Какие ошибки в предложениях с деепричастным оборотом?

Деепричастный и причастный обороты – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок.

В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки употребления этих речевых конструкций с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.
Какие ошибки в предложениях с деепричастным оборотом?

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая называет дополнительное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам в образовании предложений с деепричастным оборотом относятся:

  • Действие деепричастия не относится к подлежащему (существительному или местоимению в именительном падеже).
    Примеры ошибок: Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая в комнате, у них сломался пылесос.
  • Деепричастный оборот в безличном предложении.
    Примеры ошибок: Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Выйдя на улицу, ему стало жарко.
  • Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.
    Примеры ошибок: Решив задачу, я буду отдыхать. Посещая выставки, он напишет статью о современном искусстве.
  • Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).
    Примеры ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов, был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя листьями, укрывали путников от солнца.

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

  • Неверное согласование причастия с определяемым словом.
    Примеры ошибок: Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво переливались (правильно: украшавшие). Вчера прошла выставка древних книг, собранные в нашей библиотеке (правильно: собранных).
  • Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.
    Примеры ошибок: Обласканное поле солнцем зеленело (правильно: поле, обласканное солнцем, зеленело). Скрытые беседки от посторонних глаз были построены в липовой рощице (правильно: скрытые от посторонних глаз беседки были построены в липовой рощице).
  • В причастном обороте не может употребляться частица бы.
    Примеры ошибок: Нам бы мебель, сделанную бы на заказ. Мы хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.

Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;
  • Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры:
Роман Достоевского, читаемый во многих странах, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот, отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман, в предложении является обособленным определением). Заваривая чай, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот, отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет, в предложении является обособленным обстоятельством).

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 65.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/oshibki-v-upotreblenii-deeprichastnyh-oborotov

Почему взрослые делают ошибки в деепричастных оборотах

Какие ошибки в предложениях с деепричастным оборотом?

Всем привет, на связи Юлия, главный редактор «Миратекст».

Оказавшись в магистратуре высшего учебного заведения, на одном занятии для филологов (с высшим образованием!) я удивилась: даже там люди попросту не видят этой ужасной, грубой ошибки. А почему? Потому что в школе на обучение составлению деепричастного оборота выделяется 1 урок. И… всё.

Посмотрите на эти предложения:

  • Войдя в комнату, зажегся свет.
  • Подъезжая на парковку, приглянувшееся место уже было занято.
  • Переключая каналы, по телевизору показывали только рекламу.
  • Сидя на подоконнике, коту было интересно.
  • Приехав в аэропорт, обнаружилось, что паспорт остался дома.
  • Рассматривая фотографии в альбоме, мне на глаза попалось старое фото.

Все они составлены некорректно. Во всех грубое нарушение синтаксических норм.

А теперь о том, как правильно.

Даже если вы сейчас не хотите вникать в правила — сохраните страницу в закладки и возвращайтесь каждый раз, когда вам нужна помощь с деепричастиями.

Деепричастие обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы “что делая”, “что сделав”. Деепричастие всегда относится в глаголу — основному действию.

Основные правила употребления деепричастия

Кратко и просто

Основное действие (глагол) и добавочное действие (деепричастие) должны относиться к одному объекту — подлежащему.

Примеры:

Пример Пояснение
Находясь дома, я решил посмотреть фильм Я находился дома, я решил посмотреть фильм
Хорошо выпить чая, закусывая конфетой Я пью чай, я закусываю его конфетой
Подъезжая на парковку, водитель включил правый поворотник Подъезжал водитель, поворотник включил тоже водитель

В этих примерах видно, что действие и добавочное действие выполняет одно лицо.

Подробнее и сложнее

Можно употреблять деепричастие:

  • Если основное и добавочное действие относятся к одному лицу/предмету.
Пример Пояснение
Испугавшись шума в подвале, Васька бросился прочь Васька испугался, и Васька бросился прочь — одно действующее лицо
Набирая номер поликлиники, я надеялась на быструю запись к врачу Я набирала номер, и я надеялась — одно действующее лицо

Источник: https://help.miratext.ru/blog/pochemu-vzroslye-delayut-oshibki-v-deeprichastnyx-oborotax

Егэ русский язык. экспресс-подготовка. задание № 8. синтаксические нормы. употребление деепричастного оборота

  • ЕГЭ Русский язык.
  • Экспресс-подготовка.
  • Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.

Какие ошибки в предложениях с деепричастным оборотом?

Задание № 8. Синтаксические нормы.

  1.  Предложения с деепричастными оборотами. 
  2. Начнём повторение теории.
  3. Деепричастие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом.
  4. Деепричастие не изменяется, в предложении бывает обстоятельством.
  5. Суффиксы деепричастия: -Я, — В, -А, -ВШИ, — ШИ

Итак, деепричастие обозначает ДОБАВОЧНОЕ действие. Это значит, что в предложении должно быть лицо ( предмет), выполняющее ОСНОВНОЕ действие.

  • Рассмотрим пример.
  • Готовясь к экзамену, он повторял весь теоретический материал.
  • Сказуемое «повторял»- основное действе,
  • «готовясь» — добавочное.

Он что делал? – повторял. Он одновременно что делал? — готовился.

  1.  ( Деепричастие  всегда можно заменить глаголом.)
  2. Помните: оба действия  (и основное, и добавочное) выполняет одно и то же лицо ( или предмет)
  3. Делаем вывод: в предложении должно быть подлежащее, выражающее лицо (или предмет), которое ОДНОВРЕМЕННО выполняет ОБА действия— и основное , и добавочное.
  4. Таким образом, в предложении должно быть подлежащее.
  5. Однако есть случаи, когда можно употреблять деепричастный оборот, хотя в нём НЕТ подлежащего.

Случаи употребления деепричастного оборота в предложениях БЕЗ подлежащего.

  • Определённо- личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: я, мы, ты, вы).

Приехав в Москву, обязательно сходим на Красную площадь. (Мы приедем, мы сходим)

  • Неопределённо-личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: он, оно, оно, они. Если глагол в прошедшем времени, то можно подставить любое личное местоимение).

Приехав в Москву, решили пойти на Красную площадь.( Они (мы, вы) приехали и решили пойти).

  • Запомните: в безличном предложении (где нет и не может быть подлежащего) деепричастный оборот может употребляться только в тех случаях, когда в нём есть слова : нужно, можно, нельзя, возможно, следует и пр. + ИНФИНИТИВ.
  • Готовясь к экзаменам, нужно обязательно повторять теоретический материал.
  • Итак, ребята, мы разобрались, в каких случаях МОЖНО использовать в речи деепричастный оборот.

В задании № 8 будут даны предложения с ОШИБКОЙ в употреблении деепричастного оборота. Разберём их.

Типичные ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.

  • Если действие, которое выражено глаголом, и действие, выраженное деепричастием, выполняют РАЗНЫЕ лица (или предмет).
  1. Пример.
  2. Подъезжая к городу, начался сильный дождь.
  3. (К городу подъезжали люди, а не дождь, который начался).
  4. Верно.
  5. Когда мы подъезжали к городу, начался дождь.
  • Если в безличном предложении НЕТ инфинитива.
  • Пример.
  • Приехав в город, мне стало грустно.
  • Верно.
  • Когда я приехала в город, мне стало грустно.
  • Алгоритм выполнения задания № 8.
  • Предложения с причастными оборотами.
  • Найдите грамматическую основу предложения.
  • Найдите деепричастный оборот.
  • Посмотрите, чем выражено сказуемое.
  • Если сказуемое- это глагол, то замените деепричастие глаголом. Если оба действия выполняет лицо (предмет), выраженное подлежащим, то это верный ответ. Если нет- неверный.
  • Если НЕТ подлежащего, то посмотрите, какое это предложение. Если безличное и в нём есть ИНФИНИТИВ, то это верный ответ. Если нет инфинитива — неверный.
  • Если это односоставное предложение определённо-личное и неопределённо-личное и оба действия выполняет лицо, которое легко восстановить в тексте, то это верный ответ.

Рассмотрим примеры.

  1. Выполняя упражнение, ученик сначала изучает его задание.

(Верно. Он выполняет, и он изучает)

  1. Выполняя упражнение, вдумываемся в его задание.

(Верно. Легко подставит слово «мы». Мы вдумываемся, мы выполняем)

  1. Выполняя упреждение, нужно внимательно изучать задание к нему.

(Верно. Есть инфинитив «изучать»).

  1. Взобравшись на курган, ему стало видно всю панораму боя.

(Неверно. Это безличное предложение, в нём нет инфинитива.

Верно. Когда он взобрался на курган, то увидел всю панораму боя).

  1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

(Неверно. Действие глагола и деепричастия выполняет не одно лицо. Шляпа слетала, но она не может подъезжать к станции.

Верно. Когда я  подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.)

  1. Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с употреблением деепричастного оборота.
  2. Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
  3. Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1203-ege-russkij-yazyk-ekspress-podgotovka-zadanie-7-sintaksicheskie-normy-upotreblenie-deeprichastnogo-oborota

деепричастный оборот

В предыдущей статье было задание проверить, правильно ли употреблены деепричастия. Сегодня мы со всех сторон рассмотрим деепричастный оборот и дадим ответы на вопросы из прошлой статьи.

Давайте разберемся, какие предложения составлены правильно, и что не так с другими предложениями.

Вспомним схему разбора:

  1. находим основное действие – оно выражается глаголом (сказуемым);
  2. сразу же находим, кто/что это действие совершает;
  3. изменяем деепричастие на глагол, чтобы понять, какое ещё – добавочное – действие совершает этот же субъект;
  4. составляем 2 простых проверочных предложения: 1) Субъект и основное действие, 2) Субъект и добавочное действие;
  5. и делаем выводы. Какие ошибки в предложениях с деепричастным оборотом?

Правильное употребление деепричастного оборота в предложении

1) Сказав это, он вышел

  1. основное действие — вышел
  2. кто? — он
  3. добавочное действие — сказав. Что еще он сделал? — Сказал.
  4. Он сказал, и он же вышел. И деепричастие, и сказуемое относится к одному субъекту – правильно.
Читайте также:  Местоимения-существительные, прилагательные, числительные

2) Машина, промчавшись, оставила много дыма

  1. глагол – оставила.
  2. Кто/что оставил? Машина оставила.
  3. деепричастие — промчавшись. Что еще сделала машина? — Машина промчалась.
  4. Машина промчалась.  и Машина оставила.
  5. Логично. Значит, составлено корректно.

3) Войдя в комнату, мы можем увидеть роскошный кабинет

  1. Глагол – можем увидеть.
  2. Кто может увидеть? — Мы.
  3. Деепричастие — войдя. Что еще мы сделаем? Мы войдем в комнату.
  4. Мы сможем увидеть, если войдем в комнату.
  5. Логично. Корректно.

4) Читая много текстов, стала замечать…

  1. Глагол – стала замечать.
  2. Кто стал замечать? Я – автор говорит от первого лица.
  3. Деепричастие — читая. Что еще я делаю? — читаю.
  4. Я читаю. Я стала замечать.
  5. Логично. Корректно.

5) Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу…

  1. Глагол – предадимся (бегу).
  2. Кто предастся? Мы (автор с другом милым). Мы (давай) предадимся бегу.
  3. Деепричастие — скользя. Что еще мы делаем? Мы скользим.

    Или будем скользить – сейчас неважно.

  4. Мы скользим/будем скользить. Мы предадимся бегу.
  5. Логично. Правильно, Александр Сергеевич.

На этом корректные предложения заканчиваются.

Остальные 6 составлены неверно.

Неправильное употребление предложения с деепричастным оборотом

6) Преодолев сопротивление, вас ждёт невероятный прорыв во всех областях

  1. Глагол – ждет.
  2. Кто ждет? Прорыв.
  3. Деепричастие — преодолев. Что еще прорыв сделает? — преодолеет. сопротивление. прорыв.
  4. Прорыв ждет. Прорыв преодолеет сопротивление.

  5. Если проверочное предложение с добавочным действием звучит нелепо, значит, деепричастие применено не к тому субъекту.
    Прорыв преодолеет сопротивление. Что же это за прорыв такой? Сам преодолеет, сам меня же где-то будет ждать.

    Мне даже делать ничего не придется.

    Конечно, это не верно. Так говорить не надо.

7) Купив билет, у вас есть шанс выиграть путевку на море!

  1. Глагол – есть.
  2. Что есть? Шанс есть у вас.
  3. В предложении есть деепричастие — купив; а значит, наш субъект – шанс – совершает некое добавочное действие.

    Кроме того, что он есть, что еще он сделает? Купит билет.

  4. Шанс есть. Шанс купит билет.

    ????

  5. Мое любимое предложение! Так часто слышу его в рекламных воззваниях! Вы когда-нибудь видели этот шанс, который сам покупает рекламируемый товар? Как он выглядит вообще?

8) (Никак не могла записаться на прием.) А наконец-то записавшись, мне перезвонили

Здесь разбираем второе предложение. Первое – для контекста.

  1. Глагол — перезвонили.
  2. Кто перезвонил? Некто ОНИ. Кто-то в третьем лице мн. числа, люди.
  3. Деепричастие — записавшись. Что еще они сделали? Они записались – записали сами себя.
  4. Они записали сами себя, видимо, на прием. А потом перезвонили мне.
  5. Вы понимаете, что происходит? Я не очень. Автор хотел и предпринимал тщетные попытки записаться на этот самый прием. Но записался он или нет, мы не узнали. Зато узнали, что записались ОНИ — те, кто ему перезвонил.

9) Желая увеличения притока денег, это делается в ущерб другим составляющим этой энергии, как-то: везение, удача и здоровье

  1. Глагол – делается.
  2. Кто/что делается? Это делается.
  3. Деепричастие — желая. Что еще ЭТО делает? ЭТО желает увеличения…
    Мы не знаем, что такое это, поэтому не можем сказать, может оно желать… денег или нет. Но непонятно, как, когда Это желает денег, оно само себя делает.

10) Надев платье, оно село, словно сшитое по лекалам

  1. Глагол – село.
  2. Кто/что село? Оно.
  3. Деепричастие — надев. Что еще оно сделало? Оно надело платье.
  4. Можно предположить, что оно – это платье.

    Но как же тогда платье надело платье? Хотя, кто его знает. Есть нечто оно, бесформенная сущность. Но когда оно надевает платье, оно куда-то садится и очень этому месту подходит.

  5. Корректно, как вы думаете?

11) Нарушая инструкции, эффективность вашей работы падает в разы

  1. Глагол – падает.
  2. Кто/что падает? Эффективность (вашей работы, между прочим).
  3. Дееприастие — нарушая. Что еще эффективность делает? Эффективность (вашей работы!) нарушает инструкции.

  4. Эффективность — она такая. Нарушает инструкции сплошь и рядом.

Надемся, что вы смогли понять логику и будете правильно употреблять деепричастный оборот.

Если остались вопросы, пишите в х.

 

Источник: https://blogginglife.club/deeprichastnyiy-oborot-primeryi-i-razboryi-oshibok/

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

  • Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  • При употреблении падежных форм существительных с предлогом часто встречаются следующие ошибки:
  • 1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии (правильно: установить причины); не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов);
  • 2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность(правильно: характерная для них особенность);
  • 3) неправильный выбор предлога: партнер в игре в теннис (правильно: партнер по игре в теннис).
  • После предлога по в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в предложном падеже: по приезде в город, по возвращении домой; после предлогов благодаря, согласно, вопреки в дательном падеже: согласно приказу, вопреки прогнозу.
  • Ошибки в построении предложения с несогласованным приложением.

Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты».

Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты».Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».

Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Например: Те, кто согласился с этим решением, об этом пожалел (правильно: Те, кто согласился с этим решением, об этом пожалели).

Здесь главное предложение «перебивается» находящимся внутри него придаточным.

При подлежащем главного предложения в конструкциях те, кто и все, ктосказуемое ставится во множественном числе: те пожалели.

В придаточном предложении относительное местоимение кто употребляется с глаголами в форме единственного числа: кто согласился? При неопределенных и отрицательных местоимениях некто, кто-то, никто и др. сказуемое ставится в единственном числе.

4. Нарушение способа выражения сказуемого, например: Книги эти интересны и хорошоиллюстрированные в качестве второго сказуемого следовало использовать краткую формуиллюстрированы.

  1. 5. Ошибки в построении предложения с однородными членами:
  2. 1) смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов: Новая статья напечатана не только в газетах, а также в глянцевых журналах (правильно: …не только в газетах, но и в глянцевых журналах);
  3. 2) неправильное расположение компонентов двойного союза: Пресса следит не только за ситуацией в регионе, но и во всей стране (правильно: …за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране);
  4. 3) пропуск предлога: Предлагают туристические поездки в Турцию, Египет, Малайзию, Кубу(правильно: в Турцию, Египет, Малайзию, на Кубу);

4) нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: Тема сочинения может быть раскрыта на примере произведений различных поэтов: А.Пушкин, С.Есенин, А.Блок (правильно:…А.Пушкина, С.Есенина, А.Блока);

5) нарушение управления при однородных членах: два и более однородных члена должно требовать от общего зависимого слова одинакового падежа и предлога: например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить белье и т.п.

Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая(препятствует чему?; затягивает что?).

  • Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее.
  • 6) употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения – в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение, причастный и деепричастный обороты: Это был человек, знавший себе цену и который никому не давал себя в обиду (правильно: … человек, знавший себе цену и никому не дававший себя в обиду… или … человек, который знал себе цену и никому не давал себя в обиду).
  • Ошибки в построении предложения с причастным оборотом.

Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом. Например: Я бродил по улицам, заросших одуванчиками и цветущей травой(неверно выбран падеж причастия; правильно: …по улицам (каким?), заросшим…).

  1. Причиной ошибки может быть также неверный порядок слов в предложении: Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес (определяемое слово не должно находиться внутри определения; правильно: Статья, опубликованная в газете… или Опубликованная в газете статья…).
  2. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.
  3. При использовании деепричастного оборота следует помнить, что, как правило, называемое им действие обозначает действие подлежащего: Приехав в Москву, я отправился на Воробьевы горы (я приехал и отправился).
  4. Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве:Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.
  5. Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:
  6. 1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу…);
  7. 2) если в безличном предложении нет инфинитива: Приехав в Москву, мне стало грустно (правильно:Когда я приехал в Москву…);
  8. 3) в пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой рабочие проверяют оборудование.)

8. Ошибки при построении сложного предложения, например: Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился – придаточное определительное должно зависеть от другого слова в главном предложении: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.

9. Неправильное построение предложения с косвенной речью, например: Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю – при переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица: Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

Также одной из распространенных ошибок является употребление союза что в придаточной части при наличии ли: Учитель спросил, что успеем ли мы закончить работу на этой неделе.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/1206.html

Классификация грамматических ошибок — Материалы для подготовки к вступительным экзаменам в СГГА

 Вид ошибки  Пример
а) Смешение предлоговиз и с (со)в и наот и счерез и из-за  Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.Настоящий героизм проявился при боях за Москву.От утра до вечера он трудился в своей редакции.Он чуть не погиб через предательство друга. 
б) Отсутствие предлога.  Нельзя не приклоняться его героизмом. 
в) Наличие ненужного предлога.  Автор описывает о событиях послевоенного времени. 
  •     В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся. 
  •     Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.
  • Упражнение № 1

    Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

  1. В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
  2. Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
  3. В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
  4. Через дня четыре он добрался до своей деревни,
  5.  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Упражнение № 2

    Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

  1. Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
  2. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
  3. Через подобные ситуации порой гибнут люди.
  4. Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
  5. Они перестают понимать и доверять друг другу.

Упражнение № 3

    Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

  1. Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
  2. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
  3. Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
  4. Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
  5. Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

Упражнение № 4

    В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

    Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

    В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

Упражнение № 5

  Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.

    1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4.

Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8.

Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.

Источник: https://www.sites.google.com/a/ssga.ru/ssga4school/rus/rus-teor/glava-6

Примеры деепричастного оборота

Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами. Деепричастие образуется от глагола и обозначает добавочное действие.

В предложении с деепричастным оборотом всегда есть глагол в роли сказуемого, который называет основное действие. Действия, названные глаголом и деепричастием, совершаются одним и тем же лицом.

Это лицо в предложении выражено существительным или местоимением и является подлежащим. В предложении деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, играет роль обстоятельства.

Обособление деепричастий

Деепричастный оборот выделяется запятыми независимо от места в предложении: в начале, в середине или в конце. Предложения, осложнённые деепричастным оборотом.

Примеры:

  • Услышав в лесу подозрительный звук, охотники схватили ружья.
  • Артисты, поклонившись зрителям, не спешили уходить со сцены.
  • Котёнок забился под кровать, испугавшись Шарика.

С двух сторон деепричастный оборот выделяется и в том случае, если следует после союза или союзного слова.

Примеры:

  • Автомобиль начал было разгоняться, но, взвизгнув шинами, резко остановился.
  • Дети понимали, что, сбежав с урока, подведут Марию Ивановну.

Деепричастный оборот употребляется в обобщённо-личных предложениях и безличных (с инфинитивом) предложениях.

Примеры:

  • Замешивая тесто, используют тёплые продукты.
  • Решая задачу, нужно внимательно читать условия.
  • Услышав сигнал пожарной тревоги, нельзя поддаваться панике.

Деепричастный оборот может иметь внутри себя запятые. Сложные деепричастные обороты, примеры:

  • Дети, разбросав книжки, игрушки и одежду, убежали.
  • Подарив имениннице цветы, конфеты и украшения, гости пошли танцевать

Случаи, когда деепричастный оборот не обособляется

В трёх частных случаях деепричастный оборот не выделяется запятыми. Не обособленный одиночный деепричастный оборот, примеры:

  1. Является фразеологизмом.
    • Ваня бежал от собаки сломя голову.
    • Во время субботника школьники трудились не покладая рук;
  2. Связан союзом И с однородным необособленным обстоятельством, обычно выраженным наречием.
    • Молодёжь на лавочке смеялась громко и никого не стесняясь.
    • Ловко и стараясь не причинить боли медсестра сняла повязку.
  3. Перед ним стоит усилительная частица И.
    • Миша поступил в университет и не используя знакомства с деканом.

Несколько деепричастных оборотов в простом предложении

В простом предложении может быть несколько деепричастных оборотов. Они могут относиться с одному сказуемому и быть между собой однородными. Постановка знаков препинания между ними подчиняются правилам пунктуационного оформления однородных членов.

Предложения с однородными деепричастными оборотами, примеры:

  • Ласточки, кружась над берегом, рассекая воздух острыми крыльями, то и дело ныряли в песчаные норки.
  • Задержавшись на работе и опоздав на электричку, Пётр Иванович был вынужден заночевать в кабинете.
  • Налив чай, но не предложив его гостю, Маша ждала объяснений.

Деепричастные обороты в простом предложении являются неоднородными, если относятся к разным сказуемым. Пример:

  • Ветер дул со страшной силой, срывая крыши с домов, завывал в трубах, вселяя ужас в жителей деревни.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Построение предложения с деепричастным оборотом часто вызывает затруднения. Необходимо помнить о распространённых ошибках и уметь их избегать. Ошибки в употреблении деепричастных оборотов, примеры:

  1. Действие, названное деепричастием, выполняется не подлежащим.
    • Читая книгу, из неё выпала закладка. Использовать сложное предложение или сделать подлежащим другое лицо. Правильно: Когда Миша читал книгу, из неё выпала закладка. Или: Читая книгу, Миша выронил из неё закладку.
    • Сорвав цветы, они сильно пахли. Использовать причастный оборот или сделать подлежащим другое лицо. Правильно: Сорванные цветы сильно пахли. Сорвав цветы, я почувствовал сильный аромат.
  2. Употребление деепричастного оборота в безличном предложении.
    • Увидев подарки, Кате стало весело. Использовать сложное предложение или сделать предложение личным. Правильно: Кате стало весело, когда она увидела подарки. Или: Увидев подарки, Катя обрадовалась.
    • Бабушке стало лучше, выпив лекарство. Правильно: Бабушке стало лучше, когда она выпила лекарство. Или: Бабушка почувствовала себя лучше, выпив лекарство.
  3. Деепричастный оборот в сочетании с глаголом в форме будущего времени.
    • Подготовив концерт, ансамбль поедет на гастроли. Использовать сложное предложение. Правильно: Ансамбль поедет на гастроли, когда подготовит концерт.
  4. Употребление с причастным оборотом или глаголом в качестве однородного члена.
    • Яблони, покрытые нежно-розовыми цветками и источая лёгкий аромат, привлекали пчёл. Использовать 2 причастных или 2 деепричастных оборота (если возможно). Правильно: Яблони, покрытые нежно-розовыми цветками и источающие лёгкий аромат, привлекали пчёл.
    • Майский жук грузно опустился на ветку и сложив жёсткие крылья. Использовать 2 глагола или убрать союз И. Правильно: Майский жук грузно опустился на ветку и сложил жёсткие крылья. Или: Майский жук грузно опустился на ветку, сложив жёсткие крылья.

Смотри также: Примеры причастного оборота

Источник: https://bingoschool.ru/blog/218/

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8.Карточка-подсказка № 2. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Поднявшись на гору, он увидел море. Находим главные члены.

  • Он увидел.
  • Деепричастие «поднявшись» — добавочное действие, можно заменить глаголом.
  • Он поднялся и увидел.
Готовясь к ЕГЭ, выполняю тренировочные задания. Находим главные члены.

  1. Готовлюсь.
  2. Только сказуемое, но подлежащее легко «подставить» — Я (это определённо-личное односоставное предложение).
  3. Заменяем деепричастие глаголом.
  4. Я готовлюсь и выполняю.
Готовясь к ЕГЭ, выполняй тренировочные задания! Находим главные члены.
Выполняй.
Определённо-личное предложение, глагол в повелительном наклонении. Если к кому-то обращаются с просьбой, значит есть лицо, совершающее это действие. Легко подставить местоимение ТЫ.
Ты выполняй и готовься.
Готовясь к ЕГЭ, НУЖНО выполнять тренировочные задания. Запомните, какие слова могут быть в безличных односоставных предложениях с деепричастным оборотом:

  • нужно
  • можно
  • должно
  • следует
  • следовало, следовало бы
  • приходится, пришлось приходилось, пришлось бы.
  • удалось
  • нельзя
  • невозможно
  • не следует
  • не приходится
  • не удалось.
  • В подобных предложениях НЕТ подлежащего, но есть или можно подставить местоимения мне, нам, тебе, вам, ему, ей,  которые обозначают действующее лицо.
Готовясь к ЕГЭ, следует обращаться к словарям. Находим главные члены.
Следует обращаться.
Это безличное, в нём нет и не может быть подлежащего.
НО!!!
Если сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив, то это правильно построенное предложение.

Примеры ошибочного построения предложений с деепричастным оборотом.

Примеры. Пояснения.
Поднявшись на гору, стало совсем темно. Находим главные члены.
Стало темно. Безличное предложение. В нём нет и не может быть подлежащего, то есть предмета (лица), которое может выполнить добавочное действие — «подняться»).
Поднявшись на гору, им был нарисован пейзаж. Находим главные члены.
Был нарисован пейзаж.
Пейзаж не может выполнить добавочное действие, то есть подняться на гору.
Готовясь к ЕГЭ, нам было трудно. Находим главные члены.

  1. Было трудно.
  2. Это безличное предложение, в нём НЕТ подлежащего и нельзя его подставить.
  3. Понятно, что трудно было НАМ, но это НЕ подлежащее, такие предложения построены неверно.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ.

В правильно построенных предложениях с деепричастным оборотом должно быть:

  • Подлежащее, выражающее субъект действия, то есть тот, кто совершает и основное действие, и добавочное, выраженное деепричастием (деепричастие легко заменить глаголом);
  • Если односоставное предложение определённо-личное (легко подставить местоимения Я,МЫ,ТЫ,ВЫ);
  • Если предложение безличное, но есть слова: НАДО, НУЖНО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ и др.;
  • Если сказуемое – составное глагольное, то есть состоит из вспомогательного глагола + инфинитива.

Если НЕТ данных случаев, то предложение составлено НЕВЕРНО. Это будет ОТВЕТОМ в задании № 8.

  • Помните ГЛАВНОЕ:
  • Находите подлежащее, заменяйте деепричастие глаголом  и определяйте, может ли подлежащее «выполнить» добавочное действие.
  • Пояснение.
  • В статье сказуемые подчёркнуты одной линией, так как на сайте, к сожалению, НЕТ функции подчёркивания двумя.
  • Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Источник: http://testy-klass.ru/ege-russkiy-yazyik-zadanie-8-kartochka-podskazka-2-oshibka-v-postroenii-predlozheniya-s-deeprichastnyim-oborotom-2/

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

ПРИМЕР 1

Предложение: Находясь в пути, всегда вспоминается дом. (Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я»).

Верный вариант: Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

ПРИМЕР 2

Предложение: Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики. (Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется.

Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование».

Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие).

Верный вариант: Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

ПРИМЕР 3

Предложение: Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно. (Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным ужином. Основа предложения: беседа протекала.

Сказуемое «протекала» относится к подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову «беседа».

Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином, а это неверно, так как ужином наслаждались «мы»).

  • Верный вариант: Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.
  • Неправильное построение предложения с косвенной речью
  • ПРИМЕР 1

Предложение: Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России. (В предложении присутствуют признаки прямой («я обращаюсь» – речь от первого лица) и косвенной речи («автор пишет, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица).

Верный вариант: Автор статьи пишет, что он обращается ко всем, кому не безразлична судьба России.

ПРИМЕР 2

Предложение: Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала. (В предложении присутствуют признаки прямой («трех моих жизней» – речь от первого лица) и косвенной речи («журналист сказал, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица)).

Верный вариант: Как сказал журналист, что трех его жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.

ПРИМЕР 3

Предложение: Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (В предложении присутствуют признаки прямой («я никогда не прячусь» – речь от первого лица) и косвенной речи («герой говорит, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица)).

  1. Верный вариант: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.
  2. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  3. ПРИМЕР 1

Предложение: Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран. (Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления ран.

Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что неверно.

Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «антисептик»: антисептик какой? Подходящий).

Верный вариант: Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.

ПРИМЕР 2

Предложение:Поражающий парк в Донецке своей красотой давно привлекает внимание туристов. (Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот полностью перед определяемым словом или после него).

  • Верный вариант 1:Поражающий своей красотой парк в Донецке давно привлекает внимание туристов.
  • Верный вариант 2:Парк в Донецке, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.
  • ПРИМЕР 3

Предложение: В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой. (Причастный оборот: притворившийся очередной правдой. Он относится к слову «лжи», но не согласован с ним.

Существительное «лжи» относится к женскому роду и стоит в родительном падеже, а причастие «притворившийся» – к мужскому и в именительном.

Поэтому нужно поставить причастие в родительный падеж и женский род: «притворившейся»).

Верный вариант: В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.

ПРИМЕР 4

Предложение: Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны. (Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен.

Он находится далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что причастный оборот относится к слову «часа».

Поэтому нужно поставить причастный оборот перед определяемым словом или после него).

Верный вариант 1: Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.

Верный вариант 2: Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.

Источник: https://poisk-ru.ru/s4357t7.html

Что такое деепричастный оборот, примеры его употребления, постановка знаков препинания

Итак, что же это такое? Как отличить его от причастного? Какими знаками препинания он выделяется на письме? На какие вопросы отвечает? Какие трудности могут возникнуть при употреблении его в речи? Эти и другие вопросы будут рассмотрены с данной статье.

  • Понятие о деепричастном обороте
  • Примеры
  • Запятые при употреблении деепричастного оборота в предложении
  • Построение предложения с деепричастным оборотом. Возможные ошибки

Понятие о деепричастном обороте

Деепричастный оборот, как и причастный, является самостоятельным членом предложения. Он представляет собой деепричастие и относящиеся к нему зависимые слова.

Отвечает на вопросы деепричастия: что делая? что сделав? и обозначает добавочное действие предмета/лица, совершающего основное действие (оно, как правило, определяется сказуемым).

В предложении он является обособленным членом, а точнее, обособленным обстоятельством.

Подчёркивается точка-тире (штрих-точка). К нему также можно задать вопросы обстоятельства:

  • как?
  • каким образом?
  • когда?
  • с какой целью?
  • почему?

Они могут быть заданы как от сказуемого, так и в некоторых случаях от причастия или причастного оборота.

Это интересно: как применяется и есть ли слово «нету» в русском языке?

Примеры

  1. Пролежав всю зиму на печи, Иван, наконец, вышел на охоту.
  2. Сделав всю работу по дому, я смогу пойти прогуляться.
  3. Вышел месяц, освещая нам путь домой.
  4. Мы отправились в путь, не зная дороги.
  5. И она, помахав мне рукой в последний раз, скрылась за углом дома.

Запятые при употреблении деепричастного оборота в предложении

Деепричастный оборот, в отличие от причастного, всегда обосабливается с помощью запятых с обеих сторон, вне зависимости от его расположения по отношению к главному слову — глаголу, от которого задаётся вопрос.

Для того чтобы правильно выделять данную синтаксическую конструкцию знаками препинания, нужно уметь находить её в тексте и чётко определять границы.

Деепричастный оборот включает в себя все зависимые слова, относящиеся к данному деепричастию.

Например, в предложении «Соперник, опередивший меня на старте, вскоре отстал» им является выражение «опередивший меня на старте», а не просто «опередивший меня». Так как слова «на старте» также являются зависимыми от деепричастия, а не от сказуемого. А значит — они входят в состав оборота.

Когда он стоит в начале предложения, то выделяется запятой только с одной стороны — после него, а если расположен в конце, то, напротив, запятая ставится только перед ним, а в конце — знак завершения предложения.

Исключениями являются деепричастные обороты, входящие в состав фразеологизма. Когда оборот является частью или целым фразеологизмом, запятые при нём не ставятся. Пример такого предложения: мать слушала её затаив дыхание.

Также под это правило о постановке запятых не попадают и те случаи, когда несколько деепричастных оборотов являются однородными и соединены союзом «и». Тогда запятые при них отсутствуют.

Со знаками препинания здесь все предельно понятно, но часто встречаются ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота.

Построение предложения с деепричастным оборотом. Возможные ошибки

Первое и самое основное правило уже было упомянуто выше, оно гласит, что добавочное действие должно совершаться тем же объектом, что и основное действие.

Например, нельзя сказать «Подойдя к дому, из-за двери доносилось странное рычание и вой». Ведь здесь подлежащие — это рычание и вой, они доносились, то есть выполняли основное действие.

Но вот подойти к дому они никак не могли, это сделало какое-то другое лицо.

Таким образом, это предложение можно перестроить в грамматически более правильное сложноподчинённое предложение: «Когда я/он/она подошёл/подошла к дому, из-за двери доносилось странное рычание и вой».

Нужно быть осторожными и при употреблении деепричастного оборота в безличных и неопределенно-личных предложениях, то есть предложениях, не содержащих подлежащего вовсе. Сказуемое же в первом случае может быть выражено инфинитивом, а во втором — глаголом третьего лица.

Примером такой ошибки может послужить следующая синтаксическая конструкция: «Окончив школу, выпускников распределили работать на завод».

Она построена неправильно, так как деепричастие подразумевает совершение действия самими выпускниками: они окончили школу, а глагол (сказуемое) обозначает действие, выполненное кем-либо другим, кто распределил этих выпускников.

В безличное же предложение деепричастный оборот может быть включён следующим образом: «На их прекрасные лица можно смотреть часами, не отрывая глаз».

В этом случае все грамматические нормы будут соблюдены, так как лицо, совершающее как главное, так и побочное действия, отсутствует.

Можно использовать его и в определённо-личных предложениях, то есть тех, что содержат подлежащее, выраженное личным местоимением первого или второго лица (я, мы, ты, вы). Например, «Мне нужно сделать эту работу как можно скорее, используя все возможные материалы».

Это основные ошибки согласования деепричастного оборота с основой предложения. Они довольно часто могут встретиться в нашей речи, так как мы иногда не придаём этому должного значения. А зря, ведь неточное употребление деепричастного оборота ведёт к нарушению смысловой нагрузки предложения.

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/chto-takoe-deeprichastnyj-oborot-primery-upotrebleniya.html

Ссылка на основную публикацию