Существительные только множественного числа (50 примеров)

  • Сегодня мы ответим на такие вопросы.
  • ·                   Как существительные изменяются по числам?
  • ·                   Какие существительные имеют только форму множественного числа?
  • ·                   Что нужно знать о таких существительных?

Мы помним, что имя существительное – это такая часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Существительные бывают мужского, женского или среднего рода. Изменяются существительные по числам и падежам.

Нам всегда важно количество предметов, которые нас окружают.

Когда мы называем какой-то предмет – для нас сразу же важно узнать, один этот предмет, или таких предметов несколько. Именно поэтому имена существительные получили возможность изменяться по числам.

Мы уже знаем, что имя существительное может стоять в форме единственного или множественного числа.

Например, ученик – единственное число. Ученики – множественное число.

Мы изменили число слова ученик. Был один предмет, а стало несколько.

  1. При этом по числам могут изменяться существительные всех трёх родов.
  2. Например, лимон – лимоны, груша – груши, яблоко – яблоки.
  3. Существительные мужского, женского и среднего рода образуют множественное число.

При этом составляются пары. Каждое существительное имеет форму единственного числа и множественного.

Но в русском языке есть имена существительные, к которым невозможно подобрать пару по числу.

Посмотрите на такой диалог.

Существительные только множественного числа (50 примеров)

Конечно же, каникула и каникул – это неправильно.

Слово каникулы имеет только форму множественного числа.

А вот слово лень. Можем ли мы образовать форму множественного числа? Нет, это слово всегда стоит в единственном числе.

Слово деньги. Мы опять не можем образовать форму единственного числа. Это слово всегда стоит во множественном числе.

Можно сказать, что такие существительные не изменяются по числам.

У существительных, которые не изменяются по числам, есть два основных вида. Мы уже упоминали о них.

Некоторые существительные имеют только форму единственного числа. Другие существительные имеют только форму множественного числа.

У двух этих типов существительных – свои особенности, о которых мы поговорим.

Начнём мы наш разговор с существительных, которые имеют только форму множественного числа.

Это такие существительные, как часы, грабли, опилки, жмурки. Общим для них является то, что от них невозможно образовать форму единственного числа. То есть, предметы, которые обозначают такие существительные, являются сложными, их как бы много.

Рассмотрим подробнее, какие существительные имеют только форму множественного числа.

Во-первых, это названия парных и составных предметов. Такие, как очки, брюки, шахматы, счёты, перила.

Существительные только множественного числа (50 примеров)

Предметы, которые они обозначают, состоят из двух или более частей. Причем, если эти части разъединить – предмет перестанет быть собой и выполнять свою функцию. Поэтому такие существительные могут стоять только во множественном числе.

Во-вторых, только форму множественного числа имеют некоторые названия веществ и материалов. Например, сливки, дрожжи, макароны, консервы, духи.

Существительные только множественного числа (50 примеров)

Можно ли выделить из этих веществ какую-то единицу? Нет, в основном они представляют собой что-то однородное – как сливки. Или что-то, состоящее из множества мелких частей – как макароны. Поэтому такие слова могут стоять только во множественном числе.

В-третьих, только множественное число имеют некоторые названия действий, обрядов, игр и так далее.

Например, выборы, проводы, именины, прятки, жмурки.

Все эти явления довольно сложные. Они включают в себя несколько действий. Поэтому такие слова не могут иметь форму единственного числа.

Названия явлений природы, отрезков времени иногда имеют только форму множественного числа. Например, сутки, сумерки, потёмки, будни, осадки.

Если мы как следуем присмотримся к таким словам, то поймём, что в эти понятия включается несколько явлений. Сутки – это и день, и ночь вместе. Сумерки – и темнота, и немного света… и так далее. Поэтому такие слова всегда стоят в форме множественного числа.

Некоторые географические объекты тоже употребляются только в форме множественного числа.

Например, Гималаи, Горки, Балканы, Альпы, Карпаты

Чаще всего такое бывает, когда речь заходит о названиях горных цепей. Ведь в них много гор, поэтому и названия стоят во множественном числе.

А теперь вернёмся к диалогу о каникулах и обратим внимание на одну интересную особенность. Мальчик не может определиться – какого рода слово могло бы быть в единственном числе. Каникула или каникул?

Мы не можем определить род таких существительных. Ведь во множественном числе у всех существительных похожие окончания. И если слово употребляется только во множественном числе – непонятно, какого оно рода.

Склонение таких существительных тоже невозможно определить. Возьмём слово сливки. К какому склонению относится это слово?

  • Но ведь чтобы определить склонение, нужно знать окончание существительного в форме единственного числа.
  • Значит, такие существительные склоняются по образцу других существительных в форме множественного числа.
  • Нужно правильно употреблять существительные, которые имеют только форму множественного числа.
  • Существительные только множественного числа (50 примеров)
  • Итак, что же нам требуется запомнить?
  • В русском языке есть имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.

Такие существительные обозначают сложные и парные предметы (брюки, грабли), вещества (сливки, опилки), действия (жмурки, выборы), явления природы, отрезки времени (сутки, сумерки). И так далее.

У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется род и склонение.

Источник: https://videouroki.net/video/64-imena-sushchestvitelnye-kotorye-imeyut-formu-tolko-mnozhestvennogo-chisla.html

Множественное число существительных

Для большинства существительных множественное число является словоизменительной категорией. В этой статье мы расскажем о свойствах данного признака, о способах его образования, а также Вы познакомитесь с примерами слов, для которых форма множественного числа является постоянным признаком.
Существительные только множественного числа (50 примеров)

Множественное число существительных в русском языке – это грамматический признак, указывающий на множественность называемых предметов, то есть, что называемые предметы представлены совокупно, в количестве более одного. Множественное число имен существительных изучается в 4 классе.

Примеры существительных множественного числа: двери, спички, слова, тетради, подруги, бананы, слоны, озера, номера, именины.

В русском языке формы множественного числа существительных противопоставляются формам единственного числа и образуются от основы единственного числа существительных.

При этом используются особые окончания существительных во множественном числе: -и (-ы), -а (-я), -ие (- ые) (примеры: тучка – тучки, сосна – сосны, дом – дома; вексель – векселя, животное – животные; пресмыкающееся – пресмыкающиеся).

Для существительных, которые имеют как формы единственного числа, так и множественного – категория числа является словоизменительной.

Несловоизменительным признаком число выступает для существительных, не имеющих единственного числа (то есть, всегда употребляющихся во множественном числе).

ТОП-1 статьякоторые читают вместе с этой

  • 1. Число существительных

К существительным, которые имеют только формы множественного числа, относятся следующие группы слов по значению:

  • Отвлеченные существительные, обозначающие промежутки времени, явления природы, события (смотрины, каникулы, сумерки, будни);
  • Существительные, называющие парные предметы (брюки, очки, весы, ворота);
  • Вещественные существительные, обозначающие вещества и материалы (сливки, дрожжи, опилки, дрова);
  • Названия игр, отвлеченных действий (жмурки, шашки, горелки, хлопоты, переговоры);
  • Географические и астрономические названия (Лубны, Альпы, Сокольники, Весы).

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 262.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/mnozhestvennoe-chislo-suschestviteknyh

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

  • Муниципальное образовательное учреждение
  • основная общеобразовательная школа № 12 г. Приволжска
  • Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
  • (блочно-модульная технология)
  •                                                                            Урок разработала: учитель  высшей  
  •                                                                             квалификационной категории
  •                                                                            Штучникова Лилия Ивановна
  • 2011 год
  • Цели урока:
  • Сформировать умение находить имена существительные, имеющие форму только множественного числа;
  • Развивать умения правильно употреблять их в речи, сопоставлять,
  •  анализировать, находить самостоятельно информацию, обобщать и делать выводы;
  • Воспитывать культуру речи обучающихся.
  • Ход урока.
  • Слайд 2
  • Оргмомент.

Учитель:  Здравствуйте, ребята!  Что вы ожидаете сегодня от урока?

                                      (ответы учеников)

Учитель:

Урок – это  солнце,  дарящее  свет,  Подарит  ли  радость  сегодня  для  всех?  Солнце иногда закрывается тучами.  Тучки – это ваши опасения, это      трудности, с которыми вы можете столкнуться на уроке.  А что нам  поможет справиться с нашими трудностями?

(ответы учеников)

Учитель: Ребята, я желаю, чтобы к концу урока все ваши опасения рассеялись, а все ожидания сбылись. И наше солнышко не закрылось бы тучами. А я жду от вас внимания,  активности, слаженной работы   и  надеюсь на плодотворное сотрудничество.  На столах у вас лежат технологические карты, с которыми вы будете сегодня работать. Запишите на них свою фамилию  и число.

Учебный Элемент – 0   Входной контроль.

Учитель: На предыдущих урокам мы начали изучать тему «Имя существительное». Давайте вспомним, что вы знаете об этой части речи?

  1. В технологических картах  заполните схему, записав  каждый признак в отдельный кружок.
  2. Слайд 3
  3. Составление кластера.
  4. Слайд 3     (щелчок )            
  5.  Самопроверка.

Учитель: Давайте  проверим, как вы справились с работой. Напротив правильных ответов ставим +, а неправильные —  зачёркиваем.

  • Те ребята, кто выполнил работу без ошибок,  поставьте звёздочку рядом с заданием.
  • УЭ – 1    Мотивация и  целеполагание.
  • Учитель: Сегодня мы продолжим говорить об  имени  существительном  и узнаем некоторые особенности изменения существительных по числам.
  • Слайд 4  Найди «лишнее» слово      (щелчок на слово, которое назовут ребята. Если слово названо верно, появляется картинка и слово меняет цвет)

Учитель: Посмотрите на эти слова. Подумайте, какое слово «лишнее» в каждой группе и почему?

  1. Ученик, окно, санки, урок.
  2. Грабли, дома, кино, усталость.
  3. Гвозди, молотки, тиски, болты.

Учитель: Почему вы выбрали  именно эти слова? Что в них общего?

Ученики: Эти существительные имеют форму только множественного числа.

Учитель: Какова же тема нашего урока?  Сформулируйте её.

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Слайд 5.      Запишем тему урока.

  1. Слайд 6
  2. Учитель: Сформулируйте задачи урока, используя слова: познакомиться…., учиться находить… и     правильно  …
  3. Учитель (щелчок по 6 слайду): Итак, наши задачи: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно употреблять в речи.
  4. Учитель: Молодцы!
  5. УЭ – 2 Работа по теме урока.
  6. Слайд 7

Учитель: Мы с вами выяснили, что в русском языке есть такие существительные, которые имеют форму только множественного числа. Каких морфологических признаков  нет у этих  существительных?

                  (ответы учеников)

Учитель: У таких существительных не определяются род и склонение.  В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа. Как же отличать такие слова от других существительных, стоящих просто  во множественном числе?

  • Ученики: Надо попытаться образовать от существительного форму единственного числа.
  • Учитель: Верно.
  • УЭ – 3    Первичное закрепление нового материала.
  • Слайд 8

Учитель: А сейчас я предлагаю зайти в магазин и совершить небольшие покупки. Но  покупать мы будем предметы, имеющие форму только множественного числа. Кто первый пойдёт за покупками?

  1.  Слайд 9 (щелчок по тому отделу, куда «идёт» ученик)
  2. Учитель: В какой отдел направимся мы?
  3. Продовольственный:      Канцтовары:       Косметика:

(В каждом отделе ученик щёлкает по тому предмету, который выбирает. Если ответ верен, покупка попадает в корзину. Данные слайды построены с помощью триггеров).

  • Канцтовары: ножницы, счёты, чернила.
  • Косметика: духи, бусы, бигуди
  • Продовольственный: макароны, сливки, хлопья
  • Учитель: Ну что же мы прекрасно справились с поставленной задачей.
  • Физкультминутка для глаз.
  • УЭ – 4 Работа с дополнительной информацией.
  • Учитель:А вы хотите больше  узнать об этих существительных?

Тогда я предлагаю найти дополнительный материал.  Кто хочет поработать в интернете?

  1. (1 ученик работает в интернете, ищет сведения о существительных имеющих только множественное число)
  2. Учитель: А пока …… ищет дополнительный материал, давайте проверим, как вы поняли эту тему.
  3. УЭ- 5     Закрепление знаний.
  4. Работа с деформированным текстом.
Читайте также:  Нужно ли тире?

Учитель: Посмотрите на предложения в технологической карте. Все ли существительные записаны в них верно? Исправьте найденные ошибки.

(работа в парах  в технологических картах)

Найдите ошибки в данных предложениях, запишите их в исправленном виде  (там, где необходимо)

  1.  Отец шёл рядом с лошадью и держал её за вожжу.  (вожжи)
  2.  После летних каникул началась учебная будня.  (начались учебные будни)
  3. У девочки были красивые кудри.
  4. Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице.  (перила)
  5. Афины – столица Греции.
  6. В магазине я купил консерву.  (консервы)

УЭ – 4 (продолжение)

……  закончил работу в интернете.   Что же узнал он об интересующих нас существительных?

Сообщение ученика. Работа со страничкой сайта.

  • 125.
  • Существительные, имеющие только формы множественного числа
  • К существительным, не имеющим единственного числа, относятся в основном следующие группы:
  • 1) названия парных или сложных (составных) предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др.;
  • 2) названия некоторых отвлеченных действий, игр (отвлеченно-собирательные): горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др.;
  • 3) обозначения отдельных временных промежутков (как правило, длительных): сутки, будни, сумерки, каникулы и др.;
  • 4) названия какой-либо массы вещества (вещественно-собирательные): макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др.;
  • 5) имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.
  • (Учитель на доске записывает обобщение) :
  1. Парные или составные предметы: ворота, сани, перила, дрова, полати.
  2. Игры.
  3. Временные промежутки.
  4. Вещества (щи, сливки)
  5. Географические названия.

Учитель: Молодец, ……. Садись.

  1. Физкультминутка
  2. Слайд 10
  3. Учитель: А теперь давайте проверим, как вы справились со своим заданием.
  4. Учитель: К каким группам относятся существительные, встретившиеся вам в работе?

Учитель: Молодцы. Вы замечательно справились с работой. У кого нет ошибок, поставьте себе ещё 1 звёздочку.

УЭ – 6   Повторение теоретических сведений.

Учитель: Наш урок подходит к концу.  Что нового вы узнали сегодня на уроке?  В чём особенность этих существительных?

  • Слайд 11
  • Учитель: Как вы считаете, задачи, поставленные нами в начале урока, достигнуты?
  •     (ответы учеников)
  • УЭ – 7 Итоговый контроль.
  • Учитель: А теперь давайте проверим, как вы усвоили новый материал.

Некоторые ребята  проверят свои знания за компьютерами. [3] А остальные  выполнят работу в технологических картах.  Выберите одно из двух заданий.

  1. Задание на дом:
  2. § 95
  3. Слайд 12.

Ребята, на столах у вас лежат карточки с домашним заданием. Ваша задача восстановить деформированный текст, вставив в него подходящие слова. Рефлексия.

Слайд 13

Учитель: Ребята, в начале урока мы с вами говорили о ваших ожиданиях и опасениях. У вас на столах лежат тучки. Если ваши опасения сбылись, прикрепите тучку на доску. А если сбылись ваши ОЖИДАНИЯ, то прикрепите солнышко, которое  сегодня будет  весь день вам ярко светить.  Спасибо вам за урок.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/12/imena-sushchestvitelnye-imeyushchie-formu-tolko

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

  • Имена существительные, которые имеюттолько форму множественного числа
  • Сценарий урока в 5 классе
  • Цели урока:
  • Предметные:
  • Какие существительные имеют форму только множественного числа;
  • Как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа;
  • Учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: уметь работать со справочной литературой;
  • Регулятивные: умение ставить цель на уроке, планировать свою работу, проводить самопроверку;
  • Коммуникативные: умение работать в паре;
  • Личностные: воспитание ответственности, умение оценивать ответы своих одноклассников.

ЭТАПЫ УРОКА

1. Актуализация имеющихся знаний.

Ребята, я рада видеть после долгих каникул ваши лица, ваши улыбки.

Сегодня урок хочется начать со стихотворения Андрея Зубрицкого «Зимние каникулы» (строчки записаны на доске с обозначением орфограмм, изученных ранее). На каждый урок выбирается консультант, который комментирует орфограммы в словах.

Зимние каникулы,Веселая пора.На горке веселитсяезвится детвора.На лыжах и на санках,Кто дальше, кто быстрей,Кто кубарем под горку,

Чтоб было в

еселей.Розовые щеки,

Горят

огнем глаза.Ах, зимние каникулы-

В

еселая пора!!!

Учитель. Сейчас мы послушаем, как справились с дополнительным домашним заданием Егор и Катя.

Вопросы учителя по выполнению домашнего задания:

— Как вы думаете, откуда произошло слово каникулы?

Ученик 1. Слово «каникулы» означает по-латыни «собачьи дни» (canicula – «собачка»). По одной версии, в летнее каникулярное время улицы были заполнены дамами с прогуливающимися собачками, откуда и произошло название этой поры.

Ученик 2. Я считаю, что вторая версия ближе к истине. В древности, звезда «Сириус» называлась «Каникула». Это самая яркая звезда на небе, особенно яркая в июле, когда стоит теплая погода.

Слово «каникулы» связано с названием этой звезды. 

Учитель. Спасибо Егору и Кате за интересный материал. Вручает жетоны в форме снежинок и обращает внимание, что на них написаны загадки.

Ученики. Выбирают снежинку и отгадывают загадку. По желанию один из учеников записывает отгадки на доске и определяет число существительных.

— Какая водица, только для письма годится? (чернила)

— Небольшие стенные часы упрощённого устройства с гирями? (ходики)

— Полутьма между заходом солнца и наступлением ночи? (сумерки) и.т.д.

Подведение итогов 1 этапа урока.

Учитель. Какие особенности существительных вы заметили?

Ученик. Мне стало известно, что у некоторых имён существительных нельзя определить единственное число.

Учитель. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа»

Запишите предложение в тетрадь с комментированием.

В древности, звезда «Сириус» называлась «Каникула». Это самая яркая звезда на небе.

Учитель. Образуйте от имени существительного Каникулы форму единственного и множественного числа.

Ученики. Имя существительное каникулы — имеет форму только множественного числа.

Учитель. Обобщите свои знания о существительном, включая новый материал. Сформулируйте тему урока.

Ученики. Мы знаем, что в русском языке есть имена существительные, которые имеют форму единственного и множественного числа (приводят примеры). Сегодня мы узнали, что есть существительное, которое имеет форму только множественного числа. Значит тема нашего урока — «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

2. Этап целеполагания.

Тема урока записывается на доске.

Учитель. Воспользуйтесь опорными словами, которые записаны на доске и постарайтесь сформулировать цель урока.

1. Познакомиться с _________________________________.

2. Учиться находить_________ и правильно их использовать.

  1. Ученики. Цель урока:
  2. познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа.
  3. — Учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

3.Этап осмысления новых сведений.

Учитель. Скажите, как отличить такие существительные от тех, которые имеют две формы числа.

Ученики. Надо попытаться образовать от существительных две формы числа. Если форма единственного числа не образуется, то это существительное употребляется только в форме множественного числа.

Учитель. Работаем в паре. На карточках прочитайте имена существительные, назовите и выпишите те, которые имеют форму только множественного числа. Сделайте вывод из наших рассуждений. Приведите свои примеры.

(дерево, бумага, заморозки, щи, ножницы, шашки, глаза, кулич, спагетти, обои, пословицы).

Первичное закрепление с комментированием.

Учитель. Работаем в паре по карточкам с текстами. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знакипрепинания.

Учитывайте тему нашего урока.

Карточка

Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы)

4. Этап закрепления новых знаний.

Учитель. Откроем учебники и найдём тему нашего урока. Выполним упражнение 396. Сначала выполняем устно. При затруднении обращаемся к правилу.

396. Прочитайте слова. Что их объединяет? На какие тематические группы ты бы разделил слова? Запиши слова группами, продолжи ряд слов в каждой группе.

Ножницы, щипцы, Альпы, именины, тиски, каникулы, сливки, духи, Карпаты, потёмки, шорты.

В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только во множественном числе. К ним относятся существительные, обозначающие составные («парные») предметы, вещества, явления природы, события, отрезки времени, игры и др.

Сравнение своего материала с правилом.

Ученики. Прочитали правило. Вернулись к упражнению 396. Результат работы занести в таблицу.

Название группы

Примеры слов

Ученики комментируют и записывают в тетрадь. Проводим словарную работу (Альпы, Карпаты).

Физкультминутка.

Учитель называет имена существительные в единственном и множественном числе. Если будет названо существительное в единственном числе, все подпрыгивают и делают хлопок над головой. Если во множественном числе — приседают, хлопок перед собой.

5. Этап применения способов деятельности в различных ситуациях.

Учитель. Выпишите из списка слова одной тематической группы.

  • БигудиБудниБриджиБрюкиБелилаБусыБрызгиВершкиВесыВыжимкиВоротаВилыГраффити
  • Грабли
  • ДрожжиДжинсыДжунглиДроваДровниДухиДебатыДеньгиЖалюзиЖмуркиЗаморозкиЗаносыИменины
  • Кальсоны
  • ОбоиОбъедкиОпилкиПряткиПомоиПельмениПанталоныПолзункиПлавкиПлоскогубцыПлечикиПохороныРожки
  • Сласти
  • КаникулыКаперсыКонсервыКолготыКачелиКлещиЛосиныМакароныМемуарыНожницыНосилкиОковыОтруби
  • Очки
  • СухофруктыСливкиСпагеттиСаниСумеркиСтансыТропикиТоргиТефтелиУзыФижмыФисташкиХлопоты
  • Хлопья
  • ХорыХодикиЦимбалыЧернилаЧеткиЧреслаЧарыШашкиШортыШахматыШтаныШаровары
  • Ясли

Первая группа. Слова, которые мы можем найти на кухне.

Вторая группа. Слова, которые мы можем найти в шкафу.

Третья группа. Слова, которые мы можем найти в мастерской.

Четвёртая группа. Слова, которые не относятся к трём группам (дать это задание сильным ученикам).

Можно одному ученику предложить работу с толковым словарём. Выписать значение слов, которые непонятны (например: жалюзи…).

6. Этап контроля.

Учитель.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Упражнение 397. Что вы можете сказать о слове очки? Какая особенность у этого слова?

1. Очко (ед.ч), очки (мн.ч)

2. Очки (только мн.ч)

Учитель. Составьте и запишите предложения, из которых будет ясно, что эти слова – омонимы.

По желанию предложить творческое задание:

— Составить четверостишие с существительным, которое имеет только форму мн. числа.

— Найти и записать пословицы и поговорки, где используются существительные только в форме мн. числа.

— Выписать из словаря существительные мн. числа и составить с ними предложения.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Оцените свою работу: хорошо — зелёный свет, красный — надо поработать ещё.

Учитель отмечает самых активных учеников и выставляет оценки за урок. Дети самостоятельно (по количеству снежинок ) оценивают свою работу.

выполнила Шилоносова Марина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Источник: https://infourok.ru/imena_suschestvitelnye_kotorye_imeyut_formu_tolko_mnozhestvennogo_chisla-149602.htm

Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа

5-й класс

Сценарий открытого урока

  • Цели урока:
  • 1) учебная: дать понятие о существительных, которые имеют только форму множественного числа, уметь употреблять их в речи, отрабатывать орфоэпические навыки, расширить словарный запас;
  • 2) воспитательная: формировать потребность анализа собственных поступков и умение просить прощение и прощать; познакомить с традициями, связанными с началом марта;
  • 3) развивающая: развивать творческие способности и поисковые навыки.

Оборудование: рисунки для беседы по домашнему заданию, доска, проектор, программа на CD, веточки сосны, березы, ивы, рабочие листы, карточки с загадками, Библия, толковые словари, стихотворения Б.Пастернака.

ЭТАПЫ УРОКА

1. Начало урока.

В начале урока хочется прочитать стихи Бориса Леонидовича Пастернака (строчки записаны на доске с обозначением орфограмм, изученных ранее):

Солнце греет до седьмого пота, И бушует, одурев, овраг, Как у дюжей скотницы работа, Дело у весны кипит в руках.

Чахнет снег и болен малокровьем В веточках бессильно синих жил. Но дымится жизнь в хлеву коровьем, И здоровьем пышут зубья вил.

Вот и я сегодня пришла на урок с мартовской веточкой сосны. Согласно народному поверью принесенная домой в начале марта веточка сосны очищает застоявшийся за зиму воздух, дает нашему дыханию легкость. А это – веточка березы. В старину на Руси месяц март называли березолем, потому что от действия весеннего солнца береза в марте начинает наливаться соком и пускает почки.

2. Запись предложения под диктовку.

  1. В старину на Руси месяц март называли «березоль».
  2. В каждой группе есть консультант. Он пишет и комментирует (по методу Лысенковой «Веду за собой») для остальных членов группы:
  3. «В – предлог, пишу раздельно, старину – пишу с а, потому что проверочное слово – стар, суффикс -ин- пишу с и, с одной буквой н, на – предлог, пишу раздельно, Руси – собственное имя существительное, пишу с большой буквы, месяц – пишу яц, это – словарное слово, март – пишу с маленькой буквы, это – нарицательное имя существительное, называли – пишу приставку на-,березоль” пишу в кавычках, так как это слово приводится в именительном падеже».
  4. Беседа с классом
  5. – Обратите внимание на слова: март и березоль – синонимы.
Читайте также:  "за ранее" или "заранее" как пишется?

– Есть ли в этом предложении слова, которые не имеют формы множественного числа? (Русь, март, березоль.)

– Образуйте форму множественного числа от слова месяц. Запишите еще пять слов, оканчивающихся на ц, во множественном числе. (Месяцы, спицы, птицы, синицы, лисицы, куницы, страницы, скворцы, дворцы, волшебницы, певцы.)

– В стихотворении Б.Л. Пастернака тоже есть слово, оканчивающееся на -цы. Подойдет ли оно нам в качестве примера? (Нет, так как скотницы – это не мн. ч., а р.п. ед. ч. сущ. скотница).

– Правильно, это пример омонимичного окончания -ы.

3. Анализ домашний (подписи под рисунками).

– Прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте посмотрим, как справился с домашним заданием ученик Петя. На первом рисунке вы видите дерево и книгу.

Правильно ли Петя подписал рисунки? На дереве листы. В книге листья.

Запишите предложения в исправленном виде.

(На дереве листья. В книге листы.)

– Правильно ли подписан второй рисунок? В дневнике колья. В изгороди колы. Запишите предложения в исправленном виде.

(В дневнике колы. В изгороди колья.)

– Правильно ли подписан третий рисунок? У волка зубья. У пилы зубы.

(Нет, надо: У волка зубы. У пилы зубья.)

– Правильно ли поэт Б.Пастернак употребил слово зубья в своем стихотворении?

(Да, потому что это зубья вил.)

– Как можно объяснить такие ошибки в работе Пети?

(Такие ошибки появились потому, что слова лист, зуб, кол – многозначные. В зависимости от значения слова образуются и разные формы мн. ч.)

– Какие слова мы называем многозначными? Приведите примеры.

(Многозначными мы называем слова, у которых есть два и более значений. Чаще всего первое значение – прямое, а второе – переносное. Например, кисть руки – кисть винограда.)

Вывод: форма множественного числа часто зависит от лексического значения слова.

4. Знакомство с темой урока.

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните следующее задание.

Задание. Каждая группа получила конверт, в который вложены тексты загадок в разрезанном виде. Их надо собрать, записать в тетрадь, отгадать.

1-я группа:

Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы.)

2-я группа:

Ходят весь век, а не зверь, не человек. (Часы.)

3-я группа:

Какая водица только для письма годится? (Чернила.)

– Посмотрите на отгадки. Что общего в этих словах?

(Ножницы, чернила, часы – существительные, у которых есть только форма множественного числа.)

Запишем эти слова. Да, тема сегодняшнего урока: «Существительные, которые имеют только форму множественного числа». Постараемся за урок собрать их как можно больше.

В стихотворении Б.Пастернака тоже встречается такое слово. Кто-нибудь его увидел? Это слово – вилы. Запишем его.

5. Какие существительные употребляются только во множественном числе?

Задание. В рабочем листе прочитайте, на какие группы разделены существительные, которые употребляются только во множественном числе, приведите по 2–3 примера. Вырежьте эту справку и вклейте ее в тетрадь по теории.

  • В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных:
  • • обозначающие парные предметы (сани, шорты, качели);
  • • некоторые вещественные (сливки, отруби, дрожжи);
  • • некоторые отвлеченные (сутки, сумерки, именины);
  • • собственные (Карпаты, Альпы).
  • У таких существительных не определяются род и тип склонения.

В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа и которые обозначены в вашей справке в пункте 1.

6. Лексическая работа.

– В справке вам встретилось слово отруби. Что оно значит? Давайте посмотрим в словаре Даля. «Отруби – остаток от просеянной муки, измельченная под жерновом рубашка зерна, высевки». С этим словом мы встречаемся в притче о блудном сыне. Может, кто-то напомнит нам ее?

– Некий юноша, повзрослев, решил, что может обойтись без семьи, и потребовал у отца свою долю наследства. А когда ее промотал, был вынужден пасти свиней и питаться вместе с ними отрубями. Устав от унижений и голода, юноша решил вернуться домой, соглашаясь на участь даже раба. Но отец его простил и устроил в его честь пир.

– Эту притчу мы вспомнили не случайно, правда? Уметь надо и прощения просить, и прощать.

7. Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».

Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. (Консультанты помогают сомневающимся в написании.)

Карточка 1

Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).

Карточка 2

Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стекля_ой посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это… _______ (очки).

Карточка 3

На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе_ий отдых, и зимний, и весе_ий. Это _______ (каникулы).

– Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око.)

Знаете ли вы, что слово очи входит в народные названия некоторых растений, и вот в этих названиях слово очи употребляется только во множественном числе: например, воловьи очи (голубая ромашка), царевы очи (росянка), павлиньи очи (едкая трава).

8. Поисковая работа.

В прошлом году пятиклассники выполняли поисковую работу по Словарю русского языка. Из него они выписали существительные, которые имеют только форму множественного числа. Вы видите список этих слов в рабочем листе.

Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны.

Слова для справок

Бигуди Будни Бриджи Брюки Белила Бусы Брызги Вершки Весы Выжимки Ворота Вилы Граффити

  1. Грабли
  2. Дрожжи Джинсы Джунгли Дрова Дровни Духи Дебаты Деньги Жалюзи Жмурки Заморозки Заносы Именины
  3. Кальсоны
  • Сласти
  • Каникулы Каперсы Консервы Колготы Качели Клещи Лосины Макароны Мемуары Ножницы Носилки Оковы Отруби
  • Очки
  • Хлопья
  • Хоры Ходики Цимбалы Чернила Четки Чресла Чары Шашки Шорты Шахматы Штаны Шаровары
  • Ясли
  • Ответ:
  • На кухне: брызги, вершки, весы, выжимки, дрожжи, каперсы, консервы, макароны, отруби, объедки, помои, пельмени, рожки, сласти, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки, хлопья.
  • В шкафу: бигуди, бриджи, брюки, бусы, джинсы, духи, кальсоны, колготы, лосины, ножницы, очки, панталоны, ползунки, плавки, плечики, фижмы, штаны, шаровары.
  • В мастерской: белила, ворота, вилы, грабли, дровни, клещи, ножницы, носилки, опилки, плоскогубцы, сани, чернила.

Обои Объедки Опилки Прятки Помои Пельмени Панталоны Ползунки Плавки Плоскогубцы Плечики Похороны Рожки Сухофрукты Сливки Спагетти Сани Сумерки Стансы Тропики Торги Тефтели Узы Фижмы Фисташки Хлопоты

9. Творческое задание.

Слова, отобранные в группах, представьте в виде диалога «Готовим сюрприз маме», «Собираемся на курорт», «Мы строим скворечник». Разыграйте их.

10. Домашнее задание:

1. По Толковому словарю узнайте значения слов, которые вы обозначили вопросительным знаком.

2. Сгруппируйте слова по видам орфограмм в отрывке из стихотворения Б.Л. Пастернака «Март», которое звучало в начале урока и которое есть в вашем рабочем листе.

3. Найдите и выпишите из всех упражнений параграфа существительные, которые могут употребляться только во множественном числе.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Чресла, чресл (стар.). Поясница, бедра. Препоясать ч. мечом (также перен.: приготовиться к битве).

Четки, -ток. Шнурок с бусинами или узелками (в церковном обиходе для отсчитывания поклонов во время молитвы и самих прочитанных молитв).

Чернила, -ил. Красящая жидкость для писания. Черные ч. Красные ч. | прил. чернильный, -ая, -ое. Ч. прибор. Ч. карандаш (то же, что химический карандаш).

Чернильные орешки (наросты на листьях дуба и некоторых других деревьев, богатые дубильными веществами; спец.). Чернильная война (перен.: о печатной полемике; устар. ирон.). Чернильная душа (перен.

: о канцелярском чиновнике; устар. неодобр.).

Чары, чар.

1. Волшебство, колдовство (устар.). Колдовские ч.

2. перен. Обаяние, пленительность (книжн.). Ч. любви.

Цимбалы, -ал. Музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянными молоточками.

Хоры, -ов. Открытая галерея, балкон в верхней части большого зала [первонач. для помещения хора, оркестра]. На хорах.

Ходики, -ов. Небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.

Фижмы, фижм. В XVIII – нач. XIX в.: каркас в виде обруча, вставлявшийся под юбку у бедер, а также юбка с таким каркасом.

Узы, уз.

1. Оковы, кандалы (устар.). У. рабства (перен.).

2. перен. То, что связывает, соединяет (высок.). У. брака. У. дружбы, любви. Братские у.

Тропики, -ов, мн. Местность к северу и югу от экватора, между этими параллелями – наиболее жаркий пояс земного шара. В тропиках.

Торги, -ов.

1. То же, что аукцион. Международные пушные т. Продажа с торгов.

2. Сдача подряда тому, кто, состязаясь с другими, согласится на условия, более выгодные для заказчика (устар.) Объявить т. на постройку фабрики.

Тe'фтели, -ей и (разг.) тефтe'ли, -ей. Кушанье в виде шариков из мясного или рыбного фарша.

Сумерки, -рек, -ркам. Полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также (устар.) утренняя предрассветная полутьма. Ранние с.

Стансы, -ов, ед. станс, -а, м.

1. мн. Стихотворение, каждая строфа которого представляет законченное смысловое и синтаксическое целое.

РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА В 5-М КЛАССЕ

Тема: «Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа».

1. Отрывки из стихотворений Б.Л. Пастернака:

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

(Февраль. Достать чернил и плакать…)

  1. Солнце греет до седьмого пота, И бушует, одурев, овраг, Как у дюжей скотницы работа,
  2. Дело у весны кипит в руках.
  3. ||  Чахнет снег и болен малокровьем ||  В веточках бессильно синих жил. ||  Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
  4. ||  И здоровьем пышут зубья вил.

(Из стихотворений доктора Живаго, «Март»)

2. Справка в тетрадь по теории.

  • В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных:
  • • обозначающие парные предметы (сани, шорты, качели);
  • • обозначающие вещества (сливки, отруби, дрожжи);
  • • обозначающие отвлеченные понятия (сутки, сумерки, именины);
  • • обозначающие имена собственные (Карпаты, Альпы).
  • У таких существительных не определяются род и тип склонения.

С.М. ВОВК, школа № 1, Пушкинский р-н, пос. Софрино,

Московская обл.

Источник: https://rus.1sept.ru/view_article.php?id=200802306

Число имен существительных

Число – это грамматическая категория имен и глагола, обозначающая единичность или множественность.

Имя существительное изменяется по числам, т.е. число – это непостоянный признак существительного.

Существительные имеют два числа:

  • Единственное число – существительное в форме единственного числа обозначают один предмет (стол, мальчик, окно)
  • Множественное число – существительное в форме множественного числа обозначают два и больше предметов (столы, мальчики, окна).

При изменении числа имени существительного изменяется его форма и окончание. Окончания у существительных во множественном числа могут быть:

  • -и, -ы — крики, цветы, скатерти, шорты
  • -а, -я — крылья, цвета, озёра, поля
  • Показателем формы множественного числа у существительных также может быть перемещение ударения (бе́рег – берега́) и чередование согласных (друг – друзья)
  • В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.
  • Существительные, имеющие только форму единственного числа:
  • Название какой – либо группы предметов (белье, старье, детвора, листва)
  • Название веществ (кофе, золото, лён, масло, молоко, нефть)
  • Названия качества или признака (синева, смелость, темнота, сила)
  • Название действий или состояния (чтение, беготня, косьба, стрельба)
  • Географические названия (Россия, Нил, Екатеринбург, Франция)
Читайте также:  Перенос слова "мальчик" по слогам (для переноса)

Существительные, имеющие только форму множественного числа:

  • Названия парных предметов (ножницы, лыжи, ворота, брюки, очки)
  • Названия составных предметов (счеты, грабли, часы)
  • Названия материалов или их отходов (хлопья, опилки, сливки, духи)
  • Названия некоторых временных промежутков (будни, каникулы, сутки)
  • Названия игр (шашки, шахматы, жмурки, вышибалы)
  • Названия действий (выборы, хлопоты)
  • Названия мест (Альпы, Карпаты, Сокольники)

Число имен существительных важно знать, чтобы определить начальную форму слова. Для этого надо поставить существительное в именительный падеж единственного числа.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

  1. Нарицательные и собственные имена существительные
  2. Одушевленные и неодушевленные имена существительные
  3. Род имен существительных
  4. Падеж имен существительных
  5. Склонение имен существительных
  6. Морфологический разбор имени существительного
  7. Части речи
  8. Имя существительное
  9. Имя прилагательное
  10. Имя числительное
  11. Местоимение
  12. Глагол
  13. Наречие
  14. Частица
  15. Союз
  16. Предлог
  17. Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

  • 2 класс
  • Упражнение 63, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  • Упражнение 105, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 117, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 158, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  • Упражнение 229, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 230, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 232, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 69, Полякова, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 170, Полякова, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 181, Полякова, Учебник, 2 часть
  • 3 класс
  • Упражнение 28, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 32, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  • Упражнение 35, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  • Упражнение 16, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 57, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 63, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 5, Полякова, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 50, Полякова, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 153, Полякова, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 252, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
  • 4 класс
  • Упражнение 168, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 169, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 172, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 175, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 11, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  • Упражнение 176, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  • Упражнение 1, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 6, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 103, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 91, Полякова, Учебник, 2 часть
  • 6 класс
  • Упражнение 164, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  1. © budu5.com, 2019
  2. Пользовательское соглашение
  3. Copyright
  4. Нашли ошибку?
  5. Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/7

Урок «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

  • Тема урока:
  • Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
  • Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;
  • Задачи: Запомнить лексические группы слов, имеющих форму только множественного числа; разграничивать омонимичные формы множественного числа;
  • учиться находить их среди других существительных;
  • правильно употреблять их в речи
  • Предметные: какие существительные имеют форму только множественного числа; как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.
  • Метапредметные:
  • Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
  • Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
  • Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
  • Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.
  • Необходимое оборудование:
  • Ход урока:
  • Организационный этап.
  • Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку, записываем число, подписываем рабочие листы.

2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Устная орфографическая разминка.

-Ребята, перед вами 2 ряда слов, в каждом слове пропущена буква. Вам нужно вставить эти буквы, объяснить ваш выбор, руководствуясь правилом. Итак, начнем.

  1. 1. Ц…ркуль, ножниц… , ц…ган, предл…жение
  2. 2. Р…стение, …дание, расч…ска, сч…ты
  3. — Ребята, к какой части речи относятся эти слова?
  4. — Что такое имя существительное?
  5. Как изменяются имена существительные?

Итак, имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду, изменяются по числам, падежам. Бывают нарицательные и собственные; одушевленные; и неодушевленные.

— Молодцы, вы продемонстрировали хорошее знание темы «Имя существительное».

Образуйте от каждого имени существительного форму единственного и множественного числа. Что вы заметили?

Ученики: Имена существительные ЦИРКУЛЬ, ЦЫГАН, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РАСТЕНИЕ, ЗДАНИЕ, РАСЧЕСКА имеют форму единственного и множественного числа, а существительные НОЖНИЦЫ, СЧЕТЫ — только форму множественного числа.

Учитель: Обобщите свои знания о существительном, включая новый материал. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики: В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму единственного и множественного числа. Это мы знали раньше. Сегодня мы узнали, что есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Значит, тема сегодняшнего урока – «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

Тема записывается учителем на доске.

Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорную фразу, записанную на доске.

  • ЗНАКОМСТВО С…;
  • Сформулируйте задачи урока:
  • ЗАПОМНИТЬ…УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ… .
  • Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;
  • Задачи: Запомнить лексические группы слов, имеющих форму только множественного числа; разграничивать омонимичные формы множественного числа;
  • учиться находить их среди других существительных;
  • правильно употреблять их в речи
  • Первичное закрепление с комментированием.

Прочитайте слова, что их объединяет? (Эти сущ. имеют форму только множ. числа)

– Ребята, давайте попробуем с вами определить, что обозначают имена существительные, имеющие форму только множественного числа (у вас на столах таблица-подсказка, приложение 1).Обратите внимание на экран. На нем размещены слова. Попробуйте их сгруппировать. (Учащиеся работают совместно с учителем)

  1. Бутсы (ботинки с шипами на подошвах для игры в футбол)
  2. ножницы
  3. дрожжи (вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение)
  4. жмурки (игра, в которой один из играющих с завязанными глазами ловит других)
  5. сумерки (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также перед восходом солнца) Альпы ( самые высокие горы Западной Европы)
  6. переговоры (обмен мнениями с какой – н. деловой целью)
  7. чернила
  8. Карпаты ( огромная горная система в центральной части Европы)
  9. каникулы
  10. В итоге получается следующая таблица:
Парные и составные предметы Игры, действия, процессы Массы, вещества Отрезки времени
Бутсы Ножницы Жмурки переговоры   Дрожжи чернила Сумерки каникулы

Географич. Названия.

Альпы Карпаты

Продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами или из упр. 509, 510

Сделайте вывод: в русском языке есть имена сущ., которые употребляются только во мн.ч. К ним относятся сущ., обозначающие составные (парные) предметы(ПЛОСКОГУБЦЫ, КЛЕЩИ, ТИСКИ), вещества (ДУХИ, БЕЛИЛА), отрезки времени, (СУТКИ, БУДНИ)процессы, игры (ПРЯТКИ, НАРДЫ,ИМЕНИНЫ)и геогр. Назв. (СОЧИ, НОВОСЕЛКИ).

Давайте изобразим этот материал в виде кластера.

Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение) – Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение  у них определить невозможно)

– Давайте сделаем вывод: У существительных,  имеющих форму только множественного числа нельзя определить  род и склонение.

А сейчас давайте откроем секрет. Что вы скажете о слове ОЧКИ?

– Как вы определили, какое значение имеет слово очки в 1­м примере? а во 2­м? Почему слово очки («прибор для улучшения зрения») не имеет формы единственного числа? (Называет парные предметы.) и очки – баллы в игре, соревновании.

  • Первые все мы в игре набираем, Если их больше – в игре побеждаем. Зренье вторые нам все улучшают,
  • Летом от солнца глаза защищают.
  • – Как называются такие слова?
  • Составление предложений со словами­ омонимамиочки.
  • 1)Бабушка читала газету в очках, спущенных на нос.
  • 2) Первенство на различных этапах конкурса приносило очки в копилку команды.
  • 3) Бросок с двенадцати метров – мяч в корзине, и команда зарабатывает ещё три очка!
  • 4) Мяч летел над самой землей, вот-вот он шлепнется, принесяочкопротивнику.
  • Вывод: слова, имеющие форму только множественного числа, могут иметь ОМОНИМЫ, имеющие формы единственного и множественного чисел.
  • Физкультминутка

Учитель: Теперь давайте немного отдохнем. На слайдах я буду показывать картинки с именами существительными, которые имеют форму единственного и множественного числа. Если будет показано сущ. в этой форме, то вы сидите. Если сущ., которые имеют форму только множественного числа — встаете.

  1. 5.Работа в парах:
  2.  Выпишите имена существительные в следующей последовательности:
  3. употребляющиеся только во множественном числе;
  4. употребляющиеся в единственном и множественном числе.
  5. Территория, сутки, роща, потемки, шахматы, заморозки, крестины, имя, учитель, именины.
Только мн.ч. Ед. и мн.ч.
сутки территория
потемки роща
шахматы имя
заморозки учитель
крестины
именины

Ребята, какие группы сущ. только мн. ч. по значению вы еще можете назвать? (Явления природы: заморозки, потемки; События, праздники: именины, крестины).

6.Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей». Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь.

Карточка 1

Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из нее шили брюки для моряков, потом их стали экспортировать в Калифорнию для пастухов и золотоискателей. Сейчас их носят люди всех возрастов. Это… ___________ (джинсы).

Карточка 2

Кто и когда их изобрел – неизвестно. В Древней Греции для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венеция – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали носить с XV века. Это… _______ (очки)

Карточка 3

На ночном небе в созвездии Большого Пса есть звезда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было тяжело из-за жары, и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это _______(каникулы).

7.Проверка домашнего задания.

  • — КАНИКУЛЫ… Наверное, нет на свете школьника, который бы не любил каникулы.
  • – Давайте проверим, как вы дома со словом «Каникулы» составили синквейн:
  • Каникулы Веселые   Долгожданные Наступают  Веселят  Помогают Скоро начнутся долгожданные каникулы
  • Праздник

8. Прослушайте отрывки из песен и выпишите имена  существительные, имеющие только форму множественного числа. Учащиеся прослушивают и выписывают существительные: сени, опилки, хлопоты.

  1. Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах;
  2. Опилки – мельчайшие частицы материала, образующиеся при его обработке пилой, напильником.
  3. Хлопоты – бесконечные занятия чем – нибудь с многочисленными заботами.

9.Работа с деформированным текстом.

Учитель:Посмотрите на предложения в рабочих листах. Все ли существительные записаны в них верно? Исправьте найденные ошибки.

  • Найдите ошибки в данных предложениях, запишите их в исправленном виде (там, где необходимо)
  • Отец шёл рядом с лошадью и держал её за вожжу. (вожжи)
  • После летних каникул началась учебная будня. (начались учебные будни)
  • У девочки были красивые кудри.
  • Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице. (перила)
  • Афины – столица Греции.
  • В магазине я купил консерву. (консервы)

 10.Домашнее заданиеТворческое задание. (дома)

Ребята, а вы любите делать покупки? Я предлагаю пойти в магазин, но покупать вы будете предметы, имеющие форму только множественного числа.

Мальчики идут в отдел «Инструменты» ( вилы, тиски, грабли, клещи, ножницы, плоскогубцы.)

а девочки, наверное, в отдел «Продукты»? (дрожжи, консервы, макароны, пельмени, рожки, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки).

11. Итог урока. Рефлексия

  1. — Ребята, какова была цель нашего урока?
  2. Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;
  3. — Как вы считаете, мы ее достигли?
  4. — Что нового мы узнали на уроке? /Есть группа слов – существительных, которая имеет форму только множественного числа/
  5. — Какое значение могут иметь эти существительные?
  6. — Что еще интересного узнали?

— Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете изображения трех предметов: чемодана, мясорубки и корзины для мусора./Приложение / Вы должны выбрать и оставить его у себя только тот рисунок, который считаете нужным. Рисунки эти обозначают следующее :

чемодан — на уроке чувствовал себя хорошо, и полученные знания пригодятся в дальнейшем; мясорубка – не все понял на уроке, полученную информацию нужно дома переработать; корзина – ничего не понял, знания не пригодятся. Все хорошо работали. /Объявляю оценки, даю комментарий/. Вы подарили мне тепло и радость. Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!

Презентация к уроку PPT / 3.3 Мб Рабочий лист DOCX / 212.77 Кб Аудиозапись «Опилки» MP3 / 280.49 Кб Аудиозапись «Сени» MP3 / 218.04 Кб Аудиозапись «Хлопоты» MP3 / 436.82 Кб

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_imena_sushestvitelnie_kotorie_imeyut_124753.html

Ссылка на основную публикацию