15 примеров сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Синтаксис русского языка рассматривает строение словосочетаний и предложений.

При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями.

Рассмотрим на конкретных примерах виды Спп с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

15 примеров сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Сложноподчиненное предложение: определение

Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные синтаксические конструкции. Сложное предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости.

СПП – это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или союзных слов. Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров)».

Здесь и далее квадратными скобками обозначается главная часть, круглыми — зависимая.

Соответственно, в Спп с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства)». При этом важно правильно определить границы простых предложений, где нужно поставить запятые.

Спп с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной Пример
Последовательное Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.
Параллельное (неоднородное) Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.
Однородное Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.
С разными видами подчинения Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

15 примеров сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Последовательное подчинение

В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку]1, (вода в которой уже достаточно прогрелась)2, (потому что последние дни было невероятно жарко)3» сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: […Х], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.

Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию)». Схема этого СПП аналогична первой: […Х], (которые… Х), (когда…).

Таким образом, при однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие Спп с несколькими придаточными – примеры это подтверждают – напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

15 примеров сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Параллельное (неоднородное) подчинение

В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить)1, [в зале воцарилось молчание]2, (так как публика была шокирована услышанным)3». Проанализируем это Спп с несколькими придаточными.

Схема его будет выглядеть так: (когда…), […Х], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая – причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать]1, (в каком часу прибывает поезд из Тюмени)2, (чтобы успеть встретить товарища)3».

Первая придаточная часть – изъяснительная, вторая – цели.

15 примеров сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Однородное подчинение

Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими Спп с несколькими придаточными правила являются одинаковыми.

Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том]1, (что подкрепление вскорости прибудет)2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть)3» придаточные части – 2-я и 3-я – относятся к одному слову, отвечают на вопрос «что?» и обе являются изъяснительными.

К тому же они соединены между собой с помощью союза и, перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: […Х], (что …) и (что…).

В Спп с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы – правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов – а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел]1, (как к дому одна за другой подъезжали машины)2 и (рабочие разгружали стройматериалы)3».

15 примеров сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Спп с несколькими придаточными с разными видами подчинения

Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному.

Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках)2, и подумала]1, (что теперь придется бросить учебу)3, (что ее надежды на новую жизнь не оправдались)4».

Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: […Х, (которое…),… Х], (что…), (что…).

Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1, (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения)2, (где суетились люди)3 и (кипела работа)4)». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: […Х], (за которым …), (где…) и (…).

15 примеров сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Знаки препинания на стыке союзов

Чтобы расставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей.

Сложность, как правило, представляет пунктуация Спп с несколькими придаточными – примеры схем: […Х], (когда, (который…),…) или […Х], […Х], (как (с кем…), то …) – когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения.

В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, «[На диване осталась раскрытая книга]1, (которую, (если бы осталось время)3, Константин непременно дочитал бы до конца)2».

Второй вариант: «[Клянусь]1, (что (когда вернусь из поездки домой)3, то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно)2». При работе с такими Спп с несколькими придаточными правила следующие.

Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет – отсутствует. Вернемся к первому примеру: «[На диване лежала книга] 1, (которую нужно было успеть дочитать)2». Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом «то».

15 примеров сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении Спп с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – Спп с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Источник: https://autogear.ru/article/190/550/spp-s-neskolkimi-pridatochnyimi-primeryi/

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Тема. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

  •  Цель: способствовать совершенствованию умений и навыков определения видов сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными; продолжить работу над формированием умений и навыков правильного использования в устной и письменной речи сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными; способствовать совершенствованию умений и навыков синтаксического разбора сложноподчиненных предложения с несколькими придаточными; способствовать воспитанию высоких моральных и духовных качеств.
  • Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
  •  Методы: лингвистический диктант,графический диктант, сочинение-миниатюра,работа в группах
  •  Эпиграф урока:
  • Бог всеблагой, дай мне силы бороться за то, что я могу изменить,
  • мужества смириться с тем, чего я не могу изменить,
  • мудрости, чтобы отличить одно от другого.
  • молитва
  • Ходу рока
  • I.Организационный момент
  • II. Проверка домашнего задания

1. Какая характеристика соответствует данному предложению (знаки не расставлены)?

  1. Хозяин предложил гостям окончить вист после завтрака и все пошли в ту комнату откуда несшийся запах давно начинал приятным образом щекотать ноздри гостей и куда уже Собакевич давно заглядывал в дверь.
  2. 1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
  3. 2) сложноподчиненное предложение
  4. 3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
  5. 4) сложное предложение с подчинительной связью
Читайте также:  Что такое культура речи?

2. Найдите предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).

  • 1) И стало тогда в лесу так темно точно в нем собрались сразу все ночи.
  • 2) Он уже знал что и как делать с собой в случае нового обстрела.
  • 3) Простор в который я вышел был устрашающе широк.
  • 4) Они вернулись только что оттуда где строился новый мост через речку.

3. Найдите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).

  1. 1) Он грозил сам прийти в село в случае если она не явится к нему.
  2. 2) Всякое дело надо делать хорошо коли взялся за него.
  3. 3) С нагорной высоты хорошо виделся мост через который все еще шли колонны отступающих солдат.
  4. 4) Он мог бы спастись и убежать даже в том случае если эти трое поднимут запоздалую тревогу.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Лингвистический диктант с целью повторения научных терминов, употребляемых в теме «Сложное предложение» (один ученик за доской).

  •  — Сложные предложения делятся на (союзные и бессоюзные).
  • — Союзные сложные предложения бывают (сложносочиненные и сложноподчиненные).
  • — Есть такие виды сложноподчиненных предложений: (определительные, изъяснительные, обстоятельственные).
  • — Сложноподчиненные предложения с несколькими подчинительными бывают …
  • IV. Сообщение темы и целей урока

 В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных частей. В зависимости от того, какой части подчиняются придаточные, к какому слову они относятся и на какой вопрос отвечают, в предложениях с несколькими придаточными выделяют разные виды подчинения: однородное подчинение, параллельное подчинение и последовательное подчинение.

В сложноподчинённых предложениях с однородным подчинением все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном (если придаточные распространяют не всё главное предложение, а одно его слово).

Пример:

[Я пришёл к тебе с приветом, рассказать], (что солнце встало), (что оно горячим светом по листам затрепетало) (А. Фет).

Придаточные предложения с однородным подчинением отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа.

Пример:

[В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места], (Какие?) (где она родилась) и (где так памятны были месяцы детства). — Придаточные предложения определительные.

Между собой придаточные предложения связаны с помощью сочинительных союзов или бессоюзно (интонацией перечисления), подобно тому, как связаны между собой однородные члены. Запятая ставится по тем же правилам, что и при однородных членах.

Пример:

ср.: [В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места], (где она родилась) и (где так памятны были месяцы детства) и [В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места], (где она родилась), (где так памятны были месяцы детства).

  1. [Я люблю подмосковные леса], и (когда они весело шелестят), и (когда они, заснеженные, спокойно спят под холодным светом луны).
  2. Если однородные придаточные предложения прикрепляются к главному одним и тем же союзом, то этот союз может опускаться в одном или нескольких придаточных (но союз легко восстановить).
  3. Пример:
  4. (Когда жара пошла на убыль) и (стало смеркаться), [мы пошли на рыбалку].
  5. Если при главном предложении имеется несколько однородных определительных придаточных, и они очень распространены, то между ними ставится точка с запятой.
  6. Пример:

[Был тот предночной час], (когда стираются очертания, линии, краски, расстояния); (когда ещё дневной свет путается, /неразрывно сцепившись с ночным/) (М. Шолохов).

  • В сложноподчинённых предложениях с параллельным (неоднородным) подчинением все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению.
  • Пример:
  • (Когда у меня в руках новая книга), [я чувствую], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное).

1-е придаточное отвечает на вопрос (Когда?) со значением времени; 2-е отвечает на вопрос (Что?) — изъяснительное.

 Параллельными будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.

Пример:

[Не поймёшь сразу, (Что?) (чем пахнет майское утро), но чувствуешь], (Что?) (что необыкновенно счастлив).

Оба придаточных — изъяснительные, но они относятся к разным словам главного предложения.

В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением 1-е придаточное относится к главному, 2-е придаточное — к 1-му, 3-е — ко 2-му и т. д.

Пример:

[Володя возвращался домой в том приподнятом настроении], (Каком?) (когда он знает), (Что?) (что победил в себе слабость).

[   ], ← (1 когда… ), ← (2 что… ).

При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке этих придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное слово.

Пример:

[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков).

  1. Запятая ставится между союзами/союзными словами только в том случае, если после второго придаточного не стоит указательное слово то.
  2. Если указательное слово то стоит, то запятая между союзами/союзными словами не ставится.
  3. Пример:

ср.: [Слепой знал], 1(что, 2(если он протянет руку в окно),__ с кустов посыплется роса). — [Слепой знал], 1(что 2(если он протянет руку в окно), то с кустов посыплется роса).

В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей: может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т. д.

Пример:

[Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймёшь], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже) (А. Чехов). Параллельное и однородное подчинение.

V. Обобщение и систематизация опорных знаний.

  • 1. Работа с карточками
  • Карточка № 1.
  • Задание: 1. Запишите на доске графические схемы сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными:
  • а) с последовательным подчинением
  • б) однородным подчинением
  • в) неоднородным подчинением

2. Устно привести примеры предложений на все виды подчинения.

Карточка № 2.

Задание: Начертите графические схемы данных предложений, укажите вид подчинения, определите вид придаточных.

    1. Пока свободою горим,Пока сердца для чести живы,Мой друг, Отчизне посвятим
    2. Души прекрасные порывы.
  1. Когда я сказал, что розы будут цвести все лето, если правильно срезать цветы, дети были в восторге.

  2. Хотя горы состоят из твердых каменных пород, они все-таки постепенно разрушаются, так что на месте прежних высоких гор теперь нередко находят низкие холмы и даже равнины.

  • Карточка № 3.
  • Задание: вставить пропущенные знаки препинания, выполнить синтаксический разбор, составить схему предложения.
  • Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза (не) притерпелись после света к темнот… приходилось ощупью отыскивать дорогу.
  • Карточка № 4.
  • Задание: расставить знаки препинания, выполнить синтаксический разбор предложения, начертить схему предложения.
  • В мире есть страны где природа ярче наших полей и лугов но родная красота должна стать для нас самой дорогой.

2. Творческое задание. Работа в группах

Слово имеет большую силу, и им следует пользоваться с умом. С помощью слова мы можем выразить чувства, подбодрить человека. Особого внимания требуют слова, с которыми мы обращаемся к своим родным.

Творческая часть нашего урока сегодня будет называться «Окошко родного дома». Общая задача для всех групп — использовать в своих работах сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

1. группа составить предложения по представленным схемам

[гл. …], (как …), (как …).

[Там … (где …) …], (которые …).

[Гл. …], (чтобы ), (которая …).

  1. II группа — сочинение-миниатюра на тему «Окошко родного дома».
  2. 3.Графический диктант
  3. Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц, которых он выудил без меня (Аксаков). 
  4. Я понял, что машина остановилась, когда начало там мелькать белое пятно света от электрического фонарика (Солоухин). 

Марья уже раньше видела его издали и знала, что он делегат Девятого съезда партии, один из тех трехсот сорока делегатов, которых съезд послал на фронт (Н. Чуковский); Скажи ему, чтобы держался до тех пор, пока не дам приказа отступать… (Фадеев)

Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки (Пушкин). VI. Итог урока. Оценивание

Читайте также:  Нужна ли в данном предложении запятая перед "согласно" и почему?

VII. Домашнее задание: Выписать из художественных произведений примеры с разными видами связи придаточных к главному.

Источник: https://multiurok.ru/files/slozhnopodchinennye-predlozheniia-s-neskolkimi-pri.html

9 класс. Русский язык. Основные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Слож­ные пред­ло­же­ния с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми бы­ва­ют двух видов: пер­вый слу­чай – все при­да­точ­ные при­креп­ля­ют­ся непо­сред­ствен­но к  глав­но­му;  вто­рой – когда пер­вое при­да­точ­ное при­креп­ля­ет­ся к глав­но­му, а вто­рое при­да­точ­ное – к пер­во­му и т.д.

При­да­точ­ные, ко­то­рые при­со­еди­ня­ют­ся к глав­но­му, бы­ва­ют од­но­род­ные и неод­но­род­ные.

Од­но­род­ные при­да­точ­ные, так же как од­но­род­ные члены, имеют оди­на­ко­вое зна­че­ние, от­ве­ча­ют на один и тот же во­прос и за­ви­сят от од­но­го слова в глав­ном пред­ло­же­нии.

Между собой од­но­род­ные при­да­точ­ные могут быть свя­за­ны со­чи­ни­тель­ной или бес­со­юз­ной свя­зью (толь­ко с по­мо­щью ин­то­на­ции).

[Но груст­но ду­мать], что (на­прас­но была нам мо­ло­дость дана), что (из­ме­ня­ли ей все­час­но), что (об­ма­ну­ла нас она).

Со­ста­вим схему  пред­ло­же­ния. За­да­ем во­прос от глав­ной части: груст­но ду­мать о чем? что на­прас­но была нам мо­ло­дость дана. 1-е при­да­точ­ное – изъ­яс­ни­тель­ное. За­да­ем во­прос ко вто­ро­му при­да­точ­но­му: груст­но ду­мать о чем? что из­ме­ня­ли ей все­час­но. 2-е при­да­точ­ное – изъ­яс­ни­тель­ное.

За­да­ем во­прос  к тре­тье­му при­да­точ­но­му: груст­но ду­мать о чем? что об­ма­ну­ла нас она. Мы видим три при­да­точ­ных од­но­го вида, к ко­то­рым за­да­ет­ся во­прос от од­но­го  и того же слова в глав­ном пред­ло­же­нии – перед нами  пред­ло­же­ние с од­но­род­ным под­чи­не­ни­ем (или со­под­чи­не­ни­ем – см.

учеб­ник М. Ра­з­умов­ской).

Дерсу ска­зал, что это не тучи, а туман и что зав­тра день будет сол­неч­ный и даже жар­кий. Два при­да­точ­ных изъ­яс­ни­тель­ных от­но­сят­ся к од­но­му слову в  глав­ном и между собой со­еди­ня­ют­ся при по­мо­щи со­чи­ни­тель­ной связи (союз и).  Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что опять за­да­ет­ся один и тот же во­прос от од­но­го и того же слова в глав­ном.

При од­но­род­ном под­чи­не­нии при­да­точ­ных воз­мо­жен про­пуск союза и со­юз­но­го слова: Где бод­рый  серп гулял и падал колос, те­перь уж пусто все. За­да­дим во­прос от глав­но­го: пусто где? где бод­рый  серп гулял,  пусто где? (где) падал колос. Во вто­ром при­да­точ­ном  пред­ло­же­нии  где опу­ще­но, а между собой  при­да­точ­ные места со­еди­не­ны со­чи­ни­тель­ным со­ю­зом и.

Под­чи­не­ние  может быть од­но­род­ным  и па­рал­лель­ным (неод­но­род­ным). Неод­но­род­ные при­да­точ­ные имеют раз­ное зна­че­ние,  от­ве­ча­ют на раз­ные во­про­сы и / или  за­ви­сят от  раз­ных слов в глав­ной части, но от­но­сят­ся к од­но­му и тому же глав­но­му пред­ло­же­нию.

Если бы мне иметь сто жиз­ней, они не на­сы­ти­ли бы всей жажды по­зна­ния, ко­то­рая  сжи­га­ет меня (В. Брю­сов). Глав­ное пред­ло­же­ние: они не на­сы­ти­ли бы всей жажды по­зна­ния. За­да­ем во­прос: при каком усло­вии? Если бы мне иметь сто жиз­ней –при­да­точ­ное усло­вия.

 Еще один во­прос от глав­но­го: жажды какой? ко­то­рая сжи­га­ет меня – при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное.Мы  за­да­ли  раз­ные во­про­сы к раз­ным при­да­точ­ным  от глав­но­го пред­ло­же­ния и от слова в глав­ном пред­ло­же­нии.

Такая связь  на­зы­ва­ет­ся па­рал­лель­ным (неод­но­род­ным) под­чи­не­ни­ем.

Ко вто­ро­му типу слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с двумя или несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми  от­но­сят­ся пред­ло­же­ния, в ко­то­рых при­да­точ­ные об­ра­зу­ют как бы це­поч­ку. Во­прос за­да­ет­ся от глав­но­го к пер­во­му при­да­точ­но­му, затем от пер­во­го при­да­точ­но­го ко вто­ро­му и т.д. 

Она при­ш­ла в ужас, когда  узна­ла, что пись­мо нес отец (Ф. До­сто­ев­ский). Глав­ное пред­ло­же­ние – Она при­ш­ла в ужас, от него за­да­ем во­прос: при­ш­ла в ужас когда? когда узна­ла – при­да­точ­ное вре­ме­ни.Пер­вое при­да­точ­ное на­зы­ва­ет­ся при­да­точ­ным пер­вой сте­пе­ни.

 За­да­ем во­прос ко вто­ро­му при­да­точ­но­му. Узна­ла о чем? что пись­мо нес отец –  при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное. Такое при­да­точ­ное (к ко­то­ро­му за­да­ет­ся во­прос от пер­во­го)  на­зы­ва­ет­ся при­да­точ­ным вто­рой сте­пе­ни.

А  связь на­зы­ва­ет­ся по­сле­до­ва­тель­ное под­чи­не­ние.

В за­ви­си­мо­сти от того, сколь­ко будет при­да­точ­ных, столь­ко сте­пе­ней и будет. Ино­гда при по­сле­до­ва­тель­ном под­чи­не­нии одно при­да­точ­ное на­хо­дит­ся  внут­ри дру­го­го при­да­точ­но­го.

В этом слу­чае могут ока­зать­ся радом два под­чи­ни­тель­ных союза: что/если, что/когда, что/ так как и др.  Эти при­да­точ­ные надо ви­деть и раз­ли­чать. О зна­ках мы по­го­во­рим на сле­ду­ю­щем уроке.

Вода об­ру­ши­лась так страш­но, что, когда сол­да­ты бе­жа­ли внизу, им вдо­гон­ку уже ле­те­ли  бу­шу­ю­щие по­то­ки. Глав­ное пред­ло­же­ние: Вода об­ру­ши­лась так страш­но.

 За­да­ем во­прос: так страш­но в какой сте­пе­ни? что  им вдо­гон­ку уже ле­те­ли  бу­шу­ю­щие по­то­ки – при­да­точ­ное меры и сте­пе­ни. Ле­те­ли когда? когда сол­да­ты бе­жа­ли внизу – при­да­точ­ное вре­ме­ни. Но во­прос уже за­да­ем от при­да­точ­но­го меры и сте­пе­ни.

Это слу­чай по­сле­до­ва­тель­но­го под­чи­не­ния.  Важно по­ни­мать, что из чего сле­ду­ет.

В слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с тремя и более при­да­точ­ны­ми могут быть и более слож­ные ком­би­на­ции: Кто в мо­ло­до­сти не свя­зал себя проч­ны­ми свя­зя­ми с внеш­ним  и пре­крас­ным делом или, по край­ней мере, с чест­ным и по­лез­ным тру­дом, тот может счи­тать свою мо­ло­дость бес­след­но по­те­рян­ной, как бы ве­се­ло она ни про­шла, сколь­ко бы при­ят­ных вос­по­ми­на­ний  она ни оста­ви­ла. Глав­ное пред­ло­же­ние: тот может счи­тать свою мо­ло­дость бес­след­но по­те­рян­ной. За­да­ем во­про­сы:какой тот? кто в мо­ло­до­сти не свя­зал себя проч­ны­ми свя­зя­ми с внеш­ним  и пре­крас­ным делом или, по край­ней мере, с чест­ным и по­лез­ным тру­дом – при­да­точ­ное ме­сто­имен­но-опре­де­ли­тель­ное. Сле­ду­ю­щий во­прос: может счи­тать свою мо­ло­дость  бес­след­но по­те­рян­ной  несмот­ря на что? как бы ве­се­ло она ни про­шла – при­да­точ­ное уступ­ки. Во­прос снова задан от глав­но­го пред­ло­же­ния – связь между при­да­точ­ны­ми па­рал­лель­ная (раз­ные во­про­сы от од­но­го глав­но­го к раз­ным при­да­точ­ным). Тот может счи­тать свою мо­ло­дость  бес­след­но по­те­рян­ной  несмот­ря на что? — сколь­ко бы при­ят­ных вос­по­ми­на­ний  она ни оста­ви­ла – при­да­точ­ное уступ­ки, во­прос задан от того же глав­но­го и тот же, что и к преды­ду­ще­му пред­ло­же­нию (од­но­род­ное под­чи­не­ние). Таким об­ра­зом, в  этом пред­ло­же­нии  мы имеем  и па­рал­лель­ное, и од­но­род­ное под­чи­не­ние.

Пи­са­рев писал, что че­ло­ве­че­ская при­ро­да до такой сте­пе­ни бо­га­та, силь­на и эла­стич­на, что может со­хра­нить свою све­жесть и кра­со­ту по­сре­ди  са­мо­го гне­ту­ще­го без­об­ра­зия окру­жа­ю­щей об­ста­нов­ки.

 Пи­са­рев писал о чем? что че­ло­ве­че­ская при­ро­да до такой сте­пе­ни бо­га­та, силь­на и эла­стич­на – при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное.

 При­ро­да до такой сте­пе­ни бо­га­та, силь­на  и эла­стич­на  в какой сте­пе­ни? что может со­хра­нить свою све­жесть и кра­со­ту по­сре­ди  са­мо­го гне­ту­ще­го без­об­ра­зия окру­жа­ю­щей об­ста­нов­ки – при­да­точ­ное меры и сте­пе­ни. В этом пред­ло­же­нии по­сле­до­ва­тель­ное под­чи­не­ние.

Доб­рый че­ло­век не  тот, кто умеет де­лать добро, а тот, кто не умеет де­лать зла (В. Клю­чев­ский). Доб­рый че­ло­век не  тот какой тот? кто умеет де­лать добро.

Доб­рый че­ло­век не тот, а тот  какой тот? кто не умеет де­лать зла. У нас по­лу­чи­лось одно глав­ное, в нем при­да­точ­ное кто умеет де­лать добро, а после глав­но­го еще одно при­да­точ­ное.

Это па­рал­лель­ное под­чи­не­ние.

Слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми ис­поль­зу­ет­ся в ос­нов­ном в  на­уч­ном стиле, такие пред­ло­же­ния по­мо­га­ют пе­ре­дать слож­ные связи между фак­та­ми, что яв­ля­ет­ся целью на­уч­ной ли­те­ра­ту­ры.

источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/slozhnopodchinyonnye-predlozheniya/osnovnye-vidy-slozhnopodchinyonnyh-predlozheniy-s-neskolkimi-pridatochnymi?seconds=0&chapter_id=166

источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=-oeCvr4BcVw

источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=l4FWIGdfoOo

источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=K2iee1BXQK4

источник презентации — http://www.myshared.ru/slide/download/

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/3326/lesson

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 22Следующая ⇒

Сложноподчиненные предложения могут иметь несколько придаточных частей.

В сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными возможны два типа отношений между объединенными частями.

1. Все придаточные относятся непосредственно к главной части предложения: к отдельному слову или всей главной части в целом.

В зависимости от значения придаточных и их отношения к главной части, они могут быть од неродными подчиненными частями и неоднородными.

Однородными являются одноименные (одинаковые по семантике) придаточные, относящиеся к одному и тому же слову главной части предложения или ко всей главной части в целом. Между собою эти придаточные связываются сочинительными союзами и называются придаточными соподчиненными.

В предложении Она [Аночка] пошла вместе с ним, довольная, что угодила ему и что может побыть на берегу и отдохнуть от нянченья наскучившего Павлика (Фед.

) две придаточные изъяснительные части, соединенные сочинительным союзом и, относятся к одному слову главной части довольная. Соподчиненных придаточных может быть несколько.

Так, в предложении Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей полузамерзшие люди (М.-С.) три придаточные части изъяснительные.

Однородные придаточные могут иметь разные союзы или союзные слова, например: Все красноармейцы вернулись уже неделю тому назад, а Сережка не вернулся и ни с кем не передал, что с ним и где он… (Фад.).

Неоднородными являются придаточные разноименные, т.е. разные по семантике, а также придаточные одинаковые по значению, но относящиеся к разным словам главной части.

Например, в предложении После замерших московских улиц, где даже на перекрестках я не встретил ни одного милиционера, все, что происходило в райкоме, вселяло надежду (С. Бар.

Читайте также:  Снижена или повышена

) две придаточные части, обе они относятся к главной, но, во-первых, они неодинаковы по семантике, во-вторых, относятся к разным словам главной части: определительная часть где даже на перекрестках я не встретил ни одного милиционера относится к субстантивному сочетанию московских улиц, а придаточная изъяснительная — к местоимению все, наполняя его конкретным содержанием.

В предложении (втором) Мясницкой ее (улицу) называли раньше. И все же дело не в том, как называли ее, а в том, что она улица удивительная! (С. Бар.) две придаточные части. Они имеют одно значение — изъяснительное, выполняют одну и ту же функцию — конкретизируют значение указательного местоимения, но относятся к разным местоимениям главной части.

В предложении По тому, как побагровев, засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что поднялось солнце и что занявшийся день обещает быть ясным, морозным, ядреным (Б. Пол.

) к главной части По тому угадывалось относятся три придаточные, среди них две однородные изъяснительные — что поднялось солнце и что занявшийся день обещает быть ясным, морозным, ядреным, относящиеся к глаголу угадывалось, и одна неоднородная, хотя тоже изъяснительная, — как, побагровев, засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, раскрывающая содержание местоимения по тому, т.е. связанная с глаголом не непосредственно.

В предложении В городе был большой бульвар с двумя цветниками и с английским сквером с павильонами, где кушали мельхиоровыми ложечками мороженое, с домиком, в котором пили кумыс и югурт (Фед.) две придаточные определительные части, но они не однородны, так как относятся к разным словам главной части предложения.

2. Придаточные части образуют цепь: первая относится к главной, вторая к первой придаточной, третья ко второй придаточной и т.д. Такое подчинение называется последовательным, а придаточные — соответственно придаточными первой степени, придаточными второй степени и т.д.

Каждая из придаточных при последовательном подчинении выступает в роли главной части по отношению к следующей придаточной.

В предложении Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки, на которую выходила его дверь (Пан.) придаточная изъяснительная, относясь к глаголу главной части, в свою очередь имеет при себе придаточную определительную.

В предложении Люди, которые только что высадились на эту неустроенную землю и после далекого морского пути еще не знали, где проведут предстоящую ночь, слушали концерт затаив дыхание (Чак.) придаточные, соединенные по способу последовательного подчинения, включаются в середину главной части.

Придаточные части в сложноподчиненных предложениях с последовательным подчинением могут располагаться так, что образуют стечение союзов: придаточная вторая помещается непосредственно после союза (союзного слова) первой придаточной: Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки (П.); Я спал долго, потому что, когда проснулся, была уже ночь (Гарш.); Мечик почувствовал, что, если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики (Фад.).

Сложноподчиненные предложения могут одновременно иметь как последовательное подчинение, так и соподчинение. Например: Она [Уля] не понимала, когда встала и что подсказало ей, что надо и можно встать (Фад.).

350.

Сложноподчиненные предложения с несколькими главными частями и одной придаточной

В сложноподчиненных предложениях может быть две (или несколько) главные части, которые имеют одну общую придаточную. Главные части в таком случае связаны между собой сочинительными союзами (возможна и бессоюзная связь).

Общая придаточная часть может относиться как к отдельным словам в главных частях: …Леля спала так спокойно и в ее ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (Пауст.

), так и к двум главным в целом, например: Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок (Ч.).

В первом случае придаточная часть, так же как и в присловных структурах, прикрепляясь к отдельным словам главных (одновременно к двум), конкретизирует их значение, во втором — при отношении к главным частям в целом, как и в неприсловных структурах, указывает на определенные обстоятельства, при которых совершается то, что обозначено в главных частях.

351.

Период

Сложноподчиненное предложение, состоящее не из двух, а из нескольких частей, может быть особым образом организовано и представлять собой период (periodos — круг; переносно — замыкающаяся речь).

Особая организация заключается в следующем: придаточные и главные части предложения в нем группируются отдельно, в порядке последовательного перечисления.

Это многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре.

Интонационное оформление периода определенно и неизменно: постепенное нарастание голоса вначале, затем пауза и понижение голоса. В соответствии с этим период делится на две основные части, которые называются повышением и понижением.

В больших по объему периодах повышение и понижение может в свою очередь подразделяться на части посредством пауз меньшей длительности, это члены периода.

Части периода построены по принципу параллелизма: в них обычно повторяются и порядок слов, и видо-временные формы глаголов.

В периоде обычно главной части (или главным) предшествует перечисление однородных придаточных.

Например: Лишь только ночь своим покровом верхи Кавказа осенит, лишь только мир, волшебным словом завороженный, замолчит, лишь только ветер над скалою увядшей шевельнет травою, и птичка, спрятанная в ней, порхнет во мраке веселей, и под лозою виноградной, росу небес глотая жадно, цветок распустится ночной, лишь только месяц золотой из-за горы тихонько встанет и на тебя украдкой взглянет, — к тебе я стану прилетать, гостить я буду до денницы и на шелковые ресницы сны золотые навевать (Л.).

Однако придаточные (или придаточная) могут и закрывать период, т.е. помещаться во второй части.

Например: До чтения ли, до письма ли было тут, когда душистые черемухи зацветают; когда почка на березах лопается; когда черные кусты смородины опушаются беловатым пухом распускающихся сморщенных листочков; когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми «сон», лилового, голубого, желтоватого и белого цвета; когда полезут везде из земли свернутые в трубочки травы и завернутые в них головки цветов; когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе, над самым двором рассыпаются в своих журчащих, однообразных, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых я заслушивался до слез; когда божьи коровки и все букашки выползают на божий свет, крапивные и желтые бабочки замелькают, шмели и пчелы зажужжат; когда в воде движение, на земле шум, в воздухе трепет, когда и луч солнца дрожит, пробивается сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал (Акс.).

Части периода (как перечисляющиеся придаточные, так и главные) могут быть осложнены внутренним подчинением (см. предыдущий пример).

Смысловые отношения между частями периода (повышением и понижением) те же, что и между частями сложноподчиненного предложения (временные, причинно-следственные, условные и т.д.).

Сложные предложения сопоставительные также могут строиться по принципу периода: Чем чаще празднует лицей свою святую годовщину, — тем робче старый круг друзей в семью стесняется едину, тем реже он; тем праздник наш в своем веселии мрачнее, тем глуше звон заздравных чаш и песни наши тем грустнее (П.).

Построение сложного предложения в виде периода — явление не только структурно-синтаксическое, но и стилистическое. Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью и потому свойствен обычно речи приподнятой, независимо оттого, прозаическая она или поэтическая.

Например: Кто бродил ночью по руднику и видел, как, преображенные лунным светом, хорошеют трогательные беленькие шахтерские хаты; кто видел степь под луной — серебристую и оживленную, с шумными приливами и отливами сизых ковыльных волн; кто жадно вдыхал горячие, многоструйные запахи ночи, слушал далекие звуки гармоники — а без нее не бывает летних вечеров на шахте, — словом, кто любил, и страдал, и надеялся, и не ведал покоя, тот знает, как греет лунный свет! (Горб.). Или:

  • Когда идешь по снежным гребням ты,
  • Когда по грудь ты входишь
  • в облака, —
  • Умей глядеть на землю с высоты!
  • Не смей глядеть на землю свысока!
  • (С. Островой)

⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/1×5689.html

Ссылка на основную публикацию