10 примеров предложений с однородным подчинением придаточных

Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением придаточных – это сложные предложения, в которых два или несколько придаточных частей относятся к одному и тому же слову или ко всей главной части.
10 примеров предложений с однородным подчинением придаточных
Примеры сложных предложений с однородным подчинением придаточных: Взглянешь на безоблачное небо и поймешь, почему летний воздух недвижим, почему природа спокойна. По всем признакам было понятно, что скоро будет рассвет, что скоро выйдет солнце.
Важно! Если в сложноподчиненном предложении с однородным подчинением между однородными придаточными стоят союзы и, или, то запятая между ними не ставится. Например: Он знал, зачем ему уезжать и зачем возвращаться.

Соподчинением называется подчинение в сложном предложении к одному и тому же главному предложению двух и более придаточных предложений. Выделяют однородное и неоднородное соподчинение.

Тип придаточных Правило Примеры
Однородные придаточные предложения Придаточные относятся к одному слову (главному предложению) Ей нравилось, когда на город опускались вечерние сумерки, когда на улицах зажигались фонари (ей нравилось (что?) когда опускались, когда зажигались).
Человек не сможет хорошо играть на пианино, если у него нет слуха, если он не различает тональностей (не сможет играть (почему?) если нет слуха, если не различает).
Неоднородные придаточные предложения Придаточные относятся к разным словам главной части (разным предложениям в составе сложного) или отвечают на разные вопросы. Если ты прочтешь эту книгу, то убедишься, что главный герой напоминает персонажей Достоевского (убедишься (при каком условии?) если прочтешь; убедишься (в чем?) что герой напоминает).
Мужчина уточнил в справочном бюро, когда приезжает поезд, и присел на лавочку там, где хорошо просматривался перрон (уточнил (что?) когда приезжает; присел (где?) где хорошо просматривался).

Важно! В рамках одного предложения может употребляться и однородное, и неоднородное соподчинение. Например: На полянке, где мы сделали привал и где решили остаться на ночь, росло много земляники, которая только начинала розоветь (где мы сделали привал и где решили остаться на ночь – однородные придаточные; где мы сделали привал и которая только начинала розоветь – неоднородные придаточные).

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 309.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/slozhnopodchinennoe-predlozhenie-s-odnorodnym-podchineniem-pridatochnyh.html

Сложные предложения | Коллекции учебных материалов — Учисьучись.рф

  • Сложное предложение — это предложение с двумя или несколькими предикативными основами, причем простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.
  • Основные виды сложных предложений.
  • Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
  • Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.
  • Таким образом, существует три основных вида сложных предложений:
  • сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.
  1. Сложносочиненное предложение (ССП)
  2. простые предложения связаны между собой сочинительными союзами и интонацией.
  3. В ССП простые предложения равноправны.
Наступила ночь, и в домах зажглись огни.
  • Сложноподчиненное предложение (СПП)
  • простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.
  • В СПП одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного).
Когда наступила ночь, в домах зажглись огни.
Бессоюзное предложение (БСП) простые предложения связываются без союзов, интонацией. Наступила ночь, в домах зажглись огни.

Сложносочиненные предложения бывают:

с соединительными союзами И, ДА, ДА И, А(=И), ТОЖЕ, ТАКЖЕ с противительными союзами НО, А, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО
  1. с разделительными союзами
  2. ИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО,
  3. ТО ЛИ…ТО ЛИ
Зазвучала музыка, и праздник начался. Музыка стихла, но праздник продолжался. То ли музыканты устали, то ли праздник закончился.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая. Самолет остановился, и пассажиры пошли к выходу.
  • Запятая не ставится в трех случаях:
  • 1) если части ССП имеют общий второстепенный член;
  • 2) если части ССП имеют общее придаточное предложение;
  • 3) если все части ССП являются вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями.
  • Потом самолет остановился и пассажиры пошли к выходу.
  • Самолет уже остановился и пассажиры пошли к выходу, когда зазвонил телефон Димы.
  • Самолет остановился и пассажиры пошли к выходу?

 Примечание: Иногда между частями сложносочиненного предложения перед союзом И ставится тире, если в предложении есть резкое противопоставление или быстрая смена событий.

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима (А.С.Пушкин).

Сложноподчиненное предложение.

Особенности СПП:

  1. — Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложений.
  2. — Главное и придаточное предложения соединяются с помощью подчинительных союзов и союзных слов.
  3. — В предложении может быть один, два и более придаточных предложений.
  4. — Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
  5. — Придаточные предложения отделяются от главного запятыми.

Строение СПП:

Придаточное предложение может стоять после главного: Придаточное предложение может стоять в середине главного: Придаточное предложение может стоять перед главным:
Надо много знать, чтобы много уметь. [=], (чтобы =). Даша достала ключи и, когда вышел брат, заперла дверь. [– = и, (когда = –), =]. Пока шел дождь, мальчики стояли под навесом. (Пока = –), [– =].

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:

Подчинительные союзы          простые                              составные Союзные слова
  • что
  • чтобы
  • ибо
  • когда
  • пока
  • как
  • словно
  • если
  • и др.
  1. потому что
  2. оттого что
  3. так как
  4. лишь только
  5. как будто
  6. с тех пор как
  7. в связи с тем что
  8. и др.
  • который
  • какой
  • кто
  • что
  • как
  • где
  • куда
  • когда
  • и др.
Не являются членами предложения. Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному. Являются членами предложения. Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному.
  1. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
  2. По характеру подчинения нескольких придаточных предложений они разделяются на три типа: — придаточные предложения с однородным подчинением; — придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:
  3. — придаточные предложения с последовательным подчинением.
  • Придаточные предложения с однородным подчинением.
  •  Особенности: 1) относятся к одному и тому же главному предложению; 2) отвечают на один и тот же вопрос;
  • 3) между собой связаны сочинительными союзами либо бессоюзно.
  • Это однотипные придаточные предложения.
  • Пример: Он радовался, что праздник удался, что гости довольны, что они веселятся вовсю.

Пояснения: 1) все три придаточных предложения относятся к главному предложению Он радовался: Он радовался (чему?), что праздник удался. Он радовался (чему?), что гости довольны.Он радовался (чему?), что они веселятся вовсю. 2) все придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос чему? 3) они связаны с главным предложением одним и тем же союзом что. Это однотипные придаточные предложения.

  1. Придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением
  2. Особенности: 1) относятся к одному и тому же главному предложению;  НО!
  3. 2) отвечают на разные вопросы – то есть являются придаточными разного типа.
  4. Пример: Если посмотреть на луну в телескоп, то можно увидеть, что у нее весьма своеобразная поверхность.
  5. Пояснения: 1) оба придаточных предложения относятся к одному и тому же главному предложению можно увидеть; НО!

2) первое придаточное отвечает на вопрос при каком условии? Второе – на вопрос что? То есть отвечают на разные вопросы. Это разнотипные придаточные предложения, хотя и относятся к одному и тому же главному предложению.

  • Придаточные предложения с последовательным подчинением
  • Особенности: 1) главному предложению подчинено одно придаточное;
  • 2) этому придаточному предложению, в свою очередь, подчинено следующее придаточное предложение – таким образом, первое придаточное предложение является главным для следующего.
  • Пример: Мальчик стоял под навесом и смотрел, как бегут ручейки к луже, которая росла на глазах.

Пояснение: К главному предложению Мальчик стоял под навесом и смотрел относится только одно придаточное: как бегут ручейки к луже. А следующее придаточное предложение (которая росла на глазах) уже никак не связано с главным, относится к предыдущему придаточному, которое и является для него главным предложением: Бегут ручейки к луже (какой?), которая росла на глазах.

  ПРИМЕЧАНИЕ: нередко встречаются сложноподчиненные предложения с комбинированным подчинением: однородное + параллельное, однородное + последовательное, последовательное + параллельное и т.д. Поэтому при разборе предложения будьте внимательны.

Знаки препинания в СПП.

  1. Между главным и придаточным предложениями ставится запятая.
  2. Если придаточное предложение находится в середине, то оно с обеих сторон выделяется запятыми.
  3. Придаточные предложения также отделяются друг от друга запятыми.
  4. Дед сказал, что весна будет теплая.
  5. Дед сказал, что весна будет теплая, и улыбнулся.
  6. Дед сказал, что весна будет такая же теплая, как и в прошлом году, когда посевы взошли раньше, чем ожидали сельчане.
  • Исключение.
  •  Если однородные придаточные предложения соединены неповторяющимися союзами И, ИЛИ, то запятая между ними не ставится:
  • Дед сказал, что весна будет теплая и что урожай уродится богатый.

Задание.  Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец.

(2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха.

(4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

Выделяем основы: (1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец.

(2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха.

(4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похожна Ксюшкиного папу!»

Простым является предложение №3. Исключаем его. Определяем границы предложений и смотрим, чем связаны основы: (1) [В детстве я ненавидела утренники], (потому что к нам в садик приходил отец).

(2) [Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию],а [наша воспитательница строго говорила ему]: «Валерий Петрович, повыше!» (4)[Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть], и, (хотя никогда не пил), [нос у него почему-то всегдабыл свекольно-красного цвета, как у клоуна]. (5) [Дети, (когда хотели сказать про кого-то), (что он смешной и некрасивый), говорили так]: «Он похож на Ксюшкиного папу!» Первое предложение – сложноподчиненное с придаточным причины (я ненавидела утренники почему? потому что приходил отец). Второе предложение – сложносочиненное с прямой речью. Четвертое предложение – сложное с сочинительной связью (союз и) и подчинительной связью (придаточное хотя…). Пятое предложение – сложноподчиненное с двумя придаточными и прямой речь. Первое придаточное – времени (дети говорили когда? когда хотели сказать про кого-то); второе придаточное – изъяснительное (хотели сказать про кого-то что? что он смешной и некрасивый). Таким образом, правильный ответ – предложение №5.

Среди предложений 1 – 9 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное условия. Напишите номер этого предложения.

(1) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения. (2) …Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира.

(3) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (4) Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. (5) Пришлось адьютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.

(6) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (7) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится в одиночку. (8) И еще, может быть, Барклая утешила надежда.

(9) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.

Среди предложений 1 – 10 найдите сложное предложение, в состав которого входит (-ят) придаточное (-ые) сравнения. Напишите номер (-а) этого предложения.

(1) Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили белье…(2) Никакого знака былой жизни! (3) Ничего! (4) Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…(5) Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обнажилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти.

(6) Не может быть!  (7) Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности? (8) Вечером я варил уху.  (9) Мишка подбрасывал дрова в костер и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу.

(10) Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.

Среди предложений 1 – 11 найдите сложное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился.

(3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку.

(4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье?  (5) О чем думал он? (6) До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

Ответы: 7, 5, 6.

Источник: https://xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai/materials/shkolnaya-programma/russkiy-yzuk/slojnoye-predlojenie/

Ответы Mail.ru: что такое сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных??

fun_lady Просветленный (21849) 9 лет назад Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными. 1.

Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении.

Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации) . Например: 1) [Но грустно думать] , (что напрасно была нам мо­лодость дана) , (что изменяли ей всечасно) , (что обманула нас она).. . (А.

Пушкин) — [глагол] , (союз что) , (союз что) , (союз что )… 2) [Дерсу сказал] , (что это не тучи, а туман) и (что завтра будет день солнечный и даже жаркий) (В. Арсеньев) . [глаг.] , (что) и (что) .

Источник: Яндекс

максим дондуков Ученик (168) 3 года назад Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными. 1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении.

Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации) . Например: 1) [Но грустно думать] , (что напрасно была нам мо­лодость дана) , (что изменяли ей всечасно) , (что обманула нас она).. .(А. Пушкин) — [глагол] , (союз что) , (союз что) , (союз что )…

2) [Дерсу сказал] , (что это не тучи, а туман) и (что завтра будет день солнечный и даже жаркий) (В. Арсеньев) . [глаг.] , (что) и (что) .

Станислав Карпов Ученик (194) 2 года назад 1. Однородное подчинение [Но грустно думать] , (что напрасно была нам молодость дана) , (что изменяли ей всечасно) , (что обманула нас она).. .(А. Пушкин) — [глагол] , (союз что) , (союз что) , (союз что )… Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении.

Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с» помощью интонации) . 2.Параллельное подчинение (Если бы мне иметь сто жизней) , [они не насытили бы всей жажды познания] , (которая сжигает меня) (В. Брюсов) — (союз если ), [ сущ.] , (с. слово которая ). Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении. 3.Последовательное подчинение [Она пришла в ужас'], (когда узнала) , (что письмо нёс отец) (Ф. Достоевский) — [ ], (с. когда глаг.) , (с. что) .

придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени) , второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

максим веревкин Ученик (239) 2 года назад 1. Однородное подчинение [Но грустно думать] , (что напрасно была нам молодость дана) , (что изменяли ей всечасно) , (что обманула нас она).. .(А. Пушкин) — [глагол] , (союз что) , (союз что) , (союз что )… Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении.

Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с» помощью интонации) . 2.Параллельное подчинение (Если бы мне иметь сто жизней) , [они не насытили бы всей жажды познания] , (которая сжигает меня) (В. Брюсов) — (союз если ), [ сущ.] , (с. слово которая ). Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении. 3.Последовательное подчинение [Она пришла в ужас'], (когда узнала) , (что письмо нёс отец) (Ф. Достоевский) — [ ], (с. когда глаг.) , (с. что) .

придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени) , второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Екатерина Лавренова Знаток (389) 1 год назад Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными. 1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении.

Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации) . Например: 1) [Но грустно думать] , (что напрасно была нам мо­лодость дана) , (что изменяли ей всечасно) , (что обманула нас она).. .(А. Пушкин) — [глагол] , (союз что) , (союз что) , (союз что )… 2) [Дерсу сказал] , (что это не тучи, а туман) и (что завтра будет день солнечный и даже жаркий) (В. Арсеньев) . [глаг.] , (что) и (что) .

Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно

Elizabeth Cooper Ученик (125) 1 год назад даниил пожаров Знаток (283) 1 год назад Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными. 1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении.

Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации) . Например: 1) [Но грустно думать] , (что напрасно была нам мо­лодость дана) , (что изменяли ей всечасно) , (что обманула нас она).. .(А. Пушкин) — [глагол] , (союз что) , (союз что) , (союз что )… 2) [Дерсу сказал] , (что это не тучи, а туман) и (что завтра будет день солнечный и даже жаркий) (В. Арсеньев) . [глаг.] , (что) и (что) .

Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно

светлана Добротворская Знаток (387) 1 год назад Даниэль Пельмень Ученик (197) 1 год назад Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными. 1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении.

Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации) . Например: 1) [Но грустно думать] , (что напрасно была нам мо­лодость дана) , (что изменяли ей всечасно) , (что обманула нас она).. .(А. Пушкин) — [глагол] , (союз что) , (союз что) , (союз что )… 2) [Дерсу сказал] , (что это не тучи, а туман) и (что завтра будет день солнечный и даже жаркий) (В. Арсеньев) . [глаг.] , (что) и (что) .

Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно

Источник: https://otvet.mail.ru/question/40933520

Урок русского языка на тему: "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"(11 класс)

  • Урок русского языка
  • Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
  • Целиурока: 1) знакомство с разными видами сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными;
  • 2) формирование умений:
  • — определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких предложений к главному;
  • — составлять схемы сложноподчиненных предложений с последовательным, параллельным, однородным подчинением;
  • — правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложений.
  • Оборудование: презентация.
  • Ход урока

1.Подготовка к восприятию.

— Докажите, что это сложноподчиненное предложение.

Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию. (А.С.Пушкин)

2.Изучение темы.

  1. -Виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными
  2. СПП с последовательным подчинением
  3. В сложноподчиненных предложениях с последовательным подчинением первое придаточное относится к главной части и называется придаточным первой степени, а второе придаточное относится к первому придаточному и называется придаточным второй степени.

Батюшка не хотел верить, чтобы я мог быть замешан в гнусном бунте, коего цель была ниспровержение престола и истребление дворянского рода. (А.С.Пушкин)

  • (Составление схемы, определение видов придаточных предложений)
  • СПП с параллельным подчинением
  • В сложноподчиненных предложениях с параллельным подчинением все придаточные части относятся к главной части, но имеют разное значение и отвечают на разные вопросы.

Прежде нежели приступлю к описанию странных происшествий, … я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце 1773 года. (А.С.Пушкин)

  1. (Составление схемы, определение видов придаточных предложений)
  2. В этом предложении главная часть находится посередине, а две придаточные части расположены справа и слева от неё.
  3. СПП с однородным подчинением
  4. Придаточные части в сложноподчиненных предложениях с однородным подчинением тоже относятся к общему главному предложению, но имеют одинаковое значение и отвечают на один вопрос.

Очевидно было, что Савельич передо мною был прав , что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением. (А.С.Пушкин).

(Составление схемы, определение видов придаточных предложений)

В текстах могут встречаться и более сложные комбинации придаточных, где сочетается последовательное, параллельное и однородное подчинение в одном предложении.

3. Первичное закрепление.

Расставьте пропущенные запятые и определите вид сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

1.Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову пока еще было время.

2.Скажу вкратце, что сия осада по неосторожности местного начальства была гибельна для жителей, которые претерпели голод и всевозможные бедствия.

3. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

4. Савельич внес за мною погребец, потребовал огня, чтоб готовить чай, который никогда так не казался мне нужен.

5. Я смеялся от чистого сердца, как вошел ко мне тот самый инвалид, который чинил мундир в передней коменданта.

4.Пунктуация в предложениях с последовательным подчинением.

  • — Продолжаем исследовать структуру сложноподчиненного
  • предложенияс последовательным подчинением.
  • В сложноподчиненных предложениях с последовательным подчинением иногда рядом могут оказаться союзы
  • ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА
  • Сравните предложения:
  • 1)А я тебе говорю, что, если ты поедешь, я поеду с тобой.
  • А я тебе говорю, что если ты поедешь, то я поеду с тобой.

2)Это потому, что, когда вагон останавливается, во всем вашем теле происходит замедление скорости.(А.Н.Толстой)

Егор привел неожиданное для Левина замечание, что когда он жил у хороших господ, то он всегда был своими господами доволен. (Л.Н.Толстой)

5.Закрепление.

— Опираясь на схемы, составьте свои примеры сложноподчиненных предложений c последовательным подчинением, выделите грамматические основы и укажите средства связи.

— В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?

  • 1) С Левиным всегда бывало так ,что когда первые выстрелы были неудачны он горячился, досадовал и стрелял целый день дурно.
  • 2) Очень может быть ,что если формы не совпадут с моими требованиями, я откажусь от законного иска.
  • 3) Сунула тетерка голову в траву и думает ,что, коли она сама ничего не видит, так и ее не видно.
  • 4) Я уже подумал ,что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки.

6.Пунктуация в предложениях с однородным подчинением. — Сравните предложения:

1)Внутренний голос говорил ему, что ходить не стоит, что ничего из этого не выйдет.

Каштанка не понимала, отчего это у нее такая тоска и отчего все так беспокоятся.(А.П.Чехов)

2)Они могут своих излюбленных богов высечь, если долгое время не будет у них дождя или будут дожди слишком продолжительные.(М.Е.Салтыков-Щедрин)

  1. (во втором предложении опущен союз если)
  2. В этом примере одиночный сочинительные союз выполняет ту же функцию, что и в простых предложениях между однородными членами.
  3. 3)Девочка знала, что между отцом и матерью была ссора,
  4. и что мать не могла быть весела, и что отец должен
  5. знать это, и что он притворяется, спрашивая

об этом так легко. (Л.Н.Толстой)

7.Закрепление.

Расставьте пропущенные запятые, составьте схемы предложений.

1.Василиса Егоровна возвратилась домой не успев ничего выведать от попадьи и узнала что во время ее отсутствия было у Ивана Кузьмича совещание и что Палашка была под замком.

2. Вдруг Марья Ивановна тут же сидевшая за работой объявила что необходимость её заставляет ехать в Петербург и что она просит дать ей способ отправиться.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Мне нравится (1)что к дому со всех сторон пристроены сени (2) и что (3) если взглянуть на него сверху (4)то видны только одни крыши. 1)1,2,3,4; 2)1,3,4; 3)2,3; 4)1,4.

8.Работа с текстом.

  • 1)… С Пушкина она, русская культура, и начинается как культура современная, как культура, к которой мы сами принадлежим, которой мы воспитаны, которая нас с детства окружает
  • 2)Пушкин первый заговорил в поэзии так, как говорим мы сейчас, образовав, сформировав стихию народного языка нашего, показав все его выразительные возможности, его пластичность и гармоничность, он первым выразил тот богатейший мир чувств и мыслей, который стал нашим миром.
  • 3)Пушкин – это та вершина, к которой дороги ведут со всех концов мироздания и с которой открывается взгляд к далеким горизонтам будущего.
  • 4)Дальнейший уже возможен был только с этой вершины, им причудливо двигалась последующая русская литература, порой удаляясь от Пушкина, отталкиваясь от него, полемизируя с ним, но всегда, вольно или невольно, отмеряя свои шаги от того рубежа, который положен был Пушкиным.
  • — Чтение текста.
  • — Укажите номера сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.
  • — Орфографический и пунктуационный разбор предложений.
  • — Синтаксический разбор 3 предложения.

9.Итоги урока.

  1. — Существует три вида сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными: придаточные с последовательным подчинением, придаточные с параллельным подчинением и придаточные с однородным подчинением.
  2. — Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как и при однородных членах с сочинительными союзами.
  3. — При последовательном подчинении рядом могут оказаться союзы
  4. ЧТО и ЕСЛИ. Запятая между ними ставится только в том случае,
  5. когда далее в предложении нет второй части союза –ТО или ТАК.

Источник: https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-na-temu-slozhnopodchinennie-predlozheniya-s-neskolkimi-pridatochnimi-klass-1745275.html

Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением: все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому. — презентация

1

2 Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением: все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном (если придаточные распространяют не всё главное предложение, а одно его слово); придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа; между собой придаточные предложения связаны с помощью сочинительных союзов или бессоюзно (со значением перечисления), подобно тому как связаны между собой однородные члены. Например: Мальчишки, притихшие, глядели вслед грузовику, пока тот не отъехал за перекресток, пока не рассеялась поднятая им пыль, пока сам он не стал клубом пыли. (Жуховицкий).

3 Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна (Чехов). Находясь в госпитале, он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду удалось пробиться к своим. Отец мой говорил мне, что он не видывал таких хлебов и что в нынешний год урожай отличный. (Аксаков).

4 Мальчишки, притихшие, глядели вслед грузовику, пока тот не отъехал за перекресток, пока не рассеялась поднятая им пыль, пока сам он не стал клубом пыли.(Жуховицкий). (пока союз), (пока союз), (пока союз) Это сложноподчинённое предложение.

Состоит из четырёх простых предложений: первое главное, остальные придаточные времени. Придаточные относятся к одному главному предложению. Отвечают на один и тот же вопрос до каких пор? Каждое придаточное связано с главным союзом пока.

Вывод : это однородные придаточные предложения.

5 Отец мой говорил мне, что он не видывал таких хлебов и что в нынешний год урожай отличный (Аксаков). Это сложноподчинённое предложение. Состоит из трёх простых предложений: первое главное, остальные придаточные дополнительные.

Придаточные предложения относятся к одному слову (сказуемому говорил, выраженному глаголом) в главном предложении. Отвечают на один и тот же вопрос что? Каждое придаточное связано с главным союзом что.

Между собой придаточные предложения связаны соединительным союзом и.

6 Союзы ли… или рассматриваются как повторяющиеся (в этом случае или можно заменить ли), и однородные придаточные, связанные этими союзами, разделяются запятой. Ср.: Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна (Чехов). Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, собиралась ли всходить луна.

7 Сочинительные союзы это союзы, которые соединяют только равноправные компоненты, т. е.: однородные члены предложения; части сложного предложения; предложения в тексте; абзацы текста.

Сочинительные союзы имеют следующие разряды по значению: 1) соединительные (значение «и это, и то»): и, да (в значении «и»), ни…ни, как…так и, и…и, не только…но и, как… так и, тоже, также ; 2) разделительные (значение «или это, или то»): или, либо, то…то, не то…не то, или…

или, то ли… то ли; 3) противительные (значение «не это, а то»): а, но, да (в значении «но»), однако, зато.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/938270/

Поиск ответа

Всего найдено: 4

Добрый день! В предложении _Если человеку нужна вещь, и в данный момент ему доступно несколько вещей, он берет первую попавшуюся._

нужна ли запятая перед _и_? Или нет, т. к. это два придаточных с общей главной частью?

Спасибо! С уважением,

Екатерина

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна – на основании именно того правила, которое Вы процитировали.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая после союза «что» в предложениях следующей конструкции: «Разъяснено, что, если скидка не носит характера индивидуальной льготы, при обложении НДФЛ она не может рассматриваться в качестве дохода…». Как я понимаю, это одно главное и два придаточных предложения, при этом второе придаточное разрывает первое, а потому должно выделяться запятыми с двух сторон. Так? Заранее огромное спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Да, придаточное, которое находится внутри другого придаточного, также обособляется запятыми.

№253831 объясните, пожалуйста, ваш ответ: Стоишь на берегу,(?) (ведь есть союз «и», а относятся к одному подлежащему «ты»)и чувствуешь соленый запах ветра, что веет с моря, И веришь, что свободен ты(?) (сложное предложение, две основы — «ты свободен» и «жизнь началась») и жизнь лишь началась, И губы жжёт подруги поцелуй, пропитанный слезой…

просто очень хочется объяснить самой себе, спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Стоишь, чувствуешь, веришь – однородные сказуемые. Если число однородных членов предложения больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми: Стоишь, и чувствуешь, и веришь.

И веришь, что свободен ты и жизнь лишь началась – это сложноподчиненное предложение, в котором два придаточных (ты свободен и жизнь лишь началась) относятся к одному главному (и веришь). Между однородными придаточными частями сложноподчиненного предложения, связанными неповторяющимся союзом И, запятая не ставится.

Опять пишу я к вам стихами. Мне обойтись без них нельзя — Без низ меня не замечают, И остаюсь несчастным я. Прошу, грамматики, скажите, Чтоб прекратились мои слезы: Когда, когда вы мне дадите Писать одною только прозой? 1. Если два придаточных предложения, соединенных союзом «и», относятся к главному, но к ним задаются разные вопросы или они имеют разные союзы, нужно ли между ними ставить запятую? Другими словами, являются ли они однородными, если к ним задаются разные вопросы, но относятся они к одному главному предложению? Попробую привести пример (может, не совсем удачный, но идея, думаю, понятна): «Он сказал, что нужно обязательно прийти_и_чтобы все принесли с собой необходимый инвентарь». Я спрашиваю не только об этом предложении, а меня интересует прежде всего ответ на мой вопрос. 2. Между однородными подчинительными предложениями можно не ставить запятую. А допустимо ли ее все же поставить?

Ответ справочной службы русского языка

1. Два придаточных предложения, которые относятся к одному гласному и соединяются союзом _и_, не могут быть не однородными. В приведённом Вами примере это однородные придаточные изъяснительные, между ними не ставится запятая. 2. Между однородными придаточными предложениями ставится запятая, если отсутствует соединительный союз.

Источник: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%B4%D0%B2%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85

Ссылка на основную публикацию