Слово — это… что такое слово?

Значение слова Слово по Ефремовой:

Слово — 1. Единица речи, представляющая собою звуковое выражение отдельного предмета мысли. // Название понятия в отличие от самого понятия. 2. перен. устар. Звучащий язык. 3. перен. устар. Умение говорить. 4. Разговор, речь, высказывание. // перен. разг. Пустые разговоры вместо дела. 5. Публичное выступление.

// разг. Высказанное мнение, решение. // разг. Приказ, повеление. 6. перен. Обязательство выполнить что-л.. обещание, уверение. 7. перен. Заклинание, обладающее — по суеверным представлениям — магической силой. 8. устар. Литературное произведение в форме проповеди, послания. // Речь на религиозную тему. проповедь.

Название буквы древней славянской или старой русской азбуки.

Слово в Энциклопедическом словаре:

Слово — одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов,лиц, процессов, свойств. В языкознании слово рассматривается с точкизрения звукового состава. значения.

морфологического строения.словообразовательного характера. участия в той или иной парадигме.принадлежности к какой-либо части речи. роли в предложении. стилистическойфункции. происхождения. См.

также Машинное слово.

жанр античной, византийской и древнерусской ораторской прозы иписьменности (напр., «Слово о законе и благодати» Илариона, 11 в.).

Значение слова Слово по Психологическому словарю:

Слово — Слово — лексическая единица языка, имеющая определенное значение, или предметную отнесенность, и внешнюю форму, которая может быть представлена определенной совокупностью звуков, системой зрительно воспринимаемых знаков или образов артикуляции. В развитых языка насчитывается по несколько сотен тысяч слов, из которых в обыденном общении употребляется очень небольшая часть.

Значение слова Слово по словарю мер:

Слово — Единица информации, применяемая в вычислительной технике.

Значение слова Слово по словарю Символизма:

Слово — Слово или Логос — это священный звук, первый элемент в процессе материального проявления. Слово имеет созидательную силу. Кетцалькоатль и Хуракан создали мир произнесением слова Земля. Спаситель — это воплощенное Слово. В индуизме и буддизме Слово как Дхарма — невыразимо. См. также ОМ.

Значение слова Слово по словарю Ушакова:

СЛОВО слова, мн. слова, слов и (устар., ритор.), словеса, словес, ср. 1. Единица речи, представляющая сою звуковое выражение отдельного предмета мысли. Произнести слово. Написать слово. Порядок слов в речи. Словарь иностранных слов. Русское слово. Французское слово. Я мог бы пред ученым светом здесь описать его наряд.

:но панталоны, фрак, жилет — всех этих слов на русском нет. Пушкин. Я никому не мог сказать священных слов отец и мать. Лермонтов. Прошептал несколько невнятных слов. Тургенев. Слог за слогом впивать слова чужого языка. Брюсов. 2. только ед. То же, что речь в 1 и 2 знач. (книжн., устар.). Слово — отличительный признак человека. теперь тебе не до стихов, о слово русское, родное! Тютчев.

В свободном слове есть отрада. Некрасов. 3. ед. в том же знач, что мн. Разговор, речь, высказывание, словесное общение. Слово — серебро, молчание — золото. так гласит стародавняя мудрость. Салтыков-Щедрин. Слова нейдут из уст Онегина. Пушкин. С милым другом перемолвить слово я хотела. Мей. Эй, люди добрые! притихните, послушайте, я слово вам скажу! Некрасов. Забросать кого-н. словами.

Мое с впереди (скажу после). без слов понимать друг друга. Из этих слов видно, что: Какой вывод я должен сделать из ваших слов? || То же, с количественным указанием (прямым или подразумеваемым) в знач. мало, много, ничего и т. е. (говорить, сказать и т. п.). Он не сказал ни (одного) слова. С Молчалиным ни слова (Софья не говорит). Грибоедов.

Пожалуйста, об этом никому ни слова, Это между нами. Ни слова не понял. Ни слова не проронил весь вечер. Он него слова не добьешься. она не давала мне слова сказать. Он слова умного (ни одного умного слова) не выговорил сроду. Грибоедов. Напишите несколько слов о себе. Изложить в немногих словах или в коротких словах (см. короткий). мне нужно сказать вам два слова (см. два во 2 знач.).

Я слова-то сказать с ним не умею. А. Островский. При встрече с знакомыми отделывался двумя, тремя словами и: бежал прочь. Гончаров. В другой раз: нахмурится, насупится, слова не выговорит. Достоевский. 4. мн. в том же знач., что ед. Разговор, болтовня как противоположность дела (неодобрит.). Слова: слова: красивые рассказы о подвигах: но где же их дела? Некрасов.

Перейти от слова (или слов) к делу. Словами горю не поможешь. Это одни (только) слова. У него слово расходится с делом. || Название понятия, в отличие от самого понятия. спорить о словах. 5. только мн. Текст к вокальному произведению. Музыка Чайковского, слова А. К. Толстого. Романс на слова Пушкина. 6. только ед. речь на какую-н. тему (устар., церк.). сказать приветственное слово кому-н.

Слово похвальное о флоте российском Феофана Прокоповича. Славный проповедник произнес надгробное слово. Пушкин. || Повествование (старин.). Слово о полку Игореве. 7. только ед. Ораторское выступление, речь на собрании. Прошу слова! Дать, предоставить кому-н. слово. Взять слово для возражения. Лишить слова. Слово имеет товарищ Иванов. Вступительное слово. Заключительное слово докладчика.

Последнее слово подсудимого. 8. только ед. Мнение, приговор, решение. История еще не сказала своего последнего слова. Решающее слово принадлежит в этом деле не мне. Скажите свое веское слово. 9. только ед. обещание, уверение. Взять с кого-н. слово. Держаться данного слова. Он связан Словом. Честное слово (см. честный). Сдержать свое слово.

как, вы хотите, чтоб я теперь от своего слова отступился? Тургенев. Давши слово, держись, а не давши, обещания, которые они дают. Сталин. господин своего слова (см. господин).

СЛОВО слова, ср. 1. Старинное название буквы с. 2. Буква, письменный знак (старин.). Из слов склад, из складов речь. Даль. Слово-ер (словоер) или слово-ерик (словоерик) или слово-ер-с (словоерс) — название звука с, прибавлявшегося встарину к концу слов в знак почтения к собеседнику. см. -с (от названия буквы с — слово и буквы ъ — ер, ерик). Пьяный человек-с, — отвечал бурмистр, в первый раз употребляя слово-ер. Тургенев. Начали обращаться со мной не то грубовато, не то с кондачка: и, говоря со мной, уже слова-ерика более не употребляли. Тургенев. Со второй половины жизни стал говорить словоерсами. Достоевский. Слово-ер-с приобретается в унижении. Достоевский. Всё не говорил, целую жизнь не говорил словоерсами, вдруг упал и встал с словоерсами. Достоевский.

Значение слова Слово по словарю Даля:

Слово это устарело. Устарелый, устаревший. — лость, состн. по прилаг.т. Устарок пск. твер. человек уже стареющий, лет 50-ти.

Значение слова Слово по словарю Брокгауза и Ефрона:

Слово — ежедневная газета, издавалась в СПб, с 1 декабря 1904 по 1 июля 1906 г. Издатель Н. Н. Перцов, редактор — П. В. Быков. Основателем газеты был И. В. Скворцов, выпускавший ее с 1903 г. Внутренним отделом некоторое время заведовал С. К. Глинка-Янчевский, после него — А. С. Стеткевич. отделом иностранной политики — И. С.

Дурново, провинциальным — С. И. Васюков, В. М. Лохтин, С. Ф. Бельский и друг. Литературный отдел вел исключительно П. В. Быков. Обращал на себя внимание маленький фельетон Бобыля (А. А. Осипова). При газете выходили 2 раза в неделю иллюстрированные литературные приложения. Хотя в 1 № «С.

» объявило себя органом партии центра, но направление газеты было крайне неустойчивое, появлялись статьи, одна другую уничтожавшие. Резкую дисгармонию вносили статьи Сигмы-Сыромятникова. С 1906 г. Н. Н. Перцов подписывался издателем-редактором. Сначала газета имела некоторый успех, но потом быстро стала падать, приостановила выход и перешла в собственность М. М.

Федорова, возобновившего ее с 1 декабря 1906 г. и провозгласившего ее органом конституционного центра.

Определение слова «Слово» по БСЭ:

Слово — в математике (алгебре и математической логике), то же, что выражение, т. е. произвольная конечная (в т. ч. может быть и пустая) последовательность «букв» — символов, составляющих алфавит данного логико-математического исчисления.

Иногда термин«С.» употребляют в несколько более узком смысле — как синоним термина «формула», т. е. выражение, составленное лишь из части букв данного алфавита, и притом, быть может, по специальным правилам образования С.

Впрочем, такое сужение смысла несущественно — его легко обойти, рассматривая, кроме«основного» алфавита (из букв которого строятся С.

), ещё некоторый объемлющий его алфавит, содержащий необходимые «вспомогательные» знаки, а также вводя с самого начала в определение понятия С. другие правила построения, кроме простого сочленения букв.

Слово — важнейшая структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств. В структурном отношении С. состоит из морфем (в т. ч. и из одной — «там», «вчера»), от которых отличается самостоятельностью и свободным воспроизведением в речи, и представляет собой строительный материал для предложения, в отличие от которого не выражает сообщения. Основной тип С. — простые знаменательные С.(«дом», «хлеб», «ходить», «большой») — характеризуется: структурной оформленностью (наличие собственного и единого ударения. пограничные звуковые сигналы. невозможность пауз внутри С. и их возможность между словами. непроницаемость, т. е. невозможность включения других С. в его состав, и др.). семантической идиоматичностью (произвольность связи звукового комплекса с определённым значением). автономной номинативной функцией (способность самостоятельно обозначать предметы или явления действительности, с которой связаны воспроизводимость С. в речи, их изолируемость и способность выступать в качестве минимума предложения).Объединяя в себе лексическое и грамматическое значения, С. принадлежит к определённой Части речи, выражает в своём составе все предопределяемые системой данного языка грамматические значения (например, прилагательные рус. языка выражают значения рода, числа, падежа) и в языках со Словоизменением представляет собой совокупность всех его грамматических форм(«хожу», «ходишь», «ходил» и т. д. образуют один глагол «ходить», см. также Словоформа). В С. закрепляются результаты познавательной деятельности людей, без С. невозможны не только выражение и передача понятий и представлений, но и самое их формирование. Значение С. выступает как обобщённое отражение обозначаемого им объекта. В речи С. может обозначать как весь класс данных объектов(«Собака — животное»), так и отдельного представителя этого класса («Это чья собака?»). В значении С. отражается диалектическое соотношение общего и единичного, устойчивого и подвижного. Устойчивость его значения обеспечивает взаимопонимание, подвижность (сдвиги в конкретном значении С.) позволяет использовать С. для наименования новых объектов действительности и является одним из факторов художественного словесного творчества (см. Поэзия и проза). С подвижностью связана тенденция к многозначности слова. Отношение говорящего к именуемому объекту образует эмоциональный аспект значения С., выражающий чувства, субъективное мнение говорящего (ср. «городок» и «городишко»).С. образуют в языке определённую систему, которая основывается на грамматических признаках С. (части речи), словообразовательных связях (гнёзда слов, см. также Словообразование) и семантических отношениях (см. Синонимы, Антонимы, Омонимы, а также Поле семантическое).Отмеченные выше признаки знаменательного С. свойственны не всем С. во всех языках.От простых знаменательных С. отличаются иные типы С.: по фонетическому признаку — безударные (например, служебные: «перед домом») и многоударные (например, сложные: «послевоенный»). по морфологическому — производные(«ходок») и сложные («луноход»), которые часто являются мотивированными (их значение предопределяется значением составных частей). по семантико — грамматическому — служебные С., лишённые фонетической самостоятельности и автономной номинативной функции. Различные структурные типы языковых единиц: морфема — служебные С. — простое знаменательное С. — производное или сложное С. — Словосочетание — связаны промежуточными случаями, часто переходят одно в другое.При определении С. возникают трудноразрешимые проблемы отдельности С. и его тождества, т. к. существуют разные типы С.. формальная и семантическая определённость С. в речи ослабляется: могут утрачиваться ударение и фонетическая выделимость (например, во французском языке). грамматическая форма С. может состоять из отделимых элементов, внешне приближаясь к словосочетанию (аналитические формы типа «буду читать», «читал бы»).некоторые формы знаменательных С. не могут самостоятельно образовать высказывания. Изменения значения С. в речи затрудняют его отождествление (определение того, относятся ли данные словоупотребления к одному С. или являются омонимами). Трудности определения единых критериев выделения для С. всех языков побуждают лингвистов пересматривать взгляды на С. как на структурно-семантическую единицу языка. При этом одни учёные определяют С. в чисто формальном плане как отрезок речевой цепи между паузами или текста между пробелами. Другие вообще отказываются от С. как лингвистические понятия, принимая в качестве единицы анализа минимальную значимую единицу языка (морфему или монему в терминологии А. Мартине) либо автономное синтаксическое образование(«синтаксическая молекула» Ш. Балла объединяющая ряд знаменательных и служебных С.). Однако попытки замены С. др. единицей языка оказываются безуспешными: научная ценность понятия С. состоит именно в том, что оно объединяет признаки, выделяемые в разных аспектах языкового анализа: звуковом, смысловом, грамматическом. С. выступает основным элементом языка и для его носителей, представляя собой психологическую реальность: хотя люди говорят фразами, они помнят и знают язык прежде всего через С., ибо С. служит средством закрепления в памяти и передачи в речи знаний и опыта людей.Лит.: Пешковский А. М., Понятие отдельного слова, в его кн.: Сборник статей, Л. — М., 1925. Виноградов В. В., Основные типы лексических значений слова, «Вопросы языкознания», 1953, № 5. Смирницкий А. И., Лексикология английского языка, М., 1956. Ахманова О. С., Очерки по общей и русской лексикологии, М., 1957. Кузнецов П. С., Введение к объективному определению границ слова в потоке речи, в кн.: Семантические и фонологические проблемы прикладной лингвистики, М., 1968. Будагов Р. А., История слов в истории общества, М., 1971. Шмелев Д. Н., Проблемы семантического анализа лексики, М., 1973. Уфимцева А. А., Типы словесных знаков, М., 1974. Weiпreich U., Lexicology,«Current trends in linguistics», Hague, 1963, v. 1. Rey A., Lexicologie. Lectures, P., 1970.

Читайте также:  "не законно" или "незаконно" как пишется, слитно или раздельно?

В. Г. Гак.

Слово — Слово («Слово»,)ежедневная русская буржуазная газета, издавалась в Петербурге с 1 (14) января 1903 по 5 (18) июля 1909 (с перерывом в июле — ноябре 1906). Ранее — еженедельная газета «Отголоски» (1896-1902). Орган правых земцев, с ноября 1905 — партии октябристов, с ноября 1906 — мирнообновленцев. Сотрудничали: И. Н. Ефремов, Н. Н. Львов, М. А. Стахович, князь Е. Н. Трубецкой, Д. Н. Шипов и др. Отражая взгляды крупной консервативной буржуазии и обуржуазившихся помещиков,«С.» одобряло политику царизма, хотя и критиковало его «крайности». выступало против революционного движения. Прекращение издания мотивировалось отсутствием общественной поддержки. СЛОВО - это... Что такое слово?СЛОВО - это... Что такое слово?

Источник: https://xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/slovo.html

Что такое слово? Рассказ детям

СЛОВО - это... Что такое слово?С раннего детства и до преклонных лет человек слышит слова. У каждого слова своя история.

Жизнь требует, чтобы мы употребляли слова правильно.

Слова в своём развитии могут подвергаться определённым изменениям. Происхождение различных слов изучается, а раздел науки о языке, занимающийся происхождением слов, называется «этимологией».

Роль слов переоценить трудно. Если мы хотим до кого-то донести свою мысль, выразить чувства, написать книгу – без слов это сделать невозможно. Слово ранит и ободряет, даёт надежду, поддерживает, утешает. «Доброе слово и кошке приятно», — учит нас русская пословица.

Слово обозначает определённый предмет, событие, явление жизни. Однако не все слова соотносятся с какими-либо понятиями, действиями. К таковым в русском языке относятся междометия, служебные части речи (предлоги, союзы, частицы).

Слово – это друг и помощник человека. К нему нужно относиться бережно. Не употребляйте в речи мусорные слова. Они не добавят нам позитива.

Что такое слово?
По-научному слово – это наименьшая единица речи, самостоятельная структурно-смысловая единица языка.

В самом общем смысле слово – это обозначение того, о чём мы можем подумать.

Слово – это совокупность звуков или отдельный звук. Слово состоит из слогов. Сколько в слове гласных звуков, столько в нем и слогов. Из слов составляются предложения.

В русском языке около полумиллиона слов. Появляются новые слова, а некоторые используются всё реже и реже.

Как возникает слово? Что такое словообразование?
Ни для кого не секрет, что слова составляются из определённых «кирпичиков». Есть такой раздел науки, который ставит своей целью изучить состав и способы образования слов. Он называется «словообразование».

Приведём пример: «лесной, пролесок, лесовик». Каждая из выделенных частей этих слов остается неизменной, какое бы новое слово мы не образовали.

Одна часть слова является как бы его основанием, на котором утверждается и все слово. Главная, основная часть слова называется «корнем». Перед корнем часто ставится «приставка». Часть слова после корня называется «суффикс».

В конце слова имеет место быть «окончание». Часть слова без окончания называется «основой».

Но не только с использованием этих «кирпичиков» образуются новые слова. Существуют и иные способы образования слов.

Великие мастера слова
Кого мы можем назвать «великими мастерами слова»? Наших классиков: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, А.П.Чехова и других. Они умели обращаться с русским словом. Они писали о том, о чём переживали, думали, размышляли, что чувствовали… И слово было их союзником.

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/chto_takoe_slovo_rasskaz/

Слово и его значения — урок. Русский язык, 5 класс

Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

К. Паустовский.

Любой язык состоит из множества слов. Изучать язык, не зная слов, нельзя.

Слово — это единица языка, которая называет понятия (душа), предметы (табурет), лица (девочка), действия (читать), состояния (скучно), признаки (светлый), оценки (хорошо).

Все слова русского языка образуют его словарный состав, или лексику.

Лексика — от греч. lexis «слово, выражение».

Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, называется лексикологией.

  • Слово — центральная значимая единица языка.
  • Внешняя оболочка слова — звуковая, а внутренняя оболочка — это смысл этого слова.
  • Из слов строятся словосочетания и предложения.
  • Каждое слово самостоятельной части речи имеет лексическое и грамматическое значения:
  • СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение.
Слово Лексическое значение Грамматическое значение
Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова Форма слова, которая определяется по его окончанию
Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер Часть суши, окружённая со всех сторон водой Имя существительное (2)-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе
Река ЗАРОСЛА камышом Покрыться какой-либо растительностью Глагол в прошедшем времени, женском роде, единственном числе

Лексическое значение слова объясняется (толкуется) в толковых словарях русского языка.

Словарь В. И. Даля:

КОЗА — домашнее животное, из разряда жвачных, причисляемое к мелкому домашнему скоту.

С. И. Ожегов:

КОЗА — рогатое жвачное животное с длинной прямой шерстью.

Сегодня мы чаще обращаемся к «Словарю русского языка»  Сергея Ивановича Ожегова.

Способы толкования лексического значения слова

 Способ 1. Изображение предмета (рисунок, фотография…).

РАДУГА — СЛОВО - это... Что такое слово?Способ 2. Перечисление признаков предмета (действия).

Пример:

РАДУГА, -и; ж.Разноцветная дугообразная полоса на небесном своде.

Способ 3. Подбор синонимов.

Пример:

БОЛТЛИВЫЙ — говорливый, многоречивый, многоглаголивый, неугомонный, разговорчивый, словообильный…

Способ 4. Включение в толкование однокоренных слов.

Пример:

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ — выражающий вопрос.

Однозначные и многозначные слова

Слова, у которых имеется только одно лексическое значение, называются однозначными.

Пример:

ТРОЛЛЕЙБУС, -а; м. Вид городского безрельсового транспорта, многоместная машина с электрической тягой.

Слова, имеющие несколько лексических значений, между которыми не потеряна смысловая связь, называются многозначными.

Пример:

ЛАПА, -ы; ж. 1. Ступня или вся нога у животных и птиц. 2. Ветвь хвойного дерева.

В толковом словаре можно узнать, является слово однозначным или многозначным. Разные значения многозначного слова помещаются в одной и той же статье толкового словаря и нумеруются подряд.

Пример:

КОТЕЛОК, -лка; м. 1. Уменьш. небольшой котёл. 2. Твёрдая мужская шляпа с округлой тульей и небольшими полями.

Правильно понять лексическое значение многозначного слова можно в его сочетании с другими словами или в предложении.

Пример:

слово УРОК — многозначное. Разные значения этого слова раскрываются в сочетаниях: УРОК русского языка; пора садиться за УРОКИ; это послужит тебе хорошим УРОКОМ.

Прямое и переносное значения слова

Прямое значение — это первоначальное, исходное значение слова.

Пример:

слово ЗВЕЗДА в своём прямом, первичном значении обозначает небесное тело, которое ночью видится как яркая, светящаяся точка: «В небе сияли ЗВЁЗДЫ».

Переносное значение — вторичное значение, возникшее на основе прямого.

Наименование может быть перенесено по сходству (метафора) или по смежности (метонимия).

Пример:

слово ЗВЕЗДА имеет переносное значение: яркий, выдающийся, известный человек — ЗВЕЗДА экрана.

В словарях переносное значение слово идёт с пометкой перен.Прямое значение слова часто можно определить без сочетания с другими словами, переносное значение раскрывается только в словосочетании и предложении.

Пример:

чистый воздух, чистая рубашка, чистый взгляд.

Слова — средства художественной выразительности

Эпитет — это образное использование прилагательного или наречия.

Пример:

«Мёртвый стелется кустарник,Травы тлятся, не горят,И сквозит на крае неба

Обожжённых елей ряд»

Ф. Тютчев.

«Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля»Ф. Тютчев.

Удачный эпитет усиливает выразительность речи, делает высказывание более точным, ярким, подчёркивает индивидуальный признак предмета, явления, действия.

Эпитеты, встречающиеся в произведениях устного народного творчества, называются постоянными.

Пример:

«Из того ли-то из города из Муромля, Из того села да с Карачирова,

Выезжал удаленькой дородний добрый молодец,

Он стоял заутрену во Муромли…

У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, Ай черным-черно, как чёрна ворона…»

Метафора — это перенос значения слова с одного предмета (признака, действия) на другой на основе их сходства. Метафору также называют скрытым сравнением.

Пример:

так, детство можно назвать утром или весной жизни, так как все эти три понятия ассоциируются по общему их признаку начало: жизни, суток, года.

Метафора украшает речь, делает её более красочной и яркой. 

Олицетворение — это изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пример:

«О чём ты воешь, ветер ночной,

О чём так сетуешь безумно?»

Ф. Тютчев.

Обрати внимание!

Каждое из этих художественных средств выразительности основано на переносном значении слова!

Пример:

очень часто в одном слове соединяются несколько художественных средств выразительности:

«Лиловый букет удивлённых фиалок

Похож на лиловый закат…»

Удивлённые (фиалки) — олицетворение (+) эпитет.

Источники:

Быстрова Е. А., Кибирева Л. В., Гостева Ю. Н. «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений». — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 280 с.

Гаврилина М., Пиель Е. «Русский язык. Теория». Экспериментальный учебник для 5–9 классов. 1997. — 393 с.

Источник: https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/leksika-kultura-rechi-13969/odnoznachnye-i-mnogoznachnye-slova-priamoe-i-perenosnoe-znachenie-slova-13397/re-691518ce-ea1d-4ff1-b5c9-ea4f9457e527

Значение слова «сло́во»

-а; мн. слова́, слов, -а́м и (устар.). словеса́, слове́с, -а́м; ср.

1. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия.

Повторить с. Запомнить с. Написать с. Употребить с. Перевести с. Подчеркнуть с. Искать подходящее с. Незнакомое с. Устаревшее с. Служебное с. Русское с. Латинское с. Родственные слова. Словарь иностранных слов. Значение слова. Порядок слов в предложении. Глотать слова (неразборчиво, невнятно говорить). Играть словами (каламбурить, острить; также: стараться скрыть истинную сущность дела). Игра слов (остроумная шутка, основанная на употреблении одного слова вместо другого; каламбур). Набор слов (бессмысленное сочетание слов). Плетение словес (ирон.; о многословном вычурном стиле). Он знает (такое) с. (шутл.; знать что‑л., с чем можно добиться успеха в чём‑л.).

2. только ед. Речь, язык.

Культура слова. Богатство родного слова. Живое с. (звучащая речь). Печатное с. (то, что напечатано, опубликовано). Художественное с. (художественная речь, а также о произведениях художественной литературы). Дар слова (способность говорить, способность говорить свободно, красноречиво).

3. Высказывание, выражение, фраза.

Цитировать чьи‑л. слова. Запомнить чьи‑л. слова. Услышать угрозу в чьих‑л. словах. Ссылаться на какие‑л. слова. Посмеяться над чьими‑л. словами. Заплакать от обидных слов. От тебя умного слова не услышишь. Гневные слова отца подействовали на сына. Понимаем друг друга без слов. Спасибо на добром слове (за хорошие, добрые слова). Крылатые слова (меткие, образные выражения, ставшие устойчивыми). Чёрное с. (брань). Золотые слова! (правильные, верные). Живое с. (содержащее свежие, интересные мысли). К слову пришлось (вспомнилось и упомянуто кстати, по поводу чего‑л. сказанного). Тратить слова понапрасну, зря, попусту (говорить зря, не достигая цели). Сказать пару тёплых слов (разг.; сказать что‑л. резкое; выбранить). Поминать добрым словом (вспоминая, хорошо отзываться о ком-, чём‑л.). Ловить на слове кого‑л. (заставлять кого‑л. сделать или обещать сделать то, о чём сказано, также: находить несоответствие в словах собеседника). Брать свои слова обратно (отказаться от своих слов, утверждений, признав их ошибочность). * Слово — серебро, молчание — золото (Посл.).

Читайте также:  "зависеть" или "зависить", как правильно пишется слово?

4. только ед. Мнение, решение, вывод.

Сказать своё веское с. Последнее с. должна сказать комиссия. Решающее с. остаётся за коллективом цеха. Всё зависит от слова командира.

5. только мн.: слова́, слов. Неодобр. Пустая болтовня, разговоры, не подкреплённые делом.

Перейти от слов к делу. Это всё — слова! Народ устал от пустых слов.

6. только ед. Обязательство сделать, выполнить что‑л.; обещание.

Дать с. Взять с. с кого‑л. Сдержать своё с. Связать себя словом. Честное с. (уверение, ручательство в истинности, правдивости чего‑л.). Быть хозяином, господином своего слова (выполнять данное обещание). Бросаться словами (говорить, обещать что‑л. безответственно).

7. только ед. Публичное выступление, речь, устное официальное заявление и т.п.

Взять, просить с. Предоставить с. Лишить слова. Вступительное с. Напутственное с. Докладчик выступил с ответным словом. Директор произнёс заключительное с. Последнее с. (выступление подсудимого перед вынесением приговора). Свобода слова (право граждан беспрепятственно выражать свои мысли, убеждения).

8. только ед. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ вообще.

«Слово о полку Игореве». «Слова и речи поучительные» Феофана Прокоповича.

9. только мн.: слова́, слов. Литературный текст (обычно к музыкальному произведению).

Слова песни. Слова молитвы. Романс Глинки на слова Жуковского. Актёр забыл слова.

10. только ед. Достижение в какой‑л. области.

Новое с. в искусстве. Последнее с. инженерной мысли.

Живого слова не услышишь

1. О полном одиночестве, отсутствии собеседников; об излишне казённой, сухой, официальной речи кого‑л.

2. Об отсутствии людей со свежей, деятельной мыслью.

Замолвить с

Разг. Походатайствовать, сказать в пользу кого-, чего‑л.

Право сло́во

В зн. вводн. словосоч. В самом деле, правда, честное слово.

Слов нет, одни буквы перед глазами

О резко отрицательном отношении к чему‑л.

Сло́во и дело (государево)

В России 16 — 18 вв.: условное выражение, употреблявшееся при публичном доносе о тайных замыслах против царя и государства, о государственной измене и т.п.

     < Сло́вом, в зн. вводн. сл. Употр. для краткого обобщения сказанного; короче говоря, в общем.

С., концерт замечательный. С., поездкой я доволен.

     < Одним сло́вом, в зн. вводн. словосоч. = Сло́вом.

Одним словом, дети заблудились.

     < Другими (иными) слова́ми, в зн. вводн. словосоч. Иначе говоря, выражаясь по-иному.

Он не сдал экзамен, другими словами, провалился с треском.

     < Своими слова́ми, в зн. нареч. Передавая общий смысл, не придерживаясь точных выражений прочитанного или услышанного.

Рассказать что‑л. своими словами.

     < Сло́во в сло́во, в зн. нареч. Совершенно точно, буквально.

Повторить что‑л. слово в слово.

     < Сло́во за́ слово, в зн. нареч. Постепенно, мало-помалу (о развитии разговора, беседы).

Слово за слово, он поведал нам о своём горе.

     < На слова́х, в зн. нареч.

1. Устно.

Остальное передай на словах.

2. Только в разговоре.

На словах ты герой.

     < По слова́м чьим. в зн. вводн. словосоч. Как говорит, пишет, учит, сообщает и т.п. кто‑л.

По словам экономистов, кризис неминуем.

     < Со слов чьих. в зн. нареч.

1. Основываясь на чьём‑л. устном сообщении.

Записано со слов свидетелей.

2. Запоминая сказанное, услышанное без книги.

Выучить что‑л. со слов.

     < Без дальних (лишних) слов, в зн. нареч. Не говоря, не рассуждая много, не теряя времени напрасно.

Согласились помочь без лишних слов.

     < В двух (нескольких) слова́х, в зн. нареч. Коротко, сжато.

Объясни в двух словах, в чём тут дело.

     < В одно сло́во, в зн. нареч. Одновременно, вместе.

Подумать, сказать что‑л. в одно слово.

     < К сло́ву (сказать), в зн. вводн. словосоч. Кстати, в связи со сказанным или в дополнение к нему.

К слову сказать, он был прекрасный переводчик.

     < На́ два сло́ва, в зн. нареч. Для короткого разговора.

Можно вас на два слова?

     < От сло́ва до сло́ва;

     < До сло́ва, в зн. нареч. Всё без изъятия, с начала до конца.

Рассказывай всё от слова до слова.

     < От сло́ва к сло́ву, в зн. нареч. По мере развития беседы, разговора.

От слова к слову собеседник разговорился.

     < С первого сло́ва, в зн. нареч. С самого начала разговора, беседы.

Всё стало ясно с первого слова.

     < С чужих слов, в зн. нареч. На основании чьих‑л. рассказов, а не собственных знаний, наблюдений.

Ты судишь об этом с чужих слов.

     < Слов нет, в зн. вводн. словосоч. Конечно, действительно, не приходится спорить.

Слов нет, ты прав.

     < Нет слов, как... в зн. нареч. Невозможно выразить словами как...

Нет слов, как я огорчён.

     < На́ слово, в зн. нареч. Без приведения доказательств, фактов.

Придётся поверить на слово.

     < На честном сло́ве, в зн. нареч. Шутл. Еле-еле, едва.

Пуговица держится на честном слове.

     < Слове́чко, -а; мн. род. -чек, дат. -чкам; ср. Ласк. (1, 3 зн.).

Вульгарное с. Любимое с. кого‑л.

(часто употребляемое кем‑л.).

Закинуть с.

(упомянуть о чём‑л., намекнуть на что‑л.).

Замолвить с.

(=замолвить слово).

     < Словцо́, -а́; мн. род. -ве́ц, дат. -вца́м; ср. Уменьш.-ласк. (1, 3 зн.).

Непонятное с. Наградить кого‑л. словцом

(сказать в чей‑л. адрес меткое, удачное слово, выражение).

Красное с.

(остроумное, меткое выражение).

Говорить для красного словца

(лишь затем, чтобы блеснуть красноречием).

     < Слове́сный (см.).

Источник: http://rus-gos.spbu.ru/index.php/words/show/15197

Ответы@Mail.Ru: Что такое слово?

Что такое слово Слово – это основная структурная единица языка. Главная функция слова – обозначение предметов, их свойств, отношений, явлений и т. д. В каждом языке слово несет свои грамматические, фонетические и семантические признаки. Слово – это древний литературный повествовательный жанр. Главный пример – «Слово о полку Игореве» .
http://chtotakoe.info/articles/slovo_768.html

слова, ср. 1. Старинное название буквы «с». 2. Буква, письменный знак (старин.). Из слов склад, из складов речь. Даль. Слово-ер (словоер) или слово-ерик (словоерик) или слово-ер-с (словоерс) — название звука «с», прибавлявшегося встарину к концу слов в знак почтения к собеседнику; см. -с (от названия буквы «с» — «слово» и буквы «ъ» — «ер», «ерик»).

Пьяный человек-с, — отвечал бурмистр, в первый раз употребляя «слово-ер». Тургенев. Начали обращаться со мной не то грубовато, не то с кондачка: и, говоря со мной, уже «слова-ерика» более не употребляли. Тургенев. Со второй половины жизни стал говорить словоерсами. Достоевский. Слово-ер-с приобретается в унижении. Достоевский.

Всё не говорил, целую жизнь не говорил словоерсами, вдруг упал и встал с словоерсами. Достоевский. , слова, мн. слова, слов и (устар., ритор.), словеса, словес, ср. 1. Единица речи, представляющая сою звуковое выражение отдельного предмета мысли. Произнести слово. Написать слово. Порядок слов в речи. Словарь иностранных слов. Русское слово. Французское слово.

Я мог бы пред ученым светом здесь описать его наряд; :но панталоны, фрак, жилет — всех этих слов на русском нет. Пушкин. Я никому не мог сказать священных слов «отец» и «мать». Лермонтов. Прошептал несколько невнятных слов. Тургенев. Слог за слогом впивать слова чужого языка. Брюсов. 2. только ед. То же, что речь в 1 и 2 знач. (книжн., устар.).

Слово — отличительный признак человека. теперь тебе не до стихов, о слово русское, родное! Тютчев. В свободном слове есть отрада. Некрасов. 3. ед. в том же знач, что мн. Разговор, речь, высказывание, словесное общение. Слово — серебро, молчание — золото; так гласит стародавняя мудрость. Салтыков-Щедрин. Слова нейдут из уст Онегина. Пушкин.

С милым другом перемолвить слово я хотела. Мей. Эй, люди добрые! притихните, послушайте, я слово вам скажу! Некрасов. Забросать кого-н. словами. Мое с впереди (скажу после). без слов понимать друг друга. Из этих слов видно, что: Какой вывод я должен сделать из ваших слов? || То же, с количественным указанием (прямым или подразумеваемым) в знач.

мало, много, ничего и т. е. (говорить, сказать и т. п.). Он не сказал ни (одного) слова. С Молчалиным ни слова (Софья не говорит). Грибоедов. Пожалуйста, об этом никому ни слова, Это между нами. Ни слова не понял. Ни слова не проронил весь вечер. Он него слова не добьешься. она не давала мне слова сказать.

Он слова умного (ни одного умного слова) не выговорил сроду. Грибоедов. Напишите несколько слов о себе. Изложить в немногих словах или в коротких словах (см. короткий). мне нужно сказать вам два слова (см. два во 2 знач.). Я слова-то сказать с ним не умею. А. Островский. При встрече с знакомыми отделывался двумя, тремя словами и: бежал прочь. Гончаров.

В другой раз: нахмурится, насупится, слова не выговорит. Достоевский. 4. мн. в том же знач., что ед. Разговор, болтовня как противоположность дела (неодобрит.). Слова: слова: красивые рассказы о подвигах: но где же их дела? Некрасов. Перейти от слова (или слов) к делу. Словами горю не поможешь. Это одни (только) слова. У него слово расходится с делом.

|| Название понятия, в отличие от самого понятия. спорить о словах. 5. только мн. Текст к вокальному произведению. Музыка Чайковского, слова А. К. Толстого. Романс на слова Пушкина. 6. только ед. речь на какую-н. тему (устар., церк.). сказать приветственное слово кому-н. «Слово похвальное о флоте российском» Феофана Прокоповича.

Славный проповедник произнес надгробное слово. Пушкин. || Повествование (старин.). Слово о полку Игореве. 7. только ед. Ораторское выступление, речь на собрании. Прошу слова! Дать, предоставить кому-н. слово. Взять слово для возражения. Лишить слова. Слово имеет товарищ Иванов. Вступительное слово. Заключительное слово докладчика. Последнее слово подсудимого. 8.

только ед. Мнение, приговор, решение. История еще не сказала своего последнего слова. Решающее слово принадлежит в этом деле не мне. Скажите свое веское слово. 9. только ед. обещание, уверение. Взять с кого-н.

Слово не воробей, вылетит не поймаешь….

ыфыфФЫыыфыфыфффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффф сука

Слово как заклинание! Слова- это вторая часть материализации мысли. И каждое слово является заклинанием, если смотреть на это с точки зрения тонкого плана. Помните историю о сотворении мира из Библии? «И сказал Бог- да будет свет. И стал свет». Именно сказал, а не сделал, и даже не подумал-нет упоминая о размышлениях, есть сразу действие.

Даже многие успешные люди всегда делают, а между деланием думают и анализируют, как они сделали и как улучшить своё делание. И это правильно – многие, кто думает и передумывает в итоге не решается ничего сделать. Не зря психологи говорят- не стоит затягивать время между мыслью и действием.

Процесс мышления ума притягивает с тонкого плана облака мыслей и начинает их все анализировать- а что если так, а что если вот так, — и в итоге человек передумал или опоздал с действием. И так всю жизнь, чтобы «Быть – Делать – Иметь», как говорит известный тренер Казани Лилия Б. из тренинг-центра «Созидание».

Читайте также:  "ветренный" или "ветреный", как пишется правильно?

Почему же всё-таки слова – это заклинание? Само по себе слово не является заклинанием, заклинанием оно становиться в момент произношения.

Звуки имеют свою частоту вибрации, тона, октавы, высоты, возможно, что-то ещё, я не музыкант и не физик, не могу сказать, какие еще они имеют характеристики? Но факт остаётся фактом- разные частоты и комбинации звуков влияют по-разному на живую и неживую материю.

Вообще, есть теория, что неживого ничего нет, всё в том или ином виде имеет свой разум, сознание или псевдосознание. В далёкие ещё советские года провели эксперимент по выявлению влияния музыки на растения, и при игре живых инструментов в живом листе протоплазма начинала двигаться в разы быстрее, а при остановке игры возвращалась к обычной скорости.

Банально, но факт — «При живом пении рабочих на плантациях, урожайность вырастала значительно». И это тоже было замечено в разных странах. Вот почему так важно следить не только за своими мыслями и эмоциями, но и за тем, что вы говорите.

Мастера эзотерики даже говорят, что на тонком плане шутки напрочь отсутствуют, и сказанное там в шутку, будет всеми воспринято буквально. В видео, приложенном к статье, есть ролик с экспериментом влияния живой музыки на движение жидкости в растении, добавлю еще, что запись тоже влияет, любые звуковые вибрации и волны дают своё влияние.

Также приложу видеоролик, показывающий наглядно, как разные звуковые частоты формируют узоры в пространстве. А теперь представьте, какое воздействие оказывают на ваше тело, организм и вообще на эмоциональное и психическое состояние звуки вокруг вас, включая то, что вам говорят. А не секрет, что вода запоминает и выстраивает свои молекулы таким образом, чтоб соответствовать частоте звука и далеко не всегда положительно! P.S. «Берегите себя и детей от негативных звуковых волн- в наше время это так же важно, как и чистить зубы регулярно». Желаю всём гармоничного здоровья и до новых встреч дорогой читатель… Статья с видеоматериалом тут: https://vk.com/rostokkzn?w=wall-130470596_39/all

основная структурно — семантическая единица языка, служащая для именования денотатов, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка.

Слово как образ и разновидность энергии может давать, забирать энергию, перемещаться с одного объекта в другой под действием воли и сознания человека.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/22529587

СЛОВО

слог или совокупность слогов, которые означают понятие, представление или какой-либо предмет. Объяснением значения слов занимается семантика, значения близких по смыслу слов (см. Синоним) — синонимика, происхождения слов — этимология (от греч. etymon — корневое слово и logos — наука).

Виды слов соответствуют действительности, воспринимаемой нашими чувствами: имена существительные — предметам; имена прилагательные — конкретному бытию, качеству предметов; предлоги и союзы — связям и отношениям, существующим между предметами; глаголы — процессам, происходящим между предметами. Предложение содержит высказывания, вопросы и т. д.

о наблюдаемом или переживаемом мире. См. также Логос.

Источник: Философский энциклопедический словарь

знак; для нас слово — это пароль (ключ), позволяющий из области сознания войти в область подсознания (подпрограмму), связанную с некоторым объемом понятия. Слово является также командой, запускающей ту или иную программу действия человека. В общем случае понятие слово позволяет рассматривать человека в виде биологического робота.

Библейская фраза «вначале было слово» интересна, так как по теории информационных систем вначале жизни была информация, а слово как знак, с помощью которого информационные системы действуют друг на друга, является элементом, близкостоящим к понятию информация.

В связи с тем, что слово вводит интеллект и внимание в область понятий, одной из актуальнейших задач современных средств массовой информации является искажение смысла и исключение слов из обихода.

Естественной задачей системы образования является возвращение смысла слов, т.е. задача системы образования противостоять СМИ.

  • Ассоциативный блок.
  • Вообще-то, любое слово — категория.
  • Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Вначале было Слово…» — так начинается повествование о сотворении мира и всего живого.

В этом изречении заложено философское значение самого факта жизни: сотворение есть результат деятельности Творца, а не стихий, каждая Тварь создается совершенной, приспособленной изначально к суровым условиям существования, но при этом не оспаривается и принцип борьбы, в которой побеждает сильнейший, уничтожающий более слабого.

Благодаря слову мировая цивилизация сохраняет многовековые знания и опыт, традиции и навыки, передавая их от одного поколения к другому, выступая при этом символом преемственности, смычкой, передаточным звеном. Слово обладает еще и удивительной способностью заключить в очень малую форму достаточно объемную информацию.

У многих народов слово — часть мистического и космического порядка — ассоциируется с элементами воздуха, без которого жизнь человечества была бы просто невозможной. Мистические слова — абракадабра и др. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

одна из осн. единиц языка (речевой деятельности). Понятие С. используется в различных науках, изучающих язык и речевую деятельность, – в философии, психологии, физиологии, логике, лингвистике и др., причем выступает чаще всего как априорное, неопределяемое понятие, служащее исходным пунктом для дальнейших построений. При выделении С.

исследователь опирается в этом случае на свою собств. языковую интуицию («чувство языка»). С. может быть рассмотрено в плане обеих важнейших функций речи – функции общения и функции обобщения. С первой т. зр. С. является мельчайшим значимым сегментом потока речи. Со второй т. зр. С. есть форма закрепления полученных в процессе обществ.

практики знаний о том или ином классе предметов и явлений действительности; в этом плане оно выступает как заместитель данного класса предметов и явлений в различных видах речемыслит. деятельности, т.е. как частный случай знака. Звуковая сторона С. может выступать в речевой деятельности на разных уровнях: как отрезок потока речи, ограниченный паузами; как единица «фонологич.

контроля» в процессе внутр. имитации слышимой речи при ее распознавании; как «квант» осознания речи ее носителем («психологич. единица» в амер. психолингвистике) и т.д. Семантич. сторона (значение) С. интерпретируется различными исследователями по-разному. Наиболее распространена концепция, согласно к-рой значение С. складывается из трех компонентов (по Ч.

Моррису, трех «значений»): прагматического, семантического и синтаксического. П р а г м а т и ч. компонент соответствует отношению С. к ситуации его употребления и является предметом физиологич. трактовки С. как сигнала сигналов. Семантич. компонент соответствует отношению С. к денотату (обозначаемому предмету), т.е. предметному содержанию и предметной отнесенности С. С этой т.

зр. С. рассматривается прежде всего как языковый коррелят понятия. Если в С. значение неразрывно с динамикой употребления С. и реализуется всегда в конкретной ситуации общения и в конкретном речевом контексте, то в понятии семантич. сторона языкового знака берется как застывший продукт социально-историч. практики, безотносительно к языковым формам закрепления этой практики.

С и н т а к с и ч. компонент значения С. соответствует его отношению к другим С. в потоке речи. Наряду со значением иногда выделяется смысл С. – т? в его семантич. стороне, что не является объективным и константным у всех носителей языка, а обусловлено мотивом деятельности конкретного носителя или группы носителей языка. Как самостоят. аспект смысловой стороны С.

часто выдвигается его эмоционально-аффективная окрашенность. С. как лингвистич. понятие не имеет общепринятого и исчерпывающего различные его аспекты определения, не говоря уже о том, что нет таких определений С., к-рые были бы одинаково приложимы к языкам различных типов. С фонетич. т. зр. С. чаще всего определяется как группа звуков, объединяемая одним ударением.

Однако существуют заведомо единые С., характеризующиеся неск. ударениями (напр., перекати-поле), с др. стороны, единым ударением нередко объединяются отрезки речевого потока, большие, чем С. С морфологич. т. зр. С. обычно определяется как «цельнооформленная» единица, т.е. такая, к-рая выступает в парадигме грамматич.

словоизменения как единое целое: ’железнодорожный‘, ’железнодорожного‘, ’железнодорожному‘ в отличие от ’железная дорога‘, ’железной дороги‘, ’железной дороге‘. Однако такой критерий неприменим к языкам, имеющим по своему грамматич. строю менее четкое морфологич. оформление, чем индоевроп. языки флективного типа (напр., к языкам, в к-рых прилагательное неизменяемо).

С синтаксич. т. зр. С. определяется либо как потенциальный минимум предложения, либо как минимальный поддающийся субституции в предложении значимый отрезок потока речи. Однако оба эти критерия применимы не ко всем типам С. и совсем непригодны для выделения С. в языках нефлективного типа. С семантич. т. зр. различные определения С.

сводятся к пониманию его как минимального отрезка потока речи, соотносимого с фрагментом действительности. Однако все эти определения нестроги и не могут служить формальным критерием при выделении С. Поэтому в лингвистич. описаниях нередко встает вопрос вообще о правомерности выделения С. как языковой единицы. Возникают даже теоретич. концепции, избегающие понятия С.

(дескриптивная лингвистика). В последние годы в лингвистике получает все большее распространение концепция, согласно к-рой С. в языке (в отличие от речи или речевой деятельности) принципиально не может быть определено исчерпывающим образом как целостная единица. На место понятия «С. вообще» ставятся взаимно дополняющие друг друга понятия фонетич., фонологич.

, акцентуационного, морфологич. (формально-грамматич.) С., С.= лексемы и пр. Каждая из этих единиц относится к определ. уровню системы языка. Единство всех этих единиц, соответствующих С., обеспечивается единством их речевой реализации. Такой подход позволяет дать строгую интерпретацию как пограничным случаям, так и эквивалентам С. в языках различных типов. Совокупность всех С.

данного языка образует его словарный состав («тезаурус»). Он может быть расчленен по разным признакам. Предполагается, что значения всех С. языка образуют семантич. систему. Однако наличие стойких семантич. связей между С. в психике говорящих доказано лишь для узких тематич. групп С. («семантич. полей»). Кроме того, С.

могут классифицироваться, исходя из единообразия их грамматич. оформления, по функцион. классам или частям речи. В письм. речи под С. понимается часть текста между двумя пробелами («графич. С.»). Лит.: Виноградов В. В., Осн. типы лексич. значений С., «Вопр. языкознания», 1953, No 5; Лурия А. Р., Роль С. в формировании временных связей у человека, «Вопр.

психологии», 1955, No 1; Выготский Л. С., Мышление и речь, в его кн.: Избр. психологич. исследования. М., 1956; Амосова ?. ?., С. и контекст, «Уч. зап. ЛГУ. Сер. филол. паук», 1958, вып. 42, No 243; Апресян Ю. Д., Совр. методы изучения значений и нек-рые проблемы структурной лингвистики, в сб.: Проблемы структурной лингвистики, M., 1963; Шафф ?., Введение в семантику, пер.

с польск., М., 1963; Шмелев Д. Н., Очерки по семасиологии рус. языка, М., 1964; Кацнельсон С. Д., Содержание С., значение и обозначение, М.–Л., 1965; Леонтьев ?. ?., С. в речевой деятельности, М., 1965; Уфимцева ?. ?., С. в лексико-семантич. системе языка, М., 1968; Lаziсzius J., La d?finition du mot, «Cahiers F. de Saussure», Gen?ve, 1945, [No] 5; Morris Сh.

, Signs, language and behavior, N. Y., 1946; Brown R., Words and things, Glencoe (Ill.), [1958]; Togeby K., Qu´est-ce qu´un mot?, в кн.: Recherches structurales, Copenhague, 1949; Slama-Gazacu T., Language et contexte, ‘s-Gra-venhage, 1961; Ullmann St., Semantics, Oxf., 1962; Bolinger D. L., The uniqueness of the word, «Lingua», 1963, v. 12, No 2. А. А. Леонтьев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Источник: https://terme.ru/termin/slovo.html

Ссылка на основную публикацию