Цитата в начале диалога должна быть в квычках?

Цитата в начале диалога должна быть в квычках?Как правильно оформлять диалоги?

Обозначения:

П — прямая речь с большой буквып — с маленькой

А — авторский текст с большой буквыа — с маленькой

Схематическое написание наиболее популярных вариантов диалогов

Вариант 1:

Обратите внимание, точка всегда ставится снаружи кавычек. Вопросительный и восклицательный знаки — внутри. Запятую встречала и внутри, и снаружи.

Вариант 2:

«П,» — а.»П!» — а.

«П?» — а.

Вне зависимости от типа знака в конце прямой речи, в данном случае это — одно предложение. Поэтому авторский текст тут всегда с маленькой буквы.

  • Вариант 3:
  • «П, — а, — п».
  • Авторский текст разрывает одно предложение прямой речи, поэтому после авторского текста стоит запятая, прямая речь продолжается с маленькой буквы.
  • «Для вас, ребята, всё это превосходно, — сказал он, — вам эта штука по душе, а мне — нет».( из книги «Трое в лодке, не считая собаки»)
  • Вариант 4:

«П, — а. — П».»П? — а. — П».

«П! — а. — П».

Авторский текст следует после законченного предложения прямой речи.

«Кажется, чёртова палатка свалилась, — говорит он. — А где Билл?»А ты что делаешь? — кричит он в ответ. — Не можешь отпустить, что ли?»»Ах, тогда! — ответил он, просияв. — Да, вспомнил!»

( из книги «Трое в лодке, не считая собаки»)

Вариант 5:

«П, — а и а: — П».А: «П», — а.

«Тут не пройти, — сказал Джон. Он огляделся и проворчал: — Похоже, придётся вернуться».Билл предложил: «А если попробовать вон там», — и указал на едва заметную тропинку вдоль самой стены.

А: «П…»»П…» — а.»П!..» — а.»П… — а. — П».

«П, — а, — п…»

— П, — а.- Привет, — улыбнулась Елена.

— П? — а.- Кофе будешь? – спросил Деймон.

— П! — а.- Привет! – улыбнулась Елена.

— П… — а.- Не знаю… — ответила девушка.

— П, — а, — п.- Привет, — улыбнулась Елена, — рада тебя видеть.

— П, — а. — П.- Привет, — улыбнулась Елена. – Хорошо, что ты зашел.

— П? — а. — П.- Уверена? – спросил Деймон. – Второго шанса не будет.

— П! — а. — П.- Врешь! – бросил Деймон. – В первую очередь, себе самой.

— П… — а, — п.- Он… — замялась девушка, — он признался мне в любви.

— П… — а. — П.- Я… — девушка замялась. – Не думаю, что это хорошая идея, Деймон.

— П, — а. А: — П.- Согласна, — кивнула Елена. Сделав пару шагов в сторону Деймона, она с улыбкой добавила: – Думаю, мы отлично проведем время.

— П, — а. А. — П.- Согласна, — кивнула Елена. На лице Деймона отразилось удивление – он явно не ожидал подобного ответа. – Думаю, мы отлично проведем время.

— П? — а. А: — П.- Уверена? – спросил Деймон. Несколько минут он пристально смотрел на Елену, после чего предупредил: – Второго шанса не будет.

— П? — а. А. — П.- Согласна? — удивилась Елена. Услышав тон ее голоса, Деймон отвернулся. – Не думаю, что это хорошая идея.

— П! — а. А: — П.- Отлично! – ухмыльнулся вампир. Внимательно осмотрев Елену с головы до пят, он заключил: – Теперь тебе нужно купить новое платье.

— П! — а. А. — П.- Ух ты! – обрадовалась девушка. Деймон, увидев ее реакцию, улыбнулся. – В таком случае, хочу еще и туфли.

— П… — а. А: — П.- Хм… – изобразил удивление вампир. С минуту подумав, он согласился: – Твоя взяла, Елена.

— П… — а. А? — П.- Кофе… – Елена растерялась. Какое кофе может быть, если ей страшно оставаться с Деймоном наедине? – Пожалуй, нет.

На самом деле, есть еще немало вариантов, в которых одни знаки препинания заменяют другие. Главное – знать основные правила написания, а это: слова автора пишутся после запятой/троеточия/знака вопроса/знака восклицания с маленькой буквы!

Пунктуация. Пробелы

Они являются камнем преткновения для очень многих авторов. Запомните раз и навсегда следующее.

Пробел никогда не ставится перед: двоеточием, троеточием, запятой, точкой, точкой с запятой, восклицательным или вопросительным знаком. Отдельно хочу выделить дефис – он вообще не отделяется пробелами (кроме одного редкого случая, не имеющего к данной теме никакого отношения).

Пробел всегда ставится: перед тире, открывающими скобками и открывающими кавычками; после тире, двоеточия, троеточия, запятой, точки, точки с запятой, восклицательного или вопросительного знака.

В случае кавычек и скобок, то после их закрытия пробел ставиться лишь тогда, когда продолжается текст без каких-либо знаков препинания. Во всех остальных случаях (точка, запятая, какой-либо знак и пр.

), пробел не нужен.

Пунктуация. Запятая

С запятыми многие куда в большей ссоре, чем с пробелами..

Запятая при обращении.Многие почему-то забывают, что любые обращения, будь то имена, прозвища и пр., выделяются запятыми.

— Елена, все хорошо.- Ты невыносим, Деймон Сальваторе!- Конечно, друг, о чем речь.

  1. — Ну что, красотка, прогуляемся?
  2. Запятая при оборотах.Запомните: деепричастные обороты всегда выделяются запятыми, независимо от того, в какой части предложения стоят:

Старший Сальваторе сидел на диване, распивая бутылку виски.Стоя под струйками горячей воды, девушка мечтала о том, как шикарно пройдет сегодняшний вечер.

Чтобы правильно расставить запятые при причастном обороте, вам необходимо знать определяемое слово. Если оборот стоит после этого слова, он выделяется запятыми с двух сторон. Если перед – запятые не ставятся:

  • Джинсы, неприлично низко посаженные на бедрах, норовили в любую секунду сползти еще ниже.
  • Определяемое слово – джинсы. Если переставить оборот перед определяемым словом, получается следующее:
  • Неприлично низко посаженные на бедрах джинсы норовили в любую секунду сползти еще ниже.
  • Если определяемое слово выражено личным местоимением, то расположенный перед ним оборот все же выделяется запятой:
  • Эгоистичный в своей страсти, Деймон мечтал обладать Еленой единолично.

Запятая в сложных предложениях.Очень просто и доступно все сказано здесь: www.orfo.ru/Tutorial/html/Spel_PunctSentCm.htm.

От себя хочу добавить: учитесь быстро разделять сложные предложения на простые.

Если вы объединяете несколько простых предложений, каждое из которых имеет подлежащее и сказуемое, то непременно должны использовать правильные пунктуационные знаки. В большинстве случаев запятой бывает достаточно:

Полнолуние наступит всего через каких-то семнадцать часов, и это мизерное время – все, что у них осталось.

Кому интересно — почитайте о правилах применения запятой здесь: new.gramota.ru/spravka/rules/?rub=zap.

Источник: http://likbezz.ru/blog/oformlenie-pryamoy-rechi-i-dialogov.html

Поиск ответа

Всего найдено: 41

здравствуйте, Грамота! Вопрос: слова «однолюбие» и «однолюбство» не являются грамотными… Но может ли автор в диалогах своих героев использовать одно из них, как допустимый вариант??

Ответ справочной службы русского языка

Может.

Стало очень любопытно, попыталась правильно вбить вопрос в интернете, но ничего толкового для себя не нашла.

Как правильно в в диалоге, когда ты, например, пишешь рассказ или мини-историю, показать то, что персонажа прервали на полуслове, не дали договориться до конца? Мне казалось, что, например, либо пишут как «Опя…» или же «Что за сроч-..». Как же правильно, всё таки, оформлять прерванную в диалоге фразу?

Ответ справочной службы русского языка

При незаконченности высказывания, недоговоренности, указании на возможность продолжения перечисления в конце предложения ставится многоточие.

Таким образом, верно: «Что за сроч…»

Если перед репликами диалога ставится тире, то верно:

— Что за сроч…

Добрый день! Перевожу детскую повесть с польского языка. У меня получилось такое предложение (это пока черновик, конечно): — Постарайся его приручить! — смеётся бабушка, поглаживая рояль.

— Чёрно-белые зубы, которые он оскаливает, — это приветливая улыбка, — показывает она на клавиатуру. Вопрос у меня такой: можно ли таким образом строить диалог и вообще прямую речь? Меня смущает то, что в реплике в двух местах появляются слова автора.

Если можно, то как правильно расставить знаки препинания? Заранее большое спасибо! С уважением, Денис.

Ответ справочной службы русского языка

Подобное построение диалога не описано в справочных пособиях, но приведенный Вами вариант не нарушает правил пунктуации. Правда, обилие тире (ведь и в самой прямой речи тоже есть тире, поставленное на других основаниях) может несколько затруднить восприятие текста. Может, объединить слова автора и тем самым сократить число тире? Например, так:

— Постарайся его приручить! — смеётся бабушка, поглаживая рояль. Она показывает на клавиатуру: — Чёрно-белые зубы, которые он оскаливает, — это приветливая улыбка.

Подскажите, пожалуйста, какая должна быть пунктуация после слова «значит» в последней фразе следующего диалога: — От тебя несет сигаретами. Ты что, курил? — Сигареты? Нет. — Что значит «сигареты? Нет»? Я проставил свой вариант пунктуации, но он мне откровенно не нравится. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Наш вариант очень похож на Ваш: …Сигареты? Нет. – Что значит «Сигареты? Нет»?

— Ты должна найти себе мужика, Наташа. Котам нужен отец. Нужно ли тире в начале данного примера, и как вообще оформлять знаками подобные предложения, которые как бы вырваны из диалога?

Ответ справочной службы русского языка

Прямую речь следует либо заключить в кавычки, либо написать с тире как отдельный абзац.

К вопросу 293224. Вопрос, простите, не в том, как оформить диалог или прямую речь. Вопрос в том, как оформить ЦИТАТУ диалога. И возник он потому, что в учебнике литературы 9 кл. (Коровиной В.Я., Журавлёва В.П. и др., 2001г.

, стр.191) читаем: «Это стало предметом разговора и сближения с Соколовым. » — Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Давай-ка лучше моего крепачка закурим». Так вяжутся узлы повествования…

» Здесь ошибка? Перед «дай» нужно тире?

Ответ справочной службы русского языка

По нашему мнению, если цитируется только реплика диалога, нет оснований оставлять тире, достаточно кавычек.

Если цитируется диалог вместе с авторскими словами, то тире внутри диалога сохраняются.

Здравствуйте, Грамота, В ПЯТЫЙ РАЗ задаю вопрос. Как оформить цитату диалога? Кульминационным моментом в рассказе является разговор героев, ведь Саша проявляет настойчивость и говорит: «Стой!» Нужно перед СТОЙ ставить тире? Было: Саша сказал: — Стой! Очень прошу ответить. 21.05.2017

Ответ справочной службы русского языка

  • Прямая речь может оформляться двумя способами: с использованием кавычек или тире.
  • Если используются кавычки, предложение пишется в одну строку: Саша проявляет настойчивость и говорит: «Стой!»
  • Если используется тире, прямая речь начинается с абзаца:
  • Саша проявляет настойчивость и говорит:
  • — Стой!

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильнее: «с помощью вибриссов» или «с помощью вибрисс» (речь о коте, если это существенно)? И выделяются ли реплики диалога красной строкой?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: с помощью вибрисс.

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, с расстановкой знаков препинания: «Впрочем, он и сам понимал неизбежность развития школы от свободного диалога до организованных, а потому в известной степени несвободных(,) форм образования». Спасибо большое!

Ответ справочной службы русского языка

Указанная запятая не требуется.

Приветствую! Скажите, стоит ли ставить кавычки в таких словах в переносном значении, как «зайти», «выйти», «скинуть», «группы», «сообщества», «новости», «друзья», «страница» и т. д., употребимые в социальных сетях, вроде «ВКонтакте» и «Одноклассников»?.. Например:

Читайте также:  Что такое жанрово-родовая принадлежность в литературе?

Он «зайдёт» сегодня в «ВК»? Я ему «скину» в «диалогах» важное сообщение. «Страница» удалена.

Ответ справочной службы русского языка

Такое изобилие кавычек только мешает чтению. Использование всех этих слов уже давно не является «употреблением не в своем обычном значении» и не требует выделения их кавычками.

Впрочем, этот знак уместен, если разговорное слово употребляется в стилистически нейтральном контексте, например в газетной статье: пользователь социальной сети имеет возможность «скинуть» фотографию другому пользователю.

Добрый день!

Подскажите, пожалуйста, в чем отличие диалога от полилога. Вопрос задала моя шестилетняя дочь. В учебнике первого класса дано такое определение:“Диалог — это разговор двух или нескольких лиц”.

До этого я говорила ей о том, что диалог — это разговор двух лиц, а полилог — нескольких. Но прочитав определение, она резонно спросила, почему же в учебнике говорится о нескольких лицах. И нет никаких примеров. В интернете описания различий весьма туманны.

Буду рада, если проясните, в чем же разница между этими терминами. Заранее благодарю! С уважением, Ольга

Ответ справочной службы русского языка

В школе термин полилог активно не используется, а диалогом называют «вопросно-ответную форму речи, при которой происходит обмен высказываниями (репликами) между говорящими» (Лемов А. В. Школьный лингвистический словарь. М., 2006). Термин полилог в словаре Лемова отсутствует. Энциклопедический словарь-справочник «Культура русской речи» (М.

, 2003) определяет эти термины таким образом: диалог – текст, создаваемый двумя партнерами коммуникации…

«, полилог «чаще всего указывает в современных лингвистических (и не только в лингвистических) работах, что в создании текста участвуют на относительно равных основаниях более чем два партнера коммуникации, в то время как диалог создается только двумя говорящими».

Таким образом, слово диалог может употребляться в широком значении (разговор между двумя или несколькими лицами) и в узком (разговор между двумя собеседниками). Второе значение актуализируется, когда важно противопоставить два вида коммуникации – между двумя говорящими и более чем двумя. 

Здравствуйте! В художественном тексте, участник диалога произносит аббревиатуру-марку автомобиля, номер модели (BMW M3), — можно ли оставить число в виде цифры? Надеюсь, что допустимо, т. к. важен вид. Спасибо.

Ольга

Ответ справочной службы русского языка

В художественном тексте предпочтительно написать буквами: эм-три. Но цифры допускаются.

Спасибо за своевременные ответы на мои многочисленные вопросы! И вот еще один момент, который хочется прояснить. На мой взгляд, ответ «Грамоты» на вопрос № 271570 содержит ошибку и вводит в заблуждение читателей. Оформление с точкой не только допустимо, но и единственно правильно в том случае, если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение. Ответ на вопрос 271077 — тому подтверждение. Если я прав, исправьте ошибку в ответе, если не прав — разъясните, почему… Вопрос № 271570 Здравствуйте! Может ли при оформлении прямой речи стоять точка после реплики перед тире, если слова автора не содержат «глаголов говорения» и прочей «мимики»? Т.е. когда это фактически два разных предложения. Упрощенный пример: — Привет, — он налил кофе и протянул ей чашку. — Будешь? Есть мнение, что правильно вот так: — Привет. — Он налил кофе и протянул ей чашку. — Будешь? В справочной литературе нигде нет примера с точкой, но в справочнике Розенталя есть пример с восклицательным знаком, из которого можно сделать вывод, что точка допустима в случае, если слова автора представляют собой самостоятельное предложение: http://www.e-reading.biz/chapter.php/48854/71/Rozental'_-_Spravochnik_po_russkomu_yazyku._Punktuaciya.html Вопросы: 1. Допустима ли точка перед тире в конце реплики? 2. Если да, не является ли запятая в приведенном примере ошибкой? Ответ справочной службы русского языка Второй вариант (с двумя точками — и после прямой речи, и после авторских слов) некорректен. Вопрос № 271077 Добрый день!

У меня вопрос по оформлению диалога. Последнее время часто вижу такую схему оформления:

— П. — А. — П. Пример: — Сегодня прекрасная погода. Светит солнце и хочется гулять. — Он накинул на плечи куртку и взял трость. — Может быть, составишь мне компанию? Насколько она грамотна? Ответ справочной службы русского языка Ошибки нет. Такое оформление подчиняется правилу: если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они начинаются с прописной буквы.

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы, точка ставится.

Здравствуйте! При прочтении книги (перевод с английского) заметила повторяющуюся особенность при употреблении «нет». Привожу пример из диалога: — Ты ничего об этом не знаешь! — Нет знаю. В этом случае (и в ряде аналогичных) отсутствует запятая после слова «нет». Почему так? Никогда не слышала о подобном правиле, чтобы для интонационного выделения убиралась запятая. Или это ошибка переводчиков? Очень хотелось бы разобраться.

Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

По правилам слова да и нет, выражающие утверждение и отрицание, отделяются или выделяются запятыми. Оснований для отсутствия запятой в приведенном Вами контексте нет, запятую следовало бы поставить.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, ставится ли тире между словами в следующем случае: «Дальше — больше» (В значении: а дальше — ещё интереснее!)

Используется в речи, во время диалога между людьми.

Ответ справочной службы русского языка

Тире ставится.

Источник: http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0

Пунктуация при прямой речи и цитатах — Употребление кавычек

Цитаты представляют собой дословные выдержки из высказываний третьих лиц либо текстов. Цитаты это один из видов прямой речи в русском языке.

Цитирование мы можем применять в научно-исследовательских работах и сочинениях с целью подкрепить достоверность собственного мнения путем ссылки на более авторитетные источники, что делает лингвистическую работу научно обоснованной, подчеркивает ее оригинальность.

В русском языке цитирование начало применяться в 1820 году и до сих пор успешно используется.

Способы цитирования

В русском языке существуют три основные способы цитирования.

1) Цитата применяется как прямая речь.
При таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.

К примеру: Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти». Либо же другой вариант: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», — так говорил Юлий Цезарь.

2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что»
. Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы.

Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать».

3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова
: как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками.

Например: Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное безумие».

Либо же: Л.Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».

4) Цитирование стихотворений
не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки. Например:

А.Грибоедов. «Горе от ума»

Что может предоставить мне Москва?

Сегодня бал, а завтра два.

Основные требования к цитированию

1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки
и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.

2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки
, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.

3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку
. При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.

4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста
. Чрезмерное цитирование не только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.

5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав
— ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник

1. Прямая речь, идущая в строку (в подбор, без абзаца), выделяется кавычками, например: Герасимов с веселой злостью выговаривал в такт своему пулемету: «Нет, шалишь, тут тебе не Париж!» (Люб.); «Вы куда, на Ремизовскую?» — спросил Саенко (Сим.) и т. п.

Если авторские слова вставлены в середину прямой речи, то кавычки не ставятся между прямой речью и авторскими словами, а только в начале и в конце прямой речи, например: «Оперативный дежурный ближе с этой стороны,- сказал старшина,- а политотдел — с той, надо обойти дом» (Сим.) и т. п.

2. Если реплики следуют в строку и не сопровождаются авторскими словами, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней посредством тире, например: «Ты, Васька, знаешь, какая она большущая?» — «Кто?» — «Луна». (Алекс.)

3. В кавычки заключаются цитаты. При приведении цитаты в сопровождении авторских слов остальные знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, например: Мелькнула в голове давешняя погореловская фраза: «В нашем полку прибыло» (Люб.); «Баратынский,- говорит Пушкин,- принадлежит к числу отличных наших поэтов». (Бун.)

Примечания.

1. Перед цитатой, вставленной в середину предложения, двоеточие не ставится: Не согласен я с Вами в том, что «напрасно читаю всякую дребедень». Я думаю, что это настоящее мое дело. (Горьк.)

2. Кавычками выделяются слова, употребленные в необычном, условном, ироническом значении, а также в различного рода наименованиях: Предстояло взвесить множество «за» и «против» (Гран.); Это был рыхлый молодой человек с рыжеватой бородкой.

Таких людей принято называть «шляпами» и «тюфяками» (Пауст.); Из городка Н. профессор Вершинин мчался на «газике» больше суток (Залыг.); Над трубой «Любимчика» еще не вьется даже дымок. В машинном отделении пусто (Кор.

); «”За отвагу” вам вручили, а, Мартыненко?» — спросил Серпилин, радуясь, что все же вспомнил фамилию солдата. (Сим.)

Упражнение 381
. Перепишите. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их употребление.

1. Главпочтамт размещался в комнате и кухне обычного жилого дома. Рязанцев получил телеграмму от семьи. Два слова. Все здоровы. (Залыг.) 2. Тракторный завод, проходная, первая смена она с удовольствием повторяла в уме эти слова. (Ник.) 3.

Жены офицеров, встречаясь, все разговоры начинали теперь с того, что вот пройдет проверка, и мы …; или Мой майор совсем покой потерял … (Бер.) 4. Птица говорит да Винчи при полете опирается на воздух, делая его более густым там, где она летит. (Пауст.) 5. Габуния закрыл глаза. Это была ария Лизы из Пиковой дамы Туча пришла, гром принесла … (Пауст.) 6.

Искушенный читатель прочтет эту историю и пожмет плечами,- стоило ли так волноваться. Он скажет слова, способные погасить солнце Что же здесь особенного? и романтики стиснут зубы и отойдут в сторону. (Пауст.) 7. До сознания Крылова дошла вся мудрость заключенная в изречении Алтынова Чем меньше ты делаешь, тем меньше тебе надо делать. (Гран.) 8.

Денисов? переспросил Полтавский. Ну-ну. Что значит ну-ну? Междометие. (Гран.) 9. Хотите выспаться? Да! сказал Полынин. Когда? Сегодня. Сколько спали в первую ночь? Пятнадцать часов. А не врете? Не обижайтесь, я как врач спрашиваю. Четырнадцать. А вторую? Десять. Если так — выпишу. (Сим.) 10.

Читайте также:  Какой вид сложного предложения?

Один за другим следовавшие ответы Под Москвой, Под Воронежем, Под Тихвином, Имею За отвагу, Дважды ранен производили впечатление на остальных. Шеренги подтянулись и напряглись. (Сим.) 11.

Приехав на дачу в большой компании и с женщиной, которая казалась Масленникову такой замечательной, что от нее нельзя было отойти ни на шаг, брат вдруг говорил Миша, пойдем на биллиард и они, запершись, играли по три часа на биллиарде. (Сим.) 12. Неужели опять попаду в такое же колесо? думал Серпилин, подъезжая к штабу армии Нет, врешь, не дамся! Да и время все же меняется: кое-что поняли, кое с чем простились — война научила. (Сим.)

В помощь учителю русского языка (Материалы подготовлены методистом ГИМЦ РО Финатовой Е.Е.)

  • Цитаты. Знаки препинания при цитатах

  • Цитаты
    являются разновидностью прямой речи и представляют собой дословные выдержки из каких-либо высказываний или сочинений.
  • Цитатой
    называются чужие слова, вставленные в текст чьего-нибудь сочинения или устного сообщения.
  • Стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи

  • Структура цитат разнообразна – от словосочетания и простого предложения до значительного отрывка текста; по-разному они могут и вводиться в текст: следовать после авторских слов и включаться в текст как его относительно самостоятельные части, вмонтироваться в косвенную речь и присоединяться с помощью вводных слов и вставных конструкций.

Разные способы введения цитат обогащают структуру текста, позволяя живо сочетать чужую речь с авторским повествованием. Однако чрезмерное увлечение цитатами отрицательно сказывается на стиле изложения, обезличивая язык автора и лишая его самостоятельности. Недопустимо также искажение смысла цитат произвольным их сокращением или искусственным включением в чужой контекст.

Стилистические функции прямой речи в художественном

тексте многообразны: она не только заключает в себе ту или иную информацию, необходимую для развития сюжета, но и выступает в изобразительной функции, рисуя облик героя, у которого своя манера речевого поведения. По тому, как он выбирает и произносит слова, мы судим о пристрастии персонажа к книжной речи или, напротив, к диалекту, просторечию, узнаём, предпочитает ли он ласковую или грубую форму выражения, искреннюю или фальшивую интонацию.

Косвенная речь в противоположность прямой передаёт лишь содержание речи другого лица, не отражая её стилистических особенностей и индивидуальных отличий. Главное отличие косвенной речи от прямой – использование форм 3-го, а не 1-го лица местоимений и глаголов; ср.: Мама сказала Юле: «Позвони мне позже»
прямая речь и: Мама сказала Юле, чтобы она позвонила позже –
косвенная.

Различные модальные оттенки чужой речи при передаче её в форме косвенной выражаются с помощью союзов и союзных слов.

Например, союз что

обычно вводит косвенную речь: Тренер сказал, что
надо чаше приходить на секцию;
будто, будто бы

– привносят оттенок неуверенности: Старожилы говорили, будто бы
лето в этом году будет тёплое;
союз чтобы

указывает на побуждение: Надежда требовала, чтобы
муж извинился перед матерью
и т.д.

Общие правила пунктуационного оформления цитат

1. Цитаты заключаются в кавычки.

Вспомнились мне слова М.Горького: «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей».

«Знаки препинания служат нотами при чтении», — мудро подметил А.П.Чехов.

«Изымите всё произведение, если в этом произведении вам не нравится запятая, — писал А.Блок, — но не вычёркивайте запятой: она имеет свой смысл».

3. Если цитата приводится не полностью, то пропуск текста обозначается многоточием (в начале цитаты, в середине, в конце).

Если цитата предшествует словам автора, то первое слово цитаты в начале предложения

пишется с прописной

буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной. Например: «
Красочность и выразительность в описаниях природы достигается только простотой», — утверждает А.

П.Чехов
. Если после

слов автора цитируется часть высказывания, то перед цитатой ставится многоточие и она начинается со строчной

буквы. Например: В письме М.Горькому А.П.Чехов утверждал: «…красочность и выразительность в описаниях природы достигается только простотой».

4. Если цитата вводится как косвенная речь, она оформляется как придаточное предложение.

Предложение с косвенной речью

представляет собой сложноподчинённое предложение, в котором слова автора содержатся в главном предложении, а прямая речь – в придаточном изъяснительном, присоединённом к главному союзами или союзными словами.

При замене прямой речи косвенной учитывается прежде всего тип предложения по цели высказывания.

повествовательное

что

;ср.: Учитель постоянно говорил нам:
«Надо дружить с книгой»
прямая речь и: Учитель постоянно говорил нам, что
надо дружить с книгой —
косвенная.

Если прямая речь представляет собой вопросительное

предложение, то при замене её косвенной в роли союза используется частица ли,

а в роли союзных слов – относительные слова когда, где, какой

и т.д.; ср.

: Настя спросила: «Вы приедете к нам?»
прямая речь и: Настя спросила, приедут ли
они к нам
– косвенная.

Потом она уточнила: «Когда и где я встречусь с вами?»
прямая речь и: Потом она уточнила, когда
и где
она встретится с ними —
косвенная.

Если прямая речь представляет собой побудительное

предложение, то при замене её косвенной речью используется союз чтобы

; ср.: Учитель попросил нас: «Слова пишите аккуратно, разборчивым почерком
» прямая речь и: Учитель попросил нас, чтобы
мы писали слова аккуратно, разборчивым почерком
— косвенная.

Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются.

5. Цитаты могут включаться в текст с помощью вводных слов и предложений. В этих случаях они выделяются кавычками и начинаются со строчной буквы. Например: Как отмечает В.Г.

Белинский
, « русский язык – один из богатейших языков в мире…»; Молодым людям надо как можно больше читать хороших книг, так как, по словам А.С.

Пушкина
, «следовать за мыслями великого человека – наука самая занимательная»
.

6. Стихотворная цитата выделяется кавычками, если начинается на той же строчке, что и слова автора, и приводится без соблюдения строфики. Например: А.С.

Пушкин в романе «Евгений Онегин» иронически замечает: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

Если цитируется стихотворный текст с точным соблюдением строк и строф подлинника, то после слов автора ставится двоеточие, а кавычки не ставятся. Например: А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» иронически замечает:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

7. Эпиграф (т.е. изречение, цитата откуда-либо, помещаемые перед произведением или его частью) кавычками не выделяется, а ссылка (указание) на источник даётся на следующей строчке (строкой ниже)и в скобки не заключается.

Использованная литература

Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. М., 1989.

Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку. М., 2006.

Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 11 кл. Синтаксис простого и сложного предложения. М.,2003.

Энциклопедия русской мудрости. М., 1999.

Практикум

Прочитайте восточную притчу. Перепишите текст, заменив прямую речь на косвенную.

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

«О вы, подданные мои, — обратился к ним царь, — у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал.

«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головой. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут его открыть.

Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них.

Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его рассматривать и ощупывать, затем пытался различными способами сдвинуть с места и наконец одним рывком дернул его. О чудо, замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Надо было только попытаться понять, в чем дело, и смело действовать.

Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Источник: https://graf48.ru/punctuation-in-direct-speech-and-quotations-using-quotes.html

Письмовник

Как оформлять цитаты?

  1. Самый распространенный способ – выделение кавычками.

    «Основные требования к цитате – это уместность и точность. Уместная цитата всегда обоснована целями автора». 
  2. Выделение при помощи курсива или при помощи шрифта на 1–2 ступени меньшего кегля, чем шрифт основного текста:

    «Основные требования к цитате – это уместность и точность. Уместная цитата всегда обоснована целями автора». 
  3. Выделение при помощи набора цитаты со втяжкой. При этом возможно использование отчеркивающей линейки в отступе:

    Основные требования к цитате – это уместность и  точность. Уместная цитата всегда обоснована целями автора.

Выделения внутри цитаты могут принадлежать цитирующему или автору цитируемого текста. От этого зависит способ оформления выделенных фрагментов текста.

Выделения, принадлежащие цитируемому автору, рекомендуется сохранять в той форме, в какой они напечатаны в источнике, а если это невозможно или противоречит стилю оформления издания, то следует заменить авторское выделение выделением другого вида. Принадлежность авторских выделений обычно не оговаривается.

Исключение составляют те случаи, когда авторских выделений немного, а выделений, принадлежащих цитирующему, наоборот, множество; в таких случаях оговаривается, что какие-то выделения принадлежат цитируемому автору (эти выделения помечаются), а остальные — цитирующему.

Кроме этого, в таких случаях принадлежность выделений специально помечается в предисловии. Пример выделения:

В. В. Иванов пишет: «Создание этого словаря стало возможным благодаря специальному, глубокому и многоаспектному изучению лексики русского языка (курсив В. В. Иванова, все не оговоренные выделения принадлежат нам. – N.N.)»

Выделения, принадлежащие цитирующему, оговариваются. Комментарий дается в скобках, после ставится точка, тире и инициалы комментирующего, например: 

Автор пишет: «Создание этого словаря стало возможным благодаря специальному, глубокому и многоаспектному изучению лексики русского языка (курсив мой. – N. N.)». 

Какие знаки препинания используются при цитировании?

Между словами цитирующего и следующей за ними цитатой:

а) ставят двоеточие, если предшествующие цитате слова цитирующего предупреждают о том, что далее следует цитата: 

Пастернак писал: «Существует психология творчества, проблемы поэтики. Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок». 

б) ставят точку, если внутри цитаты или за нею находятся слова цитирующего, вводящие цитату в текст фразы:

Хорошо сказал об этом Пастернак. «Существует психология творчества, проблемы поэтики. Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок», — писал он в «Охранной грамоте».

  • в) не ставят никаких знаков, если цитата выступает как дополнение или как часть придаточного предложения:
  • Пастернак писал, что «изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее». 
  • В конце фразы после закрывающих цитату кавычек:
  • а) ставят точку, если перед закрывающими кавычками нет никаких знаков. Если непосредственно за цитатой следует ссылка на источник, то точка переносится за ссылку: 

Б. Л. Пастернак подчеркивал: «Самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье, и лучшие произведенья мира, повествуя о наиразличнейшем, на самом деле рассказывают о своем рожденьи» (Пастернак 2000, 207).

Внимание! Точка всегда ставится после закрывающих кавычек, но не перед ними. Многоточие, вопросительный и восклицательный знак ставятся перед закрывающими кавычками.

Читайте также:  "уверены" или "уверенны", как правильно писать?

б) ставят точку, если цитата не является самостоятельным предложением, а выступает как часть придаточного (даже если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак):

Б. Л. Пастернак подчеркивал, что «самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье…».

  1. в) не ставят никаких знаков, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, а заключенная в кавычки цитата является самостоятельным предложением (таковы, как правило, все цитаты после двоеточия, отделяющего их от предшествующих им слов цитирующего): 
  2. Глава заканчивается словами: «Прощай, философия, прощай, молодость, прощай, Германия!»
  3. Если фраза не заканчивается цитатой, то после цитаты ставят запятую (если цитата входит в состав деепричастного оборота или завершает первую часть сложного предложения) или тире (если цитата заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком, а также если по условиям контекста отделять последующий текст запятой не нужно).
  4. После стихотворной цитаты в конце стихотворной строки ставят знак препинания, который относится ко всему тексту с цитатой.

Цитата всегда начинается с большой буквы?

Цитату начинают с прописной (большой) буквы в следующих случаях:

  • Когда цитирующий начинает цитатой предложение, даже если в цитате опущены начальные слова и она открывается многоточием: «…Изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок», — писал Пастернак. 
  • Когда цитата стоит после слов цитирующего (после двоеточия) и в источнике начинает предложение: Пастернак писал: «Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок». Но:  Пастернак писал: «…изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок». Пастернак писал, что «…о нем не приходится строить догадок».

Как можно оформить внутритекстовую библиографическую ссылку при цитировании?

Если цитируемый источник указан в библиографии или в списке литературы, в конце цитаты указывается только фамилия автора и год издания книги. Такой способ оформления позволяет экономить место. Например:  

в тексте:

«Словарь революционной эпохи (историко-культурный справочник) включает в себя слова, возникшие или характерные для эпохи войны и революции» [Ожегов 2001, 411].

в списке литературы:

Ожегов 2001 — С. И. Ожегов. Словарь революционной эпохи. Историко-культурный справочник (Предварительные наброски). — 1920-е гг. // Словарь и культура русской речи: К 100-летию со дня рождения С. И. Ожегова. М.: Индрик, 2001. — 560 с. С. 410-412.

(По материалам книги: А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. Справочник издателя и автора. М., 2003.)

Источник: http://new.gramota.ru/spravka/letters/54-kav1

Основные способы цитирования

Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.

Цитаты оформляются следующими способами:

1. Предложениями с прямой речью.

Цитата как прямая речь может быть приведена полностью. не полностью. не с начала предложения.

  • 1) Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью.
  • Например: Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».
  • 2) Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения, или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы).

Например: Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

3) Цитата может быть приведена не с начала предложения.

Например: Писарев писал: «…красота языка заключается в его ясности и выразительности». Или «…Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.

2. Предложениями с косвенной речью.

Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста.

Например: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

А. П. Чехов подчёркивал, что «праздная жизнь не может быть чистою».

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин). (Последний пример представляет собой изолированный компонет текста, поэтому после цитаты фамилия автора приводится в скобках.)

3. Предложениями с вводными словами.

Например: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».

 Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль.

Например: Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В. Брюсов:

  1. Быть может, всё в жизни лишь средство
  2. Для ярко-певучих стихов,
  3. И ты с беспечального детства
  4. Ищи сочетания слов.
  5. Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.

Цитата как продолжение предложения

  •  Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк.
  • Например:
  • Будь же ты вовек благословенно,
  • Что пришло процвесть и умереть.
  • Есенин

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ

  1. Цитата заключается в кавычки.

  2. Если цитата стоит при словах автора и представляет собой самостоятельное предложение, то она оформляется как прямая речь в кавычках в одном из возможных ее положений по отношению к словам автора: в положении после слов автора, перед ними, слова автора внутри цитаты и др.
  3. Например: Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

«Детский поэт должен быть умным человеком, как взрослый, и очень наивным, непосредственным человеком, как ребенок!» — писал С. Маршак.

«Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца» (П.).

Если цитата синтаксически связана со словами автора, то есть образует с ними придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы: Белинский писал, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество».

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска (в начале, середине или конце цитаты) ставится многоточие. При этом первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной буквы.

Например: «…Тяжелы ступени чужого крыльца», – говорит Данте. Сравните: К. Э. Циолковский писал: «Музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка… может и отравлять и исцелять». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие…».

Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками только один раз, а не перед каждым абзацем.

Например: В повести «Разливы рек» К. Г. Паустовский писал:

  • «Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.
  • Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.
  • Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом».
  • Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.

Например: В одной из своих статей А. М. Горький писал, что «Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев…».

Конечно, есть такие скептики, которые считают, что «как сказал – так и ладно. Все равно поймут!».

Если автор подчеркивает отдельные слова цитаты для усиления их значения (в печати эти слова выделяются особым шрифтом), то он оговаривает это в примечании, заключая его в скобки и указывая свои инициалы, перед которыми ставится тире.

Например: (курсив наш. – Н. В.), (подчеркнуто нами. – Н. В.), (выделено нами. – Н. В.).

Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце цитаты, или в конце страницы в виде сноски (подстрочного замечания).

Например: О. Бальзак утверждал, что «там, где все горбаты, прекрасная фигура становится уродством» (выделено нами. – Н. В.).

При цитировании стихотворного текста с соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся.

Например: Нам хорошо памятны замечательные слова А. С. Пушкина об осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Эпиграф также обычно не заключается в кавычки. При этом ссылка на автора дается без скобок ниже эпиграфа справа.

Например, эпиграф к повести К. Г. Паустовского «Золотая роза» оформлен так:

Золотая роза

Литература изъята из законов тления.         Она одна не признает смерти.         М. Е. Салтыков-Щедрин

Если после стихотворной цитаты продолжается прозаический текст, то тире ставится в конце стихотворной строки:

Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:

…И всего выше

И нос, и плечи поднимал

Вошедший с нею генерал, –

муж Татьяны представляет ей Онегина как своего родственника и друга (Бел.). Слова муж Татьяны повторяются для того, чтобы связать вторую часть слов автора с первой.

Если цитирующий вставляет в цитату свой текст, поясняющий в ней предложение или отдельные слова, то это пояснение заключается в квадратные скобки.

Например: А волоса у нее [русалки] зеленые, что твоя конопля (Т.).

При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие, поставленное автором, цитирующим текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки.

Например: В дневнике Л. Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства . У нее, как и всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве… Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет ».

Кавычками выделяются чужие слова, включенные в авторский текст, когда обозначается их принадлежность другому лицу.

Например: Борьба Пастернака за «неслыханную простоту» поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности… (Д. С. Лихачев).

Кавычками выделяются иностилевые слова, подчеркивающие ироническое значение слова, указывающие на двойной смысл слова или смысл, известный лишь тому, кому адресованы слова, а также слова, употребляемые в особом, часто условном значении.

Например: …Многие страницы английского классического романа «ломятся» от богатства вещного мира и сверкают этим богатством (М. Урнов); Ведь нулевой цикл – «непыльный» цикл, он не требует многочисленных смежников и поставщиков (Зам.).

Кавычками выделяется чисто грамматическая необычность употребления слов, когда в качестве членов предложения употребляются части речи или целые обороты, не предназначенные для выражения данных функций.

Например: От его приветливого «я вас ждал» она повеселела (Б. П.); «Хочешь?», «давай ты» звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение; я ничего и никого не видел, кроме Сонечки (Л.   Т.).

Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки, а точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки.

Например: «Мыслить педагогически широко – это значит видеть в любом социальном явлении воспитательный смысл» (Азаров Ю. Учиться, чтобы учить // Новый мир. 1987. № 4. С. 242).

Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место, стоят перед закрывающей кавычкой.

Например: «Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет» (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С. 5).

 

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/313-osnovnyesposobycitirovaniya.html

Ссылка на основную публикацию