Корень в словах «солнце» и «солнышко»

Корень в словах На этот вопрос можно ответить (и это будет одинаково правильно!) по-разному. Все дело в том, о каком корне пойдет речь.

Если в слове солнце надо выделить корень, т. е. непроизводную основу, которая имеется в нем с точки зрения современного русского языка, то это будет солн-.

Та же непроизводная основа связанного характера содержится в словах солнышко, подсолнух. Все эти существительные соответственно имеют суффиксы – ц– (ср. сердце, донце, сальце), – ышк– (ср.

перышко, зернышко, горлышко) и– ух– (ср. кожух).

В диалектах тот же корень содержат слова посолонь «по солнцу», солнопек «солнцепек», усолонь «тень» и др. А в стихах С. Есенина мы наблюдаем эту непроизводную основу и в свободном виде (солнь).

Придется ответить на вопрос заголовка совсем по-другому, если в слове солнце надо выделить корень с этимологической точки зрения, т. е. такую часть, которая далее не членится даже при привлечении сравнительно-исторических данных.

В таком случае в качестве корня в нашем слове необходимо будет выделить сол– (< съл-, ср. др. – рус. сълньце).

Этот корень вычленяется в нем по сопоставлению с родственными словами в других индоевропейских языках: др. – прус. saule, лат. sol, др. – сканд. sōl, греч. hēlios, нем. Sonne – в значении «солнце», греч.

selēnē «луна» и др.; следующая после сол– морфема – н-в этимологическом плане будет суффиксом.

Этимологический анализ обнаруживает в слове солнце тот же корень, что и, например, в словах гелий (от греч. hēlios) и солярий «площадка для приема солнечных ванн» (от лат. solarium «терраса», производного от solaris «солнечный»).

Более того, в известной степени слову солнце окажутся родственными названия гелиотропа и зонтика. В слове гелиотроп слову солнце «родной» является часть гелио– (см. выше), часть– троп (ср. поэтический троп) передает греч. tropos «поворот».

Цветок назван так за те же свойства, что и подсолнечник. У слова зонтик нашему существительному «родственником» приходится часть зон-: в голландском языке, откуда нами было взято это название, zondek является сложением слов zon «солнце» и dek «покрышка».

До заимствования этого слова в нашем языке для названия зонтика от солнца использовалось слово солнечник. Ср. в «Путешествии» И.Петлина 1618 г.: А над воеводами несут солнешники великие.

Источник: http://laboratoriya-znaniy.ru/index.php/grammatika-russkogo-yazyka/lingvisticheskie-detektivy-nikolaya-shanskogo/7033-gde-koren-v-slove-solntse

Читать онлайн Лингвистические детективы страница 27. Большая и бесплатная библиотека

Названные в очерке лексические единицы уже вошли в толковые словари (см., например, Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 1998).

Где корень в слове солнце?

На этот вопрос можно ответить (и это будет одинаково правильно!) по-разному. Все дело в том, о каком корне пойдет речь.

Если в слове солнце надо выделить корень, т. е. непроизводную основу, которая имеется в нем с точки зрения современного русского языка, то это будет солн-. Та же непроизводная основа связанного характера содержится в словах солнышко, подсолнух. Все эти существительные соответственно имеют суффиксы – ц– (ср. сердце, донце, сальце), – ышк– (ср. перышко, зернышко, горлышко) и– ух– (ср. кожух).

В диалектах тот же корень содержат слова посолонь «по солнцу», солнопек «солнцепек», усолонь «тень» и др. А в стихах С. Есенина мы наблюдаем эту непроизводную основу и в свободном виде (солнь).

Придется ответить на вопрос заголовка совсем по-другому, если в слове солнце надо выделить корень с этимологической точки зрения, т. е. такую часть, которая далее не членится даже при привлечении сравнительно-исторических данных.

В таком случае в качестве корня в нашем слове необходимо будет выделить сол– (< съл-, ср. др. – рус. сълньце).

Этот корень вычленяется в нем по сопоставлению с родственными словами в других индоевропейских языках: др. – прус. saule, лат. sol, др. – сканд. sōl, греч. hēlios, нем. Sonne – в значении «солнце», греч.

selēnē «луна» и др.; следующая после сол– морфема – н-в этимологическом плане будет суффиксом.

Этимологический анализ обнаруживает в слове солнце тот же корень, что и, например, в словах гелий (от греч. hēlios) и солярий «площадка для приема солнечных ванн» (от лат. solarium «терраса», производного от solaris «солнечный»).

Более того, в известной степени слову солнце окажутся родственными названия гелиотропа и зонтика. В слове гелиотроп слову солнце «родной» является часть гелио– (см. выше), часть– троп (ср. поэтический троп) передает греч. tropos «поворот». Цветок назван так за те же свойства, что и подсолнечник.

У слова зонтик нашему существительному «родственником» приходится часть зон-: в голландском языке, откуда нами было взято это название, zondek является сложением слов zon «солнце» и dek «покрышка». До заимствования этого слова в нашем языке для названия зонтика от солнца использовалось слово солнечник.

Ср. в «Путешествии» И.Петлина 1618 г.: А над воеводами несут солнешники великие.

Может ли ком быть суффиксом?

Для многих из вас этот вопрос, вероятно, выглядит так, словно он специально придуман для книжки по занимательной грамматике или языковой викторины на уроках русского языка в школе. Между тем этот вопрос самый что ни на есть серьезный: он касается важных сторон разбора слова по составу.

Конечно, звуковой комплекс ком заставляет вспомнить прежде всего о существительном ком, но отнюдь не о суффиксе – ком. Да, – ком может быть суффиксом, и в качестве значимой части слова он выделяется в небольшой, но приметной словесной семье.

Если обратить внимание на то, как только что графически был обозначен этот суффикс, то можно определить, к какой части речи относятся имеющие его слова. Ведь дефиса с правой стороны не было. Значит, за суффиксом нет окончания, и слово с суффиксом – ком всегда выступает как чистая основа.

А чистую основу, как известно, имеют лишь неизменяемые части речи, среди которых на первом месте стоит наречие. Именно среди этой разношерстной по морфемному составу части речи и находятся слова с нашим чудным суффиксом, не отмеченным пока ни одной грамматикой русского языка.

Для начала обратимся к слову пешком. Как оно членится на морфемы? Ввиду того что это наречие прямо и непосредственно связано со словами пеший, пешеход, пехота, его можно и должно разделить лишь на корень пеш– и суффикс– ком.

Делить слово пешком на пеш-к-ом (это иногда делается) нельзя потому, что в современном русском языке нет уже слова пешькъ «пешеход», а со словом пешка «шахматная фигура», «ничтожество» наше наречие давно порвало всякие родственные узы.

Вот вам первое слово с суффиксом– ком. Первое, но не последнее. Эту же морфему содержат в себе и наречия ползком (ср. ползать), тайком (ср. тайно, утаить), силком (ср. силой; об этом слове см. заметку «Чему родственно слово силком?»), гуськом (ср. как гуси), битком (ср. набитый), торчком (ср.

торчать), ничком (ср. ниц (падать), поникнуть и пр.) и т. д.

Так что суффикс – ком не составляет собственность отдельных и изолированных слов (как, скажем, суффиксы – алей и – овизн(а), известные лишь в словах дуралей и дороговизна), а образует определенную, хотя и непродуктивную словообразовательную модель.

Может возникнуть новый и естественный вопрос: а каково происхождение этой морфемы? Языковые факты говорят, что суффикс– ком разрастался «как снежный ком» в связи с изменениями в структуре слова.

Вот как это было.

В праславянском языке на раннем этапе его развития окончание твор. п. ед. ч. у существительных с основой на ǒ (> ъ) было *-ть.

В результате слияния тематического суффикса основы ъ(< ǒ) с *-ть родилось окончание– ъмь, которое затем – уже в древнерусскую эпоху – превратилось (после падения редуцированных и отвердения конечного м) в – ом. При превращении существительных в наречия окончание – ом становилось суффиксом (ср. *mig-ъ-mь > миг-ом (сущ.

) > миг-ом (нареч.). Такой суффикс в свое время возник и у наречия пешком, когда оно появилось на свет от существительного пешькъ «пешеход» в форме творительного падежа (пешькъмбь > пешком).

Подобный суффикс видим мы и сейчас в наречиях типа броском (ср. бросок) и волчком (ср. волчок). В слове пешком он не сохранился, поскольку исчезло «промежуточное звенышко» словообразовательной цепочки – исходное существительное (пешькъ в значении «пешеход»). В результате в наречии пешком произошло переразложение основы: она стала делиться не на пеш-к-ом, а на пеш-ком.

Так родился суффиксальный– ком: – ъмь – ом (из ъ < ǒ + мь) – – ком (из к < ьк, ьк + ом). Заметим, что далеко не во всех словах этот суффикс именно такого происхождения. В некоторых словах он выступает как – ком с самого момента их рождения. Это там, где наречие было сделано с его помощью, по аналогии со словами типа пешком (например, в наречиях стойком, торчком и т. п.).

Читайте также:  Почему жену петуха зовут курица?

Чему родственно слово силком?

На первый взгляд ответ на этот вопрос лежит, так сказать, на поверхности и определяется значением и смысловыми связями этого слова.

Его значение – «насильно, силой». Соотносительное ему корневое слово – существительное сила. Ср.: …Их обезоружили силой (Шолохов); …Меня и замуж силком выдали (Арбузов).

Однако современная родственность этого слова существительному сила не является исконной. И об этом в достаточной мере ясно говорит уже его «ненормальная» структура: суффикс– ком при основе существительного женского рода (сила). Ср.: силой, зимой, порой и т. д.

Рассмотрение слова силком в ряду других, имеющих то же конечное звукосочетание (бочком, щипком, броском и др.), показывает его действительное происхождение.

Это существительное образовалось на базе творительного падежа слова силок «петля для ловли птиц и мелких животных» (вначале лишь в выражениях поймать силком, тащить силком).

Омонимичность корневого сил– в силок непроизводной основе в сила и смежность значений «поймать, тащить силком» и «поймать, тащить силой» привели к смешению этих слов. В результате слово силком оторвалось от своего родителя (от слова силок) и стало осознаваться как производное от существительного сила.

Баки, дупель, Каспий и другие

Эти слова, так не похожие по своему значению друг на друга, не только однородны синтаксически, но и связаны между собой в другом отношении: они однотипны по своему образованию. Все эти существительные представляют собой по происхождению «кусочки» слов, ставшие целыми словами.

Источник: https://dom-knig.com/read_393307-27

Как Разобрать По Составу Слово "Солнышко"?

Разбор слова по составу начинается с выделения окончания — изменяемой части слова. В данном случае у нас окончание . Сразу же выделяется основа слова — все его части без окончания, получаем солнышк-.

Теперь ищем корень слова — главная значимая часть слова, в которой отражено общее лексическое значение всех однокоренных слов, он неизменен в однокоренных словах. Проверяем: солнце, солнышко.

Значит, в нашем слове получается корень солн- Теперь остается суффикс, который находится после корня. В нашем случае это -ышк-.

Попробуем разобрать слово «солнышко» по составу:

  • «солн» является в данном слове корнем;
  • «ышк» будет у слова солнышко суффиксом;
  • «о» является в данном слове окончанием.

Слово «солнышко»-уменьшительно-ласкательное от слова «солнце».

Слово «солнышко» в разговорной речи употребляется как ласковое обращение к дорогому, любимому человеку. По составу данное слово разберём так:

  • «солн» — корень слова
  • «ышк» — суффикс слова
  • «о» — окончание слова
  • «солнышк» — основа слова

Слово «СОЛНЫШКО» единственного числа, среднего рода, является уменьшительно — ласкательной формой слова солнце. Разберем данное слово по составу, то есть сделаем морфемный анализ:

  • «солн» — это корень слова;
  • «ышк» — это суфффикс слова;
  • «о» — это окончание слова;
  • «солнышк» является основой слова;
  • приставки нет.

всё просто: солн- корень ышк- суффикс о-окончание

Здесь корнем слова будет однозначно «солн». Далее ищем уменьшительно-ласкательный суффикс -ышк. Он есть в других уменьшительных словах: зернышко, например. И «о» здесь является окончанием слова, в среднем роде.

Итак, дано слово солнышко. Сначала выделяем окончание, в данном слове окончание — О. Всё остальное основа слова. Корень — солн, а суффикс — _ышк_. Как видите, ничего сложного в разборе слова солнышко нет.

Слово «солнышко» в правильном варианте разбирается по составу следующим образом. Основой слова будет «солнышк», то есть подчеркиваем снизу всю эту часть. Далее, приставки в слове нет, корнем слова будет «солн», затем идет суффикс, который в этом слове будет «ышк». И в конце слова стоит окончание «о». Вот такой вот разбор слова.

Все достаточно просто. Разобрать по составу слово СОЛНЫШКО(провести морфемный анализ) нужно следующим образом:

  • солн — это корень слова;
  • ышк — является суффиксом;
  • о — это окончание слова;
  • солнышк — основа.

Слово «Солнышко», является уменьшительно-ласкательной формой слова солнце. По своему составу, это слово можно разобрать следующим образом —

  • корень слова — «солн-«;
  • суффикс слова — «-ышк-«;
  • окончание слова — «-о».

Основа — «солнышк».

Разобрать по составу слово «солнышко», а иначе произвести его морфемный анализ, нужно следующим образом: —солн— корень слова; —ышк— суффикс слова; —о— окончание слова. Не забудем выделить основу слова «солнышко»: солнышк.

Источник: http://otvet.expert/kak-razobrat-po-sostavu-slovo-solnishko-363461

состав слова,корень,приставка суфикс окончания, слова:заря,солнце,солнышко,снег,снежок,снежный,лететь,прилететь

5-9 класс

заря я окончание корень зар  зар состав слова солнце е окончание состав слова солнц корень солн ц суффикссолнышко о оканчание состав слова солнышк корень солн ышк суффик

заря корень заря приставки нету окончание нулевое и суфикса тоже нету .солнце корень солнц окончание е суфикса приставки нету.солнышко корень солн окончание о суфикс ы ш к .

снег корень снег окончание нулевое приставки и суфикса нету .снежок снеж корень приставки окончания и суфикса нету.снежный снеж корень н суфикс окончание ый .лететь корень лет окончание еть .

прилететь приставки пре окончание еть корень лет 

Ответить

KATRENA / 20 сент. 2014 г., 21:42:19

СРОЧНО!! ПОЖАЛУЙСТА!! Разбор слова по составу, корень,приставка,суфикс,окончание : Лисята,СРОЧНО!! ПОЖАЛУЙСТА!!

Разбор слова по составу, короче,приставка,суфикс,окончание : Лисята, Волчата, Утенок-утята,Олененок-оленята,Воронёнок — воронята

Tujhrfibhcrbq / 13 мая 2014 г., 1:42:10

по данным схемам определите грамматические признаки глагола приставка ,корень,суффикс-и, окончание-те. Приставка корень ,суффикс-а,

окончание-тькорень,суффикс-а,суффикс-л окончание нулевое быПриставка корень ,окончание -ешьПриставка корень суффикс-ывай, окончание нулевое суффикс-сяПриставка корень суффикс-ывай, окончание -теПриставка корень суффикс-ыва, окончание -ютзамените схемы словами, которые имеют корень пис или пиш(писать)

Insapovasv / 06 дек. 2013 г., 12:46:47

1. В каком слове нет приставки?

а) погоня б) подкова в) подошва г) пощёчина 2. В каком слове две приставки? а) недоумевать в) перестройка б) задобрить г) неоконченный 3. В каком слове есть суффикс -к-? а) ленточка б) почка в) косилка г) баночка 4. В каком слове есть суффикс -очк-1 а) сорочка б) уточка в) лампочка г) тарелочка 5.

Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания? а), прочитанный в) созвучный б) антикварный г) доблестный 6.Укажите слово, образованное суффиксальным способом: сбежать подберёзовик берёзовый прогулять 7.Укажите слово, образованное приставочным способом: унести подосиновик мостик зимний 8.

Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом: прогулять потрясти связать подделка 9. Укажите слово, образованное сложением основ: газопровод подосиновик подберёзовик подлесок 10.Укажите способ образования слова шестиклассник: приставочный сложение основ приставочно-суффиксальный бессуффиксный 11.

Укажите способ образования слова допушкинский: приставочный сложение основ приставочно-суффиксальный бессуффиксный 12.Укажите способ образования слова смешной: приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный бессуффиксный 13. Укажите способ образования слова обход: приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный бессуффиксный 14.

Укажите способ образования слова мороженое: приставочный суффиксальный переход из одной части речи в другую бессуффиксный

Вы находитесь на странице вопроса «состав слова,корень,приставка суфикс окончания, слова:заря,солнце,солнышко,снег,снежок,снежный,лететь,прилететь«, категории «русский язык«. Данный вопрос относится к разделу «5-9» классов.

Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «русский язык«.

Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Читайте также:  Запятая перед союзом и в предложении

Источник: https://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/917706_sostav-slovakorenpristavka-sufiks-okoncania-slovazarasolncesolnyskosnegsnezoksneznyjletetpriletet/

Ученический проект "Лингвистический анализ слова "Солнце"

Слайд 1

Работу выполнили: Гузеева Виктория, Иванова Виктория, Корниенко Сергей, Лутовинов Никита, обучающиеся 9 класса МОУ СОШ с.Родничок им.В.П.Сергеева Балашовского района Саратовской области Руководитель: учитель русского языка Грезнева О.В. Межрегиональный конкурс ученических проектов «Родное слово» Лингвистический портрет слова «солнце»

Слайд 2

СОЛНЦЕ является уникальным объектом, значимым для всех живущих на Земле людей. Без солнца не было бы растений, а без растений не было бы кислорода, а без кислорода человек не смог бы жить. Без солнца не было бы жизни на Земле.

Солнце- главный источник света и тепла. Поэтому слово «солнце» — одно из главных, родных слов нашего языка. Это тёплое, ласковое и нежное слово. Оно так же значимо, как и слова «Родина», «мама», «мир».

Солнце на небе – мир на Земле! Пусть всегда будет СОЛНЦЕ!

Слайд 3

Фонетическая характеристика слова СОЛНЦЕ — слово из 2 слогов: солн-це . Ударение падает на 1слог.

Транскрипция слова: [ сонце ] с — [ с ] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый о — [ о ] — гласный, ударный л — [ ] — звука не образует н — [ н ] —согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый ц — [ ц ] —согласный, непарный глухой, непарный твёрдый е — [э] — гласный, безударный. В слове 6 букв и 5 звуков. СОЛНЦЕ- Произносим : [ СОНЦЕ ] Пишем: [ СОЛНЦЕ ] В слове есть непроизносимый согласный

Слайд 4

Лексическое значение слова Слово имеет несколько лексических значений. Оно многозначное. В «Толковом словаре» С.И.Ожегова словарная статья о слове «солнце» содержит 5 значений данного слова.

1 значение: Небесное светило — раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. ( С. — звезда-карлик. Определять время по солнцу.) 2 значение: Свет, тепло, излучаемые этим светилом.

(Не сиди на солнце. В комнате много солнца.)

Слайд 5

Лексическое значение слова 3 значение: (переносное значение ) То, что является источником, средоточием чего — нибудь ценного, высокого, жизненно необходимого. (С. правды.) 4 значение: Раскрой одежды в виде круга (Юбка с.) 5 значение: Гимнастическое упражнение –тела вокруг перекладины N 2 (Крутить с.)

Слайд 6

Грамматическое значение слова Солнце – имя существительное (слово, в котором выражено общее грамматическое значение предмета ). Грамматические признаки: Знаменательное — противопоставлено местоименному «оно».

Собственное в 1-ом значении, противопоставлено нарицательному в остальных значениях. Неодушевленное -противопоставлено одушевленным существительным. Средний род; 2-ое склонение. В 1-3 значениях единственное число является постоянным признаком.

В 4-ом и 5-ом значениях есть форма и единственного, и множественного числа.

  • Слайд 7
  • Изменение слова по падежам Падеж Число Единственное (1-3 значения) Множественное (4,5 значения) Именительный солнце солнца Родительный солнца солнц Дательный солнцу солнцам Винительный солнце солнца Творительный солнцем солнцами Предложный (о) солнце (о) солнцах
  • Слайд 8

Происхождение слова Слово «солнце» — одно из древнейших слов на Земле. Как только люди обрели способность к членораздельной речи, увидев солнце, тут же дали ему словесное обозначение.

Более того, они сразу стали обожествлять солнце, поскольку оно является источником жизни. Известны следующие слова, обозначающие «солнце»: Сурья , Гор, Ра и Амон, Феб, Солнце .

У древних славян известны 4 ипостаси солнца : Коляда, Ярило, Купайла , Световит .

Слайд 9

Этимология слова Этимология слово «солнце» восходит к праславянскому слову sъlnь , от которого при помощи уменьшительного суффикса — це образовано: sъlnьce (по аналогии, как слово «сердце» образовано от sьrdь — то, что находится в середине).

Наряду с ним существовало и уменьшительное слово с суффиксом — ко : sъlnьko . Слово Sъlnь (по современному выговору — сольнь , солонь ) обозначало плодотворящую силу. Изначально слово было женского рода. Также называлась богиня Солнца.

Слово восходит к индоевропейскому слову su — рожать и » sur » ( suar , svar ) — светить. Откуда — » сурья » — солнце (бог солнца).

  1. Слайд 10
  2. Синонимический и антонимический ряды Значение Синонимы Антонимы 1-ое: небесное светило Звезда, солнышко, с ветило, а также имена собственные, используемые в мифах разных народов : Гелиос, Ра, Даждьбог Нет антонимов к этому слову . Иногда к антониму относят слово Луна 2-ое: свет, тепло, излучаемые этим светилом Свет, тепло Тьма, мрак
  3. Слайд 11
  4. Морфемный состав слова Солнц е Окончание : е Основа : солнц Корень : солнц Суффикс: отсутствует Приставка : отсутствует
  5. Слайд 12
  6. Однокоренные слова
  7. Слайд 13

Фразеологизмы Определять время по солнцу (по его положению в небе). Есть правда под солнцем (т. е. на земле, у людей). Найти своё место под солнцем (т. е. положение, место в жизни, среди людей). И на солнце бывают пятна (говорится в значении: даже великие люди не безупречны). Не сиди на солнце (значит, не сиди под палящими лучами солнца).

  • Слайд 14
  • Сочетаемость слова
  • Слайд 15
  • Слово в других языках Слово «солнце» попало во все славянские языки украинский : сонце , болгарский : слънце , сербо-хорватский : сунце . Корень » сол -» очень древний: почти во всех языках Европы солнце называется словами, произведенными от него: Язык Слово голландский zon французский soleil английский sun немецкий Sonne польский slonce норвежский solen
  • Слайд 16

Слово в изобразительно- выразительных средствах Метафора: Закатилось солнце русской поэзии. Солнце золотило верхушки деревьев. Гипербола: Солнца шар я в руках держал. В сто сорок солнц закат пылал. Олицетворение: Солнце льёт своё тепло.

Солнце взглянуло. Солнышко утром в колодезь озёр глянуло. Эпитеты : Солнце светлое, приветно лучезарное; могучее светило; красное солнышко.

Синтаксический параллелизм: Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо! Пусть всегда будет мама! Пусть всегда буду я!

  1. Слайд 17
  2. Слово «солнце» в контексте культуры
  3. Слайд 18

Крылатые выражения Солнце всегда где-нибудь да светит. Мохаммед Али Во внутреннем мире человека доброта – это солнце. Виктор Гюго Как прекрасен мир, когда он освещен солнечными лучами! Павел Курьянофф Кто сам в себе носит солнце и жизнь, не станет искать света где-то на стороне. Ромен Роллан Солнце светит даже злым. Сенека

Слайд 19

Крылатые выражения В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить. Сократ Знаешь в чем сила солнца? Оно не боится заглянуть в тьму. Анхель де Куатьэ Знай, что самый огромный бриллиант – это солнце. К счастью, оно сверкает для всех . Чарльз Чаплин Когда ты выйдешь на улицу и увидишь свет, не пугайся — это наш друг Солнце. «Клиника «

Слайд 20

Пословицы Землю солнце красит, а человека-труд . Глупцу доброе слово сказать— при солнце свечу зажигать. Засветит солнце и в наше оконце. И солнце всех согреть не может. Дальше солнца не сошлют . При солнышке тепло, при матери добро.

Слайд 21

Пословицы Солнца не закроешь, а правду не скроешь. Солнце сияет, а месяц только светит. Что мне золото — светило бы солнышко. На солнышко во все глаза не взглянешь. Красное солнышко на белом свете черную землю греет.

Слайд 22

Загадки Ты весь мир обогреваешь, Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все … От одного очага весь свет греется .

Слайд 23

Загадки Бродит одиноко Огненное око. Всюду, где бывает, Взглядом согревает . И увидеть рады, И отводим взгляды.

Слайд 24

Загадки Влезет в окно, растянется как сукно, Не прогонишь ни пестом, ни шестом. Пора придет — сам уйдет.

Слайд 25

Слово в стихах Мороз и солнце; день чудесный!.. (А.С.Пушкин) Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит… (Ф.И.Тютчев)

Слайд 26

Слово в стихах Солнцем сердце зажжено. Солнце — к вечному стремительность. Солнце — вечное окно в золотую ослепительность . Андрей Белый

Слайд 27

Слово в стихах Какая тёмная зима, какие долгие метели! Проглянет солнце еле-еле — и снова ночь, и снова тьма… Ольга Бергольц

  • Слайд 28
  • Солнце на полотнах художников
  • Слайд 29

Айвазовский И. К. «Восход солнца»

Слайд 30

Айвазовский И.К. «Закат солнца в Феодосии»

  1. Слайд 31
  2. Константин Богаевский «Солнце»
  3. Слайд 32
  4. Клод Оскар Моне «Восход солнца»
  5. Слайд 33
  6. Слово в кинематографии «Утомлённые солнцем» «Белое солнце пустыни» «Солнечный удар» «Восходящее солнце» «Звезда по имени Солнце»
  7. Слайд 34
Читайте также:  Примеры непроверяемых согласных в словах с сочетаниями -здн, -стн

БУДЕМ КАК СОЛНЦЕ Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому Ярко стремимся мы в сне золотом. Будем молиться всегда неземному В нашем хотенье земном!

Слайд 35

Будем как Солнце всегда — молодое, Нежно ласкать огневые цветы, Воздух прозрачный и все золотое. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты! Только не медлить в недвижном покое, Дальше, еще, до заветной черты, Дальше нас манит число роковое. В вечность, где новые вспыхнут цветы. Будем как Солнце, оно — молодое, В этом завет Красоты! К.БАЛЬМОНТ

Слайд 36

ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ!!!

Слайд 37

ИСТОЧНИКИ 1.Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2е изд., перераб . –М.: Просвещение, 1991. 2.Русский язык. Энциклопедия. гл. ред. Карулов Ю.Н. 1997 . 3.Горбачевич К. С. Словарь синонимов русского языка. — М.: Эксмо , 2007. 4.

Войнова Л.А., Жуков В.П., Молотков А.И., Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова . — 4-е изд.,— М.: Русский язык, 1987. 5.Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка: 5-е изд., М., 1996. 6. Пословицы русского народа: Сборник В. Даля: в 3 т. – М.

: Худож . лит., 1984 . 7. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, в четырех томах. М., 1882. 8.Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова. М., ГИС. 1935-1940 . 9.С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Изд. 6-е М., Советская энциклопедия», 1964. 10.

Интернет-источники .

Слайд 38

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/01/18/uchenicheskiy-proekt-lingvisticheskiy-analiz-slova-solntse

Корень слова. Однокоренные слова

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель: закрепить усвоение понятий «корень слова», «однокоренные слова».

Задачи:

  • повторить изученные признаки однокоренных слов;
  • развивать умение находить и подбирать однокоренные слова;
  • воспитывать умение работать совместно;
  • коррекционная задача: обогащение словарного запаса через использование в речи родственных слов.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, авторская презентация, раздаточный материал.

Этап урока Педагогические технологии, методы и приемы Результаты
Организационный момент Диалоговая Мотивирует настрой на урок и переход к следующему этапу урока.
Чистописание Проблемная ситуация Вырабатывает навыки умственных операций, развивается внимание, умение самостоятельно решать проблему.
Актуализация знаний Фронтальный опрос Здоровьесберегающая Развивает внимание и умение слышать друг друга. Коррекция психоэмоционального напряжения детей.
Закрепление знаний Проблемная ситуация, парная и групповая работа, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая. Самостоятельная работа с консультированием учителя. Развитие операций анализа и синтеза, самостоятельного поиска решения, развитие межличностных отношений, преодоление утомляемости, создание ситуации успеха. Дети учатся адекватно выражать свои мысли. РК способствует расширению знаний о своем крае.
Подведение итогов Коллективная Развивает умения задавать вопросы и отвечать на них.
На протяжении всего урока ИКТ Коммуникативная Обеспечивает наглядность, повышает образно-художественное представление материала и объем выполняемой работы, развивает навыки самоконтроля и самооценки. Облегчает вступление детей в общение, развивает умение договариваться.

Здесь будет файл: /data/edu/files/o1455811953.pptx (Однокоренные слова)

Ход урока

I. Организационный момент.

– На календаре уже весна. Ребята, а вы почувствовали весенние изменения? Какие? (Ответы детей). Солнышко с каждым днем все больше радует нас. Давайте и мы порадуем его, покажем, как красиво умеем писать.

II. Чистописание.

Сс Сс сссссооооо ос сл ол

Много солнца, солнышко, солнечный, подсолнух, солнце.

– Как вы думаете, почему я выбрала такие слова для чистописания? (Ответы детей). Выделите корень.

– Все ли эти слова однокоренные? (солнце, солнца – изменение формы слова)

III. Постановка цели и задач.

– О чем же сегодня будем говорить на уроке? (Дети формулируют тему урока). (Слайд 1)

– Как вы думаете, чем будем заниматься? (Ответы детей)

– Правильно. Будем закреплять знания об однокоренных словах.

IV. Актуализация знаний.

  • – Вместе с солнечными зайчиками мы совершим с вами небольшое путешествие, в ходе которого разгадаем очень важное слово.
  • – Первый зайчик показывает нам букву К. (Слайд 2)
  • Картины сегодня в музее у нас зимней природой порадуют вас.

– Хотя по календарю уже весна, но у нас на севере все еще зима. Посмотрите, как красива зимняя природа! Вы согласны со мной? (Слайд 3)

– Обратите внимание на эту картину. (Слайд 4)

– Какие однокоренные слова здесь спрятались?

Будьте внимательны. (Ответы детей). (Слайд 5)

  1. лыжа снег зима
  2. лыжня снежный (ком) зимушка
  3. лыжник снежинка зимний
  4. лыжница снеговик зимовать

– Молодцы! Запишите в тетрадь любую группу однокоренных слов. Выделите корень.

  • – Второй зайчик приносит нам букву О. (Слайд 6)
  • Отдых даст вам настроение и энергию в учении.
  • Физкультминутка:
  • Руки к верху поднимаем,
  • А потом их опускаем,
  • А потом их разведем
  • И к себе скорей прижмем.
  • А потом: быстрей, быстрей
  • Хлопай, хлопай веселей!

V. Закрепление знаний.

– Третий зайчик показывает нам букву Р. (Слайд 7)

Разыщите лишнее слово и свой выбор объясните толково.

– Перед вами карточка со словами. Прочитайте внимательно и в каждой строчке найдите лишнее слово.

  1. Домашний, дом, домино, домовой.
  2. Печурка, печать, печка, печник.
  3. Цирк, циркач, цирковой, циркуль.
  • (После выполнения задания — взаимопроверка, коллективное обсуждение результатов.) (Слайд 8)
  • – Перечислите признаки однокоренных слов. (Слайд 9)
  • • общий корень
  • • общее лексическое значение

– Помните об этом при выполнении следующего задания. Перед вами текст. (У каждого ученика карточка с текстом, который взят из «Справочного пособия по русскому языку для 2 класса» О.В.Узоровой, Е.А.Нефедовой). Спишите его, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. Затем найдите однокоренные слова, выделите в них корень.

Я поехал рыбачить (на) (В,в)олгу. (Р,р)ыбаки нал.вили много рыбы. Изрыбёшек св.рили рыбный су(п,б). А из очень мелкой ры(п,б)ки мама испекла рыбник.

– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание, объясните орфограммы. (Слайд 10)

  1. Оцените себя.
  2. – Следующий зайчик приносит букву Е. (Слайд 11)
  3. Если устали немного сейчас, погуляйте, отдохните
  4. и слова нужные найдите.

Дети ходят по классу, находят карточки с однокоренными словами и приносят их учителю. Учитель прикрепляет все карточки на доску в один столбик.

– Давайте посовещаемся. На какие группы можно разделить эти слова?

  • На доске получилось:
  • 1 группа – гости, гостиница, гостиные, погостить
  • 2 группа – весна, весенний, веснушки, веснянка
  • – Объясните свой выбор.

– Ребята, слово гостиные связано с нашим городом. Как? Кто знает?

– Правильно. Это Гостиные дворы, исторический памятник Архангельска. Сюда приезжали гости из разных городов и стран торговать. (Слайд 12)

– Сейчас гости города живут в гостиницах. Какие гостиницы нашего города вы знаете?

(Слайд 13)

– Можете ли вы объяснить значение слова ВЕСНЯНКА? (Старинная обрядовая песня, воспевающая приход весны).

– Какие вы молодцы! Вы замечательно справились с заданием.

VI. Домашнее задание.

– Снова зайчик показался, теперь с буквой Н. (Слайд №14).

На дом задание запишите и объяснение получите.

– Дома составьте и запишите группы однокоренных слов со следующими корнями: вар, корм, холод (Слайд 15)

VII. Подведение итогов.

– Вот и последняя буква перед нами. Это Ь. Что за слово получилось? Дети хором: КОРЕНЬ (Слайд 16)

  1. – Как вы считаете, почему это важное слово?
  2. (Ответы детей).
  3. – Сейчас вы можете задать Мудрой Сове вопросы по уроку и получить в ее справочном бюро ответы. (Слайд 17)

(Мудрая Сова — учитель или кто-нибудь из детей. Остальные ребята задают вопросы по материалу урока. Мудрая Сова отвечает на них).

  • Например:
  • Что такое корень слова?
  • Какие слова называются однокоренными?
  • Назови, пожалуйста, признаки однокоренных слов.
  • Как пишется корень в однокоренных словах?
  • Что такое форма слова?
  • Какие орфограммы нам встретились?
  • Какое задание показалось трудным?
  • Что больше всего понравилось на уроке?

– Умнички! Вы показали сегодня хорошие знания и очень дружно работали на уроке. Спасибо вам!

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/koren_slova_odnokorennie_slova_181308.html

Ссылка на основную публикацию