Предлог как часть речи в русском языке

  • ·                   Сегодня с вами начнем знакомство с предлогом.
  • ·                   Узнаем, какими бывают предлоги.
  • ·                   И научимся правильно, грамотно их употреблять.

Мы уже знаем, что служебные части речи могут употребляться только с самостоятельными, не являются членами предложения и не изменяются. К служебным частям речи мы относим предлог, союз и частицу.

И сегодня мы поговорим о предлоге.

Предлог как часть речи в русском языке

  1. Нам уже известно, что слова в словосочетаниях и предложениях зависят друг от друга.
  2. Возьмем три предложения.
  3. Напишем записку.
  4. Записка написана ручкой.
  5. Мы написали ее на перемене.

Отметим связь между главным словом и зависимым. В чем выражается эта связь?

Зависимость слов друг от друга выражается при помощи окончаний. Но в третьем предложении окончания недостаточно. И зависимость выражается еще и при помощи предлога. Если бы мы обошлись только окончанием, а предлог не использовали, получилось бы, что мы написали записку перемене. Звучит очень странно, правда?

Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

Предлоги называют помощниками склонения. Как вы думаете, почему?

Конечно, во многих случаях можно обойтись и без предлогов. Если в предложениях «Я иду в школу», «Это рассказ о спектакле», «Мальчик перепрыгнул через ручей» убрать предлоги, то предложения будут выглядеть немного странно, но смысл нам все равно будет понятен.

Но в других случаях от предлога зависит всё. Если нам скажут: «Возьми книгу! Она … столе!» – мы не поймем, где именно книга. Она может быть НА столе или В столе. Окончания не различаются, а предлоги разные. И место, где может оказаться книга, разное.

Предлог как часть речи в русском языке

Без предлогов можно попасть в смешную ситуацию. Если нам говорят: «Ешь суп только с хлебом!» – мы сразу понимаем, что суп нужно заедать хлебом.

А если убрать предлог? Как это – «Ешь суп хлебом»? Использовать батон вместо ложки?

Предлог как часть речи в русском языке

Без предлогов можно и совсем запутаться. Если мы скажем «Он рисовал для удовольствия», – это одно.

Предлог как часть речи в русском языке

А если поменяем предлог и скажем: «Он рисовал без удовольствия», – это уже совсем другое. А если совсем убрать предлог, получится: «Рисовал удовольствия». Что же такое он рисовал?

Предлог как часть речи в русском языке

А это значит, предлоги очень важны. Ведь они могут выражать различные смысловые отношения. Например, пространственные: писать в Москву, писать в классе. Временные: прийти под утро. Причинные: баловаться от скуки. Целевые: приехать за покупками. Объектные: рассказать о спектакле.

Составим маленький рассказик.

Как-то раз мы захотели поехать в лес за ягодами. Мы собирались с воодушевлением, но не пошли из-за дождя. Через день мы рассказали о своей неудаче друзьям.

В нашем рассказе предлог В выражает пространственные отношения. ЗА – целевые.  С – образа действия. ИЗ-ЗА – причинные. ЧЕРЕЗ – временные, О – объектные.

Предлоги бывают непроизводные и производные. Непроизводные предлоги не образовывались от других частей речи. Это предлоги на, над, о, от, ради, через, между, из-под и другие. А производные предлоги образовались от других частей речи. Это предлоги ввиду, в случае, возле, вдоль по, спустя и другие.

Еще предлоги бывают простыми и составными. Простые предлоги состоят из одного слова. Например, кроме, меж, над, от, насчёт. А составные предлоги состоят из двух или даже трёх слов:несмотря на, в отличие от и так далее.

Определим, где какие предлоги. Казалось бы, чего сложного? Предлоги через, ради, навстречу и около состоят из одного слова, а потому они наверняка простые и непроизводные. А вблизи от и в течение состоят из двух слов, а потому они составные и производные.

На самом деле не совсем так. Нужно запомнить, что производные предлоги могут быть как простыми, так и составными.

Через и ради действительно простые и непроизводные. А вот навстречу и около хотя и простые, но производные. А вблизи от и в течение – составные и производные.

Предлоги нужно правильно употреблять. Рассмотрим несколько самых важных правил их употребления.

Обратим внимание на пары предлогов в–из и на–с.

Предлоги В и ИЗ противоположны по значению и всегда выступают вместе. Если мы говорим «Я иду в школу», то потом должны сказать «Я пришел из школы». Второй такой же парой являются предлоги НА и С. Если кто-то ушел на работу, то он возвращается с работы. Нужно быть внимательным с географическими названиями.

  • в Крым – из Крыма
  • в Сибирь – из Сибири
  • на Кавказ – с Кавказа
  • на Урал – с Урала
  • Нельзя употреблять в паре предлоги В и С.

Мы говорим: «Я пошел в магазин». Если мы потом скажем «Я пришел с магазина», это будет ошибкой. «Из магазина». Некоторые ученики говорят: «Я вернулась со школы!» Это неграмотно. Ведь мы говорим: «Я ушла в школу». А парой к предлогу В выступает предлог ИЗ.

Предлоги НА и ИЗ тоже в паре не употребляются. Нельзя сказать «Я приехал из стадиона». Мы идем на стадион и возвращаемся С него. А вот если мы скажем «Я только что из столовой» – это будет правильно.

Мы также должны различать по значению предлоги С и ИЗ. С употребляется в значении «с поверхности чего-либо»: слезть с ящика. А ИЗ употребляется в значении «изнутри чего-либо»: вынуть из ящика.

Предлог как часть речи в русском языке

  1. Поэтому так говорить нельзя:
  2. Мы вышли с дома.
  3. А ну-ка вылезай с воды!
  4. Птенец выпал с гнезда.
  5. Цветок вырвали с земли.

Это ошибки. Здесь везде нужен предлог из.

Ещё нам нужно различать предлоги о, об и обо.

Предлог О пишем перед словом, которое начинается с согласного звука: о дороге, о юности (обратите внимание, речь именно о звуке, слово юность начинается со звука й). ОБ пишется перед словом, которое начинается с гласного звука: об одежде. Правда, есть устойчивые выражения вроде об лед, об руку.

Некоторые предлоги требуют особого падежа. Так, предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор требуют дательного падежа и вопроса чему?

Правильно сказать вопреки предсказанию, а не предсказания. Согласно договору, а не договора, наперекор буре, а не бури, благодаря тренировкам, а не тренировок.

Союз ПО, когда употребляется с глаголами горевать, скучать, соскучиться, тосковать, может требовать дательного или предложного падежа.

Если зависимое слово существительное, то оно стоит в дательном падеже: горевать по дяде. А если это местоимение первого или второго лица – то в предложном: горевать по вас.

Если же предлог употребляется с местоимением третьего лица, то оно стоит в дательном падеже: горевать по ним.

Представьте себе рассказ мальчика, который остался дома один с собакой. Он будет звучать так:

Мы очень соскучились по брату и сестре. Потом по маме. И по папе. Очень скучали по ним. Они по нас тоже скучали. Приезжайте! Мы скучаем по вас!

Предлог как часть речи в русском языке

  • Слова с предлогами нужно еще и правильно произносить. Запомните:
  • Водить за́ нос, за́ уши не оттащишь, ждать со дня на́ день, жить бок о́ бок, медведь на́ ухо наступил, работать рука о́б руку, шесть делится на́ два, пять умножьте на́ три.
  • Что же нам нужно запомнить?
  • Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

Предлог как часть речи в русском языке Предлог как часть речи в русском языке

Источник: https://videouroki.net/video/38-priedlogh-kak-chast-riechi-upotrieblieniie-priedloghov.html

Что такое предлог в русском языке

Предлог – это служебная часть речи. Она играет важную роль в установке связей между словами. Но самостоятельно строить предложения предлоги не способны. Чтобы понять, что такое предлог в русском языке, нужно рассмотреть его функции и признаки.

Предлог как часть речи в русском языке

Отличительная особенность предлогов состоит в том, что они обозначают зависимое положение существительных, местоимений и числительных от стоящих рядом с ними слов в определенном падеже. Предлог делает конкретным значение падежной формы:

  • Заглядываю в газету – предлог «в» конкретизирует значение места, в данном случае это направление внутрь
  • Положил на газету карандаш – предлог «в» конкретизирует пространственное значение
  • Спрятал под газету ручку – предлог «под» указывает на значение места

Предлог как часть речи в русском языке

Итак, главная роль предлогов состоит в том, чтобы указывать на разнообразные отношения тех или иных слов к конкретной падежной форме.

Если углубиться в суть и понять, что обозначает предлог, можно сделать вывод, что предлоги выражают отношения между объектами:

  • Объектом и действием
  • Объектом и признаком
  • Отношения между двумя разными объектами

Предлог как часть речи в русском языке

Простые и составные предлоги

Предлоги классифицируются по структуре и происхождению.

По структуре предлоги делятся на два вида:

  • Простые предлоги. Они имеют в своем составе одно слово. Например, предлоги «в», «на», «под», «с», «у», «к» считаются простыми.

Примеры использования простых предлогов в предложении:

  1. Я посмотрел в окно и улыбнулся
  2. Девочка встала на стул и запела
  3. Я заглянул под табурет

Предлог как часть речи в русском языке

  • Составные предлоги. В их состав входит несколько слов. Например, предлоги «в связи», «в отличие от», «несмотря на» называют составными.

Примеры употребления составных предлогов:

  1. В отличие от меня
  2. Несмотря на хорошие оценки
  3. В связи с плохой погодой

Предлог как часть речи в русском языке

Производные и непроизводные предлоги

По происхождению предлоги принято делить на два вида:

  • Непроизводные предлоги. Они не образованы от частей речи, например, «над», «в», «через», «к», «у»
  • Производные предлоги. Они появились в нашей речи благодаря успешному переходу из разряда других частей речи. В зависимости от того, от какой части речи произошел предлог, они подразделяются на виды:
  1. Отглагольные. Образованы от глаголов путем перехода их в предлоги (несмотря на, включая, считая, благодаря). По происхождению отглагольные предлоги являются формами деепричастий
  2. Отыменные. Это предлоги, которые представляют собой предложно-падежную форму существительных. К этому разряду относятся предлоги «путем», «в течение», «вследствие», «по мере», «насчет». Данные предлоги потеряли смысловую связь с существительными, от которых они произошли
  3. Наречные. Образованы от наречий.
Читайте также:  Когда будут известны результаты егэ 2017 по русскому языку

Предлог как часть речи в русском языке

Часто ученики допускают грубую ошибку, принимая такой предлог за наречие. Существует простое правило, согласно которому, если после слов «вокруг», «накануне», «возле» и им подобным стоит существительное или местоимение, то перед нами предлог. Для примера рассмотрим наречный предлог «накануне»:

  • Накануне каникул он решил взяться за учебу

В данном случае «накануне» – это предлог, так как рядом есть существительное. Кроме того, к этому слову невозможно задать вопрос.

Мы видим, что в данном предложение «накануне» – это наречие. От глагола «был» можно задать вопрос (когда?) к этому слову. Поэтому можно сделать вывод, что «накануне» – это самостоятельная часть речи, а не предлог.

Предлог как часть речи в русском языке

Несмотря на то, что предлоги относятся к служебным частям речи, они очень важны для русского языка, так как устанавливают связи между словами.

Источник: https://topkin.ru/voprosy/nauka-voprosy/chto-takoe-predlog-v-russkom-yazyike/

"Предлог как часть речи"

  • Урок русского языка по теме «Предлог как часть речи». 7-й класс
  • Цели урока:
  • образовательные:
  • формировать представление о предлоге как служебной части речи;
  • формировать умение узнавать предлоги и характеризовать их;
  1. воспитательная:воспитывать интерес к изучению русского языка;
  2. развивающая:развивать логическое мышление, память, умение работать с таблицами, кластерами.
  3. Тип урока, педагогическая технология.
  4. Урок изучения нового материала, развивающая технология (теория развития изобретательских задач /ТРИЗ/ и теория развития критического мышления / ТРКМ/).
  5. Результаты урока.
  6. Предметные:
  7. представление о предлогах;
  8. умение отличать предлоги друг от друга по значению.
  9. Метапредметные:
  10. формировать умение различать предлоги и приставки.
  11. Личностные:
  12. развивать логическое мышление, воспитывать любознательность.
  13. Ход урока

1. Организационный момент.

2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

— Ребята, возьмите листок бумаги с тем изображением, которое соответствует вашему эмоциональному настрою на урок.

Предлог как часть речи в русском языке

3. Актуализация опорных знаний.

— На календаре месяц февраль. Скажите, ребята, какой общероссийский праздник мы отмечаем в этом месяце? (Этот праздник – День Защитника Отечества)

  • — Послушайте, пожалуйста, стихотворение Юрия Шмидта “Защитники Отечества”.
  • Две старых фотографии, два деда,Со стен как будто смотрят на меня.Один погиб почти перед победой,
  • Другой пропал в немецких лагерях.
  • Один дошел до самого Берлина,В апреле сорок пятого — убит.Другой пропал без вести, словно сгинул,
  • И даже неизвестно, где лежит.
  • Защитники Отечества родного,Две разных жизни, но с одной судьбой.Со старых фотографий смотрят снова,
  • Те, кто отдали жизнь за нас с тобой.
  • И в этот День Защитника Отчизны,Героев павших будем вспоминать.Они для нас свои отдали жизни,
  • Чтоб мы могли отчизну защищать.

— Расскажите о своих впечатлениях от этого стихотворения? Какова его тема? Идея? (Ответы обучающихся)

Орфографическая минутка

  • Выпишите слово, в котором правописание гласной в корне слова определяется правилом: “После шипящих в корне слова пишется Ё, а не О”. (Дошёл)
  • Укажите слово, написание приставки в котором определяется правилом правописания приставок на з/с? (Сгинул)
  • Выпишите наречие, образованное приставочно-суффиксальным способом. (снова)
  • Выпишите действительное причастие прошедшего времени. (Павших)
  • Выпишите глагол, правописание окончания которого не подчиняется общему правилу. (Смотрят – глагол-исключение)

— А теперь давайте поработаем с текстом данного стихотворения.

4. Сообщение темы урока.

  1. Постановка проблемы.

  2. Поиск решения. Организация наблюдения за предлогами.

  3. Открытие нового.

  4. Обобщение.

— Ребята, а теперь внимательно посмотрите на наш текст.

Презентация

(На слайде 4 обучающимся предлагается деформированный текст.).

  1. Две старых фотографии, два деда,…стен как будто смотрят … меня.Один погиб почти …победой,
  2. Другой пропал … немецких лагерях.
  3. Один дошел… самого Берлина,… апреле сорок пятого — убит.Другой пропал … вести, словно сгинул,
  4. И даже неизвестно, где лежит.
  5. Защитники Отечества родного,Две разных жизни, но … одной судьбой.
  6. … старых фотографий смотрят снова,Те, кто отдали жизнь …нас … тобой.
  7. И …этот День Защитника Отчизны,Героев павших будем вспоминать.Они … нас свои отдали жизни,
  8. Чтоб мы могли отчизну защищать.

1) — Ребята, скажите, пожалуйста, чего не хватает в нашем стихотворении? Что изменилось? (В тексте не хватает предлогов. Стихотворение стало “нескладным”)

— Нарушилась грамматическая связь в предложениях.

2) — Почему в стихотворении появилась “нескладность”? Попробуйте восстановить пропущенные предлоги самостоятельно. (Обучающиеся вставляют предлоги в текст, зачитывают получившиеся варианты)

  • 3) — А теперь давайте посмотрим на авторский вариант.
  • (Слайд 5 с выделенными предлогами)
  • 4) — Итак, мы смогла побороть “нескладность” путем восстановления предлогов в тексте.
  • Получается, что такая маленькая часть речи как предлог, играет очень важную роль в языке.

5. Работа над новым материалом.

1) Работа над текстом определения.

— А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать правило о предлоге. (Дети составляют схемы, таблицы, краткие записи и др.)

  1. — Запишите получившееся правило любим удобным для вас способом.
  2. (Заслушивание вариантов обучающихся)
  3. — А теперь давайте обратимся к нашему авторитетному источнику знаний – учебнику русского языка.
  4. — Сравните свои записи с правилом в учебнике.
  5. — Какие ключевые слова мы выделим в правиле?
  6. (Зависимость одних слов от других; простые и составные; производные и непроизводные предлоги.)
  7. После того как дети подкорректируют свои записи и приведут их в соответствие с материалом учебника, учитель предлагает свой вариант записи теории. (Cлайд 6)
  8. 2) Работа по распознаванию простых и составных; производных и непроизводных предлогов.
  9. — Охарактеризуйте предлоги, встретившиеся нам в стихотворении. (Простые, непроизводные)
  10. — Составьте предложение по теме “День Защитника Отечества”, употребив составные и производные предлоги.
  11. (Обучающиеся представляют свои варианты, а затем учитель предлагает свой вариант)
  12. Учитель:
  13. В течение многих веков на Руси уважали Защитников Отечества.
  14. Не смотря на тяготы воинской службы, защита Родины всегда была делом почетным.

— Подчеркните предлоги. Как мы можем их охарактеризовать. (Составные, производные)

3) Работа по определению отношений, выраженных предлогами;

Работа с упражнением 287 учебника (устно).

Предлог как часть речи в русском языке

  • (До)ехать (до)границы, находится в двух часах лёту, выб…рались из трюма, остаться в к…юте, об…явить после старта, скрывшись за поворотом, брызги из (под)кормы, вымпел на мачт…, возникла за кормой, закончить перед отплытием, ост…новиться из(за) (не)погоды, оказаться вследствие (не)здоровья, вынырнуть из(под) скалы, выр…сли благодаря дождям.
  • — Ребята, выпишите только те словосочетания, которые применимы для характеристики Защитников Отечества. (Доехать до границы; выбраться из трюма; находиться в двух часах лёту)
  • Физкультминутка

— Ребята, я буду читать шуточное стихотворение, а вы, когда услышите предлог, хлопайте в ладоши. Ну что, готовы?

(Учитель читает наизусть шуточное стихотворение)

Чудесный выдался денек,А я учу предлоги…И, я шепчу, закрыв глаза,Скрестив под стулом ноги:“Что значит – “по”?“Что значит – “за”?И “за”, и “по” — предлоги, А хорошо бы за порогИ мчаться по дороге!Какой бы выдумать предлог,

  1. Чтоб не учить предлоги?
  2. 4) Дифференцированное задание:
  3. — Друзья, составьте 3 словосочетания с простыми непроизводными предлогами и 3 словосочетания с составными производными предлогами.
  4. — Постарайтесь, чтобы они соответствовали теме нашего сегодняшнего урока и были посвящены Защитникам Отечества.

5) “Лови ошибку!” (работа по технологии ТРИЗ).

  • Учитель читает утверждения о предлогах, а задача обучающихся определить какие из них являются истинными, а какие – ложными.
  • Условные обозначения:
  • “+” – правда
  • “-” — ложь
  • Предлог – это служебная часть речи. (+)
  • Предлоги бывают простыми и составными. (+)
  • Предлоги могут быть однозначными. (+)
  • В предложении предлог является дополнением. (-)
  • Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. (+)
  • Предлог из-за является составным. (+)
  • Предлог благодаря является производным. (+)
  • По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные. (+)
  • Предлог в течение пишется слитно. (-)
  • Ключ: +++-++++-

6. Рефлексия.

а) Рефлексия настроения и эмоционального состояния

— Возьмите листочек, на котором вы показали свое настроение в начале урока. Изобразите свое настроение в данный момент.

Предлог как часть речи в русском языке

б) Рефлексия содержания учебного материала.

Оформляем в виде “Рыбьей кости”, оценивая приращение знаний.

Предлог как часть речи в русском языке

  1. (Предлог:
  2. 1- служебная часть речи
  3. 2 — простые и составные
  4. 3 — производные и непроизводные)

7. Информация о домашнем задании.

Учитель поясняет домашнее задание:

— Предлагаю вам написать сочинение-миниатюру “А для меня День Защитника Отечества это…” или написать поздравление с праздником и обозначить графически в своей работе предлоги. Запомнить теоретический материал, изученный на уроке вам помогут или собственные записи в тетради, или теоретический материал параграфа 48 учебника.

Выбор за вами!

8. Выставление оценок.

— Сегодня мне очень понравилось работать с вами. Вы были активны, любознательны, настойчивы в добывании знаний и поэтому заслуживаете только хороших отметок. Молодцы!

Приложение 1 (Технологическая карта)

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/priedlogh-kak-chast-riechi-2

Часть речи предлог

Предлоги могут выражать различные отношения:

  1. Пространственные: идти по дороге, выехать на дорогу;
  2. Временные: вставать по утрам, поехать на лето;
  3. Причинные: ошибка по невнимательности, жалуется на болезнь.

Предлоги делятся на:

  • простые — состоящие из одного слога (в, на, по, к); составные — состоящие из двух и более слов (несмотря на, начиная с);
  • непроизводные: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через; производные — образованные от самостоятельных частей речи с утратой ими значения и морфологических признаков: насчёт, вследствие, ввиду и др.

Производные предлоги часто употребляются с одним каким-либо падежом. Непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами. Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом. Предлог благодаря не употребляется, когда речь идёт о причинах, вызывающих отрицательные последствия. Нельзя сказать «Благодаря снежным заносам движение прервано».

Употребление предлогов в и на может зависеть от того, с каким существительным они сочетаются: ехать в поезде — ехать на трамвае, работать в бригаде — работать на заводе, ехать в Крым — ехать на Кавказ и т.д. У предлогов в и на есть антонимичные предлоги из и с: идти из школы — идти в школу, взять с полки — положить на полку.

Не путайте предлоги с омонимичными частями речи:

  • напротив дома (предлог) — живу напротив (наречие), впереди отряда (предлог) — идти впереди (наречие);
  • благодаря дождю (предлог) — благодаря хозяйку (деепричастие), несмотря на болезнь (предлог) — не смотря по сторонам (деепричастие);
  • насчёт работы (предлог) — положить на счёт банка (существительное), в течение суток (предлог) — в течении реки (существительное), ввиду ненастья (предлог) — иметь в виду (существительное).
Читайте также:  "не обращать внимание" или "не обращать внимания", как правильно?

Предлоги не изменяются (отсутствуют непостоянные морфологические признаки).

Примеры предлогов

Простые предлоги

Благодаря отцу я и сёстры знаем французский, немецкий и английский языки (А. Чехов). Вопреки моему желанию, они познакомились (В. Гаршин). К нам на выходные приехал общий друг из Прибалтики.

Составные предлоги

Несмотря на затяжную болезнь, он продолжал посещать лекции. В заключение я хочу сказать несколько слов о родителях. Мы пошли прогуляться вдоль по набережной.

Синтаксическая роль

Предлоги не являются членами предложения.

Морфологический разбор

Для предлога делают морфологический разбор — отмечают постоянные признаки и указывают предлог как неизменяемую часть речи, не имеющую начальной формы и не являющуюся членом предложениям. Смотрите подробнее план и пример морфологического разбора предлогов.

Подробные описания частей речи русского языка:

morphologyonline.ru — морфологический разбор слов

Источник: http://morphologyonline.ru/predlog.html

Конспект урока русского языка на тему "Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. "

Тема. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. Дидактическая цель: Обобщение и систематизаций знаний о предлоге и правописании предлогов.

  • Образовательная задача: Актуализировать и обобщить знания учащихся о правописании предлогов.
  • Развивающая задача: Продолжить формирование умений применять правила правописания предлогов, разграничивать предлоги и омонимичные конструкции.
  • Воспитательная задача: Способствовать воспитанию духовности и культуры, самостоятельности, инициативности и совершенствованию способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
  • Формирование ключевых компетенций: формирование лингвистической, языковой компетенций.

Ход урока. 1.Словарный диктант.

Крест-накрест, точь-в-точь, всего-навсего, с бухты-барахты, по-видимому, полным-полно, на ощупь, на память, в обмен, исподволь, наизнанку, в насмешку, невтерпёж, вбок, вброд, ни в коем случае, до отвала, назло, набело, по-иному, впоследствии, на удалую, ненароком, замуж, с размаху, с налёту, побоку, на авось, не к спеху, незачем, сбоку, на боковую, ни дать ни взять, ни свет ни заря, неоткуда взять, недоставало терпения, совершенно необъяснимый случай, не за чем укрыться от ветра. Не дёшево, а дорого, не нарушаемая ничем тишина, неистовствовать, не обессудьте, непуганый, ни к чему не прикасался, не проронили ни единого слова.2.Проверка домашнего задания.

  1. 1)Упражнение №
  2. 2) алгоритм написания частицы ни
  3. 3. Словарная работа:

Квинтэссенция (лат.) — самое главное, наиболее существенное.

Конфиденциальный (лат.) доверительный, не подлежащий огласке

Катаклизм (греч.) – разрушительный переворот, катастрофа.

4.Предлог как служебная часть речи. Знаменательные части речи можно противопоставить служебным. Само название термина «служебные» указывает на функциональность включения слов данной группы в речевое построение.

 Служебные части речи в отличие от знаменательных частей речи не называют предметов, действий, признаков, не выполняют самостоятельной синтаксической функции в предложении. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы.

  • На доске предложение.
  • Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах со стороны полотна (К Паустовский).
  • Найти все служебные части речи
  • (В этом предложении 23 слова, из них служебных 8. Одни служат для связи слов в предложении, другие для связи простых предложений в составе сложного, а
  • служебное слово «не» выражает отрицание).
  • а)Назовите предлоги
  • б)Чем отличаются предлоги от союзов и частиц?
  • в) назовите известные вам предлоги
  • Предлог–служебная часть речи, обозначает отношение между объектом и субъектом, выражает зависимость существительных, местоимений, числительных

от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги не являются членами предложения, не имеют лексического значения, к ним нельзя задать вопрос.

  1. Классификация по происхождению и строению
  2. Непроизводные (древнейшие)
  3. –в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, через, с, у ,за, над, об, под, про, для
  4. Производные
  5. предлоги образовались в более позднее время от других частей речи и подразделяются на:
  6. Наречные: вблизи,
  7. вглубь, вдоль, возле, около, вокруг, впереди, после и др.
  8. Отыменные:
  9. посредством, в роли, в зависимости от, путем, насчет, по поводу, ввиду, по случаю, в течение и др.
  10. Глагольные
  11. (образованы в большинстве своем от деепричастий нежели от глаголов –
  12. благодаря, несмотря на, спустя и др.)
  13. Классификация по структуре
  14. Простые (состоят из одного слова): в,с, к, у, над, на.
  15. Сложные (состоят из двух, соединенных дефисом): из-под, из-заи др.
  16. Составные
  17. (состоят из нескольких слов) : несмотря на, в отличии от, в связи с и др
  18. Классификация по отношениям
  19. Пространственные -около, в , среди, на и др.
  20. Временные -в течение, в предложение и др.
  21. Причинные в виду, благодаря, вследствии, в связи, из –
  22. за и др.
  23. Целевые –для
  24. Правописание предлогов
  25. Слитно Раздельно Через дефис
  26. вследствие в течение из-за
  27. ввиду в продолжение из-под
  28. наподобие по причине по-над
  29. вместо в целях
  30. насчет (о) со стороны
  31. вроде в меру
  32. внутри в связи
  33. наперекор за исключением
  34. сверх в области
  35. Иметь в виду (в три слова)

Предлоги: благодаря, согласно, вопреки, наперекор навстречу — употребляются с ДАТ. Падежом.

Морфологический разбор предлога. Порядок разбора: 1. Часть речи. 2. Непроизводный или производный. 3. Простой или сложный. 4. Выражаем отношения (пространственные, временные, целевые, причинные). 5. С каким падежом употреблён. 4. Правописание предлогов.

Слово учителя:

В русском языке существуют слова, которые имеют одинаковую фонетическую структуру и схожи в написании, но относятся к разным частям речи. Определить, к какой части речи они принадлежат, можно только в контексте.

Самостоятельные части речи

  • Производные предлоги
  • Положить на счёт предприятия.
  • Договориться насчёт встречи.
  • В течении реки.
  • В течение дня.
  • Не смотря в лицо.
  • Несмотря на погоду.
  • В продолжении книги.
  • В продолжение часа.
  • Благодаря за подарок.
  • Благодаря подоспевшей помощи.
  • На встречу с другом.
  • Навстречу ветру.
  • Провели в заключении.
  • В заключение речи хочу сказать.
  • В следствии допущены ошибки.
  • Вследствие дождя.
  • Оказаться в виду острова.
  • Ввиду ошибки.

5.Закрепление материала

  1. (В)виду плохой погоды экскурсию отменили. Имейте это, пожалуйста (в)виду.

  2. Кружились снежинки (в)роде пушинок. (В) роде имен существительных нелегко разобраться.

  3. (На)подобие этих фигур указывают не размеры, а формы. Перед путниками высилась скала (на)подобие стены.

  4. Вода моментально устремилась (в)место прорыва. (В)место меня сегодня дежурит мой товарищ.

  5. Мы бежали (на)встречу брызгам волн. Они отправились (на)встречу с любимым артистом.

2. Пунктуационно- орфографическая разминка.

  1. В течени .. столетий люди бе..пощадно охотились на бобров они ловили их в ловушки ставили хитр..умные капканы стреляли из луков и ружей. 2. В продолжени… трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени… речку н.. одно суденышко не могло вступить в спор с раз..гравшейся стихией. 3. Мшары это озера заросшие в течени… тысячелетий. 4. В течени… часа мы были как в лихорадк..

    . 5. В продолжени.. нескольких суток дорога была как в весенн.. распутицу. 6. ..следстви.. аварии в течени.. трех дней нам пр..шлось работать …ручную. 7. Он участвовал ..следстви.. об авари.. на станци.. как эксперт. 8. Несмотря на холод окна в доме ра..пахнуты ..стеж.. . 9. В течени.. трех часов альпинисты ..смотря ..низ подн..мались ..верх горы. 10. ..смотря на то что реч..

    нка обмелела перейти ее ..брод (по) прежнему ..возможно.11. Он пошел проч.. ..смотря н.. на кого. 12. В продолжени… всего вечера папа ..смотря на то что он ..роде бы (без) умолку и (без) устали шутил был не таким как всегда. 13. ..смотря на все мои старания я ..как ..мог заснуть бе..конечной вереницей тянулись мысли ..нужные и ..ясные. 14. Взволнова…ый он говорил очень тихо ..

    смотря в зал.

3.Проверь себя!

Объясните правописание. Подчеркните производные предлоги.

  1. Смотреть (в)след уходящему теплоходу.

  2. Жить (в)близи стадиона.

  3. Сделать запрос (на)счет графика работы.

  4. Разрешить отнести расходы (на)счет администрации.

  5. Болеть (в)продолжени.. семестра.

  6. (В)продолжени… фильма увидеть новых актеров.

  7. (В)заключени… сделать в сочинении нужные обобщения.

  8. (В)заключени… сочинения отсутствуют выводы.

  9. (В)течени… всего лета шли дожди.

  10. (В)виду шторма рыбаки не вышли в море.

  11. (Не)смотря на все старания, он опоздал.

  12. (В)следстви.. болезни он пропустил урок.

  13. (В)следстви… были допущены ошибки.

  14. (В)след экипажам двинулись люди.

6. Подведение итого урока. Рефлексия.

7.Дом.зад. Упр. № 358 ( ч.2)

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-na-temu-predlog-kak-sluzhebnaya-chast-rechi-pravopisanie-predlogov-2678040.html

Что такое предлог?

Мы уже знаем, что слова в предложении связаны по смыслу. Сегодня мы узнаем о маленьких помощниках, без которых эта связь не была бы возможна.

Рассмотрим первый пример. Составим предложение со словами кот и стол, опираясь на рисунки.

  • Кот сидит на столе.
  • Кот сидит под столом.
  • Кот сидит за столом.
  • Кот сидит у стола.

Назовём слова, которые помогли указать, где находится кот: на, под, за, у. Если убрать их из предложений, они теряют свой смысл и связность.

Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов друг с другом.

В русском языке около 200 предлогов. Познакомимся с некоторыми из них.

Где растут грибы? В лесу. Предлог В.

 Где сидит Колобок? На пеньке. Предлог НА.

С кем дружит собака? С кошкой. Предлог С.

Корабль плывёт по чему? По морю. Предлог ПО.

Где сидит ученик? За партой. Предлог ЗА.

Запомним предлоги: в, без до, из, к, на, по, о, от, перед, при, через, для, с, у, за, над, об, под, про.

В отличие от существительных, прилагательных и глаголов предлоги не отвечают на вопросы. Однако связь слов в предложении без предлогов невозможна.

Запомним: Предлоги со словами пишутся раздельно.

Мы уже знаем, что в русском языке есть похожие приставки. Но приставки – это часть слова, поэтому они пишутся со словами слитно. А предлоги – это часть речи, поэтому они пишутся со словами раздельно.

  1. Давайте узнаем, как отличить приставку от предлога.
  2. Определим, где приставка, а где предлог.
  3. (На)писал (на)конверте.
  4. Первый способ: можно отбросить или поменять приставку, а предлог – нет. Попробуем:

Писал (на) конверте. Слова связаны по смыслу. Значит, первое НА – приставка.

Написал конверте. Связь нарушилась. Значит второе НА – предлог.

Читайте также:  Проверочное слово к слову "чудесен"

Написал – НА приставка – пишем слитно. На конверте – НА предлог – пишем раздельно.

  • Запомним: предлоги с глаголами не употребляются!
  • Рассмотрим второй способ:
  • (Про)читал (про)животных.
  • Второй способ: между предлогом и словом можно вставить другое слово. Попробуем:

Прочитал – что сделал? – это глагол, ПРО – приставка, вставить другое слово нельзя.

Прочитал про домашних животных. ПРО – предлог, напишем раздельно.

Прочитал про животных.

Слово предлог в перевод с греческого означает «перед словом». По частоте употребления предлоги занимают четвёртое место после имён существительных, глаголом и имён прилагательных.

  1. вернуться на страницу «Русский язык 2 класс» >>>
  2. Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
  3. Присоединяйтесь к нам в

Источник: https://reallanguage.club/chto-takoe-predlog/

Предлог — это… Что такое Предлог?

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.
Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Предло́г — служебная часть речи, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях.

Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного).

Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Они обслуживают управление как вид подчинительной связи, будучи связаны с управляющим компонентом словосочетания.

Данная часть речи сформировалась за счёт других лексико-грамматических разрядов. Этим во многом обусловлена неоднородность предлогов. В течение XIX—XX веков наблюдается непрерывное пополнение состава производных предлогов.

Интереснее всего развиваются предлоги, выражающие наиболее отвлечённые значения — объективные, причинные, целевые и т. д.

В развитии новых предлогов сказывается возрастающая роль в русском языке XIX века публицистической и научной речи.

Часть предлогов, в основном производных, совмещают ряд значений. Так, предлоги за, под, из, от, в, на совмещают причинные, пространственные и временные значения.

Предлог через, выражая пространственные (через горы) и временные (через века) отношения, в просторечии встречается при выражении причинных отношений (через тебя я лишился семьи).

Другие предлоги совмещают причинные значения со значениями цели, например для, по.

Классификация по происхождению и строению

  • Непроизводные (древнейшие предлоги) — в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, при, через, с, у, за, над, об, под, про, для.
  • Производные предлоги образовались в более позднее время от слов других частей речи и подразделяются на:
    • наречные — вблизи, вглубь, вдоль, возле, около, вокруг, впереди, после и др.;
    • отыме́нные — посредством, в роли, в зависимости от, путём, насчёт, по поводу, ввиду, по случаю, в течение и др.;
    • глагольные (образованы были в большинстве своём скорее от деепричастий, нежели собственно глаголов) — благодаря, несмотря на, спустя и другие.

Классификация по структуре

  • Простые (состоят из одного слова): в, с, к, у, над, на, перед, при и др.
  • сложные (состоят из двух простых, соединённых дефисом): из-под, из-за, по-над и др.
  • составные (состоят из нескольких слов): несмотря на, в отличие от, в связи с и др.

Классификация по употреблению с падежами существительных (валентность)

  • с одним падежом
  • с двумя падежами
  • с тремя падежами

Классификация по отношениям

Как отмечают исследователи, в современном русском языке круг значений предлогов, сфера выражаемых ими отношений расширяются и углубляются. Итак, предлоги не изменяются и не являются членами предложения, но они выражают различные отношения:

См. также

  • Словообразование предлогов

Ссылки

Литература

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/30486

Служебные части речи

Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении.
Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.

Предлоги выражают различные отношения:

  1. пространственные;
  2. временные;
  3. причинные.

Непроизводные и производные предлоги

Предлоги делятся на непроизводные и производные.
Непроизводные предлоги: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.
Производные предлоги образованы от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков.

Следует различать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи.

  1. Предлоги:
    • напротив дома, впереди отряда, возле реки, внутри палатки, кругом сада, вдоль дороги, вблизи берега, согласно указанию;
    • вокруг оси, ввиду ненастья, насчет работы, вследствие дождя, в течение суток, в продолжение ночи, сказать в заключение, в силу обстоятельств;
    • благодаря дождю, несмотря на болезнь.
  2. Самостоятельные части речи:
    • Наречие:
      живу напротив, идти впереди, стоять возле, вымыть внутри, осмотрел кругом, наклеить вдоль, не было вблизи, жить согласно, оглянулся вокруг, иметь в виду
    • Имя существительное:
      положить на счет банка, в следствии по данному делу, в течении реки, в продолжении романа, в заключении на книгу, верить в силу.
    • Деепричастие:
      благодаря хозяйку, не смотря по сторонам.

Производные предлоги обычно употребляются с одним каким-либо падежом. Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.

Примечание.
Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми (в, на, к, от, до, из, вопреки, после и др.). Предлоги, состоящие из двух и более слов, называются составными (несмотря на, в заключение и др.).

Морфологический разбор предлога

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологический признак:
Неизменяемость

III. Синтаксическая роль.

Союз

Союз — служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.
Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочиненного).

Подчинительные союзы связывают в сложном (сложноподчиненном) предложении простые предложения, из которых одно подчинен по смыслу другому, т.е. от одного предложения к другому можно поставить вопрос.

Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми: а, и, но, или, либо, то, как, что, когда, едва, будто и др.

, а союзы, состоящие из нескольких слов, составными: в связи с тем что, ввиду того что, в то время как, вследствие того что, несмотря на то что и др.

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы делятся на три группы:

  1. Соединительные: и; да (в значении и); не только… но и; как… так и;
  2. Противительные: а; но; да (в значении но); однако же; зато;
  3. Разделительные: или; или… или; либо; то… то; не то… не то.

Части некоторых союзов (как… так и, не только… но и, не то… не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения.

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

  1. Причинные: потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;
  2. Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.;
  3. Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;
  4. Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;
  5. Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно и др.;
  6. Изъяснительные: что; чтобы; как и др.;
  7. Уступительные: несмотря на то что; хотя; как ни и др.

Морфологический разбор союза

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:
1) Сочинительный или подчинительный;
2) Неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

Частица

Частица — служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.
Частицы не изменяются и не являются членами предложения.

  • По значения и роли в предложении частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.
  • Формообразующие частицы
    К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования условного и повелительного наклонения глагола.
  • Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после глагола, может отделяться от глагола другими словами.
  • Отрицательные частицы
  • К отрицательным относятся частицы не и ни.

Частица не может придавать предложения или отдельным словам не только отрицательное, но и положительное значение при двойном отрицании.

Значение частицы не

  1. Отрицательное значение.
    • всего предложения: Не спешите с ответом. Не бывать этому.
    • отдельного слова: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.
  2. Положительное значение.
    • Товарищ не мог не помочь мне.
  1. Отрицательная частица ни может иметь, кроме отрицательного, другие значения.
  2. Значение частицы ни
  1. Отрицательное значение в предложении без подлежащего.
    Ни с места! Вокруг ни души.
  2. Усиление отрицания в предложениях с частицей ни и со словом нет.
    Вокруг нет ни души. Не видно ни кустика.
  3. Обобщающее значение в предложениях с отрицательным местоимением и наречием.
    Что ни (=всё) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (=всюду) посмотришь, везде поля и поля.
  • Модальные частицы
    К модальным относятся частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего.
  • Частицы, вносящие в предложение смысловые оттенки, делятся на группы по значению:
  1. Вопрос: ли, разве, неужели
  2. Указание: вот (а вот), вон (а вон)
  3. Уточнение: именно, как раз
  4. Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти

Частицы, выражающие чувства и отношение говорящего, также делятся на группы по значению:

  1. Восклицание: что за, как
  2. Сомнение: вряд ли, едва ли
  3. Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки
  4. Смягчение, требование: -ка

Морфологический разбор частицы

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:
1) Разряд;
2) Неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

Междометие

Междометие — особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.

Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но иногда междометия употребляются в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения.

Другие заметки по русскому языку и литературе

Источник: http://edu.glavsprav.ru/info/sluzhebnye-chasti-rechi

Ссылка на основную публикацию