Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы

Дополнение может относиться к глаголам, существительным, прилагательным, наречиям, например: Они верили (во что?) в эти каракули (в эти каракули — дополнение). Дополнение, обозначающее предмет, на который непосредственно направлено действие называется прямым.

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы

Он увидел (кого?) меня и замер (меня — дополнение). По значению обстоятельства традиционно подразделяются на обстоятельства места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа и степени действия. Сказуемое – это главный член двусоставного предложения, обозначающий признак (действие, состояние, свойство), отнесенный к носителю, который выражен подлежащим. Согласованные определения.

Не согласуются с определяемым членом в форме. Выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом: Шумели листья берёзы. Мы пели и плясали. В предложении выделяются обычно скобками или тире: В жаркое летнее утро (это было в начале июля) мы отправились за ягодами.

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы

Обычно мы говорим: обстоятельство со значением дополнения. Если же вопрос задаётся от существительного (кроме отглагольных), словоформа не может быть обстоятельством, зато можно перепутать определение и дополнение.

Прямые и косвенные дополнения

В деревне — только определение. Дополнением быть не может, это не объект действия и не поясняет другой предмет.

Название для этой деревни подобрали красивое, то «Для деревни» будет одновременно определять слово «название» и быть объектом действия. Значит, дополнение со значением определения.

Дополнение — это объект, на который распространяется действие, оно «ДОПОЛНЯЕТ», распространяет действие (признак) и обычно выражается падежной формой.

Также: Дорога поднималась в гору (направление, обстоятельство). Также интересно сравнить: книга этого автора (чья, определение) и автор этой книги (чего, дополнение).

Дополнение в синтаксисе российского языка — второй член предложения, воплощенный существительным либо местоимённым существительным. Куда? Откуда?и т.

п)подчеркивается пунктир-точка дефиниция в синтаксисе российского языка — второй член предложения, обозначающий симптом предмета.

Дополнение и обстоятельство

Подлежащее — это предмет (лицо, существо, явление, о котором говорится в предложении, то есть подлежащее — главное действующее лицо предложения.) Подлежащее обычно подчеркивается одной линией.

Определение обозначает признак предмета, то есть вопрос определению делаем от существительного. Для сравнения — дополнение чаще всего получает вопрос от глагола, а определение от существительного.

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы

Если это слово — существительное, то перед нами определение. От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой.

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении.

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо: а) выделить грамматические основы; б) установить, какие слова связаны с этими основами.

Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки. Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю; ожидали (как?) молча.

Пока является временным союзом в придаточном предложении.

Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным.

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы

Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки. Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки.

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы

Сказуемое вопросы Что делать? Подлежащее вопросы Кто? Что? части речи сущ. в И.п. мест. в И.п. числит. И.п. н. ф. г. (инфинитив) неделимое словосоч. Иногда дополнение обозначает субъект действия или состояния.

Дополнения, выражающие объект действия, употребля­ются при глаголах, а также при образованных от них существительных: доставить грузы — доставка грузов; ра­ботать над статьёй — работа над статьёй. Прямое дополнение может быть также выражено существительным в родительном падеже без предлога.

Как отличить дополнение от определения?

В отличие от приложения несогласованное определение, выраженное существительным, всегда выражает признак предмета путём указания на его соотношение с другим предметом.

Они отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они отвечают на вопрос при каком условии? В силу своей книжности обстоятельства условия малоупотребительны.

Они отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и обозначают явления, препятствующие или не соответствующие действиям или состояниям, о которых сообщается в грамматической основе предложения.

Глава 25. Синтаксис. Второстепенные члены предложения

В предложениях же с обстоятельствами уступки говорится о явлениях, которые наблюдаются вопреки обстоятельствам: Вопреки предсказанию моего спутника, погода про­яснилась и обещала нам тихое утро… 2) существительным в косвенном падеже: По праздникам спали часов до десяти…

Следовательно, это обстоятельство. В этом случае от глагола-сказуемого к дополнению можно поставить два вопроса: вопрос косвенного падежа и вопрос инфинитива. Если вопрос задается от глагола, то это дополнение.

ПРАВИЛО Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие, или указывает способ, меру, степень проявления действия или признака.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, выражающий характеристику действия, состояния, свойства и отвечающий на вопросы как? каким образом?

Источник: http://kakbypridaser.ru/dopolnenie-i-obstoyatelstvo-vidy-yeti/

Второстепенные члены предложения

Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они распространяют главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.

  • Например:
  • Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы
  • Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.
  • Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.

Определение

Определение – второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:

Определение может быть выражено разными частями речи: существительным, прилагательным
или местоимением. Подчеркивается волнистой линией.

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы

Дополнение

Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:

  • кого? чего?
  • кому? чему?
  • кого? что?
  • кем? чем?
  • о ком? о чем?

Дополнение может быть выражено существительным или местоимением. Подчеркивается пунктиром.

  1. Примечание:
  2. Имя существительное, в именительном падеже, в предложениях является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.
  3. Котята перевернули миску.
  4. В этом случае существительное миска – в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.
  5. Пример дополнения:
  6. Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы

Обстоятельство

  • Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:
  • По образу действия:
  • По месту:
  • По времени:
  • когда?
  • как долго?
  • с каких пор?
  • до каких пор?

По причине:

По цели:

Обстоятельство может быть выражено наречием, существительным или местоимением. Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).

Пример:

 Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы

Разбор простого предложения

  1. Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.
  2. Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.

  3. Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.

  4. Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.

Пример:

Вечером шёл пушистый снег.

Снег – подлежащее, отвечает на вопрос «что?» выражено именем существительным в именительном падеже.

Снег (что делал?) – шёл – сказуемое, выражено глаголом.

Определяем группу подлежащего:

Снег (какой?) – пушистый – определение, выражено прилагательным.

Определяем группу сказуемого:

Снег шёл (когда?) – вечером – обстоятельство, выражено наречием.

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы

Спасибо, что Вы с нами.

Источник: http://beginnerschool.ru/gen_rules/gen_russ/vtorostepennyie-chlenyi-predlozheniya

Роль определения, обстоятельства и дополнения в русском языке

Второстепенные члены в предложении нужны для пояснения главных. Их присутствие автоматически указывает на распространенность. По грамматическим значениям данный вид членов предложения разделяют на следующие группы: определение, дополнение и обстоятельство.

Второстепенные члены предложения

К второстепенным членам предложения относятся определение, дополнение, обстоятельство. Они могут зависеть не только друг от друга, но и от сказуемого и подлежащего.

Справка! Подлежащее и сказуемое выражают смысл предложения; второстепенные члены дополняют уже имеющуюся информацию. Синтаксическая единица без определений или обстоятельств существовать может, а без главного члена — нет.

Кошка спит на батарее.

Определить член предложения возможно по вопросам. У подлежащего это вопрос «кто?» или «что?» у сказуемого — «что делает?». Определение, дополнение и обстоятельство имеют свои вопросы, которые необходимо хорошо знать, чтобы уметь верно находить их в тексте.

Таблица главных (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения с вопросами.

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы

Что такое определение

Определение — это второстепенный член предложения, описывающий признак или качество предмета. К нему возможно задать следующие вопросы: какой, который, чей.

На письме он подчеркивается волнистой линией. Данный член предложения может быть согласованным и несогласованным.

 Первая группа «живет в согласии» с главным словом в числе и в падеже: если один показатель изменился — меняется и второй.

Плюшевая собачка — о плюшевой собачке; Первый отряд — первым отрядом.

Несогласованное определение не совпадает в числе и падеже; словосочетания в этом случае образуются по типу примыкания или управления. При изменении формы главного слова зависимое продолжает оставаться в первоначальном виде. Женщина в юбке — о женщине в юбке; девочка с персиками — девочкой с персиками. Зависимое слово в несогласованном определении также может быть выражено:

  • инфинитивом: желание побеждать,
  • наречием: бег трусцой,
  • притяжательным местоимением: ее кошка.
Читайте также:  Слова без корня в русском языке (50 примеров)

Определение выражается приложением, которое чаще всего будет являться именем существительным. Данная форма поясняет информацию о предмете или лице, дает подробную характеристику чему-либо. Хозяин, радушный человек, пустил их переночевать.

Чтобы определить согласованное перед вами определение или нет, необходимо предпринять следующие шаги:

  • задать вопрос от главного слова к зависимому. Мама надела красное платье. Платье (какое?) красное;
  • установить, что обозначает и какой член предложения будет пояснять (обозначает признак предмета и поясняет дополнение);
  • определить, какой частью речи является: красное (прилагательное);
  • установить вид подчинительной связи: согласование;
  • определить — словосочетание согласованное или нет: согласованное.

Данный член предложения может выражаться:

  • именем прилагательным :красная ручка, 
  • порядковым числительным: пятая кнопка,
  • причастием :танцующее пламя,
  • наречием:рубаха нараспашку ,
  • инфинитивом: желание жить.

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы

Функции дополнения

Дополнение обозначает предмет, на который направлено конкретное действие; деятельность предмета, его характеристика.

Выражается такими же частями речи, что и подлежащее: чаще всего это имя существительное или местоимение-существительное.  На письме такой второстепенный член подчеркивается пунктирной линией.

Отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?

Он рисует картины и мечтает о славе. Рисует (что?) картины; мечтает (о чем?) о славе. Может выражаться любой частью речи, которая возьмет на себя функцию имени существительного.

В предложениях выражено:

  • числительным: раздели восемь на два,
  • фразеологической единицей: тебе рекомендовали не считать ворон,
  • инфинитивом: мы решили собраться.

Все дополнения можно поделить на прямые и косвенные. Прямое — находится в винительном падеже и не имеет предлога (выбирать альбом), либо в родительном падеже при отрицательном глаголе (не смотреть на недостатки).  Во всех остальных ситуациях дополнение является косвенным (говорить о любви, уважение к брату).

Если вам необходимо отыскать дополнение в предложение, проделайте следующие шаги:

  • Малыши остались без сладкого
  • Обозначьте главные члены. Подлежащее и сказуемое: малыши остались.
  • Среди второстепенных — выберите существительное. Второстепенный член «без сладкого» выражен именем существительным.
  • С помощью вопроса обозначьте их связь с главным. Остались (без чего?) без сладкого.
  • Определите падеж, если он косвенный, то это дополнение. К косвенным падежам относятся все, кроме именительного. Существительное малыши стоит в родительном падеже. Является дополнением.

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы

Обстоятельство и его виды

Обстоятельство вносит пояснение и обозначает условие, при которых совершение действия будет возможным. Отвечает он на следующие вопросы: где, когда, куда, откуда, почему, зачем, вопреки чему, при каком условии. При выполнении синтаксического разбора предложения обстоятельство обозначают пунктирной линией с точками.

Способы выражения обстоятельств:

  • наречие: вышивала Лиза красиво;
  • имена существительные в форме косвенного падежа с предлогом:в пятницу мы не спали до самого утра;
  • деепричастие: потянувшись, дочка встала с кровати;
  • инфинитив: я хотела узнать, как ты живешь.

В зависимости от значения все обстоятельства делятся на различные смысловые группы:

  • Место — пошел (куда?) в школу.  Обстоятельство обозначает путь, направление или место действия.
  • Причины — отменили (почему?) из-за карантина.  Выражает повод, мотив или причину для того, чтобы конкретное действие совершилось.
  • Время — приедет (когда?) завтра.  Второстепенный член обозначает временной промежуток.
  • Уступки — несмотря на недомогание.  Обозначает условие, вопреки которому действие все равно будет осуществлено.
  • Мера и степень — красивый (в какой степени?) очень.  Обстоятельство выражает степень проявления конкретного признака.
  • Сравнение — белый, как снег.
  • Цель — учиться (с какой целью?) для получения аттестата.  Конкретизирует цель совершенного действия.
  • Образ действия — идти (как?) бесшумно.  Дает характеристику действию или рассказывает о способе, с помощью которого оно было совершено.
  • Условие — при необходимости (при каком условии?) можно созвониться.  Указывает на условие совершения конкретного действия.

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы

Второстепенные члены служат для пояснения или определения значимых слов. С их помощью в тексте появляются дополнительные оттенки значения и авторская оценка. Нередко второстепенные члены выступают таковыми только с синтаксической стороны, а по содержанию их роль бывает даже важней, чем та информация, которую несут в себе подлежащее и сказуемое.

Источник: http://sklonenie-slova.ru/rus/opredelenie-dopolnenie-obstoyatelstvo

Особенности подчеркивания членов предложения в русском языке, чем бывает выражено подлежащее

На протяжении с 1 по 11 класс изучается русский язык, затем его продолжают учить в разнообразных высших учебных заведениях, что показывает важность знания языка в нашей стране.

Для того чтобы уметь логически и правильно строить предложения, легче формулировать свои мысли, необходимо знание русского языка, ведь он нужен не только при написании рефератов, диплома или сдачи Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), но и на протяжении всей жизни.

С подчеркиванием членов предложения дело обстоит достаточно легко, но нужно запомнить несколько правил.

Инструкция

Для начала нужно изучить ряд членов предложения.

  1. Подлежащее и сказуемое являются главными членами. Дополнение, обстоятельство, определение — второстепенными.
  2. Подлежащее чаще всего является существительным, отвечает на вопросы — «кто?» и «что?». Форма подчеркивания — одна прямая линия.
  3. Сказуемое часто является глаголом и отвечает на вопрос «что делает?». Как оно подчеркивается, тоже нужно запомнить — двумя прямыми линиями.
  4. Дополнение отвечает на вопросы «с кем?», «с чем?», «кем?», «чем?», «кому?», «чему?», «кого?», «чего?» и т.д. Форма подчеркивания — пунктир.
  5. Определение — на вопросы «чей?», «какой?». Важно знать, как оно подчеркивается — волнистой линией.
  6. Обстоятельство отвечает на вопросы «чей?», «откуда?», «куда?», «где?», «когда?». Форма подчеркивания — точка с пунктиром.

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы

Части речи, являющиеся подлежащим

Подлежащее — это один из главных членов и обозначает событие, лицо, предмет, явление. Выражаться оно может разными способами:

  1. Наиболее часто используемый способ выражения — употребление именительного падежа нарицательного или собственного имени существительного.
  2. В предложении может быть и местоимением: отрицательным, неопределенным, вопросительным.
  3. При помощи относительного местоимения-подлежащего в сложноподчиненном предложении придаточная часть может присоединиться к главной. Быть подлежащим только в случае употребления в значении имени существительного могут местоимения из другого разряда: указательное, определительное.
  4. Бывает словами других самостоятельных частей речи, которые могут приобретать значение имени существительного: порядковое, собирательное или количественное числительное, прилагательное, причастие.
  5. Междометия в такой роли тоже встречаются.
  6. При инфинитиве, часто использующемся как подлежащее, не бывает определений, потому что он сохраняет в себе значение глагола. Чаще всего оно предшествует сказуемому.
  7. Такую функцию зачастую выполняют неделимые словосочетания. Существительное, указывающее на количество или количественное числительное, в роли главного слова, и существительное в родительном падеже в роли зависимого наиболее часты среди таких сочетаний. Словосочетания со значением единства, совокупности также часто употребляются в предложениях.
  8. В роли главного члена могут быть неделимые сочетания именования событий, организаций, географические названия. Также это устойчивые сочетания, представляющие терминологические понятия, крылатые выражения.

Видео

  • Эта видеоподборка поможет вам научиться выделять главные и второстепенные члены предложения.

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы Пройдите легкую процедуру регистрации, чтобы получить свой личный кабинет Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы Все новые публикации отображаются на главной странице Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы Получайте постоянный доход Мы платим не за объем, а за то, насколько ваши тексты интересны читателям

Работает система исправления ошибок. Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Начните зарабатывать вместе с нами Регистрация на сайте

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • О проекте
  • Заработать

Источник: https://LivePosts.ru/articles/education-articles/russkiy-yazyik/kak-podcherkivayutsya-chleny-predlozheniya-i-chem-vyrazhaetsya-podlezhashhee

Как подчеркиваются части речи?

В школе часто дают задание выполнить морфологический или синтаксический разбор. И хотя и морфология, и синтаксис входят в раздел «грамматика», все же это не одно и то же.

Давайте разберемся в этом вопросе и выясним, почему невозможно однозначно ответить на вопрос «Как подчеркиваются части речи в русском языке?»
Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство и их вопросы

Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.

Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.

Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)

Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.

Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.

Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.

Например, было предложение «Как красив лес ранней осенью!» и на интересует слово «ранней». Мы пишем: «осенью какой? ранней» и подчеркиваем «ранней» волнистой линией.

Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.

  • В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:
  • Подлежащее – одной чертой
  • Сказуемое – двумя чертами
  • Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)
  • Определение – волнистой линией
  • Обстоятельство – точка-тире
  • В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.
  • Приложение – это вид определения, поэтому он тоже подчеркивается волнистой линией.

Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно фатально ошибиться.

Читайте также:  "ведическая" или "ведийская", как правильно?

Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).

Рассмотрим пример с существительным.

Существительное в именительном падеже может быть только главным членом предложения.

Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)

Читать – ее страсть. (подлежащее – читать; о нем сообщается, что это страсть. Читать – что такое? Страсть. Это сказуемое)

В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.

Исключение – приложение, которое чаще всего стоит в том же падеже, что и определяемое существительное, то есть, если относится к подлежащему, то стоит тоже в именительном падеже.
Река Нева протекает по Ленинградской области. Нева – приложение (река какая? Нева)

Я прочитал статью. (прочитал что? статью; это дополнение)

У меня есть юбка в клетку. (юбка какая? в клетку; это определение)

Мы уехали из города. (уехали откуда? из города; это обстоятельство)

Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.

Член предложения Как подчеркивается Вопросы Части речи
подлежащее Одной чертой Кто? Что? о чем говорится в предложении? Существительное, местоимение, числительное, инфинитив глагола, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)
сказуемое Двумя чертами Что делает? что это? Каков? что сообщается о подлежащем? Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)
дополнение Пунктиром Вопросы косвенных падежей Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание
определение Волнистой линией Какой? чей? который по счету? Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное
обстоятельство Точка-тире Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени? Наречие, деепричастие, существительной, местоимение, инфинитив

Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 162.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/kak-podcherkivayutsya-chasti-rechi.html

Главные и второстепенные члены предложения. Как их подчеркнуть?

Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает предмет или лицо. Сказуемое описывает действие, состояние или качество.

Второстепенные члены предложения в русском языке — это дополнение, определение и обстоятельство. Эти три члена предложения относятся к второстепенным, они зависят от подлежащего, сказуемого или от других второстепенных членов.

Если в предложении нет второстепенных членов, а есть лишь грамматическая основа (подлежащее и/или сказуемое), то это нераспространенное предложение. Если есть хотя бы один второстепенный член, то это уже распространенное предложение.

Что такое подлежащее

Подлежащее — это главный член предложения, оно указывает на основной предмет, о котором идет речь. Отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что?

Подлежащее может быть простым и составным.

Подлежащее может быть выражено существительным, местоимением, прилагательным, числительным, неопределенной формой глагола, любой частью речи в значении существительного или словосочетанием.

  • Жил был пёс.
  • Ты удивлен.
  • Три подруги гуляли в парке.
  • Служить — мое призвание.
  • К нам подошли четверо.
  • Тощий улыбался.

Подробнее читайте в статье: Подлежащее в русском языке. Подлежащее как член предложения

Что такое сказуемое

Сказуемое — это главный член предложения, описывающий действие или состояние предмета. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что сделал? что будет делать? что с ним происходит? каков он? что о нем говорится?

Подробнее читайте в статье: Сказуемое в предложении. Типы сказуемых в русском языке. Примеры

Сказуемое бывает трех видов:

  1. Я поеду домой.
  2. Девушка пела в церковном хоре.
  3. Скорее бы наступило лето.
  • Составное глагольное сказуемое состоит из глагольной связки и инфинитива:
  • Преподаватель прекратил говорить.
  • Я хотел вам позвонить.
  • Мы думали заглянуть в гости.
  1. Их было трое.
  2. Жена вернулась усталой.
  3. Иван стал директором.

Связка может быть нулевой, но даже в таком случае перед нами все равно составное именное сказуемое:

Ты молодец.

Кошка — животное.

В некоторых случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Как подчеркиваются подлежащее и сказуемое

При разборе предложения подлежащее подчеркивают одной чертой, сказуемое — двумя чертами.

Нарушение связи подлежащего и сказуемого. Примеры

Что такое определение

Определение — это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, его качество или свойство. Определение отвечает на вопросы какой? чей? который?

Определение может быть выражено прилагательным, местоимением, существительным, числительным, причастием, неопределенной формой глагола, наречием.

  • высокий человек
  • дальняя дорога
  • костюм в полоску
  • четвертый год
  • мамина шуба

Подробнее читайте в статье: Определение в русском языке. Примеры

По характеру связи с определяемым словом определения делятся на согласованные и несогласованные. Обособленное определение выделяется запятыми.

Что такое обстоятельство

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, его качество или условие. Отвечает на вопросы как? когда? где? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии? вопреки чему?

Подробнее читайте в статье: Обстоятельство в русском языке. Виды обстоятельств и примеры предложений

Обстоятельства часто бывают выражены наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами, словосочетаниями.

  1. Автомобиль мчался очень быстро.
  2. Она ждала две недели.
  3. В метро я ехал стоя.
  4. Туристы прибыли из-за границы.
  5. Матрос шел вразвалку.

Чаще всего обстоятельство относится к сказуемому, поясняет его, но может быть связано и с другими второстепенными членами предложения.

Обособленное обстоятельство выделяется запятыми.

Что такое дополнение

Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий объект. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением, иногда — другими частями речи в значении существительного, инфинитивом, словосочетанием.

  • Сажаю картошку.
  • Слушаю музыку.
  • Пишу вам.
  • Рисуем акварелью.
  • Кабинет начальника.

Дополнение бывает прямым (обозначает предмет, на который непосредственно направлено действие) и косвенным (все остальные случаи).

Подробнее читайте в статье: Дополнение в русском языке. Прямое и косвенное дополнение. Примеры предложений

Как подчеркиваются обстоятельство, дополнение и определение

  1. При разборе предложения определение подчеркивается волнистой чертой: ~~~~~~~~~
  2. Дополнение подчеркивается пунктирной линией: — — — — —
  3. Обстоятельство подчеркивается штрихпунктиром — черточками и точками: — · — · — ·

Источник: https://www.anews.com/p/112043286-glavnye-i-vtorostepennye-chleny-predlozheniya-kak-ih-podcherknut/

Члены предложения

Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

Подлежащее

Подлежащее — это предмет (лицо, существо, явление, о котором говорится в предложении, то есть подлежащее — главное действующее лицо предложения.) Подлежащее обычно подчеркивается одной линией.

Примеры:

  • Я сидел за столом. (В даном случае «я» — подлежащее, главное действующее лицо)
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. («Он» — подлежащее)

Если между подлежащим и сказуемым стоит «-«, то подлежащим будет первая часть.

Примеры:

  • Четыре — четное число. («Четыре» — подлежащее)
  • Четное число — четыре. (В данном случае «Четное число» — подлежащее)

Сказуемое

Сказуемое — это основная информация о подлежащем. Обычно сказуемое рассказывает о том, что делает подлежащее, каково оно. Подчеркивается двумя черточками.

Примеры:

  • Я сидел за столом. (В даном случае «сидел» — сказуемое, рассказывает о том, что делает подлежащее «я»)
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. («укрылся» — сказуемое)

Второстепенные члены предложения

Определение

Определение обозначает признак предмета, то есть вопрос определению делаем от существительного.

Примеры:

  • Лошадь Княжны (Чья? «Княжны» — определение.)
  • Стол из дерева (Какой? «Из дерева» — определение)
  • Кофе по-мексикански (Какой? «по-мексикански» — определение)

Дополнение

Дополнение — предмет, связанный с действием (на который направлено действие, при помощи которого совершается действие). Вопрос дополнению задается от глагола ил наречия.

Примеры:

  • Убирать комбайном («Комбайном» — дополнение.)
  • Заведовать складом («складом» — дополнение)

Как отличить дополнение от определения?

Для сравнения — дополнение чаще всего получает вопрос от глагола, а определение от существительного. То есть, если к слову можно задать вопрос и определения, и дополнения, то нужно посмотреть на слово, от которого задается вопрос. Если это слово — существительное, то перед нами определение. Если вопрос задается от глагола, то это дополнение.

Обстоятельство

Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и деепричастий.

Как отличить обстоятельство от дополнения?

Следует помнить, что дополнение — это предмет, а обстоятельство же не предметно.

Примеры: В данных предложениях фейерверк, клин — не предметы, а образ действия.

  • Опилки летели фейерверками. (Как? Каким образом? «Фейерверками» — Обстоятельство)
  • Гуси летели клином (Как? Каким образом? «клином» — Обстоятельство)

Примеры: В данном случае существительные нож и руки обозначают предметы, связанные с действием.

  • Закрыла руками. (Как? Чем? «руками» — дополнение)
  • Обчистил ножиком (Как? Чем? «клином» — дополнение)

Источник: https://best-language.ru/chleny-predlozhenija

Урок на тему "Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения (повторение). Согласованное и несогласованное определение"

Предмет: Русский язык

Класс 8

Тема: Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения (повторение). Согласованное и несогласованное определение.

  • Подтема: По волнам нашей памяти.
  • № урока 8 (1)
  • Тип урока: комбинированный: урок повторения изученного + урок усвоения новых знаний
  • Цели и задачи:
  • — развивающая: развитие аудиативных умений, расширение словарного запаса, грамотности учащихся, развитие монологической речи; развитие умений находить и определять второстепенные члены в предложении, согласованное и несогласованное определение задавать к ним вопросы, графически обозначать, развитие навыков работы в паре;
  • — обучающая: ознакомление с второстепенными членами предложения, согласованным и несогласованным определением;
  • — воспитательная: воспитание культуры речи, общения, воспитание любви к природе.
  • Модель урока.
  • Объяснение нового материала
Читайте также:  Безударные гласные в корне слова (упражнения и тест)

Здравствуйте, дети, сегодня мы с Вами окунёмся в увлекательное путешествие по волнам нашей памяти, вспомним, какие члены предложения называются второстепенными, узнаем какие определения называются согласованными/несогласованными. Применим наши знания на практике.

Вспомним, что мы знаем о второстепенных членах предложения, для этого используем известную Вам модель «незаконченное предложение»

1. Незаконченное предложение. (8 мин.)

(Поскольку, это повторение, то с частью материала дети уже знакомы)

  1. Члены предложения, которые не входят в грамматическую основу предложения — это второстепенные члены предложения.

  2. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета – определение.

  3. Определение отвечает на вопросы какой? который? чей?

  4. Определение, которое относится к именам существительным и связывается с ними с помощью согласования (материал для детей новый, но они догадаются, увидев тему урока, которая написана на доске, и исходя из самого вопроса)- это согласованное определение.

  5. Определение, которое относится к именам существительным и связывается с ними с помощью управления или примыкания – это несогласованные определения.

  6. Второстепенный член предложения, который чаще всего подчиняется глаголу сказуемому и обозначае прямой или косвенный объект действия это дополнение .

  7. Второстепенный член предложения, указывающий на различные обстоятельства, при которых совершается действие или проявляется признак – это обстоятельство.

  1. (Давайте откроем учебники и посмотрим, что мы ещё не сказали о второстепенных членах предложения, ученики сверяются с таблицей из учебника)
  2. предмета
  3. место, время, цель, причину,
  4. образ действия, условия
  5. Виды
  6. прямое
  7. Косвен-ное
  8. согласованное
  9. несогласован-
  10. ное
  11. места
  12. време-
  13. ни
  14. цели
  15. образа д-вия
  16. причи-ны
  17. усло-вия
  18. На какие
  19. вопросы
  20. отвечает
  21. кого?
  22. что?
  23. кого?
  24. чего?
  25. кому?
  26. чему?
  27. кем?
  28. чем?
  29. на ком?

на чём? кого?

  • чего?
  • ка-кой?
  • чей?
  • ка-кой?
  • чей?
  • где?
  • отку-
  • да?
  • куда?
  • когда?
  • как
  • долго?
  • с каких
  • пор?
  • до каких
  • пор?

зачем? для чего? с какой целью?

как? каким образом?

  1. поче-му?
  2. при каком усло-вии?
  3. Чем выража-ется
  4. сущ.,
  5. мест.
  6. и др. частя-
  7. ми речи
  8. сущ.,
  9. мест.,
  10. и др. частя-
  11. ми речи

прил., мест. и др.

частями речи.

сущ., глаг. и др.

частями речи.

сущ., нареч. и др. частями речи

Ученики: «Мы не сказали о том, что

— второстепенные члены предложения поясняют главные или другие члены предложения;

— дополнение бывает прямым и косвенным. Прямое отвечает на вопросы именительного падежа, о косвенное на вопросы косвенных падежей. Подчёркивается — — — — — — — -;

  • — не сказали о видах обстоятельства: места, цели, времени, причины, образа действия, условия. Подчёркивается -*-*-*-*-;
  • — не сказали на какие вопросы отвечают обстоятельства (по таблице)
  • — не сказали ,что определения подчёркиваются волнистой линией».

2. Прочитайте ещё раз определение согласованного и несогласованного определения. Составьте стихотворение «Я….» о вашем любимом явлении красоты природы: ветер, дождь, солнечный луч, листопад, используя согласованные и несогласованные определения. (пример – слайд №1) (Прилагательное на письме подчёркивается волнистой линией).

  1. Я шёпот волн
  2. Я шёпот волн,
  3. Спадающих на берег.
  4. Я шёпот волн,
  5. Так тихо льюсь я ввысь.
  6. Я шёпот волн,
  7. Так лёгок и небрежен.
  8. Я шёпот волн,
  9. Я океана нежный бриз.
  10. (моё стихотворение далеко не совершенно, у вас конечно получится лучше)
  11. Шёпот волн (каких?) спадающих на берег – несогласованное определение, выражено деепричастным оборотом (синтаксически цельным словосочетанием);

Шёпот волн (каков?) лёгок, небрежен, – несогласованное определение, выражено кратким прилагательным.

Бриз (какой?) нежный — несогласованное определение, выражено кратким прилагательным.

(10 мин, 4 на составление 6 на прочтение, отвечают 3 человека, те , кто первыми составят).

Первичное закрепление материала

1. Диктант с самопроверкой (по учебнику). Упр 126 из учебника . Прочитайте текст, озаглавьте его, напишите под диктовку. (Ученики читают текст, закрывают учебники, пишут под диктовку, проверяют соседа по парте)

  • (10 мин.)
  • Комментарий учителя: «Обратите внимание на знаки препинания при обособленных определениях, однородных определениях».
  • Я видел много рассветов над морем.

Были рассветы теплые и ласковые. Заря медленно зарождалась в тишине ночи. Когда мы подплывали к сетям, уже подымалось солнце. Тень от байды ложилась на воду.

В этой тени вода приобретала тёмный малахитовый цвет. Было так тихо, что стук весла о борт разносился по морю далеко и гулко, как в комнате.

Такие рассветы рыбаки называли «ангельскими».

Но были рассветы зябкие, серые, сырые. Тогда ветер гнал красноватые мутные волны и белёсая мгла клубилась на горизонте.

Были рассветы чёрные, штормовые, с изорванным в клочья небом, и были рассветы мутнозеленые, швыряющие пеной в лицо. Рассветы с алым, воспаленным небом и режущим ветром всегда приносили ненастье.

2. Конкурсное задание: выпишите из предыдущего текста согласованные и несогласованные определения в 2 столбика (4-5 мин.). Работа в паре: 1й вариант нечётной парты меняется с первым вариантом чётной.

Согласованные: (рассветы) тёплые и ласковые; тёмный, малахитовый (цвет);

(называют как? какими? – тогда определение) «ангельскими»; (рассветы) зябкие, серые, сырые; (волны) красноватые, мутные; (мгла) белёсая ; (рассветы) чёрные, штормовые, мутно-зелёные.

Несогласованные определения: рассветов (каких?) над морем; тень (какая?) от байды; стук (какой?) весла о борт; рассветы (какие? )с изорванным в клочья небом; рассветы (какие? )швыряющие пеной в лицо; рассветы (какие) с алым, воспаленным небом и режущим ветром.

(А выигравшие 4 ученика получают индивидуальные задания — карточки)

3. Упр-е 127. 4 ученика индивидуально по карточкам.(7-8 мин)

Спишите, заменяя согласованные определения несогласованными, определите вид связи. Составьте три пары предложений на выбор.

Совиные глаза –глаза совы. Орлиная зоркость – зоркость орла. Дубовый шкаф – шкаф из дуба. Деревянный потолок – потолок из дерева. Годовая программа – программа на год. Янтарное ожерелье – ожерелье из янтаря. Свинцовые фигурки – фигурки из свинца. Льняное платьице – платьице из льна. Пластмассовая рукоятка – рукоятка из пластмассы. Кожаное пальто – пальто из кожи.

  1. Сегодня на распродаже я купила ожерелье из янтаря/ на мне в тот вечер было надето янтарное ожерелье .
  2. В углу комнаты стоял большой дубовый шкаф/Лучше всего купить шкаф из дуба – он «на века».
  3. На камине в гостиной пылились свинцовые фигурки/ На уроке труда мы делали фигурки из свинца.
  4. (Как видите, чаще всего несогласованные определения связываются с именами существительными с помощью примыкания, реже -примыкания)
  5. (Отвечают 4 человека, по желанию)
  6. Карточки с заданиями (4 человека, работа в парах, карточки-сорбонки, после сделанного упражнения – самопроверка, составленные предложения ученики дают соседу ):

1 Замените несогласованные определения согласованными. С тремя словосочетаниями составьте предложения.

Песни народа, листья дуба, шорохи леса, мундир офицера, платье мамы, поле ромашек .

Народные песни, дубовые листья, лесной шорох, офицерский мундир, мамино платье, ромашковое поле.

(Я люблю народные песни с детства. Мамино платье было мне мало. Вся поляна была усеяна дубовыми листьями – жёлтыми, красными, зелёными и даже синими).

2 Замените несогласованные определения согласованными. С тремя словосочетаниями составьте предложения.

Человек без сердца, произведение без идеи, животные без позвоночника, смерть без славы, пространство без воздуха, существование без цели.

Бессердечный человек, безыдейное произведение, беспозвоночные животные, бесславная смерть, безвоздушное пространство, бесцельное существование.

(Людей всегда манило безвоздушное пространство космоса. Человек без идеи, верности своему делу, обречён на бесцельное существование. Солдата ждала бесславная смерть, но он знал, что сражается во имя свободы своего народа).

3 Замените несогласованные определения согласованными. С тремя словосочетаниями составьте предложения.

Яхта для прогулки, мебель для школы, бинокль для театра, посуда для кухни, оружие для наступления, наряд для свадьбы, бумага для упаковки, приборы для измерения.

Прогулочная яхта, школьная мебель, театральный бинокль, наступательное оружие, свадебный наряд, упаковочная бумага, измерительный прибор.

На полу в прихожей лежала упаковочная бумага, но посылки не было. Папа взял театральный бинокль, так как мы сидели на балконе. Измерительные приборы зашкаливали – прогулочная яхта приближалась к экватору.

4 Замените несогласованные определения согласованными. С тремя словосочетаниями составьте предложения.

Броня из стали, набережная из гранита, пюре из яблок, котлеты из моркови, суп из овощей, куртка из замши, плиты из свинца.

Стальная броня, гранитная набережная, яблочное пюре, морковные котлеты, овощной суп, замшевая куртка, свинцовые плиты.

В нашем городе есть гранитная набережная, её построили ещё до войны. Бабушка приготовила овощной суп – мой любимый. Сегодня на завтрак были морковные котлеты.

3. Подведение итогов урока (4 мин)

Итак, сегодня мы с Вами повторили, что такое второстепенные члены предложения, на какие вопросы они отвечают, как обозначаются на письме. Познакомились с согласованным/ несогласованным определением, научились находить его в тексте. Вы очень хорошо поработали, а главное подуктивно.

Источник: https://infourok.ru/urok-na-temu-opredelenie-dopolnenie-i-obstoyatelstvo-kak-vtorostepennie-chleni-predlozheniya-povtorenie-soglasovannoe-i-nesoglas-1263062.html

Ссылка на основную публикацию