Анафора — это… примеры в литературе

АНАФОРА - это... Примеры в литературе

Одной из таких фигур является анафора. Попробуем разобраться в том, что именно она собой представляет и как применяется в русском языке и литературе.

Оглавление:

  • Анафора: значение
  • Анафора: википедия
  • Виды анафоры
  • Значение и примеры анафоры в литературе

Анафора: значение

Анафора означает единоначатие или иными словами одновременное начинание и повтор звуков, слогов, одного слова или нескольких в начинающихся фразах или строфах стихотворения или прозаического отрывка. Возьмем в пример знаменитые строчки А. С. Пушкина:

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю стройный вид…

Повторение слова «люблю» в этом случае и есть загадочный стилистический ход, который служит скреплением речевых отрезков и придает стихотворению яркость и выразительность.

Термин произошел от слова, которое в переводе с древнегреческого на русский язык означает вынесение вверх. К примеру, в стихотворении А. С. Пушкина Осень используется анафора уж, она повторяется в первых двух строфах, тем самым усиливает приближающейся осени. При прочтении этого стихотворения возникает чувство тоски, ведь напоминает нам о приближении холодной и сырой поры года.

Это интересно: история создания Отцы и дети Тургенева.

Анафора: википедия

Ана́фора (в переводе с древне-греческого ἀναφορά – восхождение) – стилистическая фигура, которая состоит из повторения сродных звуков, одного слова или группы слов, находящихся в начале каждого ряда параллельно друг другу, т.е. в повторении начинающихся частей двух и более самостоятельных отрезков речи (стихов, полустиший, прозаических отрывков или строф).

Виды анафоры

  1. АНАФОРА - это... Примеры в литературеЗвуковая анафора (представляет собой повторяющиеся сочетания одинаковых звуков). Например, в одном из стихов А. С. Пушкина в начале первых строчек ярко выражен повтор не слова, а первых трех его букв: Грозой снесённые мосты, гробы с размытого кладбища…)
  2. Лексическая анафора (данный случай прямо показывает повтор целых слов в начале первых строчек стихотворений. Например: Не напрасно ль дует ветер, не напрасно ль вновь гроза. Следует отметить, вид наиболее часто встречается в литературе и русском языке. Если открыть школьные учебники по этим предметам, то можно найти знакомые высказывания известного писателя Афанасия Фета, который является мастером по использованию стилистических фигур и лексической анафоре: Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало,.. рассказать, что лес проснулся ).
  3. Строфическая анафора (этот вид может стоять из повторений в начале каждой строфы, причем повторяться может как словосочетание, так и одиночное слово, чаще – восклицательное. К примеру: Земля!.. От влаги снеговой… Земля!.. бежит, опять бежит).
  4. Синтаксическая анафора (значение этого вида стилистической фигуры отличается повторением не только слов и словосочетаний, но и целых синтаксических конструкций. К примеру: сижу ли я …, вхожу ли я…, брожу ли я…).
  5. Строфико-синтаксическая анафора (этот вид имеет схожесть с определением строфической анафоры, и частично относится к синтаксической анафоре, однако имеет следующую отличительную особенность: в начале строфы, как правило, ставится предложение, которое повторяется, но с небольшими смысловыми изменениями. К примеру, пока не страждет командир пока не жаждет пулемет ).
  6. Морфемная анафора (в этом случае идет повторение части слова (морфем). Возьмем в пример строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова: …Черноглазую девицу, черногривого коня!.. ).

Значение и примеры анафоры в литературе

Анафора в литературе – это фигура художественной речи, литературный прием, в основе которого лежит похожесть слов в прозаических отрывках и стихах, повторяющихся в словах, словосочетаниях, звуках , синтаксических построениях и морфемах в начале частей сложных предложений, строф, фраз, абзацев и периодов.

Примеры:

  • АНАФОРА - это... Примеры в литературе«Люблю лебедей, Холодных и чистых Люблю лебедей (Г. Серебряков).
  • «Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно ненавидя» (Ф. Достоевский ).
  • Всё разнообразие, вся красота, вся прелесть, слагается из тени и света (Л.Толстой ).

В произведениях такого рода стилистический прием используется с целью эмоционально воздействия на читателя, часто это выражается в возвышении тона, а также путем логического и смыслового выделения важных мыслей, которые объединяют в одно целое различные по строению и синтаксическому уровню подобранных конструкций.

Также стилистическая фигура рассматривается как вид слитного предложения.

В старо-германской поэзии этот оборот речи встречается в качестве формы связи некоторых предложений или частей предложения и образует так называемый «анафорический трёхсложник».

Также существует связь анафоры с такой риторической фигурой, как градация, в данном случае в литературных приемах отмечается постепенное повышение эмоционального характера речи (например: «умирает скотина, умирает друг, умирает и человек»).

АНАФОРА - это... Примеры в литературе

Стоит отметить и историко-культурную основу данного литературного приема.

Важным оборотом речи издавна считалось похожее обращение к властителям, богам или заседающим вместе, ко всем обращались одинаково, чтобы никого не разгневать (например, на собрании, на званом пиру или на суде говорили: «достопочтеннейшие, уважаемые, высокоучёные, благомудрые господа бургомистры и ратманы», «почтеннейшие, именитые и предусмотрительные господа эльтерманы и старики» и т.п.).

Источник: https://tvercult.ru/literatura/chto-takoe-anafora-v-literature-opredelenie-primeryi

Анафора

АНАФОРА - это... Примеры в литературеАнафора

Анафора это единоначатие; стилистический приём, который заключается в преднамеренном повторе звуков, морфем, слов или синтаксических конструкций в начале двух или больше смежных речевых отрезков (слов, фраз, предложений, строк, строф). Анафора в стилистике относится к фигурам прибавления.

Происхождение

Анафора – древний литературный приём, истоки которого лежат в библейских псалмах. Ранние религиозные тексты содержат изобилие звуковых, лексических, синтаксических повторов, которые подчёркивают отдельные слова, фразы и предложения («Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное…»; Библия).

Писатели Елизаветинской эпохи и периода романтизма воплотили стилистический приём анафоры в прозе и в поэзии («Безумный мир! Безумные короли! Безумен их союз!»; Шекспир, «Король Иоанн»).

Поскольку анафора использует избыточность слов для создания драматического эффекта, этот приём не распространен в академических и публицистических текстах. Таким образом, анафора не характерна для формальных стилей письма и главным образом используется для создания ритма и акцента в поэтической манере.

Виды анафоры

В зависимости от повторяющихся элементов в речевых отрезках, различают следующие виды анафоры:

  • звуковая (фоническая) анафора – повтор звуков в словах, расположенных в начале смежных речевых отрезков. Звуковая анафора свойственна аллитерационному стиху;
  • морфемная анафора – повтор морфем, т. е. частей слов, в начале соседних отрезков речи;
  • лексическая (словесная) анафора – повтор слов в начале параллельных речевых отрезков. Это наиболее распространённый вид анафоры;
  • синтаксическая анафора – повтор синтаксических структур в начале смежных речевых отрезков;
  • строфическая анафора – повтор речевых элементов в начале параллельных строф стиха;
  • ритмическая анафора – повтор ритмических единиц (стоп) в соседних стихотворных строках.

Это будет вам интересно:  Симплока

Анафора в поэзии

Анафора в поэзии размещается в начале полустиший, стихотворных строк, строф или же на протяжении всего произведения («Когда волнуется желтеющая нива…» М. Ю. Лермонтова, «Это утро, радость эта…» А. А. Фета), составляя принцип его композиции.

Термин «анафора» используется также для обозначения стихотворения, в котором все слова начинаются с одного и того же звука.

Стилистический приём анафоры применяли знаменитые русские писатели А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. А. Блок, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, С. А. Есенин, Б. Л. Пастернак, К. Д. Бальмонт и др.

Примеры анафоры:

Город пышный, город бедный…
(А. С. Пушкин)

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С. А. Есенин)

Анафора в риторике

Ораторы, в том числе политические деятели, используют анафору как риторический приём в своих выступлениях, чтобы подчеркнуть идеи, которые они хотят передать, и вызвать эмоции у аудитории. В устной речи анафора, как правило, реализуется в повторе одного слова или целой фразы.

АНАФОРА - это... Примеры в литературеУинстон Черчилль

Анафору применял политик и оратор Уинстон Черчилль. Его утверждающая речь «Мы будем сражаться на пляжах» (1940 г.), произнесённая во время Второй мировой войны, полна анафорических примеров. У. Черчилль неоднократно повторил слово «мы», ссылаясь на множественную форму, которую он применил ко всей нации, вызывая патриотические настроения среди народа.

Это будет вам интересно:  Повтор

Функции анафоры

Анафора как стилистический приём в литературе выполняет следующие функции:

  • усиление образности и выразительности художественной речи;
  • смысловое и логическое выделение значимых идей путём акцентирования внимания на повторяющихся элементах речи;
  • установление связи между отрезками речи на основе параллелизма;
  • выражение контраста между параллельными речевыми рядами посредством антитез;
  • добавление ритма в текст, что усиливает его интонационную и смысловую структуру, делает его более лёгким для чтения и запоминания;
  • поддержание мелодического воздействия поэтической речи звуковым, лексическим или синтаксическим повтором;
  • композиционное построение в лирическом сюжете.

Анафора как риторический приём используется для привлечения внимания аудитории, для вызова эмоций у слушателей, с целью убеждать, мотивировать и побуждать их.

Анафора и эпифора

Анафора и эпифора (эпистрофа) – близкие понятия в том отношении, что оба представляют собой стилистические приёмы, основанные на повторе элементов речи. Однако в анафоре повторяющиеся единицы размещаются в начале смежных отрывков текста, в эпифоре – в конце. Если эти две фигуры используются одновременно, они образуют симплоку – соединение анафоры и эпифоры.

Анафора также вступает в сочетание с другими видами повтора: многосоюзием (полисиндетоном); градацией – фигурой, состоящей в перечислении элементов речи с нарастающей интонацией, например: «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. А. Есенин).

В современном искусстве анафора проявляется в разных контекстах, включая песни, кинофильмы, телевидение, политические речи, поэзию и прозу.

Слово анафора произошло от греческого anaphora, что в переводе означает вынесение, повторение.

Источник: https://www.litdic.ru/anafora/

Анафора в литературе, прозе, рекламе и английском языке

АНАФОРА - это... Примеры в литературе

Со временем, понятие «анафора» изменило первоначальный смысл и приобрело значение «вынесение»: автор выносит один и тот же (или схожий) элемент речи в начало нескольких срок. Сегодня же данный термин имеет свое четкое определение:

Что такое анафора

Анафора — это стилистическая фигура речи, она заключается в повторении одних и тех же элементов (звуков, слов, фраз) в начале каждого параллельного ряда (строфы, стиха и т.д.)

Пример:

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона…

(С. А. Есенин)

Роль анафоры в стихотворении велика. Она придает стиху большую выразительность, образность и яркость. Этот прием является как бы своеобразным голосом поэта, помогает понять душевное и эмоциональное состояние автора.

Данная стилистическая фигура помогает автору подчеркнуть и выделить мысли, которые по его мнению являются наиболее значимыми.

Виды

В зависимости от того, какой элемент во фразе повторяется, анафоры группируются в следующие виды:

  1. Звуковая анафора

    — это повторение сочетания одних и тех же звуков.

    Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Медный всадник» в начале строк повторяется не слово, а только его первые три буквы:

    «Грозой снесённые мосты, гробы с размытого кладбища…»

  2. Морфемная анафора

    — повторение морфем (корня, суффикса) или других частей слова.

    Так, например, в начале строк стихотворения Лермонтова «Узник»:

    «…Черноглазую девицу, черногривого коня!..»

    Повторяется корень «черн». Но не все слово.

  3. Лексическая анафора

    — повторение целых слов.

    Например, в строках из стихотворения Фета «Я пришел к тебе с приветом…» повторяется слово «рассказать»:

    «Я пришел к тебе с приветом,
    рассказать, что солнце встало,..

    рассказать, что лес проснулся…»

    Здесь лексической анафорой является слово «рассказать».

  4. Синтаксическая анафора

    — повторение синтаксических конструкций.

    Например:

    Брожу ли я вдоль улиц шумных,
    Вхожу ль во многолюдный храм,
    Сижу ль меж юношей безумных,
    Я предаюсь моим мечтам.

    (А. С. Пушкин)

  5. Строфическая анафора

    — повторение в начале каждой стихотворной строфы.

    Например:

    З е м л я!..
    От влаги снеговой
    Она ещё свежа.
    Она бродит сама собой
    И дышит, как дежа.
    З е м л я!..
    Она бежит, бежит
    На тыщи верст вперед.
    Над нею жаворонок дрожит
    И про неё поет.
    З е м л я!..
    Всё краше и видней

    (А. Т. Твардовский)

Читайте также:  Прямое и косвенное дополнение - это... (45 примеров)

Примеры анафоры в стихах

Многие поэты при создании своих знаменитых произведений часто прибегали к использованию анафоры. Например, Анна Ахматова в стихотворении «Перед весной бывают дни такие» часто употребляет союз «и». Таким способом поэтесса передает свои эмоции, ощущаемые в данный момент:

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

Алекандр Блок в цикле стихотворений «На поле Куликовом» использует лексическую анафору, повторяя слово «опять».

Пример:

«Опять с вековой тоскою
Пригнулись к земле ковыли,
Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

Борис Пастернак в своем знаменитом стихотворении «Июль», прибег к использованию синтаксической анафоры, повторяя конструкцию «по дому бродит»:

По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.

По дому бродит домовой.

Одним из самых ярких примеров использования анафор разных видов является творчество А. Фета. В своих стихах автор часто прибегают к использованию различных видов анафор, а иногда в одном произведении комбинирует несколько.

Например:

  • Почему, как сидишь озаренной.
    Над работой пробор наклоня,
    Мне сдается, что круг благовонный
  • Все к тебе приближает меня?
  • Почему светлой речи значенья
    Я с таким затрудненьем ищу?
    Почему и простые реченья
  • Словно томную тайну шепчу?

В этом стихотворении Фет сочетает два вида анафор: лексическую «почему» и интонационную, поскольку каждая новая строфа начинается с вопроса.

Возможно, Вас заинтересует, что такое диафора.

Примеры анафоры в прозе

Анафора — стилистический прием, который можно встретить не только в стихотворной форме. В прозаических произведениях, многие авторы повторяют части предложений, фразы, абзацы.

Например:

«Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света».
(Л. Толстой)

Прозаическая анафора придает тексту ритм, и таким образом сближает его с поэзией.

Учреждение… Кто-то его учредил; с той поры оно есть; а до той поры было – одно время дно. Так гласит нам «Архив». Учреждение… Кто-то его учредил, до него была тьма; кто-то над тьмою носился; была тьма и был свет – циркуляр за номером первым…
(А. Белый)

Анафора в рекламе

На протяжении не одного столетия, анафора пользовалась и продолжает пользоваться популярностью среди авторов художественной литературы. Однако, данный стилистический прием можно встретить и в другом виде творчества, например, в рекламе.

Многие рекламные тексты, для их лучшего запоминания, построены по принципу повторения одного ключевого слова, группы слов либо целых предложений. И создатели рекламных текстов часто прибегают к анафоре.

Например:

«Новые компьютеры — новые доходы»,
Шампунь «Поляна» — с натуральными ингредиентами.
Шампунь «Поляна» — содержит пять целебных трав.
Шампунь «Поляна» — благотворно влияет на структуру волос.

Шампунь «Поляна» — и ваши волосы всегда прекрасны!

Анафора в английском языке

В английском языке, также как и в русском, встречается многообразие языковых средств, которые придают речи выразительность.

Анафору нередко можно встретить у зарубежных авторов:

What the hammer? What the chain? /Чей был молот, цепи чьи,
In what furnace was thy brain? / Чтоб скрепить мечты твои?
What the anvil? What dread grasp / Кто взметнул твой быстрый взмах,
Dare its deadly terrors clasp? /Ухватил смертельный страх?
(«The Tiger» by William Blake ; Перевод Бальмонта)
My heart’s in the Highlands, — Моё сердце – в горах
My heart is not here, — Моё сердце не здесь
My heart’s in the Highlands, — Моё сердце в горах

a chasing the dear. – Преследующее оленя

Наш сборник работает на голом энтузиазме его создателей. Мы благодарны любой помощи.

Помочь проекту

Хотите опубликоваться в нашем сборнике? Добро пожаловать! Мы всегда рады новым авторам и интересным материалам.

Добавить стихотворение Самым доходным произведением для Пушкина стал его роман в стихах «Евгений Онегин». Прижизненные издания «Евгения Онегина» и отдельных его глав принесли поэту прибыль, эквивалентную 4 000 000 современных российских рублей (или примерно 135 000$) Из биографии А. С. Пушкина Владимир Маяковский подарил своей возлюбленной Лиле Юрьевне Брик кольцо с её инициалами — «Л Ю Б». Будучи расположенными по кругу, эти буквы складывались в бесконечное «ЛЮБЛЮ». Из биографии В. В. Маяковского 7 июля 1965 года на Ваганьковском кладбище была похоронена советская поэтесса Вероника Тушнова. Ее сборники не лежали на прилавках книжных магазинов и не стояли на библиотечных полках. Считалось, что исповедальность ее поэзии, щемящая откровенность чувств не совсем созвучны времени коллективного энтузиазма… И даже после так называемой перестройки стихи этой поэтессы оставались в таком же непочете у издательств России.Из биографии В. М. Тушновой Наталья Гончарова — жена великого русского писателя А. С. Пушкина была на 10 см выше мужа. По этой причине, бывая на балах, Пушкин старался держаться от супруги поодаль, чтобы лишний раз не акцентировать внимание окружающих на этом контрасте.Из биографии А. С. Пушкина

Источник: https://liricon.ru/anafora-v-literature-proze-reklame-anglijskom-yazyke.html

Анафора — что это такое? Примеры анафоры в стихотворениях

Анафора — это повторение одинаковых звуков, слов, выражений в начале разных отрезков речи. Например: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел… (А.С. Пушкин); Ленин — жил, Ленин — жив, Ленин — будет жить (В.В. Маяковский).

Повторение слов, звуков, выражений в конце смежных отрезков речи — это уже эпифора.

Анафора — стилистическая фигура, один из способов сделать речь более образной и выразительной (наряду с эпитетом, метафорой и другими приемами). В литературе задача анафоры — усилить эмоциональность и пафос произведения; также выделить наиболее важные мысли; объединить в целое различные компоненты; подчеркнуть категоричность высказывания.

Это — круто налившийся свист,Это — щелканье сдавленных льдинок,Это — ночь, леденящая лист,Это — двух соловьев поединок.

Борис Пастернак. «Определение поэзии»

Слово происходит от древнегреческого ἀναφορά — восхождение, возвращение, вынесение вверх. Ударение ставится на второй слог: ана́фора.

Анафора встречается и в устной речи, и в прозе.Например, в Библии: Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.

Любят анафору ораторы. Например, британский премьер-министр Уинстон Черчилль в своей речи после вступления Великобритании во Вторую мировую войну говорил:

Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш Остров, какова бы ни была цена, мы будем драться на пляжах, мы будем драться на побережьях, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся…

Уинстон Черчилль

Чаще других анафору используют поэты. Некоторые виды анафоры возможны только в стихах — например, ритмическая или строфическая анафора.

В поэзии анафора известна с давних времен — вот стихи древнегреческого поэта V века до нашей эры Анакреона (перевод С. Лурье):

Нежный цвет его кудрей,Золотых, как луч заката,Золотых, как мед пчелиный,Тех кудрей, что так чудесноОттеняли нежный стан.

Виды анафоры: звуковая, лексическая, синтаксическая

  • Звуковая (фоническая) анафора — это повторение одних и тех же сочетаний звуков.
  • Я ль несся к бездне полуночной,Иль сонмы звезд ко мне неслись?
  • ‎Афанасий Фет
  • Морфемная анафора — это повторение одних и тех же частей слов, слогов.
  • Черноглазую девицу,Черногривого коня.

М.Ю. Лермонтов, «Узник»

Лексическая (словесная) анафора — это повторение одних и тех же слов. Она встречается чаще всего. В этом случае анафора — разновидность лексического повтора.

Я не люблю себя, когда я трушу,И не люблю, когда невинных бьют.Я не люблю, когда мне лезут в душу,Тем более, когда в нее плюют.

  1. Владимир Высоцкий
  2. Синтаксическая анафора — это повторение одних и тех же синтаксических конструкций:
  3. Брожу ли я вдоль улиц шумных,Вхожу ль во многолюдный храм,Сижу ль меж юношей безумных,Я предаюсь моим мечтам.

А.С. Пушкин. «Брожу ли я вдоль улиц шумных»

Строфическая анафора — это повтор частей фразы в начале строф стихотворения.

Голубой саксонский лесСнега битого фарфор.Мир бесцветен, мир белес,точно извести раствор.

Голубой саксонский лес.К взгляду в зеркало и вдальпотерявший интересглаза серого хрусталь.

И.А. Бродский. «В горах»

Различные типы анафор могут объединяться. Например, строфико-синтаксическая анафора — повторение одинаковых синтаксических конструкций в начале каждой строфы.

Плывет в тоске необъяснимойсреди кирпичного надсаданочной кораблик негасимыйиз Александровского сада…

Плывет в тоске необъяснимойпевец печальный по столице,стоит у лавки керосиннойпечальный дворник круглолицый,спешит по улице невзрачнойлюбовник старый и красивый.Полночный поезд новобрачныйплывет в тоске необъяснимой.

Плывет во мгле замоскворецкой,пловец в несчастие случайный,блуждает выговор еврейскийна желтой лестнице печальной…

Плывет в глазах холодный вечер,дрожат снежинки на вагоне,морозный ветер, бледный ветеробтянет красные ладони…

И.А. Бродский. «Рождественски романс»

Ритмическая анафора — это повторение ритма, пауз в параллельных отрезках речи. Например, в приведенном ниже стихотворении А.Фета ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в четных стихах (источник — А.П. Квятковский, «Поэтический словарь»)

Свеча нагорела. Портреты в тени.Сидишь прилежно и скромно ты.Старушке зевнулось. По окнам огни

Прошли в те дальние комнаты.

Никак комара не прогонишь ты прочь,Поет и к свету все просится.Взглянуть ты не смеешь на лунную ночь,

Куда душа переносится…

Афанасий Фет

Что такое метафора? Примеры метафоры в русском языке

Анафора и градация

Часто анафора соединяется с другой риторической фигурой — градацией, то есть с постепенным повышением или понижением эмоционального характера слов в речи.

Подробнее читайте: Что такое градация. Примеры градации в литературе

Анафора в литературе. Примеры

  • Я пришел к тебе с приветом,Рассказать, что солнце встало,Что оно горячим светомПо листам затрепетало;
  • Рассказать, что лес проснулся,Весь проснулся, веткой каждой,Каждой птицей встрепенулсяИ весенней полон жаждой;
  • Рассказать, что с той же страстью,Как вчера, пришел я снова,Что душа все так же счастьюИ тебе служить готова;
  • Рассказать, что отовсюдуНа меня весельем веет,Что не знаю сам, что будуПеть — но только песня зреет.Афанасий Фет
  • Край ты мой заброшенный,Край ты мой, пустырь,Сенокос некошеный,Лес да монастырь.Сергей Есенин

Источник: https://www.anews.com/p/110407603-anafora-chto-ehto-takoe-primery-anafory-v-stihotvoreniyah/

Анафора — это повторение во имя торжества смысла

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы расскажем о литературном приеме, который называется АНАФОРА (для правильного произношения ударение надо ставить на вторую букву «А»).

Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции. А само слово «αναφορα» переводится как «повторение, возвращение, восхождение, единоначатие».

Определение — что это такое

Анафора – это стилистический прием, который заключается в повторении некоторых звуков, слов или словосочетаний (что это?). Используется поэтами и писателями для усиления эмоциональной части произведения, создания возвышенного тона или смыслового выделения наиболее важных, по мнению автора, кусков текста.

В отличие от других литературных приемов, анафора чаще всего располагается в начале предложений, то есть они начинаются с одних и тех же строк.

Приведем несколько примеров из жизни. Вспомните строчки известной песни Юрия Антонова:

МОИ года – МОЁ богатство

Здесь анафорой является притяжательное местоимение «мой». Таким образом, автор делает акцент, во-первых, что речь идет именно о нем, а во-вторых, прямо дает понять, что гордится своим возрастом.

Читайте также:  Побудительные предложения в русском языке. примеры

А вот футбольные болельщики наверняка помнят скандальную фразу Андрея Аршавина после провального для сборной России Чемпионата Европы 2012 года. На упреки болельщиков в слабой игре, он ответил:

ВАШИ ожидания – это ВАШИ проблемы

Анафора в этом случае получилась очень недвусмысленной и эмоциональной. Вот только сам Аршавин, наверное, сто раз уже пожалел о том, что сказал.

Примеры анафор в поэзии

Чаще всего анафоры можно встретить именно в поэзии. Этот прием придает стихотворениям большую выразительность и яркость. И его можно расценивать как некий «голос поэта», он позволяет передать душевное состояние автора и те эмоции, которые он испытывал во время написания.

Наиболее яркий пример можно найти у Александра Сергеевича Пушкина – в его поэме «Медный всадник»:

Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид …

Глагол «люблю» очень эмоционально передает отношение автора к Петербургу. Ведь Пушкин действительно обожал город на Неве, и в этих строчках это особенно чувствуется.

А ведь дальше есть и продолжение:

  • Люблю зимы твоей жестокойНедвижный воздух и мороз …Люблю воинственную живостьПотешных Марсовых полей …Люблю, военная столица,
  • Твоей твердыни дым и гром …

И как противоположность – известные стихи Владимира Высоцкого «Я не люблю»:

Я не люблю себя, когда я трушу,И не люблю, когда невинных бьют.Я не люблю, когда мне лезут в душу,Тем более, когда в нее плюют.Я не люблю манежи и арены,На них мильон меняют по рублю, —Пусть впереди большие перемены,

Я это никогда не полюблю.

А еще вспомните, насколько эмоционально пел Высоцкий. И в совокупности с анафорой это вообще выглядело как крик души.

А еще в качестве анафоры может использоваться не целое слово, а лишь приставка к нему. Например, отрицание «НЕ» в известном стихотворении Сергея Есенина:

  1. НЕ жалею, НЕ зову, НЕ плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым.Увяданья золотом охваченный,
  2. Я не буду больше молодым.

Анафора в прозаической литературе

В прозе анафоры встречаются гораздо реже, потому что использовать этот прием сложнее. При неправильном подходе, он будет похож на тавтологию, что всегда идет только во вред. Но если сделать все правильно, создается очень сильный и эмоциональный текст. Хорошие примеры можно найти даже в Библии:

Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.

К анафоре редко, но любили прибегать и классики русской литературы:

Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света (Толстой)Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно, и ненавидя. (Достоевский)

Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. (Леонов)

Разновидности анафоры (примеры)

Все анафоры условно делят на несколько видов:

  1. Звуковая. Это когда в начале предложений стоят разные слова, но звучащие весьма похоже.

    Грозой снесенные мосты,Гроба с размытого кладбища. (Пушкин)

  2. Морфемная анафора. Используются слова, имеющие схожие слоги.

    ЧЕРНОглазую девицу,ЧЕРНОгривого коня. (Лермонтов)

  3. Лексическая. Самый распространенный вид, о котором мы и рассказывали до этого, — когда полностью повторяются слова или словосочетания.

    Край ты мой заброшенный,Край ты мой, пустырь. (Есенин)

  4. Синтаксическая

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/anafora-chto-ehto-takoe-primery-v-literature.html

что такое АНАФОРА? приведите примеры

[o_O]^BaR4иГ Мыслитель (6032) 9 лет назад АнаL9;фора или единоначатие (др. -греч.

O36;_7;^5;`6;_9;`1;^0; — приписывание, средство к исправлению [1]) — стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).

[2][3] Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах (см. ниже) : Анафора звуковая Повторение одних и тех же сочетаний звуков: Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища — Пушкин А. С.

Медный всадник [править] Анафора морфемная Повторение одних и тех же морфем или частей слов: Черноглазую девицу, Черногривого коня. — Лермонтов М. Ю. Узник [править] Анафора лексическая Повторение одних и тех же слов: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. — Есенин С. А.

Не напрасно дули ветры [править] Анафора синтаксическая Повторение одних и тех же синтаксических конструкций: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. — Пушкин А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных [править] Анафора строфическая З е м л я!. . От влаги снеговой Она ещё свежа. Она бродит сама собой И дышит, как дежа.

З е м л я!. . Она бежит, бежит На тыщи верст вперед, Над нею жаворонок дрожит И про неё поет. З е м л я!. . Всё краше и видней Она вокруг лежит. И лучше счастья нет, — на ней До самой смерти жить. З е м л я!. . На запад, на восток, На север и на юг… Припал бы, обнял Моргунок, Да не хватает рук… — Твардовский А. Т. Возможны объединения вышеперечисленных типов анафор.

Например: [править] Строфико-синтаксическая анафора Пока не жаждет пулемёт Распотрошить людскую гущу, Живёт и здравствует омет Средь мельниц, урожай жующих. Пока не страждет командарм Рассечь врага одним ударом, Амбары полнятся недаром Полей золотоносным даром. Пока не скажет вражий гром Своё вступительное слово, В полях не может быть иного Ловца пространств, чем агроном.

— Тихонов Н. С. [править] Ритмическая анафора Очень редкий приём — использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в чётных стихах: Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. / Си|дишь / при|лежно и | скромно ты. | / / Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни / Про|шли / в те | дальние | комнаты. | / / Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — / По|ёт / и к свету всё | просится |. / / Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /

Ку|да / ду|ша переносится… | / /

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Анафора

ратибор Просветленный (26407) 9 лет назад АнаL9;фора или единоначатие (др. -греч. O36;_7;^5;`6;_9;`1;^0; — приписывание, средство к исправлению [1]) — стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).

[2][3] Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах Анафора звуковая Повторение одних и тех же сочетаний звуков: Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища — Пушкин А. С. Медный всадник [править] Анафора морфемная Повторение одних и тех же морфем или частей слов: Черноглазую девицу, Черногривого коня. — Лермонтов М. Ю. Узник [править] Анафора лексическая Повторение одних и тех же слов: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. — Есенин С. А.

Не напрасно дули ветры [править] Анафора синтаксическая Повторение одних и тех же синтаксических конструкций: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. — Пушкин А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных [править] Анафора строфическая З е м л я!. . От влаги снеговой Она ещё свежа. Она бродит сама собой И дышит, как дежа.

З е м л я!. . Она бежит, бежит На тыщи верст вперед, Над нею жаворонок дрожит И про неё поет. З е м л я!. . Всё краше и видней Она вокруг лежит. И лучше счастья нет, — на ней До самой смерти жить. З е м л я!. . На запад, на восток, На север и на юг… Припал бы, обнял Моргунок, Да не хватает рук… — Твардовский А. Т. Возможны объединения вышеперечисленных типов анафор.

Например: [править] Строфико-синтаксическая анафора Пока не жаждет пулемёт Распотрошить людскую гущу, Живёт и здравствует омет Средь мельниц, урожай жующих. Пока не страждет командарм Рассечь врага одним ударом, Амбары полнятся недаром Полей золотоносным даром. Пока не скажет вражий гром Своё вступительное слово, В полях не может быть иного Ловца пространств, чем агроном.

— Тихонов Н. С. [править] Ритмическая анафора Очень редкий приём — использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в чётных стихах: Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. / Си|дишь / при|лежно и | скромно ты. | / / Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни / Про|шли / в те | дальние | комнаты. | / / Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — / По|ёт / и к свету всё | просится |. / / Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /

Ку|да / ду|ша переносится… | / /

Андрей Пургин Профи (601) 3 года назад Ана́фора (от др. -греч. ἀναφορά «анафора», букв. «восхождение») — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков) Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах.ПримерЛюблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

777 777 Ученик (155) 3 года назад АнаL9;фора или единоначатие (др. -греч. O36;_7;^5;`6;_9;`1;^0; — приписывание, средство к исправлению [1]) — стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).

[2][3] Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах Анафора звуковая Повторение одних и тех же сочетаний звуков: Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища — Пушкин А. С. Медный всадник [править] Анафора морфемная Повторение одних и тех же морфем или частей слов: Черноглазую девицу, Черногривого коня. — Лермонтов М. Ю. Узник [править] Анафора лексическая Повторение одних и тех же слов: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. — Есенин С. А.

Не напрасно дули ветры [править] Анафора синтаксическая Повторение одних и тех же синтаксических конструкций: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. — Пушкин А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных [править] Анафора строфическая З е м л я!. .От влаги снеговой Она ещё свежа. Она бродит сама собой И дышит, как дежа. З е м л я!. .Она бежит, бежит На тыщи верст вперед, Над нею жаворонок дрожит И про неё поет. З е м л я!. .Всё краше и видней Она вокруг лежит. И лучше счастья нет, — на ней До самой смерти жить. З е м л я!. .На запад, на восток, На север и на юг… Припал бы, обнял Моргунок, Да не хватает рук… — Твардовский А. Т. Возможны объединения вышеперечисленных типов анафор. Например: [править] Строфико-синтаксическая анафора Пока не жаждет пулемёт Распотрошить людскую гущу, Живёт и здравствует омет Средь мельниц, урожай жующих. Пока не страждет командарм Рассечь врага одним ударом, Амбары полнятся недаром Полей золотоносным даром. Пока не скажет вражий гром Своё вступительное слово, В полях не может быть иного Ловца пространств, чем агроном.

— Тихонов Н. С. [править] Ритмическая анафора Очень редкий приём — использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в чётных стихах: Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. / Си|дишь / при|лежно и | скромно ты. | / / Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни / Про|шли / в те | дальние | комнаты. | / / Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — / По|ёт / и к свету всё | просится |. / / Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /

Читайте также:  Нужна ли запятая в предложении?

Ку|да / ду|ша переносится

Данила Клосовский Ученик (149) 3 года назад АнаL9;фора или единоначатие (др. -греч. O36;_7;^5;`6;_9;`1;^0; — приписывание, средство к исправлению [1]) — стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).

[2][3] Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах Анафора звуковая Повторение одних и тех же сочетаний звуков: Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища — Пушкин А. С. Медный всадник [править] Анафора морфемная Повторение одних и тех же морфем или частей слов: Черноглазую девицу, Черногривого коня. — Лермонтов М. Ю. Узник [править] Анафора лексическая Повторение одних и тех же слов: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. — Есенин С. А.

Не напрасно дули ветры [править] Анафора синтаксическая Повторение одних и тех же синтаксических конструкций: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. — Пушкин А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных [править] Анафора строфическая З е м л я!. .От влаги снеговой Она ещё свежа. Она бродит сама собой И дышит, как дежа. З е м л я!. .Она бежит, бежит На тыщи верст вперед, Над нею жаворонок дрожит И про неё поет. З е м л я!. .Всё краше и видней Она вокруг лежит. И лучше счастья нет, — на ней До самой смерти жить. З е м л я!. .На запад, на восток, На север и на юг… Припал бы, обнял Моргунок, Да не хватает рук… — Твардовский А. Т. Возможны объединения вышеперечисленных типов анафор. Например: [править] Строфико-синтаксическая анафора Пока не жаждет пулемёт Распотрошить людскую гущу, Живёт и здравствует омет Средь мельниц, урожай жующих. Пока не страждет командарм Рассечь врага одним ударом, Амбары полнятся недаром Полей золотоносным даром. Пока не скажет вражий гром Своё вступительное слово, В полях не может быть иного Ловца пространств, чем агроном.

— Тихонов Н. С. [править] Ритмическая анафора Очень редкий приём — использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в чётных стихах: Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. / Си|дишь / при|лежно и | скромно ты. | / / Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни / Про|шли / в те | дальние | комнаты. | / / Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — / По|ёт / и к свету всё | просится |. / / Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /

Ку|да / ду|ша переносится

Богдан Третяков Знаток (314) 2 года назад АнаL9;фора или единоначатие (др. -греч. O36;_7;^5;`6;_9;`1;^0; — приписывание, средство к исправлению [1]) — стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).

[2][3] Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах Анафора звуковая Повторение одних и тех же сочетаний звуков: Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища — Пушкин А. С. Медный всадник [править] Анафора морфемная Повторение одних и тех же морфем или частей слов: Черноглазую девицу, Черногривого коня. — Лермонтов М. Ю. Узник [править] Анафора лексическая Повторение одних и тех же слов: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. — Есенин С. А.

Не напрасно дули ветры [править] Анафора синтаксическая Повторение одних и тех же синтаксических конструкций: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. — Пушкин А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных [править] Анафора строфическая З е м л я!. .От влаги снеговой Она ещё свежа. Она бродит сама собой И дышит, как дежа. З е м л я!. .Она бежит, бежит На тыщи верст вперед, Над нею жаворонок дрожит И про неё поет. З е м л я!. .Всё краше и видней Она вокруг лежит. И лучше счастья нет, — на ней До самой смерти жить. З е м л я!. .На запад, на восток, На север и на юг… Припал бы, обнял Моргунок, Да не хватает рук… — Твардовский А. Т. Возможны объединения вышеперечисленных типов анафор. Например: [править] Строфико-синтаксическая анафора Пока не жаждет пулемёт Распотрошить людскую гущу, Живёт и здравствует омет Средь мельниц, урожай жующих. Пока не страждет командарм Рассечь врага одним ударом, Амбары полнятся недаром Полей золотоносным даром. Пока не скажет вражий гром Своё вступительное слово, В полях не может быть иного Ловца пространств, чем агроном.

— Тихонов Н. С. [править] Ритмическая анафора Очень редкий приём — использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в чётных стихах: Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. / Си|дишь / при|лежно и | скромно ты. | / / Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни / Про|шли / в те | дальние | комнаты. | / / Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — / По|ёт / и к свету всё | просится |. / / Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /

Ку|да / ду|ша переносится

Источник: https://otvet.mail.ru/question/39292867

Анафора – что это такое: ее примеры в русском языке, литературе и для чего она используется

Лексика обеспечивает язык стилистическим материалом, а синтаксис выстраивает его, объединяя эти «кирпичики», чтобы получить законченную мысль.

Именно благодаря синтаксису обнаруживаются индивидуальные особенности творчества писателей.

В литературе синтаксис с помощью стилистических средств языка участвует в создании художественных образов, помогает передать отношение автора к изображаемой действительности.

Для усиления выразительной функции художественной речи используются писателями различные фигуры речи:

  • гипербола;
  • градация;
  • антитеза;
  • оксюморон;
  • анафора;
  • параллелизм;
  • инверсия.

Обратить внимание! Слова в фигурах речи употребляются не в переносном смысле, как в тропах, а имеют прямое значение, но строятся они по-особому, сочетаясь необычным способом.

Что такое анафора

Одной из фигур в русском языке является анафора. Само слово родом из греческого языка, и означает оно «повторение». Обычно используется в начале строк, а также строф. В отличие от других стилистических средств языка и тропов, эта фигура имеет свое строгое местоположение – начальную позицию.

Википедия дает определение этой фигуре речи и поясняет, что это и для чего она применяется.

Анафора в стихах придает поэтической речи остроту и ритмичность, мелодичность и выразительность, служит лейтмотивом произведения, звучит, как своеобразный страстный голос автора. С помощью этой фигуры подчеркиваются мысли, кажущиеся наиболее значимыми для писателя.

Внимание! Единоначатие применяется не только в стихотворной речи — стилистическое средство можно встретить и в прозе, когда в начале абзацев повторяются части предложений. Анафора активно используется и в риторике с целью вызвать эмоции у публики .

Виды анафоры и примеры

Выделяют следующие ее виды:

  1. При повторении одинаковых звуков в поэтической речи создаются звуковые анафоры. У Пушкина: «Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища.»
  2. Морфемные анафоры характеризуются повтором одних и тех же морфем или частей слов, как в «Узнике» М.Лермонтова: «Черноглазую девицу, / Черногривого коня!..»
  3. Писатели часто прибегают к употреблению лексических анафор в своих творениях, когда в начале ритмических строк, а также строф повторяются одни и те же слова. Такие повторы придают лиричность и эмоциональность, помогают донести до читателя основную мысль произведения, выделяют наиболее важные моменты в тексте. Например, «Прощай, мое солнце. / Прощай, моя совесть, / Прощай, моя молодость, милый сыночек.» (П.Антокольский)

В стихотворении «Благодарность» М.Лермонтова повторение предлога «за» в начале шести строк придает словам, употребленным не в прямом значении, остроту иронии.

В «Демоне» единоначатием «клянусь» достигается страстность речи, эмоциональность, усиливается параллелизм отрывка и его смысловая выразительность. В известном стихотворении «Родина» М.

Лермонтов выражает странную любовь к своей Родине, в первой же строфе с помощью повторения частицы «ни» отрицается общепризнанное понятие патриотизма.

Мастером применения стилистических фигур в поэзии считается А.Фет. В стихотворении «Только в мире и есть..» 4 предложения образуют одну строфу, каждая строка начинается фразой «Только в мире и есть…». В нем нет глаголов, состоит стихотворение только из сочетаний существительных с прилагательными (одно из них причастие).

В четырех двустишиях повторением через каждую строку громоздкой анафоры достигается прорисовка удивительно чистого, трогательного образа, чувствуется восторг поэта при виде красоты природы и милого создания.. В другом стихотворении «Я пришел к тебе с приветом» каждая строфа, кроме первой, начинается словом «рассказать».

Такой лексический прием помогает донести до читателя чувство радости поэта, которым хочет поделиться автор при виде красоты окружающей природы.

Другой представитель чистого искусства Ф. Тютчев, являющийся открывателем новых образных миров в поэзии, воспевал в своем творчестве красоту мироздания. Вот пример анафоры у поэта: «Сумрак тихий, сумрак сонный».

 Повтором этого слова дается ощущение лиричности и мелодичности, которые эмоционально воздействуют на читателя.

Еще повторение слова «край» и словесных анафор «эти» и «эта» у Тютчева в четверостишии «Эти бедные селенья» в начале каждой пары строк первой строфы, с помощью которых подчеркивается мысль, что именно этот край, несмотря на бедность, является родным краем поэта.

Примеры анафоры в литературе 20 века

Поэт Б. Пастернак свое импрессионистическое стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» создал под впечатлением и в порыве души, используя назывные и безличные предложения. В этой лирической миниатюре предложения соединены повторами «достать» (чернил и пролетку). Чувствуется легкость, сиюминутное впечатление от вида весеннего дня.

В стихотворении «Зимняя ночь» строка «свеча горела на столе» звучит лейтмотивом. Автор, вопреки всему враждебному на земле и бушующей стихии за окном, утверждает любовь двух сердец.

Свеча у поэта – символ человеческой жизни.

В другом стихотворении «Снег идет» поэт использовал анафору «снег идет», она повторяется почти в каждой строфе и звучит медитативно, задумчиво, утверждая красоту миропорядка.

Важно! Анафора добавляет в текст ритмичность, с ее помощью усиливается смысловая структура текста, он легче запоминается.

В творчестве М.Цветаевой есть стихи, посвященные любимым поэтам. Поэтесса считала А. Блока своим учителем, для нее он был воплощением идеала. Уже в первом стихотворении цикла «Стихов о Блоке» она с трепетом воспринимает звук имени любимого поэта. Повторением фразы «Имя твое…» усиливается чувство восхищения талантом Блока, подчеркивается, сколько сокровенного даже в звучании имени учителя.

У И. Бунина стихотворение философского содержания «Старая яблоня» состоит из шести строк. Первые две строки его начинаются с повторения слова «вся». Применение такого единоначатия в начале строфы усиливает выразительность, помогает представить картину старой яблони целиком в белом цвету.

В «Заповеднике» у Высоцкого применен повтор фразы в начале строки «сколько их в кущах…» и слова «сколько». Употреблением этих повторов поэт выражает возмущение по поводу большого масштаба истребления животных людьми.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/dlya-chego-ispolzuetsya-anafora-i-chto-eto-takoe-konkretnye-primery.html

Ссылка на основную публикацию