Сложение как способ образования слов (25 примеров)

Это задание связано с определением способа образования слова. 

Все способы словообразования можно разделить на две группы: морфологические и неморфологические.

Морфологические способы словообразования

При морфологических способах (их ещё называют морфемными)  слово изменяет свой внешний облик:

  • к производящей основе добавляется приставка, суффикс или обе эти морфемы одновременно;
  • от производящей основы отсекается суффикс.

К морфологическим относятся следующие способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение. 

Приставочный способ словообразования

Приставочный способ заключается в добавлении к производящей основе приставки:

Сложение как способ образования слов (25 примеров)

Суффиксальный способ словообразования

При суффиксальном способе к производящей основе добавляется суффикс:

Сложение как способ образования слов (25 примеров)

Приставочно-суффиксальный способ словообразования

Приставочно-суффиксальный способ – образование нового слова посредством одновременного добавления к производящей основе приставки и суффикса:

Сложение как способ образования слов (25 примеров)

Бессуффиксный способ словообразования

  • Бессуффиксный способ — образование слова в результате усечения суффикса:
  • Сложение как способ образования слов (25 примеров)
  • Это единственный в русском языке способ словообразования, при котором морфема усекается, а не прибавляется. Иногда для образования слова усекается окончание, но способ по аналогии называется бессуффиксным:
  • Сложение как способ образования слов (25 примеров)

Запомните: бессуффиксным способом образуются только имена существительные, которые имеют добавочное значение действия или признака. Образуются они, как правило, от глаголов или прилагательных.

Сложение как способ словообразования

  1. Сложение — образование нового слова путём сложения двух или нескольких основ (или целых слов) с соединительной гласной или без неё.
  2. Сложение как способ образования слов (25 примеров)
  3. В результате сложения образуется сложное слово, то есть слово не с одним корнем, а с двумя или несколькими:
  4. Разновидностью сложения считается аббревиация — образование сложносокращённого слова, которое по-другому называется аббревиатурой:
  5. Сложение как способ образования слов (25 примеров)
  6. Иногда об аббревиации говорят как о самостоятельном способе словообразования.

Неморфологические способы словообразования

Неморфологические способы словообразования характеризуются тем, что в образовании слова не участвуют морфемы. Внешний облик слова остаётся неизменным, однако оно приобретает новое значение, изменяются морфологические признаки слова, другой становится его синтаксическая роль.

Принято различать следующие неморфологические способы.

Переход слова из одной части речи в другую:

Сложение как способ образования слов (25 примеров)

Сращение

— два или несколько слов сливаются в одно, не изменяясь при этом внешне:

Сложение как способ образования слов (25 примеров)

Образование омонимов,

т.е. слов, пишущихся и звучащих одинаково, но имеющих абсолютно разные лексические значения:

Сложение как способ образования слов (25 примеров)

Итак, это самое главное, что нужно знать о способах словообразования, идя на ЕГЭ по русскому языку. Чтобы оценить свои знания по этой теме, выполни тест.

Источник: http://bacenko.ru/podgotovka-k-ege/zadanie-v1/

Способы словообразования

Сложение как способ образования слов (25 примеров)

Если сравнивать морфемный и словообразовательный разбор, можно обнаружить много очевидных отличий. К сожалению, ученики не видят этой разницы и выполняют разбор по составу вместо определения способа образования слова.

Когда мы делаем морфемный разбор (разбираем слово по составу), то обычно начинаем с конца, снимая «слой за слоем» сначала одну морфему, потом другую.

Здесь важно установить часть речи, окончание (или его отсутствие у неизменяемых слов), а также значение и количество морфем.

При словообразовательном анализе действуем иначе: ищем первую основу (производящую, её ещё называют «первичной») и те аффиксы (приставку, суффикс, постфикс), которые к ней присоединились, обозначаем способ образования слова (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение, сложносуффиксальный). Иными словами, не разделяем слово на составные части, а собираем их, учитывая, конечно, значение данного слова и устанавливая его связи с исходным словом.

Например, переписывать. Разбор слова по составу: пере-пис-ыва-ть (приставка + корень + суффикс + формообразующий суффикс). Словообразовательный разбор: переписывать — переписать ещё раз (образовано от основы слова переписа-ть + суффикс -ыва- суффиксальным способом).

Однако подобрать слово, объясняющее значение данного слова, не так легко. Это как раз и сбивает учеников с толку! Возьмём слово «несмелость».

От чего оно образовалось: от прилагательного «несмелый» или от существительного «смелость»? Или слово «озорничать»: либо от «озорник», либо от «озорной»? Или наречие «неправильно»: от «правильно» или от «неправильный»? Оказывается, к этим случаям нужно подходить лояльно, учитывая двоякую мотивацию слова.

  • Процесс образования слова может сопровождаться и усечением основы, и наращиванием её, и наложением, и чередованием:
  • усечение — низость, нет К (от слова «низкий»);
  • наращивание — знаток, есть Т (от слова «знать»);
  • наложение — курский, СК и СК (от слова «Курск»);
  • чередование — книжный, [Ж]-[Г] (от слова «книга»).
  • Кроме того, не будем забывать о формообразующих морфемах, которые не принимают участия в строительстве новых слов:
  • у глагола это суффиксы начальной формы (инфинитива) -ТЬ, -ТИ, суффикс прошедшего времени -Л, суффикс повелительного наклонения И;
  • у причастия, которое образуется от глагола, — суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш-, -ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-,- ЁНН-, -НН-, -Т-;
  • у деепричастия, тоже образованного от глагола, — суффиксы -А, -Я, -В, -ВШИ, -ШИ, -УЧИ, -ЮЧИ;
  • у наречия и прилагательного — суффиксы форм сравнения -Е, -ЕЕ, -ШЕ, -АЙШ-, -ЕЙШ-.

Ученики часто путают приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Чтобы этого не произошло, обратите внимание, что при приставочном способе оба слова — производное и производящее — принадлежат к одной части речи: принести от нести, премилый от милый, неволя от воля.

Образец рассуждения: беззвёздный — нет звёзд, значит слово образовано от основы слова «звезда» с помощью приставки БЕЗ — она означает отсутствие чего-либо — и суффикса Н приставочно-суффиксальным способом.

Не так всё однозначно и просто со сложными словами. Возьмём слово «пулемётчик». Как оно образовано: сложением или суффиксальным способом? Конечно, ясно, что сначала был пулемёт, а потом появился тот, кто его использовал на деле, то есть пулемётчик — пулемёт + ЧИК. Это суффиксальный способ.

Многие ребята испытывают недоумение, разбирая существительные, образованные от некоторых глаголов и прилагательных: знание, пение, пренебрежение, работа, переход, глушь, тишь, сушь.

Некоторые слова образованы с помощью суффиксов НИ[j] ЕНИ[j]: знание от знать, пение от петь, пренебрежение от пренебречь.

Другие образуются с помощью нулевого суффикса или путём усечения суффикса бессуффиксным способом: работа от работать, переход от переходить, глушь от глухой, тишь от тихий, сушь от сухой. Здесь срабатывает привычка, что образованное слово всегда больше, чем исходное.

Не обойтись без ясного представления о том, что такое словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо.

К примеру, к слову «ледниковый» можно подобрать следующие звенья: ледник масл-ЯНый -> маслян-ИСТый -> маслянист-ОСТЬ;

  • пустой -> пуст-ЫНя -> пустын-Ный -> пустынн-О;
  • томить -> У-томить -> утоми-ТЕЛЬНый -> утомительн-О.

  • Из подобных цепочек и состоит словообразовательное гнездо, по нему можно проследить путь других однокоренных слов: ледяной; ледок, ледочек; леденеть, обледенеть, обледенелый.
  • Сложение как способ образования слов (25 примеров)

    Теперь можно переходить к освоению всех имеющихся способов образования. От целого слова и от слов одной и той же части речи попробуем образовать слова приставочным способом. Сделать это легко! Смотрите: вз-лететь, рас-красавица, сверхъ-ёмкий, не-безвредный, на-всегда.

    Суффиксальным способом можно образовать слова не только одной части речи, но и разных: волк -> волч-ОНОК и груша -> груш-ЕВ-ый.

    Иногда слово образуется с помощью постфикса СЯ: радовать -> радовать-СЯ, нужда -> нужд-А-ть-СЯ.

    Бессуффиксный способ — самый трудный. От прилагательных отбрасываем окончание, иногда суффикс, видим чередование: темь от тёмный, тишь от тихий, высь от высокий. У глаголов выпадают их суффиксы и -ТЬ: обмен от обменять, дрожь от дрожать, разлив от разливать.

    Приставочно-суффиксальный способ требует одновременного присоединения к основе приставки и суффикса: пере-лес-ок, за-облач-н-ый, раз-дум-ыва-ть, с-верх-у.

    Обязательно учитываем, что предлог, стоящий рядом с существительным превращается в приставку: без размера -> без-размер-н-ый, под свечой -> под-свеч-ник. У глагола один суффикс заменяется другим: гулЯть -> РАЗгулИВАть, думАть -> ПРИдумЫВАть.

    Нередко можно встретить слова, образованные с помощью приставки и постфикса -СЯ: читать -> ЗАчитатьСЯ, шептать -> ПЕРЕшёптЫВАтьСЯ.

    Сложением двух слов или основ при помощи соединительных гласных или без них образуются, как правило, имена существительные: пар + ходить -> пароход, птица + фабрика -> птицефабрика, диван + кровать -> диван-кровать.

    Отличаются от сложных слов сложносокращённые, так как они образуются из частей основ, первых букв и начальных звуков: завуч шест-надцать, три -> тр-О[j]-е, четыре + сто -> четырЕста, шесть + десять -> шестьдесят.

  • Также легко определить способы образования местоимений — приставочный и суффиксальный: с помощью приставок (кое-, не-, ни-), постфиксов (-то, -либо, -нибудь) и только от самих себя.

  • Имена существительные самые изощрённые по разнообразию способов образования, так как используют все уже названные нами способы!
  • Имена прилагательные образуются от существительных, прилагательных и глаголов с помощью самых разных суффиксов: песчАНый, торжествЕННый, революциОННый, белОВАТый, плохОНЬКий, отцОВ, лисИЙ, брезгЛИВый.
  • Приставочный способ возможен только от имён прилагательных: пре-скверный, не-сильный, рас-чудесный, без-радостный.
  • Приставочно-суффиксальным способом от существительных (редко от глаголов) образуется уже значительно меньше прилагательных: ПОДводНый, ЗАречНый, ДОвоенНый, НЕпрерывНый, БЕЗраздельНый.
  • Из словосочетаний способом сложения образуются прилагательные с участием соединительных гласных и без них: краснОщёкий, англОрусский, тёмнО-красный. Иногда при сложении прибавляется суффикс: стОрублЁВый, югОвосточНый, железнОдорожНый.

    Глагол образуется от имён существительных и прилагательных с помощью суффиксального способа (и с постфиксом -СЯ): маслИть от масло, салютОВАть от салют, белИть от белый, пустОВАть от пустой, кудрявИтьСЯ от кудрявый.

    Приставочным способом глаголы образуются только от глаголов: полететь, перелететь, залететь, прилететь, улететь…

    Приставочно-суффиксальным способом (и с постфиксом СЯ) глаголы образуются от разных частей речи: плясать -> подплясывать, скука -> наскучить, ясный -> выяснить, трое -> утроить, воевать -> отвоеваться.

    Наречие чаще всего образуется от имён прилагательных. На первом месте суффиксальный способ: тихо от тихий, критически от критический, где-то от где. На втором — приставочный: некогда от когда, неглубоко от глубоко, премного от много.

    На третьем месте — приставочно-суффиксальный: до-низ-у, по-зимн-ему, в-слеп-ую, по-немецк-и, в-дво-ём.

    Читайте также:  Может ли быть в предложении несколько простых глагольных сказуемых?

    Этот способ самый многообразный по вариациям приставок и суффиксов! Сложение встречается реже, иногда осложняется аффиксацией (добавлением или приставки, или суффикса): быстро-быстро, вполсилы, мимоходом, крест-накрест, полным-полно.

    План словообразовательного разбора:

    1. 1. Определить часть речи и объяснить значение слова
    2. 2. Найти основу данного слова
    3. 3. Установить производящую основу
    4. 4. Выделить аффиксы
    5. 5. Определить способ образования

    Источник: http://ruslita.ru/v-pomoshch-ucheniku/grammaticheskie-razbory/201-sposoby-slovoobrazovaniya

    Глава 5. Словообразование

    Лексический состав языка постоянно пополняется. И не только за счёт заимствований из других языков, как кому-то может показаться.

    Например, вместе с компьютерами в мир пришло слово компьютер, которое было заимствовано русским языком из английского: computer.

     Это слово быстро стало широкоупотребительным и уже в русском языке по правилам нашего словообразования от него были образованы другие новые слова:

    компьютер→компьютерный,                       →компьютерщик,                      →компьютеризация

    Значит, для образования новых слов у языка есть собственые внутренние механизмы. Их изучает словообразование.

    • Не удивляйся: термин словообразование  употребляется в разных значениях: 1) процесс образования слов в языке;
    • 2) раздел языкознания, эти процессы изучающий.

    §2. Производная и производящая основы

    Производное слово – это слово, основа которого образована от другой основы и мотивирована ею. Мотивирована — значит, связана с ней по смыслу и объясняется, толкуется ею.

    1. Домик – это маленький дом (связь по смыслу) Домик←дом (слово  домик  образовано от основы дом с помощью суффикса -ик, производная основа: домик)
    2. Следовательно: слово домик производное, а слово дом нет. 
    3. Производная основа – основа нового слова,  например: конфетка←конфета, весенний←весна. 

    Производящая основа – основа, ближайшая по форме и смыслу к производной основе: весна→весенний, конфета→конфетка.  При образовании сложных и составных слов у них бывает две производящие основы: вод (вода) и воз (возить)→водовоз  или комбинация  производящих основы и слова: жёлт (жёлтый) и красный→жёлто-красный.

    Производная основа образована от производящей. Если в современном языке у слова не определяется производящая основа, то слово непроизводное. Это слова, которые не образованы от других слов: весна, там, около.

    §3. Средства словообразования

    Средство словообразования  — это то, с помощью чего образуются слова. Природа словообразовательных средств различна. К ним относятся:

    • словообразовательные морфемы
    • специальные операции с основой слова 

    Природа средств различна, но предназначение у них схожее: служить для образования одних слов от других.

    Словообразовательные морфемы — это

    • приставки, например:  за-, на-, до-, пере- в  словах записать, написать, дописать, переписать 
    • суффиксы, например: -тель-, -ик-, -онок- в словах писатель, садик, медвежонок

    Cпециальные операции с производящей основой или несколькими основами — это особые действия, которые позволяют образовывать слова без участия приставок и суффиксов, к примеру, такими операциями являются: 

    • сложение основ: дымоход, водопровод
    • сращение основ: труднодоступный, малопонятный
    • сокращение основы: спец, комп и некоторые другие. 

    При образовании слов могут использоваться одно или сразу несколько средств. Например, при образовании слов бездомный, справа, по-нашему использованы одновременно и приставки, и суффиксы.

    §4. Способы словообразования

    Сложение как способ образования слов (25 примеров)

    Внимание:

    На иллюстрации видно, что бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Во многих учебниках об этом способе не сказано ничего: авторы его  не выделяют. Однако в КИМах ЕГЭ этот способ учитывается.

    Поэтому в нашу схему бессуффиксальный способ включён, но его особое место среди прочих, безоговорочно выделяемых всеми авторами учебников, отмечено пунктиром.

    И в дальнейшем, на других иллюстрациях такая линия покажет, что элемент содержания вызывает разные интерпретации. 

    У ряда авторов встречается термин бессуффиксальный. 

    Способ словообразования –  сам процесс образования производной основы от производящей основы. Способ определяется в зависимости от средства словообразования. Возможна комбинация разных способов.

    Понятия: средство и способ словообразования — разные, эти термины следует различать и употреблять  правильно. При этом важно понимать, что способ словообразования определяется в зависимости от используемого средства.

    Например, если средством является суффикс, то способ суффиксальный, если приставка, то приставочный, если суффикс и приставка вместе, то приставочно-суффиксальный. Названия же операциональных средств и способов словообразования совпадают.

    У слова нефтепровод средство словообразования — сложение основ, способ словообразования — тоже сложение основ. Не удивляйся этому. Таким образом лингвисты подчеркивают своеобразие операциональных средств, их особой природы.

    Для русского языка характерны различные способы словообразования:

    • Приставочный: образование слов с помощью приставок: посмотреть←смотреть,  пригород←город, недорого←дорого
    • Суффиксальный: образование слов с помощью суффиксов: вторник←второй,  выдумщик←выдумать (усечение основы), заборище←забор
    • Приставочно-суффиксальный: образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник←окно, втихаря←тихо (усечение основы), затенить←тень
    • Бессуффиксный (бессуффиксальный): выход ← выходить, высь ← высокий
    • Сложение: соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать
    • Сложение в сочетании с суффиксацией: головоломка, вагоноремонтный
    • Сращение: долгоиграющий, быстрорастворимый
    • Сокращение основы: зав, зам
    • Аббревиация, то есть образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком
    • Изменение части речи: больной, столовая

    Частотно образование слова сопровождается явлениями, которые облегчают взаимоприспособление производящей основы и словообразующего средства: приставки, суффикса, корня.

    • Чередование гласных и согласных, например:  дорога→дороженька (чередование г//ж)
    • Вставки интерфикса — соединительного элемента, служащего фонетической связкой при сложении основ, например: пар+ ходить (усечение основы)→пароход
    • Усечение производящей основы: катать→кат+ок (суффикс глагольной основы –а при образовании нового слова усечен)Эти явления нужно уметь заметить и прокомментировать.

    Слов в языке великое множество. Среди них вы должны находить производные. Они образованы по-разному. Школьная программа требует уметь определять производную и производящую (или производящие) основы. Нужно понимать,  с помощью каких средств образовано производное слово, а также называть способ словообразования.

    В школьном курсе словообразованию уделяют много внимания, но при обучении теории отводится совсем немного времени. Однако сделать словообразовательный анализ правильно невозможно, если ты не знаешь основ теории. Не обольщайся тем, что тебе легко удаётся словообразовательный разбор самых простых примеров.

    Проба сил

    Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

     Итоговый тест

      • Способ словообразования
      • Средство словообразования
      • Приставочный
      • Суффиксальный
      • Приставочно-суффиксальный
      • Вставка интерфикса
      • Усечение основы
      • Чередование согласных

    Правильные ответы:

    1. Производящей
    2. Производной
    3. Производящей
    4. Две
    5. Две
    6. Три
    7. Три
    8. Способ словообразования
    9. Да
    10. Да
    11. Приставочно-суффиксальный
    12. Чередование согласных

    Смотрите также

    Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/159

    Сложение как способ словообразования

    Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

    • В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:
    • • сложение производящих слов.
    • Например: диван-кровать ← диван□, кровать□; платье-костюм ← платье, костюм□; школа-интернат ← школа, интернат□; ракета-носитель ← ракета, носитель□.
    • При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно, ср.: на диване-кровати, в школе-интернате;
    • • сложение производящих основ с помощью соединительной гласной.
    • Например: лесостепь – лес-о-степь□ ← лес□, степь□; каменотёс – камен-о-тёс□ ← камень□, тес/а-ть (с усечением глагольного суффикса -а-); серо-синий – сер-о-син-ий ← сер-ый, син-ий; научно-исследовательский – научн-о-исследовательск-ий ← научн-ый,исследовательск-ий; грязеводолечебница – гряз-е-вод-о-лечебниц-а ← грязь□, вод-а, лечебниц-а; тренога – тр-е-ног-а ← тр-и,ног-а;
    • • сложение производящих основ без соединительной гласной.
    • Например: Ленинград – Ленинград□ ← Ленин□, град□; царь-колокол – царь-колокол□ ← царь□, колокол□;
    • сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов.
    1. Например: комроты ← командир роты; стенгазета ← стенная газета; медсестра ← медицинская сестра; полдня ← половинадня; пол-огурца ← половина огурца;
    2. • сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов.
    3. Например: облоно ← областной отдел народного образования; Минфин ← Министерство финансов; ОНН ← ОрганизацияОбъединённых Наций; вуз ← высшее учебное заведение.
    4. Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами.

    Примечание. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.

    Аббревиация как способ словообразования.

    Аббревиация – сложение усеченных основ или усеченных и полных основ. Аббревиация действует только в словообразовании имен существительных: СНГ, НТВ, МГУ, ООН, собез, госдума.

    При утрате соотносительности между аббревиатурой и словосочетанием утрачивается ее словообразовательная мотивированность. Т.е. происходит опрощение.

    Например, слово загс широко известно людям, однако расшифровка известна немногим: запись актов гражданского состояния.

    В зависимости от того, из каких компонентов складываются аббревиатуры, различают разные виды их:

    А)Буквенные, т.е. состоящие из названий начальных букв каждого слова словосочетания: МПС(эмпээс) – Министерство путей сообщения, НТВ- независимое телевидение, МГУ.

    Б)Звуковые, т.е. состоящие из начальных звуков каждого слова словосочетания (они читаются как слова): ГАИ, ЦУМ, МИИТ (Московский институт инженеров транспорта).

    В) Слоговые, т.е. состоящие из начальных частей каждого слова словосочетания: совбез (совет безопасности), Мифин – министерство финансов, нардеп – народный депутат.

    • Г) Состоящие из начальной части первого слова и целого второго слова: подлодка (подводная лодка), детсад, гумпомощь.
    • Д)Состоящие из начальных звуков ряда первых слов и начальной части последнего: ИМЛИ (институт мировой литературы)
    • Е) Состоящие из начала первого слова словосочетания и конца последнего: ра (радио)+(Стан)ция – рация, веломобиль, бионика (биология+электроника).
    • Деривационные механизмы неузуального словообразования
    •  Неузуальное словообраз. – не закрепленное

    Продуктивность– способность создавать производные слова. Непродуктивными являются типы, которые не порождают новые слова.

    Аналогия – двигатель, который порождает все виды новых слов: и узуальные и потенциальные и окказиональные.

    В процессе порождения новых слов аналогия играет важнейшую роль. Однако и действие аналогии при порождении новых слов неоднородно. Одни новообразования возникают как члены, входящие в классы однородных структур, другие – как отдельные индивидуальные слова.

    Читайте также:  Велосипед не залазит или не помещается в машине?

    Например, существительные впаянность, бабистость, сверхналог, сверхскорость, супергерой, суперкласс И, с другой стороны: тебестоимость (ср. себестоимость), палкоприкладство (ср. рукоприкладство) Слова первого рода реализуют продуктивные правила, управляющие механизмом словообразования.

    Слова второго рода являются «одиночками», возникающими не по правилам. Их называют окказиональными.

    Рассмотрим понятие продуктивности. Есть типы с очень высокой продуктивностью, для которых не существует ограничений в образовании слов разных частей речи. Есть типы, производство которых ограничено каким-либо семантическим разрядом слов или какой-либо сферой языка.

    Следовательно, существуют разные типы ограничения продуктивности и, таким образом, новые слова производят не только высокопродуктивные типы, но и слабопродуктивные. Существует и непродуктивные слова, они лишены активности и не порождают новые слова. Например, плакса, мольба.

    Свидетельством наивысочайшей продуктивности типа является его свобода от ограничений разного рода и производство слов, являющихся чистой реализацией модели.. Таким образом, именно аналогия- тот двигатель, который порождает все виды новых слов.

    При всем различии явлений, называющихся «окказиональным словообразованием» везде присутствует аналогия. Без аналогического фона новое слово не может быть понято, не может существовать. Таким фоном могут быть: словообразовательная модель, конкретный словообразец, ассоциативный фон.

    Аналогичными могут быть: словообразовательная модель( Россиёнок), конкретный словообразец (Здесьиздат), ассоциативный фон (бровеносец)

    Источник: https://studopedia.net/1_14671_slozhenie-kak-sposob-slovoobrazovaniya.html

    Урок по русскому языку "Сложение как способ словообразования"

    • Урок№
    • Тема: Сложение как способ словообразования.
    • Цели:
    • Познавательные: выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования; закрепить знания о способах словообразования;
    • Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, устную речь; развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.
    • Воспитательные: поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
    1. Планируемые образовательные результаты:
    2.         Личностные – учебно-познавательный интерес, умение слушать, формирование волевого качества.
    3.         Метапредметные :
    4. регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания;  выполнять учебное задание в соответствии с целью;
    5. познавательные: формирование положительного отношения к учению- планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.
    6. коммуникативные:  учебно-познавательный интерес- умение формулировать свои мысли.
    7.         Предметные – вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками- способность принимать и сохранять учебную задачу, активно включаться в деятельность, направленную на ее решение- ответственность за свои действия, вносить коррективы в действие после его завершения.

    Оборудование для учителяучебник, доп. материал.

    • Оборудование для учащихся: учебник, карточки, тетради, мультимедия, раздаточный материал.
    • Тип урока:  урок изучения нового материала.
    • ХОД УРОКА
    1. Организационный момент

    2. Мотивация учебной деятельности

    Лес + пилить, молоко + завод, каша + варить, пеший + ходить.

    • Составить новые слова?
    • Каким образом вы составили новые слова?
    1. Постановка целей и задач урока

    2. Актуализация ЗУН учащихся

    Слово учителя:

    — Сегодня мы с вами продолжаем разговор о словах. Вспомните, какая наука о языке занимается правописанием слов. (Орфография)

    — А почему она так называется? — Теперь давайте повторим уже изученные вами орфограммы.

    1. Орфографическая работа
    2. Ночной, ключ, сказка, речка, каменщик, золотой, вьюн, пахуч, грустный, площадка, подъезд, тишь, дремлешь, молотьба, удивление, скрипишь, замуж, сплошь, концерт, могуч.
    3. Фонетический разбор слова

    Сделайте фонетический разбор слова «сказка», подберите к нему однокоренные. Чем отличаются друг от друга однокоренные слова?

    (составом основы).

    — Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. Следовательно, тема нашего урока “Способы словообразования”, запишем тему урока в тетрадь.

    — Какие цели определим для себя?

    (Ответы учащихся должны быть сформулированы самостоятельно.).

    • Цель нашего занятия
    • выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
    • закрепить знания о способах словообразования;
    • отработать умения определять способ образования слова.
    • Практические задания
    • Образовать слова с помощью сложения слов, выделить морфемы, объяснить орфограммы.
    1. Стенгазета, Ленинград, овощебаза, медсестра, пешеход, каменотес, лесостепь, водопровод, разноголосый, мореплаватель, хлебоуборочный, мимоходом, миротворец, стенгазета, луноход.
    2. Разделительный диктант
    3. Выписать слова в три столбика ( суффиксы, приставки, сложение)
    4. Учитель, приход, солнышко, железобетон, столик, прочитал, переход, самолет, печник, многотомный, безвкусный, дождик, сшить, продать.
    5. Составить 2 предложения с любыми словами из диктанта.
    • Самостоятельная работа. Проверочный диктант с грамматическим заданием.РМ
    • С какими трудностями столкнулись, выполняя задания?
    • Как решали, выходили из затруднительной ситуации?
    • Над чем следует еще поработать?
    • Что нового узнали на уроке?

    Упражнение в учебнике №

    Источник: https://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-slozhenie-kak-sposob-slovoobrazovaniya-1294590.html

    Словообразование

    Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

    Состав слова

    Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание — части слова.

    Основа и окончание.

    В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых — только основа.

    Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

    • Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
    • Примечания.
    • Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) — падеж и число; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений — падеж, число, род; у глаголов в настоящем и будущем времени — лицо и число, а в прошедшем времени — род и число.

    1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
    2. Неизменяемые слова окончаний не имеют. При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица — изменяются окончания.
    Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
    В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс.

    Корень слова.

    Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

    Примечания.

    1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
    2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
    3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
    4. Некоторые корни в «свободном» виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
      — де — — надеть, переодеть;
      — ня — — занять, нанять, отнять;
      — пт — — птенец, пташка, птица;
      — сяг — — присяга, досягать, посягать;
      — у — — разуть, обуть;
      — ул — — улица, переулок;
      — й — — войти, отойти, пройти, зайти.

    В слове может быть один корень или два корня.

    Суффикс.

    1. Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
    2. Примечание.

    Суффиксы могут служить для образования форм слов.

    Приставка.

    Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
    В слове могут быть не одна, а две и более приставки.

    Примечания.

    1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
    2. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
    3. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

    Способы образования слов

    Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже — предложений, которые для нового слова являются исходными.
    Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно—суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.

    Приставочный способ.

    При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия.

    Суффиксальный способ.

    Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
    Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи.

    Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий.

    Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

    Приставочно-суффиксальный способ.

    Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
    Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок, глаголы с суффиксом -ся, наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

    Читайте также:  По какому правилу ставятся запятые перед словами: находящаяся, расположенный

    Бессуффиксный способ.

    Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

    Сложение как способ образования слов.

    Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова.
    Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня.

    Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е.

    Примечания.

    1. В качестве соединительной гласной может выступать и: пятилетний.
    2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.

    Сложные слова образуются:

    1. Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
    2. Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп);
    3. С помощью соединительных гласных о и е, соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной;
    4. Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный;
    5. Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

    Сложение сокращенных основ.

    Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов. В результате образуются сложносокращенные слова.

    Сложносокращенные слова образуются:

    1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
    2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
    3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
    4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).

    Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз — вузовец; колхоз — колхозный — колхозник.

    Переход слов одной части речи в другую.

    Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).

    Другие заметки по русскому языку и литературе

    Источник: http://edu.glavsprav.ru/info/slovoobrazovanie

    Способы словообразования — урок. Русский язык, 10 класс

    Морфологические способы словообразования

    В современном русском языке существует несколько способов словообразования. Основным из них является морфологический способ (образование новых слов путём присоединения морфем к производящей основе или к производящему слову).

    Различают несколько наиболее продуктивных морфологических способов словообразования.

    Аффиксация — образование новых слов путём присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову. Например: город > при-город.

    При префиксальном способе новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся слову приставки (префикса). Например: город > при-город; автор > со-автор; мощный > сверх-­мощный; бежать > от-бежать, за-бежать; спокойно > не-спокойно.

    Этим способом образуются слова той же части речи и обладающие теми же грамматическими свойствами, что и производящее слово. Наиболее продуктивным данный способ образования новых слов является у глаголов.

    При суффиксальном способе новое слово образуется путём присоединения к производящей основе суффикса. Например: лимон > лимон-н-ый; чёрн-ый > черн-от-а.

    При префиксально-суффиксальном способе новое слово образуется путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Например: нос > пере-нос-иц-а; окно > под-окон-ник.

    Сложение —  образование новых слов путём соединения двух или более основ или слов. Например: овощехранилище, глинозём.

    • В современном словообразовании активным является также образование сложносокращённых слов:
    • 1) из начальных частей или слогов слова: спецкор (специальный корреспондент), универмаг (универсальный магазин);
    • 2) из части слова и полного слова: педколлектив (педагогический коллектив), сбербанк (сберегательный банк);
    • 3) из начальных букв слов (аббревиатура): МГУ (Московский государственный университет), ВВЦ (Всероссийский выставочный центр).

    Усечение основы — образование новых слов посредством усечения производящей основы. Данный способ действует только в словообразовании имён существительных. Например: магнитофон > маг, заведующий > зав.

    Многие слова, образованные способом усечения производящей основы, имеют разговорную стилистическую окраску: баки (разг.) < бакенбарды (нейтр.).

    Обратное словообразование — образование более простого по структуре слова от более сложного. Например: фляга < фляж­ка, дояр < доярка.

    Неморфологические способы словообразования

    Среди неморфологических способов словообразования различают:

    1. лексико-семантический способ — появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов. Например: прапорщик (знаменосец) > прапорщик (воинское звание), бригадир (воинское звание) > бригадир (руководитель трудового коллектива).

    2. Морфолого-синтаксический способ — появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую. Например: столовая (ложка) [прилаг.] > столовая (помещение) [сущ.], караул [сущ.] > караул! [междом.].

    3. Лексико-синтаксический способ — появление новых слов в результате сращений сочетаний слов. Например: высококачественный < высоко (+) качественный; тотчас < тот (+) час.

    Источники:

    Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык. 10–11 классы. Учебник. — М.: 2011.

    Источник: https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/10-klass/morfemika-i-slovoobrazovanie-10535/slovoobrazovanie-i-formoobrazovanie-10538/re-2d96b309-474d-4faf-b31d-211a231b5b53

    Задание В1. Способы словообразования слов

    Задание В1
    может быть представлено в КИМах так:

    1. Определите, каким образом образовано данное слово.
    2. Выпишите из предложений №№ слово, образованное приставочным (суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным) способом.

    Почему
    допускаются ошибки?  Для выполнения этого
    задания нужно выполнить словообразовательный разбор слов данного отрезка
    текста.

    Выпускники же часто подменяют словообразовательный разбор морфемным,
    подходят к решению вопроса формально: есть приставка и суффикс – приставочно-суффиксальный;
    увидели 2 корня – сложение.

    А нужно найти исходное слово и определить, какая морфема
    участвовала в словообразовании в последнюю очередь. Например, в слове перестраховываться есть и приставка, и
    суффиксы, но это не значит, что слово образовано приставочно-суффиксальным
    способом.

    Для решения
    этой задачи нужно найти исходное слово: перестраховываться
    – перестраховывать (себя).
    В последнюю очередь присоединился только суффикс
    –СЯ, следовательно, способ
    суффиксальный.

    Что нужно
    знать для успешного выполнения задания В1?

    1. Способы словообразования: приставочный, суффиксальный,
    приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, а также неморфологический
    способ: переход одной части речи в другую.

    • 2. 
      Алгоритм рассуждения:
    • 1) Внимательно
      читаем предложение.
    • 2)
      Ставим  слово в начальную форму.
    • 3)
      Определяем часть речи.
    • 4)
      Определяем лексическое значение слова.
    • 5) Подбираем
      производящее слово ― ближайшее слова, от которого образовано данное слово.
    • 6)
      Сравниваем данное слово с производящим по наличию морфем.
    • 7) Выделяем
      словообразующую морфему.
    • 8)
      Определяем способ образования слова.
    • Рассмотрим
      алгоритм рассуждения на конкретных примерах.
    • Поиск в
      тексте слова, образованного определенным способом.
    • Из
      предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
    • (11)В тот же день, после пансионского акта и за несколько часов до
      личного со мной свидания, Писарев написал ко мне молодое, горячее письмо,
      которое, к сожалению, потеряно.

    Приставочно-суффиксальный
    способ предполагает образование нового слова от производящего с помощью
    одновременного присоединения приставки и суффикса. Чаще всего таким способом
    образуются наречия, имена существительные, прилагательные, глагол.

    Левый ― слева,
    берёза ― подберёзовик, стена ― настенный, стрелять ― выстрелить.

    Итак, порядок выполнения данного конкретного задания:

    1) Ищем в
    нашем предложении слова, имеющие в своем составе приставку и суффикс. В нашем
    случае это слова: несколько, свидания, написал, к сожалению, потеряно.

    1. 2) Определяем производное слово к
      каждому из них: несколько — сколько, свидания — видеть, написал — писал, к
      сожалению — сожалеть, потеряно — потерять.
    2. 3) Сравниваем
      пары слов.
    3. 4) Видим,
      что нашему требованию соответствует только одно слово: свидания.
    4. Определение
      способа образования слова.
    5. Укажите
      способ образования слова СКОНФУЖЕННО (предложение 5).
    6. (5) Тогда он встал, вынул из шкафа свою книгу
      «Конструкция самолетов», полистал и, чувствуя, что лицо его начинает
      жарко гореть, проговорил что-то сконфуженно, с глупой готовностью.
    1. Определяем часть речи слова сконфуженно. Это наречие.
    2. Ищем производящее слово, помня, что наречия чаше всего образуются от прилагательных: сконфуженно ― сконфуженный.
    3. Сравниваем морфемный состав слов, видим, что появился суффикс –О-
    4. Вывод: слово образовано суффиксальным способом.

    Что ещё
    нужно знать для правильного определения способа образования слов?

    Самая частая
    ошибка при выполнении данного задания — неправильное определение производящего
    слова.

    Чтобы правильно
    найти производящее слово, нужно найти самое близкое однокоренное слово к данному
    слову. При этом надо видеть связь между лексическим значением слова и его
    морфемным составом: распространитель –
    тот, кто распространяет что-либо; настенный – такой, который должен крепиться
    на стене.

    • 1) Существительные
      со значением признака предмета образованы от прилагательных или причастий: невозмутимость
      — невозмутимый.
    • 2) Существительные
      со значением действия ― от глагола: читатель ― читать, ответ ― ответить.
    • 3) Наречия,
      обозначающие качество, с суффиксом –О- ― от качественных прилагательных: красиво
      – красивый, бешено – бешеный.
    • 4) Бессуффиксным
      способом образуются существительные.

    5) Суффиксальным
    способом образованы такие сложные слова, как пароходство ― пароход, самолётный
    ― самолет
    (это не сложение!!!)

    6) Не все
    слова с приставкой НЕ- образованы приставочным способом: ненастный ― ненастье
    (суффиксальный способ).

    7) Суффикс
    –Л- в словообразовании не участвует, он образует форму прошедшего времени, но
    новое слово не образует: поговорил – говорить,
    говорил
    (не от поговорить с
    помощью суффикса Л!) — приставочный способ.

    8) Помним о
    наличии в словах русского языка суффикса –j- . На письме его опознавательным знаком
    является разделительный Ь: приуралье ― Урал, взморье ― море. Эти слова
    образованы приставочно-суффиксальным способом (не приставочным!).

    Источник: http://ku4mina.ucoz.ru/load/russkij_jazyk/zadanie_v1_sposoby_slovoobrazovanija_slov/4-1-0-72

    Ссылка на основную публикацию