«мои» и «моё» — какая часть речи?

Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0. Авторскоесвидетельство о публикации в СМИ «Мои» и «моё» - какая часть речи? Свидетельствоо создании электронного портфолио «Мои» и «моё» - какая часть речи? «Мои» и «моё» - какая часть речи? Грамота заинформатизацию образования «Мои» и «моё» - какая часть речи? Рецензияна любой материал бесплатно «Мои» и «моё» - какая часть речи? Видеоурокипо быстрому созданию эффектных презентаций «Мои» и «моё» - какая часть речи?
×

«Мои» и «моё» - какая часть речи?

«Мои» и «моё» - какая часть речи?
«Мои» и «моё» - какая часть речи?

Имя существительноеИмя существительное ­ это самостоятельная часть речи , обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?(действие, явление природы, состояния и чувства людей, время )Имя существительное имеет такие грамматические признаки: род, число, склонение, падежОдушевлённые: кто? Человек, родители, ученик.Неодушевлённые: что? Город, страна, стол, гроза.Собственные: Москва, Новый Уренгой, Маша, Иван Петрович, БайкалНарицательные: город, мальчик, озеро ( все сущ., кроме имен собственных)Число( имя существительное изменяется по числам, некоторые существительные не изменяются по числам и употребляютсялибо в ед.ч., либо во мн. ч.)Род(имя существительное не изменяется по родам, у каждого имени существительного свой постоянный род. Род некоторых существительных надо проверить по словарю и запомнить)Склонение( изменение слов по падежам, присклонении слова меняется его окончание. Имена существительные не могут переходить из одного склонение в другое)Единственное Множественноеполе ­ полядерево ­ деревьяЕд.ч. – бельё, молоко, хвоя, молодежьМн. ч.­ ножницы, качели, брюки, очки Родмужской женский средний(он, мой) (она, моя) (оно, моё)дождь мама солнышко ребёнок красота счастье3­е склонение1­е склонение2­е склонениеж.р.ьж.р., м.р. а , яср.р. о , епапабабочкатётяпеснядеревополесолнцеозеродочьречьрожьброшьИмя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (или ЧЕЙ?)Начальная форма имени прилагательного: Им. падеж, ед. число, муж.родПризнаки предмета, которые обозначают прилагательныеголубой, синийбольшой, маленький, огромныйстарый, молодой, юный, пожилойтяжёлый, лёгкий, невесомыйсегодняшний, вчерашний, летний, зимнийшёлковый, железный, деревянныйшкольный, городской, приморскийЦветВеличинаВозрастВесПризнак по времениПризнак по материалуПризнак по местуПризнак по назначению учительский, ученическийПризнак по назначению папина (шляпа)Имя прилагательное всегда связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже чтои существительное, то есть согласуется с ним.Вопрос всегда ставиться от существительного к прилагательному ­ Тополь ( какой?) старый.Запомни: имена существительные изменяются по числам и падежам имена прилагательные изменяются по числам, падежам и родамЧтобы определить род, число, падеж имени прилагательного сделай так:1. Найди имя существительное, к которому относится имя прилагательное.2. Определи число, род , падеж имени существительного.3. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже

Сильный ветер качал верхушки деревьев.

«Мои» и «моё» - какая часть речи?

сильный ветер: ветер – ед.ч., м.р., И.п. сильный ­ ед.ч., м.р., И. п.Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (или ЧЕЙ?)Начальная форма имени прилагательного: Им. падеж, ед. число, муж.

родПризнаки предмета, которые обозначают прилагательныеголубой, синийбольшой, маленький, огромныйстарый, молодой, юный, пожилойтяжёлый, лёгкий, невесомыйсегодняшний, вчерашний, летний, зимнийшёлковый, железный, деревянныйшкольный, городской, приморскийЦветВеличинаВозрастВесПризнак по времениПризнак по материалуПризнак по местуПризнак по назначению учительский, ученическийПризнак по назначению папина (шляпа)Имя прилагательное всегда связано с именем существительным и стоит в том же роде , числе и падеже что и существительное, то есть согласуется с ним.Вопрос всегда ставиться от существительного к прилагательному­ Тополь ( какой?) старый.Запомни: имена существительные изменяются по числам и падежам имена прилагательные изменяются по числам, падежам и родамЧтобы определить род, число, падеж имени прилагательного сделай так:1. Найди имя существительное , к которому относится имя прилагательное.2. Определи число, род, падеж имени существительного.3. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падежеСильный ветер качал верхушки деревьев.сильный ветер: ветер – ед.ч., м.р., И.п. сильный ­ ед.ч., м.р., И. п.Морфологический разбор имени существительного1. Часть речи2. Начальная форма ( И.п., ед.ч.)3. Число4. Собственное или нарицательное5. Одушевленное или неодушевленное6. Род7. Склонение8. Падеж9. Роль в предложенииЗимний лес спит, заколдованный стужей и снегам.Лес – сущ., (что? лес), ед.ч., м.р., 2 скл., И.п., подлежащее.Стужей – сущ., (что? стужа), ед.ч., ж.р., 1 скл., Тв. п., дополнение.Снегами – сущ., (что? снег), мн.ч., м.р., 2 скл., Т.п., дополнениеМорфологический разбор имениприлагательного1. Часть речи2. Начальная форма ( И.п., ед.ч.)3. Число4. Род ( по роду существительного)5. Падеж ( по падежу сущствительного)6. Роль в предложении ( определение)В пасмурную погоду белоснежные лилии прячутся в воду.В пасмурную (погоду) – прил., ( какая? пасмурная), ед.ч., ж.р., В.п., определение.Белоснежные лилии – прил., (какая?

белоснежная), мн. ч., И.п., определение

Что делатьЧто сделать?Глагол – значимая часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать?, что сделать?, что делал?, что сделал?, что делает?, что будет делать?, что сделает?Неопределенная форма глагола ( начальная форма глагола, инфинитив)Вид глагола(глаголы бывают совершенного и несовершенного вида)Решить, испечь, ответить, забыть,поймать, положиться, спрятатьсяСтроить, читать, отвечать,учить, заниматься, улыбатьсяГлаголы несовершенного вида – действие ещё не законченоГлаголы совершенного вида – действие уже сделано, закончено, те есть завершено.Что делает? – пишет, учитЧто сделал? – написал, выучилВремена глагола( глаголы изменяются по временам)НастоящееЧто делаетДействие происходит вмомент речиПишет, поёт, учитПрошедшееЧто делал?Что сделал?Действие происходило домомента речиПисал, написал, пела,учил, выучилБудущееЧто буду делать?Что сделаю?Действие произойдётпосле момента речиНапишет, споёт,выучитРод глагола( род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которымоно связано по смыслу)Число глагола, лицо глагола(глаголы изменяются по числам и лицам)Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родамЕдинственное числоМножественное числоМужской родЧто делал?Что сделал?­­цвёлЖенский родЧто делала?Что делала?­ацвелаСредний родЧто делало?Чтосделало?­оцвелоЧто делали?­ицвелиГлаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам то есть спрягаютсяЧисло ЕдинстчислоМнож.число Лицо1­е Я2­е ТЫ3­е ОН, ОНА, ОНО1­е МЫ2­е ВЫ3­е ОНИ2 спряжение1 спряжениеиду, думаюидёшь, думаешьидёт, думаетидём, думаемидёте, думаете сидите, споритеидут, думаютсижу, спорюсидишь, споришьсидит, споритсидим, споримсидят, спорятЛичное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет и в предложении может быть

подлежащим, дополнением, определением.

Личное местоимение ­ отвечает на те­же вопросы, на которые отвечают имена существительные:Кто? Она ( девочка) поливает цветыЧто? Они ( цветы) завялиЛичные местоимения изменяются:по числам ­ я ­ мы, ты ­ вы, он, она, оно – они;по падежам ­ я, меня, мне, мной, обо мне;в 3­ем лице ед. ч. по родам ­ он ( м.р.), она ( ж.р.), оно ( ср.р.)Личные местоимения бывают 1­го, 2­го, 3­го лицаЕд. числоМн. число1­е лицоямы2­е лицотывы3­е лицоон, она, оно

они

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл

Источник: https://znanio.ru/media/pravila_po_russkomu_yazyku_1_4_klass-326635/362483

Части речи от Татьяны Рик

  • «Мои» и «моё» - какая часть речи?
  • Очень много фото!
  • Именно так выглядит ассортимент большинства интернет-магазинов на данный момент. Но у меня картинка другая:

«Мои» и «моё» - какая часть речи?

С книгами Татьяны Рик знакома я давным-давно. Во времена первой покупки («Здравствуйте, Имя существительное!») листала и других собратьев, но выбрала только её одну: причина была банальная, финансовая, а Существительное покупала, так как это первая книга. Долго-долго мне другие были не нужны. Прокатилась ещё волна переизданий; решила прихватить «Деепричастие» — и тут настал момент, когда захотелось ВСЕ! Следующей появилось Имя прилагательное, «откопанное» в букинистическом магазинчике, слегка разрисованное. Дальше всё банально: покупала по мере выхода у издательства «Вако». Коллекция собрана, хоть и «разношёрстная».

Итак, об изданиях разных лет.

Мои любимцы — от издательства «Самовар», выпущенные в 90-ые, одна книга у меня 1994 («Доброе утро, Имя прилагательное!»), другая — 1997 («Здравствуйте, Имя существительное!» ). Переплёт, офсет, рисунки, шрифт — нравится всё.

«Как дела, Деепричастие?» от «Априори-Пресс» 2007 года — симпатичный титульный лист, переплёт, НО!!! мелкий шрифт .

Нынешняя волна переизданий от «Вако» — шрифт вновь хороший, а вот переплёт — интегральный. Не очень я его люблю. «Наречие» открывалось уже многократно — «разработалось», а вот «Глагол» и «Причастие» категорически не хотели фотографироваться).

Меняется год издания — меняется и автор книг:

«Мои» и «моё» - какая часть речи?

«Мои» и «моё» - какая часть речи?

Теперь о главном — о содержании.

Сведения о частях речи дублируют школьную программу, изредка углубляя и расширяя её. Крайне изредка. Основное отличие от школьных учебников — манера подачи материала, группировка всех сведений о части речи ( от курса начальной школы по 7 класс) в одной книге.

Это не так-то и мало. Сухие научные сведения из школьных учебников и воспринимаются сухими научными сведениями, а здесь — жизнь и приключения, яркие, захватывающие. И таблички весёленькие, и схемки, похожие на собственные рисунки. Думаю, что многим придётся по душе.

Читайте также:  12 предложений со словом "зима"

У меня одно большое НО… все эти тётушки-дядюшки, кактусы-когдатусы, межгалактические полицейские и агент итальянской мафии Хулиганино Разворотти, с радостью воспринимаемые в начальной школе да и в 5 классе тоже, будут ли восприняты учениками 6-7 классов? А ведь большинство сведений как раз для них.

Моё резюме.

Для детей с «лингвистическим уклоном» — крайне полезная вещь! Такие дети рано усваивают многие вещи из грамматики нашего языка, участвуют в олимпиадах, конкурсах и т.п.

  1. Для детей, находящихся на семейном обучении, экстернате, самообразовании (а таких с каждым годом становится всё больше) — безусловно, нужные книги; учебник без объяснений учителя или родителя часто — тёмный лес, а вот такие весёлые учебники помогут разобраться и усвоить.
  2. Для родителей, стремящихся всячески помочь своему ребёнку преодолеть дебри русской грамматики, — интересные книги.
  3. Сама Татьяна Рик кроме детей и родителей адресует свои книги «учителям начальных классов и словесникам».
  4. История начинается просто.

Целый сентябрь болеет учительница 6 «б» класса Светлана Даниловна. Юлька Апельсинкина, её ученица, вместе с младшим братом Женькой, первоклассником, и сестрёнкой Катюшкой (3 класс) приходят проведать заболевшего педагога.

А это и не учитель вовсе, а фея! Вместе с феей и отправляются ребята в путешествие по стране Речь. Весь материал расположен по мере нарастания сложности, поэтому сведения для 6-7 классников всё время идут с заголовком «Юлька»(она же самая старшая).

Каждая книга завершается морфологическим разбором части речи.

Имя существительное — дедушка. Его дочь, художница — Имя прилагательное. Её муж — дядюшка Глагол. Их сынишка — Причастие. У брата-близнеца Глагола есть жена Наречие, как вы понимаете, их сын — Деепричастие .

Татьяна Рик о своих книгах: «…мои учебники одновременно являются грамматическими сказками с выстроенной сюжетной линией».

Постаралась сфотографировать разные моменты, чтобы вы имели представление о характере рисунков, подаче сложных грамматических сведений, информации по орфографии и пунктуации (без неё не обойтись при изучении причастия, деепричастия, наречия), несколько схем и таблиц тоже в кадр попали. Конечно же, содержание. Ну не могу я дозировать фотографии((( «ужасно много»…

Покажу в порядке развития всех действий-приключений, хотя даже если купить и какую-то одну, всё будет понятно.
«Мои» и «моё» - какая часть речи?

  • Татьяна Рик
  • Издательство: Самовар
  • Серия: Здесь живут части речи
  • ISBN 5-85066-006-2; 1994 год
  • «Мои» и «моё» - какая часть речи? переиздание с такой обложкой, внутри всё осталось по-прежнему
  • «Мои» и «моё» - какая часть речи?«Мои» и «моё» - какая часть речи?
  • Татьяна Рик
  • Издательство: Самовар
  • Серия: Здесь живут части речи

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/kids_books/3149303

Блог сайта «Морфологический разбор — морфологический разбор существительных, прилагательных, глаголов, местоимений»

Существительное – часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы: кто? что? (человек, книга). Различаются по родам и изменяются по падежам и числам. Бывают одушевленные (рабочий) и неодушевленные (телевизоры) .

разбор морфологический пример

Прилагательное – часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: какой? какая? какое? какие? Изменяется по родам, числам и падежам. Отличается от причастия тем, что не имеет признаков залога, вида и времени.

прилагательное полное

  • Качественные прилагательные обозначают безотносительное свойство самого предмета, способное проявляться с разной интенсивностью: белый, быстрый, старый. Имеют краткие формы и степени сравнения: бел, быстрее, старейший, самый старый .
  • Относительные прилагательные обозначают свойство предмета через его отношение к другому предмету или действию: дверной, железный, надувной, измерительный .
  • Притяжательные прилагательные указывают, кому принадлежит предмет, который они определяют: отцов, сестрин, лисий.
  • количество предметов; отвечает на вопрос сколько? (количественные числительные ): два, четырнадцать, сто двадцать пять ;
  • порядок предметов при счете; отвечает на вопрос который? (порядковые числительные ): второй, четырнадцатый, сто двадцать пятый ;
  • среди количественных числительных выделяется группа собирательных числительных. обозначающих количество предметов как одно целое: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, девятеро, десятеро, оба, обе .

Местоимение – часть речи, указывающая на лицо, предмет или признак, но не называющая их. Местоимения делятся на:

слово светило разобрать по составу

  • Личные. я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
  • Возвратное. себя.
  • Притяжательные. мой, наш, твой, ваш, свой.
  • Вопросительно-относительные. кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
  • Указательные. этот, тот, такой, таков, столько.
  • Определительные. сам, самый, весь (вся, всё, все), всякий, каждый, любой, иной.
  • Отрицательные. никто, ничто, никакой, ничей, никоторый, некого, нечего.
  • Неопределенные. некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кто-то, что-то, сколько-нибудь, какой-либо, кое-что и др.

Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние и отвечающая на вопросы: что делать? что делает? что делал? что будет делать? Имеет признаки вида, залога, лица, числа, времени, наклонения и рода (в прошедшем времени, в сослагательном наклонении).

род слова лыжи

  • Инфинитив – неопределенная форма глагола без признаков лица, числа, времени, залога, наклонения и рода: бежать, спать, читать .
  • Причастие – неспрягаемая глагольная форма, обозначающая действие или состояние как такой признак предмета, который может изменяться во времени. Изменяется по родам, числам и падежам; имеет признаки залога, вида и времени – этим отличается от прилагательного .
  • Действительное причастие обозначает действие, которое совершается самим носителем признака: читающий ученик, расцветший сад.
  • Страдательное причастие обозначает признак, возникший в результате воздействия кого-то (чего-то) на носителя признака: брошенный камень, гонимые ветром листья .
  • Деепричастие – неизменяемая форма глагола, обозначающая действие как признак другого действия, например: говорил, глядя в глаза; обессилев. присел на скамью. Отличается от причастия тем, что не изменяется; имеет признаки вида и залога.

Наречие – часть речи, обозначающая признак действия, качества или предмета и отвечающая на вопросы: как? когда? почему? где? и проч. Основной признак – неизменяемость: медленно, вчера, сдуру, везде и т. д. В состав наречий входят и местоименные наречия: где, нигде, так, как, никак, когда, никогда, иногда, откуда, куда, отсюда, там, туда, почему, потому, поэтому, зачем, затем и т. д.

хорошо морфемный разбор

Предлог – служебная неизменяемая часть речи, соединяющая слова (отличать от союзов.

которые соединяют не слова, а синтаксические единицы: члены предложения или части сложного предложения): в, к, с, на, из, у, сквозь, между, ради, посредством, во время, кругом, около, подобно, относительно, согласно, благодаря, спустя, несмотря на, неужели, в силу, в зависимости от, в связи с, по отношению к и проч.

слово свитер разобрать как часть речи

Союз – служебная неизменяемая часть речи, соединяющая члены предложения и/или части сложного предложения (отличать от предлогов. которые соединяют не синтаксические единицы, а слова).

нелюдим как пишется

  • Сочинительные союзы. и, да, а, но, или, либо, тоже, также.
  • Подчинительные союзы. когда, прежде чем, пока, что, чтобы, как, так как, потому что, благодаря тому что, так что, будто, словно, если, раз, хотя, несмотря на то что, для того чтобы, не только. но и. не столько. сколько. и т. д.

Частицы – служебные слова, придающие дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам: не, ни, кое-. -либо. -нибудь. -то. -те. -ся (сь). -ка. -де.

же, ли, бы, бывало, да, пусть, пускай, даже, уж, лишь, почти, только, хотя бы, разве, неужели, дай, знай, давай, ну, дескать, мол, ведь, ну и, будто, как будто, точно, словно, вроде, якобы, чай, пожалуй, авось, просто, именно, чуть не, едва ли не, что ли и т. д.

морфологический разбор слова морских

Связка – это оторвавшееся от парадигмы местоимения или глагола служебное слово. В его функции входит указание на синтаксические отношения между компонентами предложения.

К связкам относятся слова это, словосочетание это есть, есть (и другие формы глагола быть ), спрягаемые формы глаголов являться, явиться, значить, означать, называться.

Читайте также:  Не с причастиями

Связки часто опускаются, и на их месте в предложении ставится тире: Автомобиль – [есть ] не роскошь, а средство передвижения.

разбор деепричастия синтаксический

Источник: https://morfologya.mirtesen.ru/blog?t=%D0%9A%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%B5

Какая часть речи слова «мои», «моё»?

Слова «мои», «моё» — это само­сто­я­тель­ная часть речи при­тя­жа­тель­ное место­име­ние «мой» в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла и един­ствен­но­го чис­ла сред­не­го рода.

Какая часть речи сло­ва «мои», «моё» в рус­ском язы­ке, опре­де­лим, выяс­нив их общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки и син­так­си­че­скую роль в пред­ло­же­нии .

Совокупность ука­зан­ных при­зна­ков поз­во­ля­ет клас­си­фи­ци­ро­вать сло­ва рус­ско­го язы­ка как само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи. Например, если сло­во обо­зна­ча­ет коли­че­ство или поря­док пред­ме­тов при счё­те (шесть книг, вто­рой подъ­езд), то это чис­ли­тель­ное.

Слова, обо­зна­ча­ю­щие при­знак пред­ме­та (голу­бая неза­буд­ка, вол­чий вой), назо­вем при­ла­га­тель­ны­ми.

Слова «мои», «моё» — это местоимения

Чтобы понять, к какой части речи отно­сят­ся сло­ва «мои», «моё», выяс­ним, что они обо­зна­ча­ют в пред­ло­же­ни­ях:

Они не слы­ша­ли мои сло­ва.

Моё заме­ча­ние оста­лось без вни­ма­ния.

Эти сло­ва выра­жа­ют при­над­леж­ность пред­ме­та гово­ря­ще­му, то, что харак­тер­но для меня, свя­за­но со мной и пр. Это общее зна­че­ние схо­же со зна­че­ни­ем само­сто­я­тель­ной части речи име­ни при­ла­га­тель­но­го, обо­зна­ча­ю­ще­го непо­сред­ствен­ный при­знак при­над­леж­но­сти:

  • сле­ды (чьи?) заячьи;
  • жела­ние (чьё?) мами­но.

Но в отли­чие от име­ни при­ла­га­тель­но­го иссле­ду­е­мые сло­ва толь­ко ука­зы­ва­ют на при­над­леж­ность пред­ме­та лицу. Такой осо­бен­но­стью ука­зы­вать на пред­мет (некто, что-то), при­знак (какой, чей) или коли­че­ство (сколько-нибудь, столь­ко) обла­да­ет само­сто­я­тель­ная часть речи место­име­ние.

Их началь­ной фор­мой явля­ет­ся сло­во «мой», кото­рое нахо­дит­ся в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода.

Грамматические признаки слов «мои», «моё»

Местоимения объ­еди­ня­ют  раз­ные сло­ва, отли­ча­ю­щи­е­ся зна­че­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми. По зна­че­нию место­име­ния делят­ся на семан­ти­че­ские раз­ря­ды:

  • лич­ные (я, ты, они);
  • воз­врат­ное «себя»;
  • ука­за­тель­ные (тот, этот, такой);
  • отри­ца­тель­ные (ничто, ника­кой)

и пр.

Рассматриваемые сло­ва ука­зы­ва­ют на при­знак пред­ме­та по его при­над­леж­но­сти гово­ря­ще­му и отве­ча­ют на вопро­сы:

  • уве­дом­ле­ние (чьё?) моё;
  • меч­ты (чьи?) мои.

Отнесём их к раз­ря­ду при­тя­жа­тель­ных место­име­ний, как и эти сло­ва:

  • свой кар­ман;
  • твой стул;
  • наша бесед­ка;
  • ваше пред­ло­же­ние.

Местоимение «мой» изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам, как имя при­ла­га­тель­ное:

  • мой зна­чок;
  • моя квар­ти­ра;
  • моё изве­стие;
  • мои сти­хи.

Слова «мои», моё» — это при­тя­жа­тель­ное место­име­ние «мой» в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла и един­ствен­но­го чис­ла сред­не­го рода.

Понаблюдаем, как фор­мы при­тя­жа­тель­но­го место­име­ния «мой» изме­ня­ют­ся по паде­жам:

Как видим, эти сло­ва изме­ня­ют­ся, как име­на при­ла­га­тель­ные. Они могут заме­щать сло­ва этой само­сто­я­тель­ной части речи. В пред­ло­же­нии они точ­но так же явля­ют­ся опре­де­ле­ни­я­ми:

Мои жур­на­лы лежат на этой пол­ке.

Моё дет­ство про­шло в неболь­шой дере­вень­ке.

В соот­вет­ствии с выяв­лен­ны­ми при­зна­ка­ми назо­вем их местоимениями-прилагательными.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/kakaya-chast-rechi/moi-moyo.html

Как подчеркнуть обращения в предложении. Московский государственный университет печати

  • Королева Ирина Эльзасовна,

  • учитель русского языка и литературы

  • МБОУ «Гимназия № 1» г.Бийска

  • Тема: «Обращение», 5 класс
  • Цели:
    1. Знакомство детей с функцией обращения – называть того, к кому обращаются с речью, с грамматическими признаками обращения, его пунктуационным оформлением и контроль уровня усвоения материала.

    2. Формирование языковых и коммуникативных компетенций через различные формы работы на уроке.
    3. Воспитание человека, владеющего нормами культурного общения, способного трудиться как индивидуально, так и в группе, в паре.
    4. Развитие читательского интереса.

Обоснование выбранной формы урока

Данный урок относится к числу уроков получения новых знаний и одновременного контроля уровня усвоения нового материала.

Для сопровождения своего урока я использую собственную презентацию по теме, которая не только способствует получению новых знаний, активизирует познавательную деятельность учащихся, но и является средством осуществления само- и взаимоконтроля.

Работая с презентацией, учитель и ученик имеют возможность сразу отследить уровень усвоения материала и предотвратить дальнейшие ошибки, как орфографические, так и пунктуационные.

Кроме того, анимации на слайдах служат развитию внимания детей, умения выполнять проверку собственной работы, развивают орфографическую и пунктуационную зоркость.

Одновременно осуществляется межпредметная связь с литературой, так как текстовый и иллюстративный материал для работы отобран из сказок А.С.Пушкина, чьё творчество изучается приблизительно в те же дни, что и тема «Обращение», и из других художественных произведений, с учетом возраста учащихся.

Начинается урок с игрового момента по повторению, объяснение нового проходит через просмотр и анализ инсценировки с участием героев мультфильма «38 попугаев», на этапе закрепления полученных знаний проводится игра. Использование игровых технологий – один из эффективных приёмов в работе с пятиклассниками по причине психологических особенностей данного школьного возраста.

На уроке ученики ведут листы самооценки, которые позволяют ребёнку самому увидеть, что он понял хорошо, а над чем следует более тщательно поработать дома. Эти же карточки помогают учителю оценить работу каждого. А карточка-задание и заключительный тест дают реальную картину уровня первичного усвоения знаний.

Таким образом, с этого урока учитель и каждый ученик может извлечь максимальную пользу.

Ученик – усвоив новую информацию, получив несколько положительных оценок за один урок и испытав удовлетворение и удовольствие от работы, учитель – увидев моментальные результаты собственного труда.

На положительный результат направлены все формы организации учебной деятельности – работа в парах, индивидуальная, коллективная и групповая.

  • Оборудование
    :
  • Компьютер, медиапроектор, экран, компьютерная презентация по теме «Обращение»
    (смена слайдов и анимации по щелчку)

    , карточки-задания, лист самооценки
    (Приложение № 1)
    для каждого.
  • Четверо учащихся заранее готовят инсценировку по новой теме (По материалам рабочей тетради Угроватовой «Подсказки на каждый день»)
    .
  • Ход урока
  • Этап урока
  • Деятельность учителя
  • Деятельность учеников
  • Слайд № 1
    Оргмомент
  • Приветственное слово.
  • Сообщение о том, что по ходу работы детям следует не забывать о листе самооценки и вносить в него свои пометки.
  • Запись числа
  • Дети рассматривают листы самооценки, задают вопросы, если что-то непонятно.
  • Слайд № 2
  • Повторение
  • Взаимо-проверка
  • Появляются буквы
  • Появляется двоеточие
  • Предлагает познакомиться с записью (предложение и на слайде, и на доске)
  • Р…бята с ос…ни г…товят корм для птиц с…мена трав и яг…ды р…бины.
  • Беседа:

Почему необходимо это делать? Кто из вас подкармливает птиц, делает кормушки? Молодцы.

  1. Сегодня у нас в гостях уже побывала одна
    птичка-буквоежка

    (её изображение помещено на доске рядом с записанным предложением)

    (Приложение № 6
    )

    и полакомились, пока вас не было.
  2. Запишите предложение, восстановив слова и знаки препинания.
  3. Какое орфографическое правило вам предстоит вспомнить?
  4. Предлагает детям обменяться тетрадями и проверить работы друг друга (по ходу проверки на слайде открываются нужные буквы, при необходимости комментируется написание)
  5. Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.
  6. Объясните постановку знаков препинания, начертив схему.
  7. Проверка
    (на доске открываются три схемы)

    (Приложения 1 и 1А):
  8. Выберите нужную схему, поясните свой выбор.
  9. Ответы детей
  10. Работа в тетрадях

Проводится взаимопроверка
, ошибки исправляются карандашом, на полях ставится оценка (0 ош. – «5», 1 ош. – «4»)

  • Тетради возвращаются, выполняется грамматическое задание.
  • Вызванный ученик объясняет выбор знаков и схемы, формулирует пунктуационное правило.
  • Слайд № 3
  • Переход к новой теме
  • Ребята, с осени готовьте корм для птиц: семена трав и ягоды рябины.
  • Чем отличаются эти два предложения?
  • Один из учеников читает предложение, после чего оно записывается в тетради.
  • Есть запятая, глагол ГОТОВЬТЕ стоит в другой форме – повелительного наклонения
  • Слайд № 4
  • Какую роль выполняет слово РЕБЯТА

    в первом предложении?
  • Верно, оно сообщает, о ком идёт речь в предложении.
  • С какой целью использовано это слово во втором предложении?
  • Подлежащего.
  • Оно называет того, к кому обращаются с речью.
  • Сообщение темы и цели урока
  • Слайд № 5 Тема урока:
  • ОБРАЩЕНИЕ
  • Вот вы сами и назвали тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь (открывается слайд с темой)
  • Запись темы в тетрадь
  • Слайд № 6
  • Расскажи нам, обращение,
  • Что ты знаешь,
  • Что скрываешь,
  • Как с тобою поступать,
  • Чтоб нам грамотными стать.
  • Слайд № 7 Задачи урока
  • На сегодняшнем уроке вам необходимо будет узнать (обращает внимание учеников на слайд):
    1. Что такое обращение?
    2. Какими грамматическими признаками оно обладает?
    3. Как выделяется на письме?
    4. Какими лексическими средствами может выражаться?
  • Один из детей озвучивает запись
  • Объяснение нового материала
  • (инсцениров-ка)
Читайте также:  Тире в сложносочиненном предложении. 16 примеров

Сегодня к нам в гости пришли герои одного из ваших любимых мультфильмов «38 попугаев». Они помогут разобраться в новом материале. Посмотрите инсценировку и приготовьтесь перевести то, что увидите и услышите, на язык науки.

  1. Заранее подготовленные дети, одетые в костюмы героев известного мультфильма, разыгрываю сценку – грамматическую сказку.
    (Приложение № 2)
  2. Слайд № 8
    Схемы
  3. Чему же научили вас герои м/фильма?
  4. Расшифруйте схемы, которые показали нам Слонёнок и Удав
    (схемы по ходу инсценировки прикрепляются на доску) (
    (Приложение № 3 и № 3А)
  5. Ответы детей о том, что такое обращение и каковы его особенности пунктуационного выделения.
  6. Слайд № 9
  7. Второе предложение из начала урока
  8. Какой схеме соответствует наше предложение?

Назовите ОБРАЩЕНИЕ. Подчеркните его VVVVVVV (после ответа учеников на слайде тоже подчеркивается обращение).

Какой частью речи
выражено обращение? Обозначьте.

Связано ли обращение со сказуемым, как это было в первом предложении? К слову РЕБЯТА и от него нельзя задать вопрос к другим словам, поэтому оно не является членом предложения
.

  • Дети выбирают нужную схему, обосновывают ответ.
  • Выполняют грамматическое задание.
  • Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают по теме урока, выполнят задания учителя.
  • Слайд № 10
  • Закрепление
    (работа в парах)
  • Самопроверка

Перед вами КАРТОЧКИ с предложениями из художественных произведений разных авторов
(Приложение № 4).
Найдите в них обращения. Посовещайтесь с товарищем по парте. Найденные обращения п
одчеркните в карточке галочками.

Учитель предлагает проверить работу, открывает правильные варианты на слайде (с помощью анимации).

Какое место
в предложении может занимать обращение, где оно может стоять?

Сформулируйте пунктуационные правила.
Выберите предложения

, соответствующие схемам
(Приложение № 3).

Запишите по одному к каждой схеме на выбор, обращение подчеркните
VVVVVVVVV .

  1. Какой схеме вы не нашли соответствия?
  2. Переделайте последнее предложение так, чтобы обращение стояло в предложении на последнем месте
    .
  3. Работа в парах.
  4. Проверяют каждый свою карточку.
  5. При необходимости проводится разбор ошибок или комментирование правильных вариантов.
  6. В начале, в середине и в конце предложения.
  7. Ответы детей
  8. Работа в тетрадях
  9. Где обращение стоит на последнем месте в предложении.
  10. Вызванный к доске ученик записывает, объясняет знаки препинания:
  11. Постой, не беги так шибко, милый!
  12. Слайд № 11
  13. Скажите, что вам может подсказать, что вы слышите обращение?


Действительно, обращение мы произносим с особенной, ЗВАТЕЛЬНОЙ, интонацией. Кстати, когда-то в русском языке был такой падеж – звательный и использовался он только во время обращения к кому-либо. Например, у Пушкина: Отпусти ты меня, СТАРЧЕ, в море…
Слово старик
имеет необычную для современного русского языка форму – это и есть форма звательного падежа.

Посмотрите на слайд
.

Прочтите оба предложения. Одинакова ли ваша интонация? В чем разница?

Верно, в предложении с обращением пауза длиннее и следующее за обращением слово тоже произносится с повышением голоса. А во втором предложении после небольшой паузы голос идёт на понижение. (на слайде появляется схематичное изображение интонации предложений)

  • Интонация.
  • Обращение выделяется паузами и произносится с повышением голоса.
  • ФИЗКУЛЬТ-МИНУТКА
  • Выполняйте всё по 2 раза, текст и движения повторяйте за мной:
  • Хлопай, мишка,
  • Топай, мишка,
  • Приседай со мной, братишка,
  • Руки вверх, вперёд и вниз –
  • Улыбайся, не сердись!
  • Почему именно эта физминутка взята на наш урок?
  • Дети делают разминку
  • В ней есть обращение к мишке.
  • Работа с карточками
  • Выяснение способов выражения обращений

Определите, чем выражены подчеркнутые вами обращения. Над обращениями сделайте соответствующие пометки.

Какими частями речи оказалось большинство обращений?

Какие ещё обнаружили способы выражения обращений?

Верно. Именно такими могут быть обращения: существительное, часть речи его заменяющая, словосочетание.

Какие предметы они обозначают, одушевлённые или неодушевленные? Почему?

Верно. В повседневной жизни нам приходится общаться с людьми или животными, поэтому в качестве обращений мы используем одушевлённые имена существительные
(имена, клички животных, слова, определяющие половую принадлежность, профессию, должность, возраст и др.) или другие единицы речи, их заменяющие.

  1. Но всегда ли только одушевлённые существительные могут выступать в качестве ОБРАЩЕНИЙ?
  2. Вспомните примеры обращения к неживым предметам.
  3. Если возникнут затруднения с приведением примеров то:
  4. Послушайте:
  5. Печка, печка

    , спрячь меня.»
  6. «Раззудись,
    плечо

    , размахнись,
    рука


  7. «Тучки небесные, вечные странники
    , …мчитесь вы, будто как я же, изгнанники…»)
  8. Где мы можем встретиться с обращениями к неживым предметам?
  9. Работа с карточками

  10. Существительными.
  11. Прилаг. МИЛЫЙ, и словосочетание ГОСПОДИН МИНИСТР

Одушевленные, с неодуш. нельзя разговаривать, они неживые.

  • Наверное, нет.
  • Возможны ответы детей, скорее всего, из сказок.
  • В сказках, стихах, других художественных произведениях.
  • Слайды № 12-20
  • Устная игра «В гостях у сказки»

Обратимся к примерам из сказок А.П.Пушкина. Вспомните, какие сказочные герои к кому обращались и с какими словами.

Организует команды для игры, объясняет правила:

После появления слайда, в какой команде быстрее поднимется рука, с той и начинается опрос. В случае точного ответа ряду присваивается очко. Счет отмечается на доске.

  1. Открываются слайды с иллюстрациями к сказкам Пушкина и цитатами, в которых пропущены обращения.
  2. После ответа цитата открывается полностью.
  3. Подводится итог игры: подсчитываются полученные баллы, выявляется ряд-победитель (члены команды-победительницы получают символические призы – например, медальки «Знатоку сказок»).
  4. Все молодцы: сказки знаете, героев узнаёте, а самое главное, как мне кажется, все поняли, что такое обращение, и теперь вы сумеете легко найти предложения с обращениями среди других.
  5. Класс делится на 3 команды по рядам, выбирают сказочное название.
  6. Дети должны точно вспомнить героя и того, к кому он обратился с речью.
  7. Дети восстанавливают точную цитату с обращением.
  8. Слайд № 21 Контрольный тест
  9. ВЗАИМО-ПРОВЕРКА
  10. Подпишите вашу карточку, в которой вы уже работали.
  11. Прочитайте предложения, данные на слайде.
  12. В столбик, на обороте карточки, выпишете номера тех предложений, в которых есть обращение. (На слайде даны предложения с обращениями и без)

Поменяйтесь листочками. Проверьте работу друг друга. Поставьте «5» – б/ош., «4» – 1 ош. Тройки и двойки ставить не будем.

Верните листочки хозяевам.

КТО ПОЛУЧИЛ «5»? «4»? Что именно вызвало затруднение?

  • Вызванный ученик (лучше с последней парты) читает предложения.
  • Слайд № 22 ИТОГ
  • -Глядя на опорную схему, имеющуюся на слайде, расскажите, что вы узнали об обращении.
  • Просит привести примеры к последнему положению (Маша, Машка, Машенька, Дорогая Мария и пр.)
  • Обращение – это такие слова в предложении, которые называют того, к кому обращаются с речью.
  • Обращение в речи выделяется интонационно, а на письме – запятыми или восклицательным знаком.
  • Членом предложения обращение не является.
  • Нередко по тому, как к тебе обращаются можно понять, как к тебе относятся.
  • Самооценка
  • Проверьте заполнение карточки «Оцени себя сам»(Приложение № 5),
    если это необходимо, внесите изменения и оцените свою работу на уроке.
  • Кто доволен своей работой?
  • Кто считает, что ещё недостаточно разобрался в теме?
  • Тогда – домашнее задание.
  • Работа с листом самооценки.
  • После заполнения сдают учителю.
  • Слайд № 23
  • Домашнее задание
    1. (всем)
      Выучите § 22.
    2. (всем)
      Вспомните правила вежливого обращения.
    3. По выбору
      :
      • Напишите письмо (родным, популярному артисту, спортсмену), используя обращения, и не только в начале письма.
      • Найдите и выпишите из «Сказки о мёртвой царевне» 8 предложений с обращениями, постройте к ним схемы, объясняющие постановку знаков препинания при обращении.
      • Придумайте грамматическую сказку об ОБРАЩЕНИИ, красиво оформите её.
  1. Выбирают задание и записывают в дневник
  2. Слайд № 24

Источник: https://stomatp22.ru/kak-podcherknut-obrashcheniya-v-predlozhenii-moskovskii-gosudarstvennyi.html

Ссылка на основную публикацию