Что может и чего не может ум человеческий? итоговое сочинение

Что может и чего не может ум человеческий? Итоговое сочинение

Тематическое направление итогового сочинения Добро и зло

    |      Добро и зло.

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства.

Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы.

Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

Сочинения по литературе для подготовки (но не итоговое) по данному направлению

          Сочинение по направлению Добро и зло:

          Сочинение на тему: Добро и зло

Что такое добро и зло? Наверное, каждый хоть раз в жизни задавался этим вопросом. И он не такой простой, как кажется на первый взгляд. В сказках и фильмах все просто: есть хороший герой и есть злодей, который всячески ему вредит. В конце обязательно побеждает добро. В жизни все гораздо сложнее. Всегда ли то, что казалось добром на первый взгляд, является им на самом деле? И кто такой злой человек, ведь не может же он быть одинаково плохим для всех? История знает немало примеров, когда даже самый жестокий маньяк был прекрасным семьянином и любящим отцом. Но ведь многим людям он причинил много горя. Или еще один пример: человек украл деньги. Плохо ли это? На первый взгляд ответ кажется однозначным — да. Но узнав мотив преступления, мнение может кардинально поменяться. Что, если у этого человека смертельно болен ребенок, а денег на лечение катастрофически не хватает? Кто виноват, что даже имея на руках профессию, этот человек не смог найти высокооплачиваемую работу? Так зло ли он сделал? Часто зло бывает ничем не прикрытым. Его порождают разрушительные эмоции, которые в религиозных книгах считаются смертными грехами: зависть, гнев, гордыня. Человек может причинить зло из чувства мести, и тогда образуется замкнутый круг. Зло множится и в итоге убивает (необязательно в буквальном смысле этого слова) его создателя. Зло из чувства мести — это показатель слабости, ведь гораздо сложнее промолчать в ответ на насмешку или улыбнуться на грубость. А ведь доказано, что спокойствие является гораздо более сильным оружием, чем крики, оскорбления и желание навредить. Добрый человек всеми силами старается сохранить мир вокруг себя и внутри себя. Нужно стараться не причинять зло и помнить об вселенском законе бумеранга: «Все, что ты совершаешь, рано или поздно в той или иной форме возвращается тебе». И тогда добро обязательно (по-другому просто быть не может!) победит зло!           Сочинение по направлению Добро и зло:

          Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?

По романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».Добро и зло — это две философские категории, которые извечно становятся предметом спора учёных, литераторов, обычных людей. Добро — это всё, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности. Зло — это то, что приносит окружающим вред, ведёт к разрушению личности. В нашем сознании добро и зло противоборствуют, а в сказках добро непременно побеждает зло.Но существует и другое понимание этих категорий: в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро. Думаю, можно согласиться с этим утверждением, потому что эти категории диалектически взаимосвязаны. Бывает так, что, желая добра, приносят зло. Или, наоборот, зло приносит добро.Для доказательства обратимся к литературным аргументам. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Романович Раскольников стремится к добру, он недоволен окружающим миром, считает, что мир устроен несправедливо. Бывший студент юридического факультета создаёт теорию разделения людей на обыкновенных и необыкновенных. Обычные люди служат для зарождения себе подобных и не имеют права нарушать законы. Сверхличности могут разрешить себе пролитие крови ради благих целей. Раскольников убивает старуху-процентщицу, считая её «зловредной вошью» и желая проверить, к какой категории людей он относится. Но жертвой идейного убийцы становится и сводная сестра старухи Лизавета, ради которой и ей подобным, казалось бы, Раскольников должен был устроить жизнь по законам справедливости. Так, желая добра, герой совершает зло. Он словно открывает ящик Пандоры. Если бы все действовали в соответствии со своим понятием справедливости, мир бы разрушился, люди бы стали убивать друг друга. Именно такую апокалиптическую картину увидел на каторге во сне Раскольников.В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в Москве тридцатых годов двадцатого века появляется сатана со своей свитой. Булгаковский князь тьмы вершит суд над грешниками. Автор по-новому раскрывает соотношение добра и зла. В его произведении добро и зло не противоборствуют, а сосуществуют и даже сотрудничают, словно два ведомства с различными функциями. Иешуа Га-Ноцри — художественное осмысление образа Иисуса Христа — несёт добро и выполняет миссию прощения и милосердия. Воланд выполняет противоположную задачу: он несёт справедливое возмездие за грехи. Герои, наказанные Воландом, становятся лучше. Об этом говорит и эпиграф, предпосланный роману: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».Таким образом, в каждом добре есть зло. Это происходит тогда, когда мы руководствуемся благими намерениями, но совершаем нравственные ошибки и приносим окружающим зло. В то же время в каждом зле есть добро, когда за свои проступки люди бывают наказаны и исправляются, становясь на истинный путь добра           Сочинение по направлению Добро и зло:

          Сочинение на тему: Добро и зло

Добро и зло, как близнецы-братья, не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда бы не узнал, что такое добро, и наоборот. Добро и зло – это мера, которой меряется человеческая жизнь. Про одного человека говорят – он добрый человек. А про другого – он злой. С понятием добра и зла мы начинаем знакомиться с раннего детства, когда слушаем сказки. Добро в них всегда побеждает зло, каким бы хитрым и коварным зло не было. Так мы впервые узнаем, что злым быть плохо, что вознаграждаются только добрые дела. А злые поступки всегда наказуемы. Добро всегда возвращается к человеку ответным добром. Зло, как правило, приносит ответное зло сотворившему его. «Спешите делать добрые дела», — призывал один из русских поэтов. Кот Леопольд из знаменитого мультфильма в своей песенке поет о том, что «добрым жить на белом свете веселей». Но всегда ли добро бывает во благо? Случается и так, что добро из блага может превратиться в сильнейшее зло. Кажется такой незначительный пример: друг дал списать домашнее задание товарищу. Что в этом такого страшного? Ничего, если не брать во внимание тот факт, что товарищ недополучил каких-то знаний. Но если посмотреть на это чуть глубже. Ему легко досталась хорошая отметка, причем незаслуженно. В другой раз ему легко достанется еще что-то, отданное ему просто так, из добрых побуждений: убрали за него комнату в общежитии, потом прикрыли прогул на работе. И человек привык к безответственности. Он не умеет отвечать за свои поступки. Сколько зла осознанно или неосознанно он принесет окружающим, особенно близким людям. Каждый человек, прежде чем совершить какой-либо поступок, должен задуматься: во благо ли он, даже если этот поступок продиктован самыми добрыми побуждениями.           Сочинение по направлению Добро и зло:

          Сочинение на тему: Добро и зло

Добро и зло. Две противостоящие друг другу силы, которые существовали всегда. Зло пытается поработить мир, а добро смело и яро с ним борется. Так было всегда. Эта вечная борьба двух сторон, наверное, никогда не закончится. Тем не менее, периодически становится больше то добра, то зла. Это уже зависит от нас — людей. Каждый человек имеет право выбора, это касается и выбора поступков. Ведь только от нас зависит пройденный нами путь и то, как он пройден тоже. Проблема добра и зла относится к категории нравственных проблем и является актуальной во все времена. Многие писатели и поэты рассуждали на эту тему. Например, В. Г. Короленко в рассказе «Огоньки» затрагивает проблему добра и зла и то, как важно человеку самому делать выводы и принимать решения в жизни. В. Г. Короленко пишет о том, что наша жизнь словно море, а мечты — это огоньки, которые то отдаляются, то приближаются. Все зависит от усилий приложенных нами. Михаил Юрьевич Лермонтов в романе «Герой нашего времени» пишет о переливах добра и зла в человеке. Главный герой романа — Печорин предстает перед нами, как разносторонне развитый человек в нем, на протяжении всего произведения проявляются как отрицательные, так и положительные качества. Но достойного применения своим талантам он так и не нашел, потому что окружающее его общество было слишком «напыщенным» и избалованным. Печорин видел ничтожество окружающих его людей, именно поэтому не мог найти себе место среди них. Мы видим, что в каждом человеке есть как положительные черты так и отрицательные, не бывает только плохих или только хороших людей. Лев Николаевич Толстой по этому поводу рассуждал очень правильно и хорошо. Писатель считал, что если поступок увеличивает любовь и единство людей, то он хороший. А если от поступка людям становится плохо, появляется много отрицательного, то он плохой. М. Монтель рассуждая на тему добра и зла писал, что весь мир сам по себе — это ни добро и не зло. Мир — это вместилище и того и другого. Добро и зло совмещает в себе наше общество. Поэтому и люди не плохие и хорошие. В каждом из нас как положительные качества, так и отрицательные. Именно поэтому только от людей зависит, каким будет мир и что победит добро или зло. Наш мир строим мы сами. Люди — вот, что может менять мир и делает его таким, какой он есть. Как сказал великий философ Конфуций: «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть в темноте».

Сочинение на тему: Добро и зло

Люди часто размышляют о том, что значит быть добрым. Для начала необходимо ответить на вопрос: «Что такое доброта?». Доброта – это душевное качество человека, побуждающее к совершению хороших и полезных поступков и проявляющееся в нежном, заботливом отношении к другими людям.

Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к произведениям художественной литературы.

Так, в произведении Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор» показан пример истиной, бескорыстной доброты человека.

Большое семейство Мерцаловых переживало не лучшие времена: главу семейства уволили с работы, не хватало денег на еду, лекарства и дрова для отопления жилья, умерла одна из дочерей и тяжело заболела другая.

Отец больной девочки, Емельян, безуспешно пытался накопить денег на микстуру для своего ребенка, но потерпев неудачу, отчаялся и решил покончить с собой, чтобы больше не видеть страданий своей семьи.

Но по счастливой случайности он встретил доктора – профессора Пирогова, который безвозмездно осмотрел больного ребёнка, выписал рецепт и дал денег на лекарства, еду и дрова. Своим произведением автор хочет донести до нас мысль, что добрый человек, несмотря ни на что всегда готов помочь нуждающимся людям и изменить их жизнь к лучшему.

В качестве второго аргумента обратимся к произведению Андрея Платонова «Юшка». В нём показана жизнь бедного, больного человека среднего возраста, Ефима Дмитриевича, которого все называют Юшкой. Будучи слабым и физически неразвитым, он подвергается оскорблениям и побоям как со стороны взрослых, так и со стороны детей.

Но он не испытывает неприязни к своим обидчикам, веря в то, что в глубине души окружающие любят его, но сердца их слепы. Будучи добрым и бескорыстным человеком, Юшка, работая помощником кузнеца, отдает полученные за труд деньги девочке-сироте, тем самым помогая ей в жизни и учебе.

На примере жизни главного героя Андрей Платонов заостряет внимание на том, что добрый человек готов помогать другим людям даже несмотря на издевательское и пренебрежительное отношение окружающих, не видящих в нем пользы и желающих сделать ему плохо.

И в заключении я хотел бы сказать, что быть добрым — значит искренне любить окружающих тебя людей, стараться помогать им в трудных жизненных ситуациях, не требуя вознаграждения или благодарности. Именно доброта помогает нашему обществу духовно развиваться и делать этот мир лучше.

Что может и чего не может ум человеческий? Итоговое сочинение

Источник: http://www.rus.fizolimpiada.ru/itogovoe/dobro-i-zlo.html

Почему тема добра и зла будет вечно волновать человека? Сочинение № 4691889

       

Что может и чего не может ум человеческий? Итоговое сочинение

Мини-курс  Н и НН в разных частях речи

Что может и чего не может ум человеческий? Итоговое сочинение

  • 57 интерактивных упражнений
  • автоматизация навыка
  • 400 рублей

 

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

Тематическое направление: Добро и зло

Читайте также:  "кованный" или "кованый", как правильно пишется?

16.09.2019 19:23:30

Виктория Савинова

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Добро- это отзывчивость, это душевное расположение к людям, стремление совершать добрые поступки. А зло-это всё тотрицательное:плохие качества, вредные привычки. Тема добра и зла будет актуальна всегда, и будет всегда волновать человека. Размышляя о добре и зле, я не могу не обратиться к произведению А.Платонова «юшка», в котором окружающие люди издевались над Юшкой. Но он никогда не злился на них, а всегда прощал. Он давно болел чахоткой, но всё равно продолжал работать. Он помогал сироте, оплачивая её образование. Юшка верил, что после смерти она будет также творить добро. В дальнейшем она становится врачом и спасает людей от тяжёлых болезней. Добрый человек всегда поможет в беде, рискуя своей жизнью, но зато поспособствует решению чужой беды. Также тема добра и зла раскрывается в произведении А.Куприна «Олеся». Главные героини рассказа Олеся и её бабушка Мануйлиха были изгнаны из села. Они поселились одни в лесу, так как все люди считали их злыми ведьмами, которых боялись. Сельские жители, не зная их, делая поспешные выводы, выплёскивают своё зло наружу. Они избивают безвинную олесю у церкви. В этих людях злоба красила всё добро. Обратимся к произведению О.Генри «Дары волхвов». У главной героини Деллы были свои потрясающие волосы, которые она продаёт, чтобы купить подарок мужу. Её муж тоже продаёт свою сокровенную вещь-часы, чтобы купить красивые гребни жене. Когда муж увидел Беллу, он предложил ей убрать подарки. Супруги пожертвовали друг для друга самым сокровенным, чтобы порадовать любимого человека.

Всё приведённые мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что для совершения добра нужно иногда жертвовать своей жизнью. А зло навсегда останется самым плохим качеством. Ведь если каждый из нас будет отучивать людей от зла, то и общество в целом изменится в лучшую сторону.

Виктория, в вашем сочинении много логических ошибок. Есть и орфографические ошибки.Самый главный недостаток сочинения в том, что в нем отсутствует тезисно-доказательная часть. А именно, нет отчета на вопрос ПОЧЕМУ тема добра и зла будет вечно волновать людей. Вы пишете о том, что такое добро и зло, о том, что делают добрые и что делают злые люди. Пишете, что тема добра и зла актуальна. Но не пишете ПОЧЕМУ. Значит, тема сочинения не раскрыта!Ошибки:

Размышляя о добре и зле, я не могу не обратиться к произведению А.Платонова «юшка», в котором окружающие люди издевались над Юшкой.

Названия произведений пишутся с заглавной буквы. Слово люди лишнее.

Тема добра и зла будет актуальна всегда, и будет всегда волновать человека.

Лишняя запятая, смысловой повтор.

Добрый человек всегда поможет в беде, рискуя своей жизнью, но зато поспособствует решению чужой беды.

Речевая ошибка — решения беды быть не может, слова не сочетаются друг с другом.

Они избивают безвинную олесю у церкви.

Имена людей пишутся с заглавной буквы.

В этих людях злоба красила всё добро.

Фраза бессмысленная.

У главной героини Деллы были свои потрясающие волосы, которые она продаёт, чтобы купить подарок мужу. Её муж тоже продаёт свою сокровенную вещь-часы, чтобы купить красивые гребни жене. Когда муж увидел Беллу, он предложил ей убрать подарки. Супруги пожертвовали друг для друга самым сокровенным, чтобы порадовать любимого человека.

Путаетесь в именах героев. Речевые ошибки.

Ведь если каждый из нас будет отучивать людей от зла, то и общество в целом изменится в лучшую сторону.

Такого слова нет в русском языке.

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 0; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 4 Зачёт

Возврат к списку

Источник: https://mogu-pisat.ru/sochinenie/?ELEMENT_ID=4691889

сочинение на тему зачем человеку дан ум — Школьные Знания.com

Человеческий ум – это то, что отличает человека от остальных представителей животного царства. Благодаря уму, человек, как никто другой – способен совершать выбор. Некоторые различают понятия «ум» и «разум», но в этом сочинении эти определения будут тождественны. Имея разум, человек способен продумывать и моделировать ситуации, рассчитывать и просчитывать.

Некоторая часть человечества считает, что ум является решающим управляющим фактором для человека, но многие все же говорят, что разум – это только часть человека, которая берет на себя функцию осознания мира вокруг, ведь у человека есть еще чувства: слух, зрения, осязание, запах чувство равновесия (вестибулярный аппарат), а также интуиция. Мозг, хоть и управляет многими процессами, но эти процессы были бы невозможны, через сознание тела, ведь оно чувствует и понимает многое, и все равно ум и тело очень взаимосвязаны, ведь многие болезни ума (психики) отражаются на теле и их приходится лечить с помощью телесно-ориентированных практик, например – массажа.

Разум человека неустанно создает что-то новое, чтобы облегчить жизнь всему человечеству: все создается для удобства всех, но есть один нюанс. Ум человека, казалось бы, должен вести все общество к прогрессу, но все оружие, все пытки, все войны , социальные ловушки – все было создано с помощью него.

Это темная сторона человеческого разума, человеческий ум должен быть ясным и чистым, без этого невозможна гармония. Некоторые в строении воспринимающей части человека выделяют еще и душу, которая во многих учениях находится в сердце.

Так индейцы говорили, что если белый человек считает, что он думает и воспринимает головой, значит, он несчастен.

Считается, что именно душа путешествует во снах и приносит оттуда информацию, ведь и правда, бывают такие сны, где мы видим будущее или некоторые совершают открытия, кто воспринимает – информацию? Но, в любом случае, без мозга была невозможна логическая обработка информации.

Есть очень замечательная метафора из древних индийских источников, где человек сравнивается с боевой колесницей: колесница в данном случае – это тело, лошадь – эмоции и чувства, вожжи – воля, ум – это сам кучер, где всему нужно уделять внимание чувствам, ведь без них карета не сдвинется с места, разуму, ведь без него некому будет управлять лошадью.

Человеческий ум – это тот огонь, который должен помогать человеку расти, освещает ему путь к познанию, его, как костер в бурю нужно оберегать и следить, чтобы он слишком не разгорелся и не было бы пожара, от которого все бы окрест сгорело.

Источник: https://znanija.com/task/22640256

Итоговое сочинение — Разум и чувство (примеры сочинений)

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки.

Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Примеры написания сочинений по литературе по направлению «Разум и чувства». Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения.

Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

  • Нравственность — это разум сердца. Гейне Генрих
  • Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце. Шиллер Фридрих
  • Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. Белинский Виссарион Григорьевич
  • Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность — это разум воли. Гегель Георг Вильгельм Фридрих
  • Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. Пришвин Михаил Михайлович
  • (403 слова)

    Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые нуждаются друг в друге. Душа человека очень сложна.

    Бывают ситуации, когда чувства преобладают над разумом, а иногда разум берет вверх над чувствами. Не зря Люк де Клапье Вовенарг говорил: «Разуму не постичь надобностей сердца».

    Ведь действительно человек при всем желании не способен управлять настоящими чувствами, которые затмевают противоречащий им разум.

    Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…».

    Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова.

    Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение.

    Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая.

    Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.

    Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится.

    И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом.

    Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд.

    Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.

    Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.

    • (388 слов)
    • «Разум и чувства: гармония или противоборство?» (Шамфор)

    Разум и чувства: гармония или противоборство? Думается, на этот вопрос не существует однозначного ответа. Конечно, бывает так, что разум и чувства сосуществуют в гармонии. Более того, пока есть эта гармония, мы подобными вопросами не задаемся.

    Это все равно что воздух: пока он есть, мы его не замечаем, а вот если его не хватает… Однако бывают ситуации, когда разум и чувства вступают в противоборство. Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни ощущал, что у него «ум с сердцем не в ладу».

    Возникает внутренняя борьба, и трудно предположить, что возьмет верх: рассудок или сердце.

    Так, например, в повести А.Алексина «А тем временем где-то…» мы видим противоборство разума и чувств. Главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании у того бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и разум подсказывает ему просто вернуть ей ее письмо и уйти.

    Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его пренебречь доводами рассудка. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И, когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Да, конечно, поездка на море обещает быть увлекательной.

    Да, можно написать Нине Георгиевне и убедить ее, что она должна поехать в лагерь с ребятами, где ей будет хорошо. Да, можно пообещать приехать к ней на зимних каникулах. Все это вполне разумно. Но чувство сострадания и ответственности берут в нем верх над этими соображениями. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Сергей едет сдавать билет на море.

    Автор показывает, что чувство сострадания побеждает.

    Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее.

    Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину.

    Превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую верность.

    Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что разум и чувства лежат в основе нашего бытия. Хотелось бы, чтобы они уравновешивали друг друга, позволяли нам жить в гармонии с самими собой и с окружающим миром.

    (403 слова)

    Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс.

    Читайте также:  Ставится ли запятая в предложении "они писали (,) о чем хотели"?

    На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ.

    «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.

    На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто.

    Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль.

    Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать.

    Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

    Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену.

    Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.

    Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

    Источник: http://7oom.ru/sochinenya/sochinenie-razum-i-chuvstvo.htm

    Пример итогового сочинения «Разум дан человеку, чтобы понять, что жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами»

    ПРИМЕР: Проверенное Итоговое сочинение на тему «Разум дан человеку, чтоб понять, что жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами» по направлению «Разум и чувство».

    Введение (вступление):«Разум дан человеку, чтобы понять, что жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами» Эрих Мария Ремарк. Чувства и разум – это важнейшие составляющие внутреннего мира человека.

    Как правило, они находятся в гармонии, но иногда между ними начинается кровопролитное сражение, которое является решающим и может кардинально поменять ситуацию. Люди, руководствующие (руководствующиеся) только разумом, могут прожить свою жизнь, так и не испытав подлинных эмоций и чувств.

    Другие же, кто падки на чувства (лучше избегать такого сочетания слов), порой совершают очень глупые и необдуманные поступки. Верность своих рассуждений я могу подтвердить примерами из литературных произведений.

    Комментарий: Начало очень хорошее, но тема не ракрыта. Так как здесь в качестве темы выступает высказывание, есть два варианта: либо использовать в качестве темы саму цитату, но передавая смысл своими словами.

    Либо взять высказывание за основу и написать, ПОЧЕМУ это так. В целом, суть сочинения должна сводиться к тому, что человек не может без чувств.

    Плюс очень важно оформлять тезис с помощью вводных слов, которые указывают на то, что это твое личное мнение.

    Аргумент 1:В произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин» автор поднимает вопрос разума и чувства. Главные герои – Евгений и Татьяна испытывают сильные чувства по отношению к друг другу, но постоянно колеблются, не понимая, как лучше поступить.

    Попытки выразить свои эмоции оказываются неудачными для Татьяны и не приносят плоды. Евгений, прочитав письмо, говорит, что он создан для блаженства, а не для семейной жизни. На этом их разговор заканчивается. Время идет, Онегин понимает, что он влюблен и хочет увидеться с Татьяной.

    Она же признается, что любит Евгения, но уступив мольбам матери, она уже замужем за другим. В итоге, в борьбе побеждает разум.

    Комментарий: хороший аргумент, и это произведение даже можно использовать для твоей темы. Но именно такой формат не подходит. Ты описала пример победы разума над чувствами, а Ремарк писал, что люди живут чувствами, а это противоречит теме.

    Аргумент 2:Другим ярким примером является произведение И.А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич – главный герой романа, который привязан к одному месту и совершенно потерявший стимул к развитию. Он давно перестал ставить перед собой цели, ведь его жизнь идет плавно и размеренно. Он был приучен к такой жизни еще в детстве.

    Об этом нам повествует сон Обломова. В один из дней Андрей Штольц предпринимает попытки помочь Илье Ильичу и знакомит его с Ольгой Ильинской, которая позже становится возлюбленной Обломова. Ольга – девушка очень умная, начитанная; постоянно развивается. Она старается поднять Обломова до своего «идеала», перевоспитать, но это неискренняя любовь.

    Их пути расходятся. На смену ей приходит другая женщина – Агафья Пшеницына: она очень трудолюбива, хорошо готовит, всячески старается сделать Илье Ильичу приятно, и у нее это получается. В их отношениях наступает полная гармония. Им очень хорошо вместе.

    В данном произведении, автор помогает понять, что искренние чувства – это огромная сила, которая способна творить чудеса.

    Комментарий: и снова вывод аргумента «искренние чувства – это огромная сила, которая способна творить чудеса» не соответствует мысли о том, что люди живут чувствами. Противоречия нет, но все же мысли совсем разные получились.

    Немного наружены пропорции, важно стремиться к тому, чтобы аргументы были примерно равны по объему. Допустима разница 10-15 слов.

    Заключение: Таким образом, можно сделать вывод, что высказывание Эрих Ремарк является верным, ведь именно чувства – это высшее проявление души человека.

    Комментарий: хороший вывод, соответствует теме, но неплохо было бы написать, как ты к этому пришла. Потому что для заключения это слишком маленький текст. Текст примерно должен быть равен введению, допустима разница 5-7 слов.

    Итог: перечитала много раз и не могу выйти из состояния шока. Как же так? Грамотная речь, практически полное отсутствие речевых ошибок, красивое изложение мыслей и такие проблемы с постороением структуры сочинения( Тебе обязательно нужно разобраться с правильным раскрытием темы, если научишься оформлять тезис и подбирать соответствующие аргумент ты получишь 10 из 10.

    А пока, такой формат сочинения вряд ли получит зачет. ТРЕНИРУЙСЯ, у тебя очень хороший потенциал.

    Желаю удачи) 

    Источник: http://supersoch.ru/itogovoe-sochinenie/gotovye-itogovye-sochineniya/razum-i-chuvstvo1/razum-dan-cheloveku-chtob-ponyat-chto-zhit-odnim-razumom-nelzya-lyudi-zhivut-chuvstvami.html

    Итоговое сочинение: Каковы причины отчаяния? | Литрекон

    (392 слова) Каждый из нас когда-либо испытывал отчаяние, и причина у каждого своя: кто-то потерял близкого человека, работу или здоровье, кто-то разочаровался в себе или в окружении. Однозначно можно сказать лишь то, что человек впадает в уныние тогда, когда лишается чего-то самого дорогого и необходимого. Чтобы подтвердить свое мнение, я приведу примеры из литературы.

    Так, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» главный герой отчаялся потому, что потерял надежду добиться взаимности в отношениях с Анной Одинцовой. Нигилист полюбил женщину сильно и страстно, но она предпочла ему покой своей роскошной и одинокой жизни.

    Страсть поклонника пугала ее, ведь она провоцировала его только из любопытства. В итоге Евгений объяснился с Анной, но получил лишь вежливый, но твердый отпор. Героиня дала понять, что она не променяет комфорт на любовное потрясение. Подавленный Базаров отказался от роли шута при ее дворе и уехал домой.

    Там он еще пытался забыть Анну и начать все заново. В разговоре с Аркадием он храбрился и уговаривал сам себя, что женщина его не сломает. Но в итоге им овладело отчаяние, и он перестал даже работать. В полном унынии он потерял всякую осторожность и заразился тифом через кровь.

    Так, причиной отчаяния Базарова стала несчастная любовь, которая высосала все жизненные соки из героя.

    Еще один пример мы можем найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Катерина Ивановна впала в полное отчаяние, когда Амалия Ивановна выгнала ее и детей из квартиры после похорон Мармеладова. У героини было много причин для уныния. Во-первых, она угасала в нищете вместе с тремя детьми и никак не могла помочь им.

    Во-вторых, она была больна чахоткой, и дни ее были сочтены. В-третьих, она потеряла мужа и осталась совершенно одна наедине с бытовыми проблемами. Последней каплей невзгод стала жестокость хозяйки квартиры, которая выгнала вдову с детьми на улицу сразу же после поминок.

    У Катерины Ивановны не было денег, чтобы найти и арендовать новое жилье, и она отправила детей собирать милостыню, чтобы хоть как-то решить проблему. Все очевидцы событий поняли, что она сошла с ума от отчаяния, но никто не смог ей помочь: после неудачного падения она умерла от горлового кровотечения.

    Вполне очевидно, что причинами ее отчаяния стали нищета, болезнь и непрекращающееся унижение.

    Таким образом, причинами отчаяния могут быть самые разные жизненные катаклизмы: смерть близких людей, материальные трудности, несчастная любовь или полное разочарование в жизни из-за совокупности всех этих бед. В любом случае важно пресекать уныние вовремя, чтобы не позволить ему погубить себя.

    Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/itogovye/kakovy-prichiny-otchayaniya/

    Список тем для итогового сочинения по направлению «Добро и зло»

    Направление «Добро и зло» кажется простым только на первый взгляд, потому что понятие «ЗЛО» можно посмотреть с разных сторон.

    Этим словом можно назвать произошедшую случившуюся беду (несчастье), «Зло» можно рассматривать как совокупность всего плохого, происходящего в мире.

    Воплощение зла, будь то обычный человек с недобрыми мыслями, война или стихийное бедствие, также принято называть просто злом. Любой поступок, причиняющий кому-то неприятности или боль, опять же, можно обзначить как зло. 

    • Но в сочинении речь может идти не только об определениях и характеристиках добра и зла, но и об их истониках, причинах и последствиях.
    • Так, например, источником зла в сердце человека могут послужить зависть, мстительность, эгоизм, гордыня, обида, чувсвто несправедливости и даже равнодушие окружающих.
    • Не запутайтесь и помните:
    • Злой — временное состояние, когда человек разозлился.
    • Злобный — тот, кто способен причинить зло.

    Понятия, значение которых необходимо знать

    1. Добро — нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
    2. Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 
    3. Добрый — делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером.

    4. Зло нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок, досада; неприятность, беда
    5. Злоба — чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь.
    6. Злость — злое, полное раздраженной враждебности настроение.

    7. Отзывчивый —  легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь
    8. Милосердие — готовность помочь кому-либо из сострадания
    9. Жестокость — стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие.

    10. Жестокий —  крайне суровый и грубый, беспощадный, бессердечный, безжалостный.

    Синонимы к ключевым словам

    • Чтобы продемонстрировать богатство своей речи и избежать повторов, используйте синонимы при написании сочинения.
    • Доброта — сострадание, милосердие, отзывчивость, участливость добросердечность, человеколюбие, человечность, добродушие, гуманность.
    • Зло – бессердечность, жестокость, ненависть, зверство, варварство, несправедливость.
    • Ханжество — лживость, фальшь, лицемерие, криводушие, двуличие, двоедушие, неискренность, двойственность, двуличность.
    • Жестокость —  безжалостность, беспощадность, жестокосердие, бессердечность, бесчеловечность, зверство, кровожадность, неистовство, свирепость, ожесточение, озлобление, остервенение, варварство, антигуманность, живодерство.

    Темы итогового сочинения 2019/2020 «Добро и зло»

    Тема – номинативное предложение

    1. Роль добра в жизни каждого из нас
    2. Роль доброты в современном мире
    3. Доброта как качество счастливого человека
    4. Злость как качество несчастного человека
    5. Воспитание как источник злобы в человеке
    6. Причины злости
    7. Источники зла
    8. Причины жестокости
    9. Доброта как важнейшее качество человека
    10. Роль доброты как человеческого качества в годы ВОВ

    Тема – вопрос

    • В чем проявляется зло?
    • Могут ли доброта и злоба сочетаться в одном человеке?
    • Можно ли воспитать в человеке доброту?
    • Важно ли прививать доброту с детства?
    • В чем проявляется истинная доброта?
    • Всегда ли зло совершается намеренно?
    • В чем разница между добром и ханжеством?
    • Может ли за добрым поступком скрываться злой умысел?
    • Кого можно считать добрым человеком?
    • Можно ли отвечать добром на зло?
    • Нужно ли отвечать добром н зло?
    • Может ли злой человек стать добрым?
    • Всегда ли люди отвечают добром на добро?
    • Каждый ли человек заслуживает доброго отношения к себе?
    • Стоит ли совершать добрые поступки вопреки собственными интересам?
    • Каким был бы мир без добрых людей?
    • Всегда ли добро побеждает зло?
    • Может ли злобный человек быть счастливым?
    • Что порождает злость в людях?
    • Может ли жестокостью заслужить уважение?
    • Как связаны понятия «злость/жестокость» и «трусость»?
    • Почему люди становятся жестокими/злобными?
    • Может ли по-настоящему добрый человек совершить зло?
    • Есть ли место злости в добром сердце?

    Тема – цитата

    1. Зло исцеляют противоположным.
    2. Вольтер
    3. Зло порождает зло.

    Лермонтов М. Ю.

    • Кто не карает зла, тот способствует его свершению.
    • Леонардо да Винчи
    • Зло, точно волна, ударяет о берег и возвращается назад.
    • Автор
    Читайте также:  Почему слово "заявление" стали писать с маленькой буквы?

    Немногие могут сделать добро, почти все — причинить зло. Б. Грасиан

    На свете творилось бы очень мало зла, если бы нельзя было творить зло под видом добра. М. Эбнер-Эшенбах

    Все дурные дела порождались благими намерениями. Цезарь

    Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Л. Толстой

    Мы добры к другим, чтобы больше нравиться себе. Жорж Санд

    Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. Л. Бетховен

    Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду, часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути: всего один дюйм отделяет катастрофу от плавного и безопасного движения по жизни. Г. Бичер

    Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. Ф. Бэкон

    Делать добро легче, чем быть добрым. Ж. Вольфром

    Доброта лучше красоты. Г. Гейне

    Доброта — качество, излишек которого не вредит. Д. Голсуорси

    Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. В. Гюго

    Добрые люди подобны звездам, светилам того века, в котором они живут, озаряя свои времена. Б. Джонсон

    Добро — не наука, оно действие. Р. Роллан

    Прекраснейшая музыка души — это доброта. Р. Роллан

    Одно доброе дело ценнее сотни проповедей о добре. Рус.

    Доброе — это прекрасное в действии. Ж. Ж. Руссо

    Только добро, творимое человеком, остается, и благодаря ему жизнь чего-нибудь стоит. Ж. Ж. Руссо

    Живут лишь те, кто творит добро. Л. Толстой

    Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются. Л. Толстой

    Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба. Л. Толстой

    Добро по указу — не добро. И. Тургенев

    Добродушие рождается из любви, гнев рождается из ненависти. Цзыгань

    Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. А. Чехов

    Если мне удается сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным. Н. Шамфор

    Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом.  В. Ключевский

    Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. В. Ключевский

    Трусость – мать жестокости. Мишель Монтень

    Всякая жестокость происходит от немощи. Сенека

    Жестокость — это порождение злого ума и часто трусливого сердца. Л. Ариосто

    Жестокость и страх пожимают руки друг другу. О. Бальзак

    Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми. Ж. Бернарден

    Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости. К. Гельвеций

    Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие. Конфуций

    Тот, кто не имеет сострадания, жесток. Б. Мандевиль

    Жестокость не может быть спутницей доблести. М. Сервантес

    Источник: https://egefox.ru/itogovoe-sochinenie/spisok-vozmozhnyh-tem-dlya-itogovogo-sochineniya-20192020/spisok-tem-dlya-itogovogo-sochineniya-po-napravleniyu-dobro-i-zlo.html

    Проблема разума и чувства. Аргументы к сочинению

    _____________________________________________________________________________________________

    Итоговые сочинения по теме «Разум и чувства» на нашем сайте:

    — Согласны ли вы с высказыванием М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств»?

    — Согласны ли вы с высказыванием Фирдоуси «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла»?

    _____________________________________________________________________________________________

       Проблеме разума и чувства посвящено огромное количество литературных произведений.главные герои принадлежат к двум враждующим кланам – Монтекки и Капулетти. Всё против чувств молодых людей, и голос разума советует каждому не поддаваться вспыхнувшей любви. Но эмоции оказываются сильнее, и даже в смерти Ромео и Джульетта не захотели расставаться.чувства главной героини берут верх над её разумом. Влюбившись в молодого дворянина Эраста и доверившись ему, Лиза забывает о девичей чести. Карамзин пишет об этом факте с горечью и упрекает героиню, хотя ему всем сердцем жаль добрую, искреннюю девушку. Но и Эраста Карамзин обвиняет в безрассудстве, он прямо говорит, что разум (тем более у мужчины!) должен руководить эмоциями. Так, в ответ на мысли молодого человека о том, что он не употребит во зло доверие девушки и всегда останется ей только братом, автор восклицает:

    И действительно, чувства девушки, были обмануты: Эраст, проигравшись в карты, чтобы как-то поправить своё материальное положение, женится на богатой вдове, а Лиза кончает жизнь самоубийством, утопившись в озере.
       В трагическом разладе разум и чувства главного героя

    Сердце его пылает любовью к Софье Фамусовой, именно ради неё он возвращается в Москву, но не находит в девушке ответных чувств. Когда же герой узнает, что избранник Софьи – Молчалин, секретарь её отца, он не в силах в это поверить.

    восклицает Чацкий.  Герой прекрасно видит, каков Молчалин на самом деле, видит, каковы его истинные цели. А это — продвижение по карьерной лестнице и материальное благополучие. Ради этого Молчалин не гнушается ни лицемерием, ни выслуживанием перед вышестоящими, ни подлостью.

    Именно такой подлостью с его стороны становятся ухаживания за дочерью начальника. Разум Чацкого отказывается верить в любовь Софьи к Молчалину, ведь он помнит её еще подростком, когда между ними вспыхнула влюблённость, ему думается, что за эти годы Софья не могла измениться. Но реальность оказалась суровее мечты.

    И вот Чацкий, при всём своём уме, хорошо разбираясь в людях, понимая, что Фамусов и его гости не поймут и не разделят ни его идей, ни мнений, ни поступков, не сдерживается и высказывается перед ними, так сказать, «мечет бисер перед свиньями». Разум героя не может сдержать переполняющие его эмоции.

    Всё поведение Чацкого так странно «фамусовскому обществу», что оно с облегчением принимает весть о сумасшествии героя.мы так же наблюдаем столкновение между разумом и чувством. Пётр Гринев, узнав о том, что его возлюбленная Маша Миронова насильно удерживается Швабриным, который хочет заставить девушку выйти за него замуж, вопреки голосу разума обращается за помощью к Пугачёву. Герой знает, что это может грозить ему смертью, ведь связь с государственным преступником сурово каралась, но он не отступается от задуманного и в итоге сохраняет собственную жизнь и честь и получает Машу в законные жёны.
       В другом произведении

    теме разума и чувства так же отведено немаловажное место. После семи лет разлуки Евгений, увидев преображённую Татьяну, влюбляется в неё. И хотя герой знает, что она замужем, он ничего не в силах поделать с собой.

    Онегин осознаёт, что много лет назад не смог до конца разглядеть в юной Тане всю силу её характера и внутреннюю красоту. Теперь же чувства любви к героине заслоняют в Евгении все разумные доказательства, он жаждет взаимных признаний.

    Но в Татьяне голос разума, говорящий о долге и чести замужней женщины, берёт верх над эмоциями. В отличие от Онегина она находит в себе силы противостоять нахлынувшим и чувствам и признается:

    так же неоднократно подвергается испытанию на разум и чувства. Но у него разум всегда оказывается выше эмоций. Так, мы видим, как герой боролся с сочувствием к княжне Мэри и сам себе признавался, что ещё минута и он был готов упасть к её ногам и просить стать его женой. Но… Печорин не поддаётся порыву, он знает, что не предназначен для семейной жизни и не хочет делать девушку несчастной. Ту же борьбу мы видим и тогда, когда Печорин, прочитав прощальное письмо Веры, кидается в погоню за ней. Но и здесь холодный разум остужает пыл героя, и, как больно ему ни было, он оставляет мысль о воссоединении с Верой.младший сын Тараса, Андрий, влюбившись в польскую панночку, предаёт козаков и идёт воевать против них. Он говорит возлюбленной:

    Разум Андрия не долго сопротивлялся чувствам: все его мысли о чести, о долге, о родных – были сожжены пожаром любви, даже умирает он с именем возлюбленной.
       У другого героя

    разум всегда берёт верх над эмоциями. Даже встретив на станции таинственную молодую незнакомку (и здесь Гоголь упоминает о двадцатилетнем юноше, который бы забыл всё на свете при виде такого юного и прелестного создания), Чичиков не поддаётся романтическим мыслям.

    Напротив, рассуждения его вполне практического характера (как говорит о нём Гоголь, он человек осмотрительно-охлаждённого характера): герой размышляет о том, кто может быть отец девушки и каковы его доходы, и что если дать за девушкой тысяч двести приданого, то из неё выйдет очень «лакомый кусочек».чувства нередко берут верх над разумом.

    Она естественна, искренна, ничего не делает нарочно, пытаясь найти собственную выгоду в том или ином деле. Да, она «героиня сердца», но именно такой, по мнению Толстого, и должна быть настоящая женщина, именно за это он её любит, а вслед за ним и мы. В этом она противоположна и своей матери, и Соне, и маленькой княгине, и Элен Курагиной.

    Мы прощаем ей то, что она предаёт Андрея Болконского, вскружённая ухаживаниями Анатоля Курагина. Ведь мы видим, как искренне она потом раскаивается, осознавая, что это был порыв, минутное увлечение. Но именно этот случай меняет Наташу, заставляет её задуматься о вечных ценностях.

    В другой раз героиня без раздумий заставляет мать отдать раненым солдатам телеги, на которых должны были вывозиться вещи из их дома в Москве, ожидающей вторжения Наполеона. В этой «неразумности» героини и кроется, по Толстому, главный смысл её существа – доброго, сострадательного, любящего.

    Дмитрий Гуров, мужчина средних лет, женатый, отдыхая в Ялте знакомится с молодой женщиной Анной Сергеевной, в которую неожиданно для себя влюбляется. Влюбляется впервые в жизни! Он обескуражен этим, но это чувство меняет героя. Он вдруг начинает замечать, как пошла и мелка жизнь вокруг него, как мелочны и эгоистичны люди.

    Внешняя жизнь Гурова (семья, работа в банке, обеды с друзьями в ресторанах, игра в карты в клубе) оказывается ненастоящей, а настоящая жизнь – это тайные встречи с Анной Сергеевной в гостинице, их любовь. Эти две жизни очень сложно примирить, но герои пока не в силах найти разумного решения проблемы, хотя им кажется, что оно вот-вот придёт и начнётся новое, прекрасное время.
       Сердце главного героя

    так же в разладе с его умом. Он любит двух женщин – свою законную жену Тоню и Ларису Антипову. Любит по-разному, но в равной степени сильно. Своё состояние он переживает как огромную трагедию: разрываясь между двумя семьями, герой никак не может найти решения, пока сама судьба не разводит его с женой Тоней.
     

    Источник: https://literarus.ru/russkiy-yazyk/podgotovka-k-ege/problema-razuma-i-chuvstva/

    Итоговое сочинение по литературе на тему «Разум и чувство» (вар.№1). 2016-17 уч. год

    Грибоедовский Чацкий в ответе Софье на её замечание, что он говорит о людях одни колкости, произносит замечательный афоризм:

    Ум с сердцем не в ладу.

    Неужели так может быть? Разве можно чувствовать одно, а думать — другое? Попытаюсь разобраться в этих словах. Если отечественная литература так часто пишет об этом разладе, значит, он имеет место быть…

    По утверждению А.С.Грибоедова, Чацкий – человек умный. Ум его острый, новаторский. Он в своём стремлении изменить порядок вещей так решительно и смело говорит обо всех только то, что думает, считает справедливым и правильным.

    Чацкий видит в чинопочитании Молчалина низость, скудоумие, считает, что все гости на балу люди жалкие, алчные, являются стяжателями и крепостниками. Рассыпаясь в многословии, он не замечает, как за его спиной рождается коалиция, объединяющая недавних врагов.

    Но чувства его не обманывают. В кульминационный момент он произносит:

    Душа здесь у меня каким-то горем сжата.

    Но ум продолжает диктовать заведённый принцип восприятия, и последние монологи показывают, что чувства лишь обозляют его и без того острый ум. Не разобравшись, кто виноват в происходящем, он раздаёт всем ярлыки, более всего выливает обвинений в адрес девушки, к которой приехал свататься. Недаром А.С.

    Пушкин вовсе отказал Чацкому в уме, по его мнению, умный человек не так должен был себя вести. Разве любящий человек мог так недальновидно относится к поведению объекта своей любви? Если бы Чацкий хотя бы на мгновение подчинил свой разум чувству….

    Может, всё произошло не так трагично, и не было бы столько разбитых сердец в итоге повествования.

    Герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров славится своим умом, его авторитет в среде нигилистов непререкаем. Он сам уверовал в свои умственные способности. Его отношение к жизни, искусству, любви настолько цинично, поверхностно, что расплата не за горами.

    Вскоре происходит главная встреча в его недолгой жизни. Она, Анна Сергеевна Одинцова, перевернёт всё его сознание, изменит отношение к жизни, к тем целям, ради которых он обрёк себя на муку.

    Любовь в том идеалистическом виде, который он считал смешным, недостойным внимания мыслящего человека, настигла его, поглотила всё его сознание вместе с рассудком, отказывающимся адекватно, по законам разума, воспринимать порядок вещей.

    Нигилиста поглотил романтик, потерявший голову от тех органов чувств, которые, по его мнению, он всегда контролировал. Зрение, слух, обоняние и осязание, оказываются подчинены не только физиологии…

    Разум и чувство должны жить «в ладу» друг с другом, ведь человек не машина и не может быть в разладе, а то может произойти поломка… Будет жаль жизни, напрасно прожитой.

    Источник: http://litera.su/learner/final-work/examples-of-works/mind-and-feeling-first-option

    Ссылка на основную публикацию