Вопросительные и относительные местоимения (6 класс)

  • Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:
  • ·                   Что такое вопросительные местоимения?
  • ·                   Что такое относительные местоимения?
  • ·                   Что нужно знать о вопросительных и относительных местоимениях?  

На предыдущих уроках мы начали знакомиться с разрядами местоимений и познакомились с личными и возвратными местоимениями. Сегодня нам предстоит знакомство сразу с двумя разрядами: вопросительными местоимениями и относительными.

А чтобы нам не скучно было с ними знакомиться, сочиним вот такую сказку.

В одной прекрасной стране под названием Грамматика обитали местоимения. Звали их так: кто? что? какой? который? чей? и сколько?

Местоимения были очень любознательными. Больше всего на свете они любили задавать вопросы. У них даже были вопросительные знаки, которыми они частенько пользовались. Потому эти местоимения и стали называть вопросительными.

Вопросительные и относительные местоимения (6 класс)

Да вот беда – остальные жители города очень страдали от этой любознательности. Выйдет, например, кто-нибудь прогуляться. И тут же откуда ни возьмись – местоимения с вопросами:

Вопросительные и относительные местоимения (6 класс)

И впечатление от прогулки испорчено.

Решит кто-нибудь полакомиться конфетами у себя дома. И здесь спасения нет: тут же появятся местоимения и поинтересуются:

Вопросительные и относительные местоимения (6 класс)

  1. После такого никаких конфет не захочется!
  2. Дошло до того, что стало невозможно зубы почистить: появится вопросительное местоимение и что-нибудь спросит.
  3. Например: «Который час?»

Словом, жизни не стало от вопросительных местоимений и их назойливых вопросов. Собрались жители Грамматики и решили, что нужно что-то делать.

Темной-темной ночью они проникли в дом вопросительных местоимений. Забрали все вопросительные знаки. И заперли их в сейф.

Вопросительные и относительные местоимения (6 класс)

Смотрят вопросительные местоимения: а знаков нет! Какие же они теперь вопросительные? И что делать?

Осталось только придумать себе новое занятие.

В задумчивости местоимение кто побрело искать – чем бы заняться без вопроса? И вдруг увидело две части предложения, которые кто-то разделил.

Вопросительные и относительные местоимения (6 класс)

Части, может, и хотели бы соединиться, но нужен был кто-то, кто отнесёт одну часть к другой.

– Займусь этим, – решило местоимение кто. И соединило части предложения. Получилось вот что:

Мы знаем, кто учится лучше всех.

– А ведь это отличная идея! – восхитились другие местоимения. – Мы можем относить части предложения друг к другу. Будем показывать их отношения.

– Получается, что мы тогда станем относительными. И все наладится.

Другие жители Грамматики вскоре удостоверились, что местоимения ведут себя просто образцово и занимаются полезной работой. Подумали, да и вернули им вопросительные знаки.

Вопросительные и относительные местоимения (6 класс)

Вопросы вернулись. И местоимения снова стали вопросительными – просто вели себя менее бесцеремонно. Но иногда они все же отбрасывают свои вопросы в сторону – по доброй воле. И становятся относительными, чтобы помогать предложениям.

Что мы можем вынести из этой истории?

Вопросительные местоимения помогают задавать вопросы.

Вот эти местоимения: кто? что? какой? каков? который? чей? сколько?

  • Эти местоимения употребляются в вопросительных предложениях.
  • Относительные местоимения – это те же самые слова, но без вопросов.
  • Потому что у них другая цель – они используются для связи простых предложений в составе сложных.
  • Сравним местоимения и их употребление.
  • Чей это пирожок?
  • Предложение вопросительное, и местоимение вопросительное.

Мы не узнаем, чей это пирожок. Предложение повествовательное, а местоимение будет относительным.

Кто сделает уборку? В вопросительном предложении и местоимение вопросительное.

Я знаю, кто сделает уборку. Предложение повествовательное, и в нем будет относительное местоимение.

Из всех таких местоимений внимание нужно обратить на слово «который». Оно бывает вопросительным только в одном случае.

Подскажите пожалуйста, который час.

Получается, что разница между двумя разрядами – только в вопросительном знаке. Именно поэтому некоторые исследователи называют такие местоимения вопросительно-относительными.

А что ещё мы можем сказать про эти местоимения? Что они выглядят до странного знакомыми. Мы постоянно встречаемся с ними на уроках русского языка, когда изучаем правило или ставим вопрос в предложении. Ведь именно вопросительные местоимения используются, чтобы ставить вопросы к частям речи.

А к каким частям речи?

кто? что? – к существительному.

На вопросы какой? каков? чей? отвечает прилагательное.

На вопросы который? и сколько? отвечает числительное.

Изменяются все эти местоимения соответственно. Правда, местоимения кто? что? не могут изменяться по родам и числам.

А в остальном – мы хорошо знаем, как склоняются такие местоимения. И легко можем себе это представить.

Вопросительные и относительные местоимения (6 класс)

Склонение слов кто? и что? – это падежные вопросы существительных. Со склонением слова какой? мы сталкиваемся, когда ставим вопросы к прилагательным.

Местоимение сколько? тоже склоняется. Склоняется оно как прилагательное во множественном числе.

Вопросительные и относительные местоимения (6 класс)

  1. А чем же бывают в предложениях вопросительные и относительные местоимения?
  2. Они могут быть разными членами предложения.
  3. Кто пролил мой чай?
  4. Местоимение будет подлежащим.
  5. Что ты видишь?
  6. Местоимение будетдополнением.
  7. Какой завтра день?
  8. Местоимение будет определением.
  9. Что же нам требуется запомнить?

Вопросительные местоимения помогают задавать вопросы. Относительные местоимения соединяют простые предложения в составе сложных.

Местоимения кто? что? не изменяются по родам и числам.

В предложении вопросительные и относительные местоимения могут быть разными членами.

Источник: https://videouroki.net/video/66-voprositelnye-i-otnositelnye-mestoimeniya.html

Вопросительные местоимения

Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях и указывают на предметы, которые неизвестны говорящему. В статье приведены грамматические и синтаксические особенности вопросительных местоимений с примерами, их синтаксическая роль в предложениях.
Вопросительные и относительные местоимения (6 класс)

Вопросительные местоимения в русском языке – группа местоимений, которые употребляются в вопросительных предложениях и указывают на признаки, предметы или количество, которые не известны говорящему.

Примеры вопросительных местоимений: кто? что? какой? каковой? который? чей? кой? сколько?

Некоторые авторы также относят к вопросительным местоимениям местоименные наречия (как? где? когда? зачем? почему? и др.).

Вопросительные местоимения изменяются по падежам, числам и родам:

  • кто? что? – склоняются только по падежам; местоимение кто? обычно употребляется как существительное мужского рода, местоимение что? – среднего рода;
  • сколько? – склоняется только по падежам, в словосочетаниях управляет существительным в Р. п. (сколько домов?);
  • чей? какой? который? – изменяются по родам, числам, падежам;
  • каковой? – склоняется так же, как и местоимение какой?, но имеет краткие формы – каков? какова? каково? каковы?
Читайте также:  "в порту" или "в порте, как правильно писать?

Особенности склонения вопросительных местоимений приведены в таблице.

Чей? Какой? Который? Кто? Что? Сколько?
Единственное число Множественное число
Муж. род Ср. род Жен. род
И. п. чей?
какой?
который?
чье?
какое?
которое?
чья?
какая?
которая?
чьи?
какие?
которые?
кто?
что?
сколько?
Р. п. чьего?
какого?
которого?
чьей?
какой?
которой?
чьих?
каких?
которых?
кого?
чего?
скольких?
Д. п. чьему?
какому?
которому?
чьей?
какой?
которой?
чьим?
каким?
которым?
кому?
чему?
скольким?
В. п. чей? (чьего?)
какой? (какого?)
который? (которого?)
чье?
какое?
которое?
чью?
какую?
которую?
чьи? (чьих?)
какие? (каких?)
которые? (которых?)
кого?
что?
сколько? (скольких?)
Т. п. чьим?
каким?
которым?
чьей?
какой?
которой?
чьими?
какими?
которыми?
кем?
чем?
сколькими?
П. п. о чьем?
о каком?
о котором?
о чьей?
о какой?
о которой?
о чьих?
о каких?
о которых?
о ком?
о чем?
о скольких?

В предложении вопросительные местоимения могут выступать в качестве любого члена предложения.

Члены предложения Примеры употребления
Чей? Какой? Кто? Что? Сколько? Который?
Подлежащее Кто придет завтра?
Что произошло?
Сколько школьников было на уроке?
Часть составного именного сказуемого Чей это сын?
Какие эти яблоки на вкус?
Кем ты будешь на утреннике?
Чем были эти детали раньше?
Определение Чьи это карандаши?
Какие цветы вы любите?
Который час?
Дополнение Кого мы ждем?
О чем ты читаешь книгу?
У скольких ребят есть учебники?
Обстоятельство На сколько мы опаздываем?
Во сколько начинается представление?

Синтаксическая роль вопросительных местоимений также может зависеть от контекста употребления и стилистики текста (речи).

Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 166.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/voprositelnye-mestoimeniya

Конспект урока с презентацией по русскому языку "Вопросительные и относительные местоимения" (6 класс)

Тема: Вопросительные и относительные местоимения.

Цель: познакомить с вопросительными и относительными местоимениями и их значением в речи. Учить употреблять вопросительные и относительные местоимения с учётом особенностей их склонения; интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимения.

  • 1 урок.
  • ХОД УРОКА:
  • Повторение изученного:
  • 1 слайд
  • Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, не называя их.
  • 2 слайд
  • Сколько разрядов местоимений существует? (9)
  • — С какими уже познакомились?
  • — Что узнали о возвратном местоимении себя?
  • (не имеет Именительного падежа, рода и числа. В предложении – дополнение)
  • 3 слайд
  • Проверим домашнее задание

Упражнение 446 (вставляем местоимение, указываем падеж. У выделенного местоимения – начальную форму).

  1. 4 слайд
  2. Число
  3. 5 слайд
  4. Кто знает, какой день отмечается Первого апреля?
  5. — Какое это предложение по цели высказывания?
  6. — А какое слово задаёт вопрос? (кто, какой)
  7. — Это местоимения.
  8. — Кто догадался, к какому разряду они относятся?
  9. 6 слайд
  10. Итак, сегодня мы откроем ещё одно окошко – вопросительные местоимения.
  11. 7 слайд
  12. Тема урока
  13. 8 слайд
  14. Вернёмся к вопросу, который задал нам Знайка.
  15. В тетради: Первого апреля мы отмечаем Международный день птиц и День смеха.
  16. Найдите местоимения, подчеркните, какие они?
  17. 9 слайд
  18. Какие слова обычно говорят Первого апреля?
  19. Вопросительное местоимение – какие.
  20. (Первого апреля никому не верю. Никому – местоимение – отрицательное, подчеркните его)
  21. 10 слайд

У вас сегодня белая спина,Ботинок в глине, нос такой БОЛЬШОЙ.Сегодня много шуток, старина,Все много шутят, просто день такой:День смеха, дурака, шута – всего,Что вызывает этот самый смех,Ипервое апреля для того,Чтобы улыбки радовали всех!

  • Выписать личное местоимение, указать начальную форму, лицо, число, падеж.
  • 11 слайд
  • Упражнение 451 (записываем только вопросительные местоимения)
  • В каком, сколько, какие, кому, что, у кого.

— А теперь посмотрим рамочку на странице 72 – это вопросительные местоимения. Их всегда легко узнать, потому что они задают вопрос.

  1. — Вспомните, какой ещё праздник отмечается первого апреля?
  2. 12 слайд
  3. Первое апреля Международный день птиц.
  4. Используя вопросительное местоимение, придумайте предложение по картинке
  5. (Сколько птиц на ветке?)
  6. 13 слайд
  7. Какие птицы называются перелётными?
  8. 14 слайд
  9. Чей это домик?
  10. 15 слайд

Отгадать загадку. Найти местоимение, выписать, указать разряд. (он – личное)

По лужку он важно бродит,Из воды сухим выходит,Носит красные ботинки,Дарит мягкие перинки.

16 слайд

Отгадать загадку. Найти местоимение, выписать, указать разряд. (я – личное, он — личное)

  • Я по дереву стучу,
  • червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой —
  • Все равно он будет мой!
  • 17 слайд

Отгадать загадку. Найти местоимение, выписать, указать разряд. (кто – вопросительное)

  1. Кто так заливисто поето том, что солнышко встает?
  2. Упражнение 453 (устно)
  3. 18 слайд
  4. Домашнее задание: упражнение 453 (подчеркнуть местоимения, указать их разряд)
  5. 19 слайд

С какими местоимениями познакомились? Что о них знаете?

  • 20 слайд
  • Хорошего настроения.
  • 2 урок
  • ХОД УРОКА:
  • 21 слайд
  • Какую часть речи мы вами изучаем?
  • Расскажите всё, что вы знаете о местоимении.
  • 22 слайд

Сколько разрядов местоимений мы с вами расселили? Какие?

  1. 23 слайд
  2. Что узнали о возвратном местоимении себя?
  3. 24-25 слайд
  4. Посмотрим, как вы справились с домашним заданием.
  5. Упражнение 446
  6. — С какими ещё местоимениями познакомились на прошлом уроке?
  7. — Откройте вопросительные местоимения на странице 72.
  8. — Найдите их в домашнем упражнении. (4 предложение)
  9. — А почему нет знака вопроса?

— Что же получается? Выходит, местоимение кто может быть не только вопросительным. И это действительно так.

  • — Вопросительные местоимения превращаются в относительные, если они употребляются без вопроса.
  • — Это и есть тема сегодняшнего урока.
  • 26 слайд
  • Число, тема.
  • 27 -30 слайд

— Какими являются выделенные местоимения? Почему?

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?

  1. Кто сказал, что чудес на свете нет?
  2. Сколько звёзд на небе?
  3. Чей это конь неукротимый бежит в степи необозримой?
  4. 31 слайд
  5. Знайка предлагает записать нам предложения:
  6. Кто читал эту книгу?
  7. Я знаю, кто читал эту книгу
  8. — Почему вопросительное местоимение кто превратилось в относительное?
  9. — Давайте посмотрим, какую роль выполняет относительное местоимение.
Читайте также:  "напрокат" или "на прокат", как правильно пишется, слитно или раздельно?

— Подчеркните грамматические основы. Какое это предложение? Что делает относительное местоимение? (связывает простые предложения в сложном)

  • 32 слайд
  • Который час?
  • Он заметил человека, который быстро шёл в сторону леса.
  • — Почему вопросительное местоимение кто превратилось в относительное?
  • — Давайте посмотрим, какую роль выполняет относительное местоимение.

— Подчеркните грамматические основы. Какое это предложение? Что делает относительное местоимение? (связывает простые предложения в сложном)

  1. 33 слайд
  2. Какие книги тебя интересуют?
  3. На уроках биологии ты узнаешь, какие животные обитают в разных концах Земли.
  4. — Какими являются выделенные местоимения? (укажем на верху)
  5. — Почему вопросительное местоимение кто превратилось в относительное?
  6. — Давайте посмотрим, какую роль выполняет относительное местоимение.

— Подчеркните грамматические основы. Какое это предложение? Что делает относительное местоимение? (связывает простые предложения в сложном)

  • — А каким членом предложения является относительное местоимение?
  • — Прочитаем об относительных местоимениях в учебнике на странице 74.
  • 34 слайд
  • Ну а теперь давайте поселим относительные местоимения в наш домик.
  • Упражнение 455. (комментированное письмо)
  • 35 слайд
  • Домашнее задание:
  • Упражнение 454 (подчеркнуть относительные местоимения)
  • — С какими местоимения сегодня познакомились?
  • 36 слайд
  • Спасибо за урок!

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-s-prezentaciey-po-russkomu-yaziku-voprositelnie-i-otnositelnie-mestoimeniya-klass-954365.html

Вопросительные и относительные местоимения — МЕСТОИМЕНИЕ — МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

  • Цели: дать понятие о вопросительных и относительных ме­стоимениях; показать особенности их склонения, разницу между ними; учить предупреждать речевые ошибки.
  • Планируемые результаты: знание морфологических особен­ностей вопросительных и относительных местоимений; умения различать вопросительные и относительные местоимения, об­наруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
  • Ход урока 1
  1. Организационный момент
  2. II. Анализ сочинений
  1. III. Самоопределение к деятельности
  2. (Беседа по § 79 (реализация домашнего задания).

    )

  3. — Какой разряд местоимений вы начали изучать дома?
  4. — Какие местоимения относятся к вопросительным?

— Для чего служат вопросительные местоимения? (Название этих местоимений подсказывает, что это за местоимения и где они употребляются. Это местоимения, которые слу­жат для выражения вопроса в вопросительных предложениях: кто?, что?, какой?, каков?, который?, чей?, сколько?)

— Какие части речи отвечают на эти вопросы? (Именные части речи: существительные, прилагательные, числительные.)

— Какое из вопросительных местоимений не склоняется? (Каков?)

— Какие из вопросительных местоимений не изменяются по родам и числам? (Кто?, что?)

(Склонение местоимений кто? и что? (по заданию упр. 450).)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Закрепить и углубить знания о вопросительных местоиме­ниях, упражняться в их склонении и употреблении.)

  1. Работа по теме урока
  2. Работа по учебнику

(Обсуждение заданий рубрики “Материалы для самостоятель­ных наблюдений” (с. 72,73), вывод о склонении местоимения чей?)

— Придумайте примеры предложений с вопросительными местоимениями. (Кто стучится в дверь ко мне? Что такое, что случилось? Кого мы видим на картинке? Какая погода будет завтра? В котором часу ты вернёшься? Каков ответ этой задачи? О чьём рассказе идёт речь? Скольким участни­кам удалось выйти в финал?)

А сейчас мы будем изучать относительные местоимения. Вот они: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько. Не кажется ли вам это странным? Ведь именно эти слова мы отнесли к разряду вопросительных местоимений. Попробуем разобраться. Сравним предложения.

(Верхняя строка — шапка — заполняется последней.)

Вопросительные местоимения Относительные местоимения
Кто сказал “мяу”? Теперь я знаю, кто сказал “мяу”.
Чем бы тебя угостить? Я думаю, чем бы тебя угостить.
Какой у тебя номер вагона? Посмотри, какой у тебя номер вагона.
Каковы ваши планы? Хотелось бы знать, каковы ваши планы
Который час? Скажите, пожалуйста, который час.
Чья это проделка? Признавайтесь, чья это проделка.
Сколько сегодня уроков? Я не помню, сколько сегодня уроков.

Подумайте, чем различаются одинаковые слова в левой и правой частях таблицы. Сделайте вывод. (Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса, а относитель­ные — для связи простых предложений в составе сложных. Различие есть и в интонации.)

  • Чтобы определить синтаксическую роль относительных ме­стоимений, надо на их место подставить подходящую по смыслу именную часть речи. Например:
  • Я думаю, чем (чаем) бы тебя угостить (дополнение).
  • Посмотри, какой (пятый) у тебя номер вагона (определение).
  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 451 — комментированное письмо.

Упр. 452 — орфоэпическая работа (см. таблицу выше).

— Какие части речи заменяют вопросительные местоиме­ния?

— Какие вопросительные местоимения склоняются как при­лагательные? (Какой?, который?, чей?)

  1. — Каковы особенности склонения вопросительных место­имений?
  2. — Какие местоимения называются относительными?
  3. Домашнее задание

Учебник: § 79, упр. 453.

Ход урока 2

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания
  3. Склонение вопросительного местоимения сколько? (устно).
  4. Упр. 453 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение, морфемный и синтаксический разбор на доске.

III. Актуализация знаний

(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)

  • Слышу голос из прекрасного далека,
  • Он зовёт меня в чудесные края.
  • Слышу голос — голос спрашивает строго:
  • А сегодня что для завтра сделал я?
  • Ю. Энтин
  • — Подчеркните местоимения, определите их разряд и синтак­сическую роль.
  1. Работа по теме урока
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 454 — коллективное выполнение с комментированием, фонетический разбор на доске и в тетрадях.
  4. Упр. 455 — коллективное выполнение с комментированием, понятие о синтаксической синонимии.

Предложения, которые мы составили, по смыслу сходны с данными в упражнении. Если принять предложения за одно це­лое, можно назвать их синонимами. Так в математике мы можем обозначить какое-либо выражение одной буквой (5 — 1 = 6 — 2, или х = у). Это явление синтаксической синонимии.

  1. Упр. 456 — комментированное письмо, работа по предупреждению речевых ошибок.
  2. Словарно-орфоэпическая работа
  1. Запишите в орфоэпический словарик слово инструмент, поставьте ударение.
  2. Составьте предложение с этим словом.
  3. — Какие части речи заменяют вопросительные местоимения?
  4. — В каких по цели высказывания предложениях встречаются вопросительные местоимения?
  5. — Что общего у вопросительных и относительных место­имений?
  6. — Как отличить вопросительные местоимения от относи­тельных?
  7. — Какими членами предложения могут быть вопросительные и относительные местоимения?
  8. Домашнее задание

Учебник: § 79, упр. 457.

Источник: https://compendium.su/rus/6klass_5/115.html

Вопросительные и относительные местоимения

  • Вопросительные
  • Относительные

Вопросительные местоимения – это слова, на которые отвечают существительные, прилагательные и числительные:

кто? что? какой? каков? который? чей? сколько?

В основном, они служат для выражения вопроса и употребляются в вопросительных предложениях, например:

Кто здесь? Сколько у тебя карандашей? Что происходит? Чей это блокнот?

Вопросительные местоимения используются при определении грамматического значения и склонения именных частей речи, а также при определении членов предложения.

Вопросительные местоимения кто и что изменяются только по падежам, они не имеют рода и числа. Местоимения какой, который, чей изменяются по родам:

какой? какая? какое?

который? которая? которое?

чей? чья? чьё?

числам:

какой? — какие?

который? — которые?

чей? — чьи?

и падежам.

Местоимение сколько изменяется по падежам и соединяется с существительными, как местоимение столько. При склонении ударение сохраняется на первом слоге.

  • Местоимение каков не склоняется. Оно изменяется только по родам и числам:
  • како́в, какова́, каково́, каковы́
  • Склонение вопросительных местоимений:
И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

кто что который какой чей ско́лько
кого чего которого какого чьего ско́льких
кому чему которому какому чьему ско́льким
кого что который, которого какой, какого чей, чьего ско́лько
кем чем которым каким чьим ско́лькими
о ком о чём о котором о каком о чьём о ско́льких

Местоимение какой в восклицательных предложениях выражает высокую эмоциональную оценку или степень качества:

Какой чудесный день!

Кто относится к неодушевлённым предметам (людям и животным), а что – к неодушевлённым предметам. Местоимения кто, что не имеют форм рода и числа. Независимо от пола и количества лиц сказуемое при подлежащем кто обычно ставится в форме мужского рода единственного числа:

-Кто там пришёл? — Папа пришёл.

-Кто там пришёл? — Мама пришла.

-Кто там пришёл? — Гости пришли.

  1. Однако, если кто употребляется в функции союзного слова, сказуемое может с ним согласовываться во множественном числе:
  2. Все, кто пришли, остались довольны.
  3. При слове кто местоимение такой может употребляться в мужском и женском роде, а также во множественном числе:
  4. кто такой, кто такая, кто такие
  5. Местоимение что всегда сочетается со сказуемым в форме среднего рода единственного числа:

Что это такое? Что случилось?

Относительные

Относительные местоимения – это те же вопросительные, только они употребляются не для вопроса, а для связи простых предложений в составе сложных, например:

Что это такое?   —   Я знаю, что это такое.
(вопросительное) (относительное)
  • Все, кто счастлив, встаньте рядом.
  • Есть числа, которые обозначают части целого.
  • К относительным местоимениям относятся:
  • кто, что, какой, чей, каков, который, сколько

Источник: https://naobumium.info/russkiy/voprositelnye_mestoim.php

Урок русского языка в 6 классе по теме «Относительные местоимения» Учитель русского языка и литературы Баженова Татьяна Николаевна. — презентация

1 Урок русского языка в 6 классе по теме «Относительные местоимения» Учитель русского языка и литературы Баженова Татьяна Николаевна

2 «Хитрые вопросы» Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: Эти тарелки и чашки чистые? Дочка ответила маме тремя местоимениями. Какими? Вы-мы-ты Какое местоимение составлено из двух предлогов? О-на Первый слог личное местоимение.

Второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – мелкая клевета или клеветник. Я-беда Сколько личных местоимений в слове семья? Семь-я Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь.

Я-щик

3 Хаос и порядок Порядок (в широком смысле слова) – гармоничное, ожидаемое, предсказуемое состояние или расположение чего-либо. Хаос – 1. отсутствие видимой упорядоченности. 2. перен. Отсутствие порядка, беспорядок, неразбериха.

4 Порядок морфологического разбора имени существительного I.Часть речи. Общее значение. Начальная форма (И. п., ед. ч.). II.Морфологические признаки. 1. Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение. 2. Непостоянные признаки: падеж, число. III. Синтаксическая роль.

5 Какой хаос! Помогите навести порядок. Разряды местоимений Примеры Личные Я, он, ты, себя, семицветный, она, какой? мы, что? вы, один, какой. Возвратное Кто? Космос, Сколько? Каков, кто. Вопросительные Оно? Чей? Каков? Радость? Её? Вас? Чей. Другие части речи

6 Проверь себя. Разряды местоимений Примеры Личные Я, он, ты, она, мы, вы, оно, её, вас. Возвратное Себя Вопросительные Чей? Каков? Кто? Какой? Что? Сколько? Другие части речи Семицветный, космос, один, радость Какой, каков, чей, кто.

7 КТО стучится в дверь ко мне? Я спросил, КТО стучится. ЧЕГО тебе надобно, старче? Я спросил, ЧЕГО он хочет. КАКОЙ тебе годик? Трудно решить, КАКОЙ год ему шёл. Сформулируйте важную для вас лично цель дальнейшей учебной деятельности. Разобраться … Понять …

8 Служат для связи простых предложений в составе сложных Употребляются в повествовательных предложениях Относительные местоимения Могут быть разными членами предложения кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

9 Спишите предложения, вставьте буквы, раскройте скобки, найдите в них местоимения, определите их разряд и подчеркните как член предложения. Вторую часть предложения запишите в форме вопросительного предложения. 1. Одиссей – единстве(н,нн)ый из смертных, кто слышал пение сирен и остался в ж..вых. 2. Царица Ино вз..

лась спр..сить оракула, за что ра(з,с)гневались боги.(«Баран с золотым руном». Аргонавты) 3. Старый Эзон з..плакал от радости, увидев, каким м..гучим и пр..красным стал его сын.(«Человек в одной сандалии». Аргонавты) 4. Лемносские женщины пр..несли им на к..рабль всего, чем богат был остр..в… («На острове Лемнос».

Аргонавты)

10

Источник: http://www.myshared.ru/slide/905456/

Ссылка на основную публикацию