Какой вид сложного предложения?

Сложное предложение – это единица синтаксиса.

Сложными называются предложения, состоящие из двух и более грамматических основ, связанных в единое целое по смыслу, грамматически и интонационно.

От простого предложения сложное отличает то, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном – более одной.

Сложное предложение, таким образом, состоит из частей, каждая из которых оформлена как простое предложение.

Но сложное предложение – это не случайный набор простых предложений. В сложном предложении части связаны между собой по смыслу и синтаксически, с помощью синтаксических связей. Каждая часть, будучи оформлена как предложение, не обладает смысловой и интонационной завершённостью. Эти признаки характерны для всего сложного предложения в целом.

Сложные предложения, как и простые, характеризуются по цели высказывания. Они могут быть невосклицательными и восклицательными.

В отличие от простого предложения сложное требует определения, из скольких частей оно состоит и какой связью соединены его части.

Какой вид сложного предложения? 

§2. Виды синтаксической связи частей сложного предложения

  • Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть:
  • Союзная связь – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.
  • Союзная связь может быть:
  • сочинительной
  • подчинительной

Сочинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей.

Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: сочинительных союзов.

Гроза прошла, и выглянуло солнце.

Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с неравноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.

Мы не пошли гулять, потому что началась гроза.

(Мы не пошли гулять – главное предложение, а потому что началась гроза – придаточное предложение.)

Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:

Тренер заболел, занятие перенесено на следующую неделю.

Характер синтаксической связи между частями сложного предложения – это важнейший классификационный признак сложных предложений.

§3. Классификация сложных предложений

  1. Классификация сложных предложений – это классификация по синтаксической связи между его частями.

    Сложные предложения делятся:

  2. на 1) союзные и 2) бессоюзные, а союзные, в свою очередь — на 1) сложносочинённые и 2) сложноподчинённые.

  3. Следовательно, выделяются три типа сложных предложений:
  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные

Каждый из этих типов подлежит дальнейшей классификации по значению.

Проба сил 

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест

    • по смыслу
    • по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)
    • да, каждая часть — это отдельное самостоятельное предложение
    • нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением
    • главной
    • придаточной
    • сочинительной и подчинительной
    • равноправное отношение характеризует подчинительную связь
    • равноправное отношение характеризует сочинительную связь
    • неравноправное отношение характеризует подчинительную связь
    • неравноправное отношение характеризует сочинительную связь

Правильные ответы:

  1. две и более
  2. по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)
  3. нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением
  4. да
  5. да
  6. нет
  7. сочинительной и подчинительной
  8. да
  9. равноправное отношение характеризует сочинительную связь
  10. неравноправное отношение характеризует подчинительную связь

Смотрите также

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/450

Основные виды сложных предложений. Видеоурок. Русский язык 9 Класс

Оказывается, простые предложения не такие уж простые, а сложные не такие сложные, если хорошо знать, что это такое.

Почему невозможно пользоваться только простыми предложениями или объединять все их в сложные? Что такое союзные и бессоюзные предложения? Как отличить простое предложение от сложного, а союзное от бессоюзного? Обо всем этом вы узнаете на уроке и сможете ответить на заданные вопросы. Если вы выполните все упражнения и задания, вы будете чувствовать себя увереннее.

Тема: Сложное предложение

Урок: Основные виды сложных предложений

Сложное предложение  отличается от простого количеством грамматических основ. В простом предложении одна грамматическая основа,  в сложном — две и более. Но два простых предложения – это не то же, что сложное, состоящее из этих же простых. Между простыми предложениями в сложном возникает смысловая и интонационная  связь. В сложном предложении информации больше, чем в  двух простых.

Сложные предложения по наличию / отсутствию союзов делятся на союзные и бессоюзные (соединяются только при помощи интонации).

  Союзные предложения делятся на сложносочиненные (с сочинительными союзами) и сложноподчиненные предложения (с подчинительными союзами и союзными словами).

Есть и другие  признаки, по которым различают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. О них вы узнаете на других уроках. 

Виды предложений Признак
Союзные Бессоюзные (БСП) По наличию или отсутствию союзов
Сложносочиненные (ССП) По тому, какими средствами связи (сочинительными союзами, подчинительными союзами и союзными словами) соединены части
Сложноподчиненные (СПП)
С разными видами связи  (союзной и бессоюзной)

Домашнее задание

Вопросы

1.      Какие предложения называются простыми?

2.      Какие предложения называются сложными?

3.      На какие две группы делятся сложные предложения?

4.По каким признакамразличают сложносочиненные  (ССП) и сложноподчиненные (СПП) предложения?

Упражнение 1.  Найти грамматические основы в предложениях.

1) Странный старичок говорил очень протяжно, и звук его голоса изумил меня. 2) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А. Пушкин.).

3) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой (А. Сурков.) 4) Дом, в котором я провел детство,  сейчас уже снесен. 5) Сестра занималась с репетитором, поэтому  все экзамены  сдала на отлично.

6) Самовар вскипел, мать внесла его в комнату.

Упражнение 2. Расставьте знаки препинания. Сочинительные союзы подчеркните одной чертой, а подчинительные – двумя.

1) Ему было весело а мне очень грустно. 2) Когда  ему было весело мне было очень грустно.3) Ветер тек широкой, ровной волной  но иногда он точно прыгал через что-то невидимое  и  рождая сильный порыв  развевал волосы женщин в фантастические гривы  вздымавшиеся вокруг их голов. (М.

Горький.). 4) Мысль о скорой  разлуке  со  мною  так поразила матушку что она уронила ложку в кастрюльку  и слезы потекли по ее лицу.  (А. Пушкин.). 6) Накануне батюшка объявил  что намерен писать со  мною к будущему моему начальнику  и  потребовал  пера  и бумаги. (А. Пушкин.).

Упражнение 3.  Из простых предложений составьте сложные так, чтобы получились ССП, СПП, БСП.

1) Наступила осень. Улетели птицы.  2) Было уже десять часов вечера. Над садом светила полная луна. 3) Высоко в небе сияло солнце. Горы зноем дышали в небо.

Упражнение 4.  Найдите в тексте предложения, соединенные бессоюзной связью.

По типу речи  рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена. Рецензия похожа на отзыв и эссе, но отличается от них как по содержанию, так и по форме.

Более жесткие требования предъявляются и к  форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе, она пишется по определенному плану, в ней  обычно используется книжная, часто научная речь,  сдержанная по тону, лишенная особой экспрессии.

(Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.)

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. (Источник).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари… (Источник).

Литература

Русский  язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Т.В. Северян.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/9-klass/slozhnoe-predlozhenie/osnovnye-vidy-slozhnyh-predlozheniy

Виды сложных предложений

В русском языке существует три вида сложных предложений:

  • 1) сложносочинённое (ССП),
  • 2) сложноподчинённое (СПП),
  • 3) бессоюзное сложное предложение (БСП).

Определить принадлежность предложения к тому или иному виду можно, если определить вид союза (сочинительные, подчинительные), которым связаны части сложного предложения.

1)В ССП части связаны с помощью сочинительных союзов (и, а, но, однако, или и т.д.).

  • Например: Я шёл к другу в гости, но Иван ещё не вернулся домой с работы.
  • 2)В СПП части (главная и придаточная) связаны с помощью подчинительных союзов или союзных слов (местоимения и наречия).
  • Например: Все с восторгом смотрели на то, как красиво он танцует.

Союзы: чтобы, будто, словно, пока, ибо, как будто, в связи с тем что и т.д.

Союзные слова (местоимения): кто, что, какой, чей, каков, сколько, который и т.д.

Союзные слова (наречия): как, зачем, откуда, насколько, почему, отчего, сколько, когда и т.д.

В отличие от подчинительных союзов, союзные слова являются членами предложения, так как это самостоятельные части речи (местоимения и наречия): В той самой комнате, где некогда родился Пётр, стояла тишина.

NB! Вместо союзного слова можно подставить другое знаменательное слово, которое часто имеется в главной части: «где некогда родился Пётр» — «в комнате некогда родился Пётр».

В русском языке три слова ЧТО, КАК, КОГДА могут выступать как в роли союзов, так и в роли союзного слова..

  1. 1)ЧТО союзное слово:
  2. в придаточных определительных («что» = «который»)
  3. Например: Вспоминаю все вёсны и счастье, что когда-то было.
  4. в придаточных изъяснительных (при этом «что» имеет на себе логическое ударение // указывает на предмет // является подлежащим или дополнением.

Например: Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне (А. Ахматова).

  • В остальных случаях «что» союз.
  • Например: Мне показалось, что юноша засмеялся.
  • КОГДА союзное слово:
  • -в придаточных определительных.
  • Например: Мгновения, когда человек истинно увлечён, являются самыми счастливыми.
  • в придаточных изъяснительных, если они не имеют оттенка условия.
  • Например: Нам не надо ждать, когда старшее поколение всё за нас сделает!
  • КОГДА союз:
  • в придаточных обстоятельственных времени и условия.

Например: Я загрустил, когда ты уехала в другой город. Хорошо писать, когда жизнь радует тебя каждый день.

  1. в придаточных изъяснительных, если они имеют оттенок условия («когда» = «если»).
  2. Например: Замечательно, когда человек имеет умелые руки.
  3. КАК союзное слово:
  4. «как» = «насколько».
  5. Например: Я был поражён тем, как (=насколько сильно) она его ждала.
  6. «как» = «каким образом».
  7. Например: В манерах, в походке и даже в том, как (=каким образом) он говорил, проявлялся его характер.
  8. В остальных случаях «как» — союз.

Например: Жизнь теченье своё изменила, как река изменяет русло (Н. Некрасов).

Виды придаточных предложений в СПП:

придаточное определительное (какой? который? чей?)

  • Например: Настала роковая минута, когда я всё узнал.
  • придаточное изъяснительное (отвечает на вопросы косвенных падежей)
  • Например: Отец попросил, чтобы я принесла ему книгу.

3)придаточное обстоятельственное (подвиды придаточных обстоятельственных предложений соответствуют видам обстоятельств (меры и степени, образа действия и т.д.)).

Например: Я дочитал книгу вечером, когда все в доме уже спали (СПП с придаточн. обстоятельств. времени).

  1. Многочленные СПП
  2. В СПП может быть несколько придаточных предложений, которые связываются с главной частью параллельно или последовательно.
  3. Например:
  4. Я видел вас, когда вы вышли из галереи, когда вы пошли вдоль по улице и когда вошли в многоэтажный дом (параллельное подчинение).
  5. Мы подъехали к берегу той самой реки, где отдыхали в прошлом году, когда к нам в гости приезжали родственники из Москвы (последовательное подчинение).

В русском языке есть СПП с однородным и неоднородным подчинением, т.е. придаточные предложения могут отвечать на одинаковые вопросы и одинаково зависеть от главного предложения, а могут зависеть от главного предложения, но при этом отвечать на разные вопросы.

  • Например:
  • Фрегаты приближались к страшному мысу, где круглый год свирепствовали ураганы, где вечно идёт дождь и где огромные волны разбиваются о подножия угрюмых гор (СПП с однородным параллельным подчинением).
  • В БСП части предложения связаны между собой по смыслу, интонационно, без помощи союзов.
  • Например: Какое-то время стояла полная тишина, только вода тихо ударяла о берег.
  • ВИДЫ БСП:
  • БСП со значением перечисления (Я вскочил в вагон, он толкнулся и двинулся).

БСП со значением сопоставления/противопоставления (Двое пашут семеро руками машут. Наши пряли ваши спали (Пословицы)).

БСП со значением причинно-следственных отношений (Юноша был опытным моряком он не мог ошибиться.

БСП со значением результата, быстрой смены событий (Зайдёте будем рады. Алиса подняла вёсла лодка замедлила бег).

БСП со значением пояснения, дополнения к содержанию первой части (Прочие красавицы молчали: скромность считалась необходимой принадлежность молодой женщины).

В русском языке часто встречаются сложные предложения с разными видами связи (сочинительной, подчинительной, бессоюзной).

Например: Мой скромный уездный поезд ждал меня на дальней боковой платформе, и я уже был рад тому уединению и отдыху, который предстоял мне в нём (И. Бунин) сочинительная и подчинительная связь.

Источник: https://studwood.ru/1432383/literatura/vidy_slozhnyh_predlozheniy

Что такое сложное предложение

Все наше общение происходит посредством слов. Можно разговаривать с собеседником, а можно писать письма. Слова образуются в предложения, являясь основой для письменной и устной речи. И нередко при составлении сложного предложения возникает сомнение в его безошибочности.

1

Определение сложного предложения

Сложное предложение можно представить как единство нескольких простых предложений. Связанное смысловым и грамматическим единством, оформленное интонационно, сложное предложение имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (подлежащее и сказуемое).

Например: Утром шел дождь, и дороги покрылись блестящими лужами. В данном предложении две грамматические основы – шел дождь и дороги покрылись.

2

Виды сложных предложений

Все виды сложных предложений, существующих в русском языке, можно представить в виде схемы:

Образование союзных сложных предложений происходит с помощью союза. Для каждого вида они разные.

Сложносочиненное предложение

В таком предложении части равноправны и независимы друг от друга, вопросы от одной к другой не задаются.

В зависимости от союзов, присутствующих в предложении, сложносочиненные предложения делятся на три группы:

  • Соединительные. События происходят последовательно или одновременно. К ним относятся союзы И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ДА, НИ…НИ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, ДА И (Уже совсем стемнело, и нужно было расставаться).
  • Противительные. Действия противопоставлены друг другу, используются союзы НО, А, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ (Мы ждали их очень долго, но они так и не пришли).
  • Разделительные. События чередуются или взаимоисключаются.  Присущи союзы ЛИБО, ИЛИ, ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО,ТО ЛИ…ТО ЛИ (То ли солнце светит, то ли дождь идет).

Сложноподчиненное предложение

Основным отличием таких предложений является наличие главной и зависимой (придаточной) части.

 Простые предложения соединяются подчинительными союзами и союзными словами ЧТО, ЧТОБЫ, ЕСЛИ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ХОТЯ, КАКОЙ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ и др., которые размещаются всегда в придаточной части.

Она, в свою очередь, может располагаться как перед главной частью, так и в ее середине или в конце (Мы поедем загорать, если будет хорошая погода).

Бессоюзное предложение

Соединение простых предложений происходит без помощи союзов или союзных слов, а только интонацией и смыслом.

 Бессоюзные сложные предложения делятся на два типа: равноправные – порядок расположения частей предложения свободный (Наступила весна, птицы звонче запели песни), и неравноправные – когда одна из частей несет основной смысл высказывания, а другие его раскрывают (Мне нравится весна: пригревает солнце, тает снег, появляются первые подснежники).

3

Пунктуация в сложных предложениях

Решая, какой знак препинания использовать в сложных предложениях, следует придерживаться правила, что простые предложения всегда разделяются. В большинстве случаев это запятая.  Но есть исключения.

В сложносочиненном предложении запятая не ставится, если его части разделены союзами И, ИЛИ, ЛИБО и имеют общее придаточное предложение или общий второстепенный член (Землю окутал белым покрывалом снег и осушил мороз). Так же запятая не ставится между двумя вопросительными предложениями (Сколько сейчас времени и когда придет отец?).

Сложноподчиненное предложение не имеет запятую в случае, когда несколько однородных придаточных предложения соединены союзами И, ИЛИ (Я думаю, что сегодня прекрасный день и можно пойти на прогулку).  Такие выражения, как ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО, КТО ВО ЧТО ГОРАЗД, КАК НИ В ЧЕМ НЕ БЫВАЛО и др. не являются придаточными предложениями и запятой не отделяются.

В бессоюзном предложении знак препинания есть всегда, главное – разобраться, какой именно.  Двоеточие ставится, когда в придаточном предложении содержится причина, разъяснение или дополнение к главному.

В этом случае двоеточие можно условно заменить на союзы ЧТО, ПОТОМУ ЧТО, А ИМЕННО (Я люблю лето: (=потому что) можно гулять дольше). Тире обычно используется там, где происходит противопоставление, вывод или результат, а также указывается время совершения действия.

  При быстрой смене событий так же ставится тире (Сыр выпал – с ним была плутовка такова). Во всех остальных случаях в бессоюзном предложении ставится запятая.

Возможно, выражение сложное предложение звучит немного пугающе. Но в нем нет ничего действительно сложного. Запомнив признаки, по которым они различаются, без труда удастся составить красивый и грамотный текст.

Источник: https://sovetclub.ru/chto-takoe-slozhnoe-predlozhenie

Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения

Прочитайте предложения:

1) Ночью ветер злится и стучит в окно. (А.Фет.)

2) В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят. (И.Никитин)

(Что?) ветер – это подлежащее.

Ветер (что делает?) злится и стучит – это однородные сказуемые связанные союзом и.

(Что?) день – это подлежащее.

День (что делает?) утопает – это сказуемое.

(Что?) ручьи – это подлежащее.

Ручьи (что делают?) шумят – это сказуемое.

Чем отличаются эти предложения?

Первое – простое. Второе – сложное (союз и соединяет два простых предложения в одно).

Сложные предложения – это два  (или более) предложений, соединённых в одно.

Простые предложения, которые входят в состав сложного, могут связываться союзами а, Но, и, что, когда, где, потому что, чтобы и др. или интонацией.

Части сложного предложения разделяются запятой.

Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Таким образом, существует три основных вида сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.

Давайте выделим основы предложений и определим их вид.

1. Пушистый рыжий хвост совсем прикрыл спину, а глаза впились в страшного зверя. 

(Что?) хвост – это подлежащее.

Хвост (что сделал?) прикрыл – это сказуемое.

(Что?) глаза – это подлежащее.

Глаза (что сделали?) впились – это сказуемое.

Перед нами две грамматические основы – хвост прикрыл, глаза впились –значит, это сложное предложение. Его части соединены в одно союзом А ,а разделены запятой.

2. Он увидел, что глаза рыси плотно закрыты.

(Кто?) он – это подлежащее.

Он (что сделал?) увидел – это сказуемое.

(Что?) глаза – это подлежащее.

Глаза (что сделаны?) закрыты – это сказуемое.

Перед нами две грамматические основы, которые соединены союзом ЧТО, а разделены запятой.

3. Раздался шорох с того места, где лежали вещи.

(Что?) шорох – это подлежащее.

Шорох (что сделал?) раздался – это сказуемое.

(Что?) вещи – это подлежащее.

Вещи (что делали?) лежали – это сказуемое.

Перед нами две грамматические основы, соединённые в одно предложение союзом ГДЕ и разделённые запятой.

4. Солнечным утром налаживает свою нехитрую песенку весёлая синица, пускает звонкую дробь по тайге дятел.

(Кто?) синица – это подлежащее.

Синица (что делает?) налаживает – это сказуемое.

(Кто?) дятел – это подлежащее.

Дятел (что делает?) пускает – это сказуемое.

Перед нами две грамматические основы сложного предложения, разделённые запятой.

Сложносочиненные предложения

Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами. В сложносочиненных предложениях чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные. Кроме того, сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставительные, присоединительные, пояснительные с различными добавочными оттенками значений.

Соединительные отношения. В сложносочиненных предложениях, выражающих соединительные отношения, средством связи частей единого целого служат союзы и, да, ни (повторяющийся), также, тоже (последние два с присоединительным оттенком значения).

Сложносочиненные предложения с союзом и чаще всего выражают временные отношения. Для выражения этих отношений служат глагольные формы (временные и видовые), порядок частей в составе сложного, интонация, союз, добавочные лексические средства.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами (а, но, да, однако, зато, же и др.) выражают отношения противопоставления или сопоставления, иногда с различными добавочными оттенками (несоответствия, ограничения, уступки и др.) Это значение данного типа сложных предложений влияет на их построение: порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой части.

  • Широко используется в сложных предложениях с указанными значениями союз а, например:
  • Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Тютч.);
  • Ученье — свет, а неученье — тьма (посл.)

Разделительные отношения. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами (или, либо, ли…ли, то…то и др.) указывают на чередование событий, последовательную их смену, несовместимость и т.п.

Сложноподчиненные предложения

Сложноподчиненное предложение — это предложение, части которого связаны между собою подчинительными союзами или союзными средствами. Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части (придаточной) от другой (главной).

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:

Подчинительные союзы Союзные слова
Простые Составные
  1. что
  2. чтобы
  3. ибо
  4. когда
  5. пока
  6. как
  7. словно
  8. если
  9. и др.
  • потому что
  • оттого что
  • так как
  • лишь только
  • как будто
  • с тех пор как
  • в связи с тем что
  • и др.
  1. который
  2. какой
  3. кто
  4. что
  5. как
  6. где
  7. куда
  8. когда
  9. и др.
Не являются членами предложения. Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному. Являются членами предложения. Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному.
  • вернуться на страницу «Русский язык 4 класс» >>>
  • Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
  • Присоединяйтесь к нам в

Источник: https://reallanguage.club/slozhnosochinyonnye-i-slozhnopodchinyonnye-predlozheniya/

Сложное предложение

  •  Сложное предложение — это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.
  • Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.
  • Простые предложения в составе сложного не имеют интонационно-смысловой законченности и называются предикативными частями (конструкциями) сложного предложения.
  • Сложное предложение тесно связано с простым предложением, но отличается от него как структурно, так и по характеру сообщения.
  • Поэтому определить сложное предложение — это значит в первую очередь выявить признаки, отличающие его от простого предложения.

Структурное отличие очевидно: сложное предложение представляет собой грамматически оформленное сочетание предложений (частей), так или иначе приспособленных друг к другу, тогда как простое предложение — единица, функционирующая вне такого сочетания (отсюда и его определение как простого предложения).

В составе сложного предложения его части характеризуются грамматической и интонационной взаимосвязанностью, а также взаимообусловленностью содержания. В коммуникативном плане различие между простым и сложным предложениями сводится к различию в объеме передаваемых ими сообщений.

  1. Простое нераспространенное предложение сообщает об одной отдельной ситуации.
  2. Например: Мальчик пишет; Девочка читает; Вечереет; Наступила зима; У нас гости; Мне весело.
  3. Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними или (специфический случай) об одной ситуации и отношении к ней со стороны ее участников или лица говорящего.
  4. Например: Мальчик пишет, а девочка читает; Когда мальчик пишет, девочка читает; Он сомневается, чтоб тебе понравилась эта книга; Боюсь, что мой приезд никого не обрадует.
  5. Таким образом, сложное предложение — это целостная синтаксическая единица, представляющая собой грамматически оформленное сочетание предложений и функционирующая в качество сообщения о двух или более ситуациях и об отношениях между ними.
  6. В зависимости от способа связи простых предложений в составе сложного все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации) и союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи специальных средств связи: союзов и союзных слов — относительных местоимений и наречий).
  7. Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то … то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.

В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д.

В составе сложноподчиненного предложения выделяются главное и придаточное предложения (или, что то же самое, главная и придаточная части).

Придаточным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, которая содержит подчинительный союз или союзное местоименное слово; главным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, к которой присоединяется (или с которой соотнесено) придаточное.

В схемах бессоюзных и сложносочиненных предложений простые предложения обозначаются знаком квадратных скобок, так же обозначается и главное предложение в составе сложноподчиненного, придаточные же предложения заключаются в круглые скобки. В схемах указываются средства связи и знаки препинания.

Например:

1) Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке.

[   ], [   ]. – бессоюзное сложное предложение (БСП).

2) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.

[   ], и [   ]. – сложносочиненное предложение (ССП).

3) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь.

[   ], (что …). – сложноподчиненное предложение (СПП).

Особую группу сложных предложений составляют предложения с разными видами связи.

Например: Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат (Леонардо да Винчи). Это сложное предложение с сочинением и подчинением.

Схема данного предложения: [   ], (которую …), а [   ], (которую …).

  • Сочинительная и подчинительная связи в сложном предложении не тождественны сочинительной и подчинительной связям в словосочетании и простом предложении.
  • Основные различия сводятся к следующему.
  • 1) В словосочетании и простом предложении эти связи противопоставлены: подчинительная связь принадлежит словосочетанию; сочинительная связь возможна при распространении простого предложения однородными членами.
  • В сложном предложении между сочинением и подчинением не всегда может быть проведена резкая граница: во многих случаях одно и то же отношение может быть оформлено как сочинительным, так и подчинительным союзом.

Сочинение и подчинение предложений — это такие способы обнаружения существующих между ними смысловых отношений, из которых один (сочинение) передает эти отношения в менее расчлененном, а другой (подчинение) — в более дифференцированном виде. Иными словами, сочинительные и подчинительные союзы различаются прежде всего своими выявляющими (формализующими) возможностями.

Так, например, если при подчинительной связи уступительные, причинно- или условно-следственные отношения получают специализированное, однозначное выражение при помощи союзов хотя, потому что, если, то при сочинении все эти значения могут быть оформлены одним и тем же соединительным союзом и.

Например: Можно быть прекрасным врачом – и в то же время совсем не знать людей (Чехов); Ты пришла – и светло, Зимний сон разнесло, И весна загудела в лесу (Блок); Зима как пышные поминки. Наружу выйти из жилья, Прибавить к сумеркам коринки, Облить вином – вот и кутья (Пастернак); С ребенком не повозились – и он не знает музыки (В. Мейерхольд).

Точно так же противительные союзы а и но могут оформлять отношения уступительные: Мальчишка был мал, а разговаривал и держался с достоинством (Трифонов); Он знаменитость, но у негопростая душа (Чехов); условные: Моя восторженность может охладеть, а тогда все погибло (Аксаков); следственные: Я знаю, все это вы говорите в раздражении, а потому не сержусь на вас (Чехов); сравнительно-сопоставительные: Надо быхохотать до упаду над моим кривляньем, а ты – караул (Чехов).

При побуждении разделительные союзы могут оформлять условное значение, в рамках подчинительной связи выражающееся союзом если (не)… то: Ты женишься, или я тебя прокляну (Пушк.); Или вы сейчас одевайтесь, или я поеду один (Писем.

); Одно из двух: или увези он ее, энергически поступи, или дай развод (Л. Толстой).

Именно потому, что по характеру выражаемых отношений сочинение и подчинение предложений резко не противопоставлены друг другу, между ними обнаруживается тесное взаимодействие.

2) Сочинительная связь в сложном предложении самостоятельна; в простом предложении она сопряжена с выражением отношения синтаксической однородности.

Существенно и другое различие: в простом предложении сочинение служит только целям расширения, усложнения сообщения; в сложном предложении сочинение — один из двух видов синтаксической связи, организующих само такое предложение.

3) Сочинение и подчинение по-разному соотносятся с бессоюзием.

Сочинение близко к бессоюзию. Выявляющие (формализующие) возможности сочинения, сравнительно с возможностями подчинения, слабее, и с этой точки зрения сочинение не только не равноценно подчинению, но и отстоит от него значительно дальше, чем от бессоюзия.

Сочинение есть одновременно и синтаксический, и лексический способ связи: отношение, которое возникает между предложениями на базе их семантического взаимодействия друг с другом, как уже отмечалось, не получает здесь однозначного выражения, а характеризуется лишь в самом общем и недифференцированном виде.

Дальнейшая конкретизация и сужение этого значения осуществляются так же, как и при бессоюзии, — с опорой на общую семантику соединившихся предложений или (там, где это возможно) на определенные лексические показатели: частицы, вводные слова, указательные и анафорические местоимения и местоименные обороты. В отдельных случаях дифференцирующие функции берут на себя соотношения видов, временных форм и наклонений.

Так, условно-следственное значение в предложениях с союзом и выявляется отчетливее при сочетании форм повелительного наклонения (обычно, но не обязательно — глаголов совершенного вида) в первом предложении с формами других наклонений или с формами настоящего-будущего времени — во втором: Изведайте постоянство в добрых делах, и тогда только называйте человека добродетельным (Грибоедов, переписка).

Если сочинительные союзы легко и естественно сочетаются с лексическими средствами связи, образуя с ними нестойкие союзные соединения (и вот, вот и, ну и, а потому, и поэтому, и потому, потому и, а значит, и значит, и следовательно, следовательно и, и тогда, тогда и, а при том условии и др.), то подчинительные союзы сами достаточно четко дифференцируют смысловые отношения между предложениями.

4) Вместе с тем подчинительная связь в сложном предложении менее однозначна, чем в словосочетании.

Очень часто бывает так, что какой-то компонент того значения, которое создается взаимодействием предложений в составе сложного, остается за пределами выявляющих возможностей подчинительного союза, оказывая противодействие его значению или, напротив, обогащая его в том или ином отношении.

Так, например, в сложноподчиненных предложениях с союзом когда, при наличии в главном предложении сообщения об эмоциональных реакциях или состояниях, на фоне собственно временного значения с большей или меньшей силой проступают элементы причинного значения: Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих (Гоголь); [Маша:] Меня волнует, оскорбляет грубость, я страдаю, когда вижу, что человек недостаточно тонок, недостаточно мягок, любезен(Чехов); Показался родной, крашенный охрой вокзальчик. Сладко екнуло сердце, когда услышал звон вокзального колокола (Белов).

Если содержание придаточного предложения оценивается с точки зрения необходимости или желательности, временное значение осложняется целевым: Подобные милые вещи говорят, когда хотят оправдать свое равнодушие (Чехов).

В других случаях при союзе когда обнаруживаются значения сопоставительное (Никто еще не вставал, когда я уже был готов совсем. (Аксаков) или несоответствия (Какой тут жених, когда и просто приехать боится? (Достовский).

  1. В качестве третьего вида связи в сложном предложении нередко выделяется связь бессоюзная.
  2. Однако за исключением одного частного случая, когда отношения между бессоюзно соединившимися предложениями (условные) выражаются вполне определенным соотношением форм сказуемых (Не пригласи  я его, он обидится; Окажись рядом настоящий друг, беды бы не случилось), бессоюзие не является грамматической связью.
  3. Поэтому разграничение сочинения и подчинения применительно к бессоюзию оказывается невозможным, хотя в семантическом плане между разными видами бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений устанавливается вполне определенная соотносительность.

Так, например, по характеру отношений очень близки к сфере подчинения сочетания предложений, из которых одно занимает в составе другого позицию объектного распространителя (Я слышу: где-то стучат), или характеризует то, о чем сообщается в другом предложении, с точки зрения тех или иных сопутствующих обстоятельств (Какой был снег, я шла!, т. е.

(когда я шла)).

Отношения, складывающиеся между предложениями при бессоюзии, могут получать неграмматическое выражение с помощью определенных, в разной степени специализированных элементов лексики: местоименных слов, частиц, вводных слов и наречий, которые как вспомогательные средства употребляются также и в сложных предложениях союзных типов, особенно сложносочиненных.

Объединение двух или более предложений в одно сложное предложение сопровождается их формальным, модальным, интонационным и содержательным приспособлением друг к другу. Предложения, являющиеся частями сложного, не имеют интонационной, а часто и содержательной (информативной) законченности; такой законченностью характеризуется все сложное предложение в целом.

  • В составе сложного предложения претерпевают существенные изменения модальные характеристики соединившихся предложений:
  • во-первых, здесь вступают в различные взаимодействия объективно-модальные значения частей, и в результате этих взаимодействий формируется новое модальное значение, относящее в план реальности или ирреальности уже все сообщение, заключенное в сложном предложении в целом;
  • во-вторых, в формировании модальных характеристик сложного предложения могут принимать активное участие союзы (прежде всего подчинительные), которые вносят свои коррективы в модальные значения как частей сложного предложения, так и их объединения друг с другом;
  • в-третьих, наконец, в сложном предложении, в отличие от простого, обнаруживается тесная связь и зависимость объективно-модальных значений и тех субъективно-модальных значений, которые очень часто бывают заключены в самих союзах и в их аналогах.

Особенностью предложений, входящих в состав сложного, может быть неполнота одного из них (обычно не первого), обусловленная тенденцией к неповторению в сложном предложении тех семантических компонентов, которые являются общими для обеих его частей.

Взаимное приспособление предложений при их объединении в сложное может проявляться в порядке слов, взаимных ограничениях видов, форм времени и наклонения, в ограничениях целевой установки сообщения.

В составе сложноподчиненного предложения главная часть может иметь для придаточной открытую синтаксическую позицию. В этом случае главная часть располагает также особыми средствами для обозначения этой позиции; такими средствами являются указательные местоименные слова.

Виды и способы формального приспособления предложений при их объединении в сложную синтаксическую единицу рассматриваются при описании конкретных типов сложного предложения.

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/282

Типы предложений (простые и сложные)

Предложения делятся на простые и сложные. Как простые, так и сложные предложения могут быть распространенными и нераспространенными, т. е. содержать или не содержать кроме главных второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства и т. п.): Он пришёл очень быстро. и Он пришёл.

Простое предложение

Простое предложение – это синтаксическая единица, образованная одной синтаксической связью между подлежащим и сказуемым или одним главным членом.

Двусоставное предложение – это простое предложение с подлежащим и сказуемым как необходимыми компонентами: Они засмеялись. Он был умён. Туча – чёрная, тяжёлых очертаний.

Односоставное предложение – это простое предложение, в котором есть только один главный член (с зависимыми словами или без них). Односоставные предложения бывают:

  • Неопределенно-личное: Меня вызвали к директору.
  • Обобщенно-личное: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Безличное: На улице стемнело.
  • Определенно-личноеСижу и рисую.
  • ИнфинитивноеМолчать! Вам уже ехать.
  • НазывноеНочь. Улица. Фонарь. Аптека.
  • Неполное предложение – это предложение, в котором отсутствует один или несколько членов (главных или второстепенных), на которые указывает контекст или ситуация: Правда остаётся правдой, а молва – молвой. Мы разговорились, как будто век были знакомы. Вы, наверное, знаете о нашей работе? И обо мне? Я надену вот это синее.

Сложное предложение

Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и/или при помощи союзов. Сложные предложения делятся на:

  • Сложносочиненные предложения состоят из частей (простых предложений), самостоятельных в грамматическом отношении, связанных по смыслу и при помощи сочинительных союзов и, а, но, да, или, либо, однако, зато, а также сложных сочинительных союзов ни… ни…, то… то…, то ли…, то ли…, не то…, не то… и др.: Дождь кончился, и взошло солнце. То зазвонит телефон, то позвонят в дверь.
  • Сложноподчиненные предложения состоят из частей (простых предложений), одна из которых несамостоятельна в грамматическом и смысловом отношении; части связаны при помощи подчинительных союзов и союзных слов: что, чтобы, где, когда, куда, почему, если (ежели), как, пока, хотя, поэтому, какой, который, чей и т. д., а также сложных подчинительных союзов: благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, вместо того чтобы, несмотря на то что, прежде чем, с тех пор как и др. Подчинительный союз и союзное слово – всегда в придаточном предложении: Я знаю, что они друзья. Он не хочет, чтобы его ждали. Сергей не ответил, потому что не слышал вопроса.
  • Бессоюзные предложения. Части бессоюзного предложения (простые предложения) почти всегда самостоятельны в грамматическом отношении, но иногда неравноправны по смыслу; союзы и союзные слова отсутствуют: Сияло солнце, зеленели берёзы, свистели птицы. Слышу: стучат в дверь. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Источник: http://gramatik.ru/prostye-i-slozhnye-predlozheniya/

Ответы@Mail.Ru: примеры сложных предложений

Роман, вынув нож и поставив корзинку на землю, начал разгребать листву в поиске грибов.

Сложное предложение-предложение, в котором две граммат. основы (одна основа состоит из подлежащего и сказуемого) Пример:
Серёжа дружит с Машей, а Маша с Серёжей не дружет. В сложном предложении перед союзом «и» стоит запятая!

Мы наблюдали, как корабли отплывали на море
Мы наблюдали, как белка карабкалась на дерево

Сложноподчиненное предложение – это предложение, в состав которого входят две и более основ, где одна основа подчиняется другой.

Так как структура предложения, вопрос от главной основы к зависимой (придаточной) может быть разный, то и видов сложноподчиненного несколько: Тип придаточногоОсобенности придаточногоНа какой вопрос отвечаетСредства связи союзысоюзные слова определительноесодержит характеристику предмета, раскрывает его признак (относится к существительному в главной части) какой? какой именно? чей? чтобы, как, словно, как будтокоторый, какой, что, чей, когда, куда, где и т. д. местоименно-определительноеотносится к местоимению в главной части СПП (то, та, те, каждый, всякий, любой, весь, вся, все) и конкретизирует значение местоимениякто именно? что именно? какой? как, словно, как будто, что, чтобыкто, что, какой, каков, чей, который и т. д. изъяснительноепридаточную часть требуют слова со значением мысли, чувства, речи (глагол, прилагательное, существительное) вопросы косвенных падежей (что? о чем? чего?) что, как, будто, как будто, как бы, словно, чтобы, покакто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда, сколько, насколько, почему образа действия и степени1) раскрывает способ или качество действия, а также меру или степень проявления признака в главной части предложения; 2) имеют в главной части указательные слова (так, столько, таким образом, до того, настолько, до такой степени…). как? каким образом? в какой мере или степени? что, чтобы, как, словно, точноместа1) содержит указание на место или пространство, где совершается то, о чем говорится в главной части; 2) может распространять главную часть или раскрывать содержание наречий там, туда, оттуда, везде, всюду и др. где? куда? откуда? где, куда, откуда времени1) указывает на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главной части; 2) может распространять главную часть или уточнять обстоятельство времени в главной части когда? как долго? с каких пор? до каких пор? когда, пока, как, в то время как, после того как, с тех пор как, едва, лишьусловия1) содержит указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части; 2) условие может подчеркиваться в главной части сочетанием в том случае при каком условии? если, как, как скоро, раз, когда, ли… липричинысодержит указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главной частипочему? отчего? по какой причине? потому что, оттого что, так как, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, поскольку и т. д. целисодержит указание нацель или назначение того, о чем говорится в главной части предложениязачем? с какой целью? для чего? чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только быуступкисодержит указание на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной частинесмотря на что? вопреки чему? хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром чтосравнительноесравнивает предметы или явления в главной части и придаточномкак? (на что похоже?) как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если быследствияуказывает на следствие, вытекающее из содержания главной части предложениячто из этого следует? что стало следствием? так чтоСложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Источник: http://5-ege.ru/slozhnye-predlozheniya/

составьте сложное предложение с союзам как

Он поражался тому, как вязала быстро мама

Левый берег речушки низкий, а на правой стороне берег высокий.

сам делай, вообще не вопрос

1) Я не пошёл на постедний урок оттого что у меня болел очень сильно живот. 2) Миша позвонил Пете, потому что забыл записать домашнее задание. 3) С тех пор как мы встретились впервые, прошло много лет. 4) Лена пришла к своей лучшей подруге, потому что захотела поздравить её с днём рождения и подарить подарок.

5) Ученики идут в школу и учатся, затем чтобы в жизни использовать знания, полученные в школе. 6) После того как он сделал домашнюю работу, его младший брат попросил погулять с ним. 7) По мере того как он работает, можно узнать трудолюбивый или линивый это человек. 8) Он плакал, оттого что упал и поранил сильно ногу. 9) Соня пошла в магазин, потому что мама попросила её.

10) Миша поздравил друга, после того как едя сообщил о победе в конкурсе.

это когда у предложения 2 основы

Сложное предложение — это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Сложное предложение — это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Сложное предложение с союзам и пример волны шумят. Ветер злится. Волны шумят, и ветер злится

яшгурдшпргзжкущршцукщжрпшцжщшрпжщ3 крпшщекрпжщуркпжщурпжщй гркжп дшуйижщм г рийужщк рпжп

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/63245763

Ссылка на основную публикацию