть; при-нос-и-ть)
  • Без словообразующих частей (ком, сом, рот; несклоняемые: кофе, кенгуру, метро)

Приставка и суффикс имеют в основном словообразующее значение. И являются факультативными, то есть могут и не находиться в слове.

Приставка:

  • стоит перед корнем (про-бежать);
  •  часто выполняет функцию образования новых слов (плыть — переплыть; комфорт — дискомфорт);
  • редко выполняет функцию образования новых форм слова (наименьший).
  1. Чаще всего приставочным способом образуются новые глаголы (вбежать, переехать, улететь).
  2. Существуют слова, которые состоят из двух приставок: невозможно, безысходность.
  3. Суффикс:
  • Стоит после корня или после другого суффикса (стол-ик; кус-оч-ек);
  • Имеет словообразующее значение (учить — учительский);
  • Имеет формообразующее значение;
  • Может быть нулевым.

Чаще всего с помощью суффиксов образуются существительные («-ник»: ученик, лесник) и прилагательные («-ск»: деревенский, морской). Присоединение только суффикса к слову может изменить его принадлежность к определенной части речи (белый — белизна).

Читайте также:  Слово "всё" какая часть речи?

Формообразующие суффиксы служат для образования:

  • Степеней прилагательных (краткий — кратчайший);
  • Начальной формы глагола (бежал — бежать);
  • Глаголов прошедшего времени (смотреть — смотрел);
  • Повелительного наклонения глагола (идти — идите);
  • Причастий (петь — поющий) и деепричастий (встречать — встретив);

Нулевой суффикс также может выполнять функцию образования:

  • слов — для существительных и прилагательных, образованных от глаголов, прилагательных и существительных (выходить — выход; золото — золотой); для числительных (тридцать — тридцатый); для наречий (жалеть — жаль).
  • форм — для глаголов прошедшего времени единственного числа мужского рода (приносить — принес).

Окончание:

  • Выполняет формообразующую функцию;
  • Выражает значение рода, числа и падежа;
  • Используется для связи слов в словосочетаниях и предложениях;

Интересный урок, красивая девушка, сильные спортсмены.

Окончания присутствуют только у изменяемых слов.

Существует значимое нулевое окончание. Его нельзя путать с отсутствием окончания, так как нулевое бывает только у изменяемых слов (Пример в слове «дом» нулевое окончание указывает на именительный или винительный падеж).

Основа слова:

  • Включает в себя все словообразующие части и корень (поговорка: основа «поговорк»);
  • Содержит лексическое значение;
  • Не содержит в своем составе окончание (куклу, кукле, куклой: основа «кукл»).

Для неизменяемых слов основа — это весь корень (какао: основа «какао»).

Источник: https://russkyaz.ru/razbor-slova/znachimye-chasti-slova.html

Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку

 Распечатать запись

Окончание — изменяемая значимая часть слова,  которая  образует формы слова  и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Эта формообразующая морфема выражает грамматические значения рода, лица, числа и падежа.

Не все слова имеют окончание.  Оно есть только  у изменяемых слов. Бывает, что окончание у слова есть, но его не видно и не слышно, т.е.  оно не выражено буквами и  звуками — это нулевое окончание. Кроме того,  окончание не всегда стоит в конце слова.  В слове может быть два окончания. Иногда, чтобы выделить окончание приходится использовать фонетическую транскрипцию.

Окончание — это формообразующая морфема,  которая выражает грамматические значения слова (род, лицо, число, падеж),  а не лексические значения  как словообразовательные морфемы.

От формообразующих суффиксов окончание отличается характером выражаемого им грамматического значения.

Окончание  могут иметь только изменяющиеся части речи (склоняемые,  спрягаемые или изменяющиеся по родам и числам):

  • склоняемые имена существительные,
  • прилагательные,
  • числительные,
  • местоимения,
  • глаголы,
  • причастия.

Чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова :

  • изменить число :
    луг() — луг(а),
    трав(а) — трав(ы),
    смел() — смел(ы);
  • изменить род для прилагательных и причастий:
    бел(ый) — бел(ое) — бел(ая), думающ(ий) — думающ(ая), сидел() — сидел(а);
  • падеж у частей речи, которые склоняются:   дом() —  дом(а) — дом(у), син(ий) — син(его) — син(ему);
  • лицо у глаголов:   пиш(у) — пиш(ете) — пиш(ут).

Часть слова, которая изменяетсяпри изменении формы слова, является окончанием.

Окончание не входит в основу слова, так как имеет только грамматическое значение.

Концы слов разных частей речи могут быть одинаковыми, но их окончания различны, т.е. слова имеют разное морфемное строение. Примеры:

  • маленькие и зрение —  прилагательное маленькие и  существительное зрениев конце слова имеют -ие.  Изменяя род прилагательного :  маленьк(ий) — маленьк(ая) -маленьк(ие), определяем меняющуюся часть — последние две буквы меняются, следовательно, -ие — окончание.  Склоняя существительное  зрени(е) — зрени(я)- зрени(ем), определяем окончание .
  • зевая и злая — деепричастие зевая  не имеет окончания, т.к. это неизменяемое слово, а   прилагательное зл(ая) — зл(ой) — зл(ые)) имеет окончание -ая .
  • зря и земля — наречие зря  не имеет окончания, т.к. это неизменяемое слово, а   существительное земл(я)- земл(ёй) — земл(ю)  имеет окончание.
  • знамя и  биология — существительные знам(я) — знамен(и)-знамен(ем) и биологи(я)-биологи(ей)-биологи(ю) имеют одинаковые окончания -я.

Внимание! Глаголы второго лица мн.ч. настоящего  и будущего числа и формы повелительного наклонения этих  глаголов  могут совпадать, но имеют разное морфемное строение,т.е. имеют два варианта морфемного разбора:

Выполните (повелительное наклонение, вы-полн-и-(те), -и- — суффикс повелительного наклонения) вторую задачу после того, как  выполните (настоящее время, вы-полн-(ите)) первую.
вы-лет-и-(те) (повелит. наклонение)  —  вы-лет(ите) ;
вы-леч-и-(те) (второе спряжение, повелит.наклонение) — вы-леч-(ите) и т.д.

В глаголах первого спряжения безударное окончание -(ете) по звучанию совпадает по звучанию с повелительным наклонением, но пишется по-другому:

выпрыгн-и-(те) (повелит.накл.) — выпрыгн-(ете) (первое спряжение (прыгнуть), второе лицо, мн.ч.).

С помощью окончания  образуются формы изменяемых слов

Окончание выражает различные грамматические  значения частей речи:

  • число и   падеж у имен существительных, числительных, личных местоимений (без предлога или с предлогом)
    некоторые падежные окончания  существительных
    сущ. 2-го склонения, Тв.п., ед.ч.  кем?, чем? слон(ом), отц(ом), кон(ём
  • род, число, падеж у имен прилагательных, причастий, местоимений
    некоторые падежные окончания существительных, прилагательных, причастий
    -(ого), -(его) полное прилаг. м.р. ед.ч. или причастие м.р. ед.ч, Р.п. син(его), стар(ого); идущ(его)
    -(ая), -(яя) полное прилаг. и причастие ж.р,, Им.п., ед.ч син(яя); упавш(ая)
    -(ому), -(ему)и др. полное прилаг. и причастие м.р., Д.п., ед.ч. и
    др. их падежные окончания
    син(ему), голуб(ому), упавш(ему)
  • лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени:
    личные окончания глаголов
    -(у), -(ю) 1 лицо, ед.ч. ид(у), леж(у), ловл(ю)
    -(им), -(ем) 1 лицо, мн.ч. ид(ем), леж(им), лов(им)
    -(ишь), -(ешь) 2 лицо, ед.ч. ид(ешь), леж(ишь), лов(ишь)
    -(ите), -(ете) 2 лицо, мн.ч. ид(ите), леж(ите), лов(ите)
    -(ит), -(ет) 3 лицо, ед.ч. ид(ет), леж(ит), лов(ит)
    -(ут)/-(ют), -(ат)/-(ят) 3 лицо, мн.ч. ид(ут), леж(ат), лов(ят)
  • род и число у глаголов в прошедшем времени, у кратких прилагательных
    -(),-(а), -(о), -(и) краткие прилагательные свеж()- свеж(а) — свеж(о) — свеж(и)
    -(),-(а), -(о), -(и) глагол в пр.времени лежал()- лежал(а) — лежал(о) — лежал(и)
  • Кроме различения форм слова,   окончания иногда  выполняют смыслоразличительную функцию:
  • хлеб(а) — хлебные злаки  и хлеб(ы) — выпеченные из муки изделия; мужи — мужья, зубы — зубья, листы — листья.
  • Иногда по окончанию легко определить не только форму, но и часть речи. Например:
Читайте также:  Нужно ли ставить двоеточие в предложении?

часть речи
 примеры

род существительных, прилагательных, кр.причастий, глаголов пр.времени
() муж.род пруд(), лекторий(), но пап(а), дяд(я); сед(), мыт(), делал()
-(а), -(я) жен.р. трав(а), рек(а), земл(я); бел(а), делал(а)
-(о), -(е) средний р. окн(о), мор(е)
-(ть), -(ти) неопред.форма глагола
(-ть, -ти часто считают суффиксом
неопр. формы глагола)
чита(ть), сес(ть), ид(ти)
-(ишь), -(ешь),-(ёшь) личные окончания глагола (2 лицо, ед.ч. ) ид(ешь), леж(ишь), лов(ишь)
-(ая), -(яя) полное прилаг. и причастие Им.п., ед.ч син(яя); упавш(ая)

В словосочетании неизменяемые слова подчиняются главному слову  по смыслу,  с помощью порядка слов и интонации:  быстро бежать, бежать наверх.

Неизменяемые слова не имеют окончаний:

Неизменяемые части речи
Примеры
деепричастия видя, слыша, собирая, умываясь
наречия наголо, весело, лучше, по-немецки, во-первых, невтерпёж, замуж
несклоняемые существительные (обычно заимствованные): какао, колье, кашпо
несклоняемые прилагательные: хаки, бордо,беж
прилагательные в сравнительной степени: сильнее, выше
притяжательные местоимения, обозначающие принадлежность третьему лицу: его, её, их
междометия и звукоподражания: ура, ах!
Служебные части речи:
союзы хоть
предлоги около
частицы пусть

Внимание!  Отсутствие у слова окончания графически не обозначается. При морфемном и словообразовательном разборе нельзя ставить знак нулевого окончания! Все слово входит в основу.

Деепричастия и наречия — неизменяемые части речи,  поэтому окончаний не имеют. Не путайте суффиксы деепричастий и наречий с окончаниями прилагательных. Окончания прилагательных можно изменять:

  • дум/а/ть — дум/а/я  — суффикс деепричастия;
  • мил(ая) — окончание прилагательного, которое можно изменять: мил(ый), мил(ого).

 Нулевые окончания

Склоняемые или спрягаемые (изменяемые!)  части речи в некоторых формах могут иметь нулевое окончание.
Нулевое окончание не выражено звуком и не обозначено буквой на письме. Обнаружить его можно, изменяя формы слова. Если при изменении формы слова появляется окончание, выраженное буквами и звуками, то э

Нулевое окончание  передает определенное грамматическое значение:

стол(), конь()  — Им. п., муж.род, второе склонение; туч(), луж(), мам() — значение родительного падежа мн.ч.

  При изменении формы таких слов после основы появляется выраженное (звуками, буквами)  окончание.

Нулевые окончания имеют:
Примеры
существительные мужского рода ед.числа 2 склонения в именительном и винительном падежах: лес() — лес(а), лес(у);
дом() — дом(а), дом(у);
слон() — слон(а), слон(у);
герой() — геро(я) [г’ирОй'(а)];
существительные женского рода 3-го склонения в именительном  падеже ед.ч.: мышь() — мыш(и);
ночь()  — ноч(и),
сеть() — сет(и)
существительные в родительном падеже мн.ч. разных родов: туч() — туч(а) — туч(и),
лис() — лис(а) — лис(ы),
солдат() — солдат(ы),
окон() — окн(о);
статей() — стать(я) [стат’й'(а)]
краткие прилагательные  и причастия мужского рода ед.ч.: красив() — красив(а), неуклюж -неуклюж(а),
плох() — плох(а);
ранен() — ранен(а) — ранен(ы),
задуман — задуман(а), задуман(ы);
притяжательные прилагательные в И.п.  м.р  ед.ч. лис-ий() — лись(я) -лись[й'(а) ], акулий(), волчий() (см. ниже почему так)
мамин(), отцов()
глаголы прошедшего времени мужского рода ед.ч. в изъявительном и сослагательном наклонении: пел(), пел() бы — пел(а),
умыл()ся — умыл(а)сь;
у глаголов повелительного наклонения ед.ч.: учи(), смотри(), пиши();
числительные в именительном и винительном падежах: десять() — десят(и), десять(ю)

Внимание!  Необходимо  различать слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова,  т.к. в слове с нулевым окончанием  оно  указывается  при морфемном разборе слова, а в неизменяемых словах — нет (нет окончания)!

Примеры:

  • существительное уж()  (уж(у), уж(ом)) имеет нулевое окончание, а наречие уж — неизменяемое слово и, следовательно, не имеет окончания.
  • сеть()  — существительное (сет(и), сет(ям)),
    сес(ть
    )  — глагол, где  окончание неопределенной формы(ть),
    пуска(ть)  — глагол,
    пять() — числительное (пят(и)),
    путь() — существительное (пут(и), пут(ём)),
    хоть — союз и неизменяемое слово, поэтому нет окончания,
    пустьчастица, неизменяемое слово — нет окончания,
    думая — деепричастие,  неизменяемое слово — нет окончания.

Окончание может находиться внутри слова:

  • Если у слова есть постфикс , то окончание находится перед ним, внутри основы слова: уч(у)сь, уч(ишь)ся, учивш(ий)ся(после окончания стоит глагольный постфикс -ся/-сь — самый частый случай);  пойд(ем)-те;  в середине составных местоимений: как(ой)-либо, как(ого)-либо, как(ого)-то, к(ому)-нибудь.
  • В некоторых сложных словах:   в Комсомольск(е)-на-Амур(е).

Два окончания в слове

В сложных словах возможно выделение двух окончаний:

  • у существительных:  кресл(о)-кровать() — кресл(а)-кроват(и);
  • у числительных: пять()десят() — пят(и)десят(и).

Но, в сложных существительных и прилагательных, которые пишутся слитно,  после первого стоит соединительная гласная, а не окончание: сам-о-лет(), красн-о-кож(ий).

Окончание выделяется по звуковому составу

с помощью транскрипции, так как  написание не отражает  морфемного состава слова:

  • Притяжательные прилагательные мужского рода на -ий:
    лис-ий(), волч-ий(), медвеж-ий(), где —ий является суффиксом и есть нулевое окончание.  При склонении беглый —и— из суффикса выпадает, остается суффикс, который звучий как [й’], а на письме передается разделительным мягким знаком: лись(его) [лис’-й-‘(ива)],  волчь(его) [волч’-й’-(ива)],  медвежь(его)[м’эдв’эж-й’-(ива)] — в транскрипции звучит суффикс [й’] и окончание.
  • В следующих словах суффикс -й-   также   проявляется в звуковом составе слова: ружья [руж-й’-(а)],  ружьё [руж-й’-(о)]; воробья[вороб’-й’-(а)], воробью[вороб’-й’-(у)]; край, краю  [кра-й’-(у)]. Суффикс -й- сохраняется и при образовании родственных слов: ружейный, воробьиный [вороб’-й’-ин-(ый)].   В этих словах и им подобных (плясунья, ворчунья; ущелье, знание, стремление;  май, трамвай и т.д.) не во всех формах окончание обозначено буквами.

Список использованной литературы

  • Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы . – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  • Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. — М.: — ООО «Издательство Астрель», 2004.-462 с.
  • Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011 — ISBN 978-5-94776-742-1.

© 2011 — 2019 Учим русский язык Карта сайта

Источник: http://tutrus.com/morfemika/okonchanie

Ссылка на основную публикацию